РУБРИКИ

Курсовая: Национальная экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Национальная экономика

инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения

частного капитала;

- формирование конкурентной среды и эффективной институциональной

основы экономической деятельности;

- опережающий рост производства по­требительских товаров;

- обеспечение экономической безопас­ности страны.

Для решения этих задач предусматри­вается концентрация ресурсов на

приоритет­ных направлениях, предоставление государ­ством преференций отраслям

и производ­ствам, основанным на новых и высоких тех­нологиях, максимальное

использование интеллектуальных ресурсов страны.

Эффективная социальная политика РБ понимается прежде всего как: предоставление

трудоспособному насе­лению возможностей для обеспечения дос­таточного дохода

через зарплату - ключевой фактор дальнейшего роста произ­водительности;

надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном

учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государствен­ное

регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная

забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной

защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и

сохранение среды обитания.

Целями дальнейшего совершенствова­ния оплаты труда являются кардинальное

повышение ее размера, позволяющее каждо­му трудоспособному человеку своим

трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации

воспроизводствен­ной, стимулирующей и социальной функций зарплаты.

Реформирование оплаты труда предус­матривается осуществлять с учетом

необхо­димости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг

социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное

обеспечение) из государ­ственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих

граждан.

Совершенствование оплаты труда ра­ботников бюджетной сферы будет

осуществ­ляться на основе применения Единой тариф­ной сетки, предусматривающей

увеличение различий в оплате труда между высококва­лифицированными и низко

квалифицирован­ными работниками, упорядочение структу­ры зарплаты путем

включения в основную зарплату доплат, надба­вок, повышающихся коэффициентов и

дру­гих выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда.

Решение этих задач намечается обеспечить за счет: среднегодовых темпов прироста

ре­альных доходов населения в 2001-2005 гг. на уровне 3,2-4,2% в год; реальной

заработной платы - 4,9-6,8%; повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до

53% против 42,1% в 2000 г.

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные

ис­точники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и

оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и слоев населения,

которые оказались в наиболее неблагопри­ятных условиях и не могут своими силами

улучшить собственное положение. Рефор­мирование системы социальной защиты

предполагается осуществить в два этапа.

До 2005 г. предус­матривается усиление государственной под­держки социально

уязвимой части населе­ния, укрепление системы минимальных социальных

гарантий, повышение эффектив­ности социальных программ и целенаправ­ленное

использование выделяемых обще­ством средств на социальную защиту.

Социальное страхование призвано не только компенсировать издержки рыночной

экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально

ориентированный ха­рактер. Социальному страхованию, как осо­бой

организационно-правовой форме соци­альной защиты, отводится роль автономно­го

и самостоятельного механизма для акку­муляции денежных средств (например, для

пенсионного обеспечения), а также выпол­нения ряда других функций -

организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания

социально-оздорови­тельной и реабилитационной инфраструкту­ры (страхование от

несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование

по безработице).

Совершенствование пенсионного обеспе­чения будет осуществляться в

соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая

предусматривает ком­плекс мер по повышению гарантий прав граждан на

пенсионное обеспечение, созда­нию предпосылок для устойчивого развития

пенсионной системы, ликвидации диспропор­ций в пенсионном обеспечении

различных категорий граждан.

Предполагается создать комбинирован­ную пенсионную систему, построенную на

реализации трех уровней пенсионного обес­печения граждан. Первый уровень

составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета

лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе госу­дарственного

социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать

обязательное пенсионное страхо­вание (выплаты страховых пенсий должны

обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень -

дополнительные профессиональные пенсионные системы -будет формироваться на

накопительных принципах.

Важной задачей является создание эф­фективной системы социальной помощи

ре­ально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей

гарантирован­ный государством уровень социальной защи­ты. Предполагается

дальнейшее совершен­ствование порядка предоставления выплат и льгот и их

дифференциация в зависимос­ти от вида льгот, категории граждан,

среднедушевого дохода, состава семьи.

Для достижения ориентиров и целевых показателей социальной политики

предус­матривается соответствующее развитие от­раслей социально-культурного

комплекса.

Первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию системы

здра­воохранения как одному из важнейших при­оритетных направлений социально-

экономи­ческого развития страны. Главная цель здесь - удовлетворение

потребностей населения в доступной лечебно-медицинской и лекар­ственной

помощи; для ее реализации необ­ходимо решить следующие задачи:

- создание эффективной системы здра­воохранения,

обеспечивающей конституци­онное право каждого гражданина страны на

качественную медицинскую помощь при со­хранении принципа бесплатности;

- реорганизация системы оказания ста­ционарной помощи на основе

распределения количества коек в зависимости от интенсив­ности лечебно-

диагностического процесса;

- создание условий для расширения потребительского выбора

медицинских услуг;

- сохранение адресной помощи при ле­карственном обеспечении наиболее

нужда­ющихся контингентов населения;

- развитие внебюджетных источников финансирования, платных

медицинских услуг и добровольного медицинского страхо­вания;

- осуществление реструктуризации ко­ечного фонда с

перераспределением объемов медицинской помощи из стационарного сек­тора в

амбулаторный;

- сохранение накопленного потенциа­ла здравоохранения и медицинской

науки и обеспечение его эффективного использова­ния и функционирования.

Образование - одна из важнейших составляющих формирования человеческо­го

капитала. Главными целями его дальней­шего развития являются удовлетворение

потребностей граждан в образовании, гармо­ничное развитие личности и творческих

спо­собностей, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на

основе создания национальной системы образова­ния РБ, отвечающей за­дачам

нового этапа развития общества.

Для достижения указанной цели обра­зование в РБ предусмат­ривается развивать

на основе следующих принципов: доступность образования; равен­ство прав

граждан на получение образова­ния; единство образовательных и воспита­тельных

задач; гуманизация и фундаменталь­ность образования; обеспечение

образова­тельных запросов личности с учетом инди­видуальных особенностей и

возможностей; преемственность между уровнями и ступе­нями образования;

использование разнооб­разных форм образовательных учреждений.

Одна из основных целей государствен­ной политики - возрождение и развитие

на­циональной культуры. Первоочередными задачами здесь являются: сохранение

дей­ствующей сети учреждений культуры и ка­чественное ее развитие; укрепление

и обнов­ление материально-технической базы; обес­печение разнообразия

культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех слоев

населения; существенное повы­шение уровня культурного обслуживания, внедрение

новых моделей и типов учрежде­ний культуры.

В рамках создания Союзного государ­ства Беларуси и России продолжится рабо­та

по реализации мер, обеспечивающих рав­ные права граждан в получении

образова­ния, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;

по формированию единого образовательного, культурно­го, туристского

пространства; унификации нормативно-правовой базы отраслей социаль­ной сферы.

Прогноз основных макропоказателей до 2010 г. основывается на оценке факторов

производства, предпосылках реализации ос­новных целей и задач, вытекающих из

внут­ренней и внешней экономической стратегии государства.

Учитывая, что технологическое обнов­ление производства - длительный процесс,

предполагается, что рост объемов производ­ства до 2005 г. будет определяться

преиму­щественно динамикой конечного спроса и возможностями имеющихся

производствен­ных мощностей. Существенное влияние ока­жут ожидаемое

увеличение экспорта в Рос­сию благодаря улучшению экономической ситуации в

этой стране, появление альтер­нативных рынков сбыта, а также расшире­ние

внутреннего спроса на продукцию импортозамещения. В результате, согласно

рас­четам, темпы роста ВВП в 2001- 2005 гг. могут составить 133-134%. Такой

рост ВВП является минимально необходимым для того, чтобы располагать

достаточными ресурсами как для проведения социально ориентиро­ванной

политики, так и для технологичес­кого обновления производства. Необходимость

технологического обнов­ления производства предопределяет устойчивый рост доли

инвестиций в ВВП с 17,9% в 2000 г. до 20,6-20,5% в 2005 г. Одним из целе­вых

параметров прогноза является улучше­ние платежного баланса страны. Однако

со­кращение отрицательного сальдо не может быть самоцелью. С одной стороны,

техноло­гическое обновление производства требует увеличения объемов ввоза

зарубежного обо­рудования. С другой стороны, в ближайшей перспективе вряд ли

можно ожидать суще­ственного роста экспорта в связи с недоста­точной

конкурентоспособностью белорусской продукции на внешнем рынке. Это найдет

отражение в сохранении отрицательного сальдо экспорта-импорта до 2005 г.

Динамика инвестиций и сальдо платеж­ного баланса определяют тенденции

измене­ния конечного потребления. Расчеты пока­зывают, что хотя и

прогнозируется посте­пенное сокращение доли конечного потреб­ления в ВВП с

76,7% в 2000 г. до 72,4% в 2005 г., но это будет проис­ходить при абсолютном

росте как его общих объемов, так и в расчете на душу населения.

Развитие промышленности в период 2001-2005 гг. будет происходить на основе

реали­зации мероприятий Концепции и Програм­мы развития промышленного

комплекса РБ на 1998-2015 гг. Этот период должен стать для промышленности

этапом коренной реконст­рукции производства, замены и модерниза­ции основного

оборудования и технологи­ческих линий, освоения современных техно­логических

процессов, позволяющих достичь в перспективе мировых стандартов по

тру­доемкости, материало- и энергоемкости про­дукции, создания базы для

повышения кон­курентоспособности и эффективно­сти производства. В этой связи

предстоит в первую очередь: усилить инвестиционную активность; ускорить

процессы по развитию специализации, кооперации и концентрации производства,

сертификации промышленной продукции и росту числа предприятий, по­лучивших

сертификаты системы управления качеством; кардинально улучшить финансо­вое

положение предприятий.

Выходу промышленности на путь ди­намичного развития будут также

способствовать мероприятия по проведению единой структурной промышленной

политики Бе­ларуси и России, а именно: по сохранению и углублению сложившейся

специализации промышленных производств, развитию сис­темы кооперации, включая

создание межго­сударственных финансово-промышленных групп, разработку и

реализацию совместных производственно-технологических программ.

В период до 2005 г., учитывая тяжелое финансовое положение предприятий

базовых отраслей (автомоби­ле-, тракторо- и станкостроение,

сельхозмашиностроение, деревообработка, химическая и нефтехимическая, легкая

и пищевая про­мышленность) для увеличения выпуска вы­сокоэффективной и

конкурентоспособной отечественной продукции, не ис­ключается необходимость их

государствен­ной поддержки. Более интенсивно и целенаправленно

пред­полагается осуществлять государственную поддержку предприятий

технологи­ческих укладов (электроника, точное маши­ностроение,

приборостроение и др.).

Важными направлениями структурной политики явятся концентрация сил и средств

на ее эффективных направлениях, ориента­ция на ресурсосберегающий наукоемкий

тип воспроизводства. Это прежде всего инфор­мационные технологии,

микроэлектроника и оборудование для ее производства, прибо­ростроение, точное

машиностроение, новые материалы различного назначения, техника для быта,

биологические и тонкие химичес­кие технологии, продукты для медицины и

сельского хозяйства, мембранные технологии как наиболее эффективные для

экологии и ресурсосбережения (очистка производствен­ных жидких сред и стоков,

извлечение цен­ных компонентов, сушка).

Темпы развития топливно-энергети­ческого комплекса определяются уровнем

потребления топливно-энергетических ре­сурсов (ТЭР) отраслями материального

про­изводства, непроизводственной сферой и на­селением. Особое внимание будет

уделено повышению эффективности энергетических производств и использования

ТЭР, а также обеспечению энергетической безопасности страны, уве­личению

использования местных видов топ­лива и активизации энергосберегающей

по­литики.

В перспективном топливно-энергетичес­ком балансе республики предусматривается

увеличение доли природного газа до 65%, наращивание производства

электроэнергии на базе парогазовых технологий, расшире­ние использования газа

в жилищно-коммунальном секторе и сокращение доли исполь­зования мазута до

11%.

Производство потребительских то­варов. По абсолютному большинству

това­ров культурно-бытового и хозяйственного назначения и изделий легкой

промышлен­ности спрос населения может обеспечивать­ся за счет отечественного

производства, для чего предстоит увеличить производство и расширить ассортимент

конкурентоспособ­ных товаров культурно-бытового и хозяй­ственного назначения -

как простейших, так и технически сложных.

Объем производства потребительских товаров в 2005 г. возрастет к уровню 2000

г. в 1,3 раза.

Основными целями развития агропро­мышленного комплекса являются преодо­ление

негативных тенденций и обеспечение устойчивого эффективного развития АПК,

переоснащение его материально-технической базы, что повысит уровень

самообеспечения продуктами питания, увеличит экспорт сель­скохозяйственной

продукции и укрепит про­довольственную безопасность страны.

Важнейшими мероприятиями первого пятилетия (2001-2005 гг.), требующими

пер­воочередной реализации, являются:

- переход на интенсивные наукоемкие технологии,

предусматривающие существен­ное повышение урожайности сельскохозяй­ственных

культур и качества продукции, снижение энергозатрат и пестицидной на­грузки

на окружающую среду;

- последовательное обновление актив­ной части основных

производственных фон­дов путем насыщения хозяйств и предприя­тий новой

высокопроизводительной техни­кой и современным оборудованием;

- совершенствование региональной, внутриотраслевой и межотраслевой

специа­лизации и структуры производства;

- существенное повышение материаль­ной заинтересованности

товаропроизводите­лей в результатах своего труда;

- обеспечение экономии ресурсов, в первую очередь энергетических;

- реализация приоритетных программ: «Дети Беларуси» (подпрограмма

«Развитие индустрии детского питания на 1997-2005 годы»), «Государственная

программа обеспе­чения населения республики рыбой и морепродуктами на 1998-

2005 годы», «Респуб­ликанская программа освоения мощностей комплексов по

выращиванию и откорму крупного рогатого скота мощностью 5-10 тыс. голов

откорма в год на 1999-2001 годы», «Республиканская комплексная программа по

племенному делу в животноводстве на 1997-2005 годы», «Республиканская

програм­ма развития птицеводства на 1998-2002 годы», «Республиканская

комплексная про­грамма «Лен» на 1998-2003 годы».

В целом стратегическая линия развития этого комплекса будет базироваться на

реализации «Программы повышения эффектив­ности АПК».

Реализация инвестиционных проектов и программ требует соответствующего

нара­щивания мощностей строительного комп­лекса. В 2001-2005 гг.

в строительном ком­плексе должны быть решены задачи созда­ния и внедрения

ресурсосберегающих эко­логически чистых технологий и материалов, новых

архитектурно-конструктивно-планиро­вочных систем объектов строительства,

обес­печивающих снижение в 1,5-2,0 раза массы зданий и сооружений и повышение

их теп­лозащитных качеств; развития импорто­замещающих производств, в том числе

пу­тем создания совместных предприятий с инофирмами для выпуска современной

стро­ительной техники, средств малой механиза­ции, стеновых, теплоизоляционных,

полимер­ных экологически чистых материалов и на их основе - комплексных

облегченных кон­струкций.

В строительном производстве получат развитие современные технологии с высокой

степенью механизации и ресурсосбережения. На этой основе необходимо снизить

материалоемкость строительства в 2001-2005 гг. не менее чем на 15-20%.

Товарная продукция промышленности строительных материалов и конструкций

(ПСМК) в 2005 г. возрастет на 30-40% I уровню 2000 г., в том числе выпуск

цемента - на 40-50%, стекла полированного - в 1,9 2,0 раза. Это позволит не

только обеспечить внутренние потребности, но и увеличить экспорт продукции

(стекло, стеновые и кровельные материалы, облицовочная керами­ческая плитка,

цемент).

Потребность в жилище относится к числу первостепенных жизненных потребно­стей

человека. Национальная жилищная про­грамма страны предусматривает реализацию

конституционного права на жилье для всех групп и слоев населения при

обеспечении социальных гарантий для малообеспеченных граждан, насыщение и

регулирование рынка жилья, повышение потребительских и эксп­луатационных

качеств жилых помещений.

Особое внимание при решении проблем жилищного строительства будет уделяться

вопросам привлечения внебюджетных источ­ников его финансирования,

стимулированию долгосрочных накоплений средств граждан в системе

«стройсбережений» и обеспечению их сохранности; развитию системы

облига­ционных жилищных займов; совершенство­ванию систем субсидирования и

кредитова­ния, в том числе ипотечного.

Предусматривается расширение строи­тельства жилья на селе, что обусловлено

стра­тегическими целями развития агропромыш­ленного комплекса и сложившейея

неблагоп­риятной социально-демографической ситуа­цией в сельской местности. В

малых и средних городах будет увеличена доля ин­дивидуального жилищного

строительства.

Главными целями развития транспор­та являются формирование эффективной,

надежно функционирующей и конкурентос­пособной на международном и внутреннем

рынках транспортной системы, обеспечива­ющей потребности народного хозяйства

и на­селения в перевозках и услугах; максималь­ное использование возможностей

по экспорту транспортных услуг, а также развитие транс­портных и

коммуникационных услуг.

Грузооборот транспорта народного хозяйства предполагается увеличить с 99,5

млрд. ткм в 2000 г. до 112-117 в 2005 г., пассажирооборот транспорта общего

пользования - с 25 до 26-27

Главными задачами раз­вития отрасли торговли и общественного питания, платных

услуг в прогнозируемом периоде являются: стабильное обеспечение населения

социально значимыми товарами, дальнейшее совершенствование методов

организации торговли, улучшение финансово-экономичес­кого положения

предприятий торговли, спо­собствующее наполняемости потребительс­кого рынка

товарами в широком ассортимен­те. Решение этих задач предусматривается

осуществлять за счет поиска новых форм взаимоотношений торговли и

промышлен­ности: заключение долгосрочных соглашений, маркетинговое

обслуживание предприятий промышленности организациями торговли, развитие

фирменной торговли, создание тор­гово-промышленных и торгово-финансово-

промышленных групп, торговых домов, раз­витие франчайзинга. Получат

дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи орга­низаций торговли с

колхозами, госхозами и фермерскими хозяйствами по поставке про­дуктов

животноводства и растениеводства для продажи городскому населению на

вза­имовыгодных условиях.

В общественном питании предполагает­ся восстановить и расширить сеть

предпри­ятий при учреждениях, высших и средних учебных заведениях,

промышленных пред­приятиях.

В соответствии с прогнозными расчета­ми объем платных услуг за 2001-2005 гг.

возрастет в 1,4-1,5. Наиболее быстрыми темпами будут развиваться

производственные услуги, свя­занные с обслуживанием отраслей

народно­хозяйственного комплекса (услуги транспор­та, связи, предприятий по

товаропродвижению).Предусматривается зна­чительное увеличение услуг

населению, обусловленное рационализацией его быта, организацией досуга,

развитием здравоохра­нения и образования.

Главным направлением внешнеэкономи­ческой деятельности на перспективу

являет­ся осуществление эффективной единой про­мышленной, внешнеторговой и

макроэконо­мической политики, обеспечивающей дина­мичное развитие

внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов наци­онального рынка

от неблагоприятного воздей­ствия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.

Приоритетными направления­ми должны стать: активизация государствен­ной

поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску

нау­коемкой высокотехнологичной продукции поиск альтернативных источников

необходи­мых стране ресурсов; развитие инфраструк­туры экспорта; расширение

номенклатуры к увеличение экспорта товаров и услуг; рацио­нализация структуры

импорта.

При формировании государственной по­литики в области международного

сотрудни­чества предполагается руководствоваться прин­ципами сочетания

многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров и

приоритетных направлений.

Основной задачей в сфере внешнеэко­номической деятельности на период до 2005

г. является закрепление белорусских предпри­ятий-экспортеров на имеющихся

сегментах рынков стран ближнего и дальнего зарубе­жья, а также их дальнейшее

расширение.

Взаимоотношения со странами СНГ, прежде всего с РФ, ос­танутся приоритетными

во внешнеэкономи­ческой деятельности.

Со странами Таможенного союза пер­воочередными мерами будут: переход на

еди­ные принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле и торговле с

третьими странами, сближение таможенных тарифов, мер нетарифного

регулирования, проведение единой акцизной политики.

Приоритетным направлением в разви­тии интеграционных связей со странами

дальнего зарубежья является торгово-экономическое сотрудничество с

государствами Центральной и Восточной Европы, со стра­нами Балтии, Польшей,

что обусловлено их географической близостью и сложившими­ся взаимовыгодными

связями.

Реализации основных направлений внешнеэкономической деятельности будет

способствовать система мер разработанной Национальной программы развития

экспор­та на 2000-2005 гг.

Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит

наращи­вание экспорта услуг как наименее капита­лоемкого пути развития

экспортного потен­циала. Исходя из географического положе­ния Беларуси,

расширение объемов транс­портных услуг будет наиболее реальным источником

валютных поступлений.

Региональная экономическая политика, являющаяся составной частью

государствен­ной макроэкономической политики, в про­гнозируемый период будет

направлена на формирование территориальных пропорций и создание экономических

и социальных структур хозяйства регионов, наиболее пол­но отвечающих местным

условиям и потреб­ностям проживающего здесь населения и интересам страны в

целом.

Важнейшими направлениями реализа­ции этой цели в 2001-2005 гг. должны стать:

поддержка структурных преобразований в сфере производства, обеспечивающих

укреп­ление ресурсно-финансового потенциала территорий, снижение их

зависимости от по­ставок внешних ресурсов; эффективное ис­пользование

внутренних возможностей ре­гионов, стимулирование создания новых ра­бочих

мест в регионах, имеющих более вы­сокий уровень безработицы; содействие

развитию территорий, находящихся в более сложных социально-экономических и

эко­логических условиях; формирование СЭЗ как региональных центров внедрения

дос­тижений мировой и отечественной науки, развития региональных систем

инфраструк­туры.

Решение социальных проблем в регио­нах в значительной степени связано с

пре­одолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Основная задача реа­билитационной политики в 2001-2005 гг. - снижение дозовых

нагрузок на население и доведение их в расчете на душу постепенно до уровня 1

мЗв/год и ниже.

Направления совершенствования систе­мы управления народным хозяйством будут

формироваться исходя из требований утвер­жденной Указом Президента РБ № 18 от

14 января 2000 г. «Дирек­тивы о стиле и методах работы Совета Ми­нистров РБ

по решению вопросов социально-экономического разви­тия страны», а также

положений, которые были заложены в Концепции Генеральной схемы управления

народным хозяйством РБ до 2000 г. Вместе с тем предполагается разработка

новой Генераль­ной схемы управления народным хозяйством с учетом внутренних

факторов социально-экономического развития страны, интеграци­онных процессов

и общемировых тенденций экономического развития.

Для повышения эффективности госу­дарственного и хозяйственного управления,

своевременного решения важнейших народ­нохозяйственных задач в этот период, в

час­тности, предусматривается:

- разработать эффективную и быстро адаптирующуюся модель

управления эконо­микой и социальной сферой на отраслевом и территориальном

уровнях;

- создать систему координации деятель­ности органов отраслевого и

территориального управления, обеспечивающую сбаланси­рованное развитие

отраслей и регионов;

- поднять на качественно новый уро­вень роль отраслевого и

территориального управления, планирования и прогнозирова­ния, более гибко

подходить к проблеме раз­граничения функций и полномочий между центром и

регионами, органами отраслевого и территориального управления, сократить

количество ненужных организационных структур;

- более полно учитывать мнение орга­нов местного управления и

самоуправления по вопросам развития регионов, а также при принятии решений,

затрагивающих полно­мочия и функции местных органов власти.

В целях снижения антропогенной на­грузки до минимального уровня в

прогнозируемом периоде предусматривается уже­сточение нормативов удельных

выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружа­ющую среду из расчета: на 1%

прироста ВВП(или произ­веденной продукции) 0,2% прироста выб­росов. Это

позволит сохранить качество окружающей среды на достаточно благопри­ятном

уровне.

Улучшится отраслевая структура ВВП: удельный вес промышленности может

соста­вить 31,6% в 2005 г. против 32,4% в 2000 г., сельского хозяйства - 8,8

% против 9,6%. Удель­ный вес сферы услуг предусматривается до­вести до 37,5%

в 2005 г.

Благодаря технологическому обновлению производства показатели эффективности

при­обретут положительную динамику. Рост про­изводительности труда будет

устойчиво по­вышаться со среднегодовыми темпами при­роста за 2001-2005 гг.

6,3-6,4%. Снизить материалоемкость предполагается на 4,6%. Энергоемкость ВВП

за период 2001-2010 гг. уменьшится на 25-32%.

4. Методы регулирования экономики.

Существует несколько методов регулирования экономики. Среди них

государственное регулирование экономических про­цессов обусловлено как

объективной необходимостью обес­печения общественного контроля за развитием

социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве

носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной

власти связан с особым положением и специфическими функциями государства,

позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономичес­кого процесса. Следует

иметь в виду и финансово-эконо­мическую мощь государства. Несмотря на

разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставать­ся

собственником подавляющей части средств производст­ва и имущества страны, а

это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно

реально вли­яет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения,

перераспределение доходов, решает гло­бальные проблемы развития экономики,

обеспечивает со­циальную защиту населения.

Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством

определенных функций: право­вой, воспроизводственно-технологической,

прогностичес­кой, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.

Правовая функция государства связана с законода­тельным оформлением статуса

субъекта производственных отношений, установлением норм и правил

хозяйствования, формированием организационной структуры управления; правовым

оформлением отношений собственности, уста­новлением правил создания и

ликвидации предприятий и т.д.

Воспроизводственно-технологическая функция обу­словливает нормальный ход

воспроизводственного процес­са. Она сводится к созданию условий для

обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей нужными

материальными и духовными благами, а также условиями для их образования,

производственного обучения и жизни. Государство способствует ускорению НТП,

заботится о включении хозяйственных звеньев экономики в мирохозяйственные

связи и повышении конкурентоспособности их товаров на внешнем рынке.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического

развития, которые вырабаты­ваются на основе прогнозирования развития

экономики, выявления тенденций и направлений структурной пере­стройки,

формирования механизма рыночного хозяйство­вания, обеспечения занятости

населения и регулирования безработицы. В ходе реализации данной функции

государ­ство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание

гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-

хозяйственными структурами общества.

Регулирующая роль государства самая обширная и разносторонняя функция.

В ходе ее выполнения государ­ство использует прямые и косвенные методы,

формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность обще­ственного

производства, для чего широко привлекает такие методы воздействия, как

финансово-кредитные, налого­вые, ценовые, проводит активную экспортно-импортную

политику. Государство берет на себя и организацию обо­рота ценных бумаг,

обеспечивает присвоение дивидендов, активизирует расширение сферы

предпринимательской де­ятельности.

Переход к рынку Беларуси, возникшие в связи с этим несбалансированность

экономики, безработица, дефицит продовольствия и инфляция предъявляют особые

требова­ния к функции государства, направленной на обеспечение текущих

потребностей населения. Особому контролю в этих условиях должны подлежать

ценообразование, зарплата и пенсионное обеспечение. Введение порядка

формирования свободных цен не освободило государство от контроля за ценами,

особенно на продовольственные товары. Оно занято регулированием верхнего

допустимого предела цен, одновременно следит за тем, чтобы нижний уровень

зарплаты и пенсии обеспечивали людям прожиточный минимум. К сожалению,

государство осла­било контроль за производственной деятельностью

пред­приятий, поэтому товарное обеспечение денег отстает от количественного

роста денежных знаков, усиливая про­цесс инфляции.

Методы регулирования условно можно подразде­лить на прямые и косвенные.

Прямые базируются на административных мерах воздействия. Кос­венные могут

носить административный, но чаще экономический характер. Эффективность их

использова­ния определяется конкретной исторической и хозяйствен­ной

ситуацией, а также задачами, решаемыми на данном этапе развития. Если же

говорить о конкретных методах государственного регулирования рыночной

экономики, следует назвать антимонопольную политику, ценообразо­вание,

налоговую систему, налоговую инспекцию и систе­му государственных заказов.

В период формирования рыночных отношений важное значение приобретает

антимонопольная политика, обеспе­чение которой осуществляется посредством

разгосударст­вления и приватизации. Проведение приватизации окажет

воздействие на структурные преобразования в экономике и на стратегию

предпринимательской деятельности. Кроме того, преодолению монопольных

тенденций способствуют внешнеэкономические связи, стимулирующие повышение

качества изделий и снижение издержек производства с учетом мирового опыта.

Антимонопольное регулирование дол­жно быть направлено на предупреждение,

ограничение и пресечение монополистичес­кой деятельности, а также создание

условий для развития добросовестной конкуренции и эффективного

функционирования товар­ных рынков.

В политике цен государство при переходе к рынку исходит из отказа от

администрирования в области цено­образования. Цены должны устанавливаться под

воздейст­вием рыночной конъюнктуры, а государство должно осу­ществлять

наблюдение за движением цен и производить их корректировку. Учитывая то, что

в условиях дефицита возможно многократное, необоснованное повышение цен,

возникает необходимость введения регуляторов по соци­альной защите населения

вплоть до нормированного рас­пределения товаров. В случаях же свободного

рыночного движения цен сохраняется их государственное регулиро­вание на

топливно-энергетические и сырьевые ресурсы; транспортные тарифы; продукцию,

производимую по го­сзаказам, и продукцию монополизирован­ных отраслей. Цены

на эти продукты корректируются с учетом изменения издержек производства.

Основным направлением совершенство­вания ценообразования является создание

гибкой системы, базирующейся на рацио­нальном сочетании свободных и

регулируе­мых цен с расширением сферы рыночного ценообразования по мере

создания соответ­ствующих экономических условий.

Государственное ценовое регулирование сохраняется прежде всего в отношении

про­дукции (услуг), производимой предприяти­ями-монополистами; на базовые,

структуро­образующие виды сырья и продукции, кото­рые определяют затраты во

многих других отраслях экономики, а также на важнейшие социально значимые

товары и услуги. Це­новое регулирование должно обеспечивать более действенный

контроль со стороны го­сударства за уровнем цен в монопольных отраслях;

добросовестную конкуренцию; нор­мативное соотношение цен на товары и ус­луги

и оплаты труда; соблюдение паритета цен между отраслями народного хозяйства.

В целях проведения единой политики Беларуси и России в области ценового

регу­лирования в соответствии с Программой дей­ствий по реализации положений

Договора о создании Союзного государства предусмат­ривается обеспечить

субъектам хозяйствова­ния государств-участников равные условия по

использованию во взаимной торговле преимущественно свободных цен и тарифов,

которые формируются на основе примене­ния единой методологии ценообразования

исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции и

услуг, на основе единых методов исчисления себе­стоимости продукции и услуг с

учетом всех видов установленных налогов, а также по­лучения необходимой

прибыли.

Во внутренней политике ценообразова­ния в ближайшей перспективе предстоит

привести в соответствие закупочные, отпус­кные и розничные цены, и прежде

всего в животноводстве, которое является убыточ­ным. Предусматривается

поэтапное увеличе­ние минимальных закупочных цен на про­дукцию животноводства

до уровня, возме­щающего на первом этапе нормативные зат­раты на производство

и получение прибыли, достаточной для воспроизводства.

Важным моментом государственной политики в облас­ти регулирования рыночных

отношений является налого­вая политика. Сейчас используются многие виды

налогов, но основными выступают налог на добавленную стоимость, налог на

прибыль совместных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих

иностранным инвесторам (иностранные предприятия); налог за пользование

природ­ными ресурсами; налог на недвижимость с юридических лиц, платежи за

землю юридическими лицами; чрезвычай­ный налог для ликвидации последствий

катастрофы на Чернобыльской АЭС; подоходный налог с граждан и др.

Наиболее сложным является налогообложение пред­приятий сферы бытового

обслуживания и розничной тор­говли. Сложность состоит в том, что в условиях

дефицита происходит массовая деформация цен, а значит, создается возможность

массового уклонения от налогообложения. Государство поэтому вправе применять

самые широкие меры контроля, обеспечивающие учет реальных доходов, подлежащих

налогообложению.

Проведение реформ ценообразования и налоговой ре­формы требует развития

налоговых инспекций. В их функ­ции входят контроль за расходованием доходной

части госбюджета на всех уровнях хозяйствова­ния, реализация налоговой

системы, ревизия финансовой деятельности предприятий, оказание помощи

последним в отработке механизма исчисления и отчисления налогов.

Бюджетно-налоговая политика являет­ся важнейшим инструментом регулирования

основных направлений и приоритетов соци­ально-экономического развития страны.

По­этому, в соответствии с целями и задачами прогнозируемого периода, она

ориентирова­на на обеспечение устойчивого экономичес­кого роста,

стимулирование инновационной и инвестиционной активности и расширение

экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики.

В области бюджетной политики пред­стоит обеспечить рациональное

распределе­ние полномочий, задач и функций финансо­вых органов при

осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы.

Получит дальнейшее развитие казначей­ская система формирования и исполнения

государственного бюджета путем создания отделений казначейства в регионах.

Политику государственных расходов предусматривается направить на:

обеспече­ние гарантий социальной защиты населения в области занятости,

образования, здравоох­ранения и других областях социальной сфе­ры при

одновременном расширении предос­тавления части услуг на платной основе;

со­кращение доли государственных расходов в ВВП, постепенное снижение уровня

дефицита госбюджета; стабилизацию экономики, эко­номический рост, развитие

производства, обеспечение занятости, наращивание экспор­та, импортозамещение,

ресурсосбережение; избирательную поддержку АПК; повышение эффективности

финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств

субъектов хозяйствования и населения.

Важное регулирующее значение на механизм формирования рыночных отношений

имеет система госу­дарственных заказов на производство продукции. С их

помощью государство может влиять как на объем и струк­туру производства, так

и на объем и структуру спроса, формируя потребности рынка. Госзаказ может

осуществляться органами народнохозяйственного управления и регио­нального

самоуправления и должен иметь коммер­ческий характер, договорную основу и

способствовать формированию долгосрочных хозяйственных связей на

взаимовыгодной основе.

Целью денежно-кредитной политики РБ в 2000-2010 гг. являет­ся содействие

ускорению темпов экономи­ческого роста реального сектора экономики, введение

единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутренней и внешней

кон­вертируемости.

До 2005 г. предус­матривается реализация комплекса антиин­фляционных мер,

стабилизация валютного рынка республики и обеспечение устойчи­вости

национальной валюты: сокращение объемов эмиссионного кредитования,

поддер­жание реальных значений процентных ста­вок денежного рынка на

положительном уровне, сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов.

Это позволит обеспечить формирование экономических предпосылок для

объедине­ния денежных систем, которое предполагает сближение важнейших

макроэкономических параметров экономической политики Бела­руси и России,

имеющих определяющее зна­чение для введения единой валюты (уров­ней инфляции,

дефицита госбюджета и источников его покрытия, госу­дарственного долга,

дефицита платежного баланса во взаимной торговле товарами и услугами,

принципов ценовой, налоговой и таможенной политики).

Главными направлениями государствен­ной научно-технической политики на

пе­риод до 2010 г. являются создание условий для обеспечения инновационно

ориентиро­ванного развития экономики, проведения структурной и

технологической перестрой­ки производственной и социальной сферы на базе

достижений научно-технического и образовательного потенциалов. Направления

инновационного развития экономики опре­делены Указом Президента РБ от 8 июля

1996 г. № 244 «О стиму­лировании создания и развития в РБ производств,

основанных на новых и высоких технологиях». Для реали­зации этих направлений

предстоит развить национальную инновационную систему как целенаправленный

механизм взаимоотноше­ний всех участников процесса производства и

распространения знаний и технологий, повышения наукоемкости ВВП.

Одним из важных факторов является наращивание научно-технического потенци­ала

производственной сферы. Конкретные мероприятия будут реализовываться в

рам­ках Комплексного прогноза научно-техничес­кого прогресса РБ до 2020г.,

разрабатываемого ГКНТ и Нацио­нальной АН Беларуси. Предус­матривается

ориентация научных исследо­ваний и разработок на обеспечение нужд экономики

республики.

Основной инструмент государственной научно-технической политики -

государ­ственные программы и инновационные про­екты по реализации важнейших

социально-экономических проблем развития республики. В условиях

ограниченности средств на проведение научных исследований приори­тетными

направлениями государственной поддержки инновационной деятельности должны

стать: разработка и выпуск новой конкурентоспособной продукции, в

особен­ности импортозамещающей; развитие ресур­со-, энерго- и трудозамещающих

наукоемких производств и технологий; привлечение соб­ственных средств

заказчиков для выполне­ния научных исследований и разработок. Приоритетными

должны стать исследования в высоконаукоемких областях производства:

электронная промышленность, вы­числительная и оптоволоконная техника,

программное обеспечение, телекоммуника­ции, роботостроение, информационные

ус­луги, биологические и тонкие химические технологии.

Общий подъем экономики позволит увеличить ресурсы инновационной сферы, и

наукоемкость ВВП возрастет до 1,8% в 2005 г. по прогнозу на 2000 г.

Инвестиционные ресурсы с помощью мер государственной поддержки,

стимулиро­вания налогового и таможенного льготирования предполагается

направлять в первую очередь на обеспечение приоритетных на­правлений -

реконструкцию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими

технологиями экспортной и импорто­замещающей направленности; повышение

качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий;

увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания,

разработку и внедрение современных технологий хранения, транспор­тировки,

переработки и упаковки пищевой продукции; на совершенствование техноло­гий и

создание новых производств по вы­пуску отечественных медпрепаратов; созда­ние

современных транспортных коммуника­ций и сетей связи.

Основным источником финансирования капитальных вложений будут средства

предприятий и организаций, включая кре­диты банков. Средства предприятий и

орга­низаций, которые формируются за счет при­были и амортизации, составят

около 1/3 общего объема инвестиций. Собственные средства населения

прогнозируются на уров­не до 15%. Кредиты банков в производствен­ное и

жилищное строительство составят око­ло 28%. Значительно сократится доля

бюд­жетных средств в общем объеме инвестиций (менее 15%).

Внешнее финансирование, в первую очередь за счет прямых иностранных

инвес­тиций, а также кредитов, предполагается довести до 10% от общего объема

инвести­ций. Основными задачами в области повы­шения инвестиционной

активности субъек­тов хозяйствования всех форм собственнос­ти являются:

усиление роли государствен­ных инвестиций на основе поддержки

высокоэффективных инвестиционных проек­тов, и в первую очередь в сфере новых

и высоких технологий; усиление роли амор­тизационных отчислений в

инвестиционном процессе; расширение системы лизинговых операций, которые

позволяют решать про­блемы модернизации и технического пере­вооружения

производств без значитель­ного стартового капитала; привлечение пря­мых

иностранных инвестиций и кредитов; развитие инвестиционного сотрудничества со

странами СНГ, в первую очередь с Россией с учетом Договора о создании

Союзного го­сударства.

В соответствии с подходами, регламен­тированными законодательством по

разгосу­дарствлению и приватизации государствен­ной собственности в РБ, все

решения в области приватизации будут приниматься с позиций целесообразности,

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.