РУБРИКИ |
Лизинг - понятие, правовое регулирование, международная унификация |
РЕКЛАМА |
|
Лизинг - понятие, правовое регулирование, международная унификацияЛизинг - понятие, правовое регулирование, международная унификация[pic] Содержание Стр. Введение 3 Глава 1. Правовая основа регулирования лизинговых отношений 6 1. Развитие национального законодательства РФ о лизинге 6 2. Международная унификация в сфере лизинга 12 Глава 2. Понятие и сущность лизинга 19 2.1 Появление и история развития договора лизинга 19 2.2 Правовая природа договора лизинга 26 2.2.1 Структура лизинговых договорных связей 28 2.2.2 Место договора лизинга в системе гражданско-правовых обязательств 32 2.3 Классификация лизинговых операций: 35 2.3.1 по объектам сделок; 36 2.3.2 в зависимости от срока лизинга и сложности правового состава; 36 2.3.3 в зависимости от условий использования имущества; 39 2 3 4 по методу финансирования; 40 2.3.5 по возвратности вложенных средств; 40 2.3.6 по размеру лизинговых сделок; 40 2.3.7 в зависимости от страны пребывания участников лизинговой сделки; 41 2.3.8 в зависимости от формы организации и техники проведения; 42 2.3.9 по объему сервисного обслуживания лизингополучателя; 44 2.3.10 по характеру лизинговых платежей 47 Глава 3 Договор лизинга 49 3.1 Признаки договора лизинга 49 3.2 Основные элементы договора лизинга 55 3.2.1 Субъекты договора лизинга 56 3.2.2 Объекты договора лизинга 57 3.2.3 Содержание договора лизинга (права и обязанности сторон) 58 3.2.4 Лизинговые платежи 62 Глава 4. Международные лизинговые сделки в России 70 Заключение 75 Литература 78 Введение Переход к рыночной экономике в России поставил промышленные предприятия перед рядом проблем, главными из которых являются: необходимость адаптации к необычным для них условиям возрастающей конкуренции, сокращение рынка сбыта из-за высоких цен на выпускаемую продукцию и проблема неплатежей, сложности с поставщиками сырья, материалов, ограниченность финансовых ресурсов. При этом современные производства для обеспечения выживаемости должны обладать рядом особых качеств: хорошей технологической оснащённостью, большей гибкостью, способностью быстро переналаживать производство. Намеченная программа развития реформ и стабилизации российской экономики предусматривает создание социально ориентированной, эффективной экономики, обеспечивающей рынок высокотехнологичной, конкурентоспособной продукцией. Экономика России должна иметь возможность динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической и экологической безопасности. Для такой перестройки промышленности России необходимо использование различных форм международного экономического сотрудничества, некоторые из которых позволяют непосредственно привлекать иностранные инвестиции. Формы международного экономического сотрудничества, позволяющие привлекать иностранные инвестиции |№ |Форма |Признаки | |1 |Коммерческие организации с |Образуются путем создания общего | | |иностранными инвестициями |уставного фонда с участием капитала не | | | |менее чем двух стран. Доля иностранного| | | |капитала не достигает 100% | |2 |Иностранные предприятия на | | | |территории России |Предприятия, капитал которых на 100% | | | |иностранный | |3 |Концессии | | | | |Договор на сдачу в эксплуатацию на | | | |определенных условиях земли, других | | | |природных ресурсов, предприятий и | | | |других хозяйственных объектов, | |4 |Лизинг |принадлежащих государству | | | | | | | |Долгосрочная аренда машин и | | | |оборудования при сохранении права | |5 |Сотрудничество на |собственности на них за лизингодателем | | |компенсационной основе | | | | |Предоставление на условиях кредита | | | |целевым назначением финансовых и/или | | | |материально-технических ресурсов | | | |Создание (строительство, расширение, | | | |модернизация) производственных и иных | | | |мощностей | |№ |Форма |Признаки | | | |Погашение (компенсация) финансовой | | | |задолженности за счет выручки от | | | |продажи продукции, произведенной на | | | |созданных в процессе сотрудничества | | | |мощностях | |6 |Сотрудничество на условиях | | | |разделе-ния продукции между |Полное или частичное финансирование | | |участвующими сторонами |проекта сотрудничества с полным или | | |(“продакшн шеринг”) |частичным покрытием текущих расходов | |7 | |иностранным партнером | | |Свободные экономические зоны | | | | |Территории, на которых устанавливается | | | |особый режим хозяйственной | | | |деятельности иностранных инвесторов и | | | |коммерческих организаций с иностранными| |8 | |инвестициями, а также отечественных | | |Оффшорные зоны для нерезидентов|предприятий и граждан | | |на территории России | | | | |Создаются с целью привлечения капитала | | | |из-за границы. Для этого | | | |устанавливаются льготные условия | | | |регистрации и хранения валютных средств| | | |нерезидентов | Таким образом, лизинг является формой международного экономического и инвестиционного сотрудничества, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом. Существенное преимущество лизинга по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что предпринимателю предоставляются не денежные ресурсы, а непосредственно средства производства, имеющие технико- экономические характеристики, определенные предпринимателем. В современном деловом мире лизинг является одним из важнейших методов финансирования развития технической базы производства. В странах со стабильной экономикой до 30% всех капиталовложений осуществляется именно через лизинг. Лизинг позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения обновлять основные фонды, он дает возможность предпринимателю начать дело, имея 1/3 средств (или даже меньше) для приобретения необходимого оборудования. Благодаря лизингу финансовые институты, банки могут реструктуризировать свою деятельность, увеличивая объемы кредитования проектов с более высокими гарантиями, т.к. сдаваемое в лизинг оборудование (имущество), как правило, высоко ликвидно; кроме того, оно остается в собственности лизингодателя в течение всего срока договора лизинга. На рынке лизинговых услуг уже функционируют более 800 лизинговых компаний, которые при дефиците финансовых ресурсов способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив техническое обновление их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема. В настоящее время лизинг является, пожалуй, наиболее перспективной формой привлечения инвестиций в экономику России. Именно поэтому лизинг интересен как предмет рассмотрения и изучения. Целями настоящей работы являются: . характеристика правовой канвы лизинговых сделок и отслеживание специфики их юридического оформления; . экономическая и юридическая характеристика института лизинга; . анализ инвестиционных возможностей лизинга и международных лизинговых сделок в России. Использование механизма международного лизинга способствует стабильности инвестиционного процесса, повышению эффективности и защищенности инвестируемых средств, а также делает отечественное производство привлекательным для иностранного инвестора. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение, активизация и внедрение лизингового бизнеса в предпринимательской практике международных лизинговых процессов становится сегодня актуальным и интересным для российских участников лизинговых отношений. Глава 1. Правовая основа регулирования лизинговых отношений Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности. Аристотель (IV в. до н.э.) 1. Развитие национального законодательства РФ о лизинге Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности является ее надежное правовое обеспечение. Правовая неопределенность отношений с партнерами увеличивает степень риска лизинговых сделок и сдерживает предпринимательскую инициативу. Одним из первых документов, регламентирующих практику проведения конкретных лизинговых операций и предоставляющих их участникам определенные льготы, было постановление Совета Министров СССР от 29.12.90г. № 1369 «О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-французско- германской компании «Евролизинг». Тогда речь шла о предоставлении льгот по операциям лишь одной компании. Для всех остальных действовало указание Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР от 05.06.90г. №11-38/20 «О пропуске товаров по лизинговым контрактам», в соответствии с которым товары, поставляемые в СССР на условиях долгосрочной аренды (лизинга), рассматривались как ввозимые окончательно с представлением оформленной соответствующим образом грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин и других сборов и платежей в соответствии с действующими правилами. До настоящего времени те льготы, которые были предоставлены постановлением Совета Министров СССР №1369 от 29.12.1990г. являются уникальными и до сих пор непревзойденными на общероссийском уровне. В частности, было предусмотрено, что в процессе осуществления лизинговых операций компанией: . налог на экспорт и импорт и таможенные пошлины со стоимости машин и оборудования, ввозимых в СССР согласно заключенным лизинговым контрактам, взимаются в установленном размере в момент перехода права собственности к советским юридическим лицам с остаточной стоимости оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности; . советские юридические лица, заключившие контракты на условиях компенсационного лизинга, имеют преимущественное право на получение лицензий на вывоз из СССР продукции, поставляемой в счет погашения задолженности по таким контрактам. Два последующих распоряжения Правительства РСФСР, содержащие льготы по лизингу, касались авиационных предприятий. Так, в распоряжении Правительства РСФСР от 17.12.91г. №159-р устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением «Аэрофлот- Советские авиалинии» обязательств в иностранной валюте по указанному соглашению любые валютные отчисления в республиканский валютный резерв РСФСР будут производиться с выручки объединения «Аэрофлот-Советские авиалинии» в иностранной валюте от эксплуатации этих самолетов за вычетом затрат на оплату эксплуатационных расходов за рубежом и лизинговых платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов. Распоряжением Правительства РСФСР от 24.05.94г. были полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и консорциумом западноевропейских банков. Первым нормативно-правовым документом, касающимся лизинга, стал Указ Президента РФ от 17.09.94г. №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».[1] В нем Правительству было поручено разработать Временное положение о лизинге, подготовить предложения о развитии лизинга в конверсии и техническом перевооружении предприятий, о возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях и осуществить иные меры в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства. Во исполнение данного указа было принято постановление Правительства РФ от 29.06.95г. №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»[2], утвердившие Временное положение о лизинге, которым определены методологические основы лизинговой деятельности (понятие лизинга, объект и субъекты лизинга, основные требования к договору лизинга, права и обязанности его участников). Важным этапом в правовом обеспечении развития лизинга стало принятие и введение в действие с 1 марта 1996г. части 2 Гражданского кодекса РФ[3], в котором одним из видов аренды выступает аренда финансовая - лизинг (§ 6 гл.34) Надо отметить, что отдельные пункты Временного положения о лизинге противоречили ГК РФ. Так, в п.15 в качестве общего правила зафиксировано, что риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества несет лизингодатель. Договором может быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества. Ст.669 ГК РФ устанавливает прямо противоположный общий принцип: риск несет арендатор с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды. В таких случаях следует руководствоваться, разумеется ГК РФ. Среди документов, имеющих значение для развития лизинга, необходимо отметить: . постановление Правительства РФ от 20.11.95г. №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», которым установлено, что проценты по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга, лизинговые платежи по операциям финансового лизинга включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг); . постановление Правительства РФ от 01.02.2001г. №80, утвердившее Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в РФ, в соответствии с которым лицензирование финансовой аренды (лизинга) осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Действие настоящего Положения распространяется на резидентов и нерезидентов РФ, осуществляющих финансовую аренду (лизинг) на территории России; . постановление Правительства РФ от 27.06.96г. №752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ», которым было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, направленной на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе путем участия в финансировании соответствующих проектов за счет бюджетов субъектов РФ; . Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей от 16.04.96г., утвержденные Министерством экономики РФ. Этот документ носит общий характер и не предусматривает многих нюансов (в нем не учитываются особенности отдельных видов оборудования, различные условия страхования и т.п.). Кроме того, Законом РФ «О лизинге» внесены изменения в состав лизинговых платежей, поэтому документ несколько устарел; . письмо ГТК РФ от 24.05.99г. №01-15/14858 «О применении Федерального закона от 29.10.98г. №164 – ФЗ «О лизинге», которым было установлено, что поскольку Закон РФ «О лизинге» не относится к законодательству РФ о налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу РФ предметов международного лизинга, установленный в ст.34 этого Закона не соответствует ч.1 Налогового Кодекса РФ[4]. Согласно п.3 ст.34 Закона РФ «О лизинге» уплата таможенных налогов и тарифов производится: - на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами; - в дальнейшем уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей. В соответствии со ст.25 Таможенного Кодекса РФ[5] лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК РФ по таможенному делу. . С 01.01.97г. введены в действие “Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга” (приложение №1 к приказу Министерства финансов РФ от 17.02.97 №15); . в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности лизинговый механизм развивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.94г. №686 “Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”. Косвенное отношение к лизинговой деятельности имеют многие другие нормативно-правовые акты, регламентирующие общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и проч. Таким образом, существует большое число подзаконных актов, регулирующих лизинговую деятельность. Основным законодательным .актом в области регулирования лизинговых отношений является Закон РФ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98г. Все вышеуказанные подзаконные нормативно-правовые акты не должны противоречить данному Закону РФ. Подробная характеристика Закона РФ «О лизинге» будет дана в последующих главах дипломной работы. Структура Закона РФ “О лизинге” |Главы |Основные статьи | |Общие положения |Сфера применения | | |Основные понятия | | |Предмет лизинга | | |Субъекты лизинга | | |Формы, типы и виды лизинга | | |Сублизинг | | | | |Правовые основы лизинговых отношений |Права и обязанности участников | | |договора лизинга | | |Отношения собственности при лизинговых| | |сделках | | |Содержание договора - лизинга | |Экономические основы лизинга |Обязательные признаки и условия | | |договора лизинга | | | | | |27. Экономическое содержание договора | | |лизинга | | |29. Лизинговые платежи | |Государственная поддержка лизинговой |Состав вознаграждения лизингодателя | |деятельности |Особенности международных операций, | | |осуществляемых субъектами лизинга | | | | |Право инспектирования и контроля |Меры государственной поддержки | | |деятельности лизинговых организаций | | |(компаний, фирм) | |Заключительные положения | | | |Право на инспекцию по лизинговой | | |сделке | | |38. Право лизингодателя на финансовый | | |контроль | | | | | |39. Вступление в силу Закона РФ «О | | |лизинге» | Кроме того, поскольку согласно ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99г. №160 ФЗ к прямым иностранным инвестициям относится и осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей, настоящий Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ: Соответственно при осуществлении операций международного лизинга на иностранного инвестора, выступающего в качестве арендодателя и при наличии условий, перечисленных в ч.4 ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» распространяются вышеуказанные гарантии. Важное значение для развития лизинга на региональном уровне (в Нижегородской области) имеют следующие нормативно-правовые акты субъекта Федерации: . постановление Администрации Нижегородской области от 17.03.2000г. №67, утвердившее Положение о порядке реализации предпринимательских проектов в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области, в соответствии с которым рассматриваются и реализуются проекты по предоставлению в лизинг оборудования, техники и транспортных средств (далее оборудование) с правом их последующего выкупа. Реализация предпринимательских проектов осуществляется при финансовой поддержке Государственного учреждения «Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области» Настоящее Положение распространяется на субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Нижегородской области Оборудование передается в лизинг по конкурсу. Субъект предпринимательства, выигравший конкурс и заключивший с лизингодателем (ГУ «Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области») договор лизинга, становится лизингополучателем. Вышеназванным Положением определены: порядок прохождения предпринимательских проектов, проведение предварительной экспертизы, действия конкурсной комиссии, основные условия реализации предпринимательских проектов. Срок лизинга определяется в каждом конкретном случае и зависит от стоимости приобретенного оборудования и сроков его окупаемости, но не более трех лет (п.5.2.2). В течение пяти дней после заключения договора лизинга лизингополучатель должен уплатить лизингодателю первоначальный взнос в счет общей суммы платежей по договору лизинга (специальный платеж). Его величина должна быть не менее 20% от стоимости оборудования (п.5.2.4). Возврат средств, затраченных лизингодателем на приобретение оборудования и передачу его в лизинг, должен быть обеспечен гарантией банка либо залогом товарно-материальных ценностей, продукции, другого ликвидного имущества, находящегося в собственности лизингополучателя, либо третьего лица (п.5.2.5).Объект лизинга подлежит страхованию в обязательном порядке. Неисполнение данной обязанности является основанием для расторжения договора лизинга и бесспорного изъятия объекта лизинга с возмещением виновной стороной убытков (п.5.2.6). . постановление Администрации Нижегородской области от 17.01.96г. №16 «О представлении в лизинг грузовых автомобилей «ГАЗ», которым был утвержден Порядок предоставления продукции ОАО «ГАЗ» на лизинговой основе; . распоряжение Администрации Нижегородской области от 23.02.96г. №257 «О проведении районных конкурсов на право получения объектов лизинга; . постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 19.02.2001г №32 «О предоставлении поручительства по погашению задолженности за сельскохозяйственную технику по федеральному лизингу». 2. Международная унификация в сфере лизинга Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира, в том числе в сфере международного сотрудничества, имеющиеся различия в правовом регулировании договора лизинга породили идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привели к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988г. (Оттавская конвенция). РФ присоединилась к указанной Конвенции в феврале 1998г.[6] Оттавская конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключенных в связи с операциями по финансовому лизингу, сторонами которых являются организации из разных стран. Соответствующее положение §6 гл.34 ГК РФ по принципиальным вопросам совпадают с Конвенцией, т.е. принципиальный подход к договорам лизинга, заключаемым в рамках внутреннего экономического оборота РФ, и к договорам лизинга, заключаемым с иностранными контрагентами, унифицирован. При присоединении к Конвенции любому государству разрешается сделать заявление о замене п. «3» ст.3, касающейся ответственности арендодателя, положениями своего законодательства, чем и воспользовалась РФ, где указанная ответственность регулируется ст.ст.401 и 406 ГК РФ. В частности, в соответствии с Конвенцией арендодатель ответственен за нарушение данной им арендатору гарантии «спокойного владения» предметом лизинга (т.е. исключение претензий имущественного характера со стороны третьих лиц) в результате умышленных действий (или бездействия) либо грубой неосторожности. ГК РФ более строго решает этот вопрос, предусматривая ответственность за нарушение не только в случае грубой, но и простой небрежности. Разница между этими понятиями может повлиять на решение суда или международного арбитража при рассмотрении споров арендодателей и арендаторов. Однако другой основополагающий законодательный акт, регулирующий отношения в сфере лизинга, а именно Закон РФ «О лизинге», в ряде случаев противоречит Оттавской конвенции. Закон РФ «О лизинге» выделяет такую форму лизинга, как международный лизинг и включает в себя целый ряд положений, направленных на его регулирование. Основным признаком международного лизинга по данному Закону признается то, что лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Порядок регулирования международного лизинга определяется следующим образом. Если лизингодателем является резидент РФ, то есть предмет лизинга находится в собственности резидента РФ, договор международного лизинга регулируется Законом РФ «О лизинге» и иным законодательством РФ. Если же лизингодателем является не резидент РФ, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента РФ, договор международного лизинга все равно регулируется федеральными законами, но на этот раз в области внешнеэкономической деятельности (п.1 ст.7). Между тем РФ, как уже отмечалось является участником Оттавской конвенции. Сфера действия Конвенции определяется в зависимости от того, где находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собственником лизингового имущества, не имеет правового значения. Поэтому, в тех случаях, когда лизингодатель, лизингополучатель и поставщик (продавец) имеют места своей деятельности на территории государств – участников Конвенции либо когда договор поставки (купли-продажи) и договор лизинга подчиняются праву одного из государств – участников Конвенции, отношения сторон должны регулироваться именно Конвенцией, а не внутренним законодательством (например, федеральными законами РФ). Не следует забывать также, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (к таковым бесспорно относится Оттавская конвенция о международном лизинге) в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, или те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст.7 ГК РФ). В связи с этим положения Закона РФ “О лизинге” о международном финансовом лизинге, не соответствующие Конвенции о международном финансовом лизинге, не подлежат применению. В качестве примера рассмотрим следующие положения. В соответствии с п.1 ст.16 Закона РФ “О лизинге” при осуществлении международного финансового лизинга договор лизинга должен содержать ссылку на договор купли-продажи, в соответствии с которым передача предмета лизинга лизингополучателю должна производиться не позднее чем через шесть месяцев с момента пересечения предметом лизинга таможенной границы РФ, за исключением случая его транспортировки по территории РФ в течение срока, превышающего шесть месяцев. В то же время Оттавская конвенция (ст.1) предусматривает, что оборудование приобретается лизингодателем у поставщика в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем, и не требует для признания сделки финансового лизинга заключенной наличия в ней каких-либо ссылок на предварительно заключенный договор купли-продажи (поставки). Не подлежит применению также положение, предусмотренное п.3 ст.34 Закона РФ “О лизинге” согласно которому стороны по договору международного финансового лизинга имеют право предоставлять отсрочку лизинговых платежей на срок не более чем шесть месяцев с момента фактического ввода предмета лизинга в эксплуатацию. Оттавская конвенция не содержит каких-либо ограничений прав сторон по определению сроков внесения лизинговых платежей и их отсрочке и не предоставляет возможности государствам – участникам Конвенции устанавливать такого рода ограничения во внутреннем законодательстве. А в соответствии с п.2 ст.7 ГК РФ международные договоры РФ применяются непосредственно, кроме случаев, когда из самого международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Нецелесообразно и включение в текст Закона РФ “О лизинге”и положения о применимом праве при разрешении споров между участниками международных лизинговых сделок. Указанное положение дублирует коллизионные нормы Оттавской конвенции (п.3 ст.7), которые и подлежат применению в спорных ситуациях. Оттавская конвенция представляет большой интерес не только как акт международного частного права, содержащий ряд традиционных коллизионных норм, позволяющих определить применимое право к взаимоотношениям сторон по международному лизингу. Она содержит четкие положения касающиеся самого понятия лизинга, характерных признаков данного договора, что наиболее ценно, поскольку сама Конвенция – плод согласования различных подходов, имеющихся в законодательствах разных государств. Под сделкой финансового лизинга в Конвенции понимается такая сделка, в которой одна сторона (лизингодатель) по указанию другой стороны (лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), по которому лизингодатель приобретает комплект машин, средств производства и иное оборудование (оборудование) на условиях, одобренных лизингополучателем, поскольку это касается его интересов, и заключает соглашение (лизинговое соглашение) с лизингополучателем, по которому представляет лизингополучателю право использовать оборудование за арендную плату (ст.1). В тексте Конвенции отмечены и характерные черты всякой сделки финансового лизинга. К их числу относятся следующие признаки: 1) лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на квалификацию и решение лизингодателя; 2) оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем; 3) арендные платежи, подлежащие оплате по лизинговому соглашению, рассчитываются так, чтобы учесть, в частности, амортизацию всей или существенной части стоимости оборудования. Кроме того, в Конвенции специально подчеркивается, что она подлежит применению независимо от того, предоставлено ли лизингополучателю право купить арендованное оборудование. Следовательно, выкуп имущества арендатором не относится к обязательным признакам финансового лизинга. Согласно Конвенции из круга объектов сделки финансового лизинга исключается оборудование, которое будет использоваться главным образом персоналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних целях. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются в основном сделки, заключаемые в сфере предпринимательской деятельности. Сфера применения Конвенции о международном финансовом лизинге определена традиционным способом. Прежде всего, необходимо отметить, что Конвенция применяется в том случае, когда коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах (п.1 ст.3), что позволяет считать финансовый лизинг международным с точки зрения Конвенции. Соответственно, если стороны договора лизинга – лизингодатель и лизингополучатель – расположены и имеют коммерческие предприятия в одном государстве, такой договор не признается международным и не подпадает под действие Конвенции. Для применения Конвенции также необходимо, чтобы сделка финансового лизинга была связана с государствами – членами Конвенции. Такая связь может быть обнаружена в двух случаях: а) государства, в котором имеют коммерческие предприятия лизингодатель, лизингополучатель, а также поставщик оборудования, являются договаривающимися сторонами (то есть членами Конвенции); б) в силу норм международного частного права как соглашение о поставке оборудования, так и лизинговое соглашение подпадают под действие права государства, являющегося членом Конвенции. Однако даже при наличии одного из названных условий применение Конвенции может быть исключено. Для этого требуется, чтобы каждая из сторон как лизингового соглашения, так и соглашения о поставке оборудования была согласна на такое исключение Примечательной чертой Конвенции о международном финансовом лизинге является то, что она обеспечивает путем установления унифицированных правил позитивное регулирование прав и обязанностей сторон по договору международного финансового лизинга. Прежде всего Конвенция проявляет заботу о вещных правах лизингодателя в отношении переданного в аренду оборудования на случай банкротства лизингополучателя. На это оборудование не может быть наложен арест, оно не включается в конкурсную массу (ст.7). Учитывая, что лизингополучатель сам выбирает поставщика оборудования и только по его воле выбор оборудования и его поставщика может быть возложен на лизингодателя, Конвенция освобождает лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем в отношении сохранности оборудования в связи с ущербом, причиненным лизингополучателю в результате его доверия к квалификации и решению лизингодателя в выборе поставщика или оборудования. Данная норма является диспозитивной, она может быть изменена соглашением сторон. Лизингодатель освобождается также от ответственности перед третьими лицами за причинение оборудованием, эксплуатируемым лизингополучателем, вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п.1 ст.8). В то же время Конвенцией предусмотрена обязанность лизингодателя гарантировать, что спокойное владение лизингополучателя предметом сделки не будет нарушено третьими лицами, имеющими преимущественные права на объект лизинга (п.2 ст.8). Следовательно, если имущество будет отобрано у лизингополучателя по требованию третьего лица, лизингополучатель сможет потребовать возмещения ущерба за счет лизингодателя. Обязанности лизингополучателя согласно Конвенции (ст.9) состоят в надлежащем использовании оборудования и содержании его в том состоянии, в котором оно было получено. Все вопросы, связанные с износом и модификацией оборудования, должны согласовываться сторонами. По окончании срока действия лизингового соглашения лизингополучатель обязан возвратить оборудование лизингодателю. Исключение составляют случаи, когда лизингополучатель реализует предусмотренное договором право на выкуп этого оборудования либо сможет договориться с лизингодателем о продлении его аренды. Что касается отношений, вытекающих из соглашения о поставке оборудования, то Конвенция по сути ставит лизингополучателя в положение покупателя, наделяя его всеми правами последнего, в том числе и правом отложить или отменить поставку оборудования без согласия лизингодателя. Напротив, стороны соглашения о поставке (поставщик и лизингодатель) не вправе изменять срок поставки оборудования, который был предварительно одобрен лизингополучателем, без согласия последнего (ст.11). В случае нарушения срока поставки оборудования или иного неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения о поставке лизингополучатель наделяется определенными правами требования в отношении как лизингодателя, так и поставщика. В частности, по отношению к лизингодателю лизингополучатель имеет право отказаться от принятия оборудования и расторгнуть лизинговые соглашения. Если же лизингополучатель не расторгает лизинговое соглашение, он может воспользоваться правом отказаться от выплаты арендной платы по лизинговому соглашению до тех пор, пока лизингодатель не возместит ущерб за недопоставку оборудования в соответствии с соглашением о поставке. В случае, когда лизингополучатель отказывается от лизингового соглашения, он вправе требовать от лизингодателя возмещения арендной платы и других сумм, выплаченных авансом (ст.12). Конвенцией (ст.13) предусмотрены также последствия на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны лизингополучателя. Речь идет в основном об обязанности последнего своевременно вносить арендную плату. При невыполнении лизингополучателем данной обязанности лизингодатель вправе требовать взыскания с него задолженности по арендной плате вместе с соответствующими процентами, а также возмещения причиненного ущерба. Если же невыполнение лизингополучателем своих обязательств носит существенный характер, лизингодатель может реализовать одно из своих дополнительных прав: ? потребовать предварительной оплаты суммы будущих арендных платежей (такое право должно быть предусмотрено лизинговым соглашением) либо заявить о прекращении лизингового соглашения, то есть о расторжении договора. В случае, если лизингодатель расторгает договор, лизингополучатель должен возвратить ему сданное внаем имущество и, кроме того, возместить ущерб в сумме, которую лизингодатель получил бы, если бы лизингополучатель выполнил лизинговое соглашение в соответствии с его условиями Отдельным образом регулируется в Конвенции вопрос о правомочиях лизингодателя и лизингополучателя на уступку ими своих прав, вытекающих из лизингового соглашения. На этот счет имеется два противоположных правила. Лизингодатель вправе передать или иначе распорядиться всеми или любым из своих прав как в отношении оборудования, так и по лизинговому соглашению. Однако передача прав не освобождает лизингодателя от каких-либо его обязанностей по лизинговому соглашению. Что касается лизингополучателя, то он, напротив, не может передать право на использование оборудования или иные права по лизинговому соглашению без согласия лизингодателя и без учета прав третьих лиц (ст.14 ). Развитие лизингового законодательства осуществляется и в рамках СНГ. Для обеспечения правовой основы лизинговой деятельности Межгосударственным экономическим комитетом (МЭК) подготовлен проект Конвенции о межгосударственном лизинге в СНГ. Он основывается на национальных законодательствах стран Содружества, Конвенции о защите прав инвесторов, Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге и других общепризнанных международных нормах и правилах. Проект прошел рассмотрение на коллегии МЭК, согласован полномочными экспертами стран Содружества и был подготовлен для утверждения на президиуме МЭК и далее главами правительств стран СНГ. Кроме того национальные лизинговые ассоциации Белорусии-Беллизинг, |
|
© 2007 |
|