РУБРИКИ

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

социальной обстановки, складывающейся на территории.

Особенность социального мониторинга: непрерывность слежения и прогнозного

оценивания социальных объектов по стандартному набору показателей,

относительно устойчивых и повторяющихся во времени.

1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга.

Организация социального мониторинга преследует следующие основные цели:

- определение ключевых индикаторов, дающих наиболее полную информацию

о сегодняшнем состоянии всех сфер жизнедеятельности города,

- возможность проведения ранней диагностики негативных процессов,

связанных с неблагополучием в определенных сферах жизнедеятельности и

жизнеобеспечения городского сообщества,

- выработка сценариев развития и совершенствования городской

социальной среды с ориентацией на насущные потребности жителей города,

- долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития

города в целом или его отдельных районов,

- выделение основных звеньев в цепочках управления, дающих сбои в

продвижении решений администрации до населения,

- совершенствование системы управления социально-экономической жизнью

города.

Задачи социально-экономический мониторинга могут быть сведены к следующим:

- Организация наблюдения, получение достоверной и объективной

информации о протекании на территории социально-экономических процессов;

- Оценка и системный анализ полученной информации, выявление причин,

вызвавших тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;

- Обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий,

учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм

собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-

экономический мониторинга.

Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержание

позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления и

власти.

Главная же функция системы социально-экономического мониторинга состоит в

обеспечении соответствующих органов территории полной, достоверной и

своевременной информацией о процессах, происходящих в различных сферах его

экономики, о складывающейся социальной ситуации.

[22]

Ведущим принципом организации социально-экономического мониторинга является

целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга должна быть

«настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое следование

этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой информации «на

всякий случай», предохранит от ненужной информационной избыточности, создаст

предпосылки для создания экономически эффективной системы.

Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на

рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной

общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными

звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности,

обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.

Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития территории должен

осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во-вторых, следует

стремиться к последовательному решению всей совокупности задач мониторинга по

каждому из его направлений (поднаправлений), начиная от наблюдения за ходом

какого-либо процесса и вплоть до разработки рекомендаций на улучшение

положения в той или иной сфере экономики, смягчение социальной напряженности.

Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо отметить:

- непрерывность наблюдения за объектами,

- периодичность снятия информации о происходящих изменениях,

- сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени,

- развитие системы социально-экономического мониторинга территории на

основе совершенствования используемого методического инструментария,

технического оснащения,

- расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов.

Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных

требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее

полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.

1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых

в современной России.

Социальный мониторинг- инструмент современной социальной политики. Он

позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко

сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией

рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации.

Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать

политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к социально-

экономической политике.

В России в настоящее время существует достаточно большое число исследовательских

организаций, разрабатывающих множество специфических проблем социального

мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой

отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них

[23]:

1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский

Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного

состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ)

2.Всероссийское панельное исследование

3.Бюджетное исследование Госкомстата

4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи, опубликованный

Министерством труда и социального развития

5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС)

Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных

методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все

проводимые исследования в социально- экономической сфере России. (подробнее

см. Приложение 1).

1.3.4 Значение мониторинга качества жизни населения

на местном уровне и его роль в принятии управленческих решений

В связи с переносом центра тяжести в решении многих важных проблем

экономического реформирования на местный уровень, информация, полученная в

результате проведения мониторинга, является необходимым условием организации

эффективного управления муниципальным образованием. Муниципалитет должен

располагать достоверными научно-обоснованными данными об объеме и структуре

потребления населения своего муниципального округа в материальных благах и

услугах, о закономерностях и количественных параметрах их изменения в

перспективном периоде.

Интересны и актуальны предположения о формировании управленческих рекомендаций

на основе мониторингового диагностирования и прогнозирования, широком

привлечении для достижения этих целей специальных методов наблюдения и

обработки данных. Но стройная научно обоснованная система взглядов по теории и

практике социального мониторинга отсутствует фактически.

[24]

На Западе, в сущности, мониторинг не является термином, используемым в

статистическом контексте, как это имеет место в русском языке( во многих

публикациях в России этот термин употребляется в значении подборки большого

числа переменных без пояснения конкретных целей, которым служит сбор именно

этих переменных).

Термин “мониторинг” не так нов в английском языке, как в русском. Раньше он

употреблялся в смысле “надзора”. Если обратиться к современным глоссариям, то

мы увидим, что этому термину приписываются следующие значения:

1. наблюдение

2. отслеживание

3. надзор

4. управление

В последние годы управленческий аспект мониторинга (control) наложился на его

обычную трактовку как отслеживания. Функцию управления невозможно устранить

из современного понимания мониторинга, что видно из мониторинга различных

видов человеческой деятельности, в котором контроль/управление событиями

является основной и окончательной задачей. Мониторинг не следует смешивать со

сбором статистических данных. Термин “мониторинг” подразумевает под собой

деятельность, которая непосредственно связана со своим объектом. Это делает

мониторинг одной из ключевых функций в социальной политике. Мониторинг может

иметь различную ориентацию. Он может быть ориентирован на текущую ситуацию,

которая связана с определенными целями и задачами политики, для того, чтобы

проверить соответствует ли положение вещей запланированному, или же

необходимы чрезвычайные меры по его выправлению. Он также может быть

ориентирован на будущее и позволять политическим деятелям предвидеть события.

Социальная функция мониторинга имеет ряд следствий, касающихся положения и

задач тех лиц, которым поручено ведение инструментами мониторинга, сбор

статистической информации, проведение обследований, анализ доступной

информации и т.д.:

- мониторинг является видом деятельности для лиц, принимающих решения,

- мониторинг связан с проблемами принятия решений,

- мониторинг не может быть централизованным,

- мониторинг-это непрерывный процесс, который никогда не завершается.

В связи с этим встает вопрос: какова же тогда роль специального подразделения

мониторинга в министерстве или другой государственной структуре. Многие

министерства или другие административные структуры имеют такие отделы, хотя

они не всегда носят название отделов мониторинга.

Что касается децентрализованного подхода: когда мы говорим, что мониторинг не

может быть централизованным, это не меняет чего-либо в круге задач специальных

отделов мониторинга. Лишь признавая то, что различные подразделения,

принимающие решения, сами решают, в какой области проводить мониторинг и

использовать полученные результаты для принятия соответствующих решений, можно

обеспечить реальную пользу деятельности специализированных отделов. Их вклад

заключается в том, чтобы определять, как проводить мониторинг, а не в том, что

должно быть предметом мониторинга и не в определении характера использования

результатов. Они играют роль отделов, располагающих соответствующим персоналом,

службы, которая при помощи специализированных навыков (ноу-хау) использует

инструменты мониторинга и обеспечивает поступление необходимой информации,

одновременно обеспечивая ее качество. Это важная и незаменимая функция:

создавать условия для того, чтобы отделы, принимающие решения, эффективно

отслеживали последствия своих действий.[25]

Итак, измерение качества жизни населения имеет смысл только в том случае,

когда его результаты используются в управлении социальными процессами, когда

субъекты управ­ления вносят определенные коррективы в проводимую социальную

политику, когда пересматриваются размеры затрат по статьям расходов, одним

словом тогда, когда каче­ство жизни становится элементом социального

менеджмента в широком смысле. В этом случае процедура измерения качества жизни

выполняет функцию обратной связи, замы­кающей контур управления (рис.3).

Соответственно, такие замеры должны произво­диться с определенной

периодичностью и завершаться относительно стандартизирован­ными управленческими

решениями. Эту задачу и должен обеспечить мониторинг каче­ства жизни

населения, который является разновидностью социального мониторинга.

[26]

Под мониторингом качества жизни насе­ления, как инструментом социального

менеджмента, будем понимать научно обоснован­ную систему периодического

сбора, обобщения и анализа информации об условиях жиз­необеспечения жителей

определенной территории, их социального самочувствия, о по­требностях,

ценностях, мотивациях, отношениях к складывающейся ситуации в их при­родном

и социальном окружении и обязательное представление перерабатываемых данных

для принятия решений на государственном, региональном и муниципальном

уровнях.

Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного

самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для принятия

решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития

муниципального образования.

внешняя среда

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования факторы и условия жизнеобеспечения

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования функционирующие подсистемы жизнеобеспечения

усиление социальной

направленности

социальных институтов

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования объективная составляющая качества жизни

Субъективная составляющая качества жизни

перераспределение

ресурсов

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

корректировка

целей и задач

оценка

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования качества жизни

анализ

тенденций

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования развития

принятие

решений

Рис.1.3. Качество жизни как функция социального менеджмента

Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга по социальным

вопросам являются открывающиеся для местной администрации перспективы

долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить комфортность

проживания для жителей данного муниципального образования, а также

определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию

инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику города.

Перед органами городского управления с необходимостью встает проблема

разработки комплексной социально-экономической программы перспектив развития.

Первичный анализ полученных данных позволяет в самом общем виде очертить

действительное состояние всех управленческих систем города, наметить точки

роста или пробелы в управлении.

Чтобы получить такую детальную картину сегодняшнего состояния городского

сообщества, и необходимо внедрение мониторинга.

Результаты социологического мониторинга могут служить базой для создания

комплексного плана социального развития, который охватывает все структурные

элементы города в их взаимосвязи и взаимообусловленности, предусматривает

поэтапное решение поставленных задач.

В то же время принятый администрацией план не является жесткой структурой,

всегда возможна его корректировка.

Планирование и прогнозирование развития городского сообщества позволяет

раскрывать тенденции влияния различных факторов, согласовывать цели и задачи

органов управления с потребностями населения.

1.3.5 Обеспечение мониторинга

И конечно необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни

населения и его основных задач предполагает организационное, информационное,

техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны органов местного

самоуправления.[27]

Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен представлять

собой систематизированные многолетние данные об экономической и социальной

обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например,

основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные

в статистические регистры и Базы данных.

Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих:

- здоровье населения;

- уровень жизни населения;

- образ жизни населения;

- социально-экономический потенциал территории и т. д.

Информационной основой социально-экономического мониторинга территории могут

служить базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций;

специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физическим

развитием населения, за обеспечением санитарно – эпидемиологического

благополучия среды обитания человека и т.п.; данные государственной

статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.д.

Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна

осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств,

функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование,

обновление и актуализацию показателей.

Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно

осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы

взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления,

учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга;

правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности.

Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном состоянии

системы социально-экономического мониторинга территории должны обеспечивать

местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с тем, учитывая

практически повсеместный бюджетный дефицит, следует использовать возможности

привлечения и других источников финансирования. Так, например, информационный

фонд мониторинга территории муниципального округа включает множество самых

разнообразных данных, которые могут быть полезны для различных субъектов

хозяйствования как на данной территории, так и за ее пределами, в том числе и

за рубежом.

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Покомпонентный анализ качества жизни населения муниципального

образования.

Итак, как мы выяснили, мониторинг качества жизни населения может

осуществляться по трем отмеченным выше основным направлениям (см. Глава 1)

Рассмотрим теперь каждое из намеченных направлений мониторинга более подробно.

2.1.1 Состояние общественного здоровья.

Прежде чем наметить пути анализа уровня общественного здоровья населения

необходимо определиться с сущностью этой категории.

Сегодня существует множество определений здоровья, которые пытаются охватить

все многообразие этого феномена. Представляется конструктивным подход к

определению категории здоровья, как такого состояния структуры, функций и

адаптационных возможностей человека, которые обеспечивают ему данное качество

жизни в данное время и в данной среде.

Анализ состояния здоровья населения как важнейшего компонента качества жизни

предполагает возможность количественной оценки величины здоровья. Существует

два основных способа ее измерения. Первый, наиболее распространенный в

практике диспансерных обследований, состоит в непосредственном измерении

значимых показателей структуры, функций и адаптационных резервов человека,

сравнении их с нормативами, субъективном оценочном их интегрировании и

оценке в виде "здоров", "практически здоров", "относится к группе риска" и

"нуждается в наблюдении и коррекции". Могут быть и другие градации и по

числу, и по качественным характеристикам. Недостатки такого подхода состоят

в трудности интеграции большого числа разноплановых показателей

болезненности. По существу, речь идет об оценке величины отклонения от

общепринятой нормы максимально хорошего состояния (уровня) здоровья. Между

тем, этот уровень не является постоянным, имеет множество значений,

обусловленных факторами времени и среды.

Другой способ оценки величины здоровья состоит в использовании конечных

социально значимых показателей, к которым относятся средняя продолжительность

жизни, характеристика воспроизводства населения (репродукция) и

морально-психологический комфорт или самочувствие. В этих показателях

интегрируются изменения многочисленных показателей структуры, функции и

адаптационных возможностей человека[28].

Следует заметить, что в настоящее время в разной мере изучены подходы к

количественной оценке перечисленных показателей здоровья, что, конечно,

объективно затрудняет решение конкретных вопросов анализа. Вместе с тем,

такое суждение о величине здоровья создает предпосылки использования

достаточно хорошо развитого аппарата квалиметрии для получения интегральных

количественных оценок величины здоровья населения.

В качестве индикаторов, характеризующих в обобщенном виде состояние здоровья

населения, могут быть использованы такие, как средняя продолжительность

жизни, смертность, в том числе детская и материнская и т.п.

Для того, чтобы управлять здоровьем населения, необходимо воздействовать на

основные факторы, определяющие его уровень. Современная гигиеническая наука

считает[29], что состояние здоровья

населения определяется тремя основными факторами: генофондом популяции,

состоянием окружающей среды и социально-экономическими факторами (жилищные

условия, питание, доступность физической культуры, возможности для рекреации и

проведения полноценного досуга, уровень здравоохранения). Из этого следуют

основные направления оценки и анализа факторов, влияющих на здоровье

населения.

В настоящее время установлено, что средняя продолжительность жизни, другие

показатели здоровья людей в значительной мере зависят от степени загрязнения

окружающей среды, а показатели состояния здоровья населения могут выступать

функцией состояния природной среды. Поэтому необходим мониторинг сложившейся

экологической ситуации, включающий оценку и сравнение параметров качества

отдельных компонентов природной среды с действующими нормативами, проведение

специальных медико-экологических исследований, направленных на выявление

негативно влияющих факторов окружающей среды на здоровье населения с учетом

их комплексного воздействия, выделение зон с различной степенью напряженности

экологической ситуации.

Оценка экологической ситуации в городе должна включать сравнение параметров

качества отдельных компонентов природной среды с действительными нормативами,

определяющие тенденции и степени их изменения за ретроспективный период,

расчет величин ущерба, вызываемого этими процессами, выявление и ранжировку

значимости основных источников, ухудшающих качество окружающей среды. Входе

экологического мониторинга рассматриваются основные природные и антропогенные

факторы, влияющие на состояние окружающей среды проводится анализ

поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, рациональности

использования земельных ресурсов, воздействия шумового, электромагнитного и

радиационного фона на окружающую среду.

Основные направления экологического мониторинга связанны с оценкой состояния

поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова,

воздействия шумового и радиационного фонов на окружающую среду.

При оценке состояния поверхностных и подземных вод необходимо провести

инвентаризацию основных источников загрязнения водной среды региона,

установить концентрации вредных веществ в сточных водах и водоемах, сравнить

их с ПДК.

Оценка состояния атмосферного воздуха также предполагает инвентаризацию

основных источников, загрязняющих атмосферу. Особое внимание необходимо

уделить влиянию на загрязнение атмосферного воздуха транспорта, в первую

очередь автомобильного.

Для оценки его воздействия на состояние воздушного бассейна рекомендуется

использовать показатели, характеризующие степень загрязнения атмосферы

бензаниреном, угарным газом, окислами азота.

Также следует дать оценку удельному весу вредных веществ, выбрасываемых в

атмосферу от стационарных источников, доля уловленных и обезвреженных

загрязнителей в общем количестве вредных веществ, затраты на охрану атмосферы

и т.д.

Оценка состояния почв и почвенного покрова связана с анализом процессов

загрязнения его промышленными и бытовыми отходами, сравнением величин

придельных количеств химических веществ в почве с их текущими значениями.

Анализ вредных воздействий шума и радиации на население включает в себя

выявление зон шумового и радиационного дискомфорта, где превышаются

соответствующие санитарные нормы.

В рамках мониторинга должна быть произведена оценка влияния сложившейся

(прогнозной) экологической обстановки в городе, в его административных

районах на основе характеристики здоровья населения, его заболеваемость,

продолжительность жизни и т.д.

При всей значимости влияния фактора состояния окружающей среды на здоровье

населения необходимо отметить, что он далеко не единственный. Хорошо

известно, что улучшение здоровья населения является прежде всего производным

положительной динамики социальных и экономических условий. Эффективная

экономика выступает важнейшим условием обеспечения высокого уровня

медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха и т.п.

Поэтому в рамках мониторинга уровня общественного здоровья следует провести

оценку состояния развития отмеченных сфер обслуживания населения.

Анализ уровня медицинского обслуживания предполагает оценку степени

соответствия существующей сети лечебно-профилактических учреждений,

обеспеченности их кадрами, медицинской техникой и оборудованием,

медикаментами, структуры заболеваемости населения. При анализе основных

закономерностей заболеваемости населения наряду с оценкой уровня и структуры

общей заболеваемости следует рассмотреть особенности заболеваемости его

отдельных возрастных и профессиональных групп, частоту и структуру

заболеваемости с временной утратой трудоспособности, причины и уровень

стойкой нетрудоспособности - инвалидности. Анализ уровня медицинского

обслуживания населения предполагает также оценку его обеспеченности

амбулаторно-поликлиническими учреждениями и больничной (стационарной) сетью,

оборудованием совершенной техникой, соответствия численности и квалификации

медперсонала принятым нормам, наличия и доступности лекарств и медикаментов.

Для оценки медицинского обеспечения населения могут быть использованы

следующие показатели: мощность амбулаторно – поликлинических учреждений в

смену, тыс. посещений; общее число больничных коек (по видам), ед.;

количество аптек, ед.; товарооборот аптек, млн. руб.; численность врачей (в

разрезе специальностей), чел.; численность среднего медицинского персонала,

чел.; численность фармацевтов и т.п.

На здоровье населения важное влияние оказывает качество питания. Обобщающей

оценкой уровня и качества питания во всем мире приняты обеспеченные им

среднесуточные количества на душу населения килокалорий и граммов белка, в

том числе животного происхождения. В ходе аналитических работ необходимо

провести оценку потребления населением основных продуктов питания по

следующим группам: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, молоко и молочные

продукты в пересчете на молоко; яйца; рыба и рыбопродукты; сахар; масло

растительное; картофель; овощи и бахчевые; хлебные продукты, а также оценить

насыщенность местного рынка продуктами питания по объему и ассортименту,

качество реализуемых продовольственных товаров, выяснить влияние фактического

потребления продуктов на здоровье различных групп населения региона.

Важным направлением мониторинга состояния общественного здоровья является

оценка обеспеченности населения жильем с учетом уровня его благоустройства,

характера заселения, соответствия современным планировочным и гигиеническим

требованиям.

Обобщающим показателем жилищной обеспеченности, в дополнение к жилой площади

может выступать стоимость жилых фондов в сопоставимых ценах, на которой

отражается и капитальность домов, и оборудование их всеми видами удобств

(водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газоснабжением, лифтами,

мусоропроводами, электроплитами, телефоном, ваннами и душами).

Жилищные условия населения определяются по размеру принадлежности жилища

(частный, государственный и муниципальный фонды) и его благоустройство. В

ходе мониторинга должна быть определена доля семей, проживающих в квартирах

соответствующих правилам, нормам и требованиям, предъявляемым к уровню

благоустройства и планировки жилья.

Среди основных социально-экономических факторов, определяющих состояние

здоровья населения, значительное место занимает доступность физической

культуры, возможность для рекреации и проведения полноценного досуга. Анализ

состояния физкультурного движения связан с оценкой уровня физкультурной

работы с населением по месту жительства, оценкой состояния спортивных

сооружений, эффективности их эксплуатации. Оценивая состояние сферы рекреации

и досуга, следует рассмотреть уровень и тенденции развития зон массового

отдыха, доступность их для различных групп населения.

Среди основных индикаторов, характеризующих уровень физкультурной работы и

возможности рекреационной сферы в городе, можно указать число коллективов

физкультурников, ед.; число физкультурников, тыс. чел.; объем реализации

платных услуг населению млн. руб.; состояние материально – технической базы

объектов физкультуры и спорта (стадионы с трибунами, ед./тыс. мест; футбольные

поля, ед.; искусственные бассейны для плавания, ед.; гребные станции, ед. и

т.п.); суммарная мощность / вместимость объектов оздоровительного отдыха

[30].

2.1.2 Уровень жизни населения.

Анализ уровня жизни населения производится в целом по муниципальному

образованию в разрезе территориально-административных единиц, основных

социальных групп населения с учетом принятых в обществе стандартов качества

жизни в направлениях оценки доходов, потребления и расходов населения,

денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения

объектами торговли, просвещения, культуры, искусства, жилищно-коммунального

хозяйства, транспорта, связи, сферы бытового обслуживания, состояния защиты

социально уязвимых групп населения, уровня потребления непродовольственных

товаров и т.п.

При анализе уровня жизни населения используются различные индикаторы. Обобщенная

оценка уровня жизни может быть произведена путем определения индекса жизни

(индекса потребительских цен), характеризующего изменение стоимости

фиксированного набора потребительских товаров и услуг (исходя из фактической

структуры потребительских расходов населения) в текущем периоде к его стоимости

в базовом периоде.[31]

Анализ доходов населения предполагает рассмотрение реальных общих доходов

населения, реальных располагаемых личных доходов, денежных доходов, средних

доходов и средней заработной платы.

Реальные общие доходы населения определяются как личные с добавлением

стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг

за счет общественных фондов потребления с поправкой на изменение

потребительских цен.

Реальные располагаемые доходы населения определяются как личные

располагаемые доходы с поправкой на изменение у потребительских цен.

Личные доходы населения - это все виды денежных и натуральных доходов,

полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного подсобного

хозяйства; доходы, полученные от индивидуальной трудовой деятельности;

денежные поступления из общественных фондов потребления и т.п. Личные

располагаемые доходы определяются как личные доходы за вычетом налогов,

обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные

организации.

Денежные доходы населения (доходная часть баланса денежных доходов и расходов

населения) включают все поступления финансовых средств населению от

предприятий и организаций всех форм собственности, безналичные перечисления и

суммы, удерживаемые в уплату налогов и других платежей, стоимость продуктов и

услуг, предоставляемых населению в счет причитающихся ему денежных доходов.

Средний доход и средняя заработная плата работников исчисляется, исходя из

суммы средств, направленных на потребление в расчете на одного занятого. В

средства, направляемые на потребление, включаются следующие выплаты в

денежной и натуральной формах: расходы на оплату труда, денежные выплаты и

поощрения, дивиденды, проценты, выплачиваемые по акциям трудового коллектива

в имущество предприятия, учреждения, организации. Средняя заработная плата

работников исчисляется исходя из фонда оплаты труда, вознаграждений по

итогам работы за год и единовременных поощрений работников.

Оценка потребления и расходов населения предполагает определение общих

объемов потребления населением материальных благ и услуг, денежных и

потребительских расходов населения, покупательной способности средней

заработной платы.

Общий объем потребления населением материальных благ и услуг включает полную

их стоимость (платных, льготных и бесплатных), полученных населением за счет

доходов по труду, поступлений из финансовой системы и общественных фондов

потребления. Денежные расходы населения (расходная часть баланса денежных

доходов и расходов населения) включает все расходы населения, связанные с

уплатой финансовых средств предприятиям, учреждениям и организациям.

Потребительские расходы населения являются частью денежных расходов

населения, направленной на приобретение потребительских товаров и услуг.

Покупательная способность средней заработной платы определяется через количество

основных продовольственных непродовольственных товаров и услуг, которые можно

приобрести среднюю заработную плату и рассчитывается в целом по муниципальному

образованию, а также в разрезе основных социальных групп путем сопоставления

средней заработной платы стоимости потребительской корзины. Последняя

определяется исход из расходов на нормативное потребление продуктов питания

фактически сложившихся средних затрат на непродовольственные товары и услуги и

размеров налогов и взносов.[32]

При оценке денежных сбережений населения необходимо учитывать, что они

включают наличные деньги на руках населения, вклады в сберегательных и иных

банках, облигации, полисы по страхованию жизни, казначейские обязательства,

векселя, акции и другие ценные бумаги.

Существенной характеристикой уровня жизни населения является величина

накопленного имущества. При оценке стоимости накопленного домашнего (личного)

имущества следует иметь ввиду, что его надо рассматривать как часть

национального богатства находящегося в собственности населения и

предназначенного для удовлетворения его потребностей. Оно разделяется на

имущество производственного и потребительского назначения. Наличие и

характеристика предметов длительного пользования в собственности населения

определяется по следующим позициям: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон,

холодильник, морозильник, стиральная машина, пылесос, легковой автомобиль,

мотоцикл, мопед, фото- и киноаппаратура и т.п.

Одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения является прожиточный

минимум, который представляет собой показатель минимального уровня потребления

материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и

обеспечения его жизнедеятельности.[33]

Он определяется в целом по населению и социально-демографическим группам.

Прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни при формировании и

реализации социальной политики в Российской Федерации и ее территориальных

образованиях. На федеральном уровне прожиточный минимум служит для обоснования

минимальных размеров заработной платы, минимальных пенсий, а также для

определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. На уровне

района главной функцией прожиточного минимума является обоснование размеров

пособий по бедности и субсидий по компенсации расходов по оплате

жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным семьям.

Основными факторами, определяющими размеры прожиточного минимума являются:

утвержденные Министерством труда и социального развития на основе

рекомендаций медицинских учреждений нормативы потребления продуктов питания;

розничные цены и тарифы на услуги, регистрируемые органами статистики на

местах.

Структура прожиточного минимума утверждается один раз в пять лет по

Российской Федерации, в ее субъектах — законодательными (представительными)

органами по представлению органов исполнительной власти. Прожиточный минимум

рассчитывается с учетом влияния на его стоимость природно-климатических

условий региона, местных особенностей потребления материальных благ и услуг

отдельными социально-демографическими группами. Величина прожиточного должна

определяться ежеквартально в среднем на душу населения и по социально-

демографическим группам.

Базовые социальные нормативы устанавливаются федеральными законами по

представлению Правительства Российской Федерации после консультаций с

объединениями профсоюзов, исходя из поэтапного (в течение 5 лет) приближения

указанных социальных нормативов к прожиточному минимуму. Размеры пенсий,

стипендий и других социальных выплат устанавливаются в соотношении с

соответствующими базовыми нормативами.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход

которого)ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской

Федерации, считается малообеспеченной и имеет право обратиться за

государственной социальной помощью, оказываемой в виде денежного пособия и

различных видов натуральной помощи, социальных услуг и льгот. Максимальный

размер денежного пособия равен разнице между среднедушевым доходом

семьи(гражданина) и величиной прожиточного минимума в субъекте Российской

Федерации.

Финансирование расходов по выплате государственных социальных пособий должно

осуществляться из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской

Федерации, исходя из величины прожиточного минимума, установленного органами

исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при рассмотрении

соответствующих бюджетов на предстоящий год и закрепляться договором между

Российской Федерацией и ее субъектом.

В случае, если величина прожиточного минимума, установленного органами

исполнительной власти субъекта РФ, выше величины, рассчитанной на основе

методических указаний Министерства труда и социального развития, выплата той

части социального пособия, которая образуется за счет превышения,

производится только за счет бюджета соответствующего субъекта Российской

Федерации.

При анализе культуры и искусства следует определить степень удовлетворения

его потребностей в услугах детских дошкольных учреждений, средних

общеобразовательных школ, ПТУ, клубных учреждений, музеев, выставочных залов,

театров, библиотек и т.п.

Анализ состояния коммунального хозяйства включает определение объема услуг,

предоставляемых коммунальными службами населению, включая водопроводно-

канализационное и энергетическое обеспечение. В процессе анализа состояния

водопроводно-канализационного хозяйства определяются объемы водопотребления

и канализационного водоотведения сточной жидкости, а также достигнутый

уровень водоснабжения и канализации по сравнению с нормативным. Для оценки

надежности систем водоснабжения и канализации учитывается степень

бесперебойной подачи воды и отведения стоков в соответствии с действующими

стандартами. Определяется потребность сетей и сооружений в капитальном

ремонте, реконструкции, замене. Эти данные сопоставляются с объемом ремонтно-

реконструктивных и строительных работ, оценивается необходимость и

возможность расширения объемов водопотребления и отведения стоков, повышения

надежности работы инженерных систем, а также потребность в их расширении.

Аналогично производится мониторинг степени развития коммунальной энергетики.

В частности, рассматривается достигнутый уровень электро-, газо- и

теплоснабжения, определяется степень удовлетворения потребностей в

использовании тепла, газа и электроэнергии, состояние сетевого хозяйства и

сооружений.

Анализ обеспеченности населения услугами бытового характера включает

определение объема реализации платных услуг в расчете на одного жителя,

исследование наличия и доступности, в том числе финансовой, для населения

услуг предприятий бытового обслуживания в разрезе основных видов

деятельности: ремонт и индивидуальный пошив обуви, швейных, меховых изделий;

ремонт бытовых машин и приборов, техническое обслуживание транспортных

средств; химчистка, услуги прачечных, фотоателье, парикмахерских, бань и

душевых; ремонт и изготовление мебели; услуги прокатных пунктов, ритуальные

услуги и т.п.

Анализ обеспеченности населения услугами транспорта и связи основывается на

определении следующих основных индикаторов: "насыщенность транспортной сети

(трамвайной, троллейбусной, автобусной, метрополитена); объем перевозок

пассажиров всеми видами транспорта, в т.ч. автобусами общего пользования,

трамваями, троллейбусами, метрополитеном; удельный вес перевозок пассажиров

отдельными видами транспорта; объем грузооборота; наполняемость общественного

транспорта по видам); среднее время поездки; емкость существующих АТС и т.п.

При мониторинг уровня жизни населения в современных условиях экономического

реформирования особенно важное значение приобретают вопросы, связанные с

состоянием защиты его социально уязвимых групп

[34].

Социальная защита трудоспособных слоев населения должна выражать ся

преимущественно в расширении их возможностей зарабатывать на достойное

существование в поддержке их инициативы и предпринимательства. В особую

группу необходимо выделить трудоспособных граждан которые в результате

экономических преобразование потеряли работу или могли оказаться в числе

временно высвобожденных, беженцев из стран «ближнего зарубежья», лиц,

освободившихся из мест заключения, лиц БОМЖ. Иначе решаются вопросы

социальной защиты тех слоев населения, которые по объективным причинам не

могут самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход – многодетные,

молодые и неполные семьи, дети, учащаяся молодежь, пенсионеры, инвалиды.

Обобщенную оценку социальной защищенности инвалидов, пенсионеров, студентов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.