РУБРИКИ

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

управления на средних и крупных промышленных предприятиях Госсектора,

раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную

деятельность партийных ячеек. На каком-то этапе оправдывавшая свое

существование, эта система к середине 80-х годов себя полностью изжила,

и партийная часть руководства предприятиями была упразднена. Если честно,

то позавидовать участи китайских директоров заводов и фабрик я бы не

осмелился, особенно с учетом кампании на повышение роли собраний

рабочих и служащих, профсоюзов и собраний трудовых коллективов в деле

управления хозяйственной деятельностью своих предприятий[3].

Эксперименты по свободному использованию собственных фондов

начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения

доходов государственных промышленных предприятий. Другими ее

составляющими стали в том числе:

1) Переход 5 процентов фонда заработной платы в собственные фонды

предприятия после выполнения им Госплана по объему производства,

качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам;

2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5, 10 и 15

процентов. Свободное использование формируемых из этих отчислений фондов

предоставлялось предприятию в рамках развития производства,

удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат;

3) Эксперимент, включающий в себя множество других частных опытов, по

делению прибыли:

а) Дифференцированное отчисление от прибыли в Госбюджет;

б) Деление сверхплановой прибыли;

в) Деление всей прибыли;

г) Фиксированный объем отчисления прибылей;

д) Прогрессивный объем отчислений прибыли;

е) Твердые пропорции деления прибылей и другое.

Однако можно сказать, что, несмотря на то, что все эти

эксперименты имели в тот период определенный экономический эффект, весь

эксперимент в целом стал преходящим явлением. Гораздо более действенным и

полезным во многих отношениях стали создание, совершенствование и

использование налогов на предприятия.

Первый этап налогообложения не претерпел никаких законодательных

изменений и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли

оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое

упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных

эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно усложнилась

процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей возврату

государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от

многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому

механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный

подряд.

Второй этап налогообложения заключался в разделении торгово-

промышленного налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию,

соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены

подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на

городское строительство, на постройки, на пользование землей и

транспортными средствами.

Создание производственных компаний дало сильный толчок

расширению кооперации между предприятиями[19].

За период с 1984 по 1990 годы Госсовет КНР принял целый комплекс

мер, общее назначение которых можно определить, как усилия по превращению

национального промышленного потенциала, состоящего из производственных

мощностей отдельных предприятий, в единый производственный механизм с

максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных

связей. Как и из сельского хозяйства, к середине 80-х годов, так и из

национальной промышленности к началу 90-х годов китайским реформаторам

удалось создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно

сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов

функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и позволяет

некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности и

нелогичности основных секторов китайской экономики и с пессимизмом

отзываться о долговечности этой модели.

Реформа хозяйственной системы в китайской деревне.

Реформа хозяйственной системы в китайской деревне была объявлена

самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, создала

предпосылки для начала и определения направлений реформ в других сферах

социально-экономической структуры КНР. Она же, возможно, определила и

хозяйственно-производственную радикальность, дух китайских реформ.

На практике система китайской деревни имеет два типа подряда и

большое, постоянно увеличивающееся число организационных производственных

единиц, действующих согласно государственному договору на тот или другой

тип подряда.

1) Подряд на объем производства. Он подразумевает под собой форму

хозяйствования, при котором двор-подрядчик (семья - низший "разряд"

производителя) заключает с производственной бригадой (основной

хозрасчетной единицей, выполняющей также роль посредника во

взаиморасчетах между государством и единоличным сельхоз производителем)

договор на выполнение конкретного производственного задания. Когда

подряд на объем производства осуществляется в растениеводстве, то

основная хозрасчетная единица - производственная бригада - выделяет

двору необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и

т.п.; в скотоводстве, соответственно - корма, пастбища, выгоны, орудия

производства, услуги по переработке продукции. Перечисленное может

служить как средством расчета после выполнения производственного задания,

соответствующего договору на объем производства, или же, наоборот,

предоставляться производственной бригадой в ходе производственного

процесса в счет будущего вознаграждения за выполнение договора.

2) Полный подворный подряд. При этой форме системы производственной

ответственности в китайской деревне двор-участник также выступает в

качестве подрядной единицы. Отличие ее от предыдущей формы состоит в

том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по

трудодням, использующаяся в первом варианте системы государственных

подрядов, никаким образом, кроме статистического, не учитывает

произведенную сверх договорного объема продукцию, которая полностью

остается в распоряжении семьи[17].

В целом же, об этой системе можно сказать, что тот факт, что она

была встречена с крестьянами с еще большей заинтересованностью, можно,

объяснить еще более четкой ответственностью, еще более очевидной

выгодой, а также значительной перспективностью в свете все большей

либерализации китайского социалистического товарного производства.

Важную роль играет и тот факт, что правительство КНР

постепенно все больше переходит от практики закупок у сельских

производителей излишков произведенной ими продукции по повышенным

закупочным ценам к закупкам по рыночным ценам через свои региональные

представительства на местах. Это ставит в равные условия отдельные

регионы страны, так как издержки на производство одного и того же вида

продукции в разных местах различны.

Постепенный переход доминирующей роли в сельскохозяйственном

производстве от подряда на объем производства к полному подворному

подряду шло параллельно с расширением первоначально довольно узких

границ применения системы семейной производственной ответственности в

деревне. Начиналось все с заключения договоров на объем производства на

уровне крупных сельских производственных объединений. Уже потом практика на

местах подсказала, что для повышения эффективности производства

следует не ограничиваться мерами по повышению коллективной

заинтересованности, а доводить подряд на объем производства на уровень

отдельных дворов-производителей.

С ходом аграрной реформы с начала 80-х годов начали появляться и

продолжают создаваться до сих пор специализированные дворы, занятые

товарным производством, а также целые специализированные деревни и

небольшое число специализированных областей и уездов. Для их обслуживания

создается система специализированных рынков. Эти производственные единицы

и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений в

китайском сельском хозяйстве. Специализированные дворы и объединения

создавались на базе наиболее эффективных хозяйств, отчасти как с

экономической целью - проверки новых форм производственных отношений на

селе в условиях, приближенных к так называемым в экономической науке

"идеальным",- так, с другой стороны, и здесь не обошлось без привычной

практики создания "маяков" в аграрном национальном комплексе, пример

которых должен был стать и стал катализатором развертывания системы

производственной ответственности в китайской деревне. А после середины 80-

х годов дальнейший процесс их создания обуславливается, в основном,

только высокой хозяйственной эффективностью. Факторами высокой

экономической эффективности этих специализированных объединений

являлись полномасштабное использование распыленных финансовых средств,

средств производства и рабочей силы, максимально рациональная занятость

в своих рамках различного рода отдельных мастеров-умельцев, увеличение

степени разделения труда с целью повышения его производительности. Именно

значительная свобода хозяйственной деятельности, предоставленная этим

специализированным сельхоз производителям создала предпосылки для

создания широчайшего спектра форм хозяйственных объединений в китайской

деревне, о котором уже говорилось. Создавались эти объединения в рамках,

под эгидой и по инициативе специализированных производственных структур.

Именно им обязаны своим появлением, как объединения крестьян между собой,

так и объединения крестьян, коллективных хозяйств и государственных

предприятий.

Поскольку перечисление даже наиболее распространенных форм

сельскохозяйственных объединений заняло бы слишком много времени, более

рациональным будет назвать принципы, по которым они создавались:

1) Объединения по территориальному признаку и объединения межрайонного

типа.

2) Объединения на основе сложения

а) труда;

б) денежных средств;

в) материальных ресурсов;

г) смешанное сложение перечисленного в подпунктах а, б, в.

3) Объединения по стадиям производственного процесса или объединения на

до- и послепроизводственных стадиях (снабжение, переработка,

хранение, транспортировка, техническое обслуживание, кредит, информация

и т.д.)

4) Специализированные и комплексные объединения.

5) Объединения с распределением доходов членов на основе

а) трудового вклада;

б) по паевому принципу;

в) по смешанному принципу.

Вне зависимости от типа объединения, все они обязаны соблюдать

принцип добровольного участия членов, подчиняться центральному плану,

выполнять договора на объем производства с государством и местными

органами власти, сохранять (сейчас — хотя бы формально) основополагающим

принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение

доходов с местными руководящими хозяйственными структурами[23].

Вообще, говоря об этой аграрной реформе и о китайской

экономической реформе в целом, у меня упорно вертится в голове мысль, что

они ведутся на лезвии между капиталистическим и социалистическим способом

производства. И фактический крен реформ в капиталистическую сторону пока

что компенсируется официальным курсом на строительство социализма "с

китайской спецификой".

Реформа аренды

Наряду с подрядом широкое распространение в практике реформы

получила аренда. После состоявшегося в декабре 1978 г. III пленума ЦК КПК

одиннадцатого созыва большое число убыточных мелких предприятий сферы

обслуживания (парикмахерские, небольшие рестораны и магазины и т.д.) стали

передаваться в аренду отдельным лицам или коллективам. Эффект был налицо:

за короткое время из убыточных они стали рентабельными, не требуя для этого

никаких дотаций со стороны государства[18].

Поэтому вскоре на аренду стали переводиться и убыточные мелкие и

средние промышленные предприятия. Всего к началу 1988 г. в стране

насчитывалось свыше 15 тыс. арендных предприятий, из которых 4 200

составляли промышленные. Юридическое закрепление данная форма

хозяйствования получила в принятых Госсоветом КНР 5 июня 1988 г. "Временных

правилах по арендному хозяйствованию мелких предприятий общенародной

собственности".

Аренда в Китае определяется как форма хозяйствования, при которой

государством осуществляется срочная и возмездная, юридически оформленная

передача имущества предприятия арендатору с целью его хозяйственного

использования. Объектом аренды является материальное (здания, оборудование,

финансовые средства) и нематериальное (технология, патенты, торговые знаки)

имущество, которым располагает предприятие, в основном средства

производства. При переходе на аренду, по мнению китайских экономистов,

происходит полное разделение права собственности и права хозяйствования:

государство сохраняет за собой только положение собственника предприятия,

право же хозяйствования передается арендатору.

В практике Китая преобладают четыре вида аренды:

1) Индивидуальная, когда арендатором является одно лицо. В этом случае

арендатор становится директором (управляющим) и берет на себя риск по

аренде предприятия путем передачи в залог своего личного имущества и

имущества двух "имеющих честное занятие" гарантов.

2) Групповая, когда в качестве арендатора выступает группа из двух и

более (обычно 5—10) человек. Из своего состава они выбирают директора

(управляющего), представляющего юридическое лицо предприятия. Но решения

принимаются всеми членами группы арендаторов. Совместно несут они и риск.

3) Коллективная, когда арендатором становится весь коллектив

предприятия, который выбирает арендный комитет и директора (управляющего).

Последний является представителем предприятия как юридического лица.

Крупные хозяйственные решения принимаются коллективом сообща, на всех

ложится и риск. При такой форме каждый работник выступает одновременно в

двух лицах: трудящегося и арендатора. Способствуя повышению

заинтересованности, это вместе с тем порождает такие сложные проблемы, как

распределение прав и выгод внутри предприятия, увольнение нарушающих

дисциплину работников-арендаторов, а также - в случае убытков - нежелание

отдельных работников возмещать их.

4) Аренда, при которой арендатором выступает предприятие. Обычно

крепкое в финансовом отношении и с точки зрения управления предприятие

берет в аренду другое, низкоэффективное и плохо управляемое[12].

Практика убеждает в эффективности аренды как формы хозяйствования.

Так, например, проведенное в 1986 г. в Пекине выборочное обследование 1552

мелких торговых предприятий показало, что те из них, что были убыточными

(227 торговых точек с общей суммой убытков 426 тыс. юаней), после перехода

на аренду стали рентабельными. Прибыль 1552 предприятий по сравнению с тем

же периодом 1985 г. возросла на 106,2%. Другой пример. Согласно

обследованию 100 арендных предприятий торговли, проведенному в Шэньяне в

1986 г., все из 42, бывших до аренды убыточными, стали рентабельными.

Прибыль, полученная этими 100 предприятиями в июне-декабре 1986 г. на 96%

превышала соответствующий показатель за аналогичный период 1985 г.

В целом, по статистике, предоставленной в Государственном комитете

КНР по реформе экономической системы, переходящие на аренду предприятия

добиваются успеха в 95% случаях.

Акционирование

Экспериментирование с акционерной формой началось в КНР позднее,

чем применение подряда и аренды. Появление первых акционерных предприятий в

стране относится к 1984 г. Однако поначалу они не были многочисленными.

Активный рост их числа наблюдается со второй половины 1985 г. Стимулом

послужила политика сокращения кредитования. Решая проблему нехватки

оборотных средств у предприятий, во всех крупных и средних городах страны

стали использовать акционирование. Как правило, эксперимент начинался с

предприятий коллективной собственности, прежде всего в сельской местности,

распространяясь затем на предприятия общенародной собственности.

По мнению самих китайских экономистов, эти акционерные предприятия

- лишь проформа акционерной компании.

Их организационные формы представлены сегодня в весьма широком

спектре.

1. Кооперативная разновидность акционерной формы, при которой весь

первоначальный капитал предприятия складывается только из долевых участии,

образуемых на основе инвестирования личных средств индивидуальными

пайщиками.

2. Закрытая акционерная форма. Исключает внешнее долевое участие

(свободная продажа акций на рынке и самостоятельная передача права пайщика

отсутствуют), откуда и название.

3. Открытая акционерная форма в отличие от предыдущей предполагает

внешнее долевое участие, и выпускаемые акции либо частично, либо даже в

основном размещаются за пределами предприятия. Внешними акционерами могут

становиться индивидуальные лица, другие предприятия, различные фонды и т.д.

4. Акционирование накопленного имущества. Все имущество предприятия

делится на две части: долевое участие государства и коллективное долевое

участие предприятия, но акций при этом не выпускается. Как указывают

китайские экономисты, данная модель может быть применена на начальном этапе

перехода к акционерной системе многими предприятиями с посредственными

характеристиками хозяйственной деятельности.

5. Акционирование прироста имущества. Что касается уже имеющегося

имущества, то здесь, как и в предыдущем случае, долевые участия лишь

выделяются, но не продаются. Посредством же выпуска акций создается

источник новых финансовых возможностей.

6. Концерн, возникающий на основе совместного участия нескольких

предприятий, которые делают вклад теми или иными факторами производства.

Эта форма родилась в процессе развития горизонтальных объединений. Главным

её признаком является то, что предприятия — члены концерна в качестве

долевого участия вносят не все свое имущество, а, исходя из потребности,

лишь часть его, включая финансовые средства, оборудование или же

технологии, управленческий опыт и т.п. При этом акции не выпускаются.

7. Концерн акционерного типа с центром, контролем и взаимными

участиями.

8. Создание новых предприятий при открытом размещении всех выпущенных

акций в обществе. При этом доля акций, приобретенных рабочими и служащими

данного предприятия, по отношению к внешнему участию невелика. Эта форма

более других приближается к нормативу, однако ее применение ограничивается

областью новых, только что учреждаемых — причем негосударственных —

компаний, где не стоит проблема оценки имущества.

9. Акционерная компания с участием китайского и иностранного капитала.

Сюда относятся совместные предприятия, являющиеся компаниями с ограниченной

ответственностью. Эта форма, как и предыдущая, близка к нормативу.

3. Итоги трансформации

Объяснение китайского экономического «чуда»

Для объяснения «чуда» многие ученые представляли свои точки зрения.

Директор Института экономического анализа А. Илларионов

придерживается гипотезы «характер экономической политики».

Он отвергает такую гипотезу, как «отсталость», в которой быстрые

темпы роста экономики Китая: оттого, что стартовый уровень Китая был

чрезвычайно низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем темпы роста

более развитых стран[20].

На примере 209 стран с их приростом ВВП на душу населения в 1979-

1996 г. в зависимости от стартового экономического развития, он представил

два вывода: 1) «статистически значимой закономерности между стартовым

уровнем экономического развития и последующими темпами экономического

развития и последующими темпами экономического роста в мировой экономике не

наблюдается. При одних и тех же значениях ВВП возможны и быстрый рост, и

глубокое падение». 2) «… ни одна из стран с низким стартовым уровнем

развития (к числу которых относится Китай) в эти годы не имела темпов

роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, последние оказались

уникальным для всей экономики».

А. Илларионов также отвергает гипотезу «особенность структуры

производства». Согласно этой гипотезе, решающий вклад в ускорение

экономического роста Китая внесла стартовая структура его экономики –

низкая доля в ВВП промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

По утверждению А. Илларионова «… удельный вес промышленности в ВВП

Китая был и остается не ниже, а даже выше, чем в России. Однако более

низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению

темпов ее экономического роста по сравнению с Китаем. Наоборот российская

экономика в эти годы переживала глубокий спад производства. С другой

стороны, более высокий удельный вес промышленности в ВВП Китая не

способствовал замедлению темпов его роста по сравнению с Россией».

Таблица 1.

Отраслевая структура экономики КНР (в %)

|Показатели |Китай |

| |1978 |1995 |

|ВВП, всего, |100 |100 |

|в том числе | | |

|сельское и лесное хозяйство |28,4 |20,6 |

|промышленность и |48,6 |48,4 |

|строительство | | |

|сфера услуг |23,0 |31,1 |

|Все занятые, |100 |100 |

|в том числе | | |

|сельское и лесное хозяйство |70,5 |52,9 |

|промышленность и |17,4 |22,9 |

|строительство | | |

|сфера услуг |12,1 |24,1 |

Также он отвергает гипотезу «особенность структуры занятости».

Согласно которой более высокие темпы роста в Китае объясняют высоким

удельным весом населения, занятого в сельском хозяйстве, во всем население

страны.

По его словам «при доле занятых в сельском хозяйстве на уровне,

близком к 70% (Китай в 1978 г.), среднегодовые темпы экономического роста в

станах мира могут меняться от минус 6% до плюс 8%. Это означает, что и

структура производства, и структура занятости сами по себе не объясняют

высоких темпов экономического роста в Китае».

К такой гипотезе как «национальная специфика» А. Илларионов

относится неоднозначно: «С одной стороны такие черты, очевидно,

действительно присуще китайской нации. С другой стороны, если их признать

решающими в экономическом развитии, то высокие темпы роста были бы присущи

Китаю на протяжении всей его истории». Экономический подъем в Китае

наблюдался лишь в конце 70-х годов.

Рассматривая ход реформ в Китае, выделяется несколько центральных

положений тактики реформ.

1. В Китае была проработана стратегия реформ, которая во

взаимосвязанной форме обеспечивается экономическими, политическими и

идеологическими мерами.

2. Главное в экономическом обеспечение заключалось в выборе на

начальном этапе таких отраслей хозяйства, которые дают быструю прибыль,

накопление капитала, обеспечивают занятость населения и служат как бы базой

для развития своего хозяйства.

3. Китайское руководство старалось не упускать возможность управления

экономикой на макроуровне, с тем, чтобы она не пошла в разнос.

4. Важным принципом реформирования стала постепенность, практическая

отработка теоретических моделей на выборочных направлениях, отраслях

хозяйства и территориальных единицах.

5. Экономическая реформа активно подкреплялась политическими

средствами, что выражалось в создание благоприятной внешней и внутренней

обстановки в стране, в недопущении развития негативных тенденций,

возникающих в процессе реформ.

6. И, наконец, важным направлением стало идеологическое обеспечение

реформ. Китайское руководство не позволило единым махом разрушить

идеологические установки, ценности, господствовавшие в обществе, хорошо

понимая, что это ведет к потере ориентации людей.

Китай сумел обеспечить пока что продовольствием и одеждой свое

стремительно растущее, крупнейшее в мире население; со своей дешевой

продукцией легкой и радиотехнической промышленности он вышел на мировой

рынок и продолжает укреплять на нем свои позиции, хотя внешнеторговое

сальдо остается пока отрицательным; да, Китай - единственная страна

социалистического лагеря, который смог добиться таких экономических

достижений без ломки идеологии. Одновременно он же, вероятно и самый

продвинувшийся вперед из их числа по освоенности рыночных методов

хозяйствования...

Возможно даже при заранее известном идеальном способе проведения

экономической реформы в КНР с условием неостановления нынешних темпов

роста населения, она просто не будет иметь смысла.

Что можно сказать о самих китайских реформах в целом? Коротко, это

действительно кнут и пряник. Пряник - постоянное расширение прав в сфере

ведения хозяйственной деятельности, приветствование привлечения новых

технологий, а с другой стороны - неусыпный государственный контроль далеко

не только в идеологической сфере.

2. Трансформации социально-экономической системы Венгрии

2.2.1 Предыстория и цели трансформации

Неудача миротворцев в решении проблемы самоопределения национальных

меньшинств, политическая слабость Каройи и коммунистические беспорядки –

все это дискредитировало демократические силы и способствовало

восстановлению власти консерваторов. Трианонский договор (4 июня 1920)

лишил Венгрию 72% ее территории (она была разделена между

странами–наследницами Австро-Венгерской империи – Чехословакией, Румынией и

Югославией) и 64% ее населения. Несмотря на то, что по Трианонскому

договору Венгрия получила независимость, страна оказалась разделенной, а ее

экономика находилась в упадке.

По Конституции Венгрия оставалась монархией, но возвращению на

престол короля Карла препятствовали союзники, а позже был принят закон,

запрещавший Габсбургам занимать венгерский трон. В соответствии со

специальным актом регентом Венгрии был избран Хорти. В 1920 всеобщим тайным

голосованием было избрано Национальное собрание. Почти половину мест в нем

получила Партия мелких сельских хозяев, несколько меньше – Христианская

национальная партия. Социал-демократы воздержались от участия в выборах.

Так называемый «белый террор» против тех, кто принимал участие либо в

демократической, либо в большевистской революции и выступал против евреев,

закончился только в 1921, в правление премьера Пала Телеки. Его преемник,

граф Иштван Бетлен, укрепил власть консервативных сил, проведя ряд мер. Он

объединил две ведущие партии в новую Объединенную партию, начал диалог с

социал-демократами, провел ограниченную земельную реформу. В 1922 по

декрету были проведены открытые выборы в сельских районах и ограниченные

выборы по всей стране. После своей первой победы на выборах он начал

осуществлять политику оздоровления экономики. Страна при его режиме

присоединилась к Лиге наций, была приостановлена инфляция, поощрялось

развитие индустриализации и системы социального страхования. Бетлен положил

конец политической изоляции Венгрии, заключив союз с Италией в 1927,

который позже – путем присоединения к нему Австрии – стал на некоторое

время препятствием для экспансионизма Гитлера. В сельских районах строились

новые школы, поддерживалось развитие высшего образования[22].

В 1932 премьером стал бывший армейский офицер, правый радикал Дьюла

Гёмбёш. Он попытался вывести Венгрию из кризиса, заключив соглашение с

Германией. Его хорошие отношения с нацизмом позднее открыли дорогу для

создания в стране многочисленных, хотя и небольших венгерских нацистских

партий. Преемник Гёмбёша Калман Дарани (1936–1938) предложил новый закон о

выборах, предполагавший введение системы тайного голосования в сельских

районах, но с ограниченным числом избирателей. Он приступил также к

перевооружению армии. Бела Имреди (1938–1939) провозгласил политику реформ

и предпринял жесткие меры против крайне правых партий; он даже посадил в

тюрьму Ференца Салаши, лидера нацистского движения «Скрещенные стрелы».

Однако вскоре он отказался от либеральной ориентации; принял законы,

ограничивавшие права евреев; стал проявлять авторитарные амбиции и поощрять

прогерманскую политику. Его противники вынудили его уйти в отставку, и

премьером стал Пал Телеки.

Выдающимся достижением этой эпохи было национальное возрождение в

области искусства, литературы и науки, которое началось еще до Первой

мировой войны. Музыка таких композиторов, как Бела Барток и Золтан Кодай,

новая литература, созданная Эндре Ади, Жигмондом Морицем и др., исходила

как из западных, так и венгерских традиций. Венгрия дала миру крупных

ученых, таких, как математика Яноша (Джона) фон Неймана, физиков Эде

(Эдварда) Теллера и Тодора фон Кармана. Среди лауреатов Нобелевской премии

– венгры Альберт Сент-Дьёрди, Дьёрдь де Хевеши, Дьёрдь фон Бекеши и Йенё

Вигнер.

После оккупации Австрии Гитлером (март 1938) Хорти решил вести

более осторожную политику. Тем не менее, он отклонил германское предложение

об участии в агрессии против Чехословакии, а при заключении Мюнхенских

соглашений Венгрия ограничилась притязаниями на районы Словакии, заселенные

этническими венграми, которые та получила по Венскому арбитражному решению

1938. В феврале 1939 Венгрия присоединилась к антикоминтерновскому пакту,

но, когда Гитлер вступил в марте 1939 в Прагу, Телеки – вопреки воле

Германии – оккупировал Рутению (Закарпатье), чем обеспечил общую границу с

Польшей.

После нападения Германии на Польшу Венгрия отказалась разрешить

немецким войскам пересекать ее территорию и объявила о своем статусе не

участвующей в войне державы. В 1940 территориальные претензии Венгрии к

Румынии были частично признаны вторым Венским арбитражным решением, по

которому Венгрии отошла северная часть Трансильвании. Для того чтобы

обезопасить тыл Венгрии в случае нападения Германии, Телеки подписал

договор о дружбе с Югославией. Когда было свергнуто югославское

правительство, подписавшее этот договор, командование венгерской армии,

которое находилось под сильным германским влиянием, заключило неправомочное

соглашение с немцами, позволившее последним напасть на Югославию через

венгерскую территорию. Телеки не мог изменить ход событий и в знак

драматического протеста против германской агрессии 3 апреля 1941 покончил

жизнь самоубийством. После ликвидации Югославии Хорти вновь аннексировал

часть бывшей южной части Венгрии. В ходе аннексий 1938–1941 около трех

миллионов венгров были возвращены Венгрии.

Новый премьер Ласло Бардошши (1941–1942) решил, что единственным

способом сохранить независимость Венгрии является ограниченное

сотрудничество с Германией, и объявил войну Советскому Союзу. Хорти заменил

его Миклошем Каллаи, который подтвердил статус Венгрии как невоюющей

державы, пытался примириться с союзниками и защищал венгерских евреев от

нападок пронацистских сил.

Эти действия привели к оккупации Венгрии германскими войсками 19

марта 1944. При помощи венгерских нацистов немцы начали депортацию евреев в

Германию. Но благодаря движению Сопротивления и нежеланию Хорти подчиняться

немцам многие евреи Будапешта были спасены. Вслед за капитуляцией Румынии в

августе 1944 Хорти попытался вывести Венгрию из войны, начав переговоры с

Москвой. 15 октября 1944 он объявил о перемирии, после чего немцы, свергнув

Хорти, установили нацистский режим Ференца Салаши. После семинедельной

осады Будапешт 13 февраля 1945 был взят советскими войсками[15].

Послевоенное развитие.

21 декабря 1944 в Дебрецене под советским патронажем состоялось

заседание временного национального собрания и было сформировано временное

правительство под руководством генерала Бела Миклоша. Вопрос о Северной

Трансильвании оставался открытым, однако в марте 1945, после того как

Румыния стала советским сателлитом, ей была передана северная часть

Трансильвании.

4 ноября 1945 были проведены свободные выборы, предусмотренные

Ялтинскими соглашениями. На выборах, в которых приняло участие практически

все взрослое население старше 20 лет, 245 из 409 мест в парламенте получила

Партия мелких сельских хозяев, 70 мест – коммунисты, 69 – социал-демократы,

23 – представители Национальной крестьянской партии и 2 – Гражданской

демократической партии. В феврале 1946 Венгрия была провозглашена

республикой. Президентом стал Золтан Тилди, а премьер-министром – Ференц

Надь, председатель Партии мелких сельских хозяев. Однако коалиционное

правительство, навязанное контрольной комиссией Союзников, которая

возглавлялась советским маршалом Ворошиловым, отдала победившему

большинству только половину мест в кабинете, а ключевые посты оставались в

руках коммунистов.

Летом 1946 Партия мелких сельских хозяев во главе с ее генеральным

секретарем Белой Ковачем вынудила коммунистов занять круговую оборону. Они

выдвинули требование о пропорциональном представительстве в кабинете;

проведении местных выборов и выборов в профсоюзах; ликвидации политической

полиции и лагерей для интернированных.

В феврале 1947 Парижская мирная конференция восстановила границы

Венгрии в соответствии с Трианонским договором и обязала Венгрию

выплачивать репарации Советскому Союзу, Югославии и Чехословакии.

Коммунисты арестовали ведущих лидеров Партии мелких сельских хозяев

(включая Ковача) и членов Национально-крестьянской партии. Премьер Надь

напрасно взывал о помощи к западным державам. 30 мая 1947 его самого

заклеймили как заговорщика, и он был вынужден эмигрировать.

В августе 1947 были проведены новые всеобщие выборы, на этот раз

под политическим давлением коммунистов. Покончив с политическим

сопротивлением, коммунисты взялись за церковь. Кардинал Миндсенти и

лютеранский епископ Ордаш, среди многих других, были арестованы,

религиозные организации распущены, а церковные школы национализированы.

20 августа 1949 была введена в действие новая конституция по

советской модели. Сталинист Матьяш Ракоши к тому времени уже держал под

контролем всю страну. Для его режима были характерны политический террор,

форсированное кооперирование сельского хозяйства и национализация

экономики. Начались чистки внутри коммунистической партии; в частности, был

обвинен в титоизме и казнен бывший министр внутренних дел Ласло Райх.

После смерти Сталина в 1953 Ракоши остался секретарем партии, но на

посту премьера его заменил Имре Надь. Режим террора был смягчен,

политические заключенные были освобождены, более 50% крестьян вышли из

кооперативов, писатели и журналисты не могли воспользоваться большей

степенью свободы слова. В апреле 1955 Надь был лишен своего поста, и

сторонники Ракоши вновь пришли к власти. Однако в июле 1956 Ракоши был

смещен с поста руководителя партии после бунта писателей, поднявших

оппозицию в стране, и начавшихся атак со стороны интеллектуалов из кружка

имени Петёфи.

23 октября 1956 студенты в Будапеште, вдохновленные событиями в

Польше, провели уличные демонстрации, требуя независимости и свободных

выборов, которые переросли во всенародное восстание. Были сформированы

советы революционных рабочих и местные национальные комитеты. 30 октября

революция одержала победу. Имре Надь сформировал коалиционный кабинет,

провозгласивший возврат к многопартийной системе 1945–1947. Надь пообещал

провести свободные выборы и призвал Москву начать переговоры о немедленном

выводе всех советских войск. 1 ноября советские части окружили венгерские

аэродромы и Будапешт, было сообщено также, что советские воинские

подразделения вторглись на территорию страну. Вслед за этим Имре Надь

объявил о выходе Венгрии из состава Варшавского договора, провозгласил

нейтралитет Венгрии и обратился за помощью к странам Запада и США. Но

помощь от них не последовала, и 4 ноября Советская армия предприняла

широкомасштабное наступление на Будапешт и другие крупные города. Тяжелые

бои продолжались в течение несколько дней, однако вскоре мятеж был

подавлен. Имре Надь был арестован представителями советских служб

безопасности, в нарушение обещаний о его неприкосновенности.

В 1957 новое правительство Яноша Кадара развернуло репрессии против

всех, кто подозревался в участии в революции. Тысячи людей были казнены или

посажены в тюрьмы, в том числе были казнены премьер Надь и несколько его

коллег. Вновь поднялся «железный занавес», и в Венгрии разместился военный

контингент Советов численностью от 50 до 80 тыс. солдат[1].

Чтобы стабилизировать режим, Кадар в 1961 начал осуществлять

политику примирения. Тезис Ракоши «Тот, кто не с нами, тот против нас»

трансформировался при Кадаре в тезис «Кто не против нас, тот с нами».

Наиболее ненавистные сталинисты были репрессированы, в университеты стали

принимать детей «классовых врагов», а профессионализм в работе и

продвижении по службе стал цениться выше членства в партии. Больше свободы

получили интеллектуалы, им предоставлялся более широкий доступ к западной

литературе и фильмам. В 1964 был достигнуто урегулирование с Римско-

католической церковью. Однако, несмотря на эти внутренние реформы, Венгрия

заняла враждебную позицию по отношению к демократическим реформам в

Чехословакии в 1968 и присоединилась к Советскому Союзу и его союзникам в

ходе вторжения в Чехословакию 20–21 августа 1968.

1968 был отмечен также формальным введением главной инновации в

экономической политике правительства. При этом «новом экономическом

механизме» (НЭМ) правительство пыталось повысить эффективность производства

путем экономической децентрализации и учета рентабельности предприятий.

Центральное правительство продолжало составлять общие пятилетние планы

развития экономики, но уже не устанавливало квот при финансировании

отдельных предприятий. Членам сельскохозяйственных кооперативов было

разрешено возделывать частные участки земли. Членам сельскохозяйственных

кооперативов разрешалось также производить товары для частной продажи.

В течение первых лет в условиях НЭМ венгерская экономика быстро

развивалась, но в середине 1970-х годов ее рост замедлился, отчасти из-за

увеличения затрат, вызванных ростом цен на ввозимую из-за рубежа нефть.

К концу 1980-х годов Кадар начал символизировать политический

консерватизм и экономический застой, а радикальные политические реформы в

Советском Союзе в 1988 Кадар был вынужден покинуть пост руководителя

партии. Несмотря на то, что генеральным секретарем стал центрист Карой

Грос, ведущие посты заняли сторонники радикальных реформ. Коммунистическая

партия согласилась на введение новой конституции, по которой должна была

быть создана многопартийная парламентская система. К середине 1989 были

сформированы независимые профсоюзы, политические партии и молодежные

организации; а советские войска начали покидать Венгрию (хотя формальное

соглашение о выводе войск так и не было достигнуто), а «железный занавес»

вдоль австрийской границы исчез; тела Имре Надя и других лидеров революции

1956 были эксгумированы и с почестями перезахоронены[4].

1989 – год краха всех коммунистических правительств в Восточной

Европе. Венгерская коммунистическая партия также потерпела крах. Хотя ее

реформистское крыло было воссоздано в виде Венгерской социалистической

партии, большинство членов покинуло ряды партии. Выборы в марте и апреле

1990 дали большинство голосов центристско-правой коалиции, возглавляемой

Венгерским демократическим форумом, лидер которого Йожеф Антал стал премьер-

министром (две другие партии коалиции – Независимых партий мелких сельских

хозяев – НП МСХ и Христианско-демократическая народная партия – ХДНП).

Известный писатель и переводчик Арпад Гёнц был избран президентом

республики.

Новое правительство во главе с ВДФ начало осуществлять программу

приватизации государственных предприятий, некоторые из них были проданы

западным корпорациям. Однако начало 1990-х годов характеризовалось

экономическими трудностями и продолжающимся снижением уровня жизни. Дефицит

платежного баланса, к составлению которого приступили в начале 1993,

приблизился к 2 млрд. долл., резко возросли инфляция и уровень безработицы.

Избиратели выразили свое недовольство при голосовании на выборах в мае

1994, обеспечив ошеломляющую победу на парламентских выборах Венгерской

социалистической партии. Социалисты, возглавляемые Дьюлой Хорном, который

являлся последним коммунистическим министром иностранных дел, получили

более половины мест в парламенте, что давало им право сформировать

собственное правительство, не вступая в коалицию с другими политическими

силами. Тем не менее они вступили в коалицию с Союзом свободных демократов

для того, чтобы обеспечить поддержку новой законодательной программы,

которая включала сокращение расходной части бюджета и программ социального

обеспечения. Хорн занял пост премьера 15 июля 1994.

На рубеже 80-90-х годов ХХ века в восточной части Европы,

разделенной на две противоположные общественные системы, произошли

обвального характера перемены, обозначившие собою, собственно говоря,

переход от эпохи противоборства этих систем к новой модификации

континентальной и мировой структуры, сущностные особенности которой

предстоит определять, видимо, уже в ХХI веке. Страны Центральной и Юго-

Восточной Европы в этом процессе смены эпох играют, таким образом,

немаловажную роль, требующую детального исследования. Впрочем, как

свидетельствует история, революционные перемены обычно происходят в этом

регионе если не синхронно, то, во всяком случае, почти одновременно. Опыт

ХХ века, по крайней мере, дает немало тому подтверждений. Однако, если в

прошлом подобного масштаба перемены случались вследствие мировых войн, то

нынешняя крутая системная ломка свершилась в мирных условиях, правда, не

стоит тут сбрасывать со счетов проигранную восточным социализмом "холодную

войну".

Обществоведы еще долго будут обращаться к проблематике системных

преобразований рубежа 80-90-х годов, анализируя исторические предпосылки и

конкретные причины этих преобразований применительно к каждой отдельной

стране. Ведь только конкретно-исторический подход к различным аспектам

событий десятилетней давности может дать исчерпывающий ответ на целый ряд

вопросов, встающих перед исследователем. Что вызвало столь неожиданный и

стремительный развал, фактическую катастрофу советского типа социализма,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.