|
|
|
|
Диплом: Государственное регулирование рынка труда
Рис.1.6 Экономический кризис
модели рынка труда, к которым можно отнести, в частности, влияние высокой
степени развития материализма и своеобразного коллективизма, сложившейся
традиционно за годы строительства социализма и предполагаемый приоритет
полной занятости по сравнению с требованиями экономической эффективности;
неравномерность развития различных отраслей и секторов экономики;
неодинаковые темпы движения к рынку в отдельных регионах, городах и сельской
местности, неразвитое состояние рынка труда; увеличение числа безработных в
результате как сокращение объёмов производства, так и деградация части
производственных мощностей.
Существенные изменения в области занятости, вызванные прежде всего тем, что
важнейшее “достижение” плановой экономики “сверхзанятость”, гарантированная
государством, себя исчерпала. Теперь занятость становится таким же динамичным
показателем, как и другие свойственные рынку, критерии. Появилась устойчивая
резервная армия труда, которая отражает реальную картину в экономике,
чередование избытка рабочей силы и её нехватки. Причём динамика этих
процессов имеет противоречивый характер.
Одним из новых явлений в сфере занятости является усиливающаяся иммиграция
населения из стран “ближнего” зарубежья в Россию. Это долговременный фактор и
его позитивные последствия скажутся лишь в будущем, когда уменьшение
деторождения и старения населения приведёт к сокращению предложения рабочей
силы. В краткосрочном периоде труда, наоборот, иммиграция способствует
увеличению предложения рабочей силы и усилению давления на рынке труда.
Активизируется и обратный процесс - иммиграции из России [34].
Мировая практика показала, что временный аспект оказывает существенное
влияние на колебание спроса на рабочую силу и её предложение. Это связанно,
как с динамикой фаз промышленного цикла в краткосрочном периоде, так и с
долговременными структурными сдвигами в экономике, предъявляющими новые
требования к рабочей силе. Спрос на неё определяется в основном состоянием
промышленного производства. Экономика России не является исключением из общей
закономерности. Спад промышленного производства ведёт к падению спроса на
рабочую силу. Причём высвобождение работников из производственной сферы
включает те же четыре момента, которые свойственны развитым странам: спад
производства – снижение спроса на рабочую силу, уменьшение числа занятых –
увеличение безработицы.
Однако то обстоятельство, что рыночная экономика в России только зарождается,
накладывает свой отпечаток на стиль и формы проявления общей закономерности.
Речь идёт прежде всего, об относительно медленном росте безработицы при
быстром сокращении объёмов производства. Но если высвобождение рабочей силы
происходит медленнее, чем сокращение производства, то падение спроса на
рабочую силу было вполне ощутимо.
В конце 1994 года, заявленная в Федеральные службы занятости потребность в
рабочей силе, оказалась в 5,8 раз меньше её предложения. В конце 1995 года, в
целом по России, на одну вакансию приходилось пять безработных.
Уменьшение числа занятых в регистрируемой сфере общественного производства
сопровождается увеличением занятых вне его. Это обстоятельство косвенно
свидетельствует о том, что источники жизнеобеспечения, расположенные вне
легального производства, приобретают всё большее значение: происходит
разрушение официального рынка труда, всё большее число работников вынуждено
трудится не по основной профессии, в теневой экономике, на чёрном рынке.
Ликвидация монополизма государственных предприятий на рынке труда также
создаёт новую ситуацию, частично это повышает гибкость и эффективность
использования рабочей силы, а частично социально – трудовые отношения
принимают криминальный характер.
В этих условиях безработица переходит в скрытые формы, падает на легальном
рынке труда предложение рабочей силы. Мизерная заработная плата на
предприятиях – банкротах оставляет пустующими длительное время многие тысячи
рабочих мест, немалую часть которых занимают не кадровые рабочие , а
случайные люди. Сокращающиеся рынки труда всё больше регулируются не
экономическими, а административными методами. Мигранты не могут
трудоустроиться из-за запретов и многочисленных ограничений.
Официально признанная в начале безработица 90-х годов стала реальностью
нынешней России. Её рост может усилится в связи с новыми процессами
высвобождения “излишней” рабочей силы из производственной сферы, используемой
там формально и неэффективно. Эти работники имеют наибольшие шансы попасть
под увольнение по экономическим причинам.
Определить величину “излишней” рабочей силы точно не возможно. По некоторым
оценкам, на предприятиях России её число достигает 5-15 миллионов человек. По
другим данным, не менее пятой – третьей части являются лишними.
Мировая практика показывает, что спад производства сопровождается адекватными
ему размерами высвобождающейся рабочей силы. В России, напротив, как уже
отмечалось выше, занятость и безработица менее эластичны по отношению к спаду
производства. Отсюда следует, что если факт наблюдаемой в России эластичности
занятости по спаду производства выступают как сугубо рыночное явление, то её
размеры назвать рыночными нельзя.
Более быстрое сокращение объёмов производства, чем занятости, связанно с
одной стороны с тем, что государство сдерживало массовые увольнения граждан
во избежание роста социальной напряжённости. С другой стороны, ряд законов,
принятие которых привело бы к резкому повышению безработицы (например, закон
о банкротстве), так и остались на бумаге. Результатом этих мер явилась
получившая широкое распространение неполная занятость.
Широкое использование неполной занятости в экономике России вызвано двумя
объективными причинами: нехваткой финансовых средств на предприятиях, которые
дали бы возможность осуществить дорогостоящее высвобождение рабочей силы. По
этой причине работники отправляются в вынужденные отпуска без сохранения
заработной платы. Многие из них, лишившись источников существования,
увольняются по собственному желанию. По данным Минтруда более 50% официально
зарегистрированных безработных в 1997 году составили работники, вынужденные
уволиться из-за неплатёжеспособности предприятий.
Другая объективная причина кроется в статусе предприятий. В случае, если оно
выступает в качестве градообразующего, а рынок является локальным, то
массовые увольнения могут резко усилить социальную напряжённость.
Складывающийся в настоящее время российский рынок имеет специфические черты,
которые делают его отличным от рыночной экономики, свойственной промышленно
развитым странам. Их опыт показывает, в частности, что люди с высшем
образованием имеют самый высокий уровень доходов, и это оправдано. В России
же самый высокий уровень доходов имеют следующие группы населения : занятые в
теневой экономике; работающие в банковской сфере и торговле; номенклатурные
работники, имеющие возможность использовать государственную собственность в
собственных интересах. Говорить о высшем образовании не приходится, когда
идёт процесс присвоения определёнными слоями созданного предшествующими
поколениями богатства, использование номенклатуры для умножения своих доходов
и т.п.
В переходной экономике России из множества нерешённых проблем необходимо
выделить те, которые в настоящий момент являются наиболее актуальными. Среди
них особое место занимает социальная переориентация всей экономической
политики. Какие бы действия не предпринимались правительством для роста
экономической эффективности производства, они должны соответствовать критерию
повышения жизненного уровня населения. Необходимо создать надёжные механизмы
защиты доходов от обесценивания.
В условиях переходной экономики действует одновременно две тенденции:
- преодолеваются тоталитарные порядки на производстве, в социально – трудовых
отношениях. В будущем должно сформироваться правовое государство и
гражданское общество. Это означает, что в перспективе установится
верховенство закона в процессе регулирования социально – трудовых отношений,
а такие механизмы, как защита прав, свобод и интересов трудящихся объединяет
усилия правового демократического государства и многих других субъектов
гражданского общества;
- зарождаются новые формы регулирования трудовых отношений, создаются новые
законы о взаимоотношениях работодателей и работников.
Долгосрочные прогнозы и концепции развития трудовой сферы ещё нуждаются в
разработке. Но предварительно можно предположить, что в после кризисной
перспективе большинство отклонений российской ситуации от положения в
развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции
роста занятости в прогрессивных отраслях экономики (наука, обрабатывающая
промышленность). Продолжится рост занятости в сфере услуг. Сократится
занятость в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение
уровней заработной платы изменится в пользу прогрессивных отраслей.
Неформальные сегменты рынка будут в значительной степени “формализованы”.
Безработица сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её
изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых
малоквалифицированных рабочих. В случае проведения активной политики
занятости (и повышение самостоятельной активности людей на рынке труда) можно
ожидать повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства
безработных и сокращения средних сроков пребывания людей в статусе
безработного. Безработица будет носить в основном структурно –
технологический и фрикционный характер, увеличиваясь во время циклических
спадов производства.
В более отдалённой перспективе следует ожидать новых перемен в отраслевой
структуре занятости, обусловленной технологическими сдвигами. Увеличится
занятость в “экологических” отраслях, информационных технологиях. Возрастёт
доля “домашних” рабочих мест, основанных на компьютерных технологиях и
соответствующих средствах связи. Будет сокращаться продолжительность рабочей
недели и величина рабочего времени среднего занятого россиянина. Изменится
структура подготовки кадров специалистов (в первую очередь, в системе
образования). Уменьшится доля инженерных специальностей (среди которых будут
преобладать профессионалы в области “высоких технологий”, информатики,
восстановления природной среды). Увеличится подготовка специалистов в области
экономики и управления, социологии и социальной работы, психологии и ряде
других мест. Возрастёт общий уровень образования населения, в том числе доли
лиц с высшим образованием, учёной степенью. Средняя продолжительность
обучения россиянина трудоспособного возраста приблизится к показателям
наиболее развитых стран.
Приведённый выше прогноз на долгосрочную перспективу не является
экстраполяцией наблюдаемых сейчас процессов – в этом случае он был бы гораздо
более пессимистическим. Это скорее нормативный прогноз, перечень целей, к
достижению которых следует стремиться. Для достижения указанных целей
необходимо вывести экономику из состояния депрессии и перейти к политике
осмысленного государственного регулирования трудовой сферы [20].
1.3. Политика занятости и регулирования рынка труда
Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально
ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов,
обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование
трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного
рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы
социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг,
позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению,
приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике
количественных и качественных показателей трудового потенциала.
До последнего времени под давлением объективных и субъективных обстоятельств
проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости,
ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение
задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов
рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного
использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на
задний план.
В сегодняшних условиях политики занятости, по существу, должна обрести новые
приоритеты.
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости
заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости
путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и
переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной
(хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы
занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной
защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях
управления являются федеральные, территориальные и местные (городские,
районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском
обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня
занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей
силы с предприятий. Речь идёт как о излишках, которые существуют давно и
имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе
модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с
очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу,
внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее
увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые
рабочие места, придерживаясь прежде всего принципов экономической
целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё
значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы
активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования
создания рабочих мест.
Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной
стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с
другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос.
Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в
зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления
кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые ресурсы,
достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в
России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых экспортно
ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же средства,
сконцентрированные в теневой экономике. Назрела необходимость проведения ряда
мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние
консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на
определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в
общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в
народохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического экономического
роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и
необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических
пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.
Но возникает вопрос: насколько предприятия готовы выявить такой спрос и
приступить к его удовлетворению? Для этого важно, чтобы они умели следить за
конъюнктурой рынка труда, капиталов, товаров и услуг, вести маркетинговую
деятельность и достаточно быстро перестраивать производство в соответствии со
своими инвестиционными возможностями и платёжеспособным спросом населения на
продукцию.
Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех
занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и
отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге
приведёт к сокращению численности занятых.
Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь при
условии сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения
рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия
государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её
мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась
(иногда даже чрезмерно) её дифференциация. Тем не менее, очевидна
неразвитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим
экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых
ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой
территориальной миграции и т.д. Зачастую работник лишён возможности трудится
в полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых
требований по поводу создания нормальных условий труда и его достойной оплаты
[14].
Современный рынок труда – это сфера не столько противостояния
предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон:
продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.
В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-
2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе
взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить
массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней
рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
· обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости
населения;
· переориентацию экономически активного населения на новые формы
трудовых отношений;
· достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа
рабочих мест;
· предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
· создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
· развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы
обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
· рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению
проблем занятости относится:
· преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения
сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более
полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий,
направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли,
так и в отрасли традиционной занятости;
· экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и
среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде
всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
· оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе
экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового
законодательства в этой сфере;
· разработка специальной программы по стабилизации занятости в
регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
· развитие гибких форм занятости;
· последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной
социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение
потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
· дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее
прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и
использования рабочего времени;
· сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников,
эффективное использование рабочих мест;
· проведение взвешенной миграционной политики, направленной на
позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов,
защиту российского рынка труда;
· развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых
через государственную службу занятости населения и направленных на
предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному
труду [6].
Кроме того, федеральными и региональными органами власти развёрнута большая
работа по созданию действенного механизма государственной поддержки по
созданию новых рабочих мест.
Целью программы является проведение активной политики занятости посредством
изменения структуры занятости населения РФ на основе формирования эффективной
структуры рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в регионах и
перспективных отраслях российской экономики. Реализацию программы
предусматривается осуществить в два этапа в период 1996-2000 годов.
Первый этап реализации программы в 1996-1997 годах был сориентирован на
создание организационно – правовых условий для проведения политики создания и
сохранения рабочих мест. Второй этап (1998-2000 годы) – на конкретные
мероприятия, связанные с разработкой отраслевых программ создания рабочих
мест.
В результате проведённых расчётов получена предварительная оценка общей
потребности в рабочих местах на 1997-2000 годы.
Потребность в рабочих местах по отраслям народного хозяйства составляла, по
оценке, 66,4 миллиона в 1996 году и увеличится к 2000году до 67,0 миллионов.
Основными факторами роста занятости будет возрастающая потребность в занятом
населении в отраслях инфраструктуры и сферы услуг. В региональном разрезе
положительная динамика показателя потребности в рабочих местах характерна для
всех экономических районов (в особенности Северо - Кавказского и Уральского,
где данное обстоятельство обусловлено относительно высоким демографическим
приростом трудоспособного населения), кроме Дальневосточного.
Одним из интереснейших теоретических и практических вопросов является
разработка нового инструмента реализации программ – так называемой
Генеральной схемы создания рабочих мест.
В состав разработчиков Генеральной схемы должны входить соответствующие
федеральные органы исполнительной власти (Министерство труда, Министерство
экономики, Госкомстат, Министерство образования, ГКРП России и другие
заинтересованные министерства и ведомства) и органы исполнительной власти
субъектов РФ.
Генеральная схема создания рабочих мест разработана как на федеральном, так и
на региональных уровнях.
В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие физического и
экономического рабочего места.
Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как правило, определённая
зона, предназначенная для производства работ или услуг и оснащённая в этих
целях соответствующим набором орудий труда.
Однако, для нормального функционирования рабочего места недостаточно иметь
только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий – в первую
очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют обеспечению
ФРМ предметами труда, энергией, информацией, зарплатой и т.д. Кроме того,
воспроизводство ФРМ возможно только при наличии платёжеспособного спроса на
продукцию или услуги, производимые при помощи ФРМ.
Наличие этих важнейших условий и обеспечивают существование экономического
рабочего места, возможность продуктивной(общественно полезной и оплачиваемой)
занятости населения. Именно экономическое рабочее место (ЭРМ) является
категорией, которой главным образом оперирует политика занятости, а
потребность экономики в рабочей силе определяется числом экономических
рабочих мест. Население тоже предъявляет спрос на экономические рабочие
места, то есть на рабочие места, которые обеспечивают гражданину необходимый
уровень дохода.
ЭРМ – это занятость работника на ФРМ, которая обеспечивает ему уровень дохода
(зарплаты) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного минимума
при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности
рабочего дня (рабочей недели).
Таким образом, в рамках Генеральной схемы создания рабочих мест
рассматриваются прежде всего экономические рабочие места.
В контексте всего вышеизложенного предлагается такая трактовка Генеральной
схемы: Генеральная схема создания рабочих мест – (матрица) количественных и
качественных показателей (индикаторов), характеризующих общие потребности
населения в рабочих местах в определённый период времени, структуру имеющихся
рабочих мест в народном хозяйстве, а так же необходимое количество
дополнительных рабочих мест для удовлетворения потребности населения в
продуктивной занятости. Генеральная схема является инструментом
государственной политики занятости и призвана обеспечить координацию усилий
государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных,
так и в качественных аспектах [33].
Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка
труда.
Задачи регулирования рынка труда находят определённое отражение в
среднесрочной программе Правительства РФ на 1997-2000 годы “Структурная
перестройка и экономический рост”, “Программе социальных реформ в РФ на
период 1996-2000 годов”, “Комплексной программе мер по созданию и сохранению
рабочих мест на 1996-2000 годы”, “Федеральной целевой программе содействия
занятости населения РФ на 1998-2000 годы” и других документах. Однако
ситуация на рынке труда пока далека от стабилизации: система рабочих мест
деградирует в количественных и качественных отношениях, безработица растёт,
возможности службы занятости по выплате пособий и выполнению других
возложенных на них задач ограничены по сравнению с первой половиной 90-х
годов. Поэтому вопрос об активизации регулирования рынка труда и изменении
некоторых сложившихся представлений о том, кто и каким образом должен
осуществлять такое регулирование, стоит достаточно остро.
Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию
занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена
в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой
стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую
очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости
(безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы,
бюджетные проектировки и программы действия Правительства РФ наравне с
присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней
инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как
приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и
прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений)
присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о другом: при утверждении
общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других
первоочередных государственных экономических документов Президент Российской
Федерации, Федеральное собрание и другие высшие государственные инстанции
должны рассматривать, исходя из нескольких “ключевых показателей”, в число
которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции,
динамика уровня безработицы [19].
Итак, вопрос номер один регулирования рынка труда в России – придание этой
проблеме статуса одной из общенациональных политических задач.
Вопрос номер два – формирование общегосударственной системы регулирования
рынка труда, главными субъектами которой были бы в целом Правительство
Российской Федерации, Министерство экономики, Министерство финансов,
Госкомимущество, Банк России и другие высшие хозяйственные структуры;
освобождение Министерства труда и социального развития от обязанностей
поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с
концентрацией усилий данного ведомства в части регулирования сферы труда на
работе с зарегистрированными незанятыми и безработными, вопросах соблюдения
законодательства о труде и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты,
условий и охраны труда.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как
многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в
виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На
макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны
решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной,
внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. Это
основной блок общегосударственного регулирования. К данному блоку относятся
вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в
первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие
виды транспорта, связь и др.), экологического и социального назначения, о
государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и
налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства (и
систем рабочих мест) в приоритетных отраслях. Государственная поддержка
развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса,
постприватизационная поддержка предприятий, организация санации и банкротства
предприятий с наименьшим ущербом для занятости также входят в число задач
данного блока. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в
интересах занятости (ограниченного оттока капиталов и стимулирования их притока
должны улучшать инвестиционный климат, создавая предпосылки для развития
системы рабочих мест; поддержка экспорта, в первую очередь продукции
обрабатывающей промышленности, поддержание курса рубля на уровне, стимулирующем
создание новых рабочих мест в экспортноориентированных отраслях и в
производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами
на внутреннем рынке).
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и
приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят
минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж (утечка мозгов),
ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости
зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов,
рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и
социального развития, в том числе службы занятости и других структур (в том
числе негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной
подготовкой и переподготовкой населения). Основой данного блока является
политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке
труда. Приоритеты деятельности Минтруда определены Федеральной целевой
программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000
годы и другими нормативными документами. Среди приоритетов: развитие качества
рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку,
совершенствование информационных систем на рынке труда, развитие механизмов
трудоустройства вообще и, в частности, поддержки на рынке труда беженцев и
вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно
безработных, женщин, молодёжи, подростков и ряда других групп. В число задач
данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки
безработных, организации общественных, временных работ и другие.
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в
основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования
в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной
власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне
регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше
направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального
уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты
внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты)
регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном
уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. Тем не
менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных
приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с
федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных
фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни –
уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое
качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в
конечном счёте, смертности трудоспособного населения), регулировать
миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда
возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного
строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок
продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи,
экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций,
кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и
развитие производства(и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном
уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры
поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.
Примером успешного стимулирования малого бизнеса в интересах занятости
является город Москва. В 1995г. в городе насчитывалось 175,8 тысяч малых
предприятий (20% их численности в РФ), на которых работало 1385 тысяч человек
(15,5% от РФ и 26,6% от учтённой Мосгорстатом численности занятого населения
в городе). Справедливости ради необходимо заметить, что малые предприятия
столь успешно развивались в Москве не только вследствие экономической
политики местных властей, но главным образом потому, что большинство из них
обслуживали большие и средние предприятия. А большие и средние предприятия,
составляющие основу относительно благополучного состояние рынка труда Москвы,
- это не автозаводы, перспективы вывода которых из кризиса пока не вполне
ясны, и, к сожалению, не предприятия текстильной, швейной промышленности или
доминирующие в нынешней московской промышленности предприятия пищевой
промышленности, хотя некоторые из них (например, кондитерские предприятия
“Красный Октябрь”, “Бабаевское”) демонстрируют достаточно хорошие рыночные
результаты. Гораздо более важное значение имеют концентрация в Москве
крупнейших банков и финансовых компаний, центральных офисов ведущих
экспортно-импортных и добывающих (в том числе нефтяных и газовых) компаний
России. Обслуживание этих структур в сферах их основной деятельности и
удовлетворение спроса многочисленного высокооплачиваемого персонала этих
структур на товары и услуги составляет экономическую базу малого бизнеса в
городе. К сожалению, в силу данных обстоятельств, опыт Москвы лишь частично
может быть воспроизведён в других регионах.
Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в
регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку
задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными
органами по труду (службами занятости) за счёт региональных фондов занятости,
а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых
взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов
власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие
систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её
незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения,
обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров
занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной
поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных
переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно
безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы
организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное
нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на
рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных
(формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор)
предпринимателей и домохозяйств (семей).
На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора
и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От
успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит
как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная
конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на
предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление”
рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и
отпусков по инициативе администрации.
В домохозяйствах (семьях) осуществляются основные функции воспроизводства
рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение
труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей
стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь
частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие
предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями
субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности
домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.
К сожалению, в 1996-1997 годах в большинстве регионов и в целом по России
сложилась ситуация, при которой службы занятости не только не могут
профинансировать большинство ранее принятых программ содействия занятости, но
испытывают дефицит финансовых ресурсов даже для выплаты невысоких (в
сравнении с прожиточным минимумом) пособий по безработице. С нашей точки
зрения, социальная поддержка безработных должна быть безусловно обеспечена в
полном соответствии с Законом РФ “О занятости населения в Российской
Федерации”, для чего необходимо реформировать Фонд занятости (в частности,
вновь повысить норматив отчислений в фонд до 2%). Необходимо также увеличить
степень перераспределения средств от “богатых” регионов в федеральную часть
Фонда занятости и далее – к регионам, нуждающимся в поддержке. К сожалению, в
1998-2000 годах не обойтись без своеобразного “секвестра” расходов Фонда
занятости с целью сокращения числа финансируемых программ и сосредоточения
ресурсов на наиболее важных направлениях – социальной поддержке,
профессиональной переподготовке и трудоустройстве безработных. При этом
расходы на “финансовую поддержку” предприятий из фонда занятости должны быть
многократно сокращены в расходной части фондов занятости всех уровней.
Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически
перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно
рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в
стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем
производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий,
за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных
бюджетов всех уровней [34].
Вывод
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда
является:
во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов
экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение
народного хозяйства нужными ему кадрами;
во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с
учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего
дня и т.п.
Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно
без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели
регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание
оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит,
и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется
создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными
элементами на государственном уровне является: определение минимально
необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ.
Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового
законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере
найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции
местных органов управления рынком труда и т.д.
Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет
косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную,
амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического
характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании
рынка труда.
II. ÀÍÀËÈÒÈ×ÅÑÊÀЯ ×AÑÒÜ
2.1. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации
В 1997 году в экономике наметились некоторые позитивные тенденции. Снизились
темпы инфляции, начался рост размера заработной платы. Впервые за последние 7
лет объём произведённого ВВП не сократился по сравнению с предыдущим годом.
Темп его реального объёма был на уровне 100-100,6% к прошлому году, а объём
промышленной продукции увеличился за этот период на 1-1,5%.
Однако, эти тенденции пока не повлияли на продолжающееся устойчивое
сокращение спроса на рабочую силу, основные причины которого связаны с:
падением объёмов производства в предыдущие годы; структурными изменениями в
производстве в пользу сырьевых отраслей, формировавших лишь 20% спроса на
рабочую силу; процессами приватизации и акционирования, которые не всегда
обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства и побуждают
администрацию сокращать численность занятых.
За шесть лет, в период с 1992-1997 года, численность занятых снизилась на 8,4
миллиона человек. За последние 3 года при практически стабильной численности
трудовых ресурсов (в среднем 84,1 миллиона человек) численность занятых во
всех секторах экономики сократилась с 1995-1996 годов на 1,1 миллиона человек
(с 66,5 до 65,4 миллионов) и с 1996-1997 года ещё на 0,7 миллионов человек (с
65,4 до 64,7 миллионов человек).
Наибольшее сокращение численности произошло в отраслях промышленности (ВПК,
лёгкой, текстильной, химической, машиностроение), геологии, разведке недр,
науке и научном обслуживании.
Пожалуй, главное событие 1997г. - появление новой тенденции в динамике
безработицы (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Безработица (на конец периода)
тыс. человек
| года | Показатели | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | | | | | | | | | Незанятые | 472 | 982 | 1085 | 1879 | 2549 | 2751 | 2203 | безработные (по методологии Госкомстата РФ) | 59 | 577 | 836 | 1637 | 2327 | 2506 | 1999 | безработные (по методологии МОТ) | - | 2200 | 3800 | 5478 | 6400 | 6800 | 6400 | в % к экономически активному населению | | | | | | | | Незанятые | 0,6 | 1,3 | 1,4 | 2,5 | 3,5 | 3,8 | 3,1 | безработные (по методологии Госкомстата РФ) | 0,1 | 0,8 | 1,1 | 2,2 | 3,2 | 3,4 | 2,8 | безработные (по методологии МОТ) | - | 2,9 | 5,1 | 7,3 | 8,3 | 9,4 | 9,0 |
Как видно из таблицы, численность безработных сократилась, по сравнению с
1998г., на 507 тыс. человек (по методологии Госкомстата Российской Федерации)
и на 400 тыс.чел (по методологии МОТ).
В феврале 1997г. численность незанятых, определяемой по методологии
Госкомстата, достигла максимальной за последние 7 лет величины - 3,9%
экономически активного населения. По сравнению с этим уровнем у декабрю
1997г. число незанятых уменьшилось на 622 тыс.чел. уровень безработных к
концу года снизился до 3,1%, что является минимальной величиной за последние
3 года.
В 1997г. происходило уменьшение численности безработных, как официально
регистрируемый (с 3,4% экономически активного населения в конце 1996г. до
2,8%), так и оцениваемой по методологии МОТ (соответственно с 9,4% до 9,0%),
что корреспондируется с некоторым улучшением общеэкономическогй ситуации.
Основная причина уменьшения численности безработных связана с финансовыми
трудностями Государственного фонда занятости населения, которые привели к
сбою налаженной системы выплаты пособий по безработице, сокращению объемов
профессионального обучения безработных и участия их в общественных работах,
как следствие - снижение финансовой мотивации регистрации в качестве
безработных.
За 6 лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе
снизилась почти в 2 раза - с 75,4% до 32,9% (табл.2.2).
Таблица 2.2
Показатели | Года | | 1991 | 1997 | Удельный вес в численности населения, % | | | в государственном секторе | 75,4 | 32,9 | в аппарате государственного управления | 2,3 | 4,4 | Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из бюджета, % | 22,9 | 26,5 | Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП | 6,3 | 12,6 | Уровень безработицы, % | 2,6 | 9,0 |
Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился с 2,3
до 4,4%, т.е. на 90%. В результате увеличения числа лиц, получающих поддержку
из бюджета и повышения величины пособий, приходящихся в среднем на одного
человека, общая сумма социальных расходов в России повысилась с 6,3 до 12,6%
ВВП. Уровень безработицы увеличился более, чем в 3 раза - с 2,6 до 9,0%, в то
время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до
44,4%, что привело к углублению экономического кризиса в России.
Возрастной состав безработных, зарегистрированных в органах Федеральной
государственной службы занятости, за последние два года практически не
изменился. Как видно из таблицы 2.3. наметилась тенденция уменьшения доли
молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности безработных и увеличения
доли граждан в возрасте 30-49 (54) лет. В настоящее время доля молодежи среди
зарегистрированных безработных составляет около 32%.
Таблица 2.3
млн.чел.
| 01.01.96 | 01.01.97 | 01.07.97 | | | | | Численность зарегистрированных безработных, всего | 2,3 | 2,5 | 2,3 | в том числе: | | | | в возрасте 16-29 лет | 0,8 | 0,9 | 0,7 | предпенсионного возраста | 0,1 | 0,2 | 0,1 | других возрастов | 1,4 | 1,4 | 1,5 |
Перемены на рынке труда и рост безработицы повысили требования к качеству
рабочей силы. Увеличение спроса со стороны работодателей на квалификационные
кадры изменяет состав безработных в зависимости от уровня имеющегося
образования (таблица 2.4).
Таблица 2.4
млн.чел.
| 01.01.96 | 01.01.97 | 01.07.97 | | | | | Численность зарегистрированных безработных, всего | 2,3 | 2,5 | 2,3 | в том числе: | | | | высшее профессиональное образование | 0,2 | 0,2 | 0,2 | среднее профессиональное образование | 0,6 | 0,5 | 0,5 | начальное профессиональное образование | - | 0,3 | 0,3 | среднее общее образование | 1,0 | 0,9 | 0,8 | неполное среднее образование | 0,5 | 0,4 | 0,5 |
Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов
найти новое рабочее место. Удельный вес безработных, не имеющих
профессионального образования (имеющих среднее общее, неполное среднее,
начальное образование), увеличился с 66% в 1996г. до 68% в 1997г. [6].
Огромную роль в проведении политики занятости на рынке труда играют службы
занятости. Непосредственный объем работы служб занятости составляют группы
безработных, прошедших регистрацию. Через аккумуляцию зарегистрированных
безработных и реализацию для них специальных программ и услуг государство
может регулировать меру своего непосредственного влияния на рынок труда.
Динамика численности безработных, прошедших и не прошедших
регистрацию (рис. 2.1) не совпадает. Данное
несовпадение свидетельствует о менявшейся роли службы занятости в аккумуляции
резервной рабочей силы.
В 1992г. незарегистрированная безработица растет опережающими темпами.
Государственная служба занятости находится в стадии становления, ее
известность недостаточна, безработные граждане пользуются преимущественно
иными способами поиска работы.
Рис.2.1. Динамика численности безработных, зарегистрированных в службе
занятости и не прошедших регистрацию
В 1993 и 1994г. приросты численности безработных, прошедших регистрацию и
предпочитающих самостоятельно искать раб
оту, сближаются. К этому периоду относится
завершение, в целом, отраб
отки основных программ службы занятости.
Возможности поиска работы на открытом рынке труда
сужаются [30].
1995г. в определенной мере можно считать переломным. Численность
зарегистрированных безработных за год увеличилась на 700 тыс. при сокращении
числа не прошедших регистрацию на 200 тыс. человек.
Можно предположить, что данный сдвиг объясняется расширившимися возможностями
службы занятости по поддержке безработных, заметная часть которых
концентрируется в программах обучения, на общественных работах и т.д. Обращение
в государственную службу занятости постепенно стало основным способом поиска
работы. В 1993г. основным способом поиска работы назывались "личные связи"
(37%). В 1996г. наиболее значимым стало обращение в
государственную службу занятости (47%). Увеличилось и число предприятий,
прибегающих к ее помощи при найме работников и сообщающих сведения о вакансиях
. Видимо, сказались три основные причины.
Во-первых, профессионально-квалификационный сос
тав безработных улучшился и стал больше со
ответствовать потребности предприятий. Во-вторых, безработные менее
притязательны к новому рабочему месту (заработной плате режиму труда и т.д.),
чем самостоятельно ищущие новую работу. В-третьих, сама служба занятости
расширяла слияние на рынок труда,
что сделало ее более авторитетной. В службе занятости собираются сведения о
30 - 50% всех вакансий.
Возможности самостоятельного поиска работы заметно сузились. До 50% официальных
безработных составили именно добровольно покидающие рабочие места
. Одна из основных причин увольнений по
собственному желанию - экономическая. По некоторым данным, "свободный поиск"
новой работы нередко занимал три-четыре месяца, по
истечении которых "неудачники" регистрировались как официальные безработные.
Важно отметить, что к концу 1995г. появляются первые признаки финансового
дефицита Фонда занятости. Дотации из федеральной части фонда получили 40
субъектов Федерации (в 1994 г. - 23).
В 1996г. увеличивается численность как незарегистрированных (на 100 тыс.
человек), так и зарегистрированных безработных (на
300 тыс. человек). Однако региональная динамика отдавших предпочтение службе
занятости приобретает разную направленность. В 58 регионах их численность
растет, в 32 - сокращается. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющая
часть регионов, имевших в 1996г. отрицательную динамику зарегистрированной
безработицы, относится к проблемным территориям. Именно в эти регионы было
направлено 76% объема дотаций и федеральной части фонда [31].
В первые девять месяцев 1997г. снижение официальной безработицы отмечалось
уже в 74 субъектах Федерации (на 380 тыс. человек).
Однако численность не прошедших регистрацию безработных продолжала расти (табл.
2.5).
Таблица 2.5
Приросты численности безработных, рассчитанных
по методологии МОТ
млн.чел.
| Всего | В том числе | | | не зарегистри-рованы в службе занятости | зарегистрированы в службе занятости | | | | | 1993-1992 гг. | 0,6 | 0,4 | 0,2 | 1994-1993 гг. | 1,3 | 0,5 | 0,8 | 1995-1994 гг. | 0,9 | 0,2 | 0,7 | 1996-1995 гг. | 0,4 | 0,1 | 0, | 1997-1996 гг. | -0,3 | 0,1 | -0,4 |
Одна из важных составляющих гибкости рынка труда - сохранение
вариантности поиска работы (самостоятельно,
через средства массовой информации,
негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение в службу занятости
и т.д.). Можно дать несколько объяснений изменению
в численности зарегистрированных безработных.
Во-первых, предпочтение самостоятельному поиску работы отдавали те, кто
обладал относительно более высоким "потенциалом трудоустройства". Косвенно
данный вывод подтверждает тот факт, что в 1996г. численность безработных до
четырех месяцев сократилась, а число не имеющих работу свыше восьми месяцев
выросло на 243 тыс. человек (табл.2.6).
Таблица 2.6
Изменение численности безработных по группам продолжительности
продолжительности периода поиска работы
к предыдущему году, тыс.чел.
| 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. (6 мес.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | По всем группам | 794 | 670 | 202 | -368 | До 1 месяца | 79 | 28 | 1 | -108 | От 1 до 4 месяцев | 275 | 171 | -47 | -191 | От 4 до 8 месяцев | 242 | 135 | 4 | 32 | От 8 месяцев до 1 года | 128 | 149 | 98 | -109 | Более 1 года | 71 | 188 | 145 | 9 | К 1993г., разы | | | | | По всем группам | 1,73 | 2,35 | 2,54 | 2,20 | До 1 месяца | 1,48 | 1,65 | 1,66 | 1,00 | Or 1 до 4 месяцев | 1,70 | 2,14 | 2,02 | 1,53 | От 4 до 8 месяцев | 1,96 | 2,50 | 2,52 | 2,65 | От 8 месяцев до года | 1,70 | 2,52 | 3,05 | 2,46 | Более 1 года | 1,73 | 3,65 | 5,14 | 5,23 |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
|