РУБРИКИ

Билеты: Основы экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Основы экономики

налоги, предоставляя вместе с этим трансферты и субсидии. Кроме того,

государство закупает на рынке ресурсов услуги труда и других факторов, а на

рынке благ – различную продукцию, производимую фирмами.

2.4. Методы расчета ВВП как важнейшего показателя для измерения объема

национального производства.

При расчете ВВП используются три основных метода:

· Метод добавленной стоимости.

ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в

экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг,

созданных на территории страны. Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все

продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного

счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах

. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм, и не участвуют в

дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Если в ВВП

включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров

(мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная

оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз).

Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости,

который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции

покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм. Добавленная

стоимость – это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости

потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.

Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно

определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных

товаров и услуг.

· Метод расчета ВВП по расходам.

Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных товаров и услуг,

произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходы

экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП

на основе расходов или потока благ (этот метод также называют

производственным методом) суммируются следующие величины:

1. Потребительские расходы населения (С).

2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику ( Ig ).

3. Государственные закупки товаров и услуг (G).

4. Чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и

импортом данной страны.

ВВП = С + Ig + G + NX

· Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод).

ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент,

прибыль, рента), т.е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов

производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою

деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан,

проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые

находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также

включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от

собственности и нераспределенная часть прибыли. То, что для одних субъектов

является издержками, для других – доходами.

Совмещение двух подходов к расчету ВВП по расходам и доходам.

ВВП, рассчитанный по расходамВВП, рассчитанный по доходам

Потребительские расходы населения (С)

Валовые частные инвестиции ( Ig )

Государственные закупки товаров и услуг (G)

Чистый экспорт (NX)

Заработная плата (w)

Процент ( r )

Прибыль (Р)

Амортизация (d)

Косвенные налоги (T interect)

Оба метода считаются равноценными и должны давать в итоге одинаковую величину

ВВП.

Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за расчитываемый

период (за год), включаются в показатель ВВП. Во-первых, это сделки с

финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций

и т.п. Финанасовые сделки не имеют прямого отношения к изменениям текущего

реального производства. Во-вторых, продажа и покупка подержанных вещей и

благ, бывших в употреблении. Их ценность была учтена ранее. В-третьих,

частные трансферты (например, подарки), в данном случае это лишь

перераспределение денежных средств между частными экономическими субъектами.

В-четвертых, государствееные трансферты.

2.5. Расчет ВНП.

Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового

национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных

товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной

территории, так и за рубежом. Расчет ВНП основан на критерии принадлежности

фатора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к

показателю ВВП добавлять разность между поступлениями от услуг факторов

производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными

доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получим показатель

ВНП. Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и

колеблется в пределах +-1% от ВВП.

2.6. Номинальный и реальный ВВП.

Если расчеты ВВП производить в текущих ценах, то может оказаться искаженным

физический объем производства. Есть разница в значениях номинального и

реального ВВП.

Номинальный ВВП подсчитывается в текущих ценах (PQ), где Р- индекс цен, Q

– физический объем производства. Для определения физического объема

производства устанавливается базисный год и рассчитываются в его ценах

произведенный в текущем году ВВП. Новый базисный год обычно определяется каждые

10-15 лет.

Реальный ВВП – это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах

базисного года. Для вычисления реального ВВП необходимо использовать индекс

цен.

Реальный ВВП (Q) = номинальный ВВП (PQ) / дефлятор ВВП,

следовательно,

дефлятор ВВП (Р) = номинальный ВВП (PQ) / реальный ВВП (Q)

Дефлятор ВВП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса –

дефляции. Если величина индекса цен больше 1, то произошло дефлирование ВВП,

если индекс цен меньше 1, то произошло инфлирование.

Дефлятор ВВП учитывает цены всех товаров и услуг, произведенных в стране.

Дефлятор не учитывает цены импортных товаров. Дефлятор допускает изменения в

наборе товаров и услуг в соответствии с изменением состава ВВП.

Макроэкономическая теория использует различные индексы цен для исчисления

реального ВВП.

Индекс потребительских цен (ИПЦ), в котором используется фиксированный

набор благ (“потребительская корзина”). Индекс Ласпейраса IL

= p1i q0i / p0i

q0i , где q0i количество товаров и

услуг, произведенных в базисном году, p0i - цены товаров

и услуг в базисном году, p1i - цены товаров и услуг в

текущем году. ИПЦ отражает только цены товаров, приобретаемых домашними

хозяйствами. ИПЦ учитывает цены импортных товаров.

Индекс цен производителей (ИЦП), где в качестве весов цен берется

количества товаров и услуг, произведенные в текущем году. Индекс Пааше

Ip = p1i q1i / p0

q1i, где q1i - количество товаров и

услуг в текущем году. Дефлятор ВВП представляет собой индекс Пааше.

Билеты: Основы экономики Билеты: Основы экономики

В последнее время широкое применение находит индекс Фишера,

представляющий собой среднегеометрическое значение из индексов Ласпейраса и

Пааше. Ip = IL Ip

2.7. Логика прогнозирования ВВП.

Оценка вероятного уровня валового национального продукта (ВНП), является

отправной точкой при определении долговременного прогноза экономического

роста, так как это наиболее исчерпывающий измеритель экономического роста,

имеющий всеобщее признание.

В США, к примеру, прогнозирование ВНП осуществляется такими организациями как

National Planing Association, Conference Board и Department of Commerce,

которые имеют богатейший опыт прогнозирования основных макроэкономических

показателей. Изучение этого опыта позволило описать некоторую логическую

последовательность этапов разработки прогноза ВНП и взаимосвязей важнейших

макроэкономических показателей.

Таким образом, прогнозирование ВНП представляет процесс, разделенный на 3

этапа, в рамках которых определяется уровень ВНП и взаимосвязь с другими

важнейшими показателями:

· 1 этап - составляющие компоненты ВНП;

· 2 этап - использование рабочей силы;

· 3 этап - компенсации, прибыль и цены.

Последовательность этапов разработки прогноза и взаимосвязь

макроэкономических переменных наглядно представлена на схеме 1.

Прогнозирование ВНП и других важднейших макроэкономических переменных следует

начать с "экзогенных" переменных - поведение которых слабо связано с текущим

развитием экономики - и перейти далее к "эндогенным" , поведение которых в

значительной степени зависит от всего остального.

Таким образом, 1 этап начинается с расчета экспорта и государственных

расходов, первоначальные оценки которых могут быть сделаны на основе внешних

источников. Кроме того, к примеру, в США, Commerce Department обеспечивает

достаточно точными обзорами планов капитальных вложений и сведениями о

первоначальной стоимости основного капитала у нерезидентов.

Краткосрочную оценку государственных и местных правительственных расходов на

товары и услуги с успехом можно получить на основе изучения временных рядов и

изменений в товарных запасах.

Роль макроэкономических показателей.

На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко

используемые в экономической теории и статистике. Система национальных сетов

связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров

и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой

современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во

всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она

позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его

движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного

использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты

и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения

эффективной макроэкономической политики государства, экономического

прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Ниже

приведена краткая схема Системы национальных счетов.

Билеты: Основы экономики

20. Экономический рост и развитие Под экономическим

ростом понимают долговременные изменения естественного уровня реального объема

производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном

временном интервале.

Сущность реального экономического роста состоит в разрешении и

воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между

ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных

потребностей. Разрешается это противоречие между двумя основными способами:

во-первых, за счет увеличения производственных возможностей, во-вторых, за счет

наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и

развития общественных потребностей.

В экономической теории сложились два основных подхода к трактовке форм

проявления экономического роста. Наиболее распространенным является понимание

экономического роста как итоговой характеристики развития национальной

экономики за определенный период, измеряемый либо темпами роста реального

объема ВНП ( ВВП, НД) , либо темпами увеличения этих показателей в расчете

на душу населения. Первый способ измерения экономического роста используется

при оценке темпов расширения экономического потенциала страны, второй - при

анализе динамики благосостояния населения или сравнении жизненного уровня в

разных странах и регионах.

Основными конечными целями экономического роста являются повышение

материального благосостояния населения и поддержание безопасности. Первое

конкретизируется в следующих основных составляющих: увеличение среднедушевых

доходов населения; увеличение свободного времени ; улучшение распределения

ВВП среди различных слоев населения; улучшение качества и рост разнообразия

выпускаемых товаров и услуг.

Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех

составляющих многогранного понятия “эффективность производства”. Сюда

относятся: улучшение качества товаров и услуг, повышение их

конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках; освоение

производства новых товаров, позволяющих удовлетворить ранее не

удовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения

наилучшим образом; освоение новых технологий, позволяющих минимизировать

затраты органических производственных ресурсов для выпуска данного объема

производства.

Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые

определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности

повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные

факторы. Прямые непосредственно определяют физическую

способность к экономическому росту и к ним относят: увеличение численности и

повышение качества трудовых ресурсов; рост объема и улучшение качественного

состава основного капитала; совершенствование технологии и организации

производства; повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный

оборот природных ресурсов; рост предпринимательских способностей в обществе.

Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой

способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала,

заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. В состав косвенных входят

такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынка, уменьшение

цен на производственные ресурсы, снижение налогов на прибыль, расширение

возможности получения кредитов, а также факторы спроса и распределения.

Факторы спроса определяют возможность реализации растущего объема

производства. К числу важнейших относят такие факторы спроса, как рост

потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение

экспорта.

Если динамика спроса отстает от расширения естественного уровня

Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации

производства на основе НТР.

Показатели современного типа экономического роста:

1 повышение качества продукции;

2 повышение производительности труда;

3 ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на

единицу полезного эффекта;

4 динамика фондоотдачи;

5 снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу

продукции;

6 интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост

эффективности общественного производства.

21. Международные экономические отношения и их формы.

Международная торговля и особенности ее развития в современных условиях

Закономерности развития международной торговли. Торговля услугами на мировом

рынке. Государственное и надгосударственное регулирование международной

торговли

Закономерности развития международной торговли. Основными формами

международных экономических отношений (МЭО) являются международная торговля,

международное движение капиталов, международная трудовая миграция и

международная экономическая интеграция. Кроме них, выделяют международную

специализацию производства и научно-технических работ, валютно-финансовые связи

и отношения между странами и др.

На современном этапе решающая роль в развитии МЭО принадлежит международной

торговле. В одной из предыдущих тем отмечалось, что действие закона

интернационализации производства обусловливает процесс интернационализации

рынка, действие закона опережающего роста внешней торговли в сравнении с.

ростом производства.

Увеличение объемов внешнеторгового оборота, расширение его номенклатуры за

счет готовых изделий и услуг будет способствовать экономии материальных,

финансовых и других ресурсов, положительно повлияет на улучшение качества

товаров и услуг, расширение номенклатуры потребляемых благ, сформирует новый

фактор экономического роста (для слаборазвитых стран) и усилит его действие в

развитых странах.

Торговля услугами на мировом рынке. Быстрый рост сферы услуг, в

том числе международной торговли услугами, обусловлен четвертым крупным

общественным разделением труда, высоким уровнем жизни в развитых странах мира,

действием закона возрастания потребностей, значительным ускорением НТР,

усилением миграции капитала и рабочей силы и другими факторами. Международная

торговля услугами по сравнению с торговлей традиционными товарами имеет ряд

специфических особенностей. К ним относятся наличие прямых контактов между

производителями услуг и их потребителями, увеличение объемов международной

торговли услугами по мере роста внешней торговли товарами, большая защищенность

сферы услуг от иностранной конкуренции со стороны государства и наднациональных

органов и др. Основными видами услуг в мировой торговле являются услуги,

связанные с внешней торговлей, с обменом технологиями, инжиниринговые,

управленческие; с миграцией рабочей силы (выплата и перерасчет заработной

платы, социальные выплаты и т. д.); социальные и культурные (туристические и т.

п.); банковские, в частности, осуществление международных расчетов, лизинговых

операций и др. Наибольший удельный вес услуг, связанных с мировой торговлей

товарами, имеет морской транспорт. На его долю приходится около 80 % перевозок.

Самый крупный торговый флот принадлежит Японии, Великобритании, ФРГ и Норвегии.

На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминирующую роль играют

США, Великобритания и Франция. В настоящее время серьезным конкурентом морскому

транспорту становится воздушный транспорт, особенно, когда речь идет о

перевозке ценных грузов. Упорядочением базисных условий поставок товаров

(франко-завод, франко-вагон и др.) занимается международная торговая палата.

К основным формам соглашений при обмене технологией относятся лицензионная

торговля, объектом которой являются патентные и беспатентные лицензии на

передачу изобретений, технологического опыта, разнообразных промышленных

секретов, коммерческих знаний и других видов промышленной собственности

(кроме товарных и фирменных знаков).

Государственное и надгосударственное регулирование международной торговли.

Общей целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри

страны, в частности, для присвоения национальными компаниями и ТНК максимальной

прибыли. В процессе реализации данной цели наблюдается противоречивое сочетание

протекционизма и либерализации. Протекционизм — это государственная

политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия

национальным компаниям в их Проникновении на внешние рынки. Либерализм — это

государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других

ограничений во внешней торговле.

Протекционизм осуществляется путем установления высоких таможенных тарифов на

товары, которые ввозятся из-за границы; введения тарифных ограничений, к

которым относятся количественные (установление квот, добровольное ограничение

экспорта, лицензирование) и валютные ограничения (регламентация операций

резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями,

усложнение таможенной процедуры), а также через установление повышенных

требований к техническим, санитарным стандартам, налогообложению на

внутреннем рынке и др.

Международное движение капитала

Сущность и основные формы международного движения капитала. Закономерности и

особенности международного движения капитала в современных условиях

Сущность и основные формы международного движения капитала.

Капитал вывозимый из более развитой страны в менее развитую, способствует

формированию более зрелых отношений собственности, более совершенных форм

производственных отношений. Таким образом, происходит процесс

интернационализации капитала, а значит, и производственных отношений.

Основными субъектами вывоза капитала в современных условиях являются ТНК,

государства и надгосударственные органы, конечной целью — присвоение

монопольно высоких прибылей', а также получение других выгод (политических,

военных и др.).

Вывоз капитала осуществляется вследствие неравномерности экономического

развития некоторых стран и регионов мирового хозяйства. В стране, занимающей

передовые позиции, быстрее происходит процесс создания избыточного капитала,

который может быть использован внутри нее, но ищет пути более прибыльного

применения. Кроме того, вывоз капитала вызван асинхронным характером

протекания экономического цикла, наличием протекционистских барьеров, которые

препятствуют экспорту товаров, процессом интернационализации производства и

другими причинами.

Капитал вывозится в двух основных формах — предпринимательской и ссудной. Его

инвестируют в промышленность, транспорт, сельскохозяйственные, банковские

предприятия, вкладывают в объекты строительства, в акции существующих

предприятий. Это приводит к образованию собственности за границей. Ссудный

капитал вывозится в форме краткосрочных или долгосрочных займов и кредитов.

Это позволяет получать фиксированный доход в виде процента, но не приводит к

образованию за границей собственности. Общая сумма капитала, который

функционирует за границей, составляет иностранные инвестиции. Со временем их

источник расширяется за счет капитализации прибавочной стоимости,

использования амортизационных отчислений, выпуска акций и др. При вывозе

предпринимательского капитала инвестиции делятся на прямые и портфельные.

Кроме того, по источникам финансирования различают государственный,

негосударственный и надгосударственный виды капитала. Государственный капитал

— это кредиты, гранты, помощь. Негосударственный вывоз капитала может

производиться юридическими и физическими лицами, частными (отдельным

индивидуумом или семьей) и групповыми инвесторами в форме капиталовложений,

межбанковского кредитования, торговых кредитов и др. Наряду с этим

предоставляются маркетинговые, управленческие, инжиниринговые услуги,

осуществляются лизинговые операции.

Важнейшую роль среди различных форм инвестиций играют прямые

капиталовложения. Это обусловлено тем, что их субъекты постоянно контролируют

их, а капиталом в ссудной форме на время предоставления кредита распоряжается

импортер. Прямые инвестиции гарантируют стабильный рынок или формируют основу

для выхода на рынки других стран. Такие инвестиции дают право

непосредственного контроля или активного участия в управлении предприятием

через механизм реинвестирования прибыли, приобретения части акций за рубежом,

внутрифирменных займов или внутрифирменной задолженности, а также путем

использования неакционерных форм (заключение субконтрактных и лицензионных

договоров, френчайзинга и др.).

Международное движение капитала имеет неоднозначные последствия как для

стран-экспортеров, так и для стран-импортеров капитала. Для первых

положительными последствиями этого процесса являются расширение рынков сбыта

отечественных товаров и услуг, получение прибыли от инвестиций, возможность

влиять на внешнюю и внутреннюю политику стран-экспортеров, выгоды от углубления

процесса международного разделения труда, возможность использования более

дешевых рынков рабочей силы и другие экономические и неэкономические выгоды. К

отрицательным последствиям экспорта капитала относятся ухудшение платежного

баланса (к моменту возвращения в страну всей или части прибыли от экспорта

капитала), сужение рынков труда и рабочей силы в национальной экономике,

сохранение или модификация в надлежащем русле экономической системы.

Положительные последствия международного движения капитала для стран-

импортеров — внедрение более совершенных технологий и техники, передовых форм

организации производства, снижение уровня безработицы, приток иностранной

валюты, ускоренное развитие существующей экономической системы или ее

совершенствование (таким путем развивалась экономика Сингапура, Южной Кореи,

Тайваня и других новых индустриальных государств). Среди отрицательных

последствий — постепенная утрата контроля над частью предприятий, отраслей,

усиление иностранного влияния в сфере военно-стратегических и политических

интересов.

Международная миграция рабочей силы и миграционная политика

Сущность и причины миграции рабочей силы. Государственное и негосударственное

регулирование международной миграции рабочей силы

Сущность и причины международной миграции рабочей силы. Будучи

формой международных экономических отношений, международная, миграция рабочей

силы возникает и развивается одновременно со становлением и эволюцией

международной миграции капитала и торговли. Интенсивный характер она

приобретает в конце XVIII — начале XIX в., в период промышленной революции и

формирования нового технологического способа производства, основанного на

машинном труде.

Международная миграция рабочей силы обусловлена, прежде всего, экономическими

факторами. К ним относятся действие законов накопления, народонаселения,

неравномерности экономического развития и др.; существенная разница в

условиях труда, уровнях заработной платы, жизни, условиях предпринимательской

деятельности и т. д.; циклический характер экономического развития, в

частности, асинхронность экономического цикла в разных странах;

неравномерность развертывания НТР, структурных кризисов и структурных реформ.

Международная миграция обусловлена также демографическими факторами, разницей

в естественном приросте населения, кроме того, она связана с политическими,

военными, национально-этническими и другими неэкономическими факторами.

Международная миграция рабочей силы является важнейшей формой миграции

населения.

Важным средством регулирования трудовой миграции является введение

обязательного государственного лицензирования деятельности организаций по

найму работников для работы за границей. При этом лицензии предоставляются

только тем организациям, которые имеют необходимые знания, опыт работы,

международные связи и могут нести юридическую и материальную ответственность

за свои действия. В России такие лицензии выданы свыше 150 организациям.

Регулирование международной миграции рабочей силы в современных условиях в

отдельных странах опирается на правовые нормы и правила, зафиксированные в

документах международных организаций и, прежде всего, МОТ (Международной

организации труда). При этом государства, которые ратифицируют международные

конвенции, признают приоритет международного права над национальным.

МОТ была создана в 1919 г., в 1962 г. на 46-й сессии МОТ было принято

соглашение об основных целях и нормах государственной политики, в котором

закреплялись такие же права мигрантов, как и коренных жителей, в том числе в

сфере социального обеспечения, признавалось их равенство независимо от

национальности, пола, религии и т. п. Страны, ратифицировавшие это

соглашение, взяли на себя обязательства обеспечивать мигрантов по месту их

проживания необходимой социальной помощью в решении проблем, возникших по

месту найма.

Защита прав мигрантов обеспечивается деятельностью бесплатных служб для

оказания помощи мигрантам, предоставлением им необходимой информации,

принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении

эмиграции и иммиграции граждан, содействием выезду мигрантов и их

перемещению, разрешением переводить заработную плату и сбережения на родину,

обязательностью письменного оформления трудовых контрактов и установлением

права мигрантов на их получение, закреплением равенства в получении

минимальной заработной платы, права на образование, приобретение квалификации

и ее повышение, участие в профсоюзах и др.

Международная экономическая интеграция

Некоторые стороны интернационализации технологического способа производства

освещались ранее, когда речь шла об интернационализации единичного разделения

труда, формировании интернациональной стоимости. Эти процессы сопровождаются

усилением международной концентрации производства, международной кооперацией

и специализацией и т. д. В совокупности они являются материальной основой

интернационализации производственных отношений и хозяйственного механизма,

что детерминирует процесс интернационализации социальных, правовых и других

надстроечных отношений.

Наиболее зрелые формы отмеченные процессы обрели в интеграции стран Западной

Европы, в частности, в создании и функционировании Европейского

экономического сообщества, или «Общего рынка». Сначала это было объединение

шести стран — ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, которые

в 1957 г. подписали «Римский договор», вступивший в силу с 1 января 1958 г. В

1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г . —

Греция, в 1986 г. — Португалия и Испания. В 1991 г. на сессии ЕЭС подписано

соглашение между ЕЭС. и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) о

создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В ЕАСТ, которая была

образована в 1960 г., вошли Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Австрия,

Швейцария, Португалия. Таким образом, в ЕЭП в настоящее время состоит 17

европейских стран, в ЕЭС — 15. В соответствии с Единым Европейским актом 1987

г. и Маастрихтским договором 1991 г. был образован Европейский Союз (ЕС) с

общей численностью населения более млн чел. Заявки о вхождении в ЕС подали

Австрия, Турция, Польша, Венгрия, Украина, Прибалтийские республики. В

недалеком будущем ЕС может насчитывать более 20 государств Европы.

22. Валютный рынок

В.р. - официальные центры, где совершаетя купля-продажа иностранных валют на

национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения.

Операции по обмену валют существовали давно, но в.р. в современном понимании

сложились в 19 в., чему способствовало:

- развитие регулярных межд. экон. связей;

- создание мировой валютной системы, возлагающей на страны-участницы

определенные обязательства в отношении их национальных валютных систем;

- широкое распространение кредитных средств международных расчетов;

- усиление концентрации и централизации банковского капитала, развитие

корресп. отношений;

- совершенствование средств связи, развитие информационных технологий.

По мере развиия национ. рынков и их взаимосвязей сложился единый мировой

валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. Современные

в.р. харак-ся следующими основными особенностями.

1. Усилилась интернационализация ваютных рынков на базе широкого

использования электронных средствсвязи и осуществления операций и расчетов по

ним.

2. Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях

света.

3. Техника валютных операций унифицироована, расчеты осуществляются по

корресподентским счетам банков.

4. Широкое развитие валютных операций с целью страхования валютных и

кредитных рисков.

5. Нестабильность курсов валют.

С фнкциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают:

- своевременное осуществление международных расчетов;

- страхование валютных и кредитных рисков;

- взаимосвязь мировых валютных, кредитных и финансовых рынков;

- диерсификация валютных резервов банков, предприятий государства;

- регулирование валютных курсов;

- получение спекулятивной прибыли их участниками в виде разницы курсов валют;

- проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование

экономики.

С институциональной точки зрения в.р. - это совокупность банков, брокерских

фирм, корпораций, особенно ТНК. Осоенностью современного в.р. является

децентрализованный характер совершения валютных операций (подавляющая масса

сделок совершается непосредственно между банками с использованием электронной

техники, телекса и телефона).

Виды валютных рынков:

1. Мировые - сосредоточены в мировых финансовых центрах (Лондон, Париж,

Франкфурт-на-Майне...). На них банки проводят операции с валютами, кот.

широко использ. в мировом платежном обороте, и почти не совершают сделки с

валютами регионального и местного значения.

2. Региональные и местные - осуществляются операции с определенными

конвертируемыми валютами.

Валютные рынки - одно из важных звеньев мирового хозяйства - чутко реагируют

на изменения в экономике и политике.

23. Валютные системы.

Внешнеэк. связи между странами выз. необх. обмена их валют. Валюта (цена,

стоимость) – это ден. ед. страны. Кажд. страна имеет собст. нац. вал.

систему, сформир. на основе нац. закон-ва с учетом норм межд. права. На

основе нац. вал. систем обр-сямир. вал. система (МВС – набор правил, законов,

учреждений, кот. регул. деят-ть центр. эмиссионных банков на внешн. рынках).

Составные элементы МВС: осн. межд. плат. ср-ва (нац. валюты, золото, СДР,

Евро); мех-м установления и поддерж. вал. курсов; условия конвертир-ти валют;

режим межд. рынков; опред. статуса межгос. фин. учреждений, регулир. вал.

отношения. МВС прошла в своем развитии 3 этапа: нач.ее возн. в 19в. – нач. 2

мир. войны; кон. 30 гг. – 70е гг (содержание этапа определено Бреттон-Вдской

конференцией 1944г.); 70е гг. – по сей день, оформился в 1976г. на Ямайке. На

1 и 2 этапах МВС была основ. на зол. стандарте, когда за нац. валютой

законодат. закрепл. зол. содержание и банки осущ-ли размен вып-х ими банкнот

на золото. На 3 этапе офиц. продажа зол. слитков на вал. была прекращ. сперва

в США, а затем – на межд. рынках. Мировым ден. эталоном была назв. межд. ден.

ед. – СДР (спец. права заимствования). Колективн. вал. ед-цы получ. распостр.

в рез. кризиса МВС, приведш. к замене зол. в кач. мир. денег разл.

заменителями. Эти вал. ед-цы ввод. прежде всего как счетные деньги для

сопост. курсов нац. валют. они не вып. в виде банкнот или монет, а явл.

только запис. на счетах деньгами. Их курс устан. странами-учредительницами,

кот. хотят их превратить в мир. деньги для обслуж-я межд. расчетов, т.е.

девизов. Золото перест. вып. ф-цию всеобщ. ср-ва платежа, но его ликвидность

ост. очень высок. Обмен валют и расчеты между гос-вами осущ. на основе вал.

курса (это цена де. ед. данной нац. валюты, выраж. в ден. ед. валюты др.

страны). При зол. стандарте курс вал. был твердый. После офиц. прекращ.

обмена долл. на зол. тверд. курсы уступ. место плавающим (опред. не зол., а S

и D на вал.) На S и D иностр. вал., и, след., на вал. курс, влияет совок-ть

внутр. и внешн. экон. отнош. страны: нац. доход и ур. изд. пр-ва, реальн.

покуп. спос-ть денег и ур. инфляции, ур. доверия к нац. валюте на мир. рынке

и т.д. Для включения нац. эк-ки в мир. важно, чтобы нац. валюта была конверт.

(кон-ть вал. – это спос-ть нац. ден. ед. свободно использ-ся в разл. межд.

расчетах). Различ. СКВ, частично КВ и неконв. СКВ вып. ф-цию мир. денег.

Больш-во стран имеют ЧКВ. К неконвертир. относ. валюты стран,прав-ва кот.

примен. жесткие меры по ввзу, вывозу и обмену, по прод. и покупке нац. и

иностр. валюты. К ним в осн. относ. вал. развив. стран. Функц-е МВС осущ-ся

мед. фин. орг-ями: МВФ, МБРР, орг-я экон. сотрудн. и развит. ОЭСР, межд.

ассоциация развития МАР и др. Содержание их деят-ти: стремление создать такой

мех. координации мир. вал. отнош., в кот. бы уживались рын. силы с межгос.

регулир-ем. Но эти орг-ции не смогли устранить глуб. противоречия МВС, ее

проблемы до сих пор остаются злободневными.

Вал. отнош-я - совок-ть обществ. отнош-й, склад-ся при f-нии денег в м\нар.

обороте и обслуж-щих взаимный обмен рез-тами д-ти нац. хоз-в. Их О-тивной

основой явл. товарное пр-во ,м\н торговля, движение капитала и услуг.

Вал.с-ма - совок-ть вал.-эк. отнош-й, истор-ки слож-ся на осн.

интернационализации хоз. связей; с орг.-юр. т. зрения - гос.-правовая форма

орг-ции валютно-эк. отношений в рамках опред. общ.-эк. формации. В начале

возн. нац. ВС как составная часть ден. с-мы. С нац. ВС связана МВС - форма

орг-ции м\нар вал. отнош-й, слож-ся на осн. разв-я мирового кап. хоз-ва и

закрепленная межгос. соглаш-ями. Эволюция ВС обусл. разв-ем товарного пр-ва,

мирового рынка, м\н разделения труда, мирового кап. хоз-ва. В рез-те

образовалась первая МВС - на осн. золотого стандарта. Парижское согл-е 1867г.

признало золото единств. формой мировых денег . В этот период ден. и ВС -

нац. и мировая - были тождественыы. По мере перерастания кап-ма в

монополистический классич. золото-монетный стандарт перестал соотв-ть

масштабам хоз. связей. Поэтому после WW-1 его сменил межгос. золото-дивизный

стандарт, базир-ся на золоте и ведущих валютах кап. мира. Вторая МВС была

оформлена межгос. соглаш-ем на Генуэзской конференции (1922). Третья мировая

вал система оформлена Бреттон-Вудским соглашением (1944). Золото-дивизный

стандарт был сохр. лишь в м/нар. отнош-ях, а ден. с-ма базировалась на

неразменных кредитных деньгах, был закреплен статус резевных валют - особой

категории конвертируемых нац. валют, исп. как м/нар. плат. и резервное ср-

во, утвердился долларовый стандарт. Четвертая МВС, оформленная Ямайским

согл-ем (1976-78). Хотя официально введен стандарт СДР, фактич. сохранился

долларовый стандарт. Страны-члены фондов взяли полит. обязательство об искл.

золота из МВС. В тоже время страны ЕЭС создали европейскую МВС (март 1979) с

целью стимулир-я эк. интеграции. Она осн-ся на европейской вал. единице (ЭКЮ)

теперь ЕВРО.

24.Экономический цикл и его фазы развития

1. КРИЗИС.

Прямоугольная выноска: сокращение
(рецессия)

Термин экономический цикл означает следующие один за другим подъемы и спады

уровней экономической активности в течении нескольких лет. Отдельные

экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и

интенсивности. Нет точной формулы для прогнозирования длительности и временной

последовательности экономических циклов. По своей нерегулярности

экономические циклы больше напоминают изменения погоды. Тем не менее, все они

имеют одни и те же фазы, которые по-разному именуются различными

исследователями.

Билеты: Основы экономики

Билеты: Основы экономики

Прямоугольная выноска: подъем Q

Прямоугольная выноска: оживлениеИЕ

Прямоугольная выноска: депрессия

Прямоугольная выноска: кризис

Билеты: Основы экономики

0

Т

Рис.1

Рецессия (сокращение) – состояние экономики, когда валовой национальный

продукт при неуклонном снижении становится меньше, что свидетельствует о

спаде производства или замедлении темпов его развития.

Кризис рыночной системы хозяйства характеризуется резким спадом производства,

который начинается постепенно с сужения, сокращения деловой активности (реже

заключаются торговые сделки, уменьшается объем деловых операций,

осуществляемых как в кредит, так и за наличный расчет). Кризис отличается

нарушением равновесия между спросом и предложением на какой-либо товар или в

какой-либо определенной отрасли хозяйства, тем что он возникает как всеобщее

перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством

банков и остановкой производственных предприятий, ростом ссудного процента,

безработицы.

Представим общую картину промышленного кризиса XIX - начало XX веков.

Рынок, впитавший беспрепятственно все производимые товары, в какое-то время

оказывается переполненным; товары продолжают поступать, между тем спрос

постепенно уменьшается, отстает от предложения, и наконец, прекращается

вовсе. Тревога распространяется по всему рынку. Спрос исчезает, между тем

всюду еще имеются громадные запасы товаров, и множество предприятий

продолжают работать на полную мощность в силу инерции и выбрасывают на рынок

все новые и новые массы товаров. Следует стремительное падение цен.

Поистине героические усилия предпринимаются, чтобы спасти положение. Но все

средства бесплодны. Многие предприятия не в силах выдержать резкого снижения

цен. Начинаются ликвидации и крахи. Прежде всего гибнут банки и кредитные

учреждения. Доверие субъектов рыночного хозяйства друг к другу подрывается.

Все требуют расплаты наличными. Векселя, еще вчера не возбуждавшие никаких

сомнений, приобретают ценность простой бумаги. Ссудный процент повышается.

Разоряются самые крупные предприятия, останавливаются машины, закрываются

фабрики. Толпы безработных появляются на улице. Начинается голод, эпидемия

самоубийств.

Первый кризис разразился в Англии в 1825 году , затем - в Англии и США в

1836 году, в 1841 году - в США, в 1847 году - в США, Англии, Франции и

Германии. Затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 годов. Наиболее

сокрушительным был кризис 1900-1902 годов. Он начался почти одновременно в

России и США и прежде всего обрушился на металлургическую промышленность.

Поразив американский рынок металла, кризис перекинулся сперва в Англию, затем

на европейский континент. Первой пострадала текстильная промышленность, за

ней последовали строительная, химическая, машинная, электрическая. С

невероятной быстротой кризис распространился на все европейские страны:

Францию, Австрию, Германию, Италию, Бельгию и скоро стал всеобщим.

Цены стремительно рухнули вниз. Солидные предприятия были вырваны с корнем.

Разорение промышленности сопровождалось стремительным ростом безработицы.

Однако кризисы XIX и начала XX веков несли в себе и свое лечение. По мере

развития кризиса цены на товары падали ниже и ниже, создавая, тем самым

потенциальную возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса.

После первой мировой войны кризисы регулярно сотрясали экономику западных

стран. Однако характер их стал несколько иным, особенно после кризиса 1929-

1933 годов.

Грандиозный биржевой крах в «черный вторник» 29 октября 1929 года положил

начало кризису, который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение

цен, которого еще не знала экономика США, Германии, Франции и Англии, резкое

сокращение прибылей, катастрофический кредитный кризис, обесценивание валют,

катастрофическое падение курса ценных бумаг - далеко не полный перечень бед,

свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и

преуспевающими.

Кризис 1929-1933 годов заставил правительства многих стран предпринять

попытки вывода национальных экономик из экономической пропасти.

Наиболее грандиозная попытка преодоления кризиса с помощью государственных

мероприятий балы проведена в США.

Сущность ее заключалась в следующем:

а) спасение кредитной системы путем гарантирования вкладов государством;

б) снижение бремени долгов на 40% путем обесценения доллара;

в) повышение цен на сельскохозяйственные продукты посредством предписываемого

и субсидируемого государством сокращения производства;

г) содействие образованию монополий, во многих случаях означавшее собой

принудительное картелирование;

д) борьба против безработицы путем организации общественных работ;

е) регулирование заработной платы.

Активизация экономической роли государства и антикризисное регулирование дали

определенные результаты, и уже более полувека рыночная экономика не

сталкивается с сокрушительными потрясениями, аналогичными катаклизмам 1900-

1901 или 1929-1933 годов.

Вместе с тем промышленные кризисы продолжали отражаться на динамике

процентных ставок, прибыли, издержек производства, заработной плате до

середины 70-х годов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Использовании материалов
запрещено.