РУБРИКИ

Профориентация детей-инвалидов по зрению

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Профориентация детей-инвалидов по зрению

образы памяти служат переходной ступенью к мышлению.

Поэтому, характерной чертой представлений слепых и слабовидящих

является резкое сужение их круга за счёт полного или частичного выпадения

или редуцирования зрительных образов. Кроме этого, представления слепых и

слабовидящих имеют и качественные отличия от чувственных образов памяти

зрячих. «…Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости

(генерализованность) и вербализм»25,—вот, по словам А.Г. Литвака,

характерные особенности их представлений. Фрагментарность—в образе объекта

часто отсутствуют многие существенные детали. То есть, образ лишён

целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность

представлений у слепых и слабовидящих проявляется при художественной

деятельности: лепке, рисовании, моделировании.

«В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит

сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного

зрительного…восприятия. Сукцессивность и фрагментарность

восприятия…преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию

осязательного и зрительного обследования объектов».25

Схематизм как следствие недостаточного отражения объектов, проявляется

при репродуцировании образов, бедных деталями, и поэтому слабо

дифференцированных.

Направляя и организовывая процесс восприятия у детей с дефектами

зрения, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно

преодолеть схематизм их представлений.

Выпадение большого числа значимых объектов, их деталей и признаков из

сферы восприятия препятствуют образованию общих представлений, в которых

отражаются наиболее существенные свойства и признаки предметов и явлений.

Вербализм представлений у слепых и слабовидящих связан с

невозможностью целостного восприятия объектов и их отдельных свойств.

Вербализм представлений—это «…нарушение соотношения чувственного и

понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное

отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов».25

Несмотря на эти особенности, природа представлений у слепых и

слабовидящих не изменяется. Все эти недостатки преодолеваются в процессе

компенсации, и возникающие у них представления могут достаточно полно и

адекватно отражать окружающий мир.

При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие

приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную

ориентацию в окружающей среде.

«Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере

повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих,

становится незначительным».13

§1.7. Память слепых и слабовидящих.

«Память—психическое отражение результатов прошлого взаимодействия

человека с действительностью и использованием их в последующей

деятельности; это совокупность психических моделей действительности,

построенных в результате опыта данного индивидуума».11

Память как совокупность процессов запоминания, сохранения и забывания,

узнавания и воспроизведения—необходимое условие трудовой деятельности

человека.

Исследования психологов отдельных процессов памяти слепых и

слабовидящих показали нё затруднённость и специфические особенности

протекания запоминания, сохранения, узнавания. Но общие закономерности

памяти у слепых и слабовидящих, как и у зрячих, остаются одинаковыми.

При нарушении зрительных функций происходят замедленные образования

временных связей, что выражается в необходимости большего числа

подкреплений.

Эксперименты А.Г. Литвака показали пониженную продуктивность

запоминания материала.

Среди особенностей процесса запоминания слепых и слабовидящих (меньший

объём и скорость) А.Г. Литвак выделяет и недостаточную осмысленность

запоминаемого материала. Недостатки логической памяти он связывает с

дефектами восприятия и обусловливает недостатками мышления (разрыв между

понятием и его конкретным содержанием; отсюда сложности с мыслительными

операциями анализа и синтеза, сравнения и т.д.). Но запоминание материала,

имеющего смысловые связи, проходит у людей с патологией зрения достаточно

успешно.

Также автор находит характерным для слепых и слабовидящих большой

размах индивидуальных колебаний в объёме памяти, скорости запоминания,

соотношении осмысленного и механического запоминания. Эти индивидуальные

особенности обусловлены разными причинами: чувственным опытом, уровнем

интеллектуального развития, но не связаны прямо с состоянием зрительных

функций.

Замедленное развитие процесса запоминания у слепых и слабовидящих

исследователи объясняют недостатком наглядно-действенного опыта,

несовершенством методов обучения таких детей. То есть все эти недостатки

имеют вторичный характер.

Имеются многочисленные факторы, которые свидетельствуют, что образы

памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают

тенденцию к распаду. Даже небольшие промежутки времени (1-3 месяца)

отрицательно сказываются на их представлениях: резко снижается уровень

дифференцированности, адекватности образов эталонам.

Быстрое забывание усвоенного материала объясняется и недостаточной

значимостью объектов и обозначающих их понятий, о некоторых слепые могут

получить только вербальные знания. Яркая иллюстрация этому—эксперименты

Ф.Н. Шемякина: слепота и нарушения цветного зрения отрицательно сказываются

на оперировании понятиями, обозначающими цвет.

А.Г. Литвак пишет, что «недостатки процесса сохранения, ...как

следствие нарушений…чувственного отражения, могут быть…устранены при

дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора, наглядно-

действенном обучении слепых и слабовидящих».23

Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и

менее полно, нежели в норме. А правильность узнавания зависит от остроты

зрения.

«Важнейшим условием успешного запоминания, сохранения и

воспроизведения является качество и характер материала».23

«Характер деятельности и содержание запоминаемого материала определяют

тип и вид памяти индивида».16 Поэтому, включение лиц с поражениями

зрительного анализатора в различные виды деятельности и широкое

использование всех сохранных анализаторов, а также остаточного зрения

станет и стимулом, и объективным условием для гармоничного развития всех

видов (словесно-логический, образный, эмоциональный и двигательный) памяти.

«Совместная деятельность сохранных анализаторных систем должна

способствовать формированию смешанного типа памяти либо, при абсолютном

доминировании в деятельности одного анализатора, создавать соответственно

одноимённый тип памяти».16

§1.8. Мышление слепых и слабовидящих.

«Мышление—опосредованное и обобщённое отражение существенных,

закономерных взаимосвязей действительности».11

Мышление возникает и развивается на основе чувственного отражения. Но

связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не

исчерпывается зависимостью от количества и качества чувственных данных, а

имеет двусторонний характер. Возникая на базе «живого созерцания», мышление

оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания,

проявляющееся в осознанности и обобщённости образов.

Дефекты функций зрения оказывают влияние на процесс интеллектуального

развития.

Однако, «…отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не

может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития

мышления, т.к. основные физические, пространственные и временные свойства и

отношения движущейся материи с достаточной полнотой отражаются сохранными

анализаторными системами».26

Функции мышления при слепоте те же, что и у зрячих людей. Однако при

дефектах зрения затруднено восприятие. Поэтому мышлению слепых приходится

преодолевать пробелы и пропуски чувственного восприятия.

Одной из детерминант компенсации неполного или неточного восприятия у

слепых и слабовидящих—фундаментальное свойство мышления—опосредованность,

позволяющая ему при помощи умозаключений раскрыть сущность недоступных для

восприятия предметов и явлений.

Следует подчеркнуть, что человеческое мышления выявляет существенные

связи и отношения и их обобщает, но оно отражает также и свойства и

сущность объектов. Именно эта возможность отражать свойства и сущность

объектов в их общих и существенных определениях лежит в основе

компенсаторной функции мышления. «Не абстрактные схемы, не символы,

а…реальные конкретные представления, образы воображения и понятия,

отражающие недоступные для непосредственного восприятия объекты,

формируются у слепых и слабовидящих в результате опосредованного отражения,

что способствует расширению и углублению познавательных возможностей».27

Успешность мыслительных операций на уровне чувственного отражения

зависит от сохранности и степени развития анализаторного аппарата.

Глубокие нарушения функций зрения влекут затруднения в сфере

восприятия. Они также затрудняют операции анализа и синтеза различных

сторон познания окружающей действительности. Это объясняется, во-первых,

недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а, во-вторых,

сложностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия,

препятствующих формированию целостного образа, в результате, чего страдает

сравнение и дифференцировка. Эти же причины являются основой трудностей при

вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов

познания.

Одна из важных мыслительных операций—сравнение—установление степени

тождества или различия при сопоставлении объектов. Сравнение, также как

анализ и синтез, включены во все мыслительные операции.

Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при

дефектах зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов,

а значит и их сравнению.

На операции сравнения основана классификация и систематизация, т.е.

объединение объектов по сходным признакам. По данным А.Г. Литвака, часто

наблюдающееся у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих

признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

Абстрагирование—отвлечение от одних сторон объекта при одновременном

выделении других; обобщение—объединение объектов на основе общих

существенных признаков; конкретизация—применение обобщённых знаний к

частным, конкретным случаям. Опираясь на факты, свидетельствующие о

трудностях, испытываемые слепыми при анализе-синтезе, а также исходя из

положения о единстве чувственного и логического, можно говорить о том, что

дефекты в сфере чувственного познания отражаются на всех мыслительных

операциях.

Таким образом, «…полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную

сферу, «…отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической

деятельности и мышления слепых».27 К такому выводу приходит А.Г. Литвак и

мы вместе с ним.

Но опыт тифлопедагогической деятельности многих исследователей, в том

числе и А.Г. Литвака, показывает, что эти недостатки не делают мышление

слепых необратимо неполноценным. В процессе обучения и воспитания в

значительной мере устраняется основная причина замедленного развития

мышления—пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и

организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их

основе полноценные понятия, учитель специальной школы способствует

успешному развитию системы операций мыслительной деятельности слепых.

Один из основных дидактических принципов—принцип наглядности имеет для

слепых особо важное значение: на его основе возможно нормальное усвоение

понятий, которые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы

действительности.

«Имеются все основания утверждать, что формирование видов и типов

мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме, и

логическое (теоретическое) мышление может развиваться только на основе

высокоразвитого наглядно-действенного и наглядно-образного мышления».23

Итак, мыслительная деятельность слепых подчиняется в своём развитии

тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение

чувственного опыта вносит определённую специфику в этот психический

процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления,

оно не может принципиально изменить его сущности.

Отмеченные выше отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в

значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на

формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное

представлены в единстве.

§1.9. Воображение слепых.

Воображение—«психический процесс построения нового образа на основе

имеющегося опыта…».11

Воображение—это форма отражения действительности, в которой на основе

представлений конструируются образы объектов, до того никогда не

воспринимавшиеся.

Преобразуя имеющиеся представления и понятия, воображение расширяет

сферу познания, даёт возможность предвидеть результаты деятельности,

способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает

существенное влияние на формирование личности.

Воображение отличается по своим функциям от представлений (образы

памяти воспроизводят, а образы воображения реконструируют прошлый опыт), но

тесно с ними связано. Поэтому, узость круга, фрагментарность, недостаточная

обобщённость и другие недостатки образов памяти сказываются на процессе

воображения.

Сужение сферы чувственного познания при дефектах зрения обедняет

восприятие и представление и ограничивает воображение. Герман Джестроу,

Челпанов, изучавшие сновидения слепых, установили их зависимость от времени

и степени нарушения зрения: наиболее яркие сновидения имеют место у лиц,

ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны

образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Но, не смотря на ограниченные возможности, воображение слепых

используется в процессах деятельности, восполняет недостатки восприятия и

бедность чувственного опыта, выполняя, таким образом, компенсаторную

функцию.

Важная роль в компенсации дефектов зрения принадлежит «воссоздающему

воображению». При его помощи слепые на основе словесных описаний и

имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют

образы объектов, недоступных для непосредственного отражения.

Ослепшие, на основе сохранившихся зрительных представлений могут

создавать новые яркие образы воображения. А наличие остаточного зрения

расширяет такие возможности в это виде психической деятельности.

То есть, сила воображения находится в прямой зависимости от состояния

зрительных функций (при прочих равных условиях: возраст, развитие мышления,

чувственный опыт и т.д.).

«Независимо от того, образами какой модальности—зрительными,

слуховыми, осязательными—оперируют при воссоздающем воображении слепые,

процесс их реконструкции протекает так же, как и у нормально видящих, и

имеет своей физиологической основой образование новых сочетаний временных

нервных связей, ранее сформировавшихся в коре больших полушарий».27

Развитие воссоздающего воображения у слепых—важная задача

педагогического процесса и социального работника, ставящего задачу

профессиональной ориентации школьника-инвалида. Целенаправленное,

управляемое воспитание воображения необходимо не только потому, что оно

заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение,

опираясь на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может

уводить слепого в сторону от реальной жизни.

Это может проявляться при пассивном воображении, к которому в силу

своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в

деятельность склонны слепые. «Воображение под влиянием потребностей, чувств

и эмоций и не регулируемое волей и сознанием, даёт нереальные

фантастические образы: слепые видят себя лётчиками, капитанами и т.д. Такой

отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую

мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности».30

Необходимо глубокое осознание своего недостатка человеком с дефектом

зрения, оценка своих возможностей, знакомство с той сферой деятельности,

где он сможет наиболее полно проявить свои силы.

Некоторые авторы отмечают высокое развитие творческого воображения

слепых, их особую склонность к литературной, музыкальной и другим видам

творческой деятельности. Это иногда находит подтверждение в реальной жизни.

§1.10. Личность и межличностные отношения при тяжёлых нарушениях зрения.

Раскрывая особенности формирования личности школьника с нарушенным

зрением, мы сможем формировать активную, гармонически развитую личность,

эффективно включать таких детей в учебно-восстановительный процесс, а в

последствии таких людей в полноценную трудовую деятельность.

На протяжении многих столетий в обыденном сознании складывалось

представление о личности слепого как о личности глубоко ущербной,

обладающей рядом специфических черт, отличающих слепых от нормально

видящих. Слепым присвоены разнообразные отрицательные личностные свойства:

гипертрофированные биологические потребности (пищевая и сексуальная),

дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных

моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых

(внушаемость, негативизм) черт характера. Всё это—прямое следствие

нарушения зрения. Поэтому слепой—человек абсолютно иного рода. А

возможности формирования положительных свойств и совершенствование его

личности считались крайне ограниченными.

Л.С. Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток

является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром,

главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность

поведения».8

То есть, органический дефект изменяет социальную позицию, провоцирует

возникновение у слепого иных, нежели у зрячих, социальных установок.

Для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактором

психологическим, они не чувствуют себя погружёнными во мрак.

Психологическим фактором слепота становится только тогда, когда они

вступают в общение со здоровыми людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании

личности слепого и может вызвать появление негативных характерологических

особенностей.

Эти особенности—некоторые изменения в динамике потребностей, связанные

с затруднением их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное

ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей

к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая

ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.

Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений,

возникновение условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных

черт характера. Этими условиями могут быть либо чрезмерная опека со стороны

окружающих, либо отсутствие внимания, заброшенность ребёнка. В результате у

слепых формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм,

отсутствие чувства долга, чувства товарищества), волевые (отсутствие

самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм),

эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная чёрствость) и

интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты

характера.

Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость,

некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.

Всё это показывает, что устойчивые свойства личности слепых

(направленность, способности, темперамент, характер) лишь косвенно связаны

с дефектами зрения. В одном случае эта связь обусловлена недостатками в

области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и

ориентировочной деятельности (боязнь нового), а в другом—неблагоприятными

условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности,

отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Ещё

менее выражена связь между формированием отдельных структурных компонентов

личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта.

То есть, в формировании основных свойств личности на первый план

выходят социальные факторы, действие которых не зависимо от патологии

зрения.

При формировании направленности личности, некоторых моральных,

волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения могут быть

первопричиной отклонения их от нормы, затрудняя общение ребенка со

сверстниками и взрослыми, препятствуя накоплению индивидуального опыта.

Такие отклонения (негативизм, внушаемость, эгоистичность) отмечаются

многими исследователями. Но при создании благоприятных условий (широкое

вовлечение ребёнка в различные виды деятельности, правильная организация

воспитания и обучения) формирование этих свойств личности, мотивации

деятельности оказывается независимым от состояния зрения.

А.И. Зотов утверждает, что слепота, первоначально тормозящая развитие

некоторых сторон личности (формирование интересов, эстетических чувств и

т.д.) при педагогическом воздействии отступает на второй план, но

«…продолжает оказывать влияние на диапазон избирательного отношения

аномального ребёнка к окружающей действительности. Но если тот или иной вид

деятельности доступен для слепого, то формирование отношения к нему

оказывается независимым от дефекта. Так, интересы к видам деятельности,

успешно осуществляющимся без зрительного контроля, оказываются очень

глубокими, устойчивыми, как у нормально видящих».14

Таким образом, между зрячими и слепыми, а тем более слабовидящими

различия могут наблюдаться только в ходе формирования личности, динамике

становления её свойств. Конечный же результат, то есть уровень

сформированности личности, определяются не наличием или отсутствием

зрительной патологии, а характером социальных воздействий—воспитания и

обучения.

Рассматривая вопросы формирования личности, необходимо особое внимание

уделить проблеме активности личности, так как не подлежит сомнению то, что

отсутствие или патология зрения вносят существенные изменения в жизнь

человека, затрудняют его взаимодействие с окружающим миром, снижают его

активность.

«Активность является фундаментальным свойством, присущим всей живой

материи, при этом на различных ступенях эволюционной лестницы уровни

активности и проявления её различны».24 Активность человека определяется

как биологическими, так и социальными факторами. А.Г. Литвак видит в этом

взаимодействии ведущими именно социальные факторы, и мы с ним согласны.

Основной источник активности—наши потребности. Выпадение зрительных

функций отрицательно влияет на их формирование: нарушается соотношение

материального и духовного. В силу того, что органические потребности более

легко удовлетворяемы, их развитие у слепых может привести к доминированию и

даже к гипертрофированности.

Также при слепоте нарушается, по словам А.И. Зотова, формирование,

вследствие проблем удовлетворения, «…перцептивные потребности, т.е.

неодолимое стремление к восприятию окружающего мира».15

«Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения при восприятии

окружающего мира и вызванное ими снижение активности отражения, требуют

широкого педагогического вмешательства с раннего детства, вмешательства,

которое способствовало бы развитию навыков осязательного и визуального

обследования, формированию перцептивных потребностей и познавательных

интересов, т.е. активизации познавательной деятельности».4

Г.А. Буткина указывает ещё на одно обстоятельство, которое мы можем

квалифицировать как дополнительный фактор, снижающий активность

слепых—«…отрицательные эмоциональные состояния (депрессивные настроения,

стрессы), а также фрустрации, обусловленные часто встречающейся у слепых

неадекватной самооценкой и трудностями адаптации к жизни. Иногда инвалиды

оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия.

Многократное повторение фрустрации ведёт к снижению активности,

безынициативности, отказу от деятельности».4

Она же указывает на то, что серьёзные препятствия для проявления

активности вызывают затруднения, которые слепые испытывают при установлении

социальных контактов. Неадекватные установки слепых к себе и своему

дефекту, к зрячим, различным видам деятельности, так же как и не верные

представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным

препятствием включения инвалидов по зрению в активную деятельность и,

следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической

реабилитации.

«В среднем и старшем школьном возрасте зависимость межличностных

отношений от состояния зрения…не наблюдается, что можно

объяснить…относительной однородностью коллектива (у всех …имеется патология

зрения) и тем, что в это время изменяются ценностные ориентации и на первый

план при выборе лидеров выступают морально-волевые и интеллектуальные

качества членов коллектива».12

Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются

наиболее отчётливо тогда, когда инвалиды попадают в смешанный коллектив,

где учатся и трудятся слепые и зрячие. В этих условиях для слепых

ограничения возможности воспринимать изменения в окружающей среде

усложняют установление связей личности со средой, вызывают затруднения в

деловом и в свободном общении. Слепые могут уходить от контактов со

зрячими, становятся замкнутыми, ориентированными на свой внутренний мир. В

таких коллективах слепые часто само изолируются, занимают позиции крайней

зависимости от зрячих, активности под нажимом, отказа от борьбы с

трудностями. Очевидно, что это следствие недостаточной работы специалистов

по подготовке слепых к самостоятельной жизни в мире зрячих.

Кроме того, неблагоприятное влияние на установление положительных

межличностных отношений в смешанных коллективах оказывают трудности

социальной перцепции (восприятие человека человеком), которые испытывают

слепые. «Невозможность или ограниченность визуального восприятия и

ориентация на голос, особенности речи, осязательные восприятия часто не

дают слепому достаточного знания о партнёре по общению. Это может

усугубляться неадекватными установками зрячих к слепым, обусловленными

косметическими дефектами последних, незнанием их психологических

особенностей, непониманием».31

По словам А. Г. Литвака становление межличностных отношений между

слепыми и зрячими подчиняется общим закономерностям. Но на этот процесс

влияют и перечисленные нами факторы. Литвак также утверждает, что

«…характерной особенностью системы межличностных отношений в смешанных

коллективах является широкое распространение индифферентного отношения

слепых друг к другу и к зрячим. В силу этого в статусной структуре

коллектива наиболее распространены категории лиц находящихся в нейтральном

или изолированном положении».27 Это является свидетельством недостаточной

сформированности и сплочённости коллектива.

Можно предположить, что при надлежащей постановке воспитательной и

реабилитационной работы специалиста по соц. работе специфические

особенности коллектива, в которых учатся или работают инвалиды по зрению,

отступят на задний план, уступят место общепсихологическим и социальным

закономерностям формирования коллектива.

Итак, все упомянутые выше факторы снижения активности лиц с дефектами

зрения могут быть преодолены путём создания соответствующих условий для

успешного компенсаторного приспособления. Важнейшим из них является

включение слепых в деятельность, формирование у них положительной мотивации

и установок. При правильной организации воспитательной и коррекционной

работы зависимость мотивов трудовой и общественно-полезной деятельности от

состояния зрения будет отсутствовать, а активность лиц с нарушенными

функциями зрения придёт в норму. Активное участие тысяч инвалидов по зрению

в жизни общества, их успехи в самых различных областях деятельности—лучшее

тому подтверждение.

Поэтому, одной из основных задач реабилитационной работы в целях

интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или

восстановление социальных контактов, то есть социально-психологическая

адаптация, а у поздно ослепших—реадаптация.

Зависимость процессов адаптации и реадаптации от личности ослепшего

проявляется в существовании четырёх типов поведения непосредственно после

утраты зрения, выделенных В.С. Сверловым:24

. Безразлично-вялый, длительно пребывающий в депрессивном состоянии, не

предпринимающий никаких усилий для восстановления своего положения в

обществе;

. Рассудительно-волевой тип, направляющий усилия на преодоление последствий

дефекта;

. Контрастный, для которого характерна глубокая депрессия, сменяющаяся

мобилизацией сил на борьбу с дефектом;

. Неустойчивый, характеризующийся регулярными сменами депрессивного и

оптимистического настроения.

При включении в деятельность психологический кризис преодолевается,

происходит выход из состояния психологического конфликта. Этот процесс

В.С. Мерлин разбил на фазы23:

. Фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия;

. Фаза занятия. Инвалид включается в деятельность с целью отвлечься от

тяжёлых мыслей о своей инвалидности;

. Фаза деятельности. Характерно стремление реализовать свои творческие

возможности;

. Фаза поведения, когда определяется характер деятельности, стиль поведения

человека, определяющий весь его дальнейший жизненный путь.

Следует отметить, что у зрячих часто формируются субъективные и

неадекватные установки к слепым. Это либо негативная установка на

избегание, либо псевдо положительная установка, проявляющаяся в жалости к

слепому, в стремлении взять его под опеку. Причины таких установок

различны. Прежде всего—незнание психологии слепых, их реальных

возможностей, представления о слепых как несчастных, не приспособленных к

жизни, неполноценных людях. Легко ранимые, тяжело переживающие свой дефект

и тонко чувствующие отношение партнёра по общению слепых не остаются

безразличными к подобным ситуациям, затрудняя дальнейшие контакты,

закрепляя установку на избегание зрячих. Всё это ведёт к стремлению

общаться преимущественно с товарищами по несчастью, к созданию микрогрупп,

состоящих из инвалидов по зрению, и в результате к аутизму, то есть к уходу

в свой внутренний мир, выпадению из жизни общества.

Мы считаем, что реабилитационная работа со слепыми может быть

достаточно эффективной только при условии пропаганды тифлологических знаний

среди находящихся в их ближайшем окружении зрячих, воспитания у них

чуткого, тактичного, бережного отношения к инвалидам, но без унижающей

достоинство жалости.

Таким образом, после изучения психики слепых и слабовидящих людей мы

можем сделать вывод о том, что врождённые и приобретённые дефекты зрения с

неизбежностью сказываются на развитии всех основных психических функциях

человека.

Нарушения или полная утрата функций зрительного анализатора разрушают

сложившиеся межанализаторные связи, что отражается на всей сенсорной

организации человека, что вызывает отклонения в сферах логического познания

и практики. У человека в норме формируется двигательно-моторная

координация, т.е. все его движения и действия протекают под зрительным

контролем. Слепота же делает это невозможным.

Изменения в сфере ощущений отражаются на восприятии объектов и явлений

окружающего мира. Избирательность восприятия ограничивается сужением круга

интересов, снижением активности отражательной деятельности. Апперцепция

проявляется слабее, чем в норме. Осмысление и обобщение образов осложняется

недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности

отображаемого. Нарушается целостность восприятия, его качество, точность и

полнота.

Недостаток зрения отрицательно сказывается на развитии внимания.

Здесь сокращается круг объектов, которые должны вызывать непосредственный

интерес. Т.е. сокращается объем, устойчивость, концентрированность,

страдают другие свойства внимания.

За счёт полного или частичного выпадения зрительных образов

характерной чертой представлений слепых является резкое сужение их круга.

Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости и вербализм—такие

качественные отличия представлений слепых от чувственных образов памяти

зрячих.

При нарушении зрительных функций происходят замедленные образования

временных связей, что выражается в необходимости большего числа

подкреплений. Среди особенностей процесса запоминания слепых можно выделить

меньший объём и пониженную скорость, а также недостаточную осмысленность

запоминаемого материала.

Дефекты функций зрения оказывают влияние и на процесс

интеллектуального развития, что отражается практически на всех операциях

мышления, прежде всего на анализе и синтезе различных сторон окружающей

действительности. Сложность получения чувственных данных приводит к

трудностям в сравнении объектов. Дефекты в сфере чувственного познания

отражаются на всех мыслительных операциях.

Сужение сферы чувственного познания обедняет восприятие и

представление и, поэтому, делает ограниченным воображение.

Но, мы в своём исследовании опираемся на теорию компенсации, основным

постулатом которой является идея И.П. Павлова, где утверждается мысль, что

компенсация—это «…физиологическая мера организма в ответ на какое-либо

нарушение его функций».25 Мы пришли к выводу, что приспособление организма,

регулируемое ЦНС, заключается в восстановлении или замещении нарушенных или

утраченных функций независимо от того, где находится повреждение. Чем

тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в

процесс компенсации.

Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими

компенсаторными возможностями. Но даже самое высокое развитие

компенсаторных функций не могло бы дать сколько-нибудь значимого

результата, если бы мы рассматривали компенсацию только как биологическую

меру организма. Мы считаем, что компенсация—явление биосоциальное. Также

допускаем мысль, что компенсация—явление биопсихосоциальное, так как

огромную роль в компенсации дефектов (в нашем случае зрения) играет

сознание человека. Животные могут лишь биологически приспособиться к новым,

нестандартным условиям жизни, а человек восстанавливает равновесие не

только с естественной, но и с социальной средой, что возможно лишь при

осознании своего дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают

как в ходе преодоления отклонений в психическом и физическом развитии, так

и в обыденной практической деятельности. То есть, компенсация у человека

проходит с подключение сознания.

Социальными же факторами мы назвали: уровень развития общественных

отношений и технического прогресса, положение человека в обществе, условия

семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения, социального

обеспечения и многие другие факторы.

Поэтому, при переплетении и взаимодействии биологических и социальных

факторов последствия дефектов могут быть в значительной мере преодолены, и

человек может достичь высокого уровня психического развития.

На основании выше сказанного мы можем утверждать, что при

своевременной и полноценной коррекционной работе с детьми-инвалидами по

зрению их родителей, преподавателей-дефектологов и воспитателей (если такие

дети воспитываются в учреждениях интернатного типа) при обязательном

контроле со стороны специалиста по социальной работе можно добиться высоких

результатов в их психическом развитии, что даст возможность проведения

мероприятий по профессиональной ориентации и подготовке для последующего

вступления в самостоятельную трудовую деятельность, которая позволит

проявить таким людям свои способности, реализовать свои возможности и стать

полноценными членами общества и не быть у него на иждивении.

Глава II.

§2.1. Деятельность при дефектах зрения.

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является

включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую

деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как

непременное условие компенсации дефекта.

Слово реабилитация происходит от латинского слова rehabilitatio

(ре—возобновление, хабилитас—пригодность, способность).

С юридической точки зрения реабилитация—оправдание, восстановление

доброго имени, репутации неправильно обвинённого или опороченного лица.

Медицинская реабилитация—восстановление нарушенных функций и

трудоспособности больных и инвалидов.

В специальной литературе существует разное толкование понятия

«реабилитация слепых» и различный подход к решению данной проблемы.

Центры реабилитации слепых в Западной Европе выполняют разные функции.

В одном случае они занимаются первоначальной адаптацией слепых к окружающей

среде, в другом случае на них возлагаются более широкие функции, включающие

и среднюю общеобразовательную подготовку, в третьем случае их работа

сведена только к профессиональной подготовке.

Р. Бланк (США) под реабилитацией понимает физическое, социальное,

эмоциональное и профессиональное восстановление до первоначального уровня.

Такое представление мы не можем назвать правильным, потому что слух,

осязание и др. органы чувств не заменяют и не могут заменить утраченное

зрение. Более обострённое восприятие этими органами чувств предметов и

явлений лишь компенсируют в какой-то степени дефект, помогает слепому

приспособиться к окружающей среде, но не восстанавливает прежнее физическое

состояние.

Пастор Керолл (США) в книге «Что такое слепота и как с ней жить.»

утверждает: «…Реабилитация представляет процесс, при котором взрослые,

пребывающие на различных стадиях беспомощности и зависимости, достигают

понимания самих себя, своей неполноценности, вырабатывают новый характер,

необходимый в управлении их собственными эмоциями, осваивают методы борьбы

с трудностями нового положения».

Но, по нашему мнению, для того, чтобы слепой преодолел трудности

своего положения, только его личных усилий и умений явно недостаточно.

Д. Девис (Англия) под реабилитацией понимает восстановление личности,

нарушенной слепотой, до уровня возможного для каждого индивидуума.

В принципе, это правильная постановка вопроса. При этом следует

сказать, что Р. Бланк и Д. Девис понятие «реабилитация» применяют только по

отношению к ослепшим в зрелом возрасте.

Для слепых от рождения и потерявших зрение в раннем детстве они

считают более правильным применить термин «абилитация»—врастание в жизнь в

условиях слепоты, создание, построение заново. Свои доводы они мотивируют

тем, что у слепорождённых нет профессии, а потому нельзя восстановить то,

что не было утрачено. С этим нельзя не согласиться. Термин «абилитация»

употребляется и в отечественной литературе.

Однако, когда мы говорим о реабилитации слепых, то речь идёт не об

отдельном человеке или группе слепых, а о том, чтобы из беспомощного

незрячего сделать полноценного в профессиональном отношении человека. Сам

по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не

создать соответствующих условий.

Проблема реабилитации слепых требует комплексного решения,

определённых усилий не только со стороны слепого, но и со стороны общества,

государства.

Каждая психическая функция—это продукт деятельности определённого

органа. Вместе с тем, подлинные человеческие функции складываются в

онтогенезе, в течение всей жизни человека, причём решающим условием

является активность и адекватность действий в форме совместной деятельности

и речевого общения. Компенсация и доразвитие психических функций, как

частные случаи развития, возможны лишь при организации (врождённая или

ранняя слепота) или возобновления (поздняя слепота) активной деятельности.

Разнообразная деятельность является решающим условием как для

преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения

дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно

влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а

затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует

мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и

нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших

психических функций.

Кроме того, включение инвалидов по зрению в активную деятельность

препятствует появлению псевдокомпенсаторных приспособлений.

Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику

деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля,

т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над

протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым.

Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения

человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного

зрительного контроля.

Успешное выполнение деятельности, по мнению А.Г. Литвака, является

важнейшим показателем скомпенсированности дефекта. Общественная трудовая

деятельность—основной фактор интеграции инвалидов по зрению в обществе.

Тем не менее, вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность

связано с определёнными затруднениями. Так у лиц с внезапной потерей или

резким ухудшением зрения, находящихся в депрессивном состоянии, могут

формироваться установки на неработоспособность. Однако, как утверждает А.Г.

Литвак, «…формирование положительной установки на работоспособность не

зависит прямо от глубины и времени возникновения дефекта».24

Формирование положительных установок к труду во многом зависит от

качества воспитательных и реабилитационных мероприятий. В целом социально-

трудовая реабилитация должна складываться из системы мероприятий психолого-

педагогического, социально-экономического и медицинского характера,

осуществляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в

деятельности.

§2.2. Общие сведения о труде слепых.

С древних времён отдельные слепые выделялись своими достижениями в

профессиях интеллектуального и физического труда. В некоторых профессиях

трудовой деятельностью занимались довольно значительные группы слепых:

народные певцы в разных странах, массажисты в Японии с X века нашей эры,

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.