РУБРИКИ |
Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условияхвладельцами которых стали трудовые коллективы. Уровень приватизации в промышленности к настоящему моменту составил 80,2%, в строительстве -56,6%, на транспорте - 47,8%, в торговле и общественном питании -97,2%, в бытовом обслуживании -100%. На базе 1714 объектов были созданы 1110 акционерных обществ и 169 обществ с ограниченной ответственностью. Позитивные результаты пяти лет реализации программы приватизации можно просуммировать следующим образом: Во первых, в стране сложилась подлинно многоукладная экономика. Во-вторых, совместно с реализацией других направлений реформ, устранены в целом структурные перекосы в экономике. В третьих, институт частной собственности в нашей стране утвердился и стал основой хозяйствования. Дальнейшей главной задачей Правительства в этом направлении будет состприватизированное преобразование предприятий Необходимо оказать всестороннее финансовое и техническое содействие приватизированным предприятиям с тем, чтобы эффективно адаптировать их к конкурентной рыночной среде. Особенностью нынешнего этапа является переход к разгосударствлению и приватизации предприятий базовых отраслей экономики (энергетика, телекоммуникации, гражданская авиация, топливно-энергетическая, горнодобывающая). ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ. На данном этапе наблюдается низкий уровень либерализации это связано с тем, что либерализация цен была осуществлена не первом этапе проводимых реформ.Однако либерализация внешней торговли еще проводится. В 1996 году Кыргызская Республика поддерживала внешнеэкономические связи с 62 странами, которые можно подразделить на две группы: страны-члены СНГ и страны, не входящие в СНГ. Среди стран СНГ основным торговым партнером Кыргызстана традиционно оставались Россия (25,3% общего объема экспорта и 19,6% импорта) , Казахстан (21,2% общего объема экспорта и 15,5% импорта) и Узбекистан (21,1% общего объема экспорта и 22,1% импорта) В совокупности на эти три страны приходилось более 90% экспорта и импорта Кыргызстана в страны СНГ, или 71% общего объема экспорта и 50% объема импорта . Основными торговыми партнерами Кыргызстана из числа стран, не входящих в СНГ, были США (3,5% общего объема экспорта и 4% импорта), Турция (1% общего объема экспорта и 5,3% импорта), Китай (7,2% общего объема экспорта и 0,9% импорта) и Германия (0,6% общего объема экспорта и 3,6% импорта). Следует отметить резкий рост внешней торговли в США в 1996 году ( объем экспорта возрос с 4,0 млн.долларов США в 1995 году до 17,6 млн.долларов США в 1996 году , а импорт с 19,1 млн. долларов США до 35,7 млн.долларов США соответственно) Что касается номенклатуры экспорта и импорта, то в 1996 г. в этом отношении в торговле Кыргызстана не произошло существенных изменений. Основными экспортными товарами Кыргызстана являются: продовольствие (35% экспорта), машины и оборудование (15%), текстиль (14%) и электроэнергия (13,8%). Импорт состоит главным образом из энергоресурсов (природный газ, дизельное топливо, мазут, бензин ) которые в совокупности составляют около 12,3% общего объема импорта, электрооборудования ( главным образом для проекта Кумтор)- около 7% общего объема импорта, продовольствия ( сахара- сырца- около 9,3% общего объема импорта, пшеницы - около 2.5% импорта) и черных металлов (около 25% общего объема импорта). Кыргызстан вошел в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана , что позволило снять многие существующие ограничения в торговле между бывшими союзными республиками, удешевить импорт и стимулировать экспорт. Несмотря на отрицательную структуру экспорта-импорта либерализация внешней торговли позволила оживить внешнеэкономические связи нашей республики с дальним зарубежьем. Открытость экономики способствовала насыщению рынка, избежанию дефицита. Одновременно создается конкурентная среда для отечественных предприятий в плане совершенствования производства, качества продукции, снижения ее себестоимости ,изучения рынка, т.е. скорейшего вхождения в рыночные условия . С октября 1998 года Кыргызстан стал полноправным членом Всемирной Торговой Организации , что является преимуществом для нашей страны в вопросах ведения внешнеторговой политики. СТАБИЛИЗАЦИЯ. Финансовая стабилизация имеет высокий уровень на данном этапе ее проведения. В 1995 году доверие к национальной валюте укрепилось, поскольку темпы инфляции ( по сравнению с другими странами Средней Азии) были относительно невысоки, а валютный курс оставался относительно стабильным. Был снижен темп инфляции в 1995 году. Свободное ценообразование, основанное на соотношении спроса и предложения, практически сняло острую проблему, как товарный дефицит. Была отменена обязательная система государственных закупок, которая заменена системой свободных контрактов по государственной закупке важнейших видов продукции. Государственное регулирование цен было распространено лишь на деятельность 5 естественных монополистов : Кыргызэнергохолдинг ,Кыргызгаз, Кыргызжилкоммунсоюз, Министерство связи Управление железной дороги, что делается в целях социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения. Положение в 1996 году можно , однако, охарактеризовать как период резкого обеспечения сома (примерно на 50%) и определенной дестабилизации экономики в целом ( так , например, годовые темпы инфляции возросли с 31,9% в 1995 году до 35% в 1996 году). После двух лет существования относительно стабильного курса национальной валюты в 1996 году сом резко обесценился. Значительные колебания валютного курса часто ( по крайней мере до осени 1996 года) пытались объяснить сезонными факторами, связанными с динамикой сельскохозяйственного производства ( для сельского хозяйства в ВВП Кыргызстана в 1995 году составляла 40%, а в 1996 году - около 60%) снижением валютных поступлений от экспорта шерсти, последствиями необычно суровой зимы или неразвитостью банковской системы . Однако детальный анализ макроэкономических показателей позволяет дать этому явлению другие объяснения. Динамика основных макроэкономических показателей за 1996 год свидетельствует о том, что одной из причин кризиса на валютном рынке могло быть временное повышение уровня золотовалютных резервов. Национального банка Кыргызской республики ( НБКР). В 1995 году курсовая политика, нацеленная на удержание курса сома по отношению к доллару США в пределах узкого коридора, реализовывалась главным образом за счет изменений объема иностранной валюты, продаваемой НБ КР на проводимых дважды в неделю аукционах. В 1996 году от этой политики пришлось отказаться по следующим причинам. Во- первых, возросший объем импорта заставил привести величину иностранных резервов НБКР в соответствие с уровнем, требуемым МВФ ( величиной, необходимой для финансирования 2-2,5 месячного импорта). Во -вторых, необходимость расчета по долгам с Россией (132,8 млн.долларов США) в конце 1996 года заставила увеличивать объем иностранных резервов в НБ КР . Эти две причины вызвали быстрое сокращение предложения иностранной валюты на валютном рынке, что в результате и привело к девальвации сома . Результаты валютных аукционов в 1996 году[9].
Другим важным моментом , который оказал прямое воздействие на положение на валютном рынке ( и особенно на формирование курса сома к доллару США) осенью 1996 г. было решение о выплате большей части государственного долга населению ( то есть невыплаченной заработной платы в государственном секторе и пенсий, что составляло около 600 млн.сомов). Наблюдавшееся в 1996 году падение курса , в частности, вызвало рост цен импортных товаров и снижение спроса на национальную валюту ( то есть повысило скорость денежного обращения), что сказалось на показателях уровня инфляции. Поэтому повышение месячных темпов инфляции до 6,6% в ноябре месяце ( и до 4,5% в декабре) не было удивительным. Динамика помесячных темпов инфляции представлена на рисунке 2.3. В целом уровень инфляции в 1996 году достиг примерно 35% и превысил уровень, отмечавшийся в 1995 году ( 31,9%). Заметим, что значительное падение курса (обесценение) всегда увеличивает инфляционные ожидания и снижает доверие к национальной валюте. В 1998г. курс сома по отношению к доллару США резко понизился, это обусловлено финансовыми кризисами в Юго-Восточной Азии и России. В результате резко возросли цены на импортируемые товары, снизилась деловая активность , остановилось производство, сом перетерпел существенное падение в ноябре - около 20% за доллар. Динамика обменного курса сома 30 25 20 15 10 5 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1996 финансовый год был сведен с дефицитом на уровне 5,6% ВВП. В начале рыночных преобразований значительная часть бюджетного дефицита финансировалась за счет иностранных займов. Однако правительство финансировало большую часть своего дефицита за счет инфляционных источников , включая денежную эмиссию. В результате адаптации уровня цен к росту денежной массы происходило взимание инфляционного налога что вызывало рост цен. В законе о центральном банке определена его независимость от правительства. Непосредственным результатом либерализации стал высокий уровень инфляции , который затем начал снижаться с 1491,7% в 1993 г. до 35% в 1996 году . Высокая инфляция отрицательно сказалась на величие реальных налоговых поступлений в бюджет и проявилась в задержках с собиранием налогов. Другая проблема связана с сохранением задолженностей по бюджетным платежам. В условиях продолжающегося спада производства с большим напряжением был сформирован гос бюджет, особенностью которого стала дефицитность. Если в 1993 году дефицит бюджета составил 7% и ВВП, в 94 г. -8%, за 95 г. -11,4%. Главной причиной возникновения бюджетного дефицита является низкий уровень налоговых поступлений. При проведении рыночной реформы не удалось избежать ошибок, что обусловлено главным образом недостаточными теоретическими проработками проблем переходной экономики в рамках СНГ. Уже в ходе практических преобразований выявилась явная недостаточная лишь монетаристских методов для оздоровления и стабилизации финансов производства и перехода от командной и более эффективной рыночной экономике. СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. Этот фактор является важным на втором этапе, создание инфраструктуры необходимо для полноценного функционирования экономики, что обусловило ход реформ в банковской сфере. Произошедшие в банковском секторе Кыргызстана в 1996 году коренные институциональные изменения состояли прежде всего в ликвидации крупнейших коммерческих банков. Они были подвергнуты аудиту, и для контроля данной части финансового рынка были введены более жесткие экономические нормативы деятельности кредитных организаций. Кыргызская фондовая биржа была официально открыта 25 мая 1995 г. с уставным капиталом 560 тыс.сом. С января 1995 г. КФБ начала проводить листинг предприятий, чтобы выставлять их акции на торги биржи. На сегодняшний день на КФБ котируются акции 47 предприятий. За два года значительно увеличилось не только количество компаний значительно вырос объем торгов на площадке КФБ. Так, в 1995 году объем торгов составил 3365862 сом, в 1996 году -6592574 сом , в 1997 году объем торгов составил 38664731 сом. Рынок корпоративных ценных бумаг в республике еще не получил достаточного развития, что обусловлено низкой рентабельностью предприятий и , как следствие, низкой привлекательностью эмитируемых ими ценных бумаг для стратегических инвесторов .В перспективе созданная нормативно-правовая база в области регулирования рынка ценных бумаг, введение новых принципов корпоративного управления , достижение большей прозрачности деятельности акционерных обществ должно активизировать этот сегмент финансового рынка. В 1996 году Национальный банк Кыргызской Республики ( НБКР) продолжал проводить монетарную и кредитную политику, к реализации которой он приступил в мае 1993 года введя национальную валюту. В последующие годы он предоставлял коммерческим банкам на конкретные цели все меньше и меньше средств, интенсивно внедряя практику проведения кредитных и валютных аукционов. Для того, чтобы сократить объем инфляционного финансирования дефицита, был создан рынок государственных ценных бумаг. В 1996 году наибольшие изменения произошли в секторе коммерческих банков . Все они были связаны с политикой департамента банковского контроля центрального банка. Требования НБКР к коммерческим банкам становились все более жесткими; они касались минимальной величины собственного капитала, контроля за соблюдением норм , устанавливаемых органами банковского надзора, а также увеличения уровня обязательных резервов. Минимальная величина уставного капитала, определенная в нормах, установленных НБКР от августа 1995 г. составляла 10 млн.сомов для банков с национальным капиталом и 20 млн. сомов для банков с участием иностранного капитала ( банком с иностранным участием считается банк, где доля иностранного партнера составляет 20 и более процентов). В августе 1996 года из 15 коммерческих банков пять банков не смогли увеличить свой капитал до требуемого минимума. В сентябре 1996 года руководство НБКР приняло решение относительно того, что крайний срок повышения собственного капитала до необходимого уровня будет отложен до 1 января 1997 года. Одновременно до тех пор, пока необходимые нормы не будут выполнены, банкам было запрещено принимать платежи как в национальной , так и в иностранной валюте. На начало 1996 года в Кыргызской Республике насчитывалось 19 коммерческих банков. Один из них - Сбербанк- находился в собственности государства. Одиннадцать банков имело смешанный капитал ( с участием государства) и семь банков были частными. Четыре из 19 банков были преобразованы из финансовых учреждений старой системы (Эльбанк, Агропромбанк, Промстройбанк и АКБ Кыргызстан). Они обслуживали различные сферы экономической деятельности ( сельское хозяйство, промышленность) или выполняли определенные функции ( хранилища для сбережений населения, обслуживали различные сектора, связанные, например, с государственным бюджетом, обеспечивая социальные выплаты или финансирование органов местной администрации). В конце 1995 г. три из числа этих банков оказались среди банков, имевших отрицательный капитал и не сумевших соответствовать действовавшим обязательным экономическим нормативам. Значительно более 50% их портфелей состояло из кредитов, классифицированных как сомнительные или потерянные ( в таком положении оказалось 9 банков, то есть половина из общего числа коммерческих банков страны). Ситуация в крупных банках портфели которых были отягощены плохими кредитами, отрицательно повлияла на положение во всей банковской системе. Исправление ситуации требовало в первую очередь решения проблем, связанных с этими банками. Эти проблемы получили принципиальное решение в 1996 году. Два из четырех банков были ликвидированы (Элбанк и Агропромбанк). Решение о ликвидации двух из четырех крупных банков было беспрецедентным для стран бывшего Советского Союза. Для оставшихся двух крупных банков - АКБ Кыргызстан и Промстройбанка - центральный банк принял решение об установлении срока (конец марта 1997 г.) , по истечении которого их финансовое положение должно было быть улучшено. Решения о ликвидации банков в 1996 году не ограничивались группой бывших государственных банков. В предыдущие два года уже принимались решения о ликвидации мелких банков и образованных в девяностые годы коммерческих банков. В 1996 году было ликвидировано еще три банка: банк Хен-Фен, Ориент-Банк и банк Кыргыз-Жер. Причины их ликвидации отличались от тех, по которым проходил процесс ликвидации банков в предыдущие годы. Эти три банка находились либо в значительной части, либо полностью в иностранной собственности. В банке Хен-Фен иностранный капитал составлял 100% в Ориент- Банке -70%, а в банке Кыргыз-Жер -97,5%. Положение этих банков не было особенно тяжелым. Более того, Ориент-Банк считался одним из лучших банков Кыргызстана. На место ликвидированных банков пришел российский банк Российский Кредит, который получил лицензию на ведение банковских операций осенью 1996 г. Ожидалось также, что в начале 1997 г. получит лицензию турецкий банк- Банк Демирель, поскольку с 1996 г в Бишкеке уже сооружался его годовой офис. Эти два иностранных банка, уже начавшие действовать, занимают достаточно сильные позиции в своих странах что дает гарантии того, что качество банковского обслуживания в Кыргызстане будет повышено. Помимо новых иностранных банков , в 1996 г получили лицензии два новых банка с отечественным капиталом - АКБ Толубай и АКБ Эридан. В целом, начиная с середины 1994 г. до конца 1996 г., лицензии получили четыре банка. Всем уже зарегистрированным банкам было разрешено значительно изменять состав акционеров (то есть в находящимся в тяжелом финансовом положении банкам было разрешено привлечь в качестве акционерного иностранный капитал). К числу новых банков ,которые начали действовать в 1995 и 1996 г.г. относились следующие: Джойнт-Стог-Сити Банк (АКБ) Бишкек Акылинвестбанк, АКБ Толубайбанк и АКБ Эридан. · В 1996 г. для обеспечения нормального функционирования банковского сектора в Кыргызстане были образованы три новых финансовых учреждения, ни одно из которых не являлось коммерческим банком. После ликвидации двух крупных коммерческих банков, имевших развитую сесть отделений, начало ощущаться недостаточное развитие сферы банковского обслуживания, что потребовало принятия необходимых решений. Основными вопросами, которые необходимо было решить были следующие: · обеспечение платежей в бюджетном секторе; · формирование института для хранения сбережений населения; · формирование учреждений для предоставления кредитов сельскому хозяйству находящемуся в процессе реформирования; · создание учреждений для оплаты счетов и решения проблемы долгов ликвидированных банков. Для решения первых двух задач центральный банк создал так называемую Расчетно-сберегательную компанию с уставным капиталом в 1 млн.сомов. Не предполагалось, что эта компания будет банковским учреждением - она не обладала минимальной величиной требуемого капитала и не соответствовала другим нормативным положениям. Компания не имеет права заниматься кредитной деятельностью и может инвестировать средства только в казначейские ценные бумаги. Новое финансовое учреждение было призвано главным образом оказывать содействие бюджетному сектору в выплате заработной платы и пенсий. Компании удалось обеспечить прохождение бюджетных платежей в масштабах всей страны на основе использования 50 филиалов ликвидированного Агропромбанка, расположенных во всех регионах Кыргызстана. В конце 1996 г. через нее осуществлялось 20% всех бюджетных платежей. В первом квартале 1997 г. доля проходивших через компанию платежей возросла до 50%. В соответствии с предписанными ей функциями Компания ведет счета многих государственных учреждений . В результате к началу 1997 г. суммарные ресурсы на текущих счетах ее клиентов возросли до 20 млн. сомов. Компания стремится упорядочить, прохождение бюджетных платежей для обеспечения их своевременности и снижения затрат путем внедрения новых методов деятельности- новой системы счетов, компьютеризации операций. Другой причиной создания Расчетной- сберегательной компании стало привлечение депозитов частных лиц после ликвидации Сберегательного банка. Компания предоставляет населению возможности открытия как текущих так и срочных счетов. Как правило, предлагаемые ей процентные ставки связаны с величиной дохода на казначейские ценные бумаги, устанавливаемой на организуемых НБКР аукционах. Устанавливаемые Компанией ставки по депозитам ниже, чем ставки коммерческих банков, однако считается, что на обеспечивает большую безопасность сбережений. Компания планирует создать электронную сеть с базой данных, которая позволит оплачивать счета в любом из ее отделений. За первые шесть месяцев ее деятельности было открыто восемь пунктов, принимающих вклады от населения, и было аккумулировано 500 тыс.сомов. Эта сумма представляет собой лишь небольшую часть сбережений населения, которые могут быть привлечены. Для сравнения, объем вкладов в ликвидированном Сберегательном банке составлял 100 млн.сомов. Поэтому перспективы для этого направления деятельности компании следует расценивать как благоприятные , и она продолжает открывать новые отделения. Третьим финансовом учреждением из числа созданных в 1996 г. Центральным банком было Агентство по реорганизации банков и взысканию долгов -DEBRA. Его создание было одним из элементов программы реформирования банковского сектор-FINSAC. Была определена продолжительность срока действия Агентства - 3 года. Его основная цель состоит в консолидации долгов предприятий, которые были связаны договорами с ликвидированными банками. В соответствии с программой, взыскание долгов может приобретать любую процедурную форму- реструктурирования, продажи или банкротства. Агентство должно получать ресурсы из НБКР, который, в свою очередь, получит долгосрочные - со сроком погашения 15-20 лет - государственные облигации. Агентство также может получать часть ресурсов за счет взыскания или продажи долгов (5% от ресурсов, которые Агентство сможет мобилизовать собственными силами, будут зачисляться на его счет). Центр тяжести деятельности агентства будет сосредоточен на взыскании долгов по “плохим” кредитам. Была подготовлена специальная инструкция, в которой подробно описываются все процедуры по взысканию долгов. Проблемы, накопившиеся в банковском секторе, поставили вопрос о необходимости незамедлительного проведения его реструктуризации. Это должно стать важным фактором высвобождения потенциала экономического роста Кыргызстана. Если состояние банковского сектора будет незамедлительно нормализовано и он будет консолидирован, то темпы экономического роста могут оказаться даже более высокими. Последовательное соблюдение инструкцией НБКР должно привести к увеличению банковского капитала и повышению безопасности его функционирования , которая, в свою очередь, связана с уровнем резервов. Стимулируется слияние мелких банков и создание на их основе более крупных кредитных организаций. Проведение политики привлечения нового иностранного капитала в банковский сектор страны должно повысить “качество” капитала и в целом способствовать развитию конкуренции среди коммерческих банков. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ. На данном этапе она является третьим этапом приватизации. Серьезным препятствием на пути проведения быстрой и эффективной реструктуризации является отсутствие мотивации у директорского корпуса. Требуется полное реформирование системы управления , чтобы повысить качество менеджмента ,способного обеспечить принятие эффективных решений. Успех процессов трансформации в значительной степени зависит так же от квалификации занятых в управлении людей, что и не хватает в настоящее время. На 1997 год из 250 убыточных и неработающих предприятий было ликвидировано лишь 14, а реорганизовано 25. СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. В 1995-1997гг. номинальные среднедушевые доходы населения увеличивались быстрыми темпами и в 1997г. установились на уровне 264 сома в месяц. Реальные же доходы за 1995-1997гг. увеличились лишь на 4,6 процента, хотя до этого времени из-за гиперинфляции они сокращались, толкая многие слои населения за черту бедности. Основным источником денежных доходов в 1997г., как и в предыдущие годы, являлась заработная плата, составлявшая около 40 процентов в структуре доходов, более 30 процентов приходилось на доходы от личного подсобного хозяйства и смешанные доходы. Высока концентрация числа домохозяйств около черты бедности. Так, если снизить черту бедности на 20 процентов, то уровень бедности домохозяйств сократится до 53,3 процента, если же ее поднять на 20 процентов, то уровень бедности домохозяйств увеличится до 70 процентов. ). Ситуация в 1996-1997 несколько улучшилась: уровень ожидаемой продолжительности жизни достиг 66,9 и увеличился как для мужчин (62,6 лет), так и для женщин (71,4 лет). Такое улучшение обусловлено в значительной степени снижением коэффициента младенческой смертности до 25,9 промилле в 1996г. по сравнению с 31,9 в 1993г. Однако, из-за предполагаемого большого числа случаев незарегистрированных смертей новорожденных в 1996г. коэффициент младенческой смертности был занижен и ожидаемая продолжительность жизни, соответственно, завышена. В 1997г. улучшение показателя продолжительности жизни обусловлено снижением общей смертности, в основном, по причине снижения смертности от несчастных случаев, убийств, самоубийств и других внешних воздействий, в то время как смертность в результате болезней растет. За этот же год коэффициент младенческой смертности вырос до 28,2 промилле с более высоким уровнем смертности в городах (32,1) по сравнению с сельской местностью (26,9). Увеличилась младенческая смертность по причине инфекционных и паразитарных болезней, а также состояний, возникающих в перинатальном периоде, что, в свою очередь связано с ухудшением здоровья матерей, смертность которых в 1997г. по сравнению с предыдущим годом удвоилась. Утешительным фактом является снижение смертности по причине болезней органов дыхания, составляющей более 40 процентов в общей младенческой смертности. Ухудшение медицинского обслуживания и, соответственно, здоровья населения, отражается на снижении уровня продолжительности жизни. Несколько уменьшилась обеспеченность медицинскими работниками на 10000 человек населения: с 34,9 врачей в 1992г. до с 32,6 - в 1997 и среднего медицинского персонала, соответственно, с 98,7 до 84,6. Также снизилась обеспеченность населения больничными койками: со 121,2 койки на 10000 человек в 1992г. до 86,5 койки - в 1997. Данная ситуация объясняется проведенной работой по рационализации существовавшего избытка коек и персонала в соответствии с реализацией Программы реформирования системы здравоохранения “Манас” (краткосрочный план 1996-1997 гг.). Несмотря на серьезный экономический кризис и тяжелое положение в социальном секторе, уровень грамотности оставался высоким - около 97 процентов, что выше в сравнении с развивающимися странами и странами среднего дохода и является одним из главных преимуществ страны. Кроме того, среднее число лет обучения для лиц в возрасте 25 лет и старше, которое было довольно высоким в начале 90-х годов, в 1997г. увеличилось до 9,7 лет. Среди грамотного населения старше 15 лет, более 10 процентов имеют высшее образование, в то время как 41,3 процента имеют среднее общее. В территориальном разрезе наиболее бедными являются Таласская, Джалал- Абадская и Ошская области, где около 80 процентов домохозяйств находятся за чертой бедности. На другом полюсе находится г. Бишкек, в котором всего около четверти домохозяйств считаются бедными. Несмотря на то, что наиболее подвержены бедности жители сельской местности (около 75 процентов - в сельской местности, свыше 41 процента - в городах), в двух областях этот разрыв особенно значителен - Ошской (86,4 процента по сельской и 56,5 процента по городской местности) и Джалал-Абадской (83,4 и 68,4, соответственно). По национальному составу, особенно сильно бедность коснулась домохозяйств узбекской и кыргызской национальностей. Случаи бедности среди русских семей значительно реже - немногим больше 40 процентов, по сравнению с более 70 процентами у узбеков и кыргызов. По возрастным группам, функция бедности имеет нормальное распределение, сконцентрировавшись в группе 26-55 лет. Особенно тревожны данные по уровню бедности в зависимости от уровня образования главы семьи: у более трети бедных глава семьи имеет специально-техническое или высшее образование, в то время как у большинства оставшихся имеется среднее образование. В территориальном разрезе наиболее бедными являются Таласская, Джалал- Абадская и Ошская области, где около 80 процентов домохозяйств находятся за чертой бедности. На другом полюсе находится г. Бишкек, в котором всего около четверти домохозяйств считаются бедными. Несмотря на то, что наиболее подвержены бедности жители сельской местности (около 75 процентов - в сельской местности, свыше 41 процента - в городах), в двух областях этот разрыв особенно значителен - Ошской (86,4 процента по сельской и 56,5 процента по городской местности) и Джалал-Абадской (83,4 и 68,4, соответственно). По национальному составу, особенно сильно бедность коснулась домохозяйств узбекской и кыргызской национальностей. Случаи бедности среди русских семей значительно реже - немногим больше 40 процентов, по сравнению с более 70 процентами у узбеков и кыргызов. По возрастным группам, функция бедности имеет нормальное распределение, сконцентрировавшись в группе 26-55 лет. Особенно тревожны данные по уровню бедности в зависимости от уровня образования главы семьи: у более трети бедных глава семьи имеет специально-техническое или высшее образование, в то время как у большинства оставшихся имеется среднее образование. Государство проводит активную политику по борьбе с бедностью. Начаты программы “Аракет”, которой предусмотрено выделение бюджетных средств на адресную социальную защиту малообеспеченных и “Ардагер” по укреплению социально-экономического положения пожилых людей. По программе “Эмгек” предусматривается содействие безработным в трудоустройстве, организация временной занятости и общественных работ. . На улучшение социально- экономического положения женщин направлена программа “Аялзат”, которая предусматривает как образование и повышение функциональной грамотности женщин, так и развитие системы льготного кредитования для женщин. Растет преступность, связанная с наркотиками и в 1997г. число таких преступлений возросло до 3103 - почти в 1,5 раза по сравнению с 1993г. Наибольшее число преступлений приходится на лица 30 лет и старше. В 1997г. численность осужденных увеличилась на 30 процентов по сравнению с 1993г. Основной мерой наказания на протяжении всего периода остается лишение свободы. Карательная практика за последние 5 лет изменилась в сторону ужесточения наказания. Так, число случаев условного лишения свободы и исправительных работ сократилось с 706 в 1993г. до 1 в 1997г., а число наказаний в виде исправительных работ без лишения свободы - более чем в 1,5 раза. Почти в 2 раза увеличилось число осужденных с лишением свободы с отсрочкой исполнения приговора. Однако резкий экономический спад в 1998 году повлиял и на спад общего уровня жизни населения. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА 3.1 Развитие малого и среднего бизнеса Сложность перехода к рыночным отношениям, необходимость нахождения оптимальных путей перехода от хозяйственной системы, базирующейся на монополии государственной собственности, к экономике основу которой составляет “свобода производства и предпринимательства”,- обуславливает актуальность проблем предпринимательства. Опыт нескольких лет реформ привел к пониманию того, что перспективы становления рыночной экономики находятся в жесткой зависимости от успехов развития предпринимательских структур. При этом особую роль малое и среднее предпринимательство, которое при соответствующей поддержке государства обеспечит насыщение платежеспособного спроса и необходимые структурные сдвиги в экономике, формирование конкурентной среды. Рассмотрим некоторые статистические данные: в 1996 г . в г. Бишкеке действовали 2969 малых предприятий с численностью 23062 человека, через год их число сократилось до 2667 (20280 человек). За двенадцать месяцев было “похоронено” 302 предприятия. Почему же при заметной активности государства и предрасположенности населения к малому предпринимательству развитие малого бизнеса в республике по-прежнему остается проблематичным? Прежде всего , причина в самих предпринимателях. Из опрошенных 150 предпринимателей, занятых в сфере переработки сельхозпродукции, торговли и общественного питания в Бишкеке и близлежащих сельских районах оказалось что 96 предпринимателей не имеют даже профессионально-технического образования и лишь у 9 респондентов есть дипломы о высшем образовании. Такое же положение наблюдается среди предпринимателей и в целом по республике. Теперь о роли государства. Как отмечают сами предприниматели, неэффективность участия государства объясняется многими обстоятельствами. Чрезвычайно сложная и дорогостоящая государственная разрешительная система ( процесс регистрации, лицензирования и сертификации). Не редко общие расходы, связанные с разрешительной системой, составляют 30-50 тс.сом- таких крупных для начинающего предпринимателя сумм, которые равны средствам, достаточным для начала работы предприятия. Таким образом, начинающий предприниматель еще не приступив к практической деятельности , уже вынужден нести двойные расходы. Одной из главных проблем предпринимательства является налоговая политика. В своем выступлении Б. Силаев отметил, что “постоянные проверки и поборы просто не дают свободно вдохнуть предпринимателям”. При этом до сих пор налоги взимаются только с 20% работающих фирм и компаний, а многие так и остаются без внимания фискальных органов. По данным Международного института стратегических исследований 30-35% предпринимателей занятых в теневой экономике. По официальным данным - всего 13%. Еще в 1992 году предполагали принять закон “О едином предпринимательском налоге”. В СНГ это был первый подобного рода документ. Кыргызстан при помощи Госфонда поддержки малого предпринимательства и среднего бизнеса разработали законопроект об упрощении системы налогообложения для малого предпринимательства. Суть его в том, что вместо множества налогов- подоходного, НДС, на прибыль, дороги, чрезвычайные ситуации и другие - взимать один. Предпринимателям не надо будет думать о том, как правильно заплатить массу налогов. Платить налоги надо будет всего 2 раз в год. 1 октября 1998 года Президентом Кыргызстана подписаны 3 Указа в помощь предпринимательству в республике. Один из них - “ О дополнительных мерах по формированию благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды”. Бизнесмены при создании фирмы сталкиваются с бюрократизмом и вымогательством. Госрэкет становится серьезным тормозом в развитии предпринимательства в республике. Поэтому в данном указе говорится о необходимости введения при каждой фирме книги инспекторской проверки, фиксирующей действия всех наносящих визит ревизоров . Еще одной важной проблемой является то, что в нашей республике нет специального банка для предпринимателей- компенсационного, который помог бы застраховать от возможных неудач. Национальный банк отрицательно относится к идее его создании. В Кыргызстане за последние годы многие попробовали себя в бизнесе и . разочаровались или обанкротились. Если бы существовал такой банк, может быть проблема предпринимательства как-нибудь бы изменилась, потому что есть в нашей стране толковые люди с хорошими замыслами, но без первоначального капитала. Развитию предпринимательства мешает так же процесс приватизации. Многие приватизированные предприятия не работают. Создать на их месте новое производство становится невозможным, потому что большая часть акций ( до 25%) неизвестно где. Таким образом предпринимательство на сегодняшний день находится в очень тяжелом положении. Как показал опыт работы малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, полное использование резервов, увеличение социально-экономического эффекта возможны лишь при условии постоянного совершенствования хозяйственного механизма и поддерживающий малый бизнес государственной политики. В связи с этим в областных городах открываются интегрированные бизнес- центры. А в госорганах - специальные отделы. В Министерстве внешней торговли и промышленности организован департамент на который возложена задача координировать деятельность структур, обязанных помочь основным кормильцам страны. Кроме того, есть Государственный фонд поддержки малого и среднего бизнеса, который существует около 7 лет. Этот фонд обладает определенными денежными средствами, которые в общей сложности составляют 26 млн. сомов за счет этих средств фонд смог профинансировать 621 проект. Выдано 57 займов на 3,5 млн. дойчмарок, по немецкой кредитной линии. Для поддержки малого и среднего бизнеса есть ресурсы у Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития. Центральноазиатско- Американского фонда поддержки предпринимательства. Микро кредиты малым предприятиям предлагают такие международные организации как ПРООН, ФИНХА. Техническую помощь оказывают так же ЮСПИД, ТАСИС, ТИКА и другие. В своем выступлении Ж. Ибраимов по вопросу стабилизации социально- экономического положения республики отметил: “В целях создания условий для развития и поддержки государством отечественного предпринимательства правительством готовятся к внесению в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики законопроекты по защите прав предпринимателей, их поддержке, разработан и будет апробироваться механизм упраздненного налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса . “Государственный фонд по поддержке малого и среднего бизнеса” совместно с германским обществом технического сотрудничества и немецким Институтом по политике малого и среднего предпринимательства исследовали проблемы малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане и сделали следующие выводы, что общеэкономическое развитие в особенности развитие малых и средних предприятий зависит от многих факторов. Наиболее важных из них: 1. Знание будущих предпринимателей в области предприятия. 2. Благоприятное администрирование по отношению к предпринимателям и прочие рамочные условия 3. Доступ к льготным источникам финансирования. 4. Правовые гарантии на время осуществления экономической деятельности. Во всех вышеуказанных областях существуют большие дефициты, которые зачастую обозначаются как проблемы трансформационного периода, но если имеется политическая воля- все эти проблемы можно решить. Важные проблемы, которые препятствуют быстрому и лучшему развитию сектора малого и среднего предпринимательства: Ø Недостаточное экономическое образование и повышение квалификации из-за недостатка учебных планов. Ø Дорогостоящие разрешения, зачастую не имеющие отношения к безопасности производства или работе оборудования. Ø Непонятный , как для предпринимателей так и для сотрудников (особенно рациональных) налоговых инспекций налоговый кодекс. Ø Нехватка специалистов - консультантов в области экономики ( налоговой системы). Ø Недостаточная прозрачность рамочных условий. Ø Отсутствие государственной политики по малому и среднему предпринимательству. Ø Недостаточно развитая инфраструктура. Ø Отсутствие информации о выгодных источниках финансирования. Ø Недостаточная правовая защита в предпринимательской деятельности. Исследование проблем предпринимательства показали, что предоставленные гражданам Кыргызстана юридического права создавать малые предприятия и располагать определенными льготами далеко не достаточно для широкого развития малого и среднего бизнеса. Желаемого результата не удастся достичь без развитой сети рыночной инфраструктуры. Для выполнения задач, стоящих сегодня перед зарождающимся предпринимательством республики потребуются не только внедрения рыночных механизмов как предусмотрено стратегией трансформации в Кыргызстане, но и индустриальные преобразования, призванные привести в действие предпринимательство, активизировать хозяйственные и трудовые мотивации, сформировать полноценных рыночных агентов. Основоположники стратегии “большого удара”, т.е. шоковой терапии считают ,что если не успеть сформировать предпринимателя не получится и рынка. Таким образом без формирования предпринимательства невозможно трансформировать действующую экономическую систему в рыночную. Необходимо отметить роль среднего класса в процессе формирования рыночной экономики. Они являются основной движущей силой экономического роста. Именно малый бизнес может создать тот средний класс, который является основой любого государства. По данным Нацстаткомитета Кыргызской Республики, в сфере |
|
© 2007 |
|