РУБРИКИ

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

За 1991-1995 гг. в районе было введено в строй школ с 3742 ученическими

местами, что позволило увеличить количество школ. Число обучающихся

увеличилось на 20,1% (в области на 5,4%%) (табл. 3.9). Удалось сохранить

систему обучения в средних школах и детских садах. В целом показатели

развития образования в районе не уступают среднеобластным.

Из 41 школы 25 приходится на средние, 9 — на неполные средние, 5 — на

начальные и 2 — на вечерние школы. Район отличается стабильной и передовой по

многим позициям системой образования, в основе которой — новый российский

стандарт. Работает 21 школа с углубленным изучением предметов, профильным и

развивающим обучением по 7 предметам. В 12 школах введено обучение по 36

новым предметам, в том числе по таким как дополнительный иностранный язык,

введение в экономику, психология, экология, риторика, философия и др.

В течение 1991-1996 гг. была обеспечена стабильность и рост кадрового

потенциала на 22,5%. В 1996/1997 учебном году трудилось 1653 учителя, среди

них: с высшим образованием 87%, с незаконченным высшим 4,5%, средним — 6,5%;

учителей высшей категории 102 человека, 1-й категории — 289, 2-й категории —

612; 15 заслуженных учителей республики, 247 отличников системы образования,

7 с ученой степенью.

В результате учащиеся получают глубокие знания, почти все выпускники

последних лет поступили в высшие учебные заведения.

3.1.6 Здравоохранение

Для здравоохранения в 1991-1996 гг. характерно сокращение по всем основным

показателям развития и особенно по материально-технической базе, причем

сокращение происходило быстрее, чем в области (табл. 3.10).

Таблица 3.10

Обеспеченность услугами здравоохранения населения

Всеволожского района в 1995 г.

1995 г.1996 г.1995 г. в % к 1990 г.
Всеволож-ский районЛенинград-ская область
Численность врачей51752793,592,5
Численность среднего медицин-ского персонала1156116996,190,0
Приходится на 10000 человек населения:
врачей28,328,785,592,3
среднего мед. персонала63,262,887,890,3
Количество коек в больницах и в других лечебных учреждениях1052103276,485,3

В 1996 г. на 10000 человек населения во Всеволожском районе приходилось 55,2

больничных коек (в 1995 г. — 59,3). По сравнению с 1990 г. число коек в

расчете на 10000 жителей уменьшилось на 36%. Обеспеченность по отношению к

норме составила в 1996 г. — 46%, в Ленинградской области в целом — 78,1%.

Сокращаются и размеры поликлинической помощи. В 1996 г. число посещений

амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10000 человек населения

составило 61500 посещений, что на 15% меньше, чем в 1995 г. (72400 посещений

на 10000 жителей).

Основной причиной указанного является ухудшение состояния материально-

технической базы здравоохранения, это произошло в результате полного

прекращения строительства больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений в

1991-1995 гг. (Последняя больница была введена в строй в 1990 г. на 125

коек).

Здравоохранение района находится в кризисном состоянии, что требует решения

следующих проблем:

· развития материально-технической базы;

· поддержки кадрового потенциала;

· финансового обеспечения.

Проводимая в настоящее время государственная инвестиционная политика

предусматривает, что развитие объектов здравоохранения в административных

районах осуществляется преимущественно за счет средств местного бюджета. Это

привело к резко негативным явлениям: в последние годы ввод в действие

учреждений здравоохранения сократился. Многие такие учреждения требуют

капитального ремонта, а отсутствие средств может привести к разрушению зданий

и коммуникаций.

Несколько лучше обстоит в районе дело с мощностями амбулаторно-

поликлинических учреждений, которые превышают нормативный показатель на

17,8%.

Одна из наиболее острых проблем здравоохранения связанна с повышением оплаты

труда работающих. Во Всеволожском районе уровень заработной платы в

здравоохранении в 1995 г. был одним из самых низких (328,9 тыс. руб.) среди

отраслей экономики района. На среднюю заработную плату медика можно было

приобрести материальных благ и услуг эквивалентных стоимости 1,18

прожиточного минимума (в целом по району этот показатель — 1,41).

Межотраслевые сравнения показывают, что с учетом качества и тяжести труда

средняя заработная плата в здравоохранении не должна отставать от среднего

уровня по экономике, как это сложилось в настоящее время, а превышать ее в

1,2-1,3 раза.

Стратегия развития здравоохранения базируется на учете приоритетов, т.е.

определения преимущественного направления средств: лечение инфекционных и

неинфекционных заболеваний, развитие стационарной, амбулаторной и

поликлинической помощи путем строительства крупных специализированных

учреждений в районном центре и небольших учреждений районной системы

здравоохранения.

Одна из задач здравоохранения на современном этапе состоит в том, чтобы

обеспечить приоритет районной (местной) системы оказания медицинской помощи.

Решение этой задачи должно быть осуществлено, в первую очередь, на

федеральном уровне путем установления обязательств государства базисного

пакета клинических учреждений на основе федеральной программы обязательного

медицинского страхования.

Требуют изменения пропорции распределения финансовых ресурсов между

стационаром и амбулаторно-поликлиническим звеном. Приходящаяся на последнее

доля (15-20% всех расходов) без ущерба для здоровья пациентов может быть

доведена до 40%.

Развитие системы профилактики, обнаружение заболеваний на начальных стадиях

может способствовать дальнейшему увеличению доли амбулаторно-поликлинического

звена в общей сумме расходов на здравоохранение, равно как и на учреждение

районной системы здравоохранения, целенаправленному изменению финансовых

потоков с федерального на местный уровень.

3.1.7 Культура

Сеть учреждений культуры Всеволожского района включает в себя: 12 учреждений

клубного типа, 9 музыкальных школ, художественную школу, Централизованную

библиотечную систему и 31 библиотечный филиал. За период с 1992 года в сеть

учреждений, курируемых отделом культуры администрации были включены 5

профсоюзных Домов культуры и 4 профсоюзные библиотеки. Муринский Дом культуры

реорганизован в театрально-концертное объединение «Маска».

Основными направлениями в работе отдела культуры являются:

· работа с кадрами по совершенствованию профессиональной культурно-

просветительной деятельности (Советы директоров, семинары, смотры-конкурсы,

фестивали и т.д.);

· решение вопросов по совершенствованию материально-технической базы

учреждений культуры;

· совершенствование форм и методов духовного развития и культурного

просвещения, организация досуга жителей района.

Большую популярность среди читателей библиотек приобрели Клубы по интересам

различной направленности. Наиболее успешно работают такие клубы в Романовской

и Васкеловской библиотеках. Следует отметить хорошую работу с подрастающим

поколением районной детской библиотеки.

Традиционными в работе учреждений культуры стали массовые театрализованные

праздники и народные гуляния, такие как Встреча Нового года, Проводы Русской

зимы, Пушкинский праздник, День города Всеволожска, театрализованные

мероприятия, посвященные памятным военным датам.

Основными проблемами в работе всех подведомственных администрации учреждений

культуры являются:

· низкое бюджетное финансирование: по плану на 1996 год утверждено 7,6

млрд. руб., а фактически выделено 4,6 млрд. руб.;

· слабое техническое оснащение учреждений культуры (нехватка и

изношенность музыкальных инструментов, радиоаппаратуры, мебели). Многие

учреждения культуры требуют срочного капитального и текущего ремонта, а

средств на эту статью не выделяется;

· низкая заработная плата отдельных категорий работников культуры, таких

как библиотекари, работники технического персонала;

· отсутствие возможности улучшения жилищных и бытовых условий работников

культуры.

3.1.8 Транспорт

Южная часть района пересекается автомобильной трассой Санкт-Петербург —

Мурманск. С юга на север проходит железная дорога в направлении Республики

Карелии; в г. Сортавала она разделяется на два направления: к Петрозаводску и

к поселку Вяртсиля с последующим выходом в Финляндию.

На территории Всеволожского района располагается аэропорт «Ржевка»,

приспособленный к обслуживанию легкой авиации малого и среднего радиусов

действия. При соответствующем дооборудовании, аэропорт может выполнять и

более широкие функции.

Помимо железнодорожного и автомобильного сообщения с Санкт-Петербургом,

Всеволожский район связан с этим городом и линией метро. Здесь находится

конечный пункт первой линии — станция Девяткино.

Ожидается, что в перспективе через Всеволожский район будет проходить часть

кольцевой трассы Санкт-Петербурга и скоростной железнодорожной магистрали

Москва — Хельсинки.

Всеволожский район имеет сравнительно хорошо развитую автодорожную сеть.

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 28 км на 100 км

2 территории, что более чем вдвое превышает аналогичный среднеобластной

показатель. Все населенные пункты района имеют выход на региональную

автодорожную сеть. К сожалению, за время проводимых социально-экономических

преобразований состояние этой сети ухудшилось, что явилось естественным

следствием общего кризиса хозяйственного комплекса страны.

Во Всеволожске создается автобусное муниципальное предприятие. Администрация

район провела переговоры с одним из банков о выделении 2,5 млрд. руб. под

закупку четырех автобусов «ЛИАЗ» и шести «Газелей».

Всеволожский район объективно может предложить самый широкий спектр

транспортных, транзитных и складских услуг.

3.1.9 Проблема бедности

Согласно данным различных бюджетных обследований, не менее 25-45% населения

области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Применительно к

Всеволожскому району это означает, что 47-85 тыс. человек находятся за нижней

чертой бедности. К ним относятся следующие категории граждан:

· неработающие пенсионеры по возрасту с неполным трудовым стажем;

· получатели социальных пенсий;

· получатели пенсии по случаю потери кормильца;

· инвалиды 1-2 группы и неработающие инвалиды 3 группы;

· трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидами первой группы

или престарелыми гражданами старше 80 лет;

· одинокие престарелые граждане;

· беременные женщины;

· женщины, имеющие детей до 3 лет;

· многодетные семьи;

· неполные семьи;

· семьи инвалидов с детьми;

· дети военнослужащих срочной службы.

По данным бюджетных обследований, разрыв в доходах в первой 10-процентной

группой, где среднедушевой доход в 2,4 раза ниже БПМ, и десятой группой (3,2

БПМ ) составляет 8 раз.

Сегодня многие социальные пособия, выполняющие функцию социальной помощи,

назначаются и выплачиваются без учета доходов семьи, по существу безадресно.

Различные виды пособий получает почти половина населения, хотя реально в них

больше всего нуждаются граждане, имеющие доходы ниже прожиточного минимума.

Это привело к тому, что при значительных расходах на выплату социальных

трансфертов, реальные средние размеры пособий остаются низкими. Такие пособия

не имеют сегодня экономического смысла, поскольку не гарантируют социальной

защиты малоимущих слоев населения.

Необходимо повысить обоснованность предоставления социальных выплат с точки

зрения их функциональной направленности. В связи с этим резко возрастает роль

бюджета прожиточного минимума, как средства социальной защиты, определяющего

нижнюю границу материальной обеспеченности населения.

3.1.10 Прожиточный минимум как средство социальной защиты населения

В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской

Федерации № 60-8 от 11 ноября 1992 г. «О направлении Методических

рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской

Федерации», нормы потребления продуктов питания установлены в следующих

размерах с корректированием на местные условия (табл. 3.11).

Таблица 3.11

Годовые нормативы потребления продуктов питания

БПМ населения Ленинградской области

НаименованиеВ сред-Продуктовые наборы по социально-демогра-
продуктовнем нафическим группам
питаниядушу намужчиныженщиныпенсидетидети
селения16-5916-54онеры0-67-15
кг в годлетгодалетлет
1.Хлебопродукты133,1177,4125,5120,864,4112,3
1.1.Бобовые4,56,04,53,70,02,0
1.2.Мука пшеничная19,520,017,025,017,018,0
1.3.Рис2,02,02,02,02,04,0
1.4.Крупа (кроме риса)6,98,05,94,96,06,0
1.5.Хлеб пшеничный64,376,066,057,030,070,0
1.6.Хлеб ржаной70,5117,063,05,020,040,0
1.7.Макаронные изделия4,94,94,85,84,04,0
2.Картофель130,4165,0130,0100,085,0135,0
3.Овощи101,086,0102,0102,085,0120,0
3.1.Капуста50,042,051,050,040,050,0
3.2.Огурцы и помидоры2,82,02,02,05,05,0
3.3.Столовые корнеплоды49,042,049,050,040,065,0
4.Фрукты и ягоды
4.1.Фрукты свежие16,113,710,79,728,838,8
5.Сахар и кондитерские изделия20,020,117,918,819,726,1
5.1.Сахар19,018,317,018,018,024,0
5.2.Конфеты0,80,70,70,71,01,0
5.3.Печенье1,20,70,70,72,03,0
6.Мясопродукты27,331,024,418,118,733,5
6.1.Говядина7,08,05,64,08,012,0
6.2.Баранина0,60,80,50,40,00,0
6.3.Свинина1,41,91,90,70,02,0
6.4.Птица16,120,016,013,010,018,0
6.5.Колбасные изделия0,70,60,60,51,02,0
7.Рыбопродукты1,712,710,712,78,712,5
7.1.Рыба свежая10,912,010,012,08,011,0
7.2.Сельдь0,80,70,70,70,71,5
8.Молокопродукты210,4167,8143,9147,8279,0303,4
8.1.Молоко цельное110,0104,089,099,0130,0128,0
8.2.Сливки и сметана2,02,00,82,01,92,8
8.3.Масло животное2,51,81,81,84,05,0
8.3.Творог9,89,99,98,010,012,0
8.4.Сыры разные2,32,52,02,02,03,0
9.Яйца (штук)152,0180,0150,090,0150,0180,0
10.Масло растительное, маргарин11,813,510,68,96,911,7
10.1.Маргарин5,26,04,53,12,13,1
10.2.Масло растительное7,08,06,56,05,09,0

Для всего населения продовольственная корзина рассчитана на 2240 килокалорий

(белок 74 г., в т. ч. животного происхождения — 21 г.). Эта калорийность

далека от стандартов развитых стран (3300 килокалорий) и почти соответствует

питанию в развивающихся странах (например, в беднейших государствах Южной и

Юго-Восточной Азии — 2100 килокалорий).

Методическими указаниями было предусмотрено, что остальные расходы (на

непродовольственные товары и услуги) рассчитываются из заданных процентных

соотношений. Эти соотношения в Ленинградской области следующие(в %):

Все расходы — 100,0

в том числе на:

продовольственные товары — 68,5

непродовольственные товары — 19,2

платные услуги — 8,1

налоги — 4,2.

В 1992 г. были «отпущены» цены и тарифы на товары и услуги. При указанной

структуре бюджета прожиточного минимума (БПМ) произошло следующее его

удорожание(табл. 3.12):

Таблица 3.12

Динамика БПМ населения Ленинградской области

в декабре 1991 года и 1996 года

(при аналогичной структуре)

Расходы в месяц
Статьи расходовв ценах декабря 1991 года (руб.)в ценах декабря 1996 года (тыс. руб.)
Продовольственные товары147,0210,0
Непродовольственные товары41,258,8
Платные услуги17,424,8
Налоги9,012,9
ИТОГО в месяц214,0306,5

По сравнению с декабрем 1991 г. в декабре 1996 г. БПМ населения увеличился в

1425 раз, а индекс продовольственных товаров (без алкоголя) за этот же период

— в 1239 раз. Более значительный темп роста БПМ населения по сравнению с

индексом увеличения розничных цен на продовольственные товары объясняется

более высоким удельным весом товаров (хлебопродукты) с более резким уровнем

повышения цен, чем это имело место в реальном потреблении населения.

Стоимость БПМ населения дифференцируется в зависимости от социально-

демографической группы. В декабре 1996 г. эта дифференциация была следующая

(табл. 3.13).

Таблица 3.13

Дифференциация стоимости БПМ по социально- демографическим группам в

Ленинградской области(декабрь 1996г., тыс. руб.

В средВПМ по социально-демографическим
нем нагруппам
душумужчижен-пенси-детидети
населе-ныщиныонеры0-67-15
ния16-5916-54летлет
летгода
Продовольственная корзина210,0234,8191,9178,1177,3248,8
Непродовольственная корзина58,881,566,627,345,863,4
Платные услуги24,833,527,415,016,524,9
Налоги12,927,422,4---
Итого БПМ за месяц306,5377,2308,3220,5239,6337,1

Практическое значение это имеет на федеральном и региональных уровнях для

установления минимальных размеров заработной платы, пенсий, различного рода

пособий (на детей, для малообеспеченных) и компенсаций за квартирную плату и

коммунальные услуги.

Рассчитываемые Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области

БПМ не полностью учитывают фактического изменения структуры потребления

населения и, в первую очередь, рост удельного веса расходов на оплату жилья и

коммунальных услуг. Это требует корректировки в расчетах прожиточного

минимума на перспективу.

3.1.11 Стратегия повышения уровня жизни на период 1997-2005 годов

Основными приоритетами и направлениями повышения уровня жизни в перспективе

должны быть:

· стабилизация и повышение среднедушевых реальных доходов;

· постепенное выравнивание доходов и опережающее повышение уровня жизни

малоимущих слоев населения;

· последовательное решение жилищной проблемы с переводом развития

жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость;

· возможно полное удовлетворение потребностей населения в услугах

медицинских учреждений;

· всемерное развитие системы образования.

Политика в области доходов должна предусматривать стабилизацию и рост

основных источников дохода — заработной платы, пенсий и различного рода

доплат (денежного и натурального характера)малоимущим слоям населения. С

учетом этого и снижения инфляции за пределами 2000 г. до 2-5% в год,

важнейшие показатели доходов населения района прогнозируются нами в следующих

параметрах (табл. 3.14).

Необходимым внешним условием реализации прогноза должно стать

совершенствование регулирования оплаты труда на федеральном уровне в 1998-

2005 гг., а именно:

· осуществление разносторонних мер, направленных на то, чтобы заработная

плата всегда была главным источником денежных доходов населения;

Таблица 3.14

Основные показатели денежных доходов населения

Всеволожского района в 1995-2005 годах

Единицы

измерения

1995199619971998199920002005

Заработная плата в экономике района,

в т.ч.:

тыс. руб.3396146507207659201290
в промышленноститыс. руб.3295436006907508501250
Средняя пенсиятыс. руб.231259292320380480710
Прожиточный минимум — всеготыс. руб.299306408450486510560
ПМ трудостпособ-ного работникатыс. руб.331341450495535560620
ПМ пенсионератыс. руб.215220291320346360400
Приходится ПМ на заработную плату в:
экономикераз1,021,81,41,41,41,62,1
промышленностираз1,01,61,31,31,31,52,0
на пенсиюраз1,11,21,01,01,11,31,8
Удельный вес лиц, имеющих доход ниже ПМ%55504540353510

· стимулирующее воздействие на рост производства, который способствовал

бы росту социальных инвестиций и выводу работников по найму из числа

беднейшего населения;

· средняя заработная плата в бюджетной сфере не должна быть ниже 80-85%

от складывающейся в условиях рынка средней заработной платы в промышленности;

· повышение размеров минимальной оплаты труда должно приблизить ее размер

к прожиточному минимуму трудоспособного работника и осуществляться на основе

нового социального норматива — минимальной часовой оплаты труда.

· установление порядка, при котором большая задолженность по выплате

заработной платы (за три месяца и более) является основанием для применения

процедур, предусмотренным законодательством о несостоятельности

(банкротстве);

· административная и уголовная ответственность конкретных лиц за

неоправданную задержку заработной платы.

Основными звеньями пенсионной реформы на федеральном уровне должны стать:

· разработка эффективного механизма для исчисления и пересчета пенсий,

учитывающих более полно трудовой вклад каждого работника.

· своевременное проведение индексации пенсий в связи с ростом стоимости

жизни;

· упорядочение пенсионных льгот, предоставляемых по условиям труда, с

учетом их особенностей в регионах;

На местном уровне следует способствовать трудоустройству пенсионеров,

желающих внести свой вклад в развитие экономики района.

Необходимо совершенствование структуры ПМ должно в 1997-2005 гг. с учетом

региональных особенностей субъектов Российской Федерации:

· состояния экономики и возможностей финансирования выплат социального

характера из федерального и местного бюджетов;

· уровня жизни и прежде всего реальных доходов и реальной заработной

платы, структуры потребления материальных благ и услуг;

· социально-демографического фактора и, прежде всего, возрастно-половой

структуры населения;

· тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг на уровне областей

и их районов.

Основные направления развития жилищной сферы района в перспективе должны

предусматривать достижение к концу периода нормативной обеспеченности жильем

и улучшение его комфортности (табл. 3.15 и 3.16).

Таблица 3.15

Обеспеченность населения Всеволожского района

жилой площадью в 1995- 2005 годах

Ед.1995199619971998199920002005
изм.
Обеспеченность общей площадью

кв. м

на чел.

19,119,520,320,320,321,022,0
Обеспеченность жилой площадью

кв. м

на чел.

11,612,012,512,813,013,015,0
Удельный вес коммуналь-ных квартир%7,47,37,27,17,06,0-
Государственные капвло-жения в строительство жилья

млрд.

руб.

2,4-7,93,09,49,49,5

Таблица 3.16

Обеспеченность населения Всеволожского района

коммунальными удобствами в 1995- 2005 годах

Ед.1995199619971998199920002005
изм.
Удельный вес жилья в го-родской местности, обору-дованной:
водопроводом%78,379,080,082,085,085,090
канализацией%77,279,079,581,585,086,090
центральным отоплением%81,482,082,082,583,085,090
ваннами%69,070,071,072,073,075,080
газом%78,078,579,080,081,082,085
горячим водоснабжением%61,061,562,063,064,065,070
в сельской местности:
водопроводом%58,058,559,060,061,062,065
канализацией%56,357,058,059,060,061,065
центральным отоплением%67,369,070,071,072,073,078
ваннами%51,152,053,054,055,056,058
газом%59,460,061,062,063,064,070
горячим водоснабжением%41,242,043,044,045,046,050

Целью жилищной политики на новом этапе является обеспечение улучшения

жилищных условий для семей с малым и средним достатком, сохранение

бесплатного предоставления жилья малоимущим семьям и военнослужащим. Это

потребует:

· расширения источников и обеспечение устойчивости финансирования

жилищного строительства с увеличением доли внебюджетного финансирования;

· поэтапного перехода жилищно-коммунального хозяйства в режим

безубыточного финансирования при обеспечении социальной защиты малоимущих

слоев населения;

· совершенствования структуры жилого фонда по формам собственности с

приоритетом частного жилья, развитие рынка жилья;

· расширения привлечения средств населения за счет оказания

государственной поддержки в виде безвозмездных субсидий, кредитов, льгот по

налогообложению;

· предоставления муниципального жилья малообеспеченным гражданам,

нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет местного бюджета;

· обеспечения дифференцированного подхода к повышению оплаты жилищно-

коммунальных услуг, предусмотрев полную оплату для семей с высоким доходом и

усиление социальной защиты малоимущих слоев населения;

· повышения тарифов, которое начиная с 1998 г., следует осуществлять

постепенно, в пределах 25% в год, с компенсацией квартирной платы и стоимости

коммунальных услуг в семьях, где доход ниже прожиточного минимума,

рассчитанного по предлагаемой выше методике.

Одним из основных направлений в перспективном периоде является улучшение

обслуживания населения услугами учреждений здравоохранения (табл. 3.17).

Таблица 3.17

Основные показатели развития здравоохранения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.