РУБРИКИ

Диплом: Совершенствование системы оплаты жилья в Санкт-Петербурге

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Совершенствование системы оплаты жилья в Санкт-Петербурге

Диплом: Совершенствование системы оплаты жилья в Санкт-Петербурге

«Совершенствование системы оплаты жилья в большом городе (на примере Санкт-

Петербурга)».

Санкт-Петербургский Инженерно-экономический Университет. Кафедра экономики и

менеджмента в городском хозяйстве. 2003 год.

Аннотация

Дипломный проект выполнен на тему «Совершенствование системы оплаты жилья в

большом городе на примере Санкт-Петербурга». Целью разработки является анализ

существующего положения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

населению, недостатков существующего механизма ценообразования, выявление

современных проблем проведения тарифной политики. Также задачей дипломного

проекта является разработка ряда предложений, связанных с более совершенным

подходом в тарифной политике, с повышением качества услуг и защиты прав

потребителей.

В работе рассмотрен механизм предоставления жилищно-коммунальных услуг,

особенности отрасли жилищно-коммунального хозяйства и ценообразования в ней,

права и обязанности поставщиков и потребителей услуг. Также подняты проблемы

финансирования жилищно-коммунальной сферы; рассмотрены факторы, тормозящие

ее дальнейшее развитие. Изучены возможности снижения стоимости оплаты жилья

для населения при существующем качестве обслуживания. Был сделан вывод о

необходимости дальнейшего отхода от административных рычагов управления и

развития рыночных отношений в области предоставления жилищно-коммунальных

услуг; о дальнейшем развитии конкуренции между производителями услуг; о

совершенствовании договорных отношений между подрядчиком и заказчиком услуг.

Также сделан вывод о целесообразности перевода всего жилищного фонда на

пообъектное управление и предложена экономически обоснованная тарифная ставка

на один из видов услуг. При существующем уровне качества жизни населения и

уровне доходов граждан введение экономически обоснованного тарифа, повышение

качества услуг, переход к пообъектному управлению ЖФ возможны не для всех,

необходимы совершенствовании системы социальной защиты малоимущих слоев

населения, упрощения бюрократического аппарата Санкт-Петербурга и контроль

деятельности монополистов.

Содержание

Введение...........................

1. Экономико-организационный механизм предоставления

жилищно-коммунальных услуг.

1.1. Общая характеристика жилищно-коммунальных услуг....

1.2. Существующий механизм ценообразования в

жилищно-коммунальной сфере...............

1.3. Проблемы проведения тарифной политики.........

2. Комплексный подход в тарифной политике.

2.1. Соотношение цены и качества как фактор

конкурентоспособности жилищно-коммунальных услуг.....

2.2. Договорные отношения как инструмент

защиты прав потребителей...................

2.3. Переход к пообъектному управлению жилищным фондом..

3. Экономическое обоснование тарифной ставки

на жилищно-эксплуатационные услуги.

3.1. Нормативная база для обоснования тарифной ставки на

жилищно-эксплуатационные услуги.............

3.2. Методический подход к определению стоимости

эксплуатации жилья по объектам-представителям.......

Заключение.........................

Список литературы.....................

Приложения........................

Введение

Общая экономическая ситуация в жилищно-коммунальном комплексе сложилась под

воздействием тех негативных последствий экономической политики, которые

характерны для народнохозяйственного комплекса всей страны. Проводимая

экономическая реформа в России по целому ряду причин не привела к достижению

тех целей, которые были определены в ней как важнейшие. В результате целый

ряд отраслей и промышленно развитых территорий, имеющих для России

стратегическое значение, оказались в глубоком кризисе. Это положение

абсолютно справедливо и для г. Санкт-Петербурга, жизненный уровень которого

на протяжении последних десятилетий в значительной степени определялся в

промышленном комплексе.

На протяжении нескольких десятилетий жилищный сектор находился под контролем

государства. В сфере обеспечения населения жильем создалась сложная ситуация,

которую невозможно разрешить за короткий промежуток времени. Замораживание

платы за жилье и коммунальные услуги на уровне гораздо ниже фактической

стоимости, односторонняя концентрация усилий на строительстве крупных жилых

кварталов без развития инфраструктуры привело к тому, что во многих зданиях и

квартирах существуют проблемы архитектурно-строительного характера, связанные

с их стандартным минимальным размером, не отвечающим требованиям современного

рынка, низким качеством строительных материалов и конструкций, характерным

для крупных комплексов панельного строительства. Эти здания уже сейчас

требуют ремонта и внедрения энергосберегающих мероприятий. Низкое качество

жилья, высокое потребление энергии и воды влияет в целом и на экономику

города.

Жилищно-коммунальное хозяйство города является частью единого

производственного и социального комплекса, входящего, в свою очередь, в

хозяйственный комплекс региона и России. Это означает, что противоречия и

недостатки, присущие экономике страны в целом и любой ее отрасли, характерны

и для сферы ЖКХ. Эта сфера жизнедеятельности несет на себе и признаки общего

кризисного состояния. Их высшим проявлением является нарастающая аварийность

оборудования и инженерных сетей.

Предоставление любой жилищно-коммунальной услуги, как правило, связано с

взаимодействием нескольких хозяйствующих субъектов. Жилищно-коммунальное

хозяйство представляет собой сложную отрасль, и в настоящее время нам все

чаще приходится слышать о ситуации, сложившейся в этой сфере. Не проходит и

дня, чтобы не обсуждалась эта тема. Пресса и телевидение буквально кричат о

небрежном отношении людей к жилому фонду и бездейственности муниципальных

органов власти, пытаясь привлечь, тем самым, внимание ко все более

разрастающейся проблеме. Каждому человеку приходится оплачивать свое жилье:

тепло, свет, вода, работа дворника, уборщицы и многое-многое другое. От этого

никуда не денешься. Но зачастую качество услуг очень низкое и многие считают,

что они платят слишком много за ЖКУ. И это вполне справедливо: если человек

оплачивает жилищно-коммунальные услуги, то он имеет полное право получать их

в том виде, которое отвечает его требованиям. Низкое качество жилищно-

коммунальных услуг в наших домах (аварии на теплотрассах, отключение света,

грязные подъезды, отсутствие ремонтов)—это следствие неэффективного

использование средств, собранных у населения. Проблема жилищно-коммунального

хозяйства всегда была одной из центральных для города. Проблемы в сфере

оплаты жилищно-коммунальных услуг оказывают существенное влияние на экономику

России в целом, и каждого жителя Федерации в частности.

1. Экономико-организационный механизм предоставления жилищно-коммунальных услуг

1.1. Общая характеристика жилищно-коммунальных услуг

Жилищное хозяйство является одной их ведущих отраслей в сфере городского

хозяйства. Жилищно-коммунальные услуги (далее ЖКУ)—это комплекс работ по

содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов

коммунального обслуживания до непосредственных потребителей. Однако, в

большинстве городов страны, особенно крупных, уровень жилищно-коммунального

обслуживания остается низким и не соответствует предъявляемым требованиям;

возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной мере, что в

значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. Особенно

явно это проявляется в крупных городах, таких как, например, Санкт-Петербург,

так как в нем сосредоточен огромный жилищный фонд, концентрированно проживает

большая часть населения страны, сосредоточены основные мощности жилищно-

коммунальных предприятий. Именно здесь наиболее ярко проявляются негативные

черты жилищной сферы: абсолютный монополизм, чрезмерная ведомственность,

недостаточная квалификация кадров, техническая и технологическая отсталость

и, как результат, неудовлетворительный уровень работы, игнорирование

интересов населения и низкое качество предоставляемых услуг потребителям.

Жилищно-коммунальное хозяйство непосредственно связано с населением и

является ведущим в технологической цепочке обслуживания населения.[18]

Для ЖКУ характерны:

а) принадлежность к группе жизнеобеспечения;

б) социальная значимость;

в) низкая заменяемость другими услугами.

Существенной особенностью отрасли коммунального хозяйства является проявление

негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков и

производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и

тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и

экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности

отказаться от данных видов услуг. Большинство предприятий жилищно-

коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой

ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории

(являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных

рынков, как правило, определяются административными границами городов и

районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические

сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное

значение).[10]

Как и за любые другие, граждане обязаны вносить плату за пользование жилыми

помещениями и плату за коммунальные услуги. Платежи за коммунальные услуги

взимаются помимо квартирной платы. В современном понимании квартирная

плата—это плата за жилое помещение (наем площади), которое принадлежит иному

собственнику—муниципалитету, субъекту Федерации, государству, частной

компании и т.д. При этом оплату за услуги можно условно подразделить на

платежи: за тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, эксплуатацию,

содержание и ремонт общего имущества дома и уборку придомовой территории.[3]

Наймодатель (государство, частная компания и т.д.) за плату обеспечивает

эксплуатацию жилого дома, в котором находится жилое помещение, сданное в

наем, ремонт общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания

коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, и предоставление

коммунальных услуг. Наниматель же в свою очередь обязан своевременно вносить

плату за жилое помещение и коммунальные услуги.[2] Расчет ставок платы за

наем осуществляется на основании «Методических указаний по расчету ставок

платы за наем», утвержденных приказами Минстроя России и Минфина России от

02.12.96 № 17-152.

Утвержденная распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 28.02.2003 №

359-ра структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений),

проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы

собственности, включает плату:

за содержание, текущий ремонт и обслуживание жилищного фонда;

за капитальный ремонт жилищного фонда;

за наем жилья (для нанимателей жилья).

В соответствии с данным документом учет средств, собранных в виде платы за

наем, ведется отдельно от других финансовых средств, поступает в распоряжение

собственника жилого помещения и целевым образом расходуется на полное

восстановление или реконструкцию дома. По решению собственника дома средства

могут быть использованы на капитальный ремонт принадлежащего ему жилищного

фонда.

Рыночные преобразования мало затронули жилищно-коммунальную сферу. Все

держится на бюджетных вливаниях, которые в 2002 г. превысили 4% ВВП страны и

составляют до 30% местных бюджетов. Хотя по отдельным направлениям

одновременно с реформированием экономики было принято более 40

законодательных и нормативно-правовых документов, Закон «Об основах

федеральной жилищной политики» и соответствующее постановление правительства.

Это позволило перейти на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг,

сократить выделение бюджетных средств на содержание жилья и, соответственно,

увеличить долю платежей населения в доходах ЖКХ [6]. И все же отрасль

жилищно-коммунального хозяйства не стала даже самоокупаемой, поскольку тарифы

росли меньшими темпами, чем цены на промышленную продукцию.

Государственные целевые программы «Жилище» и «Свой дом» также отразили

необходимость реформирования жилищно-коммунальных правоотношений.

В соответствии с Указом Президента «О развитии конкуренции при предоставлении

услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных

фондов» происходит разделение функций заказчика и подрядчика и переход на

договорные отношения между соответствующими предприятиями. В Петербурге худо-

бедно реализован план создания службы заказчика. В каждом районе создано свое

жилищное агентство (РЖА), выполняющее функцию заказчика, бывшие РЭУ

переименованы в ГУРЭПы—подрядные организации. Правда, конкурсные отборы

подрядчиков на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда носят пока формальный

характер. Сегодня в России население оплачивает (конечно, когда оплачивает)

около половины расходов ЖКХ. В Петербурге этот показатель составляет 90%. За

остальное, а если учесть неплатежи населения, то почти за все, платит

государство (также, когда платит) в виде дотаций. Причем дотации

распределяются весьма и весьма неправильно. Тем, кто владеет большой

квартирой высокого качества, доплачивается много, а социально необеспеченным

гражданам, проживающим зачастую в ужасных условиях, - мало. Выходит, что

средства, во-первых, распыляются, а во-вторых, не доходят к тем, кому помощь

действительно необходима [23].

Сборник «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» утверждает

список обязанностей по содержанию и ремонту жилищного фонда РЖА с целью:

-защиты законных прав и интересов потребителей в жилищной сфере;

-обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;

-проведения единой технической политики в жилищной сфере;

-обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту

собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и

организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием

жилищного фонда.

Собственник жилищного фонда непосредственно или через уполномоченные им

органы выступает заказчиком на обслуживание жилых домов, а также тепло-,

электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение (канализацию). Содержание и

ремонт жилых домов может осуществляться организациями различных

организационно-правовых форм, как правило на конкурсной основе на основании

заключенного договора. Проведение конкурсов на право обслуживания жилых домов

позволяет повысить требования к качеству содержания и ремонта жилых домов на

основании минимальных стандартов качества, установленных субъектами

Российской Федерации, а также определить стоимость работ. Проведение конкурса

регламентируется «Примерным положением о порядке конкурсного отбора

подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных

фондов», утвержденным приказом Минстроя России от 19.06.96 г. N 1773 [11].

Для покрытия затрат на жилищно-коммунальные услуги за счет средств населения,

органы местного самоуправления утверждают:

-тарифы, определенные исходя из экономически обоснованных затрат на

предоставление услуг или выполнение работ, являющиеся основой для расчетов с

подрядчиками (исполнителями);

-тарифы, определенные исходя из предельного уровня платежей граждан (в

процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги) на

соответствующий год, применяемые при расчетах с населением.

При утверждении тарифов на электроэнергию и газ устанавливаются ограничения,

определяемые региональными энергетическими комиссиями [1].

Стоимость работ по договору или размер тарифа, устанавливаемый населению,

может меняться при существенных изменениях обстоятельств заключения договора

(повышение уровня минимальной заработной платы, изменение стоимости

материальных и топливно-энергетических ресурсов, изменение системы

налогообложения и т.д.).

В Санкт-Петербурге расходование бюджетных средств на содержание и ремонт

жилищного фонда в 2002 году производилось в соответствии с утвержденной

сметой и поступлением средств. Фактические расходы по содержанию и ремонту

жилищного фонда за 2002 год, например, Невского района составили 318млн 221

тыс. 400 руб., что оказалось на 2млн 283тыс. 300руб. ниже плана, однако на

52 млн. 964 т. 800 руб. больше фактических расходов за 2001 г.[15]

Техническое обслуживание жилищного фонда включает комплекс работ по

поддержанию в исправном состоянии элементов зданий, заданных параметров и

режимов работы их конструкций и технических устройств. Система технического

обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает

нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение

установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах

материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание включает работы

по контролю за состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности,

наладке и регулированию инженерных систем т.д. Контроль за техническим

состоянием осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-

технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления

работоспособности) элементов здания и поддержания эксплуатационных

показателей. Перечень работ по техническому обслуживанию элементов жилого

дома, подлежащих выполнению организацией по обслуживанию жилищного фонда,

приведен в сборнике «Правил и норм эксплуатации жилищного фонда». Организация

текущего ремонта жилых зданий производится в соответствии с «Техническими

указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий» и

«Техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта

жилых крупнопанельных зданий». Текущий ремонт выполняется организациями по

обслуживанию жилищного фонда или подрядными организациями.

Работами, относящимися к текущему ремонту, могут быть, например, заделка и

расшивка швов, трещин, восстановление облицовки фундаментных стен; заделка

трещин, расшивка швов, восстановление облицовки и перекладка отдельных

участков кирпичных стен; смена оконных и дверных приборов; замена отдельных

участков покрытия полов; регулировка и наладка систем центрального отопления

др. Периодичность текущего ремонта принимается в пределах трех-пяти лет с

учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.

Объем расходов на текущий ремонт и эксплуатацию ежегодно растет. Это связано

в основном с ростом стоимости материалов. Объем же услуг в натуральных

показателях значительно сокращается. В настоящее время практически не

производится планово-предупредительный текущий ремонт. Весь объем

производимого жилищными агентствами текущего ремонта можно охарактеризовать

как аварийно-заявочный.

В 2002 году на работы по текущему ремонту согласно бюджетной росписи в

Невском районе было запланировано 121 млн.р, фактическое выполнение

составило 100%, в т.ч. 64 млн.р.—хозяйственным способом; 57

млн.руб.—подрядным [15].

Планирование капитального ремонт жилищного фонда осуществляется в

соответствии с «Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта

и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-

культурного назначения ВСН 5888 (р)», утвержденным указом Госстроя России от

30.12.99 г. № 17 и «Инструкцией о порядке разработки перспективных и годовых

планов капитального ремонта жилищного фонда», которая была введена в действие

с 1.02.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.99 г. № 79. При

капитальном ремонте производится комплексное устранение неисправностей всех

изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена

их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей

жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически

целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла,

воды, газа, электроэнергии и обеспечение минимального энергопотребления.

Территориальным управлением Невского административного района на 2002 г. была

утверждена адресная программа капитального ремонта на сумму 28771 тыс. руб.

По натуральным показателям данные приведены в таблице [15].

Таблица 1.1.

Выполнение работ по капитальному ремонту в Невском районе за 2002 год

Наименование показателя

Ед. измерения

Значение показателя

123
Выполнение капитального ремонта, ВСЕГО:тыс.руб.28771,00
Ввод общей площади - всего

тыс.м2

0,79
Ремонт и окраска фасадов

тыс.м2

15,10
Ремонт центрального отопления

домов /м3

4/71,20
Ремонт внутреннего водопровода и канализациидомов/квартирн.д.
Ремонт кровли

тыс.м2

17,70
Ремонт теплотрасспог.м500,00
Гидроизоляция подвалов

домов/м2

н.д.
Герметизация стыковтыс.пог.мн.д.
Ремонт электросетейдом3
Устройство новых лифтоведн.д.
123
Реконструкция лифтовед6
Асфальтирование

тыс.м2

н.д.
Ремонт розливовпог.м13350

Динамику роста необходимой потребности в финансировании на капитальный ремонт

и реально выделенные бюджетом лимиты финансирования, начиная с 1998 года,

удобно проследить на Рис. 1 Приложения 1. Очевидно, что финансирование

капитального ремонта в сравнении с минимально необходимой потребностью

составляет в среднем лишь 15%, такой показатель в домах, давно требующих

капитального ремонта, лает лишь временный эффект, отвлекает средства,

предназначенные для профилактического текущего ремонта жилищного фонда.

Понятно, что при таком отношении к домам на фоне их естественного старения

критические ситуации неизбежны.

Содержание придомовой территории (площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров,

дворовых и внутриквартальных проездов) также производится организациями по

обслуживанию жилищного фонда (жилищными агентствами); тротуары допускается

убирать специализированными службами. В нашем городе была разработана и

выполнена большая адресная программа благоустройства дворов и внутридворовых

территорий на 2002 г. В соответствии с данной программой проводились работы

по устройству контейнерных павильонов, паркингов, ремонту набивных дорожек,

площадок, крылец, установке детского и спортивного оборудования, скамеек и

др. работы. Агентства должны проводить совместно с представителями

предприятий по уборке населенных пунктов и санитарно-эпидемиологической

станции обследование территорий каждого домовладения [15].

Предоставление услуг по обслуживанию жилья—сложная и трудная работа. В этой

сфере существуют многочисленные трудности: низкий уровень обслуживания

населения, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых

ресурсов, искусственный монополизм, административно-ведомственный характер

механизма хозяйствования и др. Необходимо многое и многое менять, и здесь

лучший помощник—обоснованная, выдержанная, грамотная позиция потребителя по

защите своих интересов.

1.2. Существующий механизм ценообразования в жилищно-коммунальной сфере

В первом полугодии 2002 г в России жилищно-коммунальные услуги были

предоставлены на сумму 264,6 млрд. руб., из которых платежами населения

покрыто 133,3 млрд. руб. (50,4%), бюджетами всех уровней – 75,6 млрд. руб.

(28,6%), неполное финансирование отрасли составило 55,7 млрд. руб. По итогам

6 месяцев 2002 года установленный уровень оплаты населением жилищно-

коммунальных услуг в среднем по РФ составил 79,9% при федеральном стандарте

90%. Реальный уровень оплаты с учетом предоставленных льгот, субсидий и

дотаций всем категориям населения достиг 50,4%. Фактическая стоимость

предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг по итогам первого

полугодия в среднем по РФ составила 21,5 руб. на 1 км м общей площади жилья в

месяц (федеральный стандарт – 19,1 руб.) и имеет тенденцию к росту, что в

значительной мере обусловлено повышением цен на энергоресурсы [22].

На сегодняшний день финансирование жилищно-коммунальной отрасли

осуществляется в основном из двух источников:

- оплата потребителей, которыми могут выступать население, коммерческие,

общественные и бюджетные организации;

- бюджетное дотирование разности в реальной стоимости услуги и

административно установленным уровнем ее оплаты для того или иного

потребителя (населения).

В Санкт-Петербурге в 2002 году получено на финансирование Невского района

через главных распорядителей бюджетных средств 873 млн.912 т.р.

Таблица 1.2.

Бюджетное финансирование Невского района Санкт-Петербурга в 2002 году, млн.р.

Целевые статьи финансирования

Сумма

Финансирование КСЖФ*, из них:

-Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию

-Финансирование льгот по оплате коммунальных услуг

-Финансирование компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг

-Финансирование на содержание и эксплуатацию ЖФ

- Капитальный ремонт ЖФ

-Капитальный ремонт ведомственного фонда

-Капитальный ремонт и модернизация лифтового оборудования

-Финансирование на содержание и эксплуатацию ЖФ депутатами

825, 071

293,852

127,815

41,269

171,887

4 ,000

3,060

7,259

22,523

Финансирование ТФУ** Невского района, из них:

-Капитальный ремонт

-Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию

-Финансирование на содержание и эксплуатацию ЖФ по распоряжению главы ТУНАР***

-Депутатские поправки

48, 849

28,771

3,691

10,127

6,260

*КСЖФ—Комитет по содержанию жилищного фонда

** В каждом административном районе имеется местный орган Комитета финансов —

территориальное финансовое управление. ТФУ ведет субсчета городского бюджета

по своему району.

***ТУНАР—территориальное управление Невского административного района

Кроме того, существует система перекрестного субсидирования, когда одни

потребители за счет больших тарифов по существу платят за других потребителей

(например, промышленность—за население по услугам водоснабжения и

водоотведения). Такая ситуация приводит к тому, что для поставщика

потребители делятся на прибыльных и убыточных. Частично финансирование идет

также за счет расходов предприятий, все еще имеющих на балансе

государственный жилищный фонд, что существенно снижает эффективность их

деятельности и конкурентность их товаров на рынке или приводит к повышению

цен (тарифов), если эти предприятия являются субъектами естественных

монополий [10].

Известно, что при бюджетном дотировании государственные денежные средства

распределяются крайне нелогично. Одинаковую (в процентном отношении)

компенсацию получают и те, кто имеет три квартиры, и те, у кого комната в

коммуналке. Если учесть разницу в доходах, то выходит, что бедные платят

больше. Это неправильно. Дотации должны идти только им. Именно такая идея

вдохновила КУГИ на разработку механизма перехода на целевые дотации. Дело в

том, что к 2003 году планировалось довести оплату населением коммунальных

услуг до 100%. Это, конечно, было бы хорошо для ЖКХ, но чревато новыми

расходами для бюджета, ведь семьи, где расходы на оплату жилья и услуг

превышают 25% от совокупного дохода, по закону должны получать доплату [7].

Поэтому чем быстрее был бы разработан механизм целевого дотирования, чем

быстрей он прошел бы «обкатку», тем проще будет потом. Во-первых, будет

трудно претендовать на дотации тем, кто не имеет на них право. Все

нуждающиеся будут известны поименно. Украсть у государства деньги таким

способом будет невозможно. Если у вас три квартиры, а оплачивать их вы не

можете—продавайте две. Если не хотите продавать—выселяйтесь. Сейчас

разрабатывается программа так называемых домов временного проживания, куда

будут насильно выселяться те, кто не платит за квартиру, и те, кто не смог

расплатиться за ипотечный кредит. Если же у вас три квартиры, и вы

оплачиваете 100% услуг, на что уходит 100% совокупного дохода, то вашим

семейным счастьем заинтересуются налоговые органы и попросят поделиться

секретом того, как можно прожить без еды и одежды, на которые уже не остается

денег, но в трех квартирах одновременно. А во-вторых, если те, кто может

платить за жилплощадь без помощи государства, уже сегодня начнут это делать,

то значительно разгрузится бюджет, и высвободившиеся средства можно будет

направить на новое строительство и реконструкцию ЖКХ.

Поговорим об особенностях ценообразования в непроизводственной сфере. В

материальном производстве цена определяется общественно необходимыми

затратами труда на производство материально-вещественной продукции. В

непроизводственной сфере общественно необходимые затраты труда при оказании

услуг имеют место, но отсутствует материально-вещественная продукция. Поэтому

основой цены являются затраты, источником которых служит национальный доход.

Отсюда вытекают особенности ценообразования в непроизводственной сфере:

1.При установлении цен на услуги предпочтение отдается не принципу

установления равенства условий производства услуг на основе общественно

необходимых затрат труда, а принципу одинаковой оплаты за услуги одинакового

полезного эффекта. Это связано с большим разнообразием услуг, местным

характером их производства и потребления;

2. При установлении и регулировании цен учитывается социальная значимость

услуги. Социально-важные услуги предоставляются населению по льготным и

низким ценам. Осуществляется дотирование организаций, предоставляющих эти

услуги;

3.Цены зависят от качественных характеристик услуг и их потребления. Услуги

могут быть одинаковые по конечным результатам, но различные по условиям их

потребления. В связи с эти применяется дифференциация цен по качественным

характеристикам.

Дифференциация предусматривает шкалу ставок, различающихся в зависимости от

качества обслуживания (тарифы по отдельным разрядам бань), в зависимости от

групп потребителей (ставки тарифа за воду для населения, промышленности и

других потребителей) или в зависимости от характера потребления (потребление

электроэнергии на осветительные и промышленные цели).

Для населения устанавливаются самые низкие цены (тарифы). В этом состоит

стимулирующая функция цены, которая предполагает обеспечение общедоступности

услуг большой социальной важности и первой жизненной необходимости. На услуги

такого рода устанавливаются утвержденные местными органами власти цены и

тарифы. Это позволяет удерживать цены на определенном общедоступном уровне.

Распределительная функция цены реализуется через дифференциацию цен по

группам населения и обеспечивает сближение условий потребления услуг большой

социальной важности и первой жизненной необходимости для различных по уровню

душевого дохода групп населения. Так, применяются льготные цены на услуги в

зависимости от размеров дохода и состава семьи, состояния здоровья ее членов

и т.п. Основными финансовыми рычагами, позволяющими удерживать цены на

относительно низком уровне, служат дотации и другие ассигнования из бюджета,

экономические льготы, дифференциация цен по группам потребителей.

Элементами цены коммунальной услуги являются себестоимость и прибыль. В

отличие от материального производства цена услуги не включает в свой состав

затрат торговых, снабженческо-сбытовых и заготовительных предприятий, т.к.

предприятия отрасли не платят налога с оборота. Процессы производства и

потребления совпадают, поэтому затраты по реализации включаются в

себестоимость. Источником затрат предприятий отрасли служит национальный

доход, поступающий на предприятия в форме платы за услуги и государственного

финансирования. Фиксированные в себестоимости услуг затраты обычно ниже

издержек общества на их оказание: они не включают, как правило, значительной

части расходов из средств бюджета. На уровень цен влияет также структура

стоимости услуг. Известно, что основным элементом ее является заработная

плата. Поэтому повышение заработной платы работников предприятий городского

хозяйства сильно влияет на уровень цен на услуги.

Прибыль большинства предприятий городского хозяйства определяется исходя из

годовых плановых объемов услуг в действующих ценах и норм рентабельности.

Рентабельность определяется отношением прибыли к себестоимости. Она положена

в основу определения уровня цен на услуги.[ ]

Очевидно, что у современной системы формирования тарифов на ЖКУ существуют

недостатки. Эта система существует практически в отрыве от реальных условий

финансирования отрасли. Реальное финансирование отрасли, например в 1999

году, не превысило 70% от федерального стандарта стоимости жилищно-

коммунальных услуг с учетом взаимозачетов и бартера, что реально еще больше

снижает действительный уровень оплаты услуг. Это, с одной стороны, приводит к

катастрофической ситуации наращивания безвозвратных долгов, заложниками

которой становятся, в первую очередь, местные бюджеты, а жертвами не только

работники жилищно-коммунального хозяйства, но и энергетики, угольщики,

газовики и т.д. С другой стороны, такая ситуация приводит к неконтролируемым

действиям ресурсоснабжающих предприятий-монополистов по расходованию

финансовых и материальных ресурсов, поскольку в отсутствии увязки тарифной

политики и реального финансирования практически не действуют договоры на

поставку энергоресурсов. Существующая система ценообразования, основанная на

затратных принципах формирования тарифов и ограничении рентабельности

предприятий, поставщиков услуг, не заинтересовывает коммунальные предприятия

в снижении издержек.

Затратный метод формирования тарифов не создает стимулов для коммунальных

предприятий к повышению эффективности деятельности, т.к. снижение издержек

приводит к снижению тарифа, в то время как рост издержек компенсируется

ростом тарифа. Если прибыль, включаемая в тариф, рассчитывается путем

умножения затрат на нормативный процент рентабельности, то снижение издержек

означает снижение абсолютной величины прибыли коммунального предприятия. Как

следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятия в росте, а не

в снижении издержек. Существующая система ценообразования делает практически

невозможным привлечение инвестиционных ресурсов для развития отрасли.

Использование нормативной себестоимости как базы для формирования тарифов

приводит к тому, что структура тарифа не соответствует структуре реальных

финансовых потребностей предприятия. Во-первых, нормативная себестоимость на

большинстве предприятий существенно отличается от фактической, что вызывает

сомнения в обоснованности некоторых нормативов. Нормативы зачастую не

учитывают специфики деятельности конкретного предприятия: состояния основных

средств, плотности населения и т.д.. Во-вторых, использование нормативных

данных вместо фактических приводит к непрозрачности финансовой отчетности

предприятия, искажению реальной картины положения дел на предприятии. В-

третьих, поскольку нормативный процент рентабельности в большинстве случаев

устанавливается произвольным образом, в тарифе никак не учитываются реальные

потребности предприятия в прибыли для финансирования инвестиций в основные и

оборотные средства, погашения кредитов и процентов и т.д., что создает

неблагоприятные условия для развития предприятия и привлечения инвестиций.

Поэтому расчет тарифа на основе нормативно-расчетной себестоимости не

отражает реальное финансовое состояние коммунальных предприятий.

Существующая система ценообразования рассматривает процесс предоставления той

или иной жилищно-коммунальной услуги как деятельность одной организации,

выполняющей основной объем работ по оказанию услуги, а не как совокупность

взаимодействий нескольких хозяйствующих субъектов. Такая ситуация приводит к

тому, что деятельность отдельных организаций, технологически задействованных

в предоставлении услуги, не учитывается при формировании тарифов на жилищно-

коммунальную услугу. Так, например, при формировании тарифа на отопление

нередко исходят из стоимости производства тепла, не учитывая стоимость

транспорта тепла по разводящим квартальным и внутридомовым сетям.

Существующая система ценообразования не учитывает формирование конкурентных

взаимоотношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства.

Формирование конкурентных отношений, в частности, в сфере работ по

обслуживанию жилищного фонда, приводит к формированию рыночных цен на

конкретные виды услуг на некотором сегменте рынка. Практика показала, что эти

цены существенно ниже нормативно-расчетных. Кроме того, эти цены могут

отличаться от одного сегмента рынка к другому. Однако, в настоящее время

отсутствует методическая база для увязки совокупности рыночных цен на

определенные виды работ по предоставлению той или иной жилищно-коммунальной

услуги с формированием тарифа на эту услугу.

В рамках существующей системы ценообразования не решены методические вопросы

рассмотрения тарифов: объективные и субъективные условия, которые могут

инициировать процесс рассмотрения тарифов; порядок рассмотрения тарифов;

необходимый и достаточный объем информации.

Основными недостатками существующих процедур являются:

· закрытость процедуры утверждения тарифов для многих

заинтересованных сторон;

  • отсутствие срока действия тарифа, что создает ситуацию

    экономической неопределенности как для предприятий, так и для

    потребителей;

  • отсутствие “прозрачности” при утверждении

    тарифа.

Отсутствует методология определения тарифа на ту или иную жилищно-

коммунальную услугу, если она предоставляется на территории муниципального

образования несколькими предприятиями по разным ценам ввиду, например,

объективно разной стоимости тепловой энергии от разных источников или разных

конкурсных цен на обслуживание жилищного фонда. Такая ситуация часто приводит

к тому, что утверждаемый тариф не формирует реальный объем финансовых

средств, необходимый для предоставления услуги в пределах муниципального

образования. Указанные несоответствия практики преобразований в жилищно-

коммунальном хозяйстве и старого механизма ценообразования в отрасли делают

задачу формирования методологических подходов к механизмам ценообразования

одной из наиболее серьезных и актуальных проблем отрасли.[ ]

1.3. Проблемы проведения тарифной политики и пути ее совершенствования

Проводимая на местах тарифная политика даже в реалиях сегодняшнего дня в

максимальной степени направлена на получение бюджетного финансирования, что,

в свою очередь, в силу ограниченности последнего приводит к торможению

развития сферы жилищно-коммунальных услуг. Социальным критерием является

платежеспособность населения, определяемая динамикой среднедушевого дохода

граждан и фактической долей расходов на оплату услуг в доходах населения.

В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами

государственной власти, а по ряду услуг органами местного самоуправления,

должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать

монопольное положение для неоправданного роста цен. Однако, отсутствие

методических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных

локальных монополий, а также системы типовых договоров, отражающих интересы

как поставщика услуги, так и ее потребителя, делает этот контроль

недостаточно эффективным.

Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно

эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов,

отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем

принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой

восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям

научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности

работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической

безопасности работ (услуг).

Антимонопольное регулирование, имеющее целью снижение негативных последствий

монопольного положения предприятий отрасли и обеспечение безусловного

соблюдения требований Закона РФ «О защите прав потребителей» (принятого в

1996 г.), постановления Правительства «Об упорядочении системы оплаты жилья и

коммунальных услуг» (от 26 сентября 1994 г.), а также «Правил предоставления

коммунальных услуг», и «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и

жидких бытовых отходов» (утвержденных постановлением правительства РФ от

10.02.97 г.), возможно путем реализации комплекса взаимоувязанных действий

как экономического, так и административного характера, осуществляемых на

федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это, конечно же, требует

совершенствования функционирования таких составляющих хозяйственного

механизма как финансирование, ценообразование, управление и взаимоотношения

между всеми сторонами, участвующими в процессе производства и получения

жилищно-коммунальных услуг [10].

Одной из ключевых задач реформирования жилищно-коммунального комплекса, как

было провозглашено в постановлении Правительства РФ от 17.11.01 № 797 «О

подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса

Российской Федерации» федеральной целевой программы “Жилище” на 2002–2010

годы», является совершенствование тарифного регулирования. В этой сфере

возникло много проблем. Многие из них вызваны отсутствием единого подхода к

тарифному регулированию как к системе отношений. Это проявляется, например, в

том, что до сих пор не принят методический документ, определяющий современный

подход к формированию тарифа и действительно отвечающий требованиям политики

реформирования отрасли в плане ориентации регулируемых предприятий на

эффективную деятельность.

Введение двухставочных тарифов – это одно из направлений совершенствования

тарифного регулирования. Дело в том, что распространенная ныне практика

установления одноставочных тарифов, основанных на нормативном потреблении

ресурсов, да еще в отсутствие приборов учета, не способствует их

рациональному использованию. Зачастую потребитель или платит за

непотребленные ресурсы, или фактически расходует больше, чем предусмотрено

нормативами. Если потребитель подключен к сети, но не потребляет услугу, то

предприятие не получает никакой выручки даже за то, что осуществляет

определенную деятельность по поддержанию сетей в надлежащем состоянии.

Двухставочные тарифы во многом снимают эти вопросы и способствуют повышению

финансовой устойчивости коммунальных предприятий путем устранения риска

потерь, вызванных сезонными и климатическим факторами в потреблении

коммунальных услуг.

Действующие в настоящее время документы: Методика планирования, учета и

калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утв.

постановлением Госстроя России от 23.02.99 № 9, Методические рекомендации по

финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков, утв. приказом

Госстроя России от 28.12.2000 № 302, Методические рекомендации по финансовому

обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель, утв. приказом Госстроя

России от 28.12.2000 № 304, – не могут в полной мере удовлетворять указанным

требованиям. Дело даже не в том, что многие их положения, касающиеся состава

затрат и формирования финансовых результатов, утратили силу в связи с

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.