РУБРИКИ |
Профориентация детей-инвалидов по зрению |
РЕКЛАМА |
|
Профориентация детей-инвалидов по зрениюПрофориентация детей-инвалидов по зрениюВведение. В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, детей сирот, беженцев, а также инвалиды по зрению) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. О серьёзности социальной напряжённости в России говорит уже тот факт, что до 70-80% населения находится на грани нищенского существования. Не являются исключением и инвалиды по зрению, которые остро нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов»: инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства; инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; имеют право на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности и т.д. Приняты законодательные акты об инвалидах и в России: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995 г.) и многие другие. Но положения Законов часто попросту игнорируются теми, кто обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов. Действующее Российское законодательство практически не защищает права инвалидов на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам предусмотрены такие объёмы социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишённый зрения, прожить не в состоянии. Инвалиды по зрению являются объектом социальной работы. Одним из направлений этой работы является охрана и реализация прав человека, создание условий жизни достойных человека. Поскольку сегодня государство не в состоянии оказать людям помощь в получении ощутимых социальных услуг, поддержать их в трудный период жизни общества, то это должны сделать соц. работники. То есть, создать условия, в которых инвалиды смогут в максимальной мере, не смотря на свой физический и психический дефект, проявить свои способности и получить всё, что им положено по закону, будут жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе окружающих. А это можно сделать тогда, когда мы сумеем дать слепому возможность трудиться. Трудовая деятельность станет средством адаптации человека в обществе, увеличит его степень независимости, даст возможность ему контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы, то есть, сможет послужить условием, когда инвалид сам будет в состоянии решать свои проблемы. Но для этого труд инвалида должен учитывать его интересы, его физические и психологические особенности, его способности и т.д. Поэтому изучение психологических особенностей инвалидов по зрению является важной задачей специалистов, сталкивающихся с такой категорией людей. Изучением психологических особенностей слепых и вопросами их трудоустройства учёные занимаются давно. Но их исследования в основном проводятся в рамках либо специальной психологии, либо решаются тифлопедагогические проблемы. Первые попытки дать толкование психической деятельности слепых принадлежат французскому энциклопедисту Д. Дидро. Начало систематического обучения слепых послужило толчком к возникновению тифлопедагогики и одновременно стало объективной предпосылкой становления тифлопсихологии. Первые попытки исследования психики слепых (вторая половина XIX в.) были проведены методом интроспекции. В это же время—первые эксперименты по исследованию ощущений, представлений, памяти А.А. Крогиуса, Г.И. Челпанова. Начало XX в.—стихийный процесс формирования тифлопсихологии как самостоятельной науки. В России зарождение тифлопсихологии относится к 80-ым годам XIX в. Правда, идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурского не нашли отражения в дореволюционной тифлопсихологии. В середине 20-ых—начале 30-ых годов в России отмечают борьбу с биологизаторскими течениями в тифлопсихологии. Учение о сложной структуре дефекта Л.С. Выготского—крупнейший вклад в становление дефектологии в России. В послевоенное время в изучение психики слепых значительный вклад внесла М.И. Земцова. В работе «Пути компенсации слепоты» она обобщила весь накопленный к этому времени материал, сделала ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и закономерности компенсации возникающих отклонений, показала диалектику взаимоотношений двух основных факторов компенсации: биологического и социального. Среди учёных, занимавшихся этой проблемой, нельзя не назвать таких как А.Г. Литвак, М.Е. Хватцев, Б.Г. Ананьев, А.В. Ярмоленко, А.И. Зотов, Ю.А. Кулагин, Т.Р. Армитэдж, П. Виллей. Мы считаем, что опыт, накопленный в этой области смежными науками обязательно должен быть учтён, хотя бы уже потому, что социальная работа как наука в нашей стране ещё очень молода, и у неё нет таких больших наработок в этом направлении. Поэтому мы в своём исследовании будем опираться, прежде всего, на результаты исследований ученых этих специальностей. Таким образом, хотя психологические особенности слепых и некоторые возможности их трудоустройства освещены в литературе, но сегодня для социальной работы они являются малоизвестными, плохо изученными, не достаточно учитываемыми при работе с такой категорией граждан. Поэтому темой этого исследования и была выбрана профессиональная ориентация детей- инвалидов по зрению на основе их типичных психологических особенностей. В своём исследовании мы, прежде всего, ориентируемся на решение проблем молодого поколения, на детей старшего школьного возраста, поскольку именно эта категория инвалидов является самой незащищённой и от будущего негативного воздействия современной реалии, и от той агрессивной среды, с которой она столкнётся уже через совсем небольшой промежуток времени. Поэтому, предметом нашего научного исследования стали особенности психического развития слепых детей, которые могут дать основание ориентировать их в ту или иную область профессиональной деятельности, с учётом которых профессиональная ориентация будет максимально эффективной и сможет выполнять компенсаторную и интегративную функции. Объект нашего исследования—это та сфера профессиональной деятельности, в которую инвалид по зрению может быть вписан со всеми своими особенностями, в которой он целиком сможет найти себя и самореализоваться. То есть, цель настоящего исследования— обосновать возможность профессиональной подготовки инвалидов по зрению несмотря на их сложности с визуальным восприятием окружающего мира; выявление тех специфических психических особенностей слепых и слабовидящих детей, которые дают нам право говорить о возможности и обязательности поиска профессиональных областей, которые могут быть пригодными для инвалидов по зрению. В Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» говорится, что «Инвалид—лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Инвалиды по зрению I группы, в соответствии с этим Законом, признаются полностью нетрудоспособными, а инвалиды по зрению II группы—трудоспособными в ограниченных сферах. Мы же в основу своего исследования положили гипотезу, согласно которой инвалиды I группы могут признаваться трудоспособными в ограниченных сферах, а инвалиды II группы—трудоспособными в щадящих условиях труда. То есть, мы сделали предположение о возможности увеличения степени трудоспособности инвалидов по зрению по отношению к принятым нормам. Поэтому, в соответствии с поставленной целью, выделенным предметом исследования и выдвинутой гипотезой, мы можем сформулировать следующие задачи настоящего исследования: . Выявить психические особенности детей с отклонениями зрительного восприятия; . Изучить процесс развития основных психических функций у таких детей; . Выяснить какие существуют пути для доразвития этих функций и какой результат можно получить при своевременном и правильном вмешательстве в процесс формирования психики слепого ребёнка; . Исследовать отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации и проф. подготовки слепых людей; И другие. Теоретической базой нашего исследования стала разработанная тифлопсихологией и тифлопедагогикой теория компенсации дефекта. Мы изначально согласились с основным постулатом этой теории, что компенсация—явление биосоциальное, поэтому в своей работе определяем как биологические, так и социальные факторы компенсаторного приспособления слепых, на которые можно опереться при решении проблемы профессиональной ориентации слепых детей. В процессе исследований использовались методы: 1. Метод научно-теоретического анализа существующей в России литературы по общей и дефектологической психологии и педагогике, тифлотехнике; 2. Наблюдение, сравнение. На защиту выносится положение о необходимости изучения нашей проблемы, так как определив и изучив психику слепых и её особенности, мы сможем обеспечить качественную подготовку слепых и слабовидящих к трудовой деятельности. А включение людей с глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства представляется актуальным и перспективным прежде всего потому, что открывает новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране. Только активное участие в трудовой деятельности даёт им возможность стать полноценными членами общества, создаёт условия для формирования разносторонне развитой личности. Также нельзя не отметить, что трудоустройство слепых является экономически (не говоря уже о моральной стороне) целесообразным процессом. Ведь сегодня в нашей стране только 10% инвалидов трудоустроены, а остальная часть этой категории граждан вынуждена существовать в основном на ту пенсию, которую она получает от государства. Глава I. §1.1. Компенсация в тифлопсихологии. «Дефект—это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития».23 Дефекты бывают врождённые и приобретённые. Врождённые и приобретённые дефекты зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи. Впервые сущность дефекта и его влияние на аномальное развитие были проанализированы Л.С. Выготским. Он показал структуру дефекта, соотношение первичных и вторичных дефектов, неоднозначность влияния разных соматических дефектов на развитие различных структурных компонентов психики аномальных детей. Л.С. Выготский выдвинул положение, согласно которому задачей педагогики является компенсация вторичных дефектов, доразвитие высших психических функций, «…поскольку компенсация в области элементарных функций возможна была бы только при устранении соматического дефекта».7 То есть он противопоставил первичный и вторичный дефекты и ограничил функции педагога и психолога. По мнению же А.Г. Литвака «задачей коррекционно-компенсаторных мероприятий является воздействие на весь комплекс вторичных отклонений и на вызвавший их соматический дефект».24 Так как «…любой дефект…с неизбежностью приводит…к включению биологических компенсаторных функций организма».24 В этом смысле А.Г. Литвак видит компенсацию «…как универсальную способность организма…возмещать нарушения или утрату определённых функций».24 У И.П. Павлова компенсация—«…физиологическая мера организма в ответ на какое-либо нарушение его функций».25 Мы согласились с тем, что компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Мы пришли к выводу, что компенсация слепоты—явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов. Проблема компенсации дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии является ключевой для психологии слепых. Поэтому задача тифлопсихологии видится в выявлении основных закономерностей развития психики при сужении сенсорной сферы и теоретического обоснования средств и кратчайших путей для формирования полноценной личности. Компенсация дефектов зрения и их последствий должно рассматриваться нами как возмещение, преодоление тех отклонений в психическом развитии, которые провоцируются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни. Дефекты зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности. В основе механизма компенсации лежит приспособление организма, регулируемое ЦНС. Оно заключается в восстановлении или замещении нарушенных или утраченных функций организма независимо от того, где находится повреждение. Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации. То есть, от тяжести дефекта зависит степень сложности механизмов компенсаторных явлений. «Материальным субстратом компенсации является ЦНС, а формирование её механизмов подчинено законам ВНД».9 Современная теория компенсации рассматривает эти явления в свете рефлекторной теории И.П. Павлова. Эта теория базируется на трёх основных принципах: причинности (детерминизма), единства анализа и синтеза и структурности, является естественнонаучной основой тифлопсихологии. Для объяснения компенсации дефектов мы должны помнить, что организм человека является единой системой. Поэтому выпадение или нарушение функций того или иного анализатора приводит к тому, что «…в нервной системе проторяются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаимоотношениях организма и среды».25 Исследования выдающегося физиолога П.К. Анохина показали, что рефлекторный характер возникновения и протекания компенсаторных перестроек основан на принципах, общих для возмещения любого дефекта. П.К. Анохин считает, что «…компенсация является частным и особым случаем рефлекторной деятельности ЦНС».27 Поэтому, подчиняясь общим принципам, которые предложил И.П. Павлов, «…имеет свою специфику». Компенсаторное приспособление подчиняется следующим принципам: . Сигнализации дефекта; . Прогрессивной мобилизации компенсаторных механизмов; . Непрерывного обратного афферентирования компенсаторных приспособлений (принцип обратной связи); . Санкционирующей афферентации; . Относительной устойчивости компенсаторных приспособлений. Выпадение или глубокое нарушение функций зрительного анализатора приводят к некоторому усилению тормозного процесса: снижение скорости выработки условных рефлексов, замедление выработки дифференцировок и переделки сигнальных значений условных раздражителей на противоположные. В тифлопсихологии есть мнение, что «…некоторое усиление тормозного процесса не только не препятствует, но в известной степени способствует деятельности слепых».24 (За счёт большей прочности стереотипов.) Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими компенсаторными возможностями. Но при тяжёлых нарушениях ВНД даже самое высокое развитие компенсаторных функций не может дать сколько-нибудь значимых результатов. Но последствия дефектов могут быть в значительной мере преодолены, и человек может достичь высокого уровня психического развития при определённых условиях. Этими условиями являются: . уровень развития общественных отношений и уровень технического прогресса, . положение человека в обществе, . условия семейного и школьного воспитания, . состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы. При компенсации утраченных функций важно переплетение и взаимодействие биологических и социальных факторов. Действие социальных факторов при компенсации возможно лишь при опоре на сохранные функции организма и в единстве с биологическими факторами. Для включения слепых и слабовидящих в общественно-полезный труд большое значение имеют технические средства компенсации. Тифлотехнические средства компенсации развиваются в двух направлениях. Во-первых, приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции. Это различные корригирующие оптические приспособления: обычные и телескопические очки, контактные линзы и т.д. Во-вторых, приборы, действие которых основано на использовании сохранных анализаторов, при помощи которых слепой и слабовидящий получает преобразованную информацию, поступающую в обычных условиях через зрительную систему. Эти приборы заменяют световые и цветовые раздражители раздражителями другой модальности, трансформируют световую энергию в звуковую или механическую. Ведутся работы по моделированию периферической части зрительного анализатора (электронный глаз). Эти приспособления должны трансформировать световую энергию в электрическую и посылать электрические импульсы непосредственно в зрительные зоны головного мозга для пробуждения субъективных световых ощущений. Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание. Если животные, благодаря компенсации, могут только биологически приспособиться к новым условиям, то человек восстанавливает равновесие не только с естественной, но и с социальной средой, что возможно лишь при осознании своего дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают в ходе преодоления отклонений в психическом и физическом развитии. Таким образом, процесс компенсации в тифлопсихологии—это процесс замещения утраченных функций или возмещения нарушенных зрительных функций. Коррекция же в тифлопсихологии—процесс исправления, доведения до нормы тех психических функций, которые «отклонились» в результате аномального развития. Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является задачей и социальных педагогов, и специалистов по социальной работе, сталкивающихся с такой категорией детей. §1.2. Внимание слепых и слабовидящих. «Внимание—организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной её направленности и сосредоточенности ее объектах деятельности». 11 Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определённой области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент. Физиологическим механизмом внимания является и врождённый ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.28 Лобные доли коры головного мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания. Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражённом объекте. Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате чего из сферы ощущений и восприятия выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важных свойствах предметов и явлений. Поэтому компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная роль принадлежит вниманию. Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Сокращение внешних воздействий отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрированности и других свойствах внимания. Уменьшение количества внешних раздражителей не может способствовать и устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания. Существование высших видов внимания—произвольного и послепроизвольного—связано с деятельностью, в которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленности. Поэтому, включение лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать преодолению трудностей в развитии непроизвольного и произвольного внимания. Развитие внимания у слепых определяется необходимостью отчётливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего не значащие для зрячих, но при нарушении зрения получающие сигнальное значение и выступающие на первый план. А те затруднения, которые приходится преодолевать слепым в процессе познания мира, требуют от них гораздо более внимательного отношения к целому ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на внимание, на более тщательный контроль над своими действиями. При включении индивида с дефектом зрения в активную деятельность, по мнению А.Г. Литвака, «…развивается способность произвольно направлять сознание на объекты деятельности, что делает возможным их адекватное отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируя обусловленные дефектом вторичные отклонения».23 «При отсутствии зрения в определенных условиях получает компенсаторное развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании того или иного типа внимания не может быть решён однозначно, так как их развитие, как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от характера деятельности, в которой принимает участие индивид».32 « Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитие и проявление внимания, но в целом внимание слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития».10 Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определённым психическим процессом и с функционированием какого- либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретённых волевых, эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, от активности человека. То есть, для осуществления трудовой деятельности во взрослые периоды жизни должно осуществляться воспитание внимания и формирование внимательности как свойство личности у детей с дефектом зрения. И это воспитание должно проводиться на той же основе и теми же способами, что и у нормально видящих детей. §1.3. Речевая деятельность слепых и слабовидящих. В русской и зарубежной тифлопсихологии XIX—нач. XX столетия речь рассматривалась с сенсуалистических позиций, речевое развитие считалось результатом индивидуального опыта. Поэтому отрицалось полноценное овладение и понимание слепыми речи. В основе этого отрицания лежало убеждение о том, что отсутствие зрения создаёт ничем не компенсируемый разрыв между словом, отражающим главным образом зрительные впечатления, и представлениями, которые у слепых формируются на основе принципиально отличного от зрительного осязательного восприятия. (К. Бюрклен, А. Крогиус и т.д.). Неправомерность противопоставления зрительного и осязательного восприятия была доказана И.М. Сеченовым.24 Материалистический подход к изучению речи слепых не отрицает, а напротив, предполагает в ряде случаев неизбежность возникновения у них разрыва между словом и образом (например, представление и обозначение цвета), однако значение слов, даже обозначающих только зрительно воспринимаемые объекты, в силу их обобщённости может быть доступно слепым. Нужно помнить, что отражённые в понятии и закреплённые в слове свойства, связи и отношения предметов и явлений объективной реальности адекватно отражаются не только зрительно, но и при помощи других органов чувств. Поэтому в соотношении слова и образа у нормально видящих и слепых имеется преимущественно количественное, а не качественное различие. Таким образом, можно говорить об общности основных речевых функций для всех членов общества, независимо от состояния их анализаторных систем, в частности зрительного анализатора. Помимо основных—коммуникативной, сигнификативной (обозначение), обобщения, абстрагирования и побуждения—функций, А.Г. Литвак выделяет компенсаторную функцию речи. «Выделение этой функции…указывает на новый, появляющийся в связи с сужением сферы чувственного познания и направленный на ликвидацию его последствий в психическом развитии личности, аспект речевой деятельности».25 На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с дефектами зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности. Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Компенсаторная функция речи имеет огромное значение для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе. «Речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и её функциями при слепоте происходит так же, как у нормально видящих, однако нарушения или отсутствие зрения накладывают на этот процесс…отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья».25 Усвоение родного языка начинается с подражания. «И если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то формирование…артикуляции звуковой речи, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребёнком окружающих его людей».35 Сегодня доказано наличие нарушений взаимодействия в функционировании анализаторных систем, которые участвуют в формировании фактической стороны речи—слуховой, кинестетической и зрительной. То есть, в процессе становления речи у слепых наблюдаются отклонения от нормы. Основной дефект речи слепого—косноязычие, проявляющееся в неправильном произношении свистящих и шипящих звуков, неправильное произношение звука «Л», недостатки произношения звука «Р.» и т.д., что часто отражается на письме. По данным М.Е. Хватцева, 25% ошибок связано с неправильным произношением соответствующих звуков, а в 46% случаев неправильно произносимые звуки провоцируют неверное написание. Дефекты речи тормозят психическое развитие слепых детей, так как нормальное развитие речи компенсирует слепоту, то есть речь не выполняет свою компенсаторную функцию. Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с дефектами зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.). Поэтому очень важна своевременная коррекционная работа логопеда со слепыми детьми, посредством воздействия на сохранные слуховой и зрительный анализаторы. Следует отметить, что не все речевые нарушения, встречающиеся у слепых и слабовидящих школьников, вызваны заболеваниями зрительного анализатора, а только те, которые связаны с неправильной артикуляцией, формирующейся на основе зрительного восприятия, а также с недостаточным чувственным опытом, обедняющим словарный запас. Развитие словарного запаса—это увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс всё большего и большего обобщения значения слов. Развитие словарного запаса у слепых детей обусловлено объёмом речевого общения: непосредственное общение с взрослыми, чтение книг, слушание радио и т.д. То есть неограничение у слепых детей возможности речевого общения приводит «…уже в среднем школьном возрасте не только к достижению уровня нормы речи, но и, по данным некоторых исследователей, превышению её».35 Таким образом, несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности, в том числе и в трудовой. §1.4. Ощущения слепых и слабовидящих. «Ощущение—это психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств».11 На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах и т.д.), их интенсивность и продолжительность. Ощущения человека также взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности. «Ощущение—превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания. Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов».11 Нарушение или полная утрата функций зрительного анализатора разрушают частично или полностью сложившиеся межанализаторные связи. Нарушение взаимодействия между зрительными и другими анализаторами отражается на всей сенсорной организации человека, что может вызывать отклонения в сферах логического познания и практики. Но, благодаря большой динамичности и пластичности в сенсорной организации, это не приводит к необратимым патологическим изменениям в развитии психики. Нарушения деятельности зрительного анализатора, по данным тифлопсихологии, приводят к перестройке у слепых взаимоотношений анализаторов, к образованию внутри или межанализаторных связей, относительному или полному доминированию иных, нежели у зрячих, анализаторных систем. «В свою очередь относительное преобладание слуха или осязания над зрением…приводят не только к перестройке межанализаторных связей, но и к образованию нового…ядра сенсорной организации. В процессе деятельности у слепых складывается тактильно-кинестетически-слуховое ядро сенсорной организации,..в оптико-вестибюлярной установке происходит замена зрительного компонента двигательным».25 Компенсаторные изменения в сфере ощущений, по данным тифлопсихологических исследований, происходят преимущественно на уровне порогов чувствительности к различению. Снижение порогов различительной чувствительности, способствующее более быстрому и тонкому различению раздражителей, осуществляется в процессе активного участия в деятельности сохранных анализаторов, возмещая утраченные зрительные функции. Важно подчеркнуть, что для компенсации дефектов зрения большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Б.Г. Ананьев в своих исследованиях наблюдал явление синестезии, когда ощущения одного вида переходили в ощущения другого вида: «…при воздействии раздражителя одной модальности возникающее ощущение вызывает ассоциативным путём ощущение в другой анализаторной системе».1 В настоящее время экспериментально доказано, что утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается, однако, лишь только слепых. На это указывают тифлопсихологи Б.Г. Ананьев, А.И. Зотов, А.Г. Литвак. У слабовидящих основным видом ощущений остаётся зрение. При глубоких нарушениях зрения имеют место положительные изменения слуховой чувствительности как следствие более активного участия слухового анализатора в деятельности инвалида. Слух слепых развивается нормально. При его интенсивном применении в деятельности сенсибилизируется, что позволяет успешно овладевать знаниями и реализовывать их на практике. Это подтверждает и тифлопсихология. Предметы и явления окружающего мира слепые также воспринимают благодаря кожным ощущениям. Б.Г. Ананьев указывает на то обстоятельство, когда при восприятии окружающего мира у слепых резко повышается активность дистальных частей тела, особенно рук, в познавательной и трудовой деятельности, что даёт эффект сенсибилизации—повышение тактильной чувствительности. Также он утверждает, что наиболее отчётливо повышение кожной чувствительности проявляется на ладонной поверхности пальцев рук. Его экстезиометрические исследования показывают, что пространственный порог различения первой фаланги указательного пальца павой руки у слепых в два раза ниже (1.2 мм), а чувствительность, следовательно, выше, чем у зрячих. У слепых исследователи наблюдали повышенную способность дифференцировать термальные и болевые раздражители. Такие ощущения развиваются и совершенствуются у них в процессе деятельности: ориентация в окружающем пространстве, в быту, в познавательной деятельности. А.Г. Литвак среди кожных ощущений у слепых выделяет «кожно-оптическое чувство—способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Феномен «кожного зрения» известен давно».23 У человека формируется двигательно-моторная координация. Это значит, что все его движения и действия протекают под зрительным контролем. Слепота же делает невозможным зрительный контроль. У слепых это компенсируется тем, что в процессе деятельности работа зрительного анализатора становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля. Ограничения функций зрения ведут к увеличению удельного веса мышечно- суставного чувства в структуре чувственного отражения. Широкое участие данного вида чувствительности в пространственной ориентации даёт эффект сенсибилизации. При выпадении функций зрительного анализатора получает компенсаторную функцию вибрационная чувствительность, которая проявляется в сфере пространственной ориентировки слепых. Они способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета. Исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают, по словам А.Г. Литвака, некоторое её повышение по сравнению с нормой. Вкус и обоняние слепых сенсибилизируются в процессе деятельности: при ориентировке в пространстве, в быту. При тотальной слепоте также значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки в связи с выключением зрительного контроля за положением тела в пространстве. Таким образом, повышение различных видов чувствительности, способность тонко дифференцировать внешние воздействия в значительной мере компенсируют отсутствие зрения в процессе пространственной ориентации и социальной адаптации, что делает возможным поиск многих специальностей для приложения сил инвалидов по зрению в сфере трудовой деятельности. §1.5. Восприятие слепых и слабовидящих. «Восприятие—отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков».11 Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. Важнейшей составной частью каждого акта восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук). Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) или полному выпадению зрительных ощущений. Изменения в сфере ощущений должны отразиться на восприятии объектов и явлений окружающего мира. В норме–формируется зрительный тип восприятия. Доминирование зрения настолько прочно, что даже серьёзные нарушения его функций, какие встречаются у слабовидящих, не влекут за собой изменение типа восприятия. Как и в норме, у них зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия. Только при тотальной слепоте доминирующее положение занимает кожно- механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. М.И. Земцова указывает, «…что при слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности. Апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия, нарушается его целостность».13 Исследования Ю.А. Кулагина показали, что «…нервный корковый механизм восприятия слепых принципиально идентичен механизму восприятия зрячих, хотя при патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов».22 В целом слепые и слабовидящие адекватно правильно отражают окружающий мир во всей его сложности. А.Г. Литвак утверждает, что зрительные и осязательные восприятия сходны не только по своим физиологическим механизмам. «В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные различные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени. Причём, и это наиболее важно, зрение и осязание фиксируют целый ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов».25 Бесспорно, глаз и рука способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, покой и движение. Человек только при помощи зрения различает цвет, а при помощи осязания (помимо перечисленных)—сдавливаемость, вес, тепло и холод. Таким образом, мы констатируем, что зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное—одиннадцать. Можно говорить при этом, что движение глаз (конвергенция, дивергенция, аккомодация) идентично движению ощупывающей руки. Конечно, зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих степенью полноты, точности и скорости отображения, также сужением и деформацией «зрительного поля» (зоны зрительного восприятия). Скорость зрительного восприятия изменяется в зависимости от величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т.д., а это уже в равной мере относится как к зрячим, так и к слабовидящим. Но у последних скорость зрительного восприятия подвержена более резким колебаниям. Нарушения зрения также влияют на качество, точность, полноту восприятия. Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты. В настоящее время в деятельности слепых и слабовидящих всё шире внедряются технические средства компенсации дефекта зрения (тифлоприборы). Их назначение—приблизить объём информации, получаемой при дефектах зрения, к объёму той информации, которую получает нормально видящий. Таким образом, восприятие слепых, хотя и имеет специфические особенности, при своевременной и правильной коррекционной работе не создаёт каких-либо серьёзных трудностей в познавательной деятельности, а, следовательно, даёт возможность приложения способностей таких людей во многих отраслях трудовой деятельности. Важно заметить, что, учитывая роль осязания в деятельности слепых, нужно считать нежелательными и в какой-то мере противопоказанными для них операции ручного труда, вредно действующие на осязание, ведущие к микротравмам, механически стирающие и огрубляющие кожу пальцев рук. §1.6. Представления слепых и слабовидящих. Представления—«…это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств».25 Представления—более высокая ступень отражения, нежели образы восприятия, так как в представлении, по словам И.М. Сеченова, «…совмещается всё, что человек знает о предмете».23 Будучи наглядным, чувственным образом, представление характеризуется высоким уровнем обобщённости. Эти |
|
© 2007 |
|