РУБРИКИ |
Курсовая: Российский экспорт топливно-энергетических ресурсов |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Российский экспорт топливно-энергетических ресурсов«Дружбы» составляет 50% проектной. В связи с этим появилась возможность поставлять дополнительное количество российской нефти в Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В настоящее время Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. С распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из восьми портов на Балтике, которые являлись важными путями транспортировки российской нефти. Только 10% добываемой в России нефти проходит через отечественные бухты. В результате Россия недополучает от экспорта (в счет сборов на территориях других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно. Страны ЦВЕ и Западной Европы принимают меры по уменьшению доли России в импорте энергоносителей. Стремление этих стран диверсифицировать импорт топлива по политическим соображениям продиктовано и желанием усилить надежность своего энергообеспечения, дистанцироваться от политически и экономически нестабильных партнеров в лице России и Украины. Практикуемые последней «заимствования» нефти и газа из трубопроводов, проходящих по ее территории, неоднократно приводили к перебоям российских поставок нефтегазового сырья. Емкость мирового рынка каменного угля приближается сейчас к 500 млн. т. Основными импортерами выступают страны Западной Европы (около 160 млн. т ) и АТР (более 200 млн. т, в т.ч. Япония - 130 млн. т, Южная Корея - около 50 млн. т и Тайвань - около 20 млн. т). Ведущими экспортерами выступают Австралия, США, ЮАР, Колумбия, Венесуэла, Индонезия, Канада, Китай, Польша и Россия. Поставками из этих государств обеспечивается сейчас более 90% мировых импортных потребностей. По прогнозам Министерства энергетики США мировая торговля углем в предстоящие 20 лет увеличится примерно на 25%, однако конкуренция на данном рынке останется достаточно острой. Емкость мирового рынка энергетического угля за 1990-2010 гг. может возрасти в два раза, тогда как общие импортные потребности рынка коксующегося угля увеличатся не более, чем на 5%. Импорт каменного угля в регион ЕС на протяжении 90-х годов устойчиво возрастал. Доля импорта в потреблении за 1990-1998 гг. возросла с 45% до 57%. Импортный уголь рассматривается в Европе, прежде всего, как заменитель другим завозимым энергоносителям. Поэтому государства ЕС стремятся разнообразить источники получения угля и увеличивают число основных поставщиков, последовательно подключая к рынку новых экспортеров. В 90-е годы эта тенденция стимулировала увеличение импорта в Европу высококачественного колумбийского, индонезийского, венесуэльского и канадского угля. На трех основных поставщиков - США, Австралия, ЮАР - сейчас приходится примерно половина европейского импорта. Однако корпорации США, из-за высоких производственных и транспортных издержек постепенно уступают свою долю на данном рынке другим экспортерам. Австралийские поставщики предпочитают работать в первую очередь на динамично развивающемся рынке стран Восточной Азии и также сокращают свои отгрузки в Европу. За последние годы стал сокращаться и импорт в Европу из ЮАР. Импорт угля с территории СНГ в ЕС сократились с 9,8 млн. т в 1990 г. до 3,0 млн. т в 1998 г., что в определяющей обусловлено потерей Россией балтийских и черноморских портов. Из-за слабости оставшейся у России терминальной базы основная масса каменного угля экспортируется Россией по железной дороге в Восточную Европу и Турцию или через угольный терминал в порту Восточный в Японию и малые восточно-азиатские государства. Перспектива разработки и расширения рынков сбыта российских ТЭР рассмотрена в главе 2. 2. Основные направления развития экспорта ТЭР из России
2.1.Возможна ли альтернатива экспорту ТЭР?Центральным моментом в данном вопросе являются размышления о перспективах экспортной ориентации России. Однако в ближайшее время переход к экспорториентированной стратегии для России, по всей видимости, исключен. Так, возможности экспорта сырьевых товаров ограничены не только величиной имеющихся ресурсов, но и емкостью рынков самих западных стран, не способных абсорбировать тот наплыв товаров из России, который необходим, чтобы экспорториентированная стратегия дала сколь либо ощутимый эффект. Продуценты, обосновавшиеся на западных рынках, не желают мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. В связи с этим страны Запада не останавливаются перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого антидемпинговые процедуры[20]. В условиях перехода к рыночным отношениям дальнейшее сохранение высокого уровня экспорта жидкого топлива или его рост может привести к обострению старых проблем и появлению новых. Обмен сырья на оборудование для его производства приводит, как правило, к полной зависимости экспортеров сырья от импортеров оборудования. Россия может трансформироваться в страну с экономикой колониального типа, неспособную к самостоятельному, расширенному воспроизводству и вынужденных обменивать невозобновляемые природные ресурсы на продукт интеллектуального труда развитых стран. Процессы деиндустриализации, деградации промышленного производства могут достигнуть качественно нового уровня, после которого будут утрачены- возможности структурной перестройки экономики. В настоящее время в России усиливается процесс свертывания не только наукоемкой продукции, но также продукции легкой и пищевой промышленности, вытесняются с внутреннего рынка отечественные средства производства. Это относится не только к электронному оборудованию, в изготовлении которого Россия вряд ли может конкурировать с зарубежными странами, но даже к таким относительно несложным изделиям, как бурильные трубы, насосы для добычи нефти и другие виды техники, используемым в относительно благополучных сырьевых отраслях. Еще менее благоприятные перспективы складываются у российского экспорта готовых изделий в страны Запада. На рынках относительно несложных потребительских товаров российским экспортерам придется столкнуться с конкуренцией дешевой продукции из развивающихся стран, активно вытесняющих западные фирмы с их собственных национальных рынков. Экспорт технически сложных изделий российского производства на западные рынки уже затруднен их несоответствием высоким требованиям промышленно развитых стран в отношении экологических и эргономических характеристик машин и оборудования производственного и потребительского назначения. Положение осложняется тем, что рынки перспективной для российского экспорта продукции (прежде всего, военно-технической) чрезвычайно политизированы и пробиться на них за счет одной лишь ценовой конкурентоспособности товара практически невозможно. В тех случаях, когда Россия проявляет способность к поставке на внешний рынок действительно высокотехнологичной продукции, наши западные конкуренты не стесняются прибегать к политическому давлению на возможных покупателей, демонстрируя практику двойного стандарта. На рынках развивающихся государств российским экспортерам придется столкнуться с не менее острой конкуренцией тех же товаропроизводителей из западных или новых индустриальных стран. К тому же платежеспособный спрос развивающихся государств значительно уступает спросу стран Запада. Трудно согласиться с высказываемым иногда тезисом о необходимости следовать и в дальнейшем сложившейся сырьевой специализации России. Этот тезис отвечает интересам потребителей, имеющих несколько каналов импорта энерго-сырьевых ресурсов. Это гарантирует им устойчивость снабжения и свободу маневра при возникновении коммерческих или политических разногласий с поставщиками. Специализация России на поставках товаров энерго-сырьевой группы на мировой рынок не только ставит ее в сильную зависимость от колебаний мировых цен, но и создает угрозу исчерпания экспортных ресурсов. Доступные природные запасы многих видов сырья истощаются, их разработка обходится все дороже. В скором времени страна может столкнуться с трудностями в расширении сырьевого экспорта. Кроме того, стимулирующее влияние экспорта может проявиться лишь при условии, что экспорт представлен продукцией относительно высокой степени переработки. А если он состоит преимущественно из сырья, как в России, то ориентация на экспорт равносильна ориентации на развитие сырьевого комплекса в ущерб обрабатывающему. Именно в ущерб, поскольку добывающие отрасли переманивают к себе трудовые, финансовые и технологические ресурсы страны, оттягивают на себя приток инвестиций из-за рубежа. Это - прямой путь к деградации отечественного промышленного потенциала, к закреплению колониальной структуры внешнеэкономических связей: вывоз сырья в обмен на ввоз готовых изделий. [21] Что же касается сырья, то его экспорт может оказать стимулирующее влияние на экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут вложены в развитие высокотехнологичных производств. В противном случае увеличение экспорта означает лишь отток ресурсов из страны, что, собственно, происходило и происходит в России. Значительная часть выручки оседает в иностранных банках, не внося никакого вклада в экономическое развитие нашей страны. В итоге опережающая либерализация внешнеэкономических связей приводит к закреплению сырьевой специализации России. В качестве одной из возможных альтернатив существует мнение о необходимости развития микроэлектронной промышленности в нашей стране. Доводы весьма красноречивы, но тем не менее, в условиях жесткой конкуренции со стороны иностранных производителей шансы России в этой отрасли очень невелики. На сегодня стоимость потребляемой электроники в экономике России в расчете на душу населения составляет 38 дол. Это больше, чем приходится на долю продукции любой другой отрасли обрабатывающей промышленности. Но собственного производства современных микроэлектронных компонентов из-за устаревшей технологии и технологического оборудования в стране нет, и большая часть микроэлектронных компонентов и систем закупается за рубежом. Объем закупок сейчас примерно равен половине экспорта нефти, и в будущем значительно увеличить объем закупок России не сможет. Уровень обеспеченности промышленности микроэлектроникой влияет на производительность труда и на степень совершенства и надежности производимого оборудования и потребительских товаров, а значит, определяет их конкурентоспособность. Следовательно, опережающее развитие собственной микроэлектроники есть обязательное условие возрождения российской промышленности и экономики в целом. Во многих странах производство электроники - главный источник дохода бюджета, обогащения страны. В большинстве развитых стран производство микроэлектроники и систем на ее основе достигает половины объема всего промышленного производства. Для России развитие производства электронной техники и, прежде всего, микроэлектроники также могло бы стать очень перспективным. В США ежегодно закупается товаров электронной техники (промышленной, для связи, бытовой) на 1050 дол. на душу населения, в Европе - на 850 дол. По прогнозам аналитиков, рост потребления (а значит, и производства) электроники на Западе в ближайшие 15 лет составит 17% в год. Поэтому для того чтобы технический уровень оборудования, производимого российской промышленностью, приблизился к уровню США, Россия должна закупать за рубежом электронной техники на 149 млрд. дол. в год (сейчас на это уходит 6,3 млрд дол. в год.). На нефти и газе таких денег Россия заработать не сможет. Экспорт продукции других отраслей также значительно не увеличится. Так что в ближайшие 10 лет страна не сможет увеличить потребление электроники даже в 2 раза без собственного производства. Это неизбежно затормозит развитие всех отраслей промышленности и объективно оставит Россию сырьевой страной. Как уже говорилось, объем потребления электроники в российской экономике превышает потребление продуктов любой другой отрасли обрабатывающей промышленности. К примеру, автомобилей в России закупается на 2-2,5 млрд. дол. в год. Авиационной техники (до трети стоимости которой составляет электроника) в 1998 г. - на 0,8 млрд., в 2001 г. сумма, возможно, приблизится к 2 млрд. дол. Хотя производство автомобилей и авиационной техники не служит значительным источником дохода бюджета, развитие их производства обсуждается непрерывно, предоставляются государственные гарантии и даже инвестиции. Итак, автомобилей и авиационной техники, техники всех других отраслей обрабатывающей промышленности сегодня закупается на сумму в три с лишним раза меньшую, чем тратится на импорт изделий электронной техники. Со временем эта разница увеличится до 20 раз. Следовательно, есть безусловная необходимость развивать отрасль, объем потребления продуктов которой сейчас в 3 раза превышает (а будет - в 10 раз) все остальные отрасли обрабатывающей промышленности.[22] Плюс ко всему в представительствах мировых микроэлектронных фирм существуют жесткие ограничения на продажу в Россию определенных типов микросхем. Существует реальная угроза экономической национальной безопасности страны из- за абсолютной беспомощности собственной промышленности в случае ограничения поставок западных микроэлектронных компонентов и информационных систем. Решение должно быть принято сегодня, поскольку потребуется значительное время для строительства заводов, освоения технологии, разработки систем, завоевания рынка, тем более что мировая промышленность не стоит на месте. Все отрасли ВПК могут быть задействованы в этой программе: производство сырья - газов, химикатов, сырья для кристаллов; выращивание кристаллов; обработка кристаллом; технология производства микросхем; сборка устройств. Развитие электронной промышленности должно стать государственной программой, национальной задачей России. В либеральной модели, принятой в качестве направления развития российской экономики, отрасль микроэлектроники сейчас неконкурентоспособна из-за устаревшего технологического оборудования, и развиваться без государственной поддержки она не сможет. Поэтому сейчас есть единственный способ сделать российскую промышленность конкурентоспособной: составить программу развития всей отрасли электронной промышленности, разместить заказы на предприятиях ВПК соответствующих отраслей, подлежащих перепрофилированию. Предложить инвесторам построить или профинансировать предприятия, встроенные в технологический цикл программы, под гарантии государства, в том числе в закрытых городах. США, Япония, Корея богаты именно за счет электроники. Наибольший вклад в бюджет дает производство электроники и информационных систем. Пусть Россия не будет страной массового экспорта электроники, но она может обеспечить свою промышленность и экономику, оставить в стране десятки млрд. дол., обеспечить научно-технический прогресс, занятость, спрос, увеличить бюджет страны в несколько раз. Объективно взглянув на то что экспортируя нефть и покупая электронику за рубежом на сумму, сегодня примерно равную половине объема экспорта сырой нефти, Россия обменивает природную невоспроизводимую ренту на интеллектуальную ренту, финансируя таким образом за счет своего природного богатства научно-технический прогресс, экономический рост и создание рабочих мест за рубежом. В то время когда инвестиции на одно рабочее место в нефтедобывающую промышленность России создают одно рабочее место опять же в сырьевой отрасли - производстве металла. Инвестиции в микроэлектронные технологии создают 20 рабочих мест в разработке и сборке электронных приборов, создании компьютерных программ, и не за Полярным кругом, а в местах с наибольшей плотностью проживания, в закрытых городах. Вложение средств в развитие собственной микроэлектронной промышленности даст ощутимые результаты. Факты аргументирующие перспективность данной отрасли: • Производительность труда. Производительность труда в российской промышленности в пять с лишним раз ниже, чем в США. Производительность и качество оборудования, энергоемкость, эффективность управления, экономичность работы предприятий сегодня на 90% определяются степенью оснащенности микропроцессорной и компьютерной техникой; последние - это главный источник повышения производительности труда во всех отраслях экономики. Разработку многих современных изделий просто невозможно выполнить без применения компьютерных систем на основе быстрых процессоров и большой памяти. Отсюда следует, что инвестировать в микроэлектронную промышленность следует раньше, чем в автомобильную, авиационную и любую другую отрасли. • Техническая база развития других отраслей. Применение микросхем большой интеграции во всех отраслях промышленности - информационной, авиационной, космической, автомобильной, связи, в бытовой технике и т. д. на порядок увеличивает технические показатели всех устройств и технологий, их применимость и надежность. Возможность изготовления микросхем большой интеграции - логических микросхем управления, микропроцессоров и специальных микросхем - является решающей для быстрого, скачкообразного развития новой техники во всех отраслях, повышения конкурентоспособности изделий. • Эффективный способ снижения энергопотребления. Энергопотребление систем и технологического оборудования, управляемого микропроцессорами, обычно снижается до десяти раз, а информационных систем, выполненных в виде специализированных микросхем (0,35-0,25 мкм), - до сотни раз. • Фундамент развития малого бизнеса. Наличие собственного производства базовых компонентов - микросхем общего и специального применения - приведет к буму в развитии предприятий малого бизнеса, в разработке и производстве приборов и устройств электронной техники, от бытовой до узлов связи, автомобильной и др., где уже не требуется капитального технологического оборудования. Таким образом, опережающее развитие микроэлектронной промышленности есть обязательное условие возрождения российской экономики и превращения ее в конкурентоспособную.[23] Несмотря на голосящие и красноречивые данные, мое субъективное мнение все же более склоняется к тому, что Россия давно упустило возможность занять свою нишу на мировом рынке электроники, хотя вынужден согласиться, что для внутреннего потребления развивать электронную промышленность явно необходимо, перспективы же экспорта российской электроники представляются мне весьма туманными. Развитие негативных процессов в сфере внешней торговли связано в первую очередь с недостаточной конкурентоспособностью отечественной промышленности. Однако следует подчеркнуть, что такой низкий уровень характерен далеко не для всех отечественных предприятий. И здесь трудно согласиться с мнением, что отечественная обрабатывающая индустрия за редчайшими исключениями не имеет потенциала для развития. Действительно, в настоящий момент высокой конкурентоспособностью обладают лишь отдельные отечественные промышленные изделия. Но что касается сдержанной оценки нашего потенциала, то с этим трудно согласиться. Не говоря уже о таких областях, как авиакосмическая, ядерная, лазерная, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире, существует целый ряд менее заметных производств, по которым отечественная промышленность достигла или способна достичь мирового уровня. Правда, в короткое время реализовать данный потенциал едва ли удастся, но в среднесрочной перспективе для этого не видно никаких непреодолимых препятствий. Отечественный ВПК сохранил свой основной научно-технический потенциал, он дает реальные примеры выпуска продукции мирового уровня. Гражданские отрасли также располагают, хотя и сравнительно меньшими, возможностями создавать конкурентоспособные изделия. Правда, эти отрасли нуждаются в дорогостоящей модернизации. Поэтому основным резервом оздоровления российской промышленности и экспорта, видимо, пока является конверсия ВПК. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что конверсия сможет способствовать улучшению структуры российского экспорта и успешному импортозамещению только при целенаправленной поддержке государства. В условиях перехода к рыночной экономике, весьма популярной в руководстве ВПК и во властных кругах, связанных с ним, становятся идеи ''двойных технологий" и перехода от приоритета конверсии к приоритету экспорта вооружений. И можно считать, что первоначально здесь были достигнуты определенные успехи. В 1996 г. российский экспорт оружия достиг 3.5 млрд. долларов и страна вышла на второе место в мире, уступив только США. Появились оценки, определившие общий объем портфеля экспортных заказов на поставки российского вооружения величиной в 8-10 млрд. долларов. Сейчас экспорт обеспечивает оборонным предприятиям более 2/3 всех финансовых поступлений. Однако уже в 1997 г. объем экспорта вооружений снизился до 2,6 млрд. долларов, а по итогам 7 месяцев 1998 года оценивается в 1,1 млрд. долларов (за весь год будет экспортировано продукции менее чем на 2 млрд. долларов). Причин для подобной неудачи российской оружейной экспансии несколько: · поступившие средства от экспорта в силу специфики экономической ситуации использовались не на развитие экспортного производства, а на другие цели: отчасти на неотложные нужды (выплата заработной платы, ремонт оборудования и т.п.), отчасти уходили в другие сферы с более высокой прибыльностью операций (торговля, банковские операции) или оседали в управленческих структурах; · крайне негативный эффект имеет непрекращающаяся кулуарная борьба за право контроля над экспортом вооружений. Создание президентским Указом от августа 1997 г. двух дополнительных спецэкспортеров вдобавок к "Росвооружению" — "Промэкспорта" и "Российских технологий", по мнению большинства экспертов, лишь еще более усложнило бюрократическую цепочку принятия решений, в особенности в части поставок комплектующих изделий и запасных частей, которые особенно важны для полноценной работы на мировом рынке вооружений; · слабой стороной российского ВПК как раз стало неумение или невозможность перехода от разовых поставок оружия и военной техники к системе военно- технического сотрудничества, включающей ремонт, техническое обслуживание, модернизацию, поставки запчастей и другие компоненты развитого оружейного бизнеса. В результате российское оружие часто покупается для последующего дублирования или освоения технических новшеств уже национальными - производителями из других стран, этому способствует и низкая юридическая проработка контрактов российскими экспортерами. Часты и случаи нарушения российской стороной своих обязательств из-за внутренней дезорганизации производства, плохо проведенного маркетинга; · поскольку оружейный экспорт более чем любой другой сопряжен с внешнеполитической ситуацией, Россия столкнулась с активным противодействием не только, фирм-конкурентов, но и правительств отдельных стран (широко известен, например случай с поставками зенитных комплексов на Кипр). Утратив традиционные для себя платежеспособные рынки (Ирак, Ливия другие), на новых рынках России оказалось крайне трудно закрепиться, поэтому первоначальные успехи 1995-1996 гг.. когда на нее не слишком обращали внимание, потом развития не получили.[24] В целом можно констатировать, что экспортная политика государства сохраняет характерные для всего послереформенного периода черты балансирования на грани критических потребностей экономики и социальной сферы и поддержания экспортного сектора в состоянии минимально возможной готовности к развитию. Предстоящие несколько лет являются решающими для экономики России. В эти годы выяснятся долгосрочные перспективы ее развития, определится то место в мировой экономике, на которое страна сможет претендовать в новом столетии. При этом основной вектор развития будет формироваться под влиянием не столько внешней, сколько внутренней сферы. Темпы развития внешней торговли, сальдо торгового баланса, международная специализация страны будут в первую очередь зависеть от положения ее производства.[25] Общий же вывод о возможностях развития экспортных производств, альтернативных сырьевым можно сформулировать следующим образом: наращивание экспортного потенциала (в случае с ВПК оно несомненно более перспективно и экономически целесообразно, чем по энергоносителям) реально возможно лишь при условии проведения комплексной и продуманной экспортной политики, включающей в себя налоговую, инвестиционную, научно-техническую, внешнюю политику и другие аспекты, необходимые для решения поставленных задач. Как мне кажется, основой экспорта на долгие годы останутся энерго-сырьевые товары, а в импорте будут преобладать дешевые и низкокачественные товары потребительского назначения. Россия не сможет завоевать на рынке услуг по освоению космоса, других высокотехнологичных товаров и услуг место, соответствующее ее научно-техническим возможностям. Отсутствие достаточных заказов приведет к еще большему недофинансированию и, в конечном итоге, к упадку имеющегося потенциала в решающих областях научно-технического прогресса. Роль энерго-сырьевой периферии мировой экономики закрепится за Россией на неопределенно длительный срок. Не только состояние торговли страны, но и всей ее экономики будет в возрастающей степени зависеть от колебаний цен на мировых рынках сырья и от наличия пригодных к разработке природных ресурсов. Если деградация отечественной промышленности затянется, торговый баланс России может приобрести устойчиво отрицательное значение. Увеличится соблазн ввести протекционистские меры, не сопровождающиеся прогрессивными преобразованиями в производственной сфере. Такое развитие событий крайне не желательно для экономической, политической и социальной стабильности общества. Как видим, аргументы, приведенные против экспорта топлива, достаточно сильны и убедительны. Но есть и контраргументы, отражающие иную сторону проблемы. Потери от свертывания экспорта нефти будут неизмеримо больше, так как на него приходятся основные валютные поступления страны. Экспорт необходим также для того, чтобы рассчитываться по внешним долгам бывшего СССР и кредитам, полученным под гарантию российского правительства, включая транспортные услуги, оплату просроченных платежей по ранее завезенным товарам. Их общая величина составляет примерно $ 120 млрд. Валютный долг России будет продолжать оказывать негативное влияние не только на внешнеэкономические связи России, но через них и на экономическую ситуацию в стране.
2.2. Внешнеэкономическое сотрудничество и энергетическая дипломатияРасширение международной деятельности в сфере энергетики, взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами по освоению и разработке топливно- энергетических ресурсов, повышению эффективности их использования и освоению новых энергетических рынков является не только одним из важнейших направлений долгосрочной энергетической политики России, но и ее весомым вкладом в решение глобальных проблем энергетики, которые стоят перед человечеством в первые десятилетия XXI века. Международная деятельность и энергетическая дипломатия призваны: · обеспечить сохранение энергетической безопасности и независимости страны, восстановить и укрепить экономические позиции России в ряде регионов за ее пределами; · создать условия для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ТЭК; · обеспечить свободный бездискриминационный доступ к зарубежным ресурсам и рынкам сбыта для национальных энергетических (нефтяных, газовых, электроэнергетических и др.) компаний, к финансовым ресурсам и к передовым энергетическим технологиям мирового соообщества; · способствовать привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных началах зарубежных инвестиций для модернизации и развития ТЭК и смежных с ним отраслей российской экономики; · обеспечить условия для расширения экспорта продукции отечественного энергетического, энерготехнического, нефтегазового и горно-транспортного машиностроения; · создать инструменты эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом. Основными принципами взаимоотношений с зарубежными партнерами новая редакция Энергетической стратегии России провозглашает следующие [26]: · отношения со всеми зарубежными государствами, организациями и компаниями строятся исходя из приоритета национальных интересов Российской Федерации на взаимовыгодных началах. Признавая равные возможности отечественных и зарубежных структур, государство сохраняет за собой право оказывать протекционистскую поддержку национальным предприятиям; · особый приоритет имеют отношения со странами СНГ, высший приоритет - с Белоруссией; · допускаются любые формы участия иностранного капитала в топливно- энергетическом комплексе России, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством России и субъектов Федерации; · допускаются любые формы участия национального капитала в энергетике зарубежных стран в целях повышения эффективности и надежности энергообеспечения отечественных потребителей; · выступая за открытую и честную конкуренцию на своих внутренних рынках, Россия вправе требовать такого же подхода и для своих компаний на рынках зарубежных государств; · отрицается политическое и силовое давление на партнеров, а возникающие энергетические проблемы должны решаться на справедливой основе путем переговоров. Исходя из этих целей и принципов, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям: · экспорт топливно-энергетических ресурсов; · разработка и освоение энергетических ресурсов на территории других государств; · закрепление на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах; · привлечение зарубежных инвестиций в производство, транспорт и преобразование энергоносителей в России; · международное научно-техническое и правовое сотрудничество. Важнейшим направлением в течение всей рассматриваемой перспективы останется экспорт энергоресурсов. Энергетической стратегией России предусматривается сохранение значительных объемов экспорта энергоресурсов, особенно природного газа и жидкого топлива, однако наращивание их поставок на внешние рынки должно прекратиться уже к 2012-2015 годам. Дальнейшая динамика экспорта энергоносителей будет определяться прежде всего соотношением между ценами внешних рынков и издержками на добычу (производство) топлива и энергии в России. На масштабах вывоза углеводородного сырья будет также сказываться удельный вес его производства с привлечением зарубежного капитала и на условиях соглашений о разделе продукции. В перспективе возможен масштабный выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива. Россия не заинтересована в сохранении зависимости от своего основного (европейского) рынка сбыта энергоресурсов. Уже к 2010 году будут реализованы меры по существенной диверсификации экспортных потоков российских энергоносителей в южном и восточном направлениях. В последующие годы эти направления (и прежде всего страны Северо-Восточной Азии и Азиатско- Тихоокеанского региона в целом) будут занимать все больший удельный вес в географической структуре экспорта энергоресурсов из России. Возрастут межсистемные перетоки электроэнергии между Россией и зарубежными государствами, потребуется организация совместной работы энергосистем России, Белоруссии и других стран СНГ с межгосударственными энергетическими объединениями Южной, Центральной и Западной Европы. "Энергомосты" со странами Северо-Восточной Азии положат начало формированию глобальных евроазиатских энергетических систем. Для обеспечения прогнозируемого экспорта энергоресурсов из России понадобится освоение уникальных месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал, Восточной Сибири, шельфов Баренцева, Карского и дальневосточных морей, коренная реконструкция и развитие электроэнергетики, разработка и широкое внедрение новых технологий добычи (производства), переработки (преобразования) и транспорта (распределение) энергоносителей. Россия выступает за формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, за развитие международных энерготранспортных систем, за недискриминационный транзит энергоносителей. В этих целях государство будет поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в разработке и реализации крупномасштабных международных проектов, таких, как: · газотранспортные - "Ямал-Европа", Южно-Европейский и Северо-Европейский газопроводы, "Ковыкта-Китай-Корея", "Голубой поток" и др.; · нефтетранспортные - "Каспийский трубопроводный консорциум", "Балтийская трубопроводная система", "Восточная Сибирь-Китай" и др.; · электроэнергетические - "Балтийское кольцо", "Объединенная энергетическая система стран Каспийско-Черноморского бассейна", энергомосты "Восток-Запад", "Сибирь-Китай", "Сахалин-Хоккайдо" и др. Сотрудничество в сфере энергетики со странами СНГ и особенно с Белоруссией относится к числу важнейших приоритетов долгосрочной энергетической политики российского государства. Основными направлениями этого сотрудничества являются: · всестороннее развитие интеграционных процессов в энергетике на базе использования объективных преимуществ совместной работы крупных (объединенных) электро-, газо-, нефте- и нефтепродуктоснабжающих систем и входящих в них предприятий для повышения экономической эффективности, надежности и маневренности их функционирования; · обеспечение надежности функционирования всех видов топливно-энергетических коммуникаций, связывающих Россию с Европой и другими регионами мира и проходящих по территории стран СНГ; · координация и согласование налоговой, ценовой и тарифной политики при торговле и транзите энергоресурсов в рамках СНГ; · сохранение и развитие единой технологической и экологической политики в сфере производства и потребления топлива и энергии; · координация долгосрочной энергетической политики, разработка и реализация мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности как Содружества в целом, так и каждого из входящих в него государств. Важное значение для достижения поставленных целей в области международной деятельности будет иметь законодательное обеспечение. Уже на первом этапе (до 2005 года) необходимо принять законы и поправки к действующим законам в части регламентирования порядка вывоза капитала из России и инвестиций российских компаний за рубежом, поддержки отечественных компаний в борьбе за ресурсы и рынки сбыта энергоносителей, развития совместных предприятий и иностранных инвестиций в добычу (производство) энергоресурсов в стране, включая выработку электроэнергии. В целях координации внешнеэкономической деятельности и внешнеполитической поддержки отечественных топливно-энергетических компаний требуется безотлагательное решение о создании соответствующей межведомственной комиссии и повышение эффективности работы созданных органов управления в рамках СНГ и Союза России и Белоруссии. Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также объективно влиятельное положение российского ТЭК в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число элементов, на которые опирается российская дипломатия в стремлении усилить реальное участие России в мировых делах. Более того, в современных условиях и на предстоящее десятилетие энергетический фактор и активная энергетическая дипломатия останутся важнейшим средством действенного влияния России на внешнеполитические реалии в окружающем ее мире. Исходя из провозглашенных целей и принципов, а также особенностей экономического состояния России, ее геополитического положения и возможностей национального топливно-энергетического комплекса, основными задачами энергетической дипломатии на ближайшие двадцать лет являются: · внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии России; · создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия, СНГ, а также мирового сообщества в целом; · разработка и проведение дифференцированного подхода к каждой группе стран и отдельным странам внутри этих групп в зависимости от энергетических и геополитических интересов России и формирование концепции взаимоотношений с основными международными энергетическими организациями; · дипломатическая поддержка интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом; · содействие формированию стратегических альянсов российских акционерных обществ и компаний с ведущими зарубежными партнерами и международными энергетическими организациями на основе равноправия и выгодности таких союзов для отечественного капитала при реализации крупных проектов как в России, так и на территории других стран[27]. Механизмы реализации энергетической дипломатии в двусторонних отношениях - это традиционные рабочие органы: смешанные комиссии, комитеты и т.д. Среди основных механизмов в многостороннем формате можно выделить переговорный процесс в рамках Конференции по Энергетической хартии, участие в энергетических группах Форума АТЭС и других региональных организаций. Из механизмов энергетической дипломатии России на глобальном направлении важнейшими являются участие в диалоге стран - потребителей и производителей энергоресурсов в рамках ежегодных международных энергетических конференций, в сотрудничестве с промышленно развитыми странами на основе декларации о сотрудничестве с МЭА и в рамках "восьмерки", а также во взаимодействии с ведущими странами - экспортерами нефти в рамках ИПЕК и в контактах с ОПЕК. Это взаимодействие включает участие России в качестве наблюдателя в конференциях этой организации на регулярной основе, проведение многосторонних и двусторонних консультаций, обмен информацией и прогнозами относительно перспектив нефтяного рынка. Участие в мероприятиях, проводимых этой организацией, положившей начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку, позволяет России осуществлять мониторинг ситуации на мировом рынке и, что самое важное, координацию ценовой политики. В вопросах взаимодействия с ОПЕК Россия стремится проводить взвешенную политику, разумно сочетая необходимость увеличения поступления валютных средств от экспорта нефти с одобрением усилий ОПЕК, направленных на стабилизацию рынков нефти. В 1999 году по линии взаимодействия России с ОПЕК состоялись следующие мероприятия: · заседание "круглого стола" Россия - ОПЕК "Перспективы развития мирового нефтяного рынка" с участием представителей Минтопэнерго России, МИД России, ведущих нефтяных компаний и финансовых институтов. Во время заседания были обсуждены задачи и перспективы развития мирового нефтяного рынка и российской нефтяной промышленности; · участие руководства Минтопэнерго России в качестве наблюдателя в работе 107-й и 108-й конференций министров нефти стран ОПЕК, на которых принимались решения по ограничению производства и экспорта нефти, что позволило изменить ситуацию на мировом нефтяном рынке и стимулировало рост цен. [28] Своими успехами последних двух лет отечественные нефтяные компании были во многом обязаны ОПЕК. Политика организации стран экспортеров нефти по снижению квот добычи привела к тому, что конъюнктура нефтяных цен с 1999 года стала меняться в нужную для них сторону. Период, который начался с середины 1999 года можно считать золотым для отрасли. Под обильный финансовый дождь попали не только арабские, латиноамериканские и африканские члены картеля. Крупнейшие нефтяные компании мира штурмовали исторические рекорды дохода и прибылей. А ExxonMobil, например, смог стать крупнейшей мировой корпорацией по величине объема продаж. Закрытие нефтяного крана ОПЕК позволило вновь ощутить процветание нефтяникам всего мира – от России и Норвегии до США и Канады. Благодаря неплохой сырьевой конъюнктуре включился механизм разработки скважин с низкими технико-экономическими показателями, которые раньше использовать кроме как себе в убыток было невозможно. Этот процесс привел к вполне предсказуемым последствиям – структура мирового рынка энергоносителей стала меняться. Страны-участницы ОПЕК, обладающие, как правило, более благоприятными предпосылками для добычи нефти, связанные с высоким среднесуточным дебитом скважин и низкими издержками для обустройства месторождений, стали постепенно терять свою долю на рынке. Одновременно с этим происходил рост значимости экспортеров, не входящих в ОПЕК. В числе этих стран можно с гордостью назвать Россию. За время последнего регулирования рынка со стороны ОПЕК наша страны смогла увеличить свою долю на рынке с 4% до почти 6%. Нет ничего удивительного в том, что возникла предпосылка для озлобления опековцев на остальной нефтеэкспортирующий мир, в том числе и Россию. Так что, в демарше ОПЕК по призыву несознательных экспортеров к снижению добычи не было ничего непредсказуемого. Ситуация, сложившаяся на мировом рынке нефти, приковала внимание России, которая стала внезапно гарантом стабильности на нефтяном рынке. За короткое время российский экспорт нефти стал событием не государственного, а мирового масштаба. Теперь уже за Россией остался вопрос на ответ – что важнее рост доли страны на мировом рынке, или уровень цен на черное золото. В короткое время ответ на этот вопрос страна не нашла и ввела весь мировой товарно-сырьевой рынок в период выжидания. Только 5 декабря 2000года стало ясно, что уровень цен на нефть для экономики страны является событием более предпочтительным. Решение о снижении экспортных квот на 150 тыс. баррелей в сутки имеет весьма негативный политический аспект, поскольку, что бы не говорили в правительстве, формально Россия пошла на поводу у ОПЕК. С другой стороны оно имеет под собой весьма серьезную экономическую базу. Решение, которого нефтяной рынок давно ждал от России, принято и оно станет важным фактом для биржевой игры на повышение. Однако, могут произойти и другие события, способные оказать влияние как на экономику страны в целом, так и на развитие ее топливно-энергетического комплекса. Причем, эти последствия могут сказаться как на изменении структуры экспорта, так и на перераспределении сил в стане крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний нашей страны [29] В настоящее время, на мой взгляд, не следует поднимать вопрос о вступлении России в ОПЕК. Вступление в ОПЕК поставит нашу страну в жесткие условия обязательных экспортных квот, что отрицательно скажется на экономике, т.к. нефть является одним из основных источников валютных поступлений. Одновременно это может вызвать напряженность в отношениях России с промышленно развитыми странами, которые считают, что ОПЕК навязывает им нерыночные условия игры и за счет ценовой политики эксплуатирует страны - импортеры нефти. Вместе с тем России необходимо сотрудничать с ОПЕК. Это тем более важно, поскольку на мировом рынке нефти предложение постоянно превышает спрос и для стабилизации конъюнктуры рынка необходимо сотрудничество всех производителей нефти. Целесообразно также поддерживать деловые отношения и развивать сотрудничество на двусторонней основе с отдельными странами - членами ОПЕК, что дает возможность получать максимальную выгоду от реализации политики ОПЕК, направленной на повышение цен на нефть, не связывая себя никакими договорными обязательствами в отношении регулирования добычи и экспорта. [30] Целям сохранения стабильности и предсказуемости мировых рынков нефти отвечает также участие России в созданной в 1988 году рядом нефтедобывающих стран неформальной организации независимых экспортеров нефти (ИПЕК). Учитывая совпадение некоторых международных нефтяных интересов России и стран ИПЕК, дальнейшее развитие контактов с этой организацией также будет содействовать усилению влияния России в мировой энергетической политике.
2.3. Перспективные рынки сбыта российских ТЭРРоссия была и, очевидно, будет мировой энергетической державой. От того, как в перспективе будет трансформироваться мировая геополитическая и геоэкономическая ситуация, во многом зависят условия функционирования экономики России и ее топливно-энергетического комплекса. При разработке ЭС - 2020 оценивается весь возможный диапазон гипотез развития мировой экономики и рассмотрены соответствующие уровни энергопотребления и производственных параметров мирового энергетического рынка, как фактора влияния на функционирование ТЭК и экономики России. На основе проведенного анализа существующих прогнозов развития мировой энергетики сформированы наиболее вероятные диапазоны развития мировых энергетических рынков. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью мирового |
|
© 2007 |
|