РУБРИКИ

Диплом: Анализ зарубежного опыта реструктуризации электроэнергетической отрасли

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Анализ зарубежного опыта реструктуризации электроэнергетической отрасли

вырабатываемая электростанциями региональных энергокомпаний и других производителей независимо от их организационно-правовой формы. Рисунок 8 – Организационная схема оптового рынка электроэнергии На первом этапе каждому поставщику, за исключением независимых, обеспечивается равное право продажи на торгах определенной, одинаковой для всех, доли электроэнергии (5-15 процентов выработки) с целью отработки конкурентных механизмов, формирования инфраструктуры рынка, определения с помощью рыночных механизмов реальной стоимости энергии. На всю остальную электрическую энергию сохраняется государственное регулирование тарифов. Независимые производители поставляют всю произведенную электроэнергию по нерегулируемым государством тарифам с использованием механизма коммерческой диспетчеризации. Формирование рыночных цен будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен (коммерческая диспетчеризация) в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка. С целью снижения финансовых рисков на последующих этапах становления оптового рынка электроэнергии участникам рынка должна быть предоставлена возможность заключения контрактов на будущие поставки электроэнергии (мощности) и на покупку или продажу фиксированного объема электрической энергии (мощности) для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен. Всем продавцам и покупателям электроэнергии, соблюдающим установленные правила и удовлетворяющим требованиям по минимальному объему производства (для производителей) или оборота электроэнергии (для прочих участников рынка), будет обеспечена возможность свободного выхода на рынок. Взаимодействие участников конкурентного оптового рынка электроэнергии должно осуществляться на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины. Для участников рынка, которые до их реформирования осуществляют одновременно деятельность в естественно-монопольных и конкурентных сферах, обязательным будет являться ведение раздельного финансового учета по видам деятельности. В целях создания равных конкурентных условий деятельность по передаче и распределению электроэнергии будет отделена от других видов деятельности путем образования отдельного юридического лица. 3.3.2 Розничные рынки электроэнергии В сфере поставок электроэнергии конечным потребителям необходимо сформировать эффективные розничные рынки электроэнергии, обеспечивающие надежное энергоснабжение потребителей при поэтапном развитии конкуренции. Важным условием эффективности розничных рынков станет создание устойчивых и прозрачных в финансовом отношении региональных энергетических компаний, в том числе на основе реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия "Татэнерго" путем создания региональных сетевых дочерних акционерных обществ со 100-процентным участием материнских компаний в их уставном капитале или путем их разделения (выделения) на региональные генерирующие и региональные сетевые акционерные общества с пропорциональным распределением уставного капитала, имея в виду, что деятельность по передаче и распределению электрической энергии будет осуществляться региональными сетевыми компаниями. Акционерным обществам энергетики и электрификации после их реформирования и передачи соответствующей деятельности в ведение региональных сетевых компаний будет присвоен статус гарантирующих поставщиков, обязанных заключить с любым обратившимся к ним потребителем договор на энергоснабжение в закрепленной за ними зоне. Гарантирующие поставщики будут осуществлять поставку электроэнергии на основе регулируемых тарифов, величина которых должна своевременно пересматриваться, с тем, чтобы соответствовать реальной стоимости электроэнергии. Розничная цена должна определяться как сумма оптовой цены электроэнергии, затрат по оплате услуг за передачу, распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой надбавки. Деятельность сбытовых компаний на начальных этапах реформирования будет осуществляться в условиях государственного регулирования, минимизирующего возможность недобросовестного поведения в отношении потребителей. На втором этапе реформы любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям и условиям, получит право осуществлять сбытовую деятельность. При этом потребителям, обслуживаемым любой сбытовой организацией, должен быть обеспечен равный доступ к распределительным сетям. Независимые сбытовые организации будут поставлять электроэнергию потребителям по договорным ценам. Любой потребитель, удовлетворяющий требованиям по минимальному объему потребления и оснащенный необходимыми системами коммерческого учета электроэнергии, имеет право на покупку электроэнергии у независимой сбытовой организации. На розничных рынках электроэнергии допускается совмещение сбытовой деятельности с производством электрической энергии на собственных электростанциях. Организации любой формы собственности, осуществляющие коммерческую деятельность по передаче и распределению электрической энергии (в том числе при введении в эксплуатацию новых распределительных сетей), обязаны организационно обособить эти виды деятельности путем создания отдельного юридического лица и обеспечить равный доступ к сетям всем заинтересованным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации. На начальном этапе необходимо учитывать региональную специфику розничного рынка электроэнергии. Темпы и особенности его создания и функционирования должны согласовываться с техническими особенностями поставки, передачи и распределения электроэнергии, а также с уровнем развития экономики регионов. В регионах, где по техническим причинам временно невозможно развитие конкуренции, сохраняется государственное регулирование. 3.4 Реформирование электроэнергетической отрасли В результате реформирования электроэнергетики и реализации мер по формированию оптового и розничных рынков электроэнергии должны быть созданы: ­ инфраструктура рынков электроэнергии, включающая в себя системного оператора, администратора торговой системы, федеральную и региональные сетевые компании; ­ коммерчески эффективные, привлекательные в инвестиционном отношении организации электроэнергетики. Процесс реформирования охватит Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России», его дочерние и зависимые общества, предприятия коммунальной энергетики и иные организации, являющиеся владельцами электрических сетей и оказывающие услуги по передаче и распределению электроэнергии, включая реформирование федеральных, государственных унитарных предприятий атомной энергетики. 3.4.1 Создание федеральной сетевой компании В процессе развития электроэнергетики была создана Единая энергетическая система России, являющаяся общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности. Основной частью Единой энергетической системы России является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства. С целью ее сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике создается федеральная сетевая компания. В ее состав должны быть включены существующие магистральные сети, являющиеся составными частями единой национальной энергетической сети и обеспечивающие в том числе объединение электростанций Российского акционерного общества "ЕЭС России" и региональных энергосистем, перетоки электроэнергии между ними, ее транзит, экспорт и импорт. Критерии (предельный уровень напряжения, объемы передаваемой энергии, изменение направления передачи мощности и т.п.), по которым линии электропередачи будут относиться к магистральным, определяются Правительством Российской Федерации. Создание федеральной сетевой компании позволит: ­ укрепить интегрирующую роль Единой энергетической системы России и обеспечить взаимодействие производителей и потребителей электроэнергии на конкурентном оптовом рынке электроэнергии; ­ обеспечить непосредственное подключение всех регионов России к единой национальной электрической сети; ­ гарантировать равный доступ продавцов и покупателей на оптовый рынок электроэнергии; ­ осуществлять эффективное государственное регулирование тарифов на передачу электроэнергии; ­ повысить энергетическую безопасность государства; ­ способствовать проведению эффективной государственной внешнеэкономической политики в сфере электроэнергетики. Уполномоченный государственный орган по согласованию с федеральной сетевой компанией совместно с системным оператором будет определять условия присоединения и режимы работы магистральных электрических сетей, сооружаемых за счет привлечения средств инвесторов и включаемых в единую национальную энергетическую сеть, но не входящих в состав федеральной сетевой компании. На начальном этапе реформирования отрасли федеральная сетевая компания создается Российским акционерным обществом "ЕЭС России" на базе всех принадлежащих этому акционерному обществу магистральных сетей в качестве дочернего общества со 100-процентным участием в его уставном капитале. Федеральная сетевая компания приобретает магистральные сети, принадлежащие акционерным обществам энергетики и электрификации и иным организациям, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В учредительных документах Российского акционерного общества "ЕЭС России" и федеральной сетевой компании предусматривается порядок, обеспечивающий избрание представителей государства в совет директоров федеральной сетевой компании в количестве, составляющем большинство совета, при этом назначение руководителей (членов) исполнительного органа федеральной сетевой компании осуществляется с согласия совета директоров Российского акционерного общества "ЕЭС России". В дальнейшем, но не позднее марта 2004 г., обеспечивается непосредственное участие государства в уставном капитале федеральной сетевой компании с целью получения контрольного пакета акций путем распределения ее акционерного капитала среди собственников Российского акционерного общества "ЕЭС России" пропорционально их долям в уставном капитале этого акционерного общества. По мере осуществления реформ и выхода государства из потенциально конкурентных сфер в электроэнергетике произойдет соответствующее увеличение его доли в уставном капитале федеральной сетевой компании, в том числе путем обмена акций генерирующих компаний, принадлежащих государству, на акции федеральной сетевой компании, принадлежащие другим акционерам. Услуги по передаче и распределению электрической энергии подлежат регулированию со стороны государства в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. С целью ускоренного развития электрических сетей и привлечения для этого инвестиций предусматривается возможность частного строительства линий электропередач в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. 3.4.2 Создание единой системы диспетчерского управления (системного оператора) В процессе реформирования электроэнергетики должна быть сохранена и укреплена единая система оперативно-диспетчерского управления отраслью посредством создания системного оператора. Основными задачами системного оператора должны стать управление режимами работы Единой энергетической системы России, составление и исполнение балансов производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежности энергосистемы страны и показателей качества электроэнергии. Системный оператор оказывает всем участникам рынка услуги по управлению режимами работы энергосистемы и организует деятельность по прогнозированию производства и потребления электроэнергии. Основными функциями системного оператора являются: 1) Организация параллельной работы субъектов рынка в составе ЕЭС и обеспечение надежной параллельной работы 2) Регулирование частоты. 3) Регулирование напряжения и минимизация потерь в сети. 4) Предотвращение и ликвидация системных аварий, последствий стихийных явлений, работа в «особый период». 5) Расчет и задание суточных графиков с учетом результатов торгов. 6) Обеспечение технических условий при выработке и передаче электроэнергии от производителя к потребителю. 7) Организация балансирующего рынка и рынка резервов. 8) Разработка балансов электроэнергии и мощности (долгосрочных и краткосрочных) для планирования ремонтов, расчетов режимов работы электростанций и определения потребностей в топливе. 9) Рассмотрение и разрешение заявок на вывод в ремонт оборудования сетей и электростанций. 10) Согласование схем, проведение расчетов для настройки релейной защиты и противоаварийной автоматики. 11) Предложения по развитию сети ЕЭС. 12) Участие в расследовании причин аварий и нарушений. Системный оператор взаимодействует с другими участниками рынка следующим образом: С федеральной сетевой компанией: 1) Участвует в задании технических условий на подключение участников рынка к сетям. 2) Рассчитывает и планирует режимы работы сетевых объектов, устройств РЗ и ПА. 3) Осуществляет расчеты и задания сетевых ограничений. 4) Осуществляет расчеты и задания уставок РЗ и ПА. 5) Осуществляет оперативное управление сетевыми объектами. 6) Регулирует напряжение в электрической сети. 7) Предотвращает и ликвидирует системные аварии. 8) Формирует предложения по развитию электрических сетей. С генерирующими компаниями: 1) Определяет технические условия работы электростанций ГК; 2) Координирует вывод в ремонт мощностей ГК. 3) Рассчитывает технические условия для выдачи генерирующей мощности ГК. 4) Задает ГК диспетчерский график нагрузки и контролирует его выполнение. 5) Управляет резервами активной мощности ГК по видам резервов. 6) Осуществляет анализ фактической мощности и электроэнергии, поставляемой ГК для контроля за выполнением заданного графика работы и заявленных резервов. 7) Осуществляет управление реактивной мощностью генераторов ГК. 8) Предотвращает и ликвидирует системные аварии на электростанциях. 9) Формирует предложения по развитию генерирующих мощностей ГК. С распределительными компаниями и квалифицированными потребителями: 1) Планирует график поставки электроэнергии и мощности. 2) Осуществляет анализ фактической поставки электроэнергии и мощности. 3) Рассчитывает и задает технические условия поставки электроэнергии и мощности. 4) Задает ограничения на режимы потребления электроэнергии и мощности РК и КП в аварийных ситуациях . 5) Регулирует параметры электрического режима. 6) Предотвращает и ликвидирует аварии на объектах РК. 7) Задает технические условия для выхода потребителей на рынок. С администратором торговой системы: 1) Предоставляет участникам рынка информацию об ожидаемых системных условиях на сутки «Х»; 2) Предоставляет АТС информацию об ожидаемых системных ограничениях для организации торгов на сутки «Х» 3) Информация о задании суточных диспетчерских графиков.; 4) Информация о рынке резервов мощности и балансирующего рынка; 5) Обработка и предоставление оперативно-технологической и коммерческой информации, анализ надежности и экономичности функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка; 6) Предоставление каналов связи и оперативной информации. Поскольку системный оператор является монополистом, его деятельность будет отделена от других видов коммерческой деятельности, будет находиться под контролем государства, а оплата предоставляемых системным оператором услуг - осуществляться на основе тарифов, регулируемых уполномоченным государственным органом. На начальном этапе реструктуризации отрасли в срок до 1 февраля 2002 г. системный оператор создается Российским акционерным обществом "ЕЭС России" на базе Центрального диспетчерского управления и объединенных диспетчерских управлений в качестве дочернего общества со 100-процентным участием в его уставном капитале. В учредительных документах Российского акционерного общества "ЕЭС России” и системного оператора предусматривается порядок, обеспечивающий избрание представителей государства в совет директоров системного оператора, в количестве, составляющем большинство совета, при этом назначение руководителей (членов) исполнительного органа системного оператора с согласия совета директоров Российского акционерного общества "ЕЭС России". В дальнейшем, но не позднее марта 2004 г., обеспечивается непосредственное участие государства в уставном капитале системного оператора с целью получения контрольного пакета акций путем распределения его акционерного капитала среди собственников Российского акционерного общества "ЕЭС России" пропорционально их долям в капитале этого акционерного общества. По мере осуществления реформ и выхода государства из потенциально конкурентных сфер в электроэнергетике произойдет соответствующее увеличение его доли в уставном капитале системного оператора, в том числе путем обмена акций генерирующих компаний, принадлежащих государству, на акции системного оператора, принадлежащие другим акционерам После получения контрольных пакетов акций в уставных капиталах федеральной сетевой компании и системного оператора государство рассмотрит вопрос о целесообразности их объединения. 3.4.3 Создание администратора торговой системы В процессе реформирования отрасли создается администратор торговой системы, выполняющий задачи по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии, обеспечению расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка, по обеспечению равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, разработке правил оптового рынка и контроля за их соблюдением, организации системы досудебного урегулирования споров между участниками оптового рынка и контроля за действиями системного оператора, влияющими на экономическую эффективность оптового рынка. ­ Администратор торговой системы образуется участниками оптового рынка электроэнергии в форме некоммерческой организации. В целях обеспечения баланса интересов продавцов и покупателей электроэнергии и предотвращения злоупотребления монопольным положением в учредительных документах администратора торговой системы предусматриваются: ­ ограничение участия одного юридического лица или группы аффилированных лиц в органах управления и имуществе администратора торговой системы; ­ равное представительство поставщиков и покупателей (включая крупных потребителей) электрической энергии в органах управления администратора торговой системы; ­ обеспечение действенного государственного контроля за деятельностью администратора торговой системы; ­ порядок учета интересов всех субъектов рынка при принятии решений администратором торговой системы. Администратор торговой системы разрабатывает и внедряет систему гарантий и расчетов на оптовом рынке электроэнергии, обеспечивающую возможность его функционирования. Деятельность администратора торговой системы регулируется уполномоченным государственным органом в целях обеспечения равных условий для всех участников рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами оптового рынка электроэнергии, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В отношении отдельных энергетических зон с недостаточной пропускной способностью линий связи с Единой энергетической системой России, для которых правила оптового рынка электроэнергии могут иметь региональные особенности, допускается создание зональных структурных подразделений администратора торговой системы. 3.4.4 Создание генерирующих компаний На базе электростанций Российского акционерного общества "ЕЭС России" будут созданы крупные генерирующие компании, являющиеся самостоятельными участниками оптового рынка электроэнергии. При создании таких генерирующих компаний необходимо избежать появления монополистов в сфере производства электроэнергии и обеспечить максимально возможное выравнивание стартовых условий хозяйствования этих компаний (в первую очередь в отношении себестоимости генерации электроэнергии), а также прозрачность процесса формирования генерирующих компаний. Гидроэлектростанции, обеспечивающие регулирование показателей качества электроэнергии в Единой энергетической системе России, включаются в состав генерирующих компаний на основе каскадного принципа, в соответствии с которым гидроэлектростанции одного каскада (при условии их существенной технологической зависимости друг от друга) принадлежат одной генерирующей компании. На начальном этапе реформирования отрасли генерирующие компании создаются Российским акционерным обществом "ЕЭС России" в качестве дочерних обществ со 100-процентным участием в их уставных капиталах. Порядок формирования генерирующих компаний определяется Правительством Российской Федерации и обеспечивается через представителей государства в совете директоров Российского акционерного общества "ЕЭС России". Указанные генерирующие компании могут приобретать в соответствии с законодательством Российской Федерации электростанции, преобладающим видом деятельности которых является производство электроэнергии. В процессе реформирования будет проводиться демонополизация сферы производства электроэнергии путем постепенного выделения генерирующих компаний из Российского акционерного общества "ЕЭС России" с пропорциональным распределением их акций (долей) между акционерами этого акционерного общества. В целях увеличения доли государства в уставных капиталах федеральной сетевой компании, системного оператора, а также для привлечения частных инвесторов в сферу производства электроэнергии наряду с другими формами могут использоваться варианты обмена или продажи принадлежащих государству пакетов акций в уставных капиталах генерирующих компаний. Для стимулирования конкуренции должны разрабатываться механизмы, ограничивающие доминирующее положение генерирующих компаний на оптовом рынке электроэнергии. В случае превышения устанавливаемого предела выработки электроэнергии генерирующая компания обязана либо продать избыточные мощности, либо разделиться на несколько компаний, либо в отношении этой компании будет применяться государственное регулирование цен, объемов производства и т.д. Создаваемые генерирующие компании должны нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за сохранение, использование, реконструкцию, модернизацию или вывод из эксплуатации генерирующих мощностей. Неэффективные с коммерческой точки зрения генерирующие мощности под влиянием рыночных факторов будут выводиться из эксплуатации с дальнейшей консервацией или реконструкцией в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом. Социальные гарантии работникам, задействованным на таких мощностях, должны обеспечиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.4.5 Реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации Реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации будет направлено на повышение прозрачности и эффективности их деятельности, условием чего является разделенный финансовый учет деятельности по производству и сбыту электрической энергии и по создаваемым дочерним сетевым компаниям, в собственность которых передаются сетевые активы (линии электропередачи, подстанции и т.п.). Разделение деятельности явится одним из факторов формирования условий для равного доступа к сетевой инфраструктуре в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под влиянием рыночных условий допускается укрупнение акционерных обществ энергетики и электрификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, потому уже на первом этапе реформ будут сформированы финансово устойчивые и инвестиционно привлекательные региональные организации в сфере энергетики с высокой степенью прозрачности их деятельности. После образования региональных сетевых компаний акционерным обществам энергетики и электрификации будет присвоен статус гарантирующих поставщиков, порядок деятельности которых разрабатывается и утверждается уполномоченным государственным органом. По мере становления рынка статус гарантирующего поставщика может быть присвоен любой сбытовой компании на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсов устанавливается Правительством Российской Федерации. Количество гарантирующих поставщиков и границы зон обслуживания будут определены на первом этапе реформирования, при этом в каждой зоне обслуживания в качестве гарантирующего будет выступать только один поставщик. Допускается укрупнение гарантирующих поставщиков на межрегиональной основе. 3.5 Основные положения модели рынка электроэнергии РАО "ЕЭС России" примет активное участие в создании нового конкурентного рынка электроэнергии. С этой целью РАО "ЕЭС России" предпримет необходимые шаги по формированию первоначального состава субъектов этого рынка, а также примет участие в разработке нормативно-правовой базы, необходимой для его работы. На переходном этапе параллельно с новым конкурентным рынком продолжит функционировать регулируемый ФОРЭМ с изменениями, необходимыми для устранения конфликтов между конкурентной и регулируемой частями рынка. Для обеспечения плавности перехода к конкурентному рынку предусматривается обеспечить обязательства генерирующих компаний по участию в регулируемом рынке при одновременном ужесточении политики по отношению к неплательщикам. Система взаимоотношений будет трансформирована, и осуществлен переход к системе двусторонних договоров, обеспечивающих возможности для юридической защиты интересов сторон договора. Для обеспечения надежной работы ЕЭС России, поддержания стабильного значения частоты и напряжения в соответствии с установленными стандартами в ЕЭС России будут сформированы рынки дополнительных системных услуг, участниками которых станут некоторые электростанции, АО-энерго и крупные промышленные предприятия – потребители электроэнергии . В перспективе, по мере становления конкурентного рынка и приобретения его участниками опыта работы, следует ввести рыночные механизмы решения проблем сетевых ограничений. 3.5.1 Сегменты конкурентного рынка. 3.5.1.1. Сегмент прямых поставок. Участники сегмента прямых поставок имеют право заключать договора на поставку электроэнергии на условиях, устанавливаемых сторонами договора. При этом обязательным условием является регистрация этих договоров у системного оператора рынка и администратора торговой системы. В условиях переходного периода и недостатка опыта у участников рынка в определении реальной цены за электроэнергию ограничивается минимальный и максимальный срок, на который может быть заключен прямой договор. 3.5.1.2. Сегмент спотового рынка Спотовый рынок является централизованной торговой системой (или совокупностью подобных систем), в рамках которой осуществляется формирование цены электроэнергии на основе ценовых заявок производителей и потребителей при соблюдении условий технической реализуемости поставок. В случае, когда результаты торговой сессии признаны технически нереализуемыми по поставкам, вводится разбиение рыночного пространства на зоны, между которыми в результате торгов образовались узкие сечения, и проводятся новые торги между участниками, находящимися в соответствующих зонах. На спотовом рынке используется система расчетов по принципу “поставка против платежа”. Постепенно, по мере роста объемов торговли и создания кредитной истории, требование по уровню депозита, необходимого для допуска на рынок, будет снижаться. 3.5.1.3. Сегмент балансирующего рынка. Балансирующий рынок обеспечивает окончательную балансировку объемов производства и потребления электроэнергии. Для формирования цены балансирующего рынка проводится конкурс ценовых заявок продавцов на дополнительную единицу объема производства. Все электростанции обязаны участвовать в работе балансирующего рынка. Пределы обязательного участия устанавливаются правилами рынка и решением регулирующего органа федерального уровня. Такой конкурс проводится на регулярной основе в период времени, максимально приближенный к реальному времени поставки электроэнергии (например, за один час до поставки). Цена балансирующего рынка используется для стоимостной оценки и проведения соответствующих расчетов по отклонениям, возникающим в процессе торговли на других сегментах конкурентного рынка. 3.5.2 Участники конкурентного рынка. Поставщиками электроэнергии на рынке могут являться: ­ генерирующие компании, независимо от форм собственности, не совмещающие производство и транспортировку электроэнергии и обеспечивающие коммерческий учет отпускаемой электроэнергии. Генерирующие компании будут создаваться как в процессе реструктуризации РАО “ЕЭС России”, так и независимыми производителями энергии, в первую очередь, концерном “Росэнергоатом”; ­ независимые коммерческие компании, выступающие в качестве агентов генерирующих компаний; ­ коммерческие компании, осуществляющие закупку электроэнергии с целью ее последующей перепродажи. ­ Покупателями электроэнергии на конкурентном рынке могут являться организации, отвечающие ограничению по минимальной потребляемой мощности, установленному в качестве условия доступа к рынку, и требованиям по обеспечению коммерческого учета электроэнергии, в том числе: ­ конечные потребители электроэнергии; ­ независимые коммерческие структуры (сбытовые компании), осуществляющие покупку электроэнергии с целью ее дальнейшей перепродажи; ­ распределительные компании (в том числе муниципальные), владеющие распределительными сетями и приобретающие электроэнергию для поставки ее потребителям, присоединенным к их сетям, при условии разделения бизнесов по транспортировке и сбыту электроэнергии. 3.5.2.1. Особенности участия электростанций в сегментах конкурентного рынка К электростанциям, работающим в вынужденном режиме, относятся электростанции, по технологическим причинам не имеющие возможности для гибкого регулирования режимов своей работы, в частности: ­ ТЭЦ, работающие в теплофикационном режиме; ­ АЭС; ­ ГЭС, осуществляющие технологические попуски воды; ­ ТЭС, несущие минимальную технологическую нагрузку (по условиям эксплуатации генерирующего оборудования). Для большинства таких электростанций цена, формируемая на рынке, будет покрывать издержки их работы. Для остальных станций может быть предусмотрен особый режим ценообразования. 3.5.2.2. Особенности ценообразования ГЭС Отсутствие существенных расходов, связанных с компенсацией капитальных затрат на строительство существующих ГЭС, и их низкие операционные затраты обусловливает необходимость выравнивания условий их конкуренции на рынке. Одним из решений могло бы стать создание механизма, обеспечивающего направление части прибыли ГЭС на развитие технологической инфраструктуры рынка (сетей федерального значения и единой системы диспетчеризации), решение социальных проблем, возникающих при реструктуризации электроэнергетики, модернизацию устаревших основных фондов генерирующих станций, решение экологических проблем и формирование федерального фонда развития энергетики. На регулируемом рынке, размер средств, направляемых на указанные нужды, должен утверждаться ФЭК России и включаться в состав тарифа, устанавливаемого для ГЭС. 3.5.3 Участники регулируемого рынка К участию в регулируемом рынке допускаются все производители и потребители электроэнергии в соответствии с существующими правилами. 3.5.4 Инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка включает технологическую и коммерческую инфраструктуры рынка. Технологическая инфраструктура рынка включает: ­ системообразующие сети электропередачи; ­ систему оперативно-диспетчерского управления; ­ устройства учета системообразующей сети, системы связи и телемеханики; ­ распределительные сети и системы учета потребленной электроэнергии. Новый конкурентный и регулируемый рынок использует единую технологическую инфрастуктуру. Коммерческая инфраструктура рынка включает: ­ организованные торговые площадки; ­ систему расчетов; ­ систему гарантий участников рынка от возможного неисполнения обязательств другими участниками рынка. Инфрастуктура рынка поддерживается: ­ в части обеспечения режимов работы и поддержания надежности и качества электроэнергии – системным оператором рынка; ­ в части обеспечения торгов электроэнергией и расчетов за нее – администраторами торговых систем; ­ в части обеспечения присоединения к сети и передачи электроэнергии – сетевой компанией федерального уровня и региональными распределительными компаниями, создаваемыми на базе АО-энерго. 3.5.5 Рынок дополнительных услуг. Помимо оказания своих основных услуг по организации режимов работы ЕЭС системный оператор обеспечивает оказание дополнительных системных услуг, к которым относятся: ­ регулирование частоты и активной мощности; ­ регулирование напряжения и реактивной мощности; ­ резервирование мощности (рынок резервов, схема приведена на рисунке 9); ­ участие субъектов рынка в общесистемной противоаварийной автоматике. Рисунок 9 – Структура рынка резервов. Диплом: Анализ зарубежного опыта реструктуризации электроэнергетической отрасли Дополнительные услуги обеспечиваются системным оператором путем востребования услуг участников рынка, которые осуществляются на возмездной основе. Затраты на оказание системных услуг оплачиваются теми субъектами рынка, деятельность которых обусловила необходимость оказания этих услуг (затрат). Плата за оказание дополнительных системных услуг определяется либо на основе конкурентных механизмов на рынках соответствующих системных услуг, либо устанавливается регулирующим органом. 3.6 Этапы реформирования электроэнергетики При проведении реформы электроэнергетики необходимо сочетать по срокам преобразование федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии, разработку правил его функционирования и осуществление мероприятий по реформированию организаций отрасли. Диплом: Анализ зарубежного опыта реструктуризации электроэнергетической отрасли Реформирование электроэнергетики носит последовательный характер и будет осуществляться в три этапа. Первый из них изображен на рисунке 10. Рисунок 10 – Изменение структуры электроэнергетики на первом этапе 3.6.1 Первый этап Первый этап реформ осуществляется в течение 3 лет. В ходе этого этапа должны быть решены следующие задачи: ­ разработка нормативной правовой базы реформирования отрасли; ­ реформирование организаций электроэнергетики; ­ отработка механизмов функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии. Первый этап включает в себя две фазы продолжительностью по полтора года каждая. В рамках первой фазы, носящей в основном подготовительный характер, будут осуществлены следующие мероприятия: 1) подготовка, внесение и принятие необходимых нормативных правовых актов; 2) разработка и утверждение правил работы конкурентного оптового рынка электроэнергии; 3) инвентаризация имущества Российского акционерного общества "ЕЭС России", акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия “Татэнерго”; 4) проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению издержек, реструктуризации кредиторской и дебиторской задолженности организаций отрасли; 5) формирование системы раздельного учета затрат по видам деятельности; 6) создание единой системы регулирования; 7) создание механизма по обеспечению равного доступа к сетевой инфраструктуре; 8) реорганизация Российского акционерного общества "ЕЭС России" путем создания: ­ федеральной сетевой компании в качестве дочернего общества Российского акционерного общества "ЕЭС России" со 100-процентным участием акционерного общества в ее уставном капитале; ­ генерирующих компаний, которые создаются на базе электростанций Российского акционерного общества "ЕЭС России" в качестве дочерних обществ со 100-процентным участием акционерного общества в их уставных капиталах; ­ системного оператора, который создается в результате объединения центрального диспетчерского управления и объединенных диспетчерских управлений в качестве дочернего общества Российского акционерного общества "ЕЭС России" со 100-процентным участием акционерного общества в его уставном капитале; 9) реформирование атомной энергетики путем образования одной генерирующей компании; 10) создание администратора торговой системы как некоммерческой организации; 11) развитие инфраструктуры, необходимой для перехода к конкурентному оптовому рынку электроэнергии; 12) формирование платежной системы оптового и розничного рынков электроэнергии; 13) начало реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия "Татэнерго" путем создания ими сетевых компаний в качестве дочерних обществ со 100-процентным участием в их уставных капиталах; 14) присвоение статуса гарантирующих поставщиков реформированным акционерным обществам энергетики и электрификации; 15) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности): ­ сохранение регулирования тарифов для поставщиков на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и тарифов на электроэнергию, отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), в том числе в виде предельных минимальных и максимальных тарифов, за исключением тарифов для независимых производителей, а также производителей, не входящих в Российское акционерное общество "ЕЭС России" как холдинг, систему Министерства Российской Федерации по атомной энергии, концерн "Росэнергоатом", акционерные общества энергетики и электрификации и государственное унитарное предприятие Татэнерго"; ­ введение тарифов на передачу (распределение) по электрическим сетям; ­ установление тарифов на услуги системного оператора, администратора торговой системы, услуги сетевых дочерних обществ акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия Татэнерго"; ­ формирование на оптовом рынке электроэнергии сектора продажи по нерегулируемым ценам определенной одинаковой для всех, доли электроэнергии (5-15 процентов выработки) производителями, входящими в Российское акционерное общество "ЕЭС России" как холдинг, систему Министерства Российской Федерации по атомной энергии, концерн "Росэнергоатом", акционерные общества энергетики и электрификации и государственное унитарное предприятие “Татэнерго”, и всей электроэнергии, выработанной независимыми производителями; 16) на розничных рынках: ­ прекращение регулирования новых независимых производителей, а также производителей, не входящих в Российское акционерное общество "ЕЭС России" как холдинг, систему Министерства Российской Федерации по атомной энергии, концерн Росэнергоатом", акционерные общества энергетики и электрификации и государственное унитарное предприятие "Татэнерго"; ­ введение формулы образования цены на розничных рынках электроэнергии, зависящей от цены на оптовом рынке электроэнергии; ­ введение тарифов по зонам суток. В течение второй фазы: 1) завершается реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия Татэнерго"; 2) осуществляется объединение реформированных акционерных обществ энергетики и электрификации и их дочерних обществ по видам деятельности; 3) расширяется число субъектов оптового рынка электроэнергии; 4) вводится коммерческая диспетчеризация поставщиков на основе ценовых заявок; 5) совершенствуется платежная система оптового рынка электроэнергии, формируется расчетный центр; 6) запускаются механизмы заключения форвардных и фьючерсных контрактов 7) завершается формирование системы прогнозирования спроса; 8) определяется механизм использования сверхприбыли гидроэлектростанций; 9) разрабатываются индивидуальные проекты реформирования изолированных энергосистем и начинается их реализация; 10) разрабатывается механизм социальной реабилитации работников электроэнергетики, высвобождаемых в ходе реформирования отрасли; 11) производится реформирование Российского акционерного общества "ЕЭС России" путем создания независимых обществ с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству: федеральной сетевой компании (с сохранением наименования Российского акционерного общества "ЕЭС России"), системного оператора, генерирующих компаний, созданных на базе электростанций Российского акционерного общества "ЕЭС России", и холдинга, владеющего акциями акционерных обществ энергетики и электрификации. Отдельные электростанции Российского акционерного общества "ЕЭС России" (генерирующие компании) в течение второго этапа могут оставаться в составе указанного холдинга. В результате первого этапа будут созданы условия для функционирования конкурентного рынка электроэнергии, достигнута финансовая прозрачность организаций электроэнергетики. При этом становление конкурентного оптового рынка будет способствовать дооценке стоимости активов всех участников рынка электроэнергии, что создаст дополнительные факторы, содействующие привлечению инвестиций. 3.6.2 Второй этап Второй этап реформы займет 2-3 года и явится периодом становления оптового и розничных рынков электроэнергии на территории Европейской, Уральской и Сибирской энергозон. На этом этапе завершится формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии, будет прекращено регулирование тарифов на электрическую энергию и сохранено регулирование тарифов на ее передачу и системные услуги, для чего: ­ вводятся в действие правила функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии, определяются принципы взаимоотношений его участников и порядок перехода к ценообразованию на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения; ­ заканчивается в основном формирование правовой базы функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии; ­ создаются независимые сбытовые компании; ­ рассматривается целесообразность объединения Российского ­ акционерного общества "ЕЭС России" (федеральной сетевой компании) с системным оператором; ­

Диплом: Анализ зарубежного опыта реструктуризации электроэнергетической отрасли

формируются условия для развития конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Рисунок 11 – Изменение структуры электроэнергетики на втором и третьем этапах В результате будет в основном проведено реформирование отрасли, сформирована система рыночного ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии, созданы условия для широкомасштабного привлечения инвестиций. 3.6.3 Третий этап Третий этап проведения реформы должен быть осуществлен в течение 3-4 лет. Его основным содержанием станет обеспечение ­ притока инвестиций в конкурентные сектора электроэнергетики. В ходе этого этапа: ­ развивается и совершенствуется рыночная инфраструктура; ­ производится привлечение инвестиций в капитал генерирующих компаний; ­ развивается система магистральных сетей с расширением сферы оптового рынка электроэнергии; ­ обеспечивается увеличение доли государства в уставном капитале Российского акционерного общества "ЕЭС России" (федеральной сетевой компании) и в уставном капитале системного оператора. В результате будет закончено формирование конкурентных оптового и розничных рынков электроэнергии, достигнут высокий уровень конкуренции в секторах производства и сбыта электроэнергии, государство перестанет выполнять несвойственные ему функции хозяйственного управления конкурентными секторами энергетики. 4 Анализ зарубежного опыта реструктуризации и организации отрасли 4.1 Описание экономической ситуации 4.1.1 Англия и Уэльс В течение многих лет государственные монополии считались в Великобритании оптимальной формой организации деятельности энергетического сектора. Они находились под контролем правительства, гарантировали стабильность поставок энергоносителей потребителям и, казалось бы, надежный уровень энергетической безопасности страны в целом. Однако эта энергетическая безопасность давалась стране дорогой ценой. Монополизм в отраслях энергетики обусловил отсутствие гибкости в функционировании энергетических предприятий, а также стимулов к снижению затрат на строительство новых энергетических установок, к разработке и внедрению передовых энерготехнологий. Существование монополий оказывало определенное влияние и на снижение уровня безопасности энергоснабжения. Так, в начале 80-х годов у газодобывающих компаний в стране практически отсутствовали стимулы для разведки новых месторождений природного газа в Северном море, так как продать газ можно было лишь компании «British Gas», которая имела собственные излишки его добычи и соответственно не была заинтересована в предложении хорошей цены за газ, добытый более слабыми конкурентами, не имеющими прямого выхода на потребителей. Функционирование отраслей энергетического сектора Великобритании в условиях монополизма не отличалось высокой экономической эффективностью. Так, Центральный электроэнергетический совет, являвшийся по сути государственной структурой и контролировавший основные вопросы, связанные с определением приоритетов в развитии электроэнергетики страны, по техническим соображениям отдавал предпочтение крупным проектам, таким как строительство атомных электростанций и крупных угольных электростанций, расположенных непосредственно в районах угледобычи. Так как эти электростанции находились далеко от основных потребителей, возникла необходимость вложения дополнительных инвестиций в передачу электроэнергии, кроме того, за счет расстояния увеличивались ее потери в сетях. В условиях существования государственных монополий в энергетическом секторе Великобритании бюджетные затраты, являющиеся основной инвестиционной компонентой энергетики, иногда претерпевали довольно существенные изменения по мере изменения приоритетов государственной энергетической и экономической политики. Учитывая сказанное, а также высокую капиталоемкость и инерционность энергетики, государственное финансирование не могло рассматриваться в качестве инвестиционного источника, способного обеспечить надежный уровень энергетической безопасности страны на длительную перспективу. Следует отметить также, что цены на энергоносители, устанавливаемые для потребителей государственными монополиями, были неоправданно высоки. Таким образом, в энергетике Великобритании по состоянию на начало второй половины 80-х годов имела место целая совокупность факторов, говорящих в пользу необходимости скорейшего осуществления реформ в ее отраслях, приватизация которых стала первым шагом в этом направлении. Приватизация является необходимым, но отнюдь не достаточным условием создания конкурентной рыночной среды. Великобритания к моменту реструктуризации электроэнергетики уже имела опыт либерализации рынка газа. Компания «British Gas», несмотря на приватизацию газовой индустрии, продолжала оставаться монополистом на рынках природного газа. Сегодня с внедрением в отрасли принципов конкуренции ее позиции заметно снизились. Поначалу поставками газа на конкурентной основе были охвачены только крупные промышленные потребители, впоследствии принцип конкурентности был перенесен на мелких и средних промышленных и бытовых энергопотребителей. За период с 1986 по 1996 г. доля природного газа, поставляемого компанией «British Gas» своим потребителям, снизилась со 100 до 35%. Волна конкуренции за газоснабжение бытовых потребителей началась осенью 1995 г. с юго-западной Англии, затем она, дойдя до Шотландии, захватила северо-запад и центральные районы страны (Мидлэндз) и докатилась до Лондона. В тех районах, снабжение газом которых стало осуществляться на конкурентной основе, около 20% потребителей (около миллиона зданий жилищно-коммунального сектора) отказались от услуг «British Gas», предпочтя ей других поставщиков, снизив благодаря этому свои расходы по оплате счетов за газоснабжение в среднем на 20%. Также в стране были приватизированы железные дороги, денационализирована система социального и даже медицинского страхования. Значительное влияние на энергетику оказывала и угольная промышленность. До приватизации почти 3/4 английского угля потреблялось в электроэнергетике. Естественно, в этой ситуации Правительство обязало энергокомпании не расторгать договора с угольными партнерами как минимум на 3 года (до 1992 г.) Лейбористское правительство Великобритании поддерживает угольную промышленность, профсоюз которой имеет значительное влияние. Так как добыча угля не является в Англии особенно прибыльной, энергетика дотирует её своими закупками угля под нажимом правительства. 4.1.2 Норвегия Выше уже была описана ситуация в экономике Норвегии. Основные моменты: ­ Избыточная генерация электроэнергии, почти на 100% состоящая из ГЭС на горных каскадах, что, с одной стороны, позволяет вырабатывать очень дешевую энергию, а с другой - ставит генерацию в зависимость от «водности» года ­ Налаженная торговля энергией с соседними странами, прежде всего Швецией и Данией; ­ Высокая энергоемкость промышленности и коммунального сектора, практическое отсутствие энергосбережения; ­ Экспортно-ориентированная экономика; ­ Высокая социальная защищённость, обеспечиваемая соответственно высокими налогами 4.1.3 Швеция Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности труда и уровня жизни. Свыше 80% всего экспорта составляют промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной Европе. Хотя Швеция является относительно малой страной, ее экономика в большой степени диверсифицирована. Традиционные отрасли, базирующиеся на двух наиболее важных сырьевых ресурсах - железной руде и лесе, по-прежнему играют важную роль, однако возросло значение машиностроения и различных высокотехнологичных секторов. Очевидно, что развитие такой передовой и специализированной отраслевой структуры не представлялось бы возможным, если бы эти товары продавались лишь на внутреннем рынке. Расширяя продажи на мировом рынке, шведские компании смогли распределить расходы на научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки на больший объем продукции, тем самым эффективно используя свои соответствующие ниши. В Швеции государство играет огромную роль в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. Частный капитал при такой системе как бы освобождается от многих видов «непроизводительных» для него затрат. Она стимулирует использование большей части прибыли на расширенное накопление капитала, так как государство берет на себя преобладающую часть затрат на образование , здравоохранение, развитие инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. д. 4.1.4 США США – это крупнейшая экономическая держава мира. Их огромная территория является одним из факторов, оказывающих серьезное влияние на процесс преобразований в электроэнергетике. Государство США имеет ярко выраженное федеративное устройство и представляет пример того, как различные штаты относятся к идеям дерегулирования. Особенный интерес представляет развитие процесса дерегулирования в инвестиционно насыщенной и конкурентной среде. В начале XX века вертикально интегрированные энергокомпании США производили 40 % всей электроэнергии. Промышленные предприятия в то время вырабатывали электроэнергию в основном для своих нужд. После того как ЭК стали устанавливать более мощные генераторы и расширять строительство электрических сетей, повышая тем самым свою экономическую эффективность, промышленные предприятия начали покупать электроэнергию для собственных нужд у ЭК. По мере расширения обслуживаемой энергокомпаниями территории их основное предназначение превратилось в обязанность ЭК обслуживать клиентов, находящихся на этой территории. Поскольку на монополистов в США распространялся антитрестовский акт Шермана, то и ЭК также были обязаны его соблюдать. Кроме того, в целях защиты интересов потребителей было установлено тарифное регулирование ЭК. В 1921 г. частные энергокомпании производили уже 94 % всей электроэнергии, остальные 6 % вырабатывались на электростанциях, построенных на общественные средства. В то 10-летие при поддержке общественности началось строительство государственных, преимущественно гидравлических электростанций. В период 1933-1941гг. половина вновь вводимых мощностей финансировалась федеральными и общественными структурами. К 1940г. сформировалась федеральная энергетическая политика в отношении тарифов на электроэнергию. Федеральные электростанции поставляли ее по самым низким ценам, лишь компенсирующим издержки производства. Закон 1935 года об энергетических холдинговых компаниях запретил частным энергетическим компаниям выходить за границы штатов. В результате проявилась практически поголовная энергообеспеченность штатов при слабых межштатных линиях электропередач, что при учете огромной географической протяженности и различной промышленной специализации штатов создает определенные проблемы. На протяжении нескольких 10-летий частные ЭК были в состоянии удовлетворять спрос потребителей на электроэнергию по относительно невысоким ценам, и такая тенденция сохранялась до конца 1960-х годов. Затем нефтяные кризисы, принятые законы об охране окружающей среды, негативное отношение к АЭС вследствие аварии заставили пересмотреть взгляды на структуру энергетики. 4.1.5 Выводы Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: ­ Во всех рассматриваемых странах электроэнергетика обладала избыточной генерацией; ­ Пропускной способности сетей хватало для функционирования экономики, однако при росте энергопотребления либо экспорта энергии могли возникнуть «узкие места» ­ Государство имело большое влияние на отрасль (Англия и Скандинавия - полная или частичная собственность); зачастую имела место та или иная форма субсидирования энергетикой других отраслей промышленности или социальных программ. В Норвегии имела место обратная ситуация, что ставило в тяжелое положение уже промышленность. 4.2 Реструктуризация отрасли электроэнергетика 4.2.1 Причины и цели реструктуризации Главным направлением реформ электроэнергетики за рубежом следует считать внедрение конкуренции в области производства электроэнергии, чему способствовало признание в начале 90-х годов того, что электроэнергетическая отрасль перестала быть неделимой естественной монополией. Существует несколько причин такого изменения отношения к электроэнергетике. Прежде всего, экономия от масштаба, которая долгое время играла роль основного аргумента в пользу естественно-монопольной структуры отрасли, потеряла свою актуальность. Новые технологии привели к тому, что электростанции среднего размера оказываются вполне конкурентоспособными по сравнению с более крупными станциями. Это позволило менее крупным инвесторам, чем существующие вертикального интегрированного комплексами (ВИК), строить независимые от них электростанции. Можно выделить следующие цели, которые первоначально указывались при проведении реформ в различных странах: ­ снижение стоимости электроэнергии для потребителей за счет повышения эффективности работы отрасли (Великобритания, Аргентина, Австралия); ­ привлечение иностранных инвестиций для повышения эффективности работы отрасли (Бразилия, Аргентина); ­ внедрение конкуренции для предоставления потребителям права выбора поставщика (Бразилия); ­ сглаживание разницы в ценах на электроэнергию в различных регионах страны (Норвегия, США); ­ повышение эффективности инвестирования в развитие инфраструктуры электроэнергетики и отрасли в целом с целью повышения конкурентоспособности национальных производителей (Австралия). Причины и цели реструктуризации в различных странах представлены в таблицах 5 и 6. Таблица 5 – Причины реструктуризации в различных странах
Англия и Уэльс

­ Монополизм в отраслях энергетики обусловил отсутствие гибкости в функционировании энергетических предприятий, а также стимулов к снижению затрат на строительство новых энергетических установок, к разработке и внедрению передовых энерготехнологий

­ Неэффективное управление, государственная собственность и политизация энергетики привели к нерациональному размещению и загрузке генерирующих мощностей и сетей внутри страны

­ В условиях высокой капиталоемкости и инерционности энергетики, государственное финансирование, к тому же зависящее от приоритетов государственной политики в различных сферах, не могло рассматриваться в качестве инвестиционного источника, способного обеспечить надежный уровень энергетической безопасности страны на длительную перспективу.

­ Цены на энергоносители, устанавливаемые для потребителей государственными монополиями, были неоправданно высоки.

Норвегия

­ предприятие «Статкрафт» по генерации, передаче и распределению электроэнергии. «Статкрафт» являлось частью министерства водных ресурсов и энергетики, не имея статуса компании и стимулов для повышения собственной эффективности.

­ Тарифы на электроэнергию устанавливались государством на срок до десяти лет без права применения дефляторов и примерно к середине этого срока переставали покрывать собственные затраты «Статкрафт». С целью её дотирования повышались налоги для промышленнных предприятий (для которых, кстати, одновременно вводились льготные тарифы). Это вызвало отток инвестиций за границу и осложнило экономическое положение в стране.

­ Для привлечения дополнительных доходов от экспорта электроэнергии с учетом избыточности собственных мощностей необходимо было провести внутри страны достаточно эффективные энергосберегающие мероприятия, для чего требовалось сделать «Статкрафт» самодостаточной компанией

Швеция

­ Компания «Ватенфолл» являлась единственной, отвечающей за ведение режимов сети, её функционирование, координацию передачи и распределения энергии.

­ 50% генерации также находились в собственности «Ватенфалл», тогда как почти вся остальная половина была распределена между 12 крупными энергокомпаниями. Это затрудняло выход на экспортный рынок остальных компаний

США

­ Значительный разброс в тарифах между штатами

­ Низкая пропускная способность межштатных линий электропередач

­ Зависимость от импорта нефти,

­ Низкая эффективность использования органического топлива

Россия

­ Затратный механизм формирования тарифов

­ Неплатежи

­ Перекрестное субсидирование

­ Потребность в инвестициях

­ Низкая эффективность энергетики

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.