РУБРИКИ |
Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образованиямолодежи, членов молодых, неполных и многодетных семей можно провести с использованием показателя реальной покупательной способности средней пенсии (стипендии, пособия). Средний размер пенсии исчисляется исходя из суммы пенсий работающих пенсионеров, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий и т.п. с учетом единовременных ежемесячных выплат. Средний размер пособий определяется исходя из суммы выплат пособий многодетным и одиноким матерям, по беременности и родам, на рождение, потребление, на детей в малообеспеченных семьях и т.п., единовременных выплат. При определении среднего размера стипендии учитываются все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально- технических школ и училищ, курсов, институтов усовершенствования, аспирантам и т.д., выплачиваемых за счет государственного бюджета, средств предприятий и организаций. Как известно, функции социальной защиты населения осуществляются на уровне федерации, органов регионального и муниципального управления, трудового коллектива. В условиях становления местного самоуправления особо значимой становится деятельность по защите социально уязвимых групп населения на уровне отдельных муниципальных образований. Именно здесь имеются наиболее благоприятные условия для организации адресной социальной поддержки. Обусловлено это следующими соображениями. На уровне региона, федерации могут приниматься "в среднем" совершенно правильные решения по социальной защите пенсионеров, инвалидов и т.п. Вместе с тем, качество жизни пенсионеров, например, в настоящее время определяется не только собственно размерами пенсионной обеспечения , но и рядом других причин: состоянием здоровья , желанием и возможностью работать, наличием или отсутствием семьи, родных, близких, характером внутрисемейных отношений, жилищными условиями, социальными интересами, возможностью самостоятельного обслуживания себя в быту и т.п. Аналогичные соображения можно привести применительно и к другим социально слабозащищенным группам населения. Поэтому следует стремиться при организации аналитических работ в сфере социальной поддержки населения оценку и анализ проводить не только в целом по муниципальному образованию, но в разрезе конкретных групп социально незащищенного населения, а в пределе - отдельных индивидуумов.
2.1.3 Образ жизни населения.Важной структурной составляющей качества жизни населения является также образ жизни. Образ жизни - понятие, характеризующее ценностные установки и особенности их реализации в повседневной жизни в сфере трудовой деятельности, быта, использования свободного времени, удовлетворения духовных потребностей. [35] Мониторинг образа жизни целесообразно проводить в рамках основных социальных групп населения. В условиях становления рыночной экономики мониторинг образа жизни населения в значительной мере связан с исследованием уровня занятости населения, процессов обеспечения общественного порядка и личной безопасности, поддержания благоприятного социально-психологического климата в обществе, формирование у населения, в первую очередь у молодежи, ценностных ориентации, соответствующих общечеловеческим нравственным нормам и т.п. Анализ занятости предполагает исследование не только количественных и качественных показателей рынка труда (числа вакантных мест, в том числе, в сфере общественных работ, уровня безработицы, половозрастного и социально- профессионального состава безработных), но и структуры занятости по секторам экономики; выявление тенденций перераспределения высвобождаемых из отраслей материального производства, в том числе, отраслей оборонно-промышленного комплекса; определение возможностей создания мест профессионального обучения и переподготовки кадров и т.п. Необходимо осуществлять наблюдение за такими характеристиками занятости как общая численность работающих, в том числе: в госсекторе и в частном секторе, из них в разрезе отраслей и видов численности; число вакантных рабочих мест, в том числе по секторам экономики, в сфере общественных работ, из них: для рабочих, для работников профессий интеллектуального труда; уровень безработицы, в % (отношение численности безработных к рабочей силе); численность граждан не занятых трудовой деятельностью в том числе: трудоспособных, ищущих работу, из них: признано безработными получающими пособие по безработице; заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках; структура безработных: половозрастной состав; уровень застойной безработицы (удельный вес среди безработных с периодом безработицы >0.5 года, более 1 года) [36]. Анализ состояния правопорядка и безопасности граждан связан с проведением аналитических работ по определению уровня и характера преступности, эффективности предпринимаемых усилий, направленных на улучшение положения дел в этой сфере, с использованием следующих основных показателей: уровень преступности в расчете на 10000 населения); преступления, зарегистрированные по линии уголовного розыска и выявленные аппаратом ОБЭП (по видам), ед.; количество преступлений совершенных в общественных местах, ед.; количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, ед.; число лиц совершивших преступления связанные с наркотиками, ед. Выяснение социального самочувствия населения предполагает выявление его отношения к уровню своего материального благополучия, состоянию здоровья, степени личной безопасности, ходу экономических реформ, ценностям и идеям рыночной экономики, готовности и способности активно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, оценки степени социальной напряженности в обществе, политическим свободам и т.п. Информационной основой мониторинга социального самочувствия населения региона являются данные специальных социологических опросов различных демографических и социально- психологических групп населения, специалистов. Подходы к анализу состояния социального благополучия, развиваемые сотрудниками Кембриджского университета, рассмотрим на примере отношения населения к политической свободе. В числе индикаторов политических свобод, которые , по мнению авторов, не менее важны, чем показатели дохода, свобода от полицейского ареста, задержания, содержания в тюрьме без предъявления обвинения; свобода вероисповедания; свобода публиковать, издавать и читать книги любого содержания и политической направленности; право поиска информации и пропаганды идей; свобода от политической цензуры; свобода от полицейского обыска в жилом помещении без официальной санкции; свобода передвижения в пределах собственной страны; свобода радио- и телевизионных передач от государственного контроля; право женщин на равенство. Для оценки степени политической свободы авторы предложили семибалльную систему [37]. Оценкой в один балл оценивались политические системы, в которых большинство граждан и семей имеют право и возможность участвовать в выборах, а политические партии могут быть свободно созданы для борьбы за власть; в два балла -политические системы, где не всегда реализуются возможности политической свободы из-за исключительной бедности населения, феодальной социальной структуры, социальных волнений или других ограничивающих обстоятельств; в три балла - когда, несмотря на возможность свободного выбора лидеров или представителей власти, существует большой риск государственных переворотов, крупномасштабного вмешательства в результаты выборов и частых недемократических акций; в четыре балла - когда всеобщие демократические выборы блокируются конституционно или играют незначительную роль в распределении власти; в пять баллов - когда выборы полностью контролируются или ограничиваются, а результаты имеют малое значение; в шесть балов - когда отсутствуют выборы или проводятся при единственном кандидате, причем суть голосования сводится к демонстрации всенародной поддержки системы; в семь баллов - вариант диктатуры, а также политической системы, навязанной извне. Также по семибалльной системе авторы оценивают наличие гражданских прав у населения. Одним баллом оценивается положение, когда законность утвердилась, свобода выражения мнения возможна и реализуется в средствах массовой информации; двумя - страны, стремящиеся к определенному уровню гражданских прав, однако не достигшие желаемого из-за противоречий в обществе, невежества людей или отсутствия средств массовой информации и ограничения их деятельности законом; тремя - системы с "парадным мундиром" гражданских свобод и правительствами, с которыми можно дискутировать или которые могут быть под угрозой импичмента, хотя политические проблемы в этих странах могут решаться введением военного положения, арестами и заключением в тюрьмы и т.д.; четырьмя - страны с широким спектром гражданских свобод, но где, однако, существуют нелегальные партии и учреждения; многие страны этой группы прошли стадию революционной ситуации; пятью -страны, где гражданские права часто отменяются без основания, средства массовой информации слабы и контролируются правительством и цензурой; шестью - страны, где нет гражданских прав, хотя и предполагается, что они имеют приоритет, а критика власти дозволена в ограниченном объеме; семью - страны, о политической системе которых внешний мир никогда не был информирован, где критика власти невозможна и граждане не имеют никаких прав. Одной из важнейших структурных составляющих образа жизни населения является социальная напряженность в обществе, анализ которой особенно важен в современном периоде политических и экономических трансформаций. Социальную напряженность принято описывать в различных терминах: противоречия, конфликты, неудовлетворенность, столкновения, противостояние, недоверие и др. He сложилось еще единого мнения об ее факторах, механизмах, формах проявления и развития. Тем не менее, уже сегодня можно рекомендовать следующую систему индикаторов для анализа и оценки социальной напряженности [38]: степень осознания группой (общностью) своих основных потребностей как таковых; степень удовлетворенности принятыми и доступными данной группе способами реализации потребностей и распределения благ; уровень притязаний (требований) на дополнительные материальные и другие блага, оценка деятельности социальных, и прежде всего, государственных институтов по организации регулирования удовлетворения потребностей и реализации интересов; требования к государственным институтам по изменению системы способов реализации потребностей и распределения благ данной группы и (или) всего общества. Все перечисленные индикаторы отражают отношение групп населения к своим потребностям и интересам, к социальным институтам. Это отношение сопровождается определенной совокупностью чувств и настроений, которые также необходимо рассматривать в качестве важнейших направлений анализа социальной напряженности. Среди этой группы показателей можно выделить: чувства, настроения по поводу удовлетворения основных потребностей и реализации интересов; чувства, настроения по поводу действующих способов удовлетворения потребностей, распределения благ; чувства, настроения по поводу деятельности институтов, отвечающих за обеспечение способов реализации потребностей и интересов.[39] Дополнительно к отмеченным показателям социальной напряженности рекомендуется использовать индикаторы, характеризующие готовность социальных групп защищать и отстаивать свои основные потребности и интересы. Причем, особенно важным представляется аспект готовности, связанный с формированием в социальной группе поведенческих установок к определенным массовым общественным действиям в защиту своих интересов, прежде всего по отношению к соответствующим государственным институтам. Именно эта форма готовности защищать интересы может порождать наиболее опасные для социальной стабильности ситуации, что обуславливает включение этого индикатора в сферу мониторинга образа жизни населения. Итак, мы ознакомились с подробной характеристикой основных направлений мониторинга качества жизни населения.
2.2 Система показателей оценки качества жизни населения.Информационный фонд мониторинга качества жизни населения в общем случае представляет собой систематизированные за ряд лет данные о состоянии здоровья населения, уровне и образе его жизни, набор соответствующих социальных нормативов (стандартов). Однако, анализ положения дел показывает, что не только в России, но и за рубежом еще не сложилась единая система показателей для количественной оценки качества жизни населения-этого важнейшего ориентира социального развития. Такое положение обусловлено новизной и сложностью проблемы и безусловно затрудняет формирование комплекса показателей на местном уровне, однако попытки создания подобной системы уже совершались, результат одной из них мы и рассмотрим[40]. Следующий комплекс показателей оценки качества жизни населения в значительной мере ориентирован на действующую систему государственной и ведомственной статистической отчетности, а также на утвержденную в 1998 г. постановлением Госкомстата России "Унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования", и только в отдельных случаях предполагает использование специальных методов получения данных. Он включает первичные и сводно-групповые показатели, представленные соответственно в таблицах 1 и 2. Сводно-групповые показатели, определяющиеся на основе первичных, редназначены для получения оценки отдельных аспектов качества жизни населения.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ЖИЗНИ В МО «ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН»В рамках научно-исследовательской работы, проводимой в 1997 году в Муниципальном Образовании « Всеволожский район » ( в соответствии с договором № Н-1 от 31 декабря 1996 между Институтом социально-экономических проблем Российской Академии наук и Администрацией муниципального образования) в ряде других был проведен также мониторинг уровня жизни населения, сделаны выводы на основании полученных результатов, даны практические рекомендации и намечены пути развития. В связи с тем, что перед исследователями не стояла задача детального исследования непосредственно качества жизни населения, проанализированы в основном статистические показатели уровня жизни населения без учета ценной субъективной информации, которую могли бы дать социологические опросы. Но, даже, единственный опрос – экспертный (среди депутатов собрания представителей, работников районной администрации, руководителей предприятий и организаций района)-по определению сравнительной остроты проблем района показал, что самой острой оказалась проблема низкого уровня жизни населения). Однако данная работа наглядно показывает о реальности и необходимости проведения подобных исследований, а также дала муниципальному образованию поистине бесценную информацию о направлениях его социального и экономического развития в данных условиях на период 1997-2005 годы. В связи с долгосрочностью сделанных прогнозов результаты проведенной работы полезны для рассмотрения и в данный момент. Ценность составляет также то, что полученные в результате данные представляются в сравнении: - с показателями за последние несколько лет, то есть, показана динамике, - с показателями по Ленинградской области в целом, а также Санкт- Петербурга. В данной дипломной работе данная информация ценна еще и тем, что показывает, каким образом и в какой мере результаты мониторинговых исследований могут быть востребованы и использованы для принятия конкретных управленческих решений и разработки соответствующих программ, нацеленных на улучшение ситуации в той или иной сфере.
3.1 Уровень жизни населения3.1.1 Доходы и ценыОсновным фактором, определявшим уровень жизни населения в условиях кризисного развития экономики, являлись темпы инфляции, выражающиеся в росте цен и тарифов на товары и услуги. Согласно данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики за 1995 г. по отношению к 1990 г. цены на товары и тарифы на услуги выросли в Ленинградской области в 4477 раз, в том числе на продовольственные товары (без алкоголя) в 4358 раз, на непродовольственные товары — в 2516 раз и платные услуги в 14163 раза. В результате за этот период реальная заработная плата рабочих и служащих Всеволожского района снизилась в 3 раза (составив 32% от уровня 1990 г.). В последние годы темпы роста инфляции резко упали, что видно из следующих данных (табл. 6.1). Это явилось следствием не экономического роста, а главным образом ограничений в области потребления (задержек выплат по заработной плате, пенсиям, низкого уровня минимальных доходов). Таблица 3.1 Динамика цен и тарифов на товары и услуги в Ленинградской области, раз.
Вместе с тем, было приостановлено падение реальной заработной платы (табл. 3.2). Таблица 3.2 Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих Всеволожского района
Заработная плата по отраслям экономики характеризуется следующими данными (табл. 3.3). Таблица 3.3 Средняя заработная плата работников, занятых в экономике Всеволожского района в 1995-1996 гг.,(тыс. руб.)
Характерна низкая заработная плата в промышленности, в отраслях бюджетной сферы и особенно в торговле, что свидетельствует об утрате ее стимулирующей и воспроизводящей роли. Соотношение в уровнях оплаты труда работников с самой низкой и наиболее высокой заработной платой выросло с 1:4 в начале 90-х годов до 1:26 в настоящее время. В условиях резкого сокращения реальной заработной платы угрожающий характер приняли задержки выплаты заработной платы. Другим важнейшим источником денежных доходов населения являются пенсии (табл. 3.4). Таблица 3.4 Пенсионное обеспечение Всеволожского района в 1996 г.
Ситуацию с пенсионным обеспечением следует рассматривать как кризисную. Действующая пенсионная система не обеспечивает тесной увязки трудового вклада и размера пенсий, не вызывает материальной заинтересованности работников в формировании пенсионного фонда. Низкий размер пенсий у подавляющей части пенсионеров не позволяет им иметь доходы даже на уровне прожиточного минимума. На среднюю пенсию пенсионер может приобрести товаров и услуг, равноценных по Важным источником денежных доходов населения района являются денежные сбережения. Имеет место их значительный рост. В 1996 г. по отношению к 1994 г. денежные сбережения выросли в 6,3 раза и составили 95,8 млрд. руб. Средний вклад в 1996 г. достиг 433143 руб. Однако отрицательные социальные последствия обесценивания вкладов выражаются в неуверенности людей в будущем (ожидание очередной реформы) и отсутствии веры, что государство вернет те денежные сбережения, которые они потеряли в результате инфляции. Поэтому наиболее обеспеченная часть населения предпочитает расходовать свои деньги на приобретение долларов. В 1996г. средний вклад в долларах составил 1000 или 5600000 в рублевом эквиваленте. Реализация денежных доходов отражается в их структуре: по Ленинградской области 75% всех доходов приходится на покупку товаров и услуг.
3.1.2 Потребительский рынокНа развитие потребительского рынка влияют три основных фактора: цены на товары и тарифы на услуги; размеры производства товаров народного потребления на местном рынке и импорт товаров. Для исключения влияния цен на товары и тарифов на услуги, стоимость потребления 1994 г. оценивалась в ценах и тарифах 1995 г. (табл. 3.5). Таблица 3.5 Структура и темпы роста материальных благ и услуг населения Всеволожского района в 1995 г. (в %)
В 1995 г. Всеволожский район входил в тройку районов, где производство товаров народного потребления по отношению к 1994 г. было увеличено (в районе — на 9,8%). В условиях кризисного развития экономики страны чрезмерное значение для потребительского рынка получил импорт. По оценке Петербургкомстата, в 1995 и 1996 гг. соотношение на потребительском рынке импортных и отечественных товаров в Ленинградской области составляло 65 и 35% соответственно. Таким образом, рост доходов населения и создание устойчивого потребительского спроса на производимую конкурентоспособную продукцию и услуги отечественного производства — главные условия роста потребления в перспективе.
3.1.3 Обеспеченность жильем и его комфортностьВсеволожский район характеризуется незначительным отставанием по уровню жилищной обеспеченности от средних показателей по области в целом. Однако по обеспеченности населения он занимает лишь 12 место (общей площадью жилья) и 15 место (жилой площадью) среди 17 районов области (табл. 3.6). Таблица 3.6 Показатели обеспеченности жильем населения Всеволожского района в 1995 г.
1К 1990г. Уровень жилищной обеспеченности остается низким, несмотря на заметные темпы ее роста по отношению к 1990 г. (на 21-25% против 8-10% по области). Существенно ухудшились качественные показатели жилья. Если в 1991 г. средний размер квартиры составлял 48,1 м2, то в 1995 г. — 37,5 м2. Удельный вес коммунальных квартир соответственно увеличился с 5,3% до 7,4%, что выше чем по области в 2,5 раза. Сокращающиеся объемы строительства во Всеволожском районе (в 1995 г. на 31% меньше по сравнению с 1990 г. и на 13% по сравнению с 1994 г.) не позволяют удовлетворить потребности населения в жилье. В 1995 г. в районе количество семей (902 семьи), получивших жилую площадь составило к общему числу семей, стоящих на учете на ее получение — 13,6%; по области соответственно — 9035 семей или 16,1%. По уровню благоустройства жилья, особенно в городах и рабочих поселках, район отстает не только от среднеобластных показателей, но и, в значительной степени, от других районов (табл. 3.7). Таблица 3.7 Уровень комфортности жилья во Всеволожском районе в 1995г., в %
Следовательно, Всеволожский район отстает от наилучшего уровня благоустройства жилья в городской местности в 7.25 раза, а в сельской местности- в 3.7 раза.
3.1.4 Тарифная политикаОсобое место в анализе уровня жизни населения занимают расходы по квартирной плате и коммунальным услугам. Так, в Санкт-Петербурге тарифы на квартплату, эксплуатационные расходы и горячую воду с 1 февраля 1997 г. повышены в 2 раза. Поскольку прежние тарифы на эти услуги в Ленинградской области были выше, чем в Санкт-Петербурге, то с февраля тарифы на квартплату и коммунальные услуги в городе выше по отношению к Ленинградской области всего на 25, 6%. Таким образом, произошло определенное выравнивание уровня тарифов на квартирную плату и коммунальные услуги в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области (табл. 3.8). Таблица 3.8 Уровень тарифов на основные жилищно-коммунальные услуги в Ленинградской области и Санкт-Петербурге на 1 января 1997 г.
В 1996 г. 1317 семей в г. Всеволожске получали дотацию на оплату жилья и коммунальных услуг. За 9 месяцев 1996 г. она составила 314654 тыс. руб. или 238,9 тыс. руб. на одну семью.
3.1.5 ОбразованиеРазвитие сети общеобразовательных школ, детских садов характеризуется данными табл. 3.9. Таблица 3.9 Количество общеобразовательных школ и детских учреждений Всеволожского района в 1995 г.
|
|
© 2007 |
|