РУБРИКИ

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

малого и среднего предпринимательства за 1 кв. 1998 год зарегистрированы

21550 малых и 1960 средних предприятий, в них зарегистрирован 1 млн. 22,8

тыс. человек, если 10,6% занятого населения в отраслях экономики. В

нынешней экономической ситуации основную роль продолжают играть средние

предприятия, которые обеспечивают выпуск промышленной продукции.

Доля малых и средних предприятий в производстве внутреннего валового

продукта составила 38,3%.

За 1992-1997 г.г. в динамике по малому предпринимательству наблюдался

парадокс: число малых предприятий увеличилось в 2,9 раза а среднесписочная

численность работающих снизилась в 2 раза.

· Для финансирования местных предприятий Кыргызское Правительство

занимается привлечением международных инвесторов, в результате чего в

стране появилось несколько кредитных линий. Через кредитные линии

профинансировано свыше 80 -и предприятий на сумму около 16 млн. долларов

США. В настоящее время поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется

по кредитным линиям:

· Европейского банка реконструкции и развития 10,5 млн.долл. США (

сфера услуг -кафе, рестораны);

· Правительства Германии - 19,3 млн. немецких марок( производство

макаронных изделий, мини-пекарни, мини-колбасные цеха, швейные цеха,

производство пива, мебели и др.);

· Центральноазиатско- Американского фонда поддержки предпринимательства

- 150 млн. долл . США.

· Всемирного банка - 4,5 млн. долл США ( в основном предприятия

текстильного комплекса);

· Правительства Индии - 5млн. долл США;

· других международных финансовых организаций.

Для переходной экономики республики характерна необходимость выправления

искривленного десятилетиями планового хозяйства общественного менталитета. В

этой связи актуальным является формирование у населения чувства

сопричастности к общему делу трансформации общества, духа

предпринимательства. Это определило создание в 1992 году Фонда национального

предпринимательства Республики Кыргызстан, который должен был

способствовать развитию предпринимательских структур в сельской местности в

отдельных районах. В 1994 году на его базе создан фонд развития

предпринимательства при Президенте Кыргызской Республики со значительно

расширенными правами, функциями и задачами. В соответствии с Положением о

Фонде развития предпринимательства Кыргызской Республики.

Основными направлениями его деятельности являются:

- участие в реализации государственной политики по формированию

рыночных отношений на основе развития частного предпринимательства ,

особенно его малых и средних форм;

- обеспечение государственной поддержки предпринимательства путем

привлечения эффективного использования отечественных и иностранных

финансово-инвестиционных ресурсов;

- содействие созданию правовых условий для развития частного

предпринимательства;

- участие в реализации правительственных программ и проектов

направленных на развитие предпринимательства;

- участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей

хозяйствующим субъектам условия и возможности для ведения предпринимательской

деятельности;

- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур,

стимулирование разработки и производство конкурентно способных видов

продукции, содействие освоению новых технологий, “Ноу-Хау”;

- содействие частным предпринимателям в приватизации государственного

и коммунального имущества с целью формирования и развития конкурентной

рыночной среди в сфере производства товаров и услуг;

- оказание содействия в выделении кредитов предпринимательским

структурам, осуществляющим производство товаров народного потребления,

оказывающим услуги населению, а также же обеспечивающим экспорт товаров и

услуг за свободно конвертируемую валюту;

- содействие привлечению предпринимателей к реализации ( готовой

продукции) государственных программ и проектов;

- оказание ( привлечению) консультационных и информационных услуг

предприятиям.

3.2 Создание устойчивой финансово-кредитной системы

Реформирование финансово-кредитной системы позволило создать основы

рыночной экономики. Для поддержания платежной системы и обеспечения

населения в сельских регионах банковскими услугами были созданы Расчетно-

сберегательная компания, Кыргызская финансовая сельскохозяйственная

корпорация и Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов.

Финансово-кредитная система республики характеризуется внутренней

стабильностью, но при этом очень чувствительна к воздействию внешних

факторов. Воздействие внешних шоков на валютный рынок республики наглядно

проявилось в 1998 г.

Изменение курса доллара США и объемов

проданной НБ КР валюты в 1998 г.

млн.USD сом/1 USD

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

10 25

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

9

8

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях 20

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях 7

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

6

15

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях 5

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях 4 10

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях 3

2 5

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях 1

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

0 0

янв. фев. март апр. май июнь июль авг. сен. окт.

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях Объем продаж валюты НБКР -

Первое негативное воздействие российского финансового кризиса и ухудшение

коньюнктуры на мировых финансовых рынках в Кыргызстане проявилось в мае

1998 г. , когда темпы прироста курса доллара увеличились до 7.26% в месяц.

Скачок курса доллара можно расценивать как следствие дефицита валюты на

торгах по причине снижения объемов продаж на валютных аукционах НБКР в

течение трех предыдущих месяцев. Предпринятые Нацбанком меры по сокращению

ликвидности в банковской системы в совокупности с увеличением объема продаж

валюты позволили в следующие месяцы стабилизировать обстановку на

валютном рынке республики. Ухудшение условий внешней торговли

вследствие кризиса на мировых финансовых рынках обусловило увеличение

дефицита счете текущих операций платежного баланса Кыргызстана . Кроме

того августовские события в России усилили отток капитала нерезидентов из

республики и вызвали рост спроса на валюту вследствие увеличения

инфляционных ожиданий населения. В этих условиях предпринимаемые

Нацбанком меры по сокращению ликвидности банков и ужесточению штрафных

санкций за несоблюдение резервных требований оказались недостаточными для

сохранения стабильности валютного рынка . С августа 1998 года темпы прироста

курса доллара резко увеличились достигнув к сентябрю 12% в месяц .

Проведение интенсивной валютной интервенции в этом периоде было

нецелесообразным, так как это не устраняло основных причин дестабилизации

валютного рынка и могло привести к значительному снижению золото- валютных

резервов при достижении только временной устойчивости национальной валюты.

При этом необходимо отметить что рост спроса наблюдался в основном на

наличные доллары в связи с чем НБКР ввел дополнительную услугу по

конвертации безналичной валюты в наличную . В целом за период с января по

октябрь 1998 год включительно Нацбанком было продано 43,83 млн. долл США,

золотовалютные резервы уменьшились на 11,5%.

Внешнеэкономические показатели Кыргызской Республики

в 1997 году и 1 полугодии 1998 года[10]

1997 год1998 год
1 кв11 кв111 кв1V кв1997 год1 кв11 кв1 п/г
Счет текущих операций млн. USD-79,516,3-12,2-63,1-138,5-66,2-96,6-163,1
Счет операций с капиталом и финансовых операций, млн USD68,368,46,498,1241,246,841,888.6
Общий баланс млн USD-11,046,6-18,629,645,6-3,3-1,7-16,0
Резервы в месяцах импорта ( на конец периода)2,13,22,43,03,02,82,42,4

Дестабилизация валютного рынка вызвала повышение рыночных ставок

процента. Наиболее отчетливо рост процентных ставок проявился на рынке

ГКВ, где доходность государственных ценных бумаг, несмотря на снижение

объемов эмиссии, продолжает увеличиваться . В какой- то мере недоверие

инвесторов на этом сегменте финансового рынка обусловлено последствиями

краха российского рынка государственных ценных бумаг. Резкая девальвация

сома делает инвестиции в ГКВ не только малопривлекательными, но и убыточными.

Некоторые банки идут на прямые убытки; за 1,5 месяца до срока погашения

на продажу выставляются 3- месячные ГКВ ценой, ниже покупки. В результате

проводимой политики важно обеспечить ограничение темпов роста

государственного долга темпами роста ВВП. В настоящее время Правительство

республики принимает меры для поддержания стабильной обстановки на

финансовом рынке. Установлен жесткий контроль за объемами выпуска

государственных казначейских векселей, чтобы избежать повторения

“российской финансовой пирамиды” и добиться снижения ставок ГКВ за счет

уменьшения объемов эмиссии ГКВ и увеличения числа участников на первичном

рынке ГКВ. Необходимо принять реальный бюджет с гарантированными источниками

покрытия его дефицита Для усиления устойчивости финансовой системы

государства необходимо, наряду с мерами по оптимизации бюджетной политики

повысить эффективность управления внешним долгом. Наиболее объемными и

льготными донорами для нашей Республики являются - Всемирный банк - 265,0

млн.долл США, Азиатский банк развития - 1108 млн.долл США, Европейский банк

реконструкции -50 млн. долл. США, а также такие страны, как Турция Япония,

Германия и Узбекистан. В 1998 году подписано 9 кредитных соглашений и

планируется получить 137,5 млн.долл. США.

С трансформацией нашей экономики кардинально изменились принципы

пополнения государственной казны. Особенно изменилась роль и вся система

налогообложения в направлении большей адаптированности к изменяющимся

рыночным условиям.

Реформы в налоговой сфере были начаты в 1992 г. При централизованном

планировании большинство налоговых поступлений складывалось из трех основных

источников: налога с оборота, налога на прибыль, и налога с заработной

платы , а с 1992 года вместо налога с оборота был введен НДС и акцизные

сборы . Действовавшая система налогообложения была очень сложной. Она

состояла из 12 республиканских и 12 местных налогов и сборов.

Существовали различные ставки процента, налоговые льготы, разрешения,

освобождения- все это затрудняло сбор налогов . К тому же, действовало

большое количество законодательных актов и налогов двойное обложение одних и

тех же объектов ,что усложняло деятельность хозяйствующих субъектов.

Принятые льготы не способствовали стимулированию зарождающихся предприятий,

а во многих случаях использовались для сокрытия доходов и избежания

налоговых выплат в бюджет . Поэтому для упрощения системы налогообложения

Правительство постепенно отменило все налоговые льготы .

Ø Введенный с июля 1996 года Налоговый кодекс является сводом

законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым

действиям налогоплательщиков на территории Кыргызской Республики, за

исключением таможенных пошлин, сборов платежей регулируемых таможенным

законодательством. При рассмотрении наиболее важных и кардинальных

изменений, связанных с введением Налогового кодекса , можно отметить

следующие

Ø по налогу на прибыль, принятие единой ставки налога на

прибыль размере 30%;

Ø по НДС установлена ставка 20% со странами ближнего и дальнего

зарубежья согласно двусторонним соглашениям по принципу “место назначения”;

Ø по земельному налогу, установление порядка при котором

крестьянские и фермерские хозяйства, для которых земля является основным

средством производства, уплачивают только земельный налог, что значительно

облегчило ведение учета отчетности для сельскохозяйственных производителей,

роздало стимул для эффективной их работы и улучшило администрирование .

Ø по подоходному налгу с физических лиц, принципиальные отличия

налогообложения доходов физических лиц в Налоговом кодексе от ранее

действовавшего порядка налогообложения заключаются прежде всего в том,

что в Налоговом кодексе предусмотрены равенство каждого налогоплательщика

перед законом и обязанность их декларировать собственные доходы и

уплачивать налоги, а также расширение охвата налогоплательщиков с

одновременной отменой ряда налогов и либерализацией ставок подоходного

налога , сохранение , но в ином виде определенных льгот остро нуждающимся

категориям граждан. Снижение минимальной величины ставок подоходного налога

с 10 до 5%.

Структура налоговых поступлений за 1997-1998 г.г.

(млн. сом)

1997 год1998 год январь-сентябрь1998 год прогноз
Налоговые поступления3755,43445,44596,9
Подоходный налог318,3291,6383,8
Налог на прибыль338,64323,6402,7
НДС1683,91451,01991,6
Акцизные сборы448,9493,1571,0
Налог с физических лиц - владельцев транспортных средств3,292,2131,2
Земельный налог268,6154,2362,7
Налог на международные торговые и внешние операции244,9251,4.

. Данные отсутствуют

Для расширения базы налогообложения , восстановления деятельности

предприятий реального сектора необходимо активизировать поток инвестиций

в приоритетные сферы нашей экономики, одним из основных компонентов

которого является привлечение средств на фондовом рынке. Рынок ценных

бумаг представляет собой принципиально новое образование в финансовом

секторе республики с весьма большими перспективами и возможностями. Рынок

ценных бумаг в индустриально развитых странах играет важную и ключевую роль,

как основной инструмент инвестиционных потоков перераспределения капиталов

в структуре экономики. Органом регулирования рынка ценных бумаг

является Национальная комиссия по рынку ценных бумаг при президенте

Кыргызской Республики. Была образована Указом Президента Кыргызской

Республики 7 сентября 1998 года . В Кыргызстане сложились

практически все необходимые компоненты, присущие рынку ценных бумаг:

фондовая биржа; акционерные общества , прошедшие листинг на бирже;

инвестиционные институты ; регистраторские компании.

На фондовом рынке республики присутствуют основные разновидности ценных

бумаг : государственные долговые - это казначейские векселя и облигации

эмитируемые Минфином; муниципальные облигации; корпоративные акции и

облигации, эмитируемые АО. Дальнейшее развитие финансово-кредитной системы

республики зависит от макроэкономической ситуации у нас в республике и

тенденций на мировых финансовых рынках.

4.2. Формирование благоприятного инвестиционного

климата

Целью государственной инвестиционной политики является поддержка

и обеспечение процессов экономических и структурных преобразований в

национальной экономике и определение дальнейших приоритетов и направлений

инвестиционной деятельности с учетом реально сложившихся рыночных условий

и макроэкономических факторов. Выполнение поставленной цели невозможно без

наращивания объемов инвестиций и улучшения их использования. В соответствии

с индикативным планом на 1996-1998 г.г. общий объем капитальных вложений в

экономику республики за счет всех источников финансирования предусматривался

в размере 11603 млн.сом, фактически ( с учетом 10 месяцев 1998 года)

освоено 12585,6 млн.сом. Вложения в основной капитал за счет иностранных

инвестиций в сомовом эквиваленте намечались в объеме 8470 млн.сом, что

составляло 72,9% от общего объема запланированных средств, фактически

вложено -8455,2 млн.сом, или 67,2%. За 10 месяцев 1998 года предприятиями

и организациями всех форм собственности освоено 21272 млн. сом, что

составляет 58% от уровня соответствующего периода 1997 г., т.е. инвестиции

сократились на 42%. Освоение капитальных вложений по всем источникам

финансирования ,в т.ч. за счет средств республиканского бюджета по

кварталам за 1996-1998 г.г. приведено в следующей таблице.

Относительный успех в увеличении инвестиций в 1996 году был в основном

достигнут благодаря иностранным инвестициям, большая половина которых была

направлена на развитие крупного золоторудного месторождения “Кумтор”.

Выполнение индикативных показателей за 1996-1998 г.г.

1996 год1997 год1998 год
ИПФактИПФактИПФакт
Общий объем капвложений по всем источникам финансирования млн.сом3587476623858569224156-
296021272
Капвложения за счет иностранных инвестиций млн. долларов234326242462338258/111-/376
млн.сом2648338322829434252993/2000-/729,5
Капвложения за счет средств из республиканского бюджета 88813291031733125/320-140,7

В условиях сложного финансового положения, высокого дефицита бюджета

республика не обладает достаточными внутренними инвестиционными ресурсами

для финансирования развития экономики республики. Поэтому внешняя

финансовая помощь и иностранные инвестиции играют важнейшую роль как в

макроэкономической стабилизации, так и в осуществлении конкретных

инвестиционных проектов в стратегических и базовых отраслях экономики

республики. Вместе с тем в качестве положительного момента в последние

годы необходимо отметить тенденцию увеличения доли собственных средств

предприятий и организаций : с 18,4% в 1996 году до 29% - в 1998 году.

Одним из существенных источников инвестиций являются денежные средства

населения, которые также имеют тенденцию к увеличению с 1996 г. по 1998

год они возросли более, чем втрое.

Ø В целях активизации работы по привлечению иностранных

инвестиций в экономику Кыргызстана и обеспечения скоординированной

государственной политики в этой области были разработаны и утверждены

Правительством республики Программы государственных инвестиций (ПГИ) на 1996-

1998 и 1997-1999 годы, которые основывались на экономическом потенциале

республики, закладывали основные принципы привлечения внешней помощи и

отражали приоритетность развития отраслей и направлений экономики. Они

включали в себя проекты, направленные на развитие инфраструктуры

государственного сектора общественных услуг, а также государственные

проекты по поддержке развития производственного сектора .

Правительство Кыргызской Республики в отношении привлечения и использования

иностранного капитала проводит политику наибольшего благоприятствования:

Ø гарантируется стабильность прав иностранных инвесторов и иные

формы их правовой защиты;

Ø иностранным инвесторам дано право участвовать во всех формах

приватизации;

Ø зарубежные инвесторы могут приобретать недвижимость в

собственность на тех же основаниях и условиях что и граждане и юридические

лица Кыргызстана;

Ø иностранным инвесторам гарантируется репатриация капитала,

беспрепятственный вывоз прибыли или ее части в виде иностранной валюты,

продукции собственного производства и т.д.;

Ø иностранные инвестиции могут осуществляться в любых формах и

сферах хозяйственной деятельности , не противоречащих законодательству

страны. Улучшению

инвестиционного климата в республике в значительной мере способствует

принятие в 1997 г. Закона об иностранных инвестициях, предусматривающего

создание более конкурентной, надежной и предсказуемой правовой среди

для привлечения и использования иностранных инвестиций . В целях

активизации работ по привлечению внешних инвестиций в экономику

республики на ее территории созданы и функционируют четыре свободные

экономические зоны (СЭЗ), в которых действует особый правовой режим,

предусматривающий дополнительные льготы субъектами СЭЗ.

Соответствующие нормы с указанием конкретных ставок льготного

налогообложения отражены в Положении каждой СЭЗ, утверждаемых Правительством

. Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение

национального режима к иностранным инвесторам. С развитием международных

связей актуальным для Кыргызстана становится сближение правовой основы

инвестиционной деятельности в республике и зарубежных странах. Кроме того,

учитывая наличие общих экономических и инвестиционных интересов Кыргызстана

и стран-участников Содружества Независимых Государств, определяющее значение

приобретает адаптация и унификация нормативно-законодательных актов и

организационно-правовых условий инвестиционной деятельности на территории

стран СНГ. Дальнейшее улучшение

инвестиционного климата в республике возможно путем:

· обеспечения страховой защиты имущественных интересов отечественных и

иностранных инвесторов, для чего необходимо создание сети государственных

инвестиционных и страховых институтов и всемерное развитие частного

предпринимательства на рынке страховых услуг;

· развитие информационной структуры инвестиционного рынка, системы

обеспечения защиты собственности и личности инвестора от криминальной

среды, с целью обеспечения эффективного информационно-консультативного

взаимодействия потенциальных инвесторов ;

· использования новых подходов в области государственного регулирования

инвестиционных процессов. Часть централизованных инвестиционных ресурсов

необходимо использовать для стимулирования частных отечественных и

иностранных инвестиций в производственной сфере на конкурсной основе.

Учитывая наличие высоких инвестиционных рисков, государство должно брать

на себя часть этих рисков в доле с частным инвестором;

· дальнейшего упрощения процедур регистрации и получения лицензий, а

также других необходимых документов для иностранных инвесторов.

3.4 Развитие внешней торговли и интеграция в

мировой рынок

С обретением независимости торговая политика республики перешла на

качественно новую ступень развития. Создан либеральный торговый режим как

для внутренней так и внешней торговли. С 1994 г. действуют единые тарифы на

импорт - 10%, отменено лицензирование экспорта и импорта, за исключением 8

статей , принятых в мировой практике. С 1996 г. отменены все действующие

пошлины на экспорт. Проводимые в республике структурные

преобразования в экономике оказывали непосредственное влияние на внешнюю

торговлю. Так, на снижение темпов прироста товарооборота республики в 1994

г и 1997 г ( табл 4.7.) в некоторой степени оказали влияние введение

национальной валюты в 1993 г. и Налогового кодека в 1996 году.

Основными экспортными товарами являются золото, сурьма, ртуть,

электроэнергия, хлопок-волокно и изделия из хлопка шерсть и шерстяные

изделия , кожсырье, табак, сахар-песок. В настоящее время на рынках сбыта

сурьмы и ртути складывается неблагоприятная коньюнктура ; увеличить

поставки шерсти и кожсырья в ближайшей перспективе не представляется

возможным. Нарастить экспорт можно через увеличение производства

технических сельскохозяйственных культур ( хлопка, табака, сахарной свеклы)

,спрос на которые имеется как на внутреннем , так и на внешнем рынках.

Электроэнергия - одна из основных статей экспорта ( в 1996-1997 г.г.

составила около 15% всего экспорта). Спрос на электроэнергию имеется как у

наших традиционных потребителей, так и у соседских стран дальнего

зарубежья. Нарастить экспорт возможно при увеличении объемов производства и

создании соответствующей инфраструктуры, необходимой для транспортировки

энергии . Рост импорта с

конца 1995 года в товарообороте вызвал увеличение отрицательного

торгового баланса, вследствие чего дефицит текущего счета в 1996 году был

наибольшим. В 1997 году дефицит текущего счета снижается ввиду снижения

отрицательного баланса, а в 1998 году отрицательное сальдо торгового

баланса опять увеличивается вследствие опережающего роста импорта. Поэтому к

концу следует ожидать увеличения дефицита счета текущих операций. Так ,

одним из отрицательных явлений в экономической ситуации за 9 месяцев 1998

года является рост отрицательного сальдо торгового баланса, вызванный

сокращением экспортных поставок республики на 25,7% в страны СНГ ,по

сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В импортных поступлениях за 9 месяцев 1998 года наблюдается рост почти по

всем позициям. Нельзя не отметить, что в последние годы опережающими темпами

растет импорт потребительских товаров. В последние годы импорт

обеспечивает около 70 % рынка потребительских товаров. Эта тенденция

расширяется. Наблюдается рост относительно дорогих продуктов питания (пиво,

вина, масло, жиры, колбасы, кондитерские изделия и т.д.) одежды и обуви .

Считаем необходимым для преодоления критического состояния платежного

баланса и экономики в целом, в качестве поддержки производителей легкой и

пищевой промышленности, снизить уровень налогообложения оказать помощь в

получении долгосрочных кредитов,а также принять меры по защите их от

конкуренции иностранных производителей посредством увеличения таможенных

пошлин и акцизов . Необходимо

отметить, что уровень таможенных пошлин Консолидированного тарифа,

обговоренный со странами -членами ВТО, и принимаемых Национальных тарифов по

текстильным изделиям, обуви и основным завозимым продуктам питания

совпадает, поэтому целесообразно пересмотреть пошлины по этим позициям в

сторону повышения. Увеличение акцизов на все

марки нефтепродуктов повлечет за собой негативные последствия в виде роста

цен на транспортные услуги тем более, что 96% всех грузоперевозок приходится

на автомобильный транспорт. Кроме того. Ужесточение фискальных мер может

увеличить нелегальный ввоз нефтепродуктов, так как основными поставщиками в

последнее время стали наши ближайшие соседи- Казахстан и Узбекистан. Импорт

из этих стран легко осуществляется в обход контролируемых таможней дорог.

Так, по данным Комиссии Правительства Кыргызской Республики по борьбе с

экономическими преступлениями в 1997 г. контрабандный ввоз ГСМ составил

около 23-28 т автомобильного бензина и 9-14 тыс. т дизельного топлива, что

составляет около 18-22% официального импорта бензина и 10-15% импорта

дизельного топлива. В результате чего в государственный бюджет недопоступило

налоговых платежей ориентировочно на сумму 22-28 млн.сом.

Ø Исходя из вышеприведенного анализа, считаем целесообразным

увеличить акцизы только на высокооктановые марки бензина и усилить

таможенный контроль. Членство в ВТО даст Кыргызской Республике ряд

преимуществ, включая:

Ø открытые и не ограничивающие рынки для экспорта товаров и

услуг Кыргызской Республики, что увеличит объемы торговли товарами и

услугами;

Ø больше выбора качественных товаров и услуг по низким ценам для

потребителей;

Ø вовлечение в механизм разрешения споров при ВТО, что намного

упростит разрешение споров по торговым вопросам;

Ø приведение торговых, инвестиционных и таможенных правил в

соответствие с международными стандартами;

Ø преимущества для товаров Кыргызской Республики в форме

национального режима наибольшего благоприятствования на международных

рынках;

Ø более привлекательные стабильные и предсказуемые условия для

инвестиций, которые приведут к увеличению количества и улучшению качества

инвестиций, что даст увеличение объема производства и занятости;

Ø увеличение бюджетных поступлений из- за снижения уровня

налоговых льгот для привлечения инвесторов в Кыргызскую Республику,

вследствие уменьшения риска;

Ø экономия бюджета при государственной закупке товаров и услуг при

выполнении общественных инвестиционных проектов. Кроме того, республика

получит доступ к государственным закупкам в других странах-участницах

соглашения;

Ø свобода транзитных перевозок через территории стран-членов ВТО.

Во вступлении Кыргызстана в ВТО есть и негативные моменты. Во-первых,

поскольку торговые преференции, согласно Генеральной системе преференций,

распространяются только на конечные товары и в меньшей степени на сырье, то

выгоды Кыргызстана от экспорта сырьевых ресурсов, который является пока

доминирующим, будут незначительны. Во-вторых, создание равных условий

реализации национальных и импортных товаров на внутреннем рынке, согласно

статьям ВТО, может отрицательно отразится на национальной промышленности,

находящейся на стадии реконструкции и становления, вследствие ослабления

государственных протекционистских мер и увеличения потока товаров из

дальнего зарубежья, по сравнению с которыми наши товары неконкурентоспособны.

Кроме того, по мнению экспертов ЮНКТАД, “выгоды от членства в ВТО связанные

с улучшением доступа на другие рынки, могут быть ощутимыми в более

долгосрочном плане и только в том случае ,если страна имеет относительно

равные и конкурентоспособные возможности, хорошо подготовленный и

скоординированный правительственный механизм, готовый защитить права в

сложных механизмах системы ВТО”. Несмотря на все

негативные моменты, приняв во внимание тот факт, что около 90% мировой

торговли приходится на страны ВТО, Правительство приняло решение о

присоединении к этой авторитетной международной организации. Как показала

практика ,чем больше страна откладывает вступление в ВТО тем жестче

становятся сроки и условия присоединения. Членство в ВТО усилит

надежность торговой политики, которая в свою очередь увеличит доверие к

проводимой внешнеэкономической политике республики. Принятие

республикой обязательств перед ВТО требует соблюдения открытой торговой

политики, ее стабильности, предсказуемости. Как показала практика, основной

проблемой либерализации торговли для стран переходного периода является не

первоначальное осуществление а ее поддержка в течение определенного

промежутка времени. Поэтому эти обязательства перед ВТО, являясь

институциональными обязывают правительства соблюдать либеральную позицию и

сохранять надежность торговой политики в ВТО. Так, например, принятое после

вступления республики в ВТО решение Правительства о запрещении экспорта

неферментированного табака является нарушением норм ВТО ( как введение

торговых барьеров), поэтому это решение следует отменить. Хотя оно принято

с целью защиты интересов национальных производителей. В настоящее

время, республика имеет потенциал для конкуренции на мировых рынках в группе

стран, специализирующихся на природных ресурсах (золото, сурьма, ртуть,

уран, поликремниевое производство). Кыргызстан будет иметь выгоду от

членства в ВТО в виде “недискриминированной торговли” по этим группам

товаров, и ни один торговый партнер ВТО не сможет дискриминировать

республику, навязывая более высокие барьеры торговли, нежели те, что

применяются к другим странам- не членам ВТО. Кыргызская Республика ввела в

действие и приняла большую часть нормативных актов и законов, необходимых

для соответствия требованиям ВТО. Важно отметить, что законы, принятые в

целях присоединения к ВТО, были необходимы независимо от присоединения к

ВТО для установления способствующих экономическому росту торгового и

инвестиционного режимов в республике и соответствует целям программы

реформирования Правительства Кыргызстана. Согласно договору о присоединении

Кыргызстана к соглашениям о Таможенном союзе ( март 1996 г.)

предусматривалось:

Ø унификация внешнеторгового, таможенного, налогового

законодательства;

Ø формирование однотипного механизма регулирования экономики

государств-участников на основе рынка;

Ø создание единой таможенной территории. В

настоящее время в рамках Таможенного союза введен режим свободной торговли

, внедрены общие правила таможенного оформления товаров идут консультации и

переговоры по дальнейшему обустройству Таможенного союза. Однако сегодня,

несмотря не предпринимаемые действия не решены многие задачи по реализации

соглашений о Таможенном союзе, в том числе:

§ не сформирован общий таможенный тариф;

§ не разработан и утвержден порядок принятия и изменения таможенных

пошлин;

§ не унифицированы перечни товаров, в отношении которых применяются

нетарифные меры регулирования импорта и экспорта;

§ не унифицированы внешнеторговые, таможенные налоговые законодательства;

§ остаются открытыми вопросы обустройства внешних границ Таможенного

союза, создание надежной системы контроля внешних границ.

3.5 Развитие человеческого потенциала

28 мая 1997 года состоялся Национальный Форум Кыргызской республики по

Устойчивому Человеческому развитию(УЧР). В нем приняли участие Президент КР,

представители всех ветвей власти, политических партий и движений,

общественных организаций, органов местного самоуправления, конфессий,

различных этнических культурных центров и национальных диаспор. Впервые,

народ Кыргызстана, принимает Национальную стратегию Устойчивого Человеческого

Развития - концептуальную основу дальнейшего развития страны в нынешнем

столетии и в 21 веке. Конечно, концепция не может заменить нашей Конституции

- основного закона КР, но она действительно может стать Конституцией

развития.

Для республики важнейшими приоритетами являются: - социальная и политическая

интеграция, единство народа, целостность страны, безопасное человеческое

существование, в первую очередь - борьба с бедностью, экологически

обоснованный экономический рост, культурное и духовное развитие, эффективное

управление общественными ресурсами. Уровень материального производства и

наличие средств сохранения и поддержания человеческой жизни зависит от

образовательного, научного, технического и духовного потенциала общества.

Толерантность - одно из главных достоинств менталитета нашего народа, а

образование и духовность составляют основу толерантности. Именно поэтому в

Кыргызстане придается особое значение реформе образования ( программа

"Билим"), расширению сети образовательных учреждений.

Вполне естественно, что Кыргызстан должен развиваться с учетом своих

особенностей.

Сегодня у нас есть шанс, сохраняя достигнутую сравнительно макроэкономическую

стабилизацию, восстановить в полном объеме потерянный в период спада объем

валового внутреннего продукта (ВВП) и двигаться дальше на основе

модернизации, улучшения управления производством и рационального

использования имеющихся человеческих и природных ресурсов. С завершением

процессов разгосударствления и аграрно-земельной реформы значительно

расшириться поле свободы для созидательной деятельности граждан. Сфера услуг,

получившая мощный стимул в условиях рыночных отношений будет, скорее всего,

развиваться повсеместно и достаточно динамично. Эти факторы в своей

совокупности подстегнут темпы роста производства и улучшат состояние

занятости в стране.

Наращивая усилия, направленные на подъем экономики, мы должны в то же время

учесть в полной мере опыт развития мирового сообщества, который подтверждает

ошибочность измерения прогресса только экономическим ростом. Экономическое

развитие, направлено на улучшенияе жизни людей. Подлинную ценность может

представлять лишь общество, в центре которого находится человек, созидающий и

получающий справедливое вознаграждение, защищенный социально и в правовом

отношении, окруженный здоровой природной средой.

В условиях нашей страны принципиально важно добиться обеспечения не просто

развития как такового, а развития устойчивого, справедливого, операющегося на

активное участие в нем широких масс и ориентированного на будущее, на

обеспечение благополучия наших потомков.

В нашем движении к прогрессу главной опорой будут служить внутренние ресурсы,

которых у нашей страны немало. Однако природные ресурсы сами по себе еще не

обеспечивают автоматически прогресса и благополучия общества. В мире немало

стран, располагающих в достатке сырьевыми ресурсами, население которых тем не

менее живет в недостатке.

И, наоборот, в странах сильных не природными, а человеческими ресурсами,

идет развитие. Япония и Германия наглядно подтверждают эту истенну.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.