|
|
|
|
Диссертация: Экономическое поведение молодежи в период профессионального становления
Здесь можно прокомментировать социально-значимые расхождения в оценке
перспектив городской молодежи и молодежи области. Можно сказать, что
сопоставление всего ряда цифр последней строки свидетельствует о том, что
молодежь области в целом трезво оценивает свои перспективы, которые явно ниже
городских и стали заметно хуже. Это понятно, если учесть, что одежда и
питание в области никогда не были проблемой (вопрос об их качестве пока не
обсуждается), а были другие, получившие сегодня свое разрешение. Например,
таковой проблемой всегда было намерение вырваться из области в город (что
всегда было мечтой молодого жителя области), и которое теперь можно
осуществить без особого труда. Впрочем, возможно, этот пример не совсем
удачен, и мы рассуждаем здесь через собственные устаревшие представления о
счастье областной молодежи. Возможно, она просто хочет свободно работать на
собственной земле, и в этом причина тех процентов, в которых отражено мнение
об улучшении перспектив. Может, напротив, те, которые традиционно рвались в
город, и составляют процент оценивших свое положение как ухудшение
перспектив. Это требует дополнительных специальных исследований. Попытаемся
просмотреть некоторые перспективы и проверить собственные предположения через
перечень проблем, лично-значимых для респондентов в настоящее время. Из
общего перечня в 25 проблем укажем первые пять по порядку, которые преодолели
15% барьер (таблица 9):
Таблица 9
Перечень проблем, лично значимых для репондентов
| | общая оценка | город | область | 1. | Проблема здоровья | 36,48 | 33,13 | 41,43 | 2. | Проблема получения высшего образования | 26,50 | 25,60 | 27,84 | 3. | Проблема безработицы | 23,63 | 23,95 | 23,16 | 4. | Проблема повышения материального состояния | 18,60 | 18,83 | 18,26 | 5. | Проблема получения профессионального образования | 17,88 | 19,43 | 15,59 |
В последней пятерке - проблема открытия собственного дела с рейтингом - 2,96,
и рядом же проблема развития собственного дела - 3,41. Эти данные можно
прокомментировать, развивая и подтверждая тезис о том, что в экономическом
сознании и поведении молодежи уже появились ростки новых образцов. Но они еще
слабо заметны на фоне пугающих цифр постоянно растущей безработицы как в
городе, так и в области. И потому молодежь в образовании - в высшем, прежде
всего, а затем в профессиональном, - видит пути свое дальнейшего
существования в рамках нынешних экономических отношений. Здесь же имеется как
частичное подтверждение в целом большей проблематичности жизни жителей
Ленинградской области, так и акцентирование проблем, вызывающих наибольшие
затруднения у молодежи области. Например, это касается проблемы получения
высшего образования, что связано и с более низким уровнем получаемых знаний,
и с материальными затруднениями в случае переезда в город на учебу, не говоря
уже о том, что во многие вузы теперь уже почти на все престижные
специальности надо платить наличными.
Цифры, демонстрирующие озабоченность молодежи (особенно области) своим
здоровьем, можно объяснить многократно опубликованными цифрами об
ухудшающемся состоянии здоровья населения области, особенно учащихся школ.
Для области эта цифра еще означает и труднодоступность не только услуг
высококлассных специалистов, но порой даже элементарной медицинской помощи.
Молодежь области это чувствует значительно сильнее.
Здесь мы как будто отошли в сторону от экономических проблем, но это не так.
В реальной жизни почти все проблемы - и образования, и здоровья, и
материального благополучия - есть выражение общего благополучия семьи, а
следовательно и ее экономического благосостояния.
Чтобы увидеть, насколько юность романтична и живет ли она реальными
проблемами семьи, можно привести данные о среднем доходе опрошенных. Хотя это
и не совсем точные данные, но на них можно опираться. А далее можно показать
реальный трудовой вклад молодежи в дела семейные, по их собственной оценке, а
также некоторые компоненты домашнего хозяйства, в которых материализовалось
благополучие семьи. Итак, по семейному бюджету - среднему и раздельно по
городу и селу - мы имеем (таблица 10):
Таблица 10
Размер семейного бюджета респондентов
Ежемесячный доход на члена семьи (в рублях) | общая оценка | Город | Область | до 200 000 | 21,92 | 20,93 | 23,39 | до 300 000 | 15,72 | 11,90 | 21,38 | до 400 000 | 11,95 | 10,54 | 14,03 | до 500 000 | 17,07 | 17,92 | 15,81 | до 1 000 000 | 10,33 | 10,84 | 9,58 | св.1 000 000 | 7,01 | 8,28 | 5,12 |
Самооценка бюджета семьи близка к среднестатистической по области. Но эти
данные нам интересны не сами по себе, а прежде всего в связи с другими
компонентами оценки экономического благополучия семьи. Возьмем для ориентации
данные о материальном достатке семьи, выраженном в вещах долговременного
пользования. Воспроизведем позиции, значение которых превышает 30% (таблица
11)
Таблица 11
Уровень материального достатака респондентов
| Семья имеет | средняя оценка | Город | Область | 1. | Телевизор | 89,67 | 85,69 | 95,55 | 2. | Стиральная машина | 87,24 | 82,83 | 93,76 | 3. | Магнитофон | 81,13 | 77,26 | 86,86 | 4. | Ковры | 78,98 | 75,75 | 83,74 | 5. | Сад-огород | 58,40 | 53,92 | 65,03 | 6. | Фотоаппарат | 51,12 | 52,71 | 48,78 | 7. | Телефон | 49,69 | 45,93 | 55,23 | 8. | Видео | 47,98 | 46,99 | 49,44 | 9. | Дача (земельный участок с домом) | 46,63 | 50,60 | 40,76 | 10. | Автомобиль | 46,00 | 46,08 | 45,88 | 11. | Стиральная машина | 45,46 | 45,93 | 44,77 | 12. | Домашняя библиотека | 39,53 | 41,72 | 36,30 | 13. | Два используемых телевизора | 31,27 | 34,79 | 26,06 | 14. | Морозильная камера | 30,64 | 29,97 | 31,63 |
Это, конечно, не строгое бюджетное обследование, и некоторые цифры вызывают
законное сомнение. Но если посмотреть на них глазами молодого человека,
который заполняет бланк анкеты и наряду с действительным выдает желаемое, то
становятся ясными контуры того образа жизни и той вещной среды, в которой
хотелось бы жить современной молодежи. Пока же она пытается внести посильный
вклад и в материальное благополучие семьи, и в свое собственное. Так, каждый
пятый из числа опрошенных (22,1%), регулярно подрабатывает на собственные
нужды, а более половины (57,59%) хотят подрабатывать постоянно. Но пока все-
таки для относительного большинства основным источником, пополняющим
наличность на собственные нужды, являются родители, которые либо постоянно
(21,83%), либо время от времени (32,35%) дают деньги своим детям. С одной
стороны, хорошо, что у нас такие заботливые родители. Но с другой, - если
молодой человек не имеет возможности подработать, хотя и хочет это сделать,
то мы порождаем причины, подталкивающие часть молодежи к незаконным или не
совсем приемлемым формам добычи денег - игрой в карты, перепродажей по
мелочам и т.д. А в последующем иждивенчество может привести к большим
социальным катаклизмам. Поэтому необходимо всемерно поддерживать стремление
молодежи зарабатывать средства на собственные нужды собственным общественно-
полезным трудом.
Но пока большей частью молодые люди, по их словам, вносят свой трудовой вклад
в жизнь семьи тем, что помогают вести домашнее хозяйство, регулярно убираются
не только в своей комнате (при наличии таковой), но и во всем доме (или
квартире). Хотя стоит отметить, что такой незаметный и обыденный домашний
труд выполняет очень важную функцию социализации молодежи. Можно привести
соответствующие цифры по всем позициям, но обратим внимание только на такие,
как помощь в работе на даче или в саду - 39,08%, а также 34,77% - регулярное
приготовление пищи и стирка белья на всю семью. При этом структура занятости
городской молодежи и молодежи области, естественно, имеет некоторые различия.
Это связано прежде всего с такой работой по хозяйству, как уход за домашними
животными. В общем эта цифра составляет 27,85%, но в городе - 23,64%, а в
области - 34,08%. Не стоит уточнять, что в области это совершенно другие
домашние животные, нежели традиционные городские собака и кошка.
Вместе с тем, высокие проценты занятости молодежи делами семейными позволяют
надеяться на то, что труд для них не является обузой, а раскрывается с
положительной стороны как приносящий удовлетворение, и материальное, и
духовное. Это - основа трудовой морали и одновременно - основа будущего
базиса экономических отношений в обществе в целом. Ведь не случайно и в нашем
рейтинге пока за несомненным желанием молодежи добиться в будущем высокого
материального положения (47,14%), следует желание приносить пользу людям и
достичь уважения окружающих (38,10%). Полагаем, что этот экономический
романтизм у нынешнего прагматически настроенного поколения молодежи вселяет
надежду на то, что не хлебом единым будет жить молодой человек.
Опыт исследования экономического поведения молодежи показывает, что
аналогично процессу углубляющегося материального расслоения населения
наблюдается и расслоение населения по уровню экономической активности:
выделяются группы активного населения, усиливающих свою активность, также
выделяются группы неактивного населения, не предпринимающие попыток изменить
проблемную ситуацию.
Результаты проведенного обследования подтверждают наличие дифференциации
молодежи по типам экономической активности и позволяют выделить 8 типов
экономического поведения, представленных среди молодежи Санкт-Петербурга и
Ленинградской области. (см. Рис. 1 )
Рис.1. Типы экономического поведения молодежи Санкт-Петербурга и
Ленинградской области
При всей широте интерпретации полученных результатов, с учетом развитой
экономической традиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области, достаточно
высокого уровня активности населения, обладающего навыками и стремлением к
хозяйственной деятельности, представляются остро актуальными меры
стимулирования всех форм экономического поведения и экономической активности
молодежи. Стратегическая значимость этих неотложных мер обусловлена
обострением, особенно с августа 1998 г. проблем процесса формирования
экономического поведения молодежи Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Проведенное исследование позволило выявить основные типы экономического
поведения молодежи на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В ходе опроса респондентам задавался вопрос о том, какую работу они бы
предпочли. Два варианта ответа характеризуют немотивированное отношение к
труду:
"небольшой заработок, но больше свободного времени, более легкую работу";
"небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне".
Три других ответа выражают разные виды трудовой мотивации:
"интересная работа, вне зависимости от заработка" - интеллектуальная мотивация;
"много работать и хорошо получать, пусть даже без особых гарантий на будущее"
- достижительная мотивация;
"иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск" предпринимательская
мотивация.
Как показывают результаты опроса (таблица 12), доля молодых людей,
проявляющих тот или иной тип мотивированного отношения к труду более чем в
три раза превышает долю выразивших немотивированное отношение к работе (77%
против 23%).
Таблица 12
Предпочтения респондентов в выборе работы
(в процентах от общего числа ответивших на вопрос)
| Молодежь в возрасте 16-24 лет | Молодежь в возрасте 24-30 лет | Небольшой заработок, но больше свободного времени, более легкая работа | 3.9 | 5.9 | Небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне | 18.8 | 37.4 | Интересная работа, вне зависимости от заработка | 16.4 | 13.3 | Много работать и хорошо получать, пусть без гарантий на будущее | 37.2 | 33.2 | Иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск | 23.2 | 10.8 | Ответили на вопрос, чел. | 2012 | 286 |
Чаще всего распространена достижительная мотивация - больше работать и больше
получать (37%)..
Почти каждый четвертый из числа опрошенных (23%) предпочел бы иметь свое дело.
Меньшее распространение получила интеллектуальная мотивация - интересная
работа вне зависимости от заработка (16%). Она уступает ориентации на твердые
гарантии занятости и минимального, но твердого заработка (19%).
Пожертвовать величиной зарплаты ради легкой работы, предоставляющей много
свободного времени, готовы лишь 4% молодых людей.
Среди представителей старшего поколения доля мотивированных также превосходит
долю немотивированных, однако, лишь в 1.3 раза (57% против 43%).
Старшее поколение молодежи (24-30 лет) значительно чаще ориентировано на
обеспечение уверенности в завтрашнем дне, даже за счет величины заработка
(37% против 19%).
Все виды трудовой мотивации присущи молодежи 24-30 лет в меньшей степени, чем
молодежи 16-24 лет: интеллектуальная мотивация - 13% против 16%,
достижительная мотивация - 33% против 37%, предпринимательская мотивация -
11% против 23%.
Мотивированное или немотивированное отношение к труду находится в явной
взаимосвязи с социально-профессиональным статусом молодых людей.
Крайне показательно, например, что легкую работу, предоставляющую много
свободного времени, хотя и не сулящую большого заработка, чаще других
предпочитают иметь безработные (11.5% против 4% в среднем по выборке).
Пожертвовать высокой зарплатой ради гарантии на будущее чаще готовы рабочие
(31% против 19% в среднем по выборке) и работники образования и
здравоохранения (27%).
Интеллектуальные требования к работе чаще других предъявляют школьники (24%
против 16% в среднем по выборке) и представители гуманитарной интеллигенции
(20%).
Интересно, что реже других интеллектуальная составляющая труда интересует
работников сферы управления (8%), которые чаще других проявляют желание много
работать и больше получать (54% против 37% в среднем по выборке). Как ни
странно, достижительную мотивацию часто проявляют и военнослужащие - 50%.
Как и следовало ожидать, вести собственное дело на свой страх и риск чаще
других хотят предприниматели (56% против 23% в среднем по выборке). Тем не
менее, предпринимательская мотивация характерна для каждого четвертого из
числа учащейся молодежи, а также для каждого четвертого работника сферы
торговли и обслуживания.
Связана трудовая мотивация и с самооценкой молодых людей. Наиболее высоким
уровнем самооценки обладают носители интеллектуальной и предпринимательской
мотивации.
Они отличаются
самым высоким уровнем удовлетворенности жизнью (соответственно плюс 0.27 и
плюс 0.25 против плюс 0.12 в среднем по выборке),
чаще других считают себя людьми удачливыми и везучими (по 39% против 27% в
среднем по выборке),
среди них больше тех, кто изменил мнение о себе в лучшую сторону (44 - 46%
против 39% в среднем по выборке).
в отличие от всех остальных, характеризуются положительными индексами оценки
своего материального положения (плюс 0.06 и плюс 0.19 против минус 0.04 в
среднем по выборке),
оптимистичнее остальных оценивают перспективы улучшения своего материального
положения, особенно респонденты с предпринимательской мотивацией - плюс 0.33
против плюс 0.17 в среднем по выборке (респонденты с интеллектуальной
мотивацией - плюс 0.18).
В наиболее плачевном положении, с точки зрения самооценки, находятся молодые
люди, для которых важна не величина заработка, а уверенность в завтрашнем
дне.
Среди них больше неудовлетворенных жизнью (индекс удовлетворенности - минус
0.04 против минус 0.12 в среднем по выборке).
Они реже всех считают себя людьми удачливыми (26% против 35% в среднем по
выборке).
Ищущие гарантий на будущее характеризуются самым низким индексом изменения
самооценки (плюс 0.18 против плюс 0.32 в среднем по выборке).
Они наиболее негативно оценивают свое материальное положение (минус 0.25
против минус 0.04 в среднем по выборке) и наименее оптимистично смотрят в
будущее (плюс 0.03 против плюс 0.17 в среднем по выборке.
Не удивительно, что молодые люди, для которых прежде всего важны гарантии
занятости, имеют самые низкие доходы - 1877 руб. на члена семьи против 3105
руб. у тех, кто ищет легкой работы, 2353 руб. у молодежи с интеллектуальной
мотивацией, 4365 руб. у тех, кто готов больше работать, лишь бы больше
получать, и 5971 руб. у молодых людей, которые готовы рискнуть и начать свое
дело.
Разные типы мотивации соответствуют разным типам ориентации на успех в жизни.
Те, для кого успех выражается в материальном достатке, чаще других выбирают
возможность больше работать и хорошо получать (44.5% против 37% в среднем по
выборке).
Гарантий на будущее чаще хотят те, кто связывает успех с семейным счастьем, и
те, кто ориентирован на достижения в творчестве (22 - 23% против 19% в
среднем по выборке).
Нацеленные на творческий успех чаще других предъявляют требования к
интеллектуальному содержанию работы (32% против 16% в среднем по выборке).
2.3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Успешное осуществление социально-экономических реформ в России невозможно без
приоритетного развития и эффективного использования ресурсов, заложенных
природой и обществом в самого человека - его способностей и желания
трудиться, а также рациональности действий при распоряжении полученными
средствами: при потреблении, сбережении, инвестировании.
Выбор молодежной части населения (в возрасте 20-30 лет) в качестве объекта
исследования обусловлен тем, что она имеет наибольшую длительность
предстоящей трудоспособности, высокий уровень образования и восприимчивости
ко всему новому. Она является объектом воздействия со стороны общества и
отдельных его структур (в том числе и асоциальных), и характер ее
социализации в решающей степени определяет будущее молодежи как важнейшего
элемента производительных сил страны и носителя экономических отношений.
Выделяя молодежь в качестве объекта исследования, необходимо учитывать ее
социально-экономическую неоднородность. В сущности, молодежь, как
демографическая группа населения страны представляет собой срез социально-
экономической структуры общества. Процесс формирования и реализации ее
экономического поведения опосредованы принадлежностью к определенному
общественному слою. В связи с этим, эмпирическое изучение поведения молодежи
проводилось дифференцированно, исходя из двух основных критериев: владение
реальным капиталом и занимаемое место в системе разделения труда (характер
основного занятия). В результате выделены следующие социально-экономические
группы: предприниматели (работодатели) и самозанятые, работающие по найму;
учащиеся, в том числе студенты; незанятые, в том числе безработные, так
называемое "социальное дно", к которому относят бездомных, нищих, уличных
проституток.
Базой исследования были выбраны Санкт-Петербург и Ленинградская область. В
течение 2000-2002 г.г. было обследовано 1072 представителей молодежи.
Эмпирическое изучение молодежной части населения в Санкт-Петербурге позволило
зафиксировать некоторые закономерности и тенденции экономического поведения,
характерные для современного периода переходной экономики.
Важнейшая тенденция - существенная детерминированность социально-
экономического статуса молодых людей и особенностей их экономического
поведения уровнем благосостояния родительской семьи. Это происходит, прежде
всего, из-за различных объема и качества экономических ресурсов, которые
семья может или хочет выделить на своевременное развитие подрастающих детей,
в частности на производство их квалифицированной рабочей силы.
Основные закономерности формирования экономического поведения выделенных
социально-экономических групп могут быть резюмированы следующим образом.
1. Отличия молодых предпринимателей и самозанятых от
представителей других групп таковы:
a) относительно высокий уровень образования (при этом
экономическое и управленческое образование имеют лишь 20 % представителей);
b) в молодежном предпринимательстве преобладают владельцы
малого бизнеса;
c) характер распределения и использования доходов существенно
зависит от масштабности бизнеса: инвестирование в дело и забота о его
долговременном развитии свойственны лишь "крупным" предпринимателям и тем,
кто получил дело готовым от родственников. Большинство же собственников
капитала не стремятся к этому, что свидетельствует о неустойчивости их
статуса и о "нестратегической" мотивации экономического поведения. причинами
этого являются, во-первых, объективные условия предпринимательской
деятельности, связанные с недостаточной степенью экономической свободы, и,
во-вторых, дефицит ресурсов - как финансовых, так и квалификационных;
d) вовлеченность значительной части предпринимателей и
самозанятых в нелегальную деятельность и относительно высокая степень
терпимости к ее проявлениям;
e) ведущими типами стратегии экономического поведения
являются: стратегия "максимизации труда", "криминальный тип" и стратегия
"перспективного развития";
2. Важнейшими особенностями экономического поведения молодых
работников по найму являются:
a) трудовое и компенсационное поведение являются ведущими;
b) по показателям добросовестности в труде и ответственности
перед обществом за свой труд молодые работники уступают более старшим по
возрасту, в то же время они характеризуются большим трудолюбием по сравнению
с молодежью других социальных слоев - как в инструментальном, так и
терминальном смысле;
c) с ростом уровня благосостояния родительской семьи
повышается степень трудолюбия, уменьшается значимость инструментальной
ценности труда и возрастает стремление инвестировать средства в образование
(свое и детей);
d) меньше, чем другим группам, свойственно криминальное
поведение, хотя степень терпимости к его проявлениям со стороны других людей
не имеет существенных отличий.
3. особенностями слоя учащейся молодежи являются:
a) естественное для нее иждивенческое поведение и
относительно выраженная ориентация на труд;
b) ориентированность в большей степени, чем у других
социальных слоев, на "перспективный", "инвестиционный" стиль жизни, желание
нести издержки сегодня с целью получения доходов (даже негарантированных) в
будущем;
c) большее стремление активно включиться в систему рыночных
экономических отношений, более "рыночное" экономическое мышление;
d) материальные издержки студентов, связанные с подготовкой к
поступлению в вуз и обучением, почти исключительно покрываются за счет
экономических ресурсов родителей (родственников).
4. В составе незанятой молодежи можно выделить четыре группы, в зависимости
от характера отношения к своему положению и особенностей поведения:
a) "истинные безработные" (независимо от факта регистрации в
центрах занятости населения) - категория действительно ищущих постоянное
рабочее место; предпочитают трудовое поведение и составляют не более 50 %;
b) "безработные по призванию" - категория предпочитающих
иждивенческое и девиантное поведение трудовому; составляют 15-20 %;
c) "обескураженные" - молодежь, желающая работать, но
прекратившая поиск рабочего места из-за убеждения в невозможности достичь
цели;
d) занятые в домашнем хозяйстве и уходом за детьми; в
совокупности с "обескураженными" составляют 30-35 %.
Для незанятых, за исключением категории "истинных безработных", характерна
низкая ценность труда вообще и в качестве средства достижения материального
благополучия в частности. Наиболее ярким отличием от рассмотренных выше групп
является распространенность иждивенческой и криминальной стратегий поведения.
Длительная незанятость, более характерная для молодежи из семей с низким
уровнем обеспеченности, особенно опасна для этой группы, поскольку вызывает
социальную мобильность в так называемое "преддонье" с присущими ему бедностью
и ограниченностью потребления в рамках поддержания физиологических условий
жизни. Из "преддонья", в свою очередь, происходит дальнейшее перемещение либо
в криминальный слой, либо в "социальное дно".
5. Масштабы российского "социального дна" вообще, а молодежной его части в
особенности давно вышли за рамки так называемого банального "дна" -
неизбежного спутника любого общества, порожденного социальной девиацией.
Небанальное "дно" формируется за счет социально-экономических факторов,
"вытесняющих" людей из других социальных слоев, лишающие их экономических
ресурсов, необходимых для поддержания прежнего статуса. Факторами,
формирующими молодежную когорту "дна", являются:
a) слабая материальная обеспеченность родительской (или
заменяющей ее) семьи;
b) воспитание в неполных семьях, в семьях с неродным
родителем или у родственников;
c) внесемейное воспитание: в детских домах, интернатах и без
попечения воспитателей (беспризорничество);
d) отбывание наказания в местах лишения свободы, включая
детские воспитательные колонии.
Расширение "социального дна" представляет серьезную угрозу для экономического
будущего страны, так как молодежь этой группы характеризуется:
a) самым широким распространением в ее среде девиантного и
иждивенческого поведения;
b) недостаточными экономическими, а также мотивационными
ресурсами для самостоятельного вовлечения в социально полезную деятельность
(все качественные показатели рабочей силы низки);
c) воспроизводством в своих детях нежелательных для общества
типов экономического поведения и негативным влиянием на формирование
последнего.
Предпосылками негативных тенденций в формировании экономического поведения,
молодежи в настоящее время являются:
- не занятость;
- низкий уровень общего и профессионального образования;
- низкая степень трудолюбия;
- недостаточный уровень доходов
Экономическая и иная поддержка родительской семьи противодействует влиянию
этих факторов. Однако, некоторые категории молодежи не получают ее или
получают в совершенно недостаточном объеме и попадают в поток нисходящей
социально-экономической мобильности. Дальнейшее углубление экономической
дифференциации общества приводит к сохранению, консервированию негативных
тенденций в формировании экономического поведения и в будущем может принять
угрожающие размеры, так как совершенно очевидна неадекватность
государственной и региональной политики состоянию данной проблемы.
Роль государственных и региональных властных структур заключается в
подготовке для молодежи "удочки" (профессионального образования) и в создании
условий для "рыбной ловли" (трудовой деятельности), а не в прямом обеспечении
ее готовой "рыбой" (средствами для потребления). Причем ресурсы, выделяемые
на эти цели, должны рассматриваться не столько в качестве издержек, сколько в
качестве инвестиций в экономическое развитие страны.
Какова система трудовых ценностей современной молодежи? Насколько она
благоприятна для поступательного экономического развития?
При изучении трудовых ценностей и отношения к труду используются
разнообразные типологии работников. В настоящем исследовании за основу взята
типология ВЦИОМ, уточненная в соответствии с гипотезами исследования:
Ценностный тип мотивации («работа важна и интересна сама по себе»);
Смешанный тип мотивации («работа – дело важное, но есть вещи, которые
занимают меня гораздо больше»);
Инструментальный тип мотивации:
- «материальная» мотивация (работа – источник средств к существованию»);
- «статусная» мотивация («работа – средство добиться успеха, занять
определенное положение в обществе»);
- «мотивация развития и самореализации» («работа – средство развить свои
способности, выразить себя»);
Демотивация («работа – неприятная обязанность, если бы я мог, я бы вообще
не работал»).
Анализ данных ВЦИОМ и результатов исследования авторов показывает, что с
1989 по 2000 год серьезного изменения доли ценностного типа мотивации и
демотивации молодежи не произошло. Резко возросла доля работников
инструментального типа за счет сокращения числа работников со смешанным типом
мотивации. Серьезные различия в структуре типов мотивации отмечены у
представителей трех категорий опрошенных. Особенно это касается смешанного
типа мотивации (в большей степени он проявляется у работающих по найму) и
инструментального типа: у предпринимателей больше выражена «статусная»
мотивация, у безработных - «материальная», у работающих по найму - «мотивация
развития» (табл.13).
Таблица 13
Предпочтения респондентов в выборе работы (в % к итогу)
Распределение ответов на вопрос: «Какое из приведенных высказываний более
всего соответствует Вашему мнению?»
Вариант ответа | Работающие по найму | Безработные | Предприниматели | 1. Работа для меня важна и интересна сама по себе, независимо от ее оплаты | 8,9 | 12,7 | 9,2 | 2. Работа – дело важное, но есть вещи, которые занимают меня гораздо больше, чем работа | 25,4 | 13,4 | 5,1 | 3. Работа – средство добиться успеха, занять определенное положение в обществе | 12,4 | 15,3 | 29,6 | 4. Работа – средство развить свои способности, выразить себя | 13,1 | 8,3 | 12,2 | 5. Работа – в основном источник получения средств к существованию | 36,5 | 45,9 | 36,7 | 6. Работа – неприятная обязанность, если бы я мог, я бы вообще не работал | 1,9 | 3,8 | 3,1 | 7. Затрудняюсь ответить | 1,8 | 0,6 | 4,1 | Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Большая, чем у других категорий опрошенных, склонность к демотивационному
типу отношения к труду проявилась у безработных и при анализе прожективного
поведения. При соответствующих условиях безработные в большей степени, чем
работающие по найму, склонны выбирать иждивенческое поведение, то есть не
работать и скорее, не работать, чем работать (табл.14). Тем не менее, больше
половины опрошенных безработных (54,2%) ориентированы на работу даже будучи
обеспечены материально.
Абсолютное большинство работающих (68,3%) полагают, что даже в условиях
полной материальной обеспеченности они предпочли бы работать. Для большинства
работающих по найму труд, таким образом, это – не только средство к
существованию, но и нечто большее. Значит, и в переходный период труду
адресуются не только потребности выживания, но и потребности развития
человеческой индивидуальности.
Таблица 14
Предпочтение респондентов в желании работать (в % к итогу)
Распределение ответов на вопрос: «Если бы у Вас была материальная возможность
не работать, то что бы Вы предпочли?»
Вариант ответа | Работающие по найму | Безработные | 1. Работать | 32,1 | 27,4 | 2. Пожалуй, работать | 36,2 | 26,8 | 3. Скорее, не работать | 13,1 | 14,0 | 4. Не работать | 13,6 | 17,8 | 5. Затрудняюсь ответить | 5,0 | 14,0 | Итого | 100,0 | 100,0 |
Особый интерес представляет сравнение полученных в ходе исследования
результатов с данными более ранних по времени опросов. Так, В.Магун описывает
результаты, полученные в рамках Всемирного исследования трудовых ценностей,
осуществленного в нескольких десятках стран мира в 1990 – 1991 годах. Была
изучена ценность отдельных характеристик труда. Как в России, так и в других
странах мира первое по значимости место заняла такая характеристика как
«хороший заработок», второе – «хорошие товарищи по работе», третье –
«интересная работа». За рубежом на четвертом месте – «соответствие работы
способностям», на пятом – «удобное время работы», «полезность работы для
общества» и «большой отпуск». Для россиян четвертой по значимости
характеристикой была «надежность места работы», на пятом – «соответствие
работы способностям». В результате исследования, проведенного авторами в 2000
году, получены несколько другие данные, характеризующие сравнительную
значимость трудовых ценностей (табл. 15).
На первом месте для занятого населения, как и прежде, остается хороший
заработок (64,8%), а на втором – гарантия стабильной занятости (36,8%), на
третьем – интересная, творческая работа (34,9%). Таким образом, за годы
реформ в сознании работников значительно возросла ценность гарантий
стабильности занятости, «работы на стабильном, имеющем перспективы
предприятии». Это, несомненно, результат десятилетнего кризиса, падения
производства, роста безработицы.
Безработные респонденты, характеризуя работу, которая была бы для них
привлекательной, отметили такие параметры как хороший заработок (55,4%),
хорошие условия труда (24,8%), интересная, творческая работа (24,2%).
Потребность в гарантиях стабильной занятости среди безработных в два раза
меньше, чем среди работающих. Возможно, ситуация потери работы для
безработных кажется не такой устрашающей.
Результаты исследований, таким образом, показывают, что труд имеет
самостоятельную ценность для относительно небольшой части работников, и
инструментальную ценность – для большинства.
Таблица 15
Предпочтение респондентов в выборе работы
Распределение ответов на вопрос: «Если бы Вы могли выбирать, то какой работе
отдали бы предпочтение?» (частота выбора варианта, в % )
Вариант ответа | Работающие по найму | Глава 2 Безработные | 1. Интересная, творческая работа | 34,9 | 24,2 | 2. Работа, дающая возможность повышения квалификации | 14,6 | 10,8 | 3. Работа, приносящая пользу людям | 25,3 | 13,4 | 4. Работа с хорошими условиями труда | 17,4 | 24,8 | 5. Работа с возможностями сделать карьеру | 20,9 | 17,8 | 6. Высокооплачиваемая работа | 64,8 | 55,4 | 7. Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии | 36,8 | 17,2 | 8. Работа, обеспечивающая социальные льготы | 16,4 | 8,9 | 9. Работа, дающая возможность улучшить жилищные условия | 20,0 | 8,9 | 10. Работа, где сложились хорошие отношения в коллективе | 25,0 | 8,3 | 11. Работа, где руководство хорошо относится к персоналу | 20,9 | 8,9 | 12. Работа на предприятии, которое близко от дома | 14,9 | 5,1 |
Труду адресуются разнообразные потребности, а в условиях переходного периода
возрастает доля работников, для которых труд является средством выживания.
Может ли упорный труд быть не просто источником средств к существованию, а
способом добиться успеха в жизни? Является ли работа «инструментом»,
способом, позволяющим не просто выжить, а жить хорошо? Эти вопросы также
были поставлены в исследовании, проведенном авторами.
Значение упорного труда как средства добиться успеха в жизни, согласно
результатам нашего исследования, возросла по сравнению с началом 90-х годов.
Так, например, Ю.Левада в исследованиях 1992 - 1993 годов показал снижение
значимости «упорного, целеустремленного труда». В 2000 г. (табл. 16) мы видим
высокий рейтинг труда, особенно среди предпринимателей. Время легкой наживы
проходит и истинная ценность труда начинает возрождаться в сознании россиян.
Таблица 16
Факторы для достижения успеха в жизни (в % к итогу)
Распределение ответов на вопрос: «Какие факторы, по Вашему мнению, являются
наиболее важными для достижения успеха в жизни?»
Вариант ответа | Работающие по найму | Безработные | Предпри-ниматели | 1. Возможности родителей | 16,1 | 16,6 | 9,2 | 2. Хорошее образование | 64,4 | 47,1 | 48,0 | 3. Личные качества | 63,3 | 43,3 | 83,7 | 4. Упорный труд | 33,0 | 29,9 | 54,1 | 5. Нужные связи, знакомства | 49,3 | 48,4 | 40,8 | 6. Случай, удача | 24,5 | 27,4 | 14,3 | 7. Место жительства | 2,8 | 8,9 | 1,0 | 8. Другое | 1,2 | 2,5 | 2,0 |
С другой стороны, для таких категорий как безработные и (частично) работающие
по найму, выше ценность социальных связей и образования. Это объективная
необходимость, обусловленная потребностями общества и осознаваемая людьми.
Тем не менее, треть работающих респондентов и почти 30% безработных убеждены,
что добиться в жизни успеха без упорного труда невозможно.
На наш взгляд, во всем спектре проблем переходной экономики проблемы кризиса
труда, трудовых ценностей и мотивации имеют особое значение. Труд, целью
которого является выживание – в определенной степени труд вынужденный,
принудительный. Такой труд не может быть творческим и высокоэффективным.
Возрождение ценности труда в сознании людей, создание системы стимулов
повышения трудовой отдачи на основе сильной внутренней мотивации –
необходимое условие экономического роста.
Под экономическим поведением молодежи на рынке труда Санкт-Петербурга и
Ленинградской области автор, в контексте данной работы, понимает особенности,
формы и способы участия молодежи в экономических процессах, происходящих в
данном регионе.
Временные рамки данного исследования ограниченны 1992-2002 г.г.,
географические – территорией Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Задачей является выявление того, каким образом за рассматриваемый период
изменилось экономическое поведение молодежи и к каким последствиям это могло
привести. В нижеприведенном анализе предполагается, что выпускники учебных
заведений, в своем подавляющем большинстве, являются представителями
рассматриваемой группы молодежи.
За указанный период доля учащихся в общей доле трудовых ресурсов возросла с
7,3% до 8%. Такая тенденция сложилась, на взгляд автора, в большей степени в
результате возрастания трудностей, связанных с вопросом трудоустройства
данной социально-демографической группы и в меньшей степени, вероятно, с
ростом престижа образования в глазах молодежи. Причем, до 1993 г. наблюдалось
снижение, а начиная с 1993 г. устойчивый рост данного показателя (диаграмма
1).
Диаграмма 1. Доля учащихся в общей численности трудовых ресурсов
Происходит уменьшение доли молодежи в составе экономически активного
населения. Статистические данные свидетельствуют, что в наиболее значительной
степени в период с 1992 по 1998 г.г. уменьшилась доля экономически активного
населения именно среди молодежи. Такая тенденция наблюдалась во всех трех
возрастных подгруппах. В возрастной подгруппе 15-19 лет такое уменьшение
составило 12,6% (с 25,7% до 13,1%), в возрастной подгруппе 20-24 года
уменьшение составило 10,6% (с 75,7% до 65,1%), в возрастной подгруппе 25-29
лет уменьшение составило 16,6% (88,4% до 71,8%). Данные свидетельствуют, что
в одной из самых экономически продуктивных подгрупп населения (25-29 лет)
наблюдалось самое большое снижение доли экономически активного населения.
Среди мужской молодежной группы снижение составило (по возрастным
подгруппам): в возрастной подгруппе 15-19 лет – 19,8% (с 34,1% до 14,3%),
в возрастной подгруппе 20-24 года - 7,4% (с 81,4% до 74,0%), в возрастной
подгруппе 25-29 лет – 11,1% (с 95,1% до 84,0%).
Среди женщин наблюдалась следующая картина. В возрастной подгруппе 15-19 лет
снижение составило 5,5% (с 17,5% до 12,0%). В возрастной подгруппе 20-24 года
снижение составило 14,5% (с 70,6% до 56,1%). В возрастной подгруппе 25-29
лет снижение составило 22,8% (с 81,2% до 58,4%). Такие данные
представлены в таблице 17.
Таблица 17
Экономическая активность населения в возрасте 15-29 лет (в процентах от
численности населения соответствующей возрастно-половой группы)
Год | Эконом-ки активное Насел-е в возр-те, лет | Мужчины в возрасте, лет | Женщины в возрасте, лет | 15-19 | 20-24 | 25-29 | 15-19 | 20-24 | 25-29 | 15-19 | 20-24 | 25-29 | 1992 | 25,7 | 75,7 | 88,4 | 34,1 | 81,4 | 95,1 | 17,5 | 70,6 | 81,2 | 1995 | 15,6 | 69,6 | 80,8 | 14,7 | 84,9 | 89,7 | 16,5 | 57,6 | 68,1 | 1996 | 19,4 | 68,1 | 82,1 | 15,8 | 77,7 | 90,7 | 22,8 | 60,3 | 69,3 | 1997 | 16,9 | 60,8 | 71,4 | 11,9 | 61,7 | 77,2 | 22,0 | 60,0 | 65,1 | 1998 | 13,1 | 65,1 | 71,8 | 14,3 | 74,0 | 84,0 | 12,0 | 56,1 | 58,4 | Сниж-ие доли экон-ки актив-го насел-ния за рассматр-мый период | 12,6 | 10,6 | 16,6 | 19,8 | 7,4 | 11,1 | 5,5 | 14,5 | 22,8 |
Резкое уменьшение доли молодых женщин в составе экономически активного
населения с 25 до 29 лет объясняется, вероятно, следующими причинами. Это,
во-первых, рост доли женщин, уходящих с работы в связи с рождением ребенка, а
также последующим уходом за ним, вступление в брак и последующее выбытие из
состава экономически активного населения. Во-вторых, рост доли женщин
решивших продолжить свою трудовую деятельность в рамках личного домашнего
хозяйства. В-третьих, рост доли женщин не могущих найти подходящую работу
(прекративших искать ее), приводящий к их переходу из категории безработных в
категорию экономически неактивного населения. В-четвертых, снижение
вероятности трудоустройства, связанное с неохотой предоставления работы
работодателем молодым женщинам по причине высокой вероятности того, что,
отработав короткий промежуток времени, они уйдут в отпуск по уходу за
ребенком.
Также еще одной заметной тенденцией было резкое сокращение доли юношей в
возрасте 15-19 лет в составе экономически активного населения. Такое резкое
изменение доли этой подгруппы молодежи в составе экономически активного
населения, вероятно, можно объяснить следующим. В силу более низкой
социальной мобильности большая часть юношей, по сравнению с девушками, после
получения начального и среднего общего образования пополняет группу лиц,
занимающихся трудовой деятельностью в рамках личного домашнего хозяйства.
В то же время, среди безработных, зарегистрированных в государственных
органах службы занятости, динамика изменения численности лиц, ставшими
безработными после окончания учебных заведений, в 1995-1999 г.г.
характеризовалась наличием следующих тенденций.
Диаграмма 2. Динамика численности лиц, ставших безработными после окончания
учебных заведений
Диаграмма 2 показывает, что, вероятно, выпускникам средних
общеобразовательных школ и начальных учебных профессиональных заведений в
рассматриваемый период было легче найти работу, чем выпускникам высших и
средних профессиональных учебных заведений. Представляется, что выпускники
первых двух вышеупомянутых групп, в силу своей более простой профессиональной
подготовки чаще соглашались на менее квалифицированную работу, предлагаемую
им. Представители же третьей упомянутой группы были вправе претендовать на
более квалифицированную работу, которая больше соответствует полученному ими
профессиональному образованию, и, вероятно, поэтому, до 1995 г. численность
этой группы возрастала. Общая тенденция, характерная для всех трех групп
выпускников учебных заведений, заключается в том, что все меньшая их доля
попадала в состав безработных сразу же после окончания учебного заведения.
Причин этому может быть несколько. Во-первых, система профессионального
образования стала более оперативно и адекватно реагировать на изменения
конъюнктуры рынка труда, во-вторых, в силу роста уровня безработицы, молодежи
все труднее стало находить работу после получения среднего общего и
начального профессионального образования и поэтому для многих выходом,
зачастую, в определенной степени, паллиативным, стало продолжение образования
в высших учебных заведениях.
Интересна динамика изменения численности доли юношей и девушек среди
выпускников высших и средних учебных заведений, ставших безработными сразу же
после окончания учебных заведений. Соотношение изменилось в сторону
увеличения доли безработных мужчин во всех трех рассматриваемых подгруппах.
Это может говорить о снижении адаптационных возможностей по удержанию
существующей и поиску новой работы у мужчин и соответственном повышении
уровня таких адаптационных возможностей у женщин. Также это может
свидетельствовать о большей подверженности мужчин таким “социальным” болезням
как алкоголизм, наркомания, по сравнению с женщинами, которые более успешно
противостоят этому социальному злу, в силу чего им легче найти новую работу.
Анализ изменения численности занятой молодежи в экономике позволяет выявить
следующие тенденции (диаграмма 3). Во-первых, увеличивается численность
молодежи в возрасте 20-24 года. Во-вторых, численность занятой в экономике
молодежи в возрасте 15-19 лет уменьшается. Можно предположить, что эти две
тенденции взаимно обусловлены. Молодые люди в возрасте 15-19 лет стали более
мотивированы в вопросе повышения своего образовательного уровня. Поэтому
начало их трудовой деятельности отодвинулось на более поздний срок.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы об особенностях
экономического поведения молодежи на рынке труда Санкт-Петербурга и
Ленинградской области. Молодежь Санкт-Петербурга и Ленинградской области
стала, в своей массе, больше учиться.
Диаграмма 3. Изменение численности занятой молодежи в экономике
Часть молодежи уходит из состава экономически активного населения, особенно
характерно это для женщин 25-29 лет и юношей 15-19 лет. Среди безработной
молодежи уменьшается доля женщин и повышается доля мужчин. Молодежь стала
позже начинать свою трудовую жизнь. Молодые люди в более позднем возрасте
достигают социальной зрелости, обретают экономическую самостоятельность.
Анализ соответствующих статистических данных за более поздний период времени
дает основания полагать, что выявленные тенденции сохраняются и в настоящее
время.
На основании проведенного анализа экономического поведения молодежи и
выявленных особенностях такого поведения, автор полагает, что особое внимание
при регулировании рынка труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области должно
быть уделено таким подгруппам молодежи как юноши в возрасте 15-19 лет,
женщины в возрасте 25-29 лет. Также приоритетной, в рассмотренном выше
контексте, подгруппой молодежи должна стать подгруппа, состоящая из числа
безработных мужчин.
В целом можно сказать, что изменение экономической ситуации в Санкт-
Петербурге и Ленинградской области в достаточно большой степени сформировало
и предопределило особенности экономического поведения молодежи. Осознание
такой реальности жизненно необходимо в современных условиях.
Подведя итог всему вышесказанному, следует отметить следующие тенденции и
перспективы экономического поведения молодежи в период профессионального
становления.
- Изменился характер воспроизводства молодежью
родительского поколения, традиционно строящегося на принципе преемственности.
Сегодня эта преемственность прервана по большинству параметров. Молодые люди
поставлены перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта
старших поколений. Современная молодежь меньше всего стремится быть на кого-
либо похожей.
- Расширился контакт подрастающего поколения с новыми
социальными посредниками (новые формы наемного труда и его оплаты,
изменившееся отношение к собственности, малый бизнес).
- Ухудшилось по многим позициям социальное положение
молодежи, что существенно расширило сферу ее конфликта с обществом.
- В современном российском обществе не сформированы четкие
ориентиры собственного развития и развития молодежи.
- Ушел в историю миф, что «молодым везде у нас дорога».
Невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей учебы,
добросовестного и честного труда формирует у одних неуверенность, а у других
- циничное отношение к жизни.
По сравнению с 2001 годом у молодежи мастерство и профессионализм как факторы
личностного определения передвинулись со 2-го места на 6-ое, честность и
принципиальность - с 3-го на 5-ое, высокие показатели в работе - с 5-го на 9-
ое. Это свидетельствует о разрушении в молодежной среде трудовой мотивации.
По-прежнему важнейшим фактором социализации для подрастающего поколения
остаются друзья. 85,4% подростков включены в дружеские компании, в которых
проводят значительную часть своего свободного времени. Большинство в компании
- спасается от одиночества и скуки. Ежедневно встречаются с приятелями 71,1%
подростков. Однако социальная идентификация у молодых людей происходит, как
правило, не с группой, а с отдельными «значимыми» взрослыми и сверстниками.
Это члены семьи, любимый(ая), друг (подруга).
В подростковой среде остаются весомыми традиционные позитивные ценности -
«хорошие друзья» (82%), «семья» (71%), «любовь» (68%). К этому списку в
последние годы прибавляются «свобода» и «независимость». Но, говоря об этих
ценностях в подростковой среде, не следует забывать об их понимании.
Все чаще среди подростковых ценностей встречаются «карьера и деловой успех»,
«материальная стабильность», «хорошее образование», «интересная профессия».
Лишь 6% старшеклассников имеют пренебрежительное отношение к учебе.
Большинство учащихся 10-11 классов (80%) настроены на продолжение образования
(60% - в вузах). В течение двух последних лет среди наиболее привлекательных
для Российских подростков отмечаются профессии юриста, экономиста, врача,
бухгалтера. Лишь единицы выбирают карьеру военного, инженера, программиста,
менеджера, сотрудника правоохранительных органов. Профессию учителя
престижной считают 2% выпускников школ.
Современные дети взрослеют раньше. Вузы уже свыклись с работающим студентом
дневного отделения; похоже, то же самое придется сделать и средней школе. 20%
учащихся средних и старших классов подрабатывают в различных сферах.
В связи со всем вышесказанным представляется актуальным провести анализ
процесса формирования экономического поведения молодежи.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
МОЛОДЕЖИ
3.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ[44]
экономического поведения молодежи В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Настоящее исследование имеет целью анализ специфических черт экономического
поведения молодежи и предусматривала решение взаимосвязанных задач:
a. выявление новых форм экономического поведения молодежи, появление и
распространение которых обусловили рыночные отношения;
b. фиксация происходящих в настоящее время изменений в мировоззрении
молодежи;
c. социально-психологическая характеристика молодежи.
Для решения этих задач использована совокупность методов:
1) массовые данные получены с помощью социологической анкеты;
2) углубленный анализ экономической, социальной и политической ситуации
получен с помощью анкетного экспертного опроса и интервью;
3) объективные данные получены из официальных источников, из средств
массовой информации
Специфика социально-экономического изучения молодежи состоит в изучении
развития юношества через призму социопсихологических и социоэкономических
особенностей возраста.
В исследовании установлено, что экономическая социализация и поведение
начинает развиваться уже в начале дошкольного возраста. Именно в этот период
начинают закладываться специфические особенности когнитивных структур, навыки
потребительского и трудового поведения, эмоционального отношения к
экономической реальности. Данные исследования подтверждают, что именно личный
опыт обращения ребенка с деньгами, включение ребенка в элементарные
экономические отношения оказывает основное влияние на развитие экономических
отношений и экономического поведения ребенка. В работе установлена значимая
корреляционная связь уровня интеллектуального развития и уровня
сформированности экономических представлений. Также к значимым факторам
отнесены образовательный уровень родителей и социально – экономический статус
семьи. Исследование показало, что к концу младшего школьного возраста роль
указанных факторов меняется. Начинают выделяться половые различия,
существенное значение начинают играть такие социальные институты как СМИ и
школа. Т.е., было установлено, что детство является начальным этапом
формирования экономического сознания.
Данное пилотажное исследование проводится в рамках изучения экономической
поведения молодежи. Непосредственной задачей проводимого исследования
является установление конкретных форм отношений отдельных социальных групп к
современной экономической реальности, а также экономических и когнитивных
аспектов этих отношений.
Материалом для исследования послужил сокращенный текст вопросника,
опубликованный в коллективной монографии “Проблемы профессиональной
социализации личности”.
Вопросник, который был использован в исследовании, достаточно объемен и
включает в себя следующие разделы:
· Экономическое будущее
· Сравнение себя с другими
· Отношение к работе
· Мнения о работе
· Отношение к деньгам
· Экономические отношения
· Общественное потребление
· Ваши деньги в Вашей жизни
Обследование проводилось анонимно с указанием некоторых уточняющих данных о
личности опрашиваемого.
Рассмотрим основные полученные результаты. Так, при прогнозах своего
экономического будущего преобладает пессимистическая оценка. Студенты
несколько больше, чем работающая молодежь, верят в возможность улучшения своего
экономического положения, или останется таким, как и в настоящее время. Данный
факт свидетельствует о несколько большей свободе выбора, не отягощенный
житейским опытом.
Наиболее пессимистично прогнозируются в обеих выборках такие явления как
стоимость обучения, оплата общественного транспорта и жилья.
В сравнении себя с другими работающая молодежь, в отличии от студентов
склонны не видеть своего существенного преимущества по сравнению со средним
жителем России, недооценивать свое положение. Студенты еще не способны до конца
оценивать некоторые аспекты своего социально-экономического положения, о чем
свидетельствует относительно большое количество отказов давать какие-либо
оценки. Одновременно с этим, присутствуют и иронические высказывания по поводу
отсутствия денежных средств и своего социально-экономического статуса, что
свидетельствует о неприятии и неудовлетворенности своим нынешним положением.
Отношение к работе у большинства респондентов можно охарактеризовать как
ответственное, особенно это относится к выборке работающей молодежи. Хотя
разброс мнений среди студентов несколько больше, большинство старшекурсников
склонны разделять точку зрения работающей молодежи. Наиболее часто обследуемые
давали высокие оценки на такое утверждение как “Вероятно, я буду продолжать
работать, даже если не буду нуждаться в деньгах”.
В мнениях же о работе взгляды являются более разноречивыми. Для
выборки студентов характерным является индивидуалистический дух, стремление к
самостоятельной работе, дающей возможность сделать карьеру. Тогда как для
работающей молодежи характерно разделение мнений по данным вопросам. Для всех
опрошенных характерно стремление получать от работы эмоционального комфорта.
Одним из центральных блоков вопросника являлся раздел “Отношение к деньгам"
. Одной из волнующих проблем у респондентов является оплата своих основных
потребностей, экономность в тратах и самостоятельность в распределении своего
дохода. В целом, для опрошенных характерен рациональный подход к трате денег и
желание заработать большее количество денег. При этом, существует постоянный
негативный эмоциональный фон из-за отсутствия или недостаточного количества
денег.
В части исследования, выясняющем взгляды к экономическим отношениям,
взгляды респондентов также являются более – менее однородными. Большинство
опрошенных возлагают ответственность за нынешнее экономическое положение на
государство, за растущее расслоение общества. По таким утверждениям как “Для
рядового человека слишком мало возможностей, чтобы начать сейчас свое дело в
России”, “Бедные и больные имеют право на помощь от государства”, “Это
ответственность государства – заботиться о людях, которые не могут позаботиться
о себе сами”, “Свобода выбора профессии очень важна для меня” большинство
респондентов согласны. Большая часть студентов отрицает мнение, что, бизнес
основан на нечестной эксплуатации чужого труда. Среди студентов отмечается
небольшая группа отказавшаяся отвечать на те или иные вопросы, мотивировавшая
свой отказ тем, что не поняла или не захотела отвечать. Таких отказов немного –
5%. По сравнению с данными предыдущих опросов, где количество отказов
составляло 21%, можно предположить о стабилизации системы социальных и
этических ценностей в нашей стране.
Заключительным и наиболее разнообразным является заключительный раздел –
“Ваши деньги в Вашей жизни”. Данный раздел связывает все предыдущие разделы и
отражает реальную жизненную ситуацию респондентов. Выделяются следующие
аспекты отношения к деньгам: траты, планирование, отношение к воспроизводству
денег, распродажам, азартным играм.
В основном большинство обследуемых указывают на необходимость уменьшения
расходов практически по всем статьям бюджета. Отмечается необходимость
увеличения расходов на содержание детей, на еду, транспорт. Большинство
респондентов согласны, что деньги играют роль инструмента в наших отношениях
с другими людьми. Большинство опрошенных подчеркнуло, что они уменьшили
контакты и связи (звонки, поездки) с друзьями, увеличилось количество ссор и
недопонимания из-за денег. Эти и другие данные лишний раз подчеркивают
наличие негативного эмоционального фона, провоцируемый безденежьем.
Одним из основных факторов, позволивших бы чувствовать себя удачливыми для
большинства опрошенных являются любовь, значимая работа и деньги. На втором
месте стоят знания. Для более старшей выборки характерны следующие выборы:
хорошее образования, знания и финансовая безопасность.
При анализе готовности принести финансовые жертвы мнения разделились.
Студенты в большей своей массе готовы понести финансовые жертвы ради
собственного дела, приобретения недвижимости, получения высшего образования.
Для взрослой выборки характерно пожертвовать финансовым благополучием ради
улучшения жизни своих детей и приобретения недвижимости.
Отношение к современным экономическим реалиям у молодежи в целом формируется
на отрицательном эмоциональном фоне. Нередко отсутствует понимание таких
явлений как кредитная карточка, поскольку отсутствует сам факт ее наличия.
Многие ответы свидетельствуют о недостаточно ясном понимании вопросов,
отсутствии соответствующих экономических понятий. Среди студентов и
работающей молодежи отмечается значительное количество отказов давать какие-
либо оценки, что может свидетельствовать о наличии перестройки имевших место
ранее сложившихся экономических и нравственно-этических представлений.
Это во многом согласуется с данными, полученными в начале 90-х годов, что в
свою очередь наводит на размышления, по, крайней мере, двум вопросам.
Становление экономического сознания, формирование экономических представлений
идет недостаточно динамично, по нашему мнению, из-за неустойчивости нынешней
экономической ситуации, а это в свою очередь отягощается спецификой развития
дальневосточного региона.
Анализ полученных данных показывает сохранение и нарастание негативных
тенденций, как в поведении молодежи, так и в социально-психологических
установках молодых людей, наблюдаемых в течение всех лет кризиса российского
общества.
Конкретное воплощение успеха молодежь видит прежде всего в достижении
материального достатка (43.8%), а также в любви и в создании счастливой семьи
(43%).
Следующим по значимости типом успеха являются карьера и служебный рост (27%).
Достаточно часто успех связывается с достижениями в профессиональной
деятельности (16%) и с уважением со стороны окружающих (17%).
Несколько меньшей привлекательностью обладает деловой успех - развитие
собственного дела, предприятия (13%).
Почти совсем не пользуются популярностью достижения в творчестве
(4.8%) и в спорте (4.5%), а также политическая карьера (4%).
Результаты исследования ответов респондентов представлены в таблице 18.
Таблица 18
Представления респондендов об успехе в жизни (в процентах от общего числа
ответивших на вопрос)
| | Молодежь в возрасте 16-24 лет | Молодежь в возрасте 24-30 лет | | Достижения в профес-ной деятельности, работе | 16.0 | 19.2 | | Успешная карьера, служебный рост | 26.8 | 16.5 | | Достижения в творчестве, науке, искусстве | 4.8 | 5.1 | | Спортивные достижения | 4.5 | 1.3 | | Материальный достаток | 43.8 | 48.8 | | Уважение со стороны окружающих | 17.1 | 26.9 | | Развитие собственного дела, предприятия | 12.9 | 5.7 | Семейное счастье, любовь | 43.0 | 46.8 | | Политическая карьера | 3.9 | 1.3 | | Ответили на вопрос, чел. | 2073 | 297 | | | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
|