РУБРИКИ

Общая психология - (шпаргалка)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Общая психология - (шпаргалка)

p>Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению. Диагностика: через речь (ассоциативный эксп-т) – замеры времени тороможения. Но здесь не учитывается периферическая деять-ть, моторная сфера + невозможность наблюдать сам процесс. через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии) – связь произнесения слова с нажимом руки на рычаг – измерение времени реакции. Преимущества: объективность

    работает при отказе давать ассоциацию
    обнаруживает попытки скрыть ассоциацию
    количественная оценка степени аффекта
    Аффект
    Аффективность
    Направленность на конкретный объект
    Направленность на несколько объектов
    Необычность
    Типичность
    Непреднамеренность
    Преднамеренность
    Амнезия
    Сохранение памяти
    Прием вины на себя
    Обвинения других

Определение воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности. Структура волевого процесса.

Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации (эмоциональный процесс). Структура волевого процесса:

Объективная сторона – предметное представление (мотив – вид добычи) Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным действием Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное действие Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в интенсивности.

    Джемс: проблема свободы воли
    Если воли нет, но все поведение есть S – R

Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная активность (духовное Я). Развите воли есть развитие произвольного внимания. 2 класса актов:

    автоматические (рефлекторные, первичные)
    преднамеренные, осознаваемые (волевые)

Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически перетекать в действие. Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса. 2 типа волевых актов:

    осуществление нежелаемого
    задержка желаемого
    Типы решимости:
    разумная – поиск привычного способа действовать
    подчинение судьбе
    результат случайности
    пробуждение совести
    чувство усилия
    свобода воли
    Современные представления о воле:
    Психический процесс, формируемый при жизни и социально.

Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит селекцию между мотивами – наличие альтернативы! Волевая регуляция нужна:

    Слабость непосредственного побуждения
    Мотивационная конкуренция
    Наличие препятствия

Наличие сильного поведенческого импульса, от которого надо воздержаться. Иерархия поведения:

    импульсивное, непроизвольное
    произвольное (осознание предшествует действию)
    осознаваемое
    намеренное
    волевое
    осознаваемое
    планомерное
    в ситуации альтернативы

Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое – если ее нет...

    Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:
    Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в достижении - хотение Стадия обсуждения и борьбы мотивов

    Решение
    может не выделяться в особую фазу
    констатация решения
    чувство усилия, принесение в жертву других мотивов
    исполнение: волевое действие включает:
    отношения сб к объекту, к цели
    готовность
    намерение
    план действия

Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои импульсы сознательносму контролю. Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении. Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные процессы

    Механизмы воли:

Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст Изменение роли

    Предвосхищение рез-тов своей деят-ти
    Самопреодоление
    Постановка самостоятельных заданий

Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять) Подчинение рез-та более широкой цели

    Фантазирование

Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и прогресс и регресс. Соотношение когнитивного и эмоционального:

    Вундт – эмоциональный
    Рубинштейн – Эмоции + интеллект
    Аристотель - разум

11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние мотивации на продуктивность деятельности.

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность. До опредмечивания

    После
    Общая ненаправленная активность
    Появление направленной активности – деятельности
    Широкий спектр возможных благ
    Резкое снижение благ
    Фрустрация – негативное эмоциональное состояние
    Аффективное положительное закрепление

Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и субъективную (эмоция) сторону (Вундт) Объем потребности – количество необходимых благ.

Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность (“приводящий в движение”): предмет потребности. Потребность – Мотив – Деятельность

    Функции мотива:
    Побуждение к активности (оптимум мотивации)

Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях.

    Мотивы образуют иерархию – ядро личности.
    Деление мотивов:
    Выделение базовой мотивации:

Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых потребностей: витальные

    познавательные
    в общении
    базовые, первичные, врожденные

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). избирательность восприятия

    эмоциональный импульс

готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер) Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность, родительский и т. д): спонтанность движений

продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели

    приготовление к новой ситуации
    эффект научения
    производные

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение) Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.

    Выделение ситуативной мотивации:

Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение

квазипотребность – стремление к завершению начатого действия

    Выделение потребностей по способу удовлетворения
    редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд
    поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)

Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются не сразу. иерархическая организация

    актуализируются последовательно
    нижний этаж – витальные, наверху – социализированные.
    физиологические нужды
    потребность в безопасности
    в принадлежности к социальному целому
    в самоуважении
    в познании себя
    в гармонии с миром
    самоактуализация
    Виды мотивов и критерии классификации:
    социальная оценка мотива:
    обязательные
    желаемые
    запретные
    место в иерархии

ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл подчиненный (мотив-стимул)

    источник мотивации
    внешний (неспецифический – оплата труда)
    внутренний (предметно-специфический)
    Хекхаузен:

экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)

    отношение к сознанию
    мотивы осознаются:
    верное осознание: мотив-цель
    неверное: мотивировка
    мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях
    Влияние мотивации на деят-ть:
    активизирующее/тормозящее
    направляющее
    эмоциональная окраска
    временная динамика
    успешность деят-ти: оптимум мотивации

1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током). В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной. Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.

    Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.
    2 противоположные т. з:

Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа). Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу

    1. Потребности: базовые и производные
    3 класса базовых потребностей:
    витальные
    познавательные
    в общении

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). Инстинкт охватывает 3 процесса:

    селективное восприятие (познавательный)
    эмоциональный импульс (ядро инстинкта)
    активность (моторный компонент)
    Критерии выделения инстинктов
    спонтанность движений

продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели

    приготовление к новой ситуации
    эффект научения

Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт)

Мюррей: выделяет единицу “индивид-среда”. Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание. Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности: первичные (организм) и вторичные (психогенные)

    позитивные (поиск) и негативные (избегание)
    явные и латентные

Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т. д.

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)

2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11). Противоречия являются условием развития личности. Пути самоактуализации:

    полное и бескорыстное переживание
    процесс выбора
    предоставления Я возможности проявления
    взятие ответственности
    смелость
    актуализация своих возможностей
    высшие переживания
    отказ от защит

Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения. Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта. предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз. Опыты:

Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию. Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя) Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему. Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.

    Уровень притязаний:

Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи. Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач. Для измерения важно учесть динамику.

    1 этап: предшествующее достижение

2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением. 3 этап: очередное достижение – успех/неудача

    4 этап: реакция на успех/неудачу

Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)

    Теория результирующей валентности (Аткинсон):
    значимость для субъекта успеха и неудачи

учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата) + необходим учет личностных переменных

    3) мотив достижения – мотив избегания неудачи
    2 тенденции:
    Стремление к успеху
    Избегание неудачи
    Адекватный УП
    Заниженный УП
    Нацеленность на решение задачи
    Избегание участия в решении
    Активная позиция
    Пассивность
    Реалистические цели средней сложности
    Либо слишком сложные, либо слишком простые

Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой. Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации: м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности м-я избегания – задачи “на краях”

    Варианты поведения в ситуации неуспеха:
    резкое повышение УП
    тыкание в одну точку
    снижение УП
    отказ от продолжения (защита, агрессия)
    3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
    2 способа трактовки УП:
    индикатор самооценки
    репрезент мотивации достижения

Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).

Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс. Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций: Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел) Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода: физический уход (бродяжничество)

    маскировка ухода (выбор более приятных заданий)
    обман

Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы) Положительная и отрицательная валентности одновременно.

Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу. Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса. Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию. Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):

    Изменение поведения (бросить курить)

Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение) Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)

    Особенности КД:
    это негативное состояние
    стремление его редуцировать
    избегание событий, порождающих КД

интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе редукция и избегание зависят от интенсивности КД

    редукция:

добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов) изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)

    Редукция КД играет роль в:
    конфликты после принятия решения

более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са сожаление, попытка отменить решение

Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой. вынужденное совершение поступков – самооправдание

Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию. Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки

    специфический отбор информации – подбор позитивной инфо
    несогласие с группой

неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки

    Источники КД:
    из логической непоследовательности

из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента) из несоответствия более широкой системе представлений

    из несоответствия прошлому опыту
    Защитные механизмы личности:

Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс. Двоякая роль: защита психики от разрушения.

    Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.

Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики. Рационализация

    Инверсия – замена источника угрозы противоположным
    Проекция
    Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания
    Регрессия
    Сублимация – высвобождение энергии.
    Развитие мотивационной сферы человека
    Личность сущ-т только в развитии.
    3 параметра развивающейся личности:

Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных мотивов) Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности) Индивидуальный профиль мотивационной сферы.

    Личность рождается дважды:
    установление иерархии мотивов
    осознание собственных мотивов (самосознание)

19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития. Выготский - 2 группы теорий развития:

Механистические: развитие как процесс количественных изменений Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.

    3 возможности выделения стадий:
    Природное развитие (формирование зубов)
    Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:

А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития. Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью.

Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе. Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности. ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР. Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР. Закономерность чередования стабильных и критических возрастов. Особенности кризиса:

    Особая динамическая стр-ра
    Относиетльная трудновоспитуемость р-ка
    Негативный х-р развития

Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.

    Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:
    Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий
    Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений
    Это единый процесс формирования личности.
    Различия в ведущей деятельности на разных этапах.

Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т. д. 3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти. Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество. Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе.

    Возраст
    Круг общения
    Ведущая деятельность
    Исходы личностного выбора
    Младенчество до 1
    Мать
    Эмоциональное общение
    Доверие/недоверие
    Раннее детство 1-3
    Родители
    Предметно-манипулятивная
    Автономия/зависимость, стыд, сомнение
    Дошкольное детство 3-6
    Семья, сверстники
    Сюжетно-ролевая игра
    Инициатива/чувство вины
    Младший школьный 7-12
    Школа и соседи
    Учебная
    Предприимчивость, умелость/неполноценность
    Подростковый
    11-15 (Эльконин)
    12-20 (Эриксон)
    Сверстники и учителя
    Интимно-личностное
    Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я?
    Старший школьный
    15-16 (Эльконин)
    Ранняя зрелость
    20-26 (Эриксон)
    Друзья, коллеги
    Учебно-профессиональная
    Интимность/изоляция
    Зрелость (Эриксон)
    26-60
    Профессиональное окружение, семья
    Генеративность/стагнация
    Старость (Эриксон)
    Больше 60
    Близкие люди, все человечество
    Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние
    Часть III

Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов. Образы:

    перцептивные
    неперцептивные
    постперцептивные (образы памяти)
    образы воображения
    По степени обобщиения:
    индивидуально-конкретный
    обобщенный (визуальное понятие)
    Функции образа:
    Изображение

Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)

Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт). мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения) фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз) фантомный

синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей образ собственного тела

гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия псевдогаллюцинация – субъективное осознание

    сновидения

эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз) Виды образов по Петухову:

    Перцептивная память:
    послеобраз (сенсорный регистр)
    эйдетический образ
    гипнагогический
    галлюцинации

Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда) Обобщенные образы прошлого:

образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм) Творческое воображение – процесс построения символов.

    Построение образа:
    Структурализм – из элементарных ощущений

Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.

    Свойства образа (перцептивного):
    предметность – реальность
    объективированность – вынесенность вовне
    означенность – привязка к предмету с его св-вами

константность – постоянство при изменении условий восприятия полимодальность

Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга. Классификация видов чувствительности:

Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей) Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото) Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн): сигнально-пусковая – анализаторы

контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо) Генетический критерий + по степени объективности:

протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу. эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению. Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции: внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром контактные

    дистантные
    Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
    Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:

Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.

Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа. наличие универсального языка для описания всех психических процессов отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных) выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных Теории восприятия:

    Классическая психология сознания (структурализм)
    Гештальттеория восприятия
    Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)
    Структурализм

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность). Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации). Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков. Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин). Гештальттеория

    Критика структурализма:
    отвержение механизма ассоциаций как главного
    отвержение прошлого опыта

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная. Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс. Перцептивная психофизика

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.

    Субъектно-ориентированные теории
    Теория б/с умозаключений Гельмгольца
    Теория перцептивных гипотез Грегори
    Теория восприятия как процесса категоризации Брунера

Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи. Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с: нет опоры на сознательные знания

    непреодолимость
    следует из прошлого опыта (по аналогии)
    влияние привычки, тренировки

2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию. Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий. Процесс восприятия:

Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию, то

    Подтверждающая проверка

Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам. Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.

Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности источник построения образ – контакт с объектом

не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср. Мюллер). Отличие перцептивной системы от органов чувств:

    активность
    способнсоть к обучению и совершенствованию

специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др. Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс. Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры.

3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов.

Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного научения Гибсона. Гибсон: 2 теории перцептивного научения:

восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.

    Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие. Конкретное – абстрактное

    Глобальное - дифференцированное
    Внешнее – сущностное

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий. Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов). Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке) Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления: наглядно-действенное

    наглядно-образное
    символическое
    у взрослого сохраняются все три способа решения задач
    сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным
    у маленьких детей – внутренний план сознания
    Идеи Поддъякова:
    Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе
    Ранняя стадия – наглядно-действенная

В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации – предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).

Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа. Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов 3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет св-ва предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные – глобально, нерасчлененно. 2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию. Возможность перцептивного предвосхищения 3-7 лет: продуктивная деятельность

    Роль сенсорного обучения:

Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные эталоны) Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е превращается в идеальное

Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных компонентов: адаптационные (конвергенция, аккотодация)

    аутокинетические (непроизвольные)
    предметные (всматривание, вслушивание)

Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) – воздействие мышления на организацию перцептивного действия. Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом. Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление перцептивного действия от практического.

7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории. Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо от изменения условий восприятия: удаленность объекта

    освещение
    движение объекта
    движение наблюдателя

Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с умозаключения). Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.

Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к интеллекту.

    Эксперименты:

6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей. Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов, формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним). Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке зрительного угла учитывать расстояние. Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы – точное восприятие удаленности. Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют мимо. Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины. Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у птенцов. Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение визуализации в становлении восприятия размера и формы. Зенден: восс тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка расстояния. Точная оценка глубины – результат научения. Виды константности:

1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на основе сетчаточного размера и удаленности. Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер. Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности. при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая переоценка удаленности) S1> So при монокулярном – некоторое снижение константности S1

при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта (аконстантность) Вывод: можно оценивать размер неизвестного предмета только при условии оценки его удаленности. Коэффициент конст-ти: мера компенсаторного изменения сетчаточного размера в зависимости от удаленности. КК=величина осуществленной компенсации/величина требуемой

    КК=1 полная константность; КК=0 аконстантность

Законы перцептивного взаимодействия (S – видимая величина, D – видимая удаленность, @ - угол зрения): Закон Эммерта S=kD

Закон угла зрения S=k@ если D const. При редукции признаков – тенденция к равноудаленности D=k@-1 если S const.

2. константность формы – псевдоскоп (человеческое лицо константно)

6. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины. Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения. Восприятие пространства – функция от 2-х составляющих:

    сетчаточный образ
    признаки удаленности
    движения глаз
    изобразительные
    признаки параллакса (уклонение)
    Монокулярное наблюдение (только сетчатка, мир неподвижен)
    аккомодация – изменение кривизны хрусталика
    изобразительные, зрительные признаки:

линейная перспектива: близки объекты увеличиваются по размеру воздушная перспектива: изменение цветности

    градиент: изменение плотности текстуры
    равпределение света и тени: рельеф, глубина объекта
    прекрытия

Также двигательный параллакс и сетчаточный размер (для знакомых объектов). В случае противоречия побеждают более сильные признаки. Бинокулярное наблюдение (мир неподвижен)

конвергенция (сведение зрительных осей на определенной фиксирующей точке): зная угол сведения можно определить расстояние бинокулярный параллакс:

    2 типа точек сетчатки:
    корреспондирующие: равно отстоят от центра обеих сетчаток
    диспаратные

Теоретический гороптер: геметрическое место точек пространства, которые проецируются на корреспондирующие точки сетчаток при данном угле. Диспаратность: разность углов попадания точки на сетчатки глаз – мера диспаратности. Диспаратность есть мера параллакса – объемность изображения. Стереограммы Юлеша: смещение квадратика – глубина. Эмпирический гороптер: сетчатки фиксируют не точку, а фронтальную плоскость. Зона Панума: точки попадают на диспаратные точки сетчатки. В гороптере нет пространственного впечатления: оно есть рядом с гороптером в зоне Панума. Двигательный параллакс: смещение изображения на сетчатке с связи с движением наблюдателя (степень углового смещения – изменение степени диспаратности). Не позволяет различить движение набл-я и движение объекта – необходимо принятие решения. Бинокулярное зрение (мир движется)

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.