РУБРИКИ

Курсовая: Приватизация в Крыму: особенности и перспективы

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Приватизация в Крыму: особенности и перспективы

Курсовая: Приватизация в Крыму: особенности и перспективы

Крымский Экономический Институт

Киевского Национального Экономического Университета

Курсовая работа по дисциплине: «Политэкономия»

на тему:

«Приватизация в Крыму: особенности и перспективы»

Выполнил: Апаз С.В. группа ЭП – 31

Руководитель: Безматерных

Симферополь, 2001

Оглавление

Введение. 2

Раздел 1.Сущность приватизации в Крыму. 3

1.1.Необходимость и причины приватизации. 3

1.2.Основные цели и направления приватизации в Украине и

Крыму в 1991-2001 гг. 12

1.3.Анализ результатов приватизации. 14

1.4.Законодательная база приватизации. 21

Раздел 2.Особенности и перспективы приватизации в Крыму. 30

2.1.Малая приватизация. 34

2.2.Большая приватизация. 37

2.3.Финансовые аспекты приватизации в АРК.. 38

2.4.Приватизация в Агропромышленном комплексе Крыма. 40

2.5.Перспективы приватизации. 41

Заключение. 44

Приложение. 45

Список использованной литературы.. 47

Введение

Приватизация, то есть возмездная передача преобладающей части государственной

собственности в руки индивидуальных частных собственников, является стержнем

перехода от государственно-бюрократической системы хозяйства, с присущей ей

командной, планово-распределительной подсистемой управления, к рыночной

экономике.

Государственная собственность предполагает отчуждение непосредственных

производителей от средств производства и результатов труда, их превращение в

наемных работников государства, а следовательно – их не заинтересованность в

рациональном использовании ресурсов и повышения эффективности производства.

Вместе с тем чиновники центральных ведомств, на деле управляющее

государственной собственностью, практически не несут материальной

ответственности за результаты своих хозяйственных решений, нередко

руководствуюсь при их принятии не государственными, а личными и

корпоративными интересами, или соображениями престижа, что «стимулирует»

неэффективные капиталовложения, экологические катастрофы и другие формы

масштабного расхищения материальных, трудовых и природных ресурсов. Таким

образом, реальный собственник колоссального государственного имущества,

который бы был заинтересован в его эффективном использовании, отсутствует.

Широко распространено мнение о том, что суть приватизации состоит в возврате

государственной собственности народу, руками и на средства которого она

создана. Такой возврат действительно имеет место, но только в той мере, в

какой собственность передается бесплатно или за символическую цену. Вместе с

тем в той мере, в какой приватизация осуществляется за деньги, то есть по

рыночной стоимости имущества, она позволяет изъять из обращения существенную

часть денег, не обеспеченных товарами. Приватизация означает реальное

отделение финансов государства от финансов предприятий, освобождает его от

льготных кредитов убыточным и малорентабельным предприятиям, а потому

способствует сокращению бюджетного дефицита и обузданию инфляции.

Разгосударствление и приватизация - это главное при переходе к рынку, они

должны привести к сосуществованию и конкуренции различных форм собственности

в Украине. Процесс приватизации характерен как для стран с высокоразвитой

эконо­микой, так и для всех остальных (так, в конце 80-х - начале 90-х годов

XX столетия приватизация стала общепланетарной закономерностью: порядка 90

стран различных - континентов приняли свои программы приватизации), причем

процессы приватизации в различных странах имеют общие черты - объект

приватизации передается в соб­ственность субъекту, предоставившему за него

наибольшую сумму и предложившему лучший вариант его последующего

функционирования.

Раздел 1.Сущность приватизации в Крыму.

1.1.Необходимость и причины приватизации

Закономерность формирования социально ориентированной моде­ли приватизации

определяется через комплекс социально-экономических признаков, образующих

содержание самой социально социально-ориентированной рыночной экономической

системы, и объективных стартовых ус­ловий, предшествующих приватизационному

процессу при переходе от социалистической планово - административной системы

к рыночной.

Определение основных принципиальных положений формирования социально

ориентированной модели приватизации в отечественных ус­ловиях и региональных

механизмов ее воплощения основывается на ди­алектической сменяемости

социально-экономических, институциональ­ных и законодательных стартовых

предпосылок. Главными критериаль­ными признаками социально ориентированной

рыночной экономической системы являются обеспечение полной продуктивной

занятости насе­ления, повышение качества и конкурентоспособности рабочей

силы; га­рантирование конституционных прав граждан на труд, социальную

защиту, образование, охрану здоровья, культуру, жилье; обеспечение социальной

поддержки социально наиболее уязвимых слоев населения;

Влияние на демографическую ситуацию в направлении повышения рож­даемости и

снижения смертности населения (особенно детской), увели­чение продолжительности

жизни, значительное улучшение социальной инфраструктуры; достижение ощутимого

улучшения материального благосостояния и условий жизни людей. Эти критериальные

призна­ки характеризуют целевую социальную направленность в процессе

по­строения рыночной экономической системы в Украине

[1].

Смена формы собственности в нашей стране стала необходимой из-за чрезмерного

огосударствления и монополистического управления экономикой со стороны

государства. С этой точки зрения, приватиза­ция является важной составляющей

системной экономической реформы. За счет смены формы собственности, путем

трансформации планово-административной экономической системы общество

надеется получить эффективный механизм хозяйствования. Эти надежды

перекликаются с теоретическими разработками зарубежных ученых, где

обосновывается взаимосвязь между частной формой собственности на средства

про­изводства и системой конкурентных отношений, с одной стороны, а также

повышением эффективности производства - с другой. Однако такой подход

замалчивает изменения социальных отношений в общест­ве, которые в переходный

период составляют, по сути, главное содержа­ние экономических реформ.

Социально ориентированная модель экономического развития оп­ределяет не только

объемы перераспределения ВВП через бюджет в последах 40—60 % (что

характерно для типовых моделей социальной ориентации), но и удельный вес

занятых в государственном сектор экономики, характер развития социального

сектора (что провозглаша­ется в социальной политике государства, которое, в

свою очередь, устанавливает масштабы и темпы приватизации в этом секторе).

В обосновании выбора той или иной модели приватизации важную роль играют

изучение и yчет объективных условий, предшествующих ей. Обращаясь к

стартовым условиям построения в нашей стране социально ориентированной

рыночной экономической системы, необходимо отметить. что и дореформенный

период гражданам гарантировались право на труд и его оплату, бесплатные

образование и медицинское обслу­живание, социальная защита, личная

безопасность, минимальная стои­мость жилья, широкий доступ к достижениям

искусства и культуры. На протяжении многих десятилетий государство

''обеспечивало социаль­ные гарантии (разрабатывались соответствующие

нормативы по всем составляющим социальной инфраструктуры). Социальная

инфраструк­тура развивалась за счет централизованных капитальных вложений.

Следовательно, если при проведении экономической реформы в Украине изменяются

не цели социальной государственной политики, а толь­ко методы и способы их

достижения в процессе построения рыночной экономической системы, то целями

смены формы собственности должны быть экономическая и социальная. И

приватизация - как составляю­щая эволюционного экономического реформирования,

нацеленного на сохранение всего ценного, что есть в старой системе, - должна

стать важным средством построения новой демократической экономики. Рас­крывая

теоретические основы стратегии экономического развития в пе­риод построения

рыночных отношений, выдающийся украинский ученый экономист, академик И.

Лукинов пишет, что в суть стратегии со­циально-экономического развития

Украины заложены вовсе не механическое преобразование действующей системы в

«капитализм» или «социализм» в его идеальных представлениях мыслителей, а

поиски и выбор принципиально новой модели, воплощающей лучшие качества.

Социально-политическая сущность преобразований в Украине во многом

определяется характером проведения, разгосударствления и при­ватизации

государственной собственности. Разгосударствление и при­ватизация, как и

всякое другое общественное преобразование, несом­ненно, находятся под

влиянием определенных, наиболее активных соци­альных слоев, которые придают

этим процессам соответствующую нап­равленность. Иначе говоря, активная

политическая сила воздействует на формирование концепции реформирования и

угол его освещения. По­этому анализ процессов разгосударствления и

приватизации, а также содержание выводов и рекомендаций, сделанных на его

основе, теряют объективность.

Надклассовой общественной науки не существует - это давно из­вестно. Однако

на любом конкретном отрезке исторического развития всегда обнаруживается

исторически обусловленная необходимость таких действий правительства, которые

являются сосредоточением интересов общества в целом. Опираясь на объективную

необходимость и историче­скую целесообразность, ученый все же может в

значительной степени преодолеть одностороннюю политическую гравитацию и

сделать более обоснованные выводы.

В недавнем прошлом общественное сознание выдвинуло в качестве стратегической

задачи текущих преобразований ускоренное формирова­ние многосекторной рыночной

экономики. Такой экономики, в которой бы - наряду с развивающимся сектором

свободных рыночных отношений слаженно функционировал и

взаимодействовал с ним государст­венный сектор, происходило смягчение тех

недостатков, которые прису­щи как командной экономике, так и государственному

капитализму. Та­кой экономики, в которой бы, в частности, ликвидировались

монополь­ные объединения и при этом одновременно восстанавливалось

государственное управление той частью собственности, которая навсегда или до ее

разгосударствления остается в руках государства. Такой экономики, в которой бы,

наряду с развитием свободной товаропроизводящей рыноч­ной сферы, синхронно с

ней создавалась и развивалась финансовая ин­фраструктура, а государство взяло

на себя всю ответственность за пос­ледствия разгосударствления и приватизации.

Другими словами, речь идет о желании общества преобразоваться в социально

ориентирован­ное, с более эффективной экономикой.

Ввиду кризисного состояния национальной экономики, деятель­ность по

реформированию (включая приватизацию) в интересах до­стижения поставленных

целей должна строго оцениваться, прежде все­го, по степени содействия

стабилизации экономики и выходу ее из кри­зиса. При этом очень важно, в какой

мере приватизация создает необ­ходимые финансовую инфраструктуру и сферу

рыночных услуг в це­лом - как общее и необходимое условие рыночного

хозяйствования; и какой мере государственные и коллективные подразделения

преобразу­ются в частные и акционерные; а какой мере одновременно

совершенст­вуются их организационно-производственные формы, (то есть

проводятся демонополизация, коммерциализация предприятий, их последующее,

более рациональное, комбинирование и организационно-правовое оформление в

концерны, корпорации и т.п.) Поскольку приватизации подлежит общенародная

собственность, постольку при ее распределении очень важно реализовать принцип

справедливости и обеспечить всем гражданам равные стартовые условия для

вхождения в капитализм.

Данный методологический подход к процессам разгосударствления и приватизации

выражает историческую целесообразность и необходимость. Естественно возникает

вопрос: а как же выглядит практика раз­государствления и приватизации как же

выглядят их количественные показатели и экономические последствия в свете

изложенного подхода. Если опираться на показатель количества рабочих и

служащих, заня­тых в разных формах собственности, который, по нашему мнению

хо­рошо отражает их соотношение и удельный вес каждой из них то в 1994 г.

государственная собственность составляла 75,1 % а в 1995 г. – 70,2%.

В промышленности ее сокращение (по показателю количества ра­бочих и служащих,

занятых в отрасли) происходит относительно еще быстрее: в 1995 г.

государственная собственность занимала здесь всего 54,1 % 3.

Значительные сдвиги в структуре собственности произошли в строительстве. В этой

отрасли негосударственная собственность из го­да в год возрастала и по числу

организаций, и по объему работ: в 1995 г. ее удельный вес поднялся до 75,5 % по

объему подрядных работ и до 77 % по количеству организаций. Что же касается

колхозов, то на сегодня они реформированы почти полностью. Реформированием

охвачены также свыше 60 % совхозов4.

Всего за 4 года, начиная с 1992 г., в Украине приватизировано око­ло 28 тыс.

объектов.

Количественные показатели разгосударствления и приватизации можно признать

положительными, когда как факты качественного ана­лиза свидетельствуют, что

приватизация не дала ожидаемых положи­тельных результатов, а главное - не

оживила производственную деятельность и не способствовала стабилизации в

экономике. Спад производства не приостанавливается. Продолжался он и в 1995 г.

На­чало 1996 г. тоже характеризуется дальнейшим спадом производства во всех

отраслях народного хозяйства Украины5.

Одним из важнейших путей и признаков рационального проведен». приватизации

выступает преобразование государственных промышленных предприятий, совхозов и

колхозов в более эффективные формы-хо­зяйствования, каковыми являются

открытые акционерные общества. Однако их насчитываются единицы. Очень не

значительна и доля част­ного сектора, а также собственности иностранных

государств и их субъ­ектов.

В то же время бросается в глаза масштабность роста коллективной формы

собственности. Так, если в государственном секторе численность рабочих и

служащих сократилась на 3,9 млн. чел., то в коллективном в 1995 г. (по

сравнению с 1990 г.) - возросла на 3,1 млн.6. Иначе говоря, в

народном хозяйстве в целом государственная собственность сократи­лась на 11

пунктов, а коллективная - возросла в 3,4 раза. Это и сви­детельствует о том,

что реформирование государственного сектора про­исходит, главным образом, путем

превращения госпредприятий в кол­лективные хозяйства. Особенно бурный рост

коллективной собствен­ности отмечался в промышленности. Так, в 1995 г. (по

сравнению с 1992 г.) ее доля увеличилась в 7 раз и составила 42,5 % всей

промышленной собственности 7. Отчасти она ускоренно возрастала в

связи с бо­лее интенсивным процессом выкупа трудовыми коллективами отрасли

арендуемых ими же промышленных предприятий. Наиболее ускоренно коллективная

собственность расширялась в пищевой, кондитерской, леткой, мясной и молочной

промышленности. Резко повысилась доля коллективной собственности в сфере

бытового обслуживания: к началу 1996 г. она уже занимала 52,8 % 8.

Что же касается, приватизации объ­ектов незавершенного строительства, то в 1993

г. были приватизированы 46 из них, в 1994 г. - 30, а в 1995 г. - 18 9

. В сельском хозяйстве переход к акционерной форме - как к наиболее эффективной

- осуществля­ется еще медленнее, задерживаясь на стадии распаевки и на подходе

к сертификации земель.

Итак, анализ институциональных преобразований в экономике сви­детельствует,

что приватизация приобрела характер всеобщей коллекти­визации. Госпредприятия

в значительной своей части выкуплены тру­довыми коллективами. Из-за

трудностей с акционированием предприя­тий они, по существу, так и не

превратились в открытые акционерные об­щества. А это означает, что фактор

повышения эффективности экономи­ки путем замены менее активных форм

хозяйствования более деятель­ными недоиспользуется.

В процессе приватизации отсутствует практика финансового оздо­ровления

подлежащих ей предприятий. В частности, не восстанавлива­ются оборотные

средства, что в условиях бумажной, сертификатной приватизации обрекает

приватизированное предприятие на прозябание и банкротство.

Приватизация сплошь и рядом проводится без рассмотрения биз­нес-планов

приватизируемых предприятий, а их бизнес-планы, в свою очередь, не содержат

надлежащих технико-экономических обоснований эффективного реформирования.

Разъединение промышленных объединений, концернов и других, подобных

объединений, административно созданных в прошлом, а так­же коммерциализация

предприятий проводятся медленно, и даже на­оборот - административным путем,

без объективной потребности, соз­даются новые концерны, промышленно-

финансовые группы.

Серьезным недостатком в проведении приватизации является то, что продажа на

аукционах, реализация по коммерческим ценам и выкуп на основе конкурса не

заняли в его организации надлежащего места. Если - же они и применяются в

отдельных случаях, то нередко носят псевдо­конкурсный характер и покрывают

коррупцию. Кроме того, в условиях инфляции и спада производства любая

методика оценки предприятия и индексации фондов теряет смысл и позволяет тем,

кто осуществляет процедуру приватизации, использовать ее в корыстных целях.

Низкая эффективность вновь созданных хозяйственных единиц в значительной

степени объясняется также отсутствием надлежащего контроля со стороны

государства за состоянием дел в реформирован­ных предприятиях. В

реформированных промышленных и агросервисных предприятиях, колхозах и

совхозах руководители нарушают устав­ные нормы, игнорируют представительные и

ревизионные органы, не про­водят перевыборов правлений и председателей, не

заключают соответст­вующих контрактов на занятие должности. Более того:

пользуясь пра­вовой безграмотностью и политической пассивностью рядовых

работни­ков, а также несовершенством законодательства, некоторые

руководите­ли ухитряются стать собственниками приватизированных предприятий.

Следствием недостаточной внутрихозяйственной демократии и ос­лабления

контроля со стороны государства за соблюдением админист­рацией

реформированных предприятий уставных норм явился рост чис­ла злоупотреблений

уголовного характера.

Все эти отрицательные моменты понижают мотивацию к труду и повышают

социальную напряженность в трудовых коллективах, тем самым приватизация

влечет за собой не соединение работников со средствами производства как

совладельцев-акционеров и т.п., а раскол об­щества на класс капиталистов и

класс бесправных пролетариев. Подоб­ное положение дел сводит все преимущества

коллективных кооператив­ных, корпоратизированных и акционерных форм

хозяйствования на нет, отрицательно сказывается на мотивации к труду и ведет

к нарастанию социальной напряженности в трудовых коллективах, а в конечном

ито­ге - способствует спаду производства.

Указ Президента Украины «О задачах и особенностях приватиза­ции

государственной собственности в 1996 году» вновь консервирует старые механизм

приватизации. Он не предусматривает таких подходов, которые бы обеспечивали

экономическое и финансовое укрепление при­ватизируемых предприятий, и поэтому

можно со всей уверенностью за­явить, что его реализация не будет

благоприятствовать подъему произ­водства и сдерживанию нарастающего

недовольства народных масс. Концепция приватизации отстала от жизни, она не

учитывает происшед­ших в стране конкретных изменений в социально-

экономических и поли­тических условиях. Социально-экономические условия 1995-

1996 гг. совершенно отличаются от тех, что были в начале реформы и

при­ватизации. Они другие, и прежде всего - в силу обнищания наро­да:

экспроприации сбережений, низкой оплаты труда и безра­ботицы. На

сегодняшний день население не в состоянии покупать не только предприятия

(даже если они малые), но и акции, а следовательно - не в состоянии

оздоравливать и инвестировать приватизируемые объекты. Как показала сама

практика, бумажная, сертификатная приватизация проблему финансового

оздоровления не решает, и решить не может. Факты свидетельствуют: большинство

предприятий, которые приватизировались путем акционирования, оказались

невостребован­ными; по объектам же, акции которых покупались, полная их

реализа­ция достигнута не была.

В целом количественные показатели реформирования государствен­ной

собственности достаточно внушительны. Однако в правительствен­ных кругах

достигнутыми темпами приватизации не удовлетворены и принимают меры по их

ускорению. Создается впечатление, что в госу­дарственной экономической

политике сущность создания рыночной экономики сводится к приватизации

предприятий и государственного имущества, понятие «приватизация»

отождествляется с понятием «ры­нок», а решения принимаются по принципу: чем

больше и скорее (и лю­быми способами) приватизируем государственную

собственность, тем скорее возникнет свободная, социально ориентированная,

эффективная рыночная экономика. Однако реальные факты свидетельствуют, что

курс, взятый Правительством на ускоренное завершение приватизации путем

принуждения и бумажных сертификатов (другими словами, пу­тем формальной смены

собственника), еще больше ухудшит экономиче­ское положение в стране. Этому в

известной степени будет способство­вать и то, что коллективной собственности

присуще пониженное внима­ние к инвестиционной и инновационной деятельности.

Надежда на то, что после приватизации «невидимая рука» рынка выведет страну

из экономического кризиса, эфемерна. Проведя массовую приватизацию на основе

формальной смены собственника, Правительство не завершит приватизацию по

существу и не получит хозяйств, более эффективных, чем исходные -

государственные, не избавит себя от хлопот по их фи­нансовому и техническому

оздоровлению. Оно вынуждено будет возвра­титься к решению тех же проблем, от

которых оно, как ему кажется, из­бавляет себя по завершении бумажной

приватизации. Оно вынуждено будет начать новый тур поисков более эффективных

форм хозяйствования. Нетрудно предсказать и пути этих поисков. В одних,

случаях Пра­вительство попытается превратить приватизированные предприятия в

настоящие акционерные объединения. Ближайшим действием здесь ста­нет принятие

мер по завершению акционирования предприятии на осно­ве распродажи так

называемых «акций свободной продажи». Трудности выполнения данной задачи

очевидны. Население этих акций не покупа­ет и в дальнейшем покупать не будет

- как из-за того, что оно государ­ством обобрано и обнищало, так и из-за

отсутствия надежды на получе­ние дивидендов. Да и экономически ослабевшие

предприятия выплачи­вать их не смогут. В итоге проблема нахождения

эффективного собст­венника и стратегического инвестора останется нерешенной.

Надо, наконец, руководству страны понять, что отечественные предприятия

смо­гут выйти из кризиса только при помощи государства. Государство должно

взять на себя ответственность за результаты приватизации. Ина­че стремление

сегодня осуществить беззатратную (и более того - фис­кальную) приватизацию

приведет к еще более значительным труднос­тям завтра - как в организации

.настоящих рыночных хозяйств, так и в финансовом оздоровлении. Ко всему

сказанному следует добавить:

продолжение проводимого курса приватизации повлечет за собой если не массовое

банкротство, то почти полную приостановку производства на многих

приватизированных предприятиях, со всеми вытекающими из этого отрицательными

последствиями и нагрузкой на госбюджет. Глубоко заблуждаются те политики,

которые полагают, что в так называемом «постприватизационном» периоде

государству будет легче изыскать средства на оздоровление предприятий. На

самом же деле финансовые трудности будут нарастать. Деятельность государства

по подъему экономики усложнит также то, что оно столкнется не толь­ко с

экономически беспомощными и далеко не лучшими рыночными формами

хозяйствования, но еще и с тем, что эти новые субъекты хо­зяйствования - в

отличие от государственных - будут менее покорны и исполнительны.

В истекшем 1995 г. продолжался процесс формирования рыночной инфраструктуры:

увеличивалось количество инвестиционных компаний и фондов, страховых и

аудиторских фирм, коммерческих банков. Функ­ционируют также 2 государственных

банка. Однако, по существу, столь необходимые рыночной экономике

обслуживающая и финансовая ин­фраструктуры не возникли. Коммерческие банки,

инвестиционные фон­ды и т. п., которые бы возникли на расширенном

воспроизводстве собственного уставного капитала физических лиц, нам не

известны. Преобразование государственных банков в коммерческие посредством

экс­проприации денежных сбережений граждан, выдачи льготных креди­тов,

предоставления свободы в проведении спекулятивных финансовых операций и

потворства в деятельности по взвинчиванию инфляции никак не способствовало

решению проблемы неплатежей и инвестиций, а так­же в целом формированию

рыночных, конкурентных отношений и ста­билизации экономики. Многие банки и

банкиры, ограбив население, без­наказанно сошли со сцены, подчеркнув тем

самым, насколько Прави­тельство выдерживает курс на создание социальной

экономики. Ввиду отсутствия условий для реализации акций свободной продажи,

рынок ценных бумаг развивается вяло. Ускоренная ликвидация государствен­ных

банков привела к тому, что государственные предприятия лиши­лись источников

кредитования. Последнее - в условиях отсутствия бюджетной поддержки -

углубляет кризис. Прямая приватизация прак­тически исключает также

возникновение страховых компаний, пенсион­ных фондов и т. п.

Итак, практика убедительно показала, что при отсутствии общих рыночных

условий массовая, ускоренная приватизация не способна соз­дать свободный

рыночный - сектор и тем самым стабилизировать эконо­мику, вывести ее из

кризиса. Массовая, ускоренная приватизация, навя­занная политиками и

осуществляемая в политических целях, является ошибкой. Как известно, в начале

реформ учебные-экономисты предлага­ли эволюционный путь развития, который

предусматривал, в частности, зарождение капиталистических элементов

хозяйствования на тру­довой основе, поощрение предпринимательской

деятельности и иници­ативы по вводу в строи вновь создаваемых частных и

акционерных предприятии, преобразование колхозов в кооперативные хозяйства, с

последующим развитием их в акционерные общества и т. д. Однако они не были

услышаны.

Прошлого не вернуть. Но остается ясным одно: пока не поздно, не­обходимо

отказаться от реализуемой концепции приватизации, которая:

ориентирована на политическую сторону дела - формальную смену собственника,

то есть денационализацию. Следует скорее перейти к при­ватизации с учетом

реальных условий.

Новый подход должен учесть, что приватизация может способствовать подъему

экономики и устранению социальной напряженности только в том случае, если

приватизация приобретет инвестиционный характер, если при ее проведении будет

преследоваться цель обеспечить всем гражданам равные права в присвоении

народной собственности, если будет упрощен порядок приватизации. Следует идти

по пути, на кото­ром бы государство выступало гарантом успеха и прибыльности

каждого реформированного предприятия.

Выход из положения, создавшегося на сегодняшний день с разгосу­дарствлением и

приватизацией, возможен в нескольких направлениях. Одно из них является

радикальным. Оно позволяет провести массовую, ускоренную приватизацию

одновременно с финансовым оздоровлением и, следовательно, производственным

оживлением всех приватизируемых предприятий. Другие направления

являются эволюционными. Однако в любом случае от государственных мужей

требуется осознание того, что сегодня переход к более эффективным формам

хозяйствования без за­трат невозможен. Фискальная приватизация - то есть

приватизация пу­тем распродажи государственной собственности без возврата

выручен­ных денег в производство в целях финансового оздоровления и

техниче­ского обновления приватизируемых предприятий - ведет к экономической

катастрофе. Нео6ходимо также иметь в виду, что затянувшийся спад в экономике и

несправедливое распределение собственности могут привести к опасным социальным

неурядицам.

Итак, одним из возможных путей такой приватизации может быть переход: во-

первых, к приватизации всей государственной собственности, выделяемой для

этого, одновременно и без подразделения на сертификатную (бесплатную) и

денежную; во-вторых, к проведению средством ваучеров - сертификатов свободной

продажи и купли, цена на которые определяется на рынке цепных бумаг: в-

третьих, к ликвида­ции всякого рода необоснованных льгот. Этот путь был бы

особенно эф­фективен в начале приватизационного периода, когда предприятия

мень­ше нуждались в финансовом оздоровлении, работали прибыльно, и вау­чер в

результате имел бы большую ценность. Теперь же экономические условия

ухудшились, и его введение не сможет в значительной степени повысить

инвестиционный потенциал акционеров.

В настоящее время - для того, чтобы приватизация проходила мас­сово,

ускоренно и без социально-политических потрясений, сопровож­далась

инвестициями, оживляла производство, превращала предприя­тия в открытые

акционерные общества необходимо, чтобы приватиза­ционный сертификат-ваучер

приобрел реальную ценность и конвер­тируемость в обычные деньги, то есть

превратился в банкнот, который бы пользовался спросом на рынке ценных бумаг.

Таким банкнотом мог бы стать приватизационный карбованец (а при проведении

денежной реформы - приватизационная гривна), однако при условии, что часть

приватизационных карбованцев (гривен), полученных предприятиями в обмен на

акции, будет по определенному эквиваленту обмениваться гос­банками на обычные

деньги. Вполне понятно, что денежное возмеще­ние приватизационного карбованца

(гривны) таит в себе тенденции к инфляционному всплеску, однако оно содержит

также потенциал роста и развития производства, а, следовательно - и роста

налоговых поступ­лений в бюджет. Инфляционный всплеск может быть в

значительной мере погашен путем возмещения приватизационного карбованца

(грив­ны) посредством льготных долгосрочных государственных кредитов. При

этом коммерческие банки тоже должны быть в обязательном по­рядке привлечены

государством к льготному кредитованию производ­ства, поскольку имеются веские

доказательства обоснованности такой его политики. Идя по этому пути, очень

важно предусмотреть меры, что­бы приватизационный карбованец (гривна)

признавался средством платежа только при покупке акций, а деньги, полученные

предприятием в банке в обмен на приватизационные карбованцы (гривны),

расходо­вались только на нужды расширения и обновления производства, на

по­полнение оборотных средств с целью финансового оздоровления и смяг­чения

проблемы взаимоплатежей.

Быть приватизационному карбованцу (гривне) именным или на предъявителя - дело

не только политическое, но и экономическое. Ес­ли придерживаться

законодательства, в котором провозглашен принцип социальной защиты граждан в

процессе приватизации, то приватиза­ционный карбованец (гривна) должен быть

именным. В таком случае его свободные продажа и скупка становятся

невозможным, но при этом возникает и расширяется рынок купли-продажи акций,

приобретенных за приватизационный карбованец (гривну). Последнее станет шагом

к развитию не только финансового рынка, но и рыночных отношений.

При введении приватизационного карбованца (гривны) и обмене акций - и в

первом, и во втором случае - гражданин приобретал действительно ценную

бумагу, олицетворяющую причитающуюся ее часть собственности, а государство

имело бы лучший вариант ваучерной приватизации, который бы отвечал социально-

экономическим условиям, сложившимся в стране на данный исторический период.

При введении приватизационного карбованца (гривны) очень важ­но, чтобы

продажа контрольного пакета акций осуществлялась посред­ством конкурса

проектов (бизнес-планов) на открытых аукционах, а отдельные акции

неограниченно продавались всем желающим их при­обрести. При этом необходимо

расширить информированность общест­венности относительно перечня всех

объектов, подлежащих приватизации и их экономического состояния. «Пилотная»,

«ползущая» приватизация должна быть устранена.

Предлагаемая концепция проведения приватизации не восприни­мается

Правительством, а точнее - государственным аппаратом в це­лом. Приватизация

осуществляется ранее избранным курсом, посколь­ку в стране нет политической

силы, которая бы изменила заложенную ранее инерцию антинародной хозяйственной

политики. По той же при­чине эта концепция не будет воспринята и в будущем. В

таком случае нам остается лишь одно - рекомендовать Правительству все же

обра­тить внимание на такие частности, как приоритетное создание акционер­ных

форм хозяйствования. В сельском хозяйстве при переходе к акцио­нерной форме -

как к наиболее демократичной и эффективной- очень важно не задерживаться на

стадии распаевки и сертификации земель, поскольку персонификация земельной

собственности путем распаевки и сертификации земель является основой для

перехода к распределе­нию дохода на капитал в форме дивидендов и,

следовательно, к повы­шению мотивации к труду. В процессе распаевки следует

учитывать не только уровень заработков членов трудового коллектива и стаж их

ра­боты, но и профессионализм, уровень образования и должностную ка­рьеру

каждого. Необходимость такого подхода продиктована тем, что в прошлом, в

силу господства уравниловки, в заработной плате и стаж их работы не учитывались

полностью стоимость рабочей силы и трудовой вклад, взятый в целом.

В процессе содействия развитию фермерства нужно иметь в виду, того крупные

фермы индустриального типа, более эффективнее, чем колхозы, могут возникнуть

лишь при условии создания на селе высокоразвитых социальной, финансовой и

производственной инфраструктур, обеспечением их соответствующей системой

машин и оборудования.

При выборе способов приватизации необходимо не только учитывать, что

акционерная форма хозяйствования имеет большой динамизм развития, более

демократична и рыночно эффективна, но и помнить, что превращение

государственного предприятия в акционерное происходит не сразу, а через

стадию корпоратизации и акционирования. Для нерентабельных предприятий

подобное состояние будет весьма продолжи­тельным, а также послужит постоянным

фактором снижения их эффек­тивности. Следовательно, возникает задача

поддержания и, по возмож­ности, повышения эффективности работы предприятии на

стадии акционирования. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо, прежде всего,

активизировать кадровую политику по формированию соответствующего состава

наблюдательных советов и повысить требовательность при подборе директоров и

главных бухгалтеров приватизируемых предпри­ятий. В процессе акционирования

предприятий министерства и ведомства с помощью директоров и наблюдательных

советов должны помочь им улучшить структуру, методы управления и

информационно-аналитическую службу в соответствии с рыночными условиями (и в

частности - с отношениями нарастающей конкуренции за сбыт продукте за

качество), а также внести изменения в систему оплаты труда и распределения

дохода. Кроме того, развитие рыночных отношений требует преобразования

структуры управления, организации планирования и прогнозирования, развития

внутреннего хозрасчета. Необходимо воз­вратиться к незавершенным в прошлом

начинаниям по совершенствованию хозрасчетных отношений и продолжить

соответствующую работу более энергично и последовательно—применительно к

развивающимся рыночным условиям.

Министерствам и ведомствам, правоохранительным органам следу­ет усилить

контроль за директорским корпусом, за соблюдением каждым из его

представителей уставных норм. Очень важно устранить на рушения

руководителями демократических принципов управления, добиваться выборности

директоров и их подотчетности представительным органам акционерных

предприятий. Нужно добиваться того, чтобы в кооперативных формах

хозяйствования соблюдались принципы выборности правлений и их подотчетности

общим собраниям, а также свободного выхода из кооператива его членов, с

принадлежащим каждому из них паем (собственностью) (и в том числе - с той

его частью, которая находится в общих накоплениях предприятия).

Коммерциализация должна сопровождаться формированием новых, более эффективных и

конкурентоспособных объединений. Необходимо содействовать сращиванию

финансового я промышленного капиталов, если это способствует повышению

эффективности инвестиций v. исполь­зованию достижений НТП. Создание

объединений, как и приватизация предприятий, должно осуществляться по научно

обоснованным проек­там, гарантирующим повышение эффективности их

хозяйствования.

Особое значение приобретает комбинирование сельскохозяйствен­ных и

промышленных предприятий. По отношению к государственным реформированным

предприятиям комбинирование допустимо произво­дить административным путем, по

специальным, технически и экономически обоснованным, проектам. Однако главное

не в том, чтобы работ­ники сельского хозяйства участвовали в покупке акции

перерабатывающих предприятий, а в том, чтобы приватизация сопровождалась

увели­чением количества рационально скомплектованных предприятий. Что­бы на

текущем этапе стратегическим собственником перерабатывающе­го предприятия

действительно стал производитель сырья, еще не дос­таточно того, что 51 %

акций будут принадлежать крестьянам: главное, чтобы контрольный пакет акций

принадлежал сельскохозяйственному предприятию как юридическому лицу.

В октябре 1995 г. Верховный Совет Украины утвердил Закон Ук­раины «Об

особенностях приватизации объектов АПК» - закон, кото­рый во многих очень

важных положениях противоречит ранее изданным законодательным актам. Особое

внимание мы обращает на бесплатную передачу 51 % акций перерабатывающих

предприятий негосударствен­ным сельскохозяйственным предприятиям. Данное

положение означает перераспределение государственной собственности в пользу

крестьян. Этот закон не только вступает в противоречие с другими

законодатель­ными актами, но и в социальном отношении не справедлив. Для

решения проблемы эффективного комбинирования сырьевых отраслей с

перерабатывающими - в условиях, когда у первых нет денег на покупку акций

перерабатывающих предприятий, а вторые (в связи с тем, что за­нимают

монопольное положение) не заинтересованы в объединении, — необходимо искать

другой путь. Причем этот путь должен одновременно обеспечить бесплатную

приватизацию той части собственности, которая за нарушение принципа равенства

стартовых условий - выделена для приватизации за деньги. Кроме того, должны

быть ликвидированы всякого рода привилегии трудовым коллектива и их

руководителем.

С целью ускорения приватизации совхозов, которые имеют производства, не

подлежащие приватизации (например, винодельческие цехи, следует таковые

коммерциализовать, с последующим объединением в форме государственно-частных

акционерных обществ. При этом акции можно просто и достаточно точно

распределить по соотношению произ­водственных персоналов.

Межколхозные предприятия (например, межколхозные строитель­ные организации)

необходимо преобразовать в товарищества с ограни­ченной ответственностью,

учредителями которых остаются бывшие кол­хозы - в соответствии с ранее

внесенными паями. С согласия пред­приятий-пайщиков межколхозные предприятия

могут быть выкуплены их трудовыми коллективами. В случае отсутствия или

утраты докумен­тов о внесении паев судьба межколхозных предприятий решается

на съездe договорных отношений предприятий-пайщиков. Таким же путем может

быть решена и проблема распределения средств, вырученных от их продажи. Очень

важно активизировать работу по строительству но­вых перерабатывающих и других

межхозяйственных инфраструктурных производств силами сельскохозяйственных

предприятий. В дальнейшем приватизацию целесообразно проводить на основе

сертификатов сво­бодного обращения.

Следует особо отметить тот факт, что приватизация носит фискаль­ный характер.

Денежные средства, вырученные от продажи государственного имущества, уходят

на латание дыр в государственном и мест­ном бюджетах, а не на финансовое

оздоровление предприятий и их тех­ническое переоснащение, из-за чего они по-

прежнему остаются в сетях взаимозадолженностей и инвестиционного голода.

Прямым следствием этого является снижение объемов производства и

конкурентоспособнос­ти продукции. Таким образом, финансовое оздоровление

предприятий перед приватизацией выступает не только особо значимым условием

эф­фективности приватизации, а нередко — и единственным. Проводя

при­ватизацию, очень важно укрепить государственное управление той час­тью

собственности, которая навсегда или до ее разгосударствления ос­тается в

руках государства. В настоящее время нет необходимости то­ропиться с

приватизацией высокорентабельных государственных пред­приятий.

1.2.Основные цели и направления приватизации в Украине и Крыму в 1991-2001 гг.

Нынешнее время имеет знако­вое значение в отношении разго­сударствления.

приватизации для Украины. Ухолит в небытие, в ис­торию административно-

командная экономика, на ее руинах рождает­ся новый социально-экономичес­кий

строй, предполагающий посто­янным экономический рост, высокотехнологический

способ произ­водств. интенсивное развитие ры­ночной инфраструктуры, малого и

среднего бизнеса. конкуренции, существенное повышение жизнен­ного уровня

населения.

В начале 90-х годов XX века в Украине возлагали большие надеж­ды на

приватизацию. Как волшеб­ный талисман, она должна была стимулировать развитие

народного хозяйства страны, привести к су­щественным структурным измене­ниям в

экономике, раскрыть прос­тор для стремительного прогресса малого и среднего

бизнеса, рожде­ния и становления среднего клас­са, вылечить общественные язвы,

образовавшиеся на протяжении десятков лет. привлечь в значитель­ных объемах

иностранные инвес­тиции. новейшие технологии, вне­дрить достижения современного

менеджмента в реальный сектор экономики.

Один из пионеров развития приватизационных процессов в Украине В. Лановой

отмечал тог­да, что денационализация государ­ственного имущества, включаю­щая

передачу в аренду части госу­дарственной собственности, при­ватизацию

объектов государствен­ной, коммунальной собственнос­ти позволит появиться

реальным собственникам средств труда, ответ­ственным за прибыльность их

ис­пользования, своевременное вос­производство и технологическое обновление».

Обсуждая проблемы перехода к рыночной экономике, ученые счи­тали; Из-за того,

что обществен­ная собственность не обеспечила повышения эффективности

эконо­мики, акцент сделан на приватиза­ции, которая позволит экономике

функционировать лучше, чем в аль­тернативной системе».

[2]

Конструируя модели дальней­шего ускорения развития экономи­ки, обеспечения

темпов ее роста, прежде всего предусматривали цель

- вырваться из тисков господству­ющей бюрократической командной экономики,

где люди являются вин­тиками. «Ключевой вопрос транс­формации. - отмечал

выдающийся венгерский ученый Янош Корнай,

-частная инициатива должна по­лучить полную свободу: частная собственность -

полнейшее право­вое обеспечение, а частные пред­приятия - поддержку и

страхование, социальное обеспечение.

Первая государственная про­грамма приватизации (утвержден­ная Постановлением

Верховного Совета Украины от 7 июля 1992 г. № 2545-X1I), которая была

органи­ческой составляющей программы создания рыночной экономики Ук­раины,

сжато и четко определяла достижение следующих главных це­лей:

Ø «изменение отношений соб­ственности на средства

производ­ства в целях их качественного вос­производства и эффективного

ис­пользования;

Ø создание прослойки негосудар­ственных владельцев как

основы многоукладной социально ориенти­рованной экономики... стабилизацию

экономическо­го положения...».

Понятно, что такие масштабные задачи, как переход украинского общества с

одной системы эконо­мических координат к абсолютно противоположной, не могли

быть выполнены быстро, что сказалось на темпах экономических преобра­зований

и их качестве. Из-за этого приватизация государственной соб­ственности прошла

несколько ста­дий, имела несколько этапов.

Условно можно выделить сле­дующие этапы:

первый (I991 - 1992 гг.) - обра­зование и становление Фонда

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.