РУБРИКИ

Курсовая: Национальная экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Национальная экономика

способности к повышению эффективности функционирования экономики, обеспечения

экономической безопасности, формирования благоприятных условий для

привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест.

Выполнение государством функций эффективного собственника будет

осуществ­ляться путем последовательной и системной реализации новых подходов

к совершенство­ванию управления госимуществом.

В ближайшей перспективе необходимо завершить преобразование государственных

предприятий в республиканские и комму­нальные унитарные, основанные на праве

хозяйственного ведения, и республиканские унитарные, основанные на праве

оператив­ного управления (казенные предприятия).

Главной целью развития предпри­нимательства на период до 2010 г. является

обеспечение развития малого и среднего бизнеса на новой организационно-

правовой, имущественной, финансово-инве­стиционной, научно-инновационной и

управ­ленческой основе, превращение его в один из основных источников

пополнения бюд­жета, сокращения безработицы и повышения занятости

трудоспособного населения.

Для достижения указанной цели пред­полагается улучшение предпринимательского

климата, создание благоприятной рыночной среды для ускорения развития малого

и сред­него бизнеса, а также индивидуального пред­принимательства;

совершенствование систе­мы государственной поддержки, включая повышение

действенности всех форм финан­совой поддержки субъектов малого и сред­него

бизнеса, а также упрощение и облегчение системы регистрации, налогообложения,

учета и отчетности; устранение причин от­тока предпринимательского и научно-

техни­ческого интеллекта, а также финансового ка­питала в зарубежные страны.

Формирование рыночной инфра­структуры - одно из главных направлений

институциональных преобразований в РБ. Хотя на протяжении последних лет

рыночная инфраструктура по­лучила некоторое развитие, она все еще на­ходится на

начальном этапе своего форми­рования и нуждается в дальнейшем

совер­шенствовании.

Основными направлениями развития рыночной инфраструктуры Беларуси явля­ются

развитие и унификация нормативно-правовой базы, обеспечивающей

функциони­рование рыночной инфраструктуры в целом, а также совершенствование

ее организаци­онной структуры, обеспечивающей достаточ­ный контроль и

регулирование этой сферы

5.Понятие национального продукта и система национальных счетов (СНС).

Результатом функционирования национальной экономики явля­ются все товары и

услуги, созданные в данной стране за определен­ный период времени, т. е.

национальный продукт(НП).

Показатели объема НП, их динамика явля­ются чутким барометром, отражающим

состояние "здоровья" эко­номики, показывающим результативность действий

правительства по повышению ее эффективности.

В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим

системам, существуют разные методы определения объема НП. В странах с рыночной

экономи­кой его объем определяется по (СНС) во всех отраслях народного

хозяйства. В странах с централизован­ной планово-регулируемой экономикой,

использующих марксист­скую теорию воспроизводства, принято подсчитыватьНП,

производимый только в отраслях материальной сферы.

СНС представляет собой определен­ный способ упорядочения информации об

экономических опера­циях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе

обще­ственного воспроизводства.

Она появилась в 40—50-е гг. в наи­более развитых странах в ответ на

потребность органов государственного управления в информации

макроэкономического харак­тера, необходимой для разработки экономической

политики, при­нятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В

1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила новую пересмот­ренную СНС, которую

предстоит внедрить в ближайшие годы боль­шинству стран мира в качестве

международного стандарта.

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения

НП и НД в данной стра­не. Посредством национального счетоводства можно

определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные

промежутки времени, чтобы на основе этой информации опреде­лить степень

достижения целей национальной экономики, вырабо­тать экономическую политику,

провести сравнительный анализ по­тенциалов различных стран.

Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер.

Во-первых, она учитывает деятельность всех участников про­изводства

материальных благ и оказания услуг: органов государ­ственного управления,

армии, лиц свободных профессий, наемной прислуги; владение жильем и т. п.

Во-вторых, СНС содержит пока­затели, которые в обобщающем виде описывают все

экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы и

пас­сивы производственного процесса.

5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.

Структура СНС.

В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К

экономическим субъектам (агентам) национальной экономики и СНС относят

хозяйственные единицы, совершаю­щие экономические операции с материальными или

финансовыми активами. Экономические агенты группируются в шесть секторов:

1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие то­вары и оказывающие

услуги (кроме финансовых), или нефинансо­вые предприятия. В этот сектор входят

государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные

общества и др. фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того,

сюда включают ремесленников, самостоятель­ных работников (частные врачи, юристы

и др.), предпринимате­лей;

2) финансовые учреждения и организации — коммерческие бан­ки, страховые

компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся

посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и

инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы владельцев домашних

хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;

3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются

объектом купли-продажи. Это такие учреждения, как органы государственного

управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);

государственные финансово-кре­дитные организации (Нацбанк, государственные

финан­совые компании, налоговые инспекции и т. д.) и др.;

4) частные некоммерческие организации, обслуживающие до­машние хозяйства.

Основная особенность их деятельности в том, что она не финансируется и не

контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды,

партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;

5) домашние хозяйства. К ним относятся собственно домашние хозяйства и

коллективы лиц, выполняющие экономические опера­ции для обеспечения своей

жизнедеятельности (солдаты, заключен­ные и др.);

6) заграница (остальной мир) — все экономические агенты за границей,

осуществляющие операции с субъектами внутри данной страны.

Операция между субъектами представляет собой экономическое действие по

взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью

создания, передачи, обмена, пре­образования или ликвидации экономической

стоимости. Следует различать операции между институциональными единицами и

внут­ри них.

В СНС выделяются следующие виды операций между субъек­тами:

1) с материальными благами и услугами, охватывающие эконо­мические процессы

производства и распределения материальных благ и услуг. Это операции по

производству, импорту, инвестициям и др., отражаемые на счетах производства,

потребления и капита­лообразования в форме таких показателей, как продукция,

потреб­ление, валовые капвложения и др.;

2) по распределению доходов между секторами (зарплата, ди­виденды и др.);

3) финансовые операции (операции с ценными бумагами, ва­лютой, по изменению

денежных активов и пассивов).

К операциям внутри институциональных единиц относятся, например,

строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача

банком ссуды.

СНС — это "бухучет страны", т.к. в нем исполь­зуются такие принципы бухучета,

как двойная запись, балансы, кор­респонденция счетов. СНС представляет собой

свободные табли­цы, в которых отражаются имеющиеся ресурсы и направления их

использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупате­ля, поэтому

операция записывается 2 раза: первый раз как актив продавца, а второй — как

актив покупателя.

Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Пер­вый дает

возможность сопоставить инвестиции и сбережения и дать количественную оценку

созданию, распределению и конечному ис­пользованию НД. Второй предназначен

для ана­лиза создания и распределения продукта между отраслями,

отобра­жаемого в таблицах "затраты — выпуск". Третий блок представляет собой

счет потоков фондов и отражает движение фи­нансовых активов в виде покупок и

продаж на денежном рынке.

Национальное счетоводство основывается на модели народно­хозяйственного

кругооборота, отражающей функционирование на­циональной экономики в виде

замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между

макроэкономическими субъектами.

Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг и ресурсов

(факторов) и три группы субъектов (домашние хозяй­ства, предпринимательские

фирмы, государство). Эти субъекты совершают следующие виды экономических

процессов .

Домашние хозяйства являются обладателями всех ресурсов, находящихся в их

частной собственности. Они предлагают эти ре­сурсы — землю, денежный капитал,

рабочую силу — на рынок ре­сурсов и потребляют (покупают) товары и услуги.

Предпринимательские фирмы покупают необходимые для сво­ей деятельности

ресурсы, продают произведенные ими товары и услуги.

Государственный сектор производит общественные блага: на­уку, культуру,

обеспечивает оборону страны, производственную инфраструктуру — дороги,

служебную связь, транспорт и многое другое. Для этого он закупает ресурсы,

товары и услуги, произве­денные предпринимательским сектором.

Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и услуг и

несут расходы в виде платежей за ресурсы, инве­стиций (закупка оборудования).

Государственный сектор несет расходы на оплату труда госу­дарственных

служащих, закупку товаров и услуг, выплаты домашним хозяйствам в виде пенсий

и пособий, дотации пред­принимательскому сектору. Источником доходов

государства явля­ются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и

предприниматель­ского сектора. Кроме того, государство в лице своего

центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый

субъект взаимодействует с другими путем кредитования и заимство­вания

денежных средств.

Т.о., поток денег включает в себя два потока: дохо­дов и расходов, каждый из них

равен суммарной стоимости това­ров и услуг, произведенных в обществе. Поэтому,

измерив поток денежных расходов или доходов, мы определим весь объем этих

товаров и услуг в денежном выражении, т. е. НП. НП в денежной форме есть общая

сто­имость товаров и услуг, произведенных нацией за определенный период.

Основные макроэкономические показатели здесь — совокуп­ный общественный

продукт (СОП), валовой общественный продукт,НД.

Весь продукт, созданный в материальном производстве за опре­деленный период

(обычно за год), называется совокупным обще­ственным продуктом. Он

создается в первичных производствен­ных звеньях национальной экономики: на

предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.

Выделяют натуральную и стоимостную формы совокупного общественного продукта.

В натуральной форме он представляет собой средства производства и предметы

потребления. По стоимо­сти совокупный общественный продукт делится на

стоимость средств производства, перенесенную на готовый продукт

(аморти­зационные отчисления и материалы), и вновь созданную стоимость, или

НД. Стоимостное выражение совокупного общественного продукта может быть

рассчитано по формуле СОП = СП + НД,

где СП — перенесенная стоимость средств производства;

НД — национальный доход. Совокупный общественный продукт выступает в форме

валового общественного и конечного продуктов.

Валовой общественный продукт представляет собой совокуп­ность продуктов

отдельных предприятий, поступающих через эко­номический оборот в сферу

потребления. Поскольку валовой общественный продукт состоит из продукции

отдельных предприя­тий, связанных между собой разделением труда, он неизбежно

вклю­чает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например сы­рье,

заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия, передается другим

предприятиям для производства их продукции и поэтому ее стоимость учитывается

неоднократно в стоимости ва­лового общественного продукта. Чтобы получить

достоверную ве­личину НП, надо избавиться от повтор­ного счета, а для этого

нужно подсчитать все материальные затраты в производстве один раз.

Валовой общественный продукт, очищенный от повторного сче­та, называется

конечным продуктом. Конечный продукт — это часть стоимости валового

общественного продукта, используемая на цели потребления населения,

восстановление потребленных в течение года средств производства и накопление.

По натурально-веществен­ному составу конечный продукт включает созданные в

течение года предметы потребления, средства труда и ту часть предметов труда,

которая используется для резервных, страховых и переходящих за­пасов, а также

продукцию на экспорт.

В марксистской теории используется понятие "промежуточный продукт" — часть

валового очищенного продукта, который расхо­дуется в течение года на текущие

материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали и узлы,

полуфабрикаты и др.

В соответствии с марксистской методологией вся вновь создан­ная стоимость в

материальном производстве представляет собой НД. НД имеет две формы:

нату­ральную и стоимостную. В натуральной форме он представляет собой

предметы потребления для удовлетворения личных потреб­ностей населения и

средства производства для расширения произ­водства. В стоимостной форме НД

выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый

про­дукт обеспечивает воспроизводство рабочей силы и существует в форме

оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления.

Прибавочный продукт предназначен для расширения производства, т.е. для

закупки средств производства и найма до­полнительной рабочей силы, а также на

содержание непроизводствен­ной сферы, создание страховых резервов и запасов и

другие цели.

В ходе осуществляемых в Беларуси эко­номических преобразований по

формирова­нию социально ориентированной рыночной экономики правительственным

органам сле­дует определять эффективность своей дея­тельности мерой реального

роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы и гарантии их

реализации являют­ся высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2

Конституции Республи­ки Беларусь). О государственной же и част­ной формах

собственности в ст. 13 Основ­ного закона говорится, что «государство

пре­доставляет всем равные права для осуществ­ления хозяйственной и иной

деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные

условия для раз­вития всех форм собственности». Государ­ство гарантирует всем

равные возможности использования способностей и имущества для

предпринимательской и иной, не запре­щенной законом, экономической

деятельно­сти, а также право участвовать в управле­нии предприятиями,

организациями и учреж­дениями с целью повышения эффективнос­ти их работы и

своего благосостояния.

Анализ отдельных законодательных ак­тов, принятых в последние годы органами

власти нашей страны, свидетельствует о том, что экономическая политика

правительства все больше ориентируется на ограничение со стороны государства

рыночных механиз­мов развития экономики. Так, почти свер­нута программа

разгосударствления и при­ватизации; предприятия негосударственных форм

собственности посредством глобально­го лицензирования, перманентной

перереги­страции и труднопереносимых методов фис­кальной, денежно-кредитной,

ценовой поли­тики всячески вытесняются из легального коммерческого оборота.

Три обстоятельства, которые недостаточно учитываются в транс­формационный

период управляющими органами республики при принятии решений, сводятся к

тому, что,

во-первых, экономи­ческая система страны - это не замкнутая, а открытая

система, рано или поздно интегри­рующаяся в мировое рыночное хозяйство.

во-вторых, нельзя менять складывающиеся «правила игры» (хозяйственное

законода­тельство) так часто. Хорош тот закон, кото­рый всеми выполняется, а

не тот, который постоянно изменяется и дополняется. Так мы не создадим

правового государства и зако­нопослушных граждан, включая хозяйству­ющих

субъектов.

в-третьих, законодатели не всегда принимают во внимание, что чем луч­ше тот

или иной закон учитывает матери­альные интересы населения страны, тем бо­гаче

становится государство. Например, ли­берализация цен в Беларуси (в отличие от

других стран СНГ и государств Балтии) со­четалась и сочетается с сохранением

регули­руемых цен на значительное количество про­довольственных и многих

непродовольствен­ных товаров. В результате происходит уве­личение вывоза этих

товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на внутреннем

рынке.

Структурные изменения на микроэконо­мическом уровне приводят к

приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыноч­ному хозяйству.

Однако реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру

собственности, организационную, финансовую, структуры административного

управления, занятости, структуру производ­ства, - без содействия

государственных орга­нов власти превратится в длительный про­цесс. Рыночная

экономика будет расширять­ся по мере увеличения доли предприятий с частной

формой собственности, укрепления финансово-хозяйственной автономии

пред­приятий, легализации их целевой установки на получение максимальной

прибыли на вло­женный капитал, развития и расширения конкуренции с другими

предприятиями с целью привлечения покупателей.

Сознательно или интуитивно, но управ­ление экономикой в период

всевозрастаю­щего включения в нее элементов рыночного механизма

осуществляется хотя и не всегда достаточно успешно, но все же с примене­нием

экономических рычагов.

Залогом эффективного государственного управления на макроэкономическом уровне

являются стабилизация цен, достижение пол­ной занятости населения,

рациональные внешнеторговый и платежный балансы, эко­номический рост. Это

означает, что объекта­ми государственного управления (анализа, прогноза,

контроля и регулирования) выс­тупают:

во-первых, уровень, соотношения и динамика цен на товары, работы и услуги;

во-вторых, уровень безработицы, создание новых рабочих мест, государственная

под­держка подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями

индустриаль­ного развития города и села в Республике Беларусь;

в-третьих,, рациональное государ­ственное регулирование внешней торговли с

помощью финансовых рычагов (налогов, субсидий, таможенной политики),

междуна­родных перевозок, займов, туризма, других форм внешнеэкономических

связей;

в-четвер­тых, обеспечение мотивации к экономичес­кому росту, основными

показателями кото­рого являются динамика валового внутрен­него продукта и

национального дохода, рост накопления национального богатства.

Не надо быть особенно компетентным в этих вопросах, чтобы понять, что

основную роль в решении всех указанных экономичес­ких функций государства

играют деньги, вы­ступающие и как средство обращения, и как средство

измерения стоимости, и как сред­ство накопления. Прочность всего фундамента

экономики зависит от эффективности госу­дарственного управления: чем

эффективнее управление экономикой, тем прочнее нацио­нальная валюта, ее

конвертируемость, превра­щение в самый желанный товар, движущий экономический

мотив в трудовой деятельно­сти, независимо от собственника средств

про­изводства и факторов производства.

Не вызывает сомнения тот факт, что роль денег в механизме функционирования

рыночной экономики как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом

уров­нях сегодня становится преобладающей.

В национальном хозяйстве происходит процесс кругооборота доходов и продуктов:

потоки денежных доходов движутся навстре­чу потоку продуктов, обеспечивая

обраще­ние на рынках продуктов и ресурсов. Ре­зультатом обращения является

конечное по­требление и накопление в фирмах и на пред­приятиях, а также в

домашних хозяйствах (см. рис.).

Анализ и измерение денежных потоков домашних хозяйств для реализации готовых

товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов и промежуточных товаров,

входя­щих в рынки продуктов и ресурсов, для из­мерения валового внутреннего

продукта и составления баланса национального богатства и являются объектами

национальной систе­мы счетоводства.

Под ресурсами понимаются факторы производства, а денежные платежи прини­мают

форму заработной платы, процентного дохода, ренты, налога и т.п.

В СНС ресурсы представлены в правой их части в денежном выражении, а их

использование - в левой части.

Под готовыми товарами и услугами под­разумеваются товары и услуги для продажи

потребителям, которые их используют для конечного потребления, частных

инвестиций, государственных закупок или на экспорт. В отличие от готовых

товаров и услуг, суще­ствуют промежуточные товары, услуги и работы, которые

покупаются на рынке с це­лью последующего их использования в фор­ме ресурсов

производства других товаров. В нашей терминологии близким понятием

про­межуточных товаров являются материальные затраты в процессе хозяйственной

деятель­ности, представляющие собой перенесенную на готовый продукт

стоимость.

Совокупность промежуточных товаров, рабочей силы, производственных услуг

(ма­териальных и нематериальных) и основного капитала, включая землю,

выступает в фор­ме ресурсов для предпринимательской дея­тельности, реального

сектора экономики - сектора нефинансовых предприятий. Поток расходов на

ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор домашних

хозяйств в виде НД, т.е. всей суммы заработной платы, рен­тных платежей

(доходов от собственности), процентных выплат и прибыли. Часть НД в виде

прибыли возвраща­ется домашним хозяйствам потому, что вла­дельцами корпораций

и фирм являются частные лица, а там, где этим занимается го­сударство, очень

трудно ожидать эффектив­ности производства и высокой скорости де­нежного

оборота.

Правительство осуществляет анализ, кон­троль и регулирование процессов

кругообо­рота материальных и денежных ресурсов в секторах экономики,

используя фискальную политику - урезая с помощью налогов по­требление или

сбережения в секторе домаш­них хозяйств. Оно регулирует расходы на ча­стные

инвестиции через государственные зай­мы и ограничения коммерческих и

банковс­ких кредитов. С помощью государственных расходов на содержание армии,

судов, орга­нов охраны общественного порядка, на «бес­платное» лечение,

образование, культуру, строительство и содержание дорог и прочее

правительство урезает и конечное потребле­ние в домашних хозяйствах.

Посредством так называемых трансфертных платежей (пенсий, пособий по

безработице, пособий на детей и т.п.) оно осуществляет социальную поддерж­ку

домашних хозяйств. Только правительство с помощью денежно-кредитной политики

ре­гулирует эмиссию и воздействует на количе­ство денег в обращении.

В практику управления национальной экономикой сегодня прочно вошел термин

«субъект хозяйствования». Однако в реаль­ной жизни имеют место отношения со

мно­гими экономическими субъектами, не под­падающими под определение

самостоятель­ного субъекта хозяйствования. Таковы, на­пример, филиалы

предприятия, профсоюзные органы, бюджетные учреждения и т.д. Более широким

понятием, которое используется в СНС, является «институциональная едини­ца».

В экономике это юридическое или фи­зическое лицо, которое может от своего

име­ни владеть активами (имуществом), прини­мать на себя обязательства,

осуществлять экономическую деятельность и хозяйствен­ные операции с другими

институциональны­ми единицами.

Т.о., товарно-денежные по­токи осуществляются институциональными единицами на

микроэкономическом уровне.

Денежная масса в стране зависит от ско­рости обращения денег, уровня цен и

величины реального НП. Это выражено в классическом уравнении обмена:

МV = РУ,

где М - денежная масса в обращении;

V - скорость обращения денег;

Р - индекс цен на готовые товары и услуги;

У - реальный национальный продукт.

Преобразованное данное уравнение:

М = РY/V.

Количество денег в обраще­нии прямо пропорционально росту номи­нального НП и

обрат­но пропорционально скорости обращения денег.

На основе уравнения обмена можно сде­лать многие важные выводы относительно

анализа макроэкономики на правительствен­ном уровне, в том числе по

управлению ин­фляцией, уровнем цен и экономическим ро­стом. Особенно важно

учитывать структур­ные изменения в производстве и распреде­лении НП. Здесь

главенствуют деньги в качестве сбережений - той части доходов домашних

хозяйств, ко­торая не используется для потребления и уплаты чистых налогов

(налоги за вычетом трансфертных платежей правительства). В рыночном хозяйстве

равновесие меж­ду сбережениями и инвестициями регули­руется с помощью

финансовых рынков или рынков денег. Чтобы превратить потоки сбе­режений в

потоки инвестиций, существуют каналы прямого и косвенного финансирова­ния.

Прямой способ финансирования - это перемещения сбережений от их

собственни­ков к заемщикам путем выпуска ценных бу­маг: акций, префакций,

облигаций и т.п. При этом собственники сбережений довольно часто получают

право долевого участия в собственности на капитал корпорации (фир­мы). Такое

финансирование еще называют капитальным. Вторая группа каналов связана с

кос­венным финансированием, осуществляемым через особый сектор экономики -

сектор финансовых организаций, в который входят финансовые посредники:

коммерческие банки, инвестиционные компании, чековые фон­ды, валютные и

фондовые биржи, страховые компании, ссудосберегательные компании, ипотечные

банки. Через финансовых посредников перека­чивается существенная часть всех

денежных потоков сбережений домашних хозяйств. Финансовые корпорации

представляют со­бой важнейший сектор экономики в услови­ях рынка. Кроме

секторов нефинансовых предпри­ятий, финансовых организаций, домашних хозяйств

и сектора правительственных уч­реждений, в национальной экономике

фун­кционирует сектор некоммерческих органи­заций (НКО), в который входят не

субъек­ты хозяйствования, а институциональные единицы, призванные обслуживать

домаш­ние хозяйства, в том числе профессиональ­ные, творческие и другие

союзы, партии, религиозные учреждения, общества, ассоци­ации, фонды и пр.,

т.е. институциональные единицы, целью деятельности которых не является

извлечение прибыли. Этот сектор существует за счет членских взносов,

пожер­твований, субсидий и других целевых средств, получаемых из других

секторов эко­номики.

По всем указанным секторам в СНС составляется как минимум 10 счетов:

произ­водства, образования доходов, первичного распределения доходов,

вторичного распре­деления доходов, операций с капиталом, финансовый, прочих

изменений в активах, переоценки материальных ценностей, теку­щих операций по

ВЭД, балансовый счет.

До сих пор были охарактеризованы де­нежные потоки в замкнутой экономической

системе. Однако Беларусь представляет со­бой открытую экономическую систему,

свя­занную с иностранными экономическими системами («остальной мир»)

посредством экспорта и импорта товаров и услуг, а так­же мировых финансовых

рынков. Механизм экспорта, импорта и финансовых операций с «остальным миром»

может способствовать притоку иностранного капитала, если экс­порт товаров и

услуг превышает их импорт, и наоборот - оттоку денежного капитала в валюте,

если импорт товаров и услуг пре­вышает их экспорт. Кроме того, через

фи­нансовые операции в форме займов и кредитов, покупок и продаж ценных бумаг

при­водятся в движение потоки доходов от соб­ственности внутри страны и за

рубежом.

Операции с «остальным миром» полу­чают отражение в СНС как по текущим, так и

капитальным затратам в национальную экономику.

НП выступает в виде расходов реального сектора на произ­водство и инвестиции.

Правительство обра­зует дополнительные потоки товаров и ус­луг для

общественного потребления, пуская на эти цели чистые налоги и госзаймы.

Фи­нансовые рынки, рынки продуктов и ресур­сов обслуживаются через финансовых

по­средников, т.е. через финансовые корпора­ции. Следует также подчеркнуть

существо­вание трех видов денежных средств, которые не идут на покупку

товаров и услуг, произ­веденных для внутреннего рынка. Это чис­тые налоги,

поступающие в распоряжение правительства; сбережения, попадающие на

финансовые рынки (рынки ценных бумаг, кредитные и валютные рынки) через

финан­совых посредников или минуя их; наконец, компенсационные платежи по

импорту, ко­торые уходят в иностранные экономические системы.

Эти три части НД, не используемые на покупку товаров и услуг, произведенных

внутри страны, носят назва­ние «утечки». В противоположность «утеч­кам» есть

три вида так называемых инъек­ций. К инъекциям относятся расходы на

фи­нансирование НП, осу­ществляемые непотребителями. Речь идет об

инвестициях, государственных закупках и денежном покрытии экспорта от

«остально­го мира» (ввоз валюты). Сумма инъекций и потребления составляет

национальный про­дукт, который равен национальному доходу.

Основой информационного обеспечения СНС выступает первичный статистический и

бухгалтерский учет, его интеграция через бухгалтерскую, финансовую и другие

виды отчетности в СНС.

Переход к СНС следует рассматривать как длительный поэтапный процесс

совершенствования и преобразования системы бухгалтерского и статистического

учета в форму, пригодную для макроэкономического анализа и прогно­за развития

национального хозяйства в раз­резе секторов и отраслей экономики.

Цель СНС - получить полную картину экономической деятельности страны с

помо­щью системы взаимосвязанных счетов и таб­лиц по секторам и отраслям.

На основе СНС необходимо решать задачи повышения оперативности получения

статистических данных о произведенном ВВП, НД, конеч­ном потреблении, валовой

прибыли, нацио­нальном сбережении и др. Можно с высокой степенью вероятности

предсказать, что от годовой периодичности данных макроэконо­мических

показателей статистика Беларуси сможет перейти к полугодовому, затем - к

поквартальному режиму их разработки. Это позволит прогнозировать тенденции в

соци­ально-экономическом развитии секторов эко­номики, отраслей и подотраслей

националь­ного хозяйства.

Наряду с классификацией (делением) национального хозяйства по признаку

разделения труда и специализации производства, в основу уп­равления (учета,

анализа, регулирования) экономикой в СНС в зависимости от целей, выполняемых

ин­ституциональными единицами, берутся оп­ределенные экономические и

социальные признаки, предполагающие деление нацио­нального хозяйства на

секторы экономики. Подобное деление делает сектор главным компонентом

экономики по отношению к отрасли, а последняя становится вторичным

подразделением по отношению к каждому из секторов.

Бесспорно, осуществлять статистичес­кий учет и анализ в разрезе секторов

эконо­мики значительно эффективнее, чем по от­раслям экономики, т.к.

становится пре­дельно ясным на макроэкономическом уров­не, «кто есть кто» и

какой вклад вносит каждый сектор в социально-экономическое развитие страны в

целом. Только после это­го можно адресно решать проблему регули­рующих

воздействий на ту или иную отрасль экономики в целях повышения темпов и

улучшения пропорций экономического раз­вития государства. Именно таким

образом и должна быть осуществлена реорганизация

(перестройка) бухгалтерского и статистичес­кого учета на государственном

уровне при переходе к СНС.

Как в СНС, так и в бухгалтерском учете следует различать и делить

экономические операции на три основные группы: а) операции с продуктами и

услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции.

Операции с продуктами и услугами от­носятся к производству, обращению

(обме­ну) и использованию продуктов и услуг в секторах и отраслях экономики

(потоки то­варов). При этом они включают операции, произведенные в данном

периоде, и опера­ции с существующими продуктами, произ­веденными ранее, включая

импорт. Здесь возникает ряд организационных вопросов по правильному учету

движения материальных потоков в бухгалтерском учете, связанных с приобретением,

движением в производстве основных средств, запасов сырья и материа­лов,

оприходованием и реализацией готовой продукции и услуг.

Целями распределительных операций являются распределение и перераспределе­ние

добавленной стоимости, созданной про­изводителями, а также распределение

сбере­жений. В бухучете следует четко организовать оплату труда работников,

вне­сение платежей в бюджет, внебюджетные фонды и за аренду; расчет прибыли,

смешан­ного дохода, их распределения между соб­ственниками (учредителями);

определение направления чистых налогов, сбережений, платежей по импорту.

Финансовые операции связаны с изме­нениями в финансовых активах и пассивах по

различным секторам экономики. В бух­галтерском учете это операции по учету

ин­вестиций, долго- и краткосрочных финансо­вых вложений, изменений дебиторской

и кредиторской задолженности, кредитов, зай­мов и т.п.

Как в бухучете, так и в СНС используются счета и двойная запись. Каждый счет

отно­сится к одному аспекту экономической дея­тельности, каждая операция

отражается дважды: один раз в ресурсах, другой - в их использовании. Итоги

операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с

помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в эконо­мическом

анализе и служит для перехода к следующему счету. Если в разрезе секторов

ведутся в основном все счета внут­ренней экономики, то по отраслям - только два

счета, производства и первичного рас­пределения доходов. Это еще раз

подтверж­дает необходимость осуществления в первую очередь анализа движения

общественного воспроизводства по секторам экономики.

Согласно теории денег, изучающей про­цессы воздействия на состояние экономики

цен, инвестиций и финансово-кредитного механизма, в классическом уравнении

обме­на МУ = РУ параметры V (скорость обра­щения денег) и У (реальный объем

выпуска товаров и услуг, или реальный национальный продукт) имеют тенденцию

приближаться к некоторому «естественному» уровню и не зависят от воздействия

факторов денежной политики. Они могут рассматриваться как константы в этом

уравнении. Иначе говоря, объемы производства определяются состоя­нием

трудовых ресурсов государства, произ­водственными мощностями в различных

отраслях деятельности, технологией и органи­зацией производственных

процессов, а ско­рость обращения денег зависит от количе­ства ежемесячных

выплат заработной пла­ты, насыщенности товарами розничной сети,

разветвленности пунктов коммунально-бы­товых услуг, методов инкассации и т.д.

Уравнение обмена выглядит следующим образом:

Р = М(V/У) .

Здесь параметр V/У представляет со­бой некоторую константу (постоянный

ко­эффициент). Отсюда следует, что изменение абсолютного уровня цен приводит

к пропор­циональному изменению номинального ко­личества денег в обращении, и

наоборот - изъятие денег из обращения вызывает сни­жение цен на товары и

услуги. В этом ви­дится основное звено процессов инфляции в экономике

Беларуси и других стран СНГ.

Рост эмиссии денег практически прямо ведет к росту цен при постоянных

скорости обращения денег и объеме реального выпус­ка товаров и услуг. Когда

говорят о «замо­раживании» цен, подразумевают прекраще­ние эмиссии бумажных

денежных знаков и переход к кредитной рестрикции. Парамет­ры классического

уравнения обмена очень полезно представлять для анализа и прогно­за не в

абсолютных размерах, а в единицах их приращения, т.е. в дифференциальной

форме или темпах прироста:

dМ/М + dУ/У = dР/Р +dУ/У .

Т.о., эффективность функци­онирования ценовой, инвестиционной и де­нежно-

кредитной политики может измерять­ся количеством и скоростью оборота денег

(наличных и безналичных). Поэтому целесообразно на макроэкономическом уровне

(по секторам экономики и в целом по стра­не) рассчитать показатели скорости

оборота денежных средств, уровня изменения цен на товары (инфляции), темпы

роста реальной и номинальной заработной платы. С этой целью необходимо в

финансовой отчетнос­ти институциональной единицы отражать объемы движения

денежных активов и их остатки на начало и конец периодов, кото­рые

статистическими органами должны сво­диться и публиковаться в разрезе секторов

экономики. Лишь тогда могут быть состав­лены с определенной достоверностью

финан­совый и балансовый счета в системе нацио­нальных, платежный баланс

государства. Эти финансовые инструменты дадут информаци­онную базу для

рационального управления процессами денежных потоков, инвестиция­ми,

фондовыми рынками, будут способство­вать оздоровлению экономики в целом.

6. Понятие ВВП, его формы и методы измерения.

Для измерения НП в СНС служат различ­ные макроэкономические показатели:

(ВВП), (ВНП), НД, чистый национальный продукт (ЧИП). Например, в США и Японии

в качестве основного показателя используют ВНП. Сущность и порядок расчета

ВНП достаточно подробно излагаются в переводных американских учебниках по

макроэконо­мике. В других странах, в том числе и в РБ, в соответствии с

рекомендациями статистической службы ООН ос­новным показателем является ВВП.

Коли­чественные различия между ВВП и ВНП незначительны.

ВВП — основной макроэкономический показатель, применяе­мый во всем мире для

определения темпов развития производства, характеристики структуры народного

хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко

используется для меж­дународных сопоставлений относительных уровней

экономического развития различных стран и регионов мира.

ВВП — обобщающий показатель результатов производства то­варов и услуг. Он

измеряет в ценах конечного покупателя стоимость конечных товаров и услуг,

произведенных на территории данной страны за тот или иной период.

В самом общем виде ВВП представляет собой совокупную сто­имость всей

произведенной в народном хозяйстве данной страны конечной продукции за год.

Есть три метода исчисления ВВП: производственный, распре­делительный,

конечного использования.

Производственный метод состоит в исключении из сто­имости всех произведенных

товаров и услуг той их части, которая была израсходована в производстве.

В соответствии с производственным методом исчисления ВВП есть сумма добавленных

стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная

стоимость это стоимость, созданная в процессе производства, поэтому в

нее не включается стоимость потребленного сырья и материалов. Чтобы определить

денежную величину добавленной стоимости, из объема продаж фирмы нужно вычесть

стоимость материалов и комплектующих, купленных у поставщиков.

Т.о., продукт, созданный на одном предприятии и потребленный на другом, имеет

значение только для оценки рабо­ты этих предприятий. При суммировании всей

добавленной сто­имости продукции по всем отраслям народного хозяйства

проме­жуточный продукт исчезает. Остаются только те блага и услуги, которые

предназначены для конечного потребления, т. е. конечный продукт.

Добавленная стоимость отдельной фирмы представляет собой стоимостную оценку

работы фирмы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости НП. Чтобы

рас­считать суммарный ВВП, нужно сложить все стоимости, добавлен­ные всеми

производителями данной страны

ВВП, рассчитанный по производственному методу, кроме сум­мы добавленных

стоимостей включает в себя и чистые косвенные налоги. В СНС это налоги

на производство и импорт. Они пред­ставляют собой разницу между суммой всех

налогов на производ­ство и импорт, уплаченных предприятиями, и субсидиями,

полу­ченными ими от государства.

ВВП должен учитывать всю выпускаемую продукцию, но часть ее не продается на

рынках и поэтому с трудом поддается оценке. Это ремонт квартиры ее

владельцем, домашняя работа по стирке, уборке, приготовлению пищи, все виды

самообслуживания. Суще­ствует также "теневая экономика": незаконные доходы от

выпуска "левых товаров", самогоноварения, продажи наркотиков и т. п. Объем

"теневой экономики" достигает значительных размеров ВВП: от 3 до 25 %. Эта

часть ВВП подсчитывается приблизительно и об­разует условно начисленную

стоимость.

Нужно также учитывать, что в ВВП входит стоимость товаров, произведенных

только за определенный период. Сделки с уже существующими активами, например

домами, не включаются в ВВП, т.к. они не являются результатами текущего

производства. Вме­сте с тем если дом построен в этом году, то его стоимость

целиком учитывается в ВВП этого года.

Расчет ВВП по распределительному методу требует рас­смотреть поток доходов

владельцев факторов производства.

Совокупный доход в экономике, получаемый владельцами фак­торов производства,

называется валовым внутренним доходом.

Если к валовому внутреннему доходу, представляющему собой сумму первичных

доходов, добавить сальдо факторных доходов из-за границы, то получим показатель

— валовой национальный до­ход.

Различают два вида доходов: трудовой доход и доход на соб­ственность.

Основную часть трудовых доходов составляет заработ­ная плата. Кроме того,

сюда входят доходы владельцев некорпори­рованных предприятий, получаемые как

вознаграждение за их труд.

Доходы на собственность, или предпринимательские, включа­ют в себя:

1) рентные доходы — доходы от передачи прав, (на землю, па­тенты, разработку

недр и др.);

2) прибыль от вложения собственного капитала в свои предпри­ятия;

3) прибыль корпораций — доход на капитал (оборудование, зда­ния, патенты) в

корпорированном секторе экономики;

4) чистый процентный доход — выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и

хозяйствам данной страны за предоставленные кре­диты.

В анализе движения доходов принято различать следующие фазы: образование

доходов, первичное распределение, перерас­пределение, формирование конечных

(располагаемых) доходов, ис­пользование располагаемых доходов для

финансирования конечно­го потребления и сбережения.

Располагаемый доход это доход, поступающий домашним хозяйствам. Однако

валовой национальный доход поступает в рас-поряжение домашних хозяйств не весь,

т.к. его отдельные эле­менты исключаются из выплат этих хозяйств. Вместе с тем

некото­рые виды доходов, поступающие домашним хозяйствам, не вклю­чаются в

валовой национальный доход, но они должны быть добав­лены к нему.

Следовательно, валовой располагаемый доход (ВРД) = ВИД - доходы корпораций +

дивиден­ды по акциям + проценты правительства + непроцентные трансферты -

налоги.

Валовой располагаемый доход тратится на потребительские расходы домашних

хозяйств суммарные затраты домашних хо­зяйств на товары и услуги.

Они составляют до 90 % ВРД. Остаток валового располагаемого дохода представляет

собой национальные сбережения.

Сбереженията часть ВРД, которая идет на накопления. Сбе­режение

осуществляется путем покупки ценных бумаг, приобрете­ния недвижимости или

драгоценностей, а также помещения денег на депозит в банке. Доля личных

сбережений валового располагае­мого дохода называется нормой личных сбережений.

В разных стра­нах она различна: в Италии — примерно 22 %; Японии — 18 и в США —

до 4 %.

ВВП может определяться по методу конечного исполь­зования. Как уже

отмечалось, ВВП можно рассматривать как сум­му конечной продукции. В данном

случае ВВП выступает как сово­купная стоимость производства конечных товаров и

услуг, которую можно определить как сумму покупок этих товаров и услуг или

сум­му расходов субъектов национальной экономики на конечное по­требление.

Поток расходов вклю­чает:

1) расходы домашних хозяйств, составляющих наибольшую часть расходов в

экономике. Эти расходы есть потребление домаш­них хозяйств;

2) расходы фирм на товары и услуги. Это расходы двоякого рода. Фирмы закупают

физический капитал (оборудование, транспорт, здания), товары для поддержания

производственных запасов с це­лью обеспечения нормального ритма производства.

Обе формы представляют собой расходы на инвестирование и обозначаются символом

.

Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции

(ВИ) — общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала,

проданного в данном году. Если из валовых инвес­тиций вычесть ту их часть,

которая пошла на замену износившихся

зданий и оборудования (амортизационные отчисления — АО), то

мы получим чистые инвестиции (ЧИ). Таким образом, ЧИ = ВИ -

-АО;

3) расходы правительства на покупку товаров (танков, самоле­тов, школ и др.)

и услуг военных и гражданских служащих. Обозна­чим их G.

4) расходы внешнего мира, или чистый экспорт. Чистый экс­портэто

разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт больше импорта,

то чистый экспорт положительный. Если импорт больше экспорта, то чистый экспорт

имеет отрица­тельное значение. Обозначим чистый экспорт N.

Можем составить уравнение, выражающее ВВП по сумме рас­ходов на покупку

конечной продукции:

6.1 Номинальный и реальный ВВП. ВНП.

Кроме ВВП в макроэкономике применяется другой показатель объема национального

продукта — валовой национальный продукт. Различия между ВВП и ВНП

незначительны. Они заключаются в разном подходе к их расчету.

При определении ВВП используется так называемый террито­риальный принцип, в

соответствии с которым ВВП создается внут­ренними для данной страны факторами

производства независимо от того, кто ими владеет. ВНП же измеряется по

национальному принципу, т. е. по стоимости продукции, произведенной факторами

производства, находящимися в собственности граждан данной стра­ны, независимо

от территории, где они находятся.

Т.о., чтобы получить ВНП, к ВВП нужно добавить разницу между поступлениями от

факторов производства (фактор­ными доходами) из-за границы и факторными

доходами нерезиден­тов в данной стране. (Резидентами называются все лица,

прожива­ющие на территории данной страны, кроме иностранцев, приезжа­ющих в нее

на срок менее года). Например, после расчета ВВП республики за определенный

период к нему нужно добавить фактор­ные доходы от белорусских компаний,

находящихся в других стра­нах, и вычесть доходы компаний других стран,

находящихся на тер­ритории РБ. Количественное различие между ВВП и ВНП

незначительно и в развитых странах не превышает 2 % ВВП. Для Беларуси оно еще

меньше, т.к. сальдо заграничного производства представляет незначительную

величину по отноше­нию к объему ВВП.

Стоимостная оценка НП невозможна без учета уровня цен. При текущей оценке НП

используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. Однако часто

возникает необходимость сравнения объемов НП, произведенного за разные

промежутки време­ни. В этом случае нельзя применять рыночные цены, т.к. они,

особенно в условиях инфляции, могут существенно отличаться в начале и конце

временного интервала. Поэтому невозможно сде­лать вывод, на основе чего

произошел рост НП, — увеличения объема производства или увеличения роста цен.

Для проведения достоверного макроэкономического анализа используют базовые, а

также сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные

индексы цен — дефляторы ВНП. Номинальными макроэкономи­ческими показателями

являются показатели, измеряемые в теку­щих ценах, реальными в

базовых. Так, номинальный ВВП равен объему конечного производства товаров и

услуг, измеренному в ценах текущего года. Реальный ВВП это то же

количество това­ров и услуг, измеренное в неизменных ценах базового года. Если

мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефля­тор ВВП. Он позволяет

измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т. е.

величину инфляции в стране.

Заключение

Т.о., переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной

перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными

темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в

других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не

только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства,

но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном

итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации

убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест,

переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной

продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных

инвестиций.

Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада

СССР является глобальная несбалансированность ( несоответствие между

взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями

в ней ). Переход от административно-командной системы к рыночной в

значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.

Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично

проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного

хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом

мирового рынка.

Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать

только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима

проработка и составления политического прогноза.

Литература:

1.Курс экономической теории:Учебное пособие./Под ред.А.Н.Тур,

М.И. Плотницкий. – Мн.:”Мисанте”1998.

2.А.М. Лемешевский. Микроэкономика: Теория национальной экономики. Ч.2.Мн.1994

3.Теория национальной экономики:Учебное пособие.Ч.1.Мн.,1994

4.Шимов, Богданович, Крюков.Беларусь:ретроспектива и

перспектива.//Белорусский экономический журнал N1,Мн.2000

5.Основные направления социально – экономического развития РБ на период до

2010г.// /Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000

6.Ванкевич.Избыточная занятость. Истоки и последствия.// Белорусский

экономический журнал N2,Мн.2000

7.Головачев,Раковец.Денежно- кредитный механизм регулирования

экономики//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000

8.А.О.Тихонов.Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и

перспективы//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000

9.Е.Г.Каштанова.Налоговые реформы конца 20 в.- путь к социальному

прогрессу//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000

10.Л.А.Ковалев. СНС как информационная база управления материальными и

денежными потоками в стране//Белорусский экономический журнал N4,Мн.2000

11.Экономическая теория. Учебник для ВУЗов/ Под ред.Камаева.М.1998

12. Экономическая теория./Под ред. Базылева, гурко,Мн.БЭГУ,1999

13.Курс экономической теории. Учебник./Под ред.М.Н.Чепурина,

Е.А.Киселевой,Мн.,1998

14.Особенности и тенденции белорусской экономики в минувшем

году./Национальная экономическая газета,N11,2001

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.