РУБРИКИ

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

ВОЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра № 4

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

слушателя капитана Дорофеева Романа Александровича

на тему: «Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения

в условиях внедрения новых информационных технологий (на примере разработки

и применения автоматизированного рабочего места помощника командира соединения

по финансово-экономической работе)»

Руководитель: преподаватель кафед -

ры № 4, кандидат экономических

наук, подполковник А.П. Жилин

Рецензент: преподаватель кафедры

№ 3, кандидат экономических наук,

подполковник В.И. Криворотько

«Допустить к защите»

Начальник кафедры № 4, кандидат

экономических наук

полковник М.А. Лукашков

«____» мая 2001 г.

Москва – 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................................................................5

1. Выбор видов деятельности помощника командира соединения по финансово –

экономической работе и их анализ в целях

автоматизации................................................................

...................................................9

1.1. Определение потребности соединения в ассигнованиях и составление

сметы расходов в современных условиях.........................................9

1.2. Организация специальной подготовки личного состава финансовой

службы....................................................................................................25

2. Разработка и применение программных средств автоматизированного рабочего

места помощника командира соединения по финансово – экономической

работе.............................................................40

2.1. Программное приложение для автоматизации определения потребности

соединения в бюджетных ассигнованиях........................................40

2.2. Программное приложение для автоматизации специальной подготовки

личного состава финансовой службы (в части контроля знаний учебной

группы)............................................................................................45

2.3. Программное приложение – информационно – справочная система для

финансово – экономической

службы...................................................54

3. Эффективность автоматизированного рабочего места помощника командира

соединения по финансово – экономической работе........59

3.1. Основные показатели эффективности программных продуктов....59

3.2. Оценка эффективности применения автоматизированного рабочего места

помощника командира соединения по финансово – экономической

работе.......................................................................

.......................................68

Заключение....................................................................79

Приложение № 1. Схема. Место финансового планирования в системе финансового

механизма Вооруженных сил РФ.........................................82

Приложение № 2. Схема планирования специальной подготовки.........83

Приложение № 3. Акт о внедрении в учебный процесс Военного

финансово-экономического университета компьютерной программы "открытая система

контроля знаний слушателей"..........................................84

Приложение № 4. Справка о внедрении в учебный процесс Московского

открытого социального университета компьютерной программы контроля знаний

студентов по учебной дисциплине "Современный

этикет"............................................................................................................85

Приложение № 5. Справка о внедрении в учебный процесс Московского

открытого социального университета компьютерной программы для проведения

вступительных испытаний абитуриентов по учебным дисциплинам "Обществознание",

"История России", "Русский язык"..............86

Приложение № 6. Справка о внедрении в учебный процесс Московского

открытого социального университета компьютерной программы для проведения

вступительных испытаний абитуриентов, поступающих на юридический

факультет................................................................................87

Приложение № 7. Акт о внедрении в учебный процесс Военного

финансово-экономического университета компьютерной программы "Теста по

психологии и педагогике для проведения входного контроля знаний слушателей

К-11.".........................................................................................88

Перечень принятых сокращений..................................................89

Список литературы.............................................................90

Введение

Реформирование Вооруженных Сил, проводимое в сложных социально –

экономических условиях, поставило перед финансово – экономической службой МО

РФ ряд проблем.

Эти проблемы выражаются в принципиальном усложнении финансово-экономической

деятельности войск, в связи с изменением принципов военного строительства,

снижением объема затрат государства на оборону, переходом финансово –

экономической службы на бухгалтерский учет, частым изменением законодательной

базы.

В этот период происходит развитие информационных технологий

[1] в России. Развитие компьютерных систем и программ позволило ускорить

обработку информации, на осмысление которой раньше требовалось несколько дней,

а то и месяцев. Работники различных сфер экономики уже не представляют своей

деятельности без использования вычислительной техники.

Потребность в использовании компьютеров в настоящее время стала повсеместной,

причем в профессиональном смысле это приобрело формы

автоматизированных рабочих мест (АРМ), локальных и отраслевых сетей.

Автоматизированное рабочее место предназначено для повышения эффективности

работы пользователя. Принципиальной особенностью обработки информации с

применением АРМ является привлечение потребителей информации, непосредственно

без помощи программистов, к активному использованию вычислительной техники.

[2] Существуют мощные пакеты программ - АРМ юриста, АРМ нотариуса, АРМ

отдел кадров и т.д. Все эти пакеты снабжены разветвленными базами данных

основных нормативных документов, как правового, так и экономического характера.

Здесь наиболее совершенными информационными моделями являются «Гарант»,

«Консультант-плюс».

Все это ставит вопрос о разработке АРМ для совершенствования

финансово-экономической деятельности войск. Также следует отметить, что одним

из условий успешного решения задач финансового обеспечения ВС, повышения

эффективности использования выделяемых бюджетных ассигнований является

разработка и внедрение в практику работы финансово – экономической службы

автоматизированного рабочего места помощника командира по

финансово-экономической работе (АРМ ПК по ФЭР).

[3]

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в условиях

повсеместного внедрения компьютерной обработки информации объективную

необходимость приобретает внедрение специальных программ для повышения

эффективности финансово – экономической деятельности войск. Развитие

информатизации и автоматизации в финансово-экономическом обеспечении

Вооруженных Сил определено как одно из основных мероприятий по его

совершенствованию на период 2001-2005 гг.[4]

Кроме того, темы, связанные с применением новых информационных технологий в

деятельности финансово-экономической службы МО РФ и информатизации

финансово-хозяйственной деятельности соединения находят отражение в тематике

диссертационных исследований для ФЭС МО РФ до 2003 года.

[5] Автором дипломной работы выбрано два вида деятельности помощника

командира соединения по финансово-экономической работе – это определение

потребности соединения в ассигнованиях и организация специальной подготовки

личного состава финансовой службы.

Основная цель дипломной работы состоит в выработке предложений и

рекомендаций по применению информационных технологий в процессе определения

потребности соединения в ассигнованиях, составления сметы расходов, организации

специальной подготовки личного состава финансово-экономической службы, ведения

массива нормативных и других документов по вопросам финансового обеспечения

войск.

Для достижения поставленной цели определена основная задача дипломной

работы – разработка варианта автоматизированного рабочего места помощника

командира соединения по финансово-экономической работе, включающего комплекс

программных приложений по выбранным видам деятельности.

Теоретической и методологической основой явились работы и труды

специалистов в области экономической, военно-экономической теории, военных

финансов и экономики ВС военного финансово-экономического университета.

Информационной базой исследования послужили материалы

научно-исследовательских работ, а также материалы, опубликованные в

экономической, технической и военно-экономической литературе и периодической

печати.

При написании дипломной работы автором использованы учебная и методическая

и специальная литература, имеющая отношение к исследуемым проблемам, учтен

практический опыт работников финансово-экономической службы соединения.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка

использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, излагаются цель и задачи

дипломной работы.

В 1-ой главе проводится анализ видов деятельности помощника командира

соединения по финансово-экономической работе в целях автоматизации.

Во 2-ой главе производится практическая разработка варианта

автоматизированного рабочего места помощника командира соединения по

финансово-экономической работе и рассматриваются вопросы применения программных

средств АРМ .

В 3-ей главе рассматриваются вопросы эффективности автоматизации

рабочего места помощника командира соединения по финансово-экономической

работе.

В заключении обобщаются основные теоретические и практические выводы по

всем рассматриваемым вопросам и вносятся конкретные предложения по

совершенствованию финансово-экономической деятельности.

Глава 1. Выбор видов деятельности помощника командира

соединения по финансово – экономической работе

и их анализ в целях автоматизации

1.1. Определение потребности соединения в ассигнованиях и

составление сметы расходов в современных условиях

Определение потребности соединения в ассигнованиях является частью процесса

финансового планирования. В процессе финансово-экономической деятельности

этому процессу отводится немаловажная роль. Финансовое планирование является

элементом финансового механизма и находится в тесном взаимодействии с другими

элементами : финансированием, учетом и отчетностью, финансовым контролем. Место

финансового планирования в финансовом механизме и его взаимодействие с другими

элементами можно изобразить на схеме (Приложение № 1).

Финансовое планирование в Министерстве обороны основано на использовании

распределительной функции финансов Вооруженных Сил. Свое конкретное проявление

эта функция находит в финансовом планировании и финансировании расходов

Министерства обороны. Объективные возможности распределительной функции

финансов реализуются как при формировании фондов денежных средств, так и при

строго целевом и рациональном их использовании. “Необходимость финансового

планирования в Министерстве обороны объективно вытекает из наличия

товарно-денежных отношений и действия экономических законов в Вооруженных

Силах"[6].

В общем смысле финансовое планирование представляет собой “ ... планомерное

управление процессом создания, распределения и использования денежных ресурсов”

[7]

Финансовое планирование в соединении призвано решать следующие задачи:

-"... определение потребности соединения в ассигнованиях на планируемый

период и установление размеров назначений денежных средств финансируемым

частям с учетом режима экономии;

- составление на планируемый период финансового плана соединения и планов

финансирования воинских частей по статьям сметы МО;

- своевременного истребования ассигнований от довольствующего финансового

органа, сообщения назначений денежных средств финансируемым воинским частям;

- систематическое изучение изменений потребностей в денежных средствах в

течение года и соответствующее корректирование финансовых планов и планов

финансирования воинских частей; истребование (в необходимых случаях)

дополнительных назначений или уменьшение ранее назначенных денежных средств;

- осуществление оперативного контроля за состоянием денежных средств в

финансируемых воинских частях"[8]

Поэтому, насущной задачей военных экономистов, как требует Министр обороны РФ,

становится “ ... тщательное изучение и прогнозирование вопросов материального и

финансового обеспечения войск; обеспечение качественного планирования средств

по смете на основе глубокого экономического анализа потребности в

ассигнованиях”[9]. Финансовое

планирование в Министерстве обороны - одно из основных направлений

финансово-экономической деятельности, в процессе которого осуществляется

планомерное распределение в стоимостной форме части валового внутреннего

продукта для обеспечения высокой боевой готовности войск. Оно играет важную

роль в обеспечении эффективного использования выделенных войскам ассигнований.

В понятие финансового планирования входит:

- правильное определение потребности в денежных средствах на основе планов

боевой подготовки, материального и технического обеспечения войск, других

данных;

- своевременное истребование денежных средств от вышестоящего довольствующего

финансового органа;

- плановое распределение назначенных денежных средств по целевому направлению

для различных звеньев военного управления;

- осуществление непрерывного финансового контроля за законным, целесообразным

и эффективным расходованием денежных средств.

Организация работы по финансовому планированию в соединении включает два этапа:

-определение потребности в ассигнованиях;

-планирование использования назначенных годовых ассигнований.

В ходе определения потребности соединения в ассигнованиях помощник командира

соединения по финансово-экономической работе проводит многостороннюю, очень

важную аналитическую работу, которая сопровождается трудоемкими расчетами. Он

анализирует план боевой подготовки и другие материалы, влияющие на

расходование средств в соединении; осуществляет проверку смет расходов

воинских частей; уточняет нормы расходов средств и контрольные суммы.

Когда вся эта предварительная работа выполнена, начальник финансовой службы

соединения приступает к непосредственному составлению сметы расходов (форма

166/ФС)[10].

Исходные данные для финансового планирования финансовая служба соединения

получает из четырех основных источников:

1). Приказы, директивы, указания, разъяснения, распоряжения и другие

документы вышестоящих органов по вопросам финансового обеспечения;

2). Материалы штаба, служб и отделов соединения, которые включают в себя:

- штаты и табели к ним;

- планы боевой подготовки;

- планы эксплуатации и ремонта ВВТ;

- годовой хозяйственный план, планы материально-технического снабжения;

- план сооружения учебных объектов;

- планы отдельных мероприятий;

- договоры на поставку материальных средств и оказания услуг;

- расчеты потребности в ассигнованиях начальников служб;

- учетные данные об остатках материальных средств и другие сведения.

3). Данные нижестоящих звеньев:

- сметы расходов воинских частей на истребование ассигнований;

- заявки на бюджетные ассигнования, потребные до конца года;

- расчеты годового фонда заработной платы гражданского персонала;

4).Собственные материалы финансовой службы:

- сведения о фактических расходах бюджетных ассигнований за прошлые периоды;

- учетные данные о суммах назначений на текущий год и объемах финансирования

воинских частей;

- рассчитанные контрольные суммы по фондам денежного довольствия и заработной

платы;

- материалы контрольно-ревизионной работы, содержащие сведения об

обеспеченности ассигнованиями.

В процессе определения потребности соединения в ассигнованиях начальник

финансовой службы соединения проводит следующие мероприятия:

1). Доводит до воинских частей письменные указания командира соединения с

постановкой задач по составлению и представлению сметы расходов ф.№ 166/ФС.

2). Проводит совещание с начальниками служб и отделов соединения по

организации и методике планирования ассигнований.

3). Проводит ознакомление в штабе и службах соединения с приказами,

директивами и указаниями вышестоящих органов, выполнение которых может

вызвать изменения в расходах денежных средств в воинских частях.

4). Совместно с начальниками служб уточняет, какие мероприятия будут

проводиться в воинских частях по планам соединения.

5). Уточняет контрольные суммы воинских частей и подготавливает специальные

таблицы[11] для исчисления потребности

соединения в ассигнованиях.

6). Проверяет правильность цифровых показателей в представленных воинскими

частями сметах расходов.

7). Проверяет обоснованность отклонения испрашиваемых ассигнований от

контрольных сумм, назначенных на текущий год.

8). Уточняет, предусмотрены ли в сметах расходов воинских частей затраты на

проведение мероприятий по планам соединения.

9). Проверяет, уточнены ли особенности выполнения задач в планируемом году по

сравнению с предыдущими периодами, а также имевшие место недочеты в

финансовом обеспечении.

10). Исключает незаконные, нецелесообразные расходы, обратив внимание на

максимальное использование внутренних резервов.

11).Учитывает расходы, которые будут проводиться централизованно со счета

соединения, и приступает к составлению сметы расходов соединения.

В связи с тем, что основой составленного автором алгоритма работы

программного приложения, позволяющего автоматизировать процесс составления

сметы расходов соединения являются перечисленные выше мероприятия, некоторые

из них следует рассмотреть подробно.

Помощнику командира соединения по финансово-экономической работе необходимо

прежде всего ознакомиться с приказами, директивами и указаниями вышестоящих

органов, выполнение которых может вызвать изменения в расходах воинских

частей (например, о проведении мероприятий по планам вышестоящего

командования, об изменении структуры или численности личного состава, норм,

количества или видов вооружения и военной техники). Совместно с начальниками

служб определить их влияние на объем потребностей в денежных средствах

воинских частей.

После изучения руководящих документов следует ознакомиться с плановыми

документами соединения. Ведущее место среди разрабатываемых в соединении

планов принадлежит плану боевой подготовки. Он составляется на учебный год

штабом под руководством командира соединения при участии начальников родов

войск и служб. В плане определяется порядок и последовательность выполнения

основных мероприятий, обеспечивающих успешное решение задач боевой готовности

соединения и воинских частей. Дополнительно к плану боевой подготовки

разрабатывается ряд приложений, в которых содержится информация, необходимая

при разработке финансово-плановых документов.

Важное значение в обеспечении боевой готовности соединения имеет годовой

хозяйственный план, в котором предусматриваются мероприятия и работы,

подлежащие выполнению службами материально-технического обеспечения

(продовольственной, вещевой, медицинской, горючего и смазочных материалов,

бронетанковой, автомобильной, связи и др.) В плане указывается объем работ и

время их выполнения, потребность в рабочей силе, материальных и денежных

средствах, источники удовлетворения этих потребностей. Годовой хозяйственный

план разрабатывается на год начальником организационно-планового отделения

под руководством заместителя командира соединения по тылу. Утверждает план

командир соединения. В его разработке принимают участие заместители

командира, начальники родов войск и служб соединения, командиры частей.

Планы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники разрабатываются под

руководством заместителя командира соединения по вооружению. В составлении их

участвуют другие заместители командира, начальники родов войск и служб. В

этих планах указывается планируемый расход ресурсов техники, потребность в

техническом обслуживании и ремонтах, основные мероприятия по организации

эксплуатации вооружения и техники. Они являются основанием для истребования

запасных частей, принадлежностей, имущества, горючего и смазочных материалов.

Потребность соединения в ассигнованиях на создание учебных объектов боевой

подготовки определяется на основе проекта плана сооружения и капитального

ремонта учебных объектов, который разрабатывается штабом соединения. В нем

указываются планируемые к сооружению учебные объекты, их сметная стоимость,

требуемая сумма денежных средств.

При планировании соединением ассигнований принимается во внимание план

экономической работы. Он разрабатывается под руководством председателя

экономической комиссии. В плане предусматриваются организационные и другие

мероприятия, направленные на воспитание у личного состава чувства

бережливости и экономного расходования материальных и денежных средств, а

также конкретные экономические мероприятия по каждой службе с указанием

ответственных исполнителей, сроков выполнения, ожидаемого экономического

эффекта в натуральных показателях и стоимостном выражении.

Следующее мероприятие, которое должен провести помощник командира соединения

по финансово-экономической работе - это проведение учебного занятия с

начальниками финансовых органов воинских частей, на котором рассматривается

порядок определения потребности в денежных средствах. В процессе проведения

занятия он обращает внимание на экономическое обоснование истребуемых сумм,

напоминает об имевшихся ранее недочетах в планировании и их причинах,

рекомендует организовать работу начальников служб воинских частей по

определению потребности.

Начальник финансово-экономической службы соединения может практиковать

подготовку и доведение до воинских частей письменного указания командира

соединения с постановкой задачи по составлению и представлению смет расходов,

что повысит организованность в работе и качественный уровень разрабатываемых

воинскими частями финансово-плановых документов.

В период составления в воинских частях смет расходов следует оказывать помощь

молодым и недостаточно опытным работникам, обеспечить контроль хода этой

работы непосредственно на местах.

Для подготовки к определению потребности соединения в ассигнованиях

необходимо провести определенную работу и с начальниками служб соединения. С

разрешения командира соединения целесообразно провести с ними служебное

совещание, на котором довести до них требования приказов и директив

Министра обороны РФ, указаний ГФЭУ МО и финансово-экономического управления

округа и дать методические рекомендации по организации работы с учетом опыта

прошлых лет, напомнить об их задачах и обязанностях в области финансового

планирования, указать, что особое внимание следует обращать на качество

обоснования испрашиваемых сумм, а в случае незаконных расходов исключать их

из потребности воинской части. Начальники довольствующих служб с учетом

проанализированных потребностей воинских частей оформляют заявки по

конкретным статьям сметы Министерства обороны РФ. При работе со сметами

расходов воинских частей и составлении заявок начальнику финансовой службы

необходимо поддерживать с начальниками довольствующих служб соединения

деловые контакты и принимать совместные решения.

С целью анализа обоснованности плановых показателей по денежному довольствию

и заработной плате в процессе годового финансового планирования, недопущения

перефинансирования воинских частей и обеспечения законного целесообразного

расходования средств используются контрольные суммы.

В соединении годовые контрольные суммы для каждого лицевого счета

разрабатывает финансово-экономическая служба соединения и сообщает их

воинским частям до начала планирования ассигнований по денежному довольствию

и заработной плате на предстоящий год.

Финансовые органы воинских частей принимают их к сведению и используют в

качестве базового показателя, не требующего обоснования в смете расходов.

Непосредственно для соединения контрольные суммы разрабатывает вышестоящий

довольствующий финансовый орган.

В условиях постоянного роста цен, инфляции невозможно уже пользоваться

старыми способами при определении годовой потребности в денежных средствах,

ведь все они были рассчитаны на применение в условиях стабильности, когда за

основу брались показатели последних нескольких лет.

Повышению обоснованности плановых показателей, улучшению экономической оценки

эффективности расходов способствует применение финансовой службой соединения

методов военно-экономического анализа, в частности,

экономико-статистических методов.

В каждом конкретном случае выбор того или иного метода прогнозирования и

анализа потребности в средствах зависит от существа экономического процесса,

требуемой точности прогноза, наличия необходимой статистической информации и

возможностей лица, производящего анализ, выполнить требуемый объем

вычислений. Избранный метод должен соответствовать значению анализируемого

процесса для деятельности в целом, то есть целесообразно использовать сложные

и точные методы для прогнозирования и анализа расходов, имеющих

незначительный удельный вес в общей сумме финансирования и не оказывающих

решающего воздействия на выполнение задач по обеспечению боевой готовности.

Вместе с тем, недопустим упрощенный подход к анализу расходов, составляющих

значительную часть в общем объеме финансирования и оказывающих существенное

влияние на выполнение поставленных задач.

Использование экономико-статистических методов для определения потребности в

бюджетных средствах позволяет получить величины расходов в планируемом

периоде, то есть ожидаемый размер расходов, определенный на базе сложившихся

тенденций процесса финансового обеспечения войск и ожидаемого уровня

инфляции. Поэтому прогнозируемая сумма расходов должна использоваться, прежде

всего, как отправная точка, как база для финансового планирования. По каждому

сметному подразделению прогнозируемая сумма должна быть тщательно

проанализирована и скорректирована с учетом задач, которые предстоит

выполнять соединению в планируемом периоде. Особое внимание при этом должно

быть обращено на мероприятия разового характера, которые проводятся не каждый

год (учения, сборы, смотры и т.п.).

Анализируя перечисленные мероприятия, можно сделать вывод, что определение

потребности соединения в бюджетных ассигнованиях процесс сложный, включающий в

себя ряд задач. В связи с этим, автором предлагается в составе

автоматизированного рабочего места помощника командира соединения по

финансово-экономической работе включить разветвленную справочную систему

, позволяющую выводить на монитор ПЭВМ алгоритмы его действий в процессе

подготовки и составления сметы расходов соединения.

Составленная смета расходов на предстоящий год подписывается командиром и

начальником финансовой службы соединения, регистрируется в несекретном

делопроизводстве и к 10 октября текущего года представляется в двух

экземплярах в финансово-экономическое управление военного округа

(объединения) на имя начальника этого управления.

Смета расходов соединения предназначена для определения соединением потребности

в ассигнованиях с целью финансового обеспечения боевой готовности воинских

частей, истребования этих ассигнований, их назначение соединению вышестоящим

органом и организации целевого их использования. В связи с решением, благодаря

смете расходов, таких важных задач по финансовому обеспечению боевой

готовности, ее можно считать основным финансово-плановым документом.

Порядок и сроки прохождения финансово-плановых документов на этапе определения

потребности в ассигнованиях и их истребование от довольствующего финансового

органа показан на схеме № 1[12].

Схема № 1.

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

10.10 10.10

03.10

1). Расчеты потребности в ассигнованиях начальников служб.

2). Представление сметы расходов в соединение.

3). Определение потребности соединения в ассигнованиях

4). Представление сметы расходов соединения в ФЭУ округа.

5). Представление заявки на ассигнования ф.№ 185 службами соединения в

довольствующие органы военного округа.

6). Представление сметы расходов довольствующими органами округа в ФЭУ округа.

Порядок и сроки прохождения финансово-плановых документов на этапе планирования

использования назначенных бюджетных ассигнований по смете МО РФ представлены на

схеме № 2[13].

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

Схема № 2.

1). Сообщение о суммах назначенных ассигнований.

2). Представление в ФЭУ округа финансового плана ф.№ 182 и планов

финансирования ф.№ 183.

3). Второй экземпляр сметы расходов с утвержденными назначениями.

4). Извещение о назначении целевых (титульных) ассигнований.

5). Составление финансового плана, планов финансирования и планов

распределения бюджетных ассигнований.

6). Второй экземпляр смет расходов с утвержденными назначениями.

7). Уведомление начальников служб воинской части о выделенных суммах

назначений бюджетных средств.

После получения второго экземпляра сметы расходов соединения от

довольствующего финансового органа начальник финансовой службы соединения

проводит следующие мероприятия:

1). Сопоставляет суммы назначенных ассигнований по каждой статье сметы МО с

испрашиваемыми, выясняет размеры отклонений.

2). Доводит до начальников служб и отделов соединения суммы назначенных

ассигнований.

3). Совместно с начальниками служб изучает поступившие после составления

сметы расходов приказы и распоряжения, выполнение которых может привести к

изменению потребности в ассигнованиях.

4). Анализирует степень финансового обеспечения плана боевой подготовки,

годового хозяйственного плана и других планов на будущий год, которые к этому

времени будут составлены.

5). Уточняет данные о выделяемых округом материальных ценностях, которые в

соединение поступят без оплаты, и с планами их распределения, а также о

имеющихся запасах на складах соединения и воинских частей.

6). Согласовывает с начальниками служб предложения по эффективному

использованию ассигнований и корректировке планов соединения в соответствии с

назначенными ассигнованиями.

7). Вырабатывает с начальниками служб предложения по распределению назначений

между воинскими частями, централизованному их использованию и суммам,

оставляемым в резерве командира соединения.

8). Докладывает выработанные предложения командиру соединения с целью

принятия окончательного решения по исполнению сметы расходов.

9). Составляет финансовый план ф.№ 182, планы финансирования ф.№ 183 и планы

распределения ассигнований.

На потребность соединения в ассигнованиях оказывает влияние ряд факторов, в

том числе конкретные мероприятия, планируемые штабом, службами соединения и

воинских частей по обеспечению задач боевой подготовки, содержанию техники и

вооружения в исправном состоянии, созданию нормальных материально-бытовых

условий.

В связи с этим начальнику финансовой службы соединения важно при определении

потребности в ассигнованиях и финансировании воинских частей в полной мере

учесть планируемые мероприятия, добиться всесторонней увязки финансовых

планов с другими планами, разрабатываемыми в соединении в интересах

обеспечения высокой боевой готовности.

В целом существующая система финансового планирования положительно

зарекомендовала себя в войсках в условиях стабильного финансирования,

своевременного утверждения военного бюджета и поступления назначений.

Вместе с тем с недостаточным выделением ассигнований из Федерального

бюджета, денежные средства не обеспечивают даже минимальные жизненно важные

потребности воинских частей. Более того, на протяжении последних лет

составляемые финансово-плановые документы составляются и утверждаются в

нарушение положений о финансовой деятельности войскового звена.

Представляемые сметы расходов в установленные сроки не утверждаются, лимиты

ассигнований выделяются несвоевременно и не по всем запланированным статьям

сметы МО РФ. Кроме того, планируемая потребность не достаточно обосновывается

в воинских частях. Особенно страдают неопределенностью расчеты начальников

служб воинских частей, а отсюда и сводные потребности соединения, которые

являются основой составления сметы расходов.

В ряде случаев они составляются формально, предусмотренные в расчетах расходы

не всегда увязываются с планами боевой подготовки и материально-технического

обеспечения, слабо связаны с нормами и нормативами, а отсюда – нереальность

испрашиваемых сумм. К корректировке расчетов фактически утрачивается

всяческий интерес после получения назначений в средине или конце года.

Делая вывод, необходимо отметить, что при планировании денежных средств по

статьям сметы Министерства обороны РФ нужно использовать современные научные

методы, которые в условиях инфляционных процессов, происходящих в нашей стране,

дают наиболее точный прогноз, позволяют более качественно проводить

предварительный анализ за расходованием средств. При этом, учитывая

трудоемкость расчетов, необходимо полнее использовать новые информационные

технологии в работе финансово-экономической службы соединения. Для этого

автором предлагается в состав автоматизированного рабочего места помощника

командира по финансово-экономической работе включить программное приложение,

позволяющее автоматизировать процесс определения потребности соединения в

ассигнованиях и составления сметы расходов.

1.2. Организация специальной подготовки

личного состава финансовой службы

В современных условиях в процессе финансово-экономической деятельности войск

на первый план выдвигаются необходимость экономного и целесообразного

использования выделяемых Министерству обороны государственных средств, а

также необходимость мобилизации внебюджетных источников финансирования боевой

готовности Вооруженных Сил.

В связи с этим Министерство обороны предприняло ряд мероприятий по повышению

уровня правового и экономического образования личного состава. В соответствии

с требованиями приказа МО РФ 1998г. № 165 в учебный процесс военно-учебных

заведений профессионального образования и в системе командирской подготовки

для офицерского состава организована система экономического образования.

Таким образом, необходимость повышения квалификации вытекает прежде всего из

требований органов государственного управления, Министра обороны РФ, ГФЭУ МО РФ

[14] к офицерским кадрам, а также расширением и усложнением решаемых

финансовой службой задач по финансовому обеспечению боевой готовности войск.

Вместе с тем итоги финансово – хозяйственной деятельности войск и анализ

результатов ревизий и проверок свидетельствует, что вопросы организации и

проведения специальной подготовки не заняли должного места в деятельности

довольствующих финансовых органов.

Одной из главных причин наличия серьезных нарушений в финансово – хозяйственной

деятельности соединений, воинских частей, предприятий и организаций

Министерства обороны Российской Федерации является слабое знание личным

составом финансово – экономической службы законодательных актов, приказов

Министра обороны РФ и других руководящих документов

[15].

Учебные мероприятия с кадрами финансово – экономической службы не везде еще

проводятся с необходимой эффективностью. При проведении занятий многие

руководители учебных групп не отказались от формализма, поверхностного изучения

руководящих документов, устаревших методов работы.

Для организации специальной подготовки помощник командира соединения по

финансово – экономической работе должен владеть методикой обучения и воспитания

чтобы обеспечить выполнение задач, возложенных на финансовую службу соединения

по обучению личного состава финансовой службы.

[16]

В процессе управления специальной подготовкой кадров финансовой службы

довольствующие финансовые органы выполняют следующие функции:

- планирование содержания учебных занятий;

- создание учебных групп, подбор и расстановка руководителей;

- оказание организационной и методической помощи;

- контроль за ходом специальной подготовки.

Что же касается задач непосредственно финансовой службы соединения, то ее

начальник обязан организовать непрерывный процесс обучения личного состава

финансовой службы и его воспитание, поскольку обучение и воспитание – процесс

неразрывный.

Следует отметить, что успех специальной подготовки кадров финансовой службы

зависит от ее содержания и организации, которые определяются тематикой и

эффективностью применения форм учебной работы. При организации профессиональной

подготовки финансиста-экономиста в современных условиях, возникает проблема

постоянного возрастания объема учебной информации, в то время как возможности

человека по восприятию и переработке информации достаточно ограничены.

Поэтому в настоящее время нельзя ограничиваться традиционными методами и

формами обучения. Изучение передового педагогического опыта подготовки

современного специалиста позволяет сделать вывод о том, что в процесс познания

должны быть привнесены современные информационные технологии.

[17] При этом информационные технологии могут использоваться как:

- средства обучения, обеспечивающие оптимизацию процесса познания;

- инструмент решения профессиональных задач, обеспечивающих формирование

умения принятия решений в современной информационной среде.

Для совершенствования процесса специальной подготовки, повышения ее

эффективности автором дипломной работы предлагается применить

информационные технологии обучения в виде специальных контрольно-обучающих

компьютерных программ и справочно-поисковых систем, которые можно применить для

всех организационных форм специальной подготовки.

Основными организационными формами специальной подготовки кадров финансовой

службы являются: групповая, индивидуальная и самостоятельная работа.

Групповая (коллективная) форма специальной подготовки широко используется

финансовой службой, где имеются возможности создания постоянных учебных

групп. Это – соединения и военные гарнизоны (финансовые работники воинских

частей, учреждений, заведений и организаций).

Групповая форма специальной подготовки имеет определенные преимущества перед

индивидуальной, такие как:

- занятия проводятся по ранее составленному плану;

- возможна состязательность и сравнимость результатов обучения;

- осуществляется постоянный объективный контроль знаний и навыков;

- возможность личного влияния руководителя занятий на обучаемых, сочетание

обучения с воспитанием.

Групповая форма специальной подготовки не только не исключает, а наоборот

предполагает ведущую роль самостоятельной работы по изучению

военно–финансового законодательства. Знания приобретаются, систематизируются

и закрепляются в процессе самостоятельного изучения, которое является основой

любой системы обучения. Поэтому командиры и начальники должны оказывать

всестороннюю помощь финансовым работникам по самостоятельному пополнению

знаний и контролировать их подготовку к очередным занятиям по специальности.

Индивидуальная форма специальной подготовки используется для повышения

квалификации финансовых работников отсутствующих по каким – либо причинам на

очередных занятиях в учебной группе или не вошедших в состав учебных групп в

силу отдаленности дислокации.

Общие принципы и порядок организации специальной подготовки кадров финансовой

службы в войсках регламентируются указаниями Главного финансово-

экономического управления МО РФ.

ГФЭУ МО, руководствуясь приказами и директивами Министра обороны РФ,

определяет принципиальные основы организации специальной подготовки кадров

финансовой службы и осуществляет общее руководство ею, формулирует цели и

задачи специальной подготовки, рекомендует организационные формы ее

осуществления, разрабатывает тематику специальной подготовки начальников

финансовой службы воинских частей и доводит ее до финансовой службы видов

Вооруженных Сил РФ, групп войск, округов, флотов, до начальников финансовых

отделов (служб), главных и центральных управлений, оказывает методическую

помощь в планировании, подготовке и проведении учебных занятий, организует и

осуществляет контроль за их качеством, анализирует состояние специальной

подготовки, степень ее воздействия на качество работы финансовой службы и

эффективность расходования денежных средств.

Аналогичные функции выполняет финансовая служба видов Вооруженных Сил, а в

довольствующих службах – финансовые органы главных (центральных) управлений

Министерства обороны РФ. Они, руководствуясь директивами Министра обороны РФ,

приказами главнокомандующих и указаниями начальника ГФЭУ МО РФ, учитывая

специфику задач и фактическое состояние дел, организуют и руководят

специальной подготовкой кадров финансовой службы соответствующего вида

Вооруженных Сил (службы).

Средним звеном в системе специальной подготовки выступает финансовая служба

военных округов (флотов), армий (флотилий). Она непосредственно организует

специальную подготовку кадров финансовой службы в округе или в армии, на

флоте или флотилии и повседневно руководит ею. Финансово – экономическое

управление округа (флота) проводит ряд мероприятий по организации специальной

подготовки, такие как разработка годового учебного плана специальной

подготовки личного состава финансовой службы округа, формирование постоянных

учебных групп, подбор для них руководителей из числа наиболее опытных и

подготовленных офицеров и рекомендует их для назначения командующему войсками

округа, разработка организационно – методических указаний нижестоящим

финансовым органам и руководителям учебных групп по организации, планированию

и проведению учебных мероприятий, доведение разработанной ГФЭУ МО РФ тематики

специальной подготовки начальников финансовой службы воинских частей до

руководителей учебных групп, оценка выполнения годовых планов специальной

подготовки и ее эффективности.

Первичным звеном системы специальной подготовки является учебная группа.

В учебную группу включаются все офицеры и прапорщики финансовой службы воинских

частей, входящих в соединение, а также начальники финансовой службы отдельных

воинских частей армейского и окружного подчинения.

В гарнизонах, где не размещаются штабы соединений, учебные группы формируются

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.