РУБРИКИ

Диплом: ОАО НОВОШИП и условия работы флота

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: ОАО НОВОШИП и условия работы флота

/p>

Продолжение табл.13

Показатели

Ед. изм.

1996

1997

Изменения по сравнению с предыдущим годом

В абсолютном выражении

%

Фондоотдача, всеготонно-мили/ руб.

12,46

13,55

1,11

8,7

В том числе активной частитонно-мили/ руб.

13,03

14,20

1,17

9,0

Фондоемкость, всегоруб./ тонно-мили

0,08

0,07

-0,01

-12,5

Увеличение фондоотдачи при снижении грузооборота и снижении стоимости

основных производственных фондов явилось результатом незначительного снижения

грузооборота на 3,6% при гораздо большем уменьшении основных производственных

фондов –11,3%.

Фондоотдача, рассчитанная по активной части (флоту) выше фондоотдачи в целом

так же за счет гораздо большего уменьшения активной части. Все это

свидетельствует об эффективном использовании основных производственных фондов

и в частности, их активной части.

На изменение уровня фондоотдачи также оказывает влияние ряд таких факторов как:

- изменение загрузки основных производственных фондов по мощности (ин

тенсивное использование);

- повышение основных производственных фондов в единицу времени (экстенсивное

использование).

Интенсивное использование основных производственных фондов характеризуется

совокупностью показателей работы флота. К таким показателям относятся

коэффициенты загрузки и использования грузоподъемности судов, коэффициент

балластных пробегов, коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости

судна. Обобщающим натуральным показателем работы флота является

производительность одной тонны дедвейта в сутки эксплуатации.

Рассмотрим показатели интенсивности использования судов по ОАО «Новошип» в

1996-1997 годах.

Таблица 14

Показатели, характеризующие интенсивное использование флота по его видам

Показатели

Ед.изм.

1996

1997

Изменение по сравнению с предыдущим годом

в абсолютном выражении

%

Наливной флот

Коэффициент загрузки

0,81

0,82

0,01

1,2

Коэффициент использования грузоподъемности%

45,8

48,6

2,8

6,1

Коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости

0,90

0,92

0,02

102,2

Продолжение таблицы 14

Показатели

Ед. изм.

1996

1997

Изменение по сравнению с предыдущим годом

В абсолютном выражении

%

Коэффициент балластных пробегов

0,40

0,37

-0,03

-7,5

Производительность работы флота

тонно-миль/

двт.-сут.

72,4

81,3

8,9

12,3

Комбинированный флот

Коэффициент загрузки

0,73

0,80

0,07

9,6

Коэффициент использования грузоподъемности%

42,9

49,2

6,3

14,7

Коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости

0,95

0,98

0,03

3,2

Коэффициент балластных пробегов

0,39

0,38

-0,01

2,6

Производительность работы флотатонно-миль/ двт.-сут.

73,3

86,1

12,8

17,5

Продолжение таблицы 14

Показатели

Ед. изм.

1996

1997

Изменение по сравнению с предыдущим годом

В абсолютном выражении

%

Сухогрузный флот

Коэффициент загрузки

0,76

0,78

0,02

2,6

Коэффициент использования грузоподъемности%

55,0

59,8

4,8

8,7

Коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости

0,96

0,90

-0,06

-6,2

Коэффициент балластных пробегов

0,21

0,22

0,01

4,8

Производительность работы флота

тонно-мили/

двт.-сут.

69,1

82,8

13,7

19,8

Из таблицы следует сделать выводы, что коэффициент загрузки и коэффициент

использования грузоподъемности увеличились по всем видам флота, что является

хорошим признаком более полного использования грузоподъемности.

Коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости увеличился по наливному

флоту на 4,2%, по комбинированному флоту на 3,2%, а по сухогрузному

уменьшился на 6,2%, что связано с потерей ходовых качеств в связи с большим

возрастом судов.

Коэффициент балластных пробегов уменьшился по наливному флоту на 0,03% и по

комбинированному на 0,01%, что повлияло на увеличение объема перевозок по

всем видам флота.

Увеличение коэффициента балластных пробегов у сухогрузного флота на 0,01%

также свидетельствует о том, что сухогрузный флот в общей своей массе имеет

средний возраст около 15 лет и поэтому не пользуется популярностью на

фрахтовом рынке.

Производительность одной тонны дедвейта в сутки эксплуатации значительно

возросла по всем видам флота, что свидетельствует об его интенсивном

использовании в целом. Анализ использования основных фондов должен

осуществляться в комплексе с другими показателями, одними из которых являются

производительность труда и фондовооруженнсть. Производительность труда

определяется отношением количества тонно-миль к среднесписочной численности

работников. Фондоворуженнсть рассчитывают как отношение среднегодовой

стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности

работающих. Динамика производительности труда , фондовооруженности и

фондоотдачи – процессы, зависимые друг от друга, поэтому все факторы,

влияющие на производительность труда, одновременно воздействуют и на

фондоотдачу. Рассмотрим эти показатели с помощью следующей таблицы:

Анализ показателей таблицы свидетельствует о том, что темп роста

производительности труда ниже показателя фондоотдачи, а показатель

фондовооруженности труда даже снизился. Очевидно, это связано с тем, что в

связи с большим списанием балансового флота в анализируемые годы

среднесписочная численность работающих уменьшалась незначительно.

Рассмотрим теперь показатели характеризующие экстенсивное использование флота

в единицу времени.

Основными показателями бюджета времени флота являются календарный,

эксплуатационный и внеэксплуатационный периоды.

Таблица 15

Темпы роста основных показателей эффективности использования основных

производственных фондов по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах

Показатели

Ед. изм.

1996

1997

Темп роста, %

Грузооборот всего по флоту млн. тонно-миль

72982,1

70345,9

96,4

Среднегодовая стоимость основных производственных фондовмлн.руб.

5854,8

5193,0

88,7

Среднесписочная численностьЧеловек

8724,0

7926,0

90,9

ФондоотдачаТонно-мили/ руб.

12,46

13,55

108,7

Фондовооруженность трударуб./чел.

671114,2

655185,5

97,6

Производительность трудатыс. тонно-миль/ чел.

8365,7

8875,3

106,1

Календарный для находящихся в эксплуатации и несписываемых судов составляет

365 суток. Для вновь поступающих или списываемых судов ее определяют в

зависимости от даты поступления или списания.

Внеэксплуатационный период подразделяется на время: стоянки судна в ремонте

(в том числе подготовка к ремонту), переоборудования и модернизации, вне

эксплуатации по прочим причинам (фумигация, дератизация, дезинсекция,

продление документов Регистра, выход из строя главного двигателя, посадка на

мель и др.).

Разность между календарным и внеэксплуатационным периодом составляет

эксплуатационный период судна или эксплуатационное (рабочее) время флота. В

составе эксплуатационного времени обязательно выделяют время на «перевозках»,

т.е. время, в течение которого судно участвовало в выполнении перевозок.

Бюджет времени исчисляется в судо-сутках и дедвейто-сутках. Дедвейто-сутки

определяются умножением дедвейта судна на время в сутках. Расчет сначала

ведется по каждому судну, затем показатели суммируют по типам судов, группам

флота, видам флота и в целом по флоту. Ниже, в таблице 16 представлено

использование бюджета времени транспортного флота ОАО «Новошип» в 1996-1997

годах.

Таблица16

Календарный бюджет времени транспортного флота ОАО «Новошип» в млн.двт.суток

Показатели

1996

1997

Темп роста

Отклонение, %

Календарный бюджет

1117,9

935,8

83,7

-16,3

1. В эксплуатации

1005,6

861,6

85,7

-14,3

из них:
а) на перевозках

972,9

859,1

88,3

-11,7

в т.ч. в таймчартере

435,2

524,0

120,4

20,4

б) другие работы

32,7

2,5

7,6

-92,4

Коэффициент использования календарного времени, %

89,9

92,1

102,4

2,4

2. Внеэксплуатационный период

112,3

74,2

66,0

-34,0

из них: в ремонте

105,8

68,2

64,5

-35,5

3. Эксплуатационный период, сут.

328,3

336,1

102,4

2,4

4. Стоянки под грузовыми операциями в портах:

Продолжение таблицы 16

Показатели

1996

1997

Темп роста

Отклонение, %

в иностранных

140,4

120,2

85,6

-14,4

в российских

8,8

5,8

66,8

-33,2

5. Непроизводительные простои в портах:
в иностранных

127,7

113,5

88,8

-11,2

в российских

25,2

13,7

54,5

-45,5

Из таблицы видно, что произошло уменьшение календарного времени и

эксплуатационного времени – это является следствием активного списания судов.

В целом же коэффициент использования календарного времени вырос в 1997 году

на 2,4%, в такой же степени увеличился эксплуатационный период в сутках.

Значительно сократилось внеэксплуатационное время, стоянки под грузовыми

операциями и непроизводительные простои в портах.

Уменьшение внеэксплуатационного времени в ремонте произошло в связи с

непостановкой на заводской ремонт судов, по которым было принято решение о

писании в 1998 году судов возрастом свыше 20 лет, которым требовался

постоянный ремонт.

Важным фактором снижения времени в ремонте явилось качество технической

эксплуатации судов экипажами, глубокое знание правил технической

эксплуатации, систематическое повышение производственной квалификации,

тщательный уход за механизмами и судовыми устройствами, детальное знание

технического состояния каждого механизма, проведение некоторых видов ремонта

на судах силами экипажей и своевременная подготовка судна к ремонту.

Снижение непроизводительных простоев достигалось путем тщательного

изучения эксплуатационной обстановки в иностранных портах, установления де-

ловых контактов с агентскими фирмами, улучшения подготовки судоводительского

состава судов, в частности знания коммерческих условий рейса и каждого

судозахода.

Ключевой проблемой улучшения использования транспортного флота остается

проблема оптимального соотношения между ходовым и стояночным временем судов,

т.е. сокращение стояночного времени в пользу ходового.

Сокращение стояночного времени является огромным резервом повышения провозной

способности флота, находящегося в эксплуатации, поэтому следует рассмотреть в

таблице 17 стояночное время в долях эксплуатационного периода.

Таблица 17

Стояночное время транспортного флота ОАО «Новошип» ( в долях

эксплуатационного периода)

Вид флота

1996

1997

Темп роста

% выполнения

Наливной

0,37

0,36

97,3

-2,7

Комбинированный

0,36

0,35

97,2

-2,8

Сухогрузный

0,56

0,48

85,7

-14,3

Как видно из таблицы, доля стояночного времени в эксплуатационном периоде

снизилась по всем видам флота, но все еще не достигла оптимальных значений.

Так, для судов, перевозящих наливные грузы этот показатель должен быть равен

0,20-0,25 от эксплуатационного времени, для сухогрузных судов 0,40-0,50.

Следовательно, следующим этапом анализа бюджета времени транспортного флота

должно быть рассмотрение элементов его стоянок в портах, потому что

значительные резервы увеличения провозной способности флота кроются в

сокращении стояночного времени. Кроме того, несмотря на имеющуюся тенденцию

снижения непроизводительных простоев, их удельный вес до настоящего времени

все еще

велик. Поэтому, важно проанализировать элементы стоянок флота в портах.

Таблица 18

Стояночное время в российских и иностранных портах судов ОАО «Новошип»

Виды стоянок

1996

1997

В процентах к 1996 году

Тыс.-двт. сут.

Удельный вес, %

Тыс.-двт. сут.

Удельный вес, %

Всего стоянок

387479,3

100,0

327148,0

100,0

84,4

в том числе:
1) В российских портах

41648,4

10,7

23674,1

7,2

56,8

из них
а) под грузовыми операциями

8674,7

2,2

5794,7

1,8

66,8

Производственные стоянки

3948,9

1,0

3305,7

1,0

83,7

стоянки по метеопричинам

3862,7

0,9

849,3

0,2

22,0

б) непроизводительные

стоянки всего

25162,1

6,6

13724,3

4,2

54,5

в том числе:
ожидание причалов

4219,1

1,1

6179,2

1,9

146,5

ожидание грузов

14318,3

3,7

3932,7

1,2

27,5

ожидание вагонов

8,8

-

141,9

-

в 16 раз

отсутствие бункера

0,9

-

35,3

-

в 39 раз

ожидание отфрахтовки

6609,6

1,8

2790,8

0,9

42,2

стоянки из-за прихода

вне графика

5,4

-

644,4

-

в 119 раз

2) В иностранных портах

345830,9

89,3

303473,9

92,8

87,8

Продолжение таблицы 18

Виды стоянок

1996

1997

В процентах к предыдущему году

Тыс.-двт. сут.

Удельный вес, %

Тыс.-двт. сут.

Удельный вес, %

из них:
под грузовыми операциями

140426,2

36,2

120160,1

36,7

85,6

стоянки по метеопричинам

5587,3

1,4

3616,0

1,1

64,7

производственные стоянки

72085,4

18,6

66213,8

20,3

91,9

непроизводительные стоянки

127732,0

33,1

113484,0

34,7

88,0

Стояночное время в бюджете времени снижено против 1996 года на 60331,3 тысяч

дедвейто-суток. В связи с тем, что флот работал, в основном, на перевозках

между иностранными портами доля стоянок в российских портах сократилась с

10,7 до 7,2%. Из-за несогласованной работы порта и отдельных служб

пароходства имел место рост таких непроизводительных стоянок как: ожидание

причалов, грузов, вагонов, бункера и стоянок из-за прихода вне графика.

Снижены непроизводительные простои в иностранных портах на 14248,0 тысяч

дедвейто-суток, однако их удельный вес увеличился в общей структуре стоянок с

33,1 до 34,7%.

2.4. Анализ влияния показателей использования основных производственных

фондов на величину прибыли

В пароходствах, где основные производственные фонды составляют 90-95%

от всех фондов, все без исключения, важнейшие экономические показатели зави

сят и в значительной степени определяются уровнем использования основных

производственных фондов. Как видно, из ранее рассмотренной таблицы 4, в ОАО

«Новошип» доля основных производственных фондов в 1997 году по отношению к

основным фондам составила 98,1%, а флот 93,7%.

Стержнем работы любого предприятия является получение прибыли. Прибыль в

воспроизводственном процессе выступает как критерий его эффективности и

экономический стимул роста этой эффективности, как финансовый ресурс

расширенного воспроизводства, а также источник общегосударственного фонда

финансовых ресурсов.

Поэтому показатель прибыли является важнейшим экономическим показателем,

характеризующим конечные финансовые результаты любого предприятия.

Прибыль лежит в основе деятельности любого предприятия, являясь важнейшим

обобщающим экономическим показателем, обеспечивающим его производственное и

социальное развитие.

За счет прибыли образуются фонды экономического стимулирования, производятся

капитальные вложения, создается резервный фонд, пополняются оборотные

средства и производятся другие затраты.

Масштабность и роль основных производственных фондов морского транспорта

определяют решающее воздействие улучшения их использования на величину

прибыли. Поэтому важнейшие факторы, которые выявлены выше при анализе

эффективности использования основных производственных фондов, в конечном

счете играют такую же определяющую роль и при анализе прибыли.

Прибыль – это чистый доход предприятия, выражающий в денежной форме конечный

результат его деятельности и представляет собой разность между доходами и

расходами.

Рассмотрим прибыль и убытки ОАО «Новошип» в анализируемые года.

Как видно из таблицы 19, главной доходной статьей является выручка от

реализации работ, услуг, а главной расходной – себестоимость от реализации

работ, услуг.

Таблица 19

Прибыль и убытки ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах, в тыс. руб.

Показатели

1996

1997

Изменения по сравнению с предыдущим годом

в абсолютном отклонении

%

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

1148922,0

1064791,0

-84131,0

-7,3

Себестоимость реализации продукции, работ, услуг

1192542,0

1006340,0

-186202,0

-15,6

Коммерческие расходы

5373,0

6788,0

1415,0

26,3

Управленческие расходы

33375,0

33866,0

491,0

1,5

Прибыль (убыток) от реализации

-82368,0

17797,0

100165,0

-

Проценты к получению

1341,0

8932,0

7591,0

566,0

Доходы от участия в других организациях

1185,0

2133,0

948,0

80,0

Прочие операционные доходы

334342,0

239133,0

-95209,0

-28,5

Прочие операционные расходы

187048,0

181144,0

-5904,0

-3,2

Продолжение таблицы 19

Показатели

1996

1997

Изменения по сравнению с предыдущим годом

В абсолютном отклонении

%

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

67452,0

86851,0

19399,0

-28,7

Прочие внереализационные доходы

50949,0

76233,0

25284,0

49,6

Прочие внереализационные расходы

100782,0

115511,0

14729,0

14,6

Расходы на социальную сферу

41936,0

43837,0

1901,0

4,5

Прибыль (убыток) отчетного периода

-24317,0

3736,0

28053,0

-

Налог на прибыль

8228,0

11125,0

2897,0

35,2

Отвлеченные средства

-

3517,0

3517,0

-

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода

-32545,0

-10906,0

21639,0

-

Между прибылью и выручкой от реализации существует прямая функциональная

зависимость, т.е. чем больше реализуется работ, услуг, тем при прочих равных

условиях больше сумма прибыли, и наоборот, уменьшение выручки от реализации

уменьшает прибыль.

Между прибылью и себестоимостью реализации работ, услуг существует обратная

функциональная зависимость. Снижение себестоимости увеличивает, а ее

повышение уменьшает прибыль на ту же величину.

Анализ этих показателей свидетельствует о том, что выручка от реализации

снизилась в 1997 году на 84131 тысячу рублей или на 7,3%. Снижение этого

показателя произошло из-за уменьшения флота, который в 1997 году стал меньше

на 9 судов или на 15,3%. Однако, показатели характеризующие интенсивное

использование флота (в таблице 14), в основном улучшились. Выручка от

реализации выросла бы в большем объеме, но снижение средней фрахтовой ставки

существенно повлияло на объем реализации.

Снижение себестоимости реализации работ, услуг на 186202 тысячи рублей

увеличило прибыль от реализации на ту же величину, и позволило получить

прибыль от реализации в 1997 году в сумме 17797 тысяч рублей при убытке в

82368 тысяч рублей а 1996 году или больше на 100165 тысяч рублей. Эта

величина была бы больше на 1906 тысяч рублей, если бы коммерческие и

управленческие расходы оставались на уровне 1996 года.

Увеличение в 1997 году процентов к получению, доходов от участия в других

организациях, а также снижение прочих операционных расходов позволило

получить прибыль от реализации на 14443 тысячи рублей, но снижение прочих

операционных доходов на 95209 тысяч рублей в 1997 году снизила прибыль от

финансово-хозяйственной деятельности на ту же величину. Но снижение

операционных доходов и расходов нельзя считать показателем, характеризующим

деятельность компании, так как в этих показателях отражается превышение

положительных курсовых разниц над отрицательными. Согласно закону «О на

прибыль» № 2166-1 от 27.12.91г. в редакции изменений от 03.03.99г. № 45-ФЗ,

превышение положительных курсовых разниц над отрицательными не включается в

налогооблагаемую базу. Таким образом, уже на законодательном уровне

определено, что хотя в отчетности предприятий это выглядит как прибыль,

однако она не связана с результатами деятельности предприятия и не

увеличивает денежные накопления.

На увеличение прибыли 1997 года также повлиял рост внереализационных доходов

и расходов, т.е. не связанных непосредственно с производством и реализацией

работ, услуг, но по действующим положениям относящиеся на счета прибылей и

убытков. Наличие такого рода доходов и потерь обусловлено нарушениями

нормальной хозяйственной деятельности, они как правило носят самостоятельный

характер. Поэтому главным источником получения прибыли является основная

деятельность.

Поскольку прибыль представляет собой разность между доходами и расходами,

рассмотрим первую ее составляющую – доходы. Размер получаемых доходов от

работы транспортного флота зависит от объема перевозок, грузооброта и уровня

фрахтовых ставок. Рассмотрим влияние грузооборота и уровня фрахтовой ставки

на величину доходов от перевозок в ОАО «Новошип», используя следующую

таблицу.

Таблица 20

Доходы от перевозок ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах

Показатели

Ед. изм.

1996

1997

Изменения по сравнению с предыдущим годом

В абсолютном выражении

%

Доходы от перевозокмлн. ам. долларов

212,1

177,1

-35,0

-16,5

Грузооборот млн. тонно- миль

72982,1

70345,9

-2636,2

-3,6

Средняя фрахтовая ставка

ам.дол./

1000 тонно-миль

2,9

2,5

-0,4

-13,8

Из таблицы 20 видно, что доходы от перевозок в 1997 году снизились на 16,5%

или на 35 миллионов долларов США за счет снижения грузооборота и средней

фрахтовой ставки. Чтобы определить влияние грузооборота и средней фрахтовой

ставки на величину изменения доходов от перевозок произведем расчет по двух

факторной схеме:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.