РУБРИКИ |
Курсовая: Национальная экономика |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Национальная экономикаинновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала; - формирование конкурентной среды и эффективной институциональной основы экономической деятельности; - опережающий рост производства потребительских товаров; - обеспечение экономической безопасности страны. Для решения этих задач предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны. Эффективная социальная политика РБ понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через зарплату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности; надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания. Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты. Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низко квалифицированными работниками, упорядочение структуры зарплаты путем включения в основную зарплату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается обеспечить за счет: среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения в 2001-2005 гг. на уровне 3,2-4,2% в год; реальной заработной платы - 4,9-6,8%; повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до 53% против 42,1% в 2000 г. Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения. Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты предполагается осуществить в два этапа. До 2005 г. предусматривается усиление государственной поддержки социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту. Социальное страхование призвано не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально ориентированный характер. Социальному страхованию, как особой организационно-правовой форме социальной защиты, отводится роль автономного и самостоятельного механизма для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также выполнения ряда других функций - организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование по безработице). Совершенствование пенсионного обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан. Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы -будет формироваться на накопительных принципах. Важной задачей является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи. Для достижения ориентиров и целевых показателей социальной политики предусматривается соответствующее развитие отраслей социально-культурного комплекса. Первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию системы здравоохранения как одному из важнейших приоритетных направлений социально- экономического развития страны. Главная цель здесь - удовлетворение потребностей населения в доступной лечебно-медицинской и лекарственной помощи; для ее реализации необходимо решить следующие задачи: - создание эффективной системы здравоохранения, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина страны на качественную медицинскую помощь при сохранении принципа бесплатности; - реорганизация системы оказания стационарной помощи на основе распределения количества коек в зависимости от интенсивности лечебно- диагностического процесса; - создание условий для расширения потребительского выбора медицинских услуг; - сохранение адресной помощи при лекарственном обеспечении наиболее нуждающихся контингентов населения; - развитие внебюджетных источников финансирования, платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования; - осуществление реструктуризации коечного фонда с перераспределением объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный; - сохранение накопленного потенциала здравоохранения и медицинской науки и обеспечение его эффективного использования и функционирования. Образование - одна из важнейших составляющих формирования человеческого капитала. Главными целями его дальнейшего развития являются удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования РБ, отвечающей задачам нового этапа развития общества. Для достижения указанной цели образование в РБ предусматривается развивать на основе следующих принципов: доступность образования; равенство прав граждан на получение образования; единство образовательных и воспитательных задач; гуманизация и фундаментальность образования; обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей; преемственность между уровнями и ступенями образования; использование разнообразных форм образовательных учреждений. Одна из основных целей государственной политики - возрождение и развитие национальной культуры. Первоочередными задачами здесь являются: сохранение действующей сети учреждений культуры и качественное ее развитие; укрепление и обновление материально-технической базы; обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех слоев населения; существенное повышение уровня культурного обслуживания, внедрение новых моделей и типов учреждений культуры. В рамках создания Союзного государства Беларуси и России продолжится работа по реализации мер, обеспечивающих равные права граждан в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий; по формированию единого образовательного, культурного, туристского пространства; унификации нормативно-правовой базы отраслей социальной сферы. Прогноз основных макропоказателей до 2010 г. основывается на оценке факторов производства, предпосылках реализации основных целей и задач, вытекающих из внутренней и внешней экономической стратегии государства. Учитывая, что технологическое обновление производства - длительный процесс, предполагается, что рост объемов производства до 2005 г. будет определяться преимущественно динамикой конечного спроса и возможностями имеющихся производственных мощностей. Существенное влияние окажут ожидаемое увеличение экспорта в Россию благодаря улучшению экономической ситуации в этой стране, появление альтернативных рынков сбыта, а также расширение внутреннего спроса на продукцию импортозамещения. В результате, согласно расчетам, темпы роста ВВП в 2001- 2005 гг. могут составить 133-134%. Такой рост ВВП является минимально необходимым для того, чтобы располагать достаточными ресурсами как для проведения социально ориентированной политики, так и для технологического обновления производства. Необходимость технологического обновления производства предопределяет устойчивый рост доли инвестиций в ВВП с 17,9% в 2000 г. до 20,6-20,5% в 2005 г. Одним из целевых параметров прогноза является улучшение платежного баланса страны. Однако сокращение отрицательного сальдо не может быть самоцелью. С одной стороны, технологическое обновление производства требует увеличения объемов ввоза зарубежного оборудования. С другой стороны, в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать существенного роста экспорта в связи с недостаточной конкурентоспособностью белорусской продукции на внешнем рынке. Это найдет отражение в сохранении отрицательного сальдо экспорта-импорта до 2005 г. Динамика инвестиций и сальдо платежного баланса определяют тенденции изменения конечного потребления. Расчеты показывают, что хотя и прогнозируется постепенное сокращение доли конечного потребления в ВВП с 76,7% в 2000 г. до 72,4% в 2005 г., но это будет происходить при абсолютном росте как его общих объемов, так и в расчете на душу населения. Развитие промышленности в период 2001-2005 гг. будет происходить на основе реализации мероприятий Концепции и Программы развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 гг. Этот период должен стать для промышленности этапом коренной реконструкции производства, замены и модернизации основного оборудования и технологических линий, освоения современных технологических процессов, позволяющих достичь в перспективе мировых стандартов по трудоемкости, материало- и энергоемкости продукции, создания базы для повышения конкурентоспособности и эффективности производства. В этой связи предстоит в первую очередь: усилить инвестиционную активность; ускорить процессы по развитию специализации, кооперации и концентрации производства, сертификации промышленной продукции и росту числа предприятий, получивших сертификаты системы управления качеством; кардинально улучшить финансовое положение предприятий. Выходу промышленности на путь динамичного развития будут также способствовать мероприятия по проведению единой структурной промышленной политики Беларуси и России, а именно: по сохранению и углублению сложившейся специализации промышленных производств, развитию системы кооперации, включая создание межгосударственных финансово-промышленных групп, разработку и реализацию совместных производственно-технологических программ. В период до 2005 г., учитывая тяжелое финансовое положение предприятий базовых отраслей (автомобиле-, тракторо- и станкостроение, сельхозмашиностроение, деревообработка, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность) для увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции, не исключается необходимость их государственной поддержки. Более интенсивно и целенаправленно предполагается осуществлять государственную поддержку предприятий технологических укладов (электроника, точное машиностроение, приборостроение и др.). Важными направлениями структурной политики явятся концентрация сил и средств на ее эффективных направлениях, ориентация на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства. Это прежде всего информационные технологии, микроэлектроника и оборудование для ее производства, приборостроение, точное машиностроение, новые материалы различного назначения, техника для быта, биологические и тонкие химические технологии, продукты для медицины и сельского хозяйства, мембранные технологии как наиболее эффективные для экологии и ресурсосбережения (очистка производственных жидких сред и стоков, извлечение ценных компонентов, сушка). Темпы развития топливно-энергетического комплекса определяются уровнем потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) отраслями материального производства, непроизводственной сферой и населением. Особое внимание будет уделено повышению эффективности энергетических производств и использования ТЭР, а также обеспечению энергетической безопасности страны, увеличению использования местных видов топлива и активизации энергосберегающей политики. В перспективном топливно-энергетическом балансе республики предусматривается увеличение доли природного газа до 65%, наращивание производства электроэнергии на базе парогазовых технологий, расширение использования газа в жилищно-коммунальном секторе и сокращение доли использования мазута до 11%. Производство потребительских товаров. По абсолютному большинству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и изделий легкой промышленности спрос населения может обеспечиваться за счет отечественного производства, для чего предстоит увеличить производство и расширить ассортимент конкурентоспособных товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения - как простейших, так и технически сложных. Объем производства потребительских товаров в 2005 г. возрастет к уровню 2000 г. в 1,3 раза. Основными целями развития агропромышленного комплекса являются преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого эффективного развития АПК, переоснащение его материально-технической базы, что повысит уровень самообеспечения продуктами питания, увеличит экспорт сельскохозяйственной продукции и укрепит продовольственную безопасность страны. Важнейшими мероприятиями первого пятилетия (2001-2005 гг.), требующими первоочередной реализации, являются: - переход на интенсивные наукоемкие технологии, предусматривающие существенное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и качества продукции, снижение энергозатрат и пестицидной нагрузки на окружающую среду; - последовательное обновление активной части основных производственных фондов путем насыщения хозяйств и предприятий новой высокопроизводительной техникой и современным оборудованием; - совершенствование региональной, внутриотраслевой и межотраслевой специализации и структуры производства; - существенное повышение материальной заинтересованности товаропроизводителей в результатах своего труда; - обеспечение экономии ресурсов, в первую очередь энергетических; - реализация приоритетных программ: «Дети Беларуси» (подпрограмма «Развитие индустрии детского питания на 1997-2005 годы»), «Государственная программа обеспечения населения республики рыбой и морепродуктами на 1998- 2005 годы», «Республиканская программа освоения мощностей комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота мощностью 5-10 тыс. голов откорма в год на 1999-2001 годы», «Республиканская комплексная программа по племенному делу в животноводстве на 1997-2005 годы», «Республиканская программа развития птицеводства на 1998-2002 годы», «Республиканская комплексная программа «Лен» на 1998-2003 годы». В целом стратегическая линия развития этого комплекса будет базироваться на реализации «Программы повышения эффективности АПК». Реализация инвестиционных проектов и программ требует соответствующего наращивания мощностей строительного комплекса. В 2001-2005 гг. в строительном комплексе должны быть решены задачи создания и внедрения ресурсосберегающих экологически чистых технологий и материалов, новых архитектурно-конструктивно-планировочных систем объектов строительства, обеспечивающих снижение в 1,5-2,0 раза массы зданий и сооружений и повышение их теплозащитных качеств; развития импортозамещающих производств, в том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами для выпуска современной строительной техники, средств малой механизации, стеновых, теплоизоляционных, полимерных экологически чистых материалов и на их основе - комплексных облегченных конструкций. В строительном производстве получат развитие современные технологии с высокой степенью механизации и ресурсосбережения. На этой основе необходимо снизить материалоемкость строительства в 2001-2005 гг. не менее чем на 15-20%. Товарная продукция промышленности строительных материалов и конструкций (ПСМК) в 2005 г. возрастет на 30-40% I уровню 2000 г., в том числе выпуск цемента - на 40-50%, стекла полированного - в 1,9 2,0 раза. Это позволит не только обеспечить внутренние потребности, но и увеличить экспорт продукции (стекло, стеновые и кровельные материалы, облицовочная керамическая плитка, цемент). Потребность в жилище относится к числу первостепенных жизненных потребностей человека. Национальная жилищная программа страны предусматривает реализацию конституционного права на жилье для всех групп и слоев населения при обеспечении социальных гарантий для малообеспеченных граждан, насыщение и регулирование рынка жилья, повышение потребительских и эксплуатационных качеств жилых помещений. Особое внимание при решении проблем жилищного строительства будет уделяться вопросам привлечения внебюджетных источников его финансирования, стимулированию долгосрочных накоплений средств граждан в системе «стройсбережений» и обеспечению их сохранности; развитию системы облигационных жилищных займов; совершенствованию систем субсидирования и кредитования, в том числе ипотечного. Предусматривается расширение строительства жилья на селе, что обусловлено стратегическими целями развития агропромышленного комплекса и сложившейея неблагоприятной социально-демографической ситуацией в сельской местности. В малых и средних городах будет увеличена доля индивидуального жилищного строительства. Главными целями развития транспорта являются формирование эффективной, надежно функционирующей и конкурентоспособной на международном и внутреннем рынках транспортной системы, обеспечивающей потребности народного хозяйства и населения в перевозках и услугах; максимальное использование возможностей по экспорту транспортных услуг, а также развитие транспортных и коммуникационных услуг. Грузооборот транспорта народного хозяйства предполагается увеличить с 99,5 млрд. ткм в 2000 г. до 112-117 в 2005 г., пассажирооборот транспорта общего пользования - с 25 до 26-27 Главными задачами развития отрасли торговли и общественного питания, платных услуг в прогнозируемом периоде являются: стабильное обеспечение населения социально значимыми товарами, дальнейшее совершенствование методов организации торговли, улучшение финансово-экономического положения предприятий торговли, способствующее наполняемости потребительского рынка товарами в широком ассортименте. Решение этих задач предусматривается осуществлять за счет поиска новых форм взаимоотношений торговли и промышленности: заключение долгосрочных соглашений, маркетинговое обслуживание предприятий промышленности организациями торговли, развитие фирменной торговли, создание торгово-промышленных и торгово-финансово- промышленных групп, торговых домов, развитие франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи организаций торговли с колхозами, госхозами и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства для продажи городскому населению на взаимовыгодных условиях. В общественном питании предполагается восстановить и расширить сеть предприятий при учреждениях, высших и средних учебных заведениях, промышленных предприятиях. В соответствии с прогнозными расчетами объем платных услуг за 2001-2005 гг. возрастет в 1,4-1,5. Наиболее быстрыми темпами будут развиваться производственные услуги, связанные с обслуживанием отраслей народнохозяйственного комплекса (услуги транспорта, связи, предприятий по товаропродвижению).Предусматривается значительное увеличение услуг населению, обусловленное рационализацией его быта, организацией досуга, развитием здравоохранения и образования. Главным направлением внешнеэкономической деятельности на перспективу является осуществление эффективной единой промышленной, внешнеторговой и макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкой высокотехнологичной продукции поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфраструктуры экспорта; расширение номенклатуры к увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта. При формировании государственной политики в области международного сотрудничества предполагается руководствоваться принципами сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров и приоритетных направлений. Основной задачей в сфере внешнеэкономической деятельности на период до 2005 г. является закрепление белорусских предприятий-экспортеров на имеющихся сегментах рынков стран ближнего и дальнего зарубежья, а также их дальнейшее расширение. Взаимоотношения со странами СНГ, прежде всего с РФ, останутся приоритетными во внешнеэкономической деятельности. Со странами Таможенного союза первоочередными мерами будут: переход на единые принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле и торговле с третьими странами, сближение таможенных тарифов, мер нетарифного регулирования, проведение единой акцизной политики. Приоритетным направлением в развитии интеграционных связей со странами дальнего зарубежья является торгово-экономическое сотрудничество с государствами Центральной и Восточной Европы, со странами Балтии, Польшей, что обусловлено их географической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями. Реализации основных направлений внешнеэкономической деятельности будет способствовать система мер разработанной Национальной программы развития экспорта на 2000-2005 гг. Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала. Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений. Региональная экономическая политика, являющаяся составной частью государственной макроэкономической политики, в прогнозируемый период будет направлена на формирование территориальных пропорций и создание экономических и социальных структур хозяйства регионов, наиболее полно отвечающих местным условиям и потребностям проживающего здесь населения и интересам страны в целом. Важнейшими направлениями реализации этой цели в 2001-2005 гг. должны стать: поддержка структурных преобразований в сфере производства, обеспечивающих укрепление ресурсно-финансового потенциала территорий, снижение их зависимости от поставок внешних ресурсов; эффективное использование внутренних возможностей регионов, стимулирование создания новых рабочих мест в регионах, имеющих более высокий уровень безработицы; содействие развитию территорий, находящихся в более сложных социально-экономических и экологических условиях; формирование СЭЗ как региональных центров внедрения достижений мировой и отечественной науки, развития региональных систем инфраструктуры. Решение социальных проблем в регионах в значительной степени связано с преодолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основная задача реабилитационной политики в 2001-2005 гг. - снижение дозовых нагрузок на население и доведение их в расчете на душу постепенно до уровня 1 мЗв/год и ниже. Направления совершенствования системы управления народным хозяйством будут формироваться исходя из требований утвержденной Указом Президента РБ № 18 от 14 января 2000 г. «Директивы о стиле и методах работы Совета Министров РБ по решению вопросов социально-экономического развития страны», а также положений, которые были заложены в Концепции Генеральной схемы управления народным хозяйством РБ до 2000 г. Вместе с тем предполагается разработка новой Генеральной схемы управления народным хозяйством с учетом внутренних факторов социально-экономического развития страны, интеграционных процессов и общемировых тенденций экономического развития. Для повышения эффективности государственного и хозяйственного управления, своевременного решения важнейших народнохозяйственных задач в этот период, в частности, предусматривается: - разработать эффективную и быстро адаптирующуюся модель управления экономикой и социальной сферой на отраслевом и территориальном уровнях; - создать систему координации деятельности органов отраслевого и территориального управления, обеспечивающую сбалансированное развитие отраслей и регионов; - поднять на качественно новый уровень роль отраслевого и территориального управления, планирования и прогнозирования, более гибко подходить к проблеме разграничения функций и полномочий между центром и регионами, органами отраслевого и территориального управления, сократить количество ненужных организационных структур; - более полно учитывать мнение органов местного управления и самоуправления по вопросам развития регионов, а также при принятии решений, затрагивающих полномочия и функции местных органов власти. В целях снижения антропогенной нагрузки до минимального уровня в прогнозируемом периоде предусматривается ужесточение нормативов удельных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду из расчета: на 1% прироста ВВП(или произведенной продукции) 0,2% прироста выбросов. Это позволит сохранить качество окружающей среды на достаточно благоприятном уровне. Улучшится отраслевая структура ВВП: удельный вес промышленности может составить 31,6% в 2005 г. против 32,4% в 2000 г., сельского хозяйства - 8,8 % против 9,6%. Удельный вес сферы услуг предусматривается довести до 37,5% в 2005 г. Благодаря технологическому обновлению производства показатели эффективности приобретут положительную динамику. Рост производительности труда будет устойчиво повышаться со среднегодовыми темпами прироста за 2001-2005 гг. 6,3-6,4%. Снизить материалоемкость предполагается на 4,6%. Энергоемкость ВВП за период 2001-2010 гг. уменьшится на 25-32%. 4. Методы регулирования экономики. Существует несколько методов регулирования экономики. Среди них государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно реально влияет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения. Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления; правовым оформлением отношений собственности, установлением правил создания и ликвидации предприятий и т.д. Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей нужными материальными и духовными благами, а также условиями для их образования, производственного обучения и жизни. Государство способствует ускорению НТП, заботится о включении хозяйственных звеньев экономики в мирохозяйственные связи и повышении конкурентоспособности их товаров на внешнем рынке. Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной перестройки, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации данной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно- хозяйственными структурами общества. Регулирующая роль государства — самая обширная и разносторонняя функция. В ходе ее выполнения государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства, для чего широко привлекает такие методы воздействия, как финансово-кредитные, налоговые, ценовые, проводит активную экспортно-импортную политику. Государство берет на себя и организацию оборота ценных бумаг, обеспечивает присвоение дивидендов, активизирует расширение сферы предпринимательской деятельности. Переход к рынку Беларуси, возникшие в связи с этим несбалансированность экономики, безработица, дефицит продовольствия и инфляция предъявляют особые требования к функции государства, направленной на обеспечение текущих потребностей населения. Особому контролю в этих условиях должны подлежать ценообразование, зарплата и пенсионное обеспечение. Введение порядка формирования свободных цен не освободило государство от контроля за ценами, особенно на продовольственные товары. Оно занято регулированием верхнего допустимого предела цен, одновременно следит за тем, чтобы нижний уровень зарплаты и пенсии обеспечивали людям прожиточный минимум. К сожалению, государство ослабило контроль за производственной деятельностью предприятий, поэтому товарное обеспечение денег отстает от количественного роста денежных знаков, усиливая процесс инфляции. Методы регулирования условно можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Косвенные могут носить административный, но чаще экономический характер. Эффективность их использования определяется конкретной исторической и хозяйственной ситуацией, а также задачами, решаемыми на данном этапе развития. Если же говорить о конкретных методах государственного регулирования рыночной экономики, следует назвать антимонопольную политику, ценообразование, налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов. В период формирования рыночных отношений важное значение приобретает антимонопольная политика, обеспечение которой осуществляется посредством разгосударствления и приватизации. Проведение приватизации окажет воздействие на структурные преобразования в экономике и на стратегию предпринимательской деятельности. Кроме того, преодолению монопольных тенденций способствуют внешнеэкономические связи, стимулирующие повышение качества изделий и снижение издержек производства с учетом мирового опыта. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также создание условий для развития добросовестной конкуренции и эффективного функционирования товарных рынков. В политике цен государство при переходе к рынку исходит из отказа от администрирования в области ценообразования. Цены должны устанавливаться под воздействием рыночной конъюнктуры, а государство должно осуществлять наблюдение за движением цен и производить их корректировку. Учитывая то, что в условиях дефицита возможно многократное, необоснованное повышение цен, возникает необходимость введения регуляторов по социальной защите населения вплоть до нормированного распределения товаров. В случаях же свободного рыночного движения цен сохраняется их государственное регулирование на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы; транспортные тарифы; продукцию, производимую по госзаказам, и продукцию монополизированных отраслей. Цены на эти продукты корректируются с учетом изменения издержек производства. Основным направлением совершенствования ценообразования является создание гибкой системы, базирующейся на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен с расширением сферы рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий. Государственное ценовое регулирование сохраняется прежде всего в отношении продукции (услуг), производимой предприятиями-монополистами; на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты во многих других отраслях экономики, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги. Ценовое регулирование должно обеспечивать более действенный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; добросовестную конкуренцию; нормативное соотношение цен на товары и услуги и оплаты труда; соблюдение паритета цен между отраслями народного хозяйства. В целях проведения единой политики Беларуси и России в области ценового регулирования в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства предусматривается обеспечить субъектам хозяйствования государств-участников равные условия по использованию во взаимной торговле преимущественно свободных цен и тарифов, которые формируются на основе применения единой методологии ценообразования исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции и услуг, на основе единых методов исчисления себестоимости продукции и услуг с учетом всех видов установленных налогов, а также получения необходимой прибыли. Во внутренней политике ценообразования в ближайшей перспективе предстоит привести в соответствие закупочные, отпускные и розничные цены, и прежде всего в животноводстве, которое является убыточным. Предусматривается поэтапное увеличение минимальных закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, возмещающего на первом этапе нормативные затраты на производство и получение прибыли, достаточной для воспроизводства. Важным моментом государственной политики в области регулирования рыночных отношений является налоговая политика. Сейчас используются многие виды налогов, но основными выступают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль совместных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (иностранные предприятия); налог за пользование природными ресурсами; налог на недвижимость с юридических лиц, платежи за землю юридическими лицами; чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; подоходный налог с граждан и др. Наиболее сложным является налогообложение предприятий сферы бытового обслуживания и розничной торговли. Сложность состоит в том, что в условиях дефицита происходит массовая деформация цен, а значит, создается возможность массового уклонения от налогообложения. Государство поэтому вправе применять самые широкие меры контроля, обеспечивающие учет реальных доходов, подлежащих налогообложению. Проведение реформ ценообразования и налоговой реформы требует развития налоговых инспекций. В их функции входят контроль за расходованием доходной части госбюджета на всех уровнях хозяйствования, реализация налоговой системы, ревизия финансовой деятельности предприятий, оказание помощи последним в отработке механизма исчисления и отчисления налогов. Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом регулирования основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. Поэтому, в соответствии с целями и задачами прогнозируемого периода, она ориентирована на обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование инновационной и инвестиционной активности и расширение экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики. В области бюджетной политики предстоит обеспечить рациональное распределение полномочий, задач и функций финансовых органов при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы. Получит дальнейшее развитие казначейская система формирования и исполнения государственного бюджета путем создания отделений казначейства в регионах. Политику государственных расходов предусматривается направить на: обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном расширении предоставления части услуг на платной основе; сокращение доли государственных расходов в ВВП, постепенное снижение уровня дефицита госбюджета; стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение; избирательную поддержку АПК; повышение эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования и населения. Важное регулирующее значение на механизм формирования рыночных отношений имеет система государственных заказов на производство продукции. С их помощью государство может влиять как на объем и структуру производства, так и на объем и структуру спроса, формируя потребности рынка. Госзаказ может осуществляться органами народнохозяйственного управления и регионального самоуправления и должен иметь коммерческий характер, договорную основу и способствовать формированию долгосрочных хозяйственных связей на взаимовыгодной основе. Целью денежно-кредитной политики РБ в 2000-2010 гг. является содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики, введение единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутренней и внешней конвертируемости. До 2005 г. предусматривается реализация комплекса антиинфляционных мер, стабилизация валютного рынка республики и обеспечение устойчивости национальной валюты: сокращение объемов эмиссионного кредитования, поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительном уровне, сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов. Это позволит обеспечить формирование экономических предпосылок для объединения денежных систем, которое предполагает сближение важнейших макроэкономических параметров экономической политики Беларуси и России, имеющих определяющее значение для введения единой валюты (уровней инфляции, дефицита госбюджета и источников его покрытия, государственного долга, дефицита платежного баланса во взаимной торговле товарами и услугами, принципов ценовой, налоговой и таможенной политики). Главными направлениями государственной научно-технической политики на период до 2010 г. являются создание условий для обеспечения инновационно ориентированного развития экономики, проведения структурной и технологической перестройки производственной и социальной сферы на базе достижений научно-технического и образовательного потенциалов. Направления инновационного развития экономики определены Указом Президента РБ от 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в РБ производств, основанных на новых и высоких технологиях». Для реализации этих направлений предстоит развить национальную инновационную систему как целенаправленный механизм взаимоотношений всех участников процесса производства и распространения знаний и технологий, повышения наукоемкости ВВП. Одним из важных факторов является наращивание научно-технического потенциала производственной сферы. Конкретные мероприятия будут реализовываться в рамках Комплексного прогноза научно-технического прогресса РБ до 2020г., разрабатываемого ГКНТ и Национальной АН Беларуси. Предусматривается ориентация научных исследований и разработок на обеспечение нужд экономики республики. Основной инструмент государственной научно-технической политики - государственные программы и инновационные проекты по реализации важнейших социально-экономических проблем развития республики. В условиях ограниченности средств на проведение научных исследований приоритетными направлениями государственной поддержки инновационной деятельности должны стать: разработка и выпуск новой конкурентоспособной продукции, в особенности импортозамещающей; развитие ресурсо-, энерго- и трудозамещающих наукоемких производств и технологий; привлечение собственных средств заказчиков для выполнения научных исследований и разработок. Приоритетными должны стать исследования в высоконаукоемких областях производства: электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги, биологические и тонкие химические технологии. Общий подъем экономики позволит увеличить ресурсы инновационной сферы, и наукоемкость ВВП возрастет до 1,8% в 2005 г. по прогнозу на 2000 г. Инвестиционные ресурсы с помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования предполагается направлять в первую очередь на обеспечение приоритетных направлений - реконструкцию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий; увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; на совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи. Основным источником финансирования капитальных вложений будут средства предприятий и организаций, включая кредиты банков. Средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около 1/3 общего объема инвестиций. Собственные средства населения прогнозируются на уровне до 15%. Кредиты банков в производственное и жилищное строительство составят около 28%. Значительно сократится доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций (менее 15%). Внешнее финансирование, в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов, предполагается довести до 10% от общего объема инвестиций. Основными задачами в области повышения инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются: усиление роли государственных инвестиций на основе поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов, и в первую очередь в сфере новых и высоких технологий; усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе; расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производств без значительного стартового капитала; привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов; развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией с учетом Договора о создании Союзного государства. В соответствии с подходами, регламентированными законодательством по разгосударствлению и приватизации государственной собственности в РБ, все решения в области приватизации будут приниматься с позиций целесообразности, |
|
© 2007 |
|