РУБРИКИ

Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты

Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты

План работы.

Стр.

Введение 3

Глава 1. Конституционные основы права на свободу собраний и ассоциаций в

Российской Федерации 7

§1. Понятие права на свободу собраний и ассоциаций. 7

§2. Законодательное закрепление права на свободу собраний и ассоциаций.

23

§3. Защита и гарантии права на свободу собраний и ассоциаций 26

Глава 2. Право на свободу собраний и ассоциаций: предписания Конвенции и

прецедентное право Европейского Суда по правам человека 33

§1. Европейские нормы и стандарты в области права на свободу собраний и

ассоциаций. 34

§2. Механизм международного контроля 41

§3. Прецедентное право Европейского Суда по правам человека. 47

Заключение 62

Список использованной литературы 65

Введение

Российская Федерация —демократическое правовое государство... а

человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность

государства[1]. Пока еще не все так хорошо и замечательно, как

провозглашено в Конституции РФ. Конституция в условиях «меняющегося

сегодня» требует внесения ряда поправок. Однако это не умаляет того факта,

что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет

шанс стать правовым и демократическим государством.

Россия вступила в Совет Европы. Приведение норм Конституции в

соответствие с нормами важнейших международных документов и нормами

Европейского суда имеет в данный момент важнейшее значение. Если

сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах человека и

гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в этой сфере, то

сразу же можно отметить не только совпадение общих подходов, но и сходство

многих конкретных норм. И это не случайно. Принципы, определяющие

конституционный статус личности, отражают общемировой уровень, закрепленный

в важнейших международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей

декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и

политических правах и в Международном пакте об экономических, социальных и

культурных правах.

Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает

Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию «О защите прав

человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав ООН, Международные

пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и

культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ОБСЕ, многих

международных конвенциях.

Россия сегодня стремится построить государство. Права и свободы

человека еще не стали высшей ценностью. Формирование правового государства

и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно

в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как

наследия прошлого, так и просчетов, допущенных в последние годы.

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план

современного миропонимания – свидетельство огромных преобразований духовной

культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека

осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное

закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия

Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее

время положение кардинальным образом изменилось: права человека

регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более

возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё

более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм,

регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться

государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за

выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе

ООН говорится о решимости государств-членов этой универсальной организации

«… утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность

человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных

целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и

развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без

различия расы, пола, языка и религии»[2].

Этими положениями была заложена основа для развития принципа защиты

прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных

принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на

подлинно гуманистических и демократических ценностях, всё более чётко

выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с

реальным участием человека в решении политических, экономических и

социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном

мировом масштабе. См.: Международное право в документах. М., 1982. С. 3.

Составляя приоритет демократического государственного и правового

порядка, политические права и свободы человека не только определяют

содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают

превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех

событий и действий, происходящих в мире.

Одной из основных форм сотрудничества в области защиты права на свободу

собраний и ассоциаций между СЕ и Россией является разработка международных

соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового

статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных

стандартов в рамках внутреннего правопорядка.

В отечественной науке конституционного и международного права сделано

немало для разработки содержания права на свободу собраний и ассоциаций. В

процессе выполнения работы были использованы издания следующих авторов:

Браво Л.Ф.; Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.; Беляева С.А.; Глотова С. А.;

ДайсиА.В.; Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э.; Дмитриева Ю.А.; Кашкина С.Ю.;

Колосова Н. Ю.; Топорнина Б.Н.; Энтина М. Л.[3]

Освещение и анализ норм, содержащихся в Конституционном праве РФ и

праве Совета Европы, по поводу права человека на свободу собраний и

ассоциаций, а также структуры и компетенции международных органов,

занимающихся контролем за его соблюдением, являются главной целью дипломной

работы.

В этой связи не трудно сформулировать задачи:

- проанализировать право на свободу собраний и ассоциаций и его

закрепление в конституционном праве РФ;

- проанализировать предписания Конвенции и практику Европейского Суда

по правам человека в области права на свободу собраний и ассоциаций;

- сделать основные выводы по поводу взаимодействия России и Совета

Европы в данной области.

Глава 1. Конституционные основы права на свободу собраний и ассоциаций в

Российской Федерации

Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека

закрепляются в полном объеме. Ни переходный характер современного этапа

развития российского общества, ни связанные с этим политические,

экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и

беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия

их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она

не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем

главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их

последовательно осуществлять на практике.

§1. Понятие права на свободу собраний и ассоциаций.

Прежде, чем рассматривать право на свободу собраний и ассоциаций,

необходимо соотнести между собой категории «человек», «личность»,

«гражданин» и права человека в общем[4].

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны – «как

индивида с физиологическими свойствами, как представителя животного

мира».[5]

Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, который

осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.

«Гражданин» – характеризует человека с юридической стороны: он

находится в устойчивой правовой связи с государством.

Права человека – универсальная категория, представляющая собой

вытекающие из самой природы человека, возможности пользоваться

элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного

существования личности в обществе. В современный период права человека

понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные,

общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

«Права человека – это отражаемая законом мера возможного поведения,

направленная на удовлетворение интересов человека».[6]

Понятие “право” - юридическая возможность (разрешено), т.е. признанная

государством возможность лица совершать определенные действия в своих

интересах, требовать совершения действий от других лиц, добиваться защиты

своих интересов в случае их нарушения.

Правам человека присущи следующие признаки:

1. они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности

человека с учетом постоянно меняющихся условий жизни общества.

2. складываются объективно и независимо от государственного признания.

3. принадлежат индивиду от рождения.

4. имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как

естественные.

5. являются непосредственно действующими.

6. признаются высшей социальной ценностью.

7. выступают необходимой частью права.

8. представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и

государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по

своему усмотрению и получать определенные блага.

9. их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе

неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические

права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие

отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические – только

гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они

носят вторичный характер, производны от воли государства. Они выступают как

естественные права каждого гражданина демократического государства.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Граждане - каждый гражданин как таковой - участвует в осуществлении

власти.

В соответствии со ст.60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно

осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это норма

прежде всего касается политических прав и свобод.

Право на свободу собраний.

Политическая пропаганда, мероприятия по подготовке избирателей к

выборам, политические митинги и собрания, а также организации сторонников

различных партий - все это представляет собой элементы, присущие выборам,

и, для того чтобы их проведение было свободным, каждый из этих элементов

должен функционировать без необоснованного вмешательства.

Право на мирные собрания гарантируется статьей 21 «Международного пакта

о гражданских и политических правах», которая гласит:

«Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не

подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в

соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в

интересах государственной или общественной безопасности, общественного

порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и

свобод других лиц».

Для того чтобы защита статьи 21 «Международного пакта» распространялась

на то или иное собрание, оно должно быть мирным. Если собрание проводится

в духе насилия, оно может быть прекращено только в соответствии со

строгими ограничениями, которые излагаются в этой статье. Подчеркнем еще

раз, что для того, чтобы государство могло воспользоваться такими

допустимыми ограничениями, в них должна быть действительная необходимость.

Кроме того, ограничения допускаются только в том случае, если они

находятся "в соответствии" с законом. Иначе говоря, никакой представитель

государства не может произвольно вмешаться в мирное собрание.

Скорее, он должен иметь необходимое для этого разрешение,

предусмотренное законом, а эти законы должны соответствовать

вышеизложенным международным стандартам. Любые ограничения права

проведения собраний не могут выходить за пределы Необходимости защиты

перечисленных общественных интересов, при этом должны употребляться

средства, носящие наименее ограничительный характер. Кроме того, следует

отметить, что государственные органы обязаны защищать демонстрантов.

Право на проведение собраний должно соблюдаться, поскольку публичные

демонстрации и политические собрания составляют неотъемлемую часть процесса

выборов и обеспечивают эффективный механизм публичного распространения

политической информации.

Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих общие

интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее,

стремление сделать свою позицию достоянием общественности. Право на свободу

собраний - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан,

затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит

в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и

общественной жизни. Одной из политических свобод, входящих в правовой

статус российского гражданина, является конституционная свобода собраний,

митингов, уличных шествий и демонстраций. Что понимается под этими

терминами .. Еще в начале века известный английский ученый А.В.Дайси писал,

что, ” право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на

индивидуальную свободу личности и индивидуальную свободу слова”[7].

Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина

представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и

обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на

государственные и общественные органы путем согласования и формирования

мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни,

участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов

повседневной жизни.[8]

Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу

собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и

практики от формально-догматического подхода к объективно- реалистическому.

Право на свободу ассоциаций.

Никто не может быть принужден вступить в ассоциацию. На осуществление

этого права не могут быть наложены никакие ограничения, кроме тех, которые

установлены законом в интересах национальной безопасности, общественной

безопасности, общественного порядка, защиты здоровья и нравственности

общества или защиты прав и свобод других. Положение, когда права и свободы

граждан защищены от военных (полувоенных) угроз и нападений со стороны

уголовных или политических групп внутри страны. Это понятие пересекается с

понятием национальной безопасности, но включает еще и элементы здоровья и

морали общества. Важным аспектом свободы ассоциации является право

создавать и присоединяться к профсоюзам. Профсоюз - это ассоциация людей,

часто принадлежащих к одной профессии, которые объединились для защиты

своих интересов, улучшения условий труда и оплаты. Право на мирные собрания

и ассоциации является основополагающим для профсоюзов. С этим правом

связано право на забастовки. Сфера действия этого права ограничена условием

использования в соответствии с законами соответствующей страны. Действие,

когда группа работников прекращает работу в знак протеста против действия

(бездействия) их работодателя или из-за неудачи коллективных усилий

достигнуть желаемого результата. Забастовка считается официальной, когда

она формально одобрена членами союза, в то время как неофициальная

забастовка имеет место, когда действие совершается рабочими спонтанно, без

официальной поддержки союза. В соответствии с международным правом, никого

нельзя принудить к участию в забастовке, равно как и к членству в

профсоюзе. Право на забастовку может быть ограничено судами в целях

поддержания общественного порядка или предотвращения причинения чрезмерного

ущерба обществу.

Статья 22 «Международного пакта о гражданских и политических правах»

гарантирует право на свободу ассоциации с другими лицами. Это право имеет

широкий охват и со всей определенностью включает право создавать

политические организации и участвовать в них. Право на свободу ассоциации

весьма тесно связано с правом на свободу собраний, признанным в статье 21

Пакта. Таким образом, пункт 2 статьи 22 допускает те же категории

ограничений, что и статьи 19 и 21 (государственная безопасность,

общественная безопасность, общественный порядок (orde public), охрана

здоровья и нравственности населения или защита прав и свобод других лиц.

Статья 22 также требует процедурных гарантий, аналогичных гарантиям,

требуемым в статье 21, в частности в отношении того, что любые ограничения

должны предписываться законом и должны быть необходимыми для защиты

общественных интересов в демократическом обществе.

Кроме того, охват статьи 22 ограничивается статьей 5. Иначе говоря,

право на свободу ассоциации не может толковаться как включающее какую-либо

деятельность, которая посягает на какие-либо другие права, изложенные в

Пакте. В отношении права на свободу собраний большое значение имеет

соблюдение права на свободу ассоциации, поскольку возможность создавать и

вступать в политические организации является одним из важнейших средств, с

помощью которого народ может участвовать в демократическом процессе.

В соответствии с Конвенцией (N 87) «…Трудящиеся и предприниматели без

какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору

организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в

такие организации на единственном условии подчинения уставам этих

последних.»[9]

Конвенция не предусматривает какое – либо различие между ассоциацией и

некоммерческой организацией.[10]

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями,

взаимопомощь – в самой природе человека как существа общественного ,

социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом,

как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей

объединяться для совместной какой-либо деятельности растёт, а это

выражается в создании всё большего числа объединений и их разнообразии.

Например, во всём мире наблюдается рост числа политических партий,

спортивных объединений, объединений по профессии, особенно новых,

объединений по охране окружающей среды и т.п.

Право на объединения имеют как российские граждане, так и лица без

гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и

участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или

вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на

добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе.

Ни кто не может быть принужден ко вступлению в какие-либо общественные

организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения

предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов

непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция

Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных

объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без

предварительного разрешения государственных органов.

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав

граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его

цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в

политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание

разного рода общественных объединений.

В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. ,

принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного

объединения:

"Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе

граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих

целей, указанных в уставе общественного объединения".

Рассмотрим теперь механизм создания, организации и деятельности

общественного объединения, но для начала рассмотрим их виды. Закон

предусматривает 5 различных форм организационно правовой формы их

функционирования.

Общественная организация - совместная деятельность для защиты общих

интересов и уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - массовое общественное объединение,

преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели,

поддерживаемые его участниками.

Общественный некоммерческий фонд - формирование имущества на основе

добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и

использование его на общественно-полезные цели.

Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг, отвечающих

интересам участников.

Орган общественной самодеятельности - его целью является совместное

решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы.

Общественные объединения также различаются по территориальной сфере

деятельности. В частности они могут быть:

Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и Местными. В

частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого

распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет

там свои структурные подразделения. Межрегиональное - на территории менее

половины субъектов Федерации. Региональное действует на территории одного

субъекта Российской Федерации, местное же осуществляет свою деятельность в

пределах органов местного самоуправления.

Общественная организация

Общественной организацией является основанное на членстве общественное

объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих

интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.[11]

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть

физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не

установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах

общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд

(конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом

общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный

съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее

постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического

лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в

соответствии с уставом.

Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее

членства массовое общественное объединение, преследующее социальные,

политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками

общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд

(конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом

общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный

съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его

постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического

лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в

соответствии с уставом.

Общественный фонд

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и

представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель

которого заключается в формировании имущества на основе добровольных

взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного

имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом

общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в

собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями

и(или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым

в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания

участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд

осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским

кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и(или) ликвидация иных видов

фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-

государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о

фондах.

Общественное учреждение

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное

объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,

отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного

объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется

лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении

может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не

являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Указанный орган может определять содержание деятельности общественного

учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях),

но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное

не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное

учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном

Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства

общественное объединение, целью которого является совместное решение

различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей

неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных

целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту

его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан,

заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на

основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании

учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой

вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной

самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя

обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Политические общественные объединения

Политическим общественным объединением является общественное

объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть

закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на

формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы

государственной власти и органы местного самоуправления посредством

выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в

организации и деятельности указанных органов.

Политическим общественным объединением не может быть признано:

- объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством

Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной,

благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в

качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной

самодеятельности;

- объединение, устав которого допускает членство в нем или

принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или

международных организаций;

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или

принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному,

этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или

принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических

общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;

- объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством

осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной

прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или)

учредителями;

- объединение, созданное для реализации любительских и иных

неполитических интересов;

- объединение, неполитический характер которого специально оговорен в

федеральном законе.

Союзы (ассоциации) общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы

вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе

учредительных договоров и(или) уставов, принятых союзами (ассоциациями),

образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов

(ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с

момента их государственной регистрации.

Создание, деятельность, реорганизация и(или) ликвидация союзов

(ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных

некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке,

предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Благотворительная организация[12]

Благотворительной организацией является неправительственная

(негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная

для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем

осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом

или отдельных категорий лиц.

При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами

сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами),

а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная

организация создана.

Благотворительные организации создаются в формах общественных

организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах,

предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения,

если ее учредителем является благотворительная организация.

Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций[13]

Благотворительные организации могут объединяться в ассоциации и союзы,

создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей в

реализации уставных целей.

Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций является

некоммерческой организацией.

Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций

сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций не

отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения (ассоциации,

союза) благотворительных организаций несут субсидиарную ответственность по

его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными

документами объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций.

Молодежные и детские объединения[14]

Органы государственной власти области при разработке мер

государственной поддержки молодежных и детских объединений учитывают их

предложения. Молодежные и детские объединения имеют право:

готовить доклады Правительству области о положении детей и молодежи,

участвовать в обсуждении докладов органов государственной власти области по

указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации

государственной молодежной политики;

вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по

изменению и совершенствованию законодательства области, затрагивающего

права и законные интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов областных программ в

сфере молодежной политики.

Представители молодежных и детских объединений, их координационных

советов имеют право участвовать в заседаниях органов государственной власти

области при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и

молодежи.

Молодежные и детские объединения могут получать в порядке,

установленном действующим законодательством, государственный (областной)

заказ на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и

центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов

(программ) по организации социальной работы, дополнительного образования,

деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по

предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а

также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности,

являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной

политики.

Государственный (областной) заказ выполняется на договорной основе в

соответствии с действующим законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти при разработке мер

государственной поддержки молодежных и детских объединений учитывают их

предложения. Молодежные и детские объединения имеют право:

готовить доклады Президенту Российской Федерации и Правительству

Российской Федерации о положении детей и молодежи, участвовать в обсуждении

докладов федеральных органов исполнительной власти по указанным вопросам, а

также вносить предложения по реализации государственной молодежной

политики;

вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по

изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов,

затрагивающих интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных программ в

области государственной молодежной политики.

Представители молодежных и детских объединений, их координационных

советов имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов

исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим

интересы детей и молодежи.

Профессиональных союз [15]

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных

общими производственными, профессиональными интересами по роду их

деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-

трудовых прав и интересов.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую

(профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору

создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них,

заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории,

могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без

гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут

состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев,

установленных федеральными законами или международными договорами

Российской Федерации. Профсоюзы имеют право создавать свои

объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или

иному, учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские

объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения

(ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации)

организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют

право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в

международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с

ними договоры, соглашения.

Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие

совершеннолетия. В членстве же молодежных и детских общественных

объединений могут состоять лица следующего возрастного критерия: 14 лет

(молодежные общественные объединения), 10 лет (детские общественные

объединения).

В соответствии с политическими целями, общественные объединения

оказывают большое влияние и им предоставлена свобода действий в

политической жизни общества. В частности за ними закреплено право

распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации,

шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента "о

порядке организации митингов, шествий и пикетировании", а так же

законодательству об общественных объединениях). Им предоставлено право

направлять и вносить предложения в органы государственной власти,

участвовать в выработке решений органов государственной власти, право

защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного

самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение

имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании,

если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и

иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах.

Также и для осуществления уставных задач объединения граждане вправе

проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как

выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что

эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ). Эти

мероприятия требуют санкционирование властей в отношении их проведения.

§2. Законодательное закрепление права на свободу собраний и

ассоциаций.

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку

"каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение....." -

это значит, что только человек, являющийся гражданином Российской Федерации

и обладающий всеми его правами и обязанностями имеет право создавать

общественные объединения и организации для реализации своих общественных,

социальных и политических интересов. Конституция Российской Федерации и

Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской

Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения,

общественные движения, партии, профсоюзов, предпринимательских объединений,

обществ и ассоциаций.

Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих

видов публичных мероприятий:

- собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном

месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения

каких-либо вопросов;

- митинга - формы организованного выражения общественного мнения,

массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан,

проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;

- демонстрации - формы организованного выражения коллективного и

индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной

жизни;

- шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан

по заранее определенному маршруту ;

- пикетирования - формы публичного выражения коллективного или

индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем

размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов,

транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ

о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций

и пикетирования от 25 мая 1992 года. При проведении данных мероприятий, их

участники обязаны соблюдать общественный порядок. Государство гарантирует

право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные

лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение

возможно лишь только в строго определенных случаях

25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке организации и

проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем

установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения

этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод

человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан

собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные

мероприятия при условии предварительного уведомления властей.

Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не

допускалось использование его для насильственного изменения

конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной

ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского

закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в

части, не противоречащей указанной Декларации.

Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в

первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы

реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав

граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут

реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение

традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки"

манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер,

исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов

и областей поспешили принять временные правила организации и проведения

собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить

образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили

разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, возникло

противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов.

Понятие «общественного объединения» закреплено в статье 5 Закона "Об

общественных объединениях" от 14 апреля 1995г., который также

предусматривает перечень возможных организационно – правовых форм

общественных объединений.

Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных

организаций» от 28.06.95г. устанавливает понятие, права и обязанности

молодежных и детских общественных объединений.

Закон РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от

12.01.96г. также включает в себя понятие и пределы деятельности

профессиональных союзов.

Для создания и функционирования объединений определена к настоящему

времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в

текущее законодательство. В Конституции РФ две статьи непосредственно

относятся к данному вопросу : в статье 30 закреплено право граждан на

объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения :

идеологическое и политическое многообразие , многопартийность, равенство

объединений перед законом.

Законодательством РФ введены некоторые ограничения.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям,

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.