|
|
|
|
Диплом: Государственное регулирование рынка труда
Во-вторых, невыплаты пособий по безработице способствовали уходу из числа
зарегистрированных тех безработных, которые не вели активный поиск работы,
предпочитая ему пособия по безработице. Вероятно,
частично этими причинами можно объяснить сокращение числа не имеющих работы от
восьми месяцев до одного года в течение шести месяцев 1997г.
В-третьих, и это наиболее существенный вывод, вытеснение безработных и
сокращение программ службы занятости в наиболее затруднительное положение
поставили тех, у кого были наибольшие проблемы при само
стоятельном поиске рабочего места и кто едва ли сможет без помо
щи государства сохранить контакт с рынком труда. Наглядным подтвер
ждением данного вывода служит тот факт, что группа безработных свыше восьми
месяцев стала самой многочисленно
й.
Таким образом, в 1995 - 1996гг. было достигнуто оптимальное соотношение между
объемами регистрируемой и нерегистрируемой
безработицы. Сокращение зарегистрированной
безработицы в 1997г. связано не только с намечающимися позитивными изменениями
на рынке труда, но и с переливом безработных в не
зарегистрированную. Предварительно, можно указать на две "внутренние" причины:
снижение финансовых возможностей осуществления
политики занятости и недостаточную эффективность реализуемых
, программ.
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Башкортостан
Прошедший 1997 год характеризовался прежде всего как год серьезных
структурных изменений, которые после достижения в экономике определенной
стабилизации должны создать стартовые условия для устойчивого роста в 1998г.
и последующие годы.
Ситуация с занятостью населения в республике неотрывна от положения в
экономике и на сегодня она остается достаточно сложной и напряженной.
В 1997г. снижение численности работающих на крупных и средних предприятиях в
1,5 раза превысило сложившиеся в последние годы темпы и составило около 55
тыс.человек. Ежегодно численность занятых в производственной сфере снижалась
в периоде 92-97г. в среднем на 30-35 тыс. человек. При этом наибольшие потери
численности занятых приходятся на промышленность, сельское хозяйство и
строительство. Отток рабочей силы происходит в основном из государственных и
муниципальных предприятий из-за неудовлетворенности условиями труда и
длительных задержек выплаты заработной платы. В то же время увеличивается
число работников системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального
хозяйства и органов управления.
В истекшем 1997 году работодателями уволено по различным причинам почти 290
тыс. человек, из них 70% - по собственному желанию. Наиболее высокий процент
сохраняется в строительстве (28,9%), в учреждениях информационно-
вычислительного обслуживания (19,3%), науки и научного обслуживания (18%).
Сохраняются значительные объемы неполной занятости. Численность работающих в
режиме неполного рабочего времени составила в конце года 58,8 тысяч человек.
Наибольшие масштабы отмечались в промышленности, на транспорте, в
строительстве, торговле и общественном питании. В течение года 165,4 тыс.
человек (232тыс.чел. в 1996 году) находились в вынужденных административных
отпусках, более половины из них без денежной компенсации. Средняя
продолжительность этих отпусков, в течение последних трех лет составила на
одного работника около 30 дней.
Общее количество неотработанного времени персоналом, работавшим по инициативе
администрации неполное рабочее время и находившихся в административных
отпусках, за 1997 год составило более 7 млн.человеко-дней (10 млн.чел.-дней в
1996г.), что равнозначно
Таблица 2.7
Основные показатели деятельности органов службы занятости
Республики Башкортостан в январе-декабре
№ п/п | | 1994г., чел. | 1997г., чел. | | | | | | На 1 января | | | 1. | Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете, которым назначено пособие по безработице | 9121 | 61322 | 2. | в том числе, которым назначено пособие по безработице | 8152 | 53723 | | За январь-декабрь | | | 3. | Поставлено на учет всего | 41992 | 111061 | 4. | Назначено пособие по безработице | 39948 | 96714 | 5. | Снято с учета, всего | 26195 | 108064 | | в том числе | | | 6. | трудоустроено | 11059 | 42980 | 7. | оформлено на досрочную пенсию | 2246 | 1456 | 8. | другие причины | 12890 | 63628 | | На 31 декабря | | | 9. | Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете | 24918 | 64319 | 10. | в том числе, которым назначено пособие по безработице | 22651 | 56355 | | Справочно: | | | 11. | Численность лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению органов служб занятости | 4242 | 6968 | 12. | Численность лиц, трудоустроенных после завершения профессионального обучения | 1969 | 5637 | 13. | Уровень безработицы на 31 декабря (отношение числа безработных к численности занятых в экономике) | 0,5 | 3,74 |
ежедневному невыходу на работу около 30 тыс. человек (47 тыс.чел. в 96г.).
Массовые высвобождения произошли в АНК “Башнефть”, в акционерных обществах
“Баштрансгаз”, “Ново-Уфимский НПЗ”, ОАО “Белорецкий металлургический
комбинат”, Нефтекамской экспедиции глубокого бурения, ПО “Искож”,
домостроительном комбинате ДО ОАО “Стронег”(г.Нефтекамск), АООТ
“Башкируголь”.
Растет социальное напряжение на рынке труда (табл.2.7).
Из таблицы видно, что численность граждан, состоящих на учете, увеличилась в
период с 1994 года в 6,7 раза и составила 61322 человека. В 32 городах и
районах произошел рост числа ищущих работу, а в городах Благовещенске,
Межгорье, в Альшеевском, Караидельском, Чишминском районах их число
увеличилось более чем вдвое.
В составе ищущих работу более половины (82,5% в 1994г. и 59% в 1997г.) -
женщины; соответственно 38,7% и 43% - молодежь в возрасте 16-29 лет; 7,6% и
26% - впервые ищущие работу и столько же имеют длительный (более года)
перерыв в работе.
Из зарегистрированных безработных трудоустраивались 26,3% в 1994г. и 38,7% в
1997г., что является положительной тенденцией в сфере трудоустройства.
Из лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению служб занятости,
было трудоустроено 46,4% в 1994г. и 80,9% в 1997г.
Уровень безработицы в целом по республике за 4 года вырос с 0,5% до 3,74% от
численности занятых в экономике (рис.2.2).
Рис.2.2. Уровень безработицы
При этом, если по России в целом и в соседних регионах уровень регистрируемой
безработицы снижается, то в Башкортостане он продолжает расти, хотя и более
медленными темпами, чем в предыдущие годы.
По состоянию на 1 февраля 1998г. в 17 городах и районах уровень безработицы
превысил среднереспубликанский показатель. Наиболее высокий уровень
безработицы зарегистрирован в городах Агидель (15,63%); Ишимбае (8,90);
Кумертау (8,27); Белорецком районе (8,81%), также высоким он остается в
городах Бирске, Дюртюли, Мелеузе, Нефтекамске, Салавате (Приложение 1).
Доля безработных по продолжительности пребывания в статусе безработного
составила (см. табл.2.8).
Таблица 2.8
Распределение безработных по продолжительности безработицы
%
| 1994г. | 1997г. | | | | Продолжительность безработицы | | | до 1 месяца | 13,3 | 10,4 | от 1-4 месяцев | 39,5 | 33,2 | от 4-8 месяцев | 25,6 | 24,0 | от 8 до 1 года | 14,9 | 18,8 | более 1 года | 6,7 | 13,6 |
В 1994 году наибольшая продолжительность безработицы была от 1 до 4 месяцев
(39,5%) и от 4 до 8 месяцев (25,6%). В 1997 году наибольшая продолжительность
безработицы также наблюдалась в период от 1 до 4 месяцев. Третья часть
безработных находилась в так называемой “застойной” безработице (от 8 месяцев
до года), которую формировали, в основном, женщины (75,9%) и молодежь
(30,6%).
Увеличился, почти в 2 раза, слой длительно (более года) безработных. Если в
1994 году 6,7% безработных имели период безработицы более года, то в истекшем
году - 13,6%.
Доминирующее положение среди безработных продолжает сохраняться за
гражданами, добровольно уволившихся с работы, их доля составляет 50%, а доля
высвобожденных работников - 22%.
Одной из наиболее острых и важных остается проблема занятости молодежи. Это
обусловлено увеличением количества выпускников учебных заведений, получающих
свободное распределение, несоответствием полученной специальности
потребностям рынка труда, а также низким квалификационным уровнем подготовки
значительной части молодежи.
Невостребованность целенаправленно подготовленных специалистов
свидетельствует о большом разрыве между спросом и предложением рабочей силы
на рынке труда (Рис.2.3).
Динамика спроса и предложения на рынке труда
Рис.2.3
В течение прошедших лет напряженность на рынке труда была неоднозначной и
зависела, прежде всего, от наличия вакансий. Из рис.2.3 видно, что начиная с
1993 года потребность в работниках, заявленная предприятиями уменьшилась. В
то же время численность безработных увеличивалась значительными темпами. В
начале 1997 года на одну заявленную в органы службы занятости вакансию
претендовали 11 зарегистрированных незанятых граждан. Для летнего периода
характерно наличие в целом по республике довольно большого количества
вакансий, что значительно смягчает напряженность на рынке труда. Однако, в
декабре ситуация с наличием свободных рабочих мест изменилась, вследствие
чего на одну вакансию было 9 претендентов. При этом в 30 городах и районах
этот показатель более чем в 2 раза превысил среднереспубликанский и составил
от 19 человек на одно вакантное место до 180 (Калтасинский район).
В органы службы занятости ежемесячно поступали сведения о наличии на
предприятиях и в организациях в среднем 8,8 тыс. вакансий (в 1997 году 7,4
тысячи).
Всего в течение года смогли трудоустроиться око
ло 49,0 тыс. человек (рост по сравне
нию с 1996 годом в 1,3 раза). В целом по республике трудоустроено более
четверти (28,0%) от числа ищущих работу
. В Бакалинском районе этот показатель самый
высокий (в 2 раза выше среднереспубликанского), а
в Межгорье и Белорецком райо
не - самый низкий (в 2,5 раза ниже, чем в среднем по республике).
Учитывая, что организация профессионального обучения и переобучения граждан -
одно из приоритетных направлений работы органов службы занятости, объемы
переобучения были сохранены на уровне прошлых лет
, несмотря на финансовые трудности. Так, направления на учебу получили 7,3
тыс. человек или 5,8%
от численности зарегистрированных безработных. Â
Мишкинском и Благоварском районах этот
показатель самый высокий и составляет соответственно 21,3 и 19,
6%., а в городах Межгорье и Янауле,
Альшеевском, Калтасинском,
Краснокамском и Татышлинском районах он не
достиг и 1,5%.
В декабре, так же как и в но
ябре, произошло снижение численности
направленных на переобучение (от
носительно предыдущего месяца в 1,2 раза, но
относительного декабря 1996 года - увеличение на 31,7%).
Более 300 безработных было направлено на обучение в целях организации
собственного дела. Подготовку в качестве будущих предпринимателей проходили
безработные городов Уфы, Белебея, Кумертау, Мелеуза, Окт
ябрьского, Стерлитамака,
Туймазы, Бураевского. Бижбулякского,
Иглинского районов.
С ростом напряженности на рынке труда возрастают и
потребности населения в
профориентационных услугах. Их получили в органах службы занятости 113 тысяч
человек, что почти на 20 тысяч боль
ше, чем за 1996 год.
В связи с ростом неплатежеспособности предприятий
нарастает их задолженность по обязательным отчислениям в Государств
енный фонд занятости населения Республики Башк
ортостан. В результате число территорий, нуждающихся в
дотации,
возросло за прошедший год вдвое и достигло 50.
Средств, поступающих в Фонд занятости на их территории, недостаточно даже для
выплаты пособий безработным.
Программой занятости населения Республики Башкортостан на 1997 год.
В 1997 году проводилась работа по организованному набору рабочих для
трудоустройства за пределами республики по заявкам работодателей других
регионов. Более 300 рабочих, в том числе около 200
безработных, трудоустроены для работы вахтовым методом на предприятиях
Тюменской области.
Органы службы занятости оказали содействие в переселении в сельскую местность
республики 110 семьям, в том числе 30 семьям
беженцев и вынужденных переселенцев. Наибольшее
количество семей переселено в
Бакалинский, Чекмагушевский,
Караидельский, Благоварский районы.
Характер и динамика происходящих процессов на рынке труда не обещают
улучшения положения с занятостью населения в 1998 году. Однако нелишне будет
рассмотреть положение на рынке труда в первом квартале 1998 года.
За первый квартал 1998 года в органы службы занятости обратились с целью
поиска работы 28,5 тыс. человек, что соответствует аналогичному показателю
прошлого года. В числе обратившихся: 56,8% - женщины, 42,3% - молодежь в
возрасте 16-29 лет, 18,3% - ищущие работу впервые, 26,1% - имеют длительный
(более года) перерыв в работе (относительно первого квартала прошлого года
количество граждан этой категории увеличилось на 12%).
Продолжается рост активности населения в поисках работы, наметившийся в
феврале. За март органами службы занятости поставлено на учет 10,3 тыс.
человек, что на 5% больше, чем за предыдущий месяц.
В городе Благовещенске, в Архангельском, Бурзянском, Дюртюлинском,
Калтасинском, Кугарчинском районах число обратившихся увеличилось более чем
вдвое (Приложение 2).
Процесс высвобождения рабочей силы приостанавливается. Количество
высвобожденных работников, обратившихся в органы службы занятости в первом
квартале текущего года по сравнению с этим же периодом 1997 года, снизилось
на 12% и составило 4,1 тыс. человек.
Рис.2.4. Распределение безработных граждан по причинам снятия
с учета за январь-март 1998г.
Численность безработных, официально признанных органами службы занятости, за
январь-март снизилась на 2% относительно показателя 1 квартала 1997 года и
составила 82% от числа обратившихся в поиске работы незанятых граждан (23,3
тыс. человек). За этот же период сняты с учета 23,1 тыс. безработных (на 14%
больше, чем за первый квартал 1997 года), в том числе 9,1 тыс., или 39%, -
трудоустроены, 2,4 тыс., или 10,3%, - направлены на профобучение, 0,3 тыс.,
или 1,3%, - оформлены на досрочную пенсию, 11,3 тыс., или 48,1 проц., - сняты
по другим причинам (Рис.2.4).
На начало апреля на учете в органах службы занятости состояли 61,8 тыс.
безработных, из которых 23,3 тыс. человек, или 37,7%, моложе 30 лет. Уровень
безработицы в целом по республике в первом квартале текущего года вырос с
3,78 до 3,81% от числа занятых в экономике (Рис.2.5). Число городов и
районов, в которых уровень безработицы превышает среднереспубликанский
показатель, за прошедший квартал не изменилось и составляет 17 и также в
шести городах и районах его превышение составляет от двух до четырех раз.
Рис.2.5. Изменение уровня безработицы
(% от численности занятых в экономике)
Более высокими темпами, чем по республике, в марте росла безработица в
городах Уфе, Стерлитамаке, в Буздякском, Бурзянском, Кигинском,
Кушнаренковском, Куюргазинском, Мишкинском районах.
Продолжительность безработицы в первом квартале 1998 года в среднем составила
6,1 месяца и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилась,
а по сравнению с четвертым кварталом 1997 года сократилась на 3 дня.
Из числа состоящих на учете безработных на 1 апреля пособие по безработице
было назначено 57,4 тыс. человек.
В первом квартале 1998 года нашли работу 12,1 тыс. человек. По сравнению с
аналогичным периодом прошлого года количество трудоустроенных граждан
увеличилось на 2,7 тыс. человек или почти в 1,3 раза. В городах Нефтекамске,
Октябрьском, а также в Абзелиловском, Балтачевском, Зилаирском и Илишевском
районах процент трудоустройства увеличился по сравнению с первым кварталом
1997 года более чем в 1,5 раза.
Незначительно (на 3% относительно первого квартала прошлого года) возросла
возможность трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите
(молодежи, инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, а также имеющих
длительный перерыв в трудовой деятельности).
Март характеризуется продолжающимся ростом числа трудоустроенных граждан, за
месяц трудоустроено 4,6 тыс. человек. По сравнению с январем - увеличение на
37,7% (на 1,2 тыс.человек). Существеннее всего увеличилось количество
граждан, нашедших работу (доходное занятие), в городах Межгорье (в 3,6 раза),
Сибае (2,7), а также в Аскинском (3,2), Белокатайском (3,0), Ишимбайском
(2,4) и Чекмагушевском районах (4,9 раза).
На 1 апреля в органах службы занятости имелась информация о наличии на
предприятиях и в организациях 8,6 тыс. свободных рабочих мест (в 1,3 раза
больше, чем на ту же дату прошлого года), из них 74,7% - от государственных
предприятий.
Численность незанятых граждан, претендующих на одно свободное рабочее место,
остается на уровне 8 человек (на 1 апреля 1997 года - 10 человек). Количество
предприятий, сообщивших в органы службы занятости сведения о наличии
свободных рабочих мест, осталось без изменения. Структура заявленного спроса,
как и в прошедшем году, почти на 80% состоит из рабочих специальностей.
Также почти неизменным, что и в 1 квартале 1997 года, остается количество
предприятий, сообщивших о предполагаемом высвобождении работников.
По поступившим в органы службы занятости данным во втором квартале ожидается
высвобождение с предприятий, организаций республики 4,6 тыс. человек, что на
22% (1,3 тыс. человек) меньше, чем в 1997 году.
После роста в феврале числа безработных граждан, направленных органами службы
занятости на профессиональное обучение, в марте наблюдается снижение их
численности. За март направлено на учебу 0,8 тыс. человек (снижение в 1,3
раза) (Приложение 3).
В целом за квартал органами службы занятости было направлено на
профессиональное обучение 2,4 тыс. человек (2,3 тыс. человек - соответственно
в 1997 году).
Несмотря на рост безработицы, сложности в финансировании деятельности органов
службы занятости, удельный вес обучаемых от общего числа состоящих на учете
безработных граждан (2,8%) сохранился на уровне соответствующего периода
прошлого года.
Молодежь остается наиболее активной в приобретении новых профессий,
пользующихся спросом на рынке труда. Доля ее среди получивших первоначальное
обучение составила 88,1%.
В январе-марте текущего года, как и в 1997 году, остается высоким процент
направленных на профобучение к общей численности безработных в Благоварском
районе (18,9%). В 25 городах и районах республики этот показатель выше
среднереспубликанского. В то же время в Архангельском, Мечетлинском,
Татышлинском районах на профобучение не было направлено ни одного
безработного.
После прохождения профессионального обучения по направлению органов службы
занятости 1,7 тыс.человек нашли работу или доходное занятие, что на 500
человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Трудоустройство
после обучения за указанные периоды возросло с 67 до 83%.
2.3. Анализ расходования средств из государственного фонда занятости
Республики Башкортостан
Расходы фонда занятости условно можно сгруппировать по 4 направлениям:
1. Средства, расходуемые на пособия по безработице, материальная помощь
безработным, выплату долгосрочных пенсий. Это называется пассивной политикой.
2. Средства, идущие на переподготовку и общественные работы. Данные формы
активной политики вытекают из действующего законодательства, т.е. являются
обязательными для государственной службы занятости.
3. Средства, направляемые на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг
и прочие расходы. Объединяет названные формы то, что они не гарантированы
законом. При этом расходы на статью “финансовая поддержка” принято относить к
активным формам политики на рынке труда.
4. Средства, предназначенные для развития служб занятости (их содержание,
капиталовложения, реклама, АИС “Занятость”).
Рассмотренные направления расходов фонда занятости фиксировались за 12
месяцев 1997 года следующим образом:
- пассивная политика в целом 153827797,2 тыс.руб. (72%), включая 139658450,0
тыс.руб. (65,4%) на пособия по безработице;
- активная политика, обязательная по Закону о занятости населения Российской
Федерации - 15398231,8 тыс.руб. (7%);
- активная политика, не вытекающая из Закона о занятости населения РФ -
7456521,4 (4%);
- содержание служб занятости - 35334676,0 тыс. руб. (17%).
Таким образом, 89% средств - обязательные расходы в пользу тех, ради кого и
существуют службы занятости,- безработных и работников служб, оказывающих им
помощь (Приложение 5).
Для анализа структуры расходывания средств государственного фонда занятости
составим таблицу 2.9 для некоторых показателей.
Из таблицы видно, что самый большой удельный вес расходов (72%) приходится на
программы материальной поддержки лиц, признанных безработными. Из них 65,4%
идет на выплату пособий; 5,2% - выплату досрочных пенсий; 1,1% на выплату
материальной помощи; самая малая часть (0,03%) идет на выплату пособий
сельхозпереселенцам. То есть в регионе приоритетом в деятельности служб
занятости является выплата пособий (пассивная политика). Хотя, по мнению их
руководителей, это не означает, что следует сокращать или сворачивать
программы переподготовки и обучения безработных.
Таблица 2.9
Структура расходов государственного фонда занятости населения
Республики Башкортостан за 1997 год
| Сумма (тыс.руб.) | в % к расходам | 1 | 2 | 3 | Профессиональная подготовка, переподготовка | 15398231,8 | 7 | из них | | | Финансирование общественных работ | 1052809,6 | 0,5 | Финансовая поддержка, в т.ч.: | 7456521,4 | 4 | компенсационные оплаты | - | - | сохранение рабочих мест | 5225856,0 | 2,8 | создание дополнительных рабочих мест | 1379968,9 | 0,7 | субсидии для организации собственного дела | 850696,5 | 0,5 | социальная адаптация | 61265,7 | 0,03 | Материальная поддержка лиц, признанных безработными | 153827797,2 | 72 | в том числе: | | | выплата пособий | 139658450,0 | 65,4 | выплата материальной помощи | 2339895,0 | 1,1 | выплата досрочных пенсий | 11025988,7 | 5,2 | выплата пособий сельхозпереселенцам | 68589,5 | 0,03 | единовременные денежные пособия беженцам | - | - | прочие расходы | 734874,0 | 0,3 | Расходы, связанные с деятельностью служб занятости, в т.ч.: | 35334676,0 | 17 | информационная поддержка программы занятости | 5243839,3 | 2,5 | | Продолжение табл.2.9 | 1 | 2 | 3 | капиталовложение | 2451552,2 | 1,2 | содержание службы занятости | 27639284,5 | 13,3 | из них: | | | расходы на оплату труда | 13135529,0 | 6,3 | канцелярские и хозяйственные расходы | 5194023,5 | 2,5 | капитальный ремонт зданий и сооружений | 2036504,7 | 1,0 | Всего израсходовано средств за отчетный период | 213131301,7 | 100% | | | | |
Лица, прошедшие курсы переподготовки, как правило, находят работу или
повышают свою конкурентноспособность на рынке труда в будущем. Вместе с тем,
согласно данным Управления по занятости населения Минтруда Республики
Башкортостан, трудоустраиваются не более 10% безработных, завершивших
профессиональное обучение.
17% средств государственного фонда идут на расходы, связанные с деятельностью
служб занятости. Из них 13,3% непосредственно на содержание службы занятости:
6,3% - расходы на оплату труда;; 2,5% - на канцелярские и хозяйственные
расходы; 1,0% - на капитальный ремонт зданий и сооружений; 3,5% - на прочие
расходы. Кроме того, 2,5% -на информационную поддержку программ занятости и
1,2% на капиталовложения.
Что же касается активной политики, то приоритет, судя по доле расходов,
отдается тем, которые законодательно обязательны, то есть на переподготовку и
общественные работы - 7% общих расходов фонда, из них: 0,5% - на
финансирование обществнных работ.
Активная политика, законодательно не обязательная, то есть финансовая
поддержка, вложения в ценные бумаги и прочие расходы составили 4% общих
расходов. Из них: 2,8% были использованы на сохранение рабочих мест; 0,7% -
создание дополнительных рабочих мест; 0,5% - субсидии для организации
собственного дела и 0.03% на социальную адаптацию. Хотя на финансовую
поддержку выделяется достаточно незначительный, по сравнению с Российской
Федерацией, процент средств(4%), представляется нецелесообразным
финансирование этой статьи из средств фонда занятости и по линии Управления
занятости по занятости Минтруда, задачей которых является не вывод экономики
из кризиса и обеспечение экономического роста, а помощь той части населения,
которая в ней нуждается в условиях экономического кризиса. Другими словами,
это борьба не с причиной, а со следствием экономического спада. Логичнее было
бы предположить, что финансовая поддержка (прежде всего, создание рабочих
мест) должно осуществляться по линии других ведомств - Министерства экономики
и Министерства финансов.
Сомнение вызывает и содержание самой статьи. Создание рабочих мест обходится
достаточно дорого. Если же государство в условиях экономического спада берет
на себя функцию создателя рабочего места, оно должно нести также
ответственность за его сохранение в течение определенного периода времени.
Эффективность создания рабочих мест в настоящее время никем не определяется,
а потому выглядит как форма финансовой поддержки либо бесперспективных
предприятий, либо тех, кто связан с региональными властями.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод:
1. В целом (89%) средств расходуется в соответствии с целями и задачами
проводимой политики занятости. Приоритет в расходывании средств отдается
пассивной политике (72%), в частности выплатам пособий (65,4%). Нужно
повышать эффективность пассивной политики на рынке труда, проводимой во всех
рыночно ориентированных странах. Это означает необходимость разработки
принципиально иной системы страхования от безработицы, то есть страхование
риска остаться без работы.
2. Немалая часть средств фонда занятости (11%) расходуется неэффективно и на
цели, не являющиеся, по сути, прерогативой служб занятости.
3. Сохранение рабочих мест не должно входить в компетенцию служб занятости и
финансироваться из фонда занятости. Понимая всю важность проблемы создания
новых рабочих мест, тем не менее, решение этой задачи целесообразнее
осуществлять не по линии Управления занятости, а в рамках инвестиционных и
региональных программ при тесном взаимодействии с другими экономическими
ведомствами.
4. Через Фонд занятости в виде исключения может оказываться финансовая
поддержка тем видам предпринимательской деятельности, которая способствует
развитию инфраструктуры и сферы услуг в городах и поселках городского типа с
одним или двумя градообразующими предприятиями, закрытие которых ставит под
удар практически все население района. В этом случае, однако, должны быть
разработаны четкие критерии выделения и условия возврата средств при жесткой
финансовой ответственности и крупных штрафных санкций за нецелевое их
использование.
2.4. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской
Федерации и Республики Башкортостан
В Республике Башкортостан, также как и по России в целом, прослеживаются
признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда. Это означает
формирование такой системы экономических отношений между работодателями и
работниками, при которой занятость и денежные доходы последних определяются,
прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.
Происходящие экономические реформы закономерно порождают спад производства и
безработицу. Однако, такой взгляд на рынок труда был бы слишком упрощенным.
На самом деле на него воздействует более сложный комплекс факторов, среди
которых можно выделить 3 блока: природно-ресурсные; демографические;
социально-экономические.
Не вызывает сомнений тот факт, что между обеспеченностью природными ресурсами
и занятостью существует прямая связь. Россия имеет возможность полностью
удовлетворять сырьезные потребности своих предприятий и тем самым
положительно воздействовать на занятость. Однако, сложившаяся к настоящему
времени экономическая ситуация, пронизанная сложными и разнообразными
противоречиями и проблемами, не позволяет реализовывать имеющиеся возможности
экономики.
Действие второго фактора в настоящее время проявляется довольно слабо,
поскольку заметных изменений численности трудоспособного населения за
последние годы (1992-97г.г.) не произошло. Однако структурные подвижки в
составе населения (прохождение “демографических” волн) обещает во второй
половине 90-х годов некоторое увеличение численности трудоспособного
населения (с 84,3 млн.человек в 95г. до 87,4 млн. чел. по прогнозу
Госкомстата РФ на 2000г.). В России существуют собственные локальные зоны
“демографического взрыва”; где темпы прироста населения десятилетиями
превышают темпы создания рабочих мест - Это, главным образом, национальные
республики Северного Кавказа. Кроме того, в ближайшие годы Россия будет
страной относительно массовой иммиграции, причем проблемы социальной и
трудовой адаптации мигрантов, в первую очередь, зарегистрированных беженцев,
будет стоять достаточно остро.
Основное влияние на рынок труда в России оказывают социально-экономические
факторы, среди которых можно выделить: спад производства, структурные сдвиги
в экономике; динамика форм собственности; инвестиционный климат в стране;
ситуация в сфере доходов.
Не вдаваясь в подробный анализ, следует отметить, что суть новой политики в
социально-трудовой сфере должна заключаться в переходе от политики “полной
занятости” к рыночной системе, которая предполагает рациональное
использование труда.
Важная роль в этом процессе принадлежит государству, основным рычагом
усиления влияния которого в регулировании рынка труда становится активная
социальная политика. В ее центре - два тесно взаимосвязанных аспекта: доходы
и занятость. Рассматриваемая только как часть социальных программ, политика
занятости пробуксовывает. На самом деле это важнейшая экономическая проблема,
неразрывно связанная с инвестиционной политикой и структурными изменениями.
В то же время реформирование социальной сферы невозможно осуществить без
параллельной реформы системы доходов. Низкий уровень цены рабочей силы и
заработной платы не способен выполнять присущие им воспроизводственные
функции. Такая заработная плата превратилась в форму социального пособия,
разрушающую экономику.
Поэтому назрела необходимость повышения цены труда.
Изучение институциональных факторов рынка труда традиционно сопутствовало
сменявшим друг друга макроэкономическим доктринам. Впрочем, всегда находились
специалисты, которые считали институциональные факторы - несовершенство
законодательства, структур собственности, соотношений между крупными,
средними и малыми предприятиями, организацию самого рынка труда главными
причинами возникающих проблем и диспропорций, в том числе безработицы. В
России крупнейшей институциональной перестройкой последних лет стала
приватизация. Доля занятых в частном секторе, согласно Госкомстату РФ, в
1992-1997гг. увеличилась с 15,3% до 54,4% от общей численности занятых в
экономике. Обсуждение большинства политических, социальных, экономических,
юридических аспектов приватизации не входит в задачи настоящей работы - кроме
одного. Насколько правомерно предположение о том, что приватизация должна
вызвать массовую безработицу? Теоретическая модель гипотезы о существенном и
негативном влиянии приватизации на занятость достаточно проста: в результате
приватизации предприятий должны повышаться организованность их работы,
эффективность труда и вследствие этих причин должен снижаться спрос на труд.
Данная модель была бы приемлема для жестко структурированного насыщенного
рынка с ограниченным уровнем спроса на все виды товаров в России, несмотря на
ограничения спроса, возникшие в результате инфляции и других кризисных
факторов, рынки многих товаров не полностью насыщены. Поэтому потенциально
меньше приватизированные предприятия могут расширять сбыт продукции и спрос
на труд. Не реализуются указанные возможности в результате общего кризиса, в
равной степени препятствующего нормальной деятельности как частных, так и
государственных предприятий. Кроме того, на многих приватизированных
предприятиях после формальной смены титула собственности не происходит
позитивных изменений в технологии, организации и эффективности труда (это
снижает их конкурентоспособность, но в то же время стабилизирует численность
работающих).
В последнее время в российской экономике все отчетливее проявляется такая
тенденция, как незаинтересованность предприятий в улучшении качественного
состава работающих. Такое улучшение считается задачей будущего и поэтому
уходит на второй план. На первом же месте стоит проблема выживаемости,
самосохранения.
Серьезное влияние на рынок труда на всех уровнях оказывает подготовка и
переподготовка кадров. Требует своего разрешения обострившееся в последнее
время противоречие между формальным и реальным образованием. Рынок труда и
подготовка учебными заведениями специалистов не имеют почти никакой
взаимосвязи. В то же время современное предприятие ставит перед выпускником
учебного заведения, нанимаемым на работу, вопрос: что конкретно он умеет
делать?
Это предполагает наличие у него определенного опыта работы. Опыт работы по
специальности до получения диплома накопить трудно. Студент еще с младших
курсов вынужден устраиваться на работу, очень редко соответствующую его
будущей специальности, лишь ради заработка. Причем работать приходится
зачастую в дневное время, когда идут занятия, т.е., он работает за счет
учебы. Компенсировать упущенное он пытается уже после получения диплома,
ценой немалых затрат времени и денег, на многочисленных курсах, порой
сомнительной репутации.
В связи с тем, что Республика Башкортостан является субъектом Российской
Федерации, она, безусловно, испытывает в своем общественном производстве
воздействие всех негативных макроэкономических факторов, связанных с
переходом к рыночной экономике: спад производства, конверсия, разрыв
хозяйственных связей, неплатежи, сокращение инвестиций и многое другое.
Очевидно, все это, при прочих равных условиях, ведет к падению спроса на
рабочую силу.
Действие вышеуказанных факторов в 1992-1997 г.г. привело к резкому изменению
соотношения спроса и предложения рабочей силы, появлению и нарастанию
безработицы и обусловили современное состояние республиканского рынка труда.
Анализ показал, что на рынке труда Республики Башкортостан, в последнее
время, отчетливо проявились следующие негативные тенденции.
Первая тенденция - накопление значительной потенциальной, скрытой
безработицы. В целом по республике в 1997 году находилось в вынужденных
административных отпусках 1165,4 тыс.человек, а средняя продолжительность
этих отпусков в расчете на 1 работника составила около 30 дней.
Соответствующая политика государства и работодателей привела к тому, что в
среднем по республике численность уволенных по собственному желанию превысила
количество высвобожденных более, чем в 3 раза (рис.2.6).
Второй тенденцией является быстрый рост официальной, открытой безработицы
(более быстрый, чем в среднем по России): за последний год число только
официально признанных безработными увеличилось в 1,1 раза. Если к тому же
сравнить динамику безработицы с динамикой физического объема промышленного
производства, который также уменьшился, то становится очевидным факт: рост
безработицы в республике опережает спад промышленного производства, а это, в
свою очередь, означает не что иное, как переход скрытой, потенциальной
безработицы, в открытую.
Состав зарегистрированных безработных
(по состоянию на 31 декабря)
по полу по возрасту
Рис.2.6
Третья тенденция связана с возникновением и увеличением застойной,
хронической безработицы; ее важной причиной, по нашему мнению, выступают
структурные сдвиги в экономике, соответственно, она в значительной мере
связана со структурной безработицей, то есть с сокращением выпуска продукции
ряда отраслей, уменьшением числа занятых в аппарате управления, закрытием
устаревших и убыточных производств и т.д. Доля граждан, ищущих работу более
4-х месяцев, составляла в 1997г. - 24%. Средняя продолжительность безработицы
за 1997 год, в целом по республике, составляла 6,2 месяца. В то же время из
18,8% безработных она длилась от 8 месяцев до года. А у 13,6% - более года.
Четвертая тенденция, проявившаяся сейчас на республиканском рынке труда,
заключается в появлении в Республике Башкортостан “очаговых” территорий, где
уровень безработицы в 2 и более раз выше среднереспубликанского: это города
Агидель, Ишимбай, Кумертау, Белорецк, а также Гафурийский и Белорецкий
районы. Эта тенденция сопряжена, в частности, и с дифференциацией
региональных рынков труда внутри Республики Башкортостан. В частности, в
начале 1998 года максимальный (г.Агидель - 15,51%) и минимальный (Бакалинский
район - 0,48%) уровни безработицы различались в 32,3 раза.
Пятая тенденция состоит в уменьшении шансов на трудоустройство молодежи,
женщин, инвалидов и лиц предпенсионного возраста.
И, наконец, шестая тенденция: в составе безработных появились новые группы:
работники, высвобожденные в связи с прекращением деятельности предприятий
негосударственного сектора (0,9% от общего числа безработных), а также те,
кто занимался индивидуально-трудовой деятельностью и потерпел в ней неудачу.
Вывод
Проведенный анализ показал, что сохранение нынешних тенденций в экономике в
целом и на рынке труда, в частности, может привести к перспективе увеличения
масштабов, как явной, так и скрытой безработицы, не говоря о других
негативных факторах.
Поэтому необходима дальнейшая дифференциация политики занятости. В частности,
на республиканском уровне могут быть приняты специальные программы
(конверсия, беженцы и др.). Для большинства территориальных единиц, входящих
в состав республики (мегаполисы, монопроизводственные города, средние города,
небольшие города и сельскохозяйственные районы) могут быть использованы
типовые решения.
Для мегаполиса Уфа наиболее эффективна модель открытого рынка труда, на
котором происходит свободное перемещение кадров между предприятиями
(учреждениями). При этом необходимо учитывать: несмотря на то, что успех
политики занятости на этом рынке труда во многом зависит от активности служб
занятости, решающую роль в многоотраслевых промышленных городах и районах
играет общее состояние экономики (инфляция, спад или подъем и т.п.).
В монопроизводственных городах (Белорецк, Агидель) следует применять модель
внутреннего рынка труда, когда движение кадров происходит внутри предприятия.
Если это "закрытые" города, то необходима государственная поддержка. В
перспективе моноотраслевые регионы должны расширять специализацию и виды
предпринимательской деятельности. Средние города (Бирск, Белебей и др.) могут
быть сориентированы на развитие инфраструктуры, малого бизнеса и т.п., а
небольшие населенные пункты (в частности, многие сельские райцентры) - на
стимулирование занятости в сельском хозяйстве, сезонной и вторичной
занятости.
2.5. Анализ показателей рынка труда с помощью автоматизированной системы "
Содействие плюс "
(информационная часть)
Проведение анализа современной ситуации на рынке труда возможно при помощи
автоматизированной системы "Содействия плюс", которая в настоящее время
является основой работы - центров занятости.
"Содействие плюс" применяется для решения следующих задач
- самостоятельный поиск вакантных рабочих мест каждым
посетителем,
- оптимальный подбор рабочих кадров работодателем из
банка данных граждан, стоящих на учете в поиске работы,
- выбор учебного заведения с целью обучения,
переобучения, повышения квалификации и др.
- при помощи этой системы осуществляется поставка
безработных на учет, начисление пособии на безработных, создание банка
вакансий, создать рынка труда, юридические консультации, составление
статистической отчетности. Все данные обрабатываются и в любое время могут
быть затребованы пользователем.
Анализ ситуации на рынке труда, рассмотренный в данной дипломной работе,
проводится с помощью раздела "Статистическая отчетность", который позволяет
составлять отчеты за различные периоды, делать работу по всем отраслям
экономики и различным категориям населения.
Раздел "Статистическая отчетность" в АРМе экономиста предоставляет
пользователю возможность получения Государственных статистических отчетов,
республиканских отчетов и межведомствен-
ных отчетов районных бюро занятости населения г.Уфы.
В разделе реализована возможность получения сведений о работе каждого из
инспекторов в отдельности и по бюро в целом за произвольный период времени.
По каждому показателю Государственной статистической отчетности можно
получить список клиентов, отнесенных к данному показателю.
Все отчеты можно просмотреть на экране, вывести на печать и в файл.
Содержание раздела
Раздел "Статистическая отчетность" включает в себя следующие виды отчетов:
1. Государственная статистическая отчетность
1.1. Месячный отчет
1.2. Квартальный отчет
1.3. Полугодовой и годовой отчет
1.4. Режим "Контроль"
2. Республиканская отчетность.
2.1. Информация о состоянии рынка труда
2.2. Состав зарегистрированных службой занятости населения, ищущих работу
граждан, по профессии
3. Межведомственная отчетность
3.1. Листок ежедневного учета
3.2. Ежедневный отчет
3.3. Другие отчеты
Описание технологии работы
Для работы с программой следует в каталоге ARM-OP найти файл armop.bat и
войти в него. После указания кода и пароля на экране появится главное меню,
позволяющее осуществить переход к тому или иному виду деятельности. Вход в
раздел "Статистическая
отчетность" осуществляется выбором в главном меню пункта "Выходные формы.
Статистика".
Выход из программы осуществляется при выборе в главном меню пункта "Выход в
DOS".
При первом входе в раздел "Статистическая отчетность" необходимо заполнить
реквизиты данной службы занятости, которые будут отражены в отчетности. При
повторном входе в раздел, если нет необходимости в изменении реквизитов, нужно
нажать клавишу <ESC>.
При входе в раздел "Статистическая отчетность" на экране высвечивается
горизонтальная меню
Оперативные Месячный Квартальный Контроль Другие Выход
рис. 2.7
Передвижение по всем меню в АРМе осуществляется клавишами "стрелка вверх",
"стрелка вниз", "стрелка вправо", "стрелка влево". Выбор пункта меню и запуск
на выполнение осуществляется нажатием клавиши <ENTER>. Отказ от выбора
пункта меню или от выполнения выбранного режима осуществляется нажатием клавиши
<ESC>.
Государственная статистическая отчетность
Месячный отчет
При выборе в меню на рис.2.7 пункта "Месячный" на экране высвечивается меню,
содержащее название месяцев.
При выборе месяца отчета на экране высвечивается меню:
Формировать новый | Выводить готовый |
рис.2.8
При выборе в меню рис.2.8 пункта "Формировать новый" появляется сообщение:
"Ждите... Идет формирование ОТЧЕТА"
После окончания формирования на экране высвечивается меню:
рис.2.9
При составлении месячного отчета экономистами по статистике заполняется
следующий вид таблицы:
Информация по работе инспекторов
Период с _____ по Дата формирования Время
Ф.И.О. инспек-тора | Всего обра-ти-лось | Признано безработ-ными | Трудо-уст-рое-но | направ-лено на проф-обуче-ние | Общ рабо ты | оформлено на доср. Пен-сию | снято с учета по др. причин | трудоустр. после профобуч. | Кол-во пос.кли-ент. | Состоит на учете на конец пери-ода | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
|