РУБРИКИ

Лекция: Основы общей экономической теории

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Основы общей экономической теории

форме денег. Спрос на деньги для приобретения в форме активов Кейнс расценивал

как спекулятивный спрос, обусловленный желанием избежать потерь капитала,

вызываемый хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения

норм ссудного процента.

Общий спрос на деньги интерпретируется смещением по горизонтальной оси прямой

спроса на деньги со стороны активов Da, на величину, равную спросу на деньги

для сделок, Dt.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 68. График суммарного спроса на деньги (Dm).

Рассмотрим равновесие на денежном рынке с помощью графической интерпретации.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 69. Равновесие на денежном рынке.

Объединив графики спроса и предложения денег, мы можем показать, как

складывается равновесие на денежном рынке. Исходное равновесие денежного рынка

Е сложилось при спросе на деньги Dm и денежном предложении Sm

. Оно сформировалось при процентной ставке r.

Рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение предложения денег. Если

предложение денег увеличится до S1, то результатом будет снижение

процентной ставки до r1. Это связано с тем, что излишек предложения

денег население и предпринимательский сектор инвестируют в ценные бумаги и

другие финансовые активы. Это обусловит рост курса ценных бумаг, который

находится в обратной зависимости с процентной ставкой. Процессы примут

противоположный характер при снижении денежного предложения до S2.

Регулирование денежного предложения осуществляется с помощью системы мер

денежно-кредитной политики.

4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты

Участники финансовых рынков, предпринимательские круги внимательно следят за

действиями центральных банков, проводящих денежно-кредитную политику

государства, поскольку денежная политика может оказать большое влияние на

развитие инфляционных процессов, динамику национального производства, уровень

безработицы.

Кредитно-денежная политика государства состоит в изменении денежного

предложения (количества денег в обращении) в целях изменения спроса, уровня цен

в национальной экономике, объема национального производства и занятости.

Главными целями денежно-кредитной политики являются :

· снижение денежного предложения в периоды инфляции;

· расширение количества денег в обращении в периоды спадов и безработицы.

Изменение денежного предложения осуществляется, главным образом, не путем

увеличения или сокращения эмиссии наличности, а посредством воздействия на

объемы коммерческого кредитования. Денежно-кредитная политика может быть

направлена либо на стимулирование кредита (кредитная экспансия), либо

на его сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция)

Основные инструменты кредитно-денежной политики реализует Центральный

банк, проводя:

· политику минимальных резервов;

· политику открытого рынка (операции с государственными ценными бумагами);

· учетную политику.

Основной проблемой российской экономики 90-х годов была жесткая инфляция. В

этой связи основными мерами государственной денежно-кредитной политики были

действия, направленные на снижение денежной массы.

а) Политика минимальных резервов

Мы уже отмечали, что коммерческие банки должны хранить в Центральном банке

обязательные резервы. Минимальные резервы выполняют две основные функции

в регулирование банковской системы. Первая состоит в том, что они как

ликвидные средства служат обеспечением обязательств коммерческих банков по

депозитам клиентов. Изменяя нормы обязательных резервов, Центральный банк

поддерживает ликвидность коммерческого банка на минимально допустимом уровне в

соответствии с экономической ситуацией.

Другая функция минимальных резервов состоит в реализации целей

денежно-кредитной политики. Посредствам изменения нормативов резервирования

Центральный банк регулирует масштабы кредитной эмиссии коммерческих банков.

Отметим важное свойство банковской системы: банковская система в целом

обладает способностью к изменению денежного предложения. Это связано с тем,

что не все средства, аккумулируемые в банках, хранятся в них непосредственно.

В условиях нормального функционирования банковской системы приток новых вкладов

в каждый данный момент примерно равен обычно по объему снимаемым со счетов

средствам, поэтому потребности в 100 % резервировании вкладов нет. Вместе с тем

Центральный банк обязывает коммерческие банковские учреждения резервировать

часть вкладов, то есть устанавливает обязательные нормы резервирования

как процент от активов.

Рассмотрим пример. Допустим, что обязательная резервная норма. (rr)

составляет 20 %, или 1/5 (в долях). Рассмотрим баланс коммерческого банка,

назовем этот банк Первым. Пусть сделан новый вклад на текущий (расчетный)

счет Первого банка в 1 000 млн. рублей. Тогда из этих 1 000 млн. рублей,

находящихся на счетах Первого банка, 800 млн. могут быть направлены на

кредитование. Предположим, что часть средств с банковских счетов направляется

на кредитование - например, семей для покупки жилья или фирм для инвестиций.

Баланс Первого коммерческого банка

АктивПассив
Обязательные резервы

200 млн. руб.

Депозиты

1 000 млн. руб.

Кредиты выданные

800 млн. руб.

Обратим внимание, что выдавая кредит, Первый банк увеличивает предложение

денег на 800 млн. рублей: вкладчики по-прежнему имеют 1 000 млн. рублей на

текущих (расчетных) счетах, но теперь еще 800 млн. руб. наличности находится

на руках у заемщиков. Операциями Первого банка процесс создания денег не

завершается. Если заемщик вносит полученные 800 млн. руб. на счет во Второй

банк, то происходит следующее. Приняв вклады на 800 млн. руб., 20 % банк

помещает в резервы и выдает кредиты на 640 млн. руб. Если эти 640 млн. руб.

положить в Третий банк, то он поместит 128 млн. руб.(20 %) в резервы и сможет

выдать кредиты на 512 млн. руб. Каждый новый вклад и новый кредит увеличивают

денежную массу.

Баланс Второго коммерческого банка

АктивПассив
Обязательные резервы

160 млн. руб.

Депозиты

800 млн. руб.

Кредиты выданные

640 млн. руб.

Баланс Третьего коммерческого банка

АктивПассив
Обязательные резервы

128 млн. руб.

Депозиты

640 млн. руб.

Кредиты выданные

512 млн. руб.

В процессе создания денег участвует огромное количество банков, поэтому можно

предположить, что рост предложения денег не ограничен. Новый депозитный вклад

в 1 000 млн. рублей может породить цепочку кредитов и следующее изменение в

предложении денег:

Сумма первоначального вклада = 1 000 млн. рублей

Кредиты Первого банка = (1 - rr) * 1 000 млн. рублей

Кредиты Второго банка = (1- rr)2 * 1 000 млн. руб.

Кредиты Третьего банка = (1- rr)3 * 1 000 млн. руб.

..........................................

DМ = (1 + (1- rr) + (1- rr)2+(1- rr)3 + ...)1 000 = (1/ rr) * 1 000 млн. рублей

Каждый помещенный в банк 1 млн. рублей может создать новых денег (1/rr) млн.

рублей. В нашем примере первоначальному вкладу в 1 000 млн. рублей

соответствует рост денежной массы на 5 000 млн. рублей. Мы видим, что

банковская система мультиплицирует новые депозитные вклады.

Обозначим величину (1/ rr) через m, и назовем ее денежным мультипликатором.

Денежный мультипликатор действует и в обратном направлении, то есть в случае

изъятия депозитов должно произойти столь же многократное сокращение их общего

объема. на практике изменения ввиду погашающего влияния ряда рыночных

факторов более умеренны. тем не менее мультипликационный характер денежных

импульсов сохраняется.

Итак, эмиссию наличности осуществляет Центральный банк страны, но безналичная

эмиссия Центральным банком не производится и не контролируется им

непосредственно.

Если ЦБ РФ стремится к увеличению денежной массы, ему следует снизить

норму обязательных резервов. Уменьшение нормы расширяет возможности

кредитования банков и способствую созданию новых денег в соответствии с

величиной денежного мультипликатора.

Впервые метод обязательных резервов был использован в 1913 г. в США, а затем

воспринят многими странами, в том числе, Германией после второй мировой

войны, Францией - в 1967 г., в Великобритании был введен в 1961 году, однако

используется гораздо меньше.

В 1992-1995 гг. обязательное резервирование было основным инструментом

денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. Активное

использование этого инструмента было связано с неразвитостью национального

рынка ценных бумаг и ограниченностью рефинансирования. В 1992 - 1996 гг.

Центральный банк по нескольку раз в год менял резервные требования, то есть

порядок и нормы резервных отчислений.

В настоящее время как в отечественной, так и в мировой практике наблюдается

общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований.

Это связано с чрезмерной жесткостью данного инструмента. Увеличение резервных

норм резко снижает объем работающих активов коммерческих банков, их

прибыльность. Использование этого инструмента в таких странах как

Великобритания, Япония, Голландия и Франция требует одобрения правительства,

что создает административные лаги.

Исследованием воздействия резервной политики на динамику денежной массы

занимались видные западные ученые, специалисты в этой области, такие как Л.

Харрис, М. Фридман. Как сильный фактор регулирования денежного предложения,

имеющий прямой характер действия, хотя и чреватый побочными эффектами,

минимальные обязательные резервы они относят к мерам долгосрочного характера, то

есть к мерам, не подлежащим частым изменениям.

Учитывая указанные особенности нормирования минимальных резервов, в зарубежной

практике денежно-кредитного регулирования этот инструмент используется довольно

редко и, как правило, в последнюю очередь. Так, Федеральная Резервная Система

США с 1980 года не пересматривала свои требования к уровню обязательных

резервов, за исключением небольшой корректировки в 1990 году

[39].

В современных условиях, увеличивая в целом нормы резервирования, Центральный

банк России стимулирует долгосрочные инвестиции, устанавливая для последних

минимальные резервные ставки.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцирование в

зависимости от видов депозитов. На конец 1996 года действовали следующие

нормативы обязательных резервов:

· по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней

включительно – 16%;

· по срочным обязательствам от 31 до 90 дней включительно - 13%;

· по срочным обязательствам свыше 90 дней -10%;

· по валютным вкладам - 5%.

Зарезервированные коммерческими банками средства находятся в распоряжении

Центрального банка, который может их использовать по своему усмотрению.

Например, перераспределить депонированные коммерческими банками средства на

резервных счетах, предоставляя их в качестве ссуд по своей официальной

процентной ставке банковским институтам, испытывающим потребность в кредите.

Политика открытого рынка

Политика открытого рынка сводится к купле-продаже государственных ценных

бумаг: облигаций и казначейских векселей. Главными контрагентами

(покупателями или продавцами) здесь чаще всего выступают коммерческие банки,

обладающие крупным портфелем ценных бумаг, но возможны эти операции и с

населением непосредственно. Покупка и продажа осуществляются по свободным

ценам, формирующимся на основе взаимодействия спроса и предложения.

Расширение продаж ценных бумаг частично “сковывает” денежную массу,

находившуюся в обращении, она “не давит” на товарный рынок, тем самым

сдерживается инфляция спроса.

Операции с ценными бумагами являются основной формой кредитно-денежного

регулирования в современных индустриально развитых странах. У нас рынок

ценных бумаг только формируется, вместе с тем государственные ценные бумаги

на сегодняшний день - наиболее привлекательные ценные бумаги на отечественном

фондовом рынке. Масштабы продаж ГКО/ОФЗ возрастают. Так, если на начало 1994

г. было продано ГКО/ОФЗ на сумму менее 0,2 трлн. руб., то к концу 1996 г. –

почти на 30 трлн. рублей. Вместе с тем операции с государственными ценными

бумагами составили не более 1% от активов коммерческих банков.

Следует отметить, что антиинфляционный эффект продажи государственных ценных

бумаг достигается лишь в том случае, если собранные Центральным банком

средства от продажи ценных бумаг не расходуются. Несмотря на это средство от

продажи ГКО/ОФЗ в последние годы направлялись, в основном, на финансирование

бюджетного дефицита, что привело к финансовому кризису в августе 1998 года.

Процентная политика.

Процентная политика является важнейшим инструментом кредитного

регулирования: она применяется с середины XIX века. Возникновение этого метода

денежно-кредитной политики связано с превращением центрального банка в

кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него векселя или

получали кредиты под собственные долговые обязательства.

Процентная политика проводится путем установления и пересмотра официальной

процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету

ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских

учреждений).

Изменяя ставки по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет

на величину денежной массы, регулирует спрос коммерческих банков на кредит

. Повышение официальных учетных ставок затрудняет для коммерческих банков

получение кредитных ресурсов, что сдерживает их возможности расширения операций

с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на

рыночные процентные ставки, определяемые коммерческими банками самостоятельно,

в соответствии с конъюнктурой рынка кредитных ресурсов.

Размер процентных ставок Центрального банка не всегда должен изменяться

в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков.

Возможно отклонение от нее в ту или иную сторону. Наряду с этим установление

Центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих

банков одним из главных ориентиров, характеризующих основные изменения политики

Центрального банка в контроле за динамикой денежной массы.

При проведении сдерживающей инфляцию политики Центральный банк поднимает

уровень официальной ставки; ужесточает условия учета и переучета векселей:

· повышает требования к качеству векселей;

· устанавливает ограничения контрагентов переучета;

· вводит лимиты переучета (например, запрещение учета векселей

неперспективных отраслей) и т.д.

Стимулирование конъюнктуры достигается противоположными методами.

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX - начале

XX в.в. В 30-х годах нашего столетия Центральные банки проводили

рекомендованную Кейнсом политику низких процентных ставок и обильного

кредитования. Так, в Англии в 1932 - 1951 г.г. учетная ставка сохранялась на

уровне 2%, в США с 1937 по 1948 гг. – 1%.

В условиях высокой инфляции 90-х годов Центральный банк РФ проводил линию на

ужесточение ставок рефинансирования. Учитывая замедление в 1996-1997 гг.

темпов инфляции, Банк неоднократно изменял ставку рефинансирования, снизив ее

со 160 до 21 процента. В конце 1997 года в условиях высоких инфляционных

ожиданий, связанных с предстоящей деноминацией, ЦБ РФ поднял ставку

рефинансирования до 28%. 2 февраля 1998 произошло еще одно повышение ставки

рефинансирования - уже до 42%. Текущая ставка рефинансирования (на 12.04.98)

установлена на уровне З0% годовых.

В современных условиях рефинансирование коммерческих банков Центральный банк

РФ осуществляет посредством так называемых ломбардных кредитов, то есть

кредитов под залог государственных ценных бумаг (ГКО/ОФЗ). Эта мера позволяет

поддерживать необходимый уровень ликвидности и стабильности банковской

системы.

Представим в таблице рекомендации по применению инструментов кредитно-

денежной политики.

Политика дешевых денег

(спад, безработица)

Политика дорогих денег

(инфляция)

1. Скупка государственных ценных бумаг Центральным банком 1. Продажа государственных ценных бумаг Центральным банком
2. Снижение нормы обязательных резервов2. Увеличение нормы обязательных резервов
3. Снижение учетной ставки Центрального банка3. Повышение учетной ставки Центрального банка

Интерпретация стимулирующей денежно-кредитной политики может быть

представлена следующими графиками

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 70. Меры Центрального банка по увеличению денежного предложения

приводят к снижению процентной ставки коммерческих банков.

Снижение процентной ставки вызовет рост инвестиционной активности на величину

DI=I1-I2

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 71. Рост инвестиций при снижении процентной ставки

Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину Л1, что

вызовет мультипликационное увеличение объема национального производства на

величину DY=Y2-Y1.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 72. Рост инвестиций при увеличении совокупного спроса.

В условиях финансовой стабилизации, снижения темпов инфляции в Российской

Федерации важнейшей задачей денежно-кредитной политики становится преодоление

спада, увеличение инвестиций в национальную экономику, стимулирование деловой

активности. Значит, следует ожидать применения инструментов политики дешевых

денег. Однако она должна применяться гибко, с тем, чтобы не повлечь очередной

всплеск инфляционных процессов.

БЮЛЛЕТЕНЬ БАНКОВСКОЙ СТАТИСТИКИ № 1(56)

Таблица 18. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

Период действия%
1.01.91-09.04.9220

10.04.92-22.05.92

23.05.92-29.03.93

30.03.93-01.06.93

50

80

100

02.06.93-21.06.93110
22.06.93-28.06.93120

29.06.93-14.07.93

15.07.93-22.09.93

140

170

23.09.93-14.10.93180

15.10.93-28.04.94

29.04.94-16.05.94

17.05.94-1.06.94

2.06.94-21.06.94

22.06.94-29.06.94

210

205

200

185

170

30.06.94-31.07.94155

1.08.94-22.08.94

23.08.94-11.10.94

150

130

12.10.94-16.11.94170
17.11.94-5.01.95180

6.01.95-15.05.95

16.05.95-18.06.95

19.06.95-23.10.95

200

195

180

24.10.95-30.11.95170
1.12.95-9.02.96160
10.02.96-23.07.96120
24.07.96-18.08.96110
19.08.96-20.10.9680

21.10.96-1.1296

2.12.96-9.02.97

10.02.97-27.04.97

28.04.97-15.06.97

16.06.97-5.10.97

6.10.97-10.11.97

11.11.97-1.02.98

2.02.98-

60

48

42

36

24

21

28

42

Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции

Вопросы:

1. Кривая Филлипса. Стагфляция

2. Современные макроэкономические концепции

1. Кривая Филлипса. Стагфляция

В конце 50-х годов английский экономист А.Филлипс на основе анализа

статистики за 100 лет обобщил связь между нормой безработицы и ставками

заработной платы в Великобритании. Он выявил, что, когда безработица

опускается ниже естественного уровня, наблюдается быстрый прирост заработной

платы и наоборот.

В дальнейшем, с учетом сильной корреляционной зависимости между ростом

зарплаты и ценами, данная зависимость была переформулирована П.Самуэльсоном

и Солоу как обратная зависимость безработицы и темпов роста цен (инфляции).

Это совпало с положением кейнсианской теории о том, что инфляция может быть

высокой только при незначительном уровне безработицы.

Кривая Филлипса хорошо подтверждалась эмпирическими исследованиями 50-х - 60-

х годов. По мере роста производства и сокращения безработицы, в большинстве

развитых стран наблюдался рост цен, а снижение темпов инфляции сопровождалось

увеличением безработицы.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 73. Кривая Филлипса

При разновременном возникновении инфляции и безработицы кейнсианские

рекомендации по государственному экономическому регулированию срабатывали

достаточно эффективно.

Но в 70-е годы экономика капиталистических стран столкнулась с новым явлением -

стагфляцией, то есть инфляцией, развивающейся на фоне экономического спада и

растущей безработицы. Возникновение стагфляции экономисты связывали с шоковыми

срывами предложения, чему содействовали следующие факторы:

· шоковый рост цен на энергоносители в результате мер ОПЕК;

· снятие контроля над ценами и зарплатой, введенного правительствами

демократов;

· опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью

труда и др.

Задание! К семинарскому занятию продумать причины стагфляции (шокового

сокращения предложения) в российской экономике.

Было выведено, что традиционные кривые Филлипса справедливы только для

краткосрочных периодов. Инфляция предложения обусловливает сдвиг кривой

Филлипса вправо. В долгосрочном периоде появляется семейство кривых Филлипса.

2. Современные макроэкономические концепции

Кейнсианские макроэкономические принципы господствовали в практике

регулирования экономики развитых капиталистических стран до 70-х годов. Модели

кейнсианского креста и другие математические интерпретации его теории

рассматривались как общепринятые в обучении экономической теории. Для

прогнозирования макроэкономических тенденций и выработки мероприятий по

государственному регулированию экономики использовались большие

макроэкономические модели, концептуально опиравшиеся на подходы Кейнса.

Особенности экономического развития западных стран в 70-е годы заставили

критически переосмыслить принципы и рекомендации Кейнса и его

последователей. Кейнсианская теория и рекомендации оказались неприемлемыми в

сложившихся условиях стагфляции. Прежнее единство во взглядах на

макроэкономические проблемы было разрушено.

Вместе с тем макроэкономика получила новый импульс к развитию.

Оформились новые самостоятельные направления научных исследований, были

выработаны новые подходы к анализу и предложены полезные рекомендации по

преодолению негативных явлений в экономике.

Рассмотрим важнейшие, альтернативные кейнсианству, макроэкономические концепции.

Главной альтернативой кейнсианству стал монетаризм. Возникновение

монетаризма восходит к 50-м годам, когда группа ученых Чикагского университета

во главе с Милтоном Фридменом выступила с критикой кейнсианства.

Как правило, монетаризм рассматривают как вариант денежной теории.

Действительно, исследования в области теории денег - наиболее значимый

вклад монетаризма в развитие современной макроэкономической теории.

Но принципиальное отличие монетаризма от кейнсианства - в том, что

монетаристы, реставрируя классические подходы, утверждают, что государственное

регулирование экономики разрушает способность рыночной экономики к

саморегулированию. Они считают допустимыми лишь косвенные формы воздействия на

экономику, прежде всего, посредством денежно-кредитной политики Центрального

банка.

Как известно, кейнсианцы рассматривают в качестве наиболее эффективной

формы макроэкономического регулирования финансовую (фискальную) политику, а

влияние денежно-кредитной политики считают менее эффективным, опосредованным

воздействием ставки банковского процента на величину инвестиций. Последние,

являясь элементом совокупного спроса порождают изменение равновесного объема

национального производства.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 74. Кейнсианский взгляд на денежно-кредитную политику

Монетаристы считают денежное предложение единственным фактором,

определяющим уровень производства, занятости и цен. Они полагают, что рост

денежного предложения непосредственно влияет на все составляющие совокупного

спроса.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 75. Монетаристский взгляд на денежно-кредитную политику

По мнению монетаристов, если государство будет строго контролировать

предложение денег, не допускать резких колебаний в объеме денежной массы, то

стабильность экономического развития будет обеспечена.

Рассматривая денежно-кредитную политику в качестве сильного инструмента влияния

на макроэкономическое равновесие, М.Фридмен и другие монетаристы считают, что

правительство не должно использовать ее в качестве меры макроэкономической

стабилизации. Они считают, что дискретная денежно-кредитная политика

неэффективна из-за временных лагов. К примеру, сокращение денежного

предложения как антиинфляционная мера, может обусловить снижение совокупного

спроса в тот период, когда требуются уже меры противоположного порядка - по

стимулированию экономики.

Монетаристы предлагают правительствам соблюдать так называемое

монетарное правило” - поддерживать постоянный темп роста денежной массы.

Рационально, по их мнению, обеспечивать устойчивый рост денежного

предложения на 3-5% в год. Постоянно растущее денежное предложение

обусловливает расширение совокупного спроса и стабильный экономический рост.

Рекомендации монетаристов стали применяться на практике в капиталистических

странах в начале 80-х годов. Наиболее последовательно они использовались в

США и Великобритании в системе мер рейганомики и тетчеризма. Результатом

явилось сокращение темпов инфляции. Однако с помощью проводившейся политики

не удалось решить многие сложные проблемы: справиться с бюджетным дефицитом,

обеспечить выполнение социальных программ и т.п.

Монетарное регулирование возможно лишь при определенных условиях.

Денежно-кредитная политика предполагает наличие развитого финансового рынка и

его институтов, таких как банки и финансово-кредитные учреждения; фондовые

биржи и внебиржевой рынок ценных бумаг; разнообразные формы кредитных денег:

депозиты, векселя; курс национальной валюты, отражающий ее покупательную

способность.

Учитывая отсутствие или недостаточное развитие вышеперечисленных

институтов финансового рынка в отечественной экономике, многие

аналитики считают неприемлемыми меры денежно-кредитной политики и другие

рекомендации монетаристов для экономической стабилизации в нашей стране.

Даже в развитом рыночном хозяйстве монетарная политика имеет ограниченный

диапазон применения: в основном, она используется для борьбы с инфляцией

при отсутствии глубокого спада в экономике и относительно стабильном

курсе национальной валюты.

Сокращение денежной массы обусловливает падение покупательского спроса

населения. При умеренной инфляции это приводит к стабилизации цен и

незначительному спаду производства. Но в условиях галопирующей и, тем более,

гиперинфляции сдерживающая монетарная политика грозит глубоким спадом в

экономике.

Спад производства в России за годы реформ по своим масштабам и

продолжительности превысил все известные в истории кризисы мирного времени,

включая Великую депрессию 1929-1933 г.г. При общем падении производства более

чем на 40 % в ведущих отраслях экономики: машиностроении, промышленном

строительстве, легкой и пищевой промышленности производство сократилось в 4-5

раз.

Известный отечественный экономист Н.Шмелев считает, что это - следствие

“сознательно проводившейся в 1992-1995 г.г. политики резкого сокращения

денежной массы и платежеспособного спроса. За эти годы цены в стране выросли

примерно в 8,5 тыс. раз, количество же наличных и безналичных денег в обороте

увеличилось в 230 раз.”[40] “...

действием этого фактора можно объяснить до 57% общего объема падения

производства.”[41]

В известном учебнике по экономической теории П.Хейне “Экономический

образ мышления” указывается: “Монетаристские меры имеют довольно узкий диапазон

применения (не годятся в условиях спада) и не всегда достигают цели.

Монетаристская концепция имеет антисоциальную направленность, ставит во главу

всего деньги, их добывание, утверждает социальный эгоизм”.

В 1976 г. М.Фридмен получил Нобелевскую премию в области экономики, но в 80-

е годы рекомендации монетаристов перестали давать надлежащий эффект, что

обусловило волну критики со стороны экономистов и политиков.

В последние десятилетия в западных странах получило развитие новое классическое

направление экономическое теории, которое обозначило себя как “теория

рациональных ожиданий”.

Суть теории рациональных ожиданий (ТРО) сводится к следующим основным

положениям:

· потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционирует

экономика, они способны оценить будущие результаты политических и других

изменений и ведут себя в соответствии с принципами рациональности так, чтобы

извлечь из этого максимум выгоды (иметь минимум потерь);

· когда люди реагируют на ожидаемые результаты стабилизационной политики,

эффективность ее сводится к нулю. Поэтому сторонники ТРО выступают против

проведения дискретной бюджетной или денежно-кредитной политики.

Рассмотрим принципы ТРО на примере политики дешевых денег. Пусть в целях

увеличения объемов производства и занятости правительство намерено увеличить

денежную массу. Если правительство заблаговременно оповестило население о

необходимости проведения экспансионистской денежно-кредитной политики, то

экономические агенты, опасаясь инфляционных потерь, предпримут защитные меры:

· рабочие будут требовать повышения заработной платы;

· фирмы - повышать цены на выпускаемую продукцию;

· кредиторы - поднимать уровень процентной ставки.

Денежный импульс в этих условиях вызовет лишь пропорциональное увеличение цен

и заработной платы, а реальный национальный доход и занятость останутся на

прежнем уровне. Другими словами, эффективность денежно-кредитной политики

будет близка к нулю.

Среди наиболее популярных макроэкономических концепций в последние десятилетия

также рассматривают теорию экономики предложения. Ее сторонники

считают, что кейнсианство не может справиться с проблемой стагфляции потому,

что придает ключевое значение совокупному спросу. Действительно, в

кейнсианской теории производственные издержки и совокупное предложение играют

пассивную роль.

Известно, что, согласно кейнсианству, важнейшим направлением

государственного регулирования является бюджетно-налоговая политика.

Так, более высокий уровень налогов сокращает покупательную способность и

совокупный спрос, следовательно, имеет антиинфляционный эффект.

Приверженцы теории экономики предложения убеждены, что большая часть

налогов в конечном счете трансформируется в издержки предпринимателей и

перекладывается на потребителей через цены. Налоги ускоряют инфляцию издержек.

Сторонник теории экономики предложения Артур Лаффер вывел, что более

низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними, или даже большими

налоговыми поступлениями. Его концепция интерпретируется “кривой Лаффера” -

моделью, указывающей на взаимосвязь между налоговыми ставками и суммарными

налоговыми доходами государства.

На рисунке представлено, что до точки М возрастание налоговой ставки

способствует увеличению поступлений налогов в бюджет. Но дальнейшее

увеличение налоговой ставки приведет к снижению стимулов деловой активности,

а также к стремлению уклониться от уплаты налогов. В результате суммарные

налоговые поступления снизятся.

Лекция: Основы общей экономической теории

Рисунок 76. Кривая Лаффера

Определение оптимальной ставки налогообложения - сложная задача

экономического анализа и налоговой политики.

Рекомендации теории экономики предложения использовались администрацией

Р.Рейгана для стабилизации американской экономики.

В условиях стагфляции 70-х - 80-х годов для нормализации экономики применялся

“коктейль” мер, с одной стороны, направленных на сдерживание роста денежной

массы, а с другой - на расширение предложения вследствие сокращения налоговых

ставок. Последнее обстоятельство привело к увеличению бюджетного дефицита и

росту государственного долга, что, вкупе с высокими процентными ставками,

содействовало высокой инфляции и росту безработицы. Однако в дальнейшем темпы

роста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Тем не менее

такой путь избавления от стагфляции является слишком тяжелым.

Альтернативой неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией может быть

использование системы мер воздействия на кривую совокупного предложения:

· целевое финансирование и кредитование;

· селективная поддержка отраслей;

· протекционистские меры;

· элементы политики доходов.

Такие меры обусловливают меньшие социальные издержки.

Представляется. что преодоление спада российской экономики требует

внимательного изучения разнообразных подходов к макроэкономической

стабилизации. Наш опыт макроэкономического регулирования 90-х годов показал

применимость монетарной политики дорогих денег для обуздания инфляции и

низкую эффективность монетаристских мер для преодоления экономического спада.

Проведение антициклической политики в современных условиях России требует

большего внимания к мерам, стимулирующим спрос и предложение в национальной

экономике, их гибкого применения и динамичной тонкой настройки.

Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая

политика в российской федерации

ВОПРОСЫ:

1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное

развитие и региональная экономика

2. Государственное регулирование территориального развития. Региональная

экономическая политика государства

Предмет, цели и задачи курса «Региональная экономика», ее связь с другими

дисциплинами.

Вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку теории региональной

экономики.

Территориальное развитие и региональная экономика. Государственное

регулирование территориального развития; необходимость, цели и механизмы.

Регион как субъект и объект региональной экономической политики Российской

Федерации.

Правительственные программы региональной экономической политики 90-х годов:

содержание и результативность.

1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное

развитие и региональная экономика

Доминантой современного развития нашей страны, наряду с переходом к рыночному

хозяйствованию, является утверждение нового порядка отношений между

федеральным центром и регионами, заметное расширение прав н ответственности

территорий в решении собственных социально-экономических и других проблем.

Каждый гражданин России все в большей мере ощущает себя как «Homo

regionalius», испытывает как в быту, так и в профессиональной деятельности

свою зависимость от условий территориального развития, от того, в каком

регионе он живет и работает.

Значительно изменились задачи и функции работников региональных органов

власти. Прежняя ориентация на скрупулезное выполнение установок вышестоящих

инстанций, Центра не является гарантией успеха дела, которому служат

управленцы. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо

основательное знание:

a) местных проблем,

b) отечественного и зарубежного опыта управления

региональными социально-экономическими процессами,

c) научных достижений в области регионального

анализа и управления

С учетом этого во многих вузах страны, прежде всего, в региональных филиалах

академии госслужбы, в соответствии с государственным образовательным стандартом

вводится курс «Региональная экономика». К сожалению, по курсу отсутствуют

не только учебно-методические пособия, но и типовая программа. Предлагаемый

нами вариант структуры курса был утвержден в Северо-западной Академии

государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ряд исследователей считают региональную экономику разделом экономической

географии или аналогом отраслевых экономик (экономики сельского хозяйства,

экономики промышленности). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой

региональная экономика является ветвью общей экономической теории,

относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную

экономику как часть крупную подсистему национальной экономики

(Макроэкономики).

Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически

связан с конкретными экономическими дисциплинами, такими как экономическая

география, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, экономика отраслей,

статистика и др.

Целью темы является изучение системы экономических условий

территориального развития. Позднее мы укажем на нетождественность

территориального развития и роста экономического потенциала регионов. Однако, в

большинстве случаев, благоприятное региональное развитие опирается на растущую

экономику регионов.

Задачами темы являются:

· выявление экономических условий становления федерализма и местного

самоуправления в Российской Федерации;

· анализ региональной экономической политики России 90-х годов;

· рассмотрение условий становления региональной собственности и

региональные аспекты приватизации государственной собственности;

· анализ финансовых проблем регионального развития: вопросов

становления бюджетного и налогового федерализма, формирования местных

бюджетов;

· исследование форм и методов регулирования региональной экономики в

условиях становления рыночного хозяйствования и регионального самоуправления.

За рубежом известны работы таких специалистов в области региональной

экономики как Вигман Ф., Изард У., Перлофф Г., Ричардсон X. и др., ряд этих

работ переведены на русский язык. На наш взгляд, непосредственное

использование разработок зарубежных исследователей для выработки рекомендаций

по региональной экономике затруднено: все они ориентированы на условия

развитого рыночного хозяйства, "привязаны" к специфике национальных

государственных отношений, построены на основе сложившейся системы

региональной статической отчетности.

Представляется проблематичной целесообразность простого копирования

зарубежного опыта в российской региональной экономике.

Рассмотрение региональных экономических проблем требует уточнения понятия

"регион". В советской экономической науке понятие «регион» было введено

академиком Н. Некрасовым. Существует много точек зрения на это понятие.

По-латыни "regio" - страна, область. В этом смысле чаще всего "регион"

отождествляют с некоторой абстрактной территорией, частью территориального

пространства страны, не выделяя каких-либо факторов, кроме пространственного.

В некоторых случаях под регионами подразумевают крупные экономические районы,

то есть группу соседних административно- и национально-территориальных

образований, таких как Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток, Север и т.п. В

других - субъекты федерации: края, области, автономии. В третьих - районы,

города, городские районы в крупных городах, села и т.д.

В монографии классика американской региональной экономики У.Изарда "Методы

регионального анализа" регион характеризуется как открытая экономическая

единица в пределах данного государства

[42]. Социальное управление. Словарь. /Под ред. В.И. Добренькова, И.М.

Слепенкова. - М., Изд-во МГУ, 1994. - С. 134:

«В настоящее время понятие «регион» широко трактуется в научных исследования

и повседневной практике. В узком смысле под регионом понимается относительно

самостоятельная часть, подсистема единого народнохозяйственного комплекса

страны, выделившаяся в процессе территориального разделения труда.»

Федоров Ю.И. Ассамблея европейских регионов. // Регионология. - 1995, № 1.-С.

43:

«В соответствии со ст.3 Устава Ассамблеи Европейских регионов термин «регион»

относится к уровню правительства, следующего сразу после центрального, с

политическим представительством, гарантированным существованием выборного

Регионального Совета или, при его отсутствии, ассоциацией или органом,

учрежденным на региональном уровне местными властями на следующем за ними

более высоком уровне.»

Обоснованной представляется точка зрения, выраженная в коллективном труде

"Системное регулирование территориального развития: экономико-правовой аспект"

[43] По мнению авторов монографии,

регион есть часть экономического, социального, природно-ресурсного,

экологического, культурно-исторического, собственно пространственного

потенциала государства в границах властно установленных административно -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2007
Использовании материалов
запрещено.