РУБРИКИ

Курсовая: Экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Экономика

Всегов т.ч. по формам и видам собственности
из них

государ

ственная

частнаяс участием государст-ва (без иностранного участия)

совместных предприятий

( с иностранным уча-стием)

иностранная

Транспорт и связь

4665

291

4245

269

186

129

малые 3874 120 3531 93 171 123
средние 658 132 523 127 12 3
крупные 133 39 91 49 3 3

Финансовая деятельность

3077

105

2899

32

68

73

малые 3006 92 2846 22 59 68
крупные 12 2 10 1 - -

Правительством Республики Казахстан уделяется большое внимание развитию

бизнеса в различных его формах, особое внимание уделяется малому и среднему

бизнесу. Так для кредитования развития малого и среднего бизнеса, фермерских

и крестьянских хозяйств, создания рабочих мест принято решение о направлении

закрытому акционерному обществу "Фонд развития малого предпринимательства"

средств кредитных линий Европейского Банка Реконструкции и Развития в сумме

50 млн. долларов США и Второго транша Программного займа Азиатского Банка

Развития в сумме 50 млн. долларов США ( постановление Правительства “О

кредитовании развития малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств,

создания рабочих мест” от 12 февраля 1998г. № 104).

2.6 Товарно- сырьевые биржи

Товарно- сырьевая биржа- учреждение, в котором осуществляется купля-

продажа товара, сырья.

Товарно- сырьевая биржа - постоянно действующий оптовый рынок товаров

для организции посреднеческой деятельности и оказания услуг в совершении

сделок купли-продажи, обменных операций, коммерческих консультаций посредством

проведения на регулярной основе биржевых собраний (торгов), изданий биржевых

бюллетеней, сбора, обработки и анализа информации о рынке и других мероприятях.

Биржа реализует единую стратегию хозяйственного развития, совместно

выработанную с ее учредителями и членами, предоставляет им, а также прочим

предприятиям и организациям консультационные, посреднические и прочие услуги,

связанные с куплей-продажей и обменом товаров, сырья.

Товарно- сырьевая биржа (далее- биржа) создаётся путем объединения на

добровольных началах посреднических и торговых организаций, промышленных

предприятий и объединений, совместных предприятий, зарубежных фирм и других

государственных, кооперативных и общественных организаций, а также частных

лиц, готовых своими материиальными, трудовыми , финансовыми и сырьевыми

ресурсами участвовать в выполнении задач, стоящих перед биржей.

Биржа является организованным рынком товаров и сырья и создается для оказания

услуг покупателям и продавцам в осуществлении купли-продажи (обмена)

биржевых товаров, при этом биржа стороной в сделках купли-продажи не

выступает.

Биржа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество,

самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, собственный товарный

знак, эмблему и другие реквизиты, имеет право открывать расчетные и иные

счета в банковских учреждениях страны и зарубежных странах.

Биржа владеет имуществом на правах собственности, аренды и на других

предусмотренных законом основаниях.

Биржа может реализовывать любые другие направления деятельности,

соответствующие целям ее создания и не противоречащие законодательству

Республики Казахстан.

Биржа считается созданной с момента ее регистрации в установленном порядке.

В своей деятельности биржа руководствуется действующим законодательством,

настоящим Уставом и разработанными на их основе нормативными актами.

Основным содержанием деятельности биржи является создание благоприятных

условий для заключения торговых сделок по определенным (биржевым) правилам.

На бирже заключаются следующие сделки с расчетами в рублях и валюте:

1) с реальным товаром, сырьём;

а) с наличным товаром;

б) на срок;

2) с контрактами (фьючерсами), в основе которых лежит стандартизованная

биржевая единица.

На бирже также совершаются сделки по правилам осуществления товарообменных

операций, аукционно- ярмарочной торговли.

Задачи биржи:

организация постоянно действующего товарного рынка (торга);

оказание членам и посетителям биржи организационно-посреднических,

информационных и других коммерческих услуг в осуществлении сделок купли-

продажи;

осуществление котировки цен на реализуемые через биржу товары, сырьё;

сбор, обработка, анализ, распространение информации о коньюктуре биржевой

торговли.

Биржа организуется как открытая, так и закрытая организация. Число ее членов

определяется общим собранием, строго им фиксируется и изменению без его

решения не подлежит. Учредители биржи одновременно являются ее членами. В

случае принятия нового члена биржи на освободившееся или в порядке исключения

на дополнительно выделенное место он приобретает права и обязанности

учредителя.

Операции на бирже осуществляются только членами биржи (их представителями)

или биржевыми брокерами по поручению членов биржи. Члены биржи могут

создавать свои брокерские конторы ( не более одной конторы каждый). Клиенты

биржи (покупатели и продавцы) могут осуществлять операции на бирже только

через посредничество членов биржи, ее брокеров и брокерских контор.

Деятельность биржи строится на принципах полной хозяйственной самостоятельности.

3. Финансово-кредитная система страны

3.1 Банки и банковское дело

Банком является учреждение, созданное для привлечения денежных средств и

размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и

срочности. Банки принимают и размещают денежные вклады,привлекают и

предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-

корреспондентов и их кассовое обслуживание, совершают иные, не противоречащие

законодательству и предусмотренные их уставами операции, начиная от ведения

счетов и кончая оказанием консультационных услуг. Эти операции могут

проводиться как в тенге, так и в иностранной валюте. В то же время закон

запрещает банкам осуществлять деятельность в сфере материального

производства,торговли материальными ценностями. Банковская система

Казахстана за последние годы в процессе реформирования постепенно переходит к

международным стандартам банковского обслуживания. В настоящее время

казахстанские банки осуществляют для своих клиентов расчётно- кассовое

обслуживание, кредитование, различные международные операции, сделки с

ценными бумагами, размещение депозитов, сейфовое хранение документов,

наличных денег и ценностей и другие услуги.

Как и в других странах, банки в Казахстане не отвечают по обязательствам

государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев,

предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают

на себя такую ответственность.

До середины 1997 года инвестиционные банки не получили в Казахстане какого-

либо видимого развития. 11 июля 1997г. был принят Закон Республики Казахстан

“О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты

Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности”, который устранил

понятие инвестиционного банка, как банка, который в отличие от депозитного,

не осуществляет приём депозитов (за исключением срочных депозитов иных

банков) и специализируется на осуществлении прямых и портфельных инвестиций.

Внесенные изменения, отменили деление банков на депозитные и инвестиционные,

в результате чего принята так называемая “германская модель” организации

банков, когда они стали универсальными учреждениями.

Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Национальный Банк

Республики Казахстан. Второй блок - коммерческие банки, которые в период

становления рыночных инфраструктур получили приоритетное развитие.

Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком страны.

Он подотчетен Президенту Республики Казахстан и независим от

исполнительных и распорядительных органов государственной власти.

Основные задачи Нацбанка:

обеспечение устойчивости денежной единицы;

проведение денежного обращения, расчетов и валютных отношений;

защита интересов кредиторов и вкладчиков на основе определения правил

регулирования деятельности коммерческих банков и контроля за их соблюдением;

содействие развитию экономики, созданию единого рынка Республики Казахстан и

его интеграции в мировую экономику;

новая функция Нацбанка- надзор за деятельностью страховых компаний.

В рамках резервной системы он выполняет эмиссионные, кредитные,

расчетные, управленческие функции. На Нацбанк возложено регулирование

деятельности коммерческих банков в целях создания общих условий для

функционирования коммерческих банков и внедрения принципов добросовестной

банковской конкуренции. При этом в текущую деятельность коммерческих банков

Нацбанк РК не вмешивается. Его регулирующие и контрольные функции направлены

на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов

банковских кредиторов и вкладчиков. Он выдаёт в порядке, предусмотренном

Законом “ О банках”, лицензии на совершение банковских операций, в том числе

в иностранной валюте. В целях обеспечения финансовой прочности банка и

защиты интересов его клиентов, Нацбанк определяет порядок формирования из

прибыли коммерческих банков страховых и резервных фондов, предназначенных

для покрытия возможных убытков, устанавливает для этих банков следующие

экономические нормативы:

минимальный размер уставного капитала;

предельное соотношение между размером собственных средств банка и

суммой его активов;

показатели ликвидности баланса;

размер обязательных резервов, размещаемых в Нацбанке РК;

максимальный риск на одного заемщика;

максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков.

При этом Нацбанк применяет нормативы как директивного характера,

обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные,

используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.

Коммерческий банк- банк, специализирующийся на краткосрочном

кредитовании, как правило, промышленности, торговли, а также на различных

видах банковского обслуживания клиентуры (ведение текущих счетов,

предоставление коммерческих, потребительских и ипотечных займов и

т.д.).Коммерческие банки вправе финансировать затраты, связанные с

инвестированием, покупать и продавать иностранную валюту, выдавать гарантии,

оказывать консультативные, экспертные услуги, заниматься лизинговыми и

факторинговыми операциями. Международные валютные операции, конвертация

валютных ресурсов, кассовое обслуживание и сберегательное дело - также

функция коммерческих банков. Учредителями коммерческих банков могут быть как

юридические лица, так и граждане. Не исключено привлечение в состав

учредителей и иностранных партнеров. Банкам предоставлено право

открывать филиалы как внутри страны, так и за рубежом. Все это имеет

надежную правовую основу.

Коммерческие банки различаются:

1. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования и

могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с

ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала,

иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования

уставного капитала коммерческого банка.

2. По видам совершаемых операций коммерческие банки делятся на

универсальные и региональные банки.

3. У многих коммерческих банков ярко выражена отраслевая ориентация.

Инвестиционные банки- разновидность специальных кредитных институтов,

мобилизирующих долгосрочный ссудный капитал и предоставляющий его заёмщикам

посредством выпуска и размещения облигаций или других видов заёмных

обязательств.

Ипотечные банки- кредитные учреждения, выдающие долгосрочные денежные

ссуды под залог недвижимого имущества, а также выпускающие закладные листы,

обеспеченные заложенной недвижимостью.

Создание коммерческих, сберегательных банков и других кредитных учреждений

на паевых или акционерных началах осуществляется с целью аккумуляции временно

свободных денежных средств предприятий, организаций и учреждений и их

рационального использования на нужды развития отрасли, подотрасли

народного хозяйства, группы предприятий или региона. Все банки действуют

на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от

Центрбанка РК . Он может предоставлять краткосрочные кредиты за счет

имеющихся в его распоряжении кредитных ресурсов в пределах

установленного лимита кредитования. Решение вопроса о предоставлении

кредита принимется на основе анализа финансового состояния коммерческого

банка, перспектив погашения кредита, с учетом фактического формирования

собственных ресурсов и привлечения банком средств на расчетные, текущие,

депозитные и другие счета предприятий, организаций и кооперативов и

размещения ресурсов.

Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации и

осуществлению международных расчетов, операций с иностранной валютой,

кассовому обслуживанию имеющей ее клиентуры. В настоящее время уже более

200 банков проводят такие операции.

Банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания

нормально функционирующей банковской системы начат выход из кризисного

положения, сложившегося у нас в стране. Правительством и Национальным

Банком Республики Казахстан было принято решение о переходе к режиму свободно

плавающего обменного курса как наиболее приемлемому режиму в условиях

интеграции Казахстана в мировую экономику и неустойчивого состояния

международных финансовых и товарных рынков. Новая политика позволит повысить

конкурентоспособность товаров отечественных производителей как на внутреннем,

так и на внешнем рынках, что в свою очередь, улучшит их финансовое положение

и будет способствовать росту ВВП и сокращению дефицита платежного баланса.

Несмотря на некоторое сокращение объёмов внешнего финансирования, приток

иностранного капитала будет достаточным для покрытия потребностей текущего

счёта платёжного баланса страны “Будет продолжаться укрепление и консолидация

банковской системы, повышение уровня капитализации банков, повышение качества

банковских услуг, что будет способствовать росту кредитования банками

экономики и привлечению инвестиций в страну”. ( Из отчёта председателя

Нацбанка К.Дамитова Президенту страны в апреле 1999г.).

3.2 Налогооблажение

Налогооблажение регулируется законодательством Республики Казахстан, в

которое входит Указ Пpезидента Республики Казахстан, имеющий силу Закона,

от 24 апpеля 1995 года N 2235 “О налогах и других обязательных платежах в

бюджет”. В нём устанавливаются обязательные платежи налогового характера в

республиканский и местные бюджеты и регулируются налоговые отношения в

Республике Казахстан (за исключением вопросов таможенных платежей,

регулируемых таможенным законодательством Республики Казахстан, а также

обязательных взносов и отчислений в Фонд государственного социального

страхования, Фонд содействия занятости, Фонд обязательного медицинского

страхования, Государственный центр по выплате пенсий, накопительные

пенсионные фонды, Дорожный фонд, актов Президента Республики Казахстан и

Правительства Республики Казахстан, а также актов Государственного

налогового комитета, согласованных с Министерством финансов).

Нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, подлежат официальному

опубликованию. Если международным договором, участником которого является

Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в

налоговом законодательстве Республики Казахстан, применяются правила

указанного договора. Международные договоры, участником которых является

Республика Казахстан, к налоговым отношениям применяются непосредственно,

кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его

применения требуется издание внутриреспубликанского

акта.

В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые

являются регулирующими источниками государственного бюджета , суммы

отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке,

определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на

очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками

местных бюджетов.

Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, под-

разделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на

добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда

налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на

недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным

Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты,

а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в

соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

По специальным экономическим зонам общегосударственные и местные налоги и

сборы поступают в доход финансового фонда (бюджета) специальных

экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных

экономических зонах.

К общегосударственным налогам относятся:

1) подоходный налог с юридических и физических лиц;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) налог на операции с ценными бумагами;

5) специальные платежи и налоги недропользователей.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество юридических и физических лиц;

3) налог на транспортные средства;

4) сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью, и юридических лиц;

5) сборы за право занятия отдельными видами деятельности;

6) сбор с аукционных продаж.

Порядок уплаты и ставки сборов определяются Правительством Республики

Казахстан.

Виды налога:

Подоходный налог- плательщиками подоходного налога с юридических и

физических лиц (далее - подоходного налога) являются юридические и физические

лица, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году.

К физическим лицам - плательщикам подоходного налога относятся граждане

Республики Казахстан, граждане иностранных государств и лица без

гражданства. Объектом обложения подоходным налогом является облагаемый

доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом и вычетами,

предусмотренными Указом “ О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.

Облагаемый доход определяется в тенге. В случае, когда облагаемый доход

выражен в иностранной валюте, он пересчитывается в тенге по официальному

курсу Национального Банка.

К имущественному доходу физических лиц относится только прирост стоимости

от реализации следующих видов активов с учетом корректировки их стоимости на

инфляцию:

1) недвижимого имущества, не являющегося местом постоянного жительства

налогоплательщика;

2) ценных бумаг, доли участия в юридическом лице и других немате-

риальных активов;

3) иностранной валюты;

4) драгоценных камней и драгоценных металлов, ювелирных изделий,

изготовленных из них, и других предметов, содержащих драгоценные камни и

драгоценные металлы, а также произведений искусства и антиквариата и т.д.

Из совокупного годового дохода юридических и физических лиц вычитаются все

расходы, связанные с его получением, в том числе расходы по оплате труда,

предоставлению материальных и социальных благ их работникам, обложенных

подоходным налогом, кроме затрат по приобретению основных средств, их

установке и других затрат капитального характера , а также обязательные

взносы и отчисления в Фонд государственного социального страхования, Фонд

содействия занятости, Фонд обязательного медицинского страхования,

Государственный центр по выплате пенсий, накопительные пенсионные фонды,

Дорожный фонд.

В случае, если одни и те же затраты предусмотрены в нескольких статьях

расходов, то при расчете налогооблагаемого дохода указанные затраты

вычитаются только один раз.

Налог на добавленную стоимость- Налог на добавленную стоимость

представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в

процессе производства и обращения товаров, работ или услуг, а также отчисления

при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. Налог на добавленную

стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами

налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, работы

или услуги, и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за

приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Земельный налог. Юридические лица самостоятельно исчисляют pазмеp

земельного налога, подлежащего уплате, и ежегодно не позднее первого июля

текущего года пpедставляют в органы налоговой службы по месту своего нахождения

декларацию пpичитающегося налога по каждому земельному участку. По вновь

отведенным земельным участкам pасчет суммы налога пpедставляется в течение

месяца с момента их пpедоставления.

Начисление земельного налога гpажданам пpоизводится оpганами налоговой

службы, котоpые ежегодно не позднее первого августа текущего года вpучают им

платежные извещения об уплате налога.

Налог на транспортные средства. Плательщиками налога на транспортные

средства являются юридические и физические лица, имеющие транспортные средства

на праве собственности, доверительного управления собственностью,

хозяйственного ведения или оперативного управления, которые состоят на

государственном учете. Объектами обложения налогом являются все виды

транспортных средств.

Размер налога на транспортные средства определяется плательщиками

самостоятельно, исходя из суммарной мощности и вида транспортных средств, с

учетом налоговых ставок. Уплата налога владельцами транспортных средств

производится в срок до 1 сентября текущего года, а в случаях регистрации

перерегистрации или ежегодного технического осмотра транспортных средств

уплата налога производится до совершения указанных действий. Уплата налога

производится по месту регистрации транспортных средств. При перерегистрации

транспортных средств в связи с переменой местонахождения владельца налог не

уплачивается.

Налог на имущество. Плательщиками налога на имущество являются

юридические и физические лица, имеющие объекты обложения на праве

собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения

или оперативного управления.

Объектами обложения налогом являются :

1) основные производственные и непроизводственные фонды юридических и

физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, кроме

транспортных средств, облагаемых налогом на транспортные средства;

2) жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения,

помещения физических лиц, не используемые в предпринимательской деятельности,

находящиеся в личном пользовании граждан, расположенные на территории

Республики Казахстан.

Налог на основные производственные и непроизводственные фонды юридических и

физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивается

ежегодно по ставке 1 процент от стоимости указанных фондов в порядке и на

условиях, предусмотренных соответствующим Указом.

Налог на имущество физических лиц, не используемое в предпринимательской

деятельности, уплачивается ежегодно от стоимости недвижимого имущества,

определяемой органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, по

установленным Указом ставкам.

Проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и

своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в

государственный бюджет Республики Казахстан осуществляется исключительно

органами налоговой службы.

Проверки по одному и тому же виду налога производятся не чаще одного раза в

полугодие, а комплексные проверки - не чаще одного раза в год.

По начислению всех видов налогов издаются соответствующие нормативно-

распорядительные документы Министерства финансов и Министерства

государственных доходов Республики Казахстан.

3.3. Бюджетная практика в стране

Бюджет- централизованный денежный фонд государства, утверждаемый законом

или решениями местных представительных органов, предназначенный для обеспечения

государством своих функций и создаваемый за счёт налогов, сборов, других

обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и иных

поступлений, предусмотренных законодательными актами. Основные направления

деятельности центральных и местных исполнительных органов, учреждений,

ответственных за финансовое обоснование и реализацию республиканского и местных

бюджетных программ, определяются Законом Республики Казахстан от 1 апреля 1999

года “О бюджетной системе”, постановлением Правительства Республики Казахстан

№ 529 от 4 мая 1999 г. “О некоторых вопросах взаимоотношений республиканского

и местных бюджетов”.

Бюджетная система страны включает бюджеты различных уровней, регулируемых

соответствующими правовыми нормами. Самостоятельно функционируют

республиканский бюджет и местные бюджеты, в совокупности составляющие

государственный бюджет. Функционирование бюджетной системы основано на

взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их

разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом

об исполнении республиканского и местных бюджетов.

Республиканский бюджет утверждается законом Республики Казахстан

(Парламентом), местные бюджеты- решениями маслихатов. Бюджетная система

основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и

самостоятельности всех бюджетов. Единство обеспечивается единой правовой

базой, использованием единой бюджетной классификации, утверждаемой

Министерством финансов, единством формы государственной финансовой

статистики, единством денежной системы. Формирование, утверждение и учёт

исполнения бюджетов всех уровней осуществляется в национальной валюте.

Для разработки республиканского бюджета на соответствующий финансовый год

Президент Республики Казахстан образует бюджетную комиссию, которая

формирует и вносит на утверждение Правительства бюджетные показатели.

Государственные органы, финансируемые из республиканского бюджета, вносят

также свои предложения. Министерство финансов в соответствии с бюджетными

показателями, утвержденными Правительством, разрабатывает и представляет

проект закона о республиканском бюджете в Правительство, который после

утверждения передается на рассмотрение в Парламент. Где после расмотрения и

обсуждения принимается закон.

Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики

Казахстан. Государственные учреждения в соответствии с бюджетными

назначениями производят расходы на основании разрешения, выдаваемого

Казначейством Министерства финансов. Контроль за исполнением республиканского

бюджета осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением

республиканского бюджета, отчеты об исполнении бюджета государственные органы

представляют в обязательном порядке в установленные сроки Министерству

финансов и Счётному комитету по контролю за исполнением республиканского

бюджета.

На территории страны решением Президента Республики Казахстан может

вводиться чрезвычайный бюджет республики на случай введения чрезвычайного

положения или нанесённого значительного ущерба экономике в результате

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющих глобальный

характер распространения.

Формирование доходной части бюджета:

1. доходы республиканского бюджета, состоящие из:

а) поступлений от налогов, сборов и других обязательных платежей;

подоходного налога с юридических лиц;

налога на добавленную стоимость;

акцизов на винно-водочную продукцию,

импортные товары, бензин, дизельное топливо и др.;

бонусов, роялти и налога на сверхприбыль от недропользователей;

таможенных платежей;

б) неналоговых поступлений:

доли прибыли республиканских государственных предприятий;

поступлений от дохода Национального Банка и др.;

в) доходов от операций с капиталом;

2. полученные официальные трансферты (гранты):

от юридических и физических лиц или иностранных государств;

бюджетных изъятий;

3. погашения основного долга по ранее выданным кредитам из республиканского

бюджета.

Доходы местных бюджетов формируются по тем же критерием, что и

республиканский, а также за счёт следующих неналоговых поступлений:

поступлений от организаций за работы и услуги, выполняемые лицами,

подвергающимися административному аресту;

поступлений платы от лиц, помещённых в медицинские вытрезвители;

доходов, получаемых от деятельности уголовно- исполнительной инспекции;

платы за регистрацию оружия;

прочих платежей и доходов от некоммерческих и сопутствующих продаж;

поступлений суммы дохода, полученного от реализации продукции, работ и

услуг, не соответствующих требованиям стандартов и правилам сертификации;

изъятых доходов, полученных от безлицензионной деятельности казино,

тотализаторов, игорного бизнеса, в отношении которой установлен лицензионный

порядок;

прочих санкций и штрафов;

прочих неналоговых поступлений.

Средства республиканского бюджета распределяются на:

содержание деятельности Президента, Парламента, Конституционного совета,

счетного комитета, Центральной избирательной комиссии, исполнительных и

других органов, выполняющих общие функции государственного управления;

внешнеэкономическую деятельность;

финансовую и налоговую деятельность;

оборону и безопасность;

организацию работ по чрезвычайным ситуациям на республиканском уровне;

правоохранительную деятельность;

социальную сферу;

правоохранительную деятельность

специальные программы в области промышленных и строительных объектов на

республиканском уровне и т.д.

Источники покрытия дефицита республиканского бюджета:

кредиты Национального Банка Республики Казахстан;

поступления от займов с учётом их погашения;

поступления средств от размещения государственных ценных бумаг с учетом их

погашения.

Закон Республики Казахстан “О Республиканском бюджете на 2000 год”,

утвержденный 11 ноября 1999 года № 4734 определил источники формирования

бюджета и покрытия его дефицита.

3.5 Фондовые биржи ,рынок ценных бумаг

Законом Республики Казахстан “ О рынке ценных бумаг” в марте 1997 года были

введены новые требования к фондовым биржам. Так, было установлено, что, во-

первых, акционерами фондовой биржи могут быть только профессиональные

участники рынка ценных бумаг; во- вторых, фондовая биржа не вправе выполнять

функции иных бирж и, в- третьих, фондовая биржа должна иметь не менее 10

членов- профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кроме того в том же

году Национальная комиссия установила минимальный уровень достаточности

собственного капитала, необходимый для осуществления деятельности в качестве

фондовой биржи, в размере не менее 50 000 месячных расчётных показателей.

В ходе реализации Программы в 1999 году в Казахстане сложилась единая

централизованная торгово-расчётная система, обеспечивающая эффективное

обслуживание сделок с ценными бумагами. Кроме этого была введена норма,

разрешающая фондовой бирже организовывать торговлю не только ценными

бумагами, но и другими финансовыми инструментами, что привело весной 1999

года к объединению KASE и ЗАО “Алматинская биржа финансовых инструментов”

(AFINEX), в своё время выделенного из состава KASE. Кроме того, KASE

используется Правительством как торговая площадка по продаже государственных

пакетов акций. В силу того, что KASE является некоммерческой организацией

(как это установлено Законом Республики Казахстан “О рынке ценных бумаг”), а

управление KASE осуществляется членами биржи, комиссионные сборы KASE

отличаются низкими ставками.

Органом государственного регулирования рынка ценных бумаг определена

Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам (НКЦБ), которая

непосредственно подчинена и подотчётна Президенту Республики Казахстан.

В новом хозяйственном механизме , в связи с внедрением объективных

рыночных регуляторов экономических процессов , важная роль отводится

ценным бумагам , как инструменту аккумулирования финансовых ресурсов ,

их децентрализованного перераспределения и направления в сферы наиболее

прибыльного производительного использование капитала, инвестирования

производства в отраслях, испытывающих хронический недостаток

капиталовложений, представления хозяйственным организациям

альтернативных источников финансирования и кредитования, привлечения в

хозяйственный оборот временно свободных средств предприятий, банков,

кооперативов, общественных организаций, средств арендаторов и

населения.

Ценная бумага представляет собой документ, выражающий имущественные

отношения и подтверждающий право на какое-либо имущество или

денежную сумму , который не может быть реализован или передан

другому лицу без предъявления соответствующего документа .

К ценным бумагам в финансовой практике относят лишь те, которые могут

быть объектом купли-продажи , а также источником получения

регулярного или разового дохода .

Виды ценных бумаг:

Облигация- ценная бумага, удостоверяющая право её держателя на получение

фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации.

Чек- ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное

распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную сумму.

Вексель- ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленные

обязательства векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика

выплатить по наступлению предусмотренного срока определенную сумму владельцу

векселя.

Акция- ценная бумага, удостоверяющая право её держателя (акционера) на

получение части прибыли акционерного общества (АО) в виде диведентов, на

участие в управлении делами АО и на часть имущества, оставшегося после его

ликвидации.

Акционерное общество вправе выпускать привилегированные акции- получаемые

диведенты в фиксированных процентах от номинальной стоимости акции независимо

от результатов хозяйственной деятельности. Кроме этого могут быть “золотые

акции”, т.е. те, которые могут выдаваться лицам, не участвующим во вкладе

средств в уставной фонд.

При первичном рынке происходит аккумулирование средств

инвесторов, формирование реального производственного капитала. В зависимости

от интересов предпринимателей, покупка и продажа ценных бумаг имеют свои

преимущества. Прежде всего продажа акции позволяет предприятию привлечь

необходимый для начала или развития деятельности капитал. Это выгоднее, чем

получение кредита банка. Кредит банка ограничен по размеру, по нему

необходимо выплатить в жестко финансированной срок достаточно высокие проценты,

при этом платить за кредит приходится вне зависимости от размеров полученной

прибыли. Продажа ценных бумаг позволяет привлечь за короткий срок денежные

средства, значительно превышающие те, которые можно получить в качестве

банковского кредита. Дивиденды владельцам акций выплачиваются в зависимости от

полученной прибыли, при этом, сами вложенные в акции средства, продолжают

оставаться в распоряжении предприятия, даже если владельцы ценных бумаг продают

их .

На первичном акционерном рынке существуют два вида эмитентов:

Так называемые “закрытые” акционерные предприятия (общества) выпускают

ограниченное число акций крупных номиналов, размещают их по предварительной

договоренности в узком кругу инвесторов (учредителей) и не имеют права

предлагать свои акции для свободного обращения на вторичном рынке.

Открытые (публичные) предприятия (общества) обладают свободой

предложения ценных бумаг на фондовом рынке (бирже). Для получения

права свободного обращения акций на рынке ценных бумаг (фондовой бирже )

уставного фонда ( капитала), по сроку существования предприятия, по уровню

прибыльности его деятельности по квоте предлагаемых рынку ценах бумаг

и другим требованиям.

Традиционной формой вторичного рынка ценных бумаг является

фондовая биржа.

Фондовая биржа является центральным звеном рынка ценных бумаг. Биржа

является одним из важных регуляторов рыночной экономики . Биржа- это

особая сложившаяся форма рынка, получающая свое выражение в регулярных

, приуроченных к определенному месту встреч торговцев, покупающих и

продающих товары массового производства, ценные бумаги по

установленным образцам, маркам, сортам и т. д. Совершение биржевых сделок

подчиняется специальным правилам. Наличие определенной системы постоянных

органов делает биржу организованным рынком .

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг, сформулированная в

рамках реализации Программы развития рынка ценных бумаг в Республике

Казахстан, осуществляется по оценке Правительства достаточно эффективно.

Однако на нынешней стадии развития рынка становятся очевидными и её

недостатки, главными из которых являются следующие:

ограниченность правоприменительных полномочий Национальной комиссии по

регулированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Если комиссия в праве осуществлять контрольно- надзорные функции, то в

принятии мер дисциплинарного воздействия по отношению к профессиональным

участникам рынка ограничена. То есть, если участник допускает нарушение

установленных правил, то в худшем случае Национальной комиссией будет

приостановлено действие выданной лицензии, никакой материальной

ответственности за нарушения не несёт;

неэффективность государственного регулирования деятельности эмитентов в части

выполнения ими норм законодательства по выпуску ценных бумаг и соблюдению

прав их держателей. Вне компетенции Комиссии остаётся вопрос осуществления

текущего контроля за эмитентами негосударственных ценных бумаг с целью

эффективного обеспечения защиты интересов и охраняемых законом прав

акционеров и потенциальных инвесторов.

Кроме этого отсутствует единая, достоверная и актуальная база об АО и

выпущенных ими ценных бумаг. Однако Законом Республики Казахстан “Об

акционерных обществах” от 10 июля 1998 года введено законодательное

требование к открытым АО о регулярной публикации ими финансовой отчётности,

что позволяет обеспечить “прозрачность” их деятельности. Полученная KASE (

путём получения финансовой отчетности от АО) информация распространяется

среди членов биржи и покупателей её информационных продуктов и периодически

публикуется в газетах “Панорама” и “Время по”. В настоящее время Национальная

комиссия ведёт работу по созданию собственного web-сайта, который будет

содержать подробные сведения о результатах деятельности Национальной

комиссии, состоянии рынка ценных бумаг, лицензированных профессиональных

участников рынка ценных бумаг и иную необходимую для инвесторов информацию.

4. Внешнеэкономическая деятельность

4.1 Организации, регулирующие внешнеэкономическую

деятельность

Внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью руководит Президент

Республики Казахстан, в части Конституционных обязанностей этими вопросами

занимаются Парламент и Правительство. Центральным органом государственного

управления, осуществляющим руководство дипломатической и внешнеполитической

деятельностью является Министерство иностранных дел Республики Казахстан.

Современная Концепция внешней политики Республики Казахстан базируется на

разработанной Президентом Н.А. Назарбаевым Стратегии “Казахстан - 2030” и

осуществляется по трём направлениям:

1. Сотрудничество с промышленно развитыми странами мира.

2. Преференции с блоком южных стран на центральноазиатском пространстве

(Преференция- предпочтение, преимущество, льгота, предоставляемая в целях

укрепления торговли между странами).

3. Интеграция на территории постсоветского пространства по сценарию,

предложенному Н.А. Назарбаевым в проекте “ Евразийский союз”

При этом главной задачей казахстанской внешней политики является безусловная

и четкая реализация Первого приоритета Стратегии- обеспечение национальной

безопасности Республики Казахстан как независимого суверенного государства,

при сохранении полной территориальной целостности, надежной защиты ее

глобальных и региональных интересов, гармоничной интеграции страны в систему

важнейших международных политических и экономических отношений.

В области многосторонней дипломатии ведущим направлением остается углубление

сотрудничества с Организацией Объединенных Наций по укреплению мира и

международной безопасности, обеспечения устойчивого развития планеты. В этом

плане основные инициативы и практические действия казахстанского

внешнеполитического ведомства во взаимоотношениях с ООН направлены на

содействие оптимальному реформированию и максимальному адаптированию этого

универсального международного Форума к новым геополитическим условиям,

способности Организации эффективно решать глобальные задачи будущего

столетия. Принятая ООН по инициативе Казахстана совместная программа ЕЭК и

ЭСКАТО для Центральной Азии СПЕКА создает благоприятные условия для

реализации этой задачи и мобилизации поддержки донорского сообщества в этой

области.

В направлении ОБСЕ внешнеполитическое ведомство РК преследует две главные

задачи: максимальную вовлеченность Казахстана и Центральной Азии в систему

координат европейской безопасности и использование потенциала ОБСЕ в деле

обеспечения региональной безопасности и решения экономических и экологических

задач.

Аналогичные цели казахстанское внешнеполитическое ведомство преследует и в

отношении сотрудничества Казахстана с НАТО в рамках программы “Партнерство во

имя мира”. В этом ключе проведение совместных учений “Центразбат - 97”

ознаменовало собой прогресс в развитии миротворческого потенциала региона.

Этот канал сотрудничества с НАТО осуществляется и с другими министерствами и

ведомствами республики.

В области международной и региональной безопасности главной задачей МИД РК

является претворение в жизнь инициативы Президента Н.А. Назарбаева по созыву

Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Хороший пример

конструктивного регионального сотрудничества показали государства - участники

пятисторонних соглашений - Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и

Китай, которые в 1996-1997 годах подписали очень важные документы в области

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.