РУБРИКИ

Права человека: международные правовые пакты и Кыргызское законодательство

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Права человека: международные правовые пакты и Кыргызское законодательство

в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил

соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит

никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и

которые необходимы в демократическом обществе в интересах

государственной безопасности или общественного порядка или для

ограждения прав и свобод других;

b. Право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или

конфедерации и право этих последних основывать международные

профессиональные организации или присоединяться к таковым;

c. Право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без

каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и

которые необходимы в демократическом обществе в интересах

государственной безопасности или общественного порядка или для

ограждения прав и свобод других;

d. Право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с

законами каждой страны.

2. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений

пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил,

полиции или администрации государства.

3. Ничто в настоящей статье не дает права государствам, участвующим в

Конвенции Международной организации труда 1948 года относительно

свободы ассоциаций и защиты права на организацию, принимать

законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной

конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб

этим гарантиям.

Статья 9

Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого

человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Статья 10

Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что:

1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны

предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в

особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит

забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен

заключаться по свободному согласию вступающих в брак.

2. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного

периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям

должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными

пособиями по социальному обеспечению.

3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей

и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку

семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны

быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение

их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или

опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию,

должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны

установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным

детским трудом запрещается и карается законом.

Статья 11

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на

достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий

достаточное питание, одежду и жилище, и непрерывное улучшение условий

жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению

осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении

международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства, признавая основное право

каждого человека на свободу от голода, должны принимать необходимые

меры индивидуально и в порядке международного сотрудничества,

включающие проведение конкретных программ, для того чтобы:

a) Улучшить методы производства, хранения и распределения продуктов

питания путем широкого использования технических и научных знаний,

распространения знаний о принципах питания и усовершенствования или

реформы аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее

эффективного освоения и использования природных ресурсов; и

b) Обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в

соответствии с потребностями и с учетом проблем стран как

импортирующих, так и экспортирующих пищевые продукты.

Статья 12

1. Участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого

человека на наивысший достижимый уровень физического и психического

здоровья.

2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте

государствами для полного осуществления этого права, включают

мероприятия, необходимые для:

a) Обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и

здорового развития ребенка;

b) Улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в

промышленности;

c) Предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных

и иных болезней и борьбы с ними;

d) Создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и

медицинский уход в случае болезни.

Статья 13

1. Участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого

человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть

направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее

достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным

свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать

возможность всем быть полезными участниками свободного общества,

способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми

нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и

содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию

мира.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного

осуществления этого права:

a) Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) Среднее образование в его различных формах, включая профессионально-

техническое среднее образование, должно быть открытое и сделано

доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности,

постепенного введения бесплатном образования;

c) Высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на

основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в

частности, постепенного введения бесплатном образования;

d) Элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по

возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса

своего начального образования;

e) Должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна

быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны

постоянно улучшаться материальные условия преподавательского

персонала.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу

родителей ив соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для

своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но

и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования,

который может быть установлен или утвержден государством, и

обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в

соответствии со своими собственными убеждениями.

4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления

свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и

руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных

в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое

в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может

быть установлен государством.

Статья 14

Каждое участвующее в настоящем Пакте государство, которое ко времени

своего вступления в число участников не смогло установить на территории

своей метрополии или на других территориях, находящихся под его

юрисдикцией, обязательного бесплатного начального образования, обязуется в

течение двух лет выработать и принять подробный план мероприятий для

постепенного проведения в жизнь – в течение разумного числа лет, которое

должно быть указано в этом плане, - принципа обязательного бесплатного

всеобщего образования.

Статья 15

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого

человека на:

a) Участие в культурной жизни;

b) Пользование результатами научного прогресса и их практического

применения;

c) Пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в

связи с любыми научными, литературными или художественными трудами,

автором которых он является.

2. Меры, которые должны приниматься участвующими в настоящем пакте

государствами для полного осуществления этого права, включая те,

которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений

науки и культуры.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу,

безусловно необходимую для научных исследований и творческой

деятельности.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, извлекаемую

из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в

научной и культурной областях.

Часть IV

Статья 16

1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются представлять в

соответствии с настоящей частью этого Пакта доклады о принимаемых ими

мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых

в этом Пакте.

a) Все доклады представляются Генеральному секретарю Организации

Объединенных Наций, который направляет их экземпляры на рассмотрение в

Экономический и Социальный Совет в соответствии с положениями

настоящего Пакта;

b) Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций также

препровождает специализированным учреждениям экземпляры докладов или

любые соответствующие части докладов участвующих в настоящем Пакте

государств, которые также являются членами этих специализированных

учреждений, поскольку такие доклады или части этих докладов относятся

к любым вопросам, входящим в рамки обязанностей вышеуказанных

учреждений в соответствии с их конституционными актами.

Статья 17

1. Участвующие в настоящем Пакте государства представляют свои доклады по

этапам в соответствии с программой, которая должна быть установлена

Экономическим и Социальным Советом в течение одного года после

вступления в силу настоящего пакта по консультации с государствами-

участниками и заинтересованными специализированными учреждениями

2. в докладах могут указываться факторы и затруднения, влияющие на

степень исполнения обязанностей по настоящему Пакту

3. Если соответствующие сведения были ранее сообщены Организации

Объединенных Наций или какому-либо специализированному учреждению

каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством, то нет

необходимости воспроизводить эти сведения, и будет достаточной точная

ссылка на сведения, сообщенные таким образом.

Статья 18

Во исполнение своих обязанностей по Уставу ООН в области прав человека

и основных свобод Экономический и социальный совет может вступать в

соглашение со специализированными учреждениями о предоставлении ими ему

докладов о прогрессе на пути к достижению соблюдения постановлений

настоящего Пакта, относящихся к сфере их деятельности. Эти доклады могут

включать подробности принимаемые их компетентными органами решений и

рекомендаций о таком осуществлении.

Статья 19

Экономический и Социальный Совет может передать в комиссию по правам

человека для рассмотрения и дачи общих рекомендаций или, в соответствующих

случаях, для сведения доклады, касающиеся прав человека, представляемые

государствами в соответствии со статьями 16 и 17, и доклады, касающиеся

прав человека, представляемые специализированными учреждениями в

соответствии со статьей 18.

Статья 20

Заинтересованные Участвующие в настоящем Пакте государства и

специализированные учреждения могут представлять Экономическому и

социальному совету замечания по любой общей рекомендации согласно статье 19

или ссылке на такую общую рекомендацию в любом докладе Комиссии по правам

человека или в любом документе, на который там делается ссылка.

Статья 21

Экономический и Социальный совет может представлять время от времени

Генеральной Ассамблее доклады с рекомендациями общего характера и с кратким

изложением сведений, получаемых от участвующих в настоящем Пакте государств

и от специализированных учреждений, о принятых мерах и достигнутых

результатах в области обеспечения всеобщего соблюдения прав, признаваемых в

настоящем Пакте.

Статья 22

Экономический и социальный совет может обращать внимание других

органов Организации Объединенных Наций, их вспомогательных органов и

специализированных учреждений, занимающихся предоставлением технической

помощи, на любые вопросы, возникающие в связи с докладами, упоминаемыми в

настоящей части настоящего Пакта,

Статья 23

Участвовавшие в настоящем Пакте государства соглашаются, что к числу

международных мероприятий, способствующих осуществлению прав, признаваемых

в настоящем Пакте, относится применение таких средств, как заключение

конвенций, принятие рекомендаций, оказание технической помощи и проведение

региональных совещаний и технических совещаний в целях консультаций, а

также исследования, организованные совместно с заинтересованными

правительствами.

Статья 24

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как умаление значения

постановлений Устава Организации Объединенных Наций и уставов

специализированных учреждений, которые определяют соответствующие

обязанности различных органов Организации Объединенных Наций и

специализированных учреждений в отношении вопросов, которых касается

настоящий Пакт.

Статья 25

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как умаление

неотъемлемого права всех народов полностью и свободно обладать и

пользоваться своими естественными богатствами и ресурсами.

Часть V

Статья 26

1. Настоящий Пакт открыт для подписания любым государством – членом

Организации Объединенных Наций или членом любого из ее

специализированных учреждений, любым государством – участником Статуса

Международного Суда и любым другим государством, приглашенным

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций к участию в

настоящем Пакте.

2. Настоящий Пакт подлежит ратификации. Ратификационные грамоты

депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

3. Настоящий Пакт открыт для присоединения любого государства, указанного

в пункте 1 настоящей статьи.

4. Присоединение совершается депонированием документа о присоединении у

Генерального секретаря Организации объединенных Наций.

5. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все

подписавшие настоящий Пакт или присоединившиеся к нему государства о

депонировании каждой ратификационной грамоты или документа о

присоединении.

Статья 27

1. Настоящий Пакт вступает в силу спустя три месяца со дня депонирования

у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций тридцать пятой

ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящий Пакт или

присоединится к нему после депонирования тридцать пятой

ратифицированной грамоты или документа о присоединении, настоящий Пакт

вступает в силу спустя три месяца со дня депонирования его собственной

ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 28

Постановления настоящего Пакта распространяется на все части

федеративных государств без каких то ни было ограничений или изъятий.

Статья 29

1. Любое участвующее в настоящем Пакте государство может предлагать

поправки и представлять их Генеральному секретарю Организации

Объединенных Наций. Генеральный секретарь препровождает затем любые

предложенные поправки участвующим в настоящем Пакте государствам с

просьбой сообщить ему, высказываются ли они за созыв конференции

государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и

проведения по ним голосования. Если по крайней мере одна треть

государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный

секретарь Организации Объединенных Наций созывает эту конференцию под

эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая

большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в

голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее

Организации Объединенных Наций на утверждение.

2. Поправки вступают в силу по утверждении их Генеральной Ассамблеей

Организации Объединенных Наций и принятии их большинством в две трети

участвующих в настоящем Пакте государств в соответствии с их

конституционными процедурами.

3. Когда поправки вступают в силу, они становятся обязательными для тех

государств-участников, которые их приняли, а для других государств-

участников остаются обязательными постановления настоящего Пакта и все

предшествующие поправки, которые ими приняты.

Статья 30

Независимо от уведомлений, делаемых согласно пункту 5 статьи 26,

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все

государства, о которых идет речь в пункте 1 той же статьи, о нижеследующем:

a) подписаниях, ратификациях и присоединениях согласно статье 26:

b) дате вступления в силу настоящего Пакта согласно статье 27 и дате

вступления в силу любых поправок согласно статье 29.

Статья 31

1. Настоящий Пакт, английский, испанский, китайский, русский и

французский тексты которого равно аутентичны, подлежит сдаче на

хранение в архив Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает

заверенные копии настоящего Пакта всем государствам, указанным в

статье 26.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом

уполномоченные соответствующими правительствами, подписали настоящий Пакт,

открытый для подписания в Нью-Йорке, девятнадцатого декабря тысяча

девятьсот шестьдесят шестого года.

Глава Ш

Реализация прав человека в законодательстве Кыргызской Республики и в

международных договорах

Всеобщая декларация прав человека, являясь своего рода единым эталоном

справедливости, развила одну из фундаментальных принципов Устава ООН –

содействовать уважению прав человека и основных свобод для всех, без

различия расы, пола, языка и религии.

Содержащиеся в декларации права и свободы можно классифицировать по

четырем группам.

В первую группу включаются так называемые элементарные права и

свободы. Какие права сюда относятся? Сюда относятся право на жизнь,

свободу, неприкосновенность, свободу от рабства, запрет пыток или жесткого,

бесчеловеческого обращения или наказания, равенство перед законом,

презумпция невиновности, защита частной жизни, чести и репутации,

неприкосновенность жилища и тайна переписки.

Вторую группу составляет гражданские права. В декларации

провозглашаются: право личности на признание его правосубъектности, свобода

передвижения и выбора места жительства, право на убежище, право на

гражданство; право вступать в брак и создавать семью, владеть имуществом.

В числе политических прав и свобод Декларация устанавливает: свободу

мысли, совести, религии, свободу убеждений и выражения их, свободу мирных

собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении своей страной.

И, наконец, в Декларации перечисляются экономические, социальные и

культурные права, такие, как право на труд и свободный выбор работы, равную

оплату за равный труд, право на объединение в профсоюзы, право на отдых и

досуг, право на определенный жизненный уровень, право на образование.

Все эти перечисленные права и свободы нашли отражение в более чем

двадцати международных договорах в области прав человека, многие из которых

получили практически всеобщее признание.

Кыргызская Республика также присоединилась к 23 международным

договорам по правам человека в рамках ООН и его специализированных

учреждений, тем самым, подтвердив признание приоритета общеперечисленных

ценностей и, выразив намерение содействовать в сотрудничестве с

Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав

человека и основных свобод.

Вместе с тем, присоединившись к упомянутым документам по правам

человека, Кыргызское государство приняло обязательства защищать права

человека на своем национальном уровне на основе международных стандартов в

области человека.

Для практической реализации принятых обязательств по основным

международным документам по правам человека нашей республике требовалось

выполнение следующих задач.

1) Создание эффективного механизма по выполнению принятых обязательств

Кыргызстана;

2) Представление национальных докладов на рассмотрение соответствующих

органов ООН по выполнению обязательств по правам человека;

3) Обеспечение информированности граждан об их правах, вытекающих из

ратифицированных Кыргызстаном международных договоров;

4) Трансформация международно-правовых норм в законодательства

Кыргызстана, которая требует изменения законов, приведение их в

соответствие с международными стандартами по правам человека.;

5) Активное сотрудничество с международными организациями по правам

человека, которые могут оказать содействие в выполнении Кыргызстаном

возложенных на него обязательств.

По первой задаче (создание механизма):

Поскольку Кыргызстан провозгласил приверженность всеобщему обеспечению

прав и свобод человека и принял обязательство соблюдать и защищать их,

необходим был механизм контроля над соблюдением конституционных гарантий

прав человека и выполнением обязательств по правам человека.

Президент Кыргызской республики, в соответствии с нашей Конституцией,

выступая гарантом прав и свобод гражданина Кыргызстана, проявляет заботу о

соблюдении прав и свобод наших граждан.

Доказательством тому является Указ президента Кыргызской Республики от

5 июля 1997 года «Об образовании Комиссии по правам человека при Президенте

Кыргызской Республики», одной из задач которой является содействие

совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и

гражданина. Для выполнения этой задачи комиссия рассматривает обращения

граждан Кыргызстана по вопросам соблюдения прав и свобод человека.

Кроме того, в настоящее время в нашем парламенте рассматривается

проект Закона о так называемом омбудсмене. Институт омбудсмене действует во

многих европейский государствах. Как правило, омбудсмен назначается

парламентом из числа лиц, обладающих большим авторитетом в стране. И его

главная функция состоит в том, чтобы следить за законностью и

справедливостью действий государственных должностных лиц. Соответственно

омбудсмен нередко выступает в качестве беспристрастного посредника между

пострадавшим гражданином и правительством. Омбудсмен в своей деятельности

должен быть независимым.

Я думаю, что создание такого института в Кыргызстане, в котором

строится правовое демократическое государство, является чрезвычайно важным.

Эффективным методом защиты прав человека и соблюдения международных

конвенций по правам человека должны выступать также судьи всех уровней, как

во многих демократических государствах. Однако многие судьи до сих пор не

знают норм ратифицированных Кыргызской Республикой международных договоров

в области прав человека и об обязательствах Кыргызстана по защите этих

прав. В целом ряде западных государств в случае нарушения прав человека,

предусмотренных международным договором, индивид у которого нарушены права

может обращаться в суд своего государства.

Права человека должны защищаться и правоохранительными органами,

однако порой сами представители милиции или прокуратуры нарушают эти права.

Как стало мне известно, недавно УВКБ ООН издало карманные книжки для

органов милиции, в которых содержатся права человека и которые не должны

нарушать наши милиционеры во время выполнения своих функций.

Задача эффективной защиты прав человека носит главным образом

общенациональный характер и за ее решение, в конечном счете, должно

отвечать каждое государство. Само по себе закрепление прав человека в

конституции или законах страны не является гарантией того, что эти права не

будут часто и вопиющим образом нарушаться на практике.

Вместе с тем необходимо всем государственным органам и должностным

лицам придерживаться соблюдения международных стандартов в области прав

человека.

По второй задаче

Кыргызское Правительство подготовило национальные отчеты в ООН о

выполнении 6 важных документов в области прав человека. Это доклады о

соблюдении гражданских и политических прав, экономических, социальных и

культурных прав, о запрещении расовой дискриминации, запрещении применения

пыток и других бесчеловеческих, унижающих достоинство видов обращения и

наказания, о запрещении дискриминации в отношении женщин и о правах

ребенка.

Кыргызстан, став участником всех шести основных международных

договоров по правам человека, принял обязательство соблюдать их и

представлять в течение одного-двух лет первоначальный доклад и последующие

четыре года периодические доклады о выполнении упомянутых договоров по

правам человека.

Таким образом, такая отчетность перед ООН о соблюдении прав человека

нашим государством, позволяет оценивать достижения в области защиты прав

человека и содействует принятию дальнейших практических шагов в деле защиты

прав человека.

По третьей задаче (повышение информированности граждан):

Полного осуществления прав человека невозможно добиться с помощью

надлежащего законодательства и соответствующих административных мер. О

понимании этого свидетельствует тот факт, что государство несет важную

ответственность за повышение уровня осведомленности населения и

общественности о правах человека.

В программу мероприятий по проведению празднования 50-летия Всеобщей

декларации прав человека, утвержденных президентом, входит проведение

конференций и семинаров, издание журналов и книг в области прав человека,

публикации и рубрики в СМИ, посвященные правам человека.

Кроме того, в настоящее время в Кыргызстане действует большое

количество неправительственных организаций, деятельность которых направлена

на защиту прав человека. Многие из них занимаются обеспечением

информирования граждан об их правах и свободах, гарантированных

Конституцией Кыргызской республики и международными документами по правам

человека.

По четвертой задаче (отражение международных норм по правам человека в

нашем законодательстве)

Согласно нашей Конституции любой ратифицированный нами документ

становится частью законодательства. Говоря простыми словами, после

ратификации Жогорку Кенешем любой международный договор становится законом.

Наша конституция гарантирует широкий круг прав и свобод человека и

гражданина, основанный на принципе не дискриминации. Практически все

нормы, заложенные во Всеобщей декларации прав человека, нашли отражение в

нашей Конституции.

В Конституции, в частности, закреплены положения, предусматривающие

равноправное положение всех граждан Кыргызстана, независимо от их

национальной принадлежности, вероисповедания, пола, языка, имущественного

положения и социального происхождения в политической, социальной,

культурной и экономических сферах общественной жизни.

Сохранение и укрепление гражданского мира и согласия в

многонациональном Кыргызстане, где проживают бок о бок более 80

национальностей и этнических групп, является одним из приоритетов

внутренней государственной политики.

При разработке новых норм законодательства в Кыргызстане учитываются

нормы Всеобщей декларации прав человека и других международных пактах и

конвенций. В разработке нового законодательства Кыргызстана привлекаются в

качестве экспертов представители международных и неправительственных

организаций.

Недавний референдум в Кыргызстане внес такую важную поправку в

Конституцию Кыргызской Республики, как запрещение ограничения свободы

средств массовой информации.

В настоящее время в Кыргызстане следующие категории населения

нуждаются в особом статусе и защите их прав, предусмотренных в

международных стандартах по правам человека:

1) беженцы и вынужденно перемещенные лица;

2) женщины;

3) дети;

4) пожилые люди.

Относительно первой категории лиц, Кыргызстан присоединился к

Конвенции о статусе беженцев 1951 года и протоколу к ней 1967 года. Вместе

с тем разработан и находится на рассмотрении Жогорку Кенеша Закон о

беженцах Кыргызской республики. Однако этот Закон регулирует только вопросы

беженцев, а за чертой остаются проблемы перемещения этнических кыргызов и

вынужденно перемещенных лиц в Кыргызстан из стран СНГ. В этой связи в

государственных органах разрабатываются проекты Законов об иммиграции и

миграции.

В отношении женщин, Кыргызстан присоединился к пяти международным

конвенциям по правам женщин и устранению дискриминации по признаку пола.

(Конвенция об охране материнства, и о минимальном брачном возрасте и

согласия вступления в брак).

Хотя положения этих конвенций заложены в наших законах, остается

открытым вопрос о выполнении их на практике.

Кыргызстан является участником Конвенции о правах ребенка с 1994 года.

Однако проблема защиты детей до сих пор требует принятия конкретных мер

социально-экономического и культурно-образовательного характера.

В настоящее время проблема гарантий прав граждан, и прежде всего,

социальной защищенности каждого человека со стороны общества и государства

крайне обострилась, стала одной из самых актуальных. Такие явления, как

массовая безработица, рост социальной дифференциации, прогрессирующее

снижение жизненного уровня населения, ставят под угрозу социальные права

граждан. За последние годы в Кыргызской республике приняты важные

законодательные акты, которые, по-новому определяя экономическую политику

государства, существенно изменили правовое регулирование экономических

отношений.

Особое значение придается сотрудничеству Кыргызстана с международными

организациями, занимающимися правами человека. Среди них следует выделить

ООН и его институты, ОБСЕ и ряд неправительственных организаций, как

Международная Федерация обществ красного креста, Международный комитет

красного креста, Международная комиссия юристов и другие организации.

Многие международные организации оказывают техническую и консультативную

помощь Кыргызстану в деле обеспечения защиты прав человека в Кыргызстане.

Заключение хотелось бы отметить, что помимо национальных механизмов

по защите прав человека есть и международные механизмы. В частности,

Кыргызстан является участником Факультативного протокола к международному

пакту о гражданских и политических правах, согласно которому Комитет ООН по

правам человека может рассматривать жалобы граждан на нарушениях их прав

органами государства-участника. Однако жалобы не рассматриваются Комитетом,

если они анонимны и в случае если не исчерпаны национальные средства

правовой защиты.

Таким образом, наша национальная система защиты прав человека является

часть международной системы защиты прав человека.

Опираясь на фундаментальные принципы Всеобщей декларации прав

человека, мы должны предпринимать дальнейшие практические шаги,

направленные на то, чтобы соответствовать самым высоким правозащитным и

гуманитарным стандартам.

1. Защита прав человека на основе международных норм

С момента обретения суверенитета Кыргызская Республика присоединилась

к 22 международным договорам по правам человека в рамках ООН и ее

специализированных учреждений:

1. Конвенция о правах ребенка 1989 года.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и

политических правах.

5. Конвенция Международной Организации Труда «О трудящихся мигрантах»

6. конвенция Международной Организации Труда « О равноправии граждан

страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального

обеспечения».

7. Конвенция Международной Организации Труда «Об установлении

международной системы сохранения прав в области социального

обеспечения».

8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования[5].

9. Конвенция о статусе беженцев и Протокол, касающийся статуса беженцев.

10. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от

18 декабря 1979 года (вступила в силу 3 сентября 1981 года)

11. Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года

(вступила в силу 7 июля 1954 года).

12. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и

регистрации брака от 7 ноября 1962 года (вступила в силу 9 декабря

1964 года).

13. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 года г.

(вступила в силу 11 августа 1958 года).

14. Конвенция № 153 об охране материнства от 28 июня (пересмотренная в

1952 г.) от 28 июня 1952 года (вступила в силу 7 сентября 1955 года).

15. Международная Конвенция против апартеида в спорте (вступило в силу 18

декабря 1985 года).

16. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих

достоинство видов обращения и наказания (вступила в силу 26 июня 1987

г.)

Вместе с тем, регулярно издаются бюллетени неправительственных

организаций Кыргызстана, относительно прав человека в Кыргызстане.

4. Права человека преподаются во многих университетах, школах в рамках

общеобразовательной программы.

5. В настоящее время, в судебном департаменте Кыргызской Республики в

целях повышения квалификации судей создается управление, в задачу

которого входит обучение судей местных судов работе на оргтехнике,

ознакомление с изменениями в законодательстве и другое. Вместе с тем,

предполагается, что будет проведена работа по ознакомлению с

ратифицированными Кыргызстаном договорами ООН, в частности по правам

человека.

6. В целях реализации ратифицированных международных договоров по правам

человека:

- На территории Кыргызстана регулярно проводятся семинары для

представителей государственных органов, судебных органов и

общественности. Среди них можно выделить следующие семинары:

- 25-28 ноября 1996 г. в Бишкеке проводился семинар на тему

«Международные стандарты по правам человека и их внутригосударственная

имплементация», организованный Международной комиссией юристов

совместно с Конституционным судом Кыргызской Республики с участием

представителей судебной власти, адвокатов, правительственных органов и

неправительственных организаций;

- 9 апреля 1997 года в г. Бишкеке проводился Круглый стол на тему «Права

человека: национальные учреждения и механизмы», организованный МИДом

Кыргызстана с участием представителей ОБСЕ, омбудсмена Польши,

правительственных органов Кыргызстана и неправительственных

организаций;

- 22-24 апреля 1997 г. проводился международный семинар «Журналистика и

право», организованный Фондом «Сорос-Кыргызстан» совместно с Кыргызско-

Американским бюро по правам человека и соблюдению законности, где

основной акцент делается на проблемах защиты прав журналистов и

свободы СМИ;

- 17-18 июня в Бишкеке проводился семинар на тему: «Конституционное

измерение правовой реформы и правовой системы», организованной Советом

Европы в сотрудничестве с Бюро по Правам Человека и Демократическими

институтами ОБСЕ и совместно с Министерством юстиции Кыргызской

Республики.

- 13-15 октября 1997 года в Бишкеке состоялось рабочее совещание по

представлению в договорные органы по правам человека доклады

государств и индивидуальных жалоб, организованный МИДом совместно с

Международной комиссией юристов с представителями правительственных

органов, задействованных в подготовке докладов и неправительственных

организаций.

2. Конституционная защита гражданских и политических прав

1. Основным законом является конституция Кыргызской Республики, принятая

Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в 1993 году, с поправками и

изменениями от 17 февраля 1996 года, которая выделяет в отдельный

раздел «Права и свободы человека и обязанности гражданина».

2. Ст.16 Конституции признает и гарантирует основные права и свободы

человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права, межгосударственными договорами и соглашенными по

вопросам прав человека, ратифицированными КР[6]. Каждый в КР имеет

право на: жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, личную

свободу и безопасность, свободное развитие своей личности, свободу

вероисповедания, духовную и культовую свободу, свободное выражение и

распространение мыслей, идей и мнений, свободу литературного,

художественного, научного и технического творчества, свободу печати,

передачи и распространения информации, свободу передвижения и выбора

места пребывания и жительства на всей территории КР, свободный выезд

за ее пределы и беспрепятственное возвращение, объединения, собираться

мирно, без оружия, свободно проводить митинги и демонстрации,

неприкосновенность жилища, свободу и тайну переписки, честь, свободу

частной жизни, личную и семейную тайну, тайну почтовых, телеграфных,

телефонных сообщений, иметь собственность, владеть, пользоваться и

распоряжаться ею по собственному усмотрению, экономическую свободу,

свободное использование способностей имущества для любой экономической

деятельности, свободу труда, свободный выбор деятельности и профессии.

Перечисление в конституции прав и свобод не должно толковаться как

отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.

3. 12 января 1994 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял

постановление и присоединении к Международному пакту о гражданских и

политических правах и Международному пакту об экономических,

социальных и культурных правах, что потребовало принятия мер для

создания правового механизма по реализации положений Пакта. К таким

мерам относятся: принятие новых законов, внесение изменений в уже

существующие, разработка нормативных и правовых документов,

регламентирующих действия государственных органов по защите

гражданских и политических прав человека.

4. В Конституции Кыргызской Республики предусматривается, что

ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и

иные нормы международного права являются составной и непосредственно

действующей частью законодательства Кыргызской Республики. Кыргызская

Республика признала принципы и нормы международного права, подписала

международные договоры и соглашения по вопросам прав человека, они

учитываются в национальном законодательстве. Принимаются все

необходимые меры, чтобы права человека не только провозглашались, но и

защищались законом.

5. Содержание мер по реализации международных договоров по правам

человека излагается в соответствующих разделах настоящего доклада.

Разработаны законопроекты и концепции, учитывающие государственную

политику в области обеспечения гражданских и политических прав.

6. Одной из задач построения правового государства Кыргызстана является

принятие законодательных норм и мер по их применению, которые

учитывали бы общепризнанные стандарты по правам человека. При

разработке новых норм законодательства в Кыргызстане учитываются

международные документы по правам человека. В разработке нового

законодательства Кыргызстана привлекаются в качестве экспертов

представители международных и неправительственных организаций.

Правовая реформа, проводимая в Кыргызстане, предусматривает воплощение

в новом законодательстве Кыргызстана неотъемлемых прав человека,

безопасность и правовую защищенность личности.

7. В Кыргызстане приняты новые законы на основе международных стандартов

по правам человека:

- Гражданский кодекс (части 1 и 3);

- Уголовный кодекс;

- Трудовой кодекс;

- Закон о защите прав потребителей.

8. Совершенствование общей законодательной базы, принятие в 1994-1997 гг.

ряда законов и иных нормативных актов по своему характеру и содержанию

отвечают требованиям Пакта, однако, существующая система правовой

защиты граждан все еще остается недостаточно эффективной. Основная

причина такого положения состоит в том, что в Кыргызской Республике

пока еще не сформирована единая государственная политика, направленная

на комплексное решение всех проблем, связанных с правами человека.

3. Совершенствование законодательной основы защиты прав человека в

Кыргызстане

В современном мире, накануне XXI века, происходят кардинальные

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.