РУБРИКИ

Курсовая: Экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Экономика

взаимных мер доверия в военной области и сокращения войск вдоль границы.

Позитивные результаты переговоров и подписание соглашений по укреплению мер

доверия в военной области пятью странами могут дать импульс поиску мер

решений существующих в Азии конфликтов и позволит вывести процесс подготовки

и созыва СВМДА на качественно новый уровень.

В двусторонних отношениях внешняя политика Казахстана принципиально

базируется на многовекторном, сбалансированном подходе. В первую очередь на

укреплении добрососедских связей с ближайшими соседями - Россией, Китаем и

центральноазиатскими республиками. При этом особое геополитическое значение

приобретает совместный проект прокладки нефтепровода из Западного Казахстана

в КНР в комплексе с разработкой месторождений в Актюбинской и Мангистауской

областях. Здесь политика направлена на установление стратегического

партнерства через углубление двусторонних отношений и развитие интеграции.

Подписан Договор о создании единого экономического пространства между

Республикой Казахстан, Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой.

Активизировалась работа Межгоссовета, Советов Премьер- Министров, министров

иностранных дел и обороны. Развивается деятельность Центральноазиатского

банка сотрудничества и развития. Состоялись официальные визиты президентов

этих государств.

В настоящее время общей задачей всех внешнеполитических ведомств стран -

участников Центральноазиатского союза является углубление сотрудничества и

активное вовлечение в эту орбиту других государств Центральной Азии.

Интересы Казахстана в Закавказском регионе ставят перед МИД задачу

интенсификации двусторонних и многосторонних связей. В настоящее время ,

внешнеполитические ведомства ведут целенаправленную работу по своевременному

вводу в эксплуатацию Транскавказского транспортного коридора через

Азербайджан и Грузию, что будет иметь важное значение для стран как в

геоэкономическом плане, так и в политической стратегии.

Азиатское направление внешней политики нашей страны -это несомненный

приоритет. Казахстан являясь одним из крупнейших и авторитетных государств

Азии, стремится закрепиться на важнейших участках общеконтинентальных

процессов. В этой связи главной задачей МИД РК стало укрепление всесторонних

связей и обеспечение Казахстану имиджа надежного и важного партнера среди

ведущих азиатских государств. Республике необходимы технологии и финансовые

ресурсы этих стран, и их опыт экономического реформирования. В свою очередь,

Казахстан с его богатыми природными, квалифицированными людскими ресурсами и

важным геостратегическим расположением, также необходим этим государствам.

Поэтому МИД активно наращивает сотрудничество на двустороннем и

многостороннем уровнях с Японией, Южной Кореей, Малайзией, Сингапуром ,

Австралией и другими странами Азии.

Арабский мир в целом, и Ближний Восток в частности, также входят в орбиту

приоритетов казахстанской внешней политики. При этом учитывается, что данный

регион является основным поставщиком углеводородного сырья в мире.

Строя свои отношения с Европой, Казахстан всегда исходил из политико-

экономических реалий. “Старый свет”, с ее значительным политическим и

экономическим потенциалом, богатыми демократическими традициями является

одним из важнейших гарантов нашего суверенитета и независимости, а также

проводимых в стране радикальных реформ.

Находясь на стыке Европы и Азии, Казахстан в течение многих веков служил

важным мостом политического и торгового общения между этими частями света.

Бурное развитие науки и техники в свое привело к открытию новых морских

путей, что надолго отодвинуло Казахстан и всю Центральную Азию на второй план

мировой политики и торговли. Современный научный и технологический прогресс

делают возможным восстановление прерванных связей. Поэтому, используя

огромный интерес, который мировое сообщество проявляет к планам возрождения

Великого Шелкого пути, Трансевероазиатским проектам в области

железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта и

телекоммуникаций, МИД проводит активную работу по пропаганде транзитного

потенциала Казахстана.

Что касается региональной политики Казахстана в рамках СНГ, то основным ее

содержанием остается приверженность взаимовыгодной интеграции на новых

принципах между частями некогда единого экономического пространства.

Для развития экономического и торгового сотрудничества с зарубежными странами

на межправительственном уровне образованы совместные комиссии по торговому и

экономическому сотрудничеству. В последнее время одним из ключевых вопросов

на заседаниях комиссий становится развитие сотрудничества в области прямых

инвестиций.

Проводя внешнеэкономическую политику центральные исполнительные органы,

осуществляющие её в части своих полномочий, исходят из того, что укрепление

внешнеполитического потенциала и международного авторитета республики

являются важнейшими условиями стабильного экономического роста страны.

4.2 Экспортно- импортное регулирование

Внешнеторговый оборот Республики Казахстан по предварительной оценке (на

основе данных таможенной статистики и с учетом досчетов по неорганизованной

торговле) в январе - августе 1999 года составил 6453,5 млн. долларов США и по

сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 32%, в том числе

экспорт - 3203,9 млн. долларов, уменьшился на 37%.

Динамика внешнеторгового оборота приводится ниже:

Внешнеторговый

оборот

в том числе
экспорт импорт

млн.

долл-в

США

в% к соотв. периоду предыдущ. года

в% к предыдущ.

месяц

млн. долл.США

в%к соотв.пер-ду предыдущ.

года

в%к предыдущ.

месяц

млн.

долл.

США

в%к соотв.пер-ду предыдущ.

года

в%к предыдущ.

месяц

1999 г.
1 кварт2353,2691018,7631334,574
11 кв.2272,6611101,5661171,156
июль957,085593,0121156364,05894
август870,775490,79883380,058104

Объемы экспорта в разрезе государств СНГ и стран вне СНГ приведены в таблице:

Страны вне СНГ Государства СНГ

млн.

долл.

США

в %к соот.

пер.

пред.

году

в %к предыд-

му месяц

млн.долл.

США

в%к соотв.

пер.предыдущ.года

в%к

предыдущему

месяц.

1999 год
1 квартал664,280354,546
11 кварт.810,491291,138
июль497,917418795,14784
август376,512076114,260120

* Данные уточнены

Доля стран СНГ в общем объеме экспорта за анализируемый период составила 27%

(в январе - августе 1998 года -46% ). Основными потребителями казахстанской

продукции являются Российская Федерация (18,4% от общего объема экспорта),

Китай (10,7%), Италия (8,0%) и т.д. В январе - августе 1999 года на страны

СНГ приходилось 46% всех импортных поставок (в аналогичном периоде 1998 года

- 48%). Основными поставщиками импортной продукции (без учета

неорганизованной торговли) являются Российская Федерация (37,9% от общего

объема импорта), Великобритания (7,4 %), Германия (6,9%), США (6,2%), Япония

(3,3%), Узбекистан (3,0%), Италия и Турция (по 3,0%), Нидерланды (2,6%),

Польша и Франция (по 1,8%), Украина (1,7%), Беларусь (1,2%), Венгрия и

Швейцария (по 1,1%).

Структура казахстанского экспорта в январе - августе текущего года в разрезе

укрупненных товарных групп сложилась следующим образом (см. диаграмму 3):

По сравнению с аналогичным периодом 1998 года в общем объеме экспорта на 4

процентных пункта сократился удельный вес продовольственных товаров и сырья,

на 3 процентных пункта сократился удельный вес минеральных продуктов, при

этом увеличилась доля продукции металлургической промышленности на 3, а доля

химической отрасли промышленности на 2 процентных пункта.

Товарная структура (без неорганизованной торговли) Республики Казахстан

представлена следующей диаграммой (см. диаграмму 4):

По сравнению с аналогичным периодом 1998 года в общем объеме импорта на 8

процентных пунктах увеличилась доля продукции машиностроения, при этом на 2

процента сократилась доля продукции металлургической промышленности, на 5

процентов сократилась доля минеральных продуктов.

Тенденция развития мировой экономики:

анализ и прогноз

В 1999 г. на развитие мировой экономики будут влиять несколько факторов. Во-

первых, снижение уровня деловой активности, во- вторых, ситуация на рынках

сырья, в- третьих, введение евро, и так называемая “проблема 2000 года”

(Y2K).

Рост мировой экономики в текущем году, по прогнозам Евростата, будет примерно

на уровне 2,7%, что значительно ниже среднего темпа роста за последнее

десятилетие. Основными факторами роста этого десятилетия явились: снижение

инфляции, высокие темпы НТП, структурные реформы, осуществленные в течение

80-хгг., финансовая либерализация и усиление глобальной интеграции. По

оценкам многих экспертов, эти факторы экономического роста 80-90-х гг. вместе

с увеличением доли спекулятивных операций в общем потоке финансовых ресурсов

и ростом внешней задолженности развивающихся стран, в настоящее время

обернулись причинами экономического спада многих регионов. Некоторый рост в

глобальном развитии, наметившийся в начале 1999 года, может прерваться к

концу года, поскольку внутренний спрос является основным фактором

стимулирующим экономический рост в большинстве регионов мира, а домашние

хозяйства уже начинают исчерпывать свою покупательскую способность. Мощное

инвестирование в товарный сектор мировой экономики, начатое с конца 80-х

годов, привело к перепроизводству и, как следствие, к резкому снижению цен на

товары и сырьё. Падение цен на товары уменьшит количество инвестиций в

производство. Снижение деловой активности вынудит Центральные банки ослабить

проводимую монетарную политику, что в перспективе может привести к росту

глобальной инфляции. Таким образом, 1999 год должен стать годом пересмотра

основных ориентиров развития как глобальной экономики в целом, так и стран в

отдельности.

США

По данным Бюро экономического анализа (США), экономика в 1998г. развивалась

относительно стабильно. Рост ВВП составил 3,9%, что соответствует уровню

1997года. Достаточно высокий темп роста экономики вызвал снижение уровня

безработицы до самой низшей точки за последние 28 лет- 4,5%, что вызвало

повышение заработной. Инфляция в 1998 году составила 2,5%, по сравнению с

3,5% в 1997г. В 1999 году прогнозируется рос ВВП в размере 2,5%. Этот

показатель очень близок к потенциальному уровню, что связано со снижением

внутреннего спроса как следствия спада на фондовом рынке и со снижением

внешнего спроса, вызванного усилением позиций доллара относительно других

валют.

Япония

Вслед за наметившимся экономическим ростом в 1997 году, начался период спада.

Экономическая ситуация особенно ухудшилась в первой половине 1998 года. К

факторам, лежащим в основе неудовлетворительного функционирования экономики

Японии, относятся рост финансовой напряжённости, особенно в банковской

системе, сокращение мер по стимулированию экономики, принятых в апреле 1997

года. В ответ на этот спад правительство Японии в начале 1998 года объявило о

принятии программы финансовой помощи и фискального стимулирования экономики.

Программа включала в себя пакет налоговых льгот экономике в размере 2,5% от

ВВП.

Основные показатели развития экономики Японии

В среднем за 1980-89 В среднем за 1990-991995199619971998 1999*
Реальный ВВП 3,8 1,5 1,5 3,9 0,8 - 2,5 0,5
Совокупный внутренний спрос 3,6 1,2 2,3 4,8 -0,5 - 3,5 -
Уровень безработицы 2,5 3,0 3,1 3,3 3,4 4,1 4,3
Дефицит бюджета - - -4,1 -4,3 -3,6 -4,8 -5,1
Экспорт 6,2 5,1 5,4 3,5 10,8 -1,9 0,6

*-прогноз МВФ

Правительство также предпринимало шаги по решению проблем с ликвидностью в

банковской сфере и по доступности банковских кредитов. После официального

признания несостоятельности нескольких крупнейших институтов в конце 1997

года Банк Японии принял решение обеспечить своими средствами их ликвидность

для поддержания стабильности в финансовом секторе. В январе 1999 г.

правительство Японии объявило о дополнительных мерах по увеличению

государственных расходов и налоговые льготы на сумму 66 млрд. долларов.

4.3 Финансирование, кредитование и страхование

внешнеэкономической деятельности

Отношения, связанные с иностранными инвестициями в Республике Казахстан,

регулируются Законом “ Об иностранных инвестициях”, а также другим

законодательством Республики Казахстан.

Отношения, связанные с предоставлением займов, кредитов, целевых банковских и

финансовых вкладов, а также связанные с инвестициями национальных инвесторов

за рубежом, регулируются специальным законодательством. До принятия

законодательных актов, регулирующих данные отношения, к ним могут применяться

нормы настоящего Закона, если это не противоречит существу отношений.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан,

установлены иные положения, чем те, которые предусмотрены Законом, то

применяются положения международного договора (внесены изменения - Законом РК

от 16 июля 1997 г. N 165).

Внешнеэкономическая деятельность и страхование тесно взаимосвязанные

категории рыночного хозяйства. Страхование направлено на защиту как его

конечных результатов, так и различных факторов, обеспечивающих достижение

намеченных целей.

Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение

вложенного в предприятие (дело) капитала. Поэтому важное значение приобретает

страхование на случай возможной потери ожидаемой прибыли или неполучение

предполагавшегося дохода.

Основные причины, вызывающие потери (неполучение прибыли) обуславливаются

двумя группами причин:

нарушение процесса производства при наступлении стихийных бедствий, аварий,

других аналогичных событий;

изменение рыночной конъюктуры, ухудшением и нарушением контрактов со стороны

поставщиков или потребителей продукции (услуг) и т.п.

Обе эти группы факторов находятся в сфере страхования.

Инвестиционные споры разрешаются, по возможности, путем переговоров. Если

такие споры не могут быть разрешены путем переговоров в течение трех месяцев

с даты письменного обращения любой из сторон в споре к другой стороне, то

спор, по выбору любой из его сторон, может передаваться для разрешения, при

наличии письменного согласия иностранного инвестора:

1) в судебные органы Республики Казахстан;

2) в соответствии с согласованной процедурой разрешения споров, в том числе

установленной в контракте или любом ином соглашении между сторонами в споре,

в один из следующих арбитражных органов:

а) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее -

Центр), созданный в соответствии с Конвенцией по урегулированию

инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств,

открытый для подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 года (Конвенция ИКСИД);

б) Дополнительный орган Центра (функционирующий по Правилам Дополнительного

органа), если государство инвестора не является участником Конвенции ИКСИД;

в) арбитражные органы, учреждаемые в соответствии с Арбитражным регламентом

Комиссии Организации Объединенных Наций по международному торговому праву

(ЮНСИТРАЛ);

г) на арбитражное рассмотрение в Арбитражный институт Торговой Палаты в

Стокгольме;

д) Арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Республики Казахстан.

Закон об инвестициях даёт гарантии от изменения законодательства, так в

случае ухудшения положения иностранного инвестора, в течение 10 лет

применяется законодательство, действовавшее в момент осуществления

инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (свыше 10 лет)

контрактам с уполномоченными государством органами, - до окончания срока

действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное.

При осуществлении инвестиционной деятельности на основании лицензии гарантия,

предусмотренная пунктом первым настоящей статьи, сохраняется в пределах

сроков, установленных пунктом первым, до прекращения действия лицензии, а в

случае ее продления - до окончания срока, на который продлена лицензия.

Необходимо создание системы привлечения и активного вложения свободных

капиталов населения, предприятий и организаций в реализацию инвестиционных

проектов с высоким уровнем надежности возврата средств через национальную

банковскую систему. Для этого требуется высокоэффективная работа

казахстанских банков на уровне международных стандартов, улучшение

банковского менеджмента и качества оказываемых услуг, в особенности в области

инвестиций, отказ от финансирования заведомо слабых проектов, поиск новых

методов и способов стимулирования инвестиционных накопления на банковских

счетах. Без улучшения работы банков невозможно обеспечить высокий уровень

доверия к банкам, а значит крупномасштабную мобилизацию внутренних

инвестиционных ресурсов страны.

В условиях низкой капитализации казахстанских банков одним из приемлемых

путей развития проектного финансирования является предоставление кредитных

ресурсов на синдицированной основе с разделением рисков с другими банками,

включая зарубежные. Это позволит не только мобилизовать необходимый для

реализации проекта объем инвестиционных ресурсов, но и обмениваться опытом и

информацией.

Предстоит обеспечить развитие инвестиционных банков, фондов и компаний;

пенсионных фондов; страховых компаний в качестве финансовых институтов,

аккумулирующих временно свободные денежные средства для последующего

инвестирования их в развитие национальной экономики на гарантированных

принципах возврата и получения.

Переливу временно свободных финансовых ресурсов в инвестирование

быстрорастущих предприятий и их проектов будет способствовать развитие рынка

корпоративных ценных бумаг с учетом международных требований.

Для повышения уровня доверия населения к банкам второго уровня,

стимулирования роста банковских вкладов и увеличения кредитных ресурсов,

предназначенных для реализации инвестиционных проектов, представляется

целесообразным разработка механизмов и способов организации страхования

депозитов частных лиц, а также поднять планку, когда требуется предоставление

банку налоговой декларации в случае размещения денег на банковском депозите.

В 1999-2005 гг. предстоит продолжить работу по заключению двусторонних

соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, рассматривая их в

качестве важного инструмента привлечения иностранного капитала в

казахстанскую экономику. Такие соглашения в первую очередь будут заключаться

со странами, обладающими высокими инвестиционными возможностями и активно

вкладывающими прямые инвестиции в Республике Казахстан. В частности, в 1999

году предстоит направить в Парламент страны на ратификацию соглашения с

Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом, Кувейтом, Францией, а также

Конвенцию о защите прав инвестора, заключенную в рамках СНГ.

Гарантия политического и регулятивного рисков могут предоставляться для всех

видов инвестиций, за исключением операций по покупке акций предприятий и

других видов инвестиций в капитал. Однако, инвестиции в капитал могут быть

прогарантированы Международным агентством по гарантированию инвестиций

(MIGA). С другой стороны, финансирование может быть структурировано таким

образом, что определенная часть гарантируется Всемирным банком и эта

гарантия, по существу, распространяется на все финансирование инвестиционного

проекта.

Агентству Республики Казахстан по инвестициям совместно с Всемирным банком и

MIGA предстоит активизировать работу по открытию в 1999 году линии по

гарантированию рисков, рассматривая ее в качестве реального способа

привлечения иностранных частных капиталов в развитие казахстанской экономики.

Предстоит также разработать необходимые законодательные и нормативные

правовые акты по вопросам предоставления гарантий политического и суверенного

риска.

Произошедшие изменения в практике инвестирования, а также существенные

перемены в мировой экономике обусловливают необходимость формирования и

развития системы страхования инвестиционных рисков. В частности,

предполагается включить в Закон “О государственной поддержке прямых

инвестиций” законодательное обеспечение выдачи гарантий политического и

суверенного риска и определение уполномоченного органа, ответственного за

выдачу таких гарантий.

Большое значение приобретает развитие рынка страховых услуг, оказание

поддержки казахстанским страховым организациям в развитии международного

сотрудничества и заключении соглашений о предоставлении страховых покрытий с

ведущими зарубежными страховыми компаниями. Необходимо также содействие

движению прямых иностранных инвестиций между странами путем страхования

инвестиций от некоммерческого (политического) риска и предоставления

необходимых консультативных услуг. Целью страхования инвестиций от

политических рисков является устранение опасения иностранных инвесторов в

отношении экспроприации, национализации инвестиций и других подобных

“катастроф”.

Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, “О страховании”

от 3 октября 1995 года, в котором определены различные аспекты деятельности

страховых организаций, в том числе и по размещению страховых резервов, им

разрешено инвестировать только в государственные ценные бумаги ( не более 80%

страховых резервов) и в ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте ( не

более 50% страховых резервов). По состоянию на 1 января 1999 года из общего

объема активов 71 страховой организации, составляющего лишь 5.868 миллиона

тенге, в ценные бумаги (государственные ценные бумаги, долговые

негосударственные ценные бумаги, акции и паи других юридических лиц) было

вложено только 8,6%. При этом необходимо отметить, что активы страховых

организаций включают в себя как страховые резервы, так и их собственные

активы.

4.4 Иностранная предпринимательская деятельность в стране

С момента создания в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от

8 ноября 1996 года Государственного комитета Республики Казахстан по

инвестициям (с 22 января 1999 г.- Агентство Республики Казахстан по

инвестициям) инвестиционный климат в стране, по общим оценкам, претерпел

изменения в положительную сторону, чему способствовали активная деятельность

главы государства, его внимание к вопросам совершенствования деловой Среды,

сохранение благоприятной макроэкономической и социально- политической

ситуации, структурные реформы в экономике, последовательное обновление

законодательства и т.д. Особое значение имело продолжение административной

реформы, в рамках которой был создан специализированный орган, отвечающий за

привлечение прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики.

Закон Республики Казахстан “ Об иностранных инвестициях” определяет основные

правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в

экономику Республики Казахстан, закрепляет государственные гарантии защиты

иностранных инвестиций, определяет организационные формы их осуществления,

порядок разрешения споров с участием иностранных инвесторов.

Инвестиции"- все виды имущественных и интеллектуальных ценностей,

вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения

дохода, в том числе:

- движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право

удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных для

реализации без переработки;

- акции и иные формы участия в коммерческих организациях;

- облигации и другие долговые обязательства и т.п.

Немаловажную роль в повышении инвестиционной привлекательности страны имеют

информационно- презентационные мероприятия, а также создание механизмов

интерактивного диалога между государством и инвесторами (Совет иностранных

инвесторов при Президенте Республике Казахстан, образован в июне 1998г.;

регулярные встречи главы государства с ведущими инвесторами; круглые столы

инвесторов, Алматинский инвестиционный саммит и т.д.). В Совет иностранных

инвесторов вошли руководители крупнейших иностранных компаний, банков и

международных консалдинговых организаций, действующих на территории

Республики Казахстан. С учётом его предложений и рекомендаций по улучшению

инвестиционного климата в Республике Казахстан создано 4 совместных рабочих

группы по вопросам законодательства; налогооблажения; текущей деятельности

инвесторов и повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан.

Очевидно, что позитивные тенденции могут быть сохранены и упрочены лишь при

последовательном продолжении избранного курса. При этом следует учитывать,

что общемировые инвестиционные процессы приобретают неблагоприятную динамику

и сопровождаются ростом недоверия среди инвесторов к развивающимся рынкам, к

которым относится также финансовый рынок Республики Казахстан. Кроме того,

сохраняется негативная тенденция ухудшения ценовой конъюктуры на мировом

рынке по основным экспортным позициям Казахстана.

Последовательное осуществление одного из главных долгосрочных приоритетов

Стратегии развития Казахстана до 2030 года, предусматривающего экономический

рост на основе иностранных инвестиций и внутренних сбережений, диктуется в

первую очередь факторами внутреннего развития, Но для ускоренного развития

национальной экономики необходим рост притока прямых иностранных инвестиций

(ПИИ).

С привлечением ПИИ связаны определённые выгоды для казахстанской экономики,

которые заключаются в организации новых производств; создании дополнительных

или поддержании действующих рабочих мест и снижении уровня безработицы в

стране; приобретении новых технических и управленческих навыков; увеличении

инвестиций в основной капитал и развитие инфраструктуры.

Приток ПИИ в ранее не столь привлекательные среди инвесторов отрасли

национальной экономики несколько активизировался благодаря новой

инвестиционной политике, направленной на привлечений прямых инвестиций и

оказание им государственной поддержки. В то же время подписаны крупные

контракты в нефтегазовом секторе, которому инвесторы традиционно отдают

предпочтение для вложения инвестиций.

В 1998 году, по данным Национального Банка, в Казахстан поступила 1,2 млрд.

долл. валовых ПИИ, что заметно меньше, чем в 1997 году, когда было привлечено

2,1 млрд. долл. ПИИ, но больше среднегодового уровня за последние пять лет.

В целом за период 1993-1998гг. валовой и чистый притоки ПИИ достигли

соответственно 7,9 млрд. и 6,5 млрд.долл.

По объему притока ПИИ в 1998 году можно выделить три группы стран- инвесторов:

с объёмом инвестиций свыше 100,0 млн.долл.,

от 50,0 млн. до 100,0 млн.долл.,

менее 50,0 млн.долл.

В первую группу по итогам 1998 года по-прежнему входят США (397,8 млн.долл.),

а также впервые вошла Япония (227,4 млн.долл.), что свидетельствует о

появлении интереса японских компаний к инвестиционным возможностям в

Казахстане. В совокупности на первую группу приходится 625,2 млн.долл.

инвестиций, или 51,4% от общего объёма притока ПИИ.

Во вторую группу стран- инвесторов в 1998 г. вошли Турция (88,8 млн.долл.),

Китай (82,3 млн.долл.); Великобритания (78,5 млн.долл.), Германия (69,3

млн.долл.) и Индонезия (55,0 млн.долл.). В сумме ПИИ второй группы в

совокупности составили 373,9 млн.долл., или 30,7%.

Третья группа стран, по данным за 1998 года, инвестировала в совокупности

216,9 млн.долл., или 17,8%, в то время как в 1997 г. на них приходилось 166,8

млн.долл., или 8%.

В целом, за период 1993- 1998 гг. лидирующее положение в инвестировании

казахстанской экономики по- прежнему занимают США (29,1%), за которыми

следует Республика Корея (18,5%) и Великобритания (13,3%).

В отраслевом разрезе большая часть поступивших в 1998г. ПИИ (820,1 млн.долл.,

или 67,4%) размещена в нефтегазовом комплексе. Заметные объёмы ПИИ вложены

также в финансовый сектор (7%);

энергетический комплекс (7%);

цветную металлургию (6,4%);

пищевую промышленность (2,9%);

товары народного потребления (2,5%).

В остальные отрасли казахстанской экономики поступило в совокупности лишь

6,8% от общего объёма ПИИ.

В целом, за период 1993- 1998гг. лидерами в привлечении ПИИ по- прежнему

остаются нефтегазовый комплекс (47,5%) и цветная металлургия (24,1%).

Определённый интерес среди иностранных инвесторов вызывают также такие

отрасли казахстанской экономики, как чёрная металлургия (4,4%),

энергетический комплекс (4.3%), пищевая промышленность (3,4%), связь (2,7%),

добывающая промышленность (2,4%).

Для дальнейшей активизации привлечения ПИИ особое значение имеет изучение

мирового рынка ПИИ, основных потоков и тенденций его развития. При этом важно

рассматривать как приток, так и отток ПИИ. В первом случае, появляется

возможность выделения основных стран- конкурентов за привлечение ПИИ, а во

втором случае определить ведущие страны- инвесторы для ведения более

сконцентрированной и целенаправленной рекламно- информационной деятельности,

привлечения внимания инвесторов из этих стран к инвестиционным возможностям в

Казахстане.

Тенденция роста притока ПИИ создаёт основу для расширения международного

производства, который в 1997 году составил 3,5 трлн.долл. Такой Объём

международного производства был организован 53 тыс. ТНК и их 450 тыс.

заграничными дочерними предприятиями. При этом объём продаж у заграничных

дочерних предприятий растёт значительно быстрее, чем объём мирового экспорта

товаров и услуг.

Основной приток ПИИ по- прежнему приходится на развитые страны. В 1997 г. ими

привлечено 58% общемирового притока ПИИ, или 233,1 млрд.долл., в т.ч. в

Западную Европу - 114,9 млрд.долл., из них в Европейский Союз- 108,2

млрд.долл.; в Азиатско- Тихоокеанский регион ( Япония, Австралия, Новая

Зеландия)- 14,1 млрд.долл. Среди развитых стран наибольшие объёмы ПИИ в 1997

г. привлекли США (90,8 млрд.долл.), Великобритания (36,9 млрд.долл.), Франция

(18,3 млрд.долл.), Бельгия и Люксембург (12,5 млрд.долл.).

Несмотря на рост недоверия инвесторов к развивающимся странам, к которым

ЮНКТАД относит также Казахстан, они продолжают оставаться среди основных

действующих лиц на мировом рынке ПИИ. Так, доля развивающихся стран в

общемировом притоке ПИИ выросла с 17% в 1990г. до 37% в 1997г.

В Центральной Азии (ЮНКТАД включил в её состав Армению, Азербайджан, Грузию,

Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) шесть лет подряд

наблюдается рост ПИИ. В 1997г. по объёму притока ПИИ Центральная Азия в 1,4

раза превзошла Западную Азию, охватывающую Турцию и арабские страны Ближнего

и Среднего Востока. Казахстан и Азербайджан получили 72% всех ПИИ,

поступивших в 1997 г. в Центральную Азию, намного опередив другие страны

региона.

Если приток ПИИ в страны, экспортирующие нефть, за период 1994- 1997гг. вырос

в 1,3 раза, в развивающиеся страны- в 1,5 раза, в развитые страны- в 1,6

раза, то в страны Восточной и Центральной Европы- в 3,1 раза. в 1997 году

лидерами по привлечению ПИИ в этом регионе были Россия (6,2 млрд.долл.) и

Польша (5,0 млрд.долл.).

Характеризуя общемировой отток ПИИ в 1997г. следует отметить, что на долю

развитых стран приходится 85% ПИИ, размещенных за рубежом, на долю

развивающихся стран- 14%; на долю стран Восточной и Центральной Европы- около

1%.

Работа Правительства нацелена на активизацию привлечения прямых иностранных

инвестиций в развитие казахстанской экономики, крупные контракты подписаны в

нефтегазовом секторе, которому инвесторы отдают предпочтение.

С момента провозглашения в 1991 году государственной независимости в

Казахстане создан прочный фундамент правовой базы, необходимой для бизнеса и

инвестиций. В его основании находятся конституционные принципы и нормы,

предусматривающие равную защиту государственной и частной собственности,

право каждого на свободу предпринимательской деятельности, свободное

использование своего имущества для любой законной предпринимательской

деятельности. Одним из основополагающих документов в области инвестиционной

политики являются Закон “Об иностранных инвестициях” и постановление

Правительства Республики Казахстан от 1 июля 1999г. № 911 “О Программе

привлечения прямых инвестиций в Республике Казахстан на период 1999- 2000

годов и Плане мероприятий по реализации Программы привлечения прямых

инвестиций в Республике Казахстан на период 1999- 2000 годов”.

В числе соновных мероприятий Программы стоит вопрос о создании системы

мониторинга инвестиционного климата страны путём развития сотрудничества с

международными рейтинговыми агентствами; обобщения и анализа страновых

рейтинговых оценок, присваивамых Казахстану за рубежом; регулярного

проведения совместно с Международным центром по налогам и инвестициям, FIAS и

другими организациями опросов инвесторов, действующих на территории

Казахстан. Намечается формирование национальной рейтинговой системы,

адаптированной к международным требованиям. В целях активизации привлечения

прямых инвестиций будет осуществляться организаторская работа с отобранными

компаниями на внутреннем и внешнем рынках. Большое место в этой системе

занимают СП. Совместное предприятие - предприятие с иностранным участием,

созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на

территории Республики Казахстан, в котором часть имущества (акций, долей)

принадлежит иностранному инвестору.

Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного

товарищества, акционерного общества, а также в иных формах, не противоречащих

законодательству Республики Казахстан. Размер, порядок и сроки

формирования уставного фонда предприятия с иностранным участием определяются

в соответствии с законами. Взносы в уставный фонд могут вноситься в виде

зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей. Уставный

фонд может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности и других

поступлений предприятий, а при необходимости также за счет дополнительных

вкладов его участников.

Доли имущественных вкладов казахстанских и иностранных участников в уставном

фонде совместного предприятия определяются по договоренности между

участниками как в национальной валюте Республики Казахстан, так и в

иностранной валюте с применением цен мирового рынка и курса, установленного

Национальным Банком Республики Казахстан на дату регистрации юридического

лица. Оценка вклада в уставный фонд производится в порядке, установленном

законодательными актами Республики Казахстан.

4.5 Таможенная система страны

Государственный таможенный комитет Республики Казахстан является центральным

исполнительным органом, возглавляющим единую систему таможенных органов

Республики Казахстан, осуществляющим непосредственное руководство таможенным

делом, проводящим единую государственную таможенную политику и осуществляющим

в этих целях межотраслевую координацию. Комитет осуществляет свою

деятельность во взаимодействии с другими государственными органами,

организациями и гражданами и руководствуется в своей деятельности

Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и

Правительства Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами

Республики Казахстан.

Комитет в соответствии с возложенными на него задачами:

готовит предложения о совершенствовании таможенной политики Республики

Казахстан;

разрабатывает правовой, экономический и организационный механизмы реализации

таможенной политики Республики Казахстан, обеспечивает их реализацию;

разрабатывает и реализует программы развития таможенного дела в Республике

Казахстан;

участвует в подготовке в установленном порядке проектов законодательных и

иных нормативных правовых актов о таможенном деле;

участвует в подготовке предложений о совершенствовании механизма

регулирования взаимоотношений Республики Казахстан с мировым сообществом в

сфере экономики, стимулирования экспорта и привлечения иностранных

инвестиций;

вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения

таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы

Республики Казахстан;

участвует в разработке мер экономической политики в отношении

товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, включая

лицензирование;

организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости

товаров;

обеспечивает своевременное и полное внесение в республиканский бюджет

таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы

Республики Казахстан;

обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при перемещении

товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан

;

осуществляет экспортный контроль за вывозом стратегических и других, жизненно

важных для Республики Казахстан материалов, а также культурных ценностей и

т.д.

Комитет руководит деятельностью таможенных учреждений Республики Казахстан,

таможенных лабораторий и других подведомственных ему организаций, а также

деятельностью таможенных представительств Республики Казахстан за границей.

5. Установление связей с фирмами страны

5.1 Сбор информации о рынке и

возможных партнерах

Рынок деловой информации в Казахстане в настоящее время находится на

начальной стадии формирования. Пока ещё недостаточно развиты услуги по

предоставлению справочных, коммерческих, аналитических, статистических,

прогнозных, социологических и иных информационных материалов по различным

аспектам экономической деятельности на территории республики. Зачастую

деловая информация чрезмерно закрыта или наблюдается ограниченный доступ к

ней.

Все эти проблемы находятся под постоянным контролем центральных

исполнительных органов Казахстана. Предпринимается ряд мер по улучшению

информационного рынка. В целях создания эффективной и регулярно обновляемой

рекламно- информационной системы постоянного действия, доступной для

отечественных и иностранных пользователей, с учётом соблюдения требований

национальной безопасности, сохранения государственных секретов и коммерческой

тайны разработаны и утверждены Правительством Республики Казахстан

соответствующие Программы. Так, например: 27 мая 1999г. постановлением

Правительства № 658 “Вопросы развития ценных бумаг в Республике Казахстан”

утверждена Программа развития рынка ценных бумаг на 1999- 2000гг.; 1 июля

1999г. постановлением № 911 “О Программе привлечения прямых инвестиций в

Республике Казахстан на период 1999- 2000гг.” утверждён План мероприятий по

реализации этой Программы, где также предусматривается создание

информационного рынка.

Из всех директивных документов можно выделить основные источники

предполагаемой информации:

- Телевидение

- Радио

- Печатные средства

- Наружные носители информации

- Электронные средства

- Общественные

- Информационный материал.

Весь подаваемый материал предполагается разделить на две большие группы:

Социально- ориентированные информационные материалы;

Тематические ориентированные информационные материалы.

В рамках каждой группы информационный материал будет делиться на жанры, виды

и типы. Использование различных групп, информационных каналов, жанров и

типов позволит охватить все целевые группы Казахстана.

Предстоит создать мощный информационный узел (Web-site) в глобальной сети

“Интернет”, предназначенный для освещения всех вопросов, связанных с

развитием многоотраслевой экономики. По существу, он должен стать ведущим

звеном в рекламно-информационной работе за рубежом и внутри страны. При этом

намечается обеспечение регулярного обновления информационных, рекламных,

справочных, статистических и аналитических материалов с привлечением

министерств и других государственных органов Республики Казахстан. Кроме

этого предстоит организовать адресный поиск инвесторов для создания

конкретных инвестиционных проектов с использованием новых информационных

технологий.

Будет продолжена начатая работа по созданию рекламно-информационных

продуктов, в т.ч. с использованием CD-ROM об инвестиционных возможностях в

Казахстане. Для повышения качества рекламно-информационных продуктов в

электронном виде, предназначенных для инвесторов, предполагается провести

переговоры с международными финансовыми и экономическими организациями по

вопросам привлечения технической помощи Агентству Республики Казахстан по

инвестициям и РГП “Казинвест”.

В последнее время проводится более целенаправленная и последовательная

рекламно-информационная деятельность по представлению инвестиционных

возможностей в Казахстане и привлечения прямых иностранных инвестиций. За

период 1997-1998 г.г. бывшим Госкоминвестом проведено самостоятельно или с

его непосредственным участием свыше 30 крупных международных форумов,

конференций, семинаров, круглых столов, выставок и ярмарок по привлечению

прямых инвестиций в Казахстан, в т.ч. в Великобритании, Турции, Германии,

Японии, Египте, США, Республике Корея, Нидерландах, Польше. На всех

презентационных мероприятиях инвесторам предоставлялись необходимые

инвестиционные, рекламные и справочные материалы. Большое внимание уделялось

также взаимодействию с зарубежными и отечественными средствами массовой

информации.

Будет продолжена практика проведения региональных семинаров, конференций,

круглых столов и брифингов по всем вопросам внутриэкономической и

внешнеэкономической деятельности. Большое значение придается организации

образовательных семинаров для представителей регионов, а также проведению

международных презентационных мероприятий с участием регионов Казахстана,

наиболее привлекательных для вложения инвестиций.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Закон Республики Казахстан “О республиканском бюджете на 2000 год” от

11 ноября 1999г. № 473-1 ЗРК.

2. Закон Республики Казахстан “О рынке ценных бумаг” от 5 марта 1997г.

3. Закон Республики Казахстан “Об инвестиционных фондах в Республике

Казахстан”

4. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, “О ценных

бумагах и фондовой бирже” от 21 апреля 1995 г.

5. "Коммерческие банки: создание и организация деятельности"

6. Жyрнал "Финансы" N 9 за 1998 год

7. Жyрнал "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию"

приложение к жyрналy "Финансы", N8,9,10 за 1997 год

8. Энциклопедия Казахской ССР

9. Сборник “Анализ чрезвычайных ситуаций на территории Республики

Казахстан ”, 1999г.

10. проект постановления Правительства Республики Казахстан 1999г. “План

подготовленности Казахстана к природным катастрофам”

11. Информационно- аналитический бюллетень “Саясат- Политика” № 6,10,11 1996г.

12. Сборник “Дипломатический курьер”, Алматы, МИД, № 3, 1998г.

13. “ Товарная биржа”, Школа бизнеса, Алматы, 1997г.

14. Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики

Казахстан №№ 9, 23-24, 32-33

15. Сборник “Правительственный вестник” № 3,4 1999г.

16. Информационный бюллетень “Президентский контроль” № 1, 1999г.

17. Краткий словарь делового человека, Алматы, “Жардем”, 1997г.

18. “Основы государства и права Казахстана” Г. Сапаргалиев, Алматы,

“Атамура”, 1998г.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.