РУБРИКИ |
Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Совершенствование финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологийкапитальных вложений . Этот коэффициент характеризует нормативную окупаемость капитальных вложений. Для каждой финансово – экономической службы, в которые будут внедряться средства автоматизации, заказчиком АРМ устанавливается свой . Другим критерием является расчетный коэффициент эффективности капитальных вложений, характеризующий фактическую окупаемость капитальных вложений: (3.1) где: - годовая экономия, полученная в результате снижения затрат на обработку информации; - капитальные вложения. Расчетный коэффициент сравнивается с нормативным: (3.2) В случае, если условие сравнения выполняется, то выбранный вариант внедрения АРМ считается экономически оправданным. Известно, что к главным целям АРМ относятся: - повышение уровня и качества управления финансовым обеспечением войск, улучшение финансово – экономической деятельности; - снижение затрат на обработку военно – экономической информации. В связи с этим формируется два вида эффективности: косвенная эффективность и прямая эффективность. Первый вид проявляется в экономических показателях деятельности косвенным путем. Косвенная эффективность характеризует качественные изменения, происходящие в результате применения АРМ ПК по ФЭР. Это значит, что повышается качество работы ПК по ФЭР в целом, расширяется состав получаемой им результатной информации, повышается ее достоверность и оперативность. Второй вид непосредственно определяется и проявляется через снижение затрат на обработку информации. Его называют прямой эффективностью . Такое разделение эффективности на два вида следует понимать лишь как методологический подход для поиска и выбора более точных методик расчета показателей эффективности внедрения АРМ. Суммарная эффективность может быть представлена формулой: (3.3) Необходимо, чтобы оба вида эффективности были выражены в одних и тех же единицах измерения и за один и тот же период времени. Как правило, общая эффективность определяется в стоимостном выражении из расчета на год. Для того чтобы внедрение АРМ ПК по ФЭР давало ощутимые результаты, нужно, чтобы . Это может быть достигнуто, если при или если при . Величина прямой эффективности может быть и отрицательной, если для получения необходимого эффекта повышаются трудовые и стоимостные затраты на обработку информации (например, предусматривается расширение круга решаемых задач). В этом случае необходимо, чтобы , т.е. косвенная эффективность должна значительно превышать отрицательную величину прямой экономии и обеспечить значительную общую экономию. Для этого случая совершенно необходимо расчетное доказательство того, что , так как иначе внедрение АРМ ПК по ФЭР не достигает цели. Косвенная эффективность имеет место в любом случае применения ПЭВМ для автоматизации работы финансово – экономической службы. Но на первой стадии механизации обработки экономической информации, когда применялись в основном ПВМ, главное внимание специалистов было сосредоточено на получении прямой эффективности.[32] Это объясняется тем, что при использовании машин такого типа ручные экономические расчеты выполнялись машинами без принципиальных изменений в самой системе учета и планирования. Широкое использование ПЭВМ и экономико – математических методов выдвинуло на первый план косвенную эффективность, получаемую в результате совершенствования системы планирования и учета. Особые трудности встречаются при расчете косвенной эффективности. Это вызвано отсутствием методов для оценки доли эффективности от внедрения АРМ ПК по ФЭР в общей эффективности, получаемой в результате различных мер по улучшению деятельности финансово – экономической службы. Однако везде, где это представляется возможным, следует выявлять хотя бы приближенную величину косвенной эффективности, так как именно ею в большей степени определяется экономия, которую получают ФЭС в результате внедрения АРМ ПК по ФЭР. Для расчета ожидаемой косвенной эффективности внедрения АРМ автором предлагаются следующие способы: экспертные оценки, опытные оценки, сопоставление с другими объектами[33]. Способ экспертных оценок заключается в том, чтобы на основе анализа изменения экономического показателя за прошлое время экспертным путем определить возможное его улучшение в результате использования новой, более оперативной и аналитичной информации. Для этого устанавливают динамику изменения показателя за несколько прошедших периодов (лет, кварталов, месяцев) и находят среднее изменение показателя. На основе анализа этих данных, накопленного опыта и с учетом различных специфических факторов специалисты дают приближенные экспертные оценки возможного минимального и максимального дополнительного изменения показателя за счет использования качественно новой информации. По данным нескольких (n) специалистов вычисляют средние оценки – минимальную и максимальную: = (3.4) и = (3.5) По ним определяют ожидаемое дополнительное изменение показателя с приоритетом минимальных оценок (3.6) Абсолютной величиной косвенной эффективности будет . Способ опытной оценки косвенной эффективности применим для задач оптимального планирования (финансовое планирование в процессе составления сметы расходов). Так, например, по исходным данным (прошлого периода, когда задачи решались без применения АРМ) для составления сметы расходов соединения, на ПЭВМ производят повторный расчет показателей сметы расходов с применением АРМ ПК по ФЭР. Сопоставление плановых показателей, рассчитанных ранее, с вновь полученными позволит определить ожидаемую косвенную эффективность. Естественно, что должна быть сделана корректировка исходных данных для составления сметы расходов исходя из условий на предстоящий год. Фактическую косвенную эффективность, полученную финансово – экономической службой можно приближенно выявить путем сопоставления ее результатных показателей с однотипными показателями других ФЭС, где не применяется использование АРМ. Однако нужно учитывать, что на образование экономических показателей влияют различные факторы, специфичные для каждой ФЭС. Прямая эффективность АРМ представлена в показателе снижения стоимостных затрат на обработку информации, поскольку в этом показателе аккумулируется экономия всех затрат живого и овеществленного труда. При оценке прямой эффективности в стоимостных единицах измерения рассчитываются две группы показателей: абсолютные и относительные. Абсолютный показатель сложения затрат на обработку информации: (3.7) где: - затраты на обработку информации до внедрения АРМ ПК по ФЭР; - затраты на обработку информации после внедрения АРМ ПК по ФЭР. При вариант внедрения будет экономически нецелесообразным. К относительным показателям сложения затрат на обработку информации относятся: а) коэффициент эффективности , характеризующий, какая часть затрат экономится при данном варианте внедрения АРМ. или * 100 (%) (3.8) При 0 вариант внедрения нецелесообразен. б) индекс изменения затрат на обработку информации по выбранному варианту внедрения АРМ; (3.9) Наряду с экономией стоимостных затрат прямой эффективностью является также снижение трудовых затрат на обработку информации. К числу показателей изменения трудовых затрат на обработку информации относятся: в) абсолютный показатель снижения трудоемкости обработки информации: (3.10) где: , - годовая трудоемкость обработки информации, соответственно, до и после внедрения АРМ. В ряде случаев вместо показателя снижения трудоемкости применяют показатель снижения времени на обработку информации, полагая при этом, что между ними нет принципиальных расхождений. Однако, необходимо иметь в виду следующее важное обстоятельство. Если для двух разных объектов автоматизации время на обработку информации уменьшилось на одну и ту же величину, то это вовсе не означает, что и трудоемкость обработки информации на этих объектах уменьшилась в равной мере. В качестве примера можно оценить эффективность внедрения двух АРМ: АРМ бухгалтера по заработной плате и АРМ бухгалтера по денежному довольствию. Первый внедряется на участок работ, где было пять бухгалтеров, второй – где 2 бухгалтера. Предположено, что после внедрения время на обработку информации на этих участках работ из расчета на одного бухгалтера в год. Расчеты показали, что трудоемкость при этом в целом уменьшилась по разному: на первом участке на 500 чел.час, на втором – на 200 чел.час[34] г) коэффициент снижения трудовых затрат или * 100 (%) (3.11) д) индекс изменения трудовых затрат, который показывает рост производительности труда при обработке информации; . (3.12) Индекс изменения трудоемкости показывает рост производительности труда в результате внедрения АРМ ПК по ФЭР. коэффициент снижения трудовых затрат характеризует возможное высвобождение людей из процесса обработки информации, то есть насколько меньше специалистов финансовых органов будет занято обработкой информации при данном варианте внедрения по сравнению с базисным. На основе показателя снижения трудовых затрат на обработку информации определяется возможное высвобождение специалистов ФЭС из сферы обработки информации . , (3.13) где - годовой фонд времени одного работника; b – коэффициент, учитывающий возможность полного освобождения от всех работ тех специалистов ФЭС, за счет времени которых вычислена величина . 3.2. Оценка эффективности применения автоматизированного рабочего места помощника командира соединения по финансово – экономической работе Взамен существующих понятий ожидаемого и фактического экономического эффекта автоматизации вводятся новые два понятия экономического эффекта: потенциальный и реальный экономический эффект [35]. Разница двух видов экономического эффекта заключается только в примененной к ним мере измерения величин. По своей сути это один эффект сотворенного и проделанного мероприятия. В данном случае мероприятия по автоматизации деятельности финансово – экономической службы. Потенциальный годовой экономический эффект – это экономический эффект, измеренный в человеко – часах, реальный – годовой экономический эффект, измеренный в рублях. Потенциальный годовой экономический эффект – это разница между годовым фондом рабочего времени до и после автоматизации: (3.14). Реальный годовой экономический эффект – это разница между годовым фондом заработной платы до и после автоматизации: (3.15). При любом более или менее продуманном и правильно выбранном варианте автоматизации потенциальный годовой экономический эффект всегда будет больше нуля. Прежде всего это характерно дли нижестоящих звеньев управления финансово – экономической службы. Для верхних звеньев управления финансовым обеспечением, в которых после внедрения не проводилось глубокого организационно – штатного и структурно – функционального реформирования, реальный годовой экономический эффект, как правило, будет отрицательным, так как к прежним затратам добавятся новые расходы на эксплуатацию и поддержание средств автоматизации, которых раньше не было вовсе. И только в крупных финансово – экономических подразделениях, где есть поле деятельности для их структурно – функционального реформирования, реальный годовой экономический эффект будет больше нуля. Естественно, возникает вопрос: зачем вводить новые понятия потенциальный годовой экономический эффект, реальный годовой экономический эффект. Первое позволяет из нескольких альтернативных вариантов внедрения средств автоматизации выбрать экономически целесообразный. Второе понятие позволяет из нескольких альтернативных вариантов организационно – штатного и структурно – функционального реформирования финансовых органов на базе автоматизации их деятельности, выбрать единственно оптимальный вариант. Величина реального годового экономического эффекта автоматизации – это количественная мера, которой можно измерять ход организационно – штатного и структурно – функционального реформирования финансовых органов на базе автоматизации их деятельности. Такой подход при поэтапном внедрении АРМ позволяет правильно установить очередность внедрения задач на различных уровнях и звеньях управления финансовым обеспечением. Для определения направлений дальнейшего внедрения той или иной очереди АРМ и выбора рационального, а возможно и оптимального варианта, необходимо провести анализ общего показателя эффективности по его отдельным (частичным) составляющим. Эффективность внедрения АРМ оценивается безразмерным коэффициентом экономической эффективности. Коэффициент экономической эффективности внедрения средств автоматизации финансово – экономической деятельности – это отношение реального годового экономического эффекта к общим затратам на средства автоматизации от начала и до конца их жизненного цикла: (3.16) В состав общих затрат входят капитальные вложения и эксплуатационные расходы. Капитальные вложения - это те средства, которые вкладываются в АРМ единовременно для его приобретения и использования за весь установленный для него период эксплуатации. Капитальные вложения включают затраты на приобретение технических и программных средств (и ), транспортировку, наладку и пуск АРМ. Обязательными элементами капитальных вложений по сравнительным вариантам внедрения, которые необходимо учитывать, являются цена технических и программных средств АРМ: (3.17) Эксплуатационные расходы - это затраты на обработку информации или себестоимость обработанной на АРМ информации. В общем виде в состав этих затрат также входят следующие элементы: - основная и дополнительная заработная плата финансовых и других работников, занятых подготовкой и обработкой информации, а также техническим обслуживанием АРМ ; - отчисления органам государственного социального страхования ; - амортизационные отчисления от стоимости технических и программных средств ; - расходы по текущему ремонту АРМ ; - оплату потребляемой электроэнергии ; - приобретение вспомогательных материалов, необходимых для эксплуатации АРМ ; - амортизационные отчисления с занимаемой площади . Таким образом, с учетом принятых обозначений, эксплуатационные расходы можно рассчитать по формуле: = + + + + + + + (3.18). При расчете амортизационных отчислений для АРМ необходимо учитывать два важных фактора. Первый – заключается в том, что любой АРМ состоит из двух равноценных и взаимосвязанных, дополняющих друг друга компонентов – технических средств (ТС) и программных средств (ПС) (См. схему 3). Существующая практика расчета показателей эффективности, как правило, учитывает только амортизацию ТС. Однако, в последние годы в связи с появлением ПЭВМ и удешевлением технологии изготовления затраты на приобретение ПС стали не только сравнимыми по своим уровням, в ряде случаев они стали превосходить их. Кроме того, в ходе эксплуатации АРМ у пользователей возникает потребность в новых ПС взамен существующих морально устаревших. Поэтому затраты на их обновление необходимо включать в эксплуатационные расходы АРМ. Таким образом, ежегодные расходы по эксплуатации АРМ должны включать две величины: затраты на амортизацию технических средств (руб\год), необходимых на их полное возобновление, и затраты на полное обновление программных средств (руб\год): = + (3.19)
Схема 3. Структура автоматизированного рабочего места. Посредством учета этих затрат в ходе эксплуатации АРМ осуществляется постепенный перенос стоимости технических и программных средств АРМ на каждую единицу обработанной на нем информации. Величина может быть рассчитана по формуле: = (3.20) где: - годовая норма собственно амортизации (на реновацию) технических средств АРМ (%/год); - стоимость технических средств с учетом затрат на их транспортировку, монтаж, наладку и пуск на месте эксплуатации. Годовая норма амортизации технических средств АРМ равна: = 1: , (3.21) где: - ресурс работы технических средств АРМ, учитывающий его физический и моральный износ (лет). Расходы на оплату электроэнергии, потребляемой АРМ в течение года , зависят от мощности токоприемников АРМ, времени работы за год, тарифа за 1 квт.час электроэнергии: = P * * , (3.22) где: Р – электрическая мощность токоприемников АРМ (квт); - время работы АРМ в течении года; - тариф за 1 квт.час электроэнергии. Ежегодные расходы на приобретение вспомогательных материалов для эксплуатации АРМ, как показывает практика, можно принять 2 – 5% от его стоимости. Амортизационные отчисления (руб\год) с площади здания, за снимаемой одним АРМ, в укрупненных работах можно пренебречь. Для оценки дидактической эффективности контрольно-обучающих программ, разработанных автором, предлагается использовать коэффициент уровня знаний (оценки): (3.23) где - коэффициент уровня знаний (оценки); - оценка за учебную группу, полученную при использовании контрольно-обучающих программ; - оценка за учебную группу, полученная при использовании традиционной системы обучения. Значение этого коэффициента должно быть больше единицы, причем, чем выше , тем эффективнее используются программные средства. Результаты психолого-педагогических экспериментов показывают, что при использовании программных средств обучения коэффициент уровня знаний достигает 1,4.[36] Для количественного сравнения степени индивидуализации при существующей системе обучения и системе, рассчитанной на использование контрольно- обучающих программ предлагается применить коэффициент, характеризующий индивидуальность обучения: (3.24) где - коэффициент индивидуального обучения, - время непосредственного контакта преподавателя с каждым обучаемым в минутах, - общее время на проведение занятия. Установлено, что при существующей системе обучения = 0.555, а при использовании программных средств = 0.777[37] Важным этапом в расчете экономической эффективности является определение фактической экономии, полученной в результате внедрения АРМ. Оценка фактического экономического эффекта автоматизации решения военно – экономических задач включает следующие три этапа. 1.Расчет трудоемкости выполнения заданного годового объема работ финансово – экономической службы до автоматизации . 2.Расчет трудоемкости выполнения этого же объема работ после автоматизации . 3.Расчет затрат на автоматизацию (Z) и результата автоматизации (W), оценка экономического эффекта автоматизации . В связи с этим, далее необходимо рассмотреть оценку фактического экономического эффекта автоматизации решения военно – экономической задачи (на примере автоматизации решения задачи определения потребности соединения в ассигнованиях и составления сметы расходов). Все исходные данные в приведенном ниже примере по их численным значениям (а не по составу) являются условными. Трудоемкость расчетов по одной статье сметы МО РФ определена на основании расчетов, проведенных автором, (за основу был взят расчет времени на проведение контрольной работы со слушателями по 1 разделу дисциплины "Финансы отраслей экономики ВС") в результате которых установлено, что средняя трудоемкость равна = 0,24 чел.\час. Затраты на разработку постановки, алгоритма, программы и прочие расходы составили = 400 рублей. Задача решается на ПЭВМ ценой = 20000 рублей. Заданный ресурс работы ПЭВМ (по технической документации) равен R =12 лет. Коэффициент использования ресурса с учетом, что задача будет работать в комплексе с другими задачами, составит К = 0,015. Годовые текущие расходы на эксплуатацию ПЭВМ = 300 рублей. Задача используется в финансово – экономической службе соединения. Требуется рассчитать экономический эффект по данной задаче, если стоимость одного человеко – часа 7,5 руб. (стоимость одного человеко – часа работы помощника командира соединения по финансово-экономической работе рассчитана из оклада по воинской должности, соответствующей 15 тарифному разряду. В расчет включены денежная компенсация взамен продовольственного пайка и единовременные выплаты денежного довольствия). Определение трудоемкости составления сметы расходов до автоматизации: = n * , где n – (количество лицевых счетов (15) умноженное количество применяемых в воинских частях статей сметы (в среднем 20-25)) - средняя трудоемкость расчетов по одной статье сметы (0,24 чел.\час.). = 375*0,24 = 90 чел.\час. Расчет трудоемкости составления сметы расходов после автоматизации: = n ** 0,103 , где: 0,103 – среднее количество месяцев обработки информации при автоматизации определения потребности в ассигнованиях. = 375*0,24*0,103 = 9,27 чел.\час. Определение годового экономического эффекта автоматизации решения задачи: , где: - годовой экономический эффект. = (7,5 * 9,27 * (90 : 9,27 - 1)-300) - (20000:12* 0,015 + 400:12) = 247,14 руб. Таким образом, по полученным результатам расчетов можно сделать следующие выводы. Применение данной задачи позволяет уменьшить трудоемкость составления сметы расходов в соединении с 90 чел.\час. до 9,27 чел.\час в год. Это означает, что годовой экономический эффект, без учета единовременных и текущих затрат, составит: 90 – 9,27 = 80,73 чел.\час. * 7,5 руб. = 605,48 руб. С учетом единовременных затрат на разработку задачи и текущих расходов на ее эксплуатацию годовой экономический эффект равен 247,14 рублей. Делая вывод по главе в целом, необходимо отметить, что экономическая эффективность автоматизированного рабочего места представляет собой одну из возможных его характеристик с точки зрения соотношения затрат на его разработку и результатов его функционирования. Экономический эффект от внедрения АРМ складывается из двух составляющих. Во-первых, это повышение качества обработки информации (косвенная эффективность), во-вторых, эффект, получаемый за счет снижения трудоемкости выполнения работы. В данной главе автором рассмотрены основные показатели эффективности программных продуктов, даны обоснования косвенной и прямой эффективности АРМ. Кроме того, предложен вариант оценки дидактической эффективности контрольно- обучающих программ, интегрированных в АРМ ПК по ФЭР. По мнению автора наиболее важным этапом в расчете экономической эффективности является определение фактического эффекта, полученного в результате внедрения АРМ. В связи с этим данный расчет был рассмотрен на практическом примере. Полученная в результате проведенных расчетов величина годового экономического эффекта невелика, но следует отметить, что оценка была проведена на примере решения всего лишь одной военно-экономической задачи (определение потребности соединения в ассигнованиях и составления сметы расходов). Чем больше видов финансово-экономической деятельности будет автоматизировано в АРМ, тем выше будет его экономическая эффективность. Заключение В результате проведенной автором работы внесен ряд конкретных предложений для решения актуальной военно-научной задачи совершенствования выбранных им видов финансово-экономической деятельности соединения в условиях внедрения новых информационных технологий (процесса определения потребности соединения в ассигнованиях, составления сметы расходов, организации специальной подготовки личного состава финансово-экономической службы и ведения массива нормативных и других документов по вопросам финансового обеспечения войск). Во-первых, учитывая трудоемкость расчетов при определении потребности соединения в ассигнованиях, автором предложено в состав автоматизированного рабочего места помощника командира по финансово-экономической работе включить разработанное им программное приложение, позволяющее автоматизировать этот процесс. (см. Глава 1, с. 24). Во-вторых, для совершенствования процесса специальной подготовки финансовых работников, повышения ее эффективности автором дипломной работы предложено применение информационных технологий обучения в виде составленных им специальных контрольно-обучающих компьютерных программ и справочно-поисковых систем (интегрированных в автоматизированное рабочее место помощника командира соединения по финансово-экономической работе), которые можно применить для ряда организационных форм специальной подготовки. Данное предложение реализовано в двух вариантах контрольно-обучающих программных приложений тестового типа (Программа контроля знаний, программа контроля знаний и обучения - см. Глава 2 с.48). В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что применение разработанного варианта справочно-поисковой системы окажет большую помощь финансовым работникам в совершенствовании своей профессиональной подготовки. Следует отметить, что автором решена основная задача исследования, состоявшая в разработке варианта автоматизированного рабочего места помощника командира соединения по финансово-экономической работе, включающего комплекс программных приложений по выбранным видам финансово-экономической деятельности. Алгоритм и программы решения задачи составлены на языке программирования Visual Basic 6.0, диалекты которого изучены автором самостоятельно Выбор рассмотренных в работе видов финансово-экономической деятельности связан с тем, что они исследовались им в процессе написания курсовых работ и в ходе работы было создано несколько программных приложений. Кроме того полученные автором результаты реализованы на конференции военно-научного общества слушателей и в научной работе на тему "Применение новых информационных технологий для обеспечения учебно-воспитательного процесса в высшем военном учебном заведении", которая участвовала в конкурсе 2001 года на лучшую научную разработку в области военной экономики и финансов и удостоена премии имени генерал-полковника Дутова В.Н. Также следует отметить, что в октябре - ноябре 2000 года автором дипломной работы было разработано и внедрено в учебный процесс Московского открытого социального университета программное приложение для контроля знаний студентов по учебной дисциплине «Современный этикет» и программные приложения для автоматизации вступительных испытаний абитуриентов (на шести факультетах). Экспертной группой сотрудников университета была дана высокая оценка программным приложениям[38], что также доказывает актуальность темы дипломной работы. Аналогичные программные продукты разработаны и внедрены автором в Военном финансово-экономическом университете на кафедре оперативно-тактической подготовки и управления повседневной деятельностью войск[39] и кафедре военно-гуманитарных наук[40]. Полученные результаты в силу многообразия условий применения новых информационных технологий в выбранных видах финансово-экономической деятельности соединения, естественно, не исчерпывают всех проблем повышения ее эффективности. Некоторые аспекты требуют дополнительных исследований и практической проверки (в частности исследования в области разработки электронно-деловых игр). Вместе с тем, решению задачи ее совершенствования в определенной мере будут способствовать сделанные в работе предложения, а также разработанные автором программные продукты. Они могут быть использованы в практической работе финансово-экономической службы соединения и научно-исследовательской работе. Слушатель 292 учебной группы капитан Р.ДОРОФЕЕВ "____"_______________ 2001 г. 1 2 3 4 5 6 7 Перечень принятых сокращений АРМ - автоматизированное рабочее место ВВТ - вооружение и военная техника ВС - Вооруженные силы ВПК - внутренняя проверочная комиссия ГФЭУ МО РФ - Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации МО РФ - Министерство обороны Российской Федерации ПК по ФЭР - помощник командира по финансово-экономической работе ПВМ - персональные вычислительны машины ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина ПС - программные средства РФ - Российская федерация СПС - справочно-поисковая система ТС - технические средства ФЭС МО РФ - финансово-экономическая служба Министерства обороны Российской Федерации ФЭУ - финансово-экономическое управление Список литературы 1. Положение о финансовом хозяйстве военного округа и соединения // МО СССР: Введ. пр. от 25.05.77 г. №5. - М.:1977.- 224 с. 2. О мерах по улучшению финансового обеспечения строительства и подготовки ВС РФ // МО РФ: Введ. пр. от 14.01.93 г. № 1. -М., 1993.- 12 с. 3. Об итогах финансово-хозяйственной деятельности войск, сил в 1997 году и мерах по совершенствованию финансово-экономического обеспечения ВС РФ // МО РФ: Введ. пр. от 7.04.98 г. № 165. -М., 1998.- 14 с. 4. Табель срочных донесений по финансовой службе № 10 // ГШ ВС СССР: Введ. дир. от 16.05.90. № ДГШ-30. - М., 1990. - 360с. 5. О мерах по улучшению организаторской работы финансовой службы армии и флота : Указание начальника ГУВБиФ МО РФ от 30.01.93 г № 1/555. -М., 1993.- 11 с. 6. Письмо ГУВБиФ МО РФ от 24 ноября 1999 года № 180/14/1263. "Об учебно- воспитательной и специальной подготовке с кадрами финансовой службы". 7. О недостатках по организации работы по обеспечению законности выплаты денежного довольствия и меры по их устранению: Указание начальника ГУВБиФ МО РФ от 18.05.2000 г. № 180/3/207.- М.: 2000. - 9с. 8. Письмо ГУВБиФ № 180/14/1273 от 27 декабря 2000 г. "Основные мероприятия по совершенствованию системы финансово-экономического обеспечения ВС РФ на 2001- 2005 гг." 9. Б.Сайлер,Д.Спотс (Под редакцией Петриковца Г.П.), Специальное издание Использование Visual Basic 6 – М.; Спб.; К.: Издательский дом «Вильямс» 1999. – 832с. 10. Бондаренко К.В., Елышкин А.П. Организация и методика проведения практических занятий по I разделу дисциплины «Финансы отраслей экономики Вооруженных Сил» для слушателей очного обучения и факультета переподготовки и повышения квалификации.\ Учебно – методическое пособие. М.: ВФЭУ – 2000г. 11. Бондаренко К.В., Байрамгалин Р.У. Финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. Учебное пособие: альбом схем. - М.: ВФЭФ. - 1998 г. 12. Б.Карпов. Visual Basic 6: специальный справочник – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 416 с.: ил. 13. Вопросы автоматизации процессов управления, математического моделирования боя и применения ЭВМ в ВВУЗе.- М.: ВА БТВ, 1990. 14. Волков Б.А. Военно – финансовая информатика. Учебное пособие. –М.: ВФЭФ при ФА. 1997г. – 243с. 15. Воробьев А.П. – Направления совершенствования информационного обеспечения формирования военного бюджета в современных условиях. Сборник материалов научно – практической конференции. – М.: ВФЭУ, 1999г. 16. Власов Ю.А. Опыт и проблемы формирования компьютерной грамотности у слушателей в процессе изучения дисциплины "Военно-финансовая информатика". Сборник материалов педагогического опыта преподавательского состава факультета по формированию профессиональных качеств у слушателей в условиях реформирования военного образования. М.: ВФЭФ 1998г. - с. 72 17. Гарнаев А. Visual Basic 6.0 – разработка приложений. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 2000. – 448 с.: ил. 18. Грицынин Н.Ф. Организация и методика повышения профессиональной подготовки кадров финансовых служб. Учебное пособие. – М.: ВФЭФ, 1982 – ДСП. Инв. № 0791. 19. Гуревич Н., Гуревич О. Visual Basic 5: Освой самостоятельно: Пер. с англ. - М.: ЗАО "Издательство БИНОМ", 1998 г. - 576 с.: ил. 20. Г.А. Титоренко, Г.С. Федорова, А.В.Абанина и др.,Проектирование машинной обработки экономической информации, Учебник – М.:Статистика, 1979. – 287с. 21. Кунц Н.З. Управление финансово – экономической деятельностью войск: Учебное пособие.- М.: ВФЭФ. 1998г. 22. Квалификационные требования к выпускникам ВФЭУ с высшим военным образованием. М., ГУВБиФ МО РФ, 1999. 23. Пути обеспечения преемственности в обучении курсантов и слушателей университета по оперативно-тактическим дисциплинам. (по материалам межкафедрального научно-методического совещания) М.: ВФЭУ. 2001г. 24. Практическое пособие помощнику командира соединения и воинской части по финансово – экономической работе./ Авт. коллектив. Составитель и общая ред. Кунц Н.З..- М.: ВФЭФ, 1996. – с.80-103. 25. Раев В.М. Организация и методика специальной подготовки кадров финансовой службы СА и ВМФ. – М.:Воениздат 1979г. – 104с. ДСП. Инв. № 0651 26. Сковородинов М.А. Основы создания компьютерных командно-штабных учений (военных игр) и их применение в учебном процессе ВВУЗов. – М.: ВА БТВ, Дисс., 1994. 27. Скальский И.А. Компьютеризация информационного обучения тактической подготовки в ВВУЗе. – М.: ВА БТВ, Дисс., 1994. 28. С.Ф.Викулов, Военно – экономический анализ. – М.: Воениздат. 2001г. – 352с. 29. Тематика диссертационных исследований для финансово-экономической службы Министерства обороны Российской Федерации до 2003 года / Методическое пособие. М.: ВФЭУ, 2000 г. 30. Т.Б.Волкова. Компьютерный экзамен по линейной алгебре. Тезисы докладов Десятой юбилейной международной конференции по вычислительной механике и современным прикладным программным средствам, Переславль-Залесский, 7-12 июня 1999 г.- М.: МГИУ, 1999. 31. Усыскин Ф.Л. Определение эффективности машинной обработки экономической информации (методическая разработка). М., МЭСИ, 1976. 32. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 1998. - VIII, 453 с. 33. Финансовое обеспечение боевой готовности войск: Учебное пособие под ред. Г.С. Олейника; ВФЭФ. - М., 1996. - 214 с. 34. Финансы Вооруженных Сил СССР : Учебник под ред. С.М. Ермакова, В.В. Тиванова ; ВФЭФ. - М., 1986. - 400 с. 35. Финансово-кредитный словарь /в 3 томах // Гл.ред. Н.В.Гаретовский, изд.2- е.-М.:Финансы и статистика, 1988. [1] Здесь и далее под информационными технологиями следует понимать совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли деятельности, а также научное описание различных способов деятельности с применением технических средств автоматизации, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования информации. – Прим. Авт. [2] Управление персоналом: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 1998. - VIII, 453 с. [3] Волков Б.А. Военно – финансовая информатика. Учебное пособие. – М.: ВФЭФ при ФА. 1997г. – 243с. [4] Письмо ГУВБиФ № 180/14/1273 от 27 декабря 2000 г. "Основные мероприятия по совершенствованию системы финансово-экономического обеспечения ВС РФ на 2001-2005 гг." [5] Тематика диссертационных исследований для финансово-экономической службы Министерства обороны Российской Федерации до 2003 года / Методическое пособие. М.: ВФЭУ, 2000 г. [6] Финансы Вооруженных Сил СССР : Учебник под ред. С.М. Ермакова, В.В. Тиванова ; ВФЭФ. - М., 1986. - с. 43. [7] Финансово-кредитный словарь / в 3 томах // Гл.ред. Н.В.Гаретовский, изд.2-е.-М.:Финансы и статистика, 1988. с. 511. [8] Положение о финансовом хозяйстве военного округа и соединения // МО СССР: Введ. пр. от 25.05.77 г. №5. - М.,1977.- с. 13 [9] О мерах по улучшению финансового обеспечения строительства и подготовки ВС РФ // МО РФ: Введ. пр. от 14.01.93 г. № 1. -М., 1993.- с. 8 [10] Табель срочных донесений по финансовой службе № 10 // ГШ ВС СССР: Введ. дир. от 16.05.90. № ДГШ-30. - М., 1990. - с. 7. [11] Бондаренко К.В., Елышкин А.П. Организация и методика проведения практических занятий по I разделу дисциплины «Финансы отраслей экономики Вооруженных Сил» для слушателей очного обучения и факультета переподготовки и повышения квалификации.\ Учебно – методическое пособие. М.: ВФЭУ – 2000г. - с.6. [12] Бондаренко К.В., Байрамгалин Р.У. Финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. Учебное пособие: альбом схем. - М.: ВФЭФ. - 1998 г. [13] Бондаренко К.В., Байрамгалин Р.У. Финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. Учебное пособие: альбом схем. - М.: ВФЭФ. - 1998 г. [14] Квалификационные требования к выпускникам ВФЭУ с высшим военным образованием. М., ГУВБиФ МО РФ, 1999, с. 45. [15] Указание ГУВБиФ № 180/3/207 от 18.05.2000 г. "О недостатках по организации работы по обеспечению законности выплаты денежного довольствия и меры по их устранению". [16] Положение о финансовом хозяйстве военного округа и соединения // МО СССР: Введ. пр. от 25.05.77 г. №5. - М.,1977.- ст. 10. [17] Власов Ю.А. Опыт и проблемы формирования компьютерной грамотности у слушателей в процессе изучения дисциплины "Военно-финансовая информатика". Сборник материалов педагогического опыта преподавательского состава факультета по формированию профессиональных качеств у слушателей в условиях реформирования военного образования. М.: ВФЭФ 1998г. - с. 72 [18] О мерах по улучшению организаторской работы финансовой службы армии и флота : Указание начальника ГУВБиФ МО РФ от 30.01.93 г № 1/555. -М., 1993.- 11 с. [19] Об итогах финансово-хозяйственной деятельности войск, сил в 1997 году и мерах по совершенствованию финансово-экономического обеспечения ВС РФ // МО РФ: Введ. пр. от 7.04.98 г. № 165. -М., 1998.- 14 с. [20] Приложение № 2 [21] Письмо ГУВБиФ МО РФ от 24 ноября 1999 года № 180/14/1263. "Об учебно-воспитательной и специальной подготовке с кадрами финансовой службы". [22] Военная мысль.-1979.-№6.-с.23 [23] Приложение № 3 [24] Пути обеспечения преемственности в обучении курсантов и слушателей университета по оперативно-тактическим дисциплинам. (по материалам межкафедрального научно-методического совещания) М.: ВФЭУ. 2001г. [25] См.: А.Гарнаев. Visual Basic 6.0 – разработка приложений. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 2000. – 448 с.: ил. [26] Бондаренко К.В., Елышкин А.П. Организация и методика проведения практических занятий по I разделу дисциплины «Финансы отраслей экономики Вооруженных Сил» для слушателей очного обучения и факультета переподготовки и повышения квалификации.\ Учебно – методическое пособие. М.: ВФЭУ – 2000г. [27] Т.Б.Волкова. Компьютерный экзамен по линейной алгебре. Тезисы докладов Десятой юбилейной международной конференции по вычислительной механике и современным прикладным программным средствам, Переславль-Залесский, 7-12 июня 1999 г.- М.: МГИУ, 1999. - с.355 [28] Б.Карпов. Visual Basic 6: специальный справочник - Спб: Издательство "Питер", 2000. - с.217-218 [29] Пер. с англ. - Справочная система RoboHELP 2000 [30] С.Ф.Викулов, Военно – экономический анализ: Учебник . – М.: Воениздат. 2001г. [31] Волков Б.А. Военно – финансовая информатика. Учебное пособие. –М.: ВФЭФ при ФА. 1997г. – 243с. [32] Г.А. Титоренко, Г.С. Федорова, А.В.Абанина и др.,Проектирование машинной обработки экономической информации,Учебник – М.:Статистика, 1979. – 287с. [33] См.: Усыскин Ф.Л. Определение эффективности машинной обработки экономической информации (методическая разработка). М., МЭСИ, 1976. [34] Волков Б.А. Военно – финансовая информатика. Учебное пособие. –М.: ВФЭФ при ФА. 1997г. – 243с. [35] Волков Б.А. Военно – финансовая информатика. Учебное пособие. –М.: ВФЭФ при ФА. 1997г. – 243с. [36] Скальский И.А. Компьютеризация информационного обеспечения тактической подготовки в ВВУЗе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата военных наук. М.: ВА БТВ им. Малиновского Р.Я. 1994 г. с.18 [37] Там же с.19 [38] Приложения №4, 5, 6 [39] Приложение № 3 [40] Приложение № 7 |
|
© 2007 |
|