РУБРИКИ

Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

Диплом: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

Введение.

Мировой опыт государственного регулирования экономики свидетельствует о том,

что эффективность функционирования экономической системы в значительной

степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного

бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными

группами компаний примерно с 70-х годов прослеживается тенденция к смене

лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы,

которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется

это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного

научно-технического прогресса. « В переходных обществах, а именно к ним по

состоянию экономики и социума принадлежат постсоциалистические страны

Восточной Европы и СНГ, трансформация хозяйственного механизма во многом.

зависит от способности и желания укреплять малое предпринимательство. Отказ

от системы тоталитарного государственного монополизма требует рассредоточения

производства и формирования новых агентов рынка.» *

В отличие от крупного, малое предпринимательство в большинстве его форм

доступно очень многим, поскольку не требует больших первоначальных вложений

капитала. Малое предпринимательство оперативно реагируя на изменение

конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и

гибкость. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров,

которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий. Малое

предпринимательство создает благоприятные условия для более рациональной

производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в

организационной структуре крупных предприятий). Помимо невысокой

капиталоемкости важным преимуществом малых хозяйственных форм являются

короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции прежнего по

сравнению с крупными объектами.

Какие предприятия считать представляющими малый бизнес? Ответ на этот вопрос

определяется двумя критериями: численностью занятых и величиной оборота

капитала; при этом, как правило, учитывается отраслевая специфика. Что

касается первого из указанных критериев, то в мировой практике все

предприятия, на которых работает менее 500 человек, принято относить к малому

и среднему бизнесу. В выделении из данной группы собственно малого бизнеса

есть значительные различия.

В Великобритании, например, к малым относятся предприятия и фирмы с числом

занятых до 200 человек в промышленности и до 25 - в строительстве. Во Франции

к малым относятся предприятия и фирмы с количеством занятых от 10 до 50

человек, к ремесленным - с числом работающих до 10 человек. В Болгарии к

малым относятся предприятия с числом занятых до 50 человек, к средним до 200.

В Японии, в соответствии с основным законом о средних и малых предприятиях от

20 июля 1963 г., к средним и мелким предприятиям в добывающей и

обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве относятся

предприятия с уставным капиталом до 0,1 млрд. иен (около 700 тыс. долл.) и

числом работающих до 300 человек. В оптовой торговле, соответственно, - до

0,3 млрд. иен и до 100 работающих. В розничной торговле и в сфере услуг 0,01

млрд. иен и 50 работающих.

В Германии малое предприятие - это такое, где не только до 49 занятых, но и

менее 2 млн. марок годового оборота реализации. Другое дело - сфера услуг и

транспорт, Здесь в соответствии с отраслевой дифференциацией, малым

признается предприятие не более чем с двумя занятыми при объеме реализации до

100 тыс. марок.

В России малое предпринимательство определялось по двум основным критериям:

численности работающих и отраслевой принадлежности. Согласно действующему

законодательству, к малым предприятиям относились вновь создаваемые и

действующие предприятия, у которых показатели средней численности работающих

не превышали определенного уровня: в промышленности и строительстве - до 200

человек, науке и научном обслуживании - до 100 , в других отраслях

производственной сферы - до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы -

до 25, в розничной торговле - до 15 человек.

Согласно вступившему в силу 14 июня 1995 года Закону РФ "О государственной

поддержке малого предпринимательства в России", под субъектами малого

предпринимательства понимаются предприятия любой организационно-правовой

формы, у которых среднесписочная численность работников не превышает

следующие предельные уровни:

· в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек

· в сельском хозяйстве - 60

· оптовой торговле - 50

· научно-технической сфере - 60

· в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30

· в остальных отраслях и других видах деятельности до 50 человек.

"...Предприятия численностью от 100 до 200 человек, работающие в сфере

производства, и строившие свою стратегию, исходя из предоставляемых малым

предприятиям льгот (и не только налоговых), в одночасье были их лишены. Теперь,

наравне с крупными, они должны делать авансовые платежи по налогам, содержать

большой штат бухгалтерии. Для сравнения: в США ... мельчайшие [предприятия] -

от 1 до 19 человек; малые - от 20 до 99, средние - от 100 до 1500. В Германии

средняя численность персонала малых предприятий составляет 250 человек..."

*

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности

(многопрофильные), относятся к таковым по критериям

того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме

оборота или годовом объеме прибыли.

Однако небольшой численный состав и юридическая самостоятельность - не самые

главные черты малого предприятия. Наиболее существенными характеристиками

таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость,

упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке

своих хозяйственных подразделений. Сущность и отличительная особенность

малого предпринимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в

получении такого результата и таким образом, которых нельзя достичь на основе

других форм организации производства. Именно в силу внутренних преимуществ,

основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации,

малое предпринимательство утверждается не столько как количественный, сколько

как качественно определенный вид предпринимательской деятельности.

Не случайно в США, к примеру, на долю малых и средних предприятий приходится

половина всей выпускаемой продукции, а 9 из каждых 10 новых технологических

идей рождаются в малых фирмах.

1. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства

В системе малого бизнеса занимает прочное место и играет весьма важную роль

та его часть, что посвящает свою деятельность инновационному процессу. От нее

в большой степени зависят интенсивный экономический рост страны и повышение

конкурентоспособности ее народного хозяйства. Малый инновационный бизнес

имеет ряд отличительных особенностей, среди них - его, как правило,

межотраслевой характер, т.е. он обычно не замыкается в каких-то

узкоотраслевых пределах. Объект такого бизнеса - все движение научной идеи,

от ее выдвижения учеными до состоявшегося практического воплощения в

требующихся масштабах.

Традиционно инновационный цикл принято связывать со сферой материального

производства. Ее базовое значение несомненно. Но тем не менее нововведения

возникают и воплощаются не только в ней. Они, проходя в принципе тот же

инновационный цикл, существуют и в непроизводственной сфере: в медицине,

образовании и ряде других отраслей, не производящих материальный продукт.

Таким образом, инновационной является всякая деятельность, охватывающая

исследования, разработку и внедрение нововведений независимо от того, каково

их отраслевое предназначение.

Было бы ошибкой целиком связывать эту деятельность лишь с малым бизнесом. У

крупных фирм больше финансовых возможностей для проведения фундаментальных

исследований и НИОКР. Вместе с тем они обычно отягощены тяжеловесной и

сложной управленческой

пирамидой менее подвижны и гибки в реакции на запросы рынка. Этот недостаток

не свойствен более мелким фирмам, которые быстрее внедряют результаты НИОКР в

производственный процесс, более эффективно и экономно используют ресурсы,

хотя сравнительная ограниченность последних не позволяет малого бизнесу

браться за осуществление крупномасштабных проектов. По данным обследований,

проведенных национальным научным фондом США, малый бизнес в расчете на одного

занятого производит в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные фирмы (в

промышленности США на долю малого бизнеса приходится 50% крупных

изобретений). Малые инновационные предприятия в относительном выражении

вкладывают в НИОКР больше средств, чем крупные. Завершающий - внедренческий -

процесс на малых предприятиях (фирмах) протекает в среднем на год быстрее,

чем на крупных.

Существует сильная зависимость (экономическая, политическая, научно-

техническая и др.) малого инновационного бизнеса от внешних факторов. В

определенной степени она преодолевается с помощью системы, в которой малые

предприятия становятся субподрядчиками федерального правительства и тех или

иных министерств и ведомств. Государственные заказы, осуществляющиеся на

конкурсной основе, позволяют привлечь к реализации перспективных научно-

технических программ и проектов тысячи инновационных фирм, включая и малые,

тем более, что последним часто отдается приоритет.

Важнейшим элементом государственной поддержки, позволяющим снизить идущие от

внешней среды риски, является создание инфраструктуры, которая обеспечивает

успешное продвижение инноваций по всем стадиям инновационного цикла.

Такая инфраструктура охватывает:

· информационно-консалтинговые центры

· маркетинговые центры

· предоставляемые помещения, оборудование, транспортные средства,

организацию дешевых бухгалтерского учета и делопроизводства

· выделение льготных кредитов и страхование риска

· и прочие услуги подобного характера.

Указанные элементы необходимой инфраструктуры малого инновационного бизнеса в

рыночной экономике образуются как

централизованно, путем государственной поддержки, так и

децентрализованно, на основе содействия со стороны негосударственных

коммерческих структур. Зарубежный опыт показывает, что особенно эффективно

сочетание обоих этих направлений.

Институциональная поддержка малого инновационного бизнеса за рубежом весьма

солидна. В частности в США ею заняты администрация по делам малого бизнеса,

национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевые министерства

(министерство энергетики, министерство сельского хозяйства и др.). Во Франции

ту же работу ведут министерство экономики, национальное агентство по

внедрению результатов исследований, научно-технический фонд. В Германии -

министерство экономики, министерство научных исследований и технологий,

федерация промышленных исследовательских ассоциаций, патентный центр. В

Японии - корпорация финансирования мелкого бизнеса, народная финансовая

компания, центр рискового предпринимательства. Все эти организации вместе с

центральными и коммерческими банками, страховыми фондами создают необходимую

институциональную основу для эффективной реализации национальных программ

поддержки малого бизнеса. Что касается малого инновационного бизнеса, то он,

наряду с указанными общими для всего малого предпринимательства каналами,

использует специфические стимулы, рассчитанные на государственное содействие

инновационной деятельности в целом независимо от того, каковы размеры ведущих

ее фирм. Таким образом, малый инновационный бизнес за рубежом получает

удвоенную, особо предпочтительную поддержку.

Реализуется эта поддержка, как правило, не в расчете на всю массу

соответствующих предприятий, а выборочно, по намеченным приоритетным

направлениям. Например, в Италии - это электронная промышленность,

автомобилестроение, металлургия, авиакосмическая и химическая промышленность.

Претворение в жизнь программы технологического объединения Западной Европы

“Эврика” также связано с подключением и поддержкой малых и средних фирм более

чем по 165 проектам, которые отнесены к приоритетным направлениям

( робототехника, информатика, биотехнологии, медицина, сельское хозяйство,

энергетика, транспорт, новые материалы, телекоммуникации, лазерная техника,

защита окружающей Среды, образование). Эти направления отражают

предпочтительные современные интересы в развитии народного хозяйства

западноевропейских стран и их ориентацию на гибкий организационный механизм

реализации научно-технических программ на основе эффективного взаимодействия

малых, средних и крупных фирм.

В целом система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за

рубежом опирается на прямые и косвенные рычаги влияния и реализуется через

два главных канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям,

занятым инновационной деятельностью независимо от их размеров.

Система государственной поддержки малого бизнеса в целом охватывает следующие

основные элементы:

1. Правовое, законодательное обеспечение деятельности малого бизнеса.

Законодательство, с одной стороны, нося антимонопольный характер,

поддерживает предпринимательскую деятельность в целом; с другой - стимулирует

инвестиционную и инновационную деятельность малого бизнеса.

2. Система льготного кредитования малого бизнеса. Например, в Германии в

рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется

льготное кредитование, при этом максимальный размер кредита на создание

собственного капитала достигает 400 тыс. марок. Он выдается на срок до 20 лет

и погашается следующим образом: в первые 3 года проценты не взимаются вообще,

на четвертый год установлена ставка 2 %, на пятый - 3%, на шестой - десятый

годы - по 5 % . На остающиеся до истечения срока кредита 10 лет размер

процентной ставки может быть изменен.

3. Государственное страхование займов, что позволяет малым фирмам снизить

предпринимательский риск.

4. Льготное налогообложение, служащее инструментом государственного

регулирования развития приоритетных отраслей и формирования их

антимонопольной структуры. Как правило, налоговые льготы предоставляются

малым предприятиям в годы их становления.

5. Прямое бюджетное финансирование и госзаказы на продукцию малого бизнеса.

Здесь поддержка является строго целевой. Так, в США и Японии в сметах

расходов министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая

ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей (

например, в США - энергоснабжающие техника и технологии, высокие технологии

для ВПК) и прямую финансовую поддержку проведения ими НИОКР.

6. Информационно- консультационное, маркетинговое и кадровое обеспечение

деятельности Малых предприятий, позволяющее значительно снизить хозяйственный

риск. Финансовые возможности этих фирм не позволяют организовывать

маркетинговые исследования, сбор и обработку рыночных исследований. Эту

слабость компенсирует широкая сеть государственных и негосударственных

информационно-консалтинговых и маркетинговых служб, техноцентров, центров

менеджмента и подготовки кадров и т.п.

В стимулировании инновационной деятельности значительную позитивную роль

играют налоговые льготы на вложения в новые фирмы (Германия, Великобритания),

а также финансовые льготы на прибыль, которые применяются:

· при проведении приоритетных научных исследований и НИОКР;

· по отношению к модернизации и внедрению новейших технологий;

· посредством ускоренной амортизации ( во всех странах с развитой

рыночной экономикой).

В становлении малых инновационных фирм в условиях быстро изменяющейся

конъюнктуры рыночной экономики заметная роль принадлежит и технопарковым

структурам (технополисам, технопаркам, “теплицам”, технологическим и

инновационным центрам), которые являются своеобразными инкубаторами малого

бизнеса на региональном уровне. Они создают необходимую инфраструктуру для

нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий, важных для

данного региона.

Ключевым звеном технопарков являются университеты или иные научные центры. В

течение 3-5 лет технополисы и технопарки “выращивают” 10 и более малых

инновационных предприятий, предоставляя им на условиях лизинга электронно-

вычислительную технику, оборудование, транспортные средства, помещения, а

также оказывая необходимые бухгалтерские, канцелярские, консалтинговые

услуги, помощь в проведении совместных НИОКР, подготовке кадров и др.

Сказанное позволяет сделать вывод, что поддержка малого инновационного

бизнеса является приоритетным направлением государственной научно-технической

и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Таблица 1.1.

Страны

Количество МСП

(х 1000 шт)

Количество МСП

на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел)Доля МСП в общей численности занятых (%)Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания26304613,64950-53
Германия22903718,54650-54
Италия39206816,87357-60
Франция19803515,25455-62
Страны ЕС1577045687263-67
США1930074,270,25450-52
Япония645049,639,57852-55

Приведенные в таблице интегрированные показатели, характеризующие состояние

сектора МП в развитых странах, указывают на фундаментальную роль малого

бизнеса в социально-экономической и политической жизни каждой страны. Их

сопоставление позволяет сделать вывод о том, что место МП определено

объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно

одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории

развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

В США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе МП в два

раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества

при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить энергичный рывок

в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период

средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что

великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая,

Испании и других стран.

Для сравнительной оценки уровня развития МП в разных странах следует указать,

что в мировой практике сложились разные подходы к определению малого

предприятия (по численности занятых, объему производства товаров и услуг,

размеру уставного капитала и т.п.). Такие подходы к определению основных

параметров малого предприятия зависят от сложившейся в стране практики, а

также целей государственной политики в отношении МП.

Как показывает мировой опыт и многочисленные аналитические исследования,

абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критический уровень

45-50% от ВВП, при более высоких ставках начинается массовое бегство от

налогов, что в конечном итоге приводит к снижению налоговой базы и спаду

производства.

Специальная система обложения существует для корпоративного сектора

бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме

акционерных компаний (в США - корпораций), облагаются специальным

корпоративным налогом (corporate income tax), Его ставка составляет

обычно 45-60% и базой обложения служит чистая прибыль корпорации.

Оставшаяся после уплаты корпорационного налога часть прибыли

распределяется среди акционеров, а часть остается в виде резервов корпорации.

Прибыли некорпорационного сектора бизнеса (во многих странах он

охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются по

тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы и по его

ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с окончательным

расчетом по представлении годового баланса). По окончании налогового

периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по

налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания

авансовых налогов, которые были с них сделаны). Налоговые органы рассчитывают

сумму налога (на индивидуальные доходы), исходя из общей суммы доходов

налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают ("кредитуют" эту

сумму) удержанные прежде суммы авансовых налогов. Оставшаяся сумма налогов

довзимается с налогоплательщика. Таким образом, происходит суммирование

авансовых налогов с последующим вычетом их из суммы окончательного налога.

В последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде

стран к налогу на индивидуальные доходы были подключены и поимущественные

налоги, а некоторые страны даже становили ограничения, что вся сумма налогов

для любого налогоплательщика не может превышать 75-80% общей суммы его

доходов. На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения,

поскольку даже при применении налоговых ставок до 70-75% "эффективная"

налоговая ставка не превысит 45-50%, а как показывают данные налоговых

органов, в действительности богатые налогоплательщики, пользуясь широкими

льготами, редко уплачивают налоги по "эффективной" ставке более 30%. При

существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок,

прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке

облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в

соответствующий данной ставке избыток дохода. В первых диапазонах

попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и

лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается). Таким

образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%, то

предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя. Сумма всех

частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и

есть "эффективная" налоговая ставка.

Как правило, законом не устанавливается подробных правил определения

"внутренней" коммерческой деятельности (т.е. деятельности, осуществляемой

на территории данной страны). Однако конкретные признаки такой деятельности

можно вывести или из решений, вынесенных судами по тем или иным делам, в

которых требовалось установить "иностpанный" или "внутренний" характер

деятельности (в США, Великобритании) или из указаний и разъяснений

исполнительных органов (во Франции и некоторых других странах). Таким

образом, для определения, является ли та или иная деятельность "местной"

(внутренней) для данной страны, следует рассматривать всю совокупность

имеющейся в этой сфере налоговой "практики" (законы, решения судов,

инструкции и разъяснения налоговых органов и т.д.). Это связано еще и с тем,

что законы, как правило, не дают точных определений и таких важных терминов,

как "резидент" и "нерезидент", "источник дохода", "место управления компании"

и др. Кроме того, и само определение "коммерческой деятельности" обычно

весьма условно и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам.

В США это, например, "деловая активность", в Великобритании - "любая

торговля" (промысел), производство, предприятие, занятие, осуществляемое в

форме торговой (коммерческой) деятельности". Однако в конкретной практике

решение этих вопросов, особенно в отношениях между развитыми странами, в

значительной степени унифицируется благодаря наличию широкой сети

двусторонних налоговых соглашений). По условиям этих соглашений наименьшим

"неделимым" звеном всякой коммерческой деятельности признано "постоянное

деловое учреждение" ("истэблишмент", "баз фикс" и .д.), которое в настоящее

время является основным показателем (для налоговых целей) деятельности

иностранной компании на территории другой страны. Понятие "постоянного

делового учреждения" уже довольно глубоко разработано в различного рода

типовых моделях налоговых соглашений: например в типовой модели ОЭСР оно

определяется как постоянное место деловой деятельности, из которого

полностью или частично осуществляется деятельность предприятия", и

включает цех, фабрику, контору, строительный участок, шахту, буровую

установку и т.д. Под "деловой деятельностью" в данном контексте понимается

любая деятельность, связанная с извлечением прибыли, а "предприятие" - любая

осуществляемая отдельно или выделенная в финансовом или производственном

отношении деловая деятельность или часть деятельности. Компания -

налогоплательщик может включать в себя несколько таких отдельных "деловых

частей". При этом следует подчеркнуть, что "постоянное деловое учреждение"

вовсе не обязательно означает самостоятельную часть деловой

деятельности, напротив, как вытекает из определения, даже некоторая

составная часть такой деятельности, находящаяся на территории другой

страны, может представлять "постоянное деловое учреждение" для налоговых

целей.

Многие страны (Бельгия, Нидерланды, Дания и др.) настолько восприняли

эту концепцию, что включили понятие "постоянного делового учреждения" в свое

внутреннее законодательство. В Дании, например, установлено, что

иностранные компании подлежат обложению налогом, если "они осуществляют

деловую деятельность из постоянного делового учреждения, находящегося в

Дании, или участвуют в другом коммерческом предприятии через такое

постоянное деловое учреждение или иным образом участвуют в прибылях";

Голландия включает в облагаемый доход компаний - нерезидентов "прибыли от

деловой деятельности, осуществляемой в Голландии с помощью постоянного

делового учреждения"; и т.д. На практике применение внутреннего права в США и

Великобритании также близко к установленному их налоговыми соглашениями

принципу "постоянного учреждения", однако независимо от сходных

практических последствий между этими подходами остается важное

принципиальное различие: внутренние нормы в основном базируются на характере

деятельности или ее части, осуществляемой в пределах страны; а понятие

"постоянного делового учреждения" имеет преимущественно материальную

привязку к какой-либо фиксированной базе, помещению и т.д.

Помимо рассмотренного выше зарубежного опыта на примере налогообложения и

инновационной деятельности, нелишним будет обратить внимание и на лизинговую

деятельность.

По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объем

лизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 1998 году составил

135,3 млрд. ЭКЮ (эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой).

В США лизинг появился еще в 50-х годах. На долю США приходится половина

мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в США было

поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в

оборудование в стране).

Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы:

ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 % стоимости

новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например, расходы по

покупке оборудования - 100 000 долл., инвестиционная льгота - 10 %, 10 000

долл. вычтут из суммы налога

До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его

стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому,

фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование, не

показывая возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долг был

скрыт от инвесторов и экспертов.

С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как

правительство увидело в нем “субсидию на благо другого государства” (“Экспорт

налоговых льгот”). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х годах в период

высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент

стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической обстановке

80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых

льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля

амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду

лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось.

В Великобритании лизинг получил значительное развитие только после 1970 года,

то есть после введения налоговых льгот для малых предприятий. Они могли

вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они

производились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большой

доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла

воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому,

если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждать

некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавала

оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что

у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), то косвенные

выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компании открывают филиалы с

разными концами финансового года. Налоговая инвестиционная льгота

безвозмездна, она возвращается обратно через налоги на арендные платежи, но

тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду, равную 52 % стоимости

имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них

входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Две компании, которые можно отнести

к разряду ведущих в области лизинга - это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг

Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой

первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее

время она имеет 6 дочерних компаний.

В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с

экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку

или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор

может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение

оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке. В

лизинг сдаются даже детские сады и школы.

В Швеции лизинг начал развиваться в начале 60-х годов. Обычно им пользовались

маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банк требовал

обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так как

кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключались соглашения о

повторной покупке, согласно которым поставщик брал на себя обязательство

купить обратно оборудование, если клиент не выполнит свои обязательства по

лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговыми компаниями эти

обязательства (по обратной покупке) стали встречаться все реже и реже.

Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в исключительных случаях до 9

лет.

Обобщая страны Западной Европы, США и Японию можно сделать следующие выводы:

- в основном лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, а

специализированные компании, и их деятельность направлена на предприятия

малого и среднего бизнеса, семейные предприятия;

- развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор

экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных

отраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу;

- наличие определенных налоговых льгот, направленных на развитие лизинговых

отношений помогает развиваться за счет постепенной выплаты стоимости товара

без особого ущерба малым предприятиям;

- налоговые выплаты предприятий, относящихся к малым , мельчайшим и средним

носят щадящий характер, что способствует их развитию, напротив - крупные

корпорации покрывают возникающий из-за этого дефицит в бюджете за счет своих

сверхприбылей;

- инновационная деятельность поощряется, поскольку создает широкое поле

деятельности как для экономических "монстров", так и для малых предприятий.

Глава 2

Развитие государственной и региональной политики поддержки

малого предпринимательства в Российской Федерации

Переход России к рыночной экономике происходит в условиях трех «шоков», с

которыми западные экономики столкнулись в 70-х и 80-х годах, и четвертого

шока, уникального для России.

Первый из них называется «ценовым шоком», когда цены сырья. растут быстро и

неожиданно.Вторым является «шок конкуренции», когда с отечественными

предпринимателями начинают серьезно и успешно конкурировать иностранные

производители так называемых «новоразвитых стран». Третьим шоком является

«институциональный», когда проявляются новые правила и возможности для движения

капитала или управления собственностью.Названные три «шока» в России происходят

одновременно и сильнее, чем на Западе, то есть российские фирмы имеют гораздо

меньше времени, чтобы адекватно отреагировать на эти «шоки». Кроме того, в

России есть еще и четвертый «шок» - «шок знания», или, если так можно сказать,

шок обыденного предсознания.*

Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко

определить смысл понятия “поддержка” и в своих действиях исходить из его

реального содержания.

Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать с одной

стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и

правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого

предпринимательства, а с другой стороны - вложение в него материальных и

финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только

ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на

началах безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным

приобретением или авансированием в денежной или товарной форме ( банковский

или коммерческий кредит).

Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса,

применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на

российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению

этого сектора экономики, но и приводит к деформации его подлинной природы.

Между тем, государственное регулирование и поддержка российского

предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления

кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не

имеющих аналогов в мировой практике.

Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что:

· структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование

требует огромных затрат;

· высока степень монополизации производства, а соответственно, низка

конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью;

· технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и

ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками;

· в экономике продолжается спад производства;

· не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений;

· для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом

реформирования экономики.

В этих условиях малый бизнес без соответствующей государственной поддержки не

в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в

российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.

СТАТИСТИКА

В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых занято 15 млн.

человек. До 30 млн. человек занимаются индивидуальным предпринимательством.

Однако по сравнению с развитыми странами доля малого предпринимательства в

валовом внутреннем продукте остается крайне незначительной. В США она

составляет более 50% ВВП, в России - только 10%. Доля налоговых поступлений

от малых предприятий - 10-12%.

Табл.2.1 «Доля предприятий отдельных отраслей в их общем числе»

Отрасли

%
Промышленность16,87
Торговля и общественное питание26,87
Общая коммерческая деятельность9,61

В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать

постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого

бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий

нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи

государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы

обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях

хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями,

обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного

предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной

системы хозяйствования России. При этом имеется в виду, что успешное развитие

малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных ,

экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно,

начиная от политической стабильности до доверия представительным и

исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности

предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в

широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого

предпринимательства неэффективной.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства,

независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:

· создание льготных условий доступа малого предпринимательства к

финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к

научно-техническим разработкам и технологиям

· помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения

квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого

предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-

технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами,

а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства

· установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого

предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления

государственной статистической отчетности

· формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных

программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными

товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает

проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует

подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская

деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и

интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной

деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается

социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства,

целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии,

кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником

развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в

той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально,

проедаются, производство эффективно развиваться не может.

Например, на Западе для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях

развития малых получила широкое распространение и уже дала значительный

экономический эффект система контрактных отношений крупных и мелких фирм -

франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг.

Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма представляет малой фирме за

плату исключительное право использовать свою торговую марку, при

необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода

консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый бизнес, как

уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к нововведениям

и более заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.

Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе и

льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие

деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая

деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики

общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая

наиболее полное удовлетворение

социальных, экономических и экологических потребностей населения с

минимальными затратами общественного труда.

В постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 “

О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации” в качестве основных приоритетов

развития малого бизнеса определены

такие направления деятельности, как производство и переработка

сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных

товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и

медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг,

строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения,

инновационная деятельность.

То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых

предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду:

продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных

программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого

предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.

Исходя из того, что одним из направлений финансовой поддержки, способствующей

развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в частности, льготное

налогообложение, сначала Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “О

некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов

различных уровней” предусмотрены налоговые льготы малым предприятиям,

особенно занятым в производстве. Также вопросы льготного налогообложения

нашли отражение в принятом Законе РФ “ О государственной поддержке малого

предпринимательства в РФ” и в Законе “Об упрощенной системе налогообложения,

учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Указанные

льготы создают определенные экономические преимущества

для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Тем

не менее, по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в

малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой. В проектах федеральных

законов по налогообложению, направленных в Государственную Думу, практически

сохранены все льготы малому бизнесу, Вместе с тем предусматривается передача

права отмены уплаты авансовых платежей налога на прибыль и на добавленную

стоимость по малым предприятиям - органам исполнительной власти субъектов

федерации, способным более гибко использовать указанную льготу.

Другим направлением государственной поддержки является выделение ассигнований

из федерального и регионального бюджетов для финансирования программ

поддержки малого предпринимательства. Так, в 1995 году из федерального

бюджета направлено на поддержку предпринимательства 5 млрд.рублей, из них 2

млрд. рублей перечислено Фонду поддержки предпринимательства и развития

конкуренции при ГКАП России, который является генеральным заказчиком

Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Кроме того, с 1 января 1995 года на развитие предпринимательства в

соответствии с государственной программой приватизации государственной и

муниципальной собственности в указанный фонд направляется 5% денежных

средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Следует отметить, что государственная поддержка развития предпринимательства

осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных

целевых программ. Так, в целях поддержки инновационной деятельности

постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм

предприятий в научно-технической сфере.

Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.