РУБРИКИ

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

направленность развития социально-экономических системы по изменениям

показателей относительного удовлетворения потребностей населения. Пусть

задано n критериев. Определив относительную численность людей,

удовлетворенных по одному какому-либо из заданных критериев, относительную

численность людей, удовлетворенных по двум критериям, по трем, четырем, ...

до n, получаем распределение оценок относительного удовлетворения

потребностей населения (ОУПН) при определенном состоянии социально-

экономических системы. Аналогично определяются оценки уровня

неудовлетворенности населения (УНН) по одному, двум, трем, ... n факторам

качества жизни (жилищные, бытовые условия, уровень обеспеченности товарами,

экология, личная безопасность, сохранность имущества, работа по

специальности, медицинское обеспечение, качество услуг, доступность

образования и т. п.)

Изменение распределения оценок ОУПН и оценок УНН через

определенный промежуток времени характеризует социальную направленность

развития социально-экономических системы.

4. Обоснования показателей, оценивающих трансформации

Статистические (количественные) показатели являются основой каждого

объективного научного исследования. Какие же существуют показатели, по

которым можно судить о трансформации социально-экономических системы

страны? В первую очередь, это абсолютные показатели, характеризующие

экономическую мощь: валовой внутренний продукт (ВВП) сумма всех благ,

произведенных на территории данной страны за год, и валовой национальный

продукт (ВНП) - объем произведенных благ по национальному принципу: ВВП за

вычетом прибылей иностранных компаний, переведенных за рубеж и заработной

платы иностранных рабочих, плюс аналогичные поступления из-за границы. Как

правило, разница между этими показателями не превышает долей процента, но

есть страны, где эта доля значительна (Сингапур).

[pic]

Рис.1. Страны мира с максимальными объемами ВВП в 1991 году.

[pic]

Рис.2. Страны мира с минимальными объемами ВВП в 1991 году.

В странах мира используются различные методы подсчета ВВП и ВНП,

поэтому данные, приводимые национальной статистикой и международной почти

всегда различны. Так, в национальной статистике России, в отличие от других

стран, в ВВП не включаются отрасли нематериального производства - прибыли

банков, услуги.

Чтобы обеспечить возможность межстрановых сопоставлений, в

международной статистике данные о ВВП приводятся в едином денежном

измерении - долларах США. Они рассчитываются экспертами ООН по особым

методикам - по официальным обменным курсам или по паритетам покупательной

способности валют. друг от друга.

Важным показателем является ВВП на душу населения, отражающий

распределение произведенного богатства между населением страны.

[pic]

Рис.3. Страны мира с минимальными и максимальными показателями ВВП

на душу населения.

Структура экономики (соотношение секторов "первичного" сельское и

лесное хозяйство, отрасли обрабатывающей промышленности, рыболовство;

"вторичного" отрасли промышленности; "третичного"- услуги и сфера

управления) находит свое отражение в Структуре ВВП и Структуре занятости

экономически активного населения.

Динамика ВВП за ряд лет дает представление о темпах экономического

роста.

Важными индикаторами при межстрановых сопоставлениях являются

демографические показатели - средняя продолжительность предстоящей жизни

мужчин и женщин, коэффициенты рождаемости и смертности (соответственно,

количество родившихся и умерших на тысячу жителей), темпы прироста

населения, численность и доля экономически активного населения, доля

городского населения.

Показатели, отражающие социальные аспекты жизни населения и

"качество жизни": количество пациентов на одного врача, уровень грамотности

(доля грамотного населения в численности населения страны), количество

автомобилей на 100 семей и др., так же важны при экономико-географическом

анализе.

По всем этим показателям существуют весьма ощутимые различия между

тремя группами стран.

2. Характеристики трансформаций социально-экономических систем в КНР и

Венгрии

1. Трансформации социально-экономической системы КНР

1. Предыстория и цели трансформации

Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг.

Завершение Национальной революции 1925-1927 гг. означало завершение

определенного этапа социально-экономического развития Китая, начатого

Синхайской революцией. Бурные политические события первого послевоенного

десятилетия с особой отчетливостью «высветили» глубинные социально-

экономические сдвиги, которые, прежде всего, характеризовались ускорившимся

втягиванием Китая в мировое капиталистическое хозяйство и в мировое

распределение труда, при котором Китай оставался полуколонией и

экономической периферией мирового хозяйства.

Усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок

проявилось в значительном увеличение экспорта капитала в Китай, в

увеличение роли иностранного капитала в социально-экономическом развитии

страны. Если в годы мировой войны иностранные капиталовложения в Китае

почти не возрастали и в 1918 г. составили 1691 млн. US долл., то в

послевоенное десятилетие они подскочили до гигантской суммы – 3016 млн. Это

обострение межимпериалистического соперничества которое характеризовалось,

прежде всего, активным наступлением Японии и основного инвестора Англии.

Существенные различия в характере капиталовложений этих двух держав

отражали и существенные различия в подходах эксплуатации Китая вообще. Если

Япония стремилась к колониальным захватам за счет Китая и к вытеснению

китайского капитала и капиталов своих конкурентов, то Англия предпочитала

иметь дело с зависимым Китаем в целом и при определенном сотрудничестве с

китайским капиталом. К позиции Англии была близка и позиция США, чьи

капиталовложения в Китае быстро росли, хотя еще и отставали от Японии и

Англии. В условиях обострения японо-американских противоречий в

послевоенные годы все это вело к образованию империалистических

группировок, вражда которых в дальнейшем существенно повлияла на

исторические судьбы Китая.

Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство

вели в то же самое время к дальнейшему развитию китайского капитализма.

Ускорение капиталистической революции проявилось и в сельском

хозяйстве, где оно определялось своеобразием производственных социально-

экономических процессов аграрной сферы.

В рассматриваемое десятилетие валовое сельскохозяйственное

производство страны росло примерно на 0,89% в год, едва опережая темпы

прироста населения (0,8%). Тенденции поступательного развития сельского

хозяйства обеспечивалось, прежде всего, за счет расширения производства

основных механических культур (соевые, бобы, хлопок, льняные культуры,

табак), а также развитие животноводства. Наиболее же важным фактором роста

сельскохозяйственного производства оставалось увеличение рабочей силы,

обеспечиваемое за счет прироста сельского населения.

Все процессы роста и развития китайского сельского хозяйства в

рассматриваемое десятилетие непосредственно связаны с дальнейшим

втягиванием деревенской экономики в рыночные отношения, со специализацией

производства, с выделением районов торгового земледелия[3].

Социально-экономическая политика нанкинского правительства 1928-

1937.

Социально-экономическая полтика правительства тех лет может быть

охарактеризована в первую очередь как националистическая и как таковая она

имела значительную поддержку в различных слоях китайского общества.

Главной особенностью этой политики была все возрастающая роль

государства в экономическом строительстве.

В это время успешно провели восстановление таможенной автономии, а

затем радикально воздействовали, используя ее, на развитие внутреннего

рынка: после введения нового таможенного тарифа в 1929 г. правительство еще

четырежды существенно повышало ввозные пошлины, особенно на потребительские

товары (фактически запретительные пошлины), стремясь надежно оградить

«свой» рынок от иностранной конкуренции. Развитию национального рынка

способствовало и решение правительства (17 мая 1930) о ликвидации

внутренних таможенных барьеров («лицзинь»).

Одним из наиболее значимых экономических мероприятий было создание

государственной банковской системы. Начало ее положено основанием в 1928 г.

Центрального банка Китая, созданного исключительно на правительственные

средства, без участия частного национального или национального капитала.

Впоследствии правительство организовало Крестьянский банк. Эти банки стали

важным правительственным рычагом воздействия на экономику страны, позволив,

прежде всего, постепенно пойти по пути реформирования денежной системы.

Проведя политику унификации денежного обращения, правительство в 1933 г.

ввело государственную монополию на изготовление монет и запретило хождение

серебра в слитках (ляны). А 3 ноября 1935 г. после тщательной подготовки

была объявлена радикальная валютная реформа – с этого времени единственным

законным платным средством становились банкноты правительственных банков,

все остальные банки, включая и иностранные, теряли право денежной эмиссии,

и их банкноты обменивались на банкноты Центрального банка, а их наличное

серебро в монетах и слитках также подлежало обмену. Результатом денежной

реформы было укрепление положения национальной валюты и общая стабилизация

китайского денежного рынка, что благоприятно сказалось на всем развитии

китайской экономики[8].

К определенному плановому регулированию подталкивали и серьезные

экономические трудности, вызванные влиянием мирового экономического кризиса

1929-1933 гг. на Китай. Правительство проводит ряд мероприятий

антикризисного регулирования в спичечной, цементной, сахарной,

шерстоткатской, угольной и некоторых других отраслях промышленности,

наиболее пострадавших от кризиса. Направленные, прежде всего на

стимулирование национального капитала, все эти мероприятия вели в то же

время к постепенному складыванию государственного сектора, к созданию

довольно сильного механизма государственного вмешательства, к зарождению

некоторых предпосылок монополизации важных отраслей промышленности.

Производство 15 основных отраслей выросло в 1936 г. по сравнению с

1926г. на 86%, т.е. среднегодовой прирост промышленной продукции равнялся

6,4%. При этом рост произошел в основном за счет деятельности национального

капитала.

Активно сказалась правительственная экономическая политика на

развитие транспортной инфраструктуры. Была создана национальная гражданская

авиация, как никогда быстро строились шоссейные дороги, расширился паровой

флот, в том числе и океанский, существенно выросла протяженность железных

дорог и их грузооборот. Характерно, что в новых условиях железные дороги

строились уже на 2/3 на китайские капиталы (прежде на национальный капитал

приходилось лишь менее 1/10 вкладов в это строительство).

Серьезные изменения произошли и в характере внешней торговли Китая.

Под воздействием общего экономического оживления значительно изменился

импорт. Ввоз потребительских товаров и продовольствия – этих традиционных

для предшествующих десятилетий предметов импорта резко сократился. Мировой

экономический кризис и потеря Манчжурии резко сократили китайскую внешнюю

торговлю. Однако весьма примечательные последующие изменения в

товарообороте – происходит постепенное снижение ввоза при постепенном росте

вывоза товаров.

Слабость аграрных преобразований правительство пыталось

компенсировать рядом мероприятий, рассматривавших как «аграрная

реконструкция»: введение системы круговой поруки (баоцзя), некоторыми

экономическими мерами по стимулированию сельскохозяйственного производства,

особенно в экспортных отраслях, развитием мелиорации и агротехники,

проведением некоторых мероприятий по улучшению здравоохранения и

образования, помощью в создании различных форм кооперации.

Социально – экономическое развитие (1937-1943)

Социально-экономическое развитие оккупированных районов

В годы войны японские захватчики попытались реализовать свои

колониальные планы на китайской земле, что существенно изменило характер

социально экономического развития некоторых районов Китая.

Хозяйственная активность японских захватчиков, стремившихся

превратить Манчжурию в свою военно-промышленную базу, принципиально

изменила экономический облик этой части Китая, причем экономические

процессы, наметившиеся еще в предвоенное время, годы войны ускорились и

углубились.

Прежде всего, дальнейшее развитие получила тяжелая промышленность.

Добыча угля и железной руды утроилась, а выплавка чугуна и стали, возросли

в пять раз, быстро развивалась цветная металлургия. Особенно большое

развитие получило машиностроение: значительно расширился выпуск

промышленного оборудования и станков, увеличилось производство локомотивов

и автомобилей. Естественно, что захватчики особое внимание уделяли

производству различных видов вооружения и боеприпасов, в том числе

производству такого сложного вооружения, как самолеты и танки. В ином

положении находились отрасли, производившие потребительские товары –

большие японские капиталовложения сюда не поступали. Исключение составляли

текстильная и бумажная промышленности, в которых была заинтересована

японская армия, и которые значительно выросли в этот период.

В годы войны продолжалась и политика интенсификации сельского

хозяйства Манчжурии, его дальнейшего подчинения интересам оккупантов.

Выразилось это, прежде всего в расширении посевов технических культур, в

росте производства которого японцы были особенно заинтересованы. Так, за

годы войны производство хлопка удвоилось, а сахарной свеклы выросло даже в

десять раз. За счет китайского крестьянства Манчжурии снабжалось

оккупационная армия, в значительных количествах продовольствие и

сельскохозяйственное сырье вывозилось в Японию. Постепенно все

сельскохозяйственное производство было поставлено под строгий японский

контроль, колонизаторы фактически забирали весь урожай. Крестьянство

постепенно теряло заинтересованность в увеличение производства.

Итогом 14-летнего хозяйничества Японии в Манчжурии было

принципиальное изменение социально – экономической структуры этой части

Китая. Из отсталой аграрной окраины Манчжурия превратилась в индустриально

– аграрный район с развитой инфраструктурой и преобладанием тяжелой

промышленности.

Манчжурия стала действительно промышленной колонией, ибо основные

экономические интересы захватчиков лежали именно в промышленной сфере.

Манчжурия была превращена в военно-промышленную базу японской агрессии.

Под свой полный контроль японцы стремились взять не только

промышленное производство и транспорт оккупированных районов, но и кредитно-

банковскую систему, создав с этой целью резервные банки, контролировавшие

денежный рынок[10].

Социально – политическое развитие неоккупированных районов

Характер экономической политики в это время определяется нуждами

войны. Война сделала неизбежным возрастание государственного вмешательства

в экономику.

Сложнейшей проблемой военной экономики была инфляция, во многом

определявшая весь хозяйственный климат страны. Вполне естественный

значительный рост правительственных военных расходов , с одной стороны , и

потеря основных источников доходов, заставляли правительство чем дальше,

тем больше обращаться к необеспеченной денежной эмиссии: уже в 1941 г.

печатный станок работал почти в 10 раз энергичнее, чем до войны, а в начале

1945 г. – уже почти в 300 раз. Если в первые два-три года войны инфляция

носила весьма умеренный для военного времени характер и реформированная в

1935 г. денежная система справлялась со своими функциями, то постепенно

инфляция нарастала, приняв к концу войны катастрофический характер – цены

1945 г. более чем в 1000 раз превышали цены предвоенного года.

Одной из наиболее трудных экономических проблем являлось

налаживание налоговой системы военного времени.

На нужды войны правительство пыталось перестроить и банковскую

систему. Основные направления этой перестройки – централизация управления

государственными банками и увеличение их роли в хозяйственной жизни,

дальнейшая специализация банковской деятельности, усиление контроля над

частными и местными банками. Эти мероприятия способствовали мобилизации

финансовых средств для решения промышленного производства как в

государственном , так и в частном секторе.

Большую роль в укрепление финансовых и экономических позиций

правительства сыграла внешнеэкономическая поддержка. Всего за годы войны

Китай получил внешнеэкономической помощи на сумму около 1,5 млрд. дол.

Для решения задач войны сопротивления особое значение имело

промышленное развитие западных районов. Оно начиналось почти с нуля.

Основой создания в этих отсталых районов промышленности послужили

предприятия, эвакуированные из городов, захваченных японцами.

По мере роста промышленности в ней происходили важные структурные

изменения, главное из которых – превращение государственного

предпринимательства в ведущую и преобладающую силу.

В годы войны быстро росла и частная промышленность, однако частный

сектор развивался при поддержке правительства и под его контролем.

Правительство оказало значительную финансовую и техническую помощь

предпринимателям, стремясь увеличить вклад частнокапиталистического сектора

в развитии обороной промышленности.

Новый принципиально важный момент в экономической политике в годы

войны – стремление поставить под полный государственный контроль внешнюю и

внутреннюю торговлю страны.

Таким образом, за восемь лет войны принципиально изменилась роль

государственного регулирования экономики и государственного

предпринимательства. Из второстепенной экономической силы они превратились

в важнейший фактор социально-экономического развития неоккупированного

Китая.

Несмотря на нередкие высказывания западных макро экономистов о

том, что самым характерным в проводимых и проведенных китайских реформах

является их полная непонятность и нелогичность с точки зрения западной

экономической науки, эти реформы с самого начала были и остаются сейчас

одними из наиболее проработанных в теоретическом, идеологическом и, в

целом, в научном плане. Исключением может считаться только

непродолжительный период конца 70х-начала 80х годов, (время начала

китайских реформ), который вообще-то можно назвать "заявлением о

намерениях". Но уже в 1982 году для решения задач обеспечения реализации

целей и задач реформы на всех уровнях управления китайской экономикой

был создан Государственный комитет по реформе экономической системы при

Госсовете КНР. Параллельно с ним в сжатые сроки были созданы

соответствующие комитеты по реформе экономической системы на уровне

провинций, городов и ниже. К теоретическим исследованиям к началу

90х годов было подключено уже свыше 60 центральных научных учреждений, и

еще весьма значительное число научно-исследовательских учреждений

регионального и местного масштабов. Даже самый краткий экскурс в историю

Китайской Народной Республики, дает богатую пищу для выводов о настроении

китайского народа и перспективах развития, к которым неизбежно должно было

прийти китайское руководство в конце 70х годов. Однозначно это можно было

назвать усталостью от ошибок, глухим, но всеобщим нежеланием отвечать за

ошибки своего руководства, для которого все это, вместе взятое, являлось

серьезным сигналом об иссякании народного энтузиазма, а с ним и кредита

доверия партии-лидеру. Больше ошибаться было нельзя, а отступать некуда.

Чтобы не быть голословным, сейчас, очевидно, нужно рассказать о

предшествовавшей началу нынешних реформ короткой, но насыщенной,

трагической, но неоднозначной истории Китайской Народной Республики.

В первые 8 лет после образования КНР, молодое социалистическое

государство, пережившее также и кровопролитную гражданскую войну,

прошло через коренные качественные изменения в социально-экономической

структуре. Трудно переоценимую помощь в закладке материально-технической

базы социализма оказал Китаю Советский Союз и другие соцстраны. Во

многом благодаря этой помощи и действительно огромному революционному

энтузиазму китайского народа, в эти годы были достигнуты высокие и

стабильные темпы экономического роста.

С 1958 года начался "большой скачок", призванный построить в Китае

коммунизм, минуя социалистический этап. Из-за завышения по этой причине

степени обобществления производства, средств производства, системы оплаты

труда, систем распределения продовольствия и товаров народного потребления

до совершенного абсурда, общественные и экономические отношения приняли

невиданно уродливые формы. Последствия недопустимого опережения уровня

развития производительных сил формами производственных отношений не

замедлили сказаться. Со стороны, наиболее парадоксально выглядел тот факт,

что фантастические темпы экономического роста, достигнутые в первые годы

"большого скачка", не только не увеличили промышленного и

сельскохозяйственного производственно-экономических потенциалов страны, но

и очень серьезно подорвали их - настолько, что все последующие годы вплоть

до конца 70х Китай оправлялся от этого удара, нанесенного самому себе[12].

Так, в 1961-65 годах, проводя политику "урегулирования" народного

хозяйства, направленного на разукрупнение "народных коммун" и выработку

более реальных планов экономического развития, китайское руководство так и

не смогло оторваться от самой главной ошибки предыдущих лет, о которой

уже говорилось выше, - от нарастающей тенденции отставания

производительных сил от производственных отношений. Этот отрыв снова остро

дал себя знать в период так называемой "культурной революции". Как гипотезу

о причине такого упорства в повторении ошибок я могу предположить

идеологический аспект. По-моему, само признание возможности таких ошибок

на пути строительства социалистического и коммунистического общества

через 10-15 лет после революции мог необратимо подорвать доверие народа к

самой идее социализма-коммунизма. Кстати, здесь я во многом оправдываю

"недоговоренность" политики "урегулирования". Скорее всего, поступаться

и дальше идеологическими канонами даже ради здравого смысла в тот момент,

как мне кажется, было, действительно, нельзя. Разумеется, это не относится

к периоду "культурной революции", которую не может оправдать ничто.

Попытки ускорить прохождение переходного периода и создания

материально-технической базы социализма предпринимались вплоть до конца

70х годов и не дали результата все по той же, уже много раз повторенной

причине - отрыве производственных отношений от производительных сил. Этого,

я думаю, должно быть достаточно для общего впечатления от начального

экономического плацдарма современных китайских реформ, который само

китайское руководство определило как "грань катастрофы".

2. Ход трансформации

Начало китайских реформ. Некоторые направления и тезисы.

Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конкретно - III

Пленум ЦК КПК 11-го созыва, прошедший в декабре этого года. Кроме

серьезных идеологических сдвигов, как то мощная критика левацкой

идеологии, в буквальном смысле взаимное переименование многих принципов

социализма и "отступлений от принципов социализма", реабилитация некоторых

опальных и репрессированных политических, научных деятелей, его

результатом стало принятие постановления о развитии системы

производственной ответственности в деревне, которая, как оказалось потом,

стала отправной точкой китайской экономической реформы. Еще более важным

результатом этого пленума стали потенциальные возможности, открывшиеся для

Китая в сфере управления экономикой.

Сразу после этого действительно исторического пленума был выдвинут

тезис о необходимости совершенствовании производственных отношений в

соответствии с существующим уровнем сравнительно отстающих

производительных сил. Другие выводы касались недопустимо однообразной

сложившейся в стране структуры собственности, связанных с ней закостенелых

хозяйственного и политического механизмов, чрезмерной централизации власти

и, в целом, скованности производительных сил и товарного производства. Эти

и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на XIII съезде КПК,

предшествовали принятию длительного трехэтапного плана на период до

середины XXI века, включающего в себя:

1) Удвоение на первом этапе (до 1990 года) валовой продукции

промышленности и сельского хозяйства плюс решение проблемы обеспечения

населения страны продовольствием и одеждой.

2) Утроение на втором этапе (1991-2000) валового национального продукта,

что, согласно расчетам, должно создать в КНР общество "среднего

достатка".

3) Достижение на третьем этапе (до 2050 года) национальным валовым

продуктом мирового уровня среднеразвитых стран и, в основном,

завершение комплексной модернизации народного хозяйства[]11.

Теоретической основой экономической реформы в КНР служит переход

китайского общества на рельсы социалистической плановой товарной экономики.

Смысл этой концепции состоит в товарной сути социалистического способа

производства, а также в признании необходимости сохранения товарно-

денежных отношений на переходный период, как средства взаиморасчетов

между отдельными товаропроизводителями при сохраняющихся главенствующем

положением общественной формы собственности на основные средства

производства и приоритетном значении централизованного макро планирования.

Большое практическое значение получили работы Сунь Ефана, У.

Цзинляня и других китайских ученых-экономистов, ставивших одними из

основных условий реализации идеи создания регулируемого рыночного хозяйства

1) Хозяйственную самостоятельность предприятий (за исключением

оборонных и стратегических) на микро уровне, то есть в отношениях со

смежниками и потребителями. Здесь решающую и самоконтролирующую роль должны

играть почти исключительно товарно-денежные отношения;

2) Постепенное возведение отношений "государство-предприятие" в

ранг отношений между, хотя и не полностью равноправными, но, по крайней

мере, экономически самостоятельными единицами. То есть, другими словами,

я могу это назвать созданием системы государственного управления

товарного производства с помощью государственных контрактов с

товаропроизводителями на производство конкретных объемов конкретной

продукции.

3) Избегание характерной для свободных, рыночных

экономических систем анархии производства в масштабах общества за счет

создания трехуровневого механизма принятия хозяйственных решений,

обеспечивающего не ущемление интересов государства, всех

товаропроизводителей от мелких до крупных, и задействованных в них

трудящихся: (а) государственный уровень - вопросы темпов экономического

роста, соотношения фондов накопления и потребления, распределения

капитальных вложений, регулирования максимального и минимального уровня

банковских процентов за кредиты, платы за фонды, изменения части системы

налогообложения потребителей, соблюдения социальных гарантий и т.д.;

(б) уровень предприятий - вопросы объема и структуры производимой

продукции, затрат на производство продукции, нахождение источников

снабжения, рынка сбыта и т.д. (в) уровень индивидуальной хозяйственной

деятельности, то есть вопросы трудоустройства, индивидуального

потребления, определения желаемого количества детей и т.д.

Заметим, что при этой структуре, уже в значительной степени

внедренной в Китае, государство оставляет у себя в руках только первый

уровень принятия хозяйственных решений (стратегические вопросы,

общегосударственные проблемы и ряд инструментов ориентирования

производителей на их решение).

Несмотря на такой более чем смелый подход к определению роли

государства в отношениях с товаропроизводителями, китайские экономисты

уделили огромное внимание разработке методов государственного контроля

за деятельностью предприятий.

Наиболее динамично и без раскачки пошла сразу после III Пленума

ЦК КПК 11-го созыва сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99

процентов производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов

использовали систему полной ответственности за производство (семейный или

подворный подряд), предусматривающую полную свободу использования

продукции, остающейся после расчетов по государственному договору, по

статьям налогового законодательства и после отчислений в местные фонды

органов власти. Эта система быстро повысила производительность

крестьянского сельского хозяйства, за счет частной заинтересованности

производителей.

Но, с другой стороны, хотя пока что, в целом, эта система себя

экономически оправдывает, но будущее сельского хозяйства китайские

ученые связывают с еще одним этапом аграрной реформой, необходимость

которой обусловлена, прежде всего, постепенно возрастающей разницей

между ростом потребностей стремительно растущего китайского общества и

темпами развития сельскохозяйственного производства, сдерживаемого

сложностью применения аграрных научно-технических достижений, которые

просто не по карману отдельным, частным мелким и средним производителям.

Этот вопрос пока что не стоит чрезвычайно остро, но китайские экономисты

уже сейчас ведут активные поиски новых форм сельскохозяйственной

кооперации. Весьма вероятно, что в новых формах сельхозобъединений будут

присутствовать и такие моменты, как концентрация земли в руках наиболее

производительных крестьянских дворов или бригад, найм рабочей силы.

Примеры этого в Китае есть уже и сейчас. В любом случае можно с

уверенностью сказать, что у прежних коммун шансов на возрождение в

китайской деревне почти не осталось.

В отличие от аграрной реформы, реформа городского хозяйства

началась в Китае значительно позднее - фактически по завершению реформ в

деревне. В другом разделе о ней будет рассказано подробнее, сейчас же

несколько слов о причинах такой ее "запоздалости" и направлениях[6].

Сразу надо сказать, что реформа в городах непосредственно связана

с реформой китайской промышленности, которая почти полностью

сконцентрирована в крупных городах. Кроме необходимости начала процесса

изменений в промышленной структуре КНР, важным толчком для городской

реформы послужило неудовлетворение насущных потребностей аграрной

реформы. Для ее успешного продолжения город должен был обеспечить

создание, во-первых, условий для свободной реализации сельскими

производителями излишков производимой продукции, во-вторых, промышленного

сектора по производству продукции для товарного обмена с сельским

населением на базе конверсии определенной доли городского промышленного

комплекса. Центром всячески поощрялось разнообразие создаваемых новых

связей между городом и деревней. Но при этом варианте при влиянии

региональных, социальных и других факторов создалось такое многообразие

связей деревни с центральными местами, что проведение центром какой-то

общей конкретной политики на местах в этом вопросе стало попросту

нереальным. Поэтому и последовало резкое расширение полномочий местных

органов власти и самоуправления.

Реформа финансовой системы

Реформа финансовой системы была проведена в Китае к середине 80х

годов. Чтобы иметь наглядное представление о ее результатах, можно

буквально двумя фразами охарактеризовать сначала прежнюю китайскую

финансовую систему и затем - ныне существующую. Общее - главным каналом

накопления и распределения финансовых средств является госбюджет, главным

их источником является чистая прибыль предприятий (в последние годы

постепенно повышается роль внешней торговли). Но сама система управления

финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного

инструмента еще один механизм - хозяйственную деятельность предприятий.

Большинство китайских ученых выделяют три периода

финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы.

Первые три года были экспериментально - подготовительным этапом

китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике

различные формы финансовых взаимоотношений. Основными формами были:

а) Формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами

центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей:

"Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей

суммы". То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась

району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района

годы часть убытков возмещалась из Госбюджета.

б) При второй форме — "деление прироста доходов, увязка доходов с

расходами" - внимание на положительный или отрицательный баланс не

обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего

года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу

центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для

регионов были ниже, чем в первом случае.

в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве

эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на

установке твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически

сложившейся доли расходов в доходах района. Полное название этой системы

– "увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный

коэффициент, действующий в течение нескольких лет". Эта форма нашла свое

дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с изолированными в

хозяйственном и культурном плане высокогорными районами страны[6].

Второй этап ознаменовался выработкой по большому счету лишь

одной оправдавшей надежды формы финансовых взаимоотношений между центром и

периферией. Это была так называемая система "ступенчатой ответственности с

отделением доходов от расходов". Временные положения о ней были

опубликованы Госсоветом КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и

центрального бюджета на местах четко разграничивались по принципу

хозяйственного подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет,

пропорции деления прибыли между центральным и местными бюджетами, величина

промышленных дотаций оставались неизменными в течение 5 лет. Кроме того,

что повышалась стабильность центрального бюджета за счет отказа от

внеплановых дотаций, так как система фактически вводила их лимит, идея

такой формы финансовых взаиморасчетов упала еще и на благодатную почву

активизировавшегося вскоре процесса перехода предприятий на полную

производственную ответственность. Дело в том, что устанавливались рамки

доходов и расходов, за нарушение которых отвечали сами регионы своими же

интересами. Принявшие эту форму финансовых отчислений в Госбюджет регионы

в большинстве своем вскоре трансформировали многие положения этой

системы на уровень своих взаимоотношений с предприятиями, значительно

повысив тем самым их хозяйственную заинтересованность и финансовую

самостоятельность.

Эта система успешно просуществовала до 1984 года, когда все

отчисления от прибыли были заменены единым налоговым механизмом. Собственно

это уже рассматривалось в предыдущей главе, но, поскольку это же самое

является и третьим этапом финансовой реформы в КНР, то несколько слов

необходимо сказать и здесь. В принципе к этому этапу китайские плановики

шли аж с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из

доли прибыли возникла необходимость определения принципов

распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральным

бюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и

легли потом в основу налогового законодательства.

Но первый подэтап третьего этапа финансовой реформы снова стал

переходным. На нем изобретательными китайцами было применено сочетание

деления прибыли и налога. То есть, наоборот, сначала прибыль

подвергалась налогообложению по зафиксированному в налоговом

законодательстве твердому механизму, а оставшаяся прибыль подвергалась

снова той или иной форме ее деления между Центральным бюджетом, местным

бюджетом и предприятием. Очевидно, само китайское руководство не было

уверено в целесообразности такого положения поскольку, во-первых,

решилось распространить ее только на крупные рентабельные предприятия, а,

во-вторых, уже через год налоговая политика КНР перешла ко второму этапу —

полной отмене деления прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых

(процентных) налогов дифференцированные или с плавающими нормативами.

В качестве заключения можно добавить даже с некоторой точки зрения

курьезный факт. Упорно "сопротивлявшаяся" своей отмене в нижних уровнях

китайской экономики, система деления прибылей закончила свое существование

в высших ее эшелонах. В ушедших на "подчистку шероховатостей"

налогового законодательства 1985 и 1986 годах она активно

использовалась для систематизации принятых в разное время отдельных

законов о налогах на прибыль. В основном, правда, это делалось уже с

помощью простого деления всей суммы прибыли с целью постепенного

фиксирования плавающих и дифференцированных налоговых нормативов[4].

Реформа системы управления промышленностью.

В любом государстве, имеющем свою промышленность, существуют два

уровня управления ею: управление производством на уровне предприятий и на

уровне руководства всем национальным промышленным производством.

Изменение степени влияния второго уровня управления на первый - это и есть

реформа системы управления промышленностью. Степень этого влияния

определяется многими факторами - специализацией национальной

промышленности, формой ее участия в международном разделении труда,

господствующей идеологией (приближенность к демократической концепции

развития обуславливает вместе с более широким использованием рыночных

механизмов и большую свободу управления хозяйственной деятельности

предприятий), чисто временными условиями, в которых может находиться

государство, и которые могут временами также серьезно влиять на степень

централизованности системы управления промышленностью. Эти, а также

некоторые другие факторы могут быть равноправными в формировании системы

управления промышленностью, но какой-то или какие-то факторы могут иметь

и приоритетное значение.

В Китае система управления промышленностью, необходимость

реформации которой возникла на рубеже 70х-80х годов, в основном сложилась

в начале 50х годов и имела своим прототипом соответствующую советскую

систему.

После III Пленума ЦК КПК 11-го созыва начался большой

эксперимент в государственном масштабе по проверке жизнеспособности

и эффективности новых методов управления промышленностью. Для этого

эксперимента каждое ведомство и административно-территориальная единица

обязаны были выделить определенное число "подопытных" предприятий.

Несмотря на не слишком охотное выполнение этого решения местными властями,

к августу 1980 года число участвующих в эксперименте предприятий

возросло до более чем 6000, что составило около 16 процентов общего

количества государственных промышленных предприятий и соответственно 60

и 70 процентов в стоимости валовой продукции и промышленной прибыли.

Отношения между последними двумя показателями и первым уже позволяют,

заметить степень эффективности новых форм хозяйственного управления. Для

стимулирования реформы на этих предприятиях и для вовлечения в нее новых

промышленных единиц госсектора в одобренном в сентябре 1980 года Госсоветом

КНР докладе Государственного экономического комитета "О положении и

перспективах в области расширения хозяйственной самостоятельности

предприятий" указывалось на допустимость использования различных форм

деления прибыли между госбюджетом и различными фондами предприятий. С

1981 года эти права были значительно расширены также в сферах

внутрикадровой политики, финансовой деятельности, самообеспечения

материальными ресурсами, модернизации производственного процесса, закупки

исходного сырья и сбыта продукции. Характерно, что уже тогда созданная

весьма основательная научно-исследовательская база позволяла вести этот

грандиозный эксперимент дальше параллельно с изучением результатов

действия уже опробованных механизмов и полномасштабным внедрением в

национальную промышленность тех из них, которые доказали свою

дееспособность и эффективность. Завершилась эта практическая проверка

новых методов хозяйственного управления в промышленности к концу 1983 года

экспериментами по расширению прав на увеличение спектра выпускаемой

продукции, на либерализацию использования формируемых из доли прибыли

фондов предприятий, права на распоряжение частью валютной выручки.

Большинство этих отдельных проверок и весь эксперимент в целом

заняли период с 1979 по 1983 годы и дали положительный результат.

В результате проведения этих экспериментов и закрепления их

результатов была создана благоприятная почва для создания в промышленности

вслед за сельским хозяйством многообразной системы экономической

ответственности. Вернее, к середине 80-х годов речь шла уже о

совершенствовании этой системы, так как в октябре 1982 года 80 процентов

крупных и средних промышленных предприятий функционировали в рамках той

или иной ее формы. Широкое распространение получила система

производственной ответственности, впервые созданная на пекинском

металлургическом комбинате "Шоуду", получившая название "гарантия,

обязательство, проверка". Она содержала в своей основе принцип приоритета

договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей

организацией и между предприятиями. Пункт "проверка" предусматривал

систему жесткого контроля за выполнением договоров и соответствующую

систему административно-финансовых санкций.

Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.