РУБРИКИ

Общая психология - (шпаргалка)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Общая психология - (шпаргалка)

p>Х-р изменения точек пространства в связи с движением наблюдателя: быстро смещаются в противоположную сторону. За точкой фиксации – медленное движение в ту же сторону, что и наблюдатель.

    Теории стабильности мира:
    Восприятие движения зависит от 2 факторов:

изображение – сетчатка (движение изображения по сетчатке – движене самого объекта) глаз – голова (движение глаза по отношению к голове)

Эти 2 системы компенсируют др др – в зрительную кору поступают сразу 2 сообщения, взаимное торможение. Шеррингтон: афферентная теория стабильности мира

2 сообщения от 2 систем поступают в ЦНС (центральный блок сличения). Мир стабилен, т. к. есть постоянное сообщение о том, что глаз движется по отношению к голове. Гельмгольц: эфферентная теория стабильности мира

Командный блок управляет движениями глаз и сообщает об этом в ЦБ, туда же поступает инфо от изображения-сетчатки.

    Иллюзии движения:

Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта (точка внутри движ прямоуг-ка). Движение вызвано контекстом (фигура – фон). Зависит от того, какая система отчета победит: прям-к движется в гориз плоскости – воспринимаем движение точки прям-к помещен в круг: круг движется вверх-вниз – точка движется по диагонали (перцептивный конфликт) Автокинетический эффект: движения зафиксированной точки в темноте Гипотезы:

    точка неподвижна, глаз движется
    точка помещена вне системы отчета, потеря ею стабильности.

Стробоскопический эффект: фи-феномен по Вертгаймеру – полоска между точками. Эффект водопада: если долго смотреть на водопад, а потом перевести взор, то кажется, что водопад идет в обратном направлении. Связан с утомлением канала И-С – перестает реагировать на стимул, активизация рецепторов, фиксирующих неподвижную часть. Иллюзия увеличения черной спирали на белом фоне.

8. Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических искажений. Исследование восприятия в школе “New Look”. Процесс построения предметности образа восприятия:

создание перцептивных конфликтов: превращение восприятия образа из операции в действие. Стрэттон: инвертирующие очки. Адаптация начинается с периферии: мир сначала теряет реальность, затем восстанавливает предметность (животное не может адаптироваться – призмы на глазах кур). Но при фиксации внимания – эффект неправильности. Эксп-т с зеркалом: свое тело видится вынесенным вперед. Статья Грегори:

Гельмгольц: для правильного восприятия необходимо перцептивное обучение! Эксп-ты Хелда: важность активных движений животного для формирования зрительного восприятия (котята росли в темноте – корзинки). Гибсон: отклоняющие призмы, искажения сетчаточных изображений, которые восстанавливаются по мере ношения призм. Сходный эффект структурного последействия (линия кажется изогнутой в другую сторону). Предположение о существовании у человека особого вида адаптации: изменение механизмов зрительного восприятия пространства. Колер: окрашивающие очки. После их снятия мир окрашивается наоборот! Видимо, это рез-т процессов компенсации в мозге. Смит: камера, монитор – испытуемый наблюдает за своей рукой при письме. Инверсия вызывает расстройство письма. Временная отсрочка: еще большее нарушение. Логвиненко: инвертоскоп – разрушение видимого мира:

    потеря констанстности видимого положения предметов
    исчезновение константности формы
    нереальность предметов

Адаптация – в форме построения нового видимого мира. 3 стратегии адаптации: игнорирование перевернутости зрит пространства

    разрыв с логикой предметного мира
    восстановление константности.

В ходе перцептивной адаптации возникает новое восприятие как некое новообразовние не вместо прежнего, а наряду с ним: образование новых нервных связей. псевдоскопическое восприятие: псевдоскоп – смена знака диспаратности (левая и правая сетчатки меняются местами). Линейная перспектива меняет знак. Влияние сознания при оценке пространственных форм: объект неопределенной формы: у нас возникают различные объект-гипотезы объект с определенной формой:

стакан с водой: при переворачивании – правило подобия (желе). Необходимость соблюдения предметной нормы. жгуты на руке – уходят под кожу

бумажный конус: превращается в воронку. Его тень начинает восприниматься как чернильное пятно. маска лица: лицо не оборачивается (константность восприятия формы), но кукольное – да. 2 объекта: один оборачивается (конус), другой – нет (игрушечный слоник). Они одинаковой высоты, на них положен карандаш – перцептивный конфликт: карандаш удерживает предметную ситуацию

конус оборачивается – карандаш делится пополам: семантико-логическая регуляция внутри процесса порождения пространственного образа.

Возможность создания искусственных органов чувств: феномен кожного зрения (зрение без сетчатки) – Варньеро. Помещение на тело вибрационных датчиков с телеизображением – постепенное различение форм объектов (ощущения объективируются и выносятся вовне). Но трудно определить объем.

Брунер “новый взгляд”: потребности и ценности как организующие факторы восприятия. 2 типа детерминант восприятия:

    автохтонные – св-ва нс, законы перцептивной организации
    поведенческие – научение, мотивации ценности

Море стимулов – индивид осуществляет отбор: перцептивная гипотеза. Она складывается под влиянием потребности и фиксируется при подкреплении. 3 гипотезы:

чем выше социальная ценность объекта, тем выше действие поведенческих детерминант чем выше потребность индивида в объекте, тем выше действие повед д-т неопределенность восприятия облегчает действие повед д-т

30 детей, 10 лет - 2 группы – регулирование размера круга света ручкой: сопоставление с размерами монет различной ценности по памяти при предъявлении монет

    В контрольной группе – картонные кружки вместо монет.
    Рез-т:
    величина монет оценивается выше величины кружков.
    с увеличением достоинства монет растет отклонение величины

2 группы: богатая и бедная: бедная сильнее пеероценивает величину монет. У богатых детей: завышение больше при оценке по памяти, у бедных – по предъявлению. Гипотеза: у бедных ослаблена фантазия, подавлена деят-ть воображения; у богатых неопределенность восприятия дает свободу воображению.

    Определение мышления. Классификации видов мышления.

Дункер: мышление есть процесс постановки и решения творческих задач. Леонтьев: мышление есть процесс отражения объективной реальности, в результате которого происходит переход от явления к сущности. Мышление человека имеет общественную природу. Ассоцианизм: мышление есть сложная цепь ассоциаций, протекающих в сознании. Но проблема целенаправленности – учение об апперцепции. Вюрцбюргская школа:

    несводимость к простому ассоциированию
    подчиненность цели (детерминирующая тенденция)
    безобразность.
    Но отрыв от чувственности и практики.

Гештальтпсихология: мышление как непосредственное усматривание искомого решения, выражающееся изменением стр-ры проблемной ситуации в сознании сб. Это автохтонный, самопорождающийся процесс. Леви-Брюль: идея о качественных изменениях мышления в ходе исторического развития. Келер: изучение генетических корней мышления в животном мире – интеллектуальное поведение обезьян (орудийный интеллект). Выготский: мышление животных превращается в человеческое под влиянием перекрещивания линии развития практических предметных действий и линии развития голосовых реакций в трудовой деят-ти. Валлон и Пиаже: словесно-логическое мышление развивается из практических интеллектуальных операций путем интериоризации в условиях общения со взрослыми и развития речи. Выготский: развитие мышления в онтогенезе есть процесс усвоения р-ком общественно-исторически выработанных действий и операций. При взаимодействии с предметами труда возникновение действий, подчиненных познавательной цели – закрепление с помощью языка в содержании сознания общества. Редукция произносительной стороны речи – переход к внутренней словесной мыслительной деят-ти. Разделение труда – отделение умственного труда от физического. Мыслительная деят-ть имеет то же строение, что и предметная. Рубинштейн: процесс мышления – это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Анализ выделяет существенное, вычленяет явление в чистом виде в существенных для него закономерностях. В этом случае анализ переходит в абстракцию. Синтез – установление связи между различными элементами. Это две стороны единого процесса. Основным признаком ума вообще является умение выделить существенное.

    3 типа классификаций:
    Типологии: 2 противоположных типа по одному критерию

Образное и речевое – по наличию предпочитаемых средств (образ – знак) Первобытное и современное – по типу ориентации в среде.

Люсьен Леви-Брюль: оба типа сосуществуют. Единица первобытного: коллективное представление (синкретический образ). Свойства: мистичность (нет деления между фактом и оценкой) и пра-логичность (эмпирический критерий достоверности). Реалистическое и аутистическое – по отношению субъекта к реальности. Блейлер: принятие и неприятие суб реальности. Аутистическое есть и у детей. По Пиаже: аутистическое первично, развитие мышления – от аутизма к реализму (социализация). При патологии сильнее страдает реалистическое. По Блейлеру первоначальным является реалистическое: обладая аутистическим мышлением нельзя выжить, приспособиться к реальности. Но оно необходимо при принятии решения в неопределенной ситуации, прогнозирование, воображение, антиципация удовольствия. Преобладает у детей и при сильных аффектах.

    Реалистическое
    Аутистическое
    Представление действительности
    Представляет себе то, что соответствует аффекту
    Цель- нахождение истины
    Вытеснение неприятных представлений
    Регулирование отношения к внешнему миру
    Создание удовольствия
    интуитивное и аналитическое
    Функциональные классификации

Теоретическое и практическое – по типу задач (Теплов). Практическое связано с принятием решения. Конкретное и абстрактное - по типу установки (Гольдштейн). В норме обе установки постоянно взаимодействуют. Конкретная – предназначена для данной ситуации, которая рассматривается как типовая. В неопределенной ситуации – абстрактная. Необходима для понимания мира, позволяет обобщать, планировать в уме, основа произвольности. Творческое и критическое – по порождению и отбору идей (Осборн). Техника мозгового штурма. Критическая установка не только завершает творческий процесс, но и предшествует ему (взаимодействие): Схема творческого процесса (Уоллес):

Анализ предыдущих сходных ситуаций, условий и требований задачи Созревание – б/с работа, порождение гипотез

    Озарение – нахождение принципа решения
    Проверка истинности
    Генетические классификации:
    наглядно-действенное
    наглядно-образное
    словесно-логическое
    2 критерия:
    форма представления объекта мышления
    способ оперирования с объектом (действие, образ, знак)
    по генезу

Язык и речь. Виды и функции речи. Значение слова как единица речевого мышления. Стадии развития значений слов. Выготский: выделение единицы, обладающей всеми св-вами целого (в отличие от элемента). Единица речевого мышления – значение слова (в будущем – понятие). Речь: коммуникация и мышление.

    Значение слова:
    Обобщение (признак мышления)
    Общение (первая функция речи)
    Различные генетические корни мышления и речи:

Интеллект обезьян – в оптически актуальной ситуации, связан с употреблением орудий. Речь – эмоциональное выражение, общение. Нет связи между этими системами. 3 возможности:

    Наложение мышления и речи – бихевиоризм

Разделение мышления и речи – вюрцбюргская школа: мысль не зависит от речи, может быть выражена разными способами. Наложение:

    доречевое мышление (животное, ребенок)
    речь без мышления (сигнальная)

речевое мышление: мысль не выражается, а совершенствуется в слове. Мышление и речь: качественно различные направления развития: Мысль – от общего к частному

    Речь – от частного к общему

Выводы: мышление и речь – частично пересекаются. Речевое мышление – этап в развитии обоих процессов. Это мышление в понятиях – результат социального развития.

    Виды речи:
    Знаковая и сигнальная.
    Знаковая: внешняя и внутреняя
    Внешняя: монолог и диалог
    Монолог: устный и письменный
    Эгоцентрическая речь – ранняя форма внутренней речи
    Функции речи:
    Коммуникативная
    Экспрессивная (сигнальная)
    Внешняя:
    Индикативная (указание на объект)
    Номинативная
    Сигнификативная (приписывание значений)
    Гностическая (хранение и передача знаний)
    Внутренняя:
    Планирование собственных действий
    Регулирование
    Психологическая структура понятия:
    Конституирующий признак понятия – значение.

Имя относится к единичному объекту, понятие – к классу объектов. Понятие состоит из существенных признаков. Понятие есть единство слова (знак) и класса объектов. Формирование понятия:

    Много объектов – наложение (ассоциации)

Сначала абстрактное понятие, затем наполнение его конкр. объектами.

    Речевое мышление:
    внешний план (звук) и

внутренний план (семантика). Взаимосвязаны, но свои законы движения. Еще глубже – план внутренней речи:

    абсолютаня предикативность
    фонетическое редуцирование
    преобладание смысла слов над значениями

Это диалог по своей психологической сущности. Значение социально, смысл индивидуален. Смысл может существовать без слова. Смысл – совокупность всех возможных психологических содержаний, связанных с ним. Смысл слова есть резерв развития значения. Особенности сементики внутренней речи:

    агглютинация (асинтаксическое слипание слов)

идиоматичность: одно слово может выражать огромное смысловое содержание Внешняя речь

    Внутренняя
    Развернутость
    Свернутость
    Коммуникация
    Саморегуляция
    Понятийна
    Фактурно-разнородна (образы, эмоции, мотивы)

План мысли: слово умирает во внутренней речи, рождая мысль. Мотивационный план

    Эгоцентрическая речь:

Пиаже: доречевое мышление=внутренняя речь – ЭР – социальная, внешняя речь. Линия социализации, формирование понятия. ЭР как эпифеномен: выражение степени недостаточности и неполноты социализации детской речи. С возрастом исчезает – исчезает эгоцентризм. Путь от смысла к значению: от смысловой индивидуализации к пониманию другим человеком. Выготский: речь для других – ЭР – речь для себя. Линия индивидуализции. Ребенок изначально социален. Возникновение ЭР: затруднения в гладко текущей деят-ти. ЭР есть средство мышления! ЭР есть внешне выраженная команда для других, но внутренне – команда для себя (саморегуляция! ). Внешняя речь – побуждение.

    Внутренняя – саморегуляция

ЭР – социальная компенсация слабой саморегуляции. Формируется на социальной основе при переносе социальных форм регуляции вовнутрь. Особенности ЭР:

    коллективный монолог
    иллюзия понимания
    вокализация
    Эксперименты: резкое падение ЭР:
    в одиночестве
    в обществе глухих детей
    при затруднении вокализации (шум)

Вывод: ЭР есть выделившаяся особая форма речи, которая по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи.

    Стадии развития значений слов:
    Вюрцбюргская школа: Ах – генетически-синтетический метод

Набор искусственных объектов (48) , каждый обладает рядом признаков (цвет – по 12, внутри – по размеру, весу, форме), каждый признак – несколько параметров Обозначение – условные слова (тяжелые большие – гацун, тяжелые маленькие – таро, легкие большие – рас, легкие маленькие - фал) Искусственные понятия: обозначенный словом набор объектов, каждый из которых обладает двумя общими признакми Этапы:

период упражнения, разучивания: перед р-ком фигурки с бумажками. Надо поднять фигуру (чб почувствовать ее вес) и произнести ее название, так несколько раз. Поиск: бумажки отрываются, надо найти все гацуны. Почему отобрал именно эту фигуру? Надо абстрагироваться от цвета и формы и включить только 2 признака: тяжесть и величину. Проверка: чем отличается гацун от рас?

Вывод: в начале бессмысленные слова приобретают опред значение – становятся носителями понятий. Недостаток методики: слова даны с самого начала - не выступают в роли знаков и не отличаются от другого ряда стимулов. Задача может решаться на основе памяти. Средства даны сразу, задача вводится постепенно. Ах изучал, как задача влияет на способ организации стимульного ряда (классификация).

Функциональная методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова: 2 ряда стимулов: объекты и набор обозначений.

20-30 шашек, 5 цветов, 3 формы + отличаются высотой и величиной. На нижней стороне фигур написано слово (высокие большие – мул, высокие маленькие – дек, низкие большие – репе, низкие маленькие – бат). Расставлены в беспорядке.

Эксп-р показывает образец (бат) и просит р-ка отобрать все бат и объяснить почему. Р-к отбирает фигурки

    Эксп-р переворачивает фигуру и показывает ее название.

Задача дана сразу, а средства вводятся постепенно – изучение того, как используются средства в решении задачи классификации: Исследование не готовых понятий, а процесса их развития

    Итог - создание сложных понятий

Как бессмысленное слово становится знаком (приобретает значение)

    Стадии развития понятий (онтогенез значений слов):

Синкретизм – образование неопределенных множеств предметов, в основе лежит либо субъективный, либо случайный признак. Комплексы: объединение на основе некоторых объективных связей, но нет ни одного общего для всех признака: Коплекс: структура (ядерная, цепная) + сохранение или изменение параметра (ассоциация, коллекция) ядерный комплекс – связь каждого с центральным эл-том, но нет связи между собой коллекция (всех по одному)

цепной комплекс – переход от признака к признаку (цилиндр большой – цилиндр маленький – маленький куб – куб большой и т. д) диффузный

    Псевдопонятие: общий признак есть, но он не осознается

Потенциальное понятие: на основе конкретного эмпирического признака, который уже абстрагируется Истинное понятие: выдление обобщенного, существенного признака, синтезирование ряда абстрагированных признаков.

    Свойства комплексного мышления:
    отсутствие единства связей
    отсутствие иерархии признаков
    наглядный х-р связей
    обобщение строится на основе наглядности и практичности.

10, 13, 14. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления. (см. вопрос 9)

    Теория
    Восприятие
    Интеллект

Знание об объекте в рез-те непосредственного контакта с ним Позволяет приобретать знания опосредованно (вне контакта + знания о сущностных св-вах) Гельмгольц

    Связаны: В. есть б/с умозаключение (пример: константность)
    Гештальт

Келер: орудийное восприятие. Изучаются вместе: это разные уровни познания, имеющие общую структуру

    Пиаже
    Связаны, но различны!

Статично, необратимо, целостно. Однозначная связь с объектом. Образ фрагментарен, зависит от мотивации. Эгоцентризм восприятия. Обратимость, новая степень свободы. Тенденция развития: от эгоцентризма к децентрации Общий вывод: преемственность развития восприятия и интеллекта. Переход от необратимости к обратимости через константность. Перцептивная деятельность зависит от развития интеллекта, связана с научением.

    Основные теоретические подходы:
    Механистический

Структурная психология: чувственные представления – ассоциации. Мышление как ассоциирование чувственных представлений. Образование понятия: наложение фотографий – при ассоциирование нескольких представлений их общие, существенные признаки акцентируются, образуя понятие, несущественные исчезают. Мюллер: теория диффузных репродукций: каждое представление вызывает диффузный поток ассоциаций. При их наложении выделяется признак, общий для исходных представлений и существенный для нового опнятия. Выводы:

мыслительный процесс есть бессубъектный, нет внутренней активности реактивность мышления (внешняя ситуация)

    неспецифичность мышления
    моделирование вместо объяснения
    униваерсальный язык описания псих процессов
    Телеологический
    Вюрцбюргская школа: Ах, Кюльпе, Бюлер, Зельц

Идея активности, интенциональности сознания (цель): детерминирующая тенденция. Она определяет течение ассоциаций, определяет выделение существенного признака. Явление сознанности – наличность ненаглядного знания. Процесс выбора средств зависит от конкретной задачи. Изменение метода интроспекции: теперь отчет проводится в условиях поиска ответа на поставленный вопрос. Использование в эксп-тах шаблонных репродуктивных задач, т. к. цель – определить мышление. Феномены внутреннего опыта:

    чувственные представления
    мысли (осознание отношений вне зависимости от чувств)

Безобразность мышления: мышление не наглядное, не речевое – раскрытие действительного содержания задачи. Тэйлор: если предложения не имеют наглядного содержания, то появление наглядных представлений может мешать пониманию. Шульце: 2 группы переживаний – явления (наглядные – ощцщения, чувства) и мысли (сознанности). Мессер: слова – ассоциации (замок- высокий), затем просьба указать признак этого предмета (замок – велик). Во втором случае – наличие осознание объективной значимости. Бюлер: типы мыслей (мышление как усмотрение отношения):

    сознание правила
    сознание отношения
    интенции (главное не предмет, а содержание мысли)
    Выводы:

Специфика мышления – во внутренней направленности суб-а на достижение цели, решение задачи Поиск существенного, а не наглядно воспринимаемого в решении задач Мышление есть выделение отношения чувственных элементов стр-ры задачи.

    Мышление как действие (Зельц)

S – условие, Р – требование, m – средство. Отношение m-P содержится в прошлом опыте. M – существенное отношение между S и Р – теория комплексов. Психологическая структура задачи – схематически антиципирующий комплекс. Задача расположена по 2 уровням:

    чувственные представления S и Р
    их отношение m
    Основа решения – прошлый опыт субъекта.

В процессе решения задача является незавершенной комплексной стр-рой. Р антиципируется субъектом через усмотрение отношения m: нахождение принципа решения, предвосхищение. Детерминированная абстракция средств. Операции – специфические реакции, служащие для решения задач. Некоторые из них являются методами решения. Операция восполнения комплекса (припоминание): нахождение Р (метод решения). 2 способа:

Актуализация средств – направлена на актуализацию уже известынх методов решения. Абстракция средств - открытие новых методов

    репродуктивная
    случайно обусловленная

непосредственная (метод решения возникает из самой стр-ры задачи)

    Этапы решения задачи:

Установление отношений между элементами условий (проблемный комплекс) Антиципация искомого – постановка цели

    Абстракция/репродукция средств
    Применимо к решению простых репродуктивных задач.
    Целостный подход

Вертгаймер: понимание всех составляющих как включенных в целостную стр-ру. Дункер: в творческой задаче нет 2 уровней: это задача с одним определяющим конфликтом. Инсайт есть определнная организация или структурирование субъектом проблемной ситуации = понимание ее основного конфликта, т. е. конкретного противоречия между условиями и требованиями. В этом конфликте содержится принцип решения задачи. 2 стороны: переживание факта конфликта – аффект

    направленность на его устранение

Необходимо нахождение функционального решения: принципиального способа. Реализаций этого решения мб несколько. Инсайт не есть процесс: это моментальное качественное изменение (нахождение и применение).

    Общие принцины:
    содержание психики составляют целостные образы

главный объект исследования – восприятие. Его закономерности перенесены на мышление (феноменальное поле). Мышление есть акт внезапного понимания существенных отношений проблемной ситуации – непосредственное усмотрение (а не актуализация прошлого опыта). Мышление работает с глубинными ср-вами, перцепция – с наглядными. Принцип одинаков. Направления исследований:

Изучение инсайта как закономерного итога развития ситуации, следует из ее логики (Дункер) При этом проблемная ситуация (Келер):

    должна быть доступна структурированию

ее целостное понимание должно соот-ть возможностям субъекта (условия и требования нах в визуальном поле суб-а) условия, требования и ср-ва – конкретны, ситуативны.

Критика роли прошлого опыта в процессе решения задач. Новый тип задач – дункеровские: с неопределенными условиями

    требуют целеполагания
    одноходовые

Задача с окраской шарика: невозможность решения проблемы в рамках перцепции – требуется мышление.

Мышление как процесс: методы выявления первичных данных и проблема их интерпретации. Мышление как предмет экспериментального исследования - решение задач: можно изучать по результату или сам процесс. Изучение по результату: факторы успешности решения задач:

Специфические (познавательные) – неспецифические (мотивация) Ситуативные – личностные

    Специфические ситуационные ф-ры:

пространственно-временная организация условий задачи. Временная организация – установка (Лачинс). Зависит от: конкретного материала, усилий, вложенных испытуемым прямая и косвенная подсказка (вспомогательная задача): дается после попыток решить основную + сохранение интереса к задаче Специфические личностные:

    готовность знаний: тест Раахейма
    интеллект: дивергентность/конвергентность
    когнитивная сложность
    ситуативные неспецифические: эмоционально-волевые

Оптимум мотивации: различен для шаблонных и творческих задач 3 уровня: нейтральная, умеренная, высокая

Надо различать внешнюю (престиж, самоутверждение) и внутреннюю мотивацию индивидуальные особенности субъекта (личностные неспецифические) личность - тревожность, гибкость, конформность, инициативность, рефлексивность

    Мышление как процесс:
    3 направления:
    гештальтпсихология
    информационный – Ньюэлл, Саймон
    деятельность
    Метод получения данных:
    метод рассуждения вслух

запись протокола – набор стадий решения. Поведение человека при решении задач подчиняется программе, включающей группу элементарных информац процессов. Мозг и машина опереруют символами. Надо преобразовать 1 в 2 путоем применения операторов (правил преобразования). Цель: распространить теорию на творческое мышление. Проблема соотнесения алгоритма и эвристики (система сокращенного действия). Но: мышление это и формирование задачи – важно не потерять смысл и ценность объектов при формалоьном представлении. Рубинштейн: анализ условий одной задачи их синтез с требованиями другой. Перенос – применение прежде найденных решений с новым задачам. В основе переноса лежит обобщение, а оно есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи. Самое главное: анализ основной задачи, включение обеих в единую аналитико-синтетическую деят-ть! Тихомиров: применение объективных методов: анализ исследования поведения=анализ мыслительной деят-ти по решению задачи на неосознаваемом уровне. - регистрация движений глаз

    длительность фиксаций
    траектории движений глаз

Исследовательские действия (проигрывание ходов), укрупнение единиц деят-ти, длительные фиксации на конечных стадиях КГР – показатель эмоц. акт-ти, мотивационной значимости (изменение происходит на конечных стадиях) зрачковый рефлекс

словесный отчет (появление ЭР в трудные моменты), но фрагментарность, запаздывание На разных этапах элементы приобретают разные невербализованные операциональные смыслы. 2 фазы поисковой деят-ти: процессы, приводящие к возн смысла возможного решения задачи оценка возникшего смысла

    Знание о решении задачи:

каждое высказываение интерпретируется в связи с его функциональным значением (достраивание до целого): родословное дерево решения является результатом процесса. Процесс изучается только, когда он уже состоялся. Эвристика – рабочее правило решения. Выделение элементарных стадий – шагов. Шаг – изменение состояния осведомленности. Рубинштейн: необходимо решать 2 задачи – основную и вспомогательную. Решение – перенос знаний с одной на другую. Фиксируется, в какой момент испытуемому поможет решение вспомогательной (подсказка по Дункеру): на раннем этапе: решается как несвязанная с основной; обобщение совершается постепенно через анализ и соотнесение обеих задач на позднем этапе: обобщение совершается уже в ходе решения второй задачи Тихомиров: выделение невербализованных операциональных смыслов. Любое движение глаз получает свой смысл. Эмоциональное решение задач: эмоция всегда предшествует (ага-реакции, сужение зоны ориентировки, КГР). Мыслительная деят-ть становится более направленной (регулирующая ф-я эмоций). Эмоц активация – необходимое условие продуктивной интеллект деят-ти. Определяет субъективную ценность направления поиска.

    12. Развитие мышления. Стадии развития интеллекта.

Пиаже: Генетическая психология – изучение развития интеллекта. Интеллект – инструмент адаптации. Субъект активно приспосабливается (ассимиляция и аккомодация – взаимно уравновешивают др др). Активность как источник познания. Функция интеллекта – структурирование отношений между организмом и средой. Интеллект существует и на доречевом уровне: мысль рождается в действии. В природе – принцип равновесия. Мышление также стремится к нему – установление логических структур. Логика не врождена, а развивается постепенно. Структура интеллекта – операция. Операции – это действия, которые осуществляются в уме, но их источником являются физические действия сенсомоторного периода. Они скоординированы в целостную систему с другими действиями – группы (системы операций). Благодарая этому обеспечивается св-во обратимости. Критерий появления оперций – понятие сохранения. Порядок прохождения стадий задан и неизменен. Вершина развития интеллекта – образование формально-логических сруктур. Обучение не играет роли (ср. Гальперин и Эльконин – роль обучения).

    Ранние работы: 3 стадии мышления ребенка
    Стадия аутистического мышления
    Стадия эгоцентрического мышления
    Стадия социализированного мышления
    Развитие интеллекта (Пиаже):
    2 части: практический интеллект и операциональный.
    Практический
    Операциональный
    Сенсомоторный
    Дооперациональный (наглядно-интуитивное) до 7-8 лет
    Конкретные операции
    Формальные операции
    До появления речи
    0-2 года
    Символические схемы
    Интуитивные
    схемы
    7-12 лет
    11-18 лет
    Синкрет
    Комплекс
    Потенциальные понятия (житейские)
    Истинные понятия (научные)

Сенсомоторный – от рождения до речи. Координация восприятия и моторики (роль движения – см. ранее). Тотальный эгоцентризм р-ка. Объекты не наделены постоянными качествами, локализация связана с местом предшествующего успешного действия. К концу периода – отделение своего я от вещей. Тенеденция к обратимости и сохранению.

    Стадии развития
    Содержание
    Функция
    Возможность развития
    Первичные круговые реакции
    0-4 мес

Наличие врожденных схем действия, их распространение на новые объекты (сосание) Ассимиляция: отработка готовых схем, расширение области их применения Необходимость учета свойств новых объектов – изменение схем действия Вторичные

    4-8 мес

Связь движения с перцептивной активностью – сочетание сенсорики и моторики (дергание погремушки). Разделение цели и средства.

Пассивная аккомодация (учет св-в без их осознания, нет осознания причинно-следственных связей). Схема объекта определяется через схему действия: с объектом можно действовать по-разному. Возникновение сенсомоторных понятий Исследовательская активность. Третичные

    8-18 мес

Исследовательские действия с объектом (бросание, разламывание). Изменение действия – слежение за результатом. Активная аккомодация (осознание причинно-следственных связей) – уподобление движения объекту. Появление схемы объекта в рез-те действий с ним. Полное образное представление объекта

Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа. Сенсомоторный интеллект

    Операциональный
    Последовательно развернут во времени
    Симультанное, целостное представление
    Направленность на результат, успех действия
    Возможность интереса к процессу, форме мышления
    Хронотоп: происходит в реальном времени
    Расширение хронотопа: взаимодействие с возможным опытом
    2. Дооперациональная стадия

На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом (сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта – символические. Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля представления мира. Место логических операций – интуиция.

    Когнитивные схемы
    Содержание
    Функции
    Возможность развития
    Символические
    2-4 года

Синкретическое обобщение (познавательный эгоцентризм, непроницаемость для опыта) Ассимиляция сенсомоторных схем

    Разрушение синкрета
    Интуитивные
    4-7 лет

Подражание логическим операциям (трансдукция – от частного к частному) Пассивная аккомодация

Подражание рассуждениям взрослого, но без принятия его т. з. (эгоцентрическая речь – иллюзия понимания) Операциональные

    Сопоставление и координация разных частных св-в
    Активная аккомодация
    Децентрация

Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова – глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты). Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение синкрета.

    3. Конкретные операции

Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления: возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами. Формирование операций:

    классификация
    сериация (упорядочивание по изменению свойства)
    мультипликация (одновременно 1 и 2)
    Конкретные операции
    Формальные операции
    Могут возникать спонтанно из повседневного опыта
    Только путем обучения. Конечный этап социализации.
    Зависит от материала

Независимость от материала – чистые операции 2-го порядка (логические) Ограниченность реальной ситуацией

Расширение пространсва: гипотетико-дедуктивные рассуждения. Гипотеза о будущем, возможном опыте Достоверны эмпирически

    Достоверны логически
    Формальные операции

Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.

16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти. Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики. Виды памяти:

    Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:
    моторная (привычка Уотсон)
    аффективная (Рибо)
    образная (Аристотель)
    логическая (память-рассказ Жане)

В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных, моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших. Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и восприятием (для р-ка думать есть вспоминать). Исследования патологии памяти:

утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо) аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова) дольше всего сохр автоматизмы и навыки

Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный процесс (не равен развитию). Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание

    Бергсон: привычка и воображение.

Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана со временем, а память-образ – автобиографична. Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в ней не нуждается! ) Память начинается с перессказа другому. Реминисценция

    Рассказ
    Длительность
    Краткость
    Несоотв-е новым обст-вам
    Приспособление к обст-вам
    Неизменность
    Возможность изменений
    Несоциальное поведение
    Социальное
    Бесполезность
    Полезность

Полное восстановление при наличии одного из сопровождавших обст-в Неполное восстановление

    Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:
    сенсорный (иконическая и эхоическая)
    кратковременная
    долговременная
    Акт памяти – 3 фазы (Флорес):
    фаза запоминания
    способ запечатления
    х-р материала
    фаза сохранения
    активный х-р
    непрерывный
    с разной скоростью в разных системах
    фаза реактивации усвоенного, воспроизведение
    активное
    непроизвольное (ассоциации)
    узнавание
    3 категории мнемических процессов:

процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях) узнавание (идентификация объекта)

    повторное заучивание
    Факторы забывания:
    стирание временем
    интерференция
    мотивационное забывание – вытеснение
    в связи с завершением действия – Левин

19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти. Ассоцианизм – Эббингауз

Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность). Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов! ) – бессмысленные слоги. Особенности:

    изучение общей мнемической способности
    произвольное запоминание
    непосредственное
    нет учета активности субъекта
    вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью
    Память зависит от 2 факторов:
    временной режим
    от материала
    Рез-ты эксп-тов Эббингауза:
    значение повторений

значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края. Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного. кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%, через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в сохранении заученного. значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи) степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги) распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3 дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2 ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация... Трэвис: оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день) внимание и интерес (странно звучащие слоги)

    сон останавливает резкое забывание (нет интерференции)
    слишком сильная мотивация – ухудшение памяти
    Исчезание ассоциации:

сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории) ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи) Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению). Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений (феномен Бэлларда). Методы исследования:

Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-во проб и время для полного заучивания. Метод антиципации Э. : ряды материала, необх соблюсти порядок (время, число проб, число прав ответов, число ошибок) Метод парных ассоциаций

Метод узнавания Э. : расположение заучиваемого среди новых однородных эл-тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень сходства Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в первоначальном заучивании.

Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение – конструктивный процесс. Влияние личностных установок. общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов, цвета, сулчайные детали нормализация алогичных деталей.

    20. Когнитивная психология памяти
    Центральное понятие – переработка инфо
    поэтапность переработки
    ограниченная емкость всех систем

последовательное преобразование инфо в ходе переработки: различные формы представления инфо в различных системах памяти Основные когнитивные процессы:

    Кодирование – введение в систему
    зрительное
    слуховое
    артикуляционное
    семантическое
    Хранение
    Емкость: пространственная и временная
    Извлечение
    3 осн. регистра памяти:

сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0. 1 – 0. 5 сек кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение. 20 сек. Емкость7+-2 ед. долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная система кодирования.

    Сенсорный регистр

Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с. Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для селекции). Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С временной задержкой – распад образа. Извлечение: параллельное считывание.

    Эффект приставки: ухудшает припоминание.
    Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо.
    Кратковременная

В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в словесной, акустической форме. Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие родства эл-тов. Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции (ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального. Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП (пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след буквы). Повторение:

    обеспечивает удержание материала в КП
    способствует его переводу в ДП

1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет повторения). Забывание:

интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-ть близка к замещаемой. стирание во времени

Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и интерференции. Отличное сохранение материала (т. к. нет интерференции). Но: память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает. Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор). Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине 50%, в конце 100%. Эббингауз – эффект края.

Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП): Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним). Узнавание синонимов – семант. кодир-е. Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова. Модель Аткинсона: 2 части КП

    буфер повторения – нет семант кодир

рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется ДП)

    Долговременная
    Тульвинг:
    семантическая память
    сетевые модели
    теоретико-множественные
    основанные на семантическом признаке
    эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)

Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод: проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба). Значимо время реакции: феномен величины класса. Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица, курица-птица (еда, перья, яйца). Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности. Существенность сугубо индивидуальна. Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с хранением. Браун, Мак-Нейл – верчение на языке.

    17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного навыка. Зависит от времени: Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами Период без практики

Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей. Память как ассоциация частей. Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется. Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка (повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть событий, а решение задачи. Ассоцианизм (см. 19)

    Когнитивная (см 20)

Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация. Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности изучение непроизвольного запоминания

    прерывание при приближении к цели
    Биренбаум: память зависит от предъявления задачи

подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия) содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство) косвенное замещение (помнить о намерении)

Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти. Эксп-т: карточки с картинками и номерами.

Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий. Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).

    18. Развитие памяти.
    Натуральная память (прапамять):
    Это память-восприятие (эйдетическая)
    Связана с движением: четкая последоват-ть операций
    Связь с аффектом – не смысловая

Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др. Социальное развитие памяти:

Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т. е опираться на прежний опыт). Переход к социальной – 3 процесса: изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств

    изменяется функциональный состав операций памяти

изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.

Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания (узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти: развитие внешних форм запоминания – письменности

редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти) Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).

Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение: постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию

    от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции
    ситуативное освобождение памяти от случайных событий
    иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.
    Разделение памяти:
    непосредственная (непроизвольная)
    мотивац значимость
    экстремальность
    новизна
    опосредованная (произвольная)
    сознательное намерение
    мнемическая направленность

Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное. 5 мнемических установок (произвольное запоминание):

    на полноту запоминания
    точность воспроизведения
    прочность (по времени)
    последовательность
    своевременность
    Источники направленности:
    цели
    направленность на качество
    условия

индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст) особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)

    Истомина: дети – магазин (в игре лучше)

Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре, у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет роли). Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием. Выводы:

    цифры запомин хуже картинок
    лучше основной материал
    для взрослых – понимжение мотивации

снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)

21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23) В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?

    Критерии внимания:

феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания продуктивный – повышение качества любой деят-ти

    мнемический (побочный мнемо эффект)
    адаптивный
    селективность деят-ти как рез-т В.

Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием. 2 подхода:

    структурный – Вундт и Титченер
    функциональный – Джемс

Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с переживанием чувства активности (мышечное напряжение). В. сущ-т как самостоятельная сущность.

Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной сущности). Свойства внимания:

    объем – от 3 до 6 элементов
    направленность (фокусная точка), распределение В.
    высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).
    динамика во времени (колебания, устойчивость)
    2 стадии развития:

первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной, неожиданностью стимула вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт

производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует волевого усилия

    Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:
    избирательностью потока (селекция)

сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании) “Вечеринка с коктейлем” - много потоков инфо. Внимание как психотелесное явление (приспособительные движения органов чувств), гл. ф-я – упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное. Физиологические условия В:

    приспособление органов чувств
    идеационное возбуждение центра

2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор). Виды В. :

    чувственное
    интеллектуальное
    непосредственное
    опосредованное (апперцептивное)
    пассивное, непроизвольное
    активное, произвольное – требует усилий

Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность. Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В. через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью управления движением – контроль и коррекция (ср. Ланге). В. не существует как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние. 2 формы В. :

непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом. произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка). Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно. 3 периода развития В:

    естественные эмоц состояния (страх, любознательность)
    вторичные чувства - самолюбие, чувство долга
    поддерживается привычкой

Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В. целесообразно. Виды:

    рефлективное – для лучшего восприятия раздражений
    инстинктивное – любопытство и удивление

волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм – ассоциация.

Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности личности. Критерии: наличие усилия (цели) и средств.

    Стадии развития внимания:

вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение объекта + привычка активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт воли. Необх. воспитывать. послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью. Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти, кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль. Любое действие состоит:

    ориентировка
    исполнение

контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).

Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл. рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное. Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних стимулов-средств. Эксперименты:

2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание р-ка. Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды. Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов: вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие). Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного внимания). Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В. – переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2 типов). Направление: развитие устойчивости.

    24. Исследование внимания в когнитивной психологии.

2 стороны В. : отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие). Джемс: cocktail party: избирательность В. + распределение В (неотобранные голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и внутренней среде). Черри (1953): бинауральное и дихотическое прослушивание. 2 сообщения: релевантное и нерелевантное. Инструкция варьируется: прислушиваться к одному (релевантному) сообщению, голосу, обнаружение целевых слов. Варьирование физических х-к стимула и семантических (тема, язык, синтаксис). 2 вопроса:

    по каким данным происходит отбор инфо
    что происходит с неотобранными сообщениями

бинауральное – проза, один диктор, релевантное чуть раньше нерелев. Итог: затруднение восприятия релев. сообщ. Роль физических признаков стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть, высота звука). Газетные штампы – смешивание. дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном. Итог: только грубые физические признаки (тон, смена голоса, но не содержание). Модели ранней селекции Бродбент (1957)

Селекция происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр (внимание) блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании физических признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск. сек. Опыты на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный отчет, а не реальная последовательность предъявлений. Схема потока информации:

Инфо – сенсорная система – кратковременное хранилище – фильтр – канал ограниченной емкости – ситсема ответа и/или долговременное хранилище. 1 этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ – выделение физ признаков 2 этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от перегрузки – только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на фильтр для новой обработки. Недостатки:

не объясняет возможность разделения сообщения с идентичными физическими признаками не об-т прорыв с нерелевантного канала: эксп-т Морэя с именем испытуемого (выполнение приказа) при возм-ти семант связи связывание идет не по физическим признакам.

    Энн Трейсман (1966)

Дихотическое пред-е одного текста со сдвигом в неск сек. Надо вторить релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не улавливается. 5-6 сек – узнавание идентичности. Чтение разными дикторами и на разных языках – тоже. Вывод: сообщения сравниваются на поздней стадии (выделение значений слов). Вторение текста по рел, игнорировать нерелев. В середину пробы – неожиданно меняются местами. Вторжение 1-2 слов, идущих по нерелев каналу (отбор по семантич признакам). Модель аттенюатора:

Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут быть далее переработаны до анализа значения. Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий, табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза, нецензурные слова). Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше интерференция. Сходство с Бродбентом:

селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия происходит главным образом на ранней стадии

    происходит путем фильтрации.
    Модели поздней селекции: Дойч (1963)

Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей активации ЦНС. Модель Нормана:

Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с памятью. Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) – извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка (внимание).

    20. Самосознание

Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития. Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон). Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.

    Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития

Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований) Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие ролей). Приобретения в 3-х сферах:

Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных смыслов) Общение (расширение, углубление связей)

Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания. овладение собственным телом – произвольные движения

ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание других людей развитие речи – воздействие на мир

    Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.
    Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:
    физическое слияние человека и мира
    дифференциация собственного тела и мира
    познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм
    децентрация в познавательной сфере
    моральный эгоцентризм
    развитие коммуник и эмпатических способностей
    Феномены самосознания:
    рефлексия
    осознание своих мотивов
    самооценка (соотв-е соц ожиданиям)
    сознательное Я
    расхождение значения и смысла
    мотивационный конфликт
    самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке

Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой: образ Я (описательная часть) - убеждение

оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности группы) конкретные действия (может ограничиваться обществом)

Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности. Факторы:

    сопоставление образа реального Я и идеального Я
    интериоризация социальных реакций на индивида
    оценка через призму идентичности.
    Роль Я-концепции:

способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может быть невротич) определяет интерпретацию опыта (фильтр)

является источником ожиданий (самореализующееся пророчество) Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность есть сущность Я. База для идентичности – формируется в подростковом возрасте: доверие к миру

    автономия, воля
    целенаправленность
    умелость, компетентность

Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в единую стр-ру разных образов Я. Идентичность: установление тождественности самому себе

интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство конгруэнтности признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников) Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром реальным. обеспечение перспективы будущего

    коллективное экспериментирование
    этническая идентичность – образ мира
    формирование адекватной сексуальной роли
    профессиональное самоопределение
    освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства
    Механизмы достижения идентичности:
    Ролевое экспериментирование
    Механизм ролевого моратория

4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис): Предрешенная - в авторитарном обществе

    реализованная

диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные новообразования) мораторий – актуальный кризис

Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти осознает себя как такового. Критерии:

    природные – выделение себя из окр серды
    социальные – сравнение себя с другими

личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов Стадии развития самосознания:

    Критерий
    Самопознание
    Самоотношение
    Природный
    Построение схемы собств тела
    Самочувствие: комфорт/дискофорт
    Социальный
    Построение образа Я (самовосприятие)
    Самоуважение, самопринятие, саморегуляция
    Культурный
    Построение Я-концепции
    Самооценка (понимание своего реального Я).

Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для самоактуализации.

Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды: долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию (каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации. Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную позицию. 3 вида: наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы) наличие технологических знаний и умений

    наличие способов общения и правил их применения

Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее. Мех-мы присвоения ролей:

    Социальное научение
    Самокатегоризация
    Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)
    Стадии присвоения ролей:
    Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.
    Имитационный – полное подражание

Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу

    Личность
    Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:
    активность
    развитие и саморазвитие
    внутренние противоречия
    Природный – приспособление
    Социальный – присвоение

Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных проблем Личность – 3 варианта:

    в широком смысле – индивидуальность
    личность - социальный феномен (Адлер)
    личность – культурный феномен (Юнг)

Юнг: изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы. 1) содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):

    воспоминания, комплексы
    слабые по энергии псих содержания
    остатки инстинктивной жизни
    содержания, несовместимые с сознание

коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица – архетип. Символ – глубокая вода:

    общее у разных людей
    принадлежащее всему чел-ву
    врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления

Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.

    Джемс: полноразвитая личность:

Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя идентифицирует Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое существо Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы науки.

    Концепции личности:

биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ. Гоместатические и антигомеостатические

Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности: энергетический источник изнутри – влечения

раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом внутренний конфликт

    психо-сексуальное развитие

Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я. Между ним и б/с – конфликт.

    Гуманистическая:

Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья. Условие познания себя – это познание другого (эмпатия). Человек является тем, каким себя представляет. Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития.

    Мышление в бихевиоризме:

Мышление есть поведение, двигательная активность. Это речь при скрытых мускульных движениях. При думании работает вя телесная организация индивида. Активность выражается: в скрытой деят-ти рук

    скрытые речевые движения
    скрытые эмоциональные реакции

Мышление может быть: кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным) (при заторможенности 1 или 2 доминирует 3). Весь организм вовлекается в процесс мышления. Мы могли бы мыслить, если бы не имели слов. Мы думаем всем телом. Но речевые реакции обычно доминируют. Значит, мышление есть беззвучная речь.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.