РУБРИКИ |
Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образования |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Мониторинг качества жизни населения муниципального образованияВсеволожского района в 1995-2005 годах
В период до 2000 г., в связи с отсутствием финансовых ресурсов на строительство больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений, намечается стабилизация показателей развития коечного фонда и численности обслуживающих население врачей и среднего медицинского персонала. В дальнейшем, до 2005 г., намечается некоторое их увеличение. Особое внимание в период до 2005 г. должно уделяться развитию системы образования (табл. 3.18). Таблица 3.18 Показатели развития системы образования Всеволожского района (на начало учебного года)
В районе разработана программа развития системы образования до 2001 г., предусматривающая изменение и развитие в направлении создания социально- экономических, материально-технических, правовых, организационных, научно- методических предпосылок для реализации главной цели образования — формирования всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и определению своего места в обществе. В программе определены сеть общеобразовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов. Основными направлениями программы предусмотрены: · разработка и внедрение новых методов и средств воспитания и развития ребенка в детских дошкольных учреждениях; · разработка единых программ планового перехода «детский сад — школа»; дополнение и расширение программ дошкольного воспитания (музыка и изобразительное искусство); · разработка комплекса программ по обучению иностранному языку в детских садах и начальной школе; · разработка программ нравственного и экономического образования, граждановедения, углубленного изучения отдельных предметов (в т.ч. информатики); · разработка механизма переподготовки педагогических кадров. Общий недостаток программ — отсутствие финансового обеспечения — снижает их ценность. Скорее всего, программы развития системы образования, разработанные во Всеволожском районе, будут реализованы в более отдаленной перспективе до 2005 г.
3.2 Население, занятость и рынок труда.3.2.1 НаселениеЕстественное движение находится под влиянием генеральных факторов общего и регионального характера формирования населения, определяющих его динамику и структуру. Показатели рождаемости района характеризуются более низкими значениями по сравнению с областными и более высокими темпами их снижения; показатели смертности также несколько ниже и менее высок темп их роста (табл. 3.19). Таблица 3.19 Показатели естественного движения населения Всеволожского района и Ленинградской области за 1990-1995 гг. (в расчете на 1000 человек населения)
Динамика рождаемости характеризуется в последнее пятилетие ярко выраженной тенденцией сокращения как в сельской, так и в городской местности. К факторам, определяющим изменение тенденций в рождаемости, относятся демографические факторы (возрастно-половая структура, брачное состояние) и ряд социально-экономических (материальное положение семьи, образ жизни членов семьи, социальный статус, жилищные условия и т.д.). Примечательно, что таких низких показателей рождаемости как в 1995 г. в районе не наблюдалось в мирные годы ни разу. Нынешнее пороговое ухудшение экономической ситуации, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей не могли не повлиять на поведение семьи и в сочетании с общими долговременными тенденциями распространения малодетности определили сегодняшнее критическое положение с рождаемостью. Важно подчеркнуть, что столь невысокий уровень рождаемости характеризует недостаточный уровень даже для простого воспроизводства населения. В настоящее время нетто-коэффициент воспроизводства для района значительно меньше единицы, что соответствует суженному замещению поколений матерей дочерьми. На динамику общего коэффициента смертности в районе, как и в целом по области и России, в 60-80-е годы наибольшее влияние оказал процесс старения населения. В начале 90-х годов произошел резкий скачок роста смертности — до 17,2‰ в 1994 г. Столь стремительный рост смертности в России отмечался лишь в условиях военного времени. В 1995 г. показатель смертности по отношению к 1994 г. снизился на 5,2%. Однако этот процесс пока не является устойчивой тенденцией, и на основании данных одного года рано делать выводы о переломе тенденции роста смертности на противоположную. Таким образом, процесс воспроизводства населения в районе находится под определяющим влиянием смертности, которая значительно превышает рождаемость (в 2-2,5 раза) и определяет депопуляционный характер воспроизводства. При общем росте количества умерших в структуре смертности в 90-е годы произошли существенные изменения: · увеличилась доля умерших от несчастных случаев, отравлений и травм; · возросла доля умерших от болезней органов дыхания, пищеварения, инфекционных и паразитарных болезней. Можно констатировать ухудшение здоровья населения, и особенно молодежи по косвенным данным, характеризующее состояние физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в районе. При незначительном колебании размеров численности жителей, занимающихся в секциях, клубах и группах физкультурно- оздоровительной направленности, в 90-е годы стремительно нарастала численность учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе: с 419 человек в 1990 г. до 898 человек в 1993 г. и 1132 человек в 1996 г. Младенческая смертность является наиболее точным и важным индикатором уровня благополучия в сфере здравоохранения в районе. В 90-е годы для этого сектора смертности была характерна неустойчивая тенденция. Показатель младенческой смертности в течение столь непродолжительного анализируемого периода колебался в пределах от 8,1‰ до 24,3‰ (табл. 3.20). Таблица 3.20 Младенческая смертность Всеволожского района и Ленинградской области за 1990-1995 гг. (число умерших детей в возрасте до 1 года в расчете на 1000 родившихся, в ‰)
Очевидны более высокие значения показателей младенческой смертности района по сравнению со среднеобластным показателем (кроме 1993 — 1994 гг.) и значительный их рост, наблюдавшийся в 1991 и 1995 гг. Этот процесс требует разработки и реализации специальной политики на районном уровне в сфере материнства и детства на базе мониторингового наблюдения за динамикой изменения показателей младенческой смертности. Возрастно-половая структура населения — одна из важнейших демографических и экономических характеристик. Данные о возрастной структуре необходимы для правильного прогноза таких важнейших показателей экономики и социальной сферы района как развитие детских и школьных учреждений, производства товаров массового спроса, развития жилищной сферы и сферы торговли, а также для определения закономерностей роста населения района, причин его заболеваемости и смертности. Структура населения Всеволожского района, также как и Ленинградской области в целом, характеризуется превышением численности женщин над численностью мужчин. Согласно данным последних трех переписей населения это превышение достигало 12-16 тыс. человек, а доля женщин в составе всего населения колебалась в пределах 54,2%-55,3% (см. табл. 3.21). Таблица 3.21 Структура населения Всеволожского района по полу, в % (данные переписей населения)
Данный фактор является объективным и во многом определяется более высокой смертностью мужчин в период военных событий и современной высокой смертностью мужчин в трудоспособном возрасте. Возрастная структура населения Всеволожского района имела на протяжении последнего двадцатилетнего периода тенденцию к постарению, несколько замедлившуюся в 90-е годы. Данная тенденция объективна и была обусловлена в первую очередь успехами здравоохранения в дореформенный период, позволившими существенно увеличить среднюю продолжительность жизни жителей района. Отметим, что Всеволожский район характеризуется по сравнению с Ленинградской областью более высоким удельным весом молодежи и менее значительным уровнем постарения населения. Это связано с существенными масштабами миграционного притока населения в район и преобладанием в составе мигрантов лиц молодого и среднего возраста. Данная тенденция окажет влияние на развитие перспективной структуры населения и трудовых ресурсов (рис. 3.1).
Несмотря на значительные различия в структуре городского и сельского населения, здесь наблюдается противоположная по сравнению со среднеобластными показателями тенденция. Сельское население — в силу значительных масштабов миграционных прибытий — характеризуется менее выраженными тенденциями постарения (табл. 3.22). Таблица 3.22 Возрастная структура городского и сельского населения Всеволожского района на начало 1995 г., в процентах
Выводы: Анализ развития населения Всеволожского района свидетельствует о следующих важных особенностях демографической динамики района по сравнению с областью в целом: · более быстрых темпах роста численности населения, устойчивом его приросте; · нарастанием миграционного прироста в составе источников роста численности района; · более низких показателях рождаемости и более низких показателях смертности, обусловленных различиями в возрастной структуре; · «омоложенной» по сравнению с областными показателями возрастной структурой; · более высоких показателях младенческой смертности; · большей «феминизацией» (преобладание женщин) населения. Интенсивный миграционный приток населения в район в силу его близости к Петербургу определил особенности демографической ситуации в современный период и во многом окажет влияние на перспективную структуру населения.
3.2.2 Занятость и трудовые ресурсыОтличительной особенностью развития трудовых ресурсов Всеволожского района являются значительные масштабы маятниковой миграции в направлении к Санкт- Петербургу. Почти половина трудоспособного населения (по экспертной оценке — 46-52 тыс. человек) работает за пределами района. Естественно, что в условиях значительного высвобождения рабочей силы в Санкт-Петербурге масштабы маятниковой миграции снижаются и бывшие работники Санкт-Петербурга пополняют ряды безработных Всеволожского района. И в перспективе роль данного фактора окажется значительной в силу приграничной функции района по отношению к мегаполису. Доля занятых лиц в возрасте, находящемся за пределами трудоспособного (пенсионеры и подростки) в составе трудовых ресурсов достигает в последние годы 10-14,5% (в области в 1994 г. — 10,4%).Уровень занятости пенсионеров района выше по сравнению с областными показателями и достигает в последние годы почти 30%. Доля учащихся в составе трудовых ресурсов находится в пределах 7,8%-6,8% (в области в 1994 г. — 4%), а доля занятых в ЛПХ достигает 5,4%-7,1% (в области — 4%) (табл. 3.23). Таблица 3.23 Баланс трудовых ресурсов Всеволожского района за 1994-1996 гг.
Основным фактором, оказывающим воздействие на динамику численности занятых являются (как в целом по стране и области) структурные изменения в экономике. Процессы снижения численности занятого населения на крупных и средних предприятиях характерны для района на протяжении всех 90-х годов. Диагностика изменений по всему кругу предприятий свидетельствует о некотором росте численности занятых в экономике. Данная тенденция обусловлена в основном регистрацией новых предприятий района — бывших филиалов основных предприятий Санкт-Петербурга. Можно в целом отметить значительное снижение численности занятых в промышленности (начиная с 1994 г.) и в особенности — в сельском хозяйстве, Только в 1995 г. численность занятых в промышленности сократилась на 22,2%, в сельском хозяйстве — на 19%. Это во многом обусловлено кризисом в экономике и сельскохозяйственного производства. Обращают на себя внимание быстрые темпы роста занятости в социальной сфере (кроме ЖКХ) — здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, народном образовании, культуре, искусстве, науке и научном обслуживании и некоторых отраслях материального производства — транспорте и связи, строительстве, торговле и общественном питании.. Существенен прирост занятых в наиболее рыночно ориентированных видах деятельности (особенно в 1994 г.). Структура занятого населения свидетельствует о снижении доли занятых практически во всех отраслях материального производства и увеличении доли занятых в отраслях социальной сферы. (см. рис. 3.2 ).
По сравнению с Ленинградской областью в целом структура занятости населения района по отраслям экономики характеризуется более низким удельным весом работающих в промышленности (в Ленинградской области — 29,8% в 1995 г.), транспорте и связи (в Ленинградской области 8,2%), органах управления (в области 2,1%), но более высоким удельным весом занятых в торговле (в области 5,6%), кредитовании, финансам, страховании и пенсионном обеспечении (в области — 0.9%). Существуют значительные региональные различия в отраслевой структуре занятых между отдельными волостями. Промышленной ориентацией выделяются Морозовская, Дубровская, Правобережная, Кузьмоловская и администрации (доля занятых в промышленности — 50%-63,7%). Высок удельный вес занятых в сельском хозяйстве в Бугровской, Разметелевской и Заневской волостях (52,8%-74,2%), в строительстве — в Щегловской волости — 56,4%. Выводы: Развитие занятости и трудовых ресурсов Всеволожского района в целом характеризуется следующими отличительными особенностями. 1. Развитие трудового потенциала района находится под определяющим влиянием маятниковой миграции. Почти половина трудоспособного населения работает за пределами района. 2. В структуре трудовых ресурсов по сравнению с областью отмечается более высокий удельный вес занятых пенсионеров и учащихся. 3. Численность работающего населения (с учетом вновь зарегистрированных предприятий) в 90-е годы непрерывно возрастала. Наиболее высокие темпы роста занятости были характерны для социальной сферы и рыночных видов деятельности. Значительные высвобождения работников отмечались в сельском хозяйстве, промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и управлении. 4. В связи с преобразованием форм собственности постепенно происходит снижение доли занятых в госсекторе и увеличение занятости на предприятиях смешанных форм собственности. 5. Отраслевая структура занятости характеризуется по сравнению с областью в целом относительно высоким уровнем занятых в социальной сфере и относительно невысоким уровнем занятости в промышленности.
3.2.3 Формирование рынка трудаВажнейшими характеристиками рынка труда района являются: · масштабы скрытой и открытой частей; · спрос на рабочую силу по отраслям и сферам экономики; · предложение рабочей силы; · динамика уровня безработицы и взаимодействие числа безработных с движением показателей спроса на рабочую силу. Исходя из этих подходов рынок труда во Всеволожском районе следует прежде всего подразделить на открытый и скрытый. Открытый рынок труда охватывает трудоспособное население, фактически ищущих работу и нуждающихся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места в государственном и негосударственном секторах. Официальная часть открытого рынка труда включает в себя свободную рабочую силу, вакансии и ученические рабочие места в системе формального профобразования. Все эти сегменты и составляющие рынка труда официально зарегистрированы в районной службе занятости. Динамика уровня безработицы и соотношения числа безработных с показателями спроса на рабочую силу — важнейшие параметры рынка труда. В настоящее время (01.12.1996 г.) уровень безработицы невелик (всего 2,7% от экономически активного населения), а безработные составляют 85,4-90% всех незанятых трудовой деятельностью, претендующих на получение работы по найму через районные центры занятости. Показатели безработицы в Ленинградской области в целом были выше на протяжении всего периода официальной регистрации безработицы по сравнению с аналогичным показателем для района в 2,5-3 раза. Но удельный вес безработных и уровень безработицы последовательно нарастает. Одновременно происходит уменьшение числа вакансий в расчете на одного безработного. Если до июля 1994 г. уровень безработицы в районе был ниже 1%, то на 1.01.1995 г. он составил 1.5 % (в области 3,7%.), к февралю 1995 г. — 1,6% (в области — 4%), на конец 1995 г. он возрос до 2,6%, на конец 1996 г. — до 2,7%. На 1 января 1997 г. районным центром занятости населения зарегистрировано 2862 человек, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2752 человек имели статус безработных и около 2312.человек (84%) получали соответствующие пособия по безработице (табл. 3.24). Таблица 3.24 Структура рынка труда Всеволожского района, тыс. человек, %
В течение 1995 г. государственной службой занятости было поставлено на учет 4178 ищущих работу, из них было трудоустроено 1405 человек (33,6%) и зарегистрировано с начала года 3486 безработных. Однако существует еще неофициальный рынок труда, который аккумулирует ту часть вакансий, а также учебных мест для приобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не охвачены услугами районных органов трудоустройства и учебных структур формального образования. Границы неофициального рынка труда весьма гибки и подчинены изменениям. По нашим предположениям примерно 52-55% (а среди отдельных категорий, к примеру, среди высвобожденных по причине текучести — и 75%) трудоустраиваются самостоятельно и не обращаются в службу занятости. На основе приведенных выше данных по 1995 и 1996 гг. следует предположить, что потенциальная емкость рынка труда Всеволожского района находится в пределах 10-12 тыс. человек. Среди всего контингента на рынке труда преобладают уволенные по причине текучести и высвобожденные работники, далее следуют такие категории как незанятое население (10-11%), население из механического притока (7-8%), демобилизованные из рядов Вооруженных Сил (8- 9%) (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Структура рынка труда Всеволожского района в 1995 г., % Рост уровня безработицы происходит на фоне снижения числа свободных рабочих мест. Отличительной чертой безработицы во Всеволожском районе среди всех районов Ленинградской области является преобладание уволенных по причине высвобождения. Так, в 1994-1995 гг. доля уволенных по данной причине среди безработных составляла в районе от 40 до 55,9%, в то время как среднеобластной показатель равнялся 22,4-23,9%. Примерно такие же значительные уровни высвобождения наблюдались еще в Кировском и Ломоносовском районах. Особенности развития Всеволожского рынка труда, как и всех приграничных по отношению к Петербургу районов, заключаются также в том, что в составе безработных значительная часть (в 1996 г. — 42%) являются уволенные с предприятий Санкт-Петербурга. Из числа 1819 безработных, уволенных с предприятий Петербурга большая часть (818 чел.) уволилась по собственному желанию и значительно меньшая — по сокращению штатов. Структура безработного контингента неоднородна по социально-демографическому составу.В составе безработных преобладают женщины (65,4%). Вместе с тем, у всех социально-демографических групп (мужчины, женщины, молодежь) к числу определяющих причин безработицы относится увольнение по собственному желанию. Безработица затрагивает не только рабочую силу низкого качества, но и контингент работников с высоким уровнем образовательной и профессиональной подготовки. К числу отличительных особенностей безработицы в районе относится высокий образовательный уровень безработных. (табл. 3.25). Таблица 3.25 Уровень образования безработных Всеволожского района, в %, по данным 1996 г.
Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но с высокой вероятностью потерять работу. Основная причина этого явления — снижение объемов производства и многолетняя практика резервирования избыточной рабочей силы на предприятиях. Выводы: Диагностика формирующегося рынка труда свидетельствует: · о менее значительном уровне безработицы в районе по сравнению с областью и более интенсивных темпах ее роста; · значительной доле в составе безработных и среди всех ищущих работу уволенных по причинам текучести и высвобождения; · о более высоком образовательном потенциале (особенно среди женщин) безработных и более высокой доле служащих; · 42% в составе безработных района составляют уволенные с предприятий Санкт-Петербурга; · о дополнительном давлении на рынок труда оказываемом постоянно снижающимся количеством рабочих мест, приходящихся на 1 безработного.
3.2.4 Перспективы роста населения и демографическая политикаДальнейшее развитие населения и перспективы роста его численности во многом будут зависеть от стабилизации положения в экономике района, возможностей роста жизненного уровня населения. Если будут созданы условия для повышения уровня жизни населения в масштабе страны и произойдет стабилизация политической обстановки, можно ожидать реализации части «отложенных рождений» и некоторого «всплеска» рождаемости компенсаторного типа. В 2004-2005 гг. возможен подъем рождаемости как следствие значительного числа рождений в 1983-1984 гг. В ближайшей перспективе не ожидается значительного снижения смертности населения района в силу кризисных явлений в системе здравоохранения, нарастания негативных тенденций в качестве жизни. Предполагается сохранение числа умерших в пределах 3-3,1 тыс. человек и естественной убыли населения — 1,7-2,1 тыс. Как следствие низкого уровня жизни большинства жителей страны, серьезного обострения проблем трудоустройства, неразвитости рынка жилья возможно снижение размеров миграционного прироста к концу прогнозируемого периода до 2-1,5 тыс. человек ежегодно. Таблица 3.26 Предположительная численность населения Всеволожского района на 1997-2006 гг., на начало года, тыс. человек
При предположении о проведении активной социальной политики по стабилизации жизненного уровня в стране, в области и районе в частности возможна более благоприятная динамика развития населения — (2-й вариант). Развитие системы здравоохранения, активизация охраны труда на производстве могут оказать влияние на снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, здесь велико значение местных органов власти. Особенно это относится к «не устаревающему сюжету» — борьбе с пьянством и алкоголизмом. Предполагается, что при проведении стабилизирующей политики в сфере здравоохранения и решительного пресечения бытового пьянства возможно сохранить более 1 тыс. жизней ежегодно, а естественная убыль снизится к концу прогнозируемого периода до 1 тыс. человек. В условиях цивилизованного развития рынка труда и рынка жилья возможна стабилизация размеров миграционного прироста в пределах 3-4 тыс. человек ежегодно. При данных предположениях численность населения по-прежнему будет увеличиваться и возрастет за 1997-2005 гг. на 9,4% (на 18 тыс. человек), в том числе за 1997-2000 гг. — на 4,9%. В составе источников изменения численности населения 30 тыс. человек будет приходиться на миграционный прирост, 12 тыс. человек — на естественную убыль. Таким образом, к стратегическим направлениям развития перспективной численности населения и ее структуры можно отнести следующие: · продолжение депопуляционных тенденций в развитии населения; · рост населения за счет миграционного прироста как следствие привлекательности района из-за его близости к Санкт-Петербургу; · увеличение численности населения в трудоспособном возрасте как следствие демографических процессов прошлых лет и предполагаемого миграционного прироста на протяжении всего прогнозируемого периода; · в 1997-2000 гг. возможен значительный рост численности и доли молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, в конце прогнозируемого периода — увеличение численности лиц предпенсионного возраста; · стабилизация доли и численности лиц в возрасте старше трудоспособного. Отмеченные негативные тенденции в развитии естественного движения требуют проведения на местном уровне неотложных мер с целью стабилизации воспроизводственного цикла населения. К числу приоритетных мер демографической политики необходимо отнести следующие: 1. Улучшение материального положения недееспособных семей, ликвидация на уровне района голода и нищеты, «заброшенности» одиноких пожилых людей. 2. Смягчение, амортизация негативного влияния факторов, определяющих низкий уровень рождаемости населения. Разработка на региональном уровне системы налоговых льгот, с учетом местной специфики, для предприятий, выделяющих средства на помощь семьям с детьми, на строительство (или ремонт) дошкольных и медицинских учреждений. В условиях глубочайшего финансового кризиса проблемы социальной защиты материнства и детства могут быть решены только в случае мобилизации всех финансовых ресурсов региона. Возможно, что реализация подобных мер сопряжена с необходимостью «урезания» других статей бюджета. 3. Разработка специальных мер, связанных с охраной здоровья населения и снижением уровня смертности от неестественных причин — несчастных случаев, травм и отравлений; борьба с пьянством и алкоголизмом.
3.2.5 Стратегия развития трудовых ресурсов
|
|
© 2007 |
|