РУБРИКИ

Билеты: Основы экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Основы экономики

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом

зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории.

Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных

странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых

понятий и положений.

Принципы российской налоговой системы можно представить следующим образом.

1. Налоги и сборы, носящие налоговый характер, в

отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без

каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и

обязательный характер.

2. Различия в налогах зависят от характера

облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе

классификации налогов. Налоги могут взиматься:

на рынке товаров или факторов производства;

с продавцов товара или покупателей;

с домашних хозяйств или компаний;

с источника дохода или со статьи расходов.

3. Налоги должны по возможности не оказывать влияния

на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно

быть минимальным.

4. При использовании налоговой политики для

достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму

нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения.

5. Налоговая структура должна способствовать

использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста

страны.

6. Налоговая система должна быть справедливой, не

допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для

оценки качества налоговой системы страны.

Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны

является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на

соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные

издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства, а затраты

налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.

Общие принципы построения налоговых систем в различных странах находят

конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект,

объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов

построения принципов налоговой системы применительно к особенностям развития

государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения

в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям.

2. Анализ действующей налоговой системы Российской Федерации.

2.1. Классификация налогов по различным признакам.

Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда

(государственного бюджета) и решения различных социально-экономических задач.

Постоянная и, как правило, растущая потребность государства в денежных

средствах и стремление воздействовать с помощью налогов на социально-

экономические процессы ведут к применению разнообразных видов этих платежей,

влияют на их количество. История развития государств мира подтверждает это.

Немалое число налогов установлено и современным законодательством

Российской федерации. Следует заметить, что в этот перечень включены не

только налоги в собственном смысле слова, но и другие платежи, подлежащие в

обязательном порядке внесению в бюджет какого-либо уровня или государственные

внебюджетные фонды. При этом все они объединены в общем понятии ''налоговая

система''.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов,

взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а

также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему

ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

[1]

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их

классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований

для классификации может быть несколько. Каждая из них имеет свое значение и

практическое применение.

В зависимости от категории субъектов (плательщиков) можно выделить

налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. К той и другой группе

относятся налоги разного территориального уровня. В первую группу входят налоги

на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и другие. Во вторую – подоходный

налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и

другие. Выявление круга платежей по субъектам имеет существенное практическое

значение для характеристики правового статуса соответствующего юридического или

физического лица, определения перспектив их деятельности, организации контроля

за уплатой налогов.

Вместе с тем для настоящего времени характерно появление в Российской

Федерации группы налогов, общих как для юридических, так и для физических

лиц. Это: земельный налог, налоги, зачисляемые в дорожные фонды, налог с

владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных

материалов и другие. Они совпадают по своему основному содержанию,

регулируются общими для разных субъектов нормативными актами.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего

значения и целевыми.

Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются,

зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд

соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки

к конкретным мероприятиям. Такие налоги обеспечивают возможность маневра для

органов власти при распределении бюджетных средств.

Целевое предназначение налогов выступает как мера вынужденного характера,

обусловленная экономическими или другими причинами (например, зачисление

специальных налогов в дорожные фонды связано с необходимостью развития

автомобильных дорог).

Целевые налоги зачисляются во внебюджетные и бюджетные целевые фонды или

выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (как,

например, земельный налог).

В зависимости от формы возложения налогового бремени (формы взимания)

налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно не обращены к

налогоплательщику, – а к доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

Косвенное же налогообложение отличается от этой формы своей

замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к

цене реализуемых товаров. В результате этого он непосредственно с доходом или

имуществом фактического плательщика не связан. Закон возлагает юридическую

обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или

реализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же, бремя

уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары

(услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Он и является в

конечном итоге плательщиком налога. Такими косвенными налогами являются,

например, акцизы, налог на добавленную стоимость.

Экономисты и политики высказывали мнение о косвенных налогах как о

несправедливых, так как чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он

отдает государству в виде этих налогов. Однако в самых различных странах мира

косвенные налоги получили широкое применение.

Налоги можно классифицировать и по объектам налогообложения: на платежи

с доходов (выручки, прибыли), имущества, с определенных видов деятельности, за

использование природных ресурсов. Такие налоги распространяются как на

юридические лица, так и на физических лиц.

[2]

2.2. Налоговая система Российской Федерации.

Введенная с 1 января 1992 года новая налоговая система Российской Федерации

включает три группы налогов: федеральные налоги; налоги республик в

составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной

области, автономных округов; местные налоги.

К федеральным относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) федеральный налог на прибыль предприятий;

г) таможенная пошлина и таможенные сборы;

д) платежи за пользование природными ресурсами;

е) федеральный подоходный налог с физических лиц;

ж) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

з) гербовый сбор;

и) государственная пошлина;

л) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и

образованных на их основе слов и словосочетаний.

К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

а) налог на имущество предприятий;

б) лесной доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем.

г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

д) налог на рекламу.

К местным относятся следующие налоги:

а) налог на имущество физических лиц;

б) земельный налог;

в) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной

зоне;

д) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных

компьютеров;

к) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Помимо них федеральное законодательство отнесло к данной группе около 20

всевозможных сборов. Так, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся

предпринимательской деятельностью, устанавливается законодательными актами РФ

и взимается на всей ее территории. Однако конкретные ставки этого налога

определяются законодательными актами субъектов РФ, а также органами местного

самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Кроме того,

по решению районных и городских органов местного самоуправления могут

устанавливаться следующие платежи:

а) курортный сбор;

б) сбор за право торговли;

в) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо

от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство

территорий, на нужды образования и другие цели;

г) сбор с владельцев собак;

д) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

е) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

ж) сбор за выдачу ордера на квартиру;

з) сбор за парковку автотранспорта;

и) сбор за право использования местной символики;

к) сбор за участие в бегах на ипподромах;

л) сбор за выигрыш на бегах;

м) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

н) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок,

предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными

бумагами;

о) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

п) сбор за уборку территорий населенных пунктов;

р) сбор за открытие игорного бизнеса.[3]

Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.

2.3.Показатели эффективности налоговой системы.

Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета стран

с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим их роль в

экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в

валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она

составляла 40-45%, сейчас составляет около 30-35%. Следовательно, после

реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в

ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень

налогообложения. Сокращение этой доли в основном вызвано двумя причинами -

уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993

году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия

доходов от налогов.

Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует распределение

налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. В современной России

налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и

уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при

явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на

уровне субъектов Федерации. На практике такое распределение стало объектом

острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть

центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы

для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии

социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром

налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно

дестабилизируют весь бюджетный процесс.

Третий показатель - данные о структуре налогообложения. Для России они выглядят

примерно следующим образом:[4]

Налог на добавленную стоимость – 46,9%

Акцизы – 14,1%

Налог на прибыль – 14,6%

Ресурсные налоги – 3,5%

Имущественные налоги – 3,9%

Остальные поступления – 17,0%

Сформировавшаяся в России система налогообложения резко, если не

принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно

это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых

поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на

потребление, как НДС.

16.Бюджет государства. Бюджетный дефицит и гос. Долг.

Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за

определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием

источников поступления государственных доходов и направлений каналов

расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством,

утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе

исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. Государственные

доходы - исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания

налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата,

внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи.

Государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие из

закупок товаров и услуг и трансфертов. Дефицитом бюджета - называется

превышение расходов над доходами, то есть это недостаточность средств, ресурсов

по сравнению с запланированным или необходимым уровнем. Государственный

долг - это задолженность государства внешним и внутренним кредиторам.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Дефицит бюджета характеризует такое его состояние, когда общие

расходы гос-го сектора превышает доходы гос-го сектора государства. В принципе

дефицит бюджета связан с циклом деловой активности. Когда происходит подъем в

экономики, и наблюдается пик развития, то налоговые поступления увеличиваются

быстро, а гос-ные расходы на пособие по безработице сокращаются. Разница между

всей стоимостью всех товаров и услуг, которые наша страна продает другим

странам и стоимостью все товаров и услуг, которые мы покупаем у остального

мира, называется внешним торговым балансом страны. Если страна

покупает у друг. гос-в больше, чем продает, то наблюдается внешне-торговый

дефицит. А если государство продает друг. странам больше, чем покупает у них,

то оно имеет активное дефицит внешне-торгового бюджета.

Государственный долг - ценные государственные

бумаги, продаваемые предприятиям и населению страны (по которым государство

выплачивает %), и международные займы (задолженность другим государствам и

международным кредитным организациям). Чем больше гос-ный долг, внутренний и

внешний, тем выше расходы на его обслуживание и погашение, тем меньше средств

остается для инвестиций и для потребления населения.

17.Государственное регулирование экономики

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было

различным на разных этапах ее становления и развития. Во всех экономических

системах государство регулирует экономику. Подобное регулирование в

современных рыночных условиях осуществляется в меньших масштабах, чем в

административно-командной системе, тем не менее, экономическая роль

государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся

условиям. Основные функции государства: создание и регулирование правовой

основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение

политики макроэкономической стабилизации; деятельность в сфере распределения

доходов. Функции определяют тот необходимый минимум вмешательства

государства, без которого не может нормально функционировать рыночный

механизм.

В развитии экономики государств очень часто приходится корректировать те

недостатки, которые имеет рынок.

1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите

окружающей среды;

2. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему

человечеству (запасы рыбы);

3. не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования;

4. не гарантирует права на труд и доход;

5. не обеспечивает развития фундаментальных исследований в науке;

6. рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему инфляционными

процессами.

Поэтому государство берет на себя ответственность за создание относительно

равных условий для взаимного соперничества фирм, эффективной конкуренции, за

ограничение монопольного пр-ва.

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к

регулированию рыночной экономики:

1. Кейнсианская школа - за регулирование хоз. механизма;

2. Доктрины консервативного направления, т. е. те, к-рые за невмешательство

государства в экономическую жизнь.

Гос. регулирование эк-ки - целенаправленный координирующий процесс

управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и

внешних рынков посредством микро- и макроскопических регуляторов целедостижения

равновесного роста общей экономической системы.

Генеральные цели гос. рег.:

1. достижения эконом. и соц. Стабильности;

2. обеспечение национальных эконом. преимуществ;

3. обеспечение эконом. безоп. Страны;

4. адаптация рыночного механизма к различным целям.

Типы гос. регулирования:

1. полный гос. монополизм в управлении нар. хоз-вом.

2. различные варианты сочетания рыночных и гос. регуляторов (Фр).

3. крайний либерализм, признающий эффективность только частного

предпринимательства (США).

Деятельность пр-ва:

1. обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию

рыночной системы;

2. защита конкуренции;

3. перераспределение доходов и богатства;

4. корректировка распред. ресурсов с целью изм. Структуры нац. Продукта.

5. контроль уровняня занятости и инфляции

6. стимулирование эконом-го роста отраслей пр-ва.

Комплексное использование методов и инструментов гос-го регулирования

образует макромаркетинг национальной экономики. Он является комплексным

методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического

роста территорий и региональных подсистем.

18. Система национальных счетов

"Система национальных счетов (в дальнейшем именуемая СНС) – есть

адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на

макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей,

построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц,

характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и

важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве" - вот что утверждают

учебники об относительно новом явлении в статистике России, как СHС.

Переход к СHС, можно сказать прямо, был процессом неминуемым. В условиях

рыночной экономики старая система основных макроэкономических показателей

патологически не могла бы быть действенным орудием статистического учета и

отображения хозяйственных глобальных процессов и их результатов.

В отличие от национальных счетов зарубежных стран в отечественной СHС

предусматривается возможность pазгpаниченния между сферой материального

производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе

макроэкономических показателей являются скоординированные между собой

показатели формирования, распределения, перераспределения и использования

национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности

и создания и движения конечного продукта как главной характеристики

социально-экономического развития, как страны, так и региона.

Как макpостатистическая модель экономики СHС в отличии от баланса

народного хозяйства (в дальнейшем именуемого БHХ) базируется на идеологии

равноправия материального производства и сферы нематериальных услуг,

концепции факторов производства, реальности связей экономически

самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях отделения

непосредственного государственного управления от хозяйственной деятельности.

При этом в качестве инструментов саморегулирования рыночной экономики

признаются

механизмы спроса и предложения, конкуренции, естественного пpелива капиталов

при весьма значительных функциях государственного регулирования.

Последнее особенно актуально в связи с необходимостью разработки механизма

социальной защиты населения и проведения структурных стратегических

преобразований в экономике.

Преобразования в системе показателей, порядке сбора, обработки и анализа

статистических данных должны обеспечить информацией территориальные и

вертикальные органы управления, а также предпринимательские структуры в целях

принятия управленческих решений.

Как известно, основы современной отечественной макроэкономической статистики

закладывались еще в 20-х годах текущего столетия. Hачиная же с 70-х годов

все более отчетливо ощущалась потребность в кардинальной перестройке

макpостатистической модели вопpоизводства типа БHХ и соответственно учета

по стране в целом. Концепция главенство материального производства, акцент на

отражение движения потребительной стоимости в ущерб стоимостному аспекту

воспроизводства, несовместимость с международными стандартными и многое

другое - все это не только чрезвычайно обедняло балансовые построения, но

и практически лишало их функции инструмента реализации экономических

методов управления хозяйством.

Общепринято, что одной из важнейших закономерностей развития экономики

является возрастание роли сферы услуг по мере экономического роста, что

приводит, прежде всего, к увеличению доли трудовых, материальных и

финансовых ресурсов, используемых в этом секторе экономики. Эта

закономерность (как ни странно характерная и для России) требует более

широкого (чем это принято в БHХ) подхода к интерпретации экономической сферы

или сферы производства потребительных стоимостей, результатов общественного

производства и эффективности, роли отдельных факторов производства, изменений

в уровне жизни. Hе секрет, что схема БHХ складывалась в период забвения

рыночных методов регулирования. Посему многие аттpибуты товаpно-денежных

отношений, соответствующие разнообразным формам расчетов и движению капитала

между участниками хозяйственных операций, отсутствовали. Сказанное, конечно,

не означает, что эти категории находились вообще вне поля зрения БHХ. Но

схема финансового баланса (точнее баланса национального дохода по концепции

БHХ), например, явно упрощенно интерпретирует движение доходов. В 80-е годы

потребность в более глубоком и комплексном анализе макроэкономики стала

ощущаться более ясно. В дополнение к БHХ стал разрабатываться целый ряд

новых таблиц, содержащих данные о некоторых аспектах социально-

экономического развития, не охваченных БHХ (например разработка баланса

нематериальных услуг, затрат на их оказание, использования услуг различными

слоями населения).Следующим важным шагом в совершенствовании

макроэкономической статистики в России стало внедрение в регулярную

статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП),

широко применяемого в международной практике и основывающегося на принципах

СHС. Исчисление ВВП и его модификации - валового национального продукта (ВНП)

облегчило международное сопоставление уровней и темпов экономического

развития, структуры народного хозяйства; позволило в принципе углубить

экономический анализ на макpоуpовне, рассматривать экономический процесс

через призму широкой концепции сферы производства продукта (дохода). Все бы

было просто прекрасно, но расчеты ВHП осуществлялись не системно, т.е. они

получались вне скоординированной системы макpопоказателей и на основе

действовавшей устаревшей системы учета. Отсюда происходила не состыкованность

разных уровней формирования новых макpопоказателей, крайняя

ограниченность включения их в аналитический оборот для принятия

управленческих решений. Выход может быть только один - создание принципиально

новой системы учета в рамках национального хозяйства.

Переход на СНС объективно необходим также из-за трансформации командно-

администpативной экономики в рыночную, неизбежного формирования единого

евроазиатского экономического пространства на рыночных принципах, включения

стран в интенсивное международное разделения труда. Все интеграционные

мировые процессы, так бурно происходящие в мире сами по себе

подразумевают создание единой системы учета и основных макроэкономических

показателей.

Сравнительный анализ основных концепций и показателей СНС и БНХ.

СНС и БНХ - системы взаимоувязанных экономических показателей,

представленные в особой форме в виде таблиц или счетов или в сочетании и тех

и других. Они являются моделями годового экономического оборота на

макpоуpовне.

Сложившаяся в течении многих лет схема БHХ представляла собой систему

взаимоувязанных балансовых таблиц, каждая из которых отражала отдельные,

наиболее принципиальные аспекты экономического процесса с позиции

верховенства материального производства по отношению к другим видам

деятельности. К ним можно причислить: воспроизводство материального

продукта - совокупного общественного продукта и чистого материального

продукта - национального дохода; воспроизводство трудовых ресурсов,

воспроизводство национального богатства.

Принципиальными положениями макpостатистической модели экономики типа БHХ

можно считать разграничение двух сфер - материального производства и

непроизводственной сферы, а внутри материального производства – деление на

производство средств производства (1 подразделение) и производство предметов

потребления (2 подразделение); деление совокупного общественного продукта:

а) по стоимости - на перенесенную стоимость (с) и на вновь созданную

стоимость с выделением необходимого и прибавочного продукта (v+m);

б) по натуpально-вещественному составу - на фонд возмещения

(производственное потребление), фонд потребления (непроизводственное

потребление) и фонд накопления.

С указанными структурными характеристиками связано моделирование пропорций и

взаимосвязей между составными элементами совокупного общественного продукта -

по стоимости и натуpально-вещественному составу, отражающее механизм простого

и расширенного воспроизводства материального продукта.

Подход к моделированию макроэкономических процессов на примере баланса

народного хозяйства - типичный пример высокого абстрагирования с

игнорированием воздействия конкретных форм организации производства, различий

в экономическом поведении хозяйствующих субъектов. БНХ же, в силу указанных

причин, был пассивным инструментом даже в период командно-администpативной

системы управления с ее жесткой регламентацией деятельности "сверху". Хотя

было бы неправильно не признать, что экономико-статистическая информация

раскрывала, правда в весьма ущербном виде, аспекты воспроизводства и прежде

всего важнейшие экономические пропорции в материальном производстве.

В условиях перехода к рыночной экономике нужен переход на модель учета,

ориентированную на эту "ужасную" рыночную экономику. В основе

построения такой модели учета - системы национальных счетов - лежит концепция

"хозяйственного кругооборота". Hациональное хозяйство может рассматриваться

как большая многомерная система, в которой выделяются объективно

существующие элементы, отображающие многообразие экономических явлений,

стержень такой системы - экономический оборот. Он включает основные

экономические процессы - производство, потребление, накопление,

перераспределение. Перераспределение означает передачу (получение) продукта,

услуги, денег, осуществляемую в одностороннем порядке. Переход на СНС

согласуется с современной методологией комплексного экономико-

статистического анализа макроэкономики. Имеется в виду органическое

соединение экономического и социального аспектов изучения производственного

механизма и сопряжение статистических и математико-статистических методов.

Важной частью методологии комплексного анализа стала типология

макроэкономических структур. Структура национального хозяйства понимается как

совокупность устойчивых связей между хозяйствующими субъектами,

обеспечивающая целостность, т.е. сохранение основных свойств объекта

изучения при различных внешних и внутренних изменениях. Концепция СНС, в

отличие от БНХ, рассматривает экономику как единое целое, без проведения

принципиальных различий между производством материальных благ и

деятельностью по оказанию услуг. Это позволяет дать оценку результатам и

факторам, обусловившим эти результаты, потокам продукции, услуг, доходам

и расходам между всеми хозяйствующими субъектами в рамках однозначно

трактуемой и непротиворечивой модели воспроизводства экономики. Итак,

подведем некоторые итоги и выделим следующие различия

1.В задачах БНХ обслуживал потребности централизованного планирования

общественного производства; его основная задача - наблюдение за

процессом производства и движения материальных ресурсов; СНС же отвечает

потребностям рыночной экономики, где на первый план выдвигаются финансово-

денежные отношения.

Вывод: кто же будет использовать лом, когда рядом стоит отбойный молоток?

2. В концепциях

а) трактовка производственной деятельности в БНХ - это деятельность в сфере

материального производства, в СHС - это любая деятельность, приносящая

доход (вот это - широта размаха!)

б) трактовка стоимостного состава продукта в БНХ - это перенесенная стоимость

(затраты предметов труда и износ основных фондов) и вновь созданная

стоимость (первичные доходы участников производства: населения, занятого в

сфере материального производства, и предприятий этой же сферы, т.е. оплата

труда, чистая продукция личного подсобного хозяйства,

прибыль и пр.). В СНС стоимость продукта включает: затраты на предметы труда

(в более широкой трактовке как промежуточное потребление материальных

ресурсов и услуг как материального, так и нематериального характера) и

оплату факторов производства (оплата труда, прибыль, рента, проценты,

дивиденды)

3. В методологиях

а) в содержании показателей производства в результате неодинакового подхода к

определению сферы создания национального дохода (продукта), а также в

содержании показателей потребления (промежуточного и конечного),

распределения и перераспределения доходов.

б) в подходе к трактовке финансовых потоков (займов, кредитов...), БНХ

рассматривает оных как формы временного перераспределения национального

дохода. В СНС же - они есть вид инвестиций отдельных секторов экономики.

в) в подходе к классифицированию доходов и расходов, а также определении

категории сбережений. В СНС проводится четкое разграничение текущих доходов

и расходов, которые балансиpуются с помощью показателя "сбережения",

рассматриваемого как источник финансирования капитальных затрат. В БНХ

четкого деления доходов и расходов (и особенно пеpеpаспpеделительных

потоков) на текущие и единовременные не предусмотрено, и поэтому нет

позиции "сбережения", как разницы между текущими доходами и расходами. В то

же время отдельные виды сбережений (прирост денежной наличности, прирост

вкладов в банках) рассматриваются как форма перераспределения национального

дохода.

4. В форме представления данных

а) в СНС - в виде совокупности взаимосвязанных двусторонних счетов и таблиц.

Из бух. учета заимствован принцип двойной записи в БНХ - в виде таблиц, где

показываются ресурсы и использование материальных благ и доходов.

б) в БНХ более замкнутая система показателей, так как она ограничивается

отражением движения доходов лишь в той степени, в какой она связана с

движением материальных благ в СНС - более развитая модель экономического

оборота, так как позволяет проследить его от производства продуктов и услуг

и образования доходов до получения конечных финансовых результатов -

изменения финансовых активов и пассивов и характеристики их состава. Hесмотря

на все вышеописанные ужасы различий между нашими друзьями - СНС и БНХ, в них

можно найти и довольно много общих идей и принципов:

1. В задачах

а) попытка обеспечения концептуальной основы для системного анализа

макроэкономических показателей, т.е. определение системы показателей,

характеризующих развитие экономики, их содержание, взаимосвязи.

б) координация экономической статистики, т.е. обеспечение методологического

единства показателей макроэкономической и других разделов статистики

2. В методологических подходах

а) принцип моделирования национального хозяйства как развивающейся и

воспроизводимой экономической системы, связанной с внешним миром,

признание необходимости стpуктуиpования объекта посредством группировок и

классификаций, выделения отдельных стадий воспроизводственного процесса.

б) ограничение потоков потребительской стоимости от потоков доходов

в) выделение потоков потребительных стоимостей и доходов - с одной стороны,

и запасов ресурсов - с другой

г) разграничение доходов от производства от доходов, полученных в процессе

перераспределения

д) группировка продукции на конечную и промежуточную, потребления - также на

конечное и промежуточное

е) проведение различия между воспроизводимыми и не воспроизводимыми фондами

(активами).

ж) выделение основных фондов и материальных оборотных средств.

з) отграничение экономических операций (производство, покупка, расходы) от

их субъектов (домашние хозяйства, предприятия ...)

ы) исчисление накопления, как на "валовой", так и на "чистой" основе, т.е.

до и после вычета амортизации.

Между СHС и БHХ существует много общего и в подходах к оценке показателей (

в текущих и постоянных ценах ), в трактовке деятельности подсобных хозяйств

населения, в методах оценки продукции, не принимающей товаpно-денежной

формы. Таким образом, несмотря на то, что СHС и БHХ - суть альтернативные

системы учета и макроэкономических показателей, в методическом плане

построение "переходных ключей" между ними реально.

19. Основные макроэкономические показатели

Основные макроэкономические показатели.

Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе,

принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и

показатели экономической коньюктуры. Потоки отражают передачу ценностей

субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы –

накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой

экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как

правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется

на определенный момент. Пример потоков – сбережения и инвестиции, бюджетный

дефицит, запасов – накопленный в результате капитал, государственный долг.

Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в

одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в

других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков

могут изменяться независимо друг от друга.

2.1. Потоковые величины.

Валовый выпуск представляет собой стоимость всех товаров и услуг,

произведенных в экономике за определенный промежуток времени. Валовый выпуск

включает в себя абсолютно все товары, произведенные в экономике, в том числе и

предназначенные для производства других товаров и услуг. Последние составляют

промежуточное потребление, в отличие от конечного потребления.

Уровень валового выпуска, который обеспечивается в условиях полной занятости,

называется уровнем естественного выпуска.

Валовый национальный продукт (ВНП) – стоимость всех конечных

товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени.

ВНП, в отличие от валового выпуска, очищен от промежуточного потребления. Как

на практике избегают двойного счета, будет рассмотрено ниже.

Различают валовый национальный и валовый внутренний продукт (ВВП). ВНП –

это ВВП минус сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны с

использованием иностранных факторов производства, плюс сумма добавленной

стоимости, созданной за границей с использованием факторов, принадлежащих

гражданам данной страны.

Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой ВНП за

минусом начисления на потребление капитала (амортизации). Показатель ЧНП имеет

существенный недостаток: он несет в себе искажения, которые вносит в структуру

рыночных цен государство. Без вмешательства государства сумма рыночных цен всех

товаров без остатка раскладывается на факторные доходы домашних хозяйств.

Однако государство, вводя косвенные налоги, с одной стороны, и предоставляя

фирмам субсидии – с другой, фактически способствует завышению рыночных цен в

первом случае и занижению – во втором.

Национальный доход (y) представляет собой чистый продукт,

измеренный в ценах факторов производства. НД есть ЧНП минус косвенные налоги

плюс субсидии.

Уровень национального дохода, который обеспечивается в условиях полной

занятости, называется национальным доходом полной занятости (yF

).

Доход, который остается в распоряжении домашних хозяйств, то есть доход после

уплаты налогов, составляет располагаемый доход (yv) домашних

хозяйств.

К потоковым величинам относятся расходы на потребление (С), сбережения (

S), инвестиции (I), государственные закупки (G), налоги (Т

), экспорт (Е), импорт (Z) и некоторые другие важнейшие

показатели.

2.2. Показатели запасов и показатели экономической коньюктуры.

Имущество (активы) – любой источник законного нетрудового дохода. К

имуществу относятся как реальные активы, например, реальный капитал (К),

так и финансовые активы (акции, облигации), кроме того, выделяют имущественные

права и интеллектуальную собственность.

Портфель активов – совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту.

Национальное богатство – суммарные активы, принадлежащие домашним

хозяйствам фирмам и государству.

Реальные денежные (кассовые) остатки – запас платежных средств, который

экономический субъект желает держать в форме наличности.

Состояние экономической коньюктуры отражают следующие показатели:

Ставка процента (i), норма доходности капитального актива (r), уровень цен

(Р), инфляция ( ), уровень безработицы (u) и другие.

2.3. Модель народнохозяйственного оборота.

В результате взаимоотношений, складывающихся между макроэкономическими

субъектами в процессе производства, распределения и потребления материальных

благ и услуг, в экономике формируются устойчивые денежные потоки,

составляющие в совокупности народнохозяйственный оборот доходов и расходов.

Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве

Билеты: Основы экономики

Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики РЫНОК РЕСУРСОВ

Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики (факторов производства)

Билеты: Основы экономики

Билеты: Основы экономики

Услуги Оплата услуг

факторов факторов

производства производства

Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики

Налоги Налоги

Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики

ДОМАШИЕ ГОСУДАРСТВО

ФИРМЫ

Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики ХОЗЯЙСТВА

Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики

Трансферты Субсидии

Продажа Оплата

товаров государственных

закупок товаров

Билеты: Основы экономики

РЫНОК БЛАГ

По часовой стрелке (сплошная линия) от домашних хозяйств через рынок факторов

фирмам поступают услуги факторов производства (услуги труда, капитала, земли,

предпринимательства). В свою очередь, через рынок благ от фирм к домашним

хозяйствам поступают различные материальные и нематериальные блага:

продовольствие, автомобили, различные виды сервисного обслуживания и т.п.

Движение всех этих реальных потоков ресурсов и конечно продукции оплачивается

денежными потоками, движение которых против часовой стрелки показано

пунктирной линией. От фирм домашним хозяйствам поступает оплата услуг

факторов производства. Для домашних хозяйств – это их доходы, а для фирм эти

платежи представляют собой расходы. От домашних хозяйств фирмам поступают

платежи за конечные товары и услуги. Для домашних хозяйств эти платежи –

расходы, для фирм – доходы.

На данной схеме показана циркуляция реальных благ и денежных потоков в

закрытой экономике. Если помимо домашних хозяйств и фирм ввести в схему

государство, то увидим, что государство взимает с фирм и домашних хозяйств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Использовании материалов
запрещено.