РУБРИКИ

Лекция: Основы общей экономической теории

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Основы общей экономической теории

введение особых режимов межбюджетных отношений.

В нарушение принципов бюджетного федерализма сохраняется тенденция передачи

существенной части расходов вниз по бюджетной системе без соответствующего

подкрепления доходными источниками, что приводит к дотационности многих,

сбалансированных ранее бюджетов.

Интересна бюджетная статистика 1995 года, взятая за основу расчетов НИИ

ЦБ РФ. Традиционно Псковская область считается регионом - реципиентом

финансовой поддержки, существующим за счет доходов других территорий. Но, как

следует из таблицы 3, область имеет положительное сальдо по

расчетам с федеральным бюджетом, то есть больше «дает Центру», чем берет от

него. Совсем другое положение в той же группе, например, у Республики

Бурятии и Еврейской АО. Следовательно, можно считать, что причина дефицита

бюджета Псковской области в неблагоприятной системе распределения доходов,

взимаемых с ее территории.

Становление бюджетного федерализма требует коренной реформы всей налоговой

системы страны, принятия Налогового Кодекса РФ, устанавливающего базовые

принципы налоговой системы России в соответствии с требованиями Конституции РФ

и условиями становления рыночного хозяйства. Современные вопросы формирования и

функционирования бюджетной системы России представлены в принятом Бюджетном

кодексе РФ[36].

3. Налоговая система

О важности налогов и необходимости их уплаты метко выразился в свое время

Бенджамин Франклин: "Платить налоги и умереть должен каждый". Налоги - плата

за цивилизованность, необходимое условие существования государства.

Налог - это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности

физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной

власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.

Налог - это:

1) обязательный взнос в бюджет;

2) изъятие части дохода или собственности субъекта, не сопровождающееся

каким-либо обязательством со стороны налоговых органов;

3) определенный по размерам и срокам платеж;

4) юридически устанавливаемый платеж.

Налоговая система - это:

1) совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны;

2) система методов и принципов налогообложения;

3) система распределения платежей по звеньям бюджетной системы;

4) государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Современные системы налогообложения сложились в результате длительной

эволюции. Налоги знали еще в древности. В разные времена вводились довольно

экзотические виды налогов: на окна и дымовые трубы, на соль, на бани и

огороды и пр.

Современные системы налогообложения ориентированы на эффективность. Но

эффективность налоговой системы достижима лишь при условии ее построения с

учетом принципа справедливости. То есть налогообложение должно

быть справедливым в глазах общественного мнения. Это определяет следующие

основные принципы установления налогов:

· Принцип полученных благ. В соответствии с этим принципом

те, кто получает большую выгоду от предоставления государством благ и услуг,

должны их в большей мере и оплачивать. Примерами налогов, взимаемых в

соответствии с этим принципом, являются налоги на владельцев транспортных

средств, сборы с владельцев собак и другие виды налогов, которые используются

на целевое финансирование каких-либо мероприятий.

· Принцип платежеспособности. В соответствии с ним тяжесть

налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного

дохода и уровня благосостояния. Чем больше доходов получает -человек или

юридическое лицо, чем больше благосостояние, тем выше должны быть налоги.

Примеры: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, подоходный налог

с физических лиц и т.п. Это - основной принцип установления налогов.

· Налогообложение должно носить однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Так, в качестве примера

несправедливого применения налогообложения обычно приводят взимание налогов с

прибыли акционерных обществ, включающей дивиденды, а затем с дивидендов - в

составе доходов акционеров.

· Принцип простоты. Налоги должны быть простыми, понятными

и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих

налоги.

Существуют различные признаки классификации налогов.

По методу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или

имущество, поэтому их называют еще подоходно-поимущественными.

Так, подоходный налог уплачивается с полученного дохода, налог на имущество

уплачивают собственники определенных видов имущества.

Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене

товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами на

потребление.

Это такие налоги как акциз, налог на добавленную стоимость, таможенные

пошлины. Хотя они попадают в бюджет разными путями, но в итоге оплачиваются

потребителем товаров, так как включаются в стоимость последних.

Прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные - во

Франции и Италии.

В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает, взимает и

распоряжается полученными средствами, налоги подразделяются на федеральные,

субъектов Федерации и местные.

С позиций роли в формировании доходов региональных бюджетов

налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные фиксируются полностью или частично на длительный период как

доходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно в

региональные и местные бюджеты.

Регулирующие "дополняют" региональные бюджеты до уровня "необходимой

достаточности", они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней

с целью покрыть дефицит.

В качестве регулирующих, например, используются акцизы, налог на добавленную

стоимость, подоходный налог.

Введем ряд понятий, необходимых для характеристики системы налогообложения.

Это - элементы налога. Каждый налог содержит такие элементы как: субъект,

объект, предмет, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на котором лежит

обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Согласно принципу постоянного местопребывания (резидентства)

налогоплательщиков делят на лиц:

· имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве

(резиденты);

· не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

· Важное различие их состоит в том, что резиденты платят налоги на все

доходы, полученные на территории данного государства, нерезиденты

· только на доходы, полученные из источников в данном государстве. Они

несут ограниченную налоговую обязанность.

Субъекты налогообложения различаются и по другим признакам:

· организационно-правовая форма предпринимательства. Так,

различается налогообложение АО, товариществ и индивидуальных предпринимателей.

· форма собственности. В силу декларированного

Конституцией равенства форм собственности, это деление не может использоваться

широко, однако для достижения фактического равенства в условиях экономической

деятельности государственных и приватизированных предприятий, первым

предоставляются налоговые льготы.

· по численности работающих. При соответствии по

численности критерию малого предприятия устанавливаются определенные льготы.

· по видам хозяйственной деятельности. Для предприятий

отдельных отраслей предлагаются налоговые льготы в целях стимулирования

производства, структурной перестройки. Это - одна из форм селективной

поддержки.

Объект налогообложения - это те юридические причины, которые

обусловливают обязанность уплатить налог.

Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплаты

собственником земельного налога; перепродажа ценных бумаг, получение

наследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующих

налогов.

Предмет налогообложения - это признаки фактического характера, которые

обосновывают взимание соответствующего налога.

К примеру, земельный участок - предмет налогообложения, но объект, как уже

было указано, - право собственности на него.

Налоговая база (основа налога) - часть предмета налогообложения, на

которую начисляются налоги.

Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения.

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения.

По методу установления различают твердые ставки и долевые. При методе

твердых ставок на каждую единицу налогообложения устанавливается абсолютная

сумма налога (например, 1000 р. за 1 га пашни). Долевые ставки

выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях

объекты ставки называются процентными. Они характерны для налогообложения

прибыли, дохода (например, 12 процентов с каждого рубля зарплаты).

Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в

зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которыми

формируются три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные и

регрессивные.

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка

(а не сумма) налога. Пропорциональный налог означает неизменность

ставки при изменении величины базы налогообложения. Пример

пропорционального налогообложения - налог на прибыль. Ставка налога одинакова

для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах. Исторически

пропорциональные налоги рассматривались как справедливые.

Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по

мере возрастания налоговой базы. Он предусматривает не только большую

абсолютную сумму, но также и большую долю взимаемого дохода по мере роста

налоговой базы. Примером прогрессивного налога является подоходный налог с

физических лиц (граждан).

Регрессивный налог предполагает понижение ставки по мере роста

дохода. Он может приносить большую абсолютную сумму, но составлять меньшую долю

по мере роста доходов налогоплательщика. В экономическом смысле

регрессивными являются косвенные налоги (например, акцизы, налог на

добавленную стоимость, таможенные пошлины) которые представляют собой надбавку

к цене товара. Покупатели одного и того же товара платят одинаковую сумму с

единицы товара, обложенного косвенным налогом. Поскольку часто люди с разными

доходами приобретают одни и те же товары, то в доходах более состоятельных

людей они составляют меньшую долю.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта

в соответствии с действующим законодательством.

Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под

налогообложения отдельных объектов налогообложения. Например, не подлежит

налогообложению прибыль, полученная от производства продуктов детского питания.

Скидки - это льготы, так же как и изъятия направленные на сокращение

налоговой базы. Скидки часто связаны не с доходами, а с расходами

налогоплательщика. Например, при взимании налога на прибыль в 1997 г.

исключается часть прибыли, идущая на развитие производства и жилищное

строительство.

Налоговые кредиты - льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки

или суммарного налога. Большинство видов налогового кредита является

безвозвратным и бесплатным (в отличие от банковского кредита). Применяют такие

формы налогового кредита, как:

· снижение ставки налога. Например, для предприятий, в

штате которых не менее 50 % составляют инвалиды, ставка налога на прибыль на

1997 г. снижена в 2 раза.

· сокращение суммарного (валового) налога. Сокращение

может быть частичным и применяться на определенное время или бессрочно.

Возможно и полное освобождение от уплаты налога на определенный период

(налоговые каникулы). Так, в первые два года с момента регистрации полностью

освобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству и

переработке сельскохозяйственной продукции.

· Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Например,

подоходный налог может быть уплачен по заявлению налогоплательщика в рассрочку

до 1 года уплатой процентов.

В цивилизованной рыночной экономике налоговая система должна выполнять

следующие функции:

1. фискальную, то есть обеспечения бюджета необходимыми доходами

для финансирования государственных социально-экономических функций . Эта задача

была единственной на ранних этапах становления налоговых систем. Она

превалирует в развивающихся странах в ущерб другим функциям;

2. социальную, то есть налоговая система должна способствовать

реализации принципов социальной справедливости. Признано, что косвенное

налогообложение несет потенциал социальной несправедливости. Несправедливость

косвенных налогов усматривается и в том, что они стимулируют инфляцию. В связи

с задачами реализации принципа социальной справедливости и стимулирования

экономической деятельности актуальна проблема двойного налогообложения. Она

возникает при неурегулированности налогообложения АО при параллельном

налогообложении всей прибыли акционерных компаний и дивидендов акционеров этой

же компании. В современной практике двойное налогообложение чаще всего связано

с проведением фирмами зарубежных операций, которые могут подпадать под

несогласованное налогообложение двух или нескольких стран.

3. регулирующую, то есть функцию стимулирования экономической

деятельности. Особенно актуальна эта задача в отношении прямых налогов. Так, в

теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие посредством

налогообложения более 50 % прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской

деятельности;

Налоги все больше используются для регулирования отраслевой и территориальной

структуры производства.

Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, граждан, страны

в целом является налоговое бремя, то есть доля всех уплачиваемых

налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.

В 90-х годах в Российской Федерации стала формироваться налоговая система,

соответствующая требованиям социально ориентированной рыночной хозяйственной

системы и федеративного государственного устройства.

В 1991 году был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской

Федерации". Закон установил перечень налогов, сборов и пошлин, определил права,

обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В

соответствии с Законом впервые налоги были разделены на три вида: федеральные;

субъектов федерации; местные. Существенные изменения были внесены Указом

Президента РФ № 2268 от 22 декабря 1993 г. Современная налоговая система и

перечень основных видов налогов даются в новом Налоговом кодексе Российской

Федерации[37].

Рассмотрим основные виды налогов, применяемых в Российской Федерации.

· Подоходный налог с физических лиц (граждан) - прямой

прогрессивный налог, взимаемый со всей совокупности доходов граждан. В

Российской Федерации с 1999 года основная ставка - 12 %. При доходах свыше 50

тыс.руб. применяется прогрессивная ставка. Подоходный налог является

регулирующим налогом.

· Налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций

- прямой пропорциональный налог. Налоговая ставка распределена между

бюджетами.

· Налог на добавленную стоимость - косвенный,

следовательно, регрессивный налог. (Добавленная стоимость - цена продажи

за вычетом затрат на покупку экономических ресурсов.) Регулирующий

налог, составляет значительную часть доходов федерального бюджета и, во многих

случаях, региональных. По оценкам экономистов, НДС оказывает сдерживающее

влияние на экономический рост.

· Акцизы - сборы, взимаемые при продаже особых

(подакцизных) товаров. Утверждаются особым законом. Обычно устанавливаются на

табачные изделия, алкоголь, драгоценности, нефтепродукты и т.д. Это -

косвенный, регрессивный, регулирующий налог, устанавливаемый на товары с

неэластичным спросом. Ставки дифференцированы.

· Поимущественные налоги - на личное имущество граждан и

имущество (фонды) предприятий (юридических лиц). Поимущественные налоги в

большинстве стран закрепляются за региональными и местными бюджетами. Это -

прямые, пропорциональные, закрепленные (собственные) налоги.

Существует острая необходимость в радикальной реформе действующей налоговой

системы России. Основные недостатки существующей в Российской Федерации

налоговой системы:

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени (особенно на

предпринимательский сектор)

2. Нестабильность и запутанность нормативной базы и процедур

налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой

системы.

3. Односторонняя направленность налогообложения на изъятие

доходов, недостаточная стимулирующая составляющая.

4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов.

В силу наличия указанных и других недостатков в российской налоговой системе

предполагается ее реформирование. Одним из главных условий реформы является

принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Основные направления

налоговой реформы:

· упрощение налоговой системы Российской Федерации;

· уменьшение числа налогов, сборов и платежей путем их

объединения или частичного упразднения (в 5-6 раз по сравнению с действующей

налоговой системой, главным образом, за счет налогов, введенных на региональном

и местном уровне);

· сокращение налогового бремени на предпринимательский

сектор, усиление стимулирующей функции;

· отмена налогов, уплачиваемых со всей выручки (таких как

налог на пользователей автомобильных дорог, местный налог на содержание

социальной сферы);

· сокращение и упорядочение налоговых льгот;

· существенное расширение прав местных администраций в области

льготного налогообложения малого бизнеса;

· установление стабильных нормативов распределения налоговых

поступлений между бюджетами различных уровней.

Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства

Вопросы:

1. Кредит в рыночной экономике

2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки

3. Денежный рынок

4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты

Говорят, Ленин считал, что разложение системы денежного обращения – лучший

способ уничтожения капиталистического строя. Ленин был безусловно прав. Нет

более верного и действенного способа ниспровержения основ существующего

общественного устройства, чем подрыв денежной системы.

Дж .М. Кейнс

Наряду с финансовым регулированием немаловажным направлением

макроэкономической политики является денежно-кредитная политика государства.

Инструментом денежно-кредитной политики является изменение величины денежной

массы, обращающейся в стране, и изменение «цены кредита», то есть ссудного

процента. Следовательно, рассмотрение денежно-кредитной политики требует

предварительного ознакомления с кредитными отношениями и условиями

формирования ссудного процента на денежном рынке, а также анализа структуры и

механизма функционирования современных банковских систем.

1. Кредит в рыночной экономике

Кредит в дословном переводе означает доверию (credo - верю).

Понятие кредит в экономических отношениях берет начало от латинского

creditum и означает «ссуда, долг».

Кредит - это система экономических отношений, выражающаяся в движении

денежного капитала между кредитором и заемщиком. Кредит предоставляется на

условиях: возвратности, срочности, обеспеченности и платности.

Лицо, предоставляющее капитал в кредит – кредитор, а берущее – заемщик.

Необходимость и возможность кредита связана с тем, что у одних

экономических субъектов появляются временно свободные средства, которые

выступают как источник кредита, а у других возникает потребность в них.

В условиях развитого рыночного хозяйства основным содержанием кредитных

отношений становится движение ссудного капитала, то есть предоставление

денежного капитала в долг, во временное пользование за плату.

Возвратность является неотъемлемой чертой кредита и отличает кредит от

других форм движения капитала. Возвратность связана с временным характером

высвобождения средств кредиторами.

Срочность кредитования - необходимая форма достижения возвратности

кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто

возвращен, а возвращен в строго определенный срок.

Принцип обеспеченности кредита чаще всего понимается как материальная

обеспеченность. Это означает, что ссуды обычно выдаются под конкретные

материальные ценности, что гарантирует реальность возврата кредита. В

современных условиях в качестве обеспечения кредита принимаются залоговые

обязательства, гарантии и поручительства платежеспособных юридических и

физических лиц, а также страховые полисы.

Платность означает, что каждый заемщик вносит определенную плату за право

пользования ссудой. Реализация этого принципа на практике осуществляется

главным образом через уплату банковского процента, который устанавливается в

виде определенной доли от величины ссуженного капитала.

Важнейшие источники кредита:

1) средства, предназначенные для восстановления основного капитала

(зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и т.п.) и накапливаемые

по мере перенесения его стоимости в форме отчислений в амортизационные фонды ;

2) часть оборотного капитала (средства от реализации продукции, идущие

на закупку сырья, привлечение рабочей силы и т.п.), высвобождаемая в связи с

несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, выплаты

заработной платы;

3) часть прибыли, предназначенная на расширение производства;

4) средства бюджетов и других финансовых фондов;

5) доходы и накопления граждан.

Формы кредита дифференцируют по различным критериям. Одним из важных критериев

систематизации является субъектный. По этому признаку различают следующие

формы кредита:

1. Коммерческий кредит - предоставляемый одними предпринимателями

другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Такие кредиты оформляются

векселем. Его объектом является товарный капитал, а целью - ускорение

реализации товаров и заключенной в них прибыли. Коммерческое кредитование в

плановой экономике было отменено реформой 1930 - 1933 годов. Возрождение

коммерческого кредита в переходной экономике России идет с большими

сложностями. Развитие коммерческого кредитования позволяет разрешать проблему

взаимной задолженности предпринимательских фирм.

2. Банковский кредит - предоставляется банками, специальными

финансово-кредитными учреждениями предпринимателям и фирмам в форме денежных

ссуд. Это - основной вид кредита в рыночной экономике. Границы банковского

кредита шире коммерческого, так как он не ограничен направлением, сроком и

суммами кредитных сделок, что делает кредит более эластичным, расширяет его

масштабы, повышает обеспеченность.

Банковские кредиты делятся на краткосрочные (сроком до одного года) и

долгосрочные, выдаваемые на срок больше года.

3.Потребительский кредит предоставляется населению при покупке

потребительских товаров. Широкое развитие потребительского кредита способствует

расширению производственных возможностей, так как увеличивает платежеспособный

спрос.

3. Государственный (муниципальный) кредит - особая форма

кредитования. Здесь заемщиком выступает государство и местные органы власти по

отношению к гражданам или юридическим лицам. Традиционная форма этого кредита -

выпуск государственных (муниципальных) займов.

Роль кредита в рыночной экономике определяется следующими его функциями.

1. Кредит разрешает противоречие между пребыванием части капиталов в

виде праздно лежащих денег и природой капитала, не терпящей отсутствия

движения. (Капитал лишь тогда является таковым, если он приносит дополнительный

доход.)

2. Кредит содействует расширению производства, развитию инвестиционных

процессов, решает проблему недостатка собственных источников финансирования

бизнеса.

3.Кредит способствует развитию процессов накопления и концентрации производства.

4.Благодаря кредиту происходит перераспределение капиталов между отраслями и

регионами, структурная перестройка экономики. Производительный капитал

закреплен в каждой предпринимательской единице в конкретной материальной форме

(вложен в конкретные машины, сырье, оборудование и т.д.) и не может свободно

перемещаться из одной фирмы в другую. Денежные капиталы, в соответствии с

принципом максимальной выгоды, направляются в те сферы, где они дают наибольшую

отдачу.

2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.

Банки – это экономические институты, которые обслуживают систему

кредитных отношений.

Считается, что первые банки возникли на основе меняльного дела - обмена денег

различных городов и стран. Это подтверждают этимологические корни слова

“банк”, его происхождение от итальянского “banco” (стол, на котором

средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты).

Действовавшая у нас до 1986 года банковская система коротко могла быть

охарактеризована как одноуровневая. Банковское дело было монополизировано

Государственным Банком СССР, наряду с которым существовала сеть

специализированных банков: Сбербанк, Промстройбанк и др. Последние были, по

существу, филиалами Госбанка.

Активное использование кредитных отношений в рыночном хозяйстве требует

развития обширной банковской сети. Для стран с развитой рыночной экономикой

характерно построение банковского сектора как двухуровневого.

Двухуровневая банковская система основывается на взаимоотношениях

между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По

вертикали - отношения подчинения между Центральным банком как

руководящим, управляющим и контролирующим центром и низовыми звеньями -

коммерческими и специализированными банками, другими кредитными институтами;

по горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными

низовыми звеньями.

Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена

противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют

свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами,

и это обеспечивается элементами нижнего уровня банковской системы -

коммерческими банками и кредитными учреждениями; с другой стороны, этим

отношениям необходимо регулирование: контроль и целенаправленное

воздействие, что требует функционирования особого института в виде Центрального

банка.

В 90-х годах в России была создана двухуровневая банковская система, в

основном определены и разграничены функции Центрального банка и коммерческих

банков.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 64. Двухуровневая банковская система Российской Федерации.

Основными функциями Центрального банка являются:

· денежная эмиссия. (От латинского «emissio”- выпуск).

Центральный банк пользуется монопольным правом выпуска национальных денежных

знаков в обращение. Центральный банк осуществляет эмиссию в соответствии с

потребностями хозяйственного оборота;

· функция банка правительства. Центральный банк обязан

поддерживать государственные экономические программы, обслуживать бюджетные

расчеты, способствовать управлению государственным долгом, проведению

денежно-кредитной политики;

· функция банка банков. Центральный банк является кредитором

последней инстанции, он предоставляет национальным кредитным институтам

возможность рефинансирования на определенных условиях при временном дефиците у

них кредитных ресурсов. Центральный банк является расчетным центром;

· роль органа надзора за коммерческими банками и финансовыми рынками.

Низовое звено банковской системы состоит из сети коммерческих банков,

непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентов

на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются универсальные

коммерческие банки. Важнейшими их функциями традиционно являются:

· аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

· осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве;

· кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц;

· учет векселей и операций с ними;

· хранение финансовых и материальных ценностей;

· доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции); и др.

Операции по аккумулированию временно свободных денег называются пассивными

, а рамещение средств, коммерчески выгодное их вложение относят к активным

операциям. По обоим типам операций в качестве оплаты выступает процент. Процент

по активным операциям как правило превышает размер процента по пассивным

операциям, разность между этими процентами (маржа) и составляет основу

доходов банков.

Наряду с универсальными коммерческими банками в систему коммерческих банков

могут входить и специализированные банки, которые ориентированы на

предоставление, в основном, одного-двух видов услуг для большинства своих

клиентов.

Например, инвестиционные и инновационные банки специализируются на

аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе, посредством

выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Они выступают

в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг.

Сберегательные банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких

вкладов на определенный срок.

Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по

привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого

имущества.

Создание и деятельность коммунальных банков или банков, обслуживающих

местное хозяйство, получили распространение в немногих странах. Цель

создания коммунальных (муниципальных) банков - содействие развитию и

кредитно-финансовое обслуживание местного хозяйства. Учредителями и

участниками данных банков могут выступать местные органы власти, ведомства,

общественные организации, страховые общества и банки, то есть организации,

которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии местной инфраструктуры и

чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

Несмотря на различия в названиях, современные коммерческие банки в России

слабо специализированы и, в основном, занимаются сходными проблемами и

операциями: аккумулируют временно свободные денежные средства и предоставляют

кредиты, используют также и другие каналы коммерчески выгодного вложения

аккумулированных средств, например, осуществляют операции на рынке ценных

бумаг.

На 1 октября 1999 года в Российской Федерации было зарегистрировано 2408

банков, из них с участием иностранного капитала – 139. На территории страны

действовало 3914 филиалов банков, в том числе: Сбербанка России – 1698.

На 1 августа 1999 года общий объем кредитов , выданных хозяйству, банкам,

населению в рублях и иностранной валюте (на тот же период) – 180,3 млрд.

рублей .

Вклады населения составили (на тот же период) всего – 160,7 млрд. рублей, из

них в Сбербанк – 138,7млрд. рублей (86,3 %).

Низовой уровень двухуровневой банковской системы, наряду с банками, входят и

специализированные кредитно-финансовые институты, которые осуществляют более

узкий круг финансовых операций. К специализированным кредитно-финансовым

учреждениям можно отнести ломбарды, кредитные товарищества и общества.

Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под

залог движимого имущества. Специализация ломбардов - потребительский кредит под

обеспечение в виде залога движимого имущества, включая драгоценные металлы и

камни (как правило, за исключением ценных бумаг). Ссуды выдаются в основном

краткосрочные (до 3 мес.) в размере от 50 до 80 процентов стоимости

закладываемого имущества.

Общества взаимного кредита (ОВК) - вид кредитных учреждений, близких по

характеру деятельности к коммерческим банкам, обслуживающим мелкий и средний

бизнес. Наибольшее распространение имели в дореволюционной России, предоставляя

различные виды кредитно-расчетного обслуживания частным промышленникам и

торговцам. При вступлении каждый из членов ОВК вносит определенный процент

(например, 10 - 30 %) открытого ему кредита в качестве оплаты своего паевого

взноса. При выбытии из ОВК его участник погашает, во-первых, сумму основного

долга (с уплатой причитающихся обществу процентов); во-вторых, приходящуюся на

него часть убытков общества, если таковые имеются. После этого выбывающему

возвращаются его вступительный взнос и заложенное имущество.

Кредитные товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания

своих членов, кооперативов, предприятий малого и среднего бизнеса, физических

лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев и оплаты

обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращается.

Необходимость активизации малого предпринимательства в Российской Федерации

обусловливает потребность в развитии кредитных товариществ и обществ

взаимного кредита.

Роль банковских систем в экономике развитых стран возрастает. Характерны

следующие современные тенденции в развитии банковского сектора экономики:

1. Углубляется процесс централизации и концентрации

банковского капитала. Например, в США уже к концу 80-х годов 4о от общего числа

коммерческих банков имели активы более 500 млн. долл. и владели 74% всех

банковских активов. В Российской Федерации на 1 декабря 1997 года большинство

коммерческих банков (86%) имело уставный капитал менее 30 млрд. руб.

(неденоминированных, то есть менее 5 млн. долл.). Средний размер активов

составлял 36 млн. долл. - на порядок меньше, чем в развитых странах. Перед

российской банковской системой стоит задача укрупнения банков, так как мелкие

банки неустойчивы, низкодоходны и неспособны осуществлять

инвестиции.

2. Крупнейшие современные банки представляют

клиентам обширный спектр услуг - более 200 видов. Это - не только новые

депозитно-ссудные операции, но и факторинг, начисление и удержание налогов,

амортизационных отчислений, оказание информационных, аудиторских и

консалтинговых услуг, выдача гарантий и поручительств, лизинговые операции,

работа с кредитными карточками и т.д.

3. Развивается электронизация банковских услуг.

Создаются мощные компьютерные сети, позволяющие осуществлять расчеты и

платежи в режиме реального времени.

3. Денежный рынок

Денежный рынок - ключевой сектор рыночной экономики. Он представляет

собой совокупность отношений, которые складываются между банковской системой,

создающей деньги и «публикой», то есть экономическими субъектами,

предъявляющими спрос на них.

Равновесие денежного рынка влияет не только на денежную сферу, но и на

макроэкономическое равновесие в целом. Здесь, как и на товарных рынках,

основными сторонами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.

Однако, все эти категории обретают на денежном рынке специфические черты, так

как в отличие от товарных рынков, на денежном рынке обращается особый товар

– деньги, пронизывающий всю систему рыночных отношений. Не зря говорят :

«деньги – это кровь экономики».

На денежном рынке спрос на деньги и их предложение уравновешивает процентная

ставка, цена денег. Этому способствует сеть финансовых институтов,

обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег. Спрос на деньги

предъявляется со стороны всех экономических субъектов, действующих в данном

национальном хозяйстве. Предложение денег регулируется правительством.

Рассмотрение механизмов денежного рынка начнем с предложения денег.

Предложение денег - это денежная масса в обращении на данный момент

времени, то есть совокупность всех денежных средств, функционирующих в данной

национальной экономике в наличной и безналичной формах и обеспечивающих

потребности хозяйственного оборота.

При рассмотрении форм денег мы указывали, что денежный оборот в современной

экономике включает оборот наличных денег (монет и казначейских билетов) и

безналичных денег - записей на счетах в банках Значительное разнообразие форм

финансовых средств в современных хозяйственных системах определяет

многообразие трактовок состава и структуры денежного предложения.

При определении денежной массы в качестве ее измерителей применяются

различные агрегаты.

Таблица 17. Денежные агрегаты

Обозна-чение агрегата

Включаемые активы

Краткая характеристика

М0

Наличные деньгиВ большинстве повседневных операций в качестве средства обращения используются наличные деньги – бумажные и металлические.

М1

Сумма наличных денег (М0), денег на расчетных и текущих счетах, вкладов и депозитов до востребования Деньги М1 называют “деньги для сделок”, или операционные деньги. Для совершения разного рода сделок купли-продажи и платежей в современных условиях широко используются вклады до востребования, средства, имеющиеся на текущих и расчетных счетах. Эти вклады удобны почти также, как и наличные деньги. Средства, имеющиеся на них, могут быть использованы для платежей непосредственно в безналичной форме и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств, размещенных на этих счетах, их владельцы выписывают либо платежные поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике), либо чеки и аккредитивы.

М2

Сумма М1, сберегательных и срочных вкладов

Агрегат М2, кроме М1, включает сберегательные и срочные вклады. Срочные вклады - средства, помещенные на хранение на заранее определенный срок. По срочным вкладам банками выплачиваются более высокие проценты. Сберегательные вклады - наиболее распространенная форма срочных вкладов населения. При стабильном экономическом развитии использование средств сберегательных и срочных вкладов часто откладывается на годы. Срочные и сберегательные вклады не являются в прямом смысле деньгами, так как их нельзя непосредственно использовать для сделок купли-продажи. Изъятие их со счетов подчинено определенным условиям, но они могут довольно легко быть выброшены на рынок товаров и услуг, что говорит об их способности в конечном счете выполнять функцию средства обращения. Кроме того, они выполняют функцию денег как средства сбережения.

М3

Сумма М2, крупных срочных депозитов, депозитных сертификатов

Депозитные сертификаты - разновидность срочного вклада, оформленного с помощью специальных бланков. Если сертификаты выданы на предъявителя, они могут обращаться на рынке ценных бумаг.

Агрегат М3 включает в себя еще менее подвижную часть денежной массы, но при определенных условиях и он рассматривается как суммарное предложение денег, хотя давление М3 на товарный рынок еще слабее, нежели М2, М1 и тем более М0.

Обратим внимание, что М0 - абсолютно ликвидный агрегат, М1 обладает меньшей

ликвидностью и т.д.

Иногда динамика измерителей денежной массы оказывается разнонаправленной. М2

и М3 более точно отражают тенденции в развитии экономики, чем М1. Резкие

изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в

ВНП. Вместе с тем единого мнения о том, какой показатель денежной массы

лучше, не существует.

В силу неразвитости инструментов денежного рынка российские денежные агрегаты

существенно отличаются от используемых в развитых рыночных системах.

Существенно ниже ликвидность российских “почти денег”.

При исследовании воздействия денег на экономику в зарубежных странах

рассматривают агрегаты М1 или М2. При проведении денежно-кредитной политики в

Российской Федерации для контроля за денежной массой чаще всего используется

агрегат М2. На 1 декабря 1997 года денежный агрегат М2 в Российской Федерации

составил 371,1 млрд. руб.

В условиях широкомасштабных наличных расчетов в нашем национальном хозяйстве

важно отслеживать динамику М0. В динамике состава денежной массы заметно

преувеличена доля наиболее высоколиквидных денежных агрегатов М0 (на 1.01.95 -

37,3 % от М2; на 1.01.96 - 36,6; на конец 1996 г. - около 35 %), а также и М1

(на 1.01.95 - 64,6 % от М2; на 1.01.96 - 60,2)

[38].

Это связано со следующими причинами:

1. Высокими темпами инфляции, низкой инвестиционной активностью.

2. Отсутствием инструментов денежного рынка, страхующих от высоких темпов

инфляции и рисков потерь сбережений.

3. Стремлением предпринимателей уклониться от уплаты налогов через наличные

расчеты по коммерческим сделкам.

Рассмотрим денежный рынок со стороны предложения. Контроль за денежным

предложением осуществляет центральный банк страны, в России - Центральный Банк

Российской Федерации. Центральный банк стремится поддерживать предложение денег

на стабильном уровне, не зависящем от изменений рыночной ставки процента.

Графически предложение денег (Sm) интерпретируется как вертикальная

прямая.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 65. Графическая интерпретация денежного предложения.

Спрос на деньги вытекает из их двух функций - быть средством обращения и

средством накопления. Первая функция денег обусловливает спрос на деньги для

сделок купли-продажи. Такой спрос называют трансакционным. Спрос на

деньги для сделок определяется преимущественно величиной номинального ВНП. Если

же выявлять зависимость спроса на деньги для сделок со ставкой банковского

процента, то общепризнанно, что наблюдается его абсолютная неэластичность.

Графически это интерпретируется следующей диаграммой, отражающей независимость

трансакционного спроса на деньги от процентной ставки.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 66. График спроса на деньги для сделок (трансакционного

спроса).

Функция денег как средства сбережения обусловливает спрос на деньги для

приобретения финансовых активов: облигаций, акций, векселей. Этот спрос

обусловлен стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и

изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки.

Эта зависимость отражается на кривой спроса Da:

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 67. График спроса на деньги со стороны активов.

Кривая спроса на деньги со стороны активов отражает обратную зависимость этой

части спроса на деньги от ставки процента.

Совокупный (суммарный) спрос на деньги показывает общее количество денег,

необходимое для товарных сделок и приобретения ценных бумаг, других финансовых

активов при каждой возможной ставке процента.

Рассмотрение спроса на деньги как совокупности составляющих было предложено Дж.

М. Кейнсом. При этом он считал, что люди прежде всего ценят свойство

ликвидности денег, то есть имеет место предпочтение ликвидности.

Предпочтением ликвидности объясняется желание хранить часть богатства людьми в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2007
Использовании материалов
запрещено.