РУБРИКИ |
Общая психология - (шпаргалка) |
РЕКЛАМА |
|
Общая психология - (шпаргалка)p>Особые виды деят-ти – действия – операции – психофизиологические функции. Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Деят-ть несводима к сумме действий. 1. Действие – это процесс, мотив и цель которого не совпадают. Цель – сознательный образ желаемого рез-та. Есть действие, есть сознание. Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате. Цель, данная в определенных условиях, есть задача. Задача имеет об и суб стр-ру: объективно – требования и условия; субъективно – требование превращается в цель, условия в средства. 2 процесса в решении задач: целеобразования и поиска средств. Итак:действие включает акт сознания в виде постановки цели действие есть акт поведения: единство сознания и поведения принцип активности социальность: предметность и соц обусловленность чел деят-ти Операция – способ выполнения действия, зависит от условий. Практически не осознаются. операции возникают путем адаптации, прилаживания или автоматизации действий первые не осознаются, вторые на границе сознания подвижность границы, отделяющей слой действий от операций (укрупнение или дробление единиц деят-ти) Психофизиологические ф-ции – предпосылки, средства деят-ти, органический фундамент. Потребности – состояния объективной нужды организма в чем-либо (в онтогенезе познавательная, в контактах). Опредмечивание потребности – узнавание своего предмета – рождение мотива. Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деят-ть. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется деятельностью. Мотивы – осознаваемые (цели) и неосознаваемые. Неосозн. проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов. Иерархия мотивов, главный – ведущий, второстепенные – мотивы-стимулы. Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов. Выделение базовой мотивации – Мак-Дауголл По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения Функции мотивов: В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг мотива на цель. Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок. Все психические процессы – особые формы деят-ти. Бернштейн – принцип активности. Объект изучения – естественные движения. До него – рефлекторная дуга: стимул – процесс его центральной переработки – двигательная реакция (мигание, коленный рефлекс). Но это не так для сложных актов – нужна коррекция. Предложен принцип сенсорных коррекций. Дополнительные факторы, влияющие на ход движения: реактивные силы Необходима информация о состоянии двигательного аппарата и ходе движения – сигналы обратной связи. Схема рефлекторного кольца: моторный центр – команды в мышцу – от мышцы сигналы обратной связи в сенсорный центр – перешифровка на моторные сигналы коррекции – снова в мышцу. Поздний вариант схемы: добавление центральных блоков: программа, задающий прибор и прибор сличения. Программа – сигнал на задающий прибор – прибор сличения (“то что должно быть”). Туда же сигнал от рецептора о состоянии рабочей точки (“то что есть”). Сравнение этих сигналов, на выходе из прибора сличения – дельта W, сигнал рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Он идет на блок перешифровки -–сигнал коррекции через регулятор на эффектор – изменение положения рабочей точки. Возможна экстренная перестройка программ (прямо с рецептора сигнал на задающий прибор). Сигналы обратной связи приходят в разные чувствительные центры головного мозга и переключаются на моторные пути на разных уровнях. Уровень А – самый низкий и филог древний, тонус мышц. Сигналы от проприорецепторов о степени напряжения мышц Уровень В – уровень синергий: сигналы от мышечно-суставных рецепторов о взаимном положении частей тела. Уровень С – уровень пространственного поля: сигналы от зрения, слуха о внешнем пространстве. Уровень D – уровень предметных действий, корковый. Принадлежит человеку: орудийные действия, манипуляции с предметами. Это уже действия – сообразуются с логикой предмета. Уровень Е – интеллектуальных двигательных актов (речь, письмо). в организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней; осознается ведущий одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий уровень определяется смыслом, задачей движения. выявление двигательного состава движения (как оно выглядит снаружи) прояснение внутренней картины движения; перешифровка афферентных сигналов в эффекторные команды роспись коррекций по нижележащим уровням Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации: приобретение навыков стереотипизации, нахождение динамически устойчивой траектории. Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности. Бихевиоризм: принцип реактивности. Конкретно-физиологический: механизм кольцевого управления движением (центральная программа! ) Реакции – частный случай активности. Программа выбирает даже действующие стимулы. Общебиологический: жизнь есть реализация внутренних программ, организм преодолевает среду Философский: любая внутренняя программа имеет материальный код. 18. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе Филогенез: коллективный труд – разделение труда – появление действий (освобождение от биологического смысла) – уяснение смысла – необх-ть сознания. Развитие речи и языка – отделение идеи от предмета - система значений – со-знание (совместность). Общественные отношения (интерпсихические процессы): воздействие на другого жестом, словом – воздействие на себя (интрапсихические процессы), саморегуляция – развитие ВПФ Онтогенез: превращение интерпсихологических процессов в интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе. Развитие ВПФ. Эгоцентрическая речь: переход от внешней к внутренней (ф-ии саморегуляции, планирования, контроля). Филогенез: появление стимулов-средств (узелки на память) – ВПФ. Онтогенез: рождение стредства-знака в процессе общения со взрослым и его интериоризация. Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних средств): В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность запоминания. В младшем – значительно повышают Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию (эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры. Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме). “Видовой” опыт человека зафиксирован во внешней, материальной культуре (экзотерическая форма) – необходимо усвоение этого опыта путем воспитания и обучения (искусственное развите р-ка). Наследственные предпосылки у человека: не жестко детерминируют поведение (инстинкты расшатаны) человеческий видовой опыт относительно молод – не мог зафиксироваться в стр-рах мозга пластичность мозга Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-исторического опыта. Процесс распредмечивания опыта в процессе его усвоения индивидом. Для этого необходимы: наличие предметов культуры совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств, координация действий). Необходимы активность р-ка и активность общества. Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделать сам и к чему он способен при участии взрослого. Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной. Представление о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие личностных черт. 2 подхода к личности: Способ работы – диагностика и коррекция способов поведения. Человек как создатель свойств. Свойство – артефакт, созданный с определенной целью), значит возможно его изменение. Причина – личность. Индивидные свойства во всем многообразии (возрастно-половые, индивидуально-типические) Диагностика черт - опросники: черта – поведение (вероятное) – самоотчет испытуемого. Черта определяется посредством реакции или поступков в определенных ситуациях (перечень ситуаций) Проблемы: Проекция представлений автора о том, каким должно быть то или иное явление. Например: теория черт (харизматическая теория лидерства) – набор черт, необходимых лидеру. Но несогласованность у разных авторов + представление, что это черты самого экспериментатора, а не лидера. Реконструкция: суждение о наличии черт (например, угодливое поведение и угодливость + атрибуция в связи со статусом человека) Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность. Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое. Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт – генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт! Тестовый метод: Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе поверхностных (Кеттел). психофизиологические функции (восприятие, память, мышление) органические потребности Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума) темперамент Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента (метод близнецов). Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек действует. Индивид – то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция). 19 век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство, создание обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий) Фрэнсис Гальтон – система антропометрических измерений школьников, разработка тестов сенсорного различения. 1905 г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к суждению, пониманию и рассуждению. 1916 – шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим возрастом). Теплов: это индивидуальное свойство субъекта, связанное с готовностью к успешному освоению и осуществлению определенной деятельности (это средства деят-ти и возможность ее осуществления). Отличны от наличного уровня знаний и умений, но объясняют легкость их приобретения. Характеристики способностей: Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей. Задатки – это возможности, они константны. Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и создаются (по Теплову). Способность есть процесс. Деят-ть направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией. Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации. Задатки Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства. Легче – специальные, труднее – общее (как определить интеллект) Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить). Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр. Среда, темперамент. Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста. 1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ Требования к тесту: валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен надежность – воспроизводимость рез-тов, степень их повторяемости стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам) эвалюация, подведение итога Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью. Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект: Сложное строение (несколько способов решения для креативности) Косвенная инструкция Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение! Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в рез-те преобразования нескольких натуральных ф-й. 3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание. Т-т - это врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие темперамента. Т-т зависит от физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД): скорость нервных процессов, яркость переживаний и выражения эмоций, скорость переключения с одной деят-ти на другую (скорость, интенсивность, переключаемость психических процессов! ) Темперамент не специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс. Гален – сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю корреляцию псих. процессов. Последствия теории: Возможно прижизненное изменение т-та – в рез-те эндокринологических изменений, травм и т. д. глобальность св-в т-та – они проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции, интеллекте. Сила – устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя (толерантность); способность к концентрации возбуждения; помехоустойчивость уравновешенность – неуравновешенность Возможность к переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации подвижность – инертность Скорость образования усл. рефлексов, скорость перехода от возб к торм-ю. Построение общих типов нс выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром как набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое основание. Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими стр-рами: Общая психическая активность индивида: вялость, инертность – подъем, стремительность (ретикулярная формация) Моторный компонент – быстрота, сила, резкость, ритм Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность, скорость смены переживаний (лобно-лимбическая кора) Современная т. з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется при жизни, это психологичское, а не физиологическое свойство: свойства конституции – св-ва ЦНС – тип ВНД – темперамент. На одном типе ВНД может сформироваться разный т-т. Теплов: св-ва нс – природные, врожденные особенности (физиологические). Нет простого соответствия между типом нс и х-ром поведения: св-ва нс образуют почву для формир-я типов поведения (важно также влияние воспитания и условий жизни). Климов “индивидуальный стиль деят-ти” – пристройка компенсирует недостатки ядра при высокой мотивации (эксп-т: счет в уме. 40 мин – нет различий для сильной и слабой нс). Вундт: связь типа т-та с энергетикой организма (на примере эмоций): Нет объективной диагностики т-та: это комплексная процедура. Лучше исследовать в раннем детстве и критические периоды. Необходимо учитывать: т-т проявляется универсально (в разных видах д-ти) + у разных людей по-разному ярко выражен ярче в экстремальных ситуациях св-ва т-та зависят от разных систем организма: гуморальной, эндокринной и т. д. гипервозбудимость (экспансивность, двигательное беспокойство) заторможенность Х-р – прижизненное развитие темперамента. Необходим, чтобы защищать личность на данном этапе развития – сохранение актуальной стр-ры мотивов. Это совокупность устойчивых психических св-в и привычных способов поведения. Формируется социумом. Ананьев: х-р - это система отношений человека с миром, с людьми и с самим собой. Характерным становится то, что было личностным: х-р = личность + прошлый опыт (стереотипизация личностных черт) Адлер – индивидуальный жизненный стиль. Х-р может препятствовать развитию личности (жесткий, ригидный х-р) Пиаже: 2 аспекта адаптации в среде ассимиляция=ригидный х-р (присвоение нового материала с помощью наличных когнитивных схем) аккомодация – нет х-ра, т. е нет устойчивых способов поведения, нет установок, каждая ситуация является уникальной. Вильгельм Райх: х-р есть защитный мускульный панцирь – преграда для развития личности. Необходимо каждую эмоцию выразить телесно – распустить защитный панцирь. Х-р обычно приравнивается к личности. Разводятся в отечественной псих-и (связь с методологией). Х-р – устойчивй индивидуальный тип поведения, на определенном этапе жизни приобретающий св-ва автоматизации. Факторы формирования х-ра: Построение психотелесных соответствий, или строение тела и х-р - Кречмер 3 этапа: построение типов телосложения и установление их связи с наличием психического заболевания Астеник – угловой профиль континнум патологии и нормы (нет качественной разницы): выделение аномалий характера Болезнь – патология – буферная зона – акцентуация – норма Аутизм, замкнутость, склонность к самоанализу, идеализация, резкий переход от крайней чувствительности к эмоциональной тупости Открытость, деятельность, активность, переход от бурного веселья к депрессии выделение нормальных индивидуальностей, сводимых в 2 общим биотипам (на материале выдающихся личностей) Шизотимик Шелдон – изучал норму: не типы, а индексы (возможные показатели типа телосложения от 1 до 7): 3 типа конституции по 3-м зародышевым листкам: Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе человека – зависит от условий жизни. Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой группы. Функции х-ра – связаны с адаптацией: Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для решения задач данной системы. Смена х-ра при смене экон и соц условий. Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному – желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли. Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества. Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты – психологический критерий принадлежности к нации. Индивидуальность – это совокупность психических свойств и способов поведения=х-р=широкое понимание личности. Тип – организованная совокупность, структура Объяснительная, научно-исследовательская – найти для индивидуальности объективное телесное основание (Шелдон, Кречмер) Описательная – выделение аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко) Собственно терапевтическая – для понимания сб собственной индивидуальности (Юнг) Факторы (совмещение влияния наследственности и среды + травмы): наследственность Акцентуации по Личко – крайняя степень нормы, связнная с резким подчеркиванием определенной черты х-ра. Любая индивидуальность мб оценена как акцентуированная. Личность есть иерархическая стр-ра – это предпосылка акцентуации. Акцентуация возникает, если травма адресована к слабому звену х-ра (патология – любая травма). Критерий отличия от патологии – внешний, социальный. Сверхпунктуальный – тенденция к психастении, высокая тревожность, стремление к упорядочиванию (мытью), нарушение сна, мотив избегания Аффективно-застойный – суммация аффекта, непредсказуемость аффективного поведения, паранойя, карьеризм, обидчивость. выделение 2 взаимосвязанных направленностей: экстраверт – интроверт Экстраверт: ориентировка на объект, тенденция вовне, внушаемость, типичный невроз – истерия. В б/с – интраверсия (компенсаторный х-р), энергия на вытесненных потребностях, возможен конфлик с сознанием. Интроверт: субъект обладает большей ценностью, чем объект; гипертрофия сознательной личности. В б/с – гипертрофия объекта – защита – психастения + наделение их магической силой. Каждый обладает обеими, но одна преобладает. отделение типов направленности от доминирующих психических функций: эмоциональность – рациональность расширение числа доминирующих психических ф-й: сенсорика (ощущение и восприятие событий, интерес к объекту как таковому) эмоции Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти. Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн) Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности. Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно. Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального. Свойства эмоций: Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов: природные смыслы (полезно/вредно) личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе) Чувство – отношение к предмету. Чувство протекает во времени – аффективный процесс. Если он задержан или прекращен – волевой процесс. Эмоция как феномен: описать значит объяснить Сартр: феноменологическая теория эмоций. Эмоция как переход в иррациональный мир, безразличный к логике. Она объясняет индивидуальное событие, происшедшее с индивидом. как психотелесные состояния: эмоции захватывают весь организм поведенческие выражения – мимика, пантомимика, голос, паузы физиологические и вегетативные: КГР, движения глаз. Эмоциональное предвосхищение решения: эмоция предшествует решению задач (Тихомиров) - эвристика. биохимические изменения – выброс адреналина: стресс Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные состояния, объекты внешнего мира Функции побуждения и организации регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть) эвристическая (предвидение) синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные комплексы) Функции экспрессии Органическая чувствительность: выражают состояния организма, неопредмечены (тоска, тревога, радость) Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные, эстетические, моральные обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония, возвышенное, трагическое Отдельно: аффекты, страсти (четкая предметная направленность, высокая интенсивность), настроения (нет предметности, слабость, б/с компонент). Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция. Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению. Диагностика: через речь (метод свободных ассоциаций) и через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии). Собственно эмоции=эмоции в узком смысле (более длительные, ситуационные, более слабые). Предметный х-р, направленность, возможность к обобщению и коммуникации. Чувства – связаны с личностью. Это устойчивое социально и личностнозначимое эмоциональное состояния, управляемое с помощью культурных средств. Чувства внеситуативны, это ВПФ, преобразованный аффект. Ряд уровней: от непосредственных к внешним, социлаьным. Спонтанные эмоции индивидуально типичны, а актерские не похожи на спонтанные Фотографии, выделение групп мышц углем: 2 ряда мимических схем: естественная выразительность и конвенциональная мимика Боринг и Титченер: показ спонтанного, актерского и схематического выражений (хуже всего схема) Гудинаф: слепорожденные дети – не формируется конвенциональная, а врожденная редуцируется 3 мимические схемы: Базовые эмоции – имеют культурно-универсальные схемы. Но повод – культурно-специфичен. 1. Что предшествует эмоции? Джемс, Ланге: эмоции предшествует некое событие, затем КГР, затем осознание, потом эмоция (мы боимся, потому что бежим от опасности). St – висцеральное изменение – эмоция как переживание физиологических изменений. Относится к стандартным эмоциям – имеющим отчетливое телесное выражение. Критика: Периферическая теория эмоций – необходимо вводить центральную. Кэннон: отделение иннервации внутр орг-ов от ЦНС – не привело к эмоц изменениям темпы реакций внутр орг-ов и ЦНС различны Вывод: висцеральные акты участвуют в возн-и эмоций, но их роль переоценена. Эмоции могут возникать без внешнего St и сопутствующих висц измен-й 1) Клапаред: чувства первичны, эмоции вторичны, могут быть даже вредны. Чувственная оценка всегда адаптивна. Восприятие – чувство оценки – периферическая реакция – осознание – эмоция. 2) Шехтер: эксп-т с изменением обратной связи – лекарство, воздействующее на эмоц сферу (+пустышки) – у всех одинаковые периф изменения Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб окраску. С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более совершенным, т. к эмоции охватывают весь организм (интегральность) – являются сигналами полезного или вредного воздействия. Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению. 2 стадии поведения живых существ: Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект. ! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности! В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы (обратная афферентация). Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации эфферентного возбуждения. Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об имеющихся ср-вах. Другие факторы: Главные факторы: потребность и возможность ее удовлетворения. Информация: вся совокупность средств достижения цели – знания, навыки, ресурсы организма, время и т. д. Низкая вероятность удовлетворения – отрицательные эмоции, высокая – положительные. Спор с Анохиным: эмоция есть не просто сигнал о полезных или вредных воздействиях: необходимо сопоставление ценностей (отражательно-оценочная функция). Например: боль и опасность для жизни – движение может осуществляться несмотря на боль. Эмоции – универсальная мера ценностей! Другие функции эмоций: гипермобилизация организма при возникновении напряжения (на всякий случай) принцип доминанты (голод – все кажется пищей) – снижение критериев принятия решения Врожденный х-р (покраснение, усиление ритма сердца), но некоторые нуждаются в практике (плач, смех) + подражание. Ранее все выполнялись произвольно с определенной целью: произвольноть – привычка – наследственность. Сходство выразительных движений – все расы произошли от одной древней формы. Смех, страх, страдание – есть и у обезьян. Подавление внешних проявлений – смягчение эмоций (ср. Джемс-Ланге). 9. Тревожность и фрустрация: определения и примеры исследований. Тревога – предвосхищение опасности, склонность переживать по поводу ожидаемого неблагоприятного хода событий. Неприятие мира, боязнь окружения. Фрейд: 4 причины тревожности Перлз: необоснованное забегание вперед, отказ жить в актуальном опыте Роджерс: это точка личностного роста – признак необходимости изменить себя (несоответствие представления о себе и реального Я). Личностная: Т-диспозиция Хекхаузен: Измерение общей тревожности: опросники MMPI, MAS Варьирование степени трудности задания – легкие лучше тревожные, трудные – нетревож. Но при изменении ситуации - применении метода занижения рез-та и сокращения времени – различия еще резче проявляются. Реактивная гипотеза – высокотревожные обладают лишь сильной предрасположенностью к тревожности, они ведут себя как более тревожные лишь в напряженных и угрожающих ситуациях. Трудная задача не сама по себе усиливает тревожность, а в связи с возможной неудачей – усиление ситуативной тревожности. Опросник Спилберга “Состояние и свойство тревожности”. Корреляции между значениями Т-диспозиции и Т-состояния, но не является жесткой: при восприятии боли или физической угрозы нет разницы в Т-состоянии между тревожными и нетревожными. Также зависимость от того, насколько данная ситуация воспринимается как содержащая угрозу, что зависит от прошлого опыта. Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель. Ситуативна. Левин – понятие динамического поля. Оно выходит из равновесия – вектор желания. Тамара Дембо – исследование реакций на фрустрацию (цветок). Источник фрустрации – препятствие, барьер: Сила агрессии зависит от интенсивности мотива, от достижимости объекта + гентика регрессия: познавательная – избегание логики, переход от понятий к комплексам уход замещение (позитивная реакция) – попытка заменить исходную ситуацию сходной по: содержанию фантазирование – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым (отрицание реальности) Стресс – приспособительный рефлекс организма (см. реферат- Селье). По Селье - это чисто физиологическое (биохимическое) событие в ситуации неизбежной опасности для жизни. 2 вида стресса: эмоциональная напряженность – сверхмотивация (разрушает деят-ть) операциональный стресс – уровень оптимальной напряженность, необходимый для поддержания деят-ти Любое событие – стресс. Фрустрация – разновидность стресса. Стресс может достигать стадии аффекта. Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция. не поддается контролю, разрушает произвольность поведения глобальность – отсутсвие поведенческой альтернативы (временное помешательство) расщепление поведенческой картины аффекта (агрессия + аутоагрессия, ступор, паника) Исход |
|
© 2007 |
|