РУБРИКИ

Курсовая: Российский экспорт топливно-энергетических ресурсов

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Российский экспорт топливно-энергетических ресурсов

энергетического рынка. Доля нашей страны в структуре спроса на энергоресурсы

за последние 10 лет существенно снизилась, прежде всего из-за сокращения

внутреннего рынка энергоресурсов. В то же время Россия активно участвует в

формировании международной торговли энергетическими ресурсами. В 1998 г.

Россия занимала второе место в мире (после стран Ближнего Востока), как

экспортер нефти и нефтепродуктов, а также первое место по межгосударственной

торговле сетевым природным газом. Основным рынком для российских

энергоресурсов выступают страны Западной, Центральной и Восточной Европы, для

которых доля России в суммарном импорте составляет более 50% по сетевому газу

и порядка 23% по нефти и нефтепродуктам. Помимо этого, географическое

положение России предопределяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в

пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную

конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по оси запад - восток,

но и в направлениях юг - север и юг - северо-запад континента.

В ближайшие 20 лет потребление энергоресурсов в мире возрастет на 59%. Такой

прогноз обнародован в докладе International Energy Outlook, американского

Департамента энергетики. Около 50% роста потребления придется на быстро

развивающиеся страны Азии, Центральной и Южной Америки, и страны бывшего СССР и

Восточной Европы. Мировое потребление газа к 2020 г. вырастет в два раза до

1,31 трлн куб. м в год. К 2020 г. газ станет важнейшим топливом при

производстве электроэнергии, так как при его использовании меньше загрязняется

окружающая среда и у работающих на газе электростанций выше КПД К 2020 г. около

41% мировой электроэнергии будет получаться из газа. До 2003 г. мировые цены на

нефть останутся на уровне $25-28 за баррель

[31] .

Следует отметить большие возможности поставок природного газа на зарубежные

рынки. Газовая промышленность России, обладающая крупнейшими в мире ресурсами

природного газа на суше и море, а также мощной Единой системой газоснабжения,

связывающей Россию со странами СНГ и Европы, и имеющая большое

геополитическое значение для евроазиатского региона, объективно призвана

оказать глубокое стратегическое воздействие на формирование международных

энергетических отношений на рубеже XXI столетия. В качестве подтверждения

этого достаточно привести тот факт, что доля России в общемировых ресурсах

газа составляет 38 %, а в добыче - 27 %.

Международные рынки газа имеют ярко выраженный региональный характер. В

настоящее время сформировалось три крупнейших рынка: европейский,

североамериканский и восточно-азиатский. Все они находятся в стадии

дальнейшего развития, особенно восточноазиатский. Формируются еще два

региональных рынка - южноамериканский и южноазиатский. Интернационализация

мировых экономических отношений и дальнейшее развитие научно-технического

прогресса в части транспортировки газа на сверхдальние расстояния приведут,

по всей видимости, к постепенному сращиванию ряда региональных газовых

рынков, особенно на Евразиатском континенте, где со временем может

сформироваться крупнейший в мире рынок сетевого газа.

Евразиатское геополитическое положение России дает возможность строить свою

работу с учетом дальнейшего формирования газовых рынков как стран

Европейского сообщества, так и азиатских стран. Эти два рынка, сопряженные с

газовой промышленностью России, находятся на совершенно различных стадиях, и

характер их дальнейшего становления будет значительно отличаться друг от

друга. Россия является одним из важнейших участников европейского рынка газа.

Остальные региональные рынки газа находятся на значительном удалении от

основных добывающих центров РАО "Газпром", что сегодня объективно сужает

возможности присутствия российского газа на этих рынках. Однако можно

утверждать, что в перспективе Россия будет играть не меньшую роль и на

азиатских газовых рынках. Это может быть связано как с экспортом российского

газа, так и с непосредственным участием России в освоении газовых ресурсов

стран Азии.

С вводом в эксплуатацию месторождений п-ва Ямал и российского арктического

шельфа создаются предпосылки для поставки сжиженного газа на

североамериканский и южноамериканский рынки. Это будет способствовать

дальнейшей диверсификации российского газового рынка, а также более

независимой и эффективной транзитной

Цивилизованный способ перераспределения энергоресурсов между странами -

реальное достижение XX века. В ближайшие десятилетия объемы глобальных

энергетических потоков еще более возрастут, локальные и региональные

энергетические рынки перерастут в трансконтинентальные. В результате

человечество будет обладать более совершенной и надежной системой

энергообеспечения. И природный газ должен сыграть здесь свою весомую роль. Но

для этого нужно не только решить экономические и научно-технические проблемы,

но осуществить соответствующие преобразования газовых компаний и определенную

корректировку основных правил взаимоотношений партнеров на этих рынках.

К настоящему времени на европейском газовом рынке произошли серьезные

изменения - ужесточение конкурентной борьбы среди основных экспортеров

природного газа в условиях либерализации рынка, на котором явно

прослеживается тенденция превышения предложения над спросом, по крайней мере,

в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Совершенствование процессов

развития и образования газовых рынков рассматривается в увязке с реализацией

Европейской энергетической хартии. Страны Европейского сообщества проводят

единую политику энергетической безопасности, предусматривающую необходимость

энергоснабжения. Российская газовая промышленность учитывает это при

взаимодействии со странами европейского газового рынка. Вместе с тем мы

полагаем, что предельно возможная доля одного поставщика в основном должна

определяться его надежностью и ресурсной обеспеченностью газовой

промышленности.

Газовые проекты всегда требовали широкого участия правительственных органов в

принятии решений, поскольку нуждались в долгосрочных гарантиях, очень важных

как для поставщиков, так и для потребителей. По мере усложнения и удорожания

проектов сохранение такого положения будет весьма актуально. Более того,

могут потребоваться какие-то новые формы межгосударственных отношений для

реализации крупных трансконтинентальных газовых проектов. Так, одной из

проблем являются транзитные ставки на транспортировку газа, которые могут

оказать решающее влияние на его межконтинентальные потоки. Эти ставки сейчас

настолько велики, что природный газ в Европе может оказаться неконкурентным

по сравнению с другими топливами. Один из возможных путей решения данной

проблемы - совместная разработка механизма перераспределения прибыли между

поставщиками газа и его транспортировщиками.

В ближайшие 15-20 лет для России наиболее важными и прогнозируемыми из

экспортных рынков остаются рынки стран Европы, включая европейские страны СНГ

и Балтию, которые превратились из внутренних рынков в газовый рынок стран СНГ

и Балтии. Для Украины, Белорусии и Молдавии, а также для стран Балтии

российский газ - практически основной источник газоснабжения. В закавказские

страны СНГ он подается за счет перераспределения туркменского газа. Такое

положение сохранится и в последующие годы.

К наиболее крупным импортерам российского газа на рынках СНГ относятся

Украина и Белоруссия, Поставки российского газа в эти государства, также в

Молдавию и страны Балтии осуществляются по созданной ранее в СССР Единой

системе газоснабжения. Нынешний уровень поставок газа в страны СНГ и Балтии

будет возрастать по мере их выхода из экономического газовый рынок

Центральной, Западной и Юго-Восточной Европы. Более 25 лет Россия поставляет

природный газ в европейские страны. В начале 90-х гг. рынок российского газа

в странах Центральной и Восточной Европы в связи с экономическим спадом

несколько уменьшился. В последние годы здесь начался рост газопотребления. С

выходом государств этого региона из экономического кризиса потребность в

импорте газа, несмотря на намечаемые меры по снижению энергоемкости валового

внутреннего продукта, к 2010 г. может возрасти на 30-50 млрд. м3 по сравнению

1995 г.

В настоящее время основным источником газоснабжения стран Западной Европы

является собственная добыча газа. Имеющийся дефицит покрывается импортом из

России и Алжира. В будущем эта тенденция сохранится. В ближайшие 10-15 лет в

этом регионе конкурентом российскому может стать ближневосточный газ. Тем не

менее РАО "Газпром" рассчитывает, что российский газ сможет выдержать

конкуренцию, и его поставки на этот рынок возрастут. В целях обеспечения

предусмотренного роста поставок российского газа в Европу и повышения их

надежности начато строительство системы магистральных газопроводов Ямал -

Европа. Этапы реализации этого проекта сформированы таким образом, чтобы

можно было наиболее гибко и экономически эффективно реагировать на возможные

изменения рынка газа как в России, так и в зарубежных странах.

Для обеспечения потребности стран Юго-Восточной Европы (включая Турцию) в

российском газе предусматривается реконструкция действующих и строительство

новых транзитных газотранспортных мощностей на территории Румынии, Болгарии,

Турции, Греции и ряда других стран. Один из ныне проектируемых газопроводов

мощностью до 16 млрд. 3/год соединит Россию и Турцию через Черное море, что

позволит не прибегать к транзитным услугам третьих стран. Назначение

Североевропейского проекта, который сейчас изучается, - обеспечение поставок

газа в страны Северо-Западной Европы путем его транспортировки из России в

Западную Европу через Финляндию, Швецию и Данию. И если это окажется

экономически целесообразным, то будут приняты меры для проектирования,

финансирования и строительства Североевропейского газопровода.

На масштабы экспорта природного газа из России в Европу будет оказывать

влияние конкуренция как между газом и нефтепродуктами, а также другими

энергоносителями, так и между различными поставщиками газа. При этом оба

вида конкуренции, которую российскому газу предстоит преодолеть, будут

определяться уровнем цен. По ценовому фактору и надежности поставок для

европейского потребителя российский газ окажется предпочтительней газа из

других регионов мира (иранского, ближневосточного и нигерийского газа).

За пределами 2020 г. можно предположить формирование новых рынков, в том

числе для российского газа. В первую очередь, это связано с ожидаемым ростом

спроса на газ в Испании, Португалии, Греции и некоторых других западно-

европейских странах. Вместе с тем рост затрат на разработку новых

месторождений в отдаленных труднодоступных районах, высокие тарифы на

транспортировку газа приводят к тому, что РАО "Газпром" осторожно подходит к

освоению новых рынков и увеличению поставок газа.

Спрос на газ в странах Восточной Азии (в первую очередь в Японии, Республике

Корея и КНР) обусловлен прежде всего экологическими причинами, в частности,

необходимостью наращивания энергопотребления без дальнейшего техногенного

воздействия на окружающую среду. Перспективы роста потребления газа здесь

будут во многом определяться конкурентоспособными ценами и надлежащей

степенью надежности поставок. Как только возрастет доступность газа, спрос

может очень быстро увеличиться.

В ближайшей перспективе страны Восточной Азии будут по-прежнему удовлетворять

свои потребности в газе в основном за счет импорта сжиженного природного газа

(СПГ). После 2005-2007 гг. им, по-видимому, потребуются новые источники газа.

Одним из таких источников может стать Россия. В настоящее время

рассматривается несколько проектов, предусматривающих поставки российского

газа в страны Восточной Азии. В Иркутской области после 2000 г. намечается

создание нового газодобывающего центра. В перспективе на базе этого центра и

месторождений сопредельных юго-западных районов Республики Саха возможно

формирование крупной газодобывающей базы, связанной магистральными

газопроводами не только с южными районами Восточной Сибири и Дальнего Востока

России, но и с Китаем, КНДР, Республикой Корея и, возможно, Японией. В

ближайшие годы начнет формироваться самая восточная газовая база России - на

шельфе о. Сахалин. Здесь на рубеже 2010 г. намечается добывать не менее 20

млрд. м3 газа, из которых половина будет поступать российским потребителям, а

вторая половина - экспортироваться. В более отдаленной перспективе, после

2010 г., газовые потоки, берущие начало на западе (север Иркутской области,

юго-запад Республики Саха) и на востоке (шельф о. Сахалин), могут стать

основой единой газотранспортной системы востока России. Она будет

обеспечивать газом не только огромную территорию от Иркутска до Владивостока,

но и подавать в государства азиатско-тихоокеанского региона до 50 млрд. м3

газа в год.

Так же одной из важнейших задач в перспективе является стабилизация добычи

нефти. Но для этого требуются значительные капиталовложения. По расчетам

Минтопэнерго до 2000 г., чтобы сохранить достигнутый уровень добычи нефти,

необходимо вложить в нефтяную промышленность около 50 млрд. долларов (в

среднем по 7-8 млрд. долларов в год). В таблице 2.1 приведены данные,

рассчитанные в соответствии с прогнозом Мирового банка, которые

свидетельствуют о росте потребности в импортируемой нефти как на Европейском

континенте, так и в растущих экономиках Азии, включая Китай. Необходимо

однако понимать, что точность данных оценок в значительной степени зависит от

того, насколько верны предположения относительно развития России в

прогнозируемом периоде (в данном прогнозе среднегодовой рост производства ВВП

в период 1995-2000 гг. предполагался на уровне 2,8%, а в период 2000-2010 гг.

- 5%).

Таблица 2.1. Прогноз потребности в импорте нефти[32]

1995

2000

2005

2010

Доля экспорта в общей величине предложения

Республики бывшего СССР

35.331.437.642

Доля импорта в общей величине спроса

Европа

56.955.858.763.1

Азия и Китай

53.658.761.365.7

Наиболее приемлемо решать проблему новых инвестиций в нефтяную и газовую

промышленность за счет внутренних накоплений самих нефтегазодобывающих

объединений. Это возможно при условии коренного пересмотра многоуровневой

запутанной налоговой системы, не позволяющей предприятиям ТЭК аккумулировать

средства в фонд накопления. Только в этом случае можно добиться общего

оздоровления положения в нефтяной и газовой промышленности России и оживить

инвестиционный процесс в этих отраслях.

Поддержать экспортный потенциал России по нефти и нефтепродуктам можно путем

модернизации и ввода мощностей по вторичным процессам на нефтеперерабатывающих

заводах с целью повышения глубины переработки нефти и получения дополнительного

объема светлых нефтепродуктов. При повышении глубины переработки нефти с

существующего уровня 62% до 80% (в США глубина переработки свыше 85%) можно

получить дополнительные 40-42 млн. т светлых нефтепродуктов, часть которых

может быть экспортирована[33]. Поэтому

одной из приоритетных задач по повышению эффективности функционирования

отраслей ТЭК должна стать модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

Из-за низкой обеспеченности мощностями по переработке газа (не более 12.5-15%

от объема добычи) Россия недополучает в год более 30 млн. т сжиженных

нефтяных газов, которые теряются или просто сжигаются в топках котлов.

Решение этой проблемы, а так же проблемы переработки сжиженных газов в

нефтехимическую продукцию способствовало бы повышению экспортного потенциала

России.

Повышению ценовой конкурентоспособности российского угля на рынках Японии,

Малой Азии и Восточной Европы будет способствовать решение задач

реструктуризации предприятий угольной отрасли. В немалой степени этому могут

способствовать и тарифные соглашения на перевозку угля, заключаемые при

участии государства. По данным Министерства природных ресурсов России в общем

объеме располагаемых запасов энергоресурсов уголь составляет не менее 70

процентов.

Одним из важнейших поставщиков угля на европейский рынок остается Польша. По

данным КЕС, без поддержки государства польский экспорт угля был бы сейчас

полностью убыточным. По соглашению с ЕС от 1991 г. Польша обязалась к 1997 г.

отменить государственное субсидирование добычи угля, экспортируемого в страны

ЕС. Однако. по оценкам ЕС в 1998 г. экспорт каменного угля из Польши в ЕС был

субсидирован на сумму 450 - 500 млн. долл., а общие убытки угольной

промышленности в этой стране составили около 800 млн. долл. В соответствии с

принятой в 1998 г. программой, объем добычи к 2002 г. предполагается

сократить со 135 млн. до 112 млн. т.

Таким образом, в случае создания необходимой инфраструктуры российские

экспортеры угля потенциально могут занять на европейском рынке место польских

поставщиков. При этом первостепенным фактором будет выступать ценовая

конкурентоспособность и возможность обеспечения ритмичности поставок.

Начиная с середины 90-х на мировом рынке угля имела место четко выраженная

понижательная тенденция цен угля, вследствие общего удешевления стоимости

энергоносителей. Следует, однако отметить, что в целом цены на уголь

стабильнее и менее подвержены текущим конъюнктурным колебаниям, чем цены

нефтепродуктов (при этом цены коксующегося угля устойчивее, чем цены

энергетического). Более чем достаточный объем предложения угля на мировом

рынке угля и острая конкуренция между различными поставщиками оказывают

давление на цены. Поэтому, несмотря на значительный рост цен нефтепродуктов,

стоимость угля на мировом рынке в 1999 г. практически не повысилась.

В целом перспективы мирового рынка представляются сравнительно благоприятными

для российских экспортеров угля[34].

В ближайшие 20 лет емкость мирового рынка возрастет не менее, чем на 20-25%.

По преобладающему мнению экспертов, особенно быстрыми темпами потребление и

импорт угля будут возрастать в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В

Западной Европе продолжится процесс свертывания национальной угольной

промышленности, а возрастающие потребности предполагается обеспечивать

импортом. Процесс реформирования экономики восточноевропейских стран и

постепенный переход более развитых из них к экономике постиндустриального

общества будут приводить здесь к росту энергопотребления. Российский уголь

для этих государств будет реальной альтернативой другим импортным

энергоносителям. Чрезвычайно благоприятные перспективы складываются на

европейском рынке вследствие ожидаемого ограничения государственного

субсидирования угледобычи в Польше и сокращении вдвое ее экспортных

возможностей. Спрос на российский уголь за рубежом может возрасти в еще

большей степени, в случае принятия за рубежом политических решений о

свертывании программ развития атомной энергетики.

Условия конкуренции на мировом рынке угля таковы, что заполнить потенциально

открывающиеся ниши неудовлетворенного спроса смогут те из экспортеров,

которые смогут предоставить продукцию конкурентоспособную по качеству и ценам

и обеспечат ритмичность поставок.

Качественные характеристики кузнецкого, воркутинского и южноякутского угля в

принципе устраивают основных зарубежных потребителей и обеспечивают их

конкурентоспособность на мировых рынках. Поэтому для использования

благоприятных перспектив, складывающихся на мировых рынках, необходимы

решения, в том числе и на государственном уровне, которые бы обеспечили

ценовую конкурентоспособность российского угля за рубежом. В частности,

настоятельно необходимо решить следующие неотложные проблемы:

· Укрепить терминальную базу, слабость которой сдерживает морские отгрузки

угля из России.

· Обеспечить для экспортеров угля льготные тарифы железнодорожных перевозок,

имея в виду, что экспорт нескольких миллионов тонн угля позволит значительно

повысить загрузку железнодорожного транспорта.

· В рамках проводимой реструктуризации угольной отрасли обращать особое

внимание на укрепление производственной базы потенциально перспективных для

экспорта предприятий.

· Последовательно проводить в процессе реструктуризации угольного

производства линию на соблюдение частных интересов отдельных экспортеров и

государственных и региональных приоритетов развития этой важнейшей для

экономики России отрасли промышленности.

Важным направлением повышения конкурентоспособности топливных ресурсов

является снижение затрат на производство ТЭР. Для снижения себестоимости

электроэнергии целесообразно создание вертикально интегрированных компаний,

объединяющих электростанции с угледобывающими предприятиями и крупнейшими

энергопотребителями. При объединении электростанции получат ритмичные

поставки угля в необходимых количествах, угледобывающие предприятия решают

проблему сбыта, поставки угля не будут облагаться НДС, что позволит компании

сэкономить оборотные средства, увеличить объемы производства электроэнергии,

снизить ее себестоимость - это даст основания для снижения тарифов.

Объединение с энергоемким предприятием, осуществляющим поставки продукции на

экспорт (цветная металлургия, сложная агрохимия), позволит увеличить прибыль

и даст возможность предприятию развивать производство и увеличить поставки

продукции на экспорт.

К числу перспективных направлений повышения экспорта ТЭР относится увеличение

поставок на внешний рынок электроэнергии(табл.2.2). В настоящее время экспорт

электроэнергии в дальнее зарубежье незначителен, но имеет тенденцию к росту.

Ведется строительство новых линий электропередачи из России в Германию, в

перспективе предполагается осуществлять поставки электроэнергии в Финляндию,

Италию, Китай и другие страны Азии. Благодаря достаточно низким ценам на

российскую электроэнергию она может быть конкурентоспособной на мировых

рынках.

Возможен также Существенно вырастет российский экспорт электроэнергии в регион

Монголии и Китая. Рассматриваются варианты сооружения линий электропередачи (в

том числе постоянного тока) из Восточной Сибири в Китай мощностью 5-6 млн. кВт

и протяженностью 2,7-3 тыс. км - сверх существующего обмена энергией и

мощностью между Амурской обл. и прилегающими районами Китая, который

существенно вырастет с окончанием сооружения Бурейской ГЭС. В перспективе

возможна более глубокая интеграция электроэнергетических систем Восточной

Сибири и Дальнего Востока России с энергообъединениями Китая.

[35]

Таким образом, геополитическое значение энергетики России важно не только для

российской экономики, но и является важным элементом процесса развития

европейских энергетических рынков, и, следовательно, мировой энергетики.

В то же время во всей рассматриваемой перспективе собственно экономическое

развитие России, ее внутреннее энергопотребление не являются ключевыми

факторами, определяющими конъюнктуру развития мировой экономики и энергетики,

в отличие, например, от влияния развития ситуации в США или Китае. Экономика

и энергетика России (в частности, потенциальные возможности экспорта

энергоносителей из России) являются, по сути, факторами дополнительной

неопределенности и, следовательно, риска при принятии долгосрочных

политических, финансовых и прочих решений. Скорее всего, мировое сообщество

будет стремиться минимизировать эту неопределенность, даже за счет некоторой

потери в экономической эффективности, как это происходит при развитии

ситуации вокруг прикаспийских нефти и газа. Таким образом, Россия вынуждена

постоянно бороться за поддержание и повышение своего "рейтинга" на мировых

энергетических рынках в каждый конкретный момент времени в условиях не только

жестокой конкуренции, но и в силу объективных причин, в том числе, возможно,

и политических.

В то же время, роль России не может ограничиваться экспортом собственных

первичных и преобразованных энергоресурсов и должна включать участие России в

освоении, транспорте и маркетинге энергоресурсов третьих стран, в том числе,

стран Каспийского бассейна.

Таблица 2.2. Прогнозируемый суммарный экспорт ТЭР из

России[36]

Наименование

Единица

измерения

1998 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

Экспорт газа

Экспорт нефти

и нефтепрод.

Экспорт угля

Экспорт элек-

троэнергии

млрд м3

млн т

млн т

млрд кВт. * ч

200,1

175,9

24,9

20

207

171

20

20

255-250

175-168

20

25-20

270

180-160

20

35-30

Заключение

В оценке экспортного потенциала России наглядно представляются её лидирующие

позиции в плане запасов ТЭР. Она располагает примерно четвертью всех

энергоресурсов планеты: 45% мировых запасов газа, 13% нефти, 30% угля, 14%

урана. Но это еще не все. Для российской территории характерна невысокая

степень разведанности ресурсов, то есть изученности недр на базе новейших

геологоразведочных технологий. Например, степень разведанности ресурсов нефти

составляет 34%, газа — лишь 25%. Показатель разведанности нефтегазового сырья

сильно изменяется по территории — от 58% на Урале до 3% в Восточной Сибири и

5% — на шельфах морей. Несмотря на огромные запасы ТЭР в Российской

Федерации, необходимо все же ясно осознавать ограниченность богатства наших

недр.

К сожалению, уменьшение уровня добычи и экспорта энергоресурсов для России на

данном этапе экономического развития не представляется возможным, так как.

ТЭК — это “валютный цех” страны, он обеспечивает почти половину всего

российского экспорта. При сбоях в отечественной экономике экспорт топливно-

энергетических ресурсов стал своеобразной палочкой-выручалочкой, позволяющей

смягчать последствия экономической нестабильности, и, обобщенно говоря,

снимать социальное напряжение путем оказания огромной помощи формированию

бюджета РФ, за счет которого складывается общая социальная обстановка в

стране и уровень жизнеобеспеченности граждан. Касаясь более глубинных

процессов, которые стимулируются экспортом ТЭР, можно выделить увеличение

расчетов деньгами в ряде секторов отечественной промышленности, обеспечение

стабильности курса национальной валюты по отношению к доллару, привлечение

инвестиций в экономику, финансирование импорта, основная часть которого

является преобладающей в потребительском секторе страны, без валютных

потуплений от экспорта ТЭР будет существенно затруднено ускорение

технического прогресса и проведение структурных преобразований, экспорт

необходим также для того, чтобы рассчитываться по внешним долгам бывшего СССР

и кредитам

При рассмотрении возможных альтернатив экспорту топливно-энергетических

ресурсов выводы получились далеко не утешительные. Поскольку в условиях

перехода к рыночным отношениям дальнейшее сохранение высокого уровня экспорта

жидкого топлива или его рост может привести к обострению старых проблем и

появлению новых. Обмен сырья на оборудование для его производства приводит,

как правило, к полной зависимости экспортеров сырья от импортеров

оборудования. Россия может трансформироваться в страну с экономикой

колониального типа, неспособную к самостоятельному, расширенному

воспроизводству и вынужденных обменивать невозобновляемые природные ресурсы

на продукт интеллектуального труда развитых стран. Процессы

деиндустриализации, деградации промышленного производства могут достигнуть

качественно нового уровня, после которого будут утрачены- возможности

структурной перестройки экономики.

Для преодоления возможных проблем в связи в сырьевой специализацией России

предлагается развивать отечественную микроэлектронную промышленность так как,

объективно взглянув на то что экспортируя нефть и покупая электронику за

рубежом на сумму, сегодня примерно равную половине объема экспорта сырой

нефти, Россия обменивает природную невоспроизводимую ренту на

интеллектуальную ренту, финансируя таким образом за счет своего природного

богатства научно-технический прогресс, экономический рост и создание рабочих

мест за рубежом.

Мое субъективное мнение все же более склоняется к тому, что Россия давно

упустило возможность занять свою нишу на мировом рынке электроники, хотя

вынужден согласиться, что для внутреннего потребления развивать электронную

промышленность явно необходимо, перспективы же экспорта российской

электроники представляются мне весьма туманными

Говоря о возможности экспорта продукции ВПК, следует отметить, что

отечественный ВПК сохранил свой основной научно-технический потенциал, он

дает реальные примеры выпуска продукции мирового уровня. Гражданские отрасли

также располагают, хотя и сравнительно меньшими, возможностями создавать

конкурентоспособные изделия. Правда, эти отрасли нуждаются в дорогостоящей

модернизации. Поэтому основным резервом оздоровления российской

промышленности и экспорта, видимо, пока является конверсия ВПК. Вместе с тем,

следует подчеркнуть, что конверсия сможет способствовать улучшению структуры

российского экспорта и успешному импортозамещению только при целенаправленной

поддержке государства.

Как мне кажется, основой экспорта на долгие годы останутся энерго-сырьевые

товары, а в импорте будут преобладать дешевые и низкокачественные товары

потребительского назначения. Россия не сможет завоевать на рынке услуг по

освоению космоса, других высокотехнологичных товаров и услуг место,

соответствующее ее научно-техническим возможностям. Отсутствие достаточных

заказов приведет к еще большему недофинансированию и, в конечном итоге, к

упадку имеющегося потенциала в решающих областях научно-технического

прогресса. Роль энерго-сырьевой периферии мировой экономики закрепится за

Россией на неопределенно длительный срок.

В связи неизбежностью России экспортировать энергетическое сырье, необходимо

строго сфокусировать на данном аспекте внимании государства. В настоящее время

Министерство топлива и энергетики формально остается головным органом

государственного регулирования топливно-энергетического комплекса. Однако на

протяжении 1990-х гг. его реальная роль в формулировании и осуществлении

государственной экономической политики неуклонно снижалась Но тем не менее,

Министерство сохраняет статус головного разработчика или согласователя ряда

правительственных документов, регулирующих ситуацию в ТЭКе. Государственное

регулирование экспорта нефти и газа осуществляется в соответствии с

постановлением правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года №7 «О регулировании

поставок нефти и продуктов ее переработки за пределы РСФСР» (действующая

редакция от 15.09.97) и указом президента Российской Федерации «Об упорядочении

экспорта природного газа» (в ред. Указа Президента РФ от 16.05.97 N 491)

Сегодня в распоряжении госструктур остаются самые разные рычаги воздействия на

нефтегазовые корпорации. Первый из них – это собственно экономическая политика

в применении к отрасли. Она включает в себя установление налогов, пошлин и

тарифов, предоставление льгот и квот, выдачу лицензий на разработку

месторождений, утверждение соглашений о разделе продукции, назначение

руководителей госкомпаний. Второй рычаг влияния государства на ситуацию в

нефтегазовом секторе – это его политика в отношениях с “олигархическими”

группами, владеющими значительной частью российской “нефтянки”.

Основными рынками сбыта Российских ТЭР являються страны Восточной и

Центральной Европы. Касательно нефти основными импортерами выступают

Великобритания и Ирландия (четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная

Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-

50%), Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны»

Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия,

Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%.Основными импортерами

каменного угля выступают страны Западной Европы (около 160 млн. т ) и АТР

(более 200 млн. т, в т.ч. Япония - 130 млн. т, Южная Корея - около 50 млн. т

и Тайвань - около 20 млн. т). Ведущими экспортерами выступают Австралия, США,

ЮАР, Колумбия, Венесуэла, Индонезия, Канада, Китай, Польша и Россия.

Поставками из этих государств обеспечивается сейчас более 90% мировых

импортных потребностей.Таким образом в отношении рынков сбыта

энергоносителей Россия проблем не испытывает ,более того в связи с ростом

потребления энергоресурсов намечены перспективы расширения.

Расширение международной деятельности в сфере энергетики, взаимовыгодного

сотрудничества с зарубежными странами по освоению и разработке топливно-

энергетических ресурсов, повышению эффективности их использования и освоению

новых энергетических рынков является не только одним из важнейших направлений

долгосрочной энергетической политики России, но и ее весомым вкладом в

решение глобальных проблем энергетики, которые стоят перед человечеством в

первые десятилетия XXI века.

Энергетической стратегией России предусматривается сохранение значительных

объемов экспорта энергоресурсов, особенно природного газа и жидкого топлива,

однако наращивание их поставок на внешние рынки должно прекратиться уже к

2012-2015 годам. Дальнейшая динамика экспорта энергоносителей будет

определяться прежде всего соотношением между ценами внешних рынков и

издержками на добычу (производство) топлива и энергии в России. На масштабах

вывоза углеводородного сырья будет также сказываться удельный вес его

производства с привлечением зарубежного капитала и на условиях соглашений о

разделе продукции. В перспективе возможен масштабный выход России на мировой

рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического

моторного топлива.

Россия не заинтересована в сохранении зависимости от своего основного

(европейского) рынка сбыта энергоресурсов. Уже к 2010 году будут реализованы

меры по существенной диверсификации экспортных потоков российских

энергоносителей в южном и восточном направлениях. В последующие годы эти

направления (и прежде всего страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-

Тихоокеанского региона в целом) будут занимать все больший удельный вес в

географической структуре экспорта энергоресурсов из России.

Возрастут межсистемные перетоки электроэнергии между Россией и зарубежными

государствами, потребуется организация совместной работы энергосистем России,

Белоруссии и других стран СНГ с межгосударственными энергетическими

объединениями Южной, Центральной и Западной Европы. "Энергомосты" со странами

Северо-Восточной Азии положат начало формированию глобальных евроазиатских

энергетических систем.

Таким образом .на данном этапе экономического развития нашей страны вопрос

заключается не в том: вывозить или не вывозить топливно – энергетические

ресурсы, а в обеспечении максимально возможной эффективности экспорта жидких

углеводородов, угля и электроэнергии.

Список использованной литературы.

1.Елисеев И.Д. Что целесообразно экспортировать нефть или нефтепродукты?

//ВЭБ 2000г. №10.С.33-35.

2.Теплухин П. Освобождение от нефтезависимости // Деловые люди 2002г.

№131. С.32-35

3.Ситро К.А., Ягольницер М.А. Роль минерально-сырьевого сектора экономики

в посиндустриальном развитии // ЭКО 2001г. №1.С.114-135.

4. Колчин С. Топливный экспорт: спасение или тупик на пути выхода России

из кризиса // Власть 1998г. №10-11. С.49-57.

5.Антонец Е.П. Электорника или нефть? // ЭКО 2001г. № 8. С.30-38.

6.Загашвили В. Интеграция России в мировое хозяйство: структурные

проблемы // МЭиМО 1999г. №7.С.22-29.

7.Парамонова Т. Благодаря нефтегазовой отрасли в России наметилось

улучшение экономической ситуации // Международная жизнь 2001г. №1. С.38-43.

8.ВолковЮ. Российский нефтяной экспорт: возможна ли альтернатива? // ВЭБ

1997г. №12.С.52-58.

9. Нарзикулов Р. Нефть, газ и внешняя политика России // Финансовые

известия. – 1998.- №19.- С. 6.

10. Shane S. Streifel Rewiew and Outlook for the World Oil Market, The

World Bank,

Washington, D.C., 1995

11. Байков Н. Топливно-энергетический комплекс // МЭ и МО.- 1998.- №8.- С.49

12. http://www.marketsurveys.ru

13. http://www.csr.ru

14. http://modus.mobile.ru/

15. http://www.mediatext.ru/

16. http://www.polit.ru/documents/l

17. http://www.vniki.ru/fer.nsf/Parts/ir.html

18. http://www.iaton.ru/analytics/index.asp

19. http://www.derrick.ru/pv/podshivka.htm

20. http://www.eriras.ru/RU/enstrat2020

21. http://www.dinform.ru

22. http://www.rusoil.ru/fsprav

23. http://www.spprinfo.ru/

24. http://www.economics.ru/econom/akdi.htm

25. http://www.mtu-net.ru/marek/index.htm

[1] Клюев Н.Н. Топливно-энергетический

комплекс России; 2001г.// http://www.csr.ru/

[2] http://www.marketsurveys.ru/ (Финансовые известия 04.12.01)

[3] http://www.marketsurveys.ru/ (Профиль 15.01.01)

[4] Там же

[5] http://modus.mobile.ru/?lno=127&rub=1

[6] Петров Андрей, доктор технических наук,

директор аналитического центра Информационного агентства "Мобиле//

http://modus.mobile.ru/?rub=1&lno=0&review_id=1

[7] Там же

[8] Там же

[9] Там же

[10] Клюев Н.Н. Топливно-энергетический комплекс России//. http://www.csr.ru/

[11] Телухин.П. Освобождение от

нефтезависимости //Деловые люди. 2002. №131 Февраль. С.32.

[12]Парамонова Т. Благодаря нефтегазовой

отрасли в России наметилось улучшение экономической ситуации // Международная

жизнь – 2001..№1. С. 38.

[13] http://www.mediatext.ru/docs/8417

[14] http://www.dinform.ru/newanalit/main.asp?k=48997&t=1672# tabl_2_8.htm

[15] http://www.dinform.ru/newanalit/main.asp?k=48997&t=1672# tabl_2_9.htm

[16] http://www.dinform.ru/newanalit/main.asp?k=48997&t=1672# tabl_2_7.htm

[17] http://www.iaton.ru/analytics/index.asp

[18] http://www.mtu-net.ru/marek/index.htm

[19] Нарзикулов Р. Нефть, газ и внешняя

политика России // Финансовые известия. – 1998.- №19.- С. 6.

[20] Загашвили В. Интеграция России в

мировое хозяйство: структурные проблемы // МЭиМО. 1999. №7. С.26.

[21] Там же. С 27.

[22] Антонец.Е.П. Электроника или нефть // ЭКО. 2001г. № 8. С.32.

[23] Антонец.Е.П. Электроника или нефть // ЭКО. 2001г. № 8. С.36.

[24] Колчин С Топливный экспорт: спасение

или тупик на пути выхода из кризиса //Власть. 1998. №10-11. С. 56.

[25] Загашвили В. Интеграция России в

мировое хозяйство: структурные проблемы // МЭиМО. 1999. №7. С.28.

[26]http://www.eriras.ru/RU/enstrat2020/newenergystrat_index1-ru.htm

[27] http://www.derrick.ru/pv/podshivka.htm

[28] http://www.spprinfo.ru/content/rubr2/rubr-25.asp

[29] http://www.rusoil.ru/fsprav/

[30] ВолковЮ. Российский нефтяной

экспорт: возможна ли альтернатива? // ВЭБ 1997г. №12.С.58.

[31]

http://www.marketsurveys.ru/s01001258.html // Ведомости 30.03.01. Прогноз

мирового потребления энергоресурсов.

[32] Источник: Shane S. Streifel Rewiew

and Outlook for the World Oil Market, The World Bank,

Washington, D.C., 1995

[33] Байков Н. Топливно-энергетический комплекс // МЭиМО.- 1998.- №8.- С.49.

[34] http://www.vniki.ru/fer.nsf/Parts/ir.html

[35] http://www.polit.ru/documents/194306.html

[36] http://www.economics.ru/econom/akdi.htm

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.