РУБРИКИ |
Курсовая: Национальная экономика |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Национальная экономикаспособности к повышению эффективности функционирования экономики, обеспечения экономической безопасности, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест. Выполнение государством функций эффективного собственника будет осуществляться путем последовательной и системной реализации новых подходов к совершенствованию управления госимуществом. В ближайшей перспективе необходимо завершить преобразование государственных предприятий в республиканские и коммунальные унитарные, основанные на праве хозяйственного ведения, и республиканские унитарные, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Главной целью развития предпринимательства на период до 2010 г. является обеспечение развития малого и среднего бизнеса на новой организационно- правовой, имущественной, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в один из основных источников пополнения бюджета, сокращения безработицы и повышения занятости трудоспособного населения. Для достижения указанной цели предполагается улучшение предпринимательского климата, создание благоприятной рыночной среды для ускорения развития малого и среднего бизнеса, а также индивидуального предпринимательства; совершенствование системы государственной поддержки, включая повышение действенности всех форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, а также упрощение и облегчение системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности; устранение причин оттока предпринимательского и научно- технического интеллекта, а также финансового капитала в зарубежные страны. Формирование рыночной инфраструктуры - одно из главных направлений институциональных преобразований в РБ. Хотя на протяжении последних лет рыночная инфраструктура получила некоторое развитие, она все еще находится на начальном этапе своего формирования и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Основными направлениями развития рыночной инфраструктуры Беларуси являются развитие и унификация нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование рыночной инфраструктуры в целом, а также совершенствование ее организационной структуры, обеспечивающей достаточный контроль и регулирование этой сферы 5.Понятие национального продукта и система национальных счетов (СНС). Результатом функционирования национальной экономики являются все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т. е. национальный продукт(НП). Показатели объема НП, их динамика являются чутким барометром, отражающим состояние "здоровья" экономики, показывающим результативность действий правительства по повышению ее эффективности. В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы определения объема НП. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по (СНС) во всех отраслях народного хозяйства. В странах с централизованной планово-регулируемой экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства, принято подсчитыватьНП, производимый только в отраслях материальной сферы. СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства. Она появилась в 40—50-е гг. в наиболее развитых странах в ответ на потребность органов государственного управления в информации макроэкономического характера, необходимой для разработки экономической политики, принятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В 1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила новую пересмотренную СНС, которую предстоит внедрить в ближайшие годы большинству стран мира в качестве международного стандарта. СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения НП и НД в данной стране. Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов различных стран. Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер. Во-первых, она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободных профессий, наемной прислуги; владение жильем и т. п. Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы и пассивы производственного процесса. 5.1 Экономические субъекты и операции в СНС. Структура СНС. В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики и СНС относят хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в шесть секторов: 1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых), или нефинансовые предприятия. В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и др. фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников (частные врачи, юристы и др.), предпринимателей; 2) финансовые учреждения и организации — коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы владельцев домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды; 3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи. Это такие учреждения, как органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства); государственные финансово-кредитные организации (Нацбанк, государственные финансовые компании, налоговые инспекции и т. д.) и др.; 4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Основная особенность их деятельности в том, что она не финансируется и не контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации; 5) домашние хозяйства. К ним относятся собственно домашние хозяйства и коллективы лиц, выполняющие экономические операции для обеспечения своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.); 6) заграница (остальной мир) — все экономические агенты за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри данной страны. Операция между субъектами представляет собой экономическое действие по взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Следует различать операции между институциональными единицами и внутри них. В СНС выделяются следующие виды операций между субъектами: 1) с материальными благами и услугами, охватывающие экономические процессы производства и распределения материальных благ и услуг. Это операции по производству, импорту, инвестициям и др., отражаемые на счетах производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капвложения и др.; 2) по распределению доходов между секторами (зарплата, дивиденды и др.); 3) финансовые операции (операции с ценными бумагами, валютой, по изменению денежных активов и пассивов). К операциям внутри институциональных единиц относятся, например, строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача банком ссуды. СНС — это "бухучет страны", т.к. в нем используются такие принципы бухучета, как двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. СНС представляет собой свободные таблицы, в которых отражаются имеющиеся ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операция записывается 2 раза: первый раз как актив продавца, а второй — как актив покупателя. Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый дает возможность сопоставить инвестиции и сбережения и дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию НД. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отображаемого в таблицах "затраты — выпуск". Третий блок представляет собой счет потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке. Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, отражающей функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами. Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг и ресурсов (факторов) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские фирмы, государство). Эти субъекты совершают следующие виды экономических процессов . Домашние хозяйства являются обладателями всех ресурсов, находящихся в их частной собственности. Они предлагают эти ресурсы — землю, денежный капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и потребляют (покупают) товары и услуги. Предпринимательские фирмы покупают необходимые для своей деятельности ресурсы, продают произведенные ими товары и услуги. Государственный сектор производит общественные блага: науку, культуру, обеспечивает оборону страны, производственную инфраструктуру — дороги, служебную связь, транспорт и многое другое. Для этого он закупает ресурсы, товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором. Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы, инвестиций (закупка оборудования). Государственный сектор несет расходы на оплату труда государственных служащих, закупку товаров и услуг, выплаты домашним хозяйствам в виде пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником доходов государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимательского сектора. Кроме того, государство в лице своего центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый субъект взаимодействует с другими путем кредитования и заимствования денежных средств. Т.о., поток денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый из них равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, мы определим весь объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т. е. НП. НП в денежной форме есть общая стоимость товаров и услуг, произведенных нацией за определенный период. Основные макроэкономические показатели здесь — совокупный общественный продукт (СОП), валовой общественный продукт,НД. Весь продукт, созданный в материальном производстве за определенный период (обычно за год), называется совокупным общественным продуктом. Он создается в первичных производственных звеньях национальной экономики: на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах. Выделяют натуральную и стоимостную формы совокупного общественного продукта. В натуральной форме он представляет собой средства производства и предметы потребления. По стоимости совокупный общественный продукт делится на стоимость средств производства, перенесенную на готовый продукт (амортизационные отчисления и материалы), и вновь созданную стоимость, или НД. Стоимостное выражение совокупного общественного продукта может быть рассчитано по формуле СОП = СП + НД, где СП — перенесенная стоимость средств производства; НД — национальный доход. Совокупный общественный продукт выступает в форме валового общественного и конечного продуктов. Валовой общественный продукт представляет собой совокупность продуктов отдельных предприятий, поступающих через экономический оборот в сферу потребления. Поскольку валовой общественный продукт состоит из продукции отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия, передается другим предприятиям для производства их продукции и поэтому ее стоимость учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы получить достоверную величину НП, надо избавиться от повторного счета, а для этого нужно подсчитать все материальные затраты в производстве один раз. Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется конечным продуктом. Конечный продукт — это часть стоимости валового общественного продукта, используемая на цели потребления населения, восстановление потребленных в течение года средств производства и накопление. По натурально-вещественному составу конечный продукт включает созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть предметов труда, которая используется для резервных, страховых и переходящих запасов, а также продукцию на экспорт. В марксистской теории используется понятие "промежуточный продукт" — часть валового очищенного продукта, который расходуется в течение года на текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали и узлы, полуфабрикаты и др. В соответствии с марксистской методологией вся вновь созданная стоимость в материальном производстве представляет собой НД. НД имеет две формы: натуральную и стоимостную. В натуральной форме он представляет собой предметы потребления для удовлетворения личных потребностей населения и средства производства для расширения производства. В стоимостной форме НД выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт обеспечивает воспроизводство рабочей силы и существует в форме оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления. Прибавочный продукт предназначен для расширения производства, т.е. для закупки средств производства и найма дополнительной рабочей силы, а также на содержание непроизводственной сферы, создание страховых резервов и запасов и другие цели. В ходе осуществляемых в Беларуси экономических преобразований по формированию социально ориентированной рыночной экономики правительственным органам следует определять эффективность своей деятельности мерой реального роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2 Конституции Республики Беларусь). О государственной же и частной формах собственности в ст. 13 Основного закона говорится, что «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности». Государство гарантирует всем равные возможности использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, а также право участвовать в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и своего благосостояния. Анализ отдельных законодательных актов, принятых в последние годы органами власти нашей страны, свидетельствует о том, что экономическая политика правительства все больше ориентируется на ограничение со стороны государства рыночных механизмов развития экономики. Так, почти свернута программа разгосударствления и приватизации; предприятия негосударственных форм собственности посредством глобального лицензирования, перманентной перерегистрации и труднопереносимых методов фискальной, денежно-кредитной, ценовой политики всячески вытесняются из легального коммерческого оборота. Три обстоятельства, которые недостаточно учитываются в трансформационный период управляющими органами республики при принятии решений, сводятся к тому, что, во-первых, экономическая система страны - это не замкнутая, а открытая система, рано или поздно интегрирующаяся в мировое рыночное хозяйство. во-вторых, нельзя менять складывающиеся «правила игры» (хозяйственное законодательство) так часто. Хорош тот закон, который всеми выполняется, а не тот, который постоянно изменяется и дополняется. Так мы не создадим правового государства и законопослушных граждан, включая хозяйствующих субъектов. в-третьих, законодатели не всегда принимают во внимание, что чем лучше тот или иной закон учитывает материальные интересы населения страны, тем богаче становится государство. Например, либерализация цен в Беларуси (в отличие от других стран СНГ и государств Балтии) сочеталась и сочетается с сохранением регулируемых цен на значительное количество продовольственных и многих непродовольственных товаров. В результате происходит увеличение вывоза этих товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на внутреннем рынке. Структурные изменения на микроэкономическом уровне приводят к приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыночному хозяйству. Однако реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру собственности, организационную, финансовую, структуры административного управления, занятости, структуру производства, - без содействия государственных органов власти превратится в длительный процесс. Рыночная экономика будет расширяться по мере увеличения доли предприятий с частной формой собственности, укрепления финансово-хозяйственной автономии предприятий, легализации их целевой установки на получение максимальной прибыли на вложенный капитал, развития и расширения конкуренции с другими предприятиями с целью привлечения покупателей. Сознательно или интуитивно, но управление экономикой в период всевозрастающего включения в нее элементов рыночного механизма осуществляется хотя и не всегда достаточно успешно, но все же с применением экономических рычагов. Залогом эффективного государственного управления на макроэкономическом уровне являются стабилизация цен, достижение полной занятости населения, рациональные внешнеторговый и платежный балансы, экономический рост. Это означает, что объектами государственного управления (анализа, прогноза, контроля и регулирования) выступают: во-первых, уровень, соотношения и динамика цен на товары, работы и услуги; во-вторых, уровень безработицы, создание новых рабочих мест, государственная поддержка подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями индустриального развития города и села в Республике Беларусь; в-третьих,, рациональное государственное регулирование внешней торговли с помощью финансовых рычагов (налогов, субсидий, таможенной политики), международных перевозок, займов, туризма, других форм внешнеэкономических связей; в-четвертых, обеспечение мотивации к экономическому росту, основными показателями которого являются динамика валового внутреннего продукта и национального дохода, рост накопления национального богатства. Не надо быть особенно компетентным в этих вопросах, чтобы понять, что основную роль в решении всех указанных экономических функций государства играют деньги, выступающие и как средство обращения, и как средство измерения стоимости, и как средство накопления. Прочность всего фундамента экономики зависит от эффективности государственного управления: чем эффективнее управление экономикой, тем прочнее национальная валюта, ее конвертируемость, превращение в самый желанный товар, движущий экономический мотив в трудовой деятельности, независимо от собственника средств производства и факторов производства. Не вызывает сомнения тот факт, что роль денег в механизме функционирования рыночной экономики как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях сегодня становится преобладающей. В национальном хозяйстве происходит процесс кругооборота доходов и продуктов: потоки денежных доходов движутся навстречу потоку продуктов, обеспечивая обращение на рынках продуктов и ресурсов. Результатом обращения является конечное потребление и накопление в фирмах и на предприятиях, а также в домашних хозяйствах (см. рис.). Анализ и измерение денежных потоков домашних хозяйств для реализации готовых товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов и промежуточных товаров, входящих в рынки продуктов и ресурсов, для измерения валового внутреннего продукта и составления баланса национального богатства и являются объектами национальной системы счетоводства. Под ресурсами понимаются факторы производства, а денежные платежи принимают форму заработной платы, процентного дохода, ренты, налога и т.п. В СНС ресурсы представлены в правой их части в денежном выражении, а их использование - в левой части. Под готовыми товарами и услугами подразумеваются товары и услуги для продажи потребителям, которые их используют для конечного потребления, частных инвестиций, государственных закупок или на экспорт. В отличие от готовых товаров и услуг, существуют промежуточные товары, услуги и работы, которые покупаются на рынке с целью последующего их использования в форме ресурсов производства других товаров. В нашей терминологии близким понятием промежуточных товаров являются материальные затраты в процессе хозяйственной деятельности, представляющие собой перенесенную на готовый продукт стоимость. Совокупность промежуточных товаров, рабочей силы, производственных услуг (материальных и нематериальных) и основного капитала, включая землю, выступает в форме ресурсов для предпринимательской деятельности, реального сектора экономики - сектора нефинансовых предприятий. Поток расходов на ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор домашних хозяйств в виде НД, т.е. всей суммы заработной платы, рентных платежей (доходов от собственности), процентных выплат и прибыли. Часть НД в виде прибыли возвращается домашним хозяйствам потому, что владельцами корпораций и фирм являются частные лица, а там, где этим занимается государство, очень трудно ожидать эффективности производства и высокой скорости денежного оборота. Правительство осуществляет анализ, контроль и регулирование процессов кругооборота материальных и денежных ресурсов в секторах экономики, используя фискальную политику - урезая с помощью налогов потребление или сбережения в секторе домашних хозяйств. Оно регулирует расходы на частные инвестиции через государственные займы и ограничения коммерческих и банковских кредитов. С помощью государственных расходов на содержание армии, судов, органов охраны общественного порядка, на «бесплатное» лечение, образование, культуру, строительство и содержание дорог и прочее правительство урезает и конечное потребление в домашних хозяйствах. Посредством так называемых трансфертных платежей (пенсий, пособий по безработице, пособий на детей и т.п.) оно осуществляет социальную поддержку домашних хозяйств. Только правительство с помощью денежно-кредитной политики регулирует эмиссию и воздействует на количество денег в обращении. В практику управления национальной экономикой сегодня прочно вошел термин «субъект хозяйствования». Однако в реальной жизни имеют место отношения со многими экономическими субъектами, не подпадающими под определение самостоятельного субъекта хозяйствования. Таковы, например, филиалы предприятия, профсоюзные органы, бюджетные учреждения и т.д. Более широким понятием, которое используется в СНС, является «институциональная единица». В экономике это юридическое или физическое лицо, которое может от своего имени владеть активами (имуществом), принимать на себя обязательства, осуществлять экономическую деятельность и хозяйственные операции с другими институциональными единицами. Т.о., товарно-денежные потоки осуществляются институциональными единицами на микроэкономическом уровне. Денежная масса в стране зависит от скорости обращения денег, уровня цен и величины реального НП. Это выражено в классическом уравнении обмена: МV = РУ, где М - денежная масса в обращении; V - скорость обращения денег; Р - индекс цен на готовые товары и услуги; У - реальный национальный продукт. Преобразованное данное уравнение: М = РY/V. Количество денег в обращении прямо пропорционально росту номинального НП и обратно пропорционально скорости обращения денег. На основе уравнения обмена можно сделать многие важные выводы относительно анализа макроэкономики на правительственном уровне, в том числе по управлению инфляцией, уровнем цен и экономическим ростом. Особенно важно учитывать структурные изменения в производстве и распределении НП. Здесь главенствуют деньги в качестве сбережений - той части доходов домашних хозяйств, которая не используется для потребления и уплаты чистых налогов (налоги за вычетом трансфертных платежей правительства). В рыночном хозяйстве равновесие между сбережениями и инвестициями регулируется с помощью финансовых рынков или рынков денег. Чтобы превратить потоки сбережений в потоки инвестиций, существуют каналы прямого и косвенного финансирования. Прямой способ финансирования - это перемещения сбережений от их собственников к заемщикам путем выпуска ценных бумаг: акций, префакций, облигаций и т.п. При этом собственники сбережений довольно часто получают право долевого участия в собственности на капитал корпорации (фирмы). Такое финансирование еще называют капитальным. Вторая группа каналов связана с косвенным финансированием, осуществляемым через особый сектор экономики - сектор финансовых организаций, в который входят финансовые посредники: коммерческие банки, инвестиционные компании, чековые фонды, валютные и фондовые биржи, страховые компании, ссудосберегательные компании, ипотечные банки. Через финансовых посредников перекачивается существенная часть всех денежных потоков сбережений домашних хозяйств. Финансовые корпорации представляют собой важнейший сектор экономики в условиях рынка. Кроме секторов нефинансовых предприятий, финансовых организаций, домашних хозяйств и сектора правительственных учреждений, в национальной экономике функционирует сектор некоммерческих организаций (НКО), в который входят не субъекты хозяйствования, а институциональные единицы, призванные обслуживать домашние хозяйства, в том числе профессиональные, творческие и другие союзы, партии, религиозные учреждения, общества, ассоциации, фонды и пр., т.е. институциональные единицы, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. Этот сектор существует за счет членских взносов, пожертвований, субсидий и других целевых средств, получаемых из других секторов экономики. По всем указанным секторам в СНС составляется как минимум 10 счетов: производства, образования доходов, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, операций с капиталом, финансовый, прочих изменений в активах, переоценки материальных ценностей, текущих операций по ВЭД, балансовый счет. До сих пор были охарактеризованы денежные потоки в замкнутой экономической системе. Однако Беларусь представляет собой открытую экономическую систему, связанную с иностранными экономическими системами («остальной мир») посредством экспорта и импорта товаров и услуг, а также мировых финансовых рынков. Механизм экспорта, импорта и финансовых операций с «остальным миром» может способствовать притоку иностранного капитала, если экспорт товаров и услуг превышает их импорт, и наоборот - оттоку денежного капитала в валюте, если импорт товаров и услуг превышает их экспорт. Кроме того, через финансовые операции в форме займов и кредитов, покупок и продаж ценных бумаг приводятся в движение потоки доходов от собственности внутри страны и за рубежом. Операции с «остальным миром» получают отражение в СНС как по текущим, так и капитальным затратам в национальную экономику. НП выступает в виде расходов реального сектора на производство и инвестиции. Правительство образует дополнительные потоки товаров и услуг для общественного потребления, пуская на эти цели чистые налоги и госзаймы. Финансовые рынки, рынки продуктов и ресурсов обслуживаются через финансовых посредников, т.е. через финансовые корпорации. Следует также подчеркнуть существование трех видов денежных средств, которые не идут на покупку товаров и услуг, произведенных для внутреннего рынка. Это чистые налоги, поступающие в распоряжение правительства; сбережения, попадающие на финансовые рынки (рынки ценных бумаг, кредитные и валютные рынки) через финансовых посредников или минуя их; наконец, компенсационные платежи по импорту, которые уходят в иностранные экономические системы. Эти три части НД, не используемые на покупку товаров и услуг, произведенных внутри страны, носят название «утечки». В противоположность «утечкам» есть три вида так называемых инъекций. К инъекциям относятся расходы на финансирование НП, осуществляемые непотребителями. Речь идет об инвестициях, государственных закупках и денежном покрытии экспорта от «остального мира» (ввоз валюты). Сумма инъекций и потребления составляет национальный продукт, который равен национальному доходу. Основой информационного обеспечения СНС выступает первичный статистический и бухгалтерский учет, его интеграция через бухгалтерскую, финансовую и другие виды отчетности в СНС. Переход к СНС следует рассматривать как длительный поэтапный процесс совершенствования и преобразования системы бухгалтерского и статистического учета в форму, пригодную для макроэкономического анализа и прогноза развития национального хозяйства в разрезе секторов и отраслей экономики. Цель СНС - получить полную картину экономической деятельности страны с помощью системы взаимосвязанных счетов и таблиц по секторам и отраслям. На основе СНС необходимо решать задачи повышения оперативности получения статистических данных о произведенном ВВП, НД, конечном потреблении, валовой прибыли, национальном сбережении и др. Можно с высокой степенью вероятности предсказать, что от годовой периодичности данных макроэкономических показателей статистика Беларуси сможет перейти к полугодовому, затем - к поквартальному режиму их разработки. Это позволит прогнозировать тенденции в социально-экономическом развитии секторов экономики, отраслей и подотраслей национального хозяйства. Наряду с классификацией (делением) национального хозяйства по признаку разделения труда и специализации производства, в основу управления (учета, анализа, регулирования) экономикой в СНС в зависимости от целей, выполняемых институциональными единицами, берутся определенные экономические и социальные признаки, предполагающие деление национального хозяйства на секторы экономики. Подобное деление делает сектор главным компонентом экономики по отношению к отрасли, а последняя становится вторичным подразделением по отношению к каждому из секторов. Бесспорно, осуществлять статистический учет и анализ в разрезе секторов экономики значительно эффективнее, чем по отраслям экономики, т.к. становится предельно ясным на макроэкономическом уровне, «кто есть кто» и какой вклад вносит каждый сектор в социально-экономическое развитие страны в целом. Только после этого можно адресно решать проблему регулирующих воздействий на ту или иную отрасль экономики в целях повышения темпов и улучшения пропорций экономического развития государства. Именно таким образом и должна быть осуществлена реорганизация (перестройка) бухгалтерского и статистического учета на государственном уровне при переходе к СНС. Как в СНС, так и в бухгалтерском учете следует различать и делить экономические операции на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции. Операции с продуктами и услугами относятся к производству, обращению (обмену) и использованию продуктов и услуг в секторах и отраслях экономики (потоки товаров). При этом они включают операции, произведенные в данном периоде, и операции с существующими продуктами, произведенными ранее, включая импорт. Здесь возникает ряд организационных вопросов по правильному учету движения материальных потоков в бухгалтерском учете, связанных с приобретением, движением в производстве основных средств, запасов сырья и материалов, оприходованием и реализацией готовой продукции и услуг. Целями распределительных операций являются распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также распределение сбережений. В бухучете следует четко организовать оплату труда работников, внесение платежей в бюджет, внебюджетные фонды и за аренду; расчет прибыли, смешанного дохода, их распределения между собственниками (учредителями); определение направления чистых налогов, сбережений, платежей по импорту. Финансовые операции связаны с изменениями в финансовых активах и пассивах по различным секторам экономики. В бухгалтерском учете это операции по учету инвестиций, долго- и краткосрочных финансовых вложений, изменений дебиторской и кредиторской задолженности, кредитов, займов и т.п. Как в бухучете, так и в СНС используются счета и двойная запись. Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности, каждая операция отражается дважды: один раз в ресурсах, другой - в их использовании. Итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Если в разрезе секторов ведутся в основном все счета внутренней экономики, то по отраслям - только два счета, производства и первичного распределения доходов. Это еще раз подтверждает необходимость осуществления в первую очередь анализа движения общественного воспроизводства по секторам экономики. Согласно теории денег, изучающей процессы воздействия на состояние экономики цен, инвестиций и финансово-кредитного механизма, в классическом уравнении обмена МУ = РУ параметры V (скорость обращения денег) и У (реальный объем выпуска товаров и услуг, или реальный национальный продукт) имеют тенденцию приближаться к некоторому «естественному» уровню и не зависят от воздействия факторов денежной политики. Они могут рассматриваться как константы в этом уравнении. Иначе говоря, объемы производства определяются состоянием трудовых ресурсов государства, производственными мощностями в различных отраслях деятельности, технологией и организацией производственных процессов, а скорость обращения денег зависит от количества ежемесячных выплат заработной платы, насыщенности товарами розничной сети, разветвленности пунктов коммунально-бытовых услуг, методов инкассации и т.д. Уравнение обмена выглядит следующим образом: Р = М(V/У) . Здесь параметр V/У представляет собой некоторую константу (постоянный коэффициент). Отсюда следует, что изменение абсолютного уровня цен приводит к пропорциональному изменению номинального количества денег в обращении, и наоборот - изъятие денег из обращения вызывает снижение цен на товары и услуги. В этом видится основное звено процессов инфляции в экономике Беларуси и других стран СНГ. Рост эмиссии денег практически прямо ведет к росту цен при постоянных скорости обращения денег и объеме реального выпуска товаров и услуг. Когда говорят о «замораживании» цен, подразумевают прекращение эмиссии бумажных денежных знаков и переход к кредитной рестрикции. Параметры классического уравнения обмена очень полезно представлять для анализа и прогноза не в абсолютных размерах, а в единицах их приращения, т.е. в дифференциальной форме или темпах прироста: dМ/М + dУ/У = dР/Р +dУ/У . Т.о., эффективность функционирования ценовой, инвестиционной и денежно- кредитной политики может измеряться количеством и скоростью оборота денег (наличных и безналичных). Поэтому целесообразно на макроэкономическом уровне (по секторам экономики и в целом по стране) рассчитать показатели скорости оборота денежных средств, уровня изменения цен на товары (инфляции), темпы роста реальной и номинальной заработной платы. С этой целью необходимо в финансовой отчетности институциональной единицы отражать объемы движения денежных активов и их остатки на начало и конец периодов, которые статистическими органами должны сводиться и публиковаться в разрезе секторов экономики. Лишь тогда могут быть составлены с определенной достоверностью финансовый и балансовый счета в системе национальных, платежный баланс государства. Эти финансовые инструменты дадут информационную базу для рационального управления процессами денежных потоков, инвестициями, фондовыми рынками, будут способствовать оздоровлению экономики в целом. 6. Понятие ВВП, его формы и методы измерения. Для измерения НП в СНС служат различные макроэкономические показатели: (ВВП), (ВНП), НД, чистый национальный продукт (ЧИП). Например, в США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. Сущность и порядок расчета ВНП достаточно подробно излагаются в переводных американских учебниках по макроэкономике. В других странах, в том числе и в РБ, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН основным показателем является ВВП. Количественные различия между ВВП и ВНП незначительны. ВВП — основной макроэкономический показатель, применяемый во всем мире для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира. ВВП — обобщающий показатель результатов производства товаров и услуг. Он измеряет в ценах конечного покупателя стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за тот или иной период. В самом общем виде ВВП представляет собой совокупную стоимость всей произведенной в народном хозяйстве данной страны конечной продукции за год. Есть три метода исчисления ВВП: производственный, распределительный, конечного использования. Производственный метод состоит в исключении из стоимости всех произведенных товаров и услуг той их части, которая была израсходована в производстве. В соответствии с производственным методом исчисления ВВП есть сумма добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость — это стоимость, созданная в процессе производства, поэтому в нее не включается стоимость потребленного сырья и материалов. Чтобы определить денежную величину добавленной стоимости, из объема продаж фирмы нужно вычесть стоимость материалов и комплектующих, купленных у поставщиков. Т.о., продукт, созданный на одном предприятии и потребленный на другом, имеет значение только для оценки работы этих предприятий. При суммировании всей добавленной стоимости продукции по всем отраслям народного хозяйства промежуточный продукт исчезает. Остаются только те блага и услуги, которые предназначены для конечного потребления, т. е. конечный продукт. Добавленная стоимость отдельной фирмы представляет собой стоимостную оценку работы фирмы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости НП. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить все стоимости, добавленные всеми производителями данной страны ВВП, рассчитанный по производственному методу, кроме суммы добавленных стоимостей включает в себя и чистые косвенные налоги. В СНС это налоги на производство и импорт. Они представляют собой разницу между суммой всех налогов на производство и импорт, уплаченных предприятиями, и субсидиями, полученными ими от государства. ВВП должен учитывать всю выпускаемую продукцию, но часть ее не продается на рынках и поэтому с трудом поддается оценке. Это ремонт квартиры ее владельцем, домашняя работа по стирке, уборке, приготовлению пищи, все виды самообслуживания. Существует также "теневая экономика": незаконные доходы от выпуска "левых товаров", самогоноварения, продажи наркотиков и т. п. Объем "теневой экономики" достигает значительных размеров ВВП: от 3 до 25 %. Эта часть ВВП подсчитывается приблизительно и образует условно начисленную стоимость. Нужно также учитывать, что в ВВП входит стоимость товаров, произведенных только за определенный период. Сделки с уже существующими активами, например домами, не включаются в ВВП, т.к. они не являются результатами текущего производства. Вместе с тем если дом построен в этом году, то его стоимость целиком учитывается в ВВП этого года. Расчет ВВП по распределительному методу требует рассмотреть поток доходов владельцев факторов производства. Совокупный доход в экономике, получаемый владельцами факторов производства, называется валовым внутренним доходом. Если к валовому внутреннему доходу, представляющему собой сумму первичных доходов, добавить сальдо факторных доходов из-за границы, то получим показатель — валовой национальный доход. Различают два вида доходов: трудовой доход и доход на собственность. Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Кроме того, сюда входят доходы владельцев некорпорированных предприятий, получаемые как вознаграждение за их труд. Доходы на собственность, или предпринимательские, включают в себя: 1) рентные доходы — доходы от передачи прав, (на землю, патенты, разработку недр и др.); 2) прибыль от вложения собственного капитала в свои предприятия; 3) прибыль корпораций — доход на капитал (оборудование, здания, патенты) в корпорированном секторе экономики; 4) чистый процентный доход — выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты. В анализе движения доходов принято различать следующие фазы: образование доходов, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения. Располагаемый доход — это доход, поступающий домашним хозяйствам. Однако валовой национальный доход поступает в рас-поряжение домашних хозяйств не весь, т.к. его отдельные элементы исключаются из выплат этих хозяйств. Вместе с тем некоторые виды доходов, поступающие домашним хозяйствам, не включаются в валовой национальный доход, но они должны быть добавлены к нему. Следовательно, валовой располагаемый доход (ВРД) = ВИД - доходы корпораций + дивиденды по акциям + проценты правительства + непроцентные трансферты - налоги. Валовой располагаемый доход тратится на потребительские расходы домашних хозяйств — суммарные затраты домашних хозяйств на товары и услуги. Они составляют до 90 % ВРД. Остаток валового располагаемого дохода представляет собой национальные сбережения. Сбережения — та часть ВРД, которая идет на накопления. Сбережение осуществляется путем покупки ценных бумаг, приобретения недвижимости или драгоценностей, а также помещения денег на депозит в банке. Доля личных сбережений валового располагаемого дохода называется нормой личных сбережений. В разных странах она различна: в Италии — примерно 22 %; Японии — 18 и в США — до 4 %. ВВП может определяться по методу конечного использования. Как уже отмечалось, ВВП можно рассматривать как сумму конечной продукции. В данном случае ВВП выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, которую можно определить как сумму покупок этих товаров и услуг или сумму расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление. Поток расходов включает: 1) расходы домашних хозяйств, составляющих наибольшую часть расходов в экономике. Эти расходы есть потребление домашних хозяйств; 2) расходы фирм на товары и услуги. Это расходы двоякого рода. Фирмы закупают физический капитал (оборудование, транспорт, здания), товары для поддержания производственных запасов с целью обеспечения нормального ритма производства. Обе формы представляют собой расходы на инвестирование и обозначаются символом . Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции (ВИ) — общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала, проданного в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть ту их часть, которая пошла на замену износившихся зданий и оборудования (амортизационные отчисления — АО), то мы получим чистые инвестиции (ЧИ). Таким образом, ЧИ = ВИ - -АО; 3) расходы правительства на покупку товаров (танков, самолетов, школ и др.) и услуг военных и гражданских служащих. Обозначим их G. 4) расходы внешнего мира, или чистый экспорт. Чистый экспорт — это разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт больше импорта, то чистый экспорт положительный. Если импорт больше экспорта, то чистый экспорт имеет отрицательное значение. Обозначим чистый экспорт N. Можем составить уравнение, выражающее ВВП по сумме расходов на покупку конечной продукции: 6.1 Номинальный и реальный ВВП. ВНП. Кроме ВВП в макроэкономике применяется другой показатель объема национального продукта — валовой национальный продукт. Различия между ВВП и ВНП незначительны. Они заключаются в разном подходе к их расчету. При определении ВВП используется так называемый территориальный принцип, в соответствии с которым ВВП создается внутренними для данной страны факторами производства независимо от того, кто ими владеет. ВНП же измеряется по национальному принципу, т. е. по стоимости продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, независимо от территории, где они находятся. Т.о., чтобы получить ВНП, к ВВП нужно добавить разницу между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами нерезидентов в данной стране. (Резидентами называются все лица, проживающие на территории данной страны, кроме иностранцев, приезжающих в нее на срок менее года). Например, после расчета ВВП республики за определенный период к нему нужно добавить факторные доходы от белорусских компаний, находящихся в других странах, и вычесть доходы компаний других стран, находящихся на территории РБ. Количественное различие между ВВП и ВНП незначительно и в развитых странах не превышает 2 % ВВП. Для Беларуси оно еще меньше, т.к. сальдо заграничного производства представляет незначительную величину по отношению к объему ВВП. Стоимостная оценка НП невозможна без учета уровня цен. При текущей оценке НП используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. Однако часто возникает необходимость сравнения объемов НП, произведенного за разные промежутки времени. В этом случае нельзя применять рыночные цены, т.к. они, особенно в условиях инфляции, могут существенно отличаться в начале и конце временного интервала. Поэтому невозможно сделать вывод, на основе чего произошел рост НП, — увеличения объема производства или увеличения роста цен. Для проведения достоверного макроэкономического анализа используют базовые, а также сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен — дефляторы ВНП. Номинальными макроэкономическими показателями являются показатели, измеряемые в текущих ценах, реальными — в базовых. Так, номинальный ВВП равен объему конечного производства товаров и услуг, измеренному в ценах текущего года. Реальный ВВП— это то же количество товаров и услуг, измеренное в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефлятор ВВП. Он позволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т. е. величину инфляции в стране. Заключение Т.о., переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций. Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР является глобальная несбалансированность ( несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней ). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла. Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза. Литература: 1.Курс экономической теории:Учебное пособие./Под ред.А.Н.Тур, М.И. Плотницкий. – Мн.:”Мисанте”1998. 2.А.М. Лемешевский. Микроэкономика: Теория национальной экономики. Ч.2.Мн.1994 3.Теория национальной экономики:Учебное пособие.Ч.1.Мн.,1994 4.Шимов, Богданович, Крюков.Беларусь:ретроспектива и перспектива.//Белорусский экономический журнал N1,Мн.2000 5.Основные направления социально – экономического развития РБ на период до 2010г.// /Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000 6.Ванкевич.Избыточная занятость. Истоки и последствия.// Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000 7.Головачев,Раковец.Денежно- кредитный механизм регулирования экономики//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000 8.А.О.Тихонов.Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000 9.Е.Г.Каштанова.Налоговые реформы конца 20 в.- путь к социальному прогрессу//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000 10.Л.А.Ковалев. СНС как информационная база управления материальными и денежными потоками в стране//Белорусский экономический журнал N4,Мн.2000 11.Экономическая теория. Учебник для ВУЗов/ Под ред.Камаева.М.1998 12. Экономическая теория./Под ред. Базылева, гурко,Мн.БЭГУ,1999 13.Курс экономической теории. Учебник./Под ред.М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой,Мн.,1998 14.Особенности и тенденции белорусской экономики в минувшем году./Национальная экономическая газета,N11,2001 |
|
© 2007 |
|