|
|
|
|
Диплом: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
Обычная баня
Таблица 20.
Расчет коэффициентов эластичности для семьи с низким доходом
ПОКАЗАТЕЛЬ | ЦЕНА | ПОКАЗАТЕЛЬ | СПРОС | C0 | 6 руб. 30 коп. | C0 | 14 чел. | C1 | 3 руб. 30 коп. | C1 | 20 чел. | DX | -3 руб. | dY | 6 чел. | Прирост цены | - 0,48 (48%) | Прирост спроса | 0,43 (43%) |
К э.с.= 0,90 < 1
Таблица 21.
Расчет коэффициентов эластичности для семьи со средним доходом
ПОКАЗАТЕЛЬ | ЦЕНА | ПОКАЗАТЕЛЬ | СПРОС | C0 | 6 руб. 30 коп. | C0 | 28 чел. | C1 | 3 руб. 30 коп. | C1 | 42 чел. | DX | -3 руб. | dY | 14чел. | Прирост цены | - 0,48 (48%) | Прирост спроса | 0,5 (50%) |
К э.с.= 1,04 > 1
Семья с высоким доходом К э.с.= 0
Среднее значение К э.с. средн. = 0,65 < 1. Коэффициент эластичности
спроса невелик. Уменьшение цены почти в 2 раза не повлечет заметного увеличения
объема спроса.
Баня “люкс”
Таблица 22.
Расчет коэффициентов эластичности для семьи с низким доходом
ПОКАЗАТЕЛЬ | ЦЕНА | ПОКАЗАТЕЛЬ | СПРОС | C0 | 50 руб. | C0 | 0 чел. | C1 | 25 руб. | C1 | 6 чел. | dX | -25 руб. | dY | 6 чел. | Прирост цены | -0,5 (-50%) | Прирост спроса | 3 (300%) |
К э.с.= 6 > 1
Таблица 23.
Расчет коэффициентов эластичности для семьи со средним доходом
ПОКАЗАТЕЛЬ | ЦЕНА | ПОКАЗАТЕЛЬ | СПРОС | C0 | 50 руб. | C0 | 4 чел. | C1 | 25 руб. | C1 | 24 чел. | dX | -25 руб. | dY | 20 чел. | Прирост цены | -0,5 (-50%) | Прирост спроса | 5 (500%) |
К э.с.= 10 > 1
Таблица 24
Расчет коэффициентов эластичности для семьи с низким доходом
ПОКАЗАТЕЛЬ | ЦЕНА | ПОКАЗАТЕЛЬ | СПРОС | C0 | 50 руб. | C0 | 2 чел. | C1 | 25 руб. | C1 | 6 чел. | dX | -25 руб. | dY | 4 чел. | Прирост цены | -0,5 (-50%) | Прирост спроса | 2 (200%) |
К э.с.= 4 > 1
Среднее значение К э.с. средн. = 6,67 > 1. Коэффициент эластичности
колеблется от 4 до 10, т.е. уменьшение цены приведет к значительному увеличению
объема спроса.
3.3.4.5.Оценка возможного увеличения объема услуг бань при снижении цены.
Для данного анализа воспользуемся показателем dY (процентное изменение
спроса). Общий объем генеральной совокупности составляет 48,6 тыс. человек.
Из 100 опрашиваемых услугами бани-люкс пользуются 6%. Если перенести данную
цифру на весь объем генеральной совокупности, то данным видом услуг в районе
пользуются 2,9 тыс.человек. При снижении цены в два раза спрос на данный вид
услуг увеличится на 503 % (дополнительно будут ходить 14,6 тыс. человек).
Абсолютное увеличение объема услуг составит 220,5 т.услуг/год или около 6600
т.руб./год.
Суммируя результаты анализа рынка услуг бань, можно отметить следующее:
- в муниципальном округе 51 ощущается настоятельная необходимость в
услугах обычной бани. При этом она должна быть размещена в районе с хорошим
доступом транспорта и в дальнем регионе относительно существующей бани;
- новая баня принесет большой социальный эффект (дополнительно свыше
460 т.услуг/год), а также коммерческий и бюджетный эффект;
- существует потребность в услугах качественных бань ("люкс") для
жителей среднего и высокого достатка. Эта потребность может быть реализована,
например, за счет открытия небольших бань-"люкс" в уже существующих
помещениях с минимальными капиталовложениями. Потенциальный экономический
эффект (оборот) может быть оценен на уровне 6600 т.руб/год.
3.3.5. Рекомендации для принятия управленческих решений на основе
проведенного исследования рынка бытовых услуг.
Для дальнейшего развития системы мониторинга рынка бытовых услуг в
муниципальном округе 51 целесообразно осуществить следующие мероприятия:
1. Выполнить вторичное обследование и анализ причин неудовлетворенного
спроса на услуги, от которых можно ожидать максимального социального,
коммерческого и бюджетного эффектов, а именно:
- ремонт и пошив обуви;
- химчистка;
- фотовидеоуслуги;
- ремонт бытовой техники, аудиоводеоаппаратуры.
2. Использованные в данном исследовании анкеты следует дополнить
разделами, определяющими:
- действующие средние значения параметров влияния (цена, доступность
услуги и т.д.);
- ожидаемые значения параметров влияния, при которых реципиент готов
пользоваться данной услугой чаще на 30%-50% (снижение цены на ____ рублей,
доступность услуги в пределах ____ минут и т.д.)
3. Провести совместный анализ полученных результатов по всем
исследованным видам услуг. В ходе анализа рассмотреть имеющиеся ресурсы,
которые могут быть использованы для развития специализированных или
комплексных предприятий БОН:
- расширение перечня услуг уже работающих предприятий БОН, изменение
категории услуг;
- использование пустующих помещений и зданий;
- предоставление временных льгот по арендной плате;
- предоставление налоговых льгот;
- предоставление кредитов и субсидий;
- переподготовка персонала за счет Фонда содействия МП , Фонда занятости
- привлечение инвесторов
- другие.
4. Определить первоочередные мероприятия по развитию сферы сервиса
муниципального образования. Сформулировать задания на разработку ТЭО по
каждому мероприятию или по комплексу мероприятий.
Разработать ТЭО на первоочередные мероприятия. В ходе разработки проводятся
исследования рынка с целью уточнения реакции потребителей на планируемые
мероприятия и определения величины экономического эффекта.
5. На основании ТЭО определить очередность выполнения мероприятий,
источники финансирования, целесообразность и формы привлечения коммерческих
структур, банков, предпринимателей. При необходимости проводятся тендеры на
участие.
6. Проводить периодические обследования состояния рынка бытовых услуг с
целями:
- оценки качества жизни населения и тенденций развития СС;
- оценки реакции потребителей на проводимые мероприятия; выделения
положительных и отрицательных последствий;
- контроля за выполнением обязательств предприятий СС , принятых при
предоставлении им различных льгот, льготных кредитов и т.д. Например,
поддержания фиксированной цены на продукты обязательного спроса;
- оценки территориальной неравномерности предоставления услуг и т. д.
Выводы и рекомендации
Исследование рынка услуг МО 51 подтвердило корректность базовых принципов,
использованных в методике, в частности:
- необходимость учета частотных характеристик пользования конкретной
услуги;
- учет изменения (отклика) частотных характеристик в зависимости от
изменения факторов влияния (цены, доступности услуги и др.);
- выделение ограниченного числа (2-3) важнейших факторов влияния для
каждого вида услуги;
- поэтапная детализация и адаптация направления исследования
конкретной услуги – градация по материальному положению потребителей,
разбивка услуги по уровням качества и цены и т.д.
- выявление ожиданий потребителей и формирование на их основе целевых
значений факторов влияния. Целевым значением в рамках данного исследования
считается значение факторов влияния, при котором удовлетворяется заданная
часть неудовлетворенного спроса, например, 30%.
Важным условием достоверности и эффективности мониторинга является
периодичность проводимых обследований.
Рекомендуемая периодичность:
- раз в год - комплексное обследование по всем видам услуг;
- раз в квартал – детализированное обследование по отдельным видам
услуг;
- по требованию – сбор информации для разработки ТЭО и для контроля
эффективности проведенных мероприятий.
Предложенный подход позволяет достаточно простыми и дешевыми средствами
осуществлять анализ состояния, прогноз развития и контроль сферы бытовых
услуг на муниципальном уровне.
3.4. Оценка эффективности внедрения мониторинга
Диссертантом проведена оценка бюджетного и экономического эффекта внедрения
мониторинга в муниципальном округе. В качестве методической основы расчета
использовались “Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов и их отбору для финансирования”, утвержденные
совместным постановлением Госстроя России, Минэкономики РФ, Минфина РФ и
Госкомпромом России от 31.03.94 г. N 7-12/47.
Бюджетный эффект отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы
и расходы соответствующего бюджета. Интегральный бюджетный эффект
рассчитывается как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными
бюджетными расходами.
, где (16)
- Т - горизонт расчета (количество шагов расчетного периода)
- Дt -доходы бюджета, достигаемые на t-ом шаге расчета;
- Рt - расходы бюджета, осуществляемые на t-ом шаге расчета;
- at - коэффициент дисконтирования;
at = 1/ (1 + E )t ,
(17)
если же норма дисконта меняется во времени и равна Et на t-ом шаге расчета то
(18)
- Е - норма дисконта, которая отражает возможную стоимость капитала,
соответствующую возможной прибыли инвестора, получаемой на ту же сумму
капитала, вкладывая его в другом месте, при допущении, что финансовые риски
одинаковы для обоих вариантов инвестирования.
В состав расходов бюджета включаются:
- средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования;
- кредиты банков, подлежащие компенсации за счет бюджета;
- прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и
энергоносители;
- выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением
проекта;
- выплаты по государственным ценным бумагам;
- гарантии инвестиционных рисков участникам проекта со стороны
соответствующего бюджета;
В состав доходов бюджета включаются:
- налоговые поступления (с учетом льгот), платежи во внебюджетные фонды и
рентные платежи с участников в части, относящейся к осуществлению проекта,
подоходный налог с их работников;
- увеличение налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное
влиянием реализации проекта на их финансовое положение;
- эмиссионных доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
- доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров, предусмотренных проектом;
- погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета,
и обслуживание этих кредитов;
- другие возможные доходы.
Экономическая эффективность отражает эффективность проекта с точки зрения
интересов всего хозяйства (территории, отрасли, фирмы) в целом. При этом в
состав результатов проекта включаются следующие составляющие в стоимостном
выражении :
- конечные производственные результаты;
- социальные результаты;
- экологические результаты;
- прямые финансовые результаты;
- косвенные результаты у сторонних предприятий и граждан (изменение доходов,
рыночная стоимость земли, зданий и иного имущества, потери природных
ресурсов).
Результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассчитываются в подходящей
для них форме и учитываются при принятии решения. Социальные результаты в
большинстве случаев поддаются стоимостной оценке.
Социальными результатами являются:
- изменение количества рабочих мест в регионе;
- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников (затраты
по сооружению жилья и объектов социально-культурного назначения, а также
доходы от оплаты стоимости жилья и выручка предприятий бытового обслуживания
учитываются в составе результатов и затрат по проекту; социальный результат
можно оценить увеличением рыночной стоимости жилья, обусловленное вводом
объектов социально-культурного назначения);
- изменение условий труда работников (в баллах по отдельным
санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда или
данные социологических опросов);
- изменение структуры производственного персонала (численность
работников, занятая физическим трудом и на вредных производствах, на работах
требующих высшего или среднего специального образования, численность
подлежащих переобучению или повышению квалификации);
- экономия свободного времени населения( выпуск товаров, сокращающих
затраты труда в домашнем хозяйстве, производство новых видов транспортных
средств, автомобильных и железных дорог, совершенствование размещения
торговой сети, развитие телефонной , таксофонной, электронной связи,
улучшение информационного обслуживания);
- изменение надежности снабжения населения продуктами, топливом,
энергией ( путем оценки изменения стоимости товаров и услуг);
- другие социальные результаты.
В стоимостной оценке социальных результатов учитывается только их
самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных
результатов учитываются в расчетах эффективности в общем порядке и в
стоимостной оценке социальных результатов никак не отражаются.
Для проектов в бытовом обслуживании наиболее существенный социальный
результат дает экономия свободного времени и денежных расходов трудящихся.
Она определяется в нормо-часах и переводится в стоимостную форму по
следующему нормативу: 1 человеко-час экономии учитывается в размере 50%
среднечасовой заработной платы по контингенту трудоспособного населения,
затрагиваемого реализацией проекта.
При расчете показателей экономической эффективности в состав результатов
проекта включаются :
- отраслевые производственные результаты, полученные участниками проекта -
предприятиями территории.
- социальные результаты, достигаемые на территории;
- косвенные финансовые результаты, получаемые предприятием и
населением региона.
Расчет социального эффекта при вложении инвестиций в развитие предприятий
бытового обслуживания населения осуществляется по формуле
1
ЧДД = Эсоц = ΣЭt at = Σ ( Э1
t + Э2 t + Э3 t + Э4
t + Э5 t) at, где (19)
Эt - социальный эффект от реализации проекта на t-ом шаге;
Э1t - коммерческий эффект от реализации проекта на t-ом шаге;
Э2t - стоимостная оценка увеличения свободного времени
населения за счет выполнения службой быта домашних дел (выполнение новой
услуги).
Э3t - стоимостная оценка увеличения свободного времени
населения за счет расширения прогрессивных форм обслуживания .
Э4t - стоимостная оценка увеличения денежных средств
населения при ремонте бытовой техники или личных вещей.
Э5t - стоимостная оценка увеличения свободного времени
населения за счет повышения качества бытовых услуг.
Стоимостная оценка увеличения свободного времени населения за счет выполнения
службой быта домашних дел (выполнение новой услуги) рассчитывается по
формуле:
Э2t =ΣΔHj Fэф k эф
j q домj d ч, где
(20)
n - число отраслевых групп; j = 1, n
ΔHj - увеличение численности рабочих в j -ой отраслевой группе;
Fэф - эффективный фонд времени одного рабочего;
k эфj - коэффициент эффективности, отражающий соотношение
производительности труда на предприятии бытового обслуживания j-ой отраслевой
группы по отношению к производительности труда в домашних условиях;
q домj - удельный вес услуг в j-ой отраслевой группе,
заменяющих работу в домашних условиях;
d ч - стоимостная оценка 1 часа свободного времени клиента .
k эфj = ,где
(21)
m - число работ, выполняемых в j-ой отраслевой группе; j= 1, m
t1i - трудоемкость выполнения i-ой работы в домашних условиях;
t2i - трудоемкость выполнения i-ой работы в условиях предприятия БО;
qdi - удельный вес данной работы в общей трудоемкости домашних работ
в целом. Например, для стирки белья - k эфj = 2,6, для
химчистки - k эфj = 2,5, для ремонта жилья k эф
j = 2,1, для индивидуального пошива платья k эфj =
1,62.
Стоимостная оценка увеличения свободного времени населения за счет расширения
прогрессивных форм обслуживания рассчитывается по формуле:
Э3 t =
ΔVбытlj qпрlj kобслij, где
(22)
n - число отраслевых групп; j=1, n;
L - число прогрессивных форм обслуживания; l=1, L;
ΔVбытlj - дополнительный объем произведенных услуг,
полученный с применением прогрессивной формы обслуживания - ого вида в j-ой
отраслевой группе , созданный в результате капиталовложений;
qпрlj - удельный вес услуг, производимых с применением
прогрессивной формы обслуживания l - ого вида в j -ой отраслевой группе;
kобслij - коэффициент социальной значимости (стоимость
увеличения свободного времени клиента, приходящуюся на 1 тысячу рублей услуг,
произведенных с применением прогрессивной формы обслуживания l - ого вида в j
-ой отраслевой группе);
Стоимостная оценка увеличения денежных средств населения при ремонте бытовой
техники или личных вещей рассчитывается по формуле:
Э4 t =
ΔVбытj qкапj kремj, где
(23)
n - число отраслевых групп; j=1, n;
ΔVбытl - дополнительный объем произведенных услуг в j-ой отраслевой группе;
qкапj - удельный вес капитально-восстановительных ремонтов
в общей сумме услуг j-ой отраслевой группы;
kремj - коэффициент, отражающий соотношение затрат на
покупку нового бытового прибора или личной вещи к затратам на их ремонт в j-ой
отраслевой группе.
kремj = ( Цнов -
Цбыт) qd / Цбыт qd
,где (24)
D - число видов ремонта в j -ой отраслевой группе; d=1, D
Цнов - цена нового бытового прибора или личной вещи;
Цбыт - цена ремонта этого бытового прибора или личной вещи;
qd - удельный вес услуг по ремонту d-ого вида, заменяющих данную
работу в домашних условиях. Например, для химчистки - kремj
= 9,1, для ремонта трикотажа - kремj = 8,8, для ремонта
обуви kремj =3,18, для ремонта одежды kрем
j =1,75.
Стоимостная оценка увеличения свободного времени населения за счет повышения
качества бытовых услуг рассчитывается по формуле:
Э5 t = dp fp d
ч, где
(25)
P- количество факторов, обуславливающих экономию времени заказчика на единицу
услуг; p=1, P
dp - средняя экономия времени заказчика на одну услугу, обусловленная
p-ым фактором;
fp - количество заказов, по которым достигается экономия времени
заказчика на одну услугу, обусловленная p-ым фактором;
d ч - стоимостная оценка 1 часа свободного времени клиента.
Применим данную методику для оценки эффективности внедрения системы
мониторинга в муниципальном округе № 51. Проанализировав результаты
первичного обследования, считаем, что, изыскав дополнительные площади для
более рационального размещения предприятий бытовых услуг и создания
дополнительных рабочих мест, возможно удовлетворить платежеспособный спрос на
бытовые услуги в течение не более 5 лет.
На основе данных первичного обследования выделим из неудовлетворенных
потребностей по каждому виду услуг те, причиной которых является цена на
услуги. Оставшуюся часть можно назвать неудовлетворенным платежеспособным
спросам, который составляет для данного муниципального округа 174,5 тыс. услуг
в год. В ценах 1999 года это составляет минимально 15,5 млн. рублей.
[16]
Расходы на создание и функционирование мониторинга в течение 5 лет, при
условии, что в качестве анкетеров будут привлекаться студенты, а ЭВМ в
администрации муниципального округа уже имеется, составят не более 50 тыс.
рублей. Студентами СПбГИСЭ под руководством автора был проведен анализ
хозяйственной деятельности предприятий Санкт-Петербурга, на основании
которого можно сделать вывод, что общие налоговые изъятия из бюджета
предприятий города составляют не менее 30% от выручки, поэтому доходы бюджета
только в виде налогов можно оценить в 4,7 млн. рублей. Расчет по формуле 19
с горизонтом 5 лет (с постепенным наращиванием объема услуг) в базовых ценах
без учета инфляции дает бюджетный эффект в размере не менее 16 млн. рублей.
На основании интервью с производителями услуг были определены следующие данные:
средняя доходность, среднегодовая выработка на одного работающего, капитальные
затраты на создание одного рабочего места2
по каждой отраслевой группе предприятий. На основании средней доходности и
объемов платежеспособного неудовлетворенного спроса можно оценить среднегодовую
чистую прибыль в 1,7млн. рублей. На основании среднегодовой выработки на одного
работающего и объемов платежеспособного неудовлетворенного спроса рассчитали,
что можно создать дополнительно не менее 50 рабочих мест. Из расчета
среднемесячного пособия по безработице в 1999 году за 5 лет (при условии
постепенного их создания) социальный эффект от создания рабочих мест составит
1,5 млн. рублей.
Создание 50 рабочих мест потребует затрат в размере около 3 млн. рублей, исходя
из средних по каждой отраслевой группе капитальных затрат на создание одного
рабочего места.. Таким образом, коммерческий эффект (Э1 t
) за 5 лет в базовых ценах составит 18,9 млн. рублей.
Рассчитанная по формуле 20 стоимостная оценка увеличения свободного времени
населения за счет выполнения службой быта домашних дел (Э2 t
) составит чуть менее 1,5 млн. рублей в год (295 тыс. часов свободного времени
по 0,5 среднечасового дохода одного трудоспособного в ценах 1999 ,года), а на
период 5 лет с постепенным возрастанием - 5,2 млн. рублей. Прочие виды экономии
оценить пока не представляется возможным в связи с отсутствием необходимых
данных.
Таким образом, только по одному муниципальному округу экономический эффект
составит 18,9+1,5+5,2=25,6 млн. рублей, и бюджетный 16 млн. рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные выводы и идеи диссертации
Анализ современного состояния рынка бытовых услуг показал резко возросшую
роль отрасли в жизни общества. Уровень развития сферы сервиса, и в
частности, бытового обслуживания, оказывает значительное влияние на
социальную и экономическую ситуацию в нашей стране. Социальная значимость
бытового обслуживания, его потенциальные возможности и ненасыщенный рынок,
гибкость и выживаемость в сложных условиях, резерв рабочих мест и доходность
– далеко не полный перечень положительных свойств, на основании которых
органы власти должны обратить особое внимание на развитие этого рынка услуг.
Локальность рынка, отсутствие необходимости крупных капитальных вложений,
прямое влияние на качество жизни населения подведомственной территории
определяет особый интерес к нему со стороны органов местного самоуправления.
На передний план выходят вопросы рационального управления развитием и
состоянием рынка бытовых услуг на муниципальном уровне. Исследования,
проведенные в работе, определили способы экономического регулирования рынка,
которые целесообразно использовать на уровне муниципального управления. В
качестве информационно-аналитической базы для принятия грамотных
управленческих решений рекомендовано использовать систему управления рынка
бытовых услуг, построенную на принципах оценки экономической конъюнктуры
рынка, используемой как метод изучения его состояния и развития. Автором
показано, что изучение показателей конъюнктуры и конъюнктурообразующих
факторов позволяет достаточно объективно оценить влияние внешних воздействий
на состояние рынка.
С целью повышения адекватности управляющих воздействий предлагается система
мониторинга рынка, т.е. организация постоянной системы наблюдений, оценки и
прогноза экономической конъюнктуры рынка услуг, складывающейся на
территориальном участке в условиях конкуренции. Автором обосновывается, что
мониторинг рынка услуг может и должен стать эффективным средством
организационно-экономического механизма управления на муниципальном уровне. В
ходе мониторинга определяется комплекс экономических параметров, который
используется:
- для качественной и количественной оценки большого набора
параметров, определяющих качество жизни населения определенного
территориального образования;
- для принятия обоснованных и эффективных управляющих решений со
стороны органов власти в области развития сферы бытового обслуживания
населения;
- в качестве достоверного источника исходных данных при составлении
бизнес-планов и программ создания и развития предприятий сферы бытового
обслуживания населения;
- для принятия решений о предоставлении кредитов и субсидий из Фонда
поддержки малого предпринимательства, выплат из Фонда занятости безработным,
желающим организовать собственное дело;
- в качестве отчетной информации о работе органов местного
самоуправления;
- в качестве базы оперативной информации при создании социально-
экономических программ более высокого уровня (регионального, федерального);
Разработанная двухконтурная адаптивная методика формирования мониторинга
рынка услуг позволяет учесть особенности территории и конкретных видов услуг,
что может значительно повысить эффективность принятия управляющих решений.
Данная методика может быть использована и для любых услуг, предоставляемых
населению на определенной территории.
В систему мониторинга структурно входит модель краткосрочного прогнозирования
по динамике предложения и спроса на различные виды услуг корректно описывает
прогнозные изменения рынка бытовых услуг. Модель итерационного равновесия
построена на основе имитационного моделирования рыночной ситуации.
В ходе разработки методики автором сформирована классификация управляемости
по основным видам услуг населению в зависимости от уровня государственного
или муниципального управления. Отмечается, что при дальнейшей формализации
процесса оценки управляемости услуг, она может быть представлена в виде
математической поверхности – поля управляемости – с возможностью оптимизации
по уровню управления. Это направление должно стать темой дальнейших научных
исследований.
При отработке методики подтвердилась важность выбора отдельных показателей
спроса, в частности:
- Учет частотных характеристик пользования конкретной услугой;
- Учет изменения (отклика) частотных характеристик в зависимости от
изменения факторов влияния (цены, доступности услуги и др.);
Проведенное теоретическое исследование прошло практическую проверку в
процессе проведения первого этапа формирования мониторинга рынка бытовых
услуг в муниципальном округе №51 города Санкт-Петербурга, выполненного по
заказу муниципалитета.
Список литературы
1. Монографии и научные статьи.
1. Алексахин В.И. Малый бизнес: экономические особенности, модели
рыночного равновесия, анализ деловой активности. – СПб: Крисмас плюс, 1997.
2. Багриновский К.А., Хрусталев Е.Ю. Методологические основы построения
модельной информационно-аналитической системы планирования и реализации
крупных социально-экономических проектов и программ // Экономика и мат.
методы, 1996. Т.32.
3. Барсук В.Л., Коробейникова Т.А., Юрганова Л.А. Диверсификация социальной
сферы региона: анализ проблем и организационно-правовое обеспечение. -
Екатеринбург: Уро РАН, 1998.
4. Бузгалин А.В., Колганов А.Г. Введение в компаравистику. Исследование и
сравнительный анализ социально-экономических систем: Методологии, теория,
применение к переходным экономикам – М: Таурус Альфа,1997.
5. Винокурова А.И. Методические подходы к формированию стратегического
планирования в социально-экономических системах. Препринт.- СПб: Из-во
СПбГУЭФ, 1999.
6. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным
хозяйством. Учебное пособие. - М.: Дело, 1998.
7. Гавра Д. Принципы и подходы к формированию стратегии социального
развития муниципальных образований. В сб.: Местное самоуправление: проблемы и
перспективы / под ред. М.Б. Горного. - СПб., 1997.
8. Гуськова Н.Д., Коваленко Е. Г., Кормишкина Л.А. и др. Программно-
целевое регулирование социально-экономического развития регионов. - Саранск:
Изд-во Мордовского университета, 1999.
9. Двас Г.В. Влияние неопределенности на принятие решений в управлении
экономическими системами в переходных экономиках. СПб.: ТОО "Петрополис",
1999.
10. Дмитриев В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых
услуг. - М.: Легкая индустрия, 1979.
11. Дмитриев В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги.
– М.: Легпромбытиздат, 1986.
12. Ефремов Г.Г. Организационно-управленческие аспекты в деятельности органов
местного самоуправления. – Новосибирск: Наука, 1998.
13. Ильчиков М.З. Предпринимательство как сфера и способ деятельности. - М.:
институт международного права и экономики,1997.
14. Катырин С.Н. Работа торгово-промышленной палаты России по поддержке
малого бизнеса.//Предприниматель, 1997, № 3-4.
15. Кипрюшина Н. Безработный становится работодателем.// Пресс-аналитик,
1997, № 1
16. Когда на малые предприятия возлагаются большие надежды.//Человек и труд,
1997, №12
17. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы регионального
социально-экономического мониторинга. – СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга./ Пер. с англ. – М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс
Плюс, 1995.
19. Кушлин В. Становление "сервисной" экономики. // Проблемы теории и
практики управления, 1995, № 1.
20. Легорнев С.Ф. Служба быта и рынок. – М.:Знание,1991.
21. Лазарев В.Н. и др. Местное самоуправление. Моделирование социально-
экономического развития. - Новомосковск: НИРХТУ, 1998.
22. Левин А. И. Прогнозирование спроса населения. - М.: Экономика,1977.
23. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.:
Финансы и статистика, 1988.
24. Маркетинг./ Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
25. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996 г.
26. Методы прогнозирования спроса / Давидович Б. Я., Лахман И. Л., Назаров
Р. С., Френкель М. Г.- М.,1972 г.
27. Малое предпринимательство в России. Проблемы и перспективы (аналитический
вестник) - М.: РАМН, 1996.
28. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. - М.: КОНСЭКО, 1998.
29. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. / Под ред. М.Б.Горного -
приложение к журналу "Северная Пальмира". - СПб., 1997.
30. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития.
/ В.Н. Лазарев, Н.Г. Полякова, П.А. Юдин, Л.М. Эррера – Новомосковск: НИ РХТУ
им. Д.И. Менделеева, 1998.
31. Микульский К.Н. Формирование новой экономической модели и проблема
занятости.//Общество и экономика, 1997 №7-8.
32. Мониторинг социально-экономического потенциала семей//Пресс-аналитик,
1997, №1.
33. Муниципальный менеджмент. /Т.Г.Морозова, М.П.Победина, Г.Б.Поляк и др. /
Под ред. проф. Т.Г.Моррозовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
34. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга. / Под
ред. Ивановского Л.В., Рохчина В.Е. – СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
35. Организация бытового обслуживания за рубежом. - М: ЦБНТИ МБОН РСФСР, 1990.
36. Паниотто В.И. Качество социологической информации. - Киев, 1986г.
37. Персунько В.Н., Куцына С.Б. Анализ и прогнозирование рыночной
конъюнктуры. – СПб, 1997.
38. Пимошенко Ю.П. О Федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства.
// Предприниматель: поддержка предприятий, малый бизнес – 1997, №3.
39. Проблемы становления региональной и муниципальной социально-экономической
политики. – Нижний Новгород: НИСОЦ, 1998.
40. Программа создания гармонично благополучной территории (ладземли)
/В.И.Аблязов, М.М.Ерихов, В.Г.Колосов и др./ под ред. В.Г.Колосова,
В.Е.Чабанова. - СПб: СПбГТУ, 2000.
41. Программно-целевой метод как инструмент развития инвестиционного потенциала
города. - Новгород: издательство Волго-вятской академии госслужбы,
1998.
42. Пэрн А.Л. Федеральная программа как инструмент государственной поддержки
малого предпринимательства. //Предприниматель: поддержка предприятий, малый
бизнес, 1997, № 4.
43. Развитие предприятий и создание рабочих мест//Общество и экономика, 1997,
№ 6
44. Ревайкин А., Быстрицкий С., Телушкин Е. Мониторинг – инструмент
наблюдения и анализа экономики // Экономист 1994, №2.
45. Региональное регулирование предпринимательства в условиях рынка: теория и
практика./А.А. Горбунов, В.Г. Коротков, В.В. Томилов. Под ред. Горбунова А.А.
– СПб: ИСЭП РАН, 1997 .
46. Родонов А., Галанц В. Социальная сфера: новый взгляд на проблемы
развития.// Человек и труд, 1998, № 1.
47. Сборник конъюнктуры бытового обслуживания за 1987 год. - М.: ЦНИИбыт, 1988.
48. Светуньков С.Г. , Паниковская Ю.В. , Орджоникидзе М.М. Методология
прогнозирования экономической конъюнктуры. //Маркетинг и предпринимательство.
– СПб.: Издательство СпбГУЭиФ, 1995.
49. Светуньков С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых
исследованиях. - СПб: СПбГУЭиФ, 1997.
50. Слезингер Г.Э. Стимулирование занятости в Германии (проблемы, опыт,
перспективы)//Труд за рубежом.,1997, № 4
51. Смирнов С. Отраслевая структура занятости: анализ изменений. //Человек и
труд , 1998, № 1
52. Социальная ориентация экономики России и в развитых регионах Запада.
Специализированная информация. - М: ИНИОН РАН, 1997.
53. Социальная статистика./ Под ред. И.И. Елисеевой – М.: Финансы и
статистика, 1999.
54. Социально-экономическое прогнозирование. - Ижевск: ИжГТУ, 1997.
55. Справочник хозяйственника службы быта. - М., 1985.
56. Статистика рынка товаров и услуг. / Под ред. Беляевского И.К. - М.:ФИС,
1995.
57. Столмов Л.Ф. Изучение и прогнозирование спроса. - М.,1972.
58. Турков С.Л. Управление региональными программами экономического и
социального развития: проблемы методологии и теории. Препринт. -Хабаровск: ВЦ
ДВО РАН, 1998.
59. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса. /Под ред.
В.Н. Соловьева, Д.В. Шопенко.- СПб: Гидрометеоиздат, 1995.
60. Фадеев В. И. Муниципальное право России.- М.: Юрист,1994.
61. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-
Синтез" , 1997.
62. Френкель А.А. Экономика России в 1992-1997 г.г.: тенденции, анализ,
прогноз – М.: Финстатпром, 1997.
63. Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. – М., 1983.
64. Черняк В. Дефицит инвестиций в социальную сферу.//Инвестиции в России,
1997, № 3-4
65. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - М.: Статистика, 1978.
66. Л.М. Чистов. Оптимизация управления социально-экономическими системами.
Теория и практика. В 2 частях. - СПб: Изд-во СпбГУ, 1999.
67. Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в
России. - М.: Российский экономический журнал, 1997.
68. Экономика бытового обслуживания. Под ред. В.Д Балалова. - М.: Легкая и
пищевая промышленность, 1993.
69. Экономика сферы платных услуг. /Под ред. Е.Н. Жильцова. - Казань, 1996.
70. Экономико-математическое моделирование региональных комплексов бытового
обслуживания. В сб. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой
деятельности в сфере услуг. М.: ГАСБУ,1994.
71. В.Я. Яльмеев, А.Г. Воронин, Ю.Н. Груздов, В.Н. Иванова, В.Г. Родионов и
др. Местное самоуправление: технологии социально-экономического роста. 2-е
изд., доп. - СПб: СПбГУ , 1990.
72. Akkermans H., Bertrand W. On the usability of quantitative modeling in
operations strategy decision making // Int J.Oper. and Prod.Manag. – 1997,
vol 17 № 9-10.
73. J.Howells. Economic, technological and locational trend in European
services. - Brussels: Luxembourg: ECSC - EEC - EAEC, 1988. -P.5.
74. Vincent I. Managing riskin public services: A rewiew of the international
literature // Int. J/Publ/Sector Manag. - 1996, vol 2 № 2.
75. Williams A.C., Smith M.L., Young P.C. Risk Management and Insurance. – Mc
Craw – Hill, New York, 1995.
2. Законодательные, нормативные и статистические материалы.
1. Закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации" – Вестник
съезда народных депутатов, 1994, с.15.
2. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации”// СЗ РФ №35 от 28 августа 1995 г.
3. Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных
проектов и их отбору для финансирования. – М.: 1994
5. Российская Федерация в цифрах. М. 1994 г.
6. Российский статистический ежегодник. - М.: Логос, 1996,
7. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник/Госкомстат
России – М.., Р76 1998 г.
8. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник/Госкомстат
России – М.., Р76 1999 г.
9. Федеральная программа "Молодежь России", М., 1996
Объем бытовых услуг населению по видам. 1980-1993 гг.
Приложение 1.
Показатели | годы | | 1980 | 1985 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | млн. руб. | % | млн. руб. | % | Млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | | Объем бытовых услуг – всего | 5315 | 100 | 6813 | 100 | 11408 | 100 | 15717 | 100 | 78230 | 100 | 74569 | 100 | | В том числе | | | | | | | | | | | | | | Ремонт и пошив обуви | 933 | 7,9 | 565 | 8,3 | 749 | 6,6 | 1127 | 7,2 | 6368 | 8,1 | 48838 | 6,5 | | Ремонт и пошив одежды | 1661 | 30,1 | 1629 | 23,9 | 2126 | 18,6 | 3333 | 21,2 | 1254 | 16,0 | 1137 | 14,9 | | Ремонт и изготовление трикотажных изделий | 319 | 5,8 | 389 | 5,7 | 610 | 5,3 | 997 | 6,3 | 5081 | 6,5 | 41789 | 5,6 | | Ремонт бытовой техники | 508 | 9,2 | 802 | 11,8 | 1194 | 10,3 | 1502 | 9,6 | 7156 | 9,2 | 62863 | 8,4 | | Ремонт транспортных средств | 159 | 2,9 | 264 | 3,8 | 1412 | 12,4 | 2084 | 13,3 | 9272 | 11,9 | 79530 | 10,7 | | Ремонт и изготовление мебели | 161 | 2,9 | 222 | 3,3 | 374 | 3,3 | 630 | 4,0 | 3503 | 4,5 | 30780 | 4,1 | | Химчистка и крашение | 115 | 2,1 | 133 | 2,0 | 179 | 1,6 | 229 | 1,5 | 1030 | 1,3 | 9300 | 1,2 | | Услуги прачечных | 230 | 4,2 | 256 | 3,8 | 343 | 3,0 | 477 | 3,0 | 4842 | 6,2 | 51454 | 6,9 | | Ремонт и строительство жилья | 275 | 5,0 | 293 | 4,3 | 717 | 6,3 | 832 | 5,3 | 3247 | 4,2 | 32687 | 4,4 | | Услуги фотографии | 201 | 3,6 | 26 | 3,8 | 281 | 2,5 | 310 | 2,0 | 945 | 1,2 | 11985 | 1,6 | | Услуги бань | 120 | 2,2 | 137 | 2,0 | 186 | 1,6 | 227 | 1,4 | 1498 | 1,9 | 13553 | 1,8 | | Услуги парикмахерских | 401 | 7,3 | 558 | 8,2 | 736 | 6,6 | 927 | 5,9 | 4147 | 5,3 | 41367 | 5,5 | | Услуги проката | 93 | 1,7 | 141 | 2,1 | 219 | 1,9 | 262 | 1,7 | 1064 | 1,4 | 9645 | 1,3 | | Транспортные услуги | 211 | 3,8 | 198 | 4,4 | 766 | 6,7 | 932 | 5,9 | 7134 | 9,1 | 83819 | 11,2 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Объем бытовых услуг населению по видам. 1994-1998 гг.
Приложение 1(продолжение).
Показатели | годы | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | Объем бытовых услуг – всего | 7792 | 100 | 21737 | 100 | 37559 | 100 | 48882 | 100 | 54269 | 100 | В том числе: | | | | | | | | | | | Ремонт и пошив обуви | 202,6 | 2,6 | 478,2 | 2,2 | 788,7 | 2,1 | 1066 | 2,0 | 1145 | 2,1 | Ремонт и пошив одежды | 1129,8 | 14,5 | 3260,6 | 15,0 | 7324,0 | 19,5 | 10029 | 18,5 | 9951 | 8,3 | Ремонт,изгот-е трикотажных изделий | Ремонт бытовой техники | 553,2 | 7,1 | 1608,5 | 7,4 | 2779,4 | 7,4 | 3510 | 6,9 | 3565 | 6,6 | Ремонт транспортных средств | 514,3 | 6,6 | 1586,8 | 7,3 | 3042,3 | 8,1 | 4298 | 8,8 | 5049 | 9,3 | Ремонт и изготовление мебели | 124,7 | 1,6 | 391,3 | 1,8 | 600,9 | 1,6 | 685 | 1,2 | 608 | 1,1 | Химчистка и крашение | 46,8 | 0,6 | 86,9 | 0,4 | 150,2 | 0,4 | 295 | 0,4 | 167 | 0,3 | Услуги прачечных | 288,3 | 3,7 | 652,1 | 3,0 | 976,5 | 2,6 | 1250 | 1,9 | 831 | 1,5 | Ремонт и строительство жилья | 2189,6 | 28,1 | 5955,9 | 27,4 | 8976,6 | 23,9 | 10926 | 21,6 | 11928 | 22,0 | Услуги фотографии | 124,7 | 1,6 | 369,5 | 1,7 | 713,6 | 1,9 | 1038 | 2,1 | 1222 | 2,3 | Услуги бань | 93,5 | 1,2 | 260,8 | 1,2 | 525,8 | 1,4 | 646 | 1,1 | 650 | 1,2 | Услуги парикмахерских | 374,0 | 4,8 | 1021,6 | 4,7 | 1577,5 | 4,2 | 2153 | 4,0 | 2228 | 4,1 | Услуги проката | 46,8 | 0,6 | 108,7 | 0,5 | 150,2 | 0,4 | 162 | 0,3 | 130 | 0,2 | Транспортные услуги | 794,8 | 10,2 | 2891,0 | 13,3 | 4319,3 | 11,5 | 5750 | 11,9 | 6202 | 11,4 | Ритуальные услуги | 311,7 | 4,0 | 891,2 | 4,1 | 1652,6 | 4,4 | 2025 | 4,0 | 2214 | 4,1 | Прочие | 997,4 | 12,8 | 2173,7 | 10,0 | 3981,3 | 10,6 | 50491 | 5,3 | 8379 | 15,5 |
Приложение 2.
Анкета 1
Санкт-Петербургским Институтом Экономики и Сервиса проводится опрос,
посвященный проблемам бытового обслуживания населения. Мы просим Вас уделить
несколько минут и ответить на наши вопросы.
1.Как часто Вам приходится пользоваться следующими видами услуг?
Обведите цифру того ответа, который соответствует Вашему мнению.
Вид услуги | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Реже, чем раз в год | Раз в год | Раз в 6 мес. | Раз в 3 мес. | Раз в мес. | Не пользуюсь | Ремонт и пошив обуви | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | Ремонт и пошив одежды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 2 | Химчистка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 3 | Ремонт и изготовление мебели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 4 | Ремонт и строительство помещений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 5 | Парикмахерская | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | Фотовидеоуслуги | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Ремонт бытовой техники, аудио-видео аппаратуры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | Услуги прачечных | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 9 | Услуги прокатных пунктов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 10 | Услуги бань | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 11 |
(если респондент не пользуется услугами предприятий бытового обслуживания,
переходите к вопросу 3)
2. Какими видами услуг из перечисленных Вы хотели бы пользоваться чаще?
3. Назовите причины, по которым Вы не пользуетесь этими услугами? / или
пользуетесь реже, чем хотели бы?
Вид услуги | Нет необхо димости | Не устраивает цена | В пределах 15 минут нет предприятия | Неудобный режим работы | Низкое качество | Плохое обслуживание | Длительный срок оказа ния услуги | Делаю свои ми силами | Ремонт и пошив обуви | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Ремонт и пошив одежды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Химчистка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Ремонт и изготовление мебели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Ремонт и строительство помещений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Парикмахерская | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Фотовидеоуслуги | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Ремонт бытовой техники, аудио-видео аппаратуры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Услуги прачечных | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Услуги прокатных пунктов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Услуги бань | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4. Оцените по пятибалльной шкале ассортимент данных услуг.
Вид услуги | Очень узкий | Узкий | Типич- ный | Удовл. | Широкий | Ремонт и пошив обуви | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ремонт и пошив одежды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Химчистка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ремонт и изготовление мебели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ремонт и строительство помещений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Парикмахерская | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Фотовидеоуслуги | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ремонт бытовой техники, аудио-видео аппаратуры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Услуги прачечных | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Услуги прокатных пунктов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Услуги бань | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приложение 2 (продолжение).
5.Оцените по пятибалльной шкале степень удовлетворенности Ваших потребностей
в данных услугах.
Вид услуги | Очень плохо | Плохо | Удовлетв. | Хорошо | Отлично | Ремонт и пошив обуви | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ремонт и пошив одежды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Химчистка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ремонт и изготовление мебели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ремонт и строительство помещений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Парикмахерская | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Фотовидеоуслуги | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ремонт бытовой техники, аудио-видео аппаратуры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Услуги прачечных | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Услуги прокатных пунктов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Услуги бань | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Есть ли у Вас замечания по расположению предприятий бытового обслуживания
в Вашем микрорайоне?
___________________________________________________________________________________________
7. Сообщите Ваши пожелания по улучшению бытового обслуживания в Вашем
микрорайоне?
___________________________________________________________________________________________
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
8. Пол. 1.М 2. Ж
9. Возраст
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 18-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60 + |
10. Образование
высшее/н. высшее 1 среднее/средне спец. 2
н.среднее 3
11. Род занятий
руководитель предприятия/ владелец собственного предприятия 1
руководитель подразделени 2
специалист с высшим образованием 3
служащий без высшего образования 4
квалифицированный рабочий 5
рабочий 6
военнослужащий 7
учащийся/студент 8
пенсионер/инвалид 9
домохозяйка 10
безработный 11
12. Что Вы могли бы сказать о своей семье?
живем в достатке 1
сносно 2
от зарплаты до зарплаты 3
не сводим концы с концами 4
ниже черты бедности 5
13. Какой в среднем процент от общего совокупного дохода тратиться в Вашей
семье на продукты питания ?
____%.
14. Сколько членов семьи живут вместе с Вами, включая Вас? ______ чел.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ
Приложение 3.
Перечень предприятий бытового обслуживания муниципального округа 51
г.Санкт-Петербурга
N | Адрес | Полное название | Профиль | Номер телефона | 1 | Рабфаковский пер., 3 | ДБУ | Ремонт обуви, парикмахерская, фотоателье, ремонт часов | 262-10-28 | 2 | 193012, ул.Бабушкина, 131 | Ремонт обуви | Ремонт обуви | 262-23-58 | 3 | 193029,пр.Обуховской Обороны ,113 | Ремонт обуви | Ремонт обуви | 567-41-89 | 4 | 193174, ул Седова.,126 | Ремонт обуви | Ремонт обуви | | 5 | 193012, Бабушкина ул., 131 | ТОО "Минутка" | Ремонт часов | 262-44-17 | 6 | 193012, Обуховской Обороны пр., 243 | “Миг“, Фотография N39 | Фотоателье | 262-55-10 | 7 | 193174, ул.Седова,154 | Фотоателье "Объектив" | Фотоателье | 262-49-27 | 8 | 193012,пр.Обуховской Обороны., 231 | “ ГЕРА КОМ-ПАНИ“ ЛТД | Строительные и рем. работы | 568-35-81 | 9 | 193174, ул. Шелгунова, 3 | Станционные бани | Баня | 262-01-68 | 10 | 193174,ул.Седова ,107 | Фабрика прачечная 20 | Прачечная | 262-06-18 | 11 | 193012,пр.Обуховской Обороны,219 | ТОО " Рада" | Парикмахерская | 262-05-61 | 12 | 193012,ул. Бабушкина 131 | ТОО "Дианат" | Парикмахерская | 267-33-40 | 13 | 193012,пр.Обуховской Обороны,217 | Ателье | Пошив головн. уборов,скорняжные работы | 262-20-97 | 14 | 193174,Седова ул.,154 | ТОО" Каролина" | Пошив женской одежды | 262-04-92 | 15 | Рабфаковский пер., 3 | Пункт приема белья | Прачечная и химчистка | 262-22-95 |
Приложение 4.
Нормативы обеспеченности бытовыми услугами в муниципальном округе 51 г.
Санкт-Петербурга
N | Виды бытовых услуг | Кол-во предприятий | 1 | Ритуальные | 1 | 2 | Бани | 1 | 3 | Прачечные | 3 | 4 | Химчистки | 3 | 5 | Индивидуальный пошив одежды и обуви | 3 | 6 | Ремонт одежды и обуви | 5 | 7 | Ремонт бытовой техники | 3 | 8 | Дизайн, ремонт и изготовление мебели | 3 | 9 | Фотоателье | 5 | 10 | Авторемонт | 3 | 11 | Автостоянка | 3 | 12 | Ремонт часов | 3 | 13 | Парикмахерская | 5 | 14 | Ателье проката | 3 | 15 | Гостиницы | 1 | 16 | Пункт приема стеклотары | 3 |
Анкета 2 Приложение 6.
Санкт-Петербургским Институтом Экономики и Сервиса совместно с Муниципальным
округом N51 проводится опрос, посвященный проблемам бытового обслуживания
населения. Мы просим Вас уделить несколько минут и ответить на наши вопросы.
1. Как часто в Вашей семье возникает потребность в услугах
парикмахерских?
Обведите цифру того ответа, который соответствует Вашему мнению
1. Реже, чем раз в год 2. Раз в год 3. Раз в 3 мес. | 4. Раз в мес. 5. Чаще |
2. Пользуетесь ли Вы услугами парикмахерских?
1. да 2. нет
( если респондент не пользуется услугами парикмахерских, переходите к вопросу 5)
3. Как часто Вам приходится пользоваться данным видом услуг?
4. Реже, чем раз в год 5. Раз в год 6. Раз в 3 мес. | 1. Раз в мес. 2. Чаще |
7. Хотели бы Вы пользоваться услугами парикмахерских чаще и если да,
то как часто?___________
8. Назовите причины, по которым члены Вашей семьи не пользуются
данной услугой?/ или пользуются реже, чем хотели бы?
1. Высокая стоимость услуг 2. Неудобный режим работы 3. Салон далеко от дома 4. Низкое качество выполняемых услуг | 5. Низкая культура обслуживания 6. Обращаюсь к знакомым, частным лицам 7. Другое ( назовите)_______________________ |
(если респондент в качестве основной причины указал пункт 6, задайте вопрос 8)
9. Расположите в порядке важности для Вас причины по которым члены
Вашей семьи не пользуются услугами парикмахерских? / или пользуются реже, чем
хотели бы?
_______________________________________
10. Насколько чаще Ваша семья будет пользоваться услугами парикмахерских,
если названные Вами причины будут устранены?
____________________________________________
11. По какой причине Вы обращаетесь к знакомым, частным лицам?
1. дешевле
2. лучше качество
3. недалеко от дома
4. Другое (назовите)___________________
12. Оцените по пятибальной шкале ассортимент данных услуг?
1. Очень узкий ассортимент
2. Узкий
3. Типичный
4. Удовлетворительный
5. Широкий
13. Оцените степень удовлетворенности Ваших потребностей в данных услугах?
1.Плохо
2.Удовлетворительно
3.Хорошо
4.Отлично
14. Будет ли чаще Ваша семья пользоваться услугами парикмахерских,
если цена на данный вид услуг будет снижена? (Укажите напротив выбранного
Вами пункта насколько чаще)
1. 10-15 руб._______________
2. 15-20 руб._______________
3. 20-25 руб. ______________
15. Сообщите свои пожелания по улучшению данного вида бытовых услуг?
_____________________________________________________________________________________________
Демографический раздел
13. Сколько членов семьи живут вместе с Вами, включая Вас?____________чел.
14. Что Вы могли бы сказать о своей семье?
Живем в достатке 1 Сносно 2 От зарплаты до зарплаты 3 | Не сводим концы с концами 4 Ниже черты бедности 5 |
15. Какой в среднем процент от общего совокупного дохода тратиться в
Вашей семье на продукты питания?__________%
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ
Приложение 6 (продолжение). Анкета 3
Санкт-Петербургским Институтом Экономики и Сервиса совместно с Муниципальным
округом N51 проводится опрос, посвященный проблемам бытового обслуживания
населения. Мы просим Вас уделить несколько минут и ответить на наши вопросы.
1. Ваша семья предпочитает
a) Ходить в баню
b) Мыться дома
c) И то и другое
Обведите цифру того ответа, который соответствует Вашему мнению
( если респондент не пользуется услугами бань, переходите к вопросу 4)
2. Как часто Ваша семья пользуется услугами бань?
1. 2 раза в неделю
2. раз в неделю
3. 2 раза в мес.
4. реже
3. Хотели бы Вы пользоваться данной услугой чаще и если да, то как часто?
____________________________________________________________________________________
4. Назовите причины, по которым члены Вашей семьи не пользуются
услугами бань?/ или пользуются реже, чем хотели бы?
1.Высокая стоимость услуг
2.Далеко от дома
3.Низкая культура обслуживания
5.Неудобный режим работы
5. Низкое качество предлагаемых услуг
6. Личные предубеждения
7. Другое(назовите)____________________________________
5. Расположите в порядке важности причины, по которым члены Вашей
семьи не пользуются услугами бань?/ или пользуются реже, чем хотели бы?
_____________________
6. Насколько чаще Ваша семья будет пользоваться услугами бань, если
названные вами причины будут устранены?
__________________________________________________________________________________
7. Будет ли чаще Ваша семья пользоваться услугами бань, если цена на
данный вид услуг будет снижена?
Укажите напротив выбранного Вами пункта насколько чаще
Обычная баня | Баня-люкс | на 1 руб | на 10-15 руб | на 2 руб | на 15-20 руб | на 3 руб | на 20-25 руб |
8. Оцените степень удовлетворенности Ваших потребностей в данных услугах?
1.Плохо
2.Удовлетворительно
3.Хорошо
5.Отлично
9. Сообщите свои пожелания по улучшению данного вида бытовых услуг?
_____________________________________________________________________________
______
Демографический раздел
10. Сколько членов семьи живут вместе с Вами, включая Вас?____________чел.
13. Что Вы могли бы сказать о своей семье?
Живем в достатке 1
Сносно 2
От зарплаты до зарплаты 3
Не сводим концы с концами 4
Ниже черты бедности 5
14. Какой в среднем процент от общего совокупного дохода тратиться в
Вашей семье на продукты питания?__________%
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ
[1] В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, т.1, с 101-102
[2] К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т.23, с. 203-204
[3] Управление хозяйственным механизмом на
предприятиях сервиса./под ред. В.Н.Соловьева, Д.В. Шопенко. – СПб.:
Гидрометеоиздат, 1995, с.18-19
[4] Управление хозяйственным механизмом на
предприятиях сервиса. / под ред. В.Н. Соловьева и Д.В.Шопенко.-
СПб.:Гидрометеоиздат, 1995, с.23
1 Экономика сферы платных услуг. Под ред. Е.Н.Жильцова. - Казань, 1996, с.14-26
1 Легорнев С.Ф. Служба быта и рынок. – М.:Знание,1991, с.8
2 там же, с.10
[5] Российская Федерация в цифрах. М., 1994 г. с. 211
[6] Справочник хозяйственника службы быта. – М., 1985 с.50
[7] там же с.58
1 Российская Федерация в цифрах. М. 1994 г. с 212
1 Российский статистический ежегодник. - М.:Логос, 1996 ., с. 547
2 Российский статистический ежегодник. - М.: Логос, 1999 ., с.457
[8] Российский статистический ежегодник. - М.: Логос, 1996 ., с.281
[9] Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. - М.: КОНСЭКО, 1998., с.57
[10] J.Howells. Economic, technological
and locational trend in European services. - Brussels: Luxembourg: ECSC - EEC -
EAEC, 1988. -P.5
[11] Организация бытового обслуживания за
рубежом. - М: ЦБНТИ МБОН РСФСР, 1990. - с.43.
[12] Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. - М.: КОНСЭКО, 1998., с.61
1 Российский статистический ежегодник. - М.: Логос, 1999 ., с.245
2 Малое предпринимательство России.
Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 1999, с.58
1 Д Гавра. Принципы и подходы к
формированию стратегии социального развития муниципальных образований. В сб.:
Местное самоуправление: проблемы и перспективы / под ред. М.Б. Горного. - СПб.,
1997,с. 95-103
1 Персунько В.Н., Куцына С.Б. Анализ и
прогнозирование рыночной конъюнктуры. – СПб, 1997., с 8
1 Статистика рынка товаров и услуг. / под
ред. Беляевского И.К. - М.:ФИС, 1995, с 10-12
1 Дмитриев В.И. Основы изучения и
прогнозирования спроса на бытовые услуги. – М.: Легпромбытиздат, 1986, с.59-62
1 Дмитриев В.И. Основы изучения и
прогнозирования спроса на бытовые услуги. – М.: Легпромбытиздат, 1986, с.97-108
1 Статистика рынка товаров и услуг. / Под
ред. Беляевского И.К. - М.:ФИС, 1995, с.58
1 Столмов Л.Ф. Изучение и прогнозирование спроса. - М.,1972, с.24
1 Экономика бытового обслуживания. Под
ред. В.Д Балалова.-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983., с 41.
[13] Дмитриев В.И. Проблемы методологии
прогнозирования потребления бытовых услуг.-М.: Легкая индустрия, 1979.-с.213
1 Социально-экономическое прогнозирование. - Ижевск: ИжГТУ, 1997, с.12
1 Льюис К.Д. Методы прогнозирования
экономических показателей. М.:ФИС, 1988, с.34
1 См. Юхименко В.В.
Социально-экономические вопросы прогнозирования бытового обслуживания
населения. Ав/тореферат. М., 1974
1 Багриновский К.А., Хрусталев Е.Ю.
Методологические основы построения модельной информационно-аналитической
системы планирования и реализации крупных социально-экономических проектов и
программ //Экономика и матметоды, 1996. Т.32.с.17
1 Алексахин В.И. Малый бизнес:
экономические особенности, модели рыночного равновесия, анализ деловой
активности. – СПб: Крисмас плюс, 1997., с.39
1 Светуньков С.Г. Прогнозирование
экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. - СПб:
СПбГУЭиФ, 1997
[14] Дмитриев В.И. Основы изучения и
прогнозирования спроса на бытовые услуги. Учеб. для вузов.- М.:
Легпромбытиздат,1986.-304 с.
1 См. Паниотто В.И. Качество социологической информации. - Киев, 1986.
1 Общая теория статистики: Учебник - М.: Финансы и ститистика,1995 г.
[15] Паниотто В.И. Качество социологической информации.- Киев, 1986г.- 167 с.
1 При подготовке данного раздела
учитывался многолетний опыт проведения опросов НИИ "Маркетинговый центр". Автор
благодарит Кондыреву А.В. за консультации по формированию анкет
1 Экономика бытового обслуживания. Под
ред. В.Д. Балалова.-М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 41 с
[16] За базовую цену по каждому виду
услуг принималась средняя по округу цена наиболее распространенной (не дорогой)
услуги данного вида.
2 Капитальные затраты рассчитывались при
условии, что помещения будут взяты в аренду
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|
|
|
|