РУБРИКИ |
Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условияхДиплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условияхСодержание Введение 1 Глава : Радикальная экономическая реформа - главная особенность современного развития 1.1 Необходимость реформ (теоретическая обусловленность). 1.2 Основные тенденции и сущность реформ. 2 Глава: Основные этапы социально- экономического развития Кыргызстана 2.1 Первый этап социально-экономического развития республики. 2.2 Второй этап социально- экономического развития республики. 3 Глава: Основные приоритеты экономического развития Кыргызстана на перспективу 3.1 Развитие малого и среднего бизнеса. 3.2 Создание устойчивой финансово- кредитной системы. 3.3 Формирование благоприятного инвестиционного климата. 3.4 Развитие внешней торговли. 3.5 Развитие человеческого потенциала. Заключение Приложения Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ После провозглашения в 1991 году Кыргызстан оказался в трудном экономическом положении. В конце 1991- в начале 1992 годов наша республика как и все остальные страны СНГ приступила к проведению радикальных реформ. После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий. Отправным моментом экономических реформ стала начатая в январе 1992 года либерализация цен. Одновременно с либерализацией цен начались и институциональные преобразования. Центральной проблемой в этом плане была приватизация. Экономические реформы охватывали такие основные направления как снижение уровня инфляции и ее стабилизация, обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение дефицита бюджета, структурная перестройка крупных убыточных предприятий, демонополизация отдельных секторов экономики, выполнение государственной программы приватизации, либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, усиление социальной защиты населения. Первые годы реформ требовали большой воли в проведении экономических реформ, поскольку они проходили в условиях огромного спада общего уровня жизни населения. К радикальным переменам оказались не подготовленными как государство, так и общество. Глубина и длительность кризиса, неизбежного при подобного рода преобразованиях, в значительной мере усугубилась тем, что не удалось эффективно использовать имеющийся производственный и человеческий потенциал. Надо отметить, что не всегда поддержка международных институтов и внешних консультантов учитывала реалии нашей республики. Цели и задачи, определенные в краткосрочных стабилизационных программах не всегда имели успех. В первой половине 90-х годов со всей отчетливостью выяснилось, что свобода и демократизация- необходимые, но недостаточные условия для перехода к устойчивому в социально- экономическом отношении обществу. Ведь именно социальное положение населения и определяет общий уровень благосостояния и устойчивости страны. Однако ухудшающееся положение в отраслях промышленности, не последовательность реформ в сельском хозяйстве, трудности в других отраслях экономики на начальном этапе проводимых реформ, ставили под угрозу их успешное проведение. Но, главный успех прошедших лет - это осознание того, что для Кыргызстана нет другого пути развития, чтобы занять достойное место среди других стран и обеспечить высокий жизненный уровень населения. Анализу направления социально-экономических реформ Кыргызстана и посвящена данная работа. В процессе перехода к рыночной экономике ключевое значение, безусловно, имеют достижение макроэкономической стабилизации и проведение комплекса внутриэкономических реформ (приватизация, демонополизация, либерализация цен, перестройка финансов и банковской системы и т.д.). С другой стороны, важно подчеркнуть, что большинство внутриэкономических проблем, с которыми сталкиваются сегодня страны, переходящие к рыночной экономике, в том числе и Кыргызстан, - это спад производства и снижение его эффективности, растущая безработица, кризисы в сфере платежей и натурализация хозяйственных связей – самым непосредственным образом связано с действием внешнеэкономических факторов. В связи с малым объемом внутреннего рынка, ограниченностью природными ресурсами, необходимостью привлечения иностранных инвестиций, с устоявшимся менталитетом общества, что и привело к принятию стратегии "шоковой терапии", она предполагает скорейшее становление "заинтересованного предпринимателя". Реформы, под знаком которых проходит переходный период, не сразу обозначили свою основную цель. Человек был определен как главная цель и высшая ценность в "Стратегии устойчивого человеческого развития" Кыргызстана, разработанной Президентским Советом по устойчивому человеческому развитию, которая была представлена Президентом А. Акаевым и принята на форуме народа Кыргызстана 28 мая 1997 года. Президент республики 24 марта 1998 года обратился с посланием "Модель социальной сферы в ХХI веке" к парламенту и народу, предлагая сосредоточить внимание на проблемах человеческого развития и прежде всего на борьбе с бедностью. Наметившиеся перспективы выхода из кризиса заставляют еще раз задуматься над реальными целями проводившихся реформ и их влияния на общественную жизнь в целом. В связи со спадом жизненного уровня населения возникает вопрос "Так ли были необходимы реформы, проводимые в нашей стране?" Этому вопросу и посвящена первая глава данной работы. В ней рассмотрены работы неолибералов: Людвиг фон Мизеса и Фридрик фон Хайека, а так же венгерского экономиста Я. Корнаи, которые теоретически доказывают не состоятельность той системы, которая просуществовала в нашей стране более 70- лет. В первой главе так же рассмотрены теоретические основы реформ проводимых непосредственно в Кыргызстане. Во второй главе приведен анализ переходного процесса в Кыргызстане, который с точки зрения проводимых реформ можно разделить на два этапа: первый этап- 1991-1995 г.г., второй этап начиная с конца 1995 года. В двух параграфах рассматриваются основные факторы проводимых реформ (в частности: приватизация, либерализация, стабилизация, реструктуризация и создание экономической инфраструктуры), социальный анализ по двум основным этапам. Во втором параграфе так же рассмотрены основные социально- экономические программы и проекты принятые Правительством республики на втором этапе проводимых реформ стабилизационной политики. В третьей главе рассматриваются основные приоритеты экономического развития Кыргызстана на перспективу. 1. РАДИКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1 Необходимость реформ (теоретическая обусловленность) После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий. Как показала история, плановая экономика, направленная на равномерное распределение доходов между людьми, в корне своей идеи неспособствует росту экономики. Нет смысла сомневаться в необходимости реформ, которые были проведены с момента распада СССР. В настоящее время большинство населения нашей страны понимает не состоятельность плановой экономики. Однако во всё возрастающем спаде экономики и социальной жизни населения в переходном периоде к рыночным отношениям, возникает вопрос: Так ли необходимы реформы проводимые с момента распада СССР? Прежде всего нужно понять принцип функционирования плановой экономики и в чём заключается её несостоятельность Для этого обратимся к трудам неолибералов: Людвиг фон Мизеса и Фридрик фон Хайека. Прежде всего необходимо проанализировать теоретическую модель плановой экономики. Для этого рассмотрим идеальную модель социалистической экономики, которая присутствует в учениях К.Маркса, Ф.Энгельса и других социалистов-утопистов. Основными её положениями являются: 1. Все права собственности принадлежат государству. 2. Управление производством проводится Центром. 3. Меняется роль денег. 4. Отсутствуют трансакционные издержки. В идеальной модели социалистического общества предпологается устранение неопределённости, связанной с производством, неравномерного распределения доходов, спадов экономики. Теоретически это осуществляется директивным прикреплением поставщика к потребителю; каждое ниже стоящее звено передаёт информацию о необходимости и стоимости благ выше стоящему звену, в итоге переработанная информация передаётся из Центра вниз в виде планов. Так же существует понятие “общенародной собственности”, оно связанно с отсутствием частной собственности. Труд каждого задействованного в производстве определяется на основе трудовых затрат, который удостоверяется “трудовыми чеками”, что позволяет уничтожить социальную несправедливость. Л.Мизес анализируя плановую экономику делает вывод о “логической и практической невозможности ” такой системы , потому что организация такого хозяйства была нерациональной . Мизес критиковал в первую очередь центральное звено социалистической экономики – планирование . Плановое регулирование экономикой исключает возможность рыночных принципов ценообразования , без чего невозможно измерить вклад различных факторов производства в ценность потребительских благ. При социализме господствует система произвольных оценок, поэтому Мизес назвал социализм “системой запланированного хаоса” .Одной из центральных идей Л.Мизеса является невозможность хозяйственного расчета при социализме . Как известно, при производстве благ любой производитель сопоставляет издержки и доходы. Но, как отмечает Л . Мизес, без хозяйственного расчёта невозможно существование экономической деятельности. Если в идеальной модели деньги прекращают своё существование, и определяют трудовые затраты ,являясь трудовыми чеками, то как можно рассчитывать издержки на в их отсутствии? К Маркс и Ф. Энгельс предполагали рассчитывать издержки на основе трудовых затрат. Но, Л. Мизес подчёркивает неоднородность труда, т.е. он может быть простым и сложным, квалифицированным и неквалифицированным. Как можно всё разнообразие форм труда привести к одному значению, если не учитывать оценки труда потребителем, Значит единый Центр решает за потребителя что . за сколько ему купить. Отсюда следует: Центр должен собрать огромное количество информации, переработать и спустить вниз плановые задания производителям. В рыночной экономике проблема выбора решается механизмом цен. Относительные цены, их изменение и предельные нормы замещения помогают производителям решить Что, Как и Для кого производить, а покупателям что покупать. Это говорит о том, что каждый поступает по своему усмотрению, никто не может за планировать его деятельность сверху. Однако, это не говорит об отсутствии планов в рыночной экономике. Любой производитель решает что ему производить на перспективу. Так механизм рынка заключается в следующем: упорядочение разнообразных, противоречивых планов различных людей, приведение их в равновесное состояние происходит при помощи механизма цен. Так максимизируются полезность потребителя, доходы производителей, более эффективно сочетаются факторы производства(труд, капитал, инвестиции). Как мы определили, каждый человек имеет своё собственное представление о необходимости, качестве различных благ. Раз управление производством в плановой экономике ведётся из единого Центра, то он должен сконцентрировать огромное количество информации, в значительно короткие сроки и переработать её, но практически это невозможно. Так как Центр должен обладать знанием о бесконечном множестве переменных факторов , которые находятся в постоянном движении[1] : Ø Изменения в природном окружении; Ø Изменения в численном составе населения; Ø Изменения в величине и распределении капитала; Ø Изменения в технологическом процессе производства Ø Изменения в общественной организации труда; Ø Изменения спроса потребителей . Очевидно, что план не может объективно отражать реальность, с учетом всех этих переменных факторов , Центр получает только частичную информацию . Так планирующий Центр определяет все потребности членов общества, этим объясняется менее разнообразный спрос в социалистическом хозяйстве, чем в рыночной экономике, т.к. при наличии узкого спроса легче управлять. Центр определяет все потребности членов общества, а значит устанавливает какие потребности нужно удовлетворять в первую очередь, а какие– в последнюю. Однако, изменчивость многочисленных факторов не соответствует первоначально разработанным планам.Как отмечает Мизес “регулируемая экономика социализма превращается в царство произвола составителей плана”. “Пагубная самонадеянность” говорит Мизес о плане. Развитие идей Мизеса об идеальной модели можно найти у его ученика Фридриха фон Хайека. Он обращал внимание на то, что централизованные органы не могут оценить локальную ситуацию, т.е. использовать её и тем самым не способны обеспечить полное удовлетворение потребностей. Таким образом, информация, которую нужно собрать Центру для составления плана, находится не в одном месте, а рассеяна между людьми. Теоретики социализма игнорировали фундаментальную характеристику человеческой деятельности– неопределённость. Никто не в состоянии абсолютно точно предсказать результат наших действий. Даже отдельный человек не может предсказать предпочтение его к какому– либо предмету на несколько лет вперёд. “Приспособление к неизвестному– ключевой момент для всей экономики” [2],- отмечает Ф. Хайек. Значит сбор и обработка информации происходит в условиях неопределённости в рамках больших групп. “Пагубная самонадеянность ” планового хозяйства связана с тем, что в любом случае собранная информация будет искаженной. В следствии неопределённости вкусов потребителей; предприятия так же не всегда заинтересованы в подаче достоверной информации о невыполнении или перевыполнении плана, это связано в первом случае с различными взысканиями, во втором случае, при составлении плана в последующем предприятие заставят выполнять эту норму. По мнению как Л.Мизеса, так и Ф. Хайека: В нерыночной экономике нельзя эффективно использовать информацию, рассеянную между людьми. Так идеальная модель плановой экономики с минимальными трансакционными издержками по сбору информации, переходит в модель с огромными издержками данного типа Причинами возрастания трансакционных издержек являются: 1.Необходимость содержания большого бюрократического аппарата, для обработки информации. 2.Контроль за выполнением директивных заданий возлагался на всё тот же бюрократический аппарат: райкомы, различные комитеты, что вело ещё к большему возрастанию трансакционных издержек. 3. Центр не уничтожает рынок, а трансформирует его в теневую “подпольную” экономику. При плановой системе хозяйствования господствует система произвольных оценок. Усиление роли государства ведёт к усилению роли бюрократии. Таким образом, создание единого планирующего Центра ведёт с неизбежностью общество к тоталитаризму[3]. Существование распоряжений, выдающихся сверху подразумевает деятельность бюрократии, т.е. деятельность государственного аппарата, принимающего все решения. Однако, Л.Мизес считает, что вред наносит не сама бюрократия как таковая, а её стремление вмешаться абсолютно вовсе сферы деятельности общества, держать все стороны жизни населения под контролем. Поэтому проблема качества государственного аппарата является очень острой в плановой системе. Качество государственного аппарата зависит от следующих факторов:
Такие явления возникают и в рыночной экономике, но в плановой системе возможности для их проявления очень велики, поскольку сама система государственного управления огромна и сильна. Таким образом, можно отметить, что реальная ситуация сложившаяся в плановой экономике существенно отличалась от идеальной модели социалистической экономики. Плановая экономика по своей сути не эффективна, в следствии сбора недостоверной информации и правления бюрократии. Чтобы глубже разобраться в не эффективности нужно понять действие плановой экономики на микроуровне, уровне предприятий. Новое направление в таком анализе разработал венгерский экономист Я. Корнаи. Любая хозяйственная система, как отмечалось ранее, нуждается в информационных сигналах. Если в рыночной экономике ими являются цены, то в плановой экономике роль информационных сигналов выполняет приказ(план). Любой производитель в процессе хозяйственной деятельности сталкивается с рядом ограничений. Это естественно для любой системы хозяйствования. Корнаи выделяет 3 вида ограничений: 1. Ограничения обусловленные ресурсами; 2. Ограничения обусловленные спросом; 3. Бюджетные ограничения. Ограничения обусловленные ресурсами выражают ограничение производства ресурсами , т.е. материальные или физические ограничения(запасы сырья, работники определённой квалификации). Оставшиеся два вида ограничений выражают закономерность поведения различных субъектов хозяйства. Существует понятие эффективных и неэффективных ограничений. Эффективные ограничения сковывают производственную деятельность; объём производства достиг бы больших размеров, если бы не сталкивался с такими ограничениями. Неэффективные ограничения в процессе производства практически как бы отсутствуют. Существует шкала ограничений: 1.Мягкие 2.Средние 3.Жёсткие Мягкие ограничения как правило неэффективны, а жёсткие являются эффективными. Я.Корнаи рассматривает два типа предприятий, функционирующих в двух системах: Два типа “чистых” предприятий и существующие ограничения[4]:
Из анализа данной таблицы Я. Корнаи делает следующий вывод: Капиталистическая экономика является спросоограниченной , а плановая– ресурсоограниченной. Одним словом, если при капитализме “легко произвести, трудно реализовать”, то при плановой системе “легко реализовать, трудно произвести”. “В товарной капиталистической системе наблюдается излишек, а в натуральном пролетарском хозяйстве- дефицит”. По определению Я.Корнаи: Дефицит означает, что для реализации какого-либо намерения(плана) отсутствуют необходимые ресурсы. Возникает вопрос: как приспособиться к ситуации постоянного ресурсного ограничения, если план предписывает предприятию объём выпускаемой продукции, технологию производства. При этом предприятие старается выполнить, а иногда и перевыполнить план, но постоянно сталкивается с ресурсными ограничениями (нет нужного сырья, выход из строя необходимого оборудования и т.п.). Я. Корнаи отмечает 3 формы приспособления к дефициту: 1.Снижение объёма производства до уровня “узкого места”. Это приспособление выражается в появлении сверхнормативных, избыточных резервов. Т. е. незадействованных на текущий момент определённых видов ресурсов. При этом создаётся кругооборот: предприятие, снижая объем производства до уровня “узкого места”, порождает новый дефицит. Технологические процессы, которые тесно взаимосвязаны ведут к возникновению новых “узких мест” и т.д. Так на одном предприятии существует и резерв, и дефицит. 2 Вынужденная замена . Корнаи этим термином называет изменения в структуре затрат, вызванные дефицитом сырья. Если предприятие заменяет дефицитное сырьё более дорогим и качественным, то изменится расписанный раннее уровень расходов на материальные затраты, и предприятие при этом может стать убыточным. Так предприятие заменяет необходимое сырьё более дешёвым, значит понижается качество выпускаемой продукции. Ухудшение качества продукции ведёт к новому дефициту по всей технологической цепочке. 3.Вынужденное изменение структуры выпускаемой продукции . План, спускаемый сверху, учитывает не только структуру затрат, но и структуру выпускаемой продукции, но предприятие сталкивается с дефицитом сырья, выпуская при этом менее качественное сырье, в результате потребителям предлагается совсем не та продукция, которая им необходима, а та которую можно произвести. В процессе приспособления производителя к дефициту возникают дополнительные издержки , это связано с : 1. Неполной информированностью потребителя и производителя о положении и намерениях других субъектов. 2. Неустойчивость намерений производителей при принятии производственных решений. 3. Негибкость в приспособлении экономического агента к изменившимся условиям . Я.Корнаи подчёркивает, что трансакционные издержки существуют в любой хозяйственной системе: рыночной и плановой. Но, в плановой экономике эти издержки более существенны. Это связано с тотальным дефицитом. Допустим, если в какой-то сфере снизились перебои и трудности, связанные с дефицитом, то это говорит о том, что ярче проявился дефицит в другой сфере хозяйства. Так мы рассмотрели приспособление производителей к дефициту, теперь необходимо проанализировать приспособление потребителей к дефициту. Я.Корнаи рассматривает следующий алгоритм приспособления: УСПЕХ - ВЫНУЖДЕННАЯ ЗАМЕНА – ПОИСК – ОЖИДАНИЕ –ОЧЕРЕДЬ - БОРЬБА ЗА ПОСТАВЩИКА Успех означает, что потребитель в начале процесса приобретения закупил нужный ему товар. Однако это случается не так часто. Тогда покупатель вынужден заменить нужный ему товар на другой, возможно менее качественный. Если потребителя не устраивает замена , то он продолжает свой поиск. Поиск непосредственно связан с ожиданием. Но существует разница поиск- это активная реакция потребителя, а ожидание– пассивная. Следующим шагом при приобретении нужного товара является очередь, находясь в очереди потребитель для сокращения времени, пытается завоевать благосклонность производителя. Так дефицит приводит к диктату производителя над потребителем. Что ведёт к подкупу, коррупции, обмену услугами – “сегодня ты мой поставщик, а завтра я- твой”. Каждый кому оказали услугу, тоже готов оказать какую-то услугу в последующем. Для дефицитной экономики характерно понятие инвестиционного голода. Уклад каждого предприятия в плановой экономике состоит в том, что у него ненасыщаемый постоянно растущий спрос на капиталовложения. Это связано с отсутствием опасности убытков или банкротства предприятия. Объясняется это дефицитом : практически любая продукция может быть реализована, в связи с отсутствием ограничения, обусловленного спросом. Раз предприятию не грозит банкротство, то добровольно от дополнительных капиталовложений никто не откажется. В этом заключается отличие рыночного механизма от плановой экономики. В рыночной экономике проводится тщательный анализ эффективности предлагаемых инвестиций, рассчитываются ожидаемые доходы и убытки, после такого анализа фирма может добровольно отказаться от дополнительных инвестиций. В плановой системе– подсчёт сроков окупаемости, фондоотдачи носит формальный характер, т.к. заранее известно, что государство оплатит все убытки или спишет долги. Следующим дефицитом в плановой экономике является – дефицит рабочей силы. Трудовые ресурсы являются одним из важнейших факторов производства. В ресурсоограниченной системе дефицит рабочей силы является таким же нормальным явлением как и дефицит других факторов производства. В процессе приспособления к такому типу дефицита происходит вынужденная замена, изменение ассортимента выпускаемой продукции, если отсутствуют работники нужной квалификации или необходимое их количество. При этом возможны следующие варианты: Ø Частичная остановка производства в соответствии с технологическим процессом, из-за отсутствия одних работников вынуждены простаивать другие. Ø Компенсация недостающей рабочей силы более дешёвой (низкой квалификации) и ухудшение качества продукции, или более дорогой (рост расходов на заработную плату) и нехватка квалифицированных работников на других участках производства. Ø Незапланированное изменение ассортимента выпускаемой продукции(из- за отсутствия работников необходимой квалификации). Можно сделать вывод: дефицит– нормальное состояние плановой экономики, т.е. это вполне устоявшееся равновесие для социальной системы хозяйства. Дефицит постоянно воспроизводится, что говорит о том, что субъекты хозяйства воспринимают его как норму, он не признак кризиса, хронический дефицит- нормальное состояние ресурсоограниченной экономики. Деньги и цены в плановой экономике не оказывают решающего воздействия на производителя. Потребитель купит товар низкого качества, производитель не снизит цену, поскольку является монополистом. Но причиной дефицита является огосударствление экономики, управление хозяйственной деятельностью при помощи не ценовых сигналов. Предприятие в плановой системе находится не на собственном обеспечении, у него нет свободы выбора, но ему не дадут обанкротиться. Это в свою очередь порождает не насыщаемый спрос на инвестиции, и как результат– хронический дефицит. Значит, что бы ликвидировать дефицит необходима ликвидация тех условий при которых он воспроизводится. Это означает ликвидацию монополизма государственной собственности, создание частной собственности на большую долю ограниченных ресурсов, что должно привести к системе жёстких бюджетных ограничений для предприятия и формированию спросоограниченной экономики . Кризис плановой системы в том, что она не в состоянии решить социально- экономические проблемы в настоящее время. 1.2 Основные тенденции и сущность реформ в переходный период. Прежде чем перейти к определению конкретных реформ в Кыргызстане, хотелось бы сформулировать общие закономерности переходного периода в странах бывшего СССР. Подробно основные закономерности рассматривает Я. Корнаи, свой анализ он делает на примерах стран с переходной экономикой. Я. Корнаи различает закономерности переходного периода в виде “тенденций” [5], в понимании основных потоков и движений в обществе и с внутренними склонностями, стремлениями и намерениями участников переходного процесса. Рассмотрим основные "тенденции". Движение к рынку. При социалистической системе интеграция экономической деятельности происходила главным образом действиями механизма бюрократической координации. При этом использовались не только материальные и моральные стимулы, но и в случае необходимости принуждения. Как мы отмечали в первом параграфе рыночный механизм существовал в социальной системе в подпольной форме. Сначала реформ до кардинальных политических изменений область рыночных отношений начинает расширяться. Движение к рынку становится необратимым и имеет ускоренный характер. Цены, устанавливаемые государством освобождаются. Бюрократическая распределение товаров и ресурсов заменяется свободными коммерческими контрактами между производителями и потребителями Начинает развиваться конкуренция, в том числе и в результате либерализации импорта . Для измерения степени перехода страны к рынку Я.Корнаи– выделяет из ряда показателей, один наиболее важный- долю ВВП, реализуемая по свободным ценам. Однако крупные государственные монополии в переходный период действуют ещё в течении длительного времени, иностранные инвесторы тоже пытаются занять монопольное положение. Государство в новых демократических странах не может найти своё место в социально- экономических процессах. Оно излишне активно, когда для этого нет достаточных оснований, и пассивно в области, где требуется государственное регулирование и управление. Развитие частного сектора Одним из важнейших факторов определяющих темпы реформ, является развитие предприятий в частном секторе. В постсоциалистических странах отмечается быстрое увеличение числа малых и средних предприятий, что сопровождается притоком иностранного капитала. Происходит формирование среднего класса. В то же время сокращается государственный сектор. Этот процесс будет длиться до тех пор пока его масштабы не достигнут тех, которые характерны для развитых капиталистических стран. Сокращение государственного сектора протекает в различных формах . Ряд предприятий передаётся в частные руки путём прямой продажи, или посредством её бесплатного распределения между населением или его отдельных групп(трудовых коллективов). Могут быть использованы различные схемы приватизации одновременно или в определенных сочетаниях. Однако сокращение государственного сектора происходит и помимо приватизации в прямом смысле слова. Некоторые предприятия закрываются, другие останавливают отдельные производства или продают их. На многих предприятиях отмечается “декапитализация” по мере изнашивания основных фондов. Появляются проблемы расхищения общественного богатства, особенно интеллектуального, использования в личных целях несовершенного законодательства. Процесс сокращения государственного сектора идёт медленно, сопровождаясь и человеческими страданиями. Я.Корнаи с учётом выше сказанного предполагает возможность двух расчётов: Один относится к темпам приватизации в прямом смысле слова: определение доли государственного сектора , ежегодно переходящего в частные руки, что займёт длительное время. Но возможен и другой расчет, более важный: Определив рост частного сектора с учетом как возникших новых частных предприятий, так и приватизированных бывших государственных предприятий, и сопоставить его с сокращением государственного сектора (независимо каким посредством; приватизацией, ликвидацией и т.п.). Продолжительность периода, необходимая для формирования частно- предпринимательской экономики, будет зависеть от соотношения этих двух процессов. Эффективный рынок не может существовать без преобладания частной собственности. По определению, рынок функционирует только при условии, что экономические агенты заключают между собой добровольные контракты. Значит те кто принимает решения не должны выполнять указания политического руководства. Такая независимость гарантируется только частной собственностью. Л.Мизес обратил внимание на наличие такой связи еще за долго до того как утвердилась плановая экономика. Несмотря на его предупреждения усилился интерес к так называемому “рыночному социализму”, основной принцип которого формируют следующим образом: “Соединить общественную собственность с рыночным механизмом”, эту концепцию пытались реализовать в Венгрии при Л. Кадаре, и в СССР при М.С. Горбачёве. Воспроизводство макроравновесия После смены политической власти возникают серьёзные дисбалансы на макроуровне. Среди них можно выделить: хронический дефицит; открытую или подавленную инфляцию; дефицит государственного бюджета; внешнюю задолженность. Макроэкономические проблемы настолько серьёзны, что правительство вынужденно принимать ряд стабилизационных мер, вызывающих глубокие потрясения в обществе. Корнаи выделяет комплекс мер по преодолению одного из самых болезненных признаков социалистической системы- дефицита: рост частного сектора, развитие свободного предпринимательства и либерализации импорта, что позволит удовлетворить избыточный спрос. В то же время спрос ограничивается действием следующих факторов: освобождением цен; проведением жёсткой денежно-кредитной политики; ужесточением финансовой дисциплины, а так же ограничением заработной платы. Наименьшие надежды возлагаются на возможности снижения инфляции и бюджетного дефицита – главного её источника. Для решения этой задачи Корнаи предлагает принять жёсткие меры: резко сократить государственные расходы; уменьшить объём кредитования; заморозить номинальные доходы населения. Таким путём можно добиться временных результатов и значительно снизить уровень инфляции, но обычно это сопровождается сильным спадом производства, что приводит к росту безработицы. Если же правительство вместо инфляционного финансирования бюджетного дефицита (т.е. простого печатания большого количества денег) начнет выпускать ценные бумаги, оно может лишить частных инвесторов необходимых кредитных ресурсов, которые будут оттянуты на рынок государственных облигаций, и, таким образом, затормозит выход страны из спада. Существует и другой путь– финансировать бюджетный дефицит, прибегая к иностранным займам, но это ведёт к росту внешней задолженности. Следует заметить, что социалистическая система сумела обеспечить полную занятость населения и в действительности при ней существовала постоянная нехватка рабочих рук. Одним из наиболее нежелательных обстоятельств, сопутствующих трансформации экономической системы, являются изменения, происходящие на рынке труда: избыточный спрос на рабочую силу превращается в ее избыточное предложение, т.е. нехватка работников сменяется безработицей. Приватизация предприятий, остающихся в государственном секторе, вынуждает их увольнять лишних работников. Спад производства на одном предприятии ведет к сокращению спроса, что в дальнейшем обуславливает падение производства на другом предприятии. На основе сказанного Корнаи делает два прогноза. Во- первых, нехватка рабочей силы уменьшится и доля структурной безработицы стабилизуется в результате процессов экономической трансформации. Во-вторых, следует ожидать длительного спада производства, который в течении нескольких лет будет сказываться на уровне безработицы. Общество попадает в своеобразную ловушку: какую бы из проблем оно ни попытается решить, это может привести к обострению других. Имеется опасность того, что правительство отойдёт от жесткой политики, которая требует жертв от населения, в результате усиления в обществе политического напряжения, в свою очередь обусловленного экономическими проблемами. Но, если правительство предпочтет политику постепенных преобразований, откладывая “на потом” решение потенциально опасных для их существования проблем, то это будет означать , что общество еще долго будет страдать от сохраняющегося неравновесия на макроуровне. Формирование конституционного государства Рыночная экономика , основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. В этой связи можно выделить три уровня государственной активности : -Законодательный уровень. Требуется разработать и принять десятки новых законов взамен устаревших в условиях, когда только появляются юристы, разбирающиеся в вопросах регулирования современной рыночной экономики , а депутаты национальных парламентов еще слишком неопытны. Но несмотря на указанные трудности большая часть такой работы может быть сделана в течение нескольких лет. -Проведение законов в жизнь . Названный вид деятельности может оказаться еще более трудным. Судьи, прокуроры, адвокаты и юристы компании заново должны освоить свои профессии. -Изменение менталитета граждан. Указанная задача возможна одна из самых трудных. Прежний режим разрушил уважения к закону; они боялись не мотивированных репрессий. Отсутствовало также и уважение к заключенным частным контрактам. Пройдет не мало времени, чем изменится общественная мораль, и нарушение законов, уклонение от уплаты налогов, и честность в делах или коррупция станут обсуждаться общественным мнением. Создание демократических институтов. Важнейшим условием перехода от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, основанной на частной собственности, является ликвидация монополии коммунистической партии на политической власти. Появилась возможность развития демократических институтов, соперничества между партиями, проведения свободных выборов, избрания парламента, обладающего подлинной властью, формирования правительства на основе парламентского большинства и т.д. Ø государственного сектора в экономике может быть в одних странах выше, в других ниже, но нигде не играет в доминирующую роль. Для обеспечения стабильности демократических институтов необходимо гарантировать индивидуальные права и свободы, в частности, право владеть частной собственностью и защищать частные контракты. Ø Не все страны с рыночной экономикой основанные на частной собственности, являются демократическими. Переход от социалистической системы к капиталистической рыночной экономике лучше всего осуществлять при авторитарном политическом режиме. Для этого необходимы “закон и порядок”, которые может обеспечить только способное на решительные действия правительство. Переходные процессы усиливают социальную напряженность, но для их успешного завершения важно придерживаться избранного экономического курса. Переосмысление национальной общности. Национальные проблемы существовали и при социализме, но открыто не обсуждались. Представляется неизбежной необходимость переосмысления того, что мы считаем национальными общностями. Только после этого может последовать развитие наднациональных структур или допуск в уже существующие. Присоединение к наднациональным организациям (валютному и таможенному союзам, схемам свободного движения труда или капитала) может носить исключительно добровольный характер после того, как законное правительство страны убедится в том, что в данном вопросе его поддерживает большинство граждан. Было бы большой ошибкой навязывать той или иной стране, которая только начинает ощущать себя независимой, любые интеграционные схемы. Вспомним хотя бы судьбу Советского Союза и Югославии, распавшихся во многом благодаря тому, что они были искусственными образованьями, подавлявшими стремление к независимости меньших национальных общностей. В том же время Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский Союз) успешно проводит политику интеграции, поскольку оно с самого начала развивалось стабильно, и национальные правительства шаг за шагом, причем добровольно, отказывались от отдельных элементов своего суверенитета. Из сказанного следует, что тенденции к сепаратизму в Восточной Европе сохранятся еще в течении длительного времени, а тенденция к региональной кооперации будет все же слабой несмотря на очевидные плюсы последней. Тем не менее в рамках общего прогноза можно выделить несколько сценариев развития. Наиболее благоприятный – мирное расхождение национальных образований на основе цивилизованных соглашений. Самая страшная перспектива – локальные войны с целью перекройки границ. Даже в отсутствие войны напряженность между государствами может усилиться из-за резких споров соседних государств и протестов по поводу угнетения в них национальных меньшинств. Подобный ход событий, безусловно, не будет способствовать укреплению доверия и развитию региональной кооперации. Неравномерный рост материального благосостояния населения. Социалистическая система обеспечивала низкий уровень жизни населения. Люди испытывали постоянный дефицит товаров и услуг. В то же время существовали полная занятость и приемлемый уровень социально – экономической безопасности. Привилегированная прослойка была относительно небольшой. В результате трансформационных процессов средний уровень материального благосостояния , скорее всего, возрастет, но это не произойдет немедленно. Проблемы, присущие переходным экономикам, будут способствовать стагнации или абсолютному снижению среднего уровня потребления населения. В то же время уже в начале переходного периода появились социальные группы, которые улучшили свое материальное положение. Это в первую очередь те, кто работает в сфере частного бизнеса . В условиях рыночной экономике благосостояние людей гораздо в большей степени зависит от их собственных усилий и от везения, чем при социализме. Государство меньше влияет на жизнь своих граждан, в то время как оно ,опекая их, выполняло патерналистские функции. Люди с различными системами жизненных ценностей по-разному воспринимают такие перемены. Материальное неравенство в обществе в результате радикальных преобразований возросло. Каждое правительство и политические партии в регионе подчеркивают необходимость создания системы социальной защиты населения. Ряд её элементов уже действуют, но цельной системы пока нет ни в одной постсоциалистической стране. Среди широких слоев населения будет усиливаться чувство глубокой неудовлетворенности снижающимся уровнем жизни, ростом безработицы, неустойчивым социальным положением. В сложившихся обстоятельствах нелегко просить людей приносить новые жертвы. Вот почему обеспечение макроравновесия в экономике займет длительное время, к тому же не надо забывать об опасностях, которые представляет общественное недовольство для нарождающейся демократии. В процессе переходного периода можно выделить следующие условия, которые предпринимают страны с переходной экономикой : Ø Либерализация; Ø Стабилизация; Ø Приватизация; Ø Создание институциональной структуры; Ø Реструктуризация. В настоящее время существуют две основные версии экономической трансформации бывших обществ советского типа в рыночную экономику: “шокотерапия” и “градуалисткая” стратегия. Обе версии выступают в качестве альтернативных образцов при формирование экономической политики соответственно преобладают на практике смешанные варианты. Для реформ проводимых в Кыргызстане характерна шокотерапия, а значит: - Либерализация; - Стабилизация; - Приватизация. Центральной идеей которой является создание условий для скорейшего становления заинтересованного производителя. Эта задача определяет программу переходного периода , которая с одной стороны основывается на финансовую стабилизации и перераспределении прав собственности (приватизации), и с другой стороны, на радикальном расширении прав экономических агентов, путём либерализации хозяйственных отношений. При этом если не будет выполнено одно из названных условий , произойдёт деформация экономического поведения, т.е. формирование производителя должно произойти как можно быстрее. Версия “шокотерапия” имеет неоклассическое происхождение. Предполагается, что хозяйственная деятельность осуществляется в определенной среде (прежде всего физической и институциональной), которая задает её условия и в которой эта деятельность находит свой предмет (т.е. ресурсы, преобразуемые в действия и их результаты). 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА 2.1 Первый этап социально-экономического развития Кыргызстана После провозглашения в 1991 году независимости, Кыргызстан оказался в трудном экономическом положении. В конце 1991- в начале 1992 годов наша республика как и все остальные страны СНГ приступила к проведению радикальных |
|
© 2007 |
|