РУБРИКИ

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

из офицеров, прапорщиков и служащих финансовой службы воинских частей,

учреждений и организаций, дислоцированных в этом гарнизоне.

Специальной подготовкой в составе учебных групп должны быть охвачены все

начальники финансовой службы воинских частей, учреждений, предприятий и

организаций. Также организуется подготовка дублеров руководителей финансовых

органов из числа наиболее подготовленных офицеров, а также повышение

квалификации председателей ВПК.[18]

Следует отметить, что эффективность специальной подготовки зависит от

качественного ее планирования.

К планированию специальной подготовки руководящими документами предъявляется

ряд требований, главными из которых являются:

- достижение тесной увязки учебных мероприятий с решением конкретных задач,

стоящих перед финансовой службой, сочетание обучения с воспитанием финансовых

кадров. Исходя из единства функций обучения и воспитания ГФЭУ МО РФ требует

повышать уровень теоретических и практических навыков финансовых работников

по специальности, постоянно совершенствовать их самостоятельную работу по

изучению действующих и вновь поступающих руководящих документов;

- тесная увязка намеченных мероприятий по специальной подготовке с

командирской подготовкой офицеров определенного звена. Для этого требуется

тесное взаимодействие с оперативным отделением, осуществляющим планирование

мероприятий боевой подготовки;

- организация экономического образования курсантов и слушателей военно-учебных

заведений в качестве основной дисциплины учебных планов, а также в системе

командирской подготовки офицерского состава;

[19]

- сроки проведения занятий должны быть наиболее целесообразны и не должны

совпадать с наиболее напряженными периодами работы финансовой службы воинских

частей (составление отчетности, начисление и выплаты денежного довольствия и

заработной платы и другие).

- правильное определение последовательности изучения отдельных тем и

вопросов: практическим занятиям, как правило, должно предшествовать изучение

теоретических положений и соответствующих руководящих документов.

- обеспечивать подготовку личного состава на одну ступень выше занимаемой

должности.

Процесс планирования специальной подготовки

[20] осуществляется сверху вниз в определенной последовательности, при этом

каждое звено финансовой службы выполняет в общей системе планирования свои

функции. Основная функция ГФЭУ МО – выработка организационных указаний по

планированию и проведению специальной подготовки и ее целенаправленности. Оно

разрабатывает указания по организации специальной подготовки начальников

финансовой службы воинских частей. К указанию прилагается перечень тем,

рекомендуемых для изучения в системе специальной подготовки личного состава

финансовой службы.[21]

Однако следует иметь в виду, что рекомендуемый в указаниях ГФЭУ МО РФ

перечень тем по разделам не является исчерпывающим. Руководителям финансовой

службы, учебных групп в зависимости от уровня подготовки начальников

финансовой службы, характера имеющихся финансовых нарушений и особенностей

воинских частей, разрешается изменять количество часов по рекомендуемым

темам, а также включать другие вопросы, возникающие в практической работе.

Специальная подготовка кадров финансовой службы планируется на год, в

пределах выделенного на эту цель служебного времени.

В последние годы на специальную подготовку руководящего состава службы

отводится 60 часов, финансовых работников низового звена 90 часов, на

мобилизационную подготовку всех учебных групп – 40 часов. При планировании

занятий не менее 50% учебного времени выделяется для отработки практических

задач.

Главная задача планирования специальной подготовки в округе (на флоте) –

использовать выделенное время на изучение тех тем и вопросов, которые в

наибольшей степени будут способствовать улучшению финансово – хозяйственной

деятельности в округе (на флоте), выбрать и рекомендовать такие формы и

методы проведения занятий, которые обеспечат наиболее эффективное обучение и

воспитание кадров.

Одновременно с составлением годового плана учебно – воспитательной работы с

кадрами финансово – экономическое управление военного округа разрабатывает

проект директивы командующего войсками (начальника штаба) военного округа о

работе с кадрами финансовой службы и повышении их служебной квалификации в

предстоящем году.

Финансовая служба соединения, руководствуясь директивой командующего войсками

округа, перечнем тем специальной подготовки начальников финансовой службы

воинских частей, опираясь на собственный опыт и стоящие задачи, составляет

годовой учебный план уже целиком ориентированный на выполнение конкретных

задач финансовой службы соединения. Главная задача при этом состоит в том,

чтобы в конкретных условиях данного соединения обеспечить наибольшее влияние

специальной подготовки (ее тематики) на улучшение практической работы по

финансовому обеспечению нужд соединения и воинских частей.

При выборе тематики занятий на учебный год в полной мере следует учитывать

специфику воинских частей, учреждений и организаций, особенности их

финансовой и хозяйственной деятельности, уровень профессиональной подготовки

и практический опыт финансовых работников.

Выбор темы каждого занятия следует тесно увязывать с предстоящими задачами,

рассмотрением причин наиболее часто встречающихся финансовых нарушений и мер

по их устранению.

Для изучения вновь изданных руководящих документов, разбора актов ревизий при

составлении годового плана рекомендуется оставлять резерв времени.

В некоторые годы ГФЭУ регламентирует объем практической подготовки (обычно 40%).

Чем объясняется такое внимание к практической подготовке ? Потому что в памяти

обучаемого на 90% закрепляется то, что он делает сам, на 50% то, что он видит,

как делается, и только на 10% то, что он слышит.

[22] Применение информационных технологий для практической подготовки

финансовых работников позволит повысить эффективность их обучения и интерес к

обучению, так как специальные контрольно-обучающие программы дают возможность

при работе на ПЭВМ видеть учебный материал, а применение таких программных

средств как, например, электронно-деловых игр позволят приобретать навык

самостоятельного принятия решений обучаемым. Работа с контекстными

справочно-поисковыми системами позволит совершенствовать

самостоятельную работу финансовых работников по изучению действующих и вновь

поступающих руководящих документов, тем самым выполнится одно из основных

требований, предъявляемых к специальной подготовке.

Офицеры финансовой службы в процессе специальной подготовки должны в

совершенстве овладеть не только навыками выполнения функциональных

обязанностей по занимаемой должности, но и подготовить себя в соответствии с

требованиями приказа Министра обороны к выполнению функциональных

обязанностей на одну ступень выше занимаемой должности и изучить основы

организации финансового обеспечения соединения.

При подготовке финансовых работников для выполнения обязанностей на одну

ступень выше, наряду с повышением квалификации в учебной группе, необходимо

поручать им проведение проверок по отдельным вопросам финансовой и

хозяйственной деятельности, вести шефскую работу с молодыми офицерами,

проводить занятия по нескольким темам и др. В годовом плане специальной

подготовки соединения предусматривается:

1).Тематика занятий

2). Расчет времени по темам и видам занятий (собеседование, практические,

итоговые занятия, обмен опытом работы, изучение вновь поступивших руководящих

документов по финансовой службе и другие).

При составлении годового плана специальной подготовки необходимо учитывать

целесообразность изучения темы в том или ином периоде года. Например,

вопросы, связанные с заключением бюджетного года, естественно, целесообразно

изучать в конце года. Утвержденный командиром соединения (начальником

гарнизона) годовой учебный план специальной подготовки становится основанием

для поквартального планирования. Финансовая служба соединения, исходя из

потребностей и стоящих задач, составляет «план - расписание учебных

занятий...» на квартал.

В плане – расписании указывается место и время занятий, их содержание (тема)

и вид, источники для изучения, ответственные за проведение занятий лица.

Утвержденный командиром соединения «план-расписание» не позднее, чем за 10-15

дней до начала первого занятия, высылается командирам воинских частей для

исполнения.

Конкретная работа по выполнению мероприятий, намеченных утвержденными

годовыми учебными планами специальной подготовки и квартальными планами –

расписаниями учебных занятий предусматривается разработка докладов,

подготовка планов – конспектов и индивидуальных заданий, составление учебных

задач и других учебно – методических документов, проведение учебных занятий в

группе, проверка выполненных индивидуальных заданий и другие виды работ.

Высокая эффективность учебного занятия обеспечивается тщательной его

подготовкой и проведением с учетом организационных и методических требований.

Организация подготовки к занятиям имеет своей целью:

1) подготовку руководителя к их проведению;

2) установление места, времени и распорядка работы;

3) обеспечение наглядными пособиями и другими материалами.

Занятия в учебных группах проводятся, как правило, ежемесячно, в специально

установленные для этого дни, продолжительностью 7 часов. В тех случаях, когда

по условиям дислокации воинских частей ежемесячно проводить занятия

нецелесообразно, рекомендуется проводить их один раз в квартал,

продолжительностью не менее двух-трех учебных дней.

Методика учебных занятий в системе специальной подготовки кадров финансовой

службы должна быть ориентирована на квалификацию и опыт работы обучаемых.

Министр обороны требует главный упор в специальной подготовке делать на

выработку у офицеров твердых практических навыков.

Учебные занятия могут проводиться различными методами. Цель занятия, его

содержание, определяет методику его проведения. Поэтому важно для каждого

занятия точно определить его учебную цель, уяснить, чего мы хотим добиться в

результате его проведения, и соответственно, определить методику его

проведения.

Отработка утвержденной тематики специальной подготовки проводится с

применением следующих видов учебных занятий:

1) Доклады или лекции.

2) Собеседования по изучаемым темам.

3) Изучение вновь выходящих нормативно – правовых документов.

4) Решение практических задач и разбор допущенных при этом ошибок.

5) Обмен передовым опытом работы.

6) Анализ и разбор выявленных финансовых нарушений.

7) Итоговые занятия в конце учебного года.

8) Летучки, экспресс – опросы.

Анализ возможностей применения информационных технологий для автоматизации

перечисленных видов занятий показывает, что специальные

контрольно-обучающие компьютерные программы могут оказывать помощь

руководителю учебной группы при проведении таких занятий, как изучение

руководящих документов, решение практических задач, проведение летучек и

экспресс-опросов.

Опыт создания контрольно-обучающих программ, накопленный автором дипломной

работы, свидетельствует, что при мониторинге качества знаний обучаемых

эффективно используются следующие виды тестовых материалов:

- из множества предложенных характеристик обучаемому прелагается указать те

из них, которые выражают сущность или отражают все основные черты изучаемого

явления или процесса;

- показать логику, динамику, направление изменения какого-либо явления или

процесса, выбрав из списка предложенных этапов (характеристик, частей)

необходимые и расположив их в определенной последовательности;

- заполнить пропуски в тексте, таблице, взяв из списка данных нужный термин,

цифру, название документа или вписать свой вариант;

- найти и исправить ошибки в приведенных текстах документов, таблицах,

суждениях, определениях;

- выбрать один или несколько правильных ответов из нескольких предложенных.

Делая вывод по первой главе в целом, необходимо отметить, что применение

новых информационных технологий для совершенствования выбранных автором видов

финансово-экономической деятельности реально позволят оказать помощь

помощнику командира соединения по финансово-экономической работе в процессе

определения потребности соединения в бюджетных ассигнованиях и составления

сметы расходов, уменьшить трудоемкость расчетов, сократить время определения

потребности соединения в бюджетных ассигнованиях..

Использование информационных технологий в процессе организации специальной

подготовки позволят повысить эффективность обучения финансовых работников,

вызвать заинтересованность к обучению. Кроме того специальные обучающие

компьютерные программы они смогут применять непосредственно в ходе

самостоятельной работы. В пользу внедрения в процесс обучения программных

средств можно отметить и то, что разработанный автором дипломной работы вариант

контрольно-обучающей программы ("Открытая система контроля знаний слушателей")

[23] взят за основу системы автоматизированного контроля и тестирования

знаний слушателей военного финансового экономического университета по

оперативно-тактическим дисциплинам.[24]

При разработке программных приложений для автоматизации специальной подготовки

автор исходил из того, что создаваемое программное обеспечение должно быть

гибким, способным к модернизации и не требовать кардинальной переработки или

создания новых программных приложений в связи с изменением содержания обучения

финансовых работников.

Вместе с тем, следует отметить, что информационные технологии не отменяют и

не заменяют традиционно существующие средства оценки и контроля результатов

обучения. Они только дополняют их в соответствии с теми возможностями, что

предоставляет компьютер.

Глава 2. Разработка и применение программных средств

автоматизированного рабочего места помощника командира

соединения по финансово – экономической работе

2.1. Программное приложение для автоматизации определения

потребности соединения в бюджетных ассигнованиях

Для создания автоматизированного рабочего места начальника финансовой службы

соединения автором использован язык программирования Visual Basic 6.0,

разработанный корпорацией Microsoft. С помощью Visual Basic можно быстро

конструировать эффективные приложения для Windows. Код языка Visual Basic

обладает мощными интеллектуальными возможностями, которые подсказывают

разработчику возможные продолжения создаваемого им кода.

Visual Basic сейчас является бесспорным лидирующим средством быстрой и

эффективной разработки приложений под Windows. Более пяти миллионов

разработчиков конструируют с его помощью всевозможные приложения.

[25]

Также следует отметить, что благодаря своим возможностям в сочетании с

простотой освоения, диалекты Visual Basic (Visual Basic for Application и

Visual Basic Script) широко используется в качестве внутренних языков во

многих приложениях, таких как Microsoft Office и 1С., а как известно фирма 1С

является лидером среди производителей программных продуктов в России.

При запуске АРМ на видеомонитор выводится главная MDI-форма программного

приложения. MDI – это аббревиатура от Multiple Document Interfase

(МультиДокументальный Интерфейс). При помощи MDI-формы создается приложение,

состоящее из нескольких окон, причем одно из них, которое называется

родительской MDI-формой, содержит в себе другие окна, которые называются

дочерними.

Далее для начала работы, необходимо в меню «файл» MDI-формы выбрать опцию

«константы», после этого на экран выводится форма для отображения

констант.(См.рисунок 1).

Эта форма обеспечивает ведение базы данных по лицевым счетам, которая

содержит данные о командире воинской части, помощнике командира по финансово

–экономической работе, а также дополнительную информацию, состав которой

помощник командира соединения по финансово – экономической работе может

определять самостоятельно. Это могут быть данные о представлении финансовой

отчетности воинскими частями, о высылке заключений по финансовой отчетности и

другие (до одного миллиарда символов).

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

На форме также имеется элемент управления для осуществления переходов по

записям, кнопка «новая запись» - для ввода данных новому лицевому счету.

Рис.1. Форма для отображения констант

Кнопка «спец.подготовка» – выводит на экран программное приложение для

контроля знаний руководящих документов финансовых работников.

Кнопка «смета расходов» – выводит на экран форму для определения потребности

соединения в ассигнованиях и составления сметы расходов. (см.рисунок 2).

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий Алгоритм работы программы

следующий. Воинскими частями сметы расходов представляются на дискетах или

посредством электронной почты. Для загрузки сметы расходов воинской части с

дискеты служит кнопка

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

Рис.2. Форма для определения потребности соединения в ассигнованиях и

составления сметы расходов

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий После загрузки сметы расходов

нажатием кнопки «итоги» осуществляется расчет итогов по всем графам сметы.

Далее производится анализ и проверка смет расходов, представленных воинскими

частями. В ходе анализа проверяется каждая испрашиваемая сумма. Переходы на

предыдущую или следующую статью сметы расходов осуществляются кнопками

соответственно .

Для анализа показателей смет расходов воинских частей используется специальная

аналитическая таблица, в которой группируются показатели смет расходов по

соответствующим сметным подразделениям.[26]

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

Именно такую таблицу формирует программное приложение при нажатии на кнопку

«включить в аналитическую таблицу». Для самоконтроля эту таблицу можно

просматривать при помощи кнопки «аналитическая таблица», после нажатия

которой на экран выводится форма (см. рисунок 3) .

Рис. 3. Форма "Аналитическая таблица"

Далее при нажатии на кнопки «включить в смету расходов» данные аналитической

таблицы по соответствующей статье сметы суммируются и переносятся в смету

расходов соединения. Нажатием кнопки «просмотр сметы расходов соединения»

можно просмотреть сформированную смету расходов соединения. (См.рисунок 4)

Рис. 4. Форма "Смета расходов соединения

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

".

Делая вывод о работе данного программного приложения интегрированного в

комплекс программных средств, предлагаемого автором варианта

автоматизированного рабочего места помощника командира соединения по

финансово-экономической работе, необходимо отметить, что в программе не

хватает функций, которые позволяли бы автоматизировать составление плана

финансового обеспечения и планов финансирования.

Однако программное приложение может оказать реальную помощь начальнику

финансово-экономической службы соединения при составлении сметы расходов в

виде снижения трудоемкости расчетов и экономии времени при составлении сметы

расходов. К достоинствам программы следует отнести то, что она автоматически

приступает к анализу смет расходов воинских частей, при загрузке данных с

внешнего источника информации.

2.2. Программное приложение для автоматизации специальной

подготовки личного состава финансовой службы.

Цель рассмотрения данного вопроса в дипломной работе состоит в том, чтобы

показать возможности применения новых информационных технологий в процессе

отработки утвержденной тематики специальной подготовки, а именно в процессе

проведения конкретных видов занятий, перечисленных в главе 1 дипломной

работы.

Программные средства для ПЭВМ, которые по мнению автора необходимо внедрять

для совершенствования специальной подготовки, можно разделить на две

основные группы:

1). Программные средства, которые непосредственно используются в

практической деятельности финансово-экономических органов типа систем

управления базами данных, АРМ, справочно-поисковых систем и т.п.

2). Специальные обучающие программные средства, предназначенные исключительно

для учебных целей.

Наибольшее внимание уделено автором рассмотрению вопросов, связанных с

разработкой и применением специальных обучающих программных средств.

Обучающие программы по их целевому назначению можно разделить на следующие

группы:

1). Контрольно-обучающие программы тестового типа;

2). Обучающие программы описательно-иллюстративного типа;

3). Имитационные контрольно-обучающие системы типа деловых игр;

4). Комбинированные программы, сочетающие в себе черты всех перечисленных

выше типов.

В настоящее время наиболее распространенными является программное

обеспечение первого из указанных типов. К их достоинствам можно отнести

относительную простоту в разработке алгоритмов, нетребовательность к языку

программирования, простое и потому относительно доступное материально-

техническое обеспечение. Такие программы можно готовить в течение

короткого времени и, соответственно, быстро их модернизировать в соответствии

с изменением законодательства и по иным причинам. Эти программы обычно

представляют собой вывод на видеомонитор какого-либо вопроса с набором

альтернативных ответов, из которых правильным является один или несколько

в комбинации. (См. Рисунок 5).

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

Рис. 5. Пример контрольно-обучающей

программы тестового типа

От пользователя требуется выбрать правильные ответы и ввести их в ПЭВМ,

после чего ПЭВМ по суммирующим операторам выставляет однозначную оценку за

ответ и переходит к следующему вопросу. В зачетном варианте число вопросов

задается обычно в пределах 20-30, ПЭВМ выбирает их произвольно по датчику

случайных чисел, что делает невозможным совпадение вопросов при

следующем запуске программного приложения. Это обстоятельство позволяет в

течение короткого времени, 10-20 минут, проверить знания обучаемого с

высокой степенью объективности. По окончании работы протокол решения теста

обучаемым можно вывести на экран или, если это необходимо, распечатать его на

принтере. В обучающем варианте число вопросов в программе может достигать

нескольких сот и более.

Программы описательно-иллюстративного типа также просты в изготовлении с

технической точки зрения. На экран видеомонитора выводятся различные

тексты, обучаемый имеет возможность их "листать" и, по своему желанию,

вызывать различную наглядную информацию в виде рисунков, схем, фотоснимков.

В их основе лежат обычные гипертекстовые системы, которые уже получили

широкое распространение.

Наиболее перспективным представляется третий тип программ, а именно

имитационные задачи - электронные деловые игры. Широкое применение программы

этого типа могут найти в процессе отработки многих тем, рекомендованных для

специальной подготовки .

Структурно-логическое построение имитационных задач - электронных деловых

игр следующее: вводная с описанием первичной информации об исследуемом

событии и далее программа работает по принципу "центральное меню", к

которому программа возвращает обучаемого после выполнения любого действия.

Решение таких имитационных задач позволит обучаемому приобретать практический

опыт принятия решений. Наиболее перспективным видом обучающих программ

являются комбинированные. Основным содержанием таких программ остается

имитационная задача – электронно-деловая игра. В то же время, комбинированная

программа как один из компонентов решения может содержать в себе

подпрограммы тестового типа и по желанию обучающегося предоставлять

справочный материал, как программы иллюстративного типа.

В пользу широкого внедрения в учебный процесс комбинированных программ можно

привести следующие доводы. Финансово-экономическая деятельность войск - это

процесс, который не только поддается, но и подлежит планированию с целью

достижения достаточно определенных и конкретных, т.е. прогнозируемых

результатов. Следовательно, эта деятельность представляет собой

моделируемый управляемый процесс с прогнозируемым, хотя и

многовероятностным результатом. Этот процесс может быть смоделирован любыми

средствами, в том числе и математическими, что, собственно, и является

логической посылкой для разработки обучающих систем для ПЭВМ.

Кроме того, работа с имитационными системами предельно индивидуализирует

процесс обучения, поскольку прямо вынудит обучаемого самостоятельно решать

задачи имитируемой деятельности. Основу логического построения указанных

программ составляет центральное меню, представляющее собой перечень тех

действий, которые может выполнять обучаемый в ходе решения задачи программы,

иными словами - средства решения задачи. Естественно, что при составлении

центрального меню используются общепринятые термины, используется сложившийся

понятийный аппарат.

Автором дипломной работы предлагается два варианта контрольно-обучающих

программных приложений тестового типа, позволяющих совершенствовать проведение

итоговых занятий по специальной подготовке.

Вариант 1. Программа контроля знаний.

Вариант 2. Программа контроля знаний и обучения.

Отличие второго варианта от первого состоит в том, что в него интегрирована

справочная система. Второй вариант программы может найти применение в

процессе самостоятельной подготовки финансовых работников, первый - для

организации итогового занятия.

На итоговом занятии каждому участнику учебной группы выставляется оценка,

включаемая в аттестацию (служебную характеристику) финансового работника.

Особое место и роль итогового занятия требуют внимательного подхода как со

стороны довольствующих финансовых органов, так и со стороны руководителей

учебных групп к их организации и проведению.

По установившейся традиции итоговое занятие включает решение контрольной

письменной задачи (обычно по денежному довольствию и заработной плате) и

собеседование по вопросам финансового хозяйства, денежного довольствия,

заработной платы и другим отраслям финансово – хозяйственной деятельности.

Для проведения итоговых занятий финансовая служба заблаговременно

разрабатывает вопросы и письменные контрольные задачи.

В предлагаемом программном приложении для решения этих задач используется

база данных Access. Access обладает отличным визуальным интерфейсом для

настройки таблиц, индексов и запросов. Для разработки вопросов и контрольных

задач открывается база данных в которую входит таблица "спецподготовка" –

см.рисунок 6.

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

Рис. 6. База данных Access: таблица "спецподготовка"

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

В режиме работы с таблицей «спецподготовка» формируются варианты вопросов

(см.рисунок 7) и практических задач, затем формируются варианты неправильных

ответов и последнее поле – правильный ответ.

Рис. 7. База данных Access: варианты вопросов

Вопросы могут быть любого характера, их перечень определяется самостоятельно.

Кроме теоретических вопросов в базу данных можно включить и практические

задачи.

В предлагаемом программном приложении один вариант состоит из двенадцати

вопросов, но это не является исчерпывающим – можно разработать при

необходимости любое количество вопросов, это ограничивается только ресурсами

системы.

Для запуска программы служит кнопка «спец.подготовка» – которая выводит на

экран форму для контроля знаний руководящих документов финансовых работников

(см.рисунок 8).

После вывода на экран формы «специальная подготовка» офицеру учебной группы

предлагается дать ответы на двенадцать вопросов по варианту, указанному

руководителем учебной группы. (как уже отмечалось выше количество вариантов

не ограничено).

На форме отображаются звание и фамилия офицера учебной группы, условное

наименование воинской части, где он проходит службу, номер текущего вопроса,

так называемый элемент управления Progress Bar, который графически

отображает количество правильных ответов, вариант задания, сам вопрос и

варианты ответов. Для ответа на вопрос необходимо выбрать предполагаемый

правильный ответ из списка предложенных с помощью специального элемента

управления. Далее на

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

форму выводится сообщение о правильности или неправильности отвеПодпись: Progress Barта.

Рис. 8. Форма для контроля знаний руководящих документов финансовых работников

После выполнения задания на форму выводится оценка. Следует отметить, что

руководителю учебной группы необязательно контролировать (вести учет)

оценочных показателей учебной группы. Программное приложение автоматически

формирует оценочную ведомость, которую можно просмотреть нажав левую кнопку

мыши на меню «просмотр ведомости» (см.: рисунок 9). При необходимости оценочную

ведомость можно вывести на печать.

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

Рис. 9. Форма "оценочная ведомость"

Программное приложение записывает оценочную ведомость в обычный текстовый

файл под именем даты занятия. В дальнейшем руководитель учебной группы может

просматривать оценочные показатели учебной группы за любой день учебных

занятий.

В целях дальнейшего совершенствования этого программного приложения и создания

обучающей системы автором был разработан второй вариант

контрольно-обучающей программы. Для этого в программу была интегрирована функция

просмотра файла справки. В базу данных Access было добавлено поле,

содержащее список ссылок на файлы справок. Программное приложение поддерживает

два режима работы – режим контроля и обучения. Если обучаемый

затрудняется ответить на вопрос он может воспользоваться помощью и нажать на

кнопку с изображением знака вопроса и на экран будет выведен файл справки.

(См.: Рисунок 10)

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

Рис. 10. Вывод на экран файла справки

Ответив на все вопросы теста, обучаемый увидит на экране полученное им

количество баллов (за каждый правильный вопрос – 1 балл) . Контрольно-обучающая

система позволят формировать протокол решения теста обучаемым, который можно

выводить на печать. Протокол реализует обратную связь в системе обучения, так

как информация, полученная из него, позволяет правильно скорректировать, а

точнее сказать, настроить процесс обучения, тем самым, оптимизировав этот

процесс.[27]

Программа содержит функцию редактирования вопросов тестов, которая позволяет

изменить содержание вопросов и варианты ответов.

Как известно, справочные файлы могут содержать графику, мультимедийные

компоненты[28], что существенно увеличит

возможности обучения и позволит вызвать интерес у обучаемых к учебному

материалу.

Для создания справочных файлов автором предлагается использовать программный

комплекс RовоHELP 2000. (См. п.2.3)

Также следует отметить, что руководитель учебной группы сможет легко внести

изменения в учебный материал – просто отредактировав соответствующим образом

нужный файл справки (используя RoboHELP 2000) оперативно, без помощи

профессиональных программистов, а это немаловажно.

Таким образом, варианты программных приложений, предложенные автором

позволяют не только осуществлять контроль знаний обучаемых, но и внести

элементы обучения (путем применения в программах файлов справки) в процессе

диалога с ПЭВМ.

2.3 Программное приложение – информационно – справочная система для финансово

– экономической службы

При проведении занятий по специальной подготовке не следует забывать, что

истинная цель их состоит, как и любых других, в обучении. Занятия нужно

построить и вести таким образом, чтобы у каждого присутствующего уточнялись и

расширялись, уяснялись и конкретизировались знания, чтобы они приводились в

систему.

Для совершенствования специальной подготовки на основе новых информационных

технологий, по мнению автора следует использовать справочно-поисковые системы

(СПС), для чего, целесообразно разработать СПС включающую нормативно –

правовую базу высших государственных и военных органов.

СПС - компьютерная правовая система, которая позволяет создавать на своем

рабочем месте персональный банк правовой и экономической информации, который

способствует повышению эффективности работы с информацией. При работе с этим

банком данных не требуются специальных знаний для того, чтобы решить сложные

профессиональные задачи.

Использование СПС необходимо как в процессе специальной подготовки, так и в

практической деятельности финансовых работников.

Использование СПС, таких, например, как ГАРАНТ, КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС, ЮСИС, АРБТ

и другие связано с существенной особенностью военного права в со­временном

его состоянии. С проведением в стране реформ наблюдается интенсивное создание

новой нормативно-правовой базы, что создает немалые трудности в их из­учении

и применении. Поэтому финансовым работникам целесообразно посто­янно следить

за выходом в свет новых нормативных актов, своевременно знакомиться с их

со­держанием и практикой реализации. Указанные СПС позволяют отслеживать

изменения в законодательстве.

Важно также заметить, что СПС имеет в своем арсенале электронные словари не

только по праву, но и комментарии к ним, научные статьи, что позволяет

пользователям использовать все эти материалы. Это же следует учитывать и при

разработке альтернативной СПС. В нее предлагается включить учебные

пособия, понятийно – категорийный материал, практические примеры из войск а

также предусмотреть режим работы СПС в виде «вопрос – ответ».

Анализ программных продуктов, обеспечивающих создание справочно-поисковых

систем показал, что для реализации вышеизложенных положений оптимально

подходит программный комплекса RoboHELP 2000, алгоритм работы которого автор

изучил самостоятельно, в ходе разработки дипломного проекта.

RoboHELP 2000 - многофункциональный программный комплекс , разработанный

корпорацией Blue Sky® Software для создания профессиональных систем

справки для Windows 3.x, 95, 98, и NT.

RoboHELP упрощает процесс создания и поддержки справочных файлов и

интегрирования этих файлов с любым прикладным программным обеспечением. Он

автоматизирует создание справки, включающей темы(разделы), кнопки,

оглавления, многоуровневые индексы, поиски по всей справке, связанные

темы(разделы).

Данная программный комплекс до настоящего времени не переведен на русский

язык (не русифицирован), однако он прост в использовании, не требует особых

навыков программирования при составлении контекстно-зависимых справочных

файлов.

RoboHELP использует Microsoft Word как ведущий текстовой процессор, чтобы

создавать и редактировать темы(разделы) справочной системы. RoboHELP- проводник

помогает организовывать и управлять исходными файлами - включая визуальное

представление связей тем (разделов). [29]

Приложение разработанное с помощью RoboHELP имеет удобный графический

интерфейс и хороший дизайн. (см. Рисунок 11). Кроме того, программа имеет

широкие возможности по поиску необходимой информации по номеру и дате

утверждения руководящих документов, по ключевым словам в названии документа

(интеллектуальный поиск) и тематическим разделам. Это было достигнуто путем

вставки закладок для переходов по темам (разделам) справочно-поисковой

системы.

Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий

Рис. 11. Справочно-поисковая система

Делая вывод по главе в целом, следует отметить, что результатом проведенной

автором работы является разработанный вариант автоматизированного

рабочего места помощника командира соединения по финансово-экономической работе

, в который интегрирован комплекс программных приложений по выбранным видам

деятельности начальника финансовой службы соединения. Таким образом,

основную задачу исследования можно считать выполненной.

Программное приложение для автоматизации определения потребности соединения в

ассигнованиях позволяет оказать реальную помощь начальнику финансово-

экономической службы соединения при составлении сметы расходов в виде

снижения трудоемкости расчетов и экономии времени при составлении сметы

расходов.

Автором дипломной работы предложено два варианта контрольно-обучающих

программных приложений тестового типа, позволяющих совершенствовать как

проведение итоговых занятий по специальной подготовке, так и организацию

самостоятельной подготовки финансовых работников. Для организации последней

также предложен способ разработки и вариант справочно-поисковой системы для

финансово – экономической службы, включающей нормативно-правовые документы.

Автор считает, что применение данного варианта СПС, в который интегрированы

учебные пособия, понятийно - категорийный материал по финансовому обеспечению

войск и бухгалтерскому учету, примеры из финансовой и хозяйственной

деятельности войск, несомненно, окажет большую помощь финансовым работникам в

совершенствовании своей профессиональной подготовки.

Глава 3. Эффективность автоматизированного рабочего места помощника

командира соединения по финансово – экономической работе

3.1. Основные показатели эффективности программных продуктов

Эффективность – одно из наиболее общих экономических понятий и представляет

собой соотношение между затратами на проведение какого – либо мероприятия в

определенное время и получаемыми результатами

[30].

Применительно к АРМ ПК по ФЭР по мнению автора это одна из возможных

характеристик качества АРМ, а именно его характеристика с точки зрения

соотношения затрат на его разработку и результатов функционирования.

До настоящего времени пока не выработано обобщенного показателя, с помощью

которого можно было бы произвести оценку эффективности внедрения

разработанных автоматизированных рабочих мест с высокой степенью

достоверности.

В основу оценки эффективности внедрения АРМ предложен

[31] системный (комплексный) подход. Его сущность заключается в следующем:

- оценка эффективности внедрения проводится комплексно по совокупности

показателей;

- эффективность внедрения оценивается по отдельным ее составляющим: АРМ – ам,

объектам внедрения, функциям, подразделениям, уровням и звеньям финансово –

экономической службы.

- выборку группы показателей производить исходя из главных целей внедрения

автоматизированного рабочего места ПК по ФЭР;

Кроме того, выбранные показатели эффективности должны отвечать следующим

требованиям: быть критичными к факторам, определяющим эффективность внедрения

АРМ, по возможности простыми и иметь здравый смысл. Также выбранные

показатели эффективности должны отражать как статику, так и динамику, т.е.

включать в свой состав абсолютные и относительные показатели.

При этом необходимо иметь в виду, что при расчете значений показателей

эффективности следует сравнивать две величины. Первая из них выражает значение

показателя до внедрения, вторая – после внедрения АРМ. Первая величина

выступает в роли базы для сравнения и называется базовой. При внедрении один

базовый вариант сравнивается с несколькими возможными вариантами обработки

информации в условиях АРМ. Нельзя ограничиваться сравнением только двух

вариантов. Для выбора рационального варианта необходимо иметь критерии оценки

различных вариантов. Задача внедрения АРМ ПКпоФЭР заключается главным образом в

том, чтобы за заданные промежутки времени и к установленным срокам обработать

всю необходимую информацию при минимальных затратах, добиваясь при этом

сокращения числа финансовых работников, занятых обработкой информации. Чем

будут ниже эти затраты, тем эффективнее будет процесс автоматизированной

обработки информации. Один и тот же результат обработки информации может быть

получен разной организацией процессов ее обработки, применением различных типов

ПЭВМ и периферийных устройств ввода – вывода. Поэтому выбор более экономичных

вариантов внедрения АРМ, требующих меньшее количество финансовых работников,

меньших затрат на эксплуатацию АРМ и капитальных вложений, является одним из

основных условий общей эффективности АРМ.

Для определения рационального варианта внедрения АРМ на различных уровнях

управления финансовым обеспечением необходимо иметь критерии оценки различных

вариантов. Одним из таких критериев может быть норматив эффективности

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.