РУБРИКИ |
Права человека: международные правовые пакты и Кыргызское законодательство |
РЕКЛАМА |
|
Права человека: международные правовые пакты и Кыргызское законодательствоизменения в международных отношениях. Разобщенность государств и противоборство различных социальных систем сменяются постепенно сознанием общности всех народов и необходимости совместного решения глобальных проблем, включая создание международной системы, обеспечивающей надежную защиту основных прав и свобод человека. Общество сейчас приходит к пониманию того, что права человека – это не привлекательный лозунг, прокладывающий путь к власти и придающий благородный облик правящей элите, а реальный показатель цивилизованности, гуманности общества. Мы все понимаем, что между декларированных этих прав и свобод и реальным их торжеством лежит долгий путь борьбы. Ведь права человека не реализуются даже при благоприятных условиях: существуют нарушения прав человека в странах развитой демократии. При всем нашем стремлении сделать Декларацию прав человека документом прямого действия, она всегда должна конкретизироваться и подкрепиться еще национальным законодательством, не искажающим ее сути, но направленным на реализацию и претворение ее основополагающих норм в жизнь. Хотелось бы отметить некоторые принципиально новые и важные подходы к проблеме обеспечения прав человека в Кыргызстане. Это создание в 1996 году Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по делам семьи и женщин, которая занимается реализацией приоритетных мероприятий, направленных на решение важный проблем женщин, их прав и свобод. Принципиально новым является создание в Кыргызстане нового института уполномоченных Президента Кыргызской Республики – Комиссия по правам человека при президенте Кыргызской Республики, которая дополняет существующие механизмы несудебной защиты прав человека. Создание такого института – реальный механизм осуществления функций президента как гаранта соблюдения прав гражданина. Внедрение данного института в палитру наших реалий будет соответствовать современным традициям демократических стран. Права и свободы человека, изложенные во всеобщей декларации прав нашли свое отражение в международных конвенциях и пактах в области прав человека, многие из которых получили практически всеобщее признание.[7] Кыргызская республика присоединилась к ряду Международных Конвенций по правам человека, в том числе ко Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, международному пакту о гражданских и политических правах. В этих трех документах определяются и устанавливаются права человека и основные свободы. Они составляют основу для более чем 50 других конвенций и деклараций, сводов правил и принципов ООН в области прав человека. Кыргызская Республика присоединилась к более 20 международным договорам по правам человека в рамках ООН и его специализированных учреждений, тем самым, подтвердив признание приоритета общечеловеческих ценностей и выразив намерение содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Ратифицировав эти документы, Кыргызская Республика приняла на себя обязательство выполнять оговоренные в них обязанности и добросовестно обеспечивать соответствие своих национальных законов своим международным обязательствам, стала подотчетна своим гражданам, другим государствам – участникам этих документов и международному сообществу в целом. Кроме того, во многих основных международных договорах в области прав человека содержатся положения, требующие от государств-участников регулярно сообщать о предпринятых ими шагах с целью гарантировать осуществление этих прав, а также о достигнутом ими прогрессе на пути к этой цели. Присоединение к конвенции требует принятия мер для создания правового механизма по реализации положений международных конвенций. К таким мерам относятся принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже существующие, разработка нормативных и правовых документов, регламентирующих действия государственных органов по защите прав и интересов граждан в Кыргызской Республике, обеспечение информированности граждан об их правах, вытекающих из ратифицированных Кыргызской Республики международных договоров, активное сотрудничество с международными организациями по правам человека, которые могут оказать содействие в выполнении Кыргызстаном возложенных обязательств. В конституции Кыргызской Республики предусматривается, что ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и иные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью законодательства Кыргызской Республики. В силу этого конституционного положения международные Конвенции, ратифицированные Жогорку Кенешем Кыргызской Республики являются составной и непосредственно действующей частью законодательства Кыргызской Республики. Нормы, закрепленные Конституцией соответствуют положению Всеобщей декларации прав человека и международным пактам и международным документам в области прав человека. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики все граждане Кыргызской Республики имеют права на защиту своих прав и свобод независимо от национального и социального происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера. Конституционное право является основополагающей отраслью законодательства Кыргызской республики. Именно в Конституции любого государства закреплены основные принципы и приоритеты деятельности государственной власти в области прав человека. В статье 1 Конституции Кыргызской республики, принятой 5 мая 1993 года Кыргызская Республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Принципиальным важным аспектом новой Конституции является то, что она основана на идеях и ценностях правового государства и общепризнанных нормах международного права, закрепленных в таких правовых документах, как Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт о гражданских и политических правах и многих других. Целый раздел в Конституции Кыргызской Республики посвящен правам и свободам человека. Конституция Кыргызской Республики исходит из того, что основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, признаются абсолютными и не могут нарушаться государством или отчуждаться, кроме как решением суда. Жизнь человека и его здоровье, личная неприкосновенность и безопасность, собственность являются высшими ценностями государства. Обеспечение соблюдения прав и свобод человека – главная обязанность государственной власти. Содержание и применение законов и иных нормативных актов определяют именно права и свободы человека. Принимаются все необходимые меры, чтобы права человека не только провозглашались, но и защищались законом. Так, недавний Референдум в Кыргызской республике внес такую важную поправку в Конституцию Кыргызской Республики, как запрещение ограничения свободы средств массовой информации. Законодательством Кыргызской Республики в достаточно полной мере урегулированы вопросы прав человека. Этому примером может служить принятие в Кыргызстане основополагающих нормативных актов – Уголовного кодекса Гражданского кодекса, Трудового кодекса, Кодекса об административной ответственности. Разработаны проекты Уголовно-исполнительного кодекса, Семейного кодекса, Гражданско- процессуального кодекса. Совершенствование законодательства предусматривает принятие законодательных норм и мер по их применению, которые учитывали бы общепризнанные стандарты по правам человека. При разработке новых норм законодательства в Кыргызстане учитываются международные документы по правам человека. Также при разработке новых законодательных актов необходимо продолжать развивать практику привлечения в качестве экспертов представителей международных и неправительственных организаций. Так, Кодекс об административной ответственности, введенный в действие с 1 октября 1998 года предусматривает также целый раздел об ответственности за правонарушения, посягающие на права и свободы граждан, в том числе касающихся избирательного права граждан, охрана труда и социальная защита граждан, в сфере социального страхования, охрана здоровья граждан и другие. Субъектами защиты прав человека являются граждане Кыргызской Республики. Хочется отметить, что в современном обществе забота о самых обездоленных людях, о тех, кто не в состоянии защитить себя сам, являются неотъемлемой функций государства, что защита прав и свобод лиц, относящихся к социально уязвимым группам граждан должна стать одним из приоритетов политики Кыргызской Республики в области прав человека. Так проверяется степень нашей гуманности и цивилизованности. Это чувствительный барометр нравственного здоровья общества и социальный критерий верности выбранного им пути. Приоритетство защищая права социально незащищенных, государство проявляет высшую степень гуманности, дальновидности и способности видеть перспективы своего развития. Эта истина должна стать фундаментальным положением общественной психологии и сознания для всех граждан, для институтов власти и управления. В этой связи в законодательстве уделяется особое внимание проблемам защиты прав и свобод женщин, ребенка, молодежи, инвалидов, пенсионеров и других социально незащищенных групп нашего общества. Так, например, блок вопросов, посвященных проблемам женщин и законодательному их решению. Кыргызстан является участником 5 Конвенций по проблемам женщин: - Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин; - Конвенция о политических правах женщин; - Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака; - Конвенция о гражданстве замужней женщины; - Конвенция об охране материнства. Главными достижениями женщин Кыргызстана являются отсутствие открытой дискриминации по половому и этническому признаку, высокий уровень образованности женщин, их свободное волеизъявление и высокая доля участия в общественной жизни государства. В Кыргызской Республике создана нормативно- правовая база, определяющая права и интересы женщин с соблюдением международных норм. Так законодательно закреплены права и интересы женщин в Конституции Кыргызской Республики: согласно Конституции (статья 15) гарантируется равноправие женщин и мужчин, запрещается дискриминация, ущемление прав и свобод по признаку пола. Статья 22 конституции предусматривает одинаковое применение законов о правах граждан ко всем гражданам без создания для какого-либо преимуществ и привилегий, кроме предусмотренных Конституцией и законами о социальной защите граждан. Законодательство Кыргызской Республики по вопросам прав и интересов женщин заключено и в следующих нормативных правовых актах. Например, вступающий в силу в январе текущего года Трудовой кодекс запрещает применение труда женщин на вредных , тяжелых и поземных видах работ. Привлечение женщин, имеющих детей до восьми лет на ночные работы, без их согласия, не допускается. Также не допускается привлечение к работам в ночное и сверхурочное время беременных женщин, которые имеют право переводиться на более легкие работы с сохранением среднего заработка. Кроме того, Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» предусмотрено включение в страховой стаж, дающий право выхода на пенсию, времени ухода за ребенком, предусмотрен дополнительный неоплачиваемый отпуск по уходу за детьми до трех лет, который засчитывается в общий непрерывный стаж работы. Законом Кыргызской Республики «О занятости населения» безработным женщинам оплата периода по беременности и родам производится органами социального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования. Большие результаты по деятельности государства по защите прав женщин были достигнуты благодаря объявлению 1996 года в Кыргызской Республике – годом женщины и выполнению мероприятий по программе «Аялзат». Итоги этих мероприятий были отмечены Президентом Кыргызской Республики А.Акаевым на торжественном форуме «Аялзат» и была отмечена важность продолжения работы по улучшению положения женщин в Кыргызстан. Большой блок мероприятий по проблемам женщин уделен и в Национальной программе преодоления бедности «Аракет». Это социальная поддержка беднейших слоев женщин, создание центров переобучения безработных женщин, создание рабочих мест для женщин на государственных предприятиях и общественных работах, участие женщин в процессах принятия решений на политическом, законодательном и исполнительном уровнях предполагает вовлечение женщин в общественно-политическую деятельность – является одним из важнейших инструментов достижения равноправия. Анализ законодательства Кыргызской республики показывает, что женщина как равноправный гражданин имеет конституционное право обратиться в суд и правоохранительные органы по поводу защиты ее прав и свобод. Гражданским законодательством не установлено никаких ограничений в правоспособности женщин вступать в гражданско-правовые отношения, предусмотренные законом, в том числе нести права и обязанности сторон в договорах. Женщинам предоставляется одинаковая гражданская правоспособность и дееспособность. Действующий Кодекс о браке и семье представляет одинаковые личные и имущественные права мужчинам и женщинам. Не допускается прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ при вступлении в брак и в семейных отношениях в зависимости от пола. Кроме того, КОБС регламентирует признание недействительным брака, заключенному по принуждению и Уголовный кодекс предусматривает наказание за принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствованию вступлению в брак. Следующий блок – права ребенка. С учетом ратифицированной Кыргызской Республикой Конвенции о правах ребенка разработан и одобрен проект Закона «Об охране и защите интересов несовершеннолетних». 17 июня текущего года приняты изменения и дополнения в действующий закон Кыргызской Республики «Об образовании как обязательное и бесплатное. Впервые в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с начала 1998 года предусмотрен целый раздел «Уголовная ответственность несовершеннолетних». Введение этого раздела отвечает одному из главных требований Конвенции о правах ребенка: ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным или произвольным. В проекте нового Семейного кодекса Кыргызской республики предусмотрена отдельная глава «Права несовершеннолетних детей», закрепляющая также основные права несовершеннолетних – жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями, право на защиту и выражение своего мнения, право на имя, отчество и фамилию, а также имущественные права ребенка. Новый способ защиты прав и интересов детей в соответствии с международной практикой – право детей с 14 лет обращаться в суд. Положения нового Трудового кодекса направлены на защиту ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, морального и социального развития. Хочется отметить, что задача эффективной защиты прав человека носит главным образом общенациональный характер и за ее решение, в конечном счете должно отвечать государство. Само по себе закрепление прав человека в конституции или законах и других нормативных актах не является гарантией того, что эти права не будут нарушаться на практике. Поэтому всем государственным органам и должностным лицам особенно необходимо придерживаться соблюдения международных стандартов в области прав человека. На сегодня Правительством Кыргызской Республики одобрены подготовительные национальные отчеты в ООН о выполнении положения 6 документов в области прав человека. Это доклады о соблюдении гражданских, политических, экономических, культурных прав, о запрещении расовой дискриминации, запрещении пыток и других бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания, о запрещении дискриминации в отношении женщин и о правах ребенка. Кыргызстан, став участником этих шести основных международных договоров по правам человека, принял обязательство соблюдать их и представлять доклады о выполнении упомянутых договоров по правам человека. Таким образом, такая отчетность перед ООН о соблюдении прав человека нашим государством позволяет оценивать достижения в области защиты прав человека и содействует принятию дальнейших практических шагов в деле гарантий и защиты прав человека. В настоящее время проблема гарантий прав граждан, и прежде всего социальной защищенности каждого человека со стороны общества и государства крайне обострилась, стала одной из самых актуальных. Такие явления, как массовая безработица, снижение жизненного уровня населения ставят под угрозу обеспечение их прав. Создание законодательной базы в Кыргызской республике думается существенно изменят правовое регулирование этих вопросов. Особо хочется отметить также сотрудничество Кыргызстана с международными организациями, многие из которых оказывают большую консультативную и техническую помощь в реализации проектов по формированию правой базы в нашем государстве, в деле обеспечения защиты прав человека в Кыргызстане. Одним из последних примеров такого сотрудничества является проведение недавно 12-14 ноября 1998 года Международной конвенции по вопросам реформирования органов юстиции в государствах – участниках СНГ, посвященной 5-летию Всеобщей декларации прав человека. В работе Конференции приняли участие представители Министерств юстиции Грузии, Казахстана, России, Украины, а также представители таких международных организаций как УВКБ ООН, ПРООН, ТАСИС, Американская ассоциация юристов. Было уделено особое внимание совершенствованию законодательной базы, направленной на комплексное решение вопросов, связанный с правами человека. Отмечена необходимость сотрудничества Министерств юстиции государств-участников СНГ, а также необходимость дальнейшего совершенствования механизма правоприменения, который обеспечивал бы целостное и практическое осуществление государственных мероприятий в области прав человека. И в заключение, хочется сказать, что мы сегодня стоим на пороге нового тысячелетия и хотелось бы верить, что правовые основы защиты прав человека, созданные нами, станут надежной основой общности всех народов, обеспечивающую нормативную защиту прав и свобод человека. Заключение Сейчас наше общество приходит к пониманию того, что права человека – это привлекательный лозунг, прокладывающий путь к власти и придающий благородный облик правящей элите, а реальный показатель цивилизованности, гуманности общества. Мы все понимаем, что между декларированием этих прав и свобод и реальным их торжеством лежит долгий путь борьбы. Ведь права человека не реализуются даже при благоприятных условиях: существуют нарушения прав человека даже в странах развитой демократии. При всем нашем стремлении сделать Декларацию прав человека документом прямого действия, она всегда должна конкретизироваться и подкрепляться еще национальным законодательством, не искажающим ее сути, но направленным на реализацию и претворение ее основополагающих норм в жизни. Принципиально новым является создание в Кыргызстане нового института уполномоченных Президента Кыргызской Республики – комиссия по правам человека при Президенте Кыргызской Республики, которая дополняет существующие механизмы несудебной защиты прав человека. Создание такого института – реальный механизм осуществления функций Президента как гаранта соблюдения прав граждан. Внедрение данного института в палитру наших реалий будет соответствовать современным традициям демократических стран. Хотелось бы отметить некоторые принципиально новые и важные подходы к проблеме обеспечения прав человека в Кыргызстане. Это создание в 1996 году Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по делам семьи и женщин, которая занимается реализацией приоритетных мероприятий, направленных на решение наиболее важных проблем женщин, их прав и свобод. Права и свободы человека, изложенные во всеобщей декларации прав человека нашли свое отражение в международных Конвенциях и Пактах в области прав человека, многие из которых получили практически всеобщее признание. Кыргызская Республика присоединилась к ряду Международных конвенций по правам человека, в том числе ко Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Международному пакту о гражданских и политических правах. В этих трех документах определяются и устанавливаются права человека и основные свободы. Они составляют основу для более чем 50 других конвенций и деклараций, сводов правил и принципов ООН в области прав человека. Кыргызская Республика присоединилась к более 20 международным договорам по правам человека в рамках ООН и его специализированных учреждений, тем самым, подтвердив признание приоритета общечеловеческих ценностей и выразив намерение содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод[8]. Ратифицировав эти документы, Кыргызская Республика приняла на себя обязательство выполнять оговоренные в них обязанности и добросовестно обеспечивать соответствие своих национальных законов своим международным обязательствам, стала подотчетна своим гражданам, другим государствам- участникам этих документов и международному сообществу в целом. Кроме того, во многих основных международных договорах в области прав человека содержатся положения, требующие от государств –участников регулярно сообщать о предпринятых ими шагах с целью гарантировать осуществление этих прав, а также о достигнутом ими прогресса на пути к этой цели. Присоединение к Конвенциям требует принятия мер для создания правового механизма по реализации положений международных Конвенций. К таким мерам относятся принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже существующие, разработка нормативных и правовых документов, регламентирующих действия государственных органов по защите прав и интересов граждан в Кыргызстане, обеспечение информированности граждан об их правах, вытекающих из ратифицированных Кыргызской Республикой международных договоров, активное сотрудничество с международными организациями по правам человека, которые могут оказать содействие в выполнении Кыргызстаном возложенных обязательств .Хочется отметить, что в современном обществе забота о самых обездоленных людях, о тех, кто не в состоянии защитить себя сам, являются неотъемлемой функцией государства, что защита прав и свобод лиц, относящихся к социально уязвимым группам граждан должна стать одним из приоритетов политики Кыргызской Республики в области прав человека. Так проверяется степень нашей гуманности и цивилизованности. Это чувствительный барометр нравственного здоровья общества и социальный критерий верности выбранного им пути. В этой связи в законодательстве уделяется особое внимание проблемам защиты прав и свобод женщин, ребенка и молодежи, инвалидов, пенсионеров и других социально незащищенных групп нашего общества. Список используемой литературы I Документы и материалы 1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) 2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г) 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) 4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г) 5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г) 6. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985 г) 7. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г) 8. Документ Копенгагенского совещания Конвенция по человеческому измерению ОБСЕ, (1990г) 9. Российская декларация прав и свобод человека и гражданина, 1991 г. Преамбула, ст. 1, 2. II Литература 1. Арабаев А.А.. Конституционное развитие Кыргызстана – Бишкек, 1998 г. 2. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М. 1996 г. 3. Мовчан А.П. Права человека и международные отношения- М., 1991,гл.5. 4. Рыскулов И.А., К.Айдаркул Права человека – Бишкек, 1998 г. 5. Сооданбеков С.С., М.К. Укушев . Конституционное право Кыргызской Республики – Бишкек. 1996 г. 6. Строгович М.С. Избранные труды. В 3-х т. Гарантия прав личности в уголовном судопроизводстве.-М., 1992 г., т.2. 7. Права человека. Национальные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека /Изложение фактов, № 19. – Женева, 1993 г. 8. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности.- М., 1993г. 9. Куликов Р.О. О международно-правовой ответственности за нарушение прав человека. – М., 1979. 10. Островский Я.А. ООН и права человека. – М., 1968. 11. Сахаров А.Д. мир, прогресс, права человека. – Л., 1990 г. 12. Чичерин Б.Н. Свобода в государстве / Власть и право. – Л., 1990г – с. 21-50. III Иностранная литература 1. ACOLLECTION OF INTERNATIONAL DOCUMENTS HUMAN RIGHTS AND THE JUDICIARY EDITED BY FREDERICK QUINN AND ANDRZEJ RZEPLINSKI 2. BAVPI YANNIKAINEN CUETURAL, LINGUISTIC & EDUCATIONAL RIGHTS in the Aland Islands. An analysis in international new. – Finland, 1992. PP. 19-30, 36-40. НАЦИОНАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Принципы относящиеся к статусу национальных учреждений для содействия и защиты прав человека Компетенция и обязанности 1. Национальное учреждение должно быть облечено компетенцией для содействия и защиты прав человека. 2. Национальному учреждению должен предоставляться максимально широкий мандат, который должен быть ясно сформулирован в конституционном или законодательном тексте, уточняющим его состав и его сферу компетенции. 3. Национальное учреждение, среди прочего, имеет следующие обязанности: a) Предоставить правительству, Парламенту и иному компетентному органу, на совещательной основе либо просьбе заинтересованных властей либо посредством осуществления своих полномочий, выслушать дело, без мнения, рекомендаций, предложений или докладов вышестоящих инстанций по какому-либо делу, относительно содействия и защиты прав человека; национальное учреждение может принять решение об их опубликовании; эти мнения, рекомендации, предложения и доклады, равно как и любые прерогативы национального учреждения, должны относиться к следующим сферам: i. Любые законодательные и административные положения, а также положения относительно юридических организаций, предусматривающие сохранение и расширение защиты прав человека; в этой связи, национальное учреждение должно исследовать действующие законодательные и административные положения, а также законопроекты и предложения, и должно предлагать такие рекомендации, которые оно считает адекватными для обеспечения того чтобы эти положения соответствовали основополагающим принципам прав человека; при необходимости, оно должно рекомендовать принятие нового законодательства, поправку к действующему законодательству и принятие или поправку к административным мерам; ii. Любая ситуация, связанная с нарушением прав человека, за которую оно решает взяться; iii. Подготовка докладов по национальному положению с правами человека в целом и по отдельным вопросам; iv. Привлечение внимания Правительства к положению в любой части страны, где нарушаются права человека, и предложение ему инициатив по прекращению подобных ситуаций и, при необходимости, выражение мнения относительно позиции и реакции Правительства; b. Содействовать и обеспечивать гармонию национальных законодательных установок и практики международных договоров по правам человека, к которым присоединилось Государство, и их эффективное выполнение; c. Поощрять ратификацию вышеупомянутых договоров или присоединение к этим договорам, и обеспечивать их выполнение; d. Способствовать докладам, которые Государства обязаны представлять органам и комитетам Организации Объединенных Наций и региональным организациям, в соответствии со своими договорными обязательствами и, при необходимости, выражать мнение по существу вопроса, с учетом своей независимости; e. Сотрудничать с ООН и любой другой организацией в системе ООН, с региональными учреждениями и национальными учреждениями других стран, компетентными в сферах способствования и защиты прав человека; f. Помогать в формировании программ для обучения и исследования прав человека и принимать участие в их осуществлении в школах, университетах и профессиональных кругах; g. Оповещать о правах человека и об усилиях по борьбе со всеми формами дискриминации, в частности расовой дискриминации, путем повышения общественного сознания, особенно посредством информации и образования и использованием всех печатных органов. Состав и гарантии независимости и плюрализма 1. Состав национального учреждения и назначение его членов, путем выборов или иным путем, должно быть основано на соответствующей процедуре, которая предоставляла бы все необходимые гарантии по обеспечению плюралистического представительства общественных сил (гражданского общества), вовлеченных в содействие и защиту прав человека, в частности посредством полномочий, которые сделают возможным установление эффективного сотрудничества с или через присутствие и представительство; a) Неправительственных организаций, ответственных за права человека и усилия по борьбе с расовой дискриминацией, профессиональными союзами, заинтересованными общественными и профессиональными организациями, например, ассоциациями юристов, докторов, журналистов и известными учеными; b) Тенденцией в философской и религиозной мысли; c) Университетов и квалифицированных экспертов; d) Парламента; e) Правительственных ведомств (если последние включены, их представители должны участвовать в обсуждении только совещательным голосом). 2. Национальное учреждение должно иметь такую инфраструктуру, которая способствует гладкому исполнению его деятельности, в частности адекватному финансированию. Целью этого финансирования должно быть обеспечение содержания своего персонала и предпосылок, для того чтобы быть независимым от Правительства и не быть подверженным финансовому контролю, который мог бы повлиять на его независимость. 3. Для того, чтобы обеспечить стабильный мандат для членов национального учреждения, без которого не может быть реальной независимости, их назначение должно быть произведено официальным актом, который должен установить специфическую продолжительность мандата. Этот мандат может быть возобновляемым с условием, что плюрализм членства в учреждении обеспечивается. Способы деятельности В рамках своей деятельности национальное учреждение должно: a) Свободно рассматривать любые вопросы входящие в их компетенцию, независимо от того представлены ли они правительством или взяты на рассмотрение им, без отношения к вышестоящим властям, по предложению своих членов или любого истца; b) Выслушать любую личность и принять любую информацию и любые документы необходимые для оценки ситуаций входящих в их компетенцию; c) Обращаться к общественному мнению непосредственно либо посредством любого печатного органа, в частности для того чтобы опубликовать свое мнение и рекомендации; d) Встречаться на постоянной основе и по необходимости при присутствии всех своих членов после того как они вызваны; e) Учреждать рабочие группы из своих членов по необходимости, и открывать местные и религиозные отделения для содействия в выполнении своих функций; f) Проводить консультации с другими органами, юрисдикционными или иными, ответственными за содействие и защиту прав человека (в частности омбудсменом, посредниками и подобными учреждениями); g) В свете основополагающей роли неправительственных организаций в расширении работы национальных учреждений, развивать отношения с неправительственными организациями занятыми содействием и защитой прав человека, экономическим и социальным развитием, борьбой с расизмом, защитой особо уязвимых групп (особенно детей, рабочих-мигрантов, беженцев, физически и умственно неполноценных людей) или специальными сферами. Дополнительные принципы относительно статуса комиссий с полуюридической компетенцией Национальное учреждение может быть уполномочено выслушивать и рассматривать жалобы и петиции относительно индивидуальных ситуаций. Дела могут быть начаты индивидуумами, их представителями, третьими сторонами, неправительственными организациями, ассоциациями профессиональных союзов или любыми иными представительными организациями. При этих обстоятельствах и без предвзятости к принципам сформулированным выше относительно других полномочий комиссий, функции обеспеченные им могут быть основаны на следующих принципах: a) Поиск мирного разрешения через примирения или, в рамках предусмотренных законом, через обязывающие решения или, при необходимости, на основе конфиденциальности; b) Информирование стороны, которая не подала петицию в своих правах, в частности о мерах доступных ей, и обеспечения его доступа к ним; c) Слушание любой жалобы или петиции или передача их любому другому компетентному органу в рамках предусмотренных законом; d) Предоставление рекомендаций компетентным властям, особенно предложением поправок или реформированием законов, предписаний и административной практики, особенно если они создали трудности для лиц, составлявших петиции с целью обеспечения своих прав. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 СПРАВКА ОБ ОБЩИХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 1. Правоохранительные органы. Деятельность правоохранительных органов строится на основе безусловного соблюдения законов Кыргызской Республики, международных договоров, с учетом прав, свобод и законных интересов граждан. Правоохранительной деятельностью в Кыргызской Республике занимаются специальные органы, к которым, прежде всего, следует отнести: прокуратуру, Министерство внутренних дел с его системой органов, Министерство национальной безопасности, Министерство юстиции, адвокатуру. 2. Прокуратура Кыргызской Республики – государственный орган в системе исполнительной власти, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами местного самоуправления, министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и другими органами, создаваемыми при правительстве, местной государственной администрацией, общественными объединениями, должностными лицами, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и гражданами. 3. Министерство внутренних дел – государственный вооруженный правоохранительный орган, осуществляющий исполнительно- распорядительные функции по обеспечению общественного порядка, безопасности личности и общества и борьбе с преступностью. 4. Министерство юстиции – является центральным органом государственного управления, проводящим в жизнь правовую политику государства, предусматривающую обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц независимо от форм собственности. 5. Министерство национальной безопасности. Органы национальной безопасности являются органами исполнительной власти и предназначены для предупреждения нанесения ущерба безопасности Кыргызской Республики и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства, ведут работу по выявлению, предупреждению пресечению разведовательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций 6. Адвокатура содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности. Основные направления деятельности адвокатуры: дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам; осуществление представительства в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера. 7. Никто не может быть подвергнут аресту и содержанию под стражей иначе как на основании закона. Всякие действия, клонящиеся к возложению на человека ответственности за преступление до вынесения судом приговора, недопустимы и являются основание для возмещения через суд материального и морального ущерба потерпевшему. ----------------------- [1] Всеобщая декларация прав человека [2] (Права человека. Сборник международных договоров. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк 1978 с.1-30 [3] Межд. Пакт о гр. и полит. правах [4] Междун. Пакт об экономических, социальных и кудьтурных првах [5] Межд. Конвенция о правах человека [6] Конституция КР ст.16 [7] Всеобщ. Декл. о правах человека [8] Всеобщ. Декларация прав человека |
|
© 2007 |
|