РУБРИКИ

Диплом: Налоговые реформы, пути и результаты

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Налоговые реформы, пути и результаты

Диплом: Налоговые реформы, пути и результаты

Введение_ 2

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики 4

II. Налоговая система России_ 6

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике России. 6

2.3 Основные налоги собираемые на территории России_ 7

III. Противоречия действующей налоговой системы России_ 12

3.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы_ 12

3.2. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации_ 14

3.3. Нестабильность налоговой системы России_ 15

IV. Направления налоговой реформы_ 17

V. О некоторых аспектах налоговой нагрузки экономики и

прогнозе поступления налогов в 2000 году_ 19

VI.Пути реформирования налоговой системы_ 25

6.1. Попытка реформирования налоговой системы_ 27

6.2. Пути реформирования правовой базы налоговой системы_ 30

6.3. Предложения российских экономистов_ 33

6.4. Роль мирового опыта в организации налоговой системы России_ 35

6.5. К вопросу о Налоговом кодексе РФ_ 37

6.6. О проблемах налогового нормотворчества 41

6.7. Налоговый кодекс Российской Федерации (проект части второй) 43

VII.Реформа налоговой службы_ 45

VIII. Новый закон - новые проблемы_ 48

8.1. Участники отношений, регулируемых

законодательством о налогах и сборах, и иные лица, обязанности которых

установлены НК РФ_ 49

8.2.Понятийный аппарат 50

8.3. Объект налогообложения_ 50

8.4.Налоговые проверки_ 51

8.5. Контроль за крупными расходами физического лица 51

8.6. Налоговые правонарушения и ответственность_ 52

8.7. Исчисление сроков_ 53

IX.Заключение_ 54

1. Репрессивная сущность действующей налоговой системы_ 55

2. Приоритеты предлагаемой налоговой политики_ 56

3. Основные направления налоговой реформы_ 57

4. Меры по реформированию налоговой системы_ 58

Список использованной литературы_ 59

Политика есть искусство постоянного нахождения обоснований для новых налогов.

Гарольд Нар

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на

рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной

экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве

определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как

и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой

в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и

обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими

интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной

подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы

предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей,

предприятий всех форм собственности с государственными и местными

бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи

налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение

иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к

экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора

рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного

хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в

развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991

г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой

системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской

Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на

добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Этот закон установил

перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других

платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и

обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов,

пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим

органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Целью данной работы является анализ действующей налоговой системе России,

выделить её основные противоречия и пути её реформирования. Также здесь

приведены мнения некоторых российских ученых экономистов относительно

решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем

в странах с развитой рыночной экономикой, всё это нужно для того что бы -

привлечь внимание специалистов к актуальным проблемам налогового

нормотворчества, к возможным мерам, которые могли бы быть приняты в целях

решительного совершенствования всего массива нормативных актов в налоговой

сфере и удачного проведения налоговых реформ ибо строить будущее надо на

основе исторических факторов.

Работа над специальными частями НК РФ сведется в конечном счете к подготовке

проектов новых законов об отдельных налогах на основе систематизации

нормативных актов и соответствующей их переработки.

Обычно такая работа начинается с обозрения накопленного нормативного

материала по тому или иному налогу, его анализа и отбора тех актов, которые

должны быть учтены при разработке проекта.

Затем необходимо проанализировать и обобщить практику применения действующего

на момент завершения диплома , законодательства, включая разъяснения

налоговых и финансовых органов, судебную практику и публикации в

периодических и монографических экономических и юридических изданиях,

посвященных тематике диплома.

Проведение этой подготовительной работы позволит составить первоначальный

вариант проекта нового направления налоговых реформ, который может стать

основой для дальнейшей работы.

Непременным условием моделирования является сопоставление, соизмерение

положений проекта с различного рода ситуациями, возникающими в экономическом

обороте. Поскольку правовое регулирование экономического оборота

осуществляется в основном Гражданским кодексом Российской Федерации,

необходимо проследить, охватываются ли экономические результаты различных

видов сделок или деликтов положениями проекта. Экономическая и юридическая

литература, судебная практика приводят много примеров, свидетельствующих о

необходимости корреляции норм налогового и гражданского законодательства,

отображение в первом особенностей регулируемого последним экономического

оборота.

От решения подобных вопросов зависит степень детализации налоговых законов,

влияющая на определенность, беспробельность правового регулирования налоговых

отношений.

С этой категорией вопросов смыкается еще одна важная проблема, возникающая

при составлении любого налогового закона. Она заключается в том, что

законодательное регулирование в налоговой сфере объективно имеет некие

пределы, за которыми закон может превратиться в инструкцию или, наоборот,

стать тормозом в налогообложении. По существу, здесь идет речь о характере и

объеме полномочий органов исполнительной власти в регулировании налоговых

отношений. Статья 4 НК РФ, допускающая возможность издания упомянутыми

органами нормативных актов по вопросам налогообложения, мало что проясняет в

этом плане.

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

1.1.Сущность налога

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно,

налоги появились с разделением общества на классы и возникновением

государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания ...

публичной власти ... “ (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В

истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без

налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению

коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных

средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из

этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов

государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд,

охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно

должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской

Федерации” определяет общие принципы построения налоговой системы в

Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также

права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим

платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или

во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,

определяемыми законодательными актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц,

получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых

ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики

государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: “Плательщиками налогов

являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические

лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена

обязанность уплачивать налоги” ( Закон РФ “Об основах налоговой системы в

Российской Федерации”. С изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года.

Глава 1, статья 3 ).

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по

налогам согласно закона.

Объектами налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы (прибыль),

стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности

налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными

ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества,

добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты,

установленные законодательными актами.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых

законодательными актами, следующая льгота:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания

налогов);

- прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России

необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с

налогоплательщика. Оно зависит прежде всего от размеров прибыли

налогоплательщика.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством

в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта ( ВВП ) в

виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники

производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание

налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с

одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования

государственных финансов.

1.2. Функции налогов

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции,

которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие

налоговых систем исторически определили три основные его функции -

фискальную, стимулирующую и регулирующую.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный

характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и

регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых

средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во

всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь

выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных

расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что

стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия

государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого

директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в

отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в

различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного

спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия.

Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный

уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая

роль более приближена к микро экономике и учитывает интересы конкретного

хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов

проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения,

масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики.

Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов,

применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также

другие.

II. Налоговая система России

”Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в

установленном порядке, образует налоговую систему.” (Закон РФ “Об

основах налоговой системы в Российской Федерации”)

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике России.

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить

основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения

любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть

прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах

налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой,

на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз

вплоть до его реализации.

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих

налоги.

5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся

общественно-политическим потребностям.

6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП

и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении

налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов.

Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен

мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена

экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия

существующего налогового законодательства выявились многочисленные

противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия

многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою

очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности.

Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и

положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской

Федерации построена на следующих принципах:

1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение

хозяйствующих субъектов ( юридических лиц ). В условиях рыночной экономики

такое явление - анахронизм и требует поэтапного ( постепенного ) переноса

налогового бремени на граждан;

2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли

косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных

налогов в последнее время возрастает.

3. Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу

доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур

вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за

поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно

направленных на стимулирование производства.

5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения

налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и

уголовной ответственности.

6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской

и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия

расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на

счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами

предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе

отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых

санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению

дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

2.3 Основные налоги собираемые на территории России

Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей,

наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на

прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и

подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых

доходов консолидированного бюджета.

Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность

налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить

свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют

всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно

усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы

налоговых инспекций и налоговой полиции.

Напомним, что в 1996 г. в консолидированный бюджет поступило 474,7 трлн. р.,

что составляет 21% ВВП, в том числе:

- в федеральный бюджет - 207 трлн. р. - 43,6%;

- в бюджеты регионов - 267,7 трлн. р. - 56,4%.

Основная доля поступлений в федеральный бюджет обеспечена: НДС - 48,3%,

акцизами - 23,3%, налогом на прибыль - 19%, подоходным налогом с физических

лиц - 2,7%, платежами за пользование природными ресурсами - 3,5%, прочими

налогами и сборами - 3,2%.

Распределение налогов по видам по субъектам Федерации таково: НДС - 15,9%,

акцизы - 3,1%; налог на прибыль - 24,1%; подоходный налог с физических лиц -

19,2%; платежи за пользование недрами и природными ресурсами - 5,1%; прочие -

32,6%. Рассмотрим эти налоги подробнее.

а) Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых

налогов и взимается с доходов трудящихся.

Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом

Российской Федерации от 7 декабря 1991 года “О подоходном налоге с

физических лиц” .

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так

и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая

иностранных граждан, так и лиц без гражданства.

Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный

в календарном году.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной

(национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в

натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемым ценам, а

при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в

иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по

официальному курсу.

Если физическое лицо получило доход от предпринимательской деятельности, то

сумма, облагаемая налогом как физического лица, уменьшается при

документальном подтверждении уплаты соответствующего налога.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих

налогообложению. Так, не подлежат налогообложению государственные пособия

по социальному страхованию и по социальному обеспечению ( кроме пособий по

временной нетрудоспособности ), а также другие виды в денежной и натуральной

форме, оказываемой физическим лицам из средств внебюджетных,

благотворительных и экономических фондов, зарегистрированных в установленном

порядке. Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в

порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не

включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме,

полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость

подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года

в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного

установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного

кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий

лиц.

Совокупный доход , полученный физическими лицами в налогооблагаемый период,

уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в

пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за

каждый месяц с учетом возраста. Важно отметить, что указанное уменьшение

облагаемого налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на

содержании которых находится ребенок (иждивенец).

Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные

ими на благотворительные цели.

Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации,

заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому

органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего

за отчетным.

В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного

налога. Многие российские экономисты полагают, что для “справедливой”

налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного

налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.

б) Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога

юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и

организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица,

независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой

формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России

предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения,

компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с

законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую

деятельность.

Законодательство “О налоге на прибыль предприятий и организаций” не

распространяется на банки, кредитные учреждения в части доходов от

осуществления отдельных банковских операций и сделок; предприятия - по

доходам страховой деятельности; предприятия любых организационно-правовых

форм - в части прибыли, полученной от реализации произведенной ими

сельскохозяйственной продукции. От других видов деятельности названные

предприятия, кроме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи важным

моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость

продукции (работ, услуг).

Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они также

подлежат налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В

этом случае доходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального

банка России на момент поступления доходов на валютный счет.

Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных

законодательством при фактически произведенных затратах и расходах за счет

прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы:

направленные на финансирование капитальных вложений производственного и

непроизводственного назначения при условии полного использования

предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную

дату;

в размере 30% от капитальных вложений на природоохранительные мероприятия;

затрат (по нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на

балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры

и спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и

инвалидов, жилищные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;

Особые льготы помимо общих установлены для малых предприятий, не превышающих

200 человек:

исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направляется на

строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов,

освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога,

исчисленного по полной ставке;

освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль

предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции,

производству товаров народного потребления, строительных, ремонтно-

строительных и по производству строительных материалов - при условии, если

выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от

реализации продукции (работ, услуг).

Важном моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий,

созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их

структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по

установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в

установленном порядке взносу в бюджет.

Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных

юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли

иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на

территории Российской Федерации.

Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на

прибыль в размере 32% ; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по

прибыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если не

представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным

юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать

ее исходя из нормы рентабельности 25%.

Международные договоры об избежании двойного налогообложения и

предотвращению уклонения от налогов на доходы и капитал являются условием

сбалансирования взаимных интересов двух или нескольких стран,

заинтересованных во взаимной защите капиталовложений и обеспечении

идентичного налогового режима для юридических лиц договаривающихся стран.

Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с других видов

доходов и прибыли.

Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предприниматели,

являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации,

включая созданные на территории России предприятия с иностранными

инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных дорог в размере

0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых

услуг, заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли)

и снабженческо-сбытовые организации в размере 0,03% от оборота.

Важное место в налоговой системе предприятий занимают платежи, связанные с

социальным страхованием, обеспечением занятости населения, медицинским

страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов по отношению

к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий, организаций,

учреждений независимо от форм собственности определен в размере 39%, в том

числе фонд социального страхования - 5,4%, государственный фонд занятости

населения - 2%, обязательное медицинское страхование - 3,6%, в пенсионный

фонд для названных работодателей - 28%.

в) Активизация перехода к рыночным отношениям обусловливает необходимость

появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием

стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость.

Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и

практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции,

товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их

изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и

некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость,

создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между

стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и

стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Плательщиками налога с оборота являются предприятия и организации независимо

от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус

юридического лица и их филиалы; предприятия с иностранными инвестициями,

занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью, индивидуальные

(семейные), частные предприятия; различные международные объединения и

иностранные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную

стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской

деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что их годовая

выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на

каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя,

т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии

прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по

реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе

производственно-технического назначения, как собственного производства, так и

приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию

России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая

гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога.

Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного

образования, связанные с учебно-производственным процессом, плата за

обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги по

содержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за больными и

престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а

также соответствующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства,

религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие

развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет

государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями

народного образования.

г) Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и

оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость,

введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с

оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской

Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными

инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные

подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от

форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров

собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз.

К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-

водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия,

легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные

изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые

изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе

обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не

облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и

являются едиными на всей территории России.

III. Противоречия действующей налоговой системы России

Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г. Создание

новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не

обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами

хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным

регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой

системы является кризис экономики.

Нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического

кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках.

Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов.

Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов

производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы

государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество,

завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства.

Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов,

отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

Во многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере по

форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание

внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе,

который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли

на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными

мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни

россиян. Особенно удушающим оказался НДС, первоначальная ставка которого была

установлена на уровне 28%. Несмотря на то что его ставка в последующем была

снижена до 20%, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. Кроме

того, в налоговой системе России просматриваются серьёзные противоречия между

ставками на отдельные налоги. Так, например, если в 1996 г. общая ставка

налога на прибыль составляет 35%, то доля платежей за пользование природными

ресурсами относительно невысока - 2,8%, а значение налога на имущество явно

принижено - на него приходится всего 6,5% доходов консолидированного бюджета.

Таких примеров можно приводить очень много, поэтому стоит проблемы нынешнего

налогового законодательства стоит рассмотреть подробнее.

К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат

в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой

системы является существенным, если не основным, экономическим фактором,

сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

Не удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее время

предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она

недопустимо жестка по числу и “качеству” налогов и слишком сложна для

налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она

допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все эти

замечания справедливы.

3.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы

Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. с одной

стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой —мало кто

понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по

развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых

инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими.

Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от

специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом

свидетельствует и мировой опыт.

Первая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата.

Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем

Законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”. В статье 2 этого

закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается

одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики.

Определение понятия “плательщик налога” неполно. А определение объекта

налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения

общих признаков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в

необходимости определения этих понятий, нет никакой схоластики, она диктуется

сугубо практическими целями.

Определить понятия “налог” и “сбор”, адекватно отразив в определении их

существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей,

входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и

органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода

платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в

доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.

Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер

налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права:

установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И уже

совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и

неточности в налоговом законодательстве “устраняются” разъяснениями

Госналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми

суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и

размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к

сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания

авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно

обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии

становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас

представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных

работ и установки оборудования.

Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой

подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных

положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин,

ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и

издании правоприменительных актов по налогам.

Третья группа проблем, которые необходимо разрешить в новом налогового

кодекса, касается взаимоотношений налоговых органов с

налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные

полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур,

детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых

крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении

чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность

между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков.

Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от

совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.

Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений

были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и

были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и

неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган

возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в

налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать,

то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик

неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной

налог по вине налогового органа.

Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система

ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения.

Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости

от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины

в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций,

отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до

конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность

налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов

к решению проблемы.

Прошедшие годы показали, что число лиц, имеющих доходы, подлежащие

декларированию, и сумма подоходного налога, уплаченная ими, растёт.

Количество деклараций поданных в 1999 г. возросло по сравнению с 1996 г. в

3,3 раза. Доля подоходного налога, уплаченного по декларациям от общей суммы

подоходного налога выросла в 5,4 раза.

Однако далеко не каждый гражданин считает уплату налогов долгом чести и своей

конституционной обязанностью. С целью проведения работы с налогоплательщиками

специально для граждан развёрнуто и действует более 11 тыс. консультационных

пунктов, специалисты центрального аппарата Госналогслужбы России и на местах

выступают по телевидению, радио и в печати.

Оперативная информация налоговых органов свидетельствует, что значительное

число физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от

налогообложения своих доходов или скрывает их истинные размеры.

Так, к 1 апреля 1998 г. декларации добровольно представили 3,8 млн. человек,

а в период с 1 апреля 1998 г. до 1 января 1999 г. налоговые органы заставили

представить декларации ещё более 950 тыс. человек, что составляет 25% от

числа граждан, подавших декларации. Об этом же говорят и следующие данные: за

занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, за

неподачу или несвоевременную подачу декларации, за искажённые данные в

декларации к административному штрафу в сумме 39,6 млн. руб. Привлечено 230,1

тыс. человек. Кроме того, проверками достоверности деклараций, произведёнными

налоговыми органами, доначислено около 400 млн. руб. подоходного налога и

санкций в связи с занижением ( сокрытием ) ими доходов. Но это только то, что

выявлено.

По экспертным оценкам, имеют самостоятельные источники дохода и являются

потенциальными плательщиками подоходного налога около 6 млн. человек. Таким

образом, вне контроля находится значительная часть граждан. В основном это

так называемые “челноки” - как российские, так и иностранные граждане.

Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о порядке

осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о периодичности и

продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия

налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках

принятия решений и т. д.

Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы

налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем,

что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования

налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой

сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и

специалистов.

3.2. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации

Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют

множество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие

налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из

наиболее критикуемых действующих налогов.

В условиях инфляционных процессов и огромной ставки НДС этот налог стал

сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи

с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на

четверть и так уже выросшие многократно цены. Его роль проявляется в том,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.