РУБРИКИ |
КОРОЛЕВСКИЕ СЛУГИ И ЯКОВИТСКИЙ ДВОР В АНГЛИИ 1603-1625 - (диссертация) |
РЕКЛАМА |
|
КОРОЛЕВСКИЕ СЛУГИ И ЯКОВИТСКИЙ ДВОР В АНГЛИИ 1603-1625 - (диссертация)p>Несмотря на передачу руководства Малого Гардероба брату Хея, субдепартамент с 1618 г. был поставлен под контроль Большого Гардероба. Кранфилду удалось сократить его расходы до 4. 000 ф. в год, но с 1622 г. после ухода Кранфилда затраты Личного Гардероба вновь возросли.Те меры, которые были предприняты Яковом I в отношении отдельных служб Королевской Палаты, ставили своей целью вывести королевский двор из - под административно-финансового контроля Казначейства и лично Сесила. Долгое время Сесилу удавалось сохранить контроль за осуществлением внешней политики, но создание еще одной придворной структуры– Экспедиции церемониальных дел – повлияло на положение Госсекретаря и в этой сфере. Экспедиция церемониальных дел (Ceremonies), была создана для регулирования придворного церемониала, а также для должной организации контактов английского двора с иностранными представителями и гостями. Начало организации субдепартамента было положено введением 25 мая 1603 г. должности Обер-церемониймейстера двора (Master of the Ceremonies), на которую был назначен Льюис Льюкнер (Lewekenor). Чуть позже были назначены два помощника (Assistant Master), которые выполняли поручения главы Экспедиции и были его заместителями (Уильям Баттон, рыцарь с 1605 г. , с 1621г. - баронет; и Эдуард Принн). Также в штат входил Маршал-церемониймейстер двора (Marshal of the Ceremonies), который непосредственно отвечал за порядок во время церемоний. Он расставлял присутствующих по соответствующим их роли в церемонии и положению в обществе местам, принуждал к соблюдению придворного этикета, а также сам принимал активное участие в проведении церемонии. Кроме того, были назначены еще два человека, которые должны были присутствовать на дипломатических приемах в случае отсутствия Обер-церемониймейстера для придания большей “представительности” английской стороне и подчеркивания значимости происходящей встречи. Как правило, это были члены Королевской Спальни (например, Джон Марри) или присутствующие при дворе английские и шотландские лорды. В конце правления Якова I должности “присутствующих” были отменены. Пост Обер-церемониймейстерастал одним из ключевых при стюартовском дворе, о чем свидетельствует его достаточно высокое по придворным меркам жалование в 200 ф. в год (первоначально 50 ф. , в 1605 г. Льюкнер получил новый патент, который увеличил его жалование в связи с частыми переездами для встречи и сопровождения послов). [273 Nichols The Progresses.... Vol. 1. P. 158. ]Введение должности было вызвано наплывом иностранных посетителей, прибывших в Англию поздравить Якова I с вступлением на престол. С этого момента все официальные контакты иностранных представителей с королем, его министрами и Советом должны были осуществляться через Обер-церемониймейстера и его помощников. Должность была заимствована из дипломатической практики континентальной Европы. Пост magistri ceremoniarium впервые оформился при папском дворе в XV в. Кроме чисто церковных обязанностей во время проведения божественной литургии, Церемониймейстер встречал и сопровождал гостей, прибывших на торжественную службу, определял каждому из них надлежащее место и инструктировал о ходе церемонии. Постепенно он все более сосредоточивается на светской части своих функций, организуя церемониал папского двора в целом. Вскоре должности церемониймейстеров, обязанных следить за соблюдением и правильным исполнением усложнившегося придворного церемониала, возникают при дворах европейских монархов. Большое влияние на организацию английского двора и его церемониала в свое время оказала практика бургундского двора, ставшая известной после появления в 1474 г. записок его Обер-церемониймейстера Оливье де Ла Марша “Порядок дома герцога Бургундского”. Как известно, они были составлены по просьбе короля Англии Эдуарда III Йоркского. Во Франции должность Церемониймейстера двора была введена в 1585 г. Генрихом III, откуда и была заимствована Яковом I. До этого времени при Елизавете для встречи и сопровождения иностранных гостей высокого ранга отряжался один из королевских гвардейцев или кто-то из высших придворных слуг. Некоторые вопросы размещения послов и их свиты, организации приемов решали Лорд-камергер или Тайный совет. Несмотря на то, что при Тюдорах придворный церемониал был уже достаточно разработан и сложен, ему явно недоставало внутренней организованности и представительности. При Елизавете для встречи иностранных представителей привлекались королевские гвардейцы, а организационные вопросы решали Тайный Совет и Лорд-камергер. Яков I лишил гвардейцев и Совет участия в приеме дипломатических представителей, оставив за Лордом-камергером координационные функции. Статус слуг Королевского Холла, ответственных за проведение церемоний (Marshals of the Hall), не позволял им самостоятельно разрешать спорные ситуации, возникающие в ходе той или иной церемонии. К тому же, спустя 50 лет на английский трон вновь сел мужчина, что несколько меняло общий характер придворных церемоний, изменились их акценты и сама придворная обстановка. В добавление к этому, Яков I принес собой некоторые элементы французского церемониала, действовавшего в Шотландии (например, полуофициальные обеды с послами), изменил прохладное отношение к дипломатам, свойственное Елизавете, заметно оживил всю придворную жизнь в целом (примерно в это же время на английский была переведены книга Джин Хотман "The Ambassador", что свидетельствует о возросшем интересе к дипломатическому церемониалу). Все это вместе взятое и обусловило учреждение особого церемониального субдепартамента двора, который был призван своей деятельностью фактически выстраивать "новый", стюартовский церемониал. Решение, принятое по каждому спорному случаю, стало рассматриваться как прецедент, как образец для будущих действий. Отсюда возникла потребность в письменной фиксации действий, совершаемых слугами Экспедиции. Откликом на эту потребность стали записки ассистента Обер-церемониймейстера двора Джона Финета. Помимо запечатления собственной причастности ко двору и монарху, Финет вел записи с чисто утилитарной целью, чтобы зафиксировать складывающуюся церемониальную практику. Причем он вел дневники с ведома Обер-церемониймейстера, Лорда-камергера и самого Якова I, которые не раз просили Финета обратиться к своим записям, чтобы отыскать обычай или прецедент для разрешения возникшей коллизии. [274 Fineti Philoxenis.... P. 49. ] Обер-церемониймейстеру была поручена забота о “посетителях высокого достоинства” (strangers of qualitie), приехавших в Англию, которых надлежало принять “со всеми должными им почестями”, развлекать их как во время пребывания в королевском дворце, так и путешествий по стране, "как это происходит во Франции и других странах". [275цит по: Loomie A. J. Introduction // The Ceremonies of Charles I. The Note Books of John Finet, 1628-1641/ Ed. by A. J. Loomie N. Y. , 1987. P. 23. ]Позднее в более подробном описании обязанностей Обер-церемониймейстера говорилось, что он должен “всегда присутствовать при дворе со всеми своими слугами и лошадьми, себя и их надлежащим образом экипируя.... , чтобы развлекать и принимать тех иностранных послов, которые будут приезжать в королевство.... ”. [276 Ibid. ] В первую неделю пребывания в Англии иностранных послов Обер-церемониймейстер должен был заботится об их размещении, снабжении каретами, продовольственном обеспечении (diet). Он должен был сопровождать дипломатов ко двору и устраивать для них встречи и аудиенции с королем и государственными лицами. Для успешного выполнения своих обязанностей Обер-церемониймейстеру надлежало быть всецело осведомленным о “различных рангах, достоинствах и званиях” дипломатов и в целом быть “джентльменом, хорошо владеющим языком и благоразумным”. [277 Ibid. ]В качестве символа своей власти Обер-церемониймейстер носил золотую цепь с медалью, на которой были начертаны эмблемы и девизы войны и мира. В своей деятельности Обер-церемониймейстер напрямую руководствовался указаниями Лорда-камергера Королевской Палаты. Иностранцев восхищал прием, который им оказывали в Англии, особенно дружественность и услужливость со стороны слуг и их внешность. [278 Nichols The Progresses.... Vol. 2. P. 67. ] Среди помощников Обер-церемониймейстера следует особо выделить Джона Финета (Finet), автора записок о своей службе в Экспедиции церемониальных дел. Его прапрадед был итальянцем из Сиены женатым на фрейлине Екатерины Арагонской. В первые годы правления Финет Якова I был известен как исполнитель непристойных песен для королевского развлечения. Не однократно посещал континент (Францию, возможно Испанию). Видимо, около 1612 г. служил у Сесила. В 1616 г. получил рыцарство, и тогда же Финету была авансирована должность Обер-церемониймейстера. В 1624 г. занял пост его помощника после смерти У. Ваттона. И наконец, в 1626 г. получил должность Обер-церемониймейстера двора. Среди историков ошибочно утвердилось мнение о яковитском дворе как о беспорядочном и неорганизованном, где чуть ли не любой мог свободно получить доступ ко двору. Но в действительности доступ ко двору, даже в Королевскую Палату, не означал доступа лично к королю. Те, кто не был членом Королевской Спальни получали возможность встретиться с королем только через организацию специальных аудиенций. Для иностранцев аудиенции устраивались через Экспедицию церемониальных дел, а для подданных Якова I–через придворные структуры, прежде всего при посредничестве слуг Спальни. В любом случае приглашенный на королевскую аудиенцию должен был ожидать либо в Приемной, либо в Ближней палате, а во время специальных личных аудиенций в Withdrawing Chamber, где он дожидался королевского соизволения войти в Спальню, переданного через королевских спальников. Придворный церемониал в целом и отдельные церемонии являлись способом выражения важных политических и социальных приоритетов и взаимоотношений. Тончайшие детали церемонии имели огромное значение для ее участников, так как они выражали степень почета и королевского расположения среди сильно конкурирующей придворной элиты. Церемонии утверждали и демонстрировали социально-административную дифференциацию придворного общества, создавая видимую иерархию социального порядка, который базировался на принципах неравенства в соответствии со степенью доступа к монарху. В этой связи огромное значение придавалось порядку следования участников церемонии. Традиция предоставляла королю право самостоятельно или через своих слуг вмешиваться в заведенный порядок и проявлять таким образом благосклонность к фаворитам или к тем, кому монарх симпатизировал по различным причинам в данный момент. Но в то же время санкционированный традицией порядок давал возможность придворным отстаивать собственные права. Многие придворные церемонии включали литургические элементы, перенося религиозные эмоции в светскую практику, как бы санкционируя ее свыше. При Якове I в соответствии с общей политико-административной направленностью его правления церемониал стал одним из инструментов для увеличения роли придворных структур в государственном управлении. С одной стороны, церемониал был призван придать должное великолепие монарху и его двору, а с другой–организовать официальные и неофициальные каналы доступа к королевской персоне. Особое значение стало уделяться дипломатическому церемониалу в качестве средства проведения внешней политики. Несмотря на то, что внешняя политика оставалась под контролем Сесила, теперь все официальные контакты иностранных представителей с королем и его министрами должны были осуществляться через церемониальную службу. Кроме того, Экспедиция организовывала и поддерживала придворный церемониал, который значительно усложнился при Стюартах и стал одним из рычагов власти при дворе, выражая важнейшие политические и социальные приоритеты, степень почета и королевского расположения среди конкурирующей элиты. Участие английских лордов и придворных слуг в дипломатическом церемониале отражало их внешнеполитические пристрастия. [279Финет многократно отмечает, что многие лорды и слуги добровольно участвовали во встрече определенных послов. ]Церемониал санкционировал видимую иерархию чести при дворе. Именно в церемониях статус Спальни получил внешнее выражение. Ее слуги во время проведения церемоний, как правило, располагались или шествовали либо непосредственно перед королем, либо сразу после него, оттесняя государственных министров, пэров Англии и слуг других департаментов двора. [280Например, появление короля в парламенте: Proceedings in Parliament 1610.... Vol. 1, P. 97-98. ]Церемониал санкционировал департаментную организацию двора. Каждая комната Королевской Палаты включалась в церемонию приема посла. Пространство каждой комнаты имело собственный санкционированный традицией ритуал и процедуру нахождения присутствующих. Когда французский агент и советники не могли договориться, как вести переговоры в палате Совета из-за споров по процедуре заседания, то просто решили перейти в другую комнату, где было возможно "обсудить дело путем приватной дискуссии без соблюдения формальностей". [281 Finetti Philoxenis.... P. 56-57. ] В то же время, как показывают дневники Джона Финета, при дворе сложился неофициальный канал для доступа к королю. Естественно, что этим каналом стали слуги Королевской Спальни, к которым, по мнению не только Финета, но и других должностных лиц двора, например, Лорда-камергера Пемброка, и надлежало обращаться иностранным послам в поисках аудиенций, выходящих за рамки официальных приемов. [282 Ibid. P. 26, 59, 91. ]Большинство шотландцев Спальни придерживались профранцузской ориентации и тем самым создавали определенное давление на Якова I в связи с его планами испанского брака. Накануне креации Карла принцем Уэльским Яков I в ответ на просьбу испанского посла присутствовать на церемонии заявил, что некоторые из "слуг, близких ему" ранее уже просили его пригласить французского посла. [283 Ibid. P. 37. ]Финет почти никогда не называет слуг Ближней палаты, которые участвовали во встрече какого- либо посла, в отличие от частого поименного перечисления слуг Королевской Спальни Кроме того, церемониальная служба была призвана поддерживать и регулировать сложившийся при английском дворе порядок следования, который устанавливал строгую иерархию различных титулов, рангов и должностей, а также регулировал взаиморасположение конкретных персон внутри них. Порядок следования закреплял социально-должностной статус отдельных представителей английской аристократии и целых групп. Кроме того, в английский порядок следования при проведении различных приемов и церемоний включались и иностранные представители, что устанавливало своего рода политическую иерархию среди европейских государств и выражало внешнеполитические приоритеты английской монархии. Учитывая то, что Яков I рассматривал порядок следования исключительно как объект королевской прерогативы, он стал в его руках эффективным инструментом как внутренней так, и внешней политики. Стюарт активно вмешивался в традиционный порядок следования, своей волей давал преимущества одним и принижал других, что также вызывало недовольство английской аристократии и иностранных послов. Спорам из-за порядка следования посвящены многие страницы в дневнике Дж. Финета. [284 Ibid. P. 9, 20-23, 115] В вопросе об организации дипломатического и придворного церемониала, как и во многих других, Яков I проявлял присущую ему непоследовательность. Отдавая предпочтение неформальным взаимоотношениям с подданными и послами, король нередко становился своеобразной жертвой заведенного им порядка, когда послы требовали неукоснительного соблюдения почестей, ранее оказываемых им, или когда лорды отказывались сопровождать послов, кроме как во время первой и последней аудиенции. Яков I предпочитал действовать в обход им же заведенного порядка, устраивая встречи через слуг Спальни (особенно через Хея, Монтгомери, позже–Бэкингема), минуя Обер-церемониймейстера и Лорда-камергера. Яков I тяготился частыми спорами между послами из-за порядка следования и расположения послов во время приемов, поэтому предпочитал приглашать на придворные церемонии тех из них, между которыми не возникало разногласий. Король нередко спрашивал у своих ближайших слуг, кого из послов пригласить, чтобы избежать лишних ссор, в то же время испанский посол Гондомар, получил почти свободный доступ к Якову I. Таким образом, официальный дипломатический церемониал выражал внешнеполитическую позицию короны. Отклонение от установленного порядка рассматривалось как политически-значимое действие, характеризующее изменение отношения к принимаемой стороне. Если в первые годы правления Якова Стюарта в соответствии с елизаветинской традицией церемониальное преимущество предоставлялось французскому послу, то в последующий период в связи с развитием происпанской ориентации Якова I и его окружения король настаивал на передаче приоритета испанскому послу. По мнению Финета, это противоречило уже сложившемуся церемониалу и вносило беспорядок и раздоры в придворную практику. В конечном счете, внешнеполитическая неопределенность Якова I, придворные интриги, конфликты между послами расшатали дипломатический церемониал, который был окончательно нарушен в последние годы правления Якова Стюарта в связи с его болезнями и влиянием фаворитов. Королевские слуги, в том числе и слуги Экспедиции церемониальных дел, стали проявлять все большую самостоятельность в дипломатических и церемониальных вопросах. [285Обер-церемониймейстер Л. Льюкнер был отстранен от выполнения своих обязанностей, когда стало очевидно, что он отдает явное предпочтение испанскому послу. Finetti Philoxenis.... P. 28, 118, 138. ]Порядок был восстановлен с восшествием на престол Карла Стюарта, который еще при жизни отца стал политически значимой фигурой и как бы вторым церемониальным центром двора. Карл I, в отличие от Якова I, гораздо большее внимание стал уделять торжественности, официальности и строгой организованности церемоний. При нем придворный и дипломатический церемониал был отработан до мельчайших подробностей, формализован, что привело к утрате той политико-символической значимости, которую он имел при первом Стюарте. В сравнении с Департаментом Королевской Палаты структура Департамента Дворцового Хозяйства (Household below stairs–буквально, "Двор низших ступеней"), или просто Хаусхолда (Household), была более развитой. Внутренняя организация Хаусхолда соответствовала его трем основным функциям: хозяйственное и продовольственное снабжение двора; финансовое обеспечение хаусхолда; надзор за поведением слуг и придворных. Службы департамента формировались вокруг одного из двух архитектурно-пространственных центров королевского дворца—Королевского Холла (Hall). В англосаксонский период и первые века после нормандского завоевания это было большое помещение рядом с Королевской Палатой или спальней, где проходила ежедневная официальная жизнь короля и его двора, место, где проводились государственные церемонии, приемы и официальные обеды. Вокруг Холла располагались кухня, пекарня, различные кладовые и другие хозяйственные помещения. Первоначально штат слуг был невелик и выполнял исключительно хозяйственные обязанности. Один из первых ордонансов, регулировавший придворный порядок, изданный при Стефане Блуа (1135 г. ), сообщал, что слугами Королевского Холла руководили сенешаль (seneschal, прототип Лорда-стюарда) и виночерпий (master butler). Они имели равные статус и жалование. Первый руководил приготовлением и поднесением блюд для королевского стола, а второй заведовал хранением вина и разливал его за столом. Им подчинялись низшие слуги, часть из которых получала жалование и стол, а другая только стол (например, скотобойщики). [286 Сonstitutio Domus Regis // E. H. D. V. 2. P. 454-460. ] Аналогичные хозяйственные функции слуг Холла подтверждались ордонансом Эдуарда I 1279 г [287 The Household Ordinance of 13 November 1279 // E. H. D. V. 3. P. 581-586. ]. Выделение Королевского Холла в особый хозяйственный департамент, с привязанными к нему службами (субдепартаментами), окончательно произошло в начале XIV в. Этот процесс был зафиксирован в серии ордонансов Эдуарда II 1318, 1323 годов. В них закреплено структурное и функциональное разграничение Палаты и Холла. Каждый департамент имел собственный штат и руководство, которое не должно было вмешиваться в управление другим департаментом. [288 Tout T. F. The Chapters .... Vol. 2. P. 335-336. ] Наибольшего влияния Хаусхолд достиг в XIV-XV вв. , когда Королевский Холл стал центром общественной жизни двора и государства в целом. Его штат значительно увеличился, а функции усложнились. Возникла необходимость в учреждении особых служб для контроля за возросшими расходами департамента на продовольственное и материальное обеспечение двора, выплату жалования его слугам, для надзора за деятельностью слуг. В это же время высшие слуги Холла получили определенное политическое влияние при дворе и были освобождены от решения чисто хозяйственных вопросов. Руководители департамента оставили за собой только общее управление делами Хаусхолда, передавая повседневный контроль за его деятельностью своим заместителям и секретарям. Поскольку руководители департамента непосредственно имели дело с придворными финансами и были в определенной степени близки к монарху, то эти посты стали претендовать представители английской аристократии. В этот период глава Королевского Холла Лорд-стюард приобрел статус первого королевского слуги. Этот пост предоставлял занимавшему его лицу преимущество в порядке следования среди всех пэров того же достоинства. С конца XV в. Холл постепенно теряет свое значение. Публичная и частная жизнь Тюдоров всецело сосредоточилась в Королевской Палате. Была прекращена практика придворных обедов в Холле в присутствии короля, что во многом поддерживало прежний высокий общественный статус департамента и его слуг. В XI –XIII вв. совместные обеды короля и слуг в Королевском Холле занимали важное место в придворной жизни. Они символизировали единство большой королевской семьи, членами которой считались все королевские слуги и придворные. Обеды проходили в торжественной обстановке. Слуги обязательно облачались в парадные ливреи (robes) [289 Tout T. F. The Chapters .... Vol. 2. P. 49-51. ]. Но уже с конца XIII в. это единство постепенно утрачивается. Столы для короля и высших сановников стали устанавливаться в прилегающей к Холлу Королевской Палате. Прекращение этой традиции в XV в. привело к тому, что отпала необходимость в содержании большого количества стольников (sewers), привратников (porters), церемониймейстеров (marshalls of the Hall), посыльных (messengers) и других слуг, входивших в состав Холла. Королевский Холл стал одним из рядовых субдепартаментов Дворцового Хозяйства. Его штат к 1478 году был сокращен наполовину и теперь подчинялся Лорду-стюарду не напрямую, а через Гофмаршальскую контору и Счетную палату Хаусхолда. [290 Loades D. The Tudor Court.... P. 43. ] При Марии Тюдор слуги Холла находились уже в самом конце списка придворных должностей и возглавлялись королевским сержантом (Sergeant of the Hall), а при Елизавете и вовсе исчезли из придворного штата (Ordinary). По мнению Д. Лоудза, это означало, что потребность службы в Холле стала такой редкой, что не оправдывала содержание специального штата слуг. [291 Ibid P. 44. ] В 1576 г. лорд Бэрли отметил, что “оплачиваемые слуги для.... Холла невыгодны”. [292 цит. по Loades D. The Tudor Court.... P. 220. ] Падение пространственно-организующей роли Холла в придворной жизни стало заметным исключением на фоне общего роста и увеличения придворных структур. В свое время в придворных регламентах Генриха VIII (1526 г. ), известных как Элтэмские ордонансы (Elthem ordinances), выражалось недовольство “редким присмотром за королевским Холлом” и высказывалось желание навязать постоянный график дежурств в нем, но попытка изменить ситуацию оказалась тщетной. [293 Ibid.... P. 219. ]Равнодушие монарха к какой-либо придворной структуре тут же порождало аналогичное отношение к ней всего придворного окружения, ее авторитет падал, а пренебрежение слуг к своим обязанностям росло. Яков I Стюарт попытался возродить былое величие Холла. Время от времени он распоряжался об организации в Холле совместных придворных обедов, пытаясь возродить древнюю традицию. Отчасти это соответствовало шотландской практике, где структура двора была менее сложной, а церемониал менее строгим. При Елизавете Холл являлся лишь приемной, где приглашенные ко двору томились в ожидании разрешения пройти в Королевскую Палату. В те дни, когда королева обедала в Приемной Палате (Presence Chamber), в Холле накрывались столы для слуг низшего департамента. К концу ее правления слуги предпочитали забирать еду с собой и обедали в собственных комнатах. В Шотландии Холл оставался важной архитектурно-пространственной единицей королевского двора, местом, где проходили официальные торжественные мероприятия. Попытки Якова I возродить традицию совместных трапез не возымели должного эффекта и оказались недолговечными. Единство, которое они должны были символизировать, было искусственным. К тому же возрождение традиций совместных обедов никак не отразилось на повышении статуса слуг Холла, так как короля и высших сановников за столами продолжали обслуживать стольники Королевской Палаты. В особо торжественные дни в Холле устраивались обеды "с помпой" (а state), во время которых короля в качестве стольников, кравчих и виночерпиев обслуживали пэры двора. В действительности повседневная практика придворной жизни при новом монархе и те структурные изменения в Королевской Палате, которые предпринял Яков I, еще более сократили функции Королевского Холла. Контроль за придворным церемониалом от церемониймейстеров Холла (Marshall of the Hall) был передан специально созданной Экспедиции церемониальных дел в составе Королевской Палаты. За церемониймейстерами Холла осталась обязанность оказывать прием гостям и контролировать соблюдение этикета в данной части дворца. Таким образом, к началу XVII в. Королевский Холл был окончательно обращен не “вверх”, а “вниз”, т. е. ориентирован не на короля, а на королевских слуг. Кроме вышеназванных церемониймейстеров в штат Холла входили: цалмейстеры оформители дворца (Surveyor of Dresser), прислужники (Servers of the Hall), королевский позолотчик (Gilder), королевские подносчики дров (Woodbeares), королевский звонарь (Bellinger), королевские смотрители Холла (Surveyors of the Hall). Общая численность слуг Холла в начале XVII в. , по подсчетам Дж. Эйлмера, превышала 40 человек. [294 Aylmer G. E. The King’s servants.... P. 472. ] Таким образом, в начале XVII в. Королевский Холл, когда-то бывший центром Департамента Дворцового Хозяйства, ядром, вокруг которого сформировался Хаусхолд “низших ступеней”, окончательно отошел на второй план. Его административные, хозяйственные и церемониальные функции были значительно сокращены, большая часть из них была передана либо слугам Королевской Палаты, либо в специально созданные службы Хаусхолда. Слуги Холла занимались исключительно поддержанием хозяйственного и дисциплинарного порядка на данной территории королевского дворца. Ведущее место в хозяйственном департаменте двора в н. XVII в. занимали те должности и структуры, функции которых достаточно рано распространились за пределы Королевского Холла. Сфера их деятельности охватывала не только Хаусхолд, но и весь двор в целом, его хозяйственную, финансовую и церемониальную практику. Высшим должностным лицом Хаусхолда и всего двора был Лорд-стюард (Lord Steward), или Лорд-гофмаршал двора. Он был главным управляющим королевского двора, входил в состав Тайного совета и правительства. Лорд-стюард назначался лично королем из числа пэров Англии. Он был первым по своему статусу слугой королевского двора и одной из самых политически влиятельных фигур королевства. В качестве символа своей власти Лорд-стюард носил белый жезл. Он возглавлял, так называемый “Белый штат” двора (White staves)–группу высших придворных слуг наделенных административной властью на территории двора и соответствующими привилегиями. Существенными элементами его власти было право назначать и снимать слуг руководимого им департамента двора, а также право суда на всей территории королевского двора и над всеми королевскими слугами. Происхождение должности и термина, ее обозначающего, не вполне ясно. Видимо, в англосаксонский период это был слуга с функциями простого стюарда, ведущего домашнее хозяйство или стольника (stigward; stig - холл, зал, weard - опека, попечение). Вряд ли его можно считать эквивалентом франко-нормандского сенешаля, который был мажордомом меровингского и каролингского дворов. Нет никаких сведений о его верховенстве среди других слуг. [295 Chrimes C. B. An Introduction .... P. 6. ]Деятельность стюарда не выходила за рамки двора. Часто на одно место назначалось несколько человек. После нормандского завоевания положение и функции королевского стюарда претерпевают серьезные изменения. Должность Стюарда королевского двора фактически распадается на две должности, которые существуют на двух разных уровнях, имеют различный статус. Одна приобретает почетный и привилегированный характер, другую занимает действительный стюард двора. Назначение на придворные посты стало одним из средств прикрепления франко-нормандской знати к королям нормандской и анжуйской династий. В силу этого многие должности двора давались знати. Первоначально магнаты занимали должности только на время проведения торжественных государственных церемоний (напр. , коронация), заменяя действительных королевских слуг, чтобы подчеркнуть исключительность события и создать вокруг монарха должное окружение. Постепенно эти должности становились постоянными и наследственными. Они приобретали характер почетных титулов и связывались с определенным графским достоинством. Подобным образом происходило становление должности Стюарда королевского двора. Несмотря на то, что нормандцами был привнесен эквивалент должности dapifer стольник (от лат. dapes - блюдо, fero - приношу), он был достаточно быстро вытеснен титулом сенешаля (лат. senescallus). При дворе Вильгельма II Рыжего (1087 - 1100) упоминается некто Eudo, мажордом короля (majordomus regioe), которого также именовали сенешаль или стольник (dapiferum). [296 Гнейст Р. История государственных .... С. 237. ]В придворном ордонансе Стефана Блуа упоминается сенешаль, который совместно с виночерпием руководил организацией обедов в Королевском Холле. [297 Сonstitutio Domus Regis // E. H. D. V. 2.... P. 454-460. ]Несмотря на то, что ”стюард вскоре стал рассматриваться как первый среди светских слуг, он остался в более подчиненном положении, чем сенешаль Франции”, который уже в XI веке стал главным министром и командующим королевской армией. [298 Chrimes C. B. An Introduction .... P. 23. ] Тогда должность еще не имела какого-либо политического значения. Почетный эквивалент должности Стюарда (Seneschallus totius Angliae) появляется примерно в это же время, в конце XI - начале XII вв. Постепенно ему передается общий контроль за королевским Хаусхолдом. Уже при Генрихе II Плантагенете должность становится наследственной. Пост было разделен между графскими домами Лестеров и Норфолков. Деление сохранялось до коронации Генриха III, когда должность в качестве почетного титула была передана графу Лестеру, который заплатил Норфолку выкуп в качестве компенсации за ее потерю. Звание Стюарда Англии (Steward of England) стало рассматриваться как подкрепление к титулу графа Лестера, а позднее, после осуждения Симона де Монфора, перешло к графам Ланкастерам. Это титул передавался среди Ланкастеров до тех пор, пока один из них не взошел на престол под именем Генриха IV и не соединил его с короной. С этого момента должность под именем Лорд Высокий Стюард Англии (Lord High Steward of England) учреждалась только на время коронаций и других торжеств. Гораздо раньше должность Стюарда Англии потеряла непосредственную связь с королевским хаусхолдом, получив общеполитическое значение. Должностные традиции являлись лишь формальным предлогом для баронов для установления контроль над двором и самим королем. Реальное управление хозяйственной деятельностью двора сосредоточилось в руках, как выразился Т. Таут, working household stewards [299 Tout T. F. The Chapters .... Vol. 1. P. 205. ]. В 1227 г. насчитывалось пять королевских стюардов. Достаточно трудно определить их статус, положение при дворе и характер распределения обязанностей. Видимо, они находились на положении рядовых слуг и служили поочередно. В течение XIII в. их количество сократилось до двух. В ордонансе Эдуарда I 1279 г. один из них фигурирует как “главный стюард”, а второй— как “другой стюард”. [300 The Household Ordinance of 13 November 1279 // E. H. D. V. 3. P. 581-586. ] С 1293 г. Королевский Хаусхолд управлялся уже одним Стюардом. Т. Таут отмечает, что, возможно, одной из главных причин сокращения числа Стюардов стало возрастание военной роли всего двора в период войны по завоеванию Шотландии и Уэльса. Это было необходимо для большей эффективности управления королевским войском, одну треть которого составляли слуги королевского двора. Стюард и хранитель Гардероба, являвшийся главой ведущего в тот период департамента двора, разделили между собой обеспечение королевской безопасности. [301 Tout T. F. The Chapters .... Vol. 2. P. 40. ]Именно с этого времени королевский Стюард утверждается в качестве светского главы придворного штата в противовес другим высшим должностям двора, занятыми служителями церкви и становится членом королевского совета. Основные обязанности Королевского Стюарда были зафиксированы в ордонансе 1279 г. Впоследствии они лишь развивались и уточнялись. Совместно с казначеем Стюард должен был осуществлять финансовый контроль за расходами двора, ежедневно, а точнее, еженочно, составлять отчеты о расходах за прошедший день. Он проверял годовые расходы всего двора, в том числе Королевского Гардероба и винного погреба. Стюард заботился о снабжении всего двора [302The Household Ordinance of 13 November 1279 // E. H. D. V. 3. P. 584. ]. Кроме административно-хозяственных обязанностей, за ним закрепились полицейские функции при дворе. Стюард возглавлял дисциплинарный суд хаусхолда (court of the verge) над нарушителями финансово-хозяйственного порядка во дворе, штрафуя их за чрезмерные траты и расходы придворных служб. Стюард имел право уголовной и гражданской юрисдикции над королевскими слугами, где бы двор ни находился. Суд Стюарда двора появился во второй половине правления Эдуарда I, в рамках общего процесса становления двора как особой административной системы. Он имел собственный штат, отчетные записи (rolls), специальную процедуру. [303Jones W. R. The Court of the Verge: the Jurisdiction of the Steward And Marshal of the Household in Later Medieval England// Journal of the British Studies. Vol. 10, N. 1, 1970, P. 1-29. ] Таким образом, к концу XIII в. оформились основные элементы власти Гофмаршала королевского двора: административный, финансовый и судебный контроль. Определяющим направлением его деятельности стало общее руководство хозяйственными службами двора и штатом их слуг. Кроме того, он выполнял секретарские функции и имел доступ к королевской печати. [304 Tout T. F. The Chapters .... Vol. 2. P. 25. ]Уже тогда требовалось, чтобы Стюард был человеком “хорошего достатка”. Обычно на должность назначалось лицо рыцарского достоинства, часто это были рыцари-оруженосцы (bannarets), которые заслужили титул на поле боя, доказав свою преданность королю. [305 Ibid. Vol. 2. P. 34. ]За службу Стюард получал жалование, но главный его доход складывался из права опеки и получения других прибыльных должностей. Вместе с тем, должность Стюарда все больше приобретает определенную политическую значимость. Он становится членом королевского совета и парламента, часто выступает как свидетель королевских хартий. Через него проходит значительная часть королевских средств. Не случайно в течение XIII—ХIV вв. баронская олигархия, и прежде всего, графы Лестеры, неоднократно пытались поставить действительных Стюардов под контроль Стюарда Англии, трактуя эту почетную должность как верховного главу всех королевских управляющих. [306 Ibid. Vol. 1 P. 243-245. ]В свою очередь, как только королевская власть укреплялась, на должности королевских стюардов назначались верные сторонники короля. В XIV—XV вв. за Гофмаршалом еще более закрепляется лидирующее положение в придворной иерархии. Статутом Эдуарда III 1332 г. (5 Ed. III. c. 2) были развиты судебные полномочия Королевского Стюарда. Суд Гофмаршала, призванный охранять тишину и спокойствие “в резиденции короля и ближайших окрестностях” [307Jones W. R. The Court of the Verge.... P. 7-8, 21. ], разбирать жалобы на слуг хаусхолда и поставщиков двора, стал независим от суда Королевской скамьи. Апелляции на его приговоры теперь могли направляться только на имя самого короля. Положение Гофмаршала как действительного управляющего двора было закреплено ордонансом Эдуарда IV, известном как Черная книга (Liber Niger ок. 1383 г. ). Должность была включена в разряд “высших должностей” государства (Great Officer) и, как уже отмечалось, давала преимущество в порядке следования среди лиц определенного пэрского достоинства. В XVI в. при Тюдорах статус и политическое влияние должности главы Департамента Дворцового Хозяйства еще более возрастает. При Генрихе VIII занятие должности напрямую связывается с пэрским достоинством, вследствие чего за ней закрепляется титул лорда (Lord Steward). В ходе административных реформ Т. Кромвеля в 30-е гг. XVI в. была предпринята попытка распространить власть управляющего Департаментом Дворцового Хозяйства на Королевскую Палату, что встретило сопротивление со стороны высших королевских слуг и Совета. Только в 1539–начале 1540 гг. посредством проведения серии мелких реформ Лорд-стюард получил новый титул Великого мастера королевского хаусхолда (Great master of the Household), заимствованный из Франции, наряду с правом управления всеми департаментами двора. Т. Кромвель стремился ввести французскую модель двора, которая, по его мнению, позволяла распространить бюрократические методы управления на королевский хаусхолд, ослабить его чрезмерную зависимость от личности короля и оградить от вмешательства со стороны королевского придворного окружения. [308Elton G. R. Reform and Reformation in England, 1509-1558. L. , 1977. P. 219 220. ]Французская модель предполагала более централизованную структуру двора, где все нити управления сходились в руках главного управляющего. Созданная система просуществовала совсем недолго. После смерти Кромвеля в апреле 1540 г. пост Лорда-камергера двора был восстановлен. Гофмаршал потерял власть над Королевской Палатой, хотя он еще долго назывался в официальных документах Великим Мастером. Только актом Марии Тюдор 1553 г. (I. Mary. c. 4) было восстановлено прежнее наименование должности как Лорда-стюарда. При Марии и Елизавете за Лордом-гофмаршалом двора сохранилось общее управление “низшим” департаментом. Кроме того, он выполнял разного рода королевские распоряжения вне двора. Как член Тайного совета Лорд-гофмаршал входил в различные комитеты и комиссии, Например, по обеспечению снабжения пограничных гарнизонов [309напр. , заседание Совета 23 февраля 1554 г. // The Tudor Constitutional Document and Commentary/ Ed. by G. R. Elton, Cambridge, 1960. P. 98. ] или по назначению комиссионеров в графства для должного сбора налогов [310Act 5 Eliz. C. XXI s. 8 // Select Statutes and Other Constitutional Document Illustrative of the Reigns of the Elizabeth and Jemes I/ Ed. by G. W. Prothero, Oxford, 1898. P. 31. ]. C 1562 г. Лорд-стюард стал принимать присягу коммонеров [311 5. Eliz. C. I. s. 14. // Select Statutes.... P. 41. ], в особых случаях он играл роль посланника короля к парламенту и посредника между ними. В 1542 г. юрисдикция Гофмаршальского суда была расширена. Он получил право рассматривать все уголовные и гражданские дела возникавшие внутри границ королевского двора. Границей двора (verge) считалась двенадцатимильная зона вокруг резиденции монарха. Она имела статус liberty, т. е. территории как бы вырезанной из системы английского общего права. В суд, который получил название Marshalsea court, попадали дела, где хотя бы одной стороной был член королевского двора. Согласно биллю, это вводилось для того, чтобы “они (слуги) не могли вести дела в других судах и их служба терялась”. [312Bill for the Household (33. Henry VIII C. XII. ) // Statuts at Large. L. ,1681, P. 543 - 547. ]Для решения особо важных дел назначались присяжные из числа королевских слуг, а остальные дела рассматривались обыкновенным жюри во главе с Лордом-гофмаршалом. Во время путешествия короля по провинциальным резиденциям полномочия суда переносились на их территорию, что часто было причиной недовольства и жалоб местных жителей в парламент, поскольку юрисдикция Гофмаршальского суда первенствовала над всеми другими судами. [313Loades D. The Tudor Court.... P. 41. ; Tout T. F. The Chapters .... Vol. 2. P. 33]Особое недовольство вызывали штрафы и другие наказания за несоблюдение местными жителями твердых цен на продовольствие установленных в месте нахождения двора. Нападение внутри границ двора считалось очень тяжким преступлением, вне зависимости того, кто его совершил. В 1542 г. парламент принял декрет о наказании любого виновного в кровопролитии на территории королевского двора через увечье. Осужденного присяжными в присутствии Лорда-стюарда надлежало лишить правой руки и посадить в тюрьму, либо, по выбору, крупно оштрафовать. На церемонии ампутации должны были присутствовать все главные сановники двора и руководители придворных субдепартаментов. Для ее проведения каждый из них должен был принести определенный предмет (веревки, чтобы связывать приговоренного; ткань, чтобы перевязать культю и т. д. ). [314 Bill for the Household. ]Естественно, что в отношении знати подобные наказания применялись крайне редко или, как правило, заканчивались королевским помилованием. [315 Loades D. The Tudor Court.... P. 91. ] Яков I еще более расширил судебные полномочия Лорда-стюарда. В 1612 г. им был создан Palace court или "Curia virgae palatii domini regis". Его полномочия распространялись на все частные дела возникавшие внутри двенадцатимильной зоны Уайтхолла, кроме тех которые подпадали под юрисдикцию Marshalsea court. При этом его стороны не обязательно должны быть членами королевского двора. Это вызывало протесты жителей Лондона, подпадавших под его юрисдикцию. В виду частого отсутствия Якова I вне Уайтхолла возникал вопрос: где отсчитывать 12 миль, от места нахождения короля или от места пребывания его двора, т. е. служб хаусхолда. Сохранение постоянных полномочий гофмаршальского суда в зоне вокруг главной резиденции активно отстаивал Лорд-канцлер Элесмер. [316 Knafla L. Law and Politics in Jacobean England. Cambridge, 1977, P. 311. ] Таким образом, Лорд-гофмаршал получал исключительную судебную власть на территории двора как бы вырезанной из системы общего судопроизводства страны. Кроме того, данная система позволяла юридически преследовать тех подданных, которые отказывались от сотрудничества с отдельными королевскими слугами и двором в целом. Слуги хаусхолда были материально заинтересованы в расширении полномочий Гофмаршальского суда, поскольку определенная часть штрафов и конфискованного имущества поступало в их распоряжение. Яков I также был в этом заинтересован, поскольку получал дополнительную, возможность в поощрении собственных слуг в условиях постоянной нехватки средств. Поскольку Лорд-стюард считался судьей ex officio, т. е. по праву занимаемой должности и без судебного патента (without commision), и был обременен другими обязанностями, то нередко судебные заседания проводил его специальный заместитель (lieutenant), а с 1542 г. стал назначаться специальный следователь по смертельным случаям(сoroner - коронер). [317 Loades D. The Tudor Court.... P. 42. ] Выполняли приговоры Гофмаршальского суда и приводили в исполнение дисциплинарные распоряжения Лорда-стюарда королевский пристав (Knight Marshall) и его помощник пристав Королевского Холла (Knight Marshall of the Hall). Королевский пристав содержал придворную тюрьму (Marshalsea) построенную в1381 г. и заботился о поддержании порядка и спокойствия во дворце. Отчасти его функции пересекались с обязанностями королевских привратников и Королевской стражи, но именно королевский пристав должен был совладать с нарушителями и преступниками благородного происхождения. [318 Ibid. P. 91. ]Именно королевскому приставу было поручено конвоировать лорда Кобхема ко двору в Винчестер, где должен был состояться суд по делу У. Рэли и других "заговорщиков". [319 Nichols The Progresses.... P. 293. ]Первоначально согласно статуту Эдуарда III, он сопредседательствовал с Лордом-стюардом в Гофмаршальском суде, отвечал за проведение церемоний и определял порядок доступа к королю. Но все таки, его подчиненное положение закреплялось в качестве исполнителя решений суда и распоряжений Гофмаршала. [320 Tout T. F. The Chapters .... Vol. 2. P. 33. ]Позднее королевский пристав вошел в штат Холла, сохранив за собой чисто полицейские функции. В стюартовском дворе значение должности королевского пристава несколько возросло. На его долю приходилась основная забота по очищению двора от разного рода "лишних" людей: бродяг, прихлебателей, попрошаек, проституток, прислуги королевских слуг. Уже в мае 1603 г. во время переезда в Англию Яков I был вынужден выпустить прокламацию, приказывающую отправить от двора всех праздных персон. Очевидно, что она не возымела должного действия, поскольку в конце июля была выпущена новая прокламация против "праздных персон, как англичан, так и шотландцев", которые не могли дать отчет о цели их местопребывания при дворе. [321 Stuart Royal Proclamations.... Vol. 1. P. 21-22, 44-45. ] Всем штатным слугам двора и присутствующим из знати и джентри предписывалось предоставить высшим слугам хаусхолда, в том числе и королевскому приставу списки своих постоянных слуг. Королевский пристав должен был ежедневно и еженочно объезжать границы двора, задерживать и наказывать тех, кто не содержался в этих списках. Для тех, кто считал для себя необходимым остаться при дворе должны были подать специальное прошение, а всех остальных слуг надлежало отправить по домам до зимы. Подобные строгие меры были вызваны с тем, что летом 1603 г. в Лондоне и окрестностях свирепствовала чума, а также тем, что приезд нового короля вызвал огромный ажиотаж и наплыв ко двору, желающих его лицезреть. Естественно, что подобное столпотворение привлекало разного рода маргинальные элементы, и позволяло им относительно легко затеряться в толпе. Кроме того, при дворе оставалось большое количество бывших слуг елизаветинского хаусхолда, теперь освобожденных за ненадобностью, но не спешивших его покинуть. Томасу Вэвасору (рыцарь из графства Йоркшир, а позже—баронет, одно время он обвинялся в рекузантстве), который был королевским приставом с 1603 по 1618 гг. , и его 23 помощникам стоило больших усилий очистить двор, насколько это было возможно. В дальнейшем Якову Стюарту еще не раз приходилось выпускать специальные прокламации против присутствия при дворе бродяг и излишней прислуги, что демонстрирует бесперспективность этой борьбы. [322 Ibid. P. 434-435. ]Тем не менее, должность королевского пристава, обладавшего большими судебно-полицейскими полномочиями на территории двора, не потеряла своей значимости и привлекательности для представителей высшего класса, о чем свидетельствует назначение известного придворного Эдуарда Зуша (Zouch) [323 CSPDom. 1610-1618, P. 556. ]. Таким образом, к моменту вступления на престол Якова I пост Лорда-стюарда рассматривался как значительная административная и политическая должность не только в рамках королевского двора, но и в масштабах всего государства. Более того, политическая и общегосударственная деятельность лиц, занимавших его в тюдоровский период, несколько отодвинула на второй план административные функции связанные с управлением Хаусхолдом. Часть этих обязанностей на практике была передана заместителям и помощникам. Учитывая столь влиятельное положение должности, пост Лорда-гофмаршала в годы правления Елизаветы и Якова I долгое время не был занят или совмещался с постом Лорда-камергера, который находился в большей зависимости от монарха. Отчасти это происходило из-за нежелания предоставить его возможному обладателю значительную власть и влияние при дворе, чтобы не дать укрепиться одной из противоборствующих придворных группировок. При Марии и Елизавете пост занимали влиятельные аристократы и королевские фавориты, такие как граф Эрандел, Уилиям граф Пемброк; Генри Стенли, четвертый граф Дерби; граф Лестер, граф Нотингем. Последний формально сохранил за собой пост при Якове I Стюарте до 1616 г. Яков I в русле своей придворной политики направленной на укрепление королевского авторитета и ослабления влияния елизаветинской аристократии, пытался восстановить раннетюдоровские традиции и правила управления двором. С этой целью он стремился связать политическую активность высших сановников их более тесным вовлечением в административно-финансовую деятельность вверенных им департаментов. Возможно, этим отчасти и объясняется тот факт, отмеченный еще Т. Таутом, что яковитские придворные ордонансы восходят к ордонансам начала XVI в. Подобное признание, по мнению историков, говорило о безусловной формальности ордонансов Якова I и отрицало их какую-либо историческую значимость, поскольку считалось, что они не отражали изменившихся за почти столетний период реалий и не привнесли что-либо новое в управление хаусхолдом. Как и большинство предшествующих придворных ордонансов регламенты Якова I были вызваны не потребностью отрегулировать придворный церемониал или четко зафиксировать обязанности королевских слуг, а желанием установить более строгий контроль над расходами хаусхолда [324См. Например, об ордонансах 1318г. в Given-Wilson. Ch. The Royal Household.... P. 10-12; о Черной Книге Эдуарда IV в: The Household of the Edward IV: the Black Book and the Ordinance of the 1478 / Ed. by A. R. Myers. Manchester, 1971. P. 22. (далее—The Black Book). ]. Этим и объясняется их опора на текст Элтемских ордонансов 1526 г. , когда сложилась почти аналогичная кризисная для двора финансовая ситуация. При Якове Стюарте было сделано несколько копий ордонансов Генриха VIII с добавлением отдельных выдержек из регламентов последующих Тюдоров. При этом была модернизирована их орфография и фразеология. Ордонансы хранились в Гофмаршальской конторе и служили авторитетом и прямым руководством в сфере управления хаусхолдом. [325Newton A. List of the Records of the Greencloth Extant in 1610// English Historical Review. Vol. 34, 1919, P. 238-240. ]Подобная практика скорее всего говорит не о формальности принятых Яковом I регламентов, а о преемственности в практике административного управления королевским двором. Примечательно, что после Генриха VIII больше не предпринимались попытки создать документ регулирующий деятельность двора в целом. В лучшем случае переписывались Черная книга Эдуарда IV и ордонансы Генриха VIII, а обычно письменно регулировались отдельные вопросы продовольственного снабжения двора, размер штатов отдельных департаментов. Это говорит об определенной административно-финансовой стабильности тюдоровской придворной системы. |
|
© 2007 |
|