РУБРИКИ

Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

Рис. 4. Уточнение кривых спроса потребителя путем заключения неравновесных сделок В первом случае сделка будет иметь место, если производитель будет снижать цену или объем, двигаясь в сторону кривой D1 ( как показано на рис. 4) из точки P0 , Q0 пока не достигнет области на кривой D1 и ниже последней. Например, сделка может произойти в точке P1 , Q0 а при желании производителя увеличить объем до Q'1 цена должна будет снижаться в сторону равновесной точки. Во втором случае ( кривая спроса проходит выше начальной точки ) сделка может состояться уже в точке P0 , Q0, но производитель может увеличивать объем или цену , двигаясь в области , заштрихованной на рис. 4, пока не упрется в кривую D2, после чего дальнейшее увеличение объема будет сопряжено с уменьшением цены вплоть до достижения равновесной точки . Совершая сделку, например в точке P0 , Q1 производитель сохраняет первоначальную цену P0, но вынужден уменьшить объем от Q0 до Q1. Благодаря факту заключения сделки, производитель выявляет точку P0 , Q 1 как одну из точек кривой спроса потребителя. Варьируя затем цену или объем, производитель может обнаружить другие точки кривой спроса, как границы той области, которая является допустимой для потребителя в отношении заключения сделок. Таким путем методом последовательных уточнений накапливается информация о кривой спроса и интересах потребителя. Собственные интересы производителя, - увеличение своего излишка и захват излишка потребителя, - будут вести сделку в направлении точки пересечения кривых спроса и предложения. Аналогичные рассуждения проводятся и случае, когда сделки предлагает потребитель, а производитель выступает в качестве стороны, ответно предлагающей свой вариант значения для одного из двух параметров состояния (P,Q) этом случае потребителю известна его кривая спроса D, и в процессе итерационного уточнения и взаимодействия с производителем "нащупывает" кривую предложения S, определенные точки на этой кривой. Логика итерационных уточнений может быть формализована на основе простого правила: если имеет место сделка в момент t, характеризуемая состоянием (Pt, Q t), то для последующих сделок в момент (t+1) Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне (2) Смысл этих условий состоит в том, что относительно совершенной сделки увеличение объема сопряжено с уменьшением цены, а увеличение цены – с уменьшением объема при последующей сделке (закон спроса и предложения). Левые части условий выражают изменения объемов (цен) при фиксированных ценах (объемах). Каждая совершенная сделка является своего рода микроравновесием, точкой совпадения интересов покупателя (потребителя) и продавца (производителя) в реальный момент времени. На рис. 4 показаны две возможные кривые D1 и D 2, отражающие две различные группы потребителей (с различной платежеспособностью) и одна кривая предложения S, соответствующая общему производителю или одной группе производителей. На рис. 5 показан случай двух кривых D1, D2 и двух кривых S 1, S2 , которые моделируют взаимодействия по парных отношений между различными группами потребителей и производителей: точка А является равновесной для D1 и S1; точка B – для кривых D2 и S1;

Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

точка C – для кривых D2 и S2; точка D – для кривых D1 и S2. Рис.5. Пилообразная траектория частичных равновесий (неравновесных сделок) между отдельными группами потребителей и производителей Общие кривые спроса и предложения оказываются менее крутыми (см. рис.5) и соответствуют границам максимального предложения для отдельных производителей (точка E для S1) и минимального спроса для отдельных потребителей ( точка F для D1 ). Анализ рис.5 важен с точки зрения теории неравновесных сделок, допускающей сделки внутри квазитреугольника, соответствующего излишку потребителей и производителей. Например, траектория изменения состояния вдоль кривой ABE производителя с кривой S1 будет соответствовать трем различным видам сделок: точка A- производитель имеет дело лишь с потребителем с кривой D1; точка B - производитель переадресовал свое производство на потребителя с кривой D2; точка E - производитель уже ориентирует свое производство на две группы потребителей – с кривыми D1 и D2 , т.е. на общего, в данном случае, потребителя, имеющегося на рынке. Движение по кривой ECK отражает три точки частичного равновесия: при переходе из E к C производитель S1 и потребитель D1 уходят с рынка, оставшийся производитель S2 более рентабельный, чем S1 , взаимодействует с потребителем D2 , более платежеспособным, чем D1 . Дальнейший переход от C к K соответствует вступлению в рынок опять производителя S 1 при сохранении прежнего потребителя. Переход от K к L соответствует возвращению на рынок второго, менее платежеспособного, потребителя D1 , сопровождаемое захватом излишка потребителей со стороны производителей (точка М) и т.д. Различные траектории сделок, неравновесных с точки зрения общего равновесия, могут соответствовать равновесным состояниям между отдельными группами производителей и потребителей. При этом общие кривые спроса и предложения (пунктир на рис.5) допускают существование пилообразных кривых, например ECKLMO, отражающие реальные процессы неравновесных сделок. Движение вдоль пилообразных кривых соответствует уходу отдельных групп потребителей и производителей и появлению их снова вплоть до достижения полного равновесия (точка О). Состояния дисбаланса будут при этом отражать неэффективность рынка и потери излишков для потребителей или производителей. Динамика взаимодействия различных отдельных групп потребителей и производителей на данном рынке, следовательно, будет характеризоваться пилообразными кривыми достижения равновесия или выхода из него. На рынке всегда присутствует неопределенность, недостаток информации (для некоторых сторон рыночных отношений), которая играет роль условия, обеспечивающего смысл функции и целесообразности предпринимательства, идущего на риск и получающего за это соответствующую прибыль. Неопределенность (неопределенный риск) может устраняться с помощью последовательных приближений, по мере уточнения кривых спроса и предложения, перевода неопределенного риска в определенный. Такая ситуация может моделироваться с помощью концепции динамического уточнения информации в процессе заключения неравновесных сделок. Общий вид модели уточняемого равновесия:
Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
(3) где pit – цена i-й услуги в текущий момент t , dit – соответствующий спрос, а Si t - соответствующее предложение ; hit – положительный коэффициент регулирования скорости изменения цен во времени. Изменение функции hit моделирует способность и скорость принятия решений в той или иной области деятельности. Если значение hi t постоянно , hit= hi0 , то при достаточно больших значениях hi0 имеет место эффект переоценки информации об избыточности спроса: последующие приращения цен могут привести к дисбаланса из-за слишком резких и больших скачков – значение цен после итерации переводит систему в состояние с изменением знака дисбаланса на противоположный и с большей абсолютной величиной дисбаланса ("перелет" в процедуре формирования равновесной цены, усиливающиеся биения). При достаточно малых значениях hi 0 имеет место эффект недооценки информации, слабого реагирования, который однако гарантирует постепенное приближение к состоянию равновесия (стратегия медленного и осторожного нащупывания равновесной цены малыми шажками). В реальных ситуациях может иметь место и первый и второй случай. Но возможен и случай "золотой середины", когда параметр hi изменяется со временем, получая корректировки по мере уточнения информации, т.е. путем оптимального выбора величин hit . Функции φid, φiS, φih приобретают более конкретный вид в зависимости от дополнительных условий и модификации модели применительно к частным задачам. В частности, общий спрос dit+1 может определяться конечным спросом Cit и матрицей мультипликатора B=(I-A)-1 , используемой в моделях межотраслевого баланса: dit+1=Σbij ·Cit (4) Если использовать выражения для эластичностей
Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
(5) которые являются дискретным аналогом степенных функций: Dt = A·ptEd; St = B ·ptES , (6) система уравнений (3) приобретает вид:
Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
(7) Обычно полагают параметр hit постоянной величиной, однако при достаточно больших его значениях может возникнуть колебательный режим или расходящийся пилообразный процесс с ростом итераций. Условие неподвижной точки, точки равновесия для системы (7) дает выражение для оптимального значения hit* в каждый момент:
Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
(8) В таком случае, условие сходимости итераций имеет вид: hi £ 2hi(t)*; h £ 2h(t)* , где (9) h=(h1, h2,., hn )T ; h(t)* = (h1*(t) , h2*(t) ,., hn*(t) )T . Для описания состояния рынка сферы сервиса и, в частности, бытовых услуг, в краткосрочный период может быть применена модель с использованием постоянных коэффициентов эластичности Edi, Esi для различных i- х видов услуг. Анализ статистических данных по различным отраслям показывает, что эластичности спроса и предложения по цене можно считать постоянными в пределах 1-2 лет. Поэтому система уточняемого равновесия, рассмотренная выше (7), с учетом информационного содержания параметра hi , имеет ряд существенных преимуществ при использования ее для краткосрочного моделировании экономических процессов в области сферы сервиса и, в частности, бытовых услуг: 1) система итерационных зависимостей вида (7) позволяет производить компьютерное моделирование экономических процессов для различных видов бытовых услуг, рассматривая каждый вид услуг независимо или вводя связи между ними, как в уравнении межотраслевого баланса. При этом многие параметры системы, такие как hi, Edi, Esi, а также различные начальные условия могут варьироваться в зависимости от целей исследования и постановки задачи; 2) модель (7) позволяет графически исследовать динамику изменений переменных во времени, в зависимости от сочетания параметров {hi, Edi, Esi, i=1,.,n}, выявлять нежелательные колебательные режимы и режимы возрастающего дисбаланса спроса и предложения. Следует отметить, что рассмотренная имитационная модель, при всех ее достоинствах, имеет значительный резерв для развития применительно к специфике сферы бытовых услуг. В частности, в ней учтен только один конъюнктурообразующий фактор – цена, что справедливо при рассмотрении купли- продажи товаров, но недостаточно для рынка услуг. Предлагается модификация данной модели, подразделяющая потребителей на несколько доходных групп, а производителей на группы по качеству обслуживания. Выделение таких групп может осуществляться в зависимости от ассортимента, сроков и качества выполнения заказов, использования различных современных форм обслуживания и оценке территориального размещения производителей. В конечном счете, качество обслуживания приводит к изменению цены и ориентации на определенную доходную группу потребителей. Количество выделяемых групп не должно быть большим, так как это сразу существенно усложняет модель и требует существенного увеличения объема исходной информации. Тем не менее, описанная выше имитационная модель позволяет строить гибкий прогноз. В частности, могут быть спрогнозированы последствия вхождения в рынок или ухода с рынка новых производителей (предприятий бытовых услуг). В качестве исходных величин для проведения расчетов должны быть определены текущие значения цены pit , спроса dit , предложения Sit и коэффициенты эластичности спроса Edi и предложения Esi по цене. Кроме того, в качестве параметра в модельные уравнения входит величина hi , определяющая сходимость итерационного процесса. Ограничение (9) на величину hi определяет сходимость итерационного процесса. На содержательном уровне экономических понятий параметр h в процедурах уточнения равновесия выражает рациональность и свободу для производителя услуг, реагирующего на запросы потребителя, т.е. способность производителя быть адекватным рациональному поведению потребителя на рынке. Изменение величины h показывает, насколько производитель "отстает" по цене и соответствующему предложению от реальной ситуации на рынке. В третьей главе описывается адаптивная методика построения мониторинга для определения и контроля изменения необходимых данных, используемых в предложенных моделях. Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА РЫНКА (на примере муниципального округа №51 Санкт-Петербурга). 3.1. Задачи изучения рынка бытовых услуг в муниципальном округе и формирование программы исследования Федеральным законом от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” комплексное социально- экономическое развитие территории отнесено к вопросам местного значения. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования с наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения. Органы местного самоуправления должны определять собственную стратегию развития, разрабатывать и реализовывать собственные проекты и планы развития. Главная цель, которую преследуют муниципальные органы в работе по социально- экономическому развитию территории - это улучшение качества жизни населения. Как уже говорилось, вопросы состояния и изменения рынка бытовых услуг представляют значительный интерес как с точки зрения развития предприятий бытовых услуг, так и с точки зрения изучения качества жизни населения муниципальных образований. Изучение рынка бытовых услуг целесообразно проводить путем оценки его конъюнктуры. Основными задачами по изучению конъюнктуры рынка в муниципальном округе являются следующие задачи: 1. оценка территориальной структуры предприятий сферы бытового обслуживания; 2. выявление объема и структуры спроса; 3. оценка качества предоставляемых услуг; 4. анализ неудовлетворенного спроса населения на бытовые услуги; 5. анализ возможного увеличения объема спроса на услуги при изменении факторов, влияющих на его формирование; 6. прогнозирование спроса на услуги и формирование рекомендаций по развитию рынка бытовых услуг. В период с июня по декабрь 1999 года по заданию муниципалитета студентами Государственного Института Сервиса и Экономики под руководством автора было проведено исследование, посвященное проблемам бытового обслуживания населения в муниципальном округе N51 города Санкт-Петербурга. Цель исследования заключалась в оценке рынка бытовых услуг в данном округе и выявлении основных видов услуг, по которым спрос наиболее неудовлетворен. Данное исследование явилось практической реализацией первого этапа формирования системы мониторинга рынка бытовых услуг в муниципальном округе, проводимого по разработанной автором методике. Исследование решало следующие основные задачи : 1. оценка территориального размещения предприятий бытового обслуживания в данном округе с точки зрения охвата территории услугами с учетом удобства для населения; 2. изучение частоты пользования отдельными видами бытовых услуг; 3. выявление объема и структуры спроса на основные виды бытовых услуг; 4. выявление причин неудовлетворенности потребностей в конкретных услугах; 5. исследование причин отказа населения от услуг сферы бытового обслуживания; 6. выявление основных факторов, влияющих на спрос и выбор показателей для их оценки; 7. формирование показателей для оценки существующего предложения рынка услуг; 8. прогнозирование спроса на отдельные виды услуг с целью количественной оценки неудовлетворенного спроса и выдача рекомендаций по созданию (расширению) сети предприятий бытовых услуг; 9. отработка адаптивной методики на практическом примере муниципального округа (первого этапа формирования мониторинга рынка бытовых услуг); 10. формирование набора показателей, которые должны быть получены при обработке данных периодического сбора информации. Для решения поставленных задач была сформирована программа исследования, включавшая в себя следующие работы по первому этапу формирования мониторинга рынка бытовых услуг: 1. составление карты территориального размещения предприятий бытовых услуг в муниципальном округе и получение исходных данных по предложению на основании листов наблюдений; 2. анализ предложения и качественная оценка предложения услуг; 3. формирование программы опроса населения с целью оценки удовлетворенности потребностей населения в бытовых услугах, разработка анкет и методики опроса; 4. проведение опроса и анализ результатов; выявление видов услуг, имеющих наибольший неудовлетворенный спрос; 5. формирование программы повторного опроса с целью количественной оценки неудовлетворенного спроса на выявленные виды услуг (см. п. 4), разработка анкет и методики проведения опроса; 6. количественный анализ неудовлетворенного спроса по выбранным видам услуг и разработка рекомендаций по созданию (расширению) предприятий бытовых услуг в муниципальном округе. Предварительный анализ полученных данных показал, что в исследуемом муниципальном округе потребности населения на бытовые услуги удовлетворены не полностью. Основные причины этого, выявленные при опросе населения – высокая цена, узкий ассортимент оказываемых услуг, неудобное расположение предприятий. Проведенные работы первого этапа формирования мониторинга рынка по отдельным видам услуг позволили прояснить сложившуюся в микрорайоне ситуацию и разработать ряд обоснованных рекомендаций по ее улучшению. Описание адаптивной методики и пример ее применения изложены в следующих разделах главы. 3.2. Адаптивная методика формирования системы мониторинга рынка бытовых услуг в муниципальном округе Каждый муниципальный округ имеет свои особенности с точки зрения ситуации в сфере бытовых услуг. Особенности обусловлены историей муниципального округа (старый округ или новостройка), территориальным расположением (центральные районы или окраина, город или село), наличием и количеством промышленных предприятий, отношением районных и муниципальных властей к предпринимателям, имущественным положением жителей и т.д. Разработка методики построения мониторинга, учитывающей все возможные варианты развития, требует проведения длительных и дорогостоящих исследований, что практически невозможно в условиях ограниченности финансовых ресурсов муниципального округа. По этой причине в данной работе принят адаптивный подход к формированию мониторинга, позволяющий постепенно включать в рассмотрение наиболее важные факторы, определяющие состояние и развитие рынка бытового обслуживания населения. 3.2.1. Основные принципы адаптивной методики мониторинга и ее алгоритм. Предлагаемая адаптивная методика включает два взаимосвязанных контура: 1) контур формирования системы мониторинга, его первичной информационной базы, системы показателей и методического обеспечения; 2) контур проведения собственно мониторинга, включающий циклически повторяющиеся работы по сбору и накоплению информации, анализу данных, выработку результирующих (прогнозных) рекомендаций, разработку вариантов управляющих решений, корректировку системы показателей и повторный сбор и анализ вновь поступающей информации. Основой системы является первый контур, закладывающий базовые принципы ее дальнейшей работы. Если в процессе периодического повторения работ второго контура выявляются дополнительные задачи или необходимость изменения числа и/или состава собираемых показателей, то методика предусматривает возврат в первый контур и модификацию программы второго контура. Важной задачей при модификации является обеспечение сопоставимости параметров новой программы с ранее собранными показателями. Поэтому модификация должна выполняться в основном за счет расширения числа показателей или исключения нецелесообразных. Второй контур является кольцевым контуром с входом в виде изменяющихся задач (показателей) и выходом в виде информации о результатах воздействия на рынок и прогнозных ситуаций. В этом проявляется адаптивность системы мониторинга, ее приспособляемость к изменяющимся условиям рынка и изменяющимся задачам мониторинга. В основу адаптивной методики легли следующие принципы: 1. Сочетание начальных обзорных исследований с дальнейшим углубленным изучением отдельных видов услуг, наиболее актуальных для муниципального округа в данный момент времени; 2. Выделение ограниченного ряда наиболее важных факторов, включаемых в рассмотрение. На каждом этапе круг факторов, включаемых в рассмотрение, определяется с учетом их важности и доступных финансовых, материальных и других ресурсов; 3. Периодичность исследований определяется возможностями муниципального округа и спецификой собираемых данных; 4. Целенаправленное построение процедур сбора и обработки данных, реализуемое путем отбора наиболее значимых показателей и использования простых методов их оценки или расчета; 5. Учет временного (частотного) характера предоставления услуг. Как отмечалось выше, основой методики служит первый контур алгоритма - формирование системы мониторинга. Рассмотрим его более подробно, учитывая тот факт, что второй контур в принципе является неизменной по алгоритму системой действий с изменяющимися входными данными, а суть проводимых в нем операций показана при описании работы первого контура. Кроме того, часть весьма важных с практической точки зрения результатов получаются при проработке именно первого контура, в частности, рекомендации по территориальному размещению предприятий. 3.2.2. Алгоритм методики формирования системы мониторинга рынка Этап 1. Качественный анализ состава и территориального размещения производителей услуг. Работы начинаются с обследования муниципального округа с целью изучения территориального размещения предприятий, оказывающих услуги. Составляется карта муниципального округа с привязкой предприятий, оказывающих услуги, к транспортным потокам, промышленным предприятиям, жилым микрорайонам. Одновременно собирается информация по ассортименту, ценам на услуги, режиму работы предприятий. Путем анализа полученной информации определяются следующие аспекты территориального размещения: - выявляются виды услуг, отсутствующие на территории округа; - определяются микрорайоны, в которых отсутствуют услуги постоянного спроса в зоне пешеходной доступности; - оценивается наличие (отсутствие) конкуренции производителей услуг; - выявляются точки, в которых целесообразно было бы разместить предприятия бытового обслуживания. Уже на этом этапе возможна подготовка рекомендаций по совершенствованию территориальной структуры предприятий бытового обслуживания населения. Данные этого обследования должны быть учтены при разработке анкет для этапа 2. Этап 2. Первичный опрос потребителей с целью изучения удовлетворенности спроса на бытовые услуги. Цели этапа: - определение уровня и структуры потреб­ностей населения по видам услуг; - качественная и количественная оценка удовлетворенности спроса на услуги, оценка структуры неудовлетворенного спроса на от­дельные виды бытовых услуг; - оценка удовлетворенности населения качеством услуг (сбор мнений потребителей о качестве исполнения заказов, формах и ме­тодах организации обслуживания, соответствии набора услуг запросам на них, развитии объектов сети бытового обслуживания, удобстве их размещения, режиме работы пред­приятий); - выявление услуг, спрос на которые наиболее неудовлетворен; - определение частоты посещения населением предприятий сферы услуг для анализа существующего распределения и расчета средней частоты пользования каждой услугой. - оценка относительной значимости причин неудовлетворенного спроса; - оценка широты ассортимента предоставляемых услуг. Работы данного этапа выполняются в соответствии с "Методикой подготовки и проведения опроса населения и анализа его результатов", изложенной ниже. Разработанная форма анкеты приведена в Приложении 2. В процессе анализа данных первичного обследования необходимо выполнить следующие действия: - количественную оценку неудовлетворенного спроса населения по конкретным видам услуг. Оценка делается в натуральном исчислении (услуг/год) и в денежном исчислении (т.руб./год). Количественный расчет использует существующее частотное распределение пользования каждой конкретной услугой и его прогнозируемое изменение при благоприятном изменении параметров влияния (функцию отклика); - градацию уровней услуг и потребителей для использования во вторичном опросе. Целесообразно разделять респондентов по уровню обеспеченности, а услуги – по уровню качества и стоимости; - выбор ограниченного количества услуг (2-3) для более детального вторичного обследования; - выбор ограниченного числа (1-3) наиболее существенных факторов влияния для определения коэффициентов эластичности спроса. Этап 3. Определение целей и задач развития муниципального округа, формирование на их основе критериев для оценки эффективности принимаемых решений. Целями развития могут являться: - увеличение финансовых поступлений в бюджет муниципального округа; - развитие социально-значимых услуг; - развитие муниципального округа в рамках других программ (региональных, федеральных и т.д.); - другие. Критерии оценки эффективности принимаемых решений устанавливаются соответственно выбранным целям. Критерии могут быть различны по форме, но основным общим требованием является возможность их оценки по определенным количественным показателям. Как будет показано ниже на конкретном примере применения методики (п.3.3), выбор показателя существенно влияет на оценку эффективности принятых решений. В частности, введение частотного показателя в оценку эффективности некоторых видов услуг существенно изменяет результаты прогнозирования и, как следствие, влияет на принятие управляющих решений. Не менее важен правильный выбор показателей по типу количественной оценки – в штучном или денежном выражении. На основе выбранных критериев и системы показателей, отражающих их количественную характеристику, производится выбор видов услуг, как объектов воздействия. Необходимо понимать, что в рассматриваемой ситуации объект воздействия является одновременно субъектом другой сложной системы – рынка, и любые воздействия на него будут порождать обратную связь, влияющую на результаты первичного воздействия. В связи с этим получить однозначную систему типа "функция – отклик" невозможно. Возможно лишь приближение к оптимальному результату путем последовательных итераций, что и осуществляется данной системой мониторинга. При отборе видов услуг на основе выбранных критериев следует помнить, что дальнейшие работы по мониторингу требуют значительных временных и материальных затрат. Поэтому вид и количественный состав объектов следует оценивать как с точки зрения минимизации затрат, так и с точки зрения их перспективности для развития муниципального округа. Такая оценка является прерогативой органов управления муниципального округа. Этап 4. Проведение дополнительного (вторичного) обследования по выбранным на этапе 3 видам услуг и анализ полученных результатов. На данном этапе проводится работа, аналогичная первичному обследованию (интервью с производителями и опрос потребителей), однако составление анкет и разработка интервью подчинены другим целям – получению конкретных количественных показателей, необходимых для прогнозирования состояния рынка. Опрос может охватывать так же следующие аспекты: - реакцию потребителей на новые виды бытовых услуг, из­менение форм обслуживания; - предложения со стороны населения по совершенствованию работы предприятий службы быта; - мотивы обращения населения к услугам частных лиц и причины удовлетворения потребностей в бытовых услугах пу­тем самообслуживания; - природу самообслуживания и его дифференциацию по причинам образования с целью выделения в нем услуг, нося­щих форму любительских увлечений, а также для оценки ориентировочного объема и перечня услуг, которые в ближай­шем будущем могут быть замещены предприятиями службы быта; - сезонные колебания спроса и факторы сглаживания се­зонности; - состав гардероба одежды и обуви населения, обеспечен­ность семей предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, а также сроки службы этих предме­тов, частоту выхода их из строя, затраты на ремонт; - особенности формирования спроса на бытовые услуги в районах, прилегающих к крупным промышленным и куль­турным центрам, в курортных зонах; - затраты времени населения на получение бытовых услуг; - региональные различия в объеме и структуре потребления бытовых услуг; - структурные различия в потреблении бытовых услуг по общественным группам населения и т. п.[14] На основании опроса проводится расчет количественных показателей и прогнозирование величины неудовлетворенного спроса. Подробно эту часть этапа можно представить в виде следующей последовательности действий: - определение доли неудовлетворенных потребителей; - определение значимости причин, влияющих на неудовлетворенность спроса; - определение существующего частотного распределения пользования данной услугой; - определение одномерных функций отклика частотного распределения на изменение конкретного параметра влияния (т.е. как изменяется распределение частоты пользования услугой при изменении одного из условий предоставления услуги); - расчет возможного частотного распределения при благоприятном изменении параметра влияния; - расчет коэффициентов эластичности спроса конкретной услуги по фактору влияния (цене, доступности и т.д.). Расчеты выполняются с учетом существующего и возможного частотного распределения пользования услугой; - расчет увеличения платежеспособного спроса при изменении цены на заданную величину; - оценка удовлетворенности спроса на услуги по качеству; На этом этапе целесообразно провести интервью с производителями с целью получить информацию для количественной оценки предложения и факторов, влияющих на него. В частности, выявляются наиболее важные сдерживающие факторы и причины, мешающие удовлетворять спрос. В связи со сложностью формализации факторов, влияющих на предложение и частичной необъективности интервьюируемых, возможно проводить прогнозирование предложения на основе экспертных оценок. Этап 5. Формирование вариантов управленческих решений на основе прогнозирования уровня неудовлетворенного спроса и анализа территориального размещения предприятий. Основной целью этого этапа является выработка стратегии и тактики управляющих воздействий на выбранный объект (объекты) на основании соотношения прогноза предложения, прогноза неудовлетворенного спроса и комплекса критериев, выбранных для оценки эффективности принятых решений. Учитывая итерационный (циклический) характер процесса воздействия (см. выше), на данном этапе при последующих итерациях выполняется корректировка объектов воздействия, уточнение критериев и показателей, формирование дополнительных информационных блоков для использования в последующих периодических обследованиях с целью получения новых и дополнения старых показателей. Кроме того, здесь определяются сроки (периодичность) сбора информации и согласовываются применяемые методы анализа получаемой информации. Этап 6 . Организация проведения периодических обследований рынка бытовых услуг. Целью данного этапа является разработка единой методики подготовки и проведения периодических обследований рынка путем интервью с производителями и анкетного опроса потребителей и интервью с производителями, анализа полученной информации и подготовки данных для оценки эффективности принятых ранее управляющих воздействий (см. предыдущий этап). Методика включает рекомендации по подготовке необходимой документации, инструкции для интервьюеров, указания по технологии обработки и анализа информации. Целями собственно периодических обследований являются: - сбор информации для оценки общего состояния рынка и тенденций его развития; - подготовка информации для оценки последствий принятых решений и проведенных мероприятий по управлению объектами воздействия; - сбор информации для подготовки технико-экономических обоснований, тендеров, конкурсов. Проведение опросов и интервью, первичная обработка данных осуществляется организацией, проводящей мониторинг. Возможны несколько вариантов организации работ, в зависимости от целей и финансовых возможностей заказчика, в частности: - выделение специальной группы сотрудников муниципалитета и их добровольных помощников; при этом руководитель группы должен иметь соответствующую квалификацию; - привлечение маркетинговой фирмы; - использование студентов, обучающихся маркетингу и экономике, в рамках их профессиональной практики; руководителем группы может быть преподаватель учебного заведения или сотрудник муниципалитета, имеющий соответствующую квалификацию. Для обработки полученной информации можно использовать методики, разработанные студентами СПбГИСЭ под руководством автора или разработать специальные, адаптированные под особенности конкретной территории. Этапы 4,5,6 предлагаемого алгоритма, повторяющиеся до получения показателей, удовлетворяющих ранее поставленным целям (см. 3 этап), являются вторым контуром, текущим мониторингом рынка бытовых услуг. При изменении целей и задач управления, необходимо вернуться на этап 3. Необходимо отметить, что опрос потребителей является одним из основных видов работ. Опросы выполняются многократно на различных этапах и являются критичными как по сложности, так и по затратам. От правильности подготовки и проведения опросов зависит практически вся информационная база мониторинга. На разных этапах опрос преследует различные цели, однако принципы его подготовки и проведения являются общими. В связи со сложностью и важностью данного вопроса ниже приводится более подробное изложение методики этой работы. 3.2.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению опроса населения и анализу его результатов. Подготовка к любому опросу должна начинаться с разработки его программы и основных документов. Для ус­пешной организации опроса большое значение имеет разра­ботка плана его проведения. План опроса отражает полный круг мероприятий, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение намеченных задач. Последовательность выполнения этих мероприятий и их содержание и представляют из себя методику подготовки и проведения опроса. Рассмотрим необходимые мероприятия в порядке их выполнения. Формулировка главной цели (целей) опроса - это определение круга за­дач, которые должны быть решены посредством намечаемого опроса. Четкость постановки цели опроса во многом зависит от глубины проработки изучаемой проблемы, внимательного ознакомления исследователя со всей имеющейся по данному вопросу информацией, учета опыта предыдущих исследова­ний. Во многих случаях цель опроса выражается в виде гене­рального вопроса, который всесторонне освещается с помощью ответов опрашиваемых на включенные в анкету вопросы. Правильному формулированию цели анкетного опроса помогает анализ отчетности о реализации бытовых услуг, информация специалистов пред­приятий службы быта, и т. д. Корректность формулировки цели, ее полнота определяются уровнем подготовки специалистов, привлеченных для разработки опроса. Разработка рабочих гипотез опроса — это выдвижение предположений, изучение которых позволит решить задачи обследования. Они обеспечивают облегчение формулировок, точность и последовательность вопросов анкеты. Конкретная гипотеза позволяет определить организационную ос­нову опроса. Например, она дает право считать, что опрос пользователей парикмахерскими и ремонтом обуви нужно проводить по месту предоставления услуг, а опрос по ремонту крупной бытовой техники – по месту жительства. Это позволяет, с одной стороны, определить круг задаваемых вопросов, методы формулирования вопросов анкет и опросных листов и принципы их формирования, а с другой - использовать специфический опыт общения с потребителями услуг, условиями производства и потребления этих услуг. Дальнейшие шаги включают составление образца анкеты, ее апробацию и окончатель­ную доработку, а также определение объема выборки. Разработка опросной анкеты— один из наиболее ответственных эта­пов работы. Анкета представляет собой специальный бланк, в котором в форме обращения к опрашиваемым лицам дано краткое описание целей и задач опроса, порядка заполнения анкеты, указывается учреждение, проводящее опрос, и содержатся вопросы, составляющие его основу. Структурно анкета включает три части: - вводную часть; - комплекс вопросов, раскрывающих предмет исследования; - общие и специальные сведения об опрашиваемом. Вводная часть анкеты носит характер обращения проводящей опрос организации к опрашиваемому контингенту. Здесь сообщается полное название организации, проводящей опрос, содержится краткое описание задач исследования, подчеркивается его значение для улучшения условий обслуживания опрашиваемых и всего населения. Основное содержание анкеты заключено в ее второй части, т.е. в вопросах, характеризующих цель и предмет исследования. Формулировки вопросов должны быть понятными и краткими. Не следует употреблять специальные термины, использовать иностранные слова и выражения. Располагая вопросы в анкете, нужно соблюдать определенный порядок. Так, более простые вопросы обычно располагают первыми, за ними следует более сложные вопросы. При разработке вопросов следует стремиться к тому, чтобы последующий вопрос как бы вытекал из предыдущего, подготавливая тем самым опрашиваемого к развитию собеседования. В них не рекомендуется включать слова, имеющие многозначный смысл, так как такая формулировка вопросов может привести к искажению существа вопроса и не позволит получить достоверного представления об изучаемом процессе. Вопросы по степени свободы ответа разделяются на следующие типы: - закрытые (да, нет, затрудняюсь ответить); - альтернативные (опрашиваемым лицам предлагается выбрать из ряда возможных ответов один или несколько вариантов); - вопросы, требующие ранжирования; - открытые (ответ на вопрос без каких-либо ограничений в свободной форме вписывает в анкету сам опрашиваемый или с его слов регистратор, проводящий опрос). Открытый тип вопросов по­зволяет получить ответы на них в произвольной форме, более откровенно и содержательно высказаться по существу иссле­дуемой проблемы, что в итоге лучше раскроет цель опроса. Однако проводить анализ таких ответов более сложно в силу трудности их формализации. Сформированный перечень вопросов дол­жен полностью отвечать целям и задачам намечаемого иссле­дования. Для уточнения программы опросной анкеты, про­верки ее соответствия целям опроса, выявления доступности (в смысле понимания) отдельных вопросов целесообразно использовать пробный опрос опрашиваемого контингента, т. е. апробацию анкеты. Пробный опрос организуется в обстановке, прибли­женной к реальным условиям. Однако массив выборки зна­чительно снижается по сравнению с намеченной для опроса совокупностью. Для пробного опроса достаточно выборки 20—30 человек. При этом вскрываются недостатки проект­ного варианта анкеты, делаются добавления и уточнения. На­пример, из анкеты исключаются вопросы, которые не имеют существенного значения для освещения анализируемой проблемы, а также те, что раскрываются итоговыми резуль­татами анкетного опроса. Пробный опрос в ряде случаев позволяет обосновать объем выборки, подлежащей изучению. Основным условием определения объема выборки служит ее репрезентативность. Например, при ана­лизе мнений населения относительно качества, ассортимента услуг или для выявления недостатков в работе предприятий службы быта необязательно опрашивать большую совокуп­ность лиц и пользоваться при ее отборе специальными стати­стическими методами. Если в ответах на пробную анкету бу­дут фигурировать одинаковые, близко совпадающие или повторяющиеся причины, то массив опрашивае­мых может быть оценен экспертно. Результаты пробного анализа должны обязательно исполь­зоваться при массовом инструктаже регистраторов. В ча­стности, их необходимо ознакомить с реакцией населения на от­дельные вопросы, с возникшими разночтениями некоторых вопросов и т. д. Регистраторы должны знать, на какие во­просы опрашиваемые могут дать неоднозначные ответы, как нацелить опрашиваемых лиц на точное и объективное отра­жение тех или иных изучаемых сторон потребления услуг. Решение организационных вопросов: подбор и инструктаж регистраторов, прове­дение опроса. Опросы обязательно проводятся с привлечением анкетеров (регистраторов), подбор которых необходимо увязывать с целями и задачами опросов. Комплексные опросы, проводимые по сложным программам с использованием блока анкет, лучше всего поручать специально подготовленным работникам из числа специалистов научно-исследовательских учреждений, экономических служб, а также студентов, обучающихся в вузах и техникумах. При всех опросах обязательна дополнительная подготовка реги­страторов, включающая подробный инструктаж, на котором всесто­ронне освещаются цель и задача опроса, объект изучения, типы вопросов, порядок заполнения анкет, формы работы с опрашиваемым контингентом, метод и сроки проведения опроса, пути повышения достоверности результатов опроса и т. д. Инструктаж должен включать самые разнообразные формы контроля подготовленности регистраторов к проведе­нию опроса. Необходимо проверять, правильно ли ими усвоены методические, организационные и другие моменты предстоя­щего исследования. С этой целью рекомендуется использо­вать контрольные опросы по утвержденной анкете среди при­влекаемых к опросу регистраторов. Такие вопросы должны поочередно проводиться непосредственно регистраторами в присутствии всех членов их группы. Контроль подготовки регистраторов можно проводить и путем поручения им запол­нения опросной анкеты на себя. Итоги таких контрольных проверок следует довести до сведения всех регистраторов не­зависимо от того, были ли допущенные ошибки общими или носили единичный характер. Регистратор не должен менять формулировки вопросов, нарушать их последователь­ность, навязывать опрашиваемым свою точку зрения по тому или иному вопросу, оставлять без ответа вопросы, которые не поняты населением. В последнем случае он обязан повто­рить вопрос и разъяснить заложенный в нем смысл, не под­сказывая, естественно, возможных на него ответов. Место и время проведения опроса, выбор опрашиваемого контингента следует определять исходя из его целей и задач. Сбор информации с помощью анкет можно проводить в ателье, мастерских и их приемных пунктах, на дому, на предприятиях, в местах отдыха, в учреждениях и организациях. Разработка программы обработки поступивших анкет. Программа обработки материалов анкетного опроса должна быть ориентирована на автоматизированную (компьютерную) обработку. Опросная анкета должна быть специально приспособлена для этих целей. Необходимо шифровать (кодировать) все во­просы и варианты ответов, т. е. давать им условные обозначения. Система кодирования выступает связующим звеном между качественной и количественной формами информации. Обычно шифровка анкет производится цифрами. Каж­дая цифра кода обозначает только один элемент анкеты. Применяется несколько типов шифровки анкет. Например, можно предусматривать шифровку в самой анкете (порядковая система кодирования). Для этого в опросной анкете против каждого ответа в специально пре­дусмотренном квадрате проставляется цифра шифра. При ответе на вопросы предлагается перечеркнуть соответствующий квадрат. Кодирование анкет должно увязываться с теми счетными средствами, которые планируется использовать для обработки материалов опроса. Поэтому к этой работе следует привле­кать квалифицированных специалистов из числа работников вычислительных центров, где в последующем будет прово­диться счетно- аналитическая обработка материалов опроса. Необходимо стремиться к тому, чтобы электронная техника свела до минимума ручную обработку анкет. Программа должна быть нацелена на получение материалов в виде таблиц, включающих как количественные, так и каче­ственные характеристики изучаемого явления. В частности, необходимо предусмотреть исчисление процентов (доля опра­шиваемых разного пола, возраста, структура услуг, распреде­ление вариантов ответов к общему числу опрошенных), а также средних показателей (на одну семью, на 100 семей, на одного жителя, на 100 владельцев, на одного трудоспособ­ного и т. д.). Необходимо предусмотреть расчеты, которые связаны с сопоставлением результатов оп­роса с материалами сплошной статистики, данными за про­шлый период, с нормативами и др. Разработка такой программы не сложна и может быть выполнена силами студентов или любых квалифицированных пользователей ЭВМ с помощью средств EXEL или ACCESS. Проверка анкет, их обработка и анализ результатов оп­роса. Анализ результатов опросов населения является одним из ответственных этапов анкетного метода изучения спроса. На этой основе обеспечивается возможность повышения досто­верности получаемой информации и, как следствие, гаран­тия разработки более обоснованной системы мер по совер­шенствованию организации бытового обслуживания в том или ином регионе. Важность углубленного изучения материалов анкетных опросов возрастает в связи с расширением прак­тики их использования в прогнозировании потребления услуг. Первый этап анализа результатов опросов - проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения. Уста­навливаются случайно пропущенные, несовместимые и непо­нятные ответы, вносятся поправки и уточнения в единицы из­мерения. После завершения процесса ввода и анализа результатов на ЭВМ, формируется отчет, в котором в систематической и наглядной форме излагается схема исследования и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации. Отчет должен содержать следующие данные: - цель исследования, - для кого и как проводилось исследование, - характеристику выборки обследования, время проведения, метод сбора информации; - форму анкеты; - сведения об исполнителях и консультантах; - источники получения информации; - общие выводы и рекомендации. К отчету прикладываются методологические и методические документы исследования (программа, план, инструментарий, инструкции, таблицы, графики и др.) Эти документы могут быть в дальнейшем использованы при разработке нового исследования. При проведении опросов потребителей должны строго со­блюдаться требования к формированию выборочной совокуп­ности опрашиваемых лиц. Главное условие отбора выбороч­ной совокупности— обеспечение репрезентативности (пред­ставительности) выборки. 3.2.4.Методика формирования выборки при проведении опроса населения1 Тип и способы выборки зависят от целей исследования. Но во всех случаях выборка должна быть строго репрезентативной. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям генеральной совокупности. Репрезентацию необходимо соблюдать по главному направлению анализа данных. Прежде всего, надо ответить на вопрос: какие из имеющихся сведений о генеральной совокупности существенны для целей исследования. Чаще всего это половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация. При правильном сочетании этих параметров можно быть уверенным, что выборка будет представительной. Существует следующая приблизительная оценка надежности результатов выборочного исследования. Повышенная надежность допускает ошибку выборки 3%, обыкновенная 3-10% (доверительный интервал 0,03-0,1), приближенная 10-20%, ориентировочная 20-40%, прикидочная — более 40%. Для большей уверенности в том, что выборка отразит структуру генеральной совокупности, последняя подразделяется на типы (страты), и проводится случайный или механический сбор из каждого типа. Общее число единиц, отобранных из разных типов, должно соответствовать объему выборки. Каждая выборка имеет свою ошибку репрезентативности. Следовательно, можно построить ряды распределения выборок по величине ошибки репрезентативности. В таких распределениях существует тенденция к концентрации ошибок около центрального значения. Число выборок с той или иной величиной репрезентативности может быть симметрично или асимметрично относительно центрального значения. При бесконечно большом числе выборок получается кривая выборочного распределения. Свойства таких распределений используют для получения статистических заключений, установления вероятности той или иной величины ошибки репрезентативности. Теорема Чебышева, применительно к выборочному наблюдению, утверждает, что ошибка репрезентативности (разность между выборочной средней и генеральной средней) при достаточно большом числе наблюдений может быть сделана сколь угодно малой 1, т.е.: Р [ ( х -х )< m ] > (1 - 1/I2) , где (10) (х -х) — абсолютная величина расхождения между генеральной средней и выборочной средней, составляющая ошибку репрезентативности; m — среднеквадратичное отклонение вариантов выборочной средней от генеральной средней, зависит от колебаний признака в генеральной совокупности s и от числа отобранных единиц π : m=s/π (11) I - коэффициент доверия. О величине расхождения можно судить лишь с определенной долей вероятности, которая зависит от коэффициента доверия I. Если выбрать I = 2, то вероятность того, что это расхождение не превысит 2 m, будет не менее 0,75; при I=3 — вероятность превысит 0,89. Доверительное число I указывает, что расхождение не превысит кратную ему среднюю ошибку выборки В.И.Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативности выборки с допущением 5% ошибки[15] (табл.5): Таблица 5. Численность репрезентативной выборки с допущением ошибки в 5%
Объем генеральной совокупности100020003000500010000100000
Объем выборки286333350370385358
Для генеральной совокупности численностью свыше 5 тысяч, по расчетам того же автора, можно указать величины фактической ошибки выборки в зависимости от ее объема (табл. 6). Таблица 6. Величина ошибки выборки
Объем выборки, при величине генеральной совокупности более 50002545100123156204400625
Фактическая ошибка, при данном объеме выборки, %20151098754
Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность - целевой установкой. Основными признаками отбора выберем демографические характеристики: пол, возраст и образование. Таким образом, мы получим выборку, которая по своим характеристикам отражает структуру населения округа. При описательном исследовании допускают ошибку выборки от 3 до 10%. Применительно к рассматриваемому исследованию по Муниципальному округу 51 г. Санкт - Петербурга расчет объема и структуры выборки выглядит следующим образом: примем уровень значимости 90 % (ошибка выборки 10%). Тогда по данным табл.6 объем выборки составит 100 человек. Согласно данным, предоставленных Муниципальным округом N51 , в данном микрорайоне проживает 58177 человек (из них: взрослых - 48 604, детей - 9573). Основными потребителями бытовых услуг является население в возрасте с 18 до 60 лет и старше. Поэтому в расчетах будем учитывать только эту возрастную группу. Имея данные по общей численности этой категории, а также по половому распределению, можно рассчитать структуру репрезентативной выборки: Общий объем генеральной совокупности: N=48604 человек. Генеральная совокупность мужского населения: Nм=20900 человек. Генеральная совокупность женского населения: Nж=27704 человек. Процент мужского населения составляет 43%, женского 57%. Принятый объем выборки составляет n=100 человек, среди них мужчин должно быть nм=43 человек, женщин nж=58 человек. 3.3. Практическое применение адаптивной методики при исследовании рынка бытовых услуг в муниципальном округе № 51 г. Санкт-Петербурга 3.3.1. Качественная оценка территориальной структуры бытового обслуживания. Перечень предприятий бытового обслуживания муниципального округа 51 и нормативы обеспеченности бытовыми услугами приведены в Приложениях 3 и 4. Территориальное расположение предприятий бытового обслуживания показано на карте округа (приложение 5). Обращает на себя внимание территориальная неравномерность размещения предприятий бытового обслуживания Основная концентрация предприятий бытовых услуг наблюдается вдоль пр. Обуховской обороны в районе станции метро "Пролетарская". В то же время практически нет предприятий бытового обслуживания в районе станции метро "Обухово", в районах ул. Грибакиных, ул. Бабушкина 89-123, пр. Александровской фермы. Во многих микрорайонах территориальное размещение не соответствует нормативу доступности (15-20 минут для фотоателье, парикмахерских, ателье ремонта обуви и т.д.). В соответствии с нормами законодательства, а также с учетом доступности и открытости рынка, в микрорайоне следует иметь не менее трех конкурирующих предприятий по одноименному виду услуг, что не выполняется (см. приложение 4). Анализ территориального расположения предприятий бытового обслужи­вания позволяет сделать вывод, что в муниципальном округе 51 их структура не рациональна. В округе отсутствуют ателье проката, ателье по ремонту бытовой техники, практически не осуществляется ремонт и строительство помещений. Можно рекомендовать открыть в микрорайоне 2-3 крупных предприятия бытового обслуживания населения с одновременным размещением по району ряда приемных пунктов с учетом плотности населения. Более детальный анализ территориальной структуры предприятий сферы услуг целесообразно проводить с учетом распределения населения и промышленных предприятий муниципального округа. 3.3.2. Первичное обследование спроса рынка бытовых услуг Цель первичного опроса заключалась в оценке степени удовлетворенности населения в следую­щих видах бытовых услуг: - ремонт и пошив обуви; - ремонт и пошив одежды; - химчистка; - ремонт и изготовление мебели; - ремонт и строительство помещений; - парикмахерская; - фотовидеоуслуги; - ремонт бытовой техники, аудиовидеоаппаратуры; - услуги прачечных; - услуги прокатных пунктов; - услуги бань. Разработанная для опроса анкета1 1 приведена в Приложении 2. Опрос прово­дился равномерно по территории округа с репрезентативным распределением опрашиваемых по поло-возрастному составу. По данным анкетирования был проведен расчет уровня спроса на различные виды услуг. Данные представлены на рис.6. Наибольшим спросом у населения муниципального округа 51 пользу­ются услуги парикмахерских (68%), услуги по ремонту и пошиву обуви (58%), фотовидеоуслуги (54%), ремонт бытовой техники (46%), услуги химчисток (36%) и услуги бань (32%). Наименьшим спросом пользуются услуги прокат­ных пунктов (12%) и ателье по ремонту и изготовлению мебели (12%). 10% опрошенных вообще не обращаются на предприятия бытового обслуживания. Частота пользования различными видами услуг отражена в таблице 5. Из нее можно заключить, что наиболее часто респонденты пользуются услугами ателье по ремонту обуви, фотовидеоуслугами, парикмахерскими, услугами бань, прачечных и химчисток.

Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.