РУБРИКИ

Курсовая: Приватизация в Крыму: особенности и перспективы

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Приватизация в Крыму: особенности и перспективы

путем выкупа. При этом договор аренды помещения, заключенный на день

приватизации, является действующим до окончания его срока.

С 1 июни 1995 года приватизация указанных в части первой этой статьи объектов

малой приватизации осуществляется на общих основаниях.

5. Установить, что помещения, в которых расположены приватизированные до

вступления в силу настоящего Указа объекты малой приватизации, и помещения,

указанные в статье 4 настоящего Указа, выкупаются собственником

приватизированного объекта малой приватизации.

В случае отказа собственника приватизировать соответствующее помещение и в

случаях, предусмотренных статьей 4 настоящего Указа, предоставление помещения

в аренду осуществляется государственными органами приватизации на срок не

менее чем 10 лет путем продажи патентов на право аренды помещений.

6. Приватизация помещений, в которых размещены объекты малой приватизации,

может быть запрещена только в случаях, если такие помещения или их отдельные

части составляют национальную, культурную и историческую ценность и находятся

под охраной государства.

Приватизация объектов, расположенных в помещениях, указанных в части первой

этой статьи, осуществляется государственными органами приватизации на

конкурентных началах с одновременным решением вопроса в отношении передачи в

аренду таких помещений на срок не менее чем 10 лет путем продажи патентов на

право аренды помещений.

7. В других случаях, кроме указанных в статьях 5 и 6 настоящего Указа,

продажа объектов малой приватизации осуществляется на конкурентных началах

вместе с помещениями, в которых расположены эти объекты.

У. Установить, что государственные органы приватизации являются

правопреемниками органов, уполномоченных управлять государственным

имуществом, в отношении управления имуществом объектов малой приватизации

включенных в утвержденные в установленном порядке перечни, указанные в статье

2 настоящего Указа, и помещений, в которых эти объекты расположены,

Органам государственной исполнительной власти обеспечить передачу

государственным органам приватизации имущества, указанного в части первой

этой статьи.

9. Установить, что цена объекта малой приватизации и начальная цена во время

продажи таких объектов на аукционе или по конкурсу определяется

соответственно Методике оценки стоимости объектов приватизации, которые

утверждаются Кабинетом Министров Украины. До 1 июня 1995 года цена продажи

при выкупе государственного имущества арендных предприятий (кроме помещений)

определяется без учета его потенциальной прибыльности.

Стоимость патентов на право аренды помещений определяется с учетом

потенциальной прибыльности объектов малой приватизации, расположенных в этих

помещениях, согласно Положению об оценки стоимости патента на право аренды

зданий (сооружений, помещений), который утверждается Фондом государственного

имущества Украины.

Указ Президента Украины

О неотложных мерах приватизации имущества в Украине

В целях содействия осуществления экономических реформ путем ускорения

приватизации имущества и дальнейшего развития фондового рынка ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Определить приоритетами деятельности Кабинета Министров Украины и Фонда

государственного имущества в 2000 – 2002годах:

· ускорение темпов и обеспечение полноты приватизации средних и

больших предприятий на основе гибкого ценообразования, упрощения процедур

составления планов приватизации таких объектов;

· повышение эффективности приватизации государственного имущества

путем создания механизмов продажи объектов приватизации с учетом их

индивидуальных особенностей; повышение привлекательности объектов

приватизации, в том числе путем осуществления в установленном порядке

реструктуризации просроченных долговых обязательств перед бюджетами и

государственными целевыми фондами, по кредитам, предоставленные под

государственные гарантии, или учета таких долговых обязательств в условиях

продажи объектов;

o создание благоприятных условий для появления частных

собственников, имеющих долгосрочные инвестиционные интересы в развитии

приватизированных предприятий;

o усовершенствование механизма защиты мелких инвесторов;

o содействие привлечению инвестиционных ресурсов, в том числе

легализированных в установленном порядке, повышение заинтересованности

инвесторов относительно украинских предприятий на внутреннем и международных

фондовых рынках;

o приватизацию предприятий, имеющих стратегическое значение для

экономики и безопасности государства или занимающих монопольное положение на

общегосударственном рынке соответствующих товаров, инвесторами, которые

производят продукцию, аналогичную продукции приватизируемых предприятий, и

имеют долгосрочные интересы в развитии приватизированных предприятий, без

возложения на такого инвестора обязательств относительно внесения инвестиций,

их размера и сроков;

o обеспечение в процессе приватизации минимального распыления

акций предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и

безопасности государства или занимающих монопольное положение на

общегосударственном рынке соответствующих товаров, и продажи акций таких

предприятий промышленным инвесторам единым пакетом;

o обеспечение поступления в Государственный бюджет Украины

средств от приватизации государственного имущества в сумме, эквивалентной

3млрд.$ США, в том числе в 2000г. – 500млн.$ США;

o содействие развитию и структурной перестройке экономике Украины

путем поддержки негосударственных инвестиций в приватизированные предприятия;

o обеспечение осуществления эффективного управления

корпоративными правами, принадлежащими государству;

o содействие дальнейшему развитию фондового рынка.

2.Фонду государственного имущества Украины в процессе приватизации

государственного имущества в 2000-2002гг. обеспечить:

o повышение эффективности продажи объектов приватизации, прежде

всего путем учета их финансово-имущественного состояния и анализа спроса

потенциальных покупателей;

o открытость и прозрачность процесса приватизации государственного

имущества, предоставление потенциальным инвесторам через национальные и

иностранные средства массовой информации исчерпывающей информации об объектах

приватизации;

o опубликование ежегодно до 15 января перечня предприятий, пакеты

акций которых размером не менее 25% уставного фонда предлагаются для продажи

в текущем году, с указанием размеров этих пакетов акций и размеров пакетов

акций, закрепляемых в государственной собственности, и недопущение изменений

опубликованных данных;

o продажа предприятий, имеющих стратегическое значение для

экономики и безопасности государства или занимающих монопольное положение на

общегосударственном рынке соответствующих товаров, или контрольных пакетов

акций таких предприятий промышленным инвесторам;

o продажа в 2000г. не менее 2200 принадлежащих государству

остатков пакетов акций размером до 25% уставного фонда открытых акционерных

обществ, созданных до 01.01.2000г., относительно которых не принято в

установленном порядке решение о закреплении в государственной собственности,

через организаторов торговли ценными бумагами на фондовом рынке;

o публичность процедуры и обоснованность временного закрепления

акций в собственности государства.

3.Обязать органы исполнительной власти и их должностных лиц действовать в

процессе приватизации лишь на основании, в пределах полномочий и способом,

предусмотренным законодательством Украины по вопросам приватизации.

4.Кабинету Министров, Фонду государственного имущества Украины:

принять до 01.02.2000г. меры к максимальному сокращению в установленном

порядке закрепленных в государственной собственности пакетов акций

предприятий;

o до вступления в силу Закона Украины об управлении объектами государственной

собственности осуществлять передачу в управление уполномоченным лицам лишь

закрепленных в установленном порядке в государственной собственности пакетов

акций предприятий;

o ограничить передачу в управление министерствам, другим органам

исполнительной власти закрепленных в установленном порядке в государственной

собственности пакетов акций предприятий;

o внести до 01.02.2000г. в установленном порядке предложения относительно

создания на базе государственных предприятий, не подлежащих приватизации,

государственных хозяйственных обществ и механизма такого преобразования;

o обеспечивать в соответствии с законодательством мониторинг финансово-

хозяйственного состояния приватизированных предприятий, имеющих

стратегическое значение для экономики и безопасности государства или

занимающих монопольное положение на общегосударственном рынке соответствующих

товаров;

o подготовить до 15 01 2000г. законопроект относительно использования в

процессе приватизации услуг уполномоченных лиц и порядка оплаты таких услуг.

5.Фонду государственного имущества Украины, Антимонопольному комитету Украины:

o рассмотреть вопрос об эффективности деятельности государственных

холдинговых и акционерных компаний, уставные фонды которых сформированы за

счет закрепленных в государственной собственности пакетов акций, и внести в

месячный срок предложения относительно ликвидации соответствующих компаний,

деятельность которых является неэффективной, с последующей продажей пакетов

акций, которые были переданы в уставные фонды таких компаний;

o внести в свои нормативно-правовые акты изменения относительно:

Ø упрощения процедуры дачи в предусмотренных

законодательством случаях согласия органами Антимонопольного комитета Украины

на приобретение акций объектов приватизации;

Ø недопущения к участию в конкурсах, аукционах по

продаже предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и

безопасности государства или занимающих монопольное положение на

общегосударственном рынке соответствующих товаров, контрольных пакетов акций

таких предприятий претендентов, если предоставленная ими по условиям

конкурса, аукциона информация не дает возможности установить реального

собственника таких претендентов и субъектов, которые будут контролировать

дальнейшую деятельность приватизируемого предприятия;

Ø подготовить проект законодательного акта относительно

возложения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в

процессе приватизации государственного имущества по вине покупателя на

покупателя.

6. Кабинету Министров Украины внести в установленном порядке на рассмотрение

Верховной Рады Украины законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О

передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» и

других законов Украины относительно осуществления передачи объектов права

государственной собственности в коммунальную собственность на платной основе.

Кабинету Министров Украины, Фонду государственного имущества Украины,

министерствам, другим органам исполнительной власти, уполномоченным управлять

объектами государственной собственности, приостановить безвозмездную передачу

объектов права государственной собственности в коммунальную собственность до

решения Верховной Рады Украины вопроса относительно законопроекта, указанного

в первой части данной статьи.

7. Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку принять меры

для сосредоточения вторичной торговли ценными бумагами инвестиционно

привлекательных предприятий исключительно на фондовых биржах и в

лицензированных торгово-информационных системах.

8. Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Фонду

государственного имущества Украины, Государственной акционерной компании

«Национальная сеть аукционных центров» создать общегосударственную

информационную систему раскрытия по международным стандартам информации о

финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ.

9.Кабинету Министров Украины, Фонду государственного имущества Украины,

министерствам, другим органам исполнительной власти обеспечить разработку и

внедрение системы подготовки и переподготовки менеджеров для эффективного

управления предприятиями в условиях рыночной экономики.

10. Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку,

Министерству образования и науки Украины внести до 01 02 2000г. предложения

относительно создания системы подготовки специалистов по вопросам фондового

рынка.

11.Кабинету Министров Украины:

внести до 15.01.2000г. на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона

Украины о приватизации Украинского государственного предприятия электросвязи

«Укртелеком»;

· рассмотреть вопрос относительно сокращения перечня предприятий,

запрещенных к приватизации, и внести до 01.02.2000г. в установленном порядке

на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о внесении

соответствующих изменений в Законы Украины «О приватизации государственного

имущества» и «О перечне объектов права государственной собственности, не

подлежащих приватизации»;

· обеспечить до 01.02.2000г. передачу Фонду государственного имущества

Украины перечней не менее 4000 объектов незавершенного строительства для

последующей приватизации таких объектов;

· принять меры к утверждению до 01.03.2000г. перечней не менее 4000

земельных участков несельскохозяйственного назначения, подлежащих продаже в

2000-2001гг.;

· внести до 01.02.2000г. в установленном порядке на рассмотрение

Верховной Рады Украины законопроект о внесении соответствующих изменений в

законы Украины по вопросам приватизации в связи с окончанием использования

приватизационных имущественных сертификатов

.

Президент Украины Л. Кучма

Раздел 2.Особенности и перспективы приватизации в Крыму

Нынешняя приватизация проводится в соответствии с Законом Украины

«О приватизации имущества государственных предприятий» и Государственной

программой приватизации имущества государственных предприятий, принятой 7

июля 1992 г. Ес­тественным было ожидать, что в разных регионах

самостоятельной державы данный процесс станет проходить по-разному. Об этом

свидетельствует опыт стран, ранeе вступивших на указанный путь.

Своеобразие положения на территории Крыма, в частности, определяется рядом

обстоятельств. Прежде всего необходимо отметить, что объективные трудности

приватизации в Украине, заключающиеся в отсутствии у населения

первоначального капитала для покупки средств производства и в невозможности

отчуждения части имущества из хозяйственного комплекса а его натуральной

форме, были усугублены морато­рием Верховного Совета Крыма на приватизацию. В

результате этого сорвался подготовительный этап приватизации, который прошел

во всех остальных регионах страны;

арендные предприятия не получили возможности своевременно выкупить основные

фонды и другое имущество, а сейчас такая операция стала практически

невозможной из-за многократной индексации стоимости имущества и неимоверной,

в связи с этим, цены выкупа; большая часть населения Автономной Республики

Крым оказалась ли­шенной возможности своевременного приобретения акций

предприятий, расположенных в регионе, а ныне цена этих акций возросла

несоразмерно с увеличением зарплат, пенсий, стипендий и других выплат; на

длительный срок было задержано создание единого государственного органа

управления государственным имуществом в Авто­номной Республике Крым как

организующего, регулирующего и контролирующего ор­гана приватизационных

процессов.

Последствия запрета на приватизацию в Крыму «наложились» на Другие,

харак­терные только для него особенности, заключающиеся в следующем;

Крым - единственный регион в Украине, на территории которого находятся

во­оруженные силы двух государств: Украины и России. Имущество между армиями

до конца не распределено, механизмы владения поделенными его частями не

отработа­ны, вопросы отношений с местными властями не решены. В результате до

сих пор ос­таются бесхозными целые военные городки со всей инфраструктурой;

ни один регион Украины не принял к себе за последние годы такую массу

на­селения из числа депортированных народов. В настоящее время в Крым прибыло

более 250 тыс. крымских татар, немцев, болгар и др., которых необходимо

накормить, обустроить, обеспечить всеми видами ресурсов. В условиях

проводимой приватизации

возникает проблема создания новых рабочих мест, ни в одном регионе Украины не

соседствуют столь близко две устойчивые, наиболее массовые религии:

христианство и ислам. Своеобразие каждой из них порож­дает необходимость

создания соответствующих культовых институтов;

на территории Крыма в настоящее время находится около одной трети (от обще­го

количества) «чужих» здравниц - санаториев, пансионатов, домов отдыха и т.п.,

являющихся собственностью России и других стран СНГ. Механизм взаимоотношения

этих заведений с местными властями до конца не отработан, взаиморасчеты не

отре­гулированы. Не решены также вопросы деятельности «элитарных» здравниц -

то есть таких, в которых отдыхает высшее руководство государства, народные

депутаты и дру­гие государственные деятели. Целый ряд объектов (около 60)

вообще не учтен и не имеет статуса юридического лица в Крыму, однако

занимается продажей путевок и приемом отдыхающих из всех стран «ближнего

зарубежья».

Перечисленные и ряд других обстоятельств (нестабильность социально-

политиче­ской обстановки, обнищание населения, криминализация и

коррумпированность общест­ва и т. д.) обусловливают абсолютную

нетривиальность проблемы приватизации в Крыму. Проявляется это, прежде всего,

8 двойственном характере реализации прива­тизационных процессов: с одной

стороны, их необходимо проводить ускоренными темпами,»чтобы наверстать

упущенное, а с другой - надо «поспешать медленно», да­бы не допустить ошибок

торопливости, когда ради возможно более быстрого получе­ния ожидаемого

результата пренебрегают отработанной ритмичностью механизма его достижения.

Этому должно способствовать и наконец-то принятое организационное решение по

созданию государственного органа по управлению имуществом в Авто­номной

Республике Крым, а именно - Фонда имущества Автономной Республики Крым.

Ориентируясь на исследования отечественных ученых по проблемам приватиза­ции

в Украине изучая опыт «цивилизованной» приватизации в Великобритании,

Гер­мании, Франции, в странах Латинской Америки, Восточной Европы и Балтии и

др., можно сделать следующие выводы.

Первое. Приватизационный процесс включает в себя три этапа: безвозмездную

передачу или выкуп определенной группы небольших и средних предприятий;

выпуск акция нескольких десятков крупных, эффективно функционирующих

предприятий (в большинстве своем уже осуществивших модернизацию и

техническое перевооружение за счет государства); создание предприятий со

смешанной формой собственности. Международная практика свидетельствует о

возможной раздельной реализации этапов (Германия), объединении двух первых из

них (Великобритания и Франция) и одновре­менной реализации всех трех этапов

(Россия).

Второе. Жесткая административно-директивная система приватизации работает

малоэффективно. Объективные экономические, социально-политические,

технологиче­ские процессы, протекающие в обществе, регулируют ход

приватизации и вносят кор­рективы в управление им, обусловливая тем самым

возможность реализации данного процесса в рамках того или иного объекта в

минимальные сроки.

Третье. Недопустимы: кампанейский подход к проблеме приватизации, способный

привести от абсолютной государственной монополии к господству частной;

планирова­ние масштабов приватизации путем установления директивных сроков и

процентных соотношений; надежды на приватизацию как панацею при преодолении

всех экономи­ческих «болезней» реформирования, в том числе и главным образом

финансовых.

Четвертое. Нельзя делать акцент только на контроле за выполнением планов

(количественных заданий) и графиков приватизации без оценки ее социально-

экономических результатов.

Адаптируя данные выводы к условиям Автономной Республики Крым, можно от

метить, что приватизация должна идти с одновременной реализацией всех трех

этапов, но продуманным и выверенным путем, поскольку крайне

национализированная собст­венность государства Украины, как показывают

аналогичные процессы в других регио­нах страны, ищет именного хозяина своими,

только ей присущими способами.

Государство законодательными, нормативными, методическими и другими доку­ментами

определило технологию процесса приватизации. Так, формирование перечня

предприятий, подлежащих ей в определенном календарном периоде поручено

государственным формированиям: Фонду госимущества, министерствам (ведомствам) и

- в порядке инициативных предложений - трудовым коллективам предприятий и их

структурным подразделениям, органам приватизации, органам госуправления

обществам по­купателей. При этом в ходе всего процесса приватизации государство

довода до ре­гионов контрольные показатели (ориентиры) приватизации,

устанавливает и строго контролирует нормативные сроки выполнения ее отдельных

подэтапов и прохождения обязательного пакета документов (устанавливает

регламент и следит за его соблюде­нием). В этом случае естественны отдельные

«накладки» и шероховатости при фор­мировании программ приватизации между

центром и регионами. Последние, как пра­вило, уменьшают количество объектов,

подлежащих приватизации, переносят ее сроки, изменяют способы и т. д.

Первенство в формировании программ приватизации все больше переходит от центра

к регионам. Например, в Автономной Республике Крым на 1995 г. программа

приватизации в конечном счете включает в себя 276 объектов утвержденных

постановлениями правительства Автономной Республики Крым от 1608.95 № 258 и от

12.10.95 № 312. Справедливости ради следует отметить, что и эти перечни

остаются весьма подвижными, иногда - по инициативе трудовых коллективов

желаю­щих или не желающих отправляться в «самостоятельное плавание», а иногда

по ре­шению органов управления предприятиями, стремящихся, главным образом,

удержать подведомственные им объекты в системе административно-линейного

управления.

В подтверждение данного тезиса приведем такие цифры. Из 20 объектов

общего­сударственной собственности и 14 - собственности Автономной Республики

Крым, ко­торые в результате неоднократных согласований были намечены к

приватизации ак­ционированием в 1995 г., трудовые коллективы, соответственно,

восьми и трех пред­приятий пытались по разным причинам прекратить все работы

по приватизации.

Необходимо отметить еще один - личностный аспект проблемы. Если

вышеназ­ванные шероховатости и нестыковки в планах и программах в течение

некоторого вре­мени «притрутся» и отпадут, то личностно-человеческий, то есть

социальный аспект процедур приватизации требует самого пристального и

повседневного внимания.

Неподготовленность большинства населения к радикальным экономическим

пре­образованиям, к столь резкому переходу от плановой экономики к неизвестно

какой, неспособность членов общества оценить необходимость, необратимость и

продолжи­тельность экономических реформ приводит к непониманию тех процессов,

которые происходят сегодня. Обнищавшая, обездоленная, имущественно незащищенная

часть населения страны видит выход из сложившегося положения только через

получение дивидендов от приобретенных за имущественный приватизационный

сертификат акций, не понимая и не зная механизма формирования и распределения

этих доходов. По­стоянно растущее число финансовых посредников в виде

инвестиционных фондов и компаний, доверительных обществ, обществ покупателей

государственных и негосудар­ственных и т. д., всеми возможными способами

зазывающих клиентов и обещающих им «золотые горы», создает такое информационное

поле, в котором рядовому обы­вателю трудно определиться. Между тем, в средствах

массовой информации досто­верных, доступных каждому разъяснений, комментариев

по этим и другим вопросам приватизации публикуется явно недостаточно.

Отсутствие видимых успехов реформ, в том числе приватизации, продолжающееся

падение производства, отсутствие стабили­зации уровня жизни, неукротимая

инфляция приводят к социально-политической не­стабильности в стране,

деформируют идею приватизации как одну из основных состав­ляющих реформирования

экономикии. Не случайно по результатам социологического опроса в Донецкой

области в 1993 г.2 одна треть (25,1 % рабочих и 31,6 % ИТР)

респондентов пришла к выводу, что в результате реформы, собственности никаких

позитивных изменений а отношении к труду не произойдет, а 8,4 % рабочих и 9,3 %

ИТР из числа опрошенных считают, что эти меры не только не улучшат, а,

напротив, приведут к еще большему снижению трудовой заинтересованности.

Информация об отсутствии ощутимых социально-экономических результатов

при­ватизации в регионах страны, которые гораздо раньше Крыма стали

заниматься этой

проблемой, создает дополнительные трудности в реализации подобных процессов в

крае.

Тем не менее, приватизация в Крыму «пошла». Более 880 тыс. граждан

республи­ки уже получили приватизационные имущественные сертификаты, около

300 предприя­тий в 1995 г. были вовлечены в сертификатные аукционы. Здесь

зарегистрированы и ус­пешно функционируют Центр сертификатных аукционов, 55

финансовых посредников, в том числе 34 доверительных общества (из них 24 с

юридическим, адресом в Автоном­ной Республике Крым), 21 инвестиционный фонд

(из них 13 с юридическим адресом в Автономной Республике Крым). По итогам их

деятельности в 1995 г. часть местного населения (наиболее смелая и передовая)

получит дивиденды на акции, приобретен­ные при приватизации объектов

общегосударственной собственности.

Таким образом, в Крыму начинает функционировать алгоритм радикальных

эко­номических преобразований: гражданин - Сбербанк - приватизационный

имуществен­ный сертификат - финансовый посредник (или сам гражданин) -

сертификатный аук­цион - пакет акций предприятия - формирование рыночных

институтов - реконструк­ция и техническое перевооружение предприятий -

повышение эффективности произ­водства - конкурентоспособная продукция - новые

рынки сбыта - рост прибыли предприятия - рост дивидендов на приобретенный

пакет акций - рост благосостояния гражданина. В конечном счете, реализуются

критерий (повышение эффективности про­изводства) и цель (рост благосостояния

граждан) экономических реформ,

В силу ряда обстоятельств, Крым с запозданием приступил к приватизации.

Сле­довательно, ее процесс должен проходить здесь ускоренными темпами по

сравнению с другими регионами страны. Однако, подчеркнем еще раз, при

стремительности нель­зя допустить явлений, когда ради возможно более быстрого

получения ожидаемого результата пренебрегают отработанностью механизма его

достижения. Это порождает дуализм проблемы приватизации в Крыму.

Несколько кратких выводов. Проблема приватизации включает в себя количественные

(объемы), временные (графики) и социально-экономические составляющие. При

выборе методов и способов приватизации нельзя делать акцент только на контроле

за выполнением планов и графиков приватизации, а следует отдавать

предпочтение тем из них, которые приносят ощутимые социально-экономические

результаты. Необ­ходимо возможно оперативнее адаптировать законотворчество по

проблемам привати­зации к изменяющимся социально-политическим и экономическим

условиям. Идеи приватизации, методы, способы, механизмы и пути ее реализации, а

также постприва­тизационные результаты в отдельных регионах страны необходимо

оперативно и в са­мой доступной форме доводить до населения.

[7]

2.1.Малая приватизация

Реально процесс приватизации в Украине начался с малой приватизации, в

проведении которой здесь накоплен значительный опыт, причем главным образом -

отрицательного характера. Малая приватизация осуществляется либо путем продажи

- за наличные деньги через конкурсы или аукционы индивидуальным и групповым

частным собственникам - государственных предприятий торговли, общепита, сферы

обслуживания, небольших промышленных, транспортных, строительных предприятий,

незавершенных строек, либо путем аренды и последующего выкупа этих объектов

занятыми на них работниками[8]. Попутно

заметим, что аренда с последующим выкупом имеет много отрицательных

последствий. Малая приватизация позволяет изъять из обращения значительную

часть лишних денег. Основная цель «малой» приватизации – наполнение

потребительского рынка товарами и услугами, существенное улучшение обслуживания

населения. Наконец, второй важнейшей целью малой приватизации является создание

условий для первоначального накопления капиталов, которые затем можно вложить в

крупные предприятия.

Малые предприятия успешно сосуществуют с гигантскими корпорациями, поскольку

имеют ряд специфических преимуществ.

В Украине подавляющее большинство таких предприятий специализировалось на

торгово-посреднеческой деятельности. Зачастую производство служит лишь

«крышей» для спекулятивных сделок. Такие «предприятия» без всякого зазрения

совести взвинчивают цены и попросту губят конечного потребителя, стремясь в

тоже время найти любую возможность скрыть свои реальные доходы и уклониться

от уплаты налогов. Что касается наполнения потребительского рынка товарами,

то эта цель малой приватизации достигнута лишь частично – за счет импорта: на

рынке практически отсутствуют промышленные изделия отечественных МП, а те,

что есть в продаже, не соответствуют общепринятым стандартам качества.

Нередко приватизация магазинов и объектов общепита сопровождается слегка

замаскированным изменением их профиля, что ведет к ухудшению обслуживания

населения. Вместе с тем, по сути, торгово-посреднические предприятия

монополизировали большую часть потребительского импорта, заполняя внутренний

рынок товарами далеко не первейшей необходимости, а нередко – и низкого

качества.

Однако самое печальное в том, что накопление в ходе спекулятивной деятельности

Огромные капиталы не инвестируются в производство, а идут на расширение ее же

масштабов и приобретение предметов роскоши. Характерно также, что торгово-

посреднические фирмы, получившие лицензии на экспортно-импортные операции,

занимаются демпингом стратегического материалов, сырья и промышленных товаров

потребительского назначения на мировом рынке, а большую часть полученной

выручки оставляют на своих счетах в западных банках, по существу, кредитуя

западные фирмы и до предела сокращая поступления СКВ в Национальный Банк

Украины. В данном случае имеют место прямая распродажа национального

богатства и «утечка» из страны огромных капиталов, крайне необходимых для

структурной перестройки народного хозяйства и финансирования критического

импорта. Вообще наши новоявленные бизнесмены в большинстве своем

ориентируются не на реальные потребности страны, а на возможность получения

для себя всякого рода льгот со стороны коррумпированных чиновников, смыкаясь

с ними, а деле «успешного» расхищения национального достояния и ограбления

широких слоев населения. Таким образом, вторая важная цель малой приватизации

тоже не достигнута.

Особенно следует остановиться на малых предприятиях, которые были созданы при

крупных государственных предприятиях и организациях. Их уставный капитал

формировался за счет двух источников: средств госпредприятия, которое

предоставляло МП производственные площади и оборудование , а также дефицитное

сырье, и средств группы частных лиц. При этом на долю госпредприятия

приходилось преобладающая часть уставного капитала, а полученная прибыль

делилась в обратной пропорции: большая часть доставалась частным компаньонам,

которые щедро «делились» с его администрацией. В данном случае имела место

настолько типичная «приватизация» госимушества, что властные органы вынуждены

были запретить создание таких МП, а уже существующие подвергнуть финансовой

ревизии. В процессе малой приватизации наблюдаются и другие формы

«приватизации»

В целом «малая» приватизация приобрела извращенный характер, привела к

возникновению мафиозно – спекулятивных структур, «прихватизации»

госимущества, росту преступности углублению классового антагонизма,

дискриминации самой идеи перехода к рынку. В докладе Президента Украины

«Путем радикальных экономических реформ» подчеркивается , что политика

«ползучего» разгосударствления, которая осуществлялась в Украине в последние

годы, полностью исчерпала себя. Она способствует лишь не легализации

приватизационного процесса и отвечает интересам теневого капитала.

Причиной этого извращения процесса малой приватизации является то, что он

проводится в условиях гиперинфляции, которая делает бессмысленными

долгосрочными капиталовложения, порождает спрос на «быстрые» деньги легко

получаемые именно в результате спекуляции Характерно, что украинские

коммерческие банки широко кредитуют спекулятивные сделки, не испытывая

желания предоставлять инвестиционные кредиты. Следует учесть также, что

предприниматели, стремящиеся производить товары, сталкиваются дефицитом

сырья, материалов, комплектующих, оборудования и рядом других трудностей,

порожденных глубоким экономическим кризисом, разрывом межрегиональных и

хозяйственных связей. Своеобразным поощрением к спекулятивной деятельности

является то обстоятельство, что налоги МП устанавливаются по единой шкале -

по сути, независимо от профиля. Наконец, одна из очевидных причин извращения

малой приватизации заключается в стремлении коррумпированных чиновников и

части хозяйственных руководителей использовать свое служебное положение и

серьезные пробелы в хозяйственном законодательстве для личной наживы.

Наиболее полно отрицательные моменты малой приватизации устраняет такой ее

способ, как продажа на аукционе.

Сейчас процесс малой приватизации со значительными отличиями от подобных

процессов в других странах. Основные отличия: исключительно продолжительные

сроки «малой» приватизации и разнообразность способов приватизации, которые

использовались во время приватизации малых госпредприятий и наделения

преимуществом трудовых коллективам во время выкупа своих предприятий.

Малая приватизация в АРК проводится в соответствии с законодательством

Украины и является одним из приоритетных направлений в деятельности

государственных органов приватизации.

За период с 1994 г. помай1998 в АРК приватизировано 1848объектов группы А,

что составило81,9% общего количества приватизированных за этот период времени

объектов. Таким образом «малая» приватизация осуществляется в Крыму наиболее

высокими темпами. За 1098 год объекты группы А по форме собственности

приватизированы следующим образом:

государственной собственности – 14

имущества, что принадлежит АРК – 360

коммунальной собственности – 1474.

Результаты анализа приватизации объектов группы А показывают, что

преимущественно малая приватизация была проведена в 1996 – 1997 годах. Среди

отраслей народного хозяйства процессом приватизации охвачено наибольшей

мерой объекты группы А предприятий и структурных подразделений торговли и

общественного питания – 1148 (62,0%), бытового обслуживания-330 (17.8%).

Процессы малой приватизации в Крыму значительно отличаются от тех, что

проводились в других регионах Украины. Это связано в основном с задержкой

приватизации в Крыму из-за известного моратория на приватизацию. Практически

малая приватизация в АРК началась в конце 1995 года. В большинстве регионов

Украины малая приватизация уже завершалась, а в Крыму на 01.06.98

приватизировано приблизительно 60% объектов группы А.

Объекты малой приватизации всех форм собственности за весь период были

приватизированы в основном конкурентными способами продажи: на их долю

пришлось 45,7%, в том числе: на аукционе – 32,9%, по конкурсам – 12,8%, выкуп

арендованного имущества составил – 35,7%, продажа товариществам покупателей в

1994 – 1996 годах, и на аукционах, что произошли, при наличие одной заявки

этому покупателю – 13,1%, акционирования – 5,5% .

Основную массу предприятий и объектов группы А приватизировано в Симферополе,

Ялте, Алуште, Керчи.

Процессы малой приватизации в Крыму значительно отличаются от тех, которые

проводились в других регионах Украины. Это связано в основном с задержкой

приватизации в Крыму из-за известного моратория на приватизацию. Практически

«малая» приватизация в АРК началась в конце 1995г. В большинстве регионов

Украины «малая» приватизация заканчивается, а в Крыму только на 01.06.98

приватизировано приблизительно 60% объектов группы А.

Но в результате планомерной целенаправленной работы органов приватизации

Крыму удалось за 1996-1997 значительно сократить отставание от других

областей Украины.

Сравнительный анализ количества приватизированных предприятий и объектов

группы А в Крыму и других областях Украины показывает. Что по данному

показателю АРК находится на 9-м месте в Украине.

По применению конкурентных способов приватизации Крым находится на 3-м месте

по общему количеству приватизированных за весь период объектов путем продажи

на аукционе и 1-е по результатам аукционов в 1997г. Путем продажи на

аукционе, коммерческом и некоммерческом конкурсах в 1997г. в Крыму было

продано 64,8% объектов малой приватизации.

Малая приватизация имеет большое значение в развитии малого бизнеса и

формировании рыночных структур. На 01.01.1998. в Крыму насчитывалось 9450

частных предприятий; 3679 коллективных предприятий; 6598 обществ с

ограниченной ответственностью; 1468 дочерних предприятий и филий.

Значительную часть этих структур создано в процессе приватизации и

послеприватизационного развития предприятий и объектов группы А.

Важными направлениями органов приватизации с приватизированными предприятиями

группы А является контроль исполнения условий договоров купли-продажи и

анализ эффективности их деятельности в послеприватизационный период.

За весь период приватизации органами приватизации Крыма составлено 1853

договора купли-продажи. Основным направлением контроля договоров купли-

продажи является проверка договоров по выполнению условий относительно

своевременности и полноты расчетов с государством за приватизированные

объекты, поскольку несоблюдение покупателями договорных обязанностей по

оплате приобретенного имущества приводит к не поступлению средств в не

бюджетном фонде приватизации.

В ходе проверок установлено, что преобладающее большинство проданных объектов

оплачено полностью.

Но 97 предприятиям за несвоевременное внесение средств за объекты

приватизации и данную отсрочку начислено пеню в сумме 217,1тыс. грн.

Рядом с отслеживанием своевременности и полноты оплаты за приватизированные

объекты органы приватизации осуществляют контроль за исполнением и других

условий договоров купли-продажи: сохранения профиля деятельности, количества

рабочих мест, проведением государственной регистрации и др.

За 1997г. –1 квартал 1998г. проверено 1091 договор и выявлено 251 нарушения,

основную часть которых составляют нарушения сроков регистрации новых

субъектов предпринимательства. За разные нарушения условий договоров купли-

продажи за весь период приватизации разорвано 46 договоров купли-продажи.

Результаты проверок показывают, что 40% проверенных предприятий, несмотря на

сложную экономическую ситуацию, работают с доходом, не имеют задолженности по

бюджету и заработной плате, улучшили финансово – экономические показатели,

создали новые рабочие места, проводят реконструкцию и улучшают обслуживание

население.

2.2.Большая приватизация

Официально большая приватизация началась в 1994 году. В начале она носила вяло

текущий характер. Это объясняется рядом причин. Во-первых, на начальном этапе

акционирование затронуло лишь незначительную часть крупных и средних

предприятий. Во-вторых, в качестве приватизационных бумаг до выпуска таковых в

наличное обращение выступали открываемые в Сбербанке именные приватизационные

счета[9], которые можно использовать

исключительно в том случае, если потенциальный инвестор точно знает, куда

следует перечислить деньги с этого счета, что ограничивает свободу выбора и

создает серьезные технические трудности. В – третьих, в Украине еще только

начинали создавать инвестиционные фонды, без которых в условиях крайне плохо

поставленного информирования об акционерных обществах и массовая приватизация

попросту невозможна. Очевидно, что, в отличие ваучеров именные приватизационные

чеки имеют своей целью поставить всех граждан в равные стартовые условия и

предотвратить скупку приватизационных бумаг. Однако такая мера не может

предотвратить концентрацию акционерного капитала в дальнейшем, а

следовательно – и скупку акций то есть она способна лишь задержать

этот процесс.

Правительство пыталось сохранить полный контроль над большинством крупных и

средних предприятий, а потому первоначально преобладающей формой акционерных

обществ стали государственные корпорации. Однако в дальнейшем государство

вынуждено было расстаться с контрольными пакетами акций большинства компаний

и пустить принадлежащие ему акции в свободную продажу.

Вместе с тем госпограмма приватизации допускала, что приватизация объектов

группы Б. Где стоимость фондов, приходящихся на оного работника, не превышает

номинальной стоимости приватизационного сертификата более чем в 1,5 раза,

осуществляется путем выкупа предприятия трудовым коллективом, что ведет к

созданию «народных предприятий»[10].

Украина остро нуждалась в иностранных частных инвестициях, которые несли с

собой новейшую технику и технологии, опыт менеджмента и банковского дела.

Однако в условиях гиперинфляции, при тогдашнем соотношении купона-карбованца

и СКВ, свободное участие иностранных инвесторов в процессе украинской

приватизации могло привести к тому, что преобладающая часть крупных

предприятий будет за бесценок скуплена иностранцами.

2.3.Финансовые аспекты приватизации в АРК

С IV квартала 1995 г. единые органы приватизации в Кры­му, созданные Указом

Президента Украины от 18 августа 1995 г., приступили к реформированию

собствен­ности в Автономной Респуб­лике Крым (АРК) на этапе массовой

сертификатно - денежной приватизации. Жите­ли Крыма получили право на

использование приватизаци­онных сертификатов в мате­риализованной форме путем

льготной подписки на акции.

Финансовые проблемы при­ватизации возникли с самого начала деятельности

государственных органов приватиза­ции в АРК. Их обострение в основном было

связано с за­держкой на 2-3 года привати­зации в Крыму и необходимо­стью

реализации приватизационных имущественных сер­тификатов жителями Крыма. К

концу 1995 г. на повестку дня был поставлен вопрос об уве­личении поступления

денеж­ных средств от приватизации.

За период 1995-1997 гг. на внебалансовые счета внебюд­жетного фонда

приватизации АРК и внебюджетных фондов приватизации административно-

территориальных единиц (представительств) поступи­ло, тыс. грн.:

приватизационных иму­щественных сертификатов -159 595,8;

компенсационных сертифи­катов - 11 289,0;

денежных средств - 30 193,3 .

Это свидетельствует о том, что большинство граждан Крыма после отмены

морато­рия на приватизацию реали­зовали свое право на приоб­ретение доли

государственно­го имущества.

В 1996-1997 гг. Фондом иму­щества АРК проводилась ак­тивная работа по

увеличению денежных поступлений от при­ватизации. Продажа объектов малой

приватизации осуществлялась конкурентными спо­собами - на аукционах, по

коммерческим и некоммерческим конкурсам.

На конкурентных началах продано 38% всех приватизи­рованных в Крыму объектов.

Проведено более 150 аукцио­нов, при этом стартовые цены отдельных объектов на

аукци­онах увеличивались в десятки раз. По применению способа приватизации

Крым является лидером в Украине.

Постановлением Верховной Рады АРК "О республикан­ском бюджете Автономной

Республики Крым на 1997 г. и 1998г." предусмотрено поступ­ление денежных

средств от приватизации в бюджет АРК. Задание на 1997 г. - 11 074 тыс. грн. В

бюджет перечислено 8 587,6 тыс. грн., что состав­ляет 77%. Недопоступление

22,5% денежных средств в бюджет обусловлено рядом объективных причин.

Естественно, возникает вопрос: а какова результативность новых

сельскохозяйственных предприятий Донецкой области, появившихся вследствие

реорганизации КСП? При этом речь может идти лишь о тех, что были организованы

в 1996 и 1997 гг. Первые завершили второй хозяйственный год, а вторые -

первый. В связи с этим надежд на суще­ственные сдвиги в результатах, их

деятельности было мало, поскольку не улучшается, а ухудшается общая

экономическая ситуация в стране, в частности, углубляется финансовый кризис.

Поэтому уменьшаются объемы производства сельскохозяйственной продукции,

возрастает за­долженность сельскохозяйственных предприятий, включая и

зарплату их работникам. К сожалению, данные тенденции продолжают прояв­ляться

и во вновь созданных предприятиях Донецкой области. При та­ких, условиях

положительными результатами от осуществления тех или иных организационных

нововведений можно считать уже то если при этом удалось приостановить падение

экономических показателей дея­тельности предприятий или уменьшить его темпы

по сравнению с хозяй­ствами, которые не претерпели организационных изменений.

Одним из обобщающих показателей производственно-хозяйствен­ной и коммерческой

деятельности предприятий (в рыночных условиях эта деятельность будет

приобретать все большее значение), как изве­стно, является рентабельность

производства. В 1995 г. реорганизован­ные в Донецкой области КСП имели

уровень рентабельности ниже (16,7 %), чем те коллективные предприятия,

которые не реорганизова­лись (19,8 %). В 1996 и 1997 гг. как новые

предприятия, созданные на базе КСП, так и переорганизованные, к сожалению, в

целом стали убы­точными. Однако убыточность первых была меньше (8,1 % в 1996

г. и 18,4 % в 1997 г.), а вторых - больше (соответственно, 11,1 и 30 %).

Среди нереорганизованных КСП прибыльных было лишь 10 %, а сре­ди новых

предприятий - 23 % их общего числа.

Сниженные темпы падения рентабельности вновь созданных аграр­ных

производственных структур объясняются, прежде всего, более эф­фективной их

деятельностью в деле организации переработки продук­ции, поиска выгодных

рынков ее сбыта и рынков приобретения произ­водственных ресурсов, то есть

более активной предпринимательской де­ятельностью. Возрождение у

хозяйственников тяги к предприниматель­ству - существенный результат

реорганизации КСП.

2.4.Приватизация в Агропромышленном комплексе Крыма.

Агропромышленный комплекс (АПК) является одним из основных секторов экономики

полуострова. Здесь сосредоточено 36% основных фондов, работают около 20%

трудоспособного населения занятого в основных отраслях экономики,

производится более 27,7% валового общественного продукта.

Приватизация имущества объектов АПК осуществляется путем их преобразования в

коллективные сельскохозяйственные предприятия или открытые акционерные

общества по решению общего собрании или собрания уполномоченных.

Акционирование объектов, принадлежащих приватизации, может осуществляться:

путем передачи имущества полностью или частично на безвозмездной основе, за

приватизационные имущественные сертификаты, компенсационные сертификаты и

денежные средства.

Всего в Крыму 452 предприятия АПК, из которых 377 подлежат приватизации.

Приватизировано 278 предприятий (73,7%).

В результате реформирования государственной собственности по отдельным

группам предприятий АПК в коллективные сельскохозяйственные предприятия и

открытые акционерные общества реорганизовано 117 совхозов (около

93% подлежащих приватизации),при этом на 100%,агросервисные центры – на

98,7%, мясоперерабатывающие предприятия – на 85,7%. Завершается

акционирование предприятий пивобезалкогольной промышленности, ремонтно-

транспортных предприятий, предприятий райагрохиро (90% от их общего числа).

Почти полностью приватизированы предприятия АПК, которые были на аренде.

2.5.Перспективы приватизации

19 апреля 2000 г. состоялось заседание коллегии Фонда государственного

имуще­ства Украины (ФГИУ). На рассмотрение были вынесены следующие вопросы:

1. О ходе выполнения Государственной программы приватизации на 2000 год и

состоянии поступления средств в государственный бюджет по итогам I квартала

2000 г.

2. О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 15.12.99 № 1573/99

«Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти»

относительно передачи функций по управлению государственными корпоративными

правами ФГИУ.

3. О состоянии разработки и прохождения законодательных актов и

сотрудниче­стве с Верховной Радой Украины.

С докладом выступил М. В. Чечетов, первый заместитель Председателя ФГИУ. Он,

в частности, отметил, что в I квартале 2000 г. ФГИУ выполнил большой объем

подготовительных работ для обеспечения приватизации в 2000 г. на основах,

опреде­ленных Указом Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению

приватиза­ции имущества в Украине». Так, создаются благоприятные условия для

покупателей предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и

безопасности госу­дарства или занимающих монопольное положение на

общегосударственном рынке, путем:

привлечения советников (национальных и иностранных) для поиска инвесторов и

продажи контрольных пакетов акций;

продажи контрольных пакетов акций без инвестиционных обязательств и других

отягощающих условий;

обеспечения открытости и прозрачности процесса приватизации с

предоставлени­ем преимущества стратегическим и промышленным инвесторам и

активизацией внут­ренних инвестиционных потоков.

Вследствие внедрения новых, прозрачных механизмов разгосударствления,

вовле­чения в процесс приватизации инвестиционно привлекательных объектов,

проведе­ния процедур предприватизационной подготовки объектов ФГИУ в I

квартале 2000 г. перечислил в Государственный бюджет Украины 385 млн грн.

(против 694,6 млн грн. за весь 1999 г.).

По оперативным данным, в I квартале 2000 г. изменили форму собственности 620

объектов коммунальной и 398 объектов государственной собственности.

По состоянию на 01.04.2000 перечислено дивидендов за государственную долю в

уставных фондах акционерных обществ в сумме 15,9 млн грн. (задание - 15,0 млн

грн.). Ю. П. Гришан, заместитель Председателя ФГИУ, рассказал о

плодотворном сотрудничестве ФГИУ с Комитетом Верховной Рады Украины по

вопросам экономи­ческой политики, управления народным хозяйством,

собственности и инвестиций, другими комитетами, Специальной контрольной

комиссией Верховной Рады Украи­нцы по вопросам приватизации относительно

усовершенствования законодательной и нормативной базы в целях урегулирования

и ускорения процессов приватизации и т.д.; создания организационных и

правовых механизмов концентрации прав собственности в частном секторе.

Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической

'политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций А. А.

Костусев также отметил полное взаимопонимание с работниками ФГИУ во время

до­работки соответствующих законопроектов в комитетах. Он рассказал о

напряженной работе депутатов над проектом Государственной программы

приватизации на 2000 год.

Принято решение о строгом соблюдении руководителями региональных отделений

ФГИУ технологических планов-графиков выставления на продажу пакетов акций

предприятий, а также графика поступления средств от приватизации в

Государственный бюджет Украины.

Инвестиции в Крыму как фактор ускорения приватизации

Приоритетной сферой для, ино­странных инвестиций является здравоохранение: по

состоянию на 1 января 1998 г. в него вложено 73,8% инвестиций, что составляет

98,5 млн дол. Топливная промыш­ленность получила - 6,5%, или 8,7 млн дол.

инвестиций, внутренняя торговля 5,4%, или 7,2 млн, сель­ское хозяйство -

4,2%, или 5,5 млн, пищевая промышленность -3,1%, или 4,1 млн дол.

В течение 1997 г. значительная часть иностранных инвестиций по­ступила также

в здравоохранение - 23,6 млн дол., на конец года по сравнению с началом года

объем инвестиций в отрасль возрос в 1,3 раза. По топливной промышлен­ности

эти показатели составили соответственно 5,7 млн дол. и 2,9 раза, сельскому

хозяйству - 5,5 млн дол. и примерно 2 раза, внут­ренней торговле - 3,8 млн и

2,1 раза, строительству - 1,4 млн дол. и 5,7 раза. В прошлом году при­влечены

инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство (1,2 млн дол.) и производственные

виды бытового обслуживания населения (1 млн дол.).

В 1997 г. отмечается сниже­ние объемов инвестиций в лег­кую промышленность в

2,6 раза, пищевую - на 8%, связь - на 5,5%.

По состоянию на 1 января 1998 г. в Крыму действовало 101 совме­стное

предприятие (СП), получа­ющее иностранные инвестиции, из них выпускают

продукцию лишь 36. В развитие СП иностранными партнерами вложено 99,4 млн

дол. (74,5% общих капиталовложений), в том числе в СП, выпускающие продукцию,

- 66 млн дол. (6,6%).

Следует отметить, что в течение 1997 г. произошло уменьшение ка­питала

нерезидентов на 8,5 млн дол. (в 1996 г. - 1 млн дол.) в основном за счет

изъятия денеж­ных, имущественных и других взносов на 8,3 млн дол. (97,7%),

других форм изъятия капитала -на 0,2 млн дол ;2,2%). Уменьше­ние капитала

нерезидентов про­изошло также за счет ликвидации ряда предприятий в г.

Симферо­поле.

От иностранных инвесторов в экономику Севастополя по состо­янию на 1 января

1998 г. поступило 11,9 млн. дол. из 10 мира. Увеличение капиталовложений

по городу произошло за счет денеж­ных - 11,5% млн. дол. (96,3%) и имущественных

взносов - 0,4 млн. дол. (3,7%,). Наибольшая часть прямых иностранных

инвестиций, направленных на развитие пред­приятий Севастополя, поступила из

Российской Федерации - 12,3 млн дол.(88,8%), Венгрии - 0,5 млн (3,7%),

Швейцарии - 0.5 млн дол. (3,6%).

Приоритет в размещении инос­транных инвестиций в Севастопо­ле принадлежит

предприятиям строительства - 12,5 млн. дол. (90,0%), деревообрабатывающим-

0,6 млн. (4,5%), внутренней тор­говли - 0,3 млн дол, (2,3%).

В течение года произошло уменьшение капитала нерезиден­тов на 0,06 млн дол. в

основном за счет других форм изъятия ка­питала,

Вместе с тем предприятия Се­вастополя внесли инвестиции в экономику

других стран в сумме 43,1 млн дол.

Иностранные инвестиции посту­пают и в другие города Крыма. Так, в предприятия

и учреждения Ялты вложено 67,2% инвестиций, Симферополя - 14,9%, Евпатории

10,8%, Керчи - 4,1%.

Деятельность фонда имущества Крыма по привлечению иностранных инвестиций

Вывести предприятия из кризи­са 6 сложившихся экономических условиях возможно

только ис­пользуя такие рычаги, как введе­ние механизма реструктуризации и

санации предприятий, привле­чение инвестиций и повышение инвестиционной

привлекательно­сти объектов. Фондом имущества АРК постоянно ведется работа по

привлечению инвестиций в пред­приятия еще в процессе их при­ватизации. Это

возможно благо­даря выставлению пакетов акций на коммерческие и

некоммерчес­кие конкурсы под инвестиционные обязательства.

В настоящее время Фонд иму­щества АРК имеет квалифициро­ванных специалистов,

а также не­обходимое программное обеспе­чение для подготовки и проведе­ния

коммерческих и некоммерчес­ких конкурсов по продаже паке­тов акций, изучения

инвестицион­ной привлекательности крымских предприятий. Фондом имущества АРК

начата конкретная работа по привлечению на приватизирован­ные предприятия

инвестиций. Эта работа ведется по следующим на­правлениям:

разрабатываются методические рекомендации по подготовке предприятиями

конкурентоспо­собны инвестиционных проектов, которые будут предоставляться

зарубежным инвесторам:

на основе финансовых показа­телей составляется реестр инвес­тиционно

привлекательных пред­приятии, информация о которых будет опубликована в

печати;

ведется работа по подготовке периодических обзоров финансо­вого состояния

наиболее привле­кательных предприятий, которые будут публиковаться в местных

средствах массовой информации и центральных изданиях;

проведена работа среди откры­тых акционерных обществ, в пла­нах размещения

акций которых предусмотрена продажа пакета акций по конкурсу под

инвести­ционные обязательства, в целях выявления предприятий, наиболее

подготовленных для освоения ин­вестиционных средств.

Было разослано более 200 пи­сем-заявок на разработку условий конкурсов-

Ответы были получе­ны не только от предприятий, име­ющих пакеты акций для

продажи по конкурсу, но и от тех, которые хотят пакет акций, принадлежащий

государству, выставить на прода­жу по конкурсу. Со всеми отве­тившими

предприятиями ведется работа по обоснованию экономи­ческой целесообразности

исполь­зования инвестиционных средств.

В результате соответствующей деятельности Фонда имущества АРК у ряда крымских

предприя­тий уже сегодня появились по­тенциальные инвесторы. Среди этих

предприятий такие, как симферопольский пивобезалкогольный комбинат ''Крым'',

кото­рый в результате продажи 26% акций получит около 3,5 млн дол. инвестиций

для технической мо­дернизации производства, кер­ченский завод "Альбатрос", на

котором планируется участие иностранных инвесторов в раз­витии

комбайностроения, кер­ченский завод ''Залив', где ин­весторы будут

участвовать в строительстве кораблей различ­ных классов, Евпаторийский

мя­сокомбинат и др.

Проявляют интерес инвесторы и к известным симферопольским долгостроям -

недостроенному корпусу консервного завода име­ни 1 Мая, гостинице "Интурист"

в центре Симферополя.

В 1997 г. фонд имущества АРК "планировал продать пакеты акций 21 открытого

акционерного обще­ства под инвестиционные обяза­тельства на конкурсной о

сносе при условии погашения инвестором задолженностей. На участие в

разработке условий инвестицион­ных конкурсов подали заявки 11 акционерных

обществ, было ока­зана методическая помощь в раз­работке бизнес-планов 8

акцио­нерным обществам.

Важным направлением инвестиционной политики Фонда имуще­ства АРК является

участие в со­здании СП с иностранными инве­сторами. Так, на базе Керченско­го

маслозавода в 1997 г. создано украинско-турецкое СП по произ­водству

растительного масла и розливу в пластмассовую тару «Евростандарт».

Главной задачей органов прива­тизации Крыма в 1998 г. является завершение

массовой приватизации и переход к индивидуальной приватизации с привлечением

внутренних и внешних инвестиций, в том числе частного иностранно­го капитала,

в развитие украинс­ких предприятий,

Фондом имущества ДРК начата подготовка мероприятий по при­влечению инвестиций;

разрабатываются совместно с предприятиями рекламные мате­риалы,

характеризующие их инве­стиционную привлекательность;

осуществляются сбор, обобще­ние и распространение информа­ции о потенциальных

инвесторах;

публикуются в средствах мас­совой информации планы-графи­ки проведения

конкурсов, соот­ветствующие рекламные матери­алы;

распространяются рекламные материалы среди финансовых по­средников, банков,

других финан­совых организаций, в центрах сер­тификатных аукционов:

ведется работа по обеспечению передачи соответствующей ин­формации через

систему телеком­муникаций и компьютерных сетей информационным службам

ближ­него и дальнего зарубежья, фон­довым биржам, финансовым структурам;

организуются и проводятся ин­формационные семинары, привле­каются независимые

консультанты.

Фонд имущества АРК готов к ра­боте с потенциальными инвесто­рами крымской

экономики.

Заключение

Подводя итоги хочется сказать, что результатом перехода на новые формы

хозяйствования в Крыму должно стать создание многоукладной экономики, отказ

от государственного монополизма на собственность и создание условий для их

равноправного существования различных форм собственности. Необходимо

развивать частную и коллективную формы собственности, образно говоря, с нуля

и путем разгосударствления и приватизации, которые должны вылиться в ломку и

трансформацию существующей системы производственных отношений, и в одночасье

формировать качественно новую общественную (государственную и муниципальную)

собственность, но при этом нельзя не учитывать интересы трудовых

коллективов, для которых аренда на данном этапе означает наиболее приемлемый

вариант перехода к рыночной системе хозяйствования.

Дальнейшее развитие экономики во многом зависит от становления различных форм

хозяйствования, в том числе и арендной, что, в последствии, позволит Крыму

стать одним из ведущих регионов Украины.

На данный момент можно сделать вывод, что основными причинами низкой

эффективности приватизации являются:

Ø Конституционная, законодательная, организационная,

политическая, методологическая неразрешенность проблем собственности в

Украине после провозглашения независимости;

Ø Глубокий финансово-экономический кризис в экономике

страны, разрыв единого экономического комплекса, потеря хозяйственно-

экономических связей предприятий;

Ø Потеря управления экономикой в целом, отдельными отраслями

и предприятиями со стороны государства;

Ø Недостаток средств у населения и отечественных компаний и

предприятий и предпринимательских структур;

Ø Негативное отношение основной части населения к глубоким

масштабам приватизации, ее цели, принципов и средств;

Ø Несовершенство законодательства Украины, многочисленные

противоречия в нормативных актах, отсутствие оперативных изменений

законодательства в связи с накопленным практическим опытом приватизации;

Ø Сложная для реализации модель приватизации в Украине,

сложная процедура утверждения объектов, инвентаризации, оценки, оформления

прав собственности;

Ø Отсутствие разрешения на приватизацию предприятий и

объектов вместе с земельными наделами;

Ø Мораторий на приватизацию, что существовал в Крыму 1993 –

1995гг.;

Ø Влияние теневого сектора, значительная криминализация

процессов приватизации;

Ø Слишком низкий уровень профессиональной подготовки кадров

в министерствах и ведомствах, на предприятиях, особенно экономистов,

бухгалтеров, юристов.

Приложение

Наименование предприятияОбщее кол-воИз них подлежит приватизацииПриватизированы на 01.01.98 г.Приватизировано, %

Общее количество предприятий АПК

в том числе

45237727873,7

1.Перерабатывающие

из них:

79463576,1
Молокозаводы 101010100
Мясоперерабатывающие 77685,7
Заводы продтоваров333100
Прочие 59261661,5

2.Сервисные

из них:

21620512661,5
Строительные 26262076,9
Агросервисные 76767598,7
Фирменная торговля16161593,8
3.Сельхозпредприятия 15712611792,9

Реформирование объектов АПК Крыма по отдельным группам предприятий

Курсовая: Приватизация в Крыму: особенности и перспективы

1 - торговля и общественное питание - 50,3%; 2 - бытовое обслуживание

населения – 13,8%; 3 – промышленность – 7,1%; 4 – сельское

хозяйство – 6,2%; 5 – строительство – 4%; 6 – прочие отрасли – 18,6%

Количество приватизированных объектов по годам
Город, район19941995199619974 месяца 1998всего
Алушта767113160
Армянск22015340
Джанкой и район5475119122
Евпатория436111115
Керчь15585125149
Красноперекопск и район434301280
Саки1814537
Симферополь1315012926318
Судак2521450
Феодосия63547124
Ялта34379611924310
Бахчисарайский район1725648
Белогорский район715325
Кировский район1525444
Красногвардейский район101915347
Ленинский район1111931
Нижнегорский район917935
Первомайский район55212
Роздольнитский район112417
Сакский район214824
Симферопольский район712423
Советский район111122
Черноморский район94215

Список использованной литературы

  1. Экономика Украины за 1995г. №1 стр.33 – Логовиненко В. – Собственность и

    приватизация.

  2. Экономика Украины 1995г. №6 стр. 55 – Слюсарь В. –

    Особенности приватизации и оценки стоимости имущества пищевой

    промышленности.

  3. Экономика Украины за 1994г. №4 стр.3 – Сербин

    Ю. – Приватизационные процессы в строительном комплексе.

  4. Экономика Украины за 1994г. №2 стр.39 – Хмельнюк В. – Приватизация в свете

    требований Украины.

  5. Экономика Украины 1994г.за №11 стр.63 – Шевчук

    И. – Концепция корпоратизации и приватизации предприятий

    материально-технического обеспечения.

  6. Экономика Украины за

    1997г. №5 стр.61 – Долгоруков Ю., Сергеев В. – приватизация предприятий

    металлургии.

  7. Экономика Украины за 1998г. №9 стр.4 – Онищенко А.,

    Трегобчук – Проблемы реформирования отношений собственности.

  8. Экономика Украины за 1999г. №7 стр.36 – Чижова В. – Региональные

    особенности смены форм собственности в Украине.

  9. Экономика Украины за

    1999г. №6 стр.22 – Ледомская С. – Сертификатная приватизация: некоторые

    аспекты определения основных результатов.

  10. Экономика Украины за

    1999г. №4 стр. 3 – Богиня Д. – Приватизация; цели, направления, проблемы.

  11. Экономика Украины за1998 г. №4 стр.13 – Голиков В. – Приватизация как

    фактор перехода Украины к рыночной экономике.

  12. Экономика Украины за

    1998г. №8 стр.41 – Ларцев В. – К проблеме периодизации процесса

    приватизации.

  13. Государственный информационный Бюллетень о приватизации

    – май 2000г. – Бондарь А.Н. – Достижения и просчеты приватизации.

  14. Государственный информационный Бюллетень о приватизации.

  15. Государственный информационный Бюллетень о приватизации – декабрь 2201г. –

    Григоренко Е.Н. – Приватизация 2001 года. Какой она будет?

  16. Приватизация имущества государственных предприятий. – март 2000г. Указ

    президента Украины относительно мер по ускорению малой приватизации.

  17. Приватизация имущества государственных предприятий. - методическое пособие

    – часть I 1995 г. Таврический экономический центр.

[1]См. Экономика Украины за1998 г. №4

стр.13 – Голиков В. – Приватизация как фактор перехода Украины к рыночной

экономике.

[2] См.Экономика Украины за 1999г. №4 стр.

3 – Богиня Д. – Приватизация; цели, направления, проблемы.

[3] См.Экономика Украины за 1998г. №8

стр.41 – Ларцев В. – К проблеме периодизации процесса приватизации.

[4] См.Экономика Украины за 1999г. №6

стр.22 – Ледомская С. – Сертификатная приватизация: некоторые аспекты

определения основных результатов.

[5]См. Государственный информационный

Бюллетень о приватизации – май 2000г. – Бондарь А.Н. – Достижения и просчеты

приватизации

[6] Приватизация имущества государственных

предприятий. - методическое пособие – часть I 1995 г. Таврический экономический

центр.

[7] См. Экономика Украины за 1997 г. №6 –

А. Головизин – особенности приватизации в Кыму

[8] См. Ст. 3 Закона Украины «О

приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)» («

Голос Украины » от 14 апреля 1992г.).

[9] См.:П.4 ст.4 Закона Украины «О

приватизации бумаг» («Голос Украины» от 10 марта 1922 г.).

[10] См.:Ст.5.2.1 Государственной

программы приватизации на 1994 год («Урядовий курьер» № 50-51, 1994).

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.