РУБРИКИ

Диплом: Государственное регулирование рынка труда

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Государственное регулирование рынка труда

ПЕРВИЧ. УЧЕТ 1. 2. . . ИТОГО ПО ПЕРВИЧ. ВТОРИЧН.УЧЕТ 1. 2. . ИТОГО ПО ВТОРИЧ. ДРУГИЕ ИТОГО ПО БЮРО Всего получили консультации по Ф-2 Квартальный отчет При выборе в основном меню рис.2.7 пункта "Квартальный" на экране высвечивается следующее меню:
I -й квартал
II -й квартал
III - й квартал
IV -й квартал
рис.2.10 При выборе в меню рис. 2.10 квартала расчета на экране выводится меню рис.2 При выборе пункта меню рис.2.8 "Формировать новый" на экране для просмотра выводится таблица
из графы 3:

Введите статистические данные

НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ГОДА

Всегомоло-дежь в возрасте 16-19женщи-ны

инвали-

ды

бежен-цы и вынуж-денные переселенцы прожи-вают в сельской местности

Состояло на учете на начало отчет-ного года

в т.ч. которым назначено пособие

При нажатии клавиши <ESC> формирование отчета продолжается. После окончания формирования на экране высвечивается меню, приведенное на рис.2.9 При выборе в меню рис.2.8 пункта "Выводить готовый" на экране высвечивается меню рис.2.9, при условии, что отчет был ранее сформирован. Иначе появится сообщение: Диплом: Государственное регулирование рынка труда ОТЧЕТ НЕ СФОРМИРОВАН При распределении безработных по продолжительности безработицы заполняется следующая таблица. Распределение безработных по продолжительности безработицы по состоянию на конец отчетного периода
.из графы 3
№стрВсегомоло-дежь в возрасте 16-19 летженщи-ны

инвали-

ды

бежен-цы и вынуж-денные переселенцы прожи-вают в сельс-кой местности

продолжительность

безработицы

01до 1 месяца
02от 1 до 4 месяцев
03от 4 до 8 месяцев
04от 8 до 1т года
05более 1 года
Полугодовой и годовой отчеты При выборе в меню рис. 2.10 пункта "II-й квартал" или при выборе пункта "IV -й квартал" наряду с квартальным отчетом формируется приложение, содержащее следующие разделы 1. Трудоустройство граждан по различным секторам и отраслям экономики. 2. Численность граждан, получивщих услуги по профориентации. 3. Состав безработных. 4. Квотирование и содействие сохранение и организация рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан. 5. Распределение безработных, трудоустроенных в отчетном периоде, по продолжительности безработицы. 6. Проведение общественных работ. Для полугодового отчета формируются только 2,3 и 6 разделы приложения. Данные для разделов 2 и 4 приложения вводятся пользователем. При формировании раздела 2 на экран высвечивается таблица для заполнения.
Получили профориентационные услуги
ст-введитев том числе

ро-

ки

статистические данные

за отчетный период

Всегообяза-тельные услугидополнительные услуги

учащимся

образов.

учрежд.

работодателям
01получивших проф.услуги -всего
в том числе
02получили проф.информацию
03получили проф.консультацию
04получили психологическую поддержку
Соответствующие таблицы заполняются для каждого из выше перечисленных разделов. Вывод Таким образом, система "Содействие плюс", в частности, раздел "Статистическая отчетность" упрощает получение информации о состоянии рынка труда в городах и районах республики, позволяет проводить анализ различных показателей и составлять прогнозные оценки на будущее. III. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 3.1. Прогноз рынка труда Российской Федерации на 1998 - 2000 годы Положение рынка труда Российской Федерации в 1998 году будет определяться социально-экономическим, политическим, демографическим положением в стране. Предположительная численность регистрируемых безработных в 1998 году в целом по России составит 2600 тыс.человек. Из них в: Северном районе 208,3; Северо- Западном 138,9; Центральном 447,7; Волго-Вятском 197,2; Центрально- Черноземном 95,9; Поволжском 285,7; Северо-Кавказском 238,4; Уральском районах 358,8 тыс.человек. В профессиональной структуре безработных будет преобладать спрос на руководителей и специалистов в области управления административно- производственного обеспечения, строителей, на рабочие специальности (Приложение 6 ). На территории Российской Федерации выделяется целая группа областей и республик с критической ситуацией на рынке труда - это Республика Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, где уровень безработицы может превысить 30%, за ними будут следовать Республика Тыва, Бурятия, Калмыкия, Хакасия (более 22%). Численность занятых в 2000г. по прогнозу составит 65,1 млн.чел. В ближайшие годы ожидается оживление инвестиционной активности. Уже в 1998 году объём капитальных вложений может превысить уровень 1997 года на 2%. В 1999 году темп прироста капитальных вложений прогнозируется на уровне 4-6%, а в 2000 году - 5-8%. Однако, экономический подъем в стране будет сопровождаться резким ростом безработицы. Армия "лишних людей" составит 10% трудоспособных граждан - почти 7 млн.чел. Главным источником безработицы станет оздоровление промышленных предприятий и их переход на новые технологии. Из-за этого они будут активно освобождаться от излишней рабочей силы. К тому же в ближайшие 3 года начнется массовое увольнение военнослужащих (полмиллиона незанятых людей), освободятся сотни тысяч шахтеров с закрываемых шахт. Сложна и демографическая ситуация: в структуре населения получат преобладание люди самого трудоспособного возраста, и поэтому обострение на рынке труда неизбежно. Что же намерено делать государство? Правительство России 12.03.98 г. рассмотрело и в основном одобрило проект целевой программы "О содействии занятости населения на 1998-2000 годы" Программа предусматривает более активную политику "игры на опережение". Будет усилена работа по переобучению, профориентации и трудоустройству людей. Правительство намерено поощрять создание новых рабочих мест через налоговую политику и стимулирование малого бизнеса. 3.1.1. Прогноз спроса на рабочую силу на рынке труда Главная особенность в развитии занятости и рынка труда Российской Федерации на период до 2000 года будет заключаться в переходе к позитивной динамике основных количественных и качественных параметров трудовой сферы. Начнет расти производительность труда в ряде отраслей и уменьшаться накопленный потенциал скрытой безработицы, обозначатся прогрессивные сдвиги в профессиональной структуре занятых, повысится мобильность рабочей силы, а безработица, обусловленная кризисом производства, трансформируется в нормальную структурную безработицу. В прогнозируемом периоде следует ожидать определенной перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы: доля занятых в ней возрастет с 34% в 1997г. до 35% в 2000г. В отраслях материального производства доля занятых сократится с 66% до 65%. При этом уменьшатся темпы снижения численности занятых в промышленности. В предстоящие три года численность занятых в промышленности сократится на 3%. Доля занятых в промышленности в общей численности работников народного хозяйства уменьшится с 25% в 1997 г. до 24% в 2000 году. Ожидаются позитивные сдвиги в сельском хозяйстве. Меры по поддержке национального производителя, расширяющаяся конкуренция между государственным и частным секторами создадут условия для стабилизации и роста численности работников сельского хозяйства до 9,4 млн.чел. (на 0,2 млн.чел.) в основном за счет занятых в личном подсобном хозяйстве, для которых этот вид деятельности является первичной и единственной занятостью. Наибольшие темпы прироста рабочих мест ожидаются в сфере финансов, страхования, кредитования и пенсионного обеспечения (10% за период), и в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (6,5%). Одновременно прогнозируется достаточно устойчивый спрос на работников организаций рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания населения, транспорта, связи, образования, науке и научном обслуживании. Значительная часть вакансий будет открываться в тех новых сферах профессиональной деятельности, работа в которых требует длительной специальной подготовки. Предполагаемые положительные сдвиги в экономической конъюнктуре обусловят увеличение численности занятых в экономике в 1998-2000 годах на 0,4 млн.чел. Численность занятых в 2000 году составит 65,1 млн.чел. 3.1.2. Отраслевые проблемы занятости Продолжающийся в течение последних лет процесс "утяжеления" структуры производства, т.е. её переориентации на сырьевые и добывающие отрасли с низкой степенью переработки продукции, сохранится и в 1998-2000 годах. Электроэнергетика, газовая, нефтедобывающая отрасли промышленности будут характеризоваться относительно более высоким уровнем роста производства, чем промышленность в целом. Сокращение спроса на рабочую силу произойдет, прежде всего, в машиностроении (за исключением транспортного), нефтехимическом комплексе, промышленности стройматериалов и текстильной промышленности. В то же время возможен небольшой рост числа занятых в топливно-сырьевых отраслях. Наиболее острая ситуация с занятостью в предстоящие три года будет оставаться в легкой, особенно текстильной промышленности, машиностроении и металлообработке, в нефтехимической и угольной промышленности, отраслях оборонного комплекса. По оценке ОАО "Рослегпром", в ближайшее время может быть высвобождено около 150 тыс. работников легкой промышленности. За 1998-2000 г. из сферы военного производства планируется высвободить более 131 тыс.человек. Кроме того, свыше 290 тыс.человек будут временно незаняты. В строительстве снижение численности занятых не превысит в 1998-2000 годах 2,5% ежегодно. В предстоящие три года предполагается значительно сократить персонал железнодорожного транспорта. 3.1.3. Прогноз безработицы по регионам В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 1998- 2000 годы рост общей безработицы не будет превышать 5% экономически активного населения. Общая численность безработных составит в 1998г. - 2,6 млн. человек (3,6% к экономически активному населению), в 1999 году - 2,8 млн.человек (3,8%), 2000г. - 3,1 млн.человек (4,3%). Доля официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных возрастет с 34,3% в 1997 году до 40,2% в 2000 году. Наиболее значительный рост численности безработных прогнозируется в Восточно- Сибирском, в Северо-Кавказском и Западно-Сибирском, Поволжском районах (в 1,4 раза). Таблица 3.1 (в среднем за год, млн. человек)
1997199819992000
Экономически активное население71,471,772,272,8
Спрос на рабочие места занятое население (удовлетворенный спрос)64,764,764,865,1
Общая численность безработных (неудовлетворенный спрос)6,77,07,47,7
в том числе:
зарегистрированные в органах службы занятости безработные (неудовлетворен-ный спрос)2,32,62,83,1
В наиболее трудном положении окажутся районы, работающие на дальневосточном сырье и топливе, и районы с повышенной концентрацией промышленных производителей ВПК. Максимальное значение уровня безработицы (к экономически активному населению) в 2000г. прогнозируется в Северном экономическом районе (9,3%). За ним будет следовать Восточно-Сибирский (6,7%) и Дальневосточный районы (6,1%). В них ожидается наибольший прирост уровня безработицы. Выше среднероссийского ожидается также уровень безработицы в Калининградской области (5,4%), Северо-Западном и Волго-Вятском районах (5,2-5,4%). Самый высокий уровень регистрируемой безработицы в 1998-2000гг. будет отмечаться в 5 регионах России - Ингушской Республике - 17,1%, Ивановской области - 11,5%, Республике Калмыкия - 8,6%, Владимирской области - 8,2% и Республике Удмуртия - 8,1%. В более благоприятном положении окажутся районы, располагающие ценными сырьевыми ресурсами, пользующимися повышенным спросом на мировом рынке, а также территории с развитым сельскохозяйственным производством. Наиболее низкий уровень безработицы ожидается в Центральном и Центрально-Черноземном районах, близким к среднероссийскому будет уровень безработицы на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе. При этом в Центральном и Северо-Кавказском районах будет наблюдаться значительная внутрирайонная дифференциация уровня безработицы: от 0,7% в г.Москве до 11,5% в Ивановской области и от 1,2% в Ростовской области до 17,1% в Ингушской Республике. 3.2. Прогноз рынка труда Республики Башкортостан на 1998 год Положение на рынке труда в 1998 году по-прежнему будет определяться социально-экономической обстановкой в республике. По прогнозам Министерства экономики Республики Башкортостан, в 1998 году ожидается, что объем валового внутреннего продукта составит 100,8% к уровню 1997 года. Намечается остановка спада промышленного производства. Опережающими темпами прогнозируется развитие нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности. Однако даже в условиях роста объемов производства в 1998 году ожидается увеличение числа безработных, так как на предприятиях имеются значительные размеры избыточной численности работающих. В 1998 году предложение рабочей силы на рынке труда может составить 435,8 тыс. человек.(Поиложение 7). В органах службы занятости могут состоять на учете 184,8 тыс. граждан, ищущих работу, из них 64,3 тыс. - на начало года. Основной удельный вес (47%) на рынке труда будут составлять лица, уволенные по собственному желанию. Безработица останется серьезным фактором провоцирования риска социальной напряженности. Она будет все более дифференцированной по территории республики и неоднородной по составу, повысится доля “застойных” безработных, будет наблюдаться опасность роста психологически неустойчивых групп безработных с низкой адаптацией к условиям рынка. По данным предприятий, учреждений и организаций, ожидается высвобождение 22,8 тыс.человек. Наибольшее сокращение численности персонала будет происходить в промышленности (10,6 тыс. человек), в строительстве (3,4 тыс. человек), на транспорте и в связи (более 3 тыс. человек), в торговле (1,8 тыс. человек), в сельском хозяйстве (1,6 тыс. человек). Значительное сокращение численности трудовых коллективов ожидается в городах Уфе (4,5 тыс. человек), Салавате (2 тыс. человек), Белорецке (более 1 тыс. человек) и по 100-300 человек в каждом сельском районе республики. Предполагается сокращение 1 тыс. работников на АО Белорецкий металлургический комбинат и 350 человек в Стерлитамакском АООТ “Стерлитамакстрой”, по 200 человек на Ишимбайском машиностроительном заводе, в Нефтекамских НГДУ “Арланнефть” и “Южарланнефть”, Кумертауском АООТ “Искра”, АО “Акционерная компания АПРИ” (город Октябрьский). Напряженная ситуация на рынке труда сказывается в первую очередь на молодежи. Численность выпускников учебных заведений на рынке труда может составить 16,0 тыс. человек, из них 10 тыс. будут вынуждены обратиться за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. На территории республики выделяется целая группа городов и районов с критической ситуацией на рынке труда, где уровень безработицы к концу 1998 года может превысить 8% - это города Агидель, Белорецк, Ишимбай, Кумертау, Белорецкий и Гафурийский районы. К концу года число безработных, без учета частично занятых, может составить 118,3 тыс. человек, официальный уровень безработицы может достичь 4%. В этих условиях политика на рынке труда республики должна быть направлена на: достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест; предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда; создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; установление норматива (квоты) на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Башкортостан. 3.2.1. Методика расчета Социально-экономическая нестабильность предполагает, что прогноз должен быть вариантным. В общем виде эти варианты могут быть сведены к двум: - отражающий сложившееся изменение объемов производства; - предусматривающий несколько более высокие темпы изменения объемов производства. Варианты прогноза должны разрабатываться совместно со специалистами районных (городских) экономических служб и с обязательным привлечением (путем опросов и другими возможными способами) руководителей предприятий разных отраслей, форм собственности и размеров. Прогноз рынка труда по структуре состоит из трех частей: 1) спрос на рабочую силу; 2) предложение рабочей силы на рынке труда; 3) распределение рабочей силы на рынке труда Спрос на рабочую силу формируется из потребности на создаваемых новых рабочих местах (в государственных и иных секторах); потребности в работниках на замену выбывающих по собственному желанию; потребности в работниках на замену выбывающих по причинам, предусмотренным законодательством (уход на пенсию и т.п.). Прежде всего необходимо оценить спрос на рабочую силу в текущем году. Этот спрос складывается из двух частей. Первая из них касается в основном крупных и средних предприятий, а также различных организаций и учреждений, охватываемых ежемесячным учетом по труду, в котором ежеквартально даются сведения о движении кадров и вакансиях. Вторая - малых предприятий, по которым нет систематически собираемых сведений о движении рабочей силы. Данные заполняются по сведениям отчетности. Затем производится оценка выбытия и приема кадров на оставшийся период. Во второй части основных показателеé определения спроса выступает оценка численности занятых на малых предприятиях по отношению к численности, отраженной учетом пo форме №l-Т. Эта оценка ocyществляется по мере возможности по данным статистики, преимущественно в городах. Учитывая, что занятость на малых предприятиях имеет тенденцию к росту, текущий их спрос на рабочую силу можно считать пропорциональным численности з анятых на них относительно средних и крупных предприятий. Завершение оценки спроса на рабочую силу в текущем гoдy позволяет перейти к прог нозу на будущий год. Ïðîãíîç íà áóäóùèé ãîä осуществляется экспертно на основе оценки возможного выбытия и относительного (в % к выбытию) его возмещения. При этом учитывается их динамика за предыдущие годы. Îæèäàåìàÿ ÷èñëåííîñòü âûñâîáîæäåííûõ â òåêóùåì ãîäó ñêëàäûâàåòñÿ èç äâóõ ÷àñòåé: óâîëüíÿåìûå ïî ñîêðàùåíèþ øòàòîâ ñ êðóïíûõ è ñðåäíèõ ïðåäïðèÿòèé è âûáûâàþùèå ïî òîé æå ïðè÷èíå ñ ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé. ×èñëî âûáûâàþùèõ ïî ñîêðàùåíèþ ÷èñëåííîñòè ñ ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé îïðåäåëÿåòñÿ ýêñïåðòíûì ïóò¸ì. Ïðè ýòîì ó÷èòûâàåòñÿ, ÷òî на этих предприятиях, как правило, значительно ниже уровень делопроиз водства и соблюдения КЗОТа. Для прогнозирования высвобождения в будущем году важное значен ие имеет оценка излишней численности, осуществляемая на основе данных предприятий о переводе работников на н еполное рабочее время и предоставлении им отпусков по инициативе администрации в связи с сокращением объема производства (работ). Эти сведен ия фактически отражают лишь часть излишней занятости. Однако важно, что эта часть официально признается самими предприятиями и поэтому может считаться реальным источником высвобождения в ближайшем будущем. В основу первого варианта прогноза высвобожде ния на будущий год берутся тенденции, складывающиеся в высвобожден ии на момент составления прогноза и которые соответственно уже заложены в оценке высвобождения до конца текущего года. Если в текущем году поквартальное высвобождение, наприм ер, относительно устойчиво, то эта тенденция распространяется и на будущий год. Если же высвобожден ие нарастает, то тенденция нарастания сохраняется и в прогнозе. Во втором варианте к величине возможного высвобожден ия в будущем году, принятой по первому варианту прогноза, добавляется определенный процент излишней численности в годовом исчислении. Наличие общей численности высвобожденных позволяет перейти к следующему шагу - определению, сколько из них могут выйти на рынок труда. Главный отсеивающий фактор - доля среди высвобождаемых пенсионеров. Эта доля определяется экспертно на основе данных обследуемых предприятий и с поправкой для будущего года, исходя из возможного изменения поло-возрастной структуры высвобождаемых, при различных по вариантам масштабам высвобождения. Другой фактор, который следует принимать во внимание, касается масштабов и динамики в районе (городе) неофициальной экономики. Выходящие на рынок труда, высвобожденные работники, распределяются по д вум каналам: ищущие работу самостоятельно и обращающиеся в сл ужбу занятости. Для расчета численности уволенных по собственному æåëàíèþ âàæíû òðè ìîìåíòà. Во-первых, оценка возможного ч исла уволенных по этой пр ичине по совокупности средн их и крупных предприятий до конца года. Во-вторых, оценка численности уволенных в текущ ем году по собственному желанию с малых предприятий. В-третьих, оценка численности той части уволенных по собствен ному желанию, которые найдут новую работу до увольнения. В результате проведения предполагаемых расчетов определяется численность уволенных по собственному желанию, которые окажутся незанятыми. Это базовая величина для прогноза аналогичной численности на будущ ий год. Данный прогноз осуществляется экспертно, исходя из характера процессов, ожидаемых по выделенным вариантам на рынке труда, и в тесной связи с возможными масштабами высвобождения работающих с предприят ий и организаций. Если численность высвобождаемых прог нозируется на уровне, близком к ожидаемому в текущем году, то число незанятых по пр ичине текучести может и возрасти, особ енно когда велика вероятность, что в сфере производства заметных сдвигов к лучшему не будет. Если же по второму варианту предполагается существе нный рост увольнений по сокращению численности, то число незанятых из-за текучести должно сократиться. При этом суммарная численность высвобожденных и оказавшихся без работы буд ет несколько выше, чем аналогичная суммарная численность в т екущем году. Основным источником информаци и äëÿ оценки ч исленности молод ежи, окончившей дневные учебны е заведения èëè прекратившей обучение в них, которая может в текущем и будущ ем годах оказаться на рынке труда, служат сведе ния органов системы образования. Общая численность уволенных из Вооруженных Сил для текущего и будущего года устанавливается по данным военкомата. Она включает обычные ежегодные увольнения лиц срочной службы и возможные увольнения, обусловленные сокращением численности Вооруженных сил. Масштабы выхода среди общей численности уволенных из армии на рынок труда и обращений в службу занятости определяется экспертно с помощью данных первичного учета в службах занятости. Общая численность и примерная доля выходящих на рынок труда в текущем и будущем году освобожде нных из учреждений, исполняющих наказан ие по решению суда , устанавливается по данным органов внутренних дел. Данные о механич еском приросте трудоспособного населения в трудоспособном возрасте берутся в статорганах. При этом его величина определяется как сальдо притока и оттока данной группы населения. Если ожидается в текущем году или прогнозируется в будущем году, что выбытие превысит прибытие, то соответственно уменьшается нагрузка на рынок труда и численность показывается со знаком "-". Если же величина миграции положительная, то нагрузка на рынок труда возрастает. Конкретные их величины берутся за посл едние годы и возможный прирост опред еляется с учетом сложившейся т енденции. Расчет возможного числа б еженцев и вынужденных переселенцев в трудоспособном возрасте производится совместно с отделами по труду с использованием данных прошедшего периода. Выход на рынок занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве можно оценивать совместно с отделом по труду на основе данных баланса трудовых ресурсов. Незанятое трудоспособное нас еление в тру доспособном возрасте определяется как сумма лиц, занятых в домашнем личном подсобном хозяйстве, и лиц, зарегистрированных в службе занятости на начало прогнозируемого периода. Оценка трудоустройства и безработицы в текущем году, аналог ичный вар иантный прогноз на будущий год в ыполняются в разделе "Распределение рабочей силы на рынке труда" . Этот раздел состоит из двух частей. Первая из них позволяет знать, сколько всего людей нуждаются в трудоустройстве. Вторая - сколько из них свои потребности в работе удовлетво рят и что станет с остальными. Нереализованный спрос на рабочую силу (незаполненные вакансии) определяется как разность между спросом (всего) (раздел I) и нашедшими работу (раздел III). ×ècëeííocòü занятых на конец года (оценка и прогноз) определяются сов местно с отделом по труду и органами статистики. Расчеты завершаются определением уровня безработицы. 3.2.2. Ïðîãíîç ñïðîñà, ïðåäëîæåíèÿ è ðàñïðåäåëåíèÿ ðàáî÷åé ñèëû íà ðûíêå òðóäà Íà îñíîâå àíàëèçà òåíäåíöèé ðàçâèòèÿ ðûíêà òðóäà, ðåçóëüòàòîâ ïðîâåäåííîãî ìîíèòîðèíãà çàíÿòîñòè â ãîðîäàõ è ðàéîíàõ ðåñïóáëèêè áûëè ðàçðàáîòàíû äâà âàðèàíòà ïðîãíîçà ñïðîñà è ïðåäëîæåíèÿ ðàáî÷åé ñèëû (Ïðèëîæåíèå 8 ). Ïî ïåðâîìó âàðèàíòó ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ, ÷òî òåíäåíöèè, ñëîæèâøèåñÿ íà ðûíêå òðóäà â 1997 ãîäó, ïðàêòè÷åñêè íå èçìåíÿòñÿ. Ñîãëàñíî âòîðîãî âàðèàíòà áåçðàáîòèöà áóäåò ðàçâèâàòüñÿ íàðàñòàþùèìè òåìïàìè. Åå óðîâåíü ê êîíöó 1998ã. ìîæåò äîñòè÷ü 5,4%. ðàñ÷åò ýòîãî âàðèàíòà îñíîâàí íà àêòèâèçàöèè ïðîöåññîâ âûñâîáîæäåíèÿ ðàáîòíèêîâ, áàíêðîòñòâ ïðåäïðèÿòèé, ñîêðàùåíèÿ ÷èñëåííîñòè ðàáîòàþùèõ. Ïåðâûé âàðèàíò ïðîãíîçà ïðåäñòàâëÿåòñÿ íàèáîëåå âåðîÿòíûì è ÿâëÿåòñÿ áàçîâûì äëÿ ðàçðàáîòêè ìåðîïðèÿòèé ïî ñîäåéñòâèþ çàíÿòîñòè íàñåëåíèÿ ðåñïóáëèêè. Ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ïîòðåáíîñòü íàðîäíîãî õîçÿéñòâà áóäåò ñêëàäûâàòüñÿ èç äâóõ ïîêàçàòåëåé: èìåþùèõñÿ ðàáî÷èõ ìåñò è äîïîëíèòåëüíûõ, ïðåäóñìîòðåííûõ ê ââîäó â 1998 ãîäó. Íà âåëè÷èíó ïåðâîãî èç íèõ îêàçûâàþò âëèÿíèå âûáûòèå ðàáîòíèêîâ ïî ïðè÷èíàì, ïðåäóñìîòðåííûì çàêîíîäàòåëüñòâîì (ó÷åáà, ïåíñèÿ, ïðèçûâ â ðÿäû Âîîðóæåííûõ Ñèë è äðóãèå), à òàêæå ïî ïðè÷èíàì òåêó÷åñòè è åñòåñòâåííîé óáûëè. Âñåãî ïî óêàçàííûì ïðè÷èíàì äîëæíî îñâîáîäèòüñÿ 250,5 òûñ.ðàáî÷èõ ìåñò. Ïðåäóñìîòðåííûå ê ââîäó ðàáî÷èå ìåñòà îöåíèâàþòñÿ â 7,5 òûñÿ÷è. Òàêèì îáðàçîì, ñïðîñ íà ðàáî÷óþ ñèëó ñîñòàâèò 258,0 òûñ.÷åëîâåê. Ïî ïðîãíîçó, ïðåäëîæåíèå ðàáî÷åé ñèëû íà ðûíêå òðóäà ìîæåò ñîñòàâèòü 435,8 òûñ.÷åëîâåê. Èç íèõ: 22,8 òûñ.÷åëîâåê - âûñâîáîæäåííûå ðàáîòíèêè, 205,0 òûñ.÷åëîâåê - óâîëåííûå ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ, 25,0 òûñ.÷åëîâåê - âûïóñêíèêè ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, 13,0 òûñ.÷åëîâåê - óâîëåííûå èç Âîîðóæåííûõ Ñèë, 4,0 òûñ.÷åëîâåê - îòáûâøèå íàêàçàíèå ïî ðåøåíèþ ñóäà, 13,0 òûñ.÷åëîâåê - ìåõàíè÷åñêèé ïðèòîê íàñåëåíèÿ â òðóäîñïîñîáíîì âîçðàñòå, 153,0 òûñ.÷åëîâåê - íåçàíÿòîå òðóäîñïîñîáíîå íàñåëåíèå. Îñíîâíîé óäåëüíûé âåñ (47%) íà ðûíêå òðóäà áóäóò ñîñòàâëÿòü ëèöà, óâîëåííûå ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ. Òàêèì îáðàçîì, ïðåâûøåíèå ïðåäëîæåíèÿ ðàáî÷åé ñèëû íàä ñïðîñîì íà íåå ñîñòàâèò 177,8 òûñ.÷åëîâåê. Ïîòðåáíîñòü ýêîíîìèêè â òðóäîâûõ ðåñóðñàõ, òî åñòü ñïðîñ ñîñòàâèò òîëüêî 50-60% îò ïðåäëîæåíèÿ ðàáî÷åé ñèëû. Ðàñïðåäåëåíèå ðàáî÷åé ñèëû íà ðûíêå òðóäà ïî ïðîãíîçó áóäåò ïðîèñõîäèòü ñëåäóþùèì îáðàçîì: áóäóò èñêàòü ðàáîòó 435,8 òûñ.÷åëîâåê; íàéäóò ðàáîòó 248 òûñ.÷åëîâåê; áóäóò ñíÿòû ñ ó÷åòà 113,5 òûñ.÷åëîâåê; èç íèõ: íà äîñðî÷íóþ ïåíñèþ áóäóò îòïðàâëåíû 1,6 òûñ.÷åëîâåê; ïðîéäóò ïðîôîáó÷åíèå 6,7 òûñ.÷åëîâåê; áóäóò ñíÿòû ñ ó÷åòà ïî äðóãèì ïðè÷èíàì 61,2 òûñ.÷åëîâåê. ×èñëåííîñòü áåçðàáîòíûõ íà êîíåö 1998 ãîäà ñîñòàâèò 118,3 òûñ.÷åëîâåê. ×èñëåííîñòü ðåãèñòðèðóåìûõ áåçðàáîòíûõ âîçðàñòåò ìåíåå èì íà 10% è ñîñòàâèò îêîëî 100 òûñ. ÷åëîâåê. Ïðè óõóäøåíèè ñèòóàöèè íà ðûíêå òðóäà ýòà öèôðà ìîæåò âîçðàñòè äî 110 òûñ.÷åëîâåê. Óðîâåíü áåçðàáîòèöû íà êîíåö ãîäà ñîñòàâèò 7,0% ê ÷èñëåííîñòè çàíÿòûõ â îòðàñëÿõ ýêîíîìèêè. Óðîâåíü îôèöèàëüíî çàðåãèñòðèðîâàííîé áåçðàáîòèöû ïðåäïîëàãàåòñÿ â ðàçìåðå 4%. 3.2.3. Ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ðûíêà òðóäà Áëèæàéøèå ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ðûíêà òðóäà Ðåñïóáëèêè Áàøêîðòîñòàí â 1998 ãîäó, â òå÷åíèå êîòîðîãî îæèäàåòñÿ ïåðåõîä ê ýêîíîìè÷åñêîìó ðîñòó, áóäåò õàðàêòåðèçîâàòüñÿ â ñôåðå çàíÿòîñòè ñî÷åòàíèåì èíåðöèîííûõ ïðîöåññîâ, ïåðåõîäÿùèõ èç ïðîøëûõ ëåò, è ïîÿâëåíèåì íîâûõ ïîçèòèâíûõ òåíäåíöèé, îáîçíà÷èâøèõñÿ â ïîñëåäíèå ãîäû (Ïðèëîæåíèå 9 ). Ïî ïðîãíîçó Óïðàâëåíèÿ çàíÿòîñòè Ìèíèñòåðñòâà òðóäà Ðåñïóáëèêè Áàøêîðòîñòàí численность лиц, которые будут состоять на учете в органах службы занятости составят 184,8 тыс. человек, ищущих работу, из них 64,3 тыс.человек на начало года. Объемы возможного трудоустройства 248,0 тыс.человек. Предложение рабочей силы (435,8 тыс.человек) превысит спрос на нее (258,0 тыс.человек) почти в 2 раза. Численность лиц, которые будут иметь статус официально безработных составит 161,6 òûñ.÷åëîâåê. Оформлены на досрочную пенсию будут 1,6 òûñ.÷åëîâåê, направлены на профессиональное обучение 6,7 тыс.человек. Численность незанятых, ищущих работу, на конец 1998 года составит 118,3 тыс.человек. Предполагаемое высвобождение работников в 1998г. по отраслям экономики Республики Башкортостан наибольших размеров достигнет в городах: Уфе (4500 чел.), Салавате (2025 чел.), Белорецке (1120 чел.), Туймазах (846 чел.), Стерлитамаке (733), Кумертау (710), Дюртюлях (672), Ишимбае (670). Наибольший удельный вес высвобождаемых работников в целом по республике прогнозируется в отраслях промышленности (46,3%), строительстве (14,8%), транспорте и связи (13,5%), торговле и общественном питании (7,9%), сельском хозяйстве (6,9%). 3.3. Основные направления содействия занятости населения Российской Федерации и Республики Башкортостан на 1998 год Содействие в трудоустройстве По предварительным расчетам, в период с 1998-2000 г. в государственную службу занятости Российской Федерации обратятся за содействием в трудоустройстве около 24-25 млн.человек, 7 млн.человек - в 1998г. (120,5 тыс.человек в Республике Башкортостан). При этом около 3,5 млн.человек (44 тыс.человек) будут трудоустроены. В целях оказания помощи в трудоустройстве, сокращения времени поиска гражданами работы органы службы занятости продолжат: информирование населения о возможности трудоустройства; консультирование граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие безработным в поиске подходящего места работы; подбор работников по запросам работодателей; работу по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест. Для решения этих задач предполагается в Республике Башкортостан: - совершенствование механизма взаимодействия с работодателями по обязательному представлению органам службы занятости полной и достоверной информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и условиях приёма на работу; - представление работодателям информации о профессиональном составе безработных и состоянии рынка труда; проведение ярмарок ваканси й и свободных рабочих мест; обеспечение занятости около 500 человек по межрегиональному организованному набору (в том числе с использованием вахтового метода); - содействие переселению и трудоустройству в сельской местности республики 100 семей; - создание и сохранение 4 тыс. рабочих мест в соответствии с договорами по созданию (сохранению) рабочих мест с предприятиями и организациями различных форм собственности с выделением на эти цели из Фонда занятости 2 млн. рублей; - создание 6 тыс. дополнительных рабочих мест в соответствии с прогнозом социально-экономического развития городов и районов. Общественные работы и временная занятость Цель привлечения безработных и незанятых граждан к общественным работам или к временной занятости состоит в оказании им материальной поддержки (в первую очередь безработным), сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность. В 1998-2000г. намечается охватить общественными работами в Российской Федерации до 1620 тыс.человек, в том числе в 1998-510тыс.человек (6,8 тыс.человек в Республике Башкортостан). Расходы Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в 1998г. на эти цели составят 300 млн.руб. (0,5 млн.руб. в Республике Башкортостан). Кроме того, в Республике Башкортостан будет предоставлена возможность временной занятости 10 тыс. учащихся. Для реализации намеченных целей предполагается: совершенствование координации действий органов местной власти, службы занятости, общественных организаций, руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам организации общественных работ и временной занятости; определение видов общественных работ, имеющих социально-полезную направленность, с учетом положения на рынке труда каждого города, района; приоритетное участие в общественных работах, связанных со строительством, реконструкцией, модернизацией жилья; обеспечение временной занятости учащейся молодежи в период летних каникул, в основном, на вспомогательных работах по подготовке учебных заведений к новому учебному году и сельскохозяйственных работах. Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы В течение 1998-2000гг. в Российской Федерации предусмотрено оказать организационную, методическую и финансовую помощь около 475 тыс.безработных и незанятых, в том числе в 1998г. - 170 тыс.человек (1 тыс. в Республике Башкортостан) в организации ими собственного дела. Расходы государственной службы занятости на эти цели составят 50 млн.руб. (0,5 млн. ру блей - в Республике Башкортостан ). Кроме того, в Республике Башкортостан предполагается организовать обучение 2 тыс. безработных граждан по профессиям и видам деятельности, способствующим самозанятости и дающим возможность заняться индивидуальным частным предпринимательством. С целью поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы предполагается: консультирование и профессиональная ориентация незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей; обучение незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, оказание им правовой, организационной и финансовой поддержки на стадии становления и развития собственного дела; организация консультаций по открытию собственного дела, по составлению бизнес-планов и ведению финансовой документации; расширение деятельности бизнес-центров в городах Дюртюли, Кумертау, Сибае (в Республике Башкортостан); сотрудничество на договорной основе с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства, для подготовки незанятых граждан к организации собственного дела; согласованные действия органов службы занятости и других заинтересованных организаций по всем программам и видам деятельности, способствующим самозанятости граждан и развитию предпринимательства. Содействие занятости молодежи Одной из наиболее острых и важных остается проблема занятости молодежи, о чем свидетельствует ежегодное увеличение количества молодых людей, обратившихся в службу занятости. Это обусловлено увеличением количества выпускников учебных заведений, получающих свободное распределение, несоответствием полученной специальности потребностям рынка труда, а также низким профессиональным и квалификационным уровнем подготовки значи тельной части молодежи. Рынок труда Республики Башкортостан могут пополнить с целью поиска работы 16 тыс. выпускников учебных заведений и 9 тыс. человек, отчисленных из них. Создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи являются первоочередными задачами. Для их выполнения намечается: создание молодежной биржи труда; организация временных ученических мест для безработной молодежи с целью дальнейшего трудоустройства в рамках программы “Молодежная практика”; преимущественное привлечение молодежи к участию в общественных работах; трудоустройство в счет квот, установленных органами местной власти, не менее тысячи юношей и девушек (в Республике Башкортостан); корректировка перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка молодежи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, и количества выпускаемых специалистов с учетом спроса на рынке труда; разработка и внедрение системы содействия трудоустройству выпускников высших учебных заведений; информирование выпускников общеобразовательных учреждений о возможности обучения в учреждениях профессионального образования, получения дополнительной профессии (специальности) для последующего трудоустройства; проведение для молодежи ярмарок учебных мест. Профессиональное обучение и профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения Приоритетное направление политики в области профессионального обучения безработных граждан - сближение профессионально - квалификационной структуры рабочей силы с потребностями рынка труда. В 1998 году в Республике Башкортостан предполагается направить на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку по 70 рабочим профессиям, 30 специальностям служащих и инженерно-технических работников 6,7 тыс. безработных граждан. Профориентационными услугами будут охвачены 120 тыс. человек. Расходы Фонда занятости на эти цели составят 21 млн. рублей (в том числе 20,4 млн. рублей - на профобучение безработных). Для развертывания системы профессионального обучения безработных граждан, профессиональной ориентации и психологической поддержки незанятого населения предусматривается: совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы профессионального обучения безработных граждан; определение потребности в профессиональном обучении на основе анализа профессионально - квалификационного состава безработных, текущего и перспективного спроса работодателей; использование преемственности профессионального обучения и имеющегося у граждан образовательного потенциала; усиление взаимодействия органов службы занятости с образовательными структурами и работодателями по организации профессионального обучения безработных граждан и их последующего трудоустройства; расширение и совершенствование курсовой учебной сети по профессиональному обучению безработных граждан, проведение в этих целях конкурсного отбора образовательных учреждений всех уровней; оптимизация сроков и стоимости обучения, использование в этих целях дополнительных источников финансирования; согласование объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда; обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы (молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, беженцев и вынужденных переселенцев, женщин); совершенствование методического, информационного обеспечения профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения; сотрудничество органов службы занятости с заинтересованными структурами (образовательными, здравоохранения, социальной защиты, по делам молодежи, кадровыми службами предприятий) в части профориентации и социально-психологической адаптации выпускников общеобразовательных школ, инвалидов и других слабозащищенных категорий незанятого населения; создание кабинетов профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных; создание клубов ищущих работу при органах службы занятости городов, совершенствование деятельности действующих клубов, курсов “Новый старт”, “Старт в профессию” и групп психологической поддержки безработных; внедрение в практику работы органов службы занятости единой технологии оказания профессиональных консультационных услуг. Содействие занятости населения в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда В целях содействия занятости населения в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда предполагается: приостановление администрациями городов и районов процессов массового высвобождения работников или обеспечение их поэтапного проведения; обеспечение первоочередного оказания финансовой помощи предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места на указанных территориях; развитие мелкотоварного уклада, стимулирование малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и сфере услуг; обеспечение приоритета при распределении государственных заказов (особенно оборонных); оказание первоочередной помощи населению указанных территорий в переселении в другие районы республики; предупреждение органами службы занятости последствий массовых высвобождений на предприятиях (консультирование, участие в работе комиссий экстренной помощи и т.д.); организация работы групп быстрого реагирования, временных филиалов органов службы занятости на предприятиях в случаях массового высвобождения работников; участие органов службы занятости в работе с предприятиями при применении к ним организационных или ликвидационных процедур; проведение мониторинга ситуации на рынке труда городов и районов; Материальная поддержка безработных В части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать следующие меры: выплату пособий по безра6отице в Российской Федерации 8,7-10,2 млн.руб., в том числе в 1998г. - 2,9 млн.человек, в то м числе доплату на лиц, находящихся на содержании безработных. С уммарные расходы на эти цели могут составить 4,5-7,1 млрд.руб. ежегодно в Российской Федерации, 128,0 млн. рублей â Ðåñïóáëèêå Áàøêîðòîñòàí); оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей , общие расходы в Российской Федерации могут составить 15-20 млн.рублей, а в Республике Башкортостан 1,0 млн. рублей в ежегодно. Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей - инвалидов, одинокие и многодетные родители; досрочный выход на пенсию безработных граждан: такой возможностью ежегодно в Российской Федерации воспользуются îêîëî 160-170 òûñ.÷åëîâåê, â òîì ÷èñëå â 1998ã. - 55 òûñ.÷åëîâåê, à â Ðåñïóáëèêè Áàøêîðòîñòàí - 1,6 тыс. человек; расходы на эти цели могут составить â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè - 230 òûñ.ðóáëåé â ãîä, à â Ðåñïóáëèêå Áàøêîðòîñòàí - 12,64 млн. рублей. оплата периода временной нетрудоспособности граждан предусматривается в Российской Федерации для 700-780 тыс.человек, в том числе в 1998г. - 235-260 тыс.чел. С общими расходами на эти цели - 42-46 млн.руб. в год. Кроме того, в Российской Федерации предусматривается: 1. Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью. Будет трудоустроено 30 тыс. инвалидов, в том числе в 1998г. - 10 тыс.человек; расходы составят 86,5 млн.руб. 2. Поддержка граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Финансовые затраты в 1998-2000г.г. составят 171,5 млн.рублей. 3. Поддержка длительно безработных граждан. Разработка - специальных программ содействия занятости населения "Организация занятости длительно безработных граждан" ("Клуб ищущих работу" и "Новый страт"), которые позволят охватить за период 1998-2000гг. более 150 тыс.человек, в том числе в 1998г. - около 45 тыс.человек. Расходы в 1998г. составят 80 млн.рублей. 4. Содействие занятости выпускников учебных заведений. В 1998-2000гг. реализация программы "Молодежная практика". Намечается трудоустроить 50 тыс.выпускников различных учебных заведений. Расходы в 1998г. составят 105 млн.руб. Содействие занятости женщин. Общая численность безработных женщин (с учетом полной и неполной занятости) к началу 1998г. составит 7-8 млн.человек. При этом в период 1998-2000гг. прирост численности женщин, ищущих работу, будет снижаться и не превысит 0,2 млн. женщин в год. ВЫВОД В обобщенном виде основные направления, основные задачи политики в сфере занятости, в период становления рыночных отношений можно представить, исходя из проведенной работы, в следующем виде (в порядке значимости): 1. анализ динамики занятости и контроль за процессами массового высвобождения работников, 2. предотвращение массовых увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров; 3. предотвращение организационно и финансово неподготовленного массового высвобождения работников с неэффективных предприятий, разработка и реализация программ по государственной поддержке депрессивных территорий и реструктуризации кризисных отраслей; 4. минимизация отрицательных последствий массовой безработицы в "очаговых" районах; 5. содействие (организационное и финансовое) развитию самозанятости всех видов; 6. повышение роли местных органов власти при решении специфических региональных проблем рынка труда; 7. приоритетное финансирование из средств республиканского бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и экономических программ в городах и районах с высоким уровнем безработицы 8. диверсификация источников и средств для улучшения положения в сфере занятости; 9. совершенствование информации о рынке труда, особенно для потенциальных мигрантов внутри региона; 10. материальная поддержка безработных и рациональной миграции, повышение обоснованности и дифференцированности материальной поддержки безработных; 11. обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективной поддержки граждан, потерявших работу, их профессиональной ориентации. IV. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4.1. Перечень законов При написании данной работы использовались следующие законы: - Конституция Республики Башкортостан, принятая Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года; - Закон Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О занятости населения Республики Башкортостан”, принятая Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 11 июня 1996 года, одобренный Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 30 июля 1996 года; - Трудовой Кодекс Республики Башкортостан, принятый Верховным Советом Республики Башкортостан 21 декабря 1994 года. 4.2. Содержание законов Конституция Республики Башкортостан является основным законом Республики Башкортостан, определяющая общественное и государственное устройство, порядок и принципы представителей органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Глава IV “Экономические, социальные и культурные права и свободы”, статья 45 Конституции Республики Башкортостан говорит: “Труд свободен. Граждане Республики Башкортостан имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Граждане Республики Башкортостан имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение на труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом в соответствии с прожиточным минимумом, а также право на защиту от безработицы. Республика Башкортостан содействует полной занятости населения, осуществляет программы профессионального обучения и подготовки работников с учетом социальных потребностей и их личных способностей, гарантирует выплату пособий по безработице. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом Республики Башкортостан способов их разрешения, включая право на забастовку.” Трудовой Кодекс Республики Башкортостан определяет основы государственной политики Республики Башкортостан в сфере трудовых отношений, устанавливает государственные гарантии трудовых прав граждан, обеспечивает соблюдение им интересов работников, работодателей и государства. Он провозглашает главной целью государственной политики Республики Башкортостан в сфере трудовых отношений создание условий, позволяющих работнику своим трудом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, защиту прав, установленных Коституцией Республики Башкортостан. Глава V “Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд” Трудового Кодекса Республики Башкортостан говорит: Работники могут быть высвобождены с предприятия в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата. О предстоящем высвобождении работники предупреждаются персонально под расписку не менее чем за два месяца. Работодатель своевременно, не менее чем за три месяца, обязан предоставить представительному органу работников информацию о возможном массовом высвобождении работников. При высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата учитывается преимущественное право на оставление на работе. (Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии; работникам, получившим на данном предприятии трудовое увечье или профессиональное заболевание; работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях; инвалидам войны и членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите Отечества; погибших в результате несчастного случая на производстве; изобретателям; работникам из числа уволенных в запас или отставку военнослужащих сверхсрочной службы; участникам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986-1990г.г., а также лицам, эвакуированным из отселения, другим приравненным к ним лицам). Работодатель не позднее, чем за два месяца, обязан довести до сведения местного органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации, должности и размера оплаты труда. Работникам, высвобождаемым с предприятий при расторжении трудового договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата: 1) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка; 2) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия; 3) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата месячного выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы. За указанными работниками сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе после увольнения не превысил трех месяцев. При реорганизации и ликвидации предприятий за высвобожденными работниками сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. Высвобожденным работникам предоставляются также другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством. Закон Республики Башкортостан “О занятости населения в Республике Башкортостан” определяет правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства по реализации права на труд и социальную защиту от безработицы граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству, действующему на территории Республики Башкортостан, и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить самостоятельным основанием для их привлечения к административной или иной ответственности. Структура занятого населения (Гл. I, ст.I закона) Занятыми считаются граждане: - работающие по трудовому договору, контракту, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные работы; - временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском (в том числе по беременности и родом, уходу за ребенком), повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами; - самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены кооперативов; - выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда); - занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, у которых ежемесячный доход превышает минимальный уровень оплаты труда; - граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и владеющие земельным участком более 0,25 га; - учредители организаций, деятельность которых приносит доход; - избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; - проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; - проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях; учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, включая обучение по направлению органов труда и занятости населения. Порядок и условия признания граждан безработными (Гл.I, ст.3) Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости (далее - ОСЗ) в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению органа службы занятости, а также выплаты выходного пособия и зарплаты работникам, высвобожденным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата. Решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органу службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Решение о признании безработными граждан, зарегистрированных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, может приниматься в виде исключения, без предъявления трудовой книжки и справки о зарплате. Безработными не могут быть признаны граждане: - не достигшие пятнадцатилетнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет; - отказавшиеся в течение десяти дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от предложенной подходящей работы, включая временные работы; - не явившиеся (без уважительных причин) в течение десяти дней со дня регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы; - осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. Гражданин, который в установленном порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в органы службы занятости для признания таковым через две недели. Социальные гарантии и компенсации (Гл.VII, ст.30) Работникам, высвобожденным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с законодательством о труде. Государство гарантирует безработным гражданам: - выплату пособия по безработице; - выплату стипендии в период профподготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости; - возможность участия в оплачиваемых общественных работах; - оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счет средств Фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше тридцати календарных дней в течение двенадцатимесячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в общественных работах; а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей, засчитывается в общий трудовой стаж. В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по направлению органов службы занятости им выплачивается стипендия: - уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель - в размере 75% от их среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней зарплаты, сложившегося в РБ; - для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания - в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние 3 мес. по последнему месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда, и не выше уровня средней зарплаты, сложившегося в Республике Башкортостан; - для остальных граждан - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений, но не ниже минимального размера оплаты труда. Стипендия начисляется с первого дня обучения. При наличии у гражданина лиц, находящихся на его содержании размер его стипендии повышается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать полуторакратной величины минимального размера оплаты труда. Размер стипендии может быть уменьшен на 25% в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. В соответствии с решением суда со стипендии, производятся все виды предусмотренных законом удержаний, но не более половины стипендии. Порядок определения размеров пособия по безработице (Гл.VII, ст.31) Пособие безработным гражданам устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, либо в размере минимальной оплаты труда в зависимости от стажа работы. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплаты не может превышать полуторократной величины установленного законом минимального размера оплаты труда. Решение о назначении пособия по безработице принимаются одновременно с решением о признании гражданина безработным. Продолжительность выплаты пособия в каждый период безработицы (18 календарных месяцев) не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении установленного срока выплаты пособия гражданин имеет право на получение иной профессии и участие в общественных работах на период вплоть до его трудоустройства. Пособие выплачивается не реже 2 раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные ОСЗ сроки, но не ранее 2 раз в месяц. По предложению ОСЗ при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законом срока выхода на пенсию. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня, а также уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: - в первые три месяца безработицы - в размере 80% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; - в следующие четыре месяца - в размере 60%; - в дальнейшем - в размере 50%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше средней зарплаты, сложившейся в Республике Башкортостан. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущих работу впервые, устанавливается в размере минимальной оплаты труда с учетом районного коэффициента. Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержание безработного, ОСЗ может оказываться в период их безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. 4.3. Государственная служба занятости населения Государственная служба занятости населения Республики Башкортостан (далее - ГСЗ) создана в соответствии с постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 5 июня 1991 года №141 “О создании Государственной службы занятости в Башкирской АССР” на базе центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации населения для разработки и проведения единой государственной политики занятости населения. Структура ГСЗ (Гл.V, ст.25) населения Республики Башкортостан состоит из: - Управления по занятости населения Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан; - отделов, центров, бюро и т.д. в городах и районах, структура и штат которых определяются совместно с Министерством труда и занятости населения Республики Башкортостан и соответствующими органами местной власти. Их деятельность финансируется за счет средств Фонда занятости и республиканского бюджета в пределах утверждаемых им смет. Обязанности ГСЗ (Гл.V, ст.26). Органы ГСЗ населения обязаны: - анализировать, прогнозировать спрос и предложения на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда; - оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников; - организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах органов служб занятости; - оказывать услуги в профориентации и трудоустройстве высвобожденным работникам и другим категориям населения; - разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовые обеспечение этих программ; - выдавать в установленном порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий. Права ГСЗ (Гл.V, ст.27). Органы ГСЗ населения имеют право: - запрашивать у работодателей информацию о предлагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников; - разрабатывать и вносить на рассмотрение органов местной власти предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве; - взыскивать в бесспорном порядке с работодателей суммы сокрытых или заниженных страховых взносов в Фонд занятости, а также недоимок, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством. При взыскивании в бесспорном порядке указанных сумм, органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам Республики Башкортостан по взыскиванию не внесенных в срок налогов. Вывод В заключении отметим, что выше приведенные законы являются основной базой для регулирования трудовых отношений при помощи деятельности государственной службы занятости в рамках сохранения баланса конъюнктуры рынка труда. Но в то же время, нынешнее законодательство в области занятости требует усовершенствования и внесения ряда поправок, что связано в первую очередь с тем, что проблемы занятости в стране возникли сравнительно недавно в условиях переходной экономики. В результате, возникновение негативных ситуаций на рынке труда зачастую может обернуться тем, что не хватает законодательной базы, которая способна адекватно подойти к смягчению сложившегося положения и регулированию возникшего вопроса. Таким образом, это должно послужить толчком для развития законотворческой деятельности по вопросам труда и занятости и способствовать решению возникающих проблем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современный рынок труда в России, и в нашей республике обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу. Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников. Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений. В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы. Выделяются целые "очаговые" территории многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону. Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости. Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Республики Башкортостан. /Принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года.-Уфа, 1995. 2. Закон Республики Башкортостан “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О занятости населения в Республике Башкортостан”.- Уфа, 1996. 3. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". М.,-1996. 4. Трудовой Кодекс Республики Башкортостан. / Принят Верховным Советом Республики Башкортостан 21 декабря 1994 года.-Уфа, 1995. 5. Программа занятости населения РБ на 1998г. 6. Федеральная целевая программа содействия занятости населения на 1998-2000гг. 7. Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели./ Экономика и управление.1996.-№5. 8. Анализ состояния и перспективы занятости в рыночных условиях. /Вопросы статистики. 1997.-№10. 9. Ахмадинуров Р.М. Тенденции движения спроса и предложения на региональном рынке труда./Молодежный вестник Башкортостана. Уфа.-1995.Вып.1 10. Безработица, напряженность возрастает./Экономика и жизнь, 1997.-№18 11. Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда. Человек и труд. 1993.-№1. 12. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 1994.-№1. 13. Гильденгерш М.Г.Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку.-/САБ Университет экономики и финансов, 1995. 14. Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 1996.-№1 15. Дадашев А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации/ Вопросы экономики,1993.-№12 16. Дьянов А.Я. Методические аспекты исследования рынка труда в условиях перехода к рыночным отношениям./Университетское экономическое образование и наука в развитии Республики Башкортостан.-Уфа, БГУ.-1997. 17. Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда./ Вопросы экономики. 1998.-№2. 18. Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 1993.-№3. 19. Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы. Общество и экономика. 1997. -№78. 20. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда./Человек и труд. 1998.-№1. 21. Кейнс Д.М. Общая теория занятости. /Вопросы экономики.1997.-№5. 22. Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными./ Человек и труд.- М.,1996, №5 23. Котляр А. О понятии рынка труда./ Вопросы экономики.1998.-№1. 24. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения. Учебное пособие. / Челябинск, 1994 - 91 с. 25. Куприянова З.В. Социально-экономические условия и качество рабочей силы. / Общ-во и эк-ка - 1995 №10-11, с.89-100 26. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие.-М.Пресс-сервис.1994. 27. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику .-М. Высшая школа. 1994. 28. Макконнелл Кэмбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. 11-е изд. Т.1.- М.: Республика, 1992 29. Микульский К. Занятость и безработица (Экономикс). /Свободная мысль.1995-№12. 30. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ.-М. Наука.1991. 31. Мировая экономика./ Васильева И.П., Котляров И.И., Ломакин В.К.; Моск.гос.универс. междунар. отношений МИД РФ(ун-т).-М.:Анкил, 1996.- 258с. 32. Методические рекомендации по прогнозу рынка труда. Упр-е по занятости населения Минтруда РБ. Уфа,1996. 33. Новиков П., Савина М. Обучение и профориентация незанятых. / Человек и труд.- М.,1996, №5 34. Охлопкова Н.В. Сегментирование рынка рабочей силы и механизм регулирования./ Сборник научных трудов. Серия: Гуманитарные науки.- Якутск, 1994 - с.14-20 35. Политика занятости: новые приоритеты. /Социальная защита.1998.-№1 36. Прокопов Р. Безработица в переходной экономике России. Человек и труд. 1998. №1 37. Российский рынок труда. (Под ред Масловой И.) -М. ИЭ РАН, 1993. 38. Попов А. Рынок труда: оценка ситуации и перспективы. /Человек и труд. 1997.-№9. 39. Рыжикова З.А., Утинова С.С. основные характеристики современного положения на рынке труда в РФ. Статистич.обзор./ “Общество и экономика”- М.,1995, №10-11 40. Рынок труда в системе рыночных экономических отношений. Межвуз. сб. науч.тр. - Омск: ОмГУ, 1994 41. Самуэльсон П. Экономика.-М.: МПО "Алгон" Машиностроение., 1997. 42. Слезингор Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие для изучающих эк-ку труда./Ин-т труда - М.:ИНФРА - М, 1996- 336с. 43. Смирнов С. Оценка эффективности региональных программ занятости. /Экономист.1997.-№7. 44. Смирнов С. Российский рынок труда: анализ и размышления./ Человек и труд. 1996.-№7. 45. Старков А.М. Занятость и рынок труда в России./ Общество и экономика. 1994 -№78 46. Сейфуллаев Б.М. Особенности формирования российской модели рынка труда в переходный период./ Общество и экономика. 1997.-№78. 47. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда./Вопросы экономики. 1997.-№2 48. Четвернина Т., Лакушина Л. Напряженность на российском рынке и механизмы ее преодоления. Вопросы экономики.1998.-№2 49. Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике./ Вопросы экономики.1991.-№11. 50. Шишкин А.Р. Экономическая теория.М. "Владос",1996. 51. Шарашников Б.М. Рынок и занятость./Соц. аспект-М.:Луч,1995- 125с. 52. Экономическое развитие России в 1997г./Вопросы экономики.1998.-№3. 53. Юдина Т.И., Белова В.Л. Безработица. Макроэкономика; Учебн. пособие для направлений 521500 - “Менеджмент”, 521600 - “Экономика”. /Моск.гос.академич. печати.-М.,1995

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.