РУБРИКИ

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

экономических реформ. Экономические реформы охватывали такие основные

направления как снижение уровня инфляции и ее стабилизация, обеспечение

устойчивости национальной валюты, сокращение дефицита бюджета структурная

перестройка крупных убыточных предприятий, демонополизация отдельных секторов

экономики, выполнение государственной программы приватизации, либерализацию

цен и внешнеэкономической деятельности, усиление социальной защиты населения.

Для проведения радикальных реформ правительством Кыргызстана совместно с МВФ

были разработаны и приняты следующие структурные программы:

ESAF 1. В июне 1994 года между Кыргызской Республикой и МВФ было

подписано соглашение об основах экономической политики в Кыргызстане на

трехлетний период, которое стало основой Комплексной программы по обеспечению

структурных преобразований в экономике на 1994 г-1997г.

В соответствии с указанной программой в 94-95 г.г. экономические реформы

охватывали также основные направления , как снижение уровня инфляции и ее

стабилизация; обеспечение устойчивости национальной валюты; сокращение

дефицита бюджета; регулирование внешнего долга; структурная перестройка

крупных убыточных предприятий; демонополизация отдельных факторов

экономики; приватизация; либерализация цен и внешнеэкономической

деятельности; усиление социальной защиты населения; совершенствование

правовой базы для углубления реформ.

Следующей основной программой является

ESAF 11 . 29 января 1999 года состоялось первое заседание нового

Правительства Кыргызской Республики . Основным вопросом заседания явилось

утверждение программы мер по стабилизации социально экономического положения

Кыргызской Республики на 1999-2001г.г.

28 мая 1997 года Правительством была принята "Национальная стратегия

устойчивого человеческого развития". Основной задачей которой является

выработка политики по сокращению бедности, увеличение уровня жизни населения

, эффективному и полному обеспечению услугами образования и здравоохранения.

Это явилось следствием принятой ООН “Копенгагенской декларацией по социальному

развитию”, период с 1997 г. по 2006 г. был объявлен “Десятилетием ООН по

искоренению бедности”.

Основной задачей Кыргызской Республики при реализации этой стратегии является

повышение благосостояния населения.

Более подробно основные программы рассмотрим во втором параграфе данной

главы .

Поспешная ломка административно-командной системы и переход к рынку

привели к серьезным последствиям в экономике и социальной сфере . Картина

экономики за годы реформ представлена в следующей таблице:

Макро- экономические показатели

(в пост. ценах, в % к1990 г.)

1991199219931994199519971998

ВВП

Продукция промышленности

Продукция сельского хозяйства

Капитальные вложения

Индекс потребительских цен*

94,8

100,1

99,5

85,9

189,7

70,1

73,3

76,4

64,4

954,6

58,2

55,5

70,3

51,5

1358,4

42,9

41,9

58,4

23,2

187,2

40,2

36,7

57,2

38,1

151,6

42,5

40,5

64,7

45,1

131,4

46,9

59,4

71,6

29,2

125,4

* Дается только цепной индекс

При анализе социально-экономического развития Кыргызстана с начала проведения

реформ прослеживаются два периода, в которых существенно отличаются тенденции

в развитии: первый период - с начала 1992г. до конца 1994г. (начало

1995г.), в течение которого экономическая ситуация резко ухудшалась, и второй

период - с 1995г., когда спад экономики замедлился и начался ее подъем.

Остановимся на 1997г. так как показатели 1998г. свидетельствуют о том, что

ход реформ был медленным и беспорядочным, чем во все предыдущие годы.

Рассматривая этапы, хотелось бы остановиться на основных составляющих

стабилизационной политики, которые были перечислены в 1- главе :

стабилизация, приватизация, либерализация, реструктуризация, создание

инфраструктуры. Естественно, что перечисленные выше факторы имели различный

уровень на двух этапах и мы будем рассматривать их поэтапно. Для начала

рассмотрим следующую таблицу

Основные факторы реформ, проводимых в Кыргызстане:

Факторы стабилизационной политикиУровень влияния на первом этапеУровень влияния на втором этапе
ПриватизацияВысокийСредний
ЛиберализацияВысокийНизкий
СтабилизацияВысокийВысокий
РеструктуризацияСреднийВысокий
Создание инфраструктурыНизкийВысокий

Первый этап: Данный этап был временем реагирования и адаптации

Кыргызстана на ситуацию, порожденную развалом СССР, что привело к разрыву

внешних и внутренних торговых отношений, сокращению спроса и, вследствие этого,

падению внутреннего производства. Этот период характеризовался ухудшением всех

экономических показателей, включая ежегодное сокращение производства (на 16

процентов - в 1993г. и 20 процентов - в 1994г.) и гиперинфляцию. При этом,

отрасли товарного производства претерпели значительное снижение выпуска и к

1994г. составляли приблизительно 60 процентов от всего ВВП, что повлияло на

уменьшение их доли в ВВП по сравнению с 1993г. на 7 процентов. Сократившийся

объем производства и внутреннего спроса сдерживали дефицит счета текущих

операций платежного баланса на низком уровне - около 85 млн. долларов в

1993-1994гг. Уровень валовых накоплений к ВВП снизился в 1993г. на 8,3

процента, в 1994г - на 2,6 процента. Валовые национальные сбережения

сократились до уровня 6,7 процента к ВВП, что составило почти половину от их

уровня в 1993г., уменьшилась занятость - на 155,3 тыс. человек в 1993г. и 35,2

тыс. - в 1994г. В результате этих явлений ухудшилось социальное положение в

стране, отразившееся в отставании средней заработной платы от минимального

потребительского бюджета.

Первый период также характеризовался внедрением различных реформ и

всеохватывающих мер стабилизации, включая введение национальной валюты,

отмену ограничений в текущих и капитальных внешних операциях, реформы

коммерческого законодательства, приватизацию и разгосударствление объектов

торговли и сферы обслуживания, промышленных предприятий, государственных и

коллективных сельских хозяйств, финансовые реформы и т. д., которые положили

институционально-правовую и регулирующую основу устойчивого роста.

Теперь рассмотрим более подробно факторы радикальных реформ:

ПРИВАТИЗАЦИЯ :

Цель приватизации в Кыргызстане состояла в том, чтобы наделить граждан

собственностью, с самого начала стояла задача превращения приватизации в

один из главных инструментов структурной перестройки развивающееся в

рыночном направлении экономики Кыргызстана. Существует 3 основных этапа

приватизации. Первый этап стабилизационной политики включает 2- этапа

приватизации.

Первый этап 1993-1994 г.г. Процессы разгосударствления и приватизации

государственной собственности начались в 1991 г. после создания

государственного комитета по управлению имуществом. За период 1991-1993 годы

было приватизировано около 40% государственной собственности. Из-за новизны и

сложности процесса первая программа приватизации на 1991-1993 г.г.

осуществлялась при значительных недостатках законодательной и нормативно

методической базы. Это особо проявилось в ходе приватизации крупных

предприятий. Так, значительная часть собственности государственных

предприятий оставлялась на льготных условиях трудовым коллективам, что не

способствовало появлению реальных собственников, притоку инвестиций и,

следовательно обновлению производства. Относительно успешным было

преобразование объектов торговли, общественного питания, бытового

обслуживания, в рамках так называемой “малой приватизации”. В этих секторах

экономики, приватизация осуществлялась по несложным схемам , основанным на

аукционах, конкурсах и прямых продажах.

Положительным итогом “малой приватизации” стало разрушение государственной

монополии в торговле и сфере услуг, создание конкурентной среды и ликвидация

товарного дефицита, хотя она не могла решить проблему преобразования в

целом.

К концу первого этапа программы приватизации и разгосударствления

сформировались многообразные формы собственности, а значит, и

многоукладной экономики. 50% составляла государственная собственность- 7,7 %-

кооперативно-общественная , 9,2%- колхозная, 9,3%- трудового коллектива,

14,3%- совместная собственность государства и трудовых коллективов и 0,5%

собственность частных лиц.

Формы приватизации определялись спецификой отраслей например в

промышленности, строительстве и транспорте преобладало акционирование

соответственно 79%,72%,87% от общего числа приватизированных объектов. В

торговле преобразовано в акционерные общества всего 12,4%, при этом 30,1%

выкуплено в коллективную собственность ,частная собственность составила в

строительстве -1,8%, в торговле 014,8%. Первый этап приватизации

характеризовался высокими темпами. При этом не удалось избежать и некоторых

недостатков. Процесс приватизации проходил в основном в форме преобразования

государственных предприятий в акционерные общества ( в основном закрытого

типа). Со значительной долей трудового коллектива. Кроме того, промышленные

предприятия передавались трудовым коллективам за символическую цену в

соответствии с действовавшим в тот период законодательством. Такая

приватизация не способствовала развитию производства. Трудовые коллективы не

заботились о будущем промышленного предприятия, направляя значительную долю

средств на заработную плату и не занимаясь внедрением новых технологий,

разработкой новых видов продукции, отвечающим требованиям рынка. В 1992 году

началась реализация программы массовой приватизации. Как показала практика

мелкие частные предприниматели быстрее, чем крупные государственные

промышленные предприятия добиваются в новых условиях положительных

производственных и финансовых результатов.

Второй этап 1994-1995 г.г. Была разработана и внедрена современная

законодательная база, были упрощены методы проведения приватизации и ее порядок

. Началась купонная приватизация. Была разработана новая концепция

разгосударствления и приватизации. При ее разработке были учтены недостатки

прежне системы приватизации , а также рекомендации экспертов международных

финансовых институтов (МВФ, Мировой банк) .В политике дальнейшей приватизации

республика должна была преодолеть противоречие и недостатки первого ее этапа и

создать систему, наиболее приспособленную к рыночным отношениям.

Основными методами становятся аукционы и конкурсные продажи объектов

государственного имущества, позволяющие частному капиталу более активно

участвовать в приватизации . Небольшие промышленные предприятия с

занятостью до 100 человек приватизируются исключительно через аукционы.

Средние промышленные предприятия численностью от 100 до 1000 человек

приватизируются путем конкурсного отбора проектов приватизации,

подготовленных любым физическим и юридическим лицом Кыргызстана, а также

иностранной фирмой.

Главным критерием проекта приватизации являлась цена, которую дает

инвестор за приватизируемый объект, внедрение новых технологий, расширение

рынков сбыта, производство новых видов продукций .

Трудовым коллективам бесплатно передается 5% акций приватизируемого

промышленного предприятия. Собственность на имущество предприятий в

подавляющей части продается инвестору, в том числе иностранному , чей проект

признан лучшим на конкурсе.

В новой концепции и программе приватизации на 1994-1995 г.г. был

предусмотрено продолжение политики массовой приватизации, основанной на

использовании купонов- средств безвозмездной передачи собственности

населению.

В мае 1995 года в г. Бишкек была открыта Кыргызская фондовая биржа (КФБ),

где на 1.01.96 г. было зарегистрировано 11489 сделок с приватизационными

купонами на сумму 2,5 млн.сом. Проведение 90 купонных аукционов, где продано

25% из зарегистрированной доли, а также 536 промышленных предприятий на

сумму 48 млн.сом. в республике начал работать вторичный рынок ценных

бумаг.

За 5 месяцев 1995 года было преобразовано 295 объектов государственной

собственности с общей стоимостью основных фондов 47,1 млн.сом.

Анализ отраслевой структуры приватизации показывает, что наиболее высокие

смены приватизации за этот период в непроизводственной сфере 78 объектов,

промышленности -62, строительстве-34.

Самые низкие темпы отмечаются в приватизации сельскохозяйственных

промышленных предприятий- 2,6% и прочих отраслях, включающих объекты

коммунального хозяйства, материально технического обеспечения,

незавершенного строительства- 2,8%.

Были демонополизированы 3 холдинговые компании “Кыргызавтотранс”,

“Кыргызжал” “Кыргызавторемпром” и приватизированы 10 крупных промышленных

предприятия грузового транспорта .

За период с 1991 г. по 1995 г. в республике приватизировано 5896 подлежащих

приватизации государственных промышленных предприятий или 59% от их общего

числа.

В разрезе отраслей удельный вес приватизированного сектора составляет в

промышленности -76,7% , сельском хозяйстве -40,2%, строительстве -53,5%,

транспорте -46,4%, торговле ( включая общепит)-95,5%, бытовом обслуживании -

100%. Несмотря на завершение основного этапа приватизации , не достигнута ее

главная цель - создание реальной конкурентной сферы в экономике.

Сформировалось многообразие форм собственности . Количество АО, предприятий

частных и смешанных форм собственности предостаточно , однако это не привело

к широкой конкуренции.

Таблица 6. Соотношение форм приватизации.

1994 год1995 год1996 год
Все формы приватизации100100100
В том числе по способам приватизации:

акционирование

40,051,822,9

продажа на аукционах

5,714,224,5

продажа на конкурсной основе

5,02,315,6

выкуп в частную собственность

19,0

выкуп в коллективную собственность

10,18,9

преобразования в общества с ограниченной ответственностью

942,7

аренда с последующим выкупом

-1,06,4

безвозмездная передача

-0,1-

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ:

В 1991 году цены на товары были отпущены, они стали реально отражать

издержки на их производство, цены резко возросли. О росте цен можно судить по

индексу потребительских цен.

19911992199319941995
ИПЦ279,01358,71466,0187,2131,9

Либерализация цен при ранее существовавшем огромном разрыве между

структурой внутренних и мировых цен, крайне низких ценах на сырье и особенно

энергоносители привела и взлету общего уровня цен, сопровождаемого резким

спадом производства ухудшением уровня жизни населения.

Было упущено из виду ,что внутренняя структура цен в СНГ сформировалась на

малоэффективном производственном аппарате и высоко затратных технологиях.

Для того, чтобы перейти к структуре мировых цен, недостаточно их

либерализировать внутри страны и открыть экономику для мирового рынка. У

нас произошел паралич инвестиционного процесса, на обновление

производственного аппарата требуются и огромные средства и длительное время.

Очевидно, что активизация инвестиционного процесса, модернизация экономики,

нереальны без мощного регулирующего влияния государства.

Для противодействия росту внутренних цен крайне важно было обеспечить

синхронность мер по либерализации экономики, ее модернизации и созданию

конкурентной сферы.

Либерализация внутреннего рынка в Кыргызской Республике началась еще в

период существования советского государства и к середине 1994 года была

почти завершена. В этот период была проведена либерализация основной массы

цен и ликвидированы субсидии на производство хлеба. Было ограничено число

предприятий- монополистов (предприятий , доля которых в снабжении

внутреннего рынка превышала 35%).

Стремление реализовать модель открытой экономики к свободному перетоку

товаров, услуг и капитала, несомненно, оказали влияние на политические решения

в проведении широкой либерализации внешней торговли. Современную политику в

области регулирования внешней торговли Кыргызской Республики можно считать

наиболее либеральной среди стран бывшего Советского Союза

[6] . Не удивительно поэтому, что объем внешней торговли Кыргызстана

постоянно возрастал. Более того , после периода стагнации в 1994 г. связанной

с экономическим спадом в странах СНГ ( в 1994 г. объем внешней торговли

составил 744,4 млн. долларов США), в последующие годы внешняя торговля

быстро развивалась (967,8 млн. долларов США в 1995 г. и 1397,3 млн. долларов

США в 1996 г.). В 1995 году объем экспорта возрос примерно на 20% ( до 408,9

млн. долларов США), а в 1996 году примерно на 23,5% ( до 505,4 млн. долларов

США). В то же время импорт в 1995 году увеличился примерно на 38% ( до 558,9

млн. долларов США), а в 1996 году его объем возрос на 59%% ( до 891,9 млн.

долларов США). В результате внешнеторговый дефицит в 1995-1996 г.г. ежегодно

увеличивался более чем вдвое (150 млн. долларов США в 1995 г. )

Основные показатели развития внешней торговли в Кыргызстане за 1992-1995

г.г. ( в млн.долл. США)[7].

1992 год1993 год1994 год1995 год

Внешнеторговый оборот737,7808,0744,4967,8
Экспорт317,0360,2340,1408,9

Импорт *420,7447,8404,3558,9

Дефицит внешней торговли103,787,664,2150,0

* Начиная с 1994 года , включая неорганизованный импорт.

Начавшееся в 1991 году изменение географии внешнеторговых связей с

преимущественной ориентации на бывшие республики Союза ( страны СНГ) в

направлении развития торговых отношений с другими странами, по -видимому,

несколько замедлилось . Доля стран СНГ во внешней торговле Кыргызской

Республики сократилась с более чем 80% в 1992 г. до примерно 65% в 1995-1996

г.г. Доля стран СНГ в экспорте Кыргызстана сократилась с более чем 95% в

1989-1993 г.г. до 66% в 1995 г. и до 77% в 1996 году. Доля импорта

Кыргызстана из этой группы стран также сократилась с примерно 80% в 1989-

1993 г.г. до 54% в 1995 г. В результате дефицит в торговле с этой группой

стран возрос с 84,4 млн. долларов США в 1995 г. до 93,5 млн. долларов США в

1996 г. Как уже упоминалось, значительный рост импорта из стран, являющихся

членами СНГ, в основном связан с импортом для реализации проекта по

разработке золота (Кумтор).

Основные показатели торговли со странами СНГ в 1992-1995 г.г. ( в

млн.долл.США)[8]

1992 год1993 год1994 год1995 год
Внешнеторговый оборот590,7583,9432,5622,8
Экспорт240,5248,1223,0269,2
Импорт*350,2335,820-9,5353,6
Дефицит внешней торговли109,787,7-13,584,4

*Начиная с 1994 года включая неорганизованный импорт

В мае 1994 года была введена единая пошлина на импорт - 10%.

СТАБИЛИЗАЦИЯ:

В связи с постоянно нарастающим инфляционным давлением из-за пределов

республики, в основном из России в мае 1993 года было принято решение о

выходе из рублевой зоны и введением национальной валюты Кыргызской

Республики - сома. Что позволило проводить самостоятельную финансовую и

денежно-кредитную политику и осуществлять контроль над экономической

ситуацией. В целях обеспечения устойчивости национальной валюты

предпринимался ряд мер. На момент введения сома вступил в действие Закон о

валюте, который установил достаточно свободные рамки для валютных операций.

Нацбанк стал осуществлять еженедельные продажи иностранной валюты на

межбанковском рынке, а также регулярные аукционы казначейских векселей и

кредитные аукционы. В июле 1993 г. были унифицированы резервные требования к

банкам, а в августе этого же года появился механизм ломбардного

кредитования. В первое время после введения национальной валюты очень

остро стоял вопрос неплатежей, поскольку банковские структуры стран СНГ были

не готовы к осуществлению платежей в национальных валютах. Как следствие ,

широкое распространение получили взаиморасчеты в долларах США и бартер. Хотя

и в настоящее время эта проблема не решена полностью. Серьезным достижением

НБКР явилась сравнительно быстрая стабилизация обменного курса сома и

обеспечение его функционирования в основном в плавающем режиме. В марте 1995

года МВФ объявил кыргызский сом конвертируемой валютой (VIII Устава МВФ).

После обретения независимости в Кыргызстане был проведен ряд важных реформ

и монетарной сфере курсовой политики. В 1992 году было принято новое

законодательство о центральном банке и о коммерческих банках .

Проведение стабилизации в Кыргызской Республике протекало аналогично

подобным процессам в других странах, осуществляющим переход к рыночной

экономике. Изменения в фискальной системе характеризовались быстрым

сокращением бюджетных доходов, снижением расходов и наличием высокого

бюджетного дефицита. Разрушение прежней экономической системы, падение

производства и слабая налоговая администрация стали причиной падения

бюджетных поступлений. Падение доходов было гораздо более значительным ,чем

снижение расходов. В результате бюджетный дефицит увеличился и достиг 13,4%

ВП в 1992 году и 13,6% ВВП в 1993 г. В 1994 году дефицит консолидированного

бюджета сократился до 7,7% ВВП, однако, в 1995 году он вновь возрос до 11,8%

ВВП.

Так же была проведена реформа в банковской системе . Она заключалась во

введении двухуровневой банковской системы и в либерализации порядка

открытия коммерческих банков. За короткое время , возросло количество

банков. Для оздоровления финансовой системы были предприняты значительные

усилия . Кыргызстан - единственная страна среди постсоветских государств,

где решились провести ликвидацию государственного сберегательного банка.

Большое значение в изменении технологии хозяйственных субъектов сыграло

решение , принятое Правительством и Нацбанком в начале 1994 года, о

приостановлении финансирования из бюджетных средств убыточных предприятий. В

январе 1994 года был принят закон о банкротстве.

Было положено начало рынку ценных бумаг . Были созданы в регионах в

аукционных центрах по продаже ценных бумаг и 10 инвестиционных фондов,

привлекающих приватизационные средства населения.

СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ:

Создание инфраструктуры в Кыргызстане протекало на первом этапе слабо.

Возникновение большого количества коммерческих банков пока еще не давало

никаких результатов, вследствие новизны проводимых реформ.

Введенные в 1992 году нормы предусматривали контроль за качеством банковских

активов, особенно за безопасностью кредитных портфелей, банковской

ликвидностью и валютными рисками.

В 1994 году были ликвидированы три коммерческих банка: ЧБ Жиргал, КБ

Урматбанк и АКБ Сатурн. В 1995 году были ликвидированы еще два банка: АКБ

Адил и АКБ Кыргыздыйканбанк. Основной причиной их ликвидации стала

постоянная нехватка ликвидности, что было связано с тем фактом, что свою

политику предоставления заемных средств они основывали на рефинансовых

кредитах центрального банка. Отношение этих кредитов к совокупному объему

кредитования, осуществляющегося ликвидированными банками, составляло от 48 до

72%. Предоставленные этими банками кредиты были в основном потеряны.

Подводя итог, отметим, что ликвидированные в 1994 в 1995 г.г. банки имели

чрезвычайно неблагоприятные показатели деятельности, характеризовались

отсутствием профессионализма либо действовали в таких направлениях, которые

не могут быть признаны нормальными направлениями банковской деятельности.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ:

Реструктуризация на данном этапе осуществлялась на уровне предприятий , в

следствии их приватизации и реорганизации, для повышения эффективности .

На первых порах для управления вновь созданными предприятиями была принята

типичная англо - саксонская модель управления корпорацией, так как это было

проделано в России. Однако эта модель одноярусного управления , как показал

опыт , хорошо действует в странах , где имеются традиции профессионального

делового управления и соблюдается кодекс деловой этики. У нас же в

Кыргызстане это привело к концентрации всей власти в руках председателей

Совете директоров , президента АО и ее исполнительного директора.

Действенным механизмом реструктуризации предприятий является осуществление

процедур банкротства.

Несмотря на то , что во время первого периода стабилизационной политики были

проведены два этапа приватизации, т.е. была реорганизована большая часть

предприятий, реструктуризация не была реализована.

СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ:

В связи с тем, что на первом этапе радикальных реформ ухудшались все

экономические показатели , естественно ухудшилось и социально положение

населения. Ухудшение экономической ситуации в 1991-1994гг. привело к снижению

всех основных социальных показателей, особенно, в динамике двух из трех

основных показателей, определяющих качество жизни: доходы населения,

ожидаемая продолжительность жизни и уровень грамотности .

Данные проекта “Мониторинг бедности” за 1996г. также указывают на

неравномерное распределение доходов. Ухудшение экономической ситуации по-

разному сказывалось на отдельных слоях населения. В 1993г. на 40 процентов

бедного населения приходилось 10 процентов всех расходов, в то же время на

10 процентов населения, имевшего наибольшие доходы - 40 процентов расходов, в

1995г. ситуация с распределением доходов изменилась в сторону улучшения.

Итоговая величина распределения расходов (коэффициент Джини) в 1993г.

(октябрь) составляла 0,548, а в 1996г. (март) снизилась до уровня 0,4614 .

Хотя, по имеющимся сведениям, величина коэффициента и снижалась, уровень

неравномерности в распределении расходов несмотря на это сохранялся высоким

(0,456 в декабре 1996г.).

Как отмечено выше, в результате гиперинфляции, в первые годы независимости

многие слои населения оказались за чертой бедности (70,7 процента по данным

1996г.). Наиболее подвержены бедности большие семьи, 62,1 процента

домохозяйств которых находятся за чертой бедности. Из почти 544 тысяч

пенсионеров более 70 процентов также являются бедными.

Гиперинфляция в 1992-1993гг. резко ускорила процесс снижения уровня жизни

населения и, несмотря на общий подъем экономики в 1997г., а также увеличение

численности занятых, уровень бедности оставался без изменения. В 1993-

1994гг., в связи с сокращением традиционных рабочих мест, возрастала

численность населения, занятого индивидуальной трудовой деятельностью с 26,7

тыс. человек - в 1993г. до 215,3 тыс. - в 1997г. При этом, усилия населения

по сохранению уровня жизни, применяя механизмы рыночной экономики, и, как

следствие, расширение среднего класса, сталкивались с ухудшением социальной

безопасности, бюрократическими препонами со стороны налоговой системы и

коррупцией. Основным показателем, характеризующим демографическую ситуацию и

определяющим уровень человеческого развития, является ожидаемая

продолжительность жизни. За 1993-1995гг. этот показатель снизился с 67,3 до

66,0 лет, отражая ухудшение жизненного уровня, сопровождавшее гиперинфляцию и

экономический спад. При этом, снижение отражалось в продолжительности жизни

как мужчин (с 62,9 до 61,4 лет), так и женщин (с 71,7 до 70,4 лет).

Поддержанию уровня грамотности способствовало увеличение с 1993г. числа

общеобразовательных школ, составивших в 1997г. 1940, средних специальных -53

и высших учебных заведений - 431 С 1995г. наблюдался также рост числа

негосударственных учебных заведений. Однако, из-за значительного сокращения

государственных дотаций, число дошкольных учреждений в 1992-1995гг.

уменьшилось в три раза. Из-за роста бедности могут повыситься коэффициенты

выбытия из школ. В дальнейшем, вследствие сокращения реальных

государственных затрат на образование в целом и последовавшего ухудшения

материально-технической базы школ, возможно ухудшение образования. За 1993-

1997гг. число зарегистрированных преступлений снизилось с 42495 до 37262, из

которых более 19 тысяч приходится на преступления против личной собственности

граждан. После значительного роста обмана покупателей и заказчиков в 1994г.

(974 в 1993г., 1222 в 1994г.), их число с 1995г. начало сокращаться.

Как мы видим первый этап социально- экономических реформ характеризовался

огромным спадом в целом во всех сферах экономики, а так же и в социальной

сфере, это обусловлено прежде всего адаптацией к новому экономическому укладу

правительства и общества.

2.3 Второй этап социально- экономического развития

Кыргызстана

Второй период характеризовался завершением основных реформ, замедлением

экономического спада в 1995г. и подъемом экономики в 1996-1997гг. Однако,

процесс ухудшения в социальной сфере продолжал углубляться: в 1997г. средняя

заработная плата сохранялась на уровне ниже минимального потребительского

бюджета и число домашних хозяйств, живущих за чертой бедности, увеличилось.

Несмотря на рост ВВП в 1997г. на 9,9 процента, уровень производства оставался

значительно ниже того, который наблюдался в начале 90-х гг. Тем не менее,

благодаря проведению успешной денежной политики, инфляцию удалось сократить

(с 6 процентов в месяц в 1994г. до 1,2 в месяц, или до 25,4 процента в

1997г.), укрепить сом и снизить учетную процентную ставку рефинансирования до

23,5 процента на конец года. В 1997г. дефицит государственного бюджета

сократился до 5,2 процента к ВВП.

В 1996г. валовое накопление достигло 25,2 процента к ВВП, что включает 2,6

процента изменения запасов материальных оборотных средств, а в 1997г.,

соответственно, 21,7 и 9,1 процента. Валовое накопление в большей степени

финансировалось за счет притока иностранного капитала, так как валовые

национальные сбережения сохранялись на низком уровне - 3,4 процента в 1996г.

и 14,3 процента в 1997г. Увеличение инвестиционной активности было связано

со строительством некоторых крупных предприятий с иностранным

финансированием. В то же время, инвестирование других секторов оставалось на

низком уровне, так как медленно активизировался частный сектор. В результате,

дефицит счета текущих операций в 1995г. увеличился до 234,7 млн. долларов и в

1996г. почти удвоился - до 424,7 млн. долларов, а по завершению строительства

крупнейшего предприятия металлургической промышленности в 1997г.-снизился до

138,4 млн. долларов.

Прежде чем рассматривать основные составляющие реформ , остановимся на

основных программах , которые были приняты Правительством для реализации

реформ на втором этапе стабилизационной политики.

Основные программы и проекты

ПЕСАК - программа реорганизации и ликвидации убыточных госпредприятий (РЕSАС).

В 1994-1996 г.г. было завершено исследование 28 убыточных предприятий (из

числа крупнейших) промышленности по программе ПЕСАК, финансируемый

Всемирным банком, для определения их жизнеспособности. На основе этой

программы были закрыты производственные предприятия, от предприятий были

также отделены объекты социальной инфраструктуры, однако была сокращена

численность занятых работников, что естественно отразилось на уровне

безработицы в республике, он намного возрос, т.к. огромное количество людей

работало именно на государственных предприятиях.

Финансирование этого проекта в Кыргызской Республике за 1996 год составило около

0,2 млн. долларов. АПЕАК - программа по развитию

сельскохозяйственного сектора.

Программа АПЕАК начата в 1995 году. Общая сумма полученных средств по данному

проекту составила 41,8 млн.долларов. В качестве софинансирования программы

сельского хозяйства АПЕАК Азиатский банк развития в 1996 году выделил еще

19,3 млн.долларов.

ФИНСАК- Программа по реорганизации финансового сектора.

Программа ФИНСАК вступила в силу в сентябре 1996 года. Она направлена на

оказание технической помощи по реорганизации финансового сектора Кыргызской

Республики, финансируемая Всемирным банком. Основными задачами данной

программы являются:

· Реструктуризация финансового сектора путем создания новых небанковских

институтов

· Оказание консультативной помощи НБКР, коммерческим банкам, Министерству

финансов.

Программа включает несколько разделов:

· Реструктуризация банков.

· Упорядочение и погашение долгов.

· Внедрение нового плана счетов. (Международные стандарты бухгалтерского

учета).

· Создание Центрального реестра залогов.

· Совершенствование платежной и клиринговой системы.

По программе ФИНСАК было получено:

· В 1996 году- 22,6 млн.долларов США.

· Всего должно поступить 45 млн.

Проекты -

Всемирный

банк -11,7 млн.долларов “Развитие овцеводства” “Финансирование села и

программа предприятия мелких фермерских хозяйств”, Поддержка вспомогательных

сельскохозяйственных услуг) 15 млн.

Азиатский банк "Сельские финансовые институты"12,7 млн.

Социальные программы

Правительством Кыргызской Республики и международными организациями уже

довольное долгое время осуществляется целый ряд программ, связанный с

преодолением бедности, включая следующие:

“Манас - -комплекс мер по реформированию здравоохранения.

“Билим” - сфера образования.

“Аялзат” - тендерная программа.

“Ардагер” - программа по социальной защите представителей старшего

поколения.

“Аракет” - была принята в феврале 1998 года, интегрированная программа

преодоления бедности.

“Эмгек”- национальная программа “Рынок труда и занятость населения в

Кыргызской Республике на 1999-2000 г.г. и на период до 2005 г.г.”

При поддержке

Всемирного банка реализуется проект “Сеть социальной защиты”, который направлен

на реформирование и развитие этой сферы.

Для реализации всех этих программ разрабатывались следующие индикативные

планы.

1) 94-2005 г.г.

в 95 г. уточненный

в) 1996-1998 г.г.

з) 1999-2001 г.г.

и) 2000 ( № 290 постановление Кыргызской Республики)

Индикативный план на период 1996-1998 г.г.

- Был нацелен на увеличение объема реального ВВП. Номинальный объем

ВВП, по итогам 1996 и 1997 г.г. составил 22467,8 и 30438 млн.сом, в 1997 году

это показало 2 миллиардное превышение индикативного плана.

-Наблюдались достаточно низкие темпы инфляции : уровень инфляции за 10

месяцев 1997 года составил 6,9%, против 10,8% по индикативному плану. Однако

показателем за 1998 год свидетельствует , что ход реформ был наиболее

медленным и беспорядочным, чем за все предыдущие годы переходного периода.

Индикативный план на 1999 -2001 г.г.

· -Достижение устойчивой макроэкономической политики.

· Сокращение дефицита бюджета до 2,2% от ВВП в 2000 г. и дальнейшая

стабилизация на уровне 2,0% ВВП.

· Необходимость развития реального сектора.

· Стратегической целью государственной промышленной политики

является создание стабильно работающего структурно сбалансированного

промышленного сектора в экономике республике с конкурентно способной

продукцией . Основные усилия должны быть направлены на реализацию

проектов развития отраслей топливно-энергетического комплекса,

металлургической, легкой и пищевой промышленности. Серьезное внимание

необходимо уделить развитию производственной инфраструктуры,

электроэнергетике, транспорту и связи. В области с/х - создание условий для

развития агропромышленного производства, достаточного для полного

удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания,

промышленности в с/х сырье. Кыргызстан относится к странам с переходной

экономикой, а значит наблюдаются все факторы перехода к рынку. Как

отмечалось ранее особый упор в связи с принятыми социально экономическими

реформами в Кыргызстане делился на приватизацию, либерализацию,

стабилизацию, а также в меньшей степени реструктуризацию и созданию

институциональной структуры.

ПРИВАТИЗАЦИЯ.

Приватизация на данном этапе характеризуется средним уровнем ее проведения и

на этом этапе имеет место третий этап приватизации.

Третий этап начался с программы подготовленной в феврале 1996 года.

Предприятия, сохраняющие значительную государственную долю, или лишь частично

приватизированные, были подготовлены к дальнейшему акционированию. Для наиболее

жизнеспособных предприятий энергично привлекались иностранные и внутренние

инвестиции. Весной 1997 года началась завершающая стадия работы купонных

аукционов: на них были представлены наиболее крупные, капиталоемкие

предприятия. По отраслям эти предприятия распределены следующим образом:

Транспорт и связь:

· Кыргызтелеком

· Кыргызстан Аба Жолдору

Промышленность:

· Учкун

· Акыл

· Бишкекский машиностроительный завод

Энергетика:

· Кыргызэнерго

· Кыргызгазмунайзат

· Кыргызгаз

· Кыргызкомур

Горнорудная промышленность и металлургия:

· Кадамжайский сурьмяной комбинат

· Кара-Балтинский горнорудный комбинат

Первым итогом приватизации этих предприятий была продажа 3-6 процентов из

балансовой стоимости предприятий.

В 1998 году продолжалась реструктуризация убыточных предприятий с дальнейшей

подачей из на денежные аукционы, причем в ряде случаев планируемый

контрольный пакет акций оставили за государством. Кроме этого, планируется

выставлять на денежных аукционах государственные пакеты акций ранее

приватизированных предприятий. Некоторые из наиболее крупных предприятий,

например, Кыргызтелеком и Кыргызстан Аба Жолдору получили кредиты, гарантом

которых выступает государство. Очевидно, что и в дальнейшем контрольный

пакет акций этих предприятий сохранится за государством.

Во первых, это крупнейшие предприятия инфраструктурных и

“ресурсных” секторов , включая Кыргызэнерго, Кыргызтелеком Кыргызгазмунайзат,

НАК Кыргызстан Аба Жолдору, горнодобывающая промышленность.

Во вторых, значительная часть крупных и средних предприятий

обрабатывающей промышленности проходящих в различной отчетности как

“приватизированные”, на самом деле только еще прошли первые стадии

приватизации- преференциальную “коллективизацию” и продажу за приватизационные

купоны небольших долей предприятия. Таких предприятий, находящихся в той или

иной степени под контролем Фонда госимущества Кыргызской Республики ( по разным

критериям включения) от сорока до сотни. К ним нужно прибавить предприятия в

структурах Государственной акционерной корпорации “Кыргызалко” и акционерной

корпорации “Кыргызтамекиси”.

В процессе приватизации было достигнуто реальное изменение структуры

собственности. Требовалось приватизировать огромный комплекс предприятий и

других объектов государственной собственности. Было необходимо постоянно

анализировать и корректировать курс приватизации. Об этом свидетельствует

тот факт, что процесс приватизации у нас осуществлялся в несколько этапов.

Даже в таких развитых странах, как Великобритания, Франция , в 80- годах

процесс приватизации нескольких предприятий требовал серьезной проработки и

не обходился без ошибок.

В мае 1997 была создана специальная комиссия с участием представителей

генеральной прокуратуры, министерств национальной безопасности, финансов,

внутренних дел, Национальной комиссии по рынку ценных бумаг. Этой комиссии

было поручено проанализировать ход приватизации в целом, нормативно-правовую

базу приватизации , а также разобраться с фактами злоумышленных нарушений в

ходе приватизации, среди которых необоснованное занижение стоимости

государственного имущества. Комиссия закончила свою работу. Несмотря

на недостатки и упущения в ходе реформирования отношений собственности,

нельзя не оценить реальные сдвиги, которые произошли за годы реформы в

экономике Кыргызстана. Если оценивать структуру собственности по числу

предприятий, то к настоящему моменту в негосударственном секторе работает

62,1% предприятий, а в государственном -37,9%. Боле половины основных фондов

находится в негосударственном секторе.

В результате проведенной работы по разгосударствлению и приватизации в

негосударственном секторе экономики Кыргызской Республики появилось около 2,5

тысячи объектов, приватизированных частными лицами, и более 2 тысяч объектов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.