РУБРИКИ

Диплом: ОАО НОВОШИП и условия работы флота

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: ОАО НОВОШИП и условия работы флота

/p>

Продолжение табл. 5

Группы основных фондов

1996

1997

Балансовая стоимость

В % к итогу

Балансовая стоимость

В % к итогу

В т.ч. наливной

2712,2

44,4

2666,3

53,1

Комбинированный

1530,7

25,0

1139,2

22,7

Сухогрузный

828,2

13,5

752,2

15,0

Пассажирский

111,5

1,8

111,5

2,2

служебно-вспомогательный

21,8

0,4

34,2

0,7

Мебель

0,9

-

0,9

-

Хозяйственный инвентарь и инструмент

2,0

-

2,0

-

Транспортные средства прочие (кроме флота)

9,2

0,2

8,6

0,2

Прочие основные фонды

0,5

-

0,4

-

Флот местный

3,9

0,1

7,3

0,2

Жилищный фонд

587,5

9,6

3,2

0,1

Озеленение

0,2

-

0,2

-

ВСЕГО

6116,7

100,0

5021,7

100,0

Анализируя состав и структуру основных фондов видим, что в общей стоимости

основных фондов транспортный флот занимает наибольший удельный вес. После

передачи жилищного фонда доля флота увеличилась с 85,1% в 1996 году до 93,7%

в 1997 году. Из остальных групп основных фондов здания занимают 3,5% в 1997

году, рабочие машины и оборудование – 0,7%, прочие сооружения – 0,6%.

Важнейшие предпосылки эффективного использования основных производственных

фондов заложены в их структуре, совершенство которой определяется

соотношением между активной и пассивной частями, а также между различными

элементами.

При определении состава активных и пассивных основных производственных фондов

следует исходить из различной роли средств труда в производственном процессе.

Так, в ОАО «Новошип» к активным производственным основным фондам следует

отнести транспортный флот, составляющий 93,7% всех основных фондов компании.

С увеличением доли активных средств труда связано повышение технической

вооруженности и производительности труда. Те фонды, которые обеспечивают

нормальное функционирование активных фондов называются пассивными. Это

гидротехнические сооружения, здания, склады и другие. Деление основных

производственных фондов на активные и пассивные производится для того, чтобы

не допускать излишнего роста пассивной части по сравнению с ее оптимальной

величиной.

В связи с этим рассмотрим состав и структуру основных производственных фондов

ОАО «Новошип» на конец 1997 года.

Таблица 6

Состав и структура основных производственных фондов ОАО «Новошип» в млн.руб.

Виды основных производственных фондовБалансовая стоимостьСтруктура в %
Здания

120,2

2,5

Гидротехнические сооружения

6,2

0,1

Прочие сооружения

18,8

0,4

Передаточные устройства

8,9

0,2

Силовые машины и оборудования

1,9

-

Рабочие машины и оборудование

29,0

0,6

Погрузо-разгрузочные механизмы

7,2

0,1

Продолжение таблицы 6

Виды основных производственных фондов

Балансовая стоимость

Структура в %

Измерительные приборы, устройства, лабораторное оборудование

6,4

0,1

Вычислительная техника

4,6

0,1

Прочие машины и оборудование

0,4

-

Транспортные средства (флот)

4703,4

95,5

В т.ч. наливной

2666,3

54,1

комбинированный

1139,2

23,1

сухогрузный

752,2

15,3

пассажирский

111,5

2,3

служебно-вспомогательный

34,2

0,7

Мебель

0,6

-

Хозяйственный инвентарь и инструмент

1,9

-

Транспортные средства – прочие (кроме флота)

8,4

0,2

Прочие основные фонды

0,4

-

Флот местный

7,3

0,2

ВСЕГО

4925,6

100,0

Анализируемые показатели таблицы 6 свидетельствуют о том, что активная часть

основных производственных фондов (транспортный флот) составляет 95,5%, что

примерно на 1,5% ниже требуемой оптимальной величины (норма составляет

приблизительно 97-99%).

Поэтому необходимо ОАО «Новошип» увеличить долю транспортного флота до

требуемой нормы за счет пополнения его новыми более современными судами.

2.2. Расчет и анализ показателей состояния и движения основных

производственных фондов

Основные производственные фонды в бухгалтерском учете и отчетности отражаются

в денежной оценке. Такая оценка имеет большое значение для правильного

определения их общей величины, состава и структуры, начисления амортизации,

определения эффективности внедрения новой техники. Кроме того, она необходима

также для расчета себестоимости продукции, определения фондоотдачи и

рентабельности производства.

Различают три вида стоимостной оценки основных фондов: первоначальную,

восстановительную и остаточную.

Под первоначальной стоимостью понимают затраты, связанные с созданием или

приобретением основных фондов, включая затраты на доставку и монтажные

работы. Первоначальная стоимость основных фондов – это их стоимость в момент

ввода в эксплуатацию. Учтенную на счетах бухгалтерского учета первоначальную

стоимость можно менять лишь при расширении, достройке, дооборудовании,

модернизации или реконструкции объекта, проводимых за счет капитальных

вложений или в результате переоценки основных фондов.

Под восстановительной стоимостью основных фондов понимается стоимость их

воспроизводства в современных условиях и по современным ценам.

От первоначальной и восстановительной стоимости следует отличать балансовую и

остаточную стоимости. Если первоначальная и восстановительная стоимости

отражают уровень общественного производства, применительно к которому

определены затраты на создание конкретных основных фондов, то балансовая

стоимость фиксирует ту из них, по которой основные фонды учтены в активе

бухгалтерского баланса предприятий. Она может быть либо первоначальной, либо

восстановительной, в зависимости от того, проходили или нет фонды переоценку.

Остаточная стоимость представляет собой разность, полученную от вычитания из

первоначальной стоимости основных фондов суммы износа. Она показыва-

ет ту часть стоимости, которая к данному моменту сохранилась в основных

фондах после определенного периода их функционирования. Таким образом, чем

более длительный период эксплуатировались основные фонды, тем ниже их

остаточная стоимость, и наоборот. Оценка по остаточной стоимости используется

при обработке планов воспроизводства основных фондов с целью их обновления.

По истечении определенного времени основные фонды выбывают из производства

вследствие износа. Различают физический и моральный износ. Физический износ

означает потерю основными фондами своих первоначальных качеств. Подавляющее

большинство основных фондов морского транспорта подвергается износу как в

процессе их использования так и вследствие воздействия на них сил природы.

Сущность морального износа заключается в потере стоимости в связи с

удешевлением воспроизводства или появлением более совершенных и

производительных сил труда. Моральный износ является экономическим

результатом научно-технического прогресса. Он не зависит от физического

состояния основных фондов и степени их использования.

Стоимость основных фондов постепенно по мере снашивания переносится на

произведенную продукцию. Процесс возмещения износа основных фондов

перенесением утраченной ими стоимости на стоимость продукции, превращения

утраченной стоимости в денежную форму и накопления средств для последующего

воспроизводства основных фондов называется амортизацией.

Амортизация исчисляется равномерно с тем, чтобы уменьшить стоимость или сумму

активов на протяжении предполагаемого полезного срока их службы.

Предполагаемый срок полезной службы следующий:

Здания 25 - 90 лет

Сооружения, оборудования 5 - 15 лет

Суда 20 – 25 лет

Амортизационные отчисления – это денежная форма перенесенной на продукт труда

стоимости действующих основных фондов. Амортизационные отчис-

ления включаются в состав себестоимости перевозок. Они предназначены для

полного восстановления основных фондов, т.е. замены старых фондов новыми.

Полное восстановление осуществляется путем капитального строительства.

В целях лучшего использования средств труда амортизация начисляется по всем

фондам, находящимся на балансе предприятия, независимо от того используются

они или бездействуют.

Знание всех перечисленных выше понятий позволяет наиболее правильно

производить оценку состояния и движения основных фондов.

Анализ состояния и использования основных фондов необходимо начинать с

выяснения их наличия и движения. Для этого приведем отчетные данные по

пароходству в таблице 7.

Таблица 7

Движение основных фондов в ОАО «Новошип» в млн. руб.

Показатели

Наличие на начало годов

Поступило

Выбыло

Наличие на конец годов

1996

1997

1996

1997

1996

1997

1996

1997

Всего основных фондов

в том числе:

1.производст-венных

в том числе:

транспортный флот

2.непрозводственных

6891,7

6249,2

5995,8

642,5

6116,7

5460,4

5204,4

656,3

122,2

100,9

72,1

21,3

70,3

57,4

43,0

12,9

897,2

889,7

863,5

7,5

1165,3

592,2

544,0

573,1

6116,7

5460,4

5204,4

656,3

5021,7

4925,6

4703,4

96,1

Как видно из представленной таблицы, вся совокупность основных фондов

уменьшилась на конец соответствующих отчетных периодов на 17,9% или на 1095,0

миллионов рублей за счет уменьшения транспортного флота, составляющего

большой удельный вес в составе основных производственных фондов. Поэтому

следует сделать анализ состава флота ОАО «Новошип» по количественному и

возрастному составам и по структуре.

В таблице 8 приведены показатели наличия транспортного флота ОАО «Новошип»

совместно с дочерней компанией по видам флота и дедвейту.

Таблица 8

Количественный состав флота ОАО «Новошип» (совместно с флотом дочерней

компанией) по состоянию на 31 декабря соответствующих годов

Вид флота

Количество судов

Суммарный дедвейт, тыс. тонн

1996

1997

1996

1997

Наливной

ОБО

Сухорузный

Пассажирский и служебно- вспомогательный

Всего

49

18

20

3

90

49

16

18

1

84

2225

1659

285

27

4197

2115

1441

258

1

3815

Из представленной таблицы следует, что в составе всего флота наибольший

удельный вес –58,3% приходится на наливной флот, это говорит о том, что

основную часть доходов пароходство получает от участия в перевозках на

мировом рынке нефти и нефтепродуктов.

Распределение тоннажа в процентах от суммарного дедвейта

Диплом: ОАО НОВОШИП и условия работы флота

Рис.1

Как видно из рисунка 1 наибольший удельный вес в суммарном дедвейте судов ОАО

«Новошип» и дочерней компании также приходится на наливной флот.

Для оценки качественного состояния основных фондов произведем группировку

активной части фондов (флота) по срокам эксплуатации, так как изучение

возрастного состава позволяет решить вопросы, связанные с модернизацией и

капитальным ремонтом, и правильно наметить перспективу технического

перевооружения пароходства.

Возрастной состав флота ОАО «Новошип» и дочерней компании характеризует

таблица 9 и рисунки 2 и 3.

Таблица 9

Возрастной состав судов

Возрастной период

1996

1997

До 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

От 15 до 20 лет

Более 20 лет

Всего судов

18

13

27

19

13

90

20

11

28

19

6

84

Диплом: ОАО НОВОШИП и условия работы флота

Рис.2

Диплом: ОАО НОВОШИП и условия работы флота

Рис.3

Из диаграмм видно, что в 1997 году увеличилось количество судов до 5 лет

благодаря пополнению флота 2-мя судами типа «Трогир» и сократилось количество

судов (с 13 единиц до 6 единиц), имеющих возраст свыше 20 лет, из-за списания

7 судов с таким возрастом, в результате чего удельный вес судов с возрастом

более 20 лет снизился с 14,5% до 7,2%, что в целом свидетельствует об

обновлении флота.Теперь рассмотрим возрастной состав судов балансового флота

ОАО «Новошип».

Таблица 10

Возрастной состав судов ОАО «Новошип» на конец соответствующих годов

Возрастной период

19961997

До 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

От 15 до 20 лет

Более 20 лет

Всего судов

6

11

19

18

6

60

6

9

17

16

3

51

Как видно из таблицы 10 удельный вес судов ОАО «Новошип» имеющий возраст от

10 до 20 лет гораздо выше, чем в целом по флоту совместно с дочерней

компанией, что свидетельствует о более низком техническом состоянии

балансового флота. Кроме того, уменьшилось количество судов в 1997 году в

сравнении с 1996 годом – на 9 единиц.

Рассмотрим теперь динамику изменения среднего возраста судов ОАО «Новошип» и

дочерней компании «Новошип ЮК» и для наглядности динамику изменения отобразим

графически.

Диплом: ОАО НОВОШИП и условия работы флота

Рис.4

Средний возраст судов ОАО «Новошип» и дочерних компаний имеет тенденцию к

снижению. В 1997 и 1998 годах средний возраст флота снизился по сравнению с

1996 годом в 1,13 и в 1,16 раза соответственно. Средний возраст балансового

грузового флота составляет – 14,9 года, пассажирского – 24 года, флота

дочерних компаний – 8,7 лет.

Теперь проанализируем движение транспортного флота отдельно по ОАО «Новошип»

и дочерним компаниям в 1996-1997 годах.

Таблица 11

Движение транспортного флота в 1996-1997 годах

Показатели

Ед. изм.

1996

1997

Темп роста

Отклонение, %

Наличие транспортного флота

Наличие на начало отчетного периода

Судовединиц

66,0

59,0

89,4

-10,6

Грузоподъемностьтыс.тонн

2901,1

2506,1

86,4

-13,6

Дедвейттыс.тонн

3220,2

2794,8

86,8

-13,2

Пополнение

Судовединиц

3,0

-

-

-

Грузоподъемностьтыс.тонн

60,0

-

-

-

Дедвейттыс.тонн

67,2

-

-

-

Списание

Судовединиц

10,0

9,0

90,0

-10,0

Грузоподъемностьтыс.тонн

455,0

591,4

130,3

30,0

Дедвейттыс.тонн

493,6

647,3

131,1

31,1

Изменение технических характеристик судов

Грузоподъемностьтыс.тонн

-

-

-

-

Дедвейттыс.тонн

1,0

-

-

-

Наличие на конец отчетного периода

Судовединиц

59,0

50,0

84,7

-15,3

Грузоподъемностьтыс.тонн

2506,1

1914,7

76,4

-23,6

Продолжение таблицы 11

Показатели

Ед. изм.

1996

1997

Темп роста

Отклонение, %

Дедвейттыс.тонн

2794,8

2147,5

76,8

-23,2

Наличие пассажирского флота на конец отчетного периода

Судовединиц

1,0

1,0

100,0

-

Пассажировместимостьчеловек

254,0

254,0

100,0

-

Наличие флота дочерних компаний на конец отчетного периода

Судов

единиц

28,0

32,0

114,3

14,3

Грузоподъемностьтыс.тонн

1270,5

1542,1

121,4

21,4

Дедвейттыс.тонн

1375,2

1662,2

120,9

20,9

На конец 1997 года наличие балансового флота сократилось на 15,3% по

сравнению с 1996 годом, снижение дедвейта на 647,3 тысяч тонн, что произошло

вследствие продажи крупнотоннажных судов.

Однако произошло увеличение состава флота дочерних компаний на 14,3% или на

287 тысяч тонн дедвейта, из-за покупки двух новых судов и передачи из

балансового флота ОАО «Новошип» т/х «Маршал Конев» и т/х «Маршал Жуков».

Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния

основных производственных фондов, для этого рассчитываются следующие

показатели: коэффициент износа, коэффициент годности, коэффициент обновления,

коэффициент выбытия.

Техническое состояние основных фондов характеризует коэффициент износа,

который определятся как отношение суммы износа основных фондов на на

чало или конец отчетного периода к их стоимости на ту же дату. По основным

производственным фондам ОАО «Новошип» этот показатель выглядит следующим

образом:

1) на начало 1996года: 4173,0 млн.руб./ 6249,2 млрд.руб.*100 = 66,8%

2) на конец 1996года: 3906,7 млн.руб./ 5460,4 млрд.руб.*100 = 71,5%

3) на конец 1997года: 3466,3 млн.руб./ 4925,6 млрд.руб.*100 =70,4%

Из приведенных выше вычислений следует, что коэффициент износа очень велик, и

к тому же у него достаточно быстрые темпы развития: с начала 1996 года и на

конец 1997 года он вырос на 3,6%. Это свидетельствует о высоком проценте

физического износа основных производственных фондов, поэтому необходимо

предусмотреть ускоренные темпы обновления активной части основных фондов, так

как использование устаревшей техники и транспортных средств ведет к большим

потерям, что проявляется в несопряженности производственных мощностей,

замедлении темпов роста производительности труда и объема перевозок,

повышении их себестоимости, увеличении затрат на ремонт основных средств,

уменьшении прибыли и снижении рентабельности.

Дополнением коэффициента износа до 100% (или до единицы) является

коэффициент годности. Он определяется как отношение остаточной стоимости

производственных фондов на начало или конец отчетного периода к их стоимости на

ту же дату. На начало 1996 года коэффициента годности составил по ОАО «Новошип»

33,2%, на конец 1996 года – 28,5%, на конец 1997 года – 29,6%, т.е. эти

коэффициенты очень низкие и продолжают снижаться.

Рассмотрим коэффициенты износа и годности по видам основных производственных

фондов ОАО «Новошип» на конец 1997 года.

Анализируя показатели таблицы 12 следует сделать вывод, что техническое

состояние зданий, рабочих машин и оборудования, вычислительной техники и

транспортных средств (кроме флота) можно характеризовать как нормальное. Но

крайне низким является техническое состояние флота в целом, что требует

немед-

ленного пополнения флота новыми судами.

Таблица 12

Коэффициенты износа и годности основных производственных фондов ОАО «Новошип»

в 1997 году.

Виды основных производственных фондов

Балансовая стоимость, в млн. руб.

Износ, в млн. руб.

Коэффициент износа, в %

Коэффициент годности, в %

Здания

120,2

22,4

18,6

81,4

Гидротехнические сооружения

6,2

4,0

64,5

35,5

Прочие сооружения

18,8

11,8

62,8

37,2

Передаточные устройства

8,9

5,4

60,7

39,3

Силовые машины и оборудование

1,9

1,2

63,2

36,8

Рабочие машины и оборудование

29,0

14,1

48,6

51,4

Погрузо-разгрузочные механизмы

7,2

4,9

68,1

31,9

Измерительные приборы, устройства, лабораторное оборудование

6,4

4,1

64,1

35,9

Вычислительная техника

4,6

0,9

19,6

80,4

Прочие машины и оборудование

0,4

0,3

75,0

25,0

Транспортные средства (флот)

4703,4

3387,4

72,0

28,0

в т.ч. наливной

2666,3

1851,6

69,4

30,6

комбинированый

1139,2

968,0

85,0

15,0

сухогрузный

752,2

437,2

58,1

41,9

Продолжение таблицы 12

Виды основных производственных фондов

Балансовая стоимость, в млн. руб.

Износ, в млн. руб.

Коэффициент износа, в %

Коэффициент годности, в %

пассажирский

111,5

106,0

95,1

4,9

служебно-вспомо

гательный

34,2

24,6

71,9

28,1

Мебель

0,6

0,2

33,3

66,7

Хозяйственный инвентарь и инструмент

1,9

0,7

36,8

63,2

Транспортные средства прочие (кроме флота)

8,4

5,2

61,9

38,1

Прочие основные фонды

0,4

-

-

-

Флот местный

7,3

3,7

50,7

49,3

ВСЕГО

4925,6

3466,3

70,4

29,6

Для характеристики движения основных фондов на предприятиях исчисляются

следующие показатели:

1) коэффициент обновления основных фондов определяется как

отношение стоимости основных фондов вновь введенных в эксплуатацию в течение

данного периода к общей стоимости основных фондов на конец периода. Рассчитаем

этот показатель применительно к основным производственным фондам:

в 1996 году: 100,9 млн.руб./ 5460,4 млн.руб. = 1,85%

в 1997 году: 57,4 млн.руб./ 4925,6 млн.руб. = 1,17%

2) коэффициент выбытия основных фондов исчисляется как отношение

стоимости выбывших основных фондов к стоимости основных фондов на начало того

же периода. По основным производственным фондам этот показатель выглядит

следующим образом:

в 1996 году: 889,2 млн.руб./ 6249,2 млн.руб. = 14,3%

в 1997 году: 592,2 млн.руб./ 5460,4 млн.руб. = 10,8%

Низкий коэффициент обновления и его тенденция к снижению, а также высокий

коэффициент выбытия свидетельствуют о недостаточном пополнении пароходства

балансовым флотом и это обстоятельство может отрицательно сказаться на

увеличении провозной способности пароходства.

2.3. Анализ эффективности использования основных производственных фондов

На морском транспорте эффективное использование основных производственных

фондов имеет большое значение. Это связано с тем, что основные

производственные фонды преобладают в производственных фондах. Лучшее

использование флота обеспечивает необходимые темпы роста производительности

труда, увеличение объема продукции транспорта на один рубль основных

производственных фондов. Недостаточное использование основных фондов

вынуждает делать огромные вложения в создание новых производственных фондов.

Поэтому необходимо постоянно контролировать степень использования основных

производственных фондов, выявлять недостатки и разрабатывать меры по их

устранению.

Степень и эффективность использования основных производственных фондов

характеризуется как стоимостными, так и натуральными показателями, которые

подразделяются на общие и частные.

Обобщающими показателями, оценивающими на предприятиях морского транспорта

экономическую целесообразность основных производственных фондов и их

использование, являются фондоотдача и фондоемкость.

Фондоотдача определяется путем отношения грузообоброта перевозок

приходящегося на один рубль среднегодовой стоимости производственных фондов,

чем выражается связь между средствами труда и транспортной продукцией.

Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче; она характеризует величину

основных производственных фондов, приходящихся на один рубль продукции.

К частным относится совокупность натуральных показателей, которые применяются

для анализа использования основных производственных фондов. Натуральные

показатели отражают интенсивное использование флота по мощности в единицу

времени, и экстенсивное, т.е. использование флота в единицу времени.

Используя эти показатели произведем анализ использования основных

производственных фондов ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах.

Для этого рассчитаем обобщающие показатели фонодоотдачи и фондоемкости и

результаты оформим в таблицу.

Таблица 13

Показатели фондоотдачи и фондоемкости по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах

Показатели

Ед. изм.

1996

1997

Изменения по сравнению с предыдущим годом

в абсолютном выражении

%

Грузооборот всего по флоту

млн.тн-

миль

72982,1

70345,9

-2636,2

-3,6

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

млн.

руб.

5854,8

5193,0

-661,8

-11,3

В том числе активной части фондов (флота)

млн.

руб.

5600,1

4953,9

-646,2

-11,5

Удельный вес активной части фондов (флота)%

95,6

-95,4

-0,2

-0,2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.