РУБРИКИ

Курсовая: Национальная экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Национальная экономика

Курсовая: Национальная экономика

Министерство образования Республики Беларусь

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики

Курсовая работа

по макроэкономике

Тема ”Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития”

Руководитель

Л.Д. Степаненко

Могилев 2001

Содержание

Введение.

1.Понятие национальной экономики, ее цели.

1.1 Цели национальной экономики

1.2 Занятость населения, как фактор экономики.

1.3 Структура национальной экономики, ее виды.

2.Система и виды макроэкономических пропорций.

2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.

3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования

национальной экономики.

3.1Прогнозирование экономического развития РБ.

4. Методы регулирования экономики.

5.Понятие национального продукта и система национальных счетов

(СНС).

5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.

Структура СНС.

6.ВВП, его формы и методы измерения.

6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.

Заключение.

Введение

Национальная экономика является исторически сложившейся системой

общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов

производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного

труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: мате­риальное и

нематериальное производство, непроизводственная сфе­ра.

Важнейшей составной частью национальной экономики явля­ется материальное

производство, в котором создаются необходи­мые для жизни и развития

общества средства производства и пред­меты потребления. В материальное

производство входят такие от­расли, как промышленность, сельское хозяйство,

строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального

производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей —

добывающей и обрабатывающей.

В экономической теории среди предприятий материальной сфе­ры выделяют

предприятия по производству средств производства и производству предметов

потребления.

Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом,

имеющим нематериальную форму: научные зна­ния и информация; произведения

искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые

населению. Нема­териальное производство включает науку и научное

обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.

Непроизводственная сфера необходима обществу, т.к. в нее входят содержание

армии, судебные и юридические органы, рели­гиозные учреждения, другие

общественные организации.

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию "национальная

экономика". В наиболее общем виде ее опре­деление дал американский ученый

рус­ского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев:

"Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого

числа различных взаимосвязанных видов деятельности".

Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно

отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой

деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. Национальная

экономикаисторически сложившаяся система общественного

воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов

производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы

общественного труда.

Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая

система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические

черты, обусловленные географи­ческим положением страны, ее участием в

международном разде­лении труда, культурными, историческими традициями и

другими факторами.

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических

наук. Так, экономические отношения и законо­мерности развития в ее отдельных

отраслях изучают такие дисцип­лины, как экономика промышленности,

строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает

нацио­нальную экономику как целостную систему, раскрывает содержа­ние ее

основных понятий, общие закономерности развития.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фир­мы, организации,

домашние хозяйства, объединенные экономиче­скими взаимоотношениями в единое

целое, выполняющие опреде­ленные функции в общественном разделении труда,

производящие товары или услуги.

Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит

структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность.

Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной

экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к

народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В

макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое

прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта

в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия

государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов

обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за

развитием социально- экономических процессов и положением государства в

качестве носителя законодательной и административной власти.

1.Понятие национальной экономики.

1.1 Цели национальной экономики

Главной целью всей экономической политики является создание эффек­тивной и

конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой

цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную

среду для хозяйственной деятельности всех субъек­тов экономики независимо от

форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема про­изводства. Это

означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без

резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в тече­ние длительного

времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие

цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же,

наоборот, стимулируют производство, но снижают по­купательную способность

населения. Поэтому достижение стабиль­ности цен в современной рыночной

экономике означает не "замо­раживание" их на длительный период, а плановое

регулируемое из­менение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение

относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный

обменный курс национальной ва­люты на валюты других стран. Если в страну

ввозится больше това­ров, чем продается за границу, то возникает отрицательное

сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в

страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торго­вого баланса

значительное влияние оказывает курс валюты ве­личина денежной единицы

одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или

понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное

или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий

получить работу находит ее. Но это не оз­начает, что полная занятость

охватывает все трудоспособное насе­ление страны. В любой стране в каждый данный

момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в

связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть

структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры

новых рабочих мест, свя­занных с внедрением новых технологий, имеющейся

структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям

и новым профессиям от спроса на эти про­фессии.

1.2 Занятость населения, как фактор экономики.

Полная занятость всегда составляет менее 100 % трудоспособного населения.

Уровень безработицы при полной за­нятости называется естественным уровнем

безработицы, который равен сумме уровней фрикционной и структурной

безработицы. Поэтому максимально возможный уровень занятости соответству­ет

естественному уровню безработицы.

Одна из причин неэффективности за­нятости в Беларуси - избыточная занятость

на предприятиях. Это явление в отечествен­ной экономике возникло в годы

командно-административного управления экономикой, когда за счет создания

экономически неце­лесообразных рабочих мест искусственно завышался уровень

занятости. Избыточная занятость - результат проводимой в то вре­мя политики

поголовной занятости. Сверхзанятость с экономической точки зре­ния возникает

тогда, когда вопрос о каче­стве и количестве рабочих мест решается в пользу

последнего, и служит одним из ис­точников экстенсивного развития экономи­ки.

Существует несколько причин сохране­ния избыточной занятости на отечественных

предприятиях.

Во-первых, это институциональное поддержание избыточной занятости в стране,

что проявляется в принятии зако­нодательных актов о недопущении массовых

сокращений, приоритетах государственной программы занятости, направленной на

сдер­живание массовой безработицы в открытом виде, действии коллективно-

договорных со­глашений в рамках института социального партнерства о

сохранении стабильного тру­дового коллектива.

Во-вторых, это слабое раз­витие рыночных регуляторов хозяйственной

деятельности предприятий, что позволяет сохранять незадействованный персонал

даже при ухудшении их финансового положения.

В-третьих, это соображения конъюнктурного характера хозяйственных

руководителей: обес­печение административно установленных тем­пов роста

выпуска продукции стало возможным за счет экстенсивного ис­пользования

трудовых ресурсов; содержание избыточной численности работников на

градообразующих предприятиях позволяет ина­че общаться с органами местного

самоуправ­ления. Поэтому, как правило, руководство предприятий не

заинтересовано в оптимиза­ции уровня занятости, а проводит пассивную политику

стимулирования добровольных увольнений работников.

Т.о., избыточная занятость в современных условиях поддерживается, по­скольку

отвечает тактическим целям выжи­вания отечественных предприятий. Предпри­ятия

восполняют потери рабочей силы за счет нового набора, а не повышения

эффектив­ности занятости оставшихся работников (их переобучения, повышения

квалификации, производительности труда). Содержание избыточной заня­тости на

предприятиях возможно только в экономике с неразвитыми рыночными

регу­ляторами, т.к. рынок заставляет оптимизировать трудовые издержки,

снижать их до экономически целесообразного уров­ня. При более радикальных

рыночных преобразова­ниях (ужесточении финансово-кредитной среды

госпредприятий, введении банкротства и т.д.) уровень избыточной за­нятости

будет значительно снижен.

Важнейшая характеристика сферы за­нятости в Беларуси - наличие вынужден­ной

неполной занятости как следствия ее избыточного уровня, что проявляется в

виде занятости неполный рабочий день, адми­нистративных отпусков. Избыточная

заня­тость не идентична неполной вынужденной занятости, хотя последняя

является конкрет­ным выражением трудоизбыточности на мик­роуровне и

характеризует объем, структуру неэффективно задействованного персонала.

1.3 Структура национальной экономики, ее виды.

Структура национальной экономики представляет собой устой­чивые

количественные соотношения между ее составными частя­ми. Различают

воспроизводственную, социальную, территориаль­ную структуры и инфраструктуру

национальной экономики. Вос­производственная структура отражает ее деление на

наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами

и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между

ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные

группы воспроизводствен­ной структуры: домашние хозяйства, предприятия

(предпринима­тельский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает до­машнее хозяйство.

Оно является важной сферой национальной эко­номики, где потребляется

значительная часть национального дохо­да, накапливаются огромные суммы

денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых

ресурсов.

Домашние хозяйства в республике не обладают большим потенциалом как

потребители товаров и услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже

при приросте ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация домашних

хозяйств в трансформационной экономике является делом обычным, и это видно на

примере наших семей, среди которых всего 0,6 % купили в этом году автомобиль

или другие сред­ства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость.

Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %,

всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные

показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни. Для наших

бюджетов неизвестным событием является покупка акций или иных ценных бумаг,

т.к. 3,3 % семей республики покупают валюту. Эта сумма превышает средний

размер вкладов в банки в два раза, которые сде­лали 5 % семей населения

республики.

Социальная структура национальной экономики означает де­ление ее на секторы —

совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными

социально-экономически­ми отношениями. Национальную экономику можно разделить

на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам тру­да и другим

признакам. Для экономической теории важное значе­ние имеет деление

национальной экономики на секторы в соответ­ствии с формами собственности на

средства производства. По это­му критерию в Беларуси можно выделить следующие

секторы: го­сударственный (республиканский), муниципальный, частный,

кол­лективный, смешанный и др.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли —

качественно однородные группы хозяй­ственных единиц, выполняющие в процессе

общественного воспро­изводства одинаковые по социально-экономическому

содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные

народнохо­зяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и

др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая струк­тура играет

важную роль в национальной экономике, т.к. имен­но в отраслевом "разрезе"

осуществляется планирование и прогно­зирование, происходит учет

статистических данных.

В структуре промышленности республики основное место при­надлежит

машиностроению, лесной, химической, легкой, продо­вольственной

промышленности. Они дают 9/10 валового продукта промышленности республики.

Ведущая отрасль — машинострое­ние и металлообработка—имеет развитую

многоотраслевую струк­туру: тракторо- и сельскохозяйственное

машиностроение, автомо­билестроение, электротехническая промышленность,

станко- и при­боростроение, производство вычислительной техники и др.

Территориальная структура определяется размещением производительных сил на

территории страны и означает деление наци­ональной экономики на экономические

районы. Например, в РБ можно выделить западный и восточный эконо­мические

районы со своими территориально - производственными комплексами, занятостью

населения, природными ресурсами и дру­гими характеристиками.

Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним

относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь

и другие отрасли.

Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных

групп в экспорте и импорте.

Структура любой национальной эконо­мики имеет тенденцию к усложнению под

влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, спе­циализации

производства, возникновения новых видов производ­ства и отмирания старых, а

также других факторов.

Национальные экономики отличаются друг от друга и по струк­туре. Различия

обусловлены сложившимися подходами к формиро­ванию экономик, традициями в

производстве и другими фактора­ми.

Особенностью структуры национальной экономики Беларуси является то, что она

сложилась в условиях бывшего СССР и поэто­му содержит в себе все специфические

черты разделения труда меж­ду республиками в едином народнохозяйственном

комплексе стра­ны. Так, для нее характерны высокая степень развитости и

концен­трации металлообрабатывающих предприятий, сборочных произ­водств,

предприятий химической промышленности и др., отличаю­щихся высокой

металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Рес­публика фактически представляет

собой "сборочный цех" бывшего Союза и поэтому промышленность для нормальной

работы нужда­ется в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран

СНГ.

Сельское хозяйство в соответствии с прежними общесоюзны­ми пропорциями

специализируется на производстве мясо - молоч­ной продукции, льна и картофеля.

Структурные преобразования в сельском хозяйстве связаны с реорганизацией

колхозов и совхозов, появлением фермерских хозяйств и т. п.

Сфера нематериального производства представлена высококва­лифицированными

научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими

институтами, развитой системой здра­воохранения, культуры, искусства и др.

В непроизводственной сфере ведущее место по затратам при­надлежит военно-

промышленному комплексу. Беларусь была запад­ным рубежом СССР и поэтому по

количеству военной техники, при­ходящейся на одного жителя, превосходит все

остальные западно­европейские страны. В настоящее время решается задача

перевода оборонной промышленности на мирные рельсы, т. е. осуществле­ние

конверсии, проведение разоружения, сокращение военного бюджета.

2.Система и виды макроэкономических пропорций.

Существенная черта национальной экономики — сложившиеся макроэкономические

пропорции.

Макроэкономические пропорции это количественные соот­ношения между

различными подразделениями и сферами обще­ственного производства, отраслями,

территориально-производствен­ными частями национальной экономики. Каждый тип

националь­ной экономики имеет свои особенности формирования пропорций. В

планово регулируемых национальных экономиках они устанав­ливаются

централизованно, в рыночных—на основе спроса и пред­ложения, в смешанных —

рынком с учетом регулирующего воздей­ствия государства.

Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического

роста (экстенсив­ного или интенсивного), изменений потребностей народного

хозяй­ства, складывающихся экономических условий развития обществен­ного

производства и других факторов.

Макроэкономические пропорции образуют систему. В ней мож­но выделить

следующие виды пропорций:

общеэкономическиемежду наиболее крупными сферами национальной

экономики, например, производством и потреблени­ем, потреблением и накоплением,

материальным и нематериальным производством и др.;

межотраслевыемежду отраслями промышленности, сель­ского хозяйства и др.;

внутриотраслевыемежду взаимосвязанными производства­ми внутри одной

отрасли, например выпуском чугуна и стали в ме­таллургии, тракторов и комбайнов

в сельскохозяйственном маши­ностроении и т. п.;

территориальныеобщеэкономические, меж- и внутриотрас­левые,

рассматриваемые в границах определенной территории;

межгосударственныемежду отдельными государствами на основе

международного разделения труда.

Макроэкономические пропорции можно также классифициро­вать по форме

отображения: натурально-вещественные, стоимост­ные, распределения трудовых

ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между

производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между

про­изводством и потреблением стали, проката, тракторов, сахарной свеклы.

Анализ натурально-вещественных пропорций осуществля­ется с помощью

материальных балансов.

Стоимостные пропорции показывают соотношения между от­дельными элементами

стоимости ВНП: денежной выручкой, доходами в сферах материального и

нема­териального производства, доходами предприятий, государства и населения.

Пропорции распределения трудовых ресурсов характе­ризуют соотношения трудовых

ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и

деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Изменения в распределении

трудо­вых ресурсов обусловлены демографическими причинами, струк­турной и

инвестиционной политикой, кризисными явлениями в эко­номике и другими

факторами.

К главным пропорциям в национальной эко­номике можно отнести,

во-первых, пропорции между I и II подразделениями материального производства.

Они характе­ризуются соотношением объемов производства средств производ­ства и

предметов потребления в ВНП, численностью работающих в каждом из этих

подразделений, сто­имостью их основных производственных фондов.

во-вторых, про­порции между фондами накопления и потребления в национальном

доходе. От этих пропорций зависят темпы расширенного воспроиз­водства,

решение социальных и производственных задач.

Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций,

обеспечивающих наиболее полное удов­летворение общественных потребностей при

наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения

воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное и количественное

соответствие между структурой общественного производства и структурой

общественных потребностей.

Можно выделить следующие устойчивые тенденции изменения пропорций,

присущие большинству национальных экономик:

1) по­вышение технического уровня производства, проявляющееся в ро­сте

фондовооруженности труда, количестве сырья и материалов, перерабатываемых

работниками, что ведет к опережению объемов производственных фондов по

отношению к численности работаю­щих;

2) опережающее развитие электроэнергетики, машино- и при­боростроения,

химической промышленности и других наукоемких отраслей;

3) увеличение доли непроизводственной сферы по сравнению с

отраслями материального производства;

4) опережающее развитие обрабатывающей промышленности по отношению к

до­бывающей;

5) расширение участия в международном разделении труда, которое

выражается в более быстром увеличении внешне­торгового оборота по сравнению с

ростом производства в стране.

2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.

Сбалансированность национальной экономики означает соот­ветствие между

взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и

потребностями в них. Основу сбалан­сированности составляет пропорциональность.

Сбалансирован­ность и пропорциональность в реальной действительности обычно

неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к

установлению новых пропорций и новой сбалансиро­ванности. Поскольку полного

соответствия между отраслями в ре­альной жизни не бывает, существует постоянная

необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропор­ций

между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном

производстве для этого нужно, прежде всего, обеспе­чить соответствие между

первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства

и предметов потребле­ния. Если такое соответствие будет нарушено, то I

подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а

II подразделение — предметами потребления занятых и дополни­тельно привлекаемых

работников обоих подразделений.

В национальной экономике РБ и других стран СНГ преобладает производство

средств производства, характери­зующееся высокой капитало-, материало- и

энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на

инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал

го­сударств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жиз­ни — в несколько

раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная

экономика отличается малым удель­ным весом нематериального производства.

На сбалансированность национальной экономики республики влияет скудность

топливных природных, ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности,

собственной металлургической базы. Поэтому в республике ввоз сырья и

комплектующих преобладает над вывозом продукции, при­чем 2/3 ввоза составляют

каменный уголь, нефть, черные металлы, зерно, хлебопродукты, цемент.

Вывозятся же в основном сложные изделия обрабатывающей промышленности и

сельскохозяйствен­ные продукты.

К прежним проблемам сбалансированности национальной эко­номики нашей

республики добавились новые, связанные с ломкой сложившихся пропорций в связи

со структурным кризисом и рас­падом СССР. Кроме того, переход от

административно-командной системы к рыночной в значительной степени обусловил

деформа­цию всего воспроизводственного цикла, включающего производ­ство,

распределение, обмен, потребление. Эти пропорции устанавли­вались внутри

единой страны, а сейчас для таких относительно не­больших республик, как

Беларусь, они превратились во внешние, межгосударственные. Поэтому проблемы

сбалансированности ре­шаются не самой республикой, а вне ее, на основе

межгосударствен­ных договоров.

В период перехода к рынку национальная экономика Беларуси характеризуется

всеобщей разбалансированностью. Инфляция, раз­рушение хозяйственных связей

нарушили товарно-денежную сба­лансированность, баланс денежных доходов и

расходов населения, торговый баланс с другими странами, прежде всего с

Россией и т. п. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в

преобра­зовании национальной экономики в соответствии с потребностями

республики и запросами мирового рынка. Для Беларуси в настоящее время

характерны снижение численности насе­ления, его постарение, рост

заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в меди­цинском обслуживании,

появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчи­ва динамика

реформирования отношений собственности, медленно развивается

пред­принимательство, а также реформирование трудовых отношений. Есть

просчеты в госу­дарственном регулировании экономики и социальной сферы; высок

уровень инфляции и девальвации белорусского рубля; недоста­точное

финансирование образования, науки, культуры; ограничены средства, выделяемые

на внедрение ресурсосберегающих и мало­отходных технологий, а также на

преодоле­ние последствий чернобыльской катастрофы. Все это не способствует

устойчивому человеческому развитию. Сни­жается продолжительность жизни, около

1/3 населения живет за чертой бедности, око­ло 77% имеют доходы ниже МПБ,

почти по­ловина пенсионеров получает пенсии ниже прожиточного минимума. Почти

треть насе­ления проживает в сельской местности и в малых городских

поселениях с числом жи­телей менее 10 тыс. человек и не имеет даже минимума

современного комфорта среды жизнедеятельности. Недостаточна радиаци­онная,

экологическая, медицинская и соци­альная защита населения, проживающего в

зонах радиоактивного загрязнения. Высок уровень преступности, расширилось

влияние ее организованных форм - коррупции, нар­кобизнеса.

3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования

национальной экономики.

На протяже­нии многих десятилетий макроэкономическое планирование зарубежными

исследователями противопоставлялось центра­лизованному планированию, а рынок

— плану. Считалось, что для развитых капиталистических стран, использующих

систему рыночных отношений, присуще макроэкономичес­кое планирование, а

советской экономике — централизован­ное. При этом особая роль

централизованного планирования виделась в том, что посредством составления и

реализации текущих и перспективных планов в жизнь воплощались приоритеты и

решения государственных органов управления и директив правящих партий.

Несмотря на то, что за послед­ние годы произошли радикальные изменения в

экономике и политике бывших социалистических стран, отношение к

централизованному планированию осталось прежним: оно отождествляется с

командно-административной системой хо­зяйствования. Переход к рыночной

структуре экономики ассоциируется с обязательным разрушением системы

цент­рализованного планирования. Это рекомендуют странам, переходящим к

рыночной экономике, и МВФ, и Международный банк реконструкции и развития.

Причем эти рекомендации превращаются в обяза­тельные условия в случае

обращения за кредитами. Прави­тельства данных стран принимают документы и

программы реформ, по которым координирующим и регулирующим механизмом

экономики должен стать рынок, а не план.

Между тем планирование национальной экономики осуществляется ныне как в

развитых, так и в развиваю­щихся странах. Любая экономическая деятельность

нуждается в планировании, т.к. позволяет четко координировать действия,

распределять ресурсы и добиться желаемых результатов в оптимальные сроки.

Планирование необходимо для того, чтобы преодолеть дефицит на частном рынке и

гарантировать, что расхождение между частной и общественной выгодой может

быть компенсировано или сокращено с помощью государственного регулирования.

В современной рыночной экономике нет единой модели планирования, которая была

бы пригодна для всех экономических систем. Ключевые факторы, определяющие вид

планирования, зависят от соотношения государственного и частного влияния на

общественно-политические и социально-экономические процессы. В современной

зарубежной лите­ратуре выделяются следующие типы макроэкономического

планирования: директивное (административно-команд­ное), индирективное,

регулятивное, индикативное и стратегическое.

Директивное (административно-командное) планиро­вание, как правило,

свойственно социалистической системе.

Индирективное планирование также базируется на ве­дущем месте государственной

собственности на средства производства. Государственное управление и в данном

случае реализует в планах свою стратегию и приоритеты, но набор средств

реализации планов более широк. В качестве экономических регуляторов здесь

используются цены, ставки процента, налоги, кредиты, валютные курсы и т.д.

Хозяйственным звеньям, не справившимся с планом, уже не грозит

административное наказание, хотя прихо­дится отказываться от приоритетов в

формировании фон­дов экономического стимулирования, первоочередности

выделения государственных ресурсов и т.д. Для реализа­ции индирективных

планов требуется не только активное содействие хозяйственным единицам, но и

придание соот­ветствующей значимости экономическим параметрам, ко­торые

имитируют конкуренцию и деятельность рынка. На данный тип планирования тоже

распространяются недостатки, свойственные директивно­му планированию.

Регулятивное планирование характерно для смешан­ной экономики. На

хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта:

государство и частный сектор экономики. При этом доли государственной и

част­ной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является

преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют

план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно, а

частный — индивидуально. Государственный сектор воз­действует на частный и

направляет его развитие посредст­вом налоговой и кредитной систем. Частный

сектор оказы­вает содействие государственному в выполнении плановых

нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может

осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического

меха­низма, так и на договорных принципах.

Промежуточную позицию между государственным и частным секторами может

занимать кооперативный сектор. Если он будет спланирован централизованно, то

в случае господства в нем частной собственности планирование может носить

индикативный характер. Однако в случае наличия смешанной экономики субъект

государственного управления выполняет функции главного координатора

национальной экономики. План и рынок выполняют разные функции. Т.е.

участники рынка могут дейст­вовать обособленно, государство вынуждено

выносить хо­зяйственные решения с учетом рыночного механизма не только по

отношению к частному сектору, но и по отношению к своим собственным звеньям

экономики. В результате этого товарное производство из формального

превращается в ре­альное. При регулятивном планировании между планом и рынком

формируется действительное разделение труда, в рамках которого и план и рынок

способны компенсировать ошибки друг друга.

Индикативное планирование также типично для сме­шанного хозяйства, но цели

планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры

государственного прогноза, но могут включать более чет­кие ориентиры в

области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей

индикатив­ных планов выступает координация использования госу­дарственных

ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей.

Макроэкономические показа­тели рассчитываются для того, чтобы они

ориентировали частный сектор на достижение возможного объема произ­водства,

установление уровня цен на продукцию, давали возможность учитывать объем

спроса на продукцию. План выполняет здесь весьма скромную роль по отношению

к рынку.

Стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и

определяет основные направления социально-экономического развития страны. При

этом правительство выбирает приоритеты развития национальной экономики,

ведущую роль в реализации которых должно играть государство. При этом целью

стратегического планирования можно считать обеспечение экономического

потенциала страны, достаточного для устойчивого развития национальной

экономики. В промышленно развитых странах стратегическое планирование

проявляется в большом внимании к развитию образования, науки, наукоемких

отраслей промышленности.

Формирование смешанной экономики и ее движение к рынку требуют учета и

использования всех возможных типов планирования исходя из их рациональной

целесооб­разности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным

экономическим структурам. В РБ сочетаются директивное и индикативное

планирование, при этом, в последнее время наблюдается усиление директивного

характера планирования.

Экономическое прогнози­рование представляет собой систему научных

исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и ее

отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо

дает возможность вероятност­ного видения исследуемого объекта в будущем.

Научное прогнозирование выступает формой научного предвидения. Оно, как

правило, предшествует разработке социально-эко­номических и научно-

технических программ и планов.

В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-

экономическое и научно-техническое. Социалъно-экономическое прогнозирование

дает оценку воз­можным перспективам и изменениям экономических и соци­альных

условий жизнедеятельности общества. Научно-тех­ническое прогнозирование

нацелено на разработку научных, технических и технологических средств

реализации перспек­тивных планов социально-экономического развития.

В зависимости от уровня управления прогнозирование подразделяется на

народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование

развития предприятий. Народнохозяйственное прогнозирование учитывает

воз­можность оптимальной реализации цели производства, осуществления задач

экономического развития. Отрасле­вое прогнозирование осуществляется в

зависимости и с учетом роли отраслей, регионов в реализации перспектив­ных

планов макроэкономического планирования. Прогно­зирование развития фирм,

корпораций определяется с учетом передовых тенденций в экономическом и

социаль­ном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии

производства.

По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое

(исследовательское) и нормативное. Поиско­вое прогнозирование состоит в

оценке перспективных тен­денций развития объекта исследования. Нормативное

свя­зано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний

исследуемого объекта на основе сложившихся показателей.

Экономический прогноз должен дать объективное, достоверное представление о

том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать

надежной основой для принятия государственных решений или посылкой для

включения прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему

директивный характер. Процесс составления экономического прогноза должен

базироваться на определенных методологических принципах.

К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести прежде

всего принцип зтапизации прогно­зирования. Его сущность состоит в поэтапном

решении задач составления прогноза. Первым этапом должно служить пред­видение

того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке поискового прогноза,

отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например,

государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным.

Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного

вмешательст­ва в случае, если прогноз придется реализовывать. Следующим

этапом выступает разработка нормативно­го, или целевого, прогноза. Точное

пла­нирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную

информацию расчетов. Основой для проведе­ния такого рода расчетов должен

служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз. Очередной этап по

составлению прогноза связан с подготовкой для правительства предложений по

набору конкретных мер государственного регулирования и воздей­ствия на

экономику. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам,

процентам за кредит, по­рядку начисления амортизации и т.д., но оно может

ввести и использовать и более действенные рычаги — бюджетные инвестиции,

субсидии, дотации и др. Если возникает необ­ходимость, могут быть введены

определенные государст­венные ограничения, касающиеся материально-

веществен­ных или иных потоков, — лицензии, квоты, а также контрактные

государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является

корректировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных

экономических регуляторов.

Важными методологическими принципами прогнозирования являются

- принцип вариативности прогнозов. Мера и характер воздействия государства на

экономику— не единственные элементы сценариев экономи­ческого

прогнозирования. Вступить в силу могут, например, прогноз погодных условий,

опре­деляющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз наступления

болезней и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов может быть очень много,

поэтому следует разумно ограничивать их число.

- принцип социальной направленности и приоритетов общественных

потребностей. Данный принцип означает, что планы развития экономики должны

быть направлены на удовлетворение конечных потребностей субъекта. В

приоритетном порядке должны развиваться отрасли экономики, направленные на

человека.

- принцип повышения эффективности общественного производства или

принцип оптимальности. Это означает, что в прогнозах должны отражаться

достижения науки и техники. Они должны ориентировать хозяйствующих субъектов

на совершенствование структуры производства, повышение объема выпускаемой

продукции, более эффективное использование имеющихся ресурсов.

- принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что

прогнозы должны быть сбалансированы по ресурсам и возможностям экономики,

они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на

формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.

- принцип сочетания отраслевого и регионального аспекта

прогнозирования. Это значит, что в прогнозах должны быть отражены основные

направления развития отраслей экономики и в то же время должен использоваться

территориальный подход к прогнозированию с тем, чтобы обеспечить комплексное

использование ресурсов, которыми располагает данный регион.

- принцип приоритетов. Он означает, что из всего многообразия

отраслей, производств необходимо выделить главные и направить на их развитие

ресурсы, увязать цели развития экономики с ресурсами.

- принцип непрерывности. Он предполагает непрерывность процесса

прогнозирования, взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных

прогнозов.

- принцип комплексности или системности. Он предполагает рассмотрение

экономики как системы и в свете системного подхода выявить системные свойства

объекта, обеспечить комплексность решения социально-экономических,

организационных, научно-технических и др. проблем, оптимизировать структуру и

характер развития системы.

- принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны

отражать объективное состояние экономики, применяемые модели прогнозирования

должны соответствовать процессам и тенденциям развития реальной экономики.

К числу методологических принципов прогнозирова­ния следует отнести

формирование комплекса, системы прогнозов. Для современной внутриполитической

обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации одного прогноза,

например экономического прогноза пере­хода к рынку, необходима проработка и

составление поли­тического прогноза, прогноза развития национальных

су­веренитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечить

большую надежность выполнения прогнозов. Для методологии современного

прогнозирования ха­рактерным является то, что она должна быть тщательно

адаптирована к новым для народного хозяйства рыночным механизмам.

Основные направления социально-эко­номического развития РБ до 2010 г.

утверждены по­становлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 3 апреля

2000 г. № 445.

В прогнозируемый период предусмат­ривается заложить основы формирования

нового постиндустриального общества и раз­вивать механизм действия социально

ори­ентированной рыночной экономики.

В ближайшем пятилетии (2001-2005 гг.) важнейшей целью является созда­ние

условий для устойчивого социально-эко­номического роста на основе повышения

эффективности реального сектора экономи­ки, уровня обеспеченности населения

това­рами и услугами, развития производствен­ной и социальной инфраструктуры,

форми­рования благоприятной среды обитания.

Исходя из преемственности направле­ний развития и с учетом изменения

воздей­ствия на него отдельных факторов, на оче­редное пятилетие определены

следующие приоритеты:

- наращивание экспорта товаров и услуг;

- развитие агропромышленного комп­лекса и сопряженных отраслей;

- активизация инвестиционной и инно­вационной деятельности;

- развитие транспортных и коммуни­кационных услуг и соответствующей

ин­фраструктуры;

- дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной

основе с максимальным использованием внебюд­жетных источников финансирования;

- формирование эффективной системы здравоохранения.

Главными средствами достижения ука­занных целей и важнейшими задачами по

реализации установленных приоритетов яв­ляются:

- финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита

платежного баланса и валютных средств;

- осуществление структурной пере­стройки экономики на основе

специализа­ции,

кооперации и интеграции крупных, сред­них и малых предприятий, выведение из

хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и

произ­водств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной

безработицы;

- целенаправленная государственная поддержка инноваций,

важнейших систем производственной и социальной сферы, при­званных обеспечить

повышение уровня кон­курентоспособности экономики и соци­альный прогресс

нации;

- повышение эффективности развития агропромышленного комплекса;

- разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования

экономики, вклю­чая расширение привлечения прямых инос­транных инвестиций и

кредитов, новую амор­тизационную политику, концентрацию ресур­сов на

приоритетных направлениях, стиму­лирование внедрения высокоэффективных

инвестиционных проектов;

- формирование эффективных межго­сударственных и межрегиональных

финан­сово-промышленных групп в рамках Союз­ного государства Беларуси и

России, СНГ, других международных интеграционных об­разований;

- развитие инфраструктуры общеевро­пейских транспортных коридоров,

проходя­щих по территории страны;

- совершенствование механизма стиму­лирования экспорта товаров и

услуг, защита и укрепление положения отечественных то­варопроизводителей на

внутренних и вне­шних рынках;

- ускоренное развитие институтов вне­бюджетного финансирования

жилищного строительства - стройсбережений, стройнакоплений, иппотечного

кредитования;

- расширение государственной поддер­жки предпринимательства и

деловой актив­ности на основе дальнейшего развития преж­де всего

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.