РУБРИКИ

Профориентация детей-инвалидов по зрению

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Профориентация детей-инвалидов по зрению

ремесленники в Египте в I веке до нашей эры и т.д. Однако организованное,

массовое включение слепых в трудовую деятельность во всех культурных

государствах началось лишь в XIX веке и до наших дней охватило далеко не

всех слепых.

В 1925-1930 наиболее распространёнными среди слепых видами труда были:

корзиноплетение, изготовление щёток, плетение мебели, музыка, настройка

роялей, ручное вязание, работа на трикотажных машинах, игра на органе,

преподавание музыки и других предметов, переплёт книг, печатание на пишущих

машинках под диктовку, переписывание книг по Брайлю, сетевязание, обработка

дерева, работа на телефонных станциях. В этом перечне профессии даны в

убывающем порядке по степени их распространённости в ряде государств Европы

и Америки.

§2.3. Труд слепых за границей.

С целью более полного выявления трудовых возможностей слепых

остановимся на их профессиях в некоторых странах.

В Великобритании во второй половине XIX века Армитэдж энергично

защищал возможности интеллектуального труда для слепых и рекомендовал им

занятия музыкой, в частности игру на органе, фортепиано и особенно

настройку музыкальных инструментов. В области физического труда он отмечает

профессии корзинщика, щёточника, столяра, канатчика, вязальщика сетей и

т.д. Из женских работ им указаны вязка чулок и сетей, шитьё ручное и

машинное. Он также рекомендует слепым заниматься торговлей.

В начале нашего века (1916 г.) в специально организованном для

военноослепших учреждении С. Дунстан в Лондоне обучались специальностям:

массажист, стенографист, переписчик на пишущих машинках, телефонист,

корзинщик, столяр, трикотажник, птицевод, торговец и прочее.

По данным Робба, в Шотландии на ряду со слепыми, трудоустроенными в

мастерских, многие работают на дому. Их основные занятия: органист, учитель

музыки, настройщик, корзинщик и пр. Изыскиваются новые профессии, в

частности на фабрике.

В США, по данным Беста, лишь восьмая часть слепых содержала себя своим

трудом. Слепые в США работают в качестве служащих в конторах, юристами,

учителями, музыкантами, настройщиками, телефонистами, работают в прачечных,

домашними работницами, страховыми агентами, разносчиками газет и др.

П. Вилей указывал, что во Франции есть слепые учёные, артисты,

литераторы, журналисты, юристы, преподаватели, но основная масса слепых

интеллектуального труда—музыканты.

В России с 1925 года создано Всероссийское общество слепых (ВОС),

которое организовало разветвлённую сеть производственных предприятий, в

рамках которых происходит трудоустройство инвалидов по зрению. Учебно-

производственные предприятия ВОС (УПП ВОС) являлись наиболее оправдывающей

себя формой трудоустройства слепых в сфере производства до сегодняшнего

дня.

Спецификой УПП является то, что всё здесь подчинено единой задаче

рациональному трудоустройству слепых: подбор профиля производства,

разработка специальных технологий, применение защитных устройств и

нестандартного оборудования, проведение мероприятий по охране остаточного

зрения и т.д.

Таким образом, приведённый перечень профессий, которыми занимались и

занимаются слепые в разных странах, позволяет сделать вывод, что трудовые

возможности инвалидов по зрению весьма многообразны.

§2.4. Выбор сферы трудовой деятельности слепых.

Некоторые тифлопедагоги прошлого, занимаясь проблемами трудоустройства

слепых (например, Анагнос), предполагали готовить их лишь к

интеллектуальному труду. Такие предположения основывались на тех

сложностях, которые существуют при работе слепых в области физического

труда. Конечно, слепота вызывает затруднения и при работе в области

интеллектуального труда. Кроме того, некоторые слепые, как и зрячие, более

склонны к труду в сфере производства. Мы согласны с тем, что слепым, как и

зрячим, должна быть дана возможность заниматься и физическим, и умственным

трудом, в соответствии с их способностями и наклонностями.

Но, учитывая современное состояние российской промышленности,

перспективы её дальнейшего развития, а также то обстоятельство, что

трудоустройство слепых в рамках УПП ВОС подразумевает разделение

технологического цикла на мельчайшие операции (т.е. вовлечение огромных

людских ресурсов), что приводит к удорожанию продукции, а также учитывая

крайне низкий потенциал обновления технологии и оборудования на этих

предприятиях (т.к. нецелесообразна автоматизация технологического

процесса), можно допустить возможность неконкурентноспособности этих

предприятий на рынке, что подтверждается невозможностью функционирования

большинства Учебно-Производственных Предприятий ВОС уже сегодня и что

означает нецелесообразность профессиональной ориентации слепых в сферу

производства.

Кроме того, трудоустройство слепых на УПП ВОС ведёт к слабой

социальной интеграции инвалидов по зрению.

Под понятием «социальной интеграции» слепых мы понимаем расширение их

общественных функций и связей, т.е. создание условий для проявления слепыми

своих способностей и талантов: в науке, искусстве, педагогической

деятельности, юриспруденции, в организационной в организационной и

хозяйственной деятельности.

Одной из главных практических задач социальной интеграции является

материальное обеспечение слепых не ниже уровня благосостояния зрячих членов

нашего общества.

Учитывая выше перечисленные экономические сложности, мы можем

утверждать, что сегодня и в дальнейшем благосостояние трудящихся УПП ВОС

будет неизбежно снижаться, заинтересованность в труде падать и,

следовательно, желание молодых инвалидов трудоустраиваться на этих

предприятиях постепенно отпадёт.

Что же касается проявления талантов и способностей, то здесь

необходимо отметить, что вся та культурно-просветительная работа, которая

проводилась на этих предприятиях, проходила на базе ведомственных Домов

Культуры. Сегодня ВОС не может содержать их. Следовательно, вся кружковая и

спортивная работа угасла.

Кроме всего этого нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что

трудоустройство слепых в рамках специализированных предприятий влечёт за

собой изоляцию их от зрячих и противоречит принципам интеграции со всеми

вытекающими отсюда последствиями. Советское государство, создав УПП ВОС,

загнало инвалидов в некие «резервации». Жильё строилось рядом с

предприятиями, вся местная инфраструктура планировалась с учётом удобства

для слепых. Это привело к замкнутому кругу передвижения, к однообразному

общению, к строгому упорядочению и однообразию всей жизни. Постепенно все

интересы людей сводятся к производственным. Все их действия чётко

контролируются и регламентируются. Однообразие действий, узкий круг

общения, жёсткая дисциплина не могут не сказаться на психике людей. В

первую очередь страдает мышление и творческое воображение, затем

эмоционально-волевая сфера. В итоге можно проследить процесс дегенерации

личности. Трудовая деятельность в таких условиях перестаёт выполнять свою

компенсаторную функцию.

Поэтому мы приходим к выводу о нецелесообразности профориентации

старшеклассников в производственную сферу, во всяком случае сегодня, когда

она представлена в таком виде.

Но, учитывая то обстоятельство, что в спецшколах в последнее время

стали обучать слепых детей олигофренов, что их трудоустройством сегодня

никто не занимается, мы предлагаем комплектовать УПП ВОС за счёт таких

выпускников и за счёт тех детей, которые не проявили способностей к

обучению в средних и старших классах.

Вместе с тем, мы отмечаем, что трудовые возможности в производственной

сфере слепых весьма широки ( подтверждением этому служит то разнообразие

профилей, которые имеются на УПП ВОС) и могут быть ещё больше расширены.

Каждая профессия должна рассматриваться с учётом всех её положительных и

отрицательных сторон. Нужно выяснить, насколько она соответствует

особенностям труда слепых и нельзя ли её приспособить к ним. Важное

значение имеет остаточное зрение и зрительные представления, сохранившиеся

у слепых и слабовидящих. Практически в каждом отдельном случае можно

ограничиться выбором между несколькими, наиболее выгодными и подходящими

для данного ослепшего.

Последнее заключение справедливо и для выбора профессии в сфере

интеллектуального труда.

Когда выбор области труда или профессии затруднителен, их необходимо

намечать ориентировочно. В этом случае лучше начинать с более простого,

чтобы не подорвать у слепого веру в свои силы.

Необходимо учитывать, что первые трудовые пробы имеют большой

психологический результат: даже небольшие успехи радуют слепых, а неудачи

ими преувеличиваются.

По утверждению Б.И. Коваленко, «При нормальных условиях и отсутствии

других дефектов слепые более или менее легко достигают целей, и что

вызывает у них потребность достичь новых, более трудных. Желательно, чтобы

в этом была определённая последовательность».18

§2.5. Особенности, возникающие при выборе профессии.

При выборе профессии необходимо иметь в виду, что к слепым буду

предъявлены такие же требования в отношении производительности и качества

работы, как и к зрячим, занятым в той же профессии. Слепой должен работать

полноценно, наравне со зрячим. Тифлопедагоги подчёркивают, что «Не нужно

никаких льгот и скидок на слепоту. Их не только нельзя требовать, но и

нельзя допускать».20

Для правильного выбора профессии, в первую очередь, необходимо

выяснить и учесть интересы ребёнка, его направленность и способности, а так

же общую подготовку к намечаемой работе.

«В определённых случаях представляется необходимым воздействовать на

школьника мерами убеждения, чтобы изменить его профориентацию и создать

правильную трудовую установку».19

При профессиональной подготовке обучение должно быть и теоретическим, и

практическим. Вторая сторона подготовки очень важна тем, что помимо всего,

что должен изучать для данной профессии зрячий, слепому необходимо усвоить

все навыки, помогающие выполнять работу без зрячих.

Содействие окружающих и воля к преодолению препятствий—необходимые

предпосылки к успешному овладению слепым выбранной профессии. Он должен не

замыкаться в себе, быть активным. Сознание своей общественной полезности

укрепляет у слепого веру в свои силы и умение их пользовать.

Иногда «…трудоустройство ослепшего срывается или работа выполняется им

неполноценно. В этих случаях причину видят в слепоте, в то время как суть

дела—в неправильной организации труда, а иногда в неправильном выборе

профессии и недостаточной подготовке к ней. Правильно выбрав профессию и

хорошо к ней подготовившись, слепые при обеспечении необходимых

организационных условий могут с успехом работать как в области

интеллектуального, так и в области физического труда, за исключением тех,

которые не пригодны к трудовой деятельности независимо от состояния

зрения».18 Это подтверждает Б.О. Корман (доктор филологических наук,

профессор): «Специфические трудности, с которыми сталкивается зрячий

вузовский педагог, исследователь и руководитель, есть в конечном счёте лишь

заостренное и концентрированное выражение тех трудностей, с которыми

сталкивается вузовский работник вообще».21

§2.6. Профессии интеллектуального труда, доступные слепым.

Начиная с древних времён, отдельные слепые в различных областях

интеллектуального труда. Они достигали этого, благодаря выдающимся

способностям и исключительной энергии. В большинстве случаев они не знали

об успехах других слепых и в одиночку вели борьбу с многочисленными

препятствиями. Положение начинает изменяться лишь за последние два

столетия: появляются осведомленность об успехах других и взаимная

поддержка.

Однако, несмотря на значительные достижения слепых в области

интеллектуального труда, некоторые специалисты весьма сдержанно относятся к

доступности его для слепых. Профессор П. Виллей и другие рекомендуют «не

увлекаться, не внушать несбыточных надежд»5 и признают профессии

интеллектуального труда подходящими преимущественно для слепых,

принадлежащих к привилегированным классам населения.

Конечно, в прошлом веке профессии умственного труда были недоступны

для обычных людей, ведь они требуют большой образовательной подготовки.

Сегодня тифлопедагогика имеет богатый арсенал методик обучения слепых и

слабовидящих детей, поэтому можно с полной уверенностью говорить о

доступности этого вида деятельности для инвалидов по зрению. Так В.Н.

Киселёв делится своим опытом обучения незрячих студентов на математических

факультетах ЛГУ: «Сразу после зачисления в ВУЗ новых незрячих студентов

возникает вопрос собрать ли их в одной группе или рассредоточить равномерно

по всем группам? В ЛГУ пошли по первому пути…первым аргументом в пользу

этого…является то, что образуется специальная группа по изучению

иностранного языка…Во-вторых, все незрячие студенты, находящиеся на курсе,

слушают одни и те же лекции, посещают одни и те же семинары, что позволяет

им объединяться при подготовке к контрольным работам, зачётам и экзаменам,

образуется полный конспект материала, изложенного на лекциях, т.к. то, что

не успел записать один, удалось записать другому. В-третьих, это совместная

работа с чтецом…

…На четвёртом курсе происходит переформирование учебных групп. В одну

учебную группу входят те студенты курса, которые зачислены на данную

кафедру…Общие курсы читаются всем группам одновременно, и готовиться к

экзаменам студенты могут по-прежнему вместе. А находясь в группе,

соответствующей его кафедре, студент имеет больший контакт со зрячими

студентами и глубже постигает специальные курсы, которые читаются только

для его группы. Таким образом, начиная с четвёртого курса, речь может идти

о нахождении незрячих студентов лишь в одном потоке…».17

В разные времена, начиная с древности встречались слепые философы. По

греческим сказаниям, некоторые древние философы намеренно ослепляли себя,

«дабы ничто не мешало им предаваться умственному созерцанию». В числе их

указывают на Демокрита из Абдер (VI-V в. до н.э.), Карл Фердинанд (умер в

1496 г.), Франсуа Малаваль (1627-1719), Ахилл-Даниэль Леопольд (1681-1753),

Шлютер (1801-1884), Евгений-Карл Дюринг (1833-1921) и др.

Были слепые историки и географы: Ауфидий (II в. до н.э.)—римский

сенатор, автор римской истории, Агюстен Тьерри (1795-1856), Вильям Прескотт

(1796-1859) и др.

Слепые выделялись как юристы и филологи: Николай Верде (1440-

1492)—написал работу об институциях Юстиниана, Шёнбергер (1601-1648), Голу

(1764) и пр.

Слепые добивались успехов и как математики: Дивим из Александрии (310-

398), Николай Саундерсон (1682-1739), Леонард Эйлер (1707-1783), Джон Гоф

(1757-1825), Ж. Платенау (1801-1883).

Этот перечень можно продолжить. Но и этого достаточно, чтобы сделать

вывод о том, что слепые могут заниматься научной работой.

Серьёзные затруднения для научной работы слепого представляет

невозможность без посторонней помощи знакомиться с литературой,

материалами, проводить наблюдения и опыты, особенно по экспериментальным

наукам некоторые осложнения возникают при систематизации собранного

материала и изложении работы. Но постоянно развивающаяся тифлотехника

значительно облегчает их работу. М.С. Князев (УрГУ) пишет, что «При

использовании комплекса тифлосредств, имеющихся в лабораториях УрГУ,

незрячий математик-программист может работать на ЭВМ без посторонней

помощи. Комплекс тифлотехнических средств позволяет не только

самостоятельно работать незрячему специалисту, но и эффективно обучать

студентов…».29

Б.И. Коваленко рекомендует «При выборе ослепшим научной

специальности…предпочесть социальные и математические науки, а на

экспериментальных останавливаться лишь тогда, когда к этому есть особые

основания—…навыки в этой области».18

Далеко не редкость имя слепого среди художников слова. Слепые поэты

встречались уже в древности. Издавна связывают с именем слепого Гомера

величайшие эпические поэмы—«Илиаду» и «Одиссею». В более поздние времена

среди поэтов и писателей различных народов тоже довольно часто встречались

слепые. Среди писателей Англии и США мы выделяем: Джон Мильтон (1608-1674),

Вильямс (XVIII в.), Алиса Кинг (XIX в.), Елена Келлер (XIX в.) и т.д. Среди

русских писателей и поэтов мы находим: Домна Анисимова (XIX в.), И.И.

Козлов ( 1779-1840), В. Рязанцев (1867-1942)—«Слепой Ивка», «Илька-

каторжник», «Слепцы», «Сквозь броню» и т.д., А.П. Белоруков (1881)—«Путями

веков», «В непогоду», Н.А. Островский (1904-1936), Ф.О. Шоев (1903), О.

Скороходова (слепоглухонемая) и т.д.

Приведенный перечень—доказательство того, что слепые могут быть

писателями и поэтами.

Из особых препятствий, встречающихся на пути слепого

писателя—трудность непосредственных наблюдений, требующих зрения, трудность

изучения источников, исправление своих ошибок. Но современные технические

средства значительно уменьшают или полностью устраняют эти проблемы.

Среди слепых мы встречаем артистов, певцов, музыкантов. В древней

Греции и в средние века во всех странах слепые часто бывали народными

певцами, странствовавшими с места на место. Они часто встречались и в

России, особенно на Украине, где их называли каликами перехожими,

кобзарями, бандуристами. Среди них мы знаем Остапа Вересай, Фёдора

Грищенко—XIX в.

Успехи отдельных слепых певцов содействовали серьёзному обучению

слепых пению. Хор слепых воспитанников Петербургского института

человеколюбивого общества с успехом выступал на Политехнической выставке в

Москве в 1872 году. Хоры слепых пользовались успехом и за границей, о чём

свидетельствует журнал попечительства о слепых «Слепец» 1914 года.20

В XX веке высшее музыкальное образование слепых перестало быть

редкостью. Существуют оркестры слепых, которые пользуются успехом. Одним из

первых был симфонический оркестр слепых воспитанников Петербургского

института человеколюбивого общества, Московский оркестр слепых,

организованный на товарищеских началах. В настоящее время у нас в стране

многие слепые превосходно играют на различных музыкальных инструментах,

выступают солистами в ансамблях.

Слепые с успехом занимаются и настройкой музыкальных инструментов.

Чернов—один из первых русских высококвалифицированных настройщиков,

виолончелист и учитель музыки; П.П. Трекше—старший настройщик на

фортепианной фабрике Оффенбахера.

Среди слепых были и скульпторы, но эта профессия не получила широкого

распространения.

Успехи слепых в различных областях искусства позволяют говорить о

возможности их специализации в этих профессиях.

А.Г. Кондратов предостерегает от традиционного вредного заблуждения,

будто слепота создаёт какие-то особые преимущества в области развития

музыкальных способностей. «Способности в искусстве встречаются среди слепых

не чаще, чем среди зрячих».19 Для нас важно, что слепые могут заниматься

искусством, особенно в области художественного слова, пения и

музыцирования. Здесь очень важна помощь зрячих во время подготовки при

изучении жестов и мимики.

Вопрос о работе слепых в различных отраслях искусства довольно

детально проработан в специальной литературе.

Многие слепые своей работой показали, что слепота не является

препятствием и к педагогической деятельности.

Мы уже упоминали о слепых учёных, которые в разные времена, добиваясь

больших успехов в научно-исследовательской работе, были вместе с тем и

хорошими педагогами высшей и других школ.

В нашей стране, благодаря ЛГПИ им. А.И. Герцена и другим

пединститутам, профессия преподавателя среди слепых стала массовой.

Вопросам слепых педагогов в литературе уделено большое внимание.

«Опыт показал, что слепым педагогам легче заниматься со старшими, чем с

младшими классами».20 Из этого следует, что более всего им подходит работа

в высшей школе, затем в средней. Но не все слепые подходят для работы в

ВУЗах (впрочем, как и зрячие), т.к. для неё требуется высокая квалификация.

Слепые педагоги могут преподавать как зрячим, так и незрячим учащимся.

При работе со зрячими легче наладить их содействие, но встречаются моменты,

затрудняющие работу слепого. При работе со слепыми учащимися педагог легче

устанавливает контакт с ними, но может оказаться беспомощным в тех случаях,

когда они нуждаются в помощи зрячих.

По определению В.И. Коваленко наименьшие трудности для слепых

представляет преподавание гуманитарных наук. «Преподавание физики,

географии, естественных наук…затруднительно. Оно не желательно в школе

слепых, а в школе зрячих допустимо в виде исключения».18 Но анализ

литературы опровергает это заключение. По словам многих специалистов слепые

преподаватели успешно справляются с преподаванием этих наук. С.Д.

Белоголовцев (доцент текстильного института г. Иванова) пишет, что

«…незрячие математики давно доказали, что они с успехом могут сочетать

научную и педагогическую работу в высшей школе. Академик Л.С. Понтрягин,

доценты И.В. Проскуряков и А.С. Пархоменко, М.И. Шерстнёв, В.В. Кузнецов,

В.М. Чмутов и др.

Многолетний сравнительный анализ показывает, что знания студентов,

полученные от незрячего преподавателя технического ВУЗа, не уступают

результатам работы зрячих коллег».33

Поле педагогической деятельности слепых в различных отраслях знания

очень широко, т.к. во всех профессиях возможен переход с практической

работы на сообщение знаний.

Назовём несколько имён известных слепых преподавателей прошлого:

Армитэдж (1824-1890)—его работа «О воспитании и занятиях слепых» до сих

пор сохранила значение;

Френсис-Джозеф Кемпбелл (1832-1914)—учитель слепых в Бостонском институте

Перкинса. Выступал на международных конгрессах по слеповедению. Оставил

после себя ряд работ: «Воспитание слепых» и т.д.;

Пьер Виллей (1879-1933)—профессор литературы, автор книг «Психология

слепых», «Педагогика слепых» и др.;

П.Г. Мягков (XIX в.)—крепостной юрист. Обучал юриспруденции. О нём

упоминает Аксаков в своей «Семейной хронике»;

А.В. Бирилёв (1872)—руководитель Казанского училища слепых. Написал

работы: «Осязание слепых», «Тифлопедагогическая техника»;

В.С. Сверлов (1898)—преподаватель географии. Читал лекции в ЛГПИ им. А.И.

Герцена. Автор многих трудов по вопросам преподавания слепым географии,

работы слепых педагогов, трудоустройства слепых.

Таким образом, научная деятельность, преподавание в школе, техникуме и

ВУЗе являются для инвалидов по зрению одной из наиболее эффективных форм

участия в общественно-полезном труде.

Также встречались в истории среди слепых и врачи.

В Японии с древних времён массаж является основной профессией слепых.

Долгое время он был даже их монополией.

Массаж как профессия слепых проник из Японии в Европу через Англию в

XIX веке, но первоначально не получил широкого распространения. Но во время

мировой войны 1914-1918 г.г. этой профессии стали обучать военно-ослепших.

Возникла ассоциация слепых массажистов.

На съезде русских деятелей по распространению профессионального и

технического образования в Москве в 1896 году А.А. Густовский сделал доклад

о доступности для слепых массажа как профессии. На основании опыта он

утверждал, что слепые хорошо усваивают приёмы массажа, в частности

хирургического, и вполне справляются с этим делом.

То есть профессия массажиста давно вошла в список рекомендуемых при

профориентации слепых и их трудоустройстве.

Мы дали перечень основных профессий интеллектуального труда, в которых

слепые доказали свою состоятельность. Этот перечень говорит о том, что

слепота не является препятствием для работы в самых разнообразных отраслях

умственного труда. Основные препятствия для работы в этой

сфере—недостаточная оснащённость техническими приспособлениями, недочёты в

подготовке к интеллектуальному труду, слабое обеспечение новой литературой

по системе Брайля, насторожённое отношение к слепым специалистам со стороны

зрячих коллег (это постепенно проходит) и населения.

Тем не менее, мы считаем целесообразной и преимущественной организацию

профориентации детей-инвалидов по зрению в сферу умственного труда.

§2.7. Из опыта отечественной профориентации детей-инвалидов по зрению.

В Свердловской области проблемой профориентации детей-инвалидов по

зрению серьёзно занимается Свердловская областная средняя школа-интернат.

Под руководством бывшего директора школы Мартиросян С.А. коллектив

тифлопедагогов разработал систему методов и приёмов по формированию

интересов у учащихся к тому или иному виду трудовой деятельности. Им

удалось наладить не только профориентационную работу, но и выпуск уже

готовых специалистов. Т.е. ребёнок, покидающий стены школы, имеет

специальность, с которой смело вступает в жизнь.

Нельзя не отметить то обстоятельство, что подавляющее большинство

слепых и слабовидящих детей в России вынуждены обучаться в

специализированных школах-интернатах, что затрудняет их возможности в

выборе профессии, так как дети оторваны от реальной жизни. Поэтому заслуги

коллектива школы в этой области неоценимы.

Начиная со средней школы, педагоги очень внимательно следят за

развитием интересов воспитанников, за проявлениями их способностей. Поэтому

к 10-11 классу становится возможным определить дальнейшее обучение в том

или ином специализированном классе.

К предпоследнему году обучения школьник уже самостоятельно может

выбрать направление дальнейшей трудовой деятельности. Школа даёт

возможность выбора между обучением в классе с углублённым изучением

математики, где старшеклассники изучают языки программирования,

вычислительную технику, работают с компьютером и т.д., обучением в классе с

проф. подготовкой массажистов, где им преподают теоретические курсы

медицинского колледжа и организуют практические занятия как на базе

специальных кабинетов школы, так и стажировку в медицинских учреждениях

города В. Пышмы и Екатеринбурга.

После окончания математического класса и сдачи квалификационных

экзаменов выпускнику присваивается квалификация «вычислитель-программист».

После же успешного освоения теоретического и практического курса обучения

(828 часов) в классе с медицинской проф. подготовкой выпускнику

присваивается квалификация «массажист».

Также был организован класс с углублённым изучением гуманитарных наук:

литературы, истории, музыки, права. Здесь дети постоянно знакомятся с

классической и современной литературой, проводят литературные вечера,

поэтические встречи, посещают музеи и выставки, собираются на музыкальные

лектории и т.д. Перечень мероприятий очень велик, и все они направлены на

то, чтобы после окончания школы облегчить ребёнку поступление и обучение в

гуманитарном Вузе, дать ему такой багаж знаний, который позволил бы

будущему слепому студенту решить многие проблемы, связанные с чтением

литературы по тому или иному предмету самостоятельно.

Также на базе учебно-производственных мастерских ведётся проф.

подготовка будущих рабочих УПП ВОС с учётом запросов этих предприятий.

Сегодня проводится, на наш взгляд, уникальный эксперимент совместно с

СоИном УГППУ по профессиональной ориентации детей в специальности

социальной сферы. Преподаватели Вуза проводят занятия в специализированном

классе по отдельным дисциплинам первых курсов института. это значительно

облегчит как обучение будущих студентов, так и разработку коллективом Вуза

организационных и учебных материалов по подготовке незрячих специалистов. В

случае положительных результатов это даст возможность поиска доступных

специальностей в других Вузах и средних учебных заведениях, что ещё более

облегчит будущую профессиональную подготовку инвалидов по зрению.

Нам хотелось бы, чтобы опыт, накопленный в этой школе, более широко

распространился на другие специализированные школы-интернаты страны.

Также видится очень важной проблема, которая характеризуется тем, что

слепые после окончания школы при установлении социальных контактов

испытывают очень серьёзные затруднения. Неадекватные установки слепых к

себе и своему дефекту, зрячим людям, также как и неверные представления

зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения

инвалидов по зрению в активную учебную и трудовую деятельность и,

следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической

реабилитации. Поэтому необходимо изучение межличностных отношений в

коллективах, состоящих из лиц с нарушениями зрения. Причём тифлопедагог,

специалист по социальной работе и социальный педагог должны не только

изучать межличностные отношения в таких коллективах, но и уметь управлять

ими в целях налаживания нормальных межличностных контактов между инвалидом

по зрению и его зрячим коллегой на будущем рабочем месте для установления

благоприятного социально-психологического климата, формирования активной

жизненной позиции у каждого члена коллектива.

То есть, при профессиональной подготовке необходимо уделить

особое внимание вопросам обучения налаживания отношений между слепыми и

зрячими людьми, так как в нашей стране пропаганде тифлознаний среди

населения до сих пор не уделяется внимания. Часто слепые попадают в

ситуации, о которых говорит доцент Челябинского политехнического института

И.В. Вишев: «…Не всегда складываются нормальные отношения…с коллегами по

работе. Одни…начинают…чрезмерное сочувствие (часто из самых благих

намерений), но теряя при этом чувство меры, другие…стараются вести себя

подчёркнуто панибратски, что…подчёркивает наличие физического дефекта,

третьи…предпочитают игру «в жмурки»,..они…»дружески» хлопают тебя по

плечу…и хотят, чтобы ты их узнал. Необходимо самообладание и тактичность,

чтобы…выравнивать эти взаимоотношения и доводить их до обычных…незрячий

преподаватель не должен спекулировать на своём физическом недостатке…нужно

быть всегда готовым выполнить любое задание…Должны быть выработаны ровные и

реалистичные отношения с окружающими, что может явиться лишь следствием

трезвой оценки происходящего. Иных путей, по-видимому, не существует».6

Иногда инвалиды оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед

ними препятствия в налаживании контактов со зрячими коллегами. Многократное

повторение фрустраций приводит к снижению активности, безынициативности,

отказу от любой деятельности, что недопустимо.

Заключение.

Завершая наше исследование, мы приходим к выводу, что дети с

нарушениями зрения обладают рядом особенностей в психическом развитии,

которые отрицательно сказываются во всех сферах их деятельности. Но при

своевременной и правильной коррекционной работе большие компенсаторные

возможности психического развития слепых создают определённые предпосылки

для доразвития всех основных функций и их деятельности в дальнейшем в

различных сферах труда.

Таким образом, профессиональная ориентация слепых и слабовидящих

старшеклассников является возможной и необходимым элементом их последующей

социальной реабилитации и адаптации в обществе. А включение людей с

глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства

представляется актуальным и перспективным. Это открывает новые широкие

возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей

стране. Только активное участие в трудовой деятельности даёт им возможность

стать полноценными членами общества, создаёт условия для формирования

разносторонне развитой личности.

Существенным осложняющим фактором является недостаточная разработка

организационных и учебных материалов по подготовке слепых и слабовидящих

специалистов, что проявляется в первую очередь в недостатке литературы по

системе Брайля, особенно учебной литературы для ВУЗов.

Анализ деятельности различных категорий слепых и слабовидящих

специалистов и студентов, рассмотрение опыта профориентации и

профподготовки детей в Свердловской областной школе-интернате для слепых

детей позволяют отметить, что при устранении указанных препятствий слепые и

частично видящие, использующие тактильно-слуховой способ восприятия

информации, могут овладеть многими специальностями, за исключением тех, где

требуется такая степень включения зрительного анализатора, что компенсация

его с помощью тифлотехнических средств в настоящее время и в обозримом

будущем оказывается недостаточной или отсутствует.

В нашей работе основное значение придаётся школьному этапу обучения на

базе факультативов в специализированных классах. Опыт, накопленный в

процессе обучения в таких классах коллективом педагогов в Свердловской

областной специальной средней школе для слепых и слабовидящих детей

позволяет сделать выводы:

. Являясь новой формой дифференциации обучения, занятия в специальных

классах позволяют учитывать и развивать специальные интересы и

способности учащихся с глубокими нарушениями зрения, соответствуют их

профориентации;

. Изучение дополнительных специальных предметов, включение детей в

практические занятия носят ярко выраженную трудовую и политехническую

направленность;

. Практические занятия в области будущей специальности вырабатывают у

учащихся ценные практические умения и навыки;

. С целью улучшения качества обучения требуется система отбора на основе

длительного изучения учащихся;

. Для ускорения внедрения достигнутых результатов необходимо утвердить в

качестве базовых 2-3 региональные школы для слепых и слабовидящих детей

со специальными классами по профессиональной подготовке детей,

организовать выпуск малых серий разработанных тифлоустройств.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.—Л.: Из-во ЛГУ, 1961.—Гл. 1-2.—455с.

2. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в

процессе познания и труда.—М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.—Гл.1.

3. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях.—Спб,1889.—С. 69.

4. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-психологической

адаптации взрослых слепых//Дефектология.—1977.—№6.

5. Виллей П. Педагогика слепых: Пер. с франц./Под. ред. Гандера.—М.:

Учпедгиз, 1936.—С. 70-71.

6. Вишев И.В. Некоторые проблемы социально-психологической реабилитации

незрячего преподавателя в ВУЗе//Материалы научно-практической конференции

незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС, 1983.—С. 27.

7. Выготский Л.С. К психологии и педагогики детской

дефектности.—Дефектология.—1974.—№3.—С.71-76.

8. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка.// Соб.

соч.—М.: Педагогика, 1982.—Т.5.

9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.—М.: Из-во АПН РСФСР,

1960.—С.55-57.

10. Выготский Л.С. Слепой ребёнок.// Собр. соч.—М.: Педагогика, 1983.—Т.5.

11. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для

ВУЗов.—М.: Из-во Юристъ, 1996.—631 с.

12. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.—М.: Просвещение, 1956.—Гл. I-

III/

13. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения.—М.: Просвещение,

1973.—Гл. I-III/

14. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности //

Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ

им. А.И. Герцена, 1981.—С.3-18.

15. Зотов А.И. Очерк по теории зрительных ощущений.—Л.: ЛГПИ им. А.И.

Герцена, 1971.—Гл. 1—3.—164с.

16. Зотов А.И., Зотов Л.А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов

памяти у слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена,

1981.—С.69-83.

17. Киселёв В.Н. Из опыта обучения незрячих студентов на математических

факультетах ЛГУ//Опыт работы незрячих работников интеллектуального

труда.—М.: Из-во ВОС,1983.—С. 27.

18. Коваленко Б.И. Возвращение ослепших к трудовой жизни.—М.: Учпедгиз,

1946.—191 с.

19. Кондратов А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1985.—Гл. 3.—208 с.

20. Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых: Учебно-

методическое пособие.—М.: Из-во ВОС, 1976.—143 с.

21. Корман Б.О. О специфике работы в коллективе ВУЗа незрячего зав.

кафедрой гуманитарного профиля// Материалы научно-практической

конференции незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС,

1983.

22. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.—М.:

Просвещение, 1969.—Гл. IV.

23. Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для студентов

дефектол. фак. пед. ин-тов/ А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина.—М.:

Просвещение, 1989.—110 с.

24. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.—Л.: ЛГПИ им. А.И.

Герцена.—1973.—Гл. III.

25. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учеб. пособие.—Л.:

ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973.—155 с.

26. Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1982.—Гл. 7.—208с.

27. Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.:Просвещение, 1985.—Гл.

3,4,6,8,12.—208с.

28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.—М.: Просвещение, 1973.—С. 272.

29. Князев М.С.//Опыт работы незрячих работников интеллектуального

труда.—М.:Из-во ВОС, 1983.—С. 35.

30. Морозов Н.Г. Интересы и мечты слепых и слабовидящих школьников //Спец.

школа.—1964.—Вып. 1.—С. 57-64.

31. Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия

инвалидов по зрению.—М.: Из-во ВОС, 1984

32. Сорокин В.М. Некоторые вопросы воображения в общей и специальной

психологии //Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.—Л.:

ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982.—С. 61-73.

33. Белоголовцев С.Д.//Опыт работы работников интеллектуального труда.—М.:

Из-во ВОС, 1983.—С.41.

34. Фомина Л.А., Румянцева П.Л. Слуховое и тактильное внимание слепых

детей. // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена.—Л., 1955.—Т.100.—С.311-321.

35. Хватцев М.Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы

предупреждения и устранения их. // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И.

Герцена.—Л.,1983.—Т. 13.—С.127-156.

36. Ярмоленко А.В. Осязание в процессе познания и труда.—М.: Из-во АПН

РСФСР, 1959.—Гл. 1.

Оглавление.

Введение. 2

Глава I. 6

§1.1. Компенсация в тифлопсихологии. 6

§1.2. Внимание слепых и слабовидящих. 8

§1.3. Речевая деятельность слепых и слабовидящих. 10

§1.5. Восприятие слепых и слабовидящих. 14

§1.6. Представления слепых и слабовидящих. 16

§1.7. Память слепых и слабовидящих. 17

§1.8. Мышление слепых и слабовидящих. 18

§1.9. Воображение слепых. 20

§1.10. Личность и межличностные отношения при тяжёлых нарушениях зрения.

22

Глава II. 28

§2.1. Деятельность при дефектах зрения. 28

§2.2. Общие сведения о труде слепых. 30

§2.3. Труд слепых за границей. 30

§2.4. Выбор сферы трудовой деятельности слепых. 31

§2.5. Особенности, возникающие при выборе профессии. 33

§2.6. Профессии интеллектуального труда, доступные слепым. 34

§2.7. Из опыта отечественной профориентации детей-инвалидов по зрению.

38

Заключение. 40

Литература: 42

Оглавление. 44

29

33

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.