РУБРИКИ

Курсовая: Современные тенденции в мировой экономике

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Современные тенденции в мировой экономике

до 1980-х, пока национальные границы мешали оживлению экономической

активности, общий рынок оставался лишь обещанием.

Для выхода из тупикового состояния, в котором он оказался, процессу

экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую

инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому

европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована так

называемая «Белая книга» — каталог специфических мероприятий с подробным

планом для завершения создания внутреннего рынка к концу 1992 года, и в конце

июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для каких-либо реальных

перспектив успешного завершения такого сложного процесса за 7 лет, притом,

что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество, которое было гораздо меньшим,

нужны были не только заявления о политических намерениях и принятие

программы. Программа перехода к единому рынку должна была вылиться в

Соглашение, что и было достигнуто 1 июля 1987 года в Едином Европейском

Акте, который добавил новую статью в Соглашение по ЕЭС (сейчас статья 7а в

Соглашении по Европейскому Сообществу). В ней сказано: «Сообщество примет

меры для внедрения внутреннего рынка в срок до 31 декабря 1992 года ...

создав область действий без каких-либо границ, и на которой будет

гарантироваться свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала».

Для достижения этой довольно амбициозной цели все 282 меры, перечисленные в

«Белой книге», успешно перешли в разряд законодательных. Но гораздо большим

успехом оказалось то, что весь этот процесс прошел при минимальных

возражениях со стороны стран-участниц, и целая сеть мер, мероприятий, средств

и схем по созданию единого рынка была успешно принята к действию. Конечно,

для того, чтобы реально использовать все эти схемы, их нужно было

адаптировать с учетом особенностей каждой отдельной страны. Многие из этих

282 пунктов вышли в форме директив для обязательного включения в национальное

законодательство и выполнения их до определенного срока. Некоторые

государства легче справлялись этой задачей, у некоторых возникали проблемы,

но исключительно по причине того, что не все местные власти были готовы к

определенным изменениям в столь короткие сроки. С другой стороны, когда

некоторые государства показали свою политическую неспособность исполнять

заранее согласованные решения, Комиссией было принято решение разбора этих

случаев в Суде Справедливости за нарушение законодательства Сообщества. Но

даже после того, как все решения внедрены, должно пройти какое-то время,

чтобы национальная экономика, а также население смогли приспособиться к новой

ситуации и начать ощущать все ее экономические преимущества. Несмотря на это,

настрой у бизнес-сектора самый оптимистичный. Создание единого рынка — это

именно тот редкий случай, когда подобное начинание настолько широко

поддерживается как предпринимателями и промышленниками, так и

общественностью. Одним из факторов, повлиявших на это, была широкая волна

информации как для компаний, так и для граждан о том, какие права и какие

выгоды они будут иметь после перехода к единому рынку. В распространении

такой информации большую роль сыграли Европейские Информационные Центры, а

также базы данных CELEX и INFO 92, к которым был свободный доступ, и в

которых можно было найти любую информацию по законодательству Сообщества и

регулирующим мерам по переходу к единому рынку.

Воодушевленные позитивной реакцией на программу по созданию единого рынка, в

1988 году Главы государств и правительств учредили Общество по продвижению

создания экономического и валютного союза (EMU). При этом логика была

следующей: как бизнесмен, так и рядовой гражданин не смогут ощутить всех

преимуществ единого рынка без фиксированных обменных курсов, или даже единой

европейской валюты. Большинство препятствий для свободного движения капитала

должны были быть устранены с переходом к единому рынку, так как банки и

страховые компании начали работать через национальные границы, и

соответственно поток капиталов начал стабильно расти. Но это также

чрезвычайно сузило спектр национальных полномочий в области валютной

политики. И чем ближе к завершению был процесс перехода к единому рынку, тем

более усиливалось давление по поводу тесного валютного сотрудничества, а

также ускорялось дальнейшее продвижение по пути к экономическому и валютному

союзу.

В Соглашение по Евросоюзу (и соответственно, по ЕЭС) была добавлена новая

секция по экономической и валютной политике (Статья № YI), которая заключает

в себе основной план по созданию экономического и валютного союза. С

вступлением этой статьи в силу, в процессе экономической интеграции

намечаются такие два основные направления.

Первое заключается в том, чтобы сделать единый рынок живой реальностью, и, в

частности, заполнить пробелы на этом пути у некоторых стран. На этом пути

перспективы весьма оптимистичны: уже видны результаты, чего удалось достичь,

а также тот факт, что единый рынок продолжает набирать очки в свою поддержку

и у политиков, и у бизнесменов, и у широкой общественности.

Второе направление заключается в том, чтобы, преодолев первую стадию на пути

к экономическому и валютному союзу, закончить вторую и третью. Эти обещания

выполнить гораздо тяжелее не только потому, что поставлены слишком жесткие

условия для перехода от одной стадии к другой, но и потому, что лидерам

Сообщества не удалось пока вызвать такую волну оживления для перехода к этим

стадиям, какую вызвал переход к единому рынку. Отрицательным моментом явилась

информация для общественного мнения о предложенных изменениях и причинах,

вызвавших их, что вызвало всеобщее подозрение и непринятие. Люди не смогли

увидеть преимуществ более тесной интеграции, и какие выгоды им это может

принести. Вместо этого начало распространяться мнение, что людей хотят

обмануть, в первую очередь это касалось устранения национальной валюты. И

поэтому это направление заключается не только в том, чтобы закрепить

выработанные критерии экономического и валютного союза, но и прислушаться к

людям и тому, что их волнует.

Основные принципы свободного единого рынка.

Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый

рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную

экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми

барьерами. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное

движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Второй и четвертый, как

известно, являются основными факторами производства

Свободное движение товаров

Статья 9-37 Соглашения по Европейскому Сообществу.

Таможенный союз.

Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные

пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами-участницами до этого

времени, и Соглашением был выработан план по постепенного удаления всех

внутренних пошлин в течение 12 лет.

Первых шесть стран-участниц закончили этот процесс в 1968 году, за 18

месяцев до обозначенного срока. Страны, вошедшие в Сообщество позже, также

уложились в установленные сроки и адаптировались к условиям единого рынка

очень быстро.

Процесс аннулирования таможенных пошлин внутри ЕЭС сопровождался принятием 1

июля 1968 года Единого Таможенного Тарифа (ССТ), которым стали облагаться все

импортируемые на территорию Сообщества товары. ССТ стал защитой Сообщества от

торгового потока извне, а также выровнял действующий до этого уровень пошлин

(который был очень высок в Италии и Франции, но очень низок в странах

Бенилюкс и Германии). Начиная с 1968 года ССТ претерпевал значительных

изменений как вследствие решения Совета Министров или переговоров между

Евросоюзом и другими странами, так и благодаря международным торговым

организациям, в частности Мировой Торговой Организации (Генеральное

Соглашение по Тарифам и Торговле). Таким образом, ввод единого внешнего

тарифа ознаменовал появление полного таможенного союза и завершение тем самым

первой стадии экономической интеграции.

Смещение количественных ограничений.

Создание единого рынка, где было бы обеспечено свободное хождение товаров,

потребовало не только смещения таможенных границ, но и поднятие

количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для того,

чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается

в создании определенных количественных или стоимостных квот. Однако меры

подобного рода противоречат Соглашениям, и странам-участницам приходится с

этим считаться. Поэтому на данный момент все количественные ограничения на

внешнюю торговлю с Сообществом сняты.

Стоимостные ограничения перекликаются, по сути, с количественными, как бы

являясь их выражением. То есть, сами, не являясь квотами или запретами, они

делают импорт некоторых товаров неэффективным или даже невозможным.

Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести эти

национальные правила к общеевропейским стандартам. Переломным пунктом стал в

1979 году процесс в Суде Справедливости по делу “Cassis de Dijon”, с помощью

которого было найдено наиболее прагматичное решение проблемы, как обезопасить

свободное движение товаров. Суд должен был решить, соответствуют ли

германские законы о минимальном содержании алкоголя в винных изделиях — как

местного производства, так и импортируемых — со статьей 30 Соглашения по ЕЭС

(в том, что касается свободного движения товаров). Традиционные продукты,

изготовленные в других странах Сообщества, с низким содержанием алкоголя ,

включая французское “Cassis de Dijon”, не могли продаваться на территории

Германии как алкогольные напитки. Суд постановил, что любой продукт,

произведенный в странах Сообщества на законных основаниях и продающийся в

одной из этих стран, может также продаваться в любой другой стране

Сообщества. И защита от импорта устанавливается только в случаях,

предусмотренных Статьей 36 Соглашения по ЕЭС в том, что касается защиты

общественной морали, порядка и безопасности, защиты здоровья и жизни людей,

животных или растений, защиты национальных богатств, представляющих собой

художественную, историческую или археологическую ценность, а также защиты

промышленной и коммерческой собственности.

Устранение налоговых барьеров.

Ключевым фактором, гарантирующим свободное движение товаров, является

уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами

Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые

границы все-таки должны существовать.

Во первых, они дают гарантию того, что налоги на потребление (то есть

непрямые налоги), которыми облагаются товары на едином рынке, идут в

конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это выглядит

как возмещение налогов на экспорт. Поэтому, если товар, произведенный в

Германии, экспортируется во Францию и там потребляется, то германскому

производителю возмещаются непрямые налоги, уплаченные в Германии, а

французский импортер платит соответствующий налог во Франции. Таким образом

данная система гарантирует равные налоговые условия для отечественных и

импортируемых товаров. И налоговые границы, исходя из этого, являются как бы

платой за справедливость.

Во вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против уклонения от

налогов и предотвращения теневой торговли. Без налоговых границ и

соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы проверить,

действительно ли товар экспортируется, что дало бы возможность незаконного

провоза товаров как экспортируемых, и тем самым возмещение непрямых налогов.

Соответственно это дало бы возможность устанавливать демпинговые цены на

отечественные товары.

Поэтому, на данный момент налоговые границы все еще нужны. Это, однако, не

означает невозможность общего (без границ) налогообложения . Фактически с 1

января 1993 года пограничный контроль был заменен более сложной системой

деклараций, которая позволила убрать налоговый контроль на границах.

После1996 года целью стало ввести систему, известную как принцип

происхождения. Эта система позволит уйти и от неудобного декларирования, и от

возмещения налогов экспортерам, и от обложения налогами импортеров, а также

всех проверок, которые это влечет за собой. Вместо этого, в стране-

производителе при производстве товара уплачивается VAT. А для того, чтобы эта

система работала, во всех странах Сообщества ставки VAT должны быть

одинаковыми. Старая система (с непрямыми налогами) до сих пор применялась в

отношении алкогольных напитков, табака и нефтепродуктов. Но с переходом к

единому рынку ушли в прошлое любые ограничения для физических лиц,

путешествующих из одной страны Сообщества в другую.

Свободное движение рабочей силы.

Статьи 48-51 Соглашения по Европейскому Сообществу.

Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право было

зафиксировано в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году. Оно

заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по

трудоустройству, заработным платам и условиям работы в любой стране

Сообщества. Гражданам гарантируется географическая и профессиональная

мобильность и минимальный уровень социальной интеграции в любой из стран,

входящих в Сообщество, в которых они захотели работать.

Географическая мобильность.

Под географической мобильностью подразумевается право человека уехать и

остановиться в любой стране Сообщества для того, что найти работу или

получить образование по специальности. Практически же это право

распространялось только на рабочих и тех, кто ищет работу. Но принятые в 1990

году дополнительные директивы распространили это право еще на студентов,

пенсионеров и безработных, при условии, что у них есть достаточные средства,

чтобы содержать себя, а также покрывать расходы по медицинской страховке.

Право на жительство для получивших работу сохраняется 5 лет, после чего может

быть продлено еще на 5 лет. В случае с теми, кто ищет работу, Суд

Справедливости постановил, что им должно быть дано достаточное время, чтобы

ознакомиться с вакансиями, на которые они могли бы претендовать, и в этом

случае они имеют право оставаться в стране так долго, как они смогут

показывать, что действительно активно ищут работу с некоторыми положительными

перспективами. Если человек не смог получить работу, он, при соответствующих

обстоятельствах, может остаться жить в том месте, где он был трудоустроен

последний раз.

Национальные иммиграционные правительства не могут отказывать кому-либо в

праве на жительство, гарантированном законом Сообщества (на основе

общественной политики, безопасности и здоровья), кроме очень серьезных

случаев, и любой такой отказ должен быть представлен Суду Справедливости.

Профессиональная мобильность.

Под профессиональной мобильностью подразумевают право людей на выбор любой

профессии, сроков трудоустройства и условий работы. То есть, к работникам из

других стран Сообщества не должно быть другое отношение, чем к местным

работникам ни в отношении оплаты труда, ни к доступу к образовательным

центрам, ни в повторном трудоустройстве в случае временной утраты

трудоспособности.

Социальная интеграция.

Социальная интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми

социальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники

из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и

местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты.

Правилами Сообщества гарантируется социальная защита, как для работников,

так и для их семей.

Свобода истеблишмента.

В широком смысле, свобода истеблишмента это право людей выбрать или получить

любую работу. Это касается докторов, адвокатов, архитекторов, агентов по

недвижимости, брокеров, рекламных агентств так же, как и технических,

художественных или ремесленных образований.

Это также касается свободы ведения бизнеса, в частности компаний, агентств

компаний, их отделений и филиалов.

Но это право не относится к постоянной или временной работе в органах власти.

Страны Сообщества сами решают, кому поручить управление властными

структурами. Но каждый спорный случай должен рассматриваться как с точки

зрения соблюдения прав и свобод человека, так и точки зрения национальной

безопасности.

Право на истеблишмент должно предотвратить любые открытые или скрытые попытки

дискриминации при выборе занятия, как впрочем, и в случае со свободным

движением рабочей силы.

Свобода предоставления услуг.

Свобода предоставления услуг, в принципе включает в себя те же принципы, что

и свобода истеблишмента, но в случае с услугами, действия ограничены во

времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества.

Также это право не распространяется на государственные структуры власти.

Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при

этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой

стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

Судом Справедливости также установлено, что лицо, желающее получить какие-

либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категория

попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой

стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать

образование или вести свой бизнес.

Данная свобода также применима в случаях, если заказчик и лицо,

предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только

предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить

телевидение и радиовещание.

Принцип одинакового отношения означает, что у гражданина Европейского Союза,

желающего открыть какое-либо образование или предоставить услугу в другой

стране-участнице, не должны требовать выполнения каких либо более строгих

условий, чем для местных жителей в сфере образования, квалификации или

знаний. То есть, квалификация, равная по значению, но полученная в другой

стране Союза, должна быть признана равной соответствующей местной

квалификации. Но на практике, внесение этой свободы в национальное

законодательство — чрезвычайно тяжелый и долгий процесс, и одно время

предлагалось внести свои правила для каждой профессии отдельно. Наибольшие

проблемы возникают из-за профессий, связанных со здравоохранением.

Свободное движение капитала и платежей.

Статьи 67-73 Соглашения по Европейскому Сообществу.

Свободное движение капитала и либерализация платежей являются дальнейшими

важными шагами для завершения работы по созданию единого рынка. В

перспективе, нельзя будет говорить о свободном движении товаров или услуг,

пока не будут сняты ограничения на движение капитала, и инвестированию будут

подлежать наиболее экономически выгодные сегменты единого рынка.

Свободное движение капитала

Первые директивы относительно освобождения движения капитала, принятые

Советом в 1960, 1962 и 1986 году, были направлены только на уменьшение

ограничений на операции с иностранной валютой. Но эти попытки были еще далеки

от того, чтобы расширить национальные рынки капиталов. За годы после этого

национальными парламентами было принято целый ряд законодательных актов,

регулирующих специфические аспекты рынка капиталов, такие как Государственное

регулирование деятельности банков, налоговые законы, требования безопасности

к операциям с обменом валюты и т.д.).

Только после 1986 года Комиссией был разработал первый детальный план по

созданию единого финансового пространства для либерализации движения капитала

внутри Сообщества. Целью было объединить все финансовые рынки и освободить

все валютные и финансовые потоки. Следуя плану, к 1 января 1993 года страны

Сообщества (кроме Греции) реально перешли к свободному движению капитала, и

на сегодня какие-то ограничения в этом вопросе могут вводиться только в

отдельных случаях, рассматриваемых Комиссией. Это событие знаменует первую

стадию перехода к экономическому и валютному союзу.

Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам

беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также

переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Это также

означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей

Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет

к более тесной экономической и финансовой интеграции.

Либерализация платежей.

Свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала должно неизбежно

сопровождаться мерами по либерализации платежей. Любые обстоятельства,

которые препятствуют платежам за товары, услуги или оплату труда в другие

страны Сообщества, значительно затрудняют, или даже делают невозможным

выполнение этих основных свобод. Поэтому страны-участницы должны позволить

делать такие платежи в валюте страны, где проживает получатель.

Экономический и валютный союз.

Предпосылки.

Создатели Сообщества полностью отдавали себе отчет в том, что создание общего

рынка и эффективное внедрение общей политики во многих сферах неизбежно

должно сопровождаться внедрением общей экономической и валютной политики.

Естественно, что постепенный переход к общему рынку приведет к все

усиливающейся взаимозависимости между странами Сообщества, что сильно

усложнит их индивидуальный выбор краткосрочных экономических реалий.

Постепенно, экономические изменения, принятые одной страной становились

общими и для ее партнеров, по мере того, как усиливалась их

взаимозависимость. Именно поэтому возникла объективная необходимость подвести

общую основу под национальную политику в области экономики каждой из стран-

участниц.

Несмотря на это, никто из создателей Сообщества не взял на себя

ответственность возглавить процесс объединения экономической и валютной

политики, который бы в перспективе привел к экономическому и валютному союзу.

Страны Сообщества не были готовы к тому, чтобы пожертвовать Сообществу свой

суверенитет в вопросах валютной, бюджетной и фискальной политики. Вместо

этого, общие цели национальной экономической политики были установлены, и

Государства - члены согласились в стремлениях к целям полной занятости,

ценовой стабильности, баланса платежей и стабильности валюты. Шесть стран-

основательниц также согласились с тем, чтобы координировать свою

экономическую политику совместно с институциями Сообщества.

Очень скоро стало очевидным, что фактическое продвижение координирования их

политики зашло далеко за пределы ожиданий. Несмотря на этот факт, что это

было вообще проведено исходя из жизненной важности для консолидации

Европейской интеграции, большая цель экономического и валютного союза,

осталось не достигнутой.

Первая инициатива.

В 1969 году на Встрече на высшем уровне в Гааге политические лидеры

Сообщества выступили с новой инициативой по экономическому и валютному

союзу. Совет и Комиссия были уполномочены составить план постепенного

развития. Комитет возглавил Пьер Вернер, Премьер-министр и Министр финансов

Люксембурга, и в октябре 1970 был представлен окончательный проект. План

Вернера выделил три стадии на пути к экономическому и валютному союзу,

притом, что заключительная стадия должна быть пройдена к 1980 году, пока

национальные инструментарии экономического и валютного регулирования были бы

объединены для наднационального регулирования в Сообществе. В 1971 году

Совет принял несколько решений задним числом, с 1 января, для того, чтобы

начать продвижение в рамках первой стадии создания экономического и

валютного союза.

Но уже в апреле 1973 года Комиссия передала Совету отрезвляющее сообщение

относительно начальной стадии. Государства - члены едва ли достигли какого-

либо прогресса в координировании их экономической политики. Под давлением

повсеместно ускоряющейся инфляции и сильных колебаний на международных

валютных рынках, они предпочли односторонние национальные меры, а не

вырабатывать общий курс, который бы обеспечил успех в целом. Их желание

принять общие условия и эффективно использовать весь потенциал Сообщества,

было принесено в жертву краткосрочным целям. В начале второй стадии, в

феврале 1974 г., Сообщество предприняло все усилия, чтобы придерживаться

плана по созданию экономического и валютного союза. Но попытка потерпела

неудачу, и вторая стадия так и осталась на бумаге. Вместо этого, в начале

было предпринято множество одноразовых мер по улучшению и расширению

диапазон инструментариев, пригодных для ведения валютной политики и

координирования экономической политики.

Европейская валютная система.

Введение Европейской Валютной Системы (EMS) в марте 1979 г. задало новый

размер Европейскому валютному сотрудничеству. Цель состояла в том, чтобы

создать зону валютной стабильности в Европе, свободный насколько возможно от

сильных колебаний курса валют. Изменчивость обменных курсов заставила

Европейские компании проявлять осторожность при совершении основных

долгосрочных инвестиционных проектов в других странах Сообщества и не дала

возможности ощутить все преимущества Общего рынка. Столкнувшись с такой

непредсказуемостью, многие из них решили, что сложные экономические

вычисления стали не намного эффективнее, чем игра в рулетку, и ставки слишком

высоки для того, чтобы рисковать. EMS стремится достигать стабильности

внутренней цены и внешнего обменного курса посредством системы

установленных, но гибких ставок при регулировании, которые опираются на

многообразие мер и механизмов кредитного вмешательства. Обязательства,

наложенные на государства-члены системой, и сами способы, с помощью которых

осуществляется деятельность, ведут к большей сходимости между экономической и

валютной политикой государств-членов, что является залогом успеха.

Экю.

Экю играет центральную роль в системе. (Название имеет двойные корни,

являющиеся сокращением «Европейская единица валюты» и также название

французской золотой монеты ХIII столетия.) Включает в себя набор валют

государств-членов, от каждой валюты в пропорции от экономического потенциала

рассматриваемой страны. Точная ценность в каждой валюте рассчитывается каждый

день Комиссией, и курсы эти издаются в Официальном журнале Европейских

Сообществ.

Экю выполняет четыре главных функции: первая - общая единица в механизме

обменных курсов: действует как индикатор, определяет отклонение курса одной

валюты от других; служит как единица расчета по кредитным сделкам

инвестициям; используется для взаимозачета долгов между национальными

валютными институциями. ЭКЮ также используется как единица расчетов в

бюджете Сообщества, и все внешние пошлины, налоги, уплаты, и другие

внутренние платежи Сообщества выражаются и выплачиваются в ЭКЮ.

В частных операциях ЭКЮ является защитой, как граждан, так и бизнес-сектора

от внезапных колебаний в обменных курсах. В банковской системе ЭКЮ уже

работает как Евро-валюта, используемая для частных сбережений и сбережений

предприятий, кредитов и т.д. Надежда на то что, в конечном счете, люди будут

использовать ЭКЮ в любом государстве-члене как приемлемую альтернативу

национальной валюте, конечно же присутствует. Преемницей ЭКЮ стала новая

европейская валюта – ЕВРО.

ЕВРО.

Корни происхождения единой европейской валюты следует искать в Договорах

Европейского Союза. Все Договора подготавливались и подписывались членами

Совета, состоящего из Глав Государств Правительств стран-членов Союза, а

затем ратифицировались каждой страной соответствии с национальными

законодательными процедурами.

Римский Договор (1958 год) поставил своей целью создание общего европейского

рынка для повышения экономического процветания, а также содействия

установлению “еще более тесного союза между народами Европы”. Единый

Европейский Акт (1986) и Договор о создании Европейского Союза развил это

направление, введя Экономический валютный союз (ЭВС) заложив фундамент для

единой валюты. В декабре 1995 года в Мадриде Европейский Совет принял

название “евро”.

1 июня 1998 года – дата создания Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). Банк

находится во Франкфурте-на-Майне. В его задачи входят поддержание

стабильности цен и проведение единой валютной политики во всей зоне евро.

Именно ЕЦБ отвечает за развитие и введение евро. С этой целью он осуществляет

свою собственную деятельность, а также работает с национальными центральными

банками. ЕЦБ и национальные центральные банки зоны евро известны под

объединяющим названием “Евросистема”.

Третий этап создания ЭВС начался 1 января 1999 года, когда были установлены

неизменные обменные курсы для валют стран-участниц зоны евро. Страны-члены

евро начали осуществление общей валютной политики.

Символ евро

Курсовая: Современные тенденции в мировой экономике

Прообразом графического символа евро послужила греческая буква эпсилон,

которая соотносится с первой буквой слова “Европа”. Параллельные линии

говорят о стабильности евро.

Итак, Европейский Союз сегодня объединяет 15 европейских стран с целью

обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного

объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей.

Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и

экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания

пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной

интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого

рынка для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения

людей, товаров, услуг и капитала.

Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях,

как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана

окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю

торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на

международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по

вопросам безопасности.

Как показывает жизнь, формирование механизмов европейского регулирования –

долгосрочный и постоянный процесс, который не только не окончился заключением

Соглашения по Европейскому Союзу, но обрел новую силу. Европейское

регулирование включает как экономические, политические, так и социальные

методы, но все они призваны обеспечить максимальную эффективность всех

начатых процессов в Евросоюзе.

Подводя итоги, выделим следующие периоды истории европейской интеграции.

1. Создание организации европейского экономического сотрудничества и

Североатлантического блока (40-е годы);

2. Учреждение первоначальных сообществ: Европейского объединения угля и

стали, Европейского экономического сообщества, Евратома (50-е годы);

3. Формирование и развитие Европейских сообществ (60-80-е годы).

4. Создание Европейского политического сообщества (90-е годы).

Формирование Европейского союза продолжается и по сей день. Ближайшее событие

– ввод наличных ЕВРО с 1 января 2001 года и упразднение национальных валют к

концу февраля 2001 г. Поэтому считать данную тему закрытой нельзя. В работе

показаны основные этапы развития интеграционных течений в Европе. Много

сделано, но предстоит сделать еще больше для того, чтобы термин «Единая

Европа» перестал быть пустым звуком.

Экономическая интеграция – это процесс объединения элементов национальных

экономик, высшая на современном этапе ступень интернационализации

хозяйственной жизни, при этом происходит межгосударственное развитие,

действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей

организационной структурой, представленной различными руководящими

учреждениями, наднациональными независимыми образованиями.

В ходе протекания интеграционных процессов происходит углубление

международного разделения труда, ограниченных ресурсов и возможностей и

обеспечить наиболее эффективное производство на интегрируемых территориях.

Также происходит более интенсивных обмен товарами, услугами, капиталами и

рабочей силой, происходит сближение национальных экономик в целом. В

различных частях земного шара интеграционные процессы происходят совершенно

по-разному: с разными по характеру отношениями между странами-участницами, с

разными организационными структурами, с различающимися между собой

результатами интеграционной деятельности.

Вместе с тем существуют общие черты и этапы интеграции. С появлением

международных экономических интеграционных тенденций появилась и объективная

необходимость изучения и подведения теоретической базы этого явления. Попытки

создания такой теоретической базы были предприняты еще в 50-е годы ХХ века

такими учеными как Р.Шуман, В.Хальштейн, М.Панич, Е.Бенуа, Л.Клохаш и др.

Возникло несколько основных теорий. Представители первой традиционной теории

исходили только из экономических предпосылок в рамках таможенного союза.

Особое место они уделяли созданию товарных потоков, появляющихся при

расширяющемся рынке. Создание таких потоков между странами-членами

интеграционной группы позволяет устранить производство в более дорогих

аналогичных товаров внутри данной группировки, также происходит постепенное

замещение товарами, произведенными внутри группировки, товаров импортируемых

из третьих стран. Все это позволяет повысить эффективность производства,

поднять конкурентоспособность товаров, произведенных внутри интеграционного

объединения и повысить благосостояние стран-участниц группировки.

Тем не менее, эта теория объясняет только часть явлений, происходящих во

время интеграционного процесса. Поэтому возникла другая теория, которая

главными факторами влияющими на интеграционный процесс считала

неэкономические факторы. Действительно, объединение экономик уменьшает риск

вооруженных конфликтов между странами-членами и увеличивает общую

обороноспособность, также немаловажную роль играет политический фактор.

Но несмотря на то, что эти факторы, конечно, играют свою определенную роль,

но сказать, что все крутится в основном вокруг них, нельзя. а некоторые

из них являются не причиной, а следствием интеграционного процесса.

Известна и другая теория, представители которой считают, что интеграционные

группировки создаются странами членами для достижения общих целей (уменьшение

безработицы, увеличение эффективности производства, возможность наиболее

удачного решения общих глобальных проблем и т.д.). При этом подчеркивается

особая роль государства, которое определяет производственную политику, играет

определяющую роль в решении общих проблем в рамках интеграционной

группировки. Если учесть, что у каждого государства есть свои цели, при

совпадении которых, следуя этой теории, происходит объединение государств в

интеграционные группы, то можно определить данную интегрированную систему,

как недостаточно устойчивую, с возможностью внутригруппировочных конфликтов,

возникновения барьеров и общих интеграционных процессов.

Подытожить это можно, перефразируя известное высказывание: «У государства

нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы».

Позднее была выдвинута теория, по которой страны стремятся к интеграции по

причине ограниченности факторов производства, иначе говоря, для преодоления

«фактора ограниченности». Имеется ввиду, что при преодолении этого «фактора»,

происходи увеличение масштабов производства, развитие новых технологий,

увеличение дифференциации товаров. При этом надо учитывать повышение

конкуренции, что вынуждает производителей более эффективно организовывать

производство (развивать и повышать эффективность, улучшать качество товаров,

вкладывать деньги в новые научные разработки), что в конечном итоге делает

более привлекательной систему в целом.

Несмотря на существование разного рода теорий какой-то одной стройной теории

интеграции выделить нельзя. Страны в зависимости от того, в каком положении

они находятся, какие предпосылки существуют и какие факторы на них наиболее

влияют, находят свои мотивы и делают свои выводы по поводу интеграции.

Поэтому все теории и концепции интеграции имеют право на существование так,

как мир не так прост и однообразен, чтобы все его части развивались одинаково

и по одной схеме.

Тем не менее, существуют общие черты и объективные предпосылки интеграции.

Для успешного хода интеграционного процесса необходимо выполнение некоторых

условий, которые способствуют скорейшему, с наименьшими преградами протеканию

процесса объединения экономик. Одним из таких условий является географическая

близость стран-участниц. Это объясняется минимизацией затрат на транспортные

перевозки. Желательно создание развитой системы путей сообщения. Неслучайно

на таких материках, как Австралия или Южная Америка с несильно развитой

внутренней транспортной системой, что во многом связано с особенностями

климата, существует большое количество портов-мегаполисов. Это означает, что

создание внутреннего рынка затруднено, что, в свою очередь, тормозить

интеграционный процесс в целом. Также интеграционному процессу способствует

примерно одинаковый уровень развития экономики стран-участниц. Например, в

странах Евросоюза существует целый перечень критериев, которым должна

соответствовать страна, желающая вступить в союз. Но, тем не менее,

существуют союзы, в которых состоят страны с весьма различным уровнем

развития экономики, при этом для того, чтобы страна с наименьшими

экономическими показателями стала равноправным партнером, требуется

достаточно длительных период времени и необходимые специальные денежные фонды

для подтягивания менее развитых экономик к общим показателям.

Не менее важен политический фактор, ведь именно политические режимы нередко

становятся толчком к интеграционным объединениям. Необходимо политическое

понимание выгодности интеграции в рыночной экономике, выработка и тщательная

проработка общего курса и этапов интеграции, а также постепенная передача

отдельных полномочий над национальным надстройкам. Эти надстройки – это

структуры с определенными полномочиями и инструментами для их реализации,

необходимыми для проведения коллективных действий по всему кругу вопросов с

участием всех стран.

Общие для всех стран-членов интеграционной группировки нормы поведения,

правила, руководящие процессом институты, являются неотъемлемой частью

процесса объединения экономик. Причем общие руководящие институты должны быть

независимыми, а их решения обязательными для всех стран-участниц.

Само по себе появление таких институтов и их реальной значимости является

показателем ступеней интеграционного развития. К общим чертам процесса

интегрирования стран можно отнести этапы международной экономической

интеграции (МЭИ), которые, так или иначе, в различной степени проходят все

интегрирующиеся страны.

Сближение национальных экономик, которое в конечном итоге должно привести

страны-участницы процесса к новому интеграционному этапу мирохозяйственных

связей, проходит ряд стадий, которые подготавливают почву и создают

необходимые условия для успешного создания и существования качественно нового

этапа развития общества, в частности, экономических, политических, социальных

и иных структур.

Всего выделяют пять таких стадий, первая из которых – зона свободной

торговли. Зона свободной торговли устанавливается путем конкретных соглашений

между странами-участницами ЗСТ о создании соответствующих зон. В рамках таких

зон постепенно сводятся к минимуму таможенные и количественные ограничения на

товары в рамках международной торговли. Как правило, все решения принимаются

высшими должностными лицами и руководителями министерств и ведомств, что

обеспечивает обязательный характер, принимаемым решениям, связывает

определенными обязательствами страны-участницы ЗСТ, согласовывает действия

этих стран и придает этим решения профилирующее значение по отношению к

внутренним правовым актам.

При образовании зоны свободной торговли происходит постепенное упразднение

таможенных пошлин и других нетарифных барьеров, происходи либерализация

международной торговли в целом, упрощение перемещения товарных потоков в

соответствующей зоне. При создании ЗСТ выявляется ряд негативных моментов. В

первую очередь - это вероятное неблагоприятное действие импортных товаров на

местного производителя, его выхода из-за неконкурентноспособности из

собственного внутреннего рынка и закрепление на его месте зарубежной фирмы. В

этом случае местный производитель нуждается в серьезной поддержке со стороны

государства.

Но в целом можно отметить положительное влияние зоны свободной торговли на

развитие экономик стран-участниц. ЗСТ является первым необходимым и важным

этапом международной интеграции, без которого невозможно дальнейшее развитие

и совершенствование экономической и политической модели взаимоотношений.

При создании ЗСТ становится возможным переход к следующему этапу

международной экономической интеграции, а именно к таможенному союзу.

Таможенный союз – это соглашение об обмене всех внутрисоюзных таможенных

пошлин и о переходе к форме коллективного протекционизма, что, в первую

очередь, означает ведение единой таможенной внешней политики.

Главный отличием таможенного союза от зоны свободной торговли является то,

что в таможенном союзе существует не только беспошлинная торговля, но и общий

таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Наличие такого

инструмента как установление таможенно-тарифных правил, устанавливаемых на

территории всех стран участниц по отношению к остальному миру, способствует

созданию определенной стабильности внутри союза, выведению международных

отношений на качественно новый этап интеграции, причем, происходит

рационализация производства в соответствии с теорией сравнительных

преимуществ.

С образованием таможенного союза повышается объективная необходимость в

создании наднациональных органов, которые должны будут регулировать

деятельность определенных сфер производства и торговли, а так же решения по

вновь возникшим вопросам связанным с процессом интеграции: пересмотром

подходов к развитию отраслей в каждой стране, социальным вопросам и

координации рынка к общим целям. Следует иметь в виду и то, что общая

таможенная политика может осуществляться не по всему спектру производственной

и потребительской продукции. Таможенный союз это этап международной

интеграции, который уже создает почву и необходимые предпосылки к

качественно новому этапу становления мирохозяйственных связей – единому

рынку.

При становлении ТС и существование необходимой политической воли возможно

появление единого рынка. Единый рынок остается пока не осуществимым почти во

всех интеграционных союзах. Реализован он лишь в странах ЕС. Единый рынок

подразумевает под собой стирание не только тарифных но и нетарифных барьеров,

что значительно упрощает распределительную деятельность. Естественно то, что

в разных странах существуют и разные стандарты, нормы, меры и законодательные

базы, что очень мешает удобному и беспрепятственному обмену товарами и

услугами. И это еще одна причина, почему успешно интегрироваться могут только

страны с похожими структурами и уровнем производства, а также с примерно

равными социальными и другими нормами. Но если подведение промышленных

товаров к общим стандартам, процесс проходящий на микро уровне и решается

временем и желанием производителей выйти на новые рынки, то подведение к

единым стандартам многочисленных правовых актов, политического взаимодействия

и некоторых других сфер взаимодействия требует огромной политической работы.

Причем все большими полномочиями должны обладать наднациональные надстройки,

а разработанные международные акты и нормы должны носить преимущественный

характер над национальными. При создании единого рынка осуществляется единая

политика развития отдельных отраслей и секторов экономики. Создаются

специальные наднациональные контролирующие органы, которые следят за

правильным проведением избранного направления развития. Например, в

Европейском Союзе – это Еврокомиссия, суд, Европейский совет и др. При этом

наднациональные образования наделяются рядом полномочий:

- принятие законов, являющихся обязательными для всех стран-членов

союза;

- постановка обязательных для выполнения задач, при этом свобода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Использовании материалов
запрещено.